На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Факторы среды обитания

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 13.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 5. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание

 
Введение………………………………………………………………..стр.2
    Абиотические факторы среды обитания……………………...стр.3
    Свет в жизни организмов………………………………………стр.5
    Температура в жизни организмов……………………………..стр.13
    Влага в жизни организмов …………………………………….стр.19
    Значение других экологических факторов
      для живых организмов………………………………..………………стр.23
    Заключение………………………………………………………….…стр.26
    Список использованной литературы………………………………...стр.27 

 


Введение

 
     Основополагающим  объектом изучения экологии является взаимодействие пяти уровней организации  материи: живые организмы, популяции, сообщества, экосистемы и экосфера.
     Живой организм - это любая форма жизнедеятельности [8].
     Популяция - это группа организмов одного вида, проживающих в определенном районе (местообитании) [8].
     Примерами популяций являются все окуни  в пруду, белки в лесах Московской области, население в отдельной  стране или население Земли в  целом.
     Вид - это совокупность популяций особей, представители которых фактически или потенциально скрещиваются друг с другом в естественных условиях [8].
     Каждый  организм или популяция имеет  свое местообитание: местность или тип местности, где они проживают. Когда несколько популяций различных видов живых организмов живут в одном месте и взаимодействуют друг с другом, они создают так называемое сообщество, или биологическое сообщество. Таким образом, сообщество - комплекс взаимосвязанных популяций разных видов, обитающих на определенной территории с более или менее однородными условиями существования.
     Экосистема - это совокупность сообществ, взаимодействующих с химическими и физическими факторами, создающими неживую окружающую среду. Другими словами, экосистема - это система, образуемая биотическим сообществом и абиотической средой [8].
     Переходная  область между двумя смежными экосистемами называется экотон.
     Главные экосистемы суши, такие, как леса, степи  и пустыни, называются наземными экосистемами, или биомами. Экосистемы гидросферы называются водными экосистемами.
     Примерами таких экосистем являются пруды, озера, реки, открытый океан, коралловые рифы и т.п. Все экосистемы Земли  составляют экосферу.
     Экосфера - совокупность живых и неживых организмов (биосфера), взаимодействующих друг с другом и со своей неживой средой обитания (энергией и химическими веществами) в планетарном масштабе.
     Абиотические  компоненты экосистем
     Экосистема  состоит из различных живых и  неживых компонентов. Неживые, или абиотические, компоненты экосистемы включают различные физические и химические факторы. К важным физическим факторам относятся:
     a. солнечный свет;
     b. тень;
     c. испарение;
     d. ветер;
     e. температура;
     f. водные течения.
     Главными  химическими факторами являются питательные элементы и их соединения в атмосфере, гидросфере и земной коре, необходимые в больших или  малых количествах для существования, роста и размножения организмов.
     Наиболее  важные для жизни химические элементы, необходимые в больших количествах, называются макроэлементами (С, О, Н, N, P, S, Ca, Mg, K, Na).
     Элементы, необходимые для жизни в малых  или следовых количествах - микроэлементы (Fe, Cu, Zn, Cl).
     Рассмотрим  подробнее абиотические факторы  среды обитания и их влияние на функциональные экосистемы. 

 


    Абиотические  факторы среды  обитания

     Важнейшие абиотические факторы для любого организма – свет, тепло и влага. С детства знакомо: «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья!». Можно  сюда добавить кислород – для животного  мира, и углекислый газ – для  растений. Каково же влияние каждого  из них на живые организмы.

     К числу абиотических факторов относят  климатические условия, которые  в различных частях земного шара тесно связаны с деятельностью  Солнца.

     Солнечный свет является основным источником энергии, которая используется для всех жизненных  процессов на Земле. Благодаря энергии  солнечных лучей в зеленых  растениях происходит фотосинтез, в  результате которого обеспечивается питание  всех гетеротрофных организмов.

     Большинство животных способны воспринимать световые раздражения. Уже у простейших начинают появляться светочувствительные органоиды («глазок» у эвглены зеленой), с  помощью которых они способны реагировать на световое воздействие (фототаксисы). Почти все многоклеточные имеют разнообразные светочувствительные  органы.

     По  требовательности к интенсивности  освещения различают светолюбивые, теневыносливые и тенелюбивые растения.

     Ритмические изменения активности светового  потока, связанные с вращением  Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца, заметно отражаются на живой  природе.

