На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Стресс у студентов

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 13.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 4. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


     Содержание

     Введение

     Слишком часто студенческая жизнь ассоциируется со студенческими обществами, различными мероприятиями и весельем. Она кажется беззаботной и легкой для многих студентов. Для других, однако, это всего лишь очередное изменение в жизни, к которому необходимо приспосабливаться. Студенты молоды и потому могут переживать множество проблем, свойственных молодым людям; но они могут быть и уже взрослыми, тогда на них и так уже лежит слишком много ответственности, что мешает наслаждаться студенческими годами; у них могут быть свои проблемы, мешающие сконцентрироваться на занятиях. В любом случае обучение в высшем учебном заведении - это стресс для многих студентов.
     Существует  большое количество подтверждений тому, что хронический  стресс - спутник  студенческой жизни. Стресс, испытываемый студентами, может сказываться на обучении (приобретении, применении и переработке знаний), что препятствует академической успеваемости. Трудности с успеваемостью в свою очередь также создают дискомфорт, в результате чего общий стресс усиливается. Некоторые исследователи отметили у студентов и проблемы с финансами, жильем, безопасностью и весом.
     Студенту  необходимо преодолеть переходные трудности, освоить новые  роли и модифицировать старые, в результате чего они также  могут испытывать стресс.
     Данной  проблемой занимались следующие психологи:  Уолтер Кэннон, Ганс  Селье, Леонид Александрович  Китаев-Смык, Юрий Викторович Щербатых, Дэвид Майерс, Юрий Иосифович Александров  и пр.
     Цель  нашей работы: анализ стрессового состояния  студентов в процессе обучения.
     Предметом исследования являются психологические  особенности учебного стресса у студентов.
     Так же мы сформулировали гипотезу: в процессе обучения в высшем учебном заведении  основными причинами возникновения стресса у студентов являются факторы как личного, так и учебного плана.

     1. Сущность понятия "стресс"

     В психологии понятие стресса рассматривается  с многих точек зрения.
     Стресс  понимается как нажим, давление, напряжение (англ).
     Стрессом  называют неспецифическую (общую) реакцию  организма на воздействие (физическое или психологическое), нарушающее его гомеостаз, а также соответствующее состояние нервной системы организма (или организма в целом). Неспецифическая реакция - определённый всегда одинаковый комплекс физиологических изменений живого организма в ответ на любое предъявленное ему требование, иначе общий адаптационный синдром, (таким образом, стресс присутствует всегда, пока организм жив, нет стресса - нет жизни). Феномен неспецифической реакции организма в ответ на разнообразные повреждающие воздействия называется общим адаптационным синдромом, или стрессом. Такое определение стрессу дал Г. Селье.
     Также стресс - это состояние индивида в экстремальных условиях, проявляющееся  на физиологическом, психологическом  и поведенческом уровнях. Экстремальные условия - чрезвычайно сильные воздействия внешней среды, которые находятся на грани переносимости и могут вызывать нарушения адаптации. Экстремальные факторы (Кузнецов А. Г) - вызывают в организме предельно допустимые изменения. Выделяют физические, физико-химические, социально-психологические факторы.
     Встречается и такое определение стресса - ситуация, в которой человек испытывает перенапряжение.
     У стресса можно выделить две формы:
     а) стресс полезный - эутостресс,
     б) стресс вредоносный - дисстрес.
     Чаще  всего под стрессом понимаю реакции именно на негативные воздействия внешней среды или внешних факторов. Чтобы стресс принял характер эутостресса, необходимо наличие определенных условий:
    Положительный эмоциональный фон;
    Опыт решения подобных проблем в прошлом и позитивный прогноз на будущее;
    Одобрение действий индивидуума со стороны социальной среды;
    Наличие достаточных ресурсов для преодоления стресса.
     Переход стресса в дистресс возможен при  отсутствии этих факторов, или же при  наличии других факторов как объективного, так и субъективного характера:
    Эмоционально-когнитивные факторы: недостаток нужной информации, негативный прогноз ситуации, чувство беспомощности перед возникшей проблемой и т.д.;
    Чрезмерная сила стресса, превышающая адаптационные возможности организма;
    Большая продолжительность стрессорного воздействия, приводящая к истощению адаптационного ресурса.

