Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

 

Повышение оригинальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.

Результат поиска


Наименование:


реферат Теоретические и прикладные задачи специальной психологии

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 13.05.2012. Год: 2011. Страниц: 7. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Реферат 

«Теоретические  и прикладные
задачи  специальной психологии» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                                                                   Выполнил:
                                                                                                   гр. ПИП-07
                                                                                                          В. Д. Семенова 

                                                                                                   Проверил:
                                                                                                         преподаватель
                                                                        И.Л. Фарафонова  
 
 
 
 
 

Содержание 
 

Введение…………………………………………………………………………………………3 

1.Специальная психология как наука…………………………………………………………..5 

2. Определение специальной психологии……………………………………………………..6 

3. Цели и задачи специальной психологии…………………………………………………….7 

4. Проблемное поле и задачи специальной психологии…………...……………………….…9 

5. Теоретические истоки и значение специальной психологии …………………...…..……11 

6. Специальная психология и другие разделы психологии………………………………….13 

Заключение………………………………………………………………………………...……15 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

В 70–80-х годах  ХХ века в нашей стране происходили  серьезные изменения в сфере  образования. В практике работы школ возникли и стали совершенствоваться различные варианты систем развивающего обучения. Возможность варьировать  системы обучения появилась и в связи с развитием новых видов образовательных учреждений (лицеев, гимназий и др.). Произошедшие перемены сделали необходимым психологическое обоснование и сопровождение процесса обучения учащихся. В результате зародилась практическая психология в образовании.
С 1989 года в стране началась подготовка практических психологов для системы образования, в штате  школ появились практические психологи. Первоначальный замысел, связанный  с обеспечением учебного процесса в  русле определенной системы психологического сопровождения, в ходе работы уточнялся, перестраивался и обогащался практическим опытом. Оказалось, что именно к практическому психологу в первую очередь адресуются запросы учителей, учащихся и родителей, связанные с самыми разнообразными проблемами, в том числе с проблемами развития, трудностями в обучении и формировании взаимоотношений. В поле зрения практического психолога стали, следовательно, попадать в основном «трудные», неуспевающие дети, а не дети благополучные, для которых планировалась психологическая помощь как сопровождение ребенка в процессе обучения согласно определенной системе в зависимости от варианта образовательной программы, выбранного школой.
Фокус внимания практического психолога постепенно смещался в сторону прогнозирования и профилактики таких трудностей. Это требовало создания диагностического аппарата, методов работы психолога с учителями в направлении профилактики, объяснения и преодоления затруднений, возникающих у детей в процессе обучения, разработки новых форм работы с родителями.
 В то же  время подобные задачи, но по  отношению к более сложному  контингенту детей, которые в  научной литературе обозначаются  как «аномальные», «дефективные»,  решались в русле дефектологии. В рамках психологических исследований  учеными-дефектологами, совместно с врачами и специалистами других смежных профессий, были выявлены особенности развития таких детей, причины и механизмы имеющихся у них затруднений и нарушений, разработаны системы медико-психолого-педагогической помощи таким детям и обоснована система их дифференцированного обучения в специализированных учреждениях.
Дефектология  и смежные с ней науки шли  от изучения тяжелых нарушений развития детей (умственная отсталость, глухота, слепота и др.), постепенно охватывая  и круг детей с неярко выраженными нарушениями развития (задержки психического развития, нарушения развития при минимальной мозговой дисфункции, стертые нарушения развития и др.). Таким образом, дети некоторых категорий стали общим объектом изучения и практической психологии и дефектологии. Это создало условия, при которых стало возможным оптимизировать помощь им с учетом опыта взаимодействующих наук, а также способствовало взаимообогащению теории и практики.
Одновременно  для дефектологии актуальными оставались вопросы помощи детям с выраженными формами нарушений развития. Это произошло именно потому, что глобальные изменения в российском обществе, перестройка мировоззрения у миллионов граждан позволили по-иному относиться к любому своеобразию, «инакости» людей и их убеждений.
Громче зазвучали  идеи о правах человека, свободе  выбора, социальной ответственности. Расширились  зарубежные контакты, появилась возможность  шире ознакомиться с исследованиями коллег из других стран, публикации которых  в большом количестве стали появляться на русском языке. Опыт развитых стран, социальные преобразования в нашей стране сделали востребованными концепции интегрированного обучения детей с нарушениями развития и нормально развивающихся детей, что вполне созвучно Конвенции о правах ребенка, принятой ООН, и получило отражение в Законе об образовании РФ. Вступление России в мировое образовательное сообщество, принятие Болонской конвенции повлияло на формирование программ подготовки специалистов по работе с детьми.
Все это сказалось  и на образовательной системе, как общей, так и специальной. Палитра образовательных учреждений начала меняться, затронув и специальные образовательные учреждения.
Наряду со школами  с профильным обучением, гимназиями, лицеями, получили дальнейшее распространение  классы коррекционно-развивающего обучения в общеобразовательных школах и другие институты помощи детям с трудностями развития. Вариабельность образовательных учреждений способствовала перераспределению учащихся: часть учащихся оказалась в школах с повышенными требованиями к способностям, часть детей с неярко выраженными трудностями обучения из специальных школ перешла в общеобразовательные школы. В то же время специальная школа осталась важным звеном в системе помощи детям с нарушениями развития.
В создавшейся  социальной ситуации расширялась система запросов по отношению к детям с атипией развития от учителей, родителей, учреждений образования, здравоохранения и усиливалось внимание к детям с атипией развития как со стороны психологов, так и со стороны дефектологов. Все это сделало широко востребованным психологическое знание о детях с атипией развития.
Происходившие процессы обусловили необходимость  подготовки специалистов, владеющих  системой психологических знаний о  детях с атипией развития, об их трудностях и особенностях их обучения и жизни. В вузах начали обеспечивать такую направленность и при подготовке практических психологов, и при подготовке дефектологов.
В учебные планы  государственных стандартов в качестве обязательной дисциплины профессионального  образования и для психологов, и для дефектологов была введена учебная дисциплина «Специальная психология». Аналогичное название получила и специализация психолога по работе с детьми, имеющими нарушения (атипии) развития. Эти изменения коснулись подготовки психологов во всех высших учебных заведениях, включая классические университеты. Педагогические университеты и дефектологические факультеты институтов и университетов приступили к подготовке студентов по вышеназванной специализации.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Специальная психология как наука 

