На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Теоретические и прикладные задачи специальной психологии

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 13.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 7. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Реферат 

«Теоретические  и прикладные
задачи  специальной психологии» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                                                                   Выполнил:
                                                                                                   гр. ПИП-07
                                                                                                          В. Д. Семенова 

                                                                                                   Проверил:
                                                                                                         преподаватель
                                                                        И.Л. Фарафонова  
 
 
 
 
 

Содержание 
 

Введение…………………………………………………………………………………………3 

1.Специальная психология как наука…………………………………………………………..5 

2. Определение специальной психологии……………………………………………………..6 

3. Цели и задачи специальной психологии…………………………………………………….7 

4. Проблемное поле и задачи специальной психологии…………...……………………….…9 

5. Теоретические истоки и значение специальной психологии …………………...…..……11 

6. Специальная психология и другие разделы психологии………………………………….13 

Заключение………………………………………………………………………………...……15 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

В 70–80-х годах  ХХ века в нашей стране происходили  серьезные изменения в сфере  образования. В практике работы школ возникли и стали совершенствоваться различные варианты систем развивающего обучения. Возможность варьировать  системы обучения появилась и в связи с развитием новых видов образовательных учреждений (лицеев, гимназий и др.). Произошедшие перемены сделали необходимым психологическое обоснование и сопровождение процесса обучения учащихся. В результате зародилась практическая психология в образовании.
С 1989 года в стране началась подготовка практических психологов для системы образования, в штате  школ появились практические психологи. Первоначальный замысел, связанный  с обеспечением учебного процесса в  русле определенной системы психологического сопровождения, в ходе работы уточнялся, перестраивался и обогащался практическим опытом. Оказалось, что именно к практическому психологу в первую очередь адресуются запросы учителей, учащихся и родителей, связанные с самыми разнообразными проблемами, в том числе с проблемами развития, трудностями в обучении и формировании взаимоотношений. В поле зрения практического психолога стали, следовательно, попадать в основном «трудные», неуспевающие дети, а не дети благополучные, для которых планировалась психологическая помощь как сопровождение ребенка в процессе обучения согласно определенной системе в зависимости от варианта образовательной программы, выбранного школой.
Фокус внимания практического психолога постепенно смещался в сторону прогнозирования и профилактики таких трудностей. Это требовало создания диагностического аппарата, методов работы психолога с учителями в направлении профилактики, объяснения и преодоления затруднений, возникающих у детей в процессе обучения, разработки новых форм работы с родителями.
 В то же  время подобные задачи, но по  отношению к более сложному  контингенту детей, которые в  научной литературе обозначаются  как «аномальные», «дефективные»,  решались в русле дефектологии. В рамках психологических исследований  учеными-дефектологами, совместно с врачами и специалистами других смежных профессий, были выявлены особенности развития таких детей, причины и механизмы имеющихся у них затруднений и нарушений, разработаны системы медико-психолого-педагогической помощи таким детям и обоснована система их дифференцированного обучения в специализированных учреждениях.
Дефектология  и смежные с ней науки шли  от изучения тяжелых нарушений развития детей (умственная отсталость, глухота, слепота и др.), постепенно охватывая  и круг детей с неярко выраженными нарушениями развития (задержки психического развития, нарушения развития при минимальной мозговой дисфункции, стертые нарушения развития и др.). Таким образом, дети некоторых категорий стали общим объектом изучения и практической психологии и дефектологии. Это создало условия, при которых стало возможным оптимизировать помощь им с учетом опыта взаимодействующих наук, а также способствовало взаимообогащению теории и практики.
Одновременно  для дефектологии актуальными оставались вопросы помощи детям с выраженными формами нарушений развития. Это произошло именно потому, что глобальные изменения в российском обществе, перестройка мировоззрения у миллионов граждан позволили по-иному относиться к любому своеобразию, «инакости» людей и их убеждений.
Громче зазвучали  идеи о правах человека, свободе  выбора, социальной ответственности. Расширились  зарубежные контакты, появилась возможность  шире ознакомиться с исследованиями коллег из других стран, публикации которых  в большом количестве стали появляться на русском языке. Опыт развитых стран, социальные преобразования в нашей стране сделали востребованными концепции интегрированного обучения детей с нарушениями развития и нормально развивающихся детей, что вполне созвучно Конвенции о правах ребенка, принятой ООН, и получило отражение в Законе об образовании РФ. Вступление России в мировое образовательное сообщество, принятие Болонской конвенции повлияло на формирование программ подготовки специалистов по работе с детьми.
Все это сказалось  и на образовательной системе, как общей, так и специальной. Палитра образовательных учреждений начала меняться, затронув и специальные образовательные учреждения.
Наряду со школами  с профильным обучением, гимназиями, лицеями, получили дальнейшее распространение  классы коррекционно-развивающего обучения в общеобразовательных школах и другие институты помощи детям с трудностями развития. Вариабельность образовательных учреждений способствовала перераспределению учащихся: часть учащихся оказалась в школах с повышенными требованиями к способностям, часть детей с неярко выраженными трудностями обучения из специальных школ перешла в общеобразовательные школы. В то же время специальная школа осталась важным звеном в системе помощи детям с нарушениями развития.
В создавшейся  социальной ситуации расширялась система запросов по отношению к детям с атипией развития от учителей, родителей, учреждений образования, здравоохранения и усиливалось внимание к детям с атипией развития как со стороны психологов, так и со стороны дефектологов. Все это сделало широко востребованным психологическое знание о детях с атипией развития.
Происходившие процессы обусловили необходимость  подготовки специалистов, владеющих  системой психологических знаний о  детях с атипией развития, об их трудностях и особенностях их обучения и жизни. В вузах начали обеспечивать такую направленность и при подготовке практических психологов, и при подготовке дефектологов.
В учебные планы  государственных стандартов в качестве обязательной дисциплины профессионального  образования и для психологов, и для дефектологов была введена учебная дисциплина «Специальная психология». Аналогичное название получила и специализация психолога по работе с детьми, имеющими нарушения (атипии) развития. Эти изменения коснулись подготовки психологов во всех высших учебных заведениях, включая классические университеты. Педагогические университеты и дефектологические факультеты институтов и университетов приступили к подготовке студентов по вышеназванной специализации.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Специальная психология как наука 

