На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Защита прав потребителей в случае неплатежеспособности страховой компании

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 13.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 7. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Министерство  образования Российской Федерации 

Самарский государственный  экономический  университет 

Кафедра финансов и кредита 
 
 
 
 
 
 

Реферат на тему: 

Защита  прав потребителей в  случае неплатежеспособности страховой компании 
 
 

Выполнила  студентка  3 курса ИНЭ
специальности «Финансы и кредит»,
Башкатова Мария Александровна 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

САМАРА 2010  
 

Содержание 

 

Введение.

     Мировой финансовый кризис сильно  ударил по многим сферам экономики. Из них  страхование  является наиболее уязвимой, поскольку  мгновенно реагирует на ухудшение  экономической ситуации. В условиях сокращения темпов роста страхового рынка,  банкротстве многих страховых компаний, снижении прибыли оставшихся, особо актуальной становится проблема защиты прав страхователей в связи с неплатежеспособностью страховых компаний. Нарушение прав страхователей в нашей стране носит системный характер, а в условиях кризиса еще более усугубляется.
Практика показывает, что потребитель на рынке страховых  услуг нуждается в защите. Как  правило, защита требуется не от серьезных  финансовых преступлений со стороны  компаний, а от пренебрежительного отношения к потребителю, включения в договоры условий, ставящих страхователя в невыгодное положение, от необоснованного завышения страховых тарифов и т.п. Основная направленность жалоб страхователей - это несогласие с размером выплаты; отказ в выплате; задержка (несоблюдение) сроков выплаты. Причиной серьезных нарушений прав страхователя может быть появление на страховом рынке финансово-неустойчивых компаний. Одной из основных причин, приведших к проблемам с платежеспособностью, кроме влияния общих кризисных тенденций, является наличие в резервах страховщика бумажных (пустых) и ненадлежащих активов, а также несбалансированный страховой портфель.
     Доверие, которое государство на данном этапе  развития оказало страховому рынку, не соответствует уровню зрелости и ответственности самого рынка, происходит перекос в части наделения более широкими правами страховщиков в ущерб правам страхователей, поэтому необходимо усилить роль государства в решении вопросов защиты интересов страхователей в условиях кризиса, а также совершенствовать законодательно-правовую базу страховой деятельности.
Институты защиты прав страхователей и саморегулирования рынка, очень важны в современных условиях, поскольку они должны обеспечить функционирование механизма коллективных гарантий для страхователей и застрахованных лиц на случай банкротства страховщика.
     В то же время налицо и явная недооценка роли страхования в финансово-экономической системе страны в целом, особенно по сравнению с ведущими странами мира, где история страхования не прерывалась на революции и насчитывает 100-200 и более лет. В этом контексте страховой рынок России развивается внесистемно, не синхронизированно и разнонаправленно, имея в своих рядах компании, не дорожащие мнением страхователей и своей репутацией. Это компании, занимающиеся псевдострахованием, а также компании, умеющие собирать деньги и не желающие их выплачивать.
     Современный страховой рынок в России строился почти 17 лет. Сейчас очень важно, чтобы меры поддержания финансовой устойчивости страховщиков и защиты прав клиентов были приняты и заработали. Иначе банкроты дискредитируют саму идею страхования, тогда пострадает весь рынок.
 

Глава 1. Защита прав страхователей  в практике страхования. 

1.1 Понятие защиты  прав страхователей  и ее законодательное  регулирование.

     Защита  прав страхователей - это комплекс юридических  норм и обычаев делового оборота, связанных с защитой прав страхователей  на получение страховой услуги в  соответствии с нормами законодательства, традициями национальной правоприменительной  практики и практики страхования. Такая защита регулируется в рамках публично-правовых (нормы государственного, административного права, законодательство о защите прав потребителей, антимонопольное законодательство) и гражданско-правовых отношений, а применяется в ходе судебного и досудебного рассмотрения споров при возникновении разногласий между страховщиком и страхователем. 
В рамках публично-правовых отношений устанавливаются в гражданском праве, во-первых, нормы прямого действия, направленные на защиту интересов потребителя страховых услуг - ограничение свободы договора, пресечение включения страховщиком в договор условий, ухудшающих положение страхователя по сравнению с нормами действующего законодательства; во-вторых, косвенные императивные нормы, направленные на обеспечение финансовой устойчивости и платежеспособности страховщика, предъявление особых требований к его деятельности для целей исполнения договоров страхования. 
Механизм защиты прав страхователя состоит из трех элементов: 
- правовые основы защиты прав страхователя; 
- судебная практика по защите страхователя; 
- некоммерческие организации.