     Важным  абиотическим фактором среды является температура, от которой в значительной степени зависит существование, развитие и распространение живых  существ. Колебания температуры  на земном шаре достигают широких  пределов: от + 50 - 60°С в пустынях до – 70 - 80 °С в Антарктиде, однако жизнь существует и в таких экстремальных условиях (водоросли в горячих источниках, пингвины в Антарктиде).
     Всех  животных подразделяют на холоднокровных (пойкилотермных) и теплокровных (гомойотермных). У холоднокровных (рыбы, земноводные, пресмыкающиеся и беспозвоночные) температура тела непостоянна и зависит от температуры окружающей среды.
     Важным  лимитирующим абиотическим фактором внешней  среды является влажность, так как  без воды не может существовать ни один организм» Вода является в первую очередь универсальным растворителем, а все обменные процессы в клетках  протекают в растворах; вода непосредственно  участвует в биохимических реакциях. Ее содержание в клетках достигает 70 - 90 %.
     Источником  воды для растений и животных служат атмосферные осадки, водоемы, подземные  воды, роса и туман. Влажность воздуха  определяется содержанием в нем  водяного пара. Наибольшая влажность  отмечается на побережьях морей и  океанов (до 100%), а наименьшая - в пустынях (2- 4%).
     Недостаток  влаги служит ограничивающим фактором, определяющим границы жизни и  ее зональное распределение.
     Соленость среды обитания является важным экологическим  фактором и зависит от концентрации растворимых солей. Минеральные  соли почвы служат источником питания  растений, однако их избыток, наблюдающийся  на засоленных почвах, действует на растения губительно (солончаки). В  природе преобладают животные, приспособленные  к обитанию только в пресной воде (карповые рыбы) или только в соленой (сельдеобразные рыбы).
     К важным абиотическим факторам внешней  среды следует отнести барометрическое  давление и состав атмосферного воздуха.
     Большинство живых существ на нашей планете  приспособлено к существованию  при барометрическом давлении 720 - 740 мм рт. ст. (на уровне Мирового океана). При подъеме на высоту давление воздуха падает, что, неблагоприятно сказывается на снабжении организмов кислородом.
     Главной составной частью воздуха является кислород (21 %), который необходим  для нормального протекания окислительных  процессов в клетках большинства  живых существ (аэробов). Некоторые  организмы (в основном бактерии) могут  существовать в бескислородной среде (анаэробы). Даже один и тот же организм на разных этапах своего развития может  менять отношение к кислороду. Содержание диоксида углерода составляет всего 0,03 - 0,04 %, но он имеет существенное значение для жизни на Земле, так как непосредственно используется в процессе фотосинтеза. Больше всего в атмосфере содержится азота (70,09 %), однако он не имеет особого биологического значения, так как непосредственно не усваивается растениями. В атмосфере содержится также небольшое количество инертных газов, газообразных и пылевидных примесей, микроорганизмов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Свет  в жизни организмов
 