Специальная психология — относительно молодая наука.
Она является областью научного знания, возникшего в связи  с запросами практической жизни  на стыке ряда наук: психологии, дефектологии, медицины. Изучая закономерности и  механизмы освоения социокультурного опыта при атипичном психическом развитии и занимаясь разработкой методов комплексной помощи детям с таким развитием, специальная психология выстраивает теоретические модели и систему практической помощи детям с атипией развития.
Специальная психология ставит также своей задачей изучение общественного мнения в отношении  детей и лиц других возрастных категорий с нарушениями и  атипиями развития. Таким образом, сфера  практического труда психолога  значительно расширяется. Следовательно, работающий в этой области специалист должен иметь четкую гражданскую позицию, он должен хорошо ориентироваться в достижениях смежных наук и уметь преломлять все это в русле профессиональных задач.
В связи с  этим в данное пособие включены те наиболее важные на наш взгляд, составляющие научного знания, которые связаны с формированием мировоззрения будущего специалиста. Они создают основу для профессионального мышления, позволяют обозначить и выделить актуальные проблемы современной специальной психологии, могут способствовать решению проблем науки на современном уровне с учетом ситуации развития общества.
Специальная психология как учебная дисциплина сегодня  также находится в стадии становления.
Методологические, теоретические и прикладные аспекты  профилактики и коррекции отклонений от нормы психического развития у детей с врожденными или приобретенными дефектами сенсорной, интеллектуальной, эмоциональной сфер; общепсихологические, психофизиологические, клинико-психологические и социально-психологические принципы возрастной динамики развития детей с отклонениями в психике и поведении; методы организации системной комплексной помощи таким детям, включая психологическое обеспечение эффективной интеграции лиц с отклонениями в развитии в общекультурное образовательное и жизненное пространство — вот далеко не полный перечень вопросов подготовки будущего психолога по специальной психологии. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Определение специальной психологии 

