На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Личность и её правовой статус

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 13.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 5. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


     Введение
     Провозглашение  в ст. 2 Конституции РФ прав и свобод человека высшей ценностью, а признание, соблюдение и защиту прав и свобод человека и гражданина — обязанностью государства объясняет большой интерес к проблеме правового статуса личности. Фактическое положение человека, масштаб его свободы выражаются прежде всего в материальных и духовных возможностях и обязанностях, количество, качество и пределы которых составляют содержательную характеристику правового статуса конкретной личности. Определение этих прав, законодательное закрепление обязанностей человека — весомые вопросы в каждом государстве.
     Являясь сердцевиной нормативного выражения  основных принципов взаимоотношений  между личностью и государством, правовой статус, по сути, представляет систему эталонов, образцов поведения людей, поощряемых и защищаемых от нарушения государством и, как правило, одобряемых обществом. Правовой статус — комплексная, интеграционная категория, отражающая взаимоотношения личности и общества, гражданина и государства, индивида и коллектива, другие социальные связи. Поэтому важно, чтобы человек правильно представлял свои положение, права и обязанности, место в той или иной структуре, ибо, как справедливо отмечает В. А. Ануфриев, «в жизни нередко встречаются примеры ложно понятого или присвоенного статуса. Если этот статус понимается неверно, то человек ориентируется на чуждые образцы поведения»1.
     Современные стандарты в области прав и  свобод человека, закрепленные в международно-правовых документах и во внутригосударственном законодательстве, являются плодом длительной борьбы личности с властью. Поиск оптимальных моделей взаимоотношений государства с личностью всегда представлял сложнейшую проблему. Со временем менялся объем прав и свобод, которые государство предоставляло своим гражданам. Оптимальные модели в решающей степени зависели от характера общества, типа собственности, демократии, развитости экономики, культуры и других объективных условий. Во многом они определялись также властью, законами, правящими классами, т. е. субъективными факторами. При поиске моделей взаимоотношений государства с личностью главная трудность всегда состояла в установлении таких системы и порядка, при которых и личность имела бы возможность беспрепятственно развивать свой потенциал (способности, талант, интеллект), и общегосударственные цели — то, что объединяет всех, — признавались бы и почитались. Подобный баланс как раз и получает свое выражение в правах, свободах и обязанностях человека.
     Важность  и объективность изучения проблемы эволюции правового статуса обусловливается тем, что только проследив историю возникновения, развития и формирования института правового статуса, т. е. положения человека в различные исторические эпохи, и учитывая предыдущий исторический опыт, можно обеспечить такое положение человека в обществе, при котором реально бы охранялись его честь, достоинство, создавались благоприятные условия для свободной реализации его прав.
     Целью исследования является правовой статус личности, как реальное положение  человека в системе общественных отношений.
     Задачами является: раскрыть понятие и значение правового статуса личности, рассмотреть его основные функции; проследить путь становления правового статуса; также оценить какое место статус личности занимает в юридической системе.
     В качестве теоретической и методологической основы изучения широко применялись труды и учебные пособия российских авторов по проблемам правового статуса личности в современных условиях. Общей теоретической базой явились такие источники, как Конституция РФ 1993г. и Матузов Н.И. «Правовая система и личность». Также были использованы такие источники, как Семин Г. «Основы Российского правового государства» и Коротков Н.В. «Круглый стол: Права человека и стратегия устойчивого развития», ряд авторов: Баглай М. В., Лукашева Е. А., Власов В. И.и другие.
    1. Эволюция правового статуса личности и его отражение
     в российской правовой науке
     Методологические, принципиальные идеи современного понимания  правового статуса личности были заложены еще представителями античного мира (Аристотель, Эпикур, Цицерон, Гай, Ульпиан, Модестин и др). Многие из них видели в праве частной собственности разумное и добродетельное начало, а в справедливых законах — требования свободы, равенства, выражение интересов индивидов.
     Вопросы, связанные с правами и свободами человека, активно исследовались в дореволюционной России в трудах таких ученых-правоведов, как А. Д. Градовский, М. М. Ковалевский, Н. М. Коркунов, А. П. Куницын, Б. Н. Чичерин и др2. Однако категория правового статуса — сравнительно новая в отечественной науке. До 1960-х годов данное понятие отождествляли с правоспособностью, например, Н. Г. Александров, С. Н. Братусь, А. В. Мицкевич. Самостоятельно данная категория не исследовалась, поскольку и правовой статус, и правосубъектность возникают и прекращаются одновременно, оба в равной мере неотчуждаемы. На основании этого указанные понятия и отождествлялись. Лишь с развитием правовой науки в 70—80-е годы категория правового статуса стала предметом самостоятельного исследования и получила достаточно широкую разработку в трудах Н. В. Витрука, Л. Д. Воеводина, В. А. Кучинского, Е. А. Лукашевой, Н. И. Ма-тузова, Г. В. Мальцева, В. А. Патюлина и др. Было установлено, что правоспособность и правовой статус — различные явления и категории, что они соотносятся как часть и целое.