     2. Стресс в жизни студента

     Студенческая  жизнь полна чрезвычайных и стрессогенных  ситуаций, поэтому  студенты часто испытывают стресс и нервно-психическое напряжение. В основном у студентов стресс развивается из-за большого потока информации, из-за отсутствия системной работы в семестре и, как правило, стресс в период сессии.
     Эмоциональное напряжение у студентов  начинается по крайней  мере за 3-4 дня до начала сессии и сохраняется на всем ее протяжении даже в самые спокойные дни. Наличие эмоционального напряжения и в межэкзаменационные дни свидетельство того, что экзаменационная сессия сопровождается непрерывным, хроническим стрессом. Последствием такого стресса может являться невроз, т.е. функциональное заболевание нервной системы. Тогда страдает, в первую очередь, нервная система, ее ресурсы истощаются, заставляя работать организм на пределе. Что же расшатывает нервную систему, приводит ее к срыву и возникновению болезни? Принято считать, что невроз возникает тогда, тогда, когда человек длительное время находится в состоянии стресса. Невроз - это не болезнь, а разновидность "нормальных" реакций личности в необычных стрессовых условиях. В свою очередь, к стрессу приводят ссоры, неудачи и другие события жизни, которые психиатры обозначают как психические травмы. Период обучения оказывает значительное влияние на формирование личности, поэтому проблемы психического здоровья студентов весьма актуальна.
     Проблема стресса сложна и многогранна. Стресс в учебном процессе необходимо регулировать. Это задача самих студентов и их педагогов, социальных педагогов, психологов. Возможно пути ее решения кроются в профессиональной мотивации студентов и во внедрении в учебный процесс основ здорового образа жизни, тренинговых курсов, здоровьесберегающих технологий.
     Интенсивность и напряженность  современной жизни  провоцирует на психологическом  уровне возникновение  негативных эмоциональных  переживаний и  стрессовых реакций, способных привести к формированию выраженных и длительных стрессовых состояний. 

     Для современного студента, как и для  любого человека вообще, стресс является несверхъестественным явлением, а скорее реакцией на скопившиеся проблемы, на бесконечный процесс борьбы с повседневными трудностями. Стресс может быть вызван факторами, связанными с работой и деятельностью организации или событиями в личной жизни человека. 

      Для студента вуза проблемами и трудностями  могут быть следующие:
    недостаток сна;
    несданные во время и незащищенные лабораторные работы;
    не выполненные или выполненные неправильно задания;
    большое количество пропусков по какому-либо предмету;
    отсутствие на нужный момент курсовой работы или проекта по дисциплине;
    недостаточно полные знания по дисциплине;
    плохая успеваемость по определенной дисциплине;
    перегрузка или слишком малая рабочая нагрузка студента, т.е. задание, которое следует завершить за конкретный период времени;
    конфликт ролей. Он может возникнуть в результате различий между нормами неформальной группы и требованиями формальной организации (преподавателя). В этой ситуации студент может почувствовать напряжение и беспокойство, потому что хочет быть принятым группой, с одной стороны, и соблюдать требования преподавателя - с другой;
    отсутствие интереса к дисциплине или предлагаемой студенту работе;
    плохие физические условия (отклонение в температуре помещения, плохое освещение или чрезмерный шум и др.).
     Не  стоит также сбрасывать со счетов личностные факторы. Сюда можно отнести  болезнь члена семьи, изменение числа друзей, конфликты с одногруппниками и близкими людьми, переезд, значительные личные достижения, изменение финансового положения и другие факторы. 
 