Специальная психология — это наука, занимающаяся изучением  закономерностей атипичного развития, его проявлений и влияния на жизненный путь человека.
Специальная психология возникла и развивалась как пограничная  область знаний, имеющая широкие  связи с другими науками, особенно с общей психологией, медициной, педагогикой. Она вбирает в себя достижения гуманитарных и естественных наук (философии, социологии, юриспруденции; биологии, генетики, анатомии, физиологии и др.).
Как и любая  наука, являющаяся самостоятельной  отраслью человеческого знания, специальная  психология имеет свой предмет. Это закономерности атипичного развития, его причины и механизмы, особенности освоения социокультурного опыта людьми с атипиями (отклонениями и нарушениями психического развития), в частности, закономерности спонтанного и направленного познания окружающего мира, приобретения практического опыта, социализации и тех изменений в психике, которые происходят в процессе корректирующего воздействия специалистов.
Специальная психология изучает спонтанное и направленное формирование психических новообразований при атипичном развитии и определяет способы управления им в целях эффективной и оптимальной социализации каждого индивидуума с атипией.
Исторический  взгляд на содержание науки позволяет  констатировать, что специальная  психология в общепринятом понимании традиционно рассматривает те отклонения, которые вмещаются в рамки сурдопсихологии, олигофренопсихологии, тифлопсихологии, логопсихологии как разделов дефектологии. Поэтому специальную психологию определяют как психологию особых состояний, возникающих преимущественно в детском или подростковом возрасте под влиянием различных групп факторов (органической или функциональной природы). Они проявляются в замедлении или выраженном своеобразии психосоциального развития ребенка, затрудняют его социально-психологическую адаптацию, включение в образовательное пространство и дальнейшее профессиональное самоопределение (Кузнецова Л. В., 2002).
Однако специальная  психология не ограничивается дефектологическим  ракурсом. Отдельные исследования в  ее контексте посвящены изучению детей со сложными комбинированными расстройствами; с эмоционально-волевыми нарушениями и аутизмом; с двигательными нарушениями; с девиантным поведением. Некоторые авторы рассматривают в качестве направления специальной психологии и психологию детей-сирот, детей-инвалидов (Трошин О. В., 2000). В отдельных случаях к компетенции специальной психологии относят также одаренных детей. Таким образом, содержание специальной психологии как науки тесно связано с объектом ее изучения.
Изучение особенностей психического развития детей с «аномалиями» проводилось специальной психологией с момента ее зарождения в русле дефектологии. Психическое развитие других категорий детей с отклонениями (неярко выраженные нарушения, одаренность и др.) зачастую было предметом изучения детской и педагогической психологии.
Объект изучения специальной психологии — лица (дети и взрослые) с атипиями (врожденными  или приобретенными отклонениями и  нарушениями развития) и отношение  к ним в обществе на разных этапах его существования.
Под атипией  нами понимается развитие, при котором  возникают изменения в виде отклонений или нарушений в функционировании когнитивных, эмоциональных и регуляторных процессов психики.
Следует, однако, сразу же отметить, что единое мнение в определении предмета и объекта изучения специальной психологии отсутствует, как нет и единообразия в ее категориально-понятийном аппарате. 