     Личность  в современной юридической науке  понимается в социализированном смысле как средоточие общественных отношений, как общественное существо, наделенное достоинством, волей и сознанием, как итог определенного эволюционного процесса3. Этот смысл понятия «личность» следует отличать от других подходов к определению личности, когда за основу берутся некоторые черты, «составляющие» личность, и гиперболизируются, превращаются в самостоятельное определение личности. Творческая личность, выдающаяся личность — это примеры иного, функционального, подхода к определению личности. Таким образом, личность — это социальная характеристика человека на определенном этапе общественного развития. Когда необходимо различать индивидуального и коллективного адресата правового воздействия, употребляется, особенно в научных трудах, понятие «индивид» или «член общества». Понятие «личность» является динамичным. В наполнении этого понятия действует принцип историзма: оно наполняется новыми характеристиками прав и свобод.
     В юриспруденции наряду с термином «правовой статус» используется понятие и «правовое положение». В настоящее время в науке  отсутствует единая точка зрения по данному вопросу, например, понятие  «правовое положение» рассматривают как сумму общего правового статуса и любого другого, например отраслевого и специального4. Представляется, что данные понятия равнозначны. Во всяком случае законодательство, юридическая практика, печать, а также международные акты о правах человека не проводят между ними какого-либо различия, а употребляют в одном и том же смысле5. Эти понятия вполне взаимозаменяемы. Исходя из контекста используется то или другое выражение.
     Слово «статус» в переводе с латинского означает положение, состояние кого-либо или чего-либо. В данном случае речь идет о статусе личности, человека, гражданина. Этимологически указанные термины совпадают, это слова-синонимы. В самом кратком виде правовой статус определяется в науке как юридически закрепленное положение личности в обществе6. В основе правового статуса лежит фактический социальный статус, т. е. реальное положение человека в данной системе общественных отношений. В догосударственном обществе определенный социальный статус был, а правовой — отсутствовал, поскольку там не было права.
     Подобное  неправовое состояние можно отразить понятием социально-нормативного статуса, т. е. такого статуса, который определяется соответствующими социальными нормами и отношениями. Его важнейшей органической частью в дальнейшем стал правовой статус7.
     Большинство ученых-правоведов понимают правовой статус личности как систему прав, свобод и обязанностей, закрепленную в нормах права8. Однако это мнение не бесспорно, так как существует несколько подходов к определению правового статуса личности. Некоторые исследователи наряду с системой прав и обязанностей предлагают включать в правовой статус: гражданство, общую правоспособность; гарантии прав; законные интересы9; юридическую ответственность10;  правовые нормы, устанавливающие данный статус, правоотношения общего типа  и др.
     Обоснованной  в связи с этим представляется идея А. С. Мордовца и В. Н. Синюкова, согласно которой понятие правового  статуса можно рассматривать в широком и узком смыслах слова. В таком случае в широком смысле слова под правовым статусом личности понимается юридически закрепленное положение человека в обществе, его права и свободы, обязанности и ответственность, установленные законодательством и гарантируемые государством. В узком смысле категория «правовой статус личности» характеризует объем прав и свобод, которыми обладает человек — субъект права11.
     В связи с тем, что правовой статус является сложной, собирательной категорией, отражающей весь комплекс связей человека с обществом, государством, коллективом, окружающими людьми, актуальным представляется вопрос о структуре правового статуса. Структура правового статуса — это совокупность его элементов, в их взаимосвязи и взаимодействии.
     Целесообразной  и обоснованной представляется позиция  Ю. А. Дмитриева, согласно которой в качестве структурных элементов правового статуса рассматривать следующие: 1) порядок его приобретения и утраты; 2) права и обязанности; 3) ответственность; 4) гарантии соблюдения прав и свобод; 5) правовые состояния12. Причем права, свободы, законные интересы и обязанности образуют основу (ядро) правового статуса, составляют его сердцевину. Это главным образом и определяет правовое положение личности в обществе, ее роль, возможности, участие в государственных делах. Данное положение закреплено в ст. 64 Конституции РФ.