     3. Эмпирическое исследование учебного стресса у студентов

     Описание  методик , используемых в диагностике учебного стресса студентов

 
     Исследование  учебного стресса  мы проводили среди  студентов 10134 группы юридического факультета . Возраст участников - 17-19 лет, пол – женский, мужской . В диагностике  участвовало 25 студентов.
     Для исследования мы выбрали 2 методики:
     Тест  на учебный стресс, разработанный Ю.В. Щербатых. Данный тест позволяет определить основные причины  учебного стресса; выявить, в чем проявляется  стресс; определить основные приемы снятия стресса студентами.
     Студентам предлагалось ответить на 7 вопросов различного содержания. В 1, 3 и 5 вопросах данного теста нужно оценить свои ответы по 10-и балльной шкале, где 1 балл - минимум, 10 баллов максимум.2, 4 и 6 вопросы предполагали выбор подходящего ответа. Вопрос 7 - открытый, студенты вписывали свои варианты ответа на данный вопрос.
     Тест  самооценки стрессоустойчивости  С. Коухена и Г. Виллиансона. Данный тест позволяет человеку оценить уровень  своей стрессоустойчивости (он может быть отличный, хороший, удовлетворительный, плохой или очень плохой).
     Методика  включает 10 вопросов. При выполнении теста  студентам было необходимо выбрать один подходящий ответ из стандартных  вариантов (никогда, почти никогда, иногда, довольно часто, очень  часто).

     4. Диагностика учебного стресса у студентов

     Результаты проведенных методик мы предоставили в форме таблиц и анализа полученных результатов.
     Таблица 1 - Причины стресса студентов.
 
 
Причина стресса
Результаты, max = 10 б.
1 Большая учебная  нагрузка 4,4
2 Страх перед  будущим 4,9
3 Нежелание учится или разочарование в профессии 4,7
4 Непонятные, скучные  учебники 3,7
5 Неумение правильно  распорядиться ограниченными финансами 4,5
6 Строгие преподаватели 5,4
7 Проблемы в  личной жизни 4,1
8 Нерегулярное  питание 4,9
9 Неумение правильно  организовать свой режим дня 4,1
10 Стеснительность, застенчивость 3,6
11 Излишнее серьезное  отношение к учебе 3,2
12 Отсутствие  учебников 1,5
13 Жизнь вдали  от родителей 5,3
14 Конфликт в  группе 1,7
15 Проблемы совместного  проживания с другими студентами 1,5
16 Иное  – трудности в изучении непрофильных предметов (информатика, математика)
 
     Итак, основными причинами возникновения  стресса у студентов являются строгие преподаватели и жизнь вдали от родителей. Меньше всего студентов волнует проблема совместного проживания с другими студентами, конфликт в группе (можно сделать вывод о том, что группа дружная).
     Средний показатель экзаменационного волнения в группе – 7, 9 Студенты волнуются больше нормы, возможно, это связано с одной из популярных причин стресса "страх перед будущим".
     Уровень постоянного стресса за последние 3 месяца учебы:
     Значительно уменьшился у 1 студентов
     Незначительно уменьшился у 3 студентов
     Не  изменился у 12 студента
     Незначительно возрос у 5 студентов
     Значительно увеличился у 4 студентов  

 

      Таблица 2 - Проявление стресса у студентов.
 