     Система способов защиты подразделяется на юрисдикционные (защита через уполномоченные государством органы) и неюрисдикционные. Предложены варианты разрешения конфликтов со страховщиком посредством юрисдикционных и неюрисдикционных мер защиты прав страхователя как до заключения договора и во время его действия, так и после расторжения договора. 
Регулирование платежеспособности страховщика является мерой государственной защиты интересов страхователей, поскольку тем самым контролируется возможность выполнения страховщиками принятых на себя обязательств перед страхователями. 
Финансовая устойчивость страховщика - важнейшее условие эффективности страховой деятельности, которая в конечном счете направлена на защиту страхователя. Индикатором финансовой устойчивости страховщиков служит наличие у них оплаченного уставного капитала и страховых резервов, а также система перестрахования. 
Для обеспечения выполнения принятых страховых обязательств страховщики в порядке и на условиях, которые установлены законодательством, формируют из полученных страховых взносов необходимые для предстоящих страховых выплат страховые резервы по личному страхованию, имущественному страхованию и страхованию ответственности. В аналогичном порядке страховщики вправе создавать резервы для финансирования мероприятий по предупреждению несчастных случаев, утраты или повреждения застрахованного имущества. 
Страховые резервы, образуемые страховщиками, не подлежат изъятию в федеральный и иные бюджеты. Из доходов, остающихся после уплаты налогов и поступающих в распоряжение страховщиков, они могут образовывать фонды, необходимые для обеспечения их деятельности. 
Для обеспечения своей платежеспособности страховщики обязаны соблюдать нормативные соотношения между активами и принятыми ими страховыми обязательствами. Методика расчета этих соотношений и их нормативные размеры устанавливаются федеральным органом исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью, который к тому же может устанавливать дополнительные требования к нормативным соотношениям между активами и страховыми обязательствами, принятыми страховыми организациями с иностранными инвестициями. 
Контроль Федеральной службы страхового надзора за деятельностью страховщика включает контроль над обоснованностью страховых тарифов. Конкретный размер страхового тарифа определяется в договоре страхования по соглашению сторон. 
Следует помнить, что использование страховых тарифов - это право, а не обязанность страховщика, поэтому четкое следование нормам закона в конкретном договоре не обязательно, поскольку страховщик может и не воспользоваться установленными тарифами при расчете страховой премии. При этом контроль над обоснованностью страховых тарифов Закон устанавливает как одну из надзорных функций органа страхового надзора (уполномоченного органа государственной власти), который в случае несообщения ему о внесении изменений в документы, послужившие основанием для выдачи лицензии, обязан направить нарушителю предписание с требованием устранить выявленные нарушения. 
Необоснованное занижение премии ведет к потере финансовой устойчивости страховщика, невозможности исполнять свои обязательства перед страхователем. Таким приемом могут пользоваться недобросовестные страховщики, заинтересованные в сборе премии и не собирающиеся производить страховые выплаты. 
Снижать страховые премии могут и добросовестные страховщики в целях конкурентной борьбы и привлечения клиентов.  
Публичность деятельности страховщика - один из элементов защиты прав страхователей. Она обеспечивается обязательной аудиторской проверкой и ежегодным опубликованием финансовой отчетности. Страховщики публикуют годовые балансы, счета прибылей и убытков в сроки, установленные федеральным органом исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью, после аудиторского подтверждения достоверности содержащихся в них сведений. 
Главным законодательным актом, регулирующим страхование в России, является Закон РФ от 27 ноября 1992 г. N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации" (далее - Закон об организации страхового дела). Его значение достаточно велико, поскольку он закрепляет основные принципы организации страхового дела, тогда как иные законодательные акты носят специальный характер и регулируют особенности тех или иных видов страхования. Защита прав страхователей также предусмотрена ГК РФ, в первую очередь гл. 48, и Федеральным законом «О защите прав потребителей» от 07.02.92 г. № 2300-1 в ред. Федеральных законов от 09.01.96 г. № 2-ФЗ, от 17.12.99 г. № 212-ФЗ, от 30.12.01 г. № 196-ФЗ (далее по тексту - Закон о защите).