3. Цели и задачи специальной психологии 

Цель специальной  психологии — изучение индивидуально-типических особенностей при атипичном развитии, причин, механизмов и структуры атипий, а также обоснование и разработка стратегий целенаправленной помощи по улучшению качества жизни людей с атипиями.
Логика специальной  психологии такова: от описания феномена атипии к его психологической  квалификации и от психологической квалификации к определению путей и средств адекватной помощи и поддержки, решающих задачи социализации людей с атипией развития. Другая важная составляющая этой парадигмы — выявление закономерностей формирования отношения общества и отдельных его членов к лицам с нарушениями развития, установление динамики взглядов общества на проблемы, связанные с «инакостью», в целях усиления толерантности к таким лицам и их полноценной адаптации.
Это путь от простого наблюдения к выявлению скрытых причин и механизмов наблюдаемых явлений, к обнаружению того, что находится за «фасадом». Это также путь выработки стратегии и тактики социальной реабилитации или адаптации для людей с атипичными формами психического развития.
Задачи специальной  психологии значительно изменялись в ходе ее развития. Данные изменения были связаны с ее собственным научным пространством и приоритетными связями со смежными науками; уменьшением или увеличением контингента лиц, являющихся объектом изучения; а также взглядами общества на «инакость». В зависимости от того, какие лица рассматривались в качестве объекта специальной психологии, корректировалось содержание ее научных задач.
Большинство задач  специальной психологии ориентировано  на детскую популяцию. Эта популяция, как известно, в аспекте развития включает в себя три большие группы: нормально развивающихся детей (типичное развитие), одаренных детей (атипичное позитивное развитие, «со знаком плюс»), детей с разными отклонениями и нарушениями развития, выраженными в различной степени и с девиантным поведением (атипичное негативное развитие, «со знаком минус») (рис. 1).
Таким образом, задачи специальной психологии должны быть разделены на две категории  по полюсу отклонения от нормативности: относительно людей с позитивными и негативными отклонениями развития.
Сами позитивные и негативные отклонения неоднородны  и требуют дифференцированного  изучения.
Большинство атипий развития с возрастом не исчезают ни спонтанно, ни при направленном воздействии, а проявляются в качественно ином виде. Поэтому задачи специальной психологии должны быть дифференцированы и в соответствии с возрастными группами по критерию «дети—взрослые».
Объект специальной  психологии как науки неоднороден: это дети и лица других возрастных групп, имеющие атипию развития как «со знаком плюс», так и «со знаком минус». У каждой возрастной группы структура психики, механизмы ее нарушения, а такжевозможности компенсации или коррекции отклонений существенно отличаются, что сказывается и на социализации, а следовательно, образе и качестве жизни. Процесс социализации лиц разного возраста с атипией развития зависит от отношения к ним общества.
Таким образом, при общности задач специальной  психологии их конкретное содержание зависит от изучаемого объекта и  связано с определенным общественно-историческим контекстом.
В процессе развития специальной психологии ее задачи конкретизировались, поскольку исследователи, обращаясь  к решению научных проблем, объединяли (или разделяли) их по разным основаниям. Систематизация задач относительно негативных атипий развития впервые была представлена В. И. Лубовским (1989). Он сгруппировал эти задачи по научному содержанию и практической направленности.
Первая группа задач — общенаучные теоретические  задачи, касающиеся проблем развития психики аномального ребенка (терминология автора). Среди них можно выделить такие направления изучения:
    раскрытие закономерностей развития и проявлений психики, общих для нормальных и аномальных детей;
    раскрытие общих закономерностей развития, присущих всем аномальным детям; раскрытие специфических закономерностей развития и проявлений психики разных групп аномальных детей;
    установление зависимости развития и проявлений психики от характера, механизмов и степени выраженности аномалии.

Вторая группа задач — изучение аномалии формирования и развития конкретных форм психической деятельности и ее психических процессов у разных групп аномальных детей, то есть изучение закономерностей формирования личности, умственной деятельности, речи, восприятия, памяти.
Третья группа задач специальной психологии — выявление путей компенсации дефекта и развития психики в целом.
Четвертая группа задач — разработка научных основ, методов и средств обучения разных групп аномальных детей, теоретическое  обоснование конкретных путей их обучения.
Решение этих основных задач стало возможным в ходе исследования целого ряда частных проблем  в отдельных областях специальной  психологии (например, психологии глухих, умственно отсталых, психологии детей  с нарушениями речи и др.).
В работах других авторов задачи специальной психологии обозначались в рамках решаемых исследователями проблем, однако общая их систематизация в литературе отсутствует.
Рассматривая  современную специальную психологию как науку, обращенную к изучению позитивных и негативных атипий развития, а также как науку, прослеживающую закономерности формирования взглядов и отношений общества к людям с атипией развития, можно представить задачи специальной психологии в ее проблемном поле следующим образом. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  4. Проблемное поле и задачи специальной психологии
 
1)Теоретическое пространство 

А. Структурирование науки 

    Установление  границ компетентности.
    Определение объекта изучения.
    Уточнение системы понятий.
    Дифференциация от других наук.
    Интеграция с другими науками.
    Перспективные проблемы.
 
Б. Предметная область  науки 

1.         Атипии развития и закономерности  их проявления:
исследование  психологических механизмов отклонений и нарушений развития в связи  с деятельностью мозга;
установление  закономерностей проявления позитивных и негативных атипий развития;
классификация нарушений психического развития;
разработка методов  выявления нарушений психического развития и определения их структуры.
2.         Закономерности освоения социокультурного  опыта при атипиях развития:
исследование  особенностей освоения социокультурного опыта (его структурирования, сохранения и использования);
разработка методов  оценки овладения социокультурным  опытом.
3.         Система помощи лицам разных  возрастных категорий с атипией  развития:
научное обоснование  содержания обучающих программ;
научное обоснование  и разработка методов социализации.
4.         Общественные установки по отношению  к людям с атипией развития  и разработка системы воздействия  на эти установки:
    научное обоснование и разработка методов, способствующих социальному принятию лиц с атипией развития;
    нахождение путей формирования общественного сознания по отношению к людям с атипией развития.
 