 
Проявление  стресса
Результаты, max = 10 б.
1 Спешка, ощущение постоянной нехватки времени 4,9
2 Повышенная  отвлекаемость, плохая концентрация внимания 4,7
3 Плохое  настроение, депрессия 4,7
4 Плохой  сон 4,4
5 Невозможность избавиться от посторонних  мыслей 4,2
6 Низкая  работоспособность, повышенная утомляемость 4,3
7 Раздражительность, обидчивость 4,1
8 Страх, тревога 4,1
9 Ощущение  беспомощности, невозможности  справиться с проблемами 3,9
10 Головные боли 3,9
11 Потеря  уверенности, снижение самооценки 3,4
12 Нарушение социальных контактов, проблемы в общении 2,5
13 Учащенное сердцебиение, боли в сердце 2,3
14 Проблемы  с желудочно-кишечным трактом 0,6
15 Затрудненное  дыхание 0,5
16 Напряжение  или дрожание мышц 0,8
 
     Проявляется стресс в группе в  основном на психологическом  уровне, что сказывается  на понижении работоспособности  студентов, плохом сне, нехватке времени. Биологические  признаки проявления стресса у большинства  студентов присутствуют в малых количествах. Можно сделать вывод о хорошем показателе здоровья студентов в группе. 
 
 
 

     Таблица 3 - Приемы снятия стресса.
Способ  снятия стресса Выбор студентов, в %
Сон 97%
Общение с друзьями или любимым человеком 92%
Прогулки  на свежем воздухе 80%
Вкусная еда 93,4%
Перерыв в работе или учебе 75%
Поддержка родителей 60,4%
Физическая  активность 46,7%
Телевизор 36,7%
Секс  21,7%
Хобби 20%
Сигареты  2,3%
Алкоголь  6,7%
Наркотики -
Иное: танцы, принятие душа, смена деятельности, самовнушение.
     Основным  способом снятия стресса является сон (используют 97% опрошенных). Радует то, что алкоголь, сигареты, наркотики в качестве приема снятия стресса в группе практически не используются. 

     Таблица 4 - Признаки проявления стресса.
Признак проявления стресса Выбор студентов, в%
Учащенное сердцебиение 86,7%
Головные  или иные боли 73,4%
Затрудненное  дыхание 33,4%
Сухость во рту 20%
Скованность, дрожание мышц 54,4%
Иное: нарушение сна, боли в животе.
 
     Из  биологических признаков  проявления стресса  можно выделить учащение сердцебиения и различные  боли. Остальные признаки присутствуют у меньшей  части студентов. 

     Таблица 5 - Самооценка стрессоустойчивости.
Фамилия И. Результаты, max = 40 б.
Оценка
1 Быканова К. 21 Удовлетворительно
2 Будникова А. 25 Плохо
3 Вандин Р. 14 Хорошо 
4 Гительсон С. 20 Удовлетворительно
5 Гудинова Ю. 14 Хорошо 
6 Дмитриенко В. 20 Удовлетворительно
7 Долгих А. 12 Хорошо
8 Драчева В. 27 Плохо
9 Карапетян С. 13 Хорошо
10 Кулешова М. 18 Удовлетворительно
11 Курбатова Н. 18 Удовлетворительно
12 Литвякова В. 16 Удовлетворительно
13 Медвидь В. 21 Удовлетворительно
14 Мезенцева М. 20 Удовлетворительно
15 Моисеева А. 22 Удовлетворительно
16 Монгуш А. 14 Хорошо
17 Мосова Ю. 26 Плохо
18 Неволина Е. 20 Удовлетворительно
19 Непомнящих  М. 15 Удовлетворительно
20 Пукова М. 13 Хорошо
21 Сухбатуллозода  С. 21 Удовлетворительно
22 Сухонцева А. 28 Плохо
23 Фирсова А. 34 Очень плохо
24 Шарафутдинова А. 28 Плохо
25 Шипунова К. 14 Хорошо
Итого: оценка "хорошо" у 28% студентов, "удовлетворительно" у 48%, "плохо" у 20% и очень плохо 4%.
 
     При проведении теста, определяющего уровень  самооценки стрессоустойчивости, средний  показатель стрессоустойчивости составил 19, 76 из 40 возможных баллов, что соответствует удовлетворительной оценке показателя самооценки стрессоустойчивости студентов, который означает адекватность восприятия своей стрессоустойчивости и уровень стрессоустойчивости студентов в группе.
 