Специальная психология — относительно молодая наука.
Она является областью научного знания, возникшего в связи  с запросами практической жизни  на стыке ряда наук: психологии, дефектологии, медицины. Изучая закономерности и  механизмы освоения социокультурного опыта при атипичном психическом развитии и занимаясь разработкой методов комплексной помощи детям с таким развитием, специальная психология выстраивает теоретические модели и систему практической помощи детям с атипией развития.
Специальная психология ставит также своей задачей изучение общественного мнения в отношении  детей и лиц других возрастных категорий с нарушениями и  атипиями развития. Таким образом, сфера  практического труда психолога  значительно расширяется. Следовательно, работающий в этой области специалист должен иметь четкую гражданскую позицию, он должен хорошо ориентироваться в достижениях смежных наук и уметь преломлять все это в русле профессиональных задач.
В связи с  этим в данное пособие включены те наиболее важные на наш взгляд, составляющие научного знания, которые связаны с формированием мировоззрения будущего специалиста. Они создают основу для профессионального мышления, позволяют обозначить и выделить актуальные проблемы современной специальной психологии, могут способствовать решению проблем науки на современном уровне с учетом ситуации развития общества.
Специальная психология как учебная дисциплина сегодня  также находится в стадии становления.
Методологические, теоретические и прикладные аспекты  профилактики и коррекции отклонений от нормы психического развития у детей с врожденными или приобретенными дефектами сенсорной, интеллектуальной, эмоциональной сфер; общепсихологические, психофизиологические, клинико-психологические и социально-психологические принципы возрастной динамики развития детей с отклонениями в психике и поведении; методы организации системной комплексной помощи таким детям, включая психологическое обеспечение эффективной интеграции лиц с отклонениями в развитии в общекультурное образовательное и жизненное пространство — вот далеко не полный перечень вопросов подготовки будущего психолога по специальной психологии. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Определение специальной психологии 