     В юридической литературе существует несколько классификаций правового статуса, в соответствии с которыми выделяются, например, по сфере их действия и структуре правовых систем следующие виды статуса: общий (международный) правовой статус; конституционный (базовый) правовой статус; отраслевой правовой статус; родовой (специальный) правовой статус; индивидуальный правовой статус. Кроме того, различают: а) общий, или конституционный, правовой статус гражданина; б) специальный, или родовой, правовой статус определенных категорий граждан; в) индивидуальный правовой статус; г) правовой статус физических и юридических лиц; д) правовой статус иностранцев, лиц без гражданства или с двойным гражданством, беженцев; е) правовой статус российских граждан, находящихся за рубежом; ж) правовые отраслевые статусы: гражданско-правовой, административно-правовой и т. д.; з) профессиональные и должностные статусы (статус депутата, министра, судьи, прокурора); и) статус лиц, работающих в различных экстремальных условиях или особых регионах страны (Крайнего Севера, Дальнего Востока, на оборонных объектах, секретных производствах)13.
     Специфику данной работы обусловливает акцент, который будет сделан на изменениях общего правового статуса в России.
     Общий правовой статус — это статус лица как гражданина государства, члена общества. Он определяется прежде всего Конституцией РФ и не зависит от различных текущих обстоятельств (перемещений по службе, семейного положения, должности, выполняемых функций), является единым и одинаковым для всех, характеризуется относительной статичностью, обобщенностью. Содержание такого статуса составляют главным образом те права и обязанности, которые предоставлены и гарантированы всем и каждому Основным Законом страны. Изменение этого содержания зависит от воли законодателя, а не от каждого отдельного лица.
     Общий правовой статус не в состоянии учесть всего многообразия субъектов права, их особенностей, отличий, специфики. Поэтому в него не входят многочисленные субъективные права и обязанности, постоянно возникающие и прекращающиеся у субъектов в зависимости от их трудовой деятельности, характера правоотношений, в которые они вступают, других ситуаций. Общий правовой статус является базовым, исходным для всех остальных. По нему можно судить о характере, социальной природе, степени демократичности данного общества. Специальные, индивидуальные и все прочие статусы не могут противоречить общему (конституционному) статусу. Напротив, они должны соответствовать ему как базовому, первичному, исходному.
     Таким образом, каждый гражданин того или  иного государства обладает всем комплексом прав, относящихся к общепризнанным правам человека, а также всеми правами гражданина, признаваемыми в данном государстве14. Следовательно, правовой статус гражданина выступает более широкой категорией, чем правовой статус личности. Это является своеобразным ограничением равенства между людьми, однако такое ограничение представляется обоснованным, поскольку лица, живущие в стране, но не имеющие гражданства, лишаются прав, обычно связанных с возможностью участия в государственных делах, с выбором высших и местных органов государственной власти, с допуском к государственной службе.
     Гражданство характеризует правовой характер связи  человека с государством; гражданство — это правовое, а не просто фактическое состояние; это — устойчивость отношений гражданства, их постоянный характер (они длятся обычно от рождения до смерти гражданина, для них установлен особый порядок прекращения, который не допускает расторжения их гражданином в одностороннем порядке).
     Новый подход к содержанию отношений, связанных  с гражданством, исходит из признания  приоритета общечеловеческих ценностей, означает признание человека и государства равноправными, равнообязанными субъектами, наделенными взаимной ответственностью.
     Таким образом, категория «правовой статус»  не является чем-то постоянным, статичным. Наоборот, его содержание динамично, изменяется вместе с развитием реальных общественных отношений, с изменением обстановки в обществе. Однако здесь необходимо учитывать, что правовой статус личности — это не «дар» государства, а социальные возможности, обеспечивающие человеку определенный стандарт жизни. Законодатель не может искусственно «занижать» или «завышать» объем прав и свобод, данный объем связан с условиями социального взаимодействия людей. Превышение пределов реальных возможностей личности, зафиксированное в законодательстве, сделает права человека фикцией, пустым пожеланием; искусственное ограничение прав приведет в конечном счете к дисфункции социальной.