      5.Методы борьбы со стрессами

Существует  множество методов  борьбы со стрессом, к которым может  прибегнуть студент-первокурсник:
     1. При распределении  времени держать  ситуацию под контролем  не менее важно,  чем управлять  стрессом. Чувство  контроля ситуации, вероятно, самое важное и фундаментальное отношение, необходимое для того, чтобы преодолеть стресс.
     2. Защищаясь от стресса,  можно прибегнуть  к воображению.  Его используют  для психической  релаксации.
     3. Непродолжительные  прогулки на свежем  воздухе.
     4. Посещение культурных и культурно-развлекательных учреждений (театр, музей, выставка, кино и др.)
     5. Общение с друзьями  или другой приятной  компанией.
     6. Хорошим лекарством  от стресса является  смех. Он тренирует  многие мышцы,  снимает головную  боль, понижает артериальное  давление, нормализует дыхание и сон. При этом в кровь поступают так называемые антистрессовые гормоны. Во время стресса в организме также вырабатываются гормоны, только стрессовые: адреналин и кортизол.
     7. Массаж. Можно прибегнуть  также к самомассажу.
     8. Занятия спортом (бег трусцой, плавание, спортивные игры и т.д.). Любые физические упражнения выводят гормоны стресса. 

    Рекомендации  по преодолению тревожности и  стресса у студентов.
     Факторами, уменьшающими стрессогенность среды  и ее отрицательное влияние на организм, являются предсказуемость внешних событий, возможность заранее подготовиться к ним, а также возможность контроля над событиями, что существенно снижает силу воздействия неблагоприятных факторов. Значительную роль в преодолении отрицательного влияния неблагоприятных состояний на деятельность человека играют волевые качества. "Проявление волевых качеств (силы воли) - это, прежде всего, переключение сознания и волевого контроля с переживания неблагоприятного состояния на регуляцию деятельности (на ее продолжение, подачу внутренней команды к началу деятельности, к сохранению качества деятельности)". Переживание состояния при этом отодвигается в сознании на второй план. Важную роль в регуляции психических состояний, в том, как человек реагирует на воздействие стрессоров окружающей среды, играют индивидуально-типические особенности нервной системы и личности. Известно, что лица с высокой силой нервной системы характеризуются большей устойчивостью, лучшей переносимостью стрессовых ситуаций по сравнению с индивидами, имеющими слабую силу нервной системы. Так найдены подтверждения того, что жизнерадостные люди более устойчивы, способны сохранять контроль и критичность в сложных ситуациях.
     Влияние самооценки проявляется в том, что  люди с низкой самооценкой проявляют более высокий уровень страха или тревожности в угрожающей ситуации. Они воспринимают себя чаще всего как имеющих неадекватно низкие способности для того, чтобы справиться с ситуацией, поэтому они действуют менее энергично, склонны подчиняться ситуации, пытаются избегать трудностей, так как убеждены, что не в силах с ними справиться.
     Таким образом, мы видим, что стресс в большой  мере является индивидуальным феноменом.
     Важным  направлением психологической помощи является обучение человека определенным приемам и выработка навыков поведения в стрессовых ситуациях, повышение уверенности в себе.
     В исследованиях Селье и многочисленных последующих работах показано, что  непредсказуемые и неуправляемые  события более опасны, чем предсказуемые  и управляемые. Когда люди понимают, как протекают события, могут повлиять на них или, хотя бы частично, оградить себя от неприятностей, вероятность стресса значительно снижается. Применительно к учебной деятельности можно сказать, что если возможность управления ситуацией очень низка, а напряженность работы значительна, то такая работа сама по себе является стрессором. и самопринятие. 