Специальная психология — это наука, занимающаяся изучением  закономерностей атипичного развития, его проявлений и влияния на жизненный путь человека.
Специальная психология возникла и развивалась как пограничная  область знаний, имеющая широкие  связи с другими науками, особенно с общей психологией, медициной, педагогикой. Она вбирает в себя достижения гуманитарных и естественных наук (философии, социологии, юриспруденции; биологии, генетики, анатомии, физиологии и др.).
Как и любая  наука, являющаяся самостоятельной  отраслью человеческого знания, специальная  психология имеет свой предмет. Это закономерности атипичного развития, его причины и механизмы, особенности освоения социокультурного опыта людьми с атипиями (отклонениями и нарушениями психического развития), в частности, закономерности спонтанного и направленного познания окружающего мира, приобретения практического опыта, социализации и тех изменений в психике, которые происходят в процессе корректирующего воздействия специалистов.
Специальная психология изучает спонтанное и направленное формирование психических новообразований при атипичном развитии и определяет способы управления им в целях эффективной и оптимальной социализации каждого индивидуума с атипией.
Исторический  взгляд на содержание науки позволяет  констатировать, что специальная  психология в общепринятом понимании традиционно рассматривает те отклонения, которые вмещаются в рамки сурдопсихологии, олигофренопсихологии, тифлопсихологии, логопсихологии как разделов дефектологии. Поэтому специальную психологию определяют как психологию особых состояний, возникающих преимущественно в детском или подростковом возрасте под влиянием различных групп факторов (органической или функциональной природы). Они проявляются в замедлении или выраженном своеобразии психосоциального развития ребенка, затрудняют его социально-психологическую адаптацию, включение в образовательное пространство и дальнейшее профессиональное самоопределение (Кузнецова Л. В., 2002).
Однако специальная  психология не ограничивается дефектологическим  ракурсом. Отдельные исследования в  ее контексте посвящены изучению детей со сложными комбинированными расстройствами; с эмоционально-волевыми нарушениями и аутизмом; с двигательными нарушениями; с девиантным поведением. Некоторые авторы рассматривают в качестве направления специальной психологии и психологию детей-сирот, детей-инвалидов (Трошин О. В., 2000). В отдельных случаях к компетенции специальной психологии относят также одаренных детей. Таким образом, содержание специальной психологии как науки тесно связано с объектом ее изучения.
Изучение особенностей психического развития детей с «аномалиями» проводилось специальной психологией с момента ее зарождения в русле дефектологии. Психическое развитие других категорий детей с отклонениями (неярко выраженные нарушения, одаренность и др.) зачастую было предметом изучения детской и педагогической психологии.
Объект изучения специальной психологии — лица (дети и взрослые) с атипиями (врожденными  или приобретенными отклонениями и  нарушениями развития) и отношение  к ним в обществе на разных этапах его существования.
Под атипией  нами понимается развитие, при котором  возникают изменения в виде отклонений или нарушений в функционировании когнитивных, эмоциональных и регуляторных процессов психики.
Следует, однако, сразу же отметить, что единое мнение в определении предмета и объекта изучения специальной психологии отсутствует, как нет и единообразия в ее категориально-понятийном аппарате. 