     Правовой  статус объективно отражает как достоинства, так и недостатки реально действующей политико-юридической системы, принципов демократии, государственных основ данного общества. Потому его нельзя правильно понять и раскрыть, не обращаясь к сущности того социального уклада, в условиях которого он складывается и функционирует. Правовой статус — часть, элемент общества. Поэтому не только каждая общественно-экономическая формация характеризуется своеобразием в юридическом закреплении свободы личности, но и, как правило, каждое отдельное государство пытается по-своему решить данную проблему. При этом по мере смены одной общественно-экономический формации другой наблюдается существенный прогресс как во взглядах на права личности, так и в совокупности реальных прав и свобод, предоставляемых конкретным типам личности, и в первую очередь представителям угнетенных, эксплуатируемых слоев общества15.
     В разные исторические эпохи правовой статус граждан был неодинаков. Существенно зависит он и от типа политического режима в рамках одной и той же формации; причинная обусловленность его сложна и богата.
     Что же касается непосредственно эволюции содержания правового статуса в отечественной науке, то идея естественных, личных прав получает в России юридическое отражение только в конце XIX — начале XX в. Только с отменой крепостного права крепостные получают полные права свободных сельских обывателей16. Манифестом от 17 октября 1905 г. «Об усовершенствовании государственного порядка» на Правительство была возложена обязанность «даровать населению незыблемые основы гражданской свободы на началах действительной неприкосновенности личности, свободы совести, слова, собраний и союзов»17. Монархическое устройство государства предопределяло тот факт, что политические права оставались практически недоступными для населения.
     Более полный объем политических прав получает население только в результате Октябрьской  социалистической революции. Конституция  РСФСР 1918 г18.  предоставляла гражданам достаточно широкий круг важнейших политических прав и свобод. Так, неотъемлемым правом трудящихся признавалось право формировать органы власти и управления и работать в этих органах, т. е. признавалось активное и пассивное избирательное право. Статья 7 Конституции РСФСР 1918 г. провозгласила, что «власть должна принадлежать целиком и исключительно трудящимся массам». Была провозглашена свобода совести в отличие от закрепленной ранее свободы веры, т. е. было провозглашено право иметь любые религиозные убеждения или быть атеистом. Происходит отделение государства от церкви.
     Советское государство с первых дней существования  проводило линию на последовательное обеспечение свободы совести  для всех граждан. Так, Декларация прав народов России отменяла все национально-религиозные привилегии и ограничения. Во всех учебных заведениях отменялось преподавание церковных дисциплин.
     Если  до Октябрьской революции в России речь шла о сословности правового статуса, то в период становления Советского государства правоспособность, объем прав, свобод и обязанностей зависели от принадлежности человека к тому или иному классу. Так, всю полноту политических прав, а следовательно, и власти получили трудящиеся. В политических правах была ограничена буржуазия, что получило прямое закрепление в Основном Законе государства. Закон последовательно проводил в жизнь общий принцип предоставления демократических свобод только трудящимся. Так, классовость правового статуса выражалась в ст. 19 Конституции РСФСР, предоставлявшей трудящимся почетное право защищать революцию с оружием в руках, причем право носить оружие имели только трудящиеся, нетрудовые элементы были его лишены.
     Конституция РСФСР 1925 г. сохранила тот же классовый  подход к правовому положению граждан19. Правовой статус граждан по принятии Конституции РСФСР 1937 г. изменился. По сути, сохранив положение, что «власть в РСФСР принадлежит трудящимся города и деревни» (ст. З)20, она внесла существенные изменения в политические права и впервые в истории Российского государства закрепила социально-экономические права.
     По  мере упрочения социалистического  строя, отмечает В. М. Сырых, расширялся и дополнялся правовой статус личности. В России впервые был установлен восьмичасовой рабочий день, введено  бесплатное образование, признаны равные права за гражданами, независимо от их расовой и национальной принадлежности. Так, Конституция СССР 1936 г., намного опередив буржуазные государства, провозгласила право граждан на труд, на отдых, на материальное обеспечение в старости и в случае болезни или потери трудоспособности, равноправие мужчины и женщины во всех областях хозяйственной, государственной, культурной и общественно-политической жизни. Права, предоставленные трудящимся СССР, не только провозглашались, но и частично проводились в жизнь. К началу 1930-х годов в стране было покончено с безработицей. Созданная широкая сеть школ, техникумов, институтов и бесплатность обучения позволяли каждому желающему получить соответствующее образование, стать квалифицированным специалистом21.
     Помимо  широких политических прав, развернутое закрепление получили и социально-экономические права: право на охрану здоровья, право на жилище, гарантированная свобода научного, технического и художественного творчества. Огромное влияние на развитие правового статуса граждан оказало закрепление наряду с обязанностью на труд права на труд.