     Свет  не только жизненно важный, но и лимитирующий фактор, как при минимальном уровне, так и при максимальном. Под  термином свет подразумевается весь диапазон солнечного излучения, представляющий поток энергии с длинами волн от 0,05 до 3000 нм (1 нанометр = 10-6мм). Количество ее колоссально: ежеминутно Земля получает 2 кал/см2 (1,39?103дж/м2?сек). Эта величина называется солнечной постоянной. Но не вся лучистая энергия достигает земной поверхности.
     а) Спектр света и значение разного типа излучений
     Спектр  света делится на несколько областей:
     <150 нм – ионизирующая радиация  – < 0,1%;
     150-400 нм – ультрафиолетовая радиация (УФ) – 1-10%;
     400-800 нм – видимый свет – ?50%;800-1000 нм – инфракрасная радиация (ИК) – ?50%.
     До 19% рассеивается в атмосфере (парами и пылью, молекулами газов), около 34% отражается от атмосферы (от облаков) в  космическое пространство и только 47% солнечной энергии достигает  биосферы [6].
     Ионизирующее  излучение почти полностью задерживается  верхними слоями атмосферы. Доля ультрафиолетовых лучей составляет около 1%. Остальное количество поступающей на землю лучистой энергии распределяется практически поровну на видимую и инфракрасную части спектра. Экологическое значение невидимых лучей изучено еще слабо.
     Известно, что воздействие ионизирующего  излучения связано с радиоактивностью; особенно выражено в последние десятилетия  в связи с техногенными загрязнениями  и катастрофами и проявляется  на клеточном уровне (мутагенный эффект), влияет на обмен веществ.
     Ультрафиолетовые  лучи в умеренных дозах стимулируют  рост и размножение клеток, способствуют синтезу биологически активных веществ, витаминов, антибиотиков и тем самым  повышают устойчивость к болезням. Короткие волны этого излучения (200-320 нм) обладают канцерогенным действием  – предположительно через нарушение  молекулы ДНК, но большая часть их тоже поглощается озоновым слоем  атмосферы. До поверхности Земли  доходят в основном волны длиннее 300 нм. Они обладают высокой активностью, главным образом химической, но и  их значимость неодинакова. УФ с длиной волн 300-320 нм выработке витамина D, регулирующего  обмен витаминами С и Р. Этим обеспечивается нормальное развитие скелета.
     Наиболее  велико влияние этих витаминов на растущее поколение. Многие звери по утрам выносят из нор своих  детенышей на солнце (барсуки, лисы, волки). У птиц – «солнечное купание».
     Передозировка УФ вредна, особенно для деления  клеток, поэтому используют УФ для  дезинфекции помещений. Как защита от излишних доз УФ, при длине  волны 320-330 нм в коже человека и других млекопитающих образуется пигмент  меланин (загар). Экранирование поверхности  организма свойственно многим рыбам, икре лягушек, грызунам в степях (мошонки, мозговые оболочки и др. органы).
     Инфракрасное  излучение (ИК) воспринимается всеми  организмами как тепло. Воздействуя  на тепловые центры нервной системы  животных, эти лучи регулируют окислительные  процессы и двигательные реакции  в отношении источников тепла.
     Все лучи, оказывающие влияние на растительные организмы, особенно на фотосинтез, называются физиологически активной радиацией (ФАР). Самое большое значение для живых организмов и функционирования всей биосферы имеет видимая часть спектра, состоящая из прямой (27%) и рассеянной (16%). Вместе они называются суммарной радиацией. Только на свету идет процесс фотосинтеза растений, обеспечивающий планету главным биологическим ресурсом – органическим веществом. Фотосинтез – главное условие возникновения и развития жизни на Земле. Свет – источник энергии, используемый пигментной системой организма, в основном хлорофиллом. На свету происходит образование хлорофилла и уже с его участием осуществляется фотосинтез. В процессе сложнейших фотохимических реакций молекулы воды (или другие молекулы с элементами, заменяющими O2) расщепляются с выделением газообразного кислорода, а углекислый газ превращается в углеводы [6]:
     6CO2 + 12 H2O  С6H12O6 + 6O2 + 6H20
     Как и в зоне УФ, в зоне видимых  лучей волны разной длины выполняют  разные функции. Зелеными растениями наиболее активно поглощаются оранжево-красные (650-680 нм) и сине-фиолетовые (400-500 нм) лучи, меньше всего – желто-зеленые (380-400 нм). Проходя через водную среду, отфильтровываются красные и  синие лучи, а остающийся зеленый  свет слабо поглощается хлорофиллом. Поэтому у водорослей, вырабатываются дополнительные пигменты (фикоэритрины), позволяющие им жить в море на большой  глубине и используя энергию  зеленого света. Следует отметить, что  определенное участие в процессе фотосинтеза принимают близкие  к видимой части света УФ - лучи и далекие от нее – ИК –лучи [6].
     Зеленые растения поглощают в среднем 755 лучистой энергии, но коэффициент использования  ее на фотосинтез не превышает 10 % при  низкой освещенности и 2% – при высокой. Остальная переходит в тепловую, которая затрачивается на транспирацию и другие процессы.
     Из  внешних факторов, помимо интенсивности  и спектрального состава света, большое влияние на процесс фотосинтеза  оказывают температура и уровень  содержания в воздухе углерода и  кислорода. Минимальная температура, при которой возможен фотосинтез, отражает приспособленность вида к  температурным условиям. У многих растений она совпадает с точкой замерзания тканевых жидкостей (-1, -2°С), а у криофилов фотосинтез может  идти при еще более низких температурах [6].
     Так, в окрестностях г. Магадана у кедрового стланика фотосинтез наблюдался под снежным покровом при -7°С.
     Максимальная  температура фотосинтеза в среднем  на 10-12° ниже точки тепловой смерти. У растений южных широт она  выше. При более высокой освещенности скорость фотосинтеза увеличивается, но до определенного предела –  точки насыщения, а затем снижается. У тенелюбов насыщение наступает  при меньшей освещенности, чем  у светолюбивых растений, и в темноте  переходит за нулевой уровень.