3. Цели и задачи специальной психологии 

Цель специальной  психологии — изучение индивидуально-типических особенностей при атипичном развитии, причин, механизмов и структуры атипий, а также обоснование и разработка стратегий целенаправленной помощи по улучшению качества жизни людей с атипиями.
Логика специальной  психологии такова: от описания феномена атипии к его психологической  квалификации и от психологической квалификации к определению путей и средств адекватной помощи и поддержки, решающих задачи социализации людей с атипией развития. Другая важная составляющая этой парадигмы — выявление закономерностей формирования отношения общества и отдельных его членов к лицам с нарушениями развития, установление динамики взглядов общества на проблемы, связанные с «инакостью», в целях усиления толерантности к таким лицам и их полноценной адаптации.
Это путь от простого наблюдения к выявлению скрытых причин и механизмов наблюдаемых явлений, к обнаружению того, что находится за «фасадом». Это также путь выработки стратегии и тактики социальной реабилитации или адаптации для людей с атипичными формами психического развития.
Задачи специальной  психологии значительно изменялись в ходе ее развития. Данные изменения были связаны с ее собственным научным пространством и приоритетными связями со смежными науками; уменьшением или увеличением контингента лиц, являющихся объектом изучения; а также взглядами общества на «инакость». В зависимости от того, какие лица рассматривались в качестве объекта специальной психологии, корректировалось содержание ее научных задач.
Большинство задач  специальной психологии ориентировано  на детскую популяцию. Эта популяция, как известно, в аспекте развития включает в себя три большие группы: нормально развивающихся детей (типичное развитие), одаренных детей (атипичное позитивное развитие, «со знаком плюс»), детей с разными отклонениями и нарушениями развития, выраженными в различной степени и с девиантным поведением (атипичное негативное развитие, «со знаком минус») (рис. 1).
Таким образом, задачи специальной психологии должны быть разделены на две категории  по полюсу отклонения от нормативности: относительно людей с позитивными и негативными отклонениями развития.
Сами позитивные и негативные отклонения неоднородны  и требуют дифференцированного  изучения.
Большинство атипий развития с возрастом не исчезают ни спонтанно, ни при направленном воздействии, а проявляются в качественно ином виде. Поэтому задачи специальной психологии должны быть дифференцированы и в соответствии с возрастными группами по критерию «дети—взрослые».
Объект специальной  психологии как науки неоднороден: это дети и лица других возрастных групп, имеющие атипию развития как «со знаком плюс», так и «со знаком минус». У каждой возрастной группы структура психики, механизмы ее нарушения, а такжевозможности компенсации или коррекции отклонений существенно отличаются, что сказывается и на социализации, а следовательно, образе и качестве жизни. Процесс социализации лиц разного возраста с атипией развития зависит от отношения к ним общества.
Таким образом, при общности задач специальной  психологии их конкретное содержание зависит от изучаемого объекта и  связано с определенным общественно-историческим контекстом.
В процессе развития специальной психологии ее задачи конкретизировались, поскольку исследователи, обращаясь  к решению научных проблем, объединяли (или разделяли) их по разным основаниям. Систематизация задач относительно негативных атипий развития впервые была представлена В. И. Лубовским (1989). Он сгруппировал эти задачи по научному содержанию и практической направленности.
Первая группа задач — общенаучные теоретические  задачи, касающиеся проблем развития психики аномального ребенка (терминология автора). Среди них можно выделить такие направления изучения:
    раскрытие закономерностей развития и проявлений психики, общих для нормальных и аномальных детей;
    раскрытие общих закономерностей развития, присущих всем аномальным детям; раскрытие специфических закономерностей развития и проявлений психики разных групп аномальных детей;
    установление зависимости развития и проявлений психики от характера, механизмов и степени выраженности аномалии.

Вторая группа задач — изучение аномалии формирования и развития конкретных форм психической деятельности и ее психических процессов у разных групп аномальных детей, то есть изучение закономерностей формирования личности, умственной деятельности, речи, восприятия, памяти.
Третья группа задач специальной психологии — выявление путей компенсации дефекта и развития психики в целом.
Четвертая группа задач — разработка научных основ, методов и средств обучения разных групп аномальных детей, теоретическое  обоснование конкретных путей их обучения.
Решение этих основных задач стало возможным в ходе исследования целого ряда частных проблем  в отдельных областях специальной  психологии (например, психологии глухих, умственно отсталых, психологии детей  с нарушениями речи и др.).
В работах других авторов задачи специальной психологии обозначались в рамках решаемых исследователями проблем, однако общая их систематизация в литературе отсутствует.
Рассматривая  современную специальную психологию как науку, обращенную к изучению позитивных и негативных атипий развития, а также как науку, прослеживающую закономерности формирования взглядов и отношений общества к людям с атипией развития, можно представить задачи специальной психологии в ее проблемном поле следующим образом. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  4. Проблемное поле и задачи специальной психологии
 
1)Теоретическое пространство 

А. Структурирование науки 

    Установление  границ компетентности.
    Определение объекта изучения.
    Уточнение системы понятий.
    Дифференциация от других наук.
    Интеграция с другими науками.
    Перспективные проблемы.
 
Б. Предметная область  науки 

1.         Атипии развития и закономерности  их проявления:
исследование  психологических механизмов отклонений и нарушений развития в связи  с деятельностью мозга;
установление  закономерностей проявления позитивных и негативных атипий развития;
классификация нарушений психического развития;
разработка методов  выявления нарушений психического развития и определения их структуры.
2.         Закономерности освоения социокультурного  опыта при атипиях развития:
исследование  особенностей освоения социокультурного опыта (его структурирования, сохранения и использования);
разработка методов  оценки овладения социокультурным  опытом.
3.         Система помощи лицам разных  возрастных категорий с атипией  развития:
научное обоснование  содержания обучающих программ;
научное обоснование  и разработка методов социализации.
4.         Общественные установки по отношению  к людям с атипией развития  и разработка системы воздействия  на эти установки:
    научное обоснование и разработка методов, способствующих социальному принятию лиц с атипией развития;
    нахождение путей формирования общественного сознания по отношению к людям с атипией развития.
 