     Однако  многие предусмотренные политические, социально-экономические права носили в советской России лишь декларативный характер и в жизни не реализовывались. Фактически был установлен режим массовых репрессий и террора. Упрощенный порядок судопроизводства, внесудебные расправы, привлечение к уголовной ответственности по мотивам социальной опасности лица и многие нарушения законности, непозволительные в любой цивилизованной стране, советское государство закрепило в своих законах и неукоснительно проводило в жизнь. В середине 1950-х годов практика незаконных репрессий и террора была сурово осуждена и приняты действенные меры по ликвидации ее последствий. Но человек по-прежнему не мог противостоять действиям государственных органов и должностных лиц. Так, судья по своему статусу независим и подчиняется только закону. Однако действовало «телефонное» право и независимость судьи оказывалась иллюзорной22.
     Разрывы между формальным и фактическим положением личности возникают не только из-за имеющихся неправовых факторов, но и из-за несовершенства правовых систем, например, когда положения законов искажаются подзаконными актами, в частности инструкциями. Формы нарушения прав и свобод, которые определяют фактическое положение личности, бывают самыми разнообразными: внесудебные репрессии, запреты заниматься профессией, незаконные привилегии, «телефонное право», вторжение в частную жизнь, нарушение тайны личности, семейной жизни, в том числе прослушивание без санкции на это телефонных разговоров, и т. п. Так, советское государство, опираясь в основном на собственный аппарат, его понимание правовых проблем и способов их решения, нередко принимало законы, грубо нарушающие права личности, ставящие население в полную зависимость от произвола государства.
     Качественно новый взгляд на природу прав и  свобод человека начал утверждаться в российской конституционной практике еще до принятия Конституции 1993 г. Решающим этапом на этом пути стало принятие Верховным Советом РСФСР в ноябре 1991 г. Декларации прав и свобод человека и гражданина, положения которой вошли в качестве поправок в текст действовавшей тогда Конституции 1978 г. в качестве поправок 21 апреля 1992 г. Нынешняя Конституция РФ подвела итог процессу перехода от одной государственно-правовой идеологии к другой, привела все изменения в логически стройную, упорядоченную систему норм и принципов.
     Закрепленные  в российской Конституции основные права и свободы состоят в следующем: они даны человеку от природы, носят естественный характер, выступают в качестве высшей социальной ценности, являются непосредственно действующими, находятся под защитой государства, соответствуют международным стандартам. Права и свободы перестали быть только внутренним делом государства. Теперь они — объект внимания всего международного сообщества.
     Провозглашенные в Конституции РФ права и свободы  разительно отличаются от набора прав и свобод старых, советских конституций. Эти отличия касаются буквально всего: перечня прав, их формулирования и даже порядка их расположения в тексте Конституции. Одно из основных отличий социалистического подхода к конституционному оформлению прав личности от западно-демократического (термины условны) заключалось в том, что в социалистических конституциях во главу угла ставились социально-экономические права и свободы, а в конституциях западно-демократического толка — права личные. Как знак восприятия западных традиций и ценностей конституционализма авторы Конституции РФ 1993 г. поставили в главе о правах и свободах на первое место личные права, на второе — политические и только на третье — социально-экономические права, назвав первым из    них право частной собственности (ч. 1 ст. 35)23.
     В последние годы в мировой конституционной  практике помимо вышеуказанных основных категорий прав и свобод стали признаваться на конституционном уровне и иные новые виды прав и свобод, которые отражают тенденции расширения сферы конституционного регулирования, а также постоянного расширения числа жизненно важных ценностей человека, нуждающихся в конституционной защите.
     Конституцией  РФ заложены новые принципы правового  положения человека и гражданина. Среди них прежде всего следует назвать принцип приоритета (высшей ценности) прав и свобод человека, непосредственного действия общепризнанных принципов и норм международного права на территории Российской Федерации, неотчуждаемости прав и свобод человека, прямого и непосредственного действия прав и свобод человека, равноправия (равенства перед законом и судом)24. Большинство из этих принципов не признавалось советской наукой государственного права как основанные на «буржуазных» теориях естественного права. Советская государственно-правовая доктрина исходила из того, что правами и свободами личность наделяет государство. Из этого логически вытекало, что государство могло и лишить человека «дарованных» ему прав, если это потребуют интересы того же государства.