     Норма содержания углекислого газа в воздухе  – 0,57 мг/л, или 0,03%. При повышении концентрации СО2 до 5-10% фотосинтез усиливается, а при более высоком его повышении – снижается. Такой реакцией на колебания содержания СО2 растения поддерживают нормальный ход фотосинтеза в разнообразных условиях внешней среды. Например, в густых травостоях суточные колебания СО2 составляют 25% от средней величины.
     б) Экологические группы растений по отношению к свету
     Растения  делятся на световые (светолюбы – гелиофиты), теневые (тенелюбы – сциофиты, гелиофобы), теневыносливые (факультативные гелиофиты).
     Гелиофиты – виды открытых мест (дуб монгольский, сосна могильная, береза белая, кустистые лишайники, овсяница овечья, клевер ползучий, подсолнечник и др.), в сухих местах обычно образуют разреженный и невысокий покров. При интенсивности до 13,5%, свет оказывает стимулирующее действие на рост растений, при большей – действует угнетающе. У гелиофитов высоки траты на дыхание. Характерные признаки: листья плотные, кожистые, иногда блестящие с толстой кутикулой, хвоя утолщенная, укороченные побеги, опушение, на листьях и побегов сизый восковой налет – все это защищает лист от перегрева и интенсивному испарения. Клетки эпидермиса мелкие, паренхима образована 2 и более слоями. Соотношение хлорофилла А:В составляет 5:1. Обычны темно-зеленый цвет листьев, для трав – розеточные формы [8].
     Особая  группа гелиофитов – С-4-растения и  САМ - растения (пустыни, саванны). У большинства растений в результате превращений углекислоты в процессе фотосинтеза образуются две молекулы 3-фосфо-глицериновой кислоты с 3 атомами углерода каждая. В дальнейшем через ряд промежуточных реакций в мезофилле листа образуется 3-фосфо-глицерионвый альдегид, который используется как основа для синтеза углеводов. Такой путь фотосинтеза называется С3-путь (цикл Кальвина). С4-путь определяется анатомией листа. В мезофилле листьев С4-растений имеются обкладочные клетки пучков, в которых содержится много крахмала и их хлоропласты отличаются особым строением. При фиксации СО2 в листьях образуется щавелевоуксусная кислота, которая может перейти в аспарагиновую или в яблочную кислоты, накапливаемые в обкладочных клетках пучков. Они имеют по 4 атома углерода и называются четырехуглеродными карбоновыми, или С-4-дикарбоновыми кислотами. В дальнейшем эти кислоты перерабатываются в мезофилле листа с образованием углекислоты и других веществ, вновь вовлекаемых в процесс фотосинтеза. У растений с С4-путем СО2 не выделяется наружу при фитодыхании, а вновь включается в процесс, т.е. происходит полная утилизация углекислого газа. В результате световое насыщение фотосинтеза не достигается даже при самой сильной освещенности. С-4-растения могут расти даже при закрытых устьицах и очень высокой температуре (кукуруза, сорго, сахарный тростник). Обнаружено 500 видов покрытосемянных с С4-путем, который рассматривается как своеобразная адаптация к сухому режиму с высокими температурами и инсоляцией и считается самым эффективным в создании органического вещества [8]. Это вещество больше идет на новообразование корней, чем побегов.
     САМ - растения (от Crassulaceae Acid Metabolism – «кислотный метаболизм толстянковых») – процесс поглощения углекислоты отделен от фотосинтеза. Ночью устьица листьев открыты и впускают СО2, а днем закрываются. Ночью СО2 накапливается в органических кислотах, а днем включается в последовательность реакций фотосинтеза при закрытых устьицах [3].
     Сциофиты (теневые) – не выносят сильного освещения, растут под пологом леса при сильном затенении (лесное разнотравье, папоротники, мхи, плауны, кислица, хвощи, подрост хвойных), при выставлении на простор жизненность их резко ухудшается [3]. Представлены в основном лесными травами. Характерные признаки: нежные тонкие листья с тонкой кутикулой, обычно матовые, неопушенные, более светлого цвета, чем у растений открытых мест, побеги вытянутые. Клетки мезофилла крупные, паренхима однослойная, стенки эпидермиса тонкие, устьиц на единицу площади меньше. Соотношение хлорофилла А:В меньше, чем у светолюбов – 3:2. Факультативные гелиофиты (теневыносливые) занимают промежуточное положение между двумя группами. Легко переносят небольшое затенение. Эффективно используют боковое освещение (рассеянное), для листьев характерно мозаичное расположение. Это большинство лесных растений (клены, липы, лианы, многие травы, кустарнички).
     Индекс листовой поверхности (ИЛП) – отношение площади листовой поверхности к площади соответствующего участка поверхности. Оптимальное значение ИЛП то, при котором достигается наибольшая скорость фиксации солнечной энергии в пересчете на ед. площади. Оно непостоянно, т.к. в разное время суток, сезона высота Солнца над горизонтом, интенсивность излучения, расположение листьев в кроне меняются. Если ИЛП слишком высок – самые затененные листья и растения могут понизить ассимиляционный потенциал популяции. От удаления нижних листьев в переуплотненных посадках темпы нарастания органического вещества нарастают.
     Движения растений связаны с реакцией на свет: фототропизм, фитонастии. Экологическое значение – ассимилирующие органы стараются занять положение, при котором растение будет получать оптимальное количество света. У гелиофитов листья «отворачиваются» от избыточного света, а у теневыносливых видов, наоборот, «поворачиваются» к нему.