2) Практическое пространство
 
А. Практико-ориентированные  задачи 

    Разработка технологии различных видов психологической помощи детям с атипией развития и их семьям.
    Обоснование и разработка психологических и социальных мероприятий, позитивно влияющих на качество жизни людей с атипией развития.
    Разработка технологий формирования общественного сознания по отношению к людям с атипией развития.
    Профессиональная подготовка специального психолога.
    Повышение психологической компетентности населения и профессионалов разного профиля.
 
 
 
Б. Организационные  задачи 

    Определение стратегии, направлений и путей организации системы помощи людям с атипией развития в современном обществе.
    Разработка стратегии и тактики взаимодействия параллельных служб.
Таким образом, предмет и задачи специальной  психологии позволяют обозначить ее структуру.
1.         Психология атипий развития (раздел, посвященный описанию и классификации атипий развития).
2.         Психология направленного и спонтанного  познания при атипиях развития (раздел, посвященный закономерностям  познавательной деятельности при  атипиях).
3.         Психология социализации при атипиях развития (раздел, посвященный влиянию атипий на содержание и качество жизни человека).
В аспекте перспектив развития специальной психологии можно  рассматривать первые два ее раздела  как наиболее разработанные, а третий — как формирующийся, находящийся в стадии становления, хотя отдельные исследования в этом направлении проводились в рамках дефектологии.
В качестве составляющих каждого из разделов можно выделить:
    психологию детей с отклонениями развития;
    психологию одаренных детей
В настоящее  время представляется актуальным рассмотреть  все структурные разделы специальной  психологии в современной логике, объединив их в границах научного познания и выделив единые смысловые  доминанты.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

5. Теоретические истоки и значение специальной психологии 

Специальная психология вносит определенный вклад в развитие общепсихологической теории. По словам Л.С. Выготского, «патологическое изменение  процессов развития представляет собой  как бы специально оборудованный природный эксперимент, обнаруживающий и раскрывающий перед нами часто с потрясающей силой истинную природу и строение интересующего нас психического процесса», таким образом, на изучении отклонений может быть проверена любая из общепсихологических гипотез.
Наиболее ярким  примером этому является создание теории обучения и воспитания слепоглухих  детей, основанной на принципах целенаправленного  формирования и развития психики  человека в условиях выпадения основных функций и обеспечивающей присвоение ребенком общечеловеческого опыта. Этот пример доказывает тезис об общественно-исторической природе человека, компенсаторных возможностях мозга и целый ряд других положений. В этом состоит научное значение специальной психологии.
Выделение Л.С. Выготским системы дефектов (первичный, вторичный) и их иерархии в значительной степени определило системный подход к изучению аномального ребенка. Исследования Л.С. Выготского положили начало не только научному анализу системного строения различных психических процессов, но и разработке теоретического обоснования путей компенсации нарушенных психических функций аномальных детей. На основании этих исследований им были обозначены пути и сформулированы принципы обучения аномальных детей исходя из задач специальной школы, основной из которых объявлялась «установка на норму», приобщение аномальных детей к активному участию в жизни, развитие их сотрудничества с нормально развивающимися детьми. Таким образом, должна была реализовываться выдвинутая Л.С. Выготским идея о социальной компенсации дефекта. Эффективность использования средств и методов лечебной педагогики для преодоления дефекта в развитии психики ребенка, по мнению Л.С. Выготского, неразрывно связана с верой в активные силы самого ребенка.
Большое влияние  на развитие всей психологической науки и становление специальной психологии оказало учение Л.С. Выготского о соотношении обучения и развития. Он показал, что обучение становится развивающим только при условии, когда оно несколько опережает психическое развитие ребенка. Согласно этому тезису в процессе обучения необходимо опираться не только на уровень актуального развития, то есть сформированные психические функции, но и на «зону ближайшего развития» (термин Л.С. Выготского), т.е. на психические функции, находящиеся в стадии формирования. Фундаментальные идеи Л.С. Выготского послужили базой для создания теории специальной психологии.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением оригинальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.