     В целом конституционный статус личности реализуется далеко не полно и непоследовательно. Например, появились значительные группы людей (беженцы, мигранты, перемещенные лица) вообще без четкого правового статуса. Правовой статус личности существенно дестабилизируется в результате неурядиц, которые происходят сегодня в обществе, а именно: социальная напряженность, политическое противостояние, сложная криминогенная обстановка, рост преступности, экологические и технологические катастрофы, шоковые методы проведения реформ и т. д.
     Вместе  с тем было бы неправильно вести  речь только о негативных моментах, имеющих место с правами личности в современной России, — есть, как справедливо отмечает Н. И. Матузов, и позитивные тенденции. Во-первых, под правовой статус личности подводится современная законодательная база, создаваемая с учетом международных критериев в данной области25.  Во-вторых, закладывается новая концепция взаимоотношений личности и государства с приоритетом личности как высшей социальной и моральной ценности. В-третьих, правовой статус очищается от идеологического и классового догматизма, тоталитарного сознания и мышления индивида как носителя этого статуса; он стал более адекватно отражать современные реалии. Осуществляется переход от командно-запретительных методов регламентации правового положения личности к дозволительно-разрешительным, от сковывающего централизма — к разумной автономии и самостоятельности. Меняется соотношение и роль структурных элементов правового статуса: на первый план в нем выходят такие приоритеты, как права человека, достоинство личности, гуманизм, свобода, демократизм, справедливость. Сняты многие ограничения личной свободы индивида, провозглашен принцип «не запрещенное законом дозволено», усилена судебная защита прав граждан, действует презумпция невиновности. Наиболее ярко демократические изменения правового статуса личности выражаются в закреплении политических прав и свобод, позволяющих гражданину беспрепятственно выражать свои политические взгляды и интересы; усилении правовых гарантий прав личности на жизнь, свободу и личную неприкосновенность; установлении права на судебную защиту прав и свобод, закрепленных законодательством РФ; установлении экологических прав как самостоятельного вида конституционных прав граждан России.
     Вышесказанное позволяет сделать вывод, что  содержание правового статуса в  значительной степени зависит от конкретной исторической ситуации в обществе. Признание в конце XIX в. личных, естественных прав граждан носило во многом ограниченный характер, еще в более полной мере это относится к политическим правам.
     Правовой  статус личности в его эволюционном развитии в России характеризует сословность — в дореволюционной России, классовость — в период образования и становления советского государства, демократичность — на современном этапе. Демократизация российского общества характеризуется расширением содержания прав и свобод, обеспечением реального равноправия всех лиц, проживающих на территории Российской Федерации.
     2. Понятие, элементы, виды правового статуса личности.
     Правовой  статус – это совокупность прав, свобод, обязанностей и законных интересов личности, признаваемых и гарантируемых государством. В основе правового статуса лежит фактический социальный статус, т.е. реальное положение человека в данной системе общественных отношений. Право лишь закрепляет это положение, вводит его в законодательные рамки. Социальный и правовой статусы соотносятся как содержание и форма.
     Правовой  статус личности определяется всей совокупностью  прав человека и гражданина, отраженных в нормах всех отраслей действующего права.
     Основы  правового статуса личности охватывают конституционно закрепленные права и свободы человека. Понятие же основных прав и свобод человека и гражданина можно сформулировать следующим образом: ”Конституционные (основные) права и свободы, принадлежащие ему от  рождения (в надлежащих случаях в силу его гражданства), защищаемые государством, составляют ядро правового статуса личности”26.
     Юридическое оформление фактического положения  индивида осуществляется различными путями и способами, с помощью ряда специфических средств. Оно начинается уже с признания человека субъектом действующего в обществе права и наделения его при этом особым качеством – праводееспособностью, после чего он может вступать в соответствующие правоотношения, нести ответственность за свои поступки.
     Понятия «правовой статус» и «правовое  положение» личности равнозначны27. Основу правового статуса личности составляют ее права, свободы и обязанности, закрепленные в Конституции и других важнейших законодательных актах, провозглашенных в Декларации прав человека и гражданина. Это главным образом и определяет правовое положение личности в обществе, ее роль, возможности, участие в государственных делах.
     Правовой  статус объективно отражает как достоинства, так и недостатки реально действующей политико-юридической системы, принципов демократии, государственных основ данного общества. Потому его нельзя правильно понять и раскрыть, не обращаясь к сущности того уклада, в условиях которого он складывается и функционирует.
       Правовой статус – это часть,  элемент общества.
     В разные исторические эпохи правовой статус граждан был неодинаков. Достаточно сравнить рабовладение, феодализм и  буржуазный период, чтобы убедиться в этом. Существенно зависит он и от типа политического режима в рамках одной и той же формации. Причинная обусловленность его сложная и богатая.