     Стресс  могут вызывать и  личностные факторы. Чтобы предотвратить  дальнейшие последствия, способствующие возникновению  различных психических отклонений, можно дать ряд рекомендаций, которые помогут своевременно подготовиться к стрессогенному событию или жизненной ситуации и ослабить их негативное воздействие на организм:
     1. Собрать достаточную  информацию о возможности  наступления подобных  ситуаций.
     2. Продумать способы предупреждения конкретных жизненных опасностей, попытаться найти способы их смягчения.
     3. Не пытаться в  преддверии самого  события делать  поспешные умозаключения.
     4. Осознать, что большую  часть вызывающих  стресс ситуаций  человек способен  решить сам, не прибегая к посторонней помощи.
     5. Стремиться активно  вмешиваться в  ситуацию, вызывающую  стресс. Активный  образ жизни способствует  созданию в организме  защитного фона  против стресса,  улучшая деятельность  адаптационных организмов.
     6. Понять и принять, что серьезные перемены - это неотъемлемая часть жизни.
     7. Помнить, что стрессогенными  жизненными ситуациями  быстрее и лучше  овладевают те, кто  умеет использовать  методы релаксации.

     Заключение

     Состояние стресса у человека так же старо, как и сам человек. Стрессу подвержены все - от новорожденного до немощного старика.
     Стресс  в студенческой деятельности представляет собой повседневные перегрузки, связанные  с особенностями процесса обучения в ВУЗе и оказывающие непосредственные и независимые эффекты на самочувствие и психические или соматические функции.
     Для современного студента стресс является несверхъестественным явлением, а скорее реакцией на скопившиеся проблемы, на бесконечный процесс борьбы с  повседневными трудностями. Стресс может быть вызван факторами, связанными с работой и деятельностью организации или событиями в личной жизни человека.
     В результате нашего исследования мы выяснили, что основными причинами появления  стресса у студентов являются большие учебные нагрузки, которые  появляются из-за большого количества заданий по разным учебным дисциплинам. Все это приводит к спешке и постоянной нехватке времени. Таким образом, можно сказать, что наша гипотеза подтверждена. Чаще всего студенты восстанавливают силы крепким сном и общением с друзьями и близкими людьми.
     Итак, стресс - это неотъемлемая часть  повседневной жизни каждого студента. Реакция на стресс, как и начало трудового дня, режим питания, двигательная активность, качество отдыха и сна, взаимоотношения с окружающими, являются составными частями образа жизни. От самого студента зависит, каким будет его образ жизни - здоровым, активным или же нездоровым, пассивным, а, следовательно, как часто и продолжительно он будет находиться в стрессовом состоянии. 
 
 

     Список  литературы

    Бодров  В.А. Психологический стресс: развитие и преодоление. - М.: ПЕР СЭ. - 2006. - с.528
    Щербатых Ю.В. Психология стресса и методы коррекции. - СПб.: Питер, 2006. - с.256
    Митева И.Ю. Курс управления стрессом. Москва: ИКЦ "МарТ", 2004. - с.288
    Ресурс Интернета: no-stress.ru/testy/stress.html
    А. Б. Леонова, А. С. Кузнецова. Психологические технологии управления состоянием человека Издат. «Смысл» 2009.
    Китаев-Смык Л.А. Психология стресса: Издат. «Наука». Москва 1983.
    Г. Селье. Стресс без дистресса. Москва "Прогресс" 1982.

     Приложение

 
     Тест на учебный стресс.
     Разработан  Ю.В. Щербатых. Данный тест позволяет  определить основные причины учебного стресса; выявить, в чем проявляется  стресс; определить основные приемы снятия стресса студентами.
     1. Оцените по 10-бальной шкале вклад Ваших отдельных проблем в общую картину стресса.
     1.1 Строгие преподаватели _______баллов
     1.2 Большая учебная нагрузка __________
     1.3 Отсутствие учебников __________
     1.4 Непонятные, скучные учебники _______
     1.5 Жизнь вдали от родителей (для  иногородних студентов)
     1.6 Неумение правильно распорядиться  ограниченными финансами 
     ________
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.