2) Практическое пространство
 
А. Практико-ориентированные  задачи 

    Разработка технологии различных видов психологической помощи детям с атипией развития и их семьям.
    Обоснование и разработка психологических и социальных мероприятий, позитивно влияющих на качество жизни людей с атипией развития.
    Разработка технологий формирования общественного сознания по отношению к людям с атипией развития.
    Профессиональная подготовка специального психолога.
    Повышение психологической компетентности населения и профессионалов разного профиля.
 
 
 
Б. Организационные  задачи 

    Определение стратегии, направлений и путей организации системы помощи людям с атипией развития в современном обществе.
    Разработка стратегии и тактики взаимодействия параллельных служб.
Таким образом, предмет и задачи специальной  психологии позволяют обозначить ее структуру.
1.         Психология атипий развития (раздел, посвященный описанию и классификации атипий развития).
2.         Психология направленного и спонтанного  познания при атипиях развития (раздел, посвященный закономерностям  познавательной деятельности при  атипиях).
3.         Психология социализации при атипиях развития (раздел, посвященный влиянию атипий на содержание и качество жизни человека).
В аспекте перспектив развития специальной психологии можно  рассматривать первые два ее раздела  как наиболее разработанные, а третий — как формирующийся, находящийся в стадии становления, хотя отдельные исследования в этом направлении проводились в рамках дефектологии.
В качестве составляющих каждого из разделов можно выделить:
    психологию детей с отклонениями развития;
    психологию одаренных детей
В настоящее  время представляется актуальным рассмотреть  все структурные разделы специальной  психологии в современной логике, объединив их в границах научного познания и выделив единые смысловые  доминанты.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

5. Теоретические истоки и значение специальной психологии 

Специальная психология вносит определенный вклад в развитие общепсихологической теории. По словам Л.С. Выготского, «патологическое изменение  процессов развития представляет собой  как бы специально оборудованный природный эксперимент, обнаруживающий и раскрывающий перед нами часто с потрясающей силой истинную природу и строение интересующего нас психического процесса», таким образом, на изучении отклонений может быть проверена любая из общепсихологических гипотез.
Наиболее ярким  примером этому является создание теории обучения и воспитания слепоглухих  детей, основанной на принципах целенаправленного  формирования и развития психики  человека в условиях выпадения основных функций и обеспечивающей присвоение ребенком общечеловеческого опыта. Этот пример доказывает тезис об общественно-исторической природе человека, компенсаторных возможностях мозга и целый ряд других положений. В этом состоит научное значение специальной психологии.
Выделение Л.С. Выготским системы дефектов (первичный, вторичный) и их иерархии в значительной степени определило системный подход к изучению аномального ребенка. Исследования Л.С. Выготского положили начало не только научному анализу системного строения различных психических процессов, но и разработке теоретического обоснования путей компенсации нарушенных психических функций аномальных детей. На основании этих исследований им были обозначены пути и сформулированы принципы обучения аномальных детей исходя из задач специальной школы, основной из которых объявлялась «установка на норму», приобщение аномальных детей к активному участию в жизни, развитие их сотрудничества с нормально развивающимися детьми. Таким образом, должна была реализовываться выдвинутая Л.С. Выготским идея о социальной компенсации дефекта. Эффективность использования средств и методов лечебной педагогики для преодоления дефекта в развитии психики ребенка, по мнению Л.С. Выготского, неразрывно связана с верой в активные силы самого ребенка.
Большое влияние  на развитие всей психологической науки и становление специальной психологии оказало учение Л.С. Выготского о соотношении обучения и развития. Он показал, что обучение становится развивающим только при условии, когда оно несколько опережает психическое развитие ребенка. Согласно этому тезису в процессе обучения необходимо опираться не только на уровень актуального развития, то есть сформированные психические функции, но и на «зону ближайшего развития» (термин Л.С. Выготского), т.е. на психические функции, находящиеся в стадии формирования. Фундаментальные идеи Л.С. Выготского послужили базой для создания теории специальной психологии.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.