     Для современного юридического статуса  личности в Российской Федерации характерны такие особенности, как крайняя его неустойчивость, слабая социально-правовая защищенность, отсутствие надежных гарантирующих механизмов, неспособность государственных властных структур эффективно обеспечить интересы гражданина, его права, свободы, жизнь, честь, достоинство, безопасность.
     Правовой  статус личности несет на себе печать того глубокого кризиса (социально-экономического, политического, духовного), который  переживает Россия сегодня, подвержен всем его катаклизмам. Изменилась материальная основа статуса (многообразие форм собственности, включая частную, имущественное расслоение, появление рынка труда, безработицы, падение жизненного уровня).
     Единство  и стабильность правового статуса  подорваны процессами суверенизации, межнациональными и региональными конфликтами.
     Появились значительные группы людей (беженцы, мигранты, перемещенные лица) вообще без четкого правового статуса. 25 миллионов российских граждан внезапно, помимо своей воли, превратились в «иностранцев». Их положение резко ухудшилось. В свою очередь, огромная масса людей из ближнего зарубежья оказалась на территории России. Иным стал статус самого государства.
     Правовой  статус индивида существенно дестабилизируется  в результате тех неурядиц, которые происходят сегодня в обществе: социальная напряженность, политическое противостояние, сложная криминогенная обстановка, рост преступности, экологические и технологические катастрофы, шоковые методы проведения реформ и т.д.
     На  правовое состояние личности оказывают  свое воздействие и нравственно-психологические факторы – потеря личностью социальных ориентиров и приоритетов, духовной опоры, неадаптированность к новым условиям. Личность испытывает глубокий социальный дискомфорт и неуверенность в завтрашнем дне.
     Экстремальность ситуации, противоречия, переоценка ценностей, ломка сложившихся за 75 лет устоев, изменение морально-политического климата, образа жизни- все это не могло не сказаться на общем положении отдельного индивида и на условиях его существования.
     Но  кроме перечисленных негативных тенденций, есть и позитивные.
     Под правовой статус личности подводится современная законодательная база (новая российская Конституция, Декларация прав и свобод человека, Закон о гражданстве и другие важнейшие акты). При этом нормативная основа создается с учетом международных критериев в данной области.
     Закладывается новая концепция взаимоотношений  личности и государства с приоритетом личности как высшей социальной и моральной ценности, патерналистские начала этих отношений уступают место свободному партнерству и сотрудничеству в соответствии с принципами гражданского общества.
     Правовой  статус, как и многие другие юридические  институты, очищается от идеологического и классового догматизма, апологетики, тоталитарного сознания и мышления индивида как носителя этого статуса; он стал более адекватно отражать современные реалии.
     Осуществляется  переход от командно-запретительных методов регламентации правового положения личности к дозволительно-разрешительным, от сковывающего любую инициативу и предприимчивость бюрократического централизма к разумной автономии и самостоятельности.
     Меняется  соотношение и роль структурных  элементов правового статуса: на первый план в нем выходят такие приоритеты, как права человека, достоинство личности, гуманизм, свобода, демократизм, справедливость. Сняты многие ограничения личной свободы индивида, провозглашен принцип «не запрещенное, законом дозволено», усилена судебная защита прав граждан, действует презумпция невиновности.
     Практическое  значение проблемы правового статуса  состоит в том, что она непосредственно затрагивает интересы людей, отражается на их судьбах, особенно в переломные периоды, когда общество формируется, рушатся старые и нарождаются новые связи, структуры, отношения.
     Правовой  статус – это комплексная, интеграционная категория, отражающая взаимоотношения личности и общества, гражданина и государства, индивида и коллектива, другие социальные  связи. Поэтому важно, чтобы человек правильно представлял свое положение, свои права и обязанности, место в той или иной структуре, ибо, как справедливо отмечается в литературе, в жизни нередко встречаются примеры ложно понятого или присвоенного статуса28.
     Правовой  статус – это сложная, собирательная  категория, отражающая весь комплекс связей человека с обществом, государством, коллективом, окружающими людьми.