     Фототропизм вызывается оттоком ростовых гормонов – ауксинов, в затененную сторону. Изменение роста с разных сторон верхушечного побега приводит к искривлению  стебля. В лесу ветви растут в направлении открытого неба. Фитонастии – рост определенных клеток в листьях или стеблях под влиянием света. При сильной освещенности сильнее растут клетки верхней поверхности – эпинастия, и боковые побеги (шалфей, хризантема, фасоль) или листья в розетках (подорожник, земляника, лапчатка) принимают горизонтальное положение, в темноте вытягиваются клетки нижней поверхности – гипонастия, и побег принимает вертикальное положение. Никтинастия – изменения положения органов в течение суток с изменением интенсивности света и тургора, листья «складываются» вертикально (комнатный цветок маранта).
     Свет  для животных, в т.ч. и для человека, имеет в первую очередь информационное значение. Он необходим им для ориентации в пространстве. Уже у простейших организмов имеются в клетках  чувствительные к свету органеллы. Пчелы своим танцем показывают собратьям  путь полета к источнику пищи. Установлено, что фигуры танца (восьмерки) совпадают  с определенным направлением по отношению  к Солнцу. Доказана врожденная навигационная  ориентация птиц, выработанная в процессе естественного отбора в течение  длительной эволюции. При весенне-осенних  перелетах птицы ориентируются  по звездам и Солнцу. В водной среде широко распространена биолюминесценция – способность особей (рыбы, головоногие  моллюски) светиться для привлечения  добычи, особей противоположного пола, отпугивания врагов и т.д. Фототаксис – у животных и одноклеточных организмов – перемещение в сторону наибольшей (положительный) или наименьшей (отрицательный) освещенности для достижения наиболее подходящего местообитания (бабочки – красные и желтые цветки, ночные бабочки летят на свет в поисках партнера, гремучие змеи чувствуют ИК). Фототаксис у растений заключается лишь в перемещении хлоропластов в цитоплазме под влиянием света.
     в) Свет и биоритмы
     Жизнь на планете с момента возникновения  осуществлялась в условиях ритмически изменяющейся среды. Суточная и сезонная смена комплекса факторов требовала  приспособления к ней всего живого. В процессе эволюции выработалась четкая соизмеримость и согласованность  биологических ритмов различных  форм жизни с периодами циклических  изменений комплекса природных  условий. И на клеточном и на биосферном уровне выработаны ритмы процессов  разной длительности, и все они  имеют адаптивный смысл. Он заключается  в том, что ритмичность проявления жизнедеятельности организмов четко  согласуется с периодами наиболее благоприятных для них условий  внешней среды.
     Свет  – главный и постоянный первично-периодический  фактор, влияющий на организмы и  экосистемы с момента их зарождения. В эволюции за большинством групп  живых организмов синхронность их функционирования закрепилось именно за изменением светового  режима. Эти изменения наиболее устойчивы  в своей динамике, автономны и  не подвержены другим влияниям. Выделяют биоритмы суточные, циркадианные, сезонные, цирканнуальные.
      Суточные  ритмы свойственны большинству  видов растений и животных. Дневные, сумеречные, ночные животные, птицы, насекомые. Сигнальным фактором начала и прекращения  активности выступает режим освещения. У многих видов отмечается смена  суточных ритмов в течение сезона.      Циркадианные (циркадные) ритмы – проявление суточного ритма, характерного для вида в естественных условиях, в условиях неизменной освещенности. В основе их лежат наследственно закрепленные циклы эндогенных процессов. Характерная особенность – некоторое несовпадение их периода с полными астрономическими сутками. Высказана гипотеза о связи механизма суточной физиологической периодики (циркадных ритмов) со структурой генетического аппарата [2].
     Эксперимент О. Декандоля, начало 19 в. – мимоза на ночь листья складывает, на день распускает – даже в полной темноте. У птиц и млекопитающих известны суточные циклы эндокринных желез и ферментных систем. У арктических животных суточный ритм сохраняется в течение всего полярного дня, а у других видов может нарушаться – стерлядь днем держится в придонных слоях, ночью плавает везде, но если круглые сутки светло, то она так и держится дна, а если темно – она все это время активна.
     Абсолютное  сохранение независимых от среды  ритмов биологически невыгодно, так  же как и абсолютное «подчинение» активности организмов часто меняющимся условиям. Оптимально сочетание устойчивых эндогенных ритмов с корректирующим влиянием внешних факторов.
     Сезонные ритмы. Физиологические и биологические процессы у растений (процессы репродукции, запасания питательных веществ перед зимним покоем, осенняя окраска листьев, закладка почек, и др.) и большинства видов животных (брачный период, размножение, линька, спячка, миграции) проявляются сезонно, с учетом смены времен года. Конкретные погодные условия только модифицируют протекание этих циклов. Природа этих циклов, как и суточных, имеет эволюционный характер.
     Цирканнуальные (цирканные) ритмы – это эндогенные биологические циклы с окологодичной периодичностью. Проявление сложно, но четко выражено влияние режима освещения. В частности на прохождении онтогенетических фаз у насекомых сказывается разная продолжительность дня.
     Собственный ход цирканнуальных ритмов чаще бывает несколько меньше астрономического года.
     Периоды линьки у птиц в клетках составляют не 12, а 9,4-9,7 месяцев. У сусликов в неволе ритмы спячки и динамики массы тела составляют около 300 суток, а циклы активного поведения, половые циклы, в отличие от суточных фаз, не синхронизировались фитопериодом. Ослепленные бурундуки, содержащиеся в течение 6 лет при постоянной температуре и равномерном чередовании света и темноты(12С:12Т), демонстрировали динамику массы тела, двигательную активность, потребление пищи с периодом 320-340 суток.
     Таким образом, для растений свет необходим  в первую очередь, как ресурс, для  фотосинтеза и транспирации. Для  животных – для информационного  обеспечения. И для тех и других – как эволюционный фактор-синхронизатор  биологических ритмов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Температура в жизни организмов
 