     В структуру правового статуса  входят следующие элементы29:
    правовые нормы, устанавливающие данный статус - в российском законодательстве это Декларация прав и свобод человека и гражданина, принятая Верховным Советом Российской Федерации 22 ноября 1991года, а затем Конституция Российской Федерации 1993 года.;
    правосубъектность - включает в себя два понятия: дееспособность (способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять конкретные  права, создавать для себя определенные обязанности и использовать их ) и правоспособность (способность каждого гражданина иметь права, и нести определенные обязанности), которые должны присутствовать у каждого человека данного государства;
    основные права и обязанности - государственно-правовая наука, используя классификационные основы, выработала систему основных прав и свобод, куда вошли: социально-экономические права и свободы граждан; политические права и свободы граждан; личные права и свободы граждан.
     Однако  систему основных прав и свобод характеризует не только их группировка, но и те приоритеты, которых придерживается Конституция в их последовательном расположении. Последнее имеет далеко не техническое значение, а отражает соответствующую идеологию, которой придерживается государство в трактовке сущности концепции правового статуса личности30.
     В действующей Конституции, основанной на новой концепции прав человека, перечень прав и свобод установлен в следующей последовательности. Сначала указаны личные, затем политические, а за ними социально экономические права и свободы.
     4) законные интересы - предполагают увлечение человеком любыми средствами, которые реализуют его в обществе. Эти интересы закрепляются в политических правах и свободах граждан, например, право на объединение - представляет  собой право на образование любого союза в рамках требования закона. Обычно это право предполагает также принцип свободы деятельности общественных объединений и их равноправия. Право на объединение не является абсолютным правом и может быть ограничено в случае введения чрезвычайного или военного положения.
    гражданство - предполагает, что у конкретного человека существует правовая связь с конкретным государством31.
     Иначе говоря, является человек гражданином  Российской Федерации или иностранцем, или человеком с двойным гражданством. Помимо граждан, на территории государства могут находиться и апатриды (люди без гражданства). Их объем прав всегда меньше, чем у граждан;
     6)  юридическая ответственность -  это чувство долга, гражданской позиции, развитого правового и нравственного сознания. Это позитивная ответственность и негативная. Позитивная – мера требовательности к себе и другим. Она вытекает из реального социально-правового статуса субъекта и называется статусной ответственностью.Позитивная ответственность личности предшествует негативной; последняя наступает тогда, когда не срабатывает первая, т.е совершается правонарушение.
     7)  правовые принципы - в Конституции РФ закреплены принципы неотчуждаемости прав и свобод человека, прямого и непосредственного действия прав и свобод человека, равноправия.
     Приоритет норм международного права в области  прав и свобод граждан над национальным законодательством является основополагающим принципом взаимоотношений государства и личности в Российской Федерации.
     Права и свободы человека являются неотчуждаемыми, так как принадлежат каждому в силу рождения. Именно поэтому права и свободы человека являются объектом защиты государства, независимо от того, обладает человек качеством гражданства или нет. Эту группу прав государство обеспечивает за всеми людьми без исключения, находящимися на территории государства.
     Права и свободы человека и гражданина являются постоянно действующими. Это означает, что Конституция как закон государства обладает возможностью прямого действия на всей территории и нарушение ее норм напрямую может быть обжаловано в суде32.
     Все граждане и иные лица, находящиеся  на территории государства, равны перед  законом и судом. Это значит, что права и свободы человека и гражданина не могут зависеть от пола, расы, национальности, языка, места жительства, положения в обществе, отношения к религии, а также других обстоятельств.
     Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой и религиозной принадлежности.
     8) правоотношения общего (статусного) типа - это правоотношения, возникающие между человеком и государством.
     Государство за гражданином закрепляет максимальный объем прав и свобод, а граждане, в свою очередь, несут обязанности, например, уплачивать законно установленные налоги и другие сборы.
     При этом, права и обязанности, особенно конституционные, их гарантии образуют основу правового статуса33.
     В зависимости от определенной принадлежности правовой статус личности имеет несколько видов34:
    общий, или институционный, статус гражданина;
    специальный, или родовой, статус определенных категорий граждан;
    индивидуальный статус;
    статус физических и юридических лиц;
    статус иностранцев, лиц без гражданства или с двойным гражданством, беженцев;
    статус российских граждан, находящихся за рубежом;
    отраслевые статусы: гражданско-правовой, административно-правовой, уголовно-правовой и т.д.
    профессиональные и должностные статусы (статус депутата, министра, судьи, прокурора);
    статус лиц, работающих в различных экстремальных условиях или особых районах страны (Крайнего Севера, Дальнего Востока, оборонных объектов, секретных производств).
     Набор правовых статусов очень велик, но в  теоретическом плане наиболее существенное значение имеют общий, или институционный, статус гражданина, специальный, или родовой, статус определенных категорий граждан и индивидуальный статус личности.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.