     Главным источником тепла на Земле является солнечное излучение, поэтому свет и тепло выступают сопряжено. Тепло один из наиболее важных факторов, определяющих существование развитие и распространение организмов по Земному шару. При этом важно не только количество тепла, но и распределение  его в течение суток, вегетационного сезона, года. Приход тепла к разным участкам планеты, естественно, неодинаков, с удалением от экватора не только снижается поступление его, но и  увеличивается амплитуда сезонных и суточных колебаний.
     Температурные пределы, в которых может протекать  жизнь, составляет всего 300°, от -200°С до +100°С, но для большинства организмов и физиологических процессов этот диапазон еще уже – от 39° в море (-3,3 – +35,6°С) до 125° на суше (-70 – +55°С). Нормальное строение и работа белка осуществляются при 0-+50°С [8].
     Значение  температуры заключается в том, что она изменяет скорость протекания физико-химических реакций в клетках, а это отражается на росте, развитии, размножении, поведении и во многом определяет географическое распространение  растений и животных. Согласно правилу  Вант - Гоффа скорость химических реакций возрастает в 2-3 раза каждый раз при повышении температуры на 10°С, а по достижении оптимальной – начинает снижаться. Верхний (верхний биологический нуль) и нижний пределы называются, соответственно, верхней и нижней летальной температурой. При выходе изменений температуры за пределы выносливости организмов происходит их массовая гибель, т.к. происходит свертывание белка и разрушение ферментов. Так, с переходом через 50-60°С, как правило, створаживается простокваша, сваривается белок яйца, погибает камбий у растений.
     Отбор и расселение видов в зонах  с разной теплообеспеченностью шел в течение многих тысячелетий в направлении максимального выживания, как в условиях минимальных температур, так и в условиях максимальных. По отношению к температуре все организмы делятся на криофилы (холодолюбивые) и термофилы (теплолюбивые).
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.