     Страхователь  имеет право на просвещение в  области защиты своих прав потребителей. Это право обеспечивается посредством  включения соответствующих требований в государственные образовательные стандарты и общеобразовательные и профессиональные программы, а также посредством организации системы информации потребителей об их правах и о необходимых действиях по защите этих прав (ст. 3 Закона о защите). Кроме того, страхователь вправе получить от страховщика или его представителя полную информацию об условиях страхования, о страховой компании (активы, платежеспособность и т.д.), а страховщик обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о своих услугах, обеспечивающую возможность их правильного выбора, (ст. 8 Закона о защите). Страховщик обязан оказать страховую услугу, качество которого соответствует страховому договору (ст. 4 Закона о защите). За нарушение прав страхователей страховщик несет ответственность, предусмотренную ст. 13 Закона о защите. Убытки, причиненные потребителю, подлежат возмещению в полной сумме сверх неустойки (пени), установленной договором страхования.
     Государственную и общественную защиту и контроль за соблюдением прав страхователей осуществляют (ст. 40-45 Закона о защите):
     1. Федеральный антимонопольный орган  (его территориальные органы), регулирующий  отношения в области защиты  прав потребителей, который в  пределах своей компетенции направляет:
     • предписания страховщикам о прекращении нарушений прав потребителей;
     • материалы о нарушении прав потребителей в Федеральную службу по надзору  за страховой деятельностью для  решения вопроса о приостановлении  действия данной лицензии или о ее досрочном аннулировании;
     • материалы в органы прокуратуры, другие правоохранительные органы по подведомственности для решения вопросов о возбуждении уголовных дел по признакам преступлений, связанных с нарушением предусмотренных законом прав потребителей.
     Федеральный антимонопольный орган дает официальные разъяснения по вопросам применения законов и иных правовых актов РФ, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей.
     Федеральный антимонопольный орган (его территориальные  органы) вправе обращаться в суд  в защиту прав потребителей в случаях обнаружения нарушений прав потребителей, предъявлять иски в суды в интересах неопределенного круга потребителей, в том числе о ликвидации изготовителя (исполнителя, продавца) или о прекращении деятельности индивидуального предпринимателя за неоднократное или грубое нарушение установленных законом или иным правовым актом прав потребителей.
     Страховщики обязаны предоставлять информации федеральному антимонопольному органу (его территориальным органам).
     2. Федеральная служба страхового  надзора.
     3. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
     4. Органами местного самоуправления.
     Для обеспечения защиты прав потребителей органы местного самоуправления могут  формировать общества защиты прав потребителей (страхователей). На федеральном уровне действует Фонд защиты прав страхователей (Москва).
     По  мере развития страхования можно  ожидать увеличения числа общественных организаций по защите прав страхователей.
     Таким образом, защита прав страхователей - это комплекс юридических норм и обычаев делового оборота, связанных с защитой прав страхователей на получение страховой услуги в соответствии с нормами законодательства, традициями национальной правоприменительной практики и практики страхования. Защита прав страхователей предусмотрена ГК РФ, Федеральным законом «О защите прав потребителей, Законе РФ "Об организации страхового дела в Российской Федерации". В настоящее время государственную и общественную защиту и контроль за соблюдением прав страхователей осуществляют Федеральный антимонопольный орган, Федеральная служба страхового надзора, Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, органы местного самоуправления. Регулирование платежеспособности страховщика является мерой государственной защиты интересов страхователей, поскольку тем самым контролируется возможность выполнения страховщиками принятых на себя обязательств перед страхователями.

1.2 Значение защиты прав страхователей. Проблемы в данной сфере в современных условиях.

     В страховом деле защита прав страхователя традиционно имеет большое значение, поскольку ее целью является реальное обеспечение получения страхователем согласованных страховых выплат при наступлении страхового случая. Незаконность и необоснованность страховой выплаты, так же как и неправомерный отказ в выплате, дискредитируют саму идею страхования, подрывают хрупкое равновесие доверительных отношений страхователя и страховщика, и чтобы этого не произошло, в стране  должен быть хорошо развитый механизм защиты прав страхователей. Невозможно согласиться с теми страховщиками, которые считают, что для них самое главное — это защита интересов своей компании любыми средствами, вплоть до прямого нарушения положений закона. Надо понимать, что такие действия, в конечном счете, приносят организациям больше вреда, чем пользы, потому что нарушение законодательства не может носить бесконечный характер и рано или поздно, все встанет на свои места, правда, при этом страховщику придется понести дополнительные финансовые потери, например в виде уплаты процентов в порядке статьи 395 ГК РФ за неправомерный отказ в страховой выплате, возместить моральный вред, который все чаще взыскивается судами в пользу страхователей — физических лиц, а может быть, и получить предписание органа страхового надзора. Не говоря о том, что, как показывают специальные исследования, один недовольный клиент доносит негативную информацию в среднем до 20 человек, тогда как один довольный клиент — всего до восьми. Таким образом,   страховщикам не следует забывать о правовых последствиях, ожидающих их компанию, в случае если права их клиентов будут нарушены.
     В то же время в сфере защиты прав страхователей много проблем. Как  показывает статистика Федеральной  службы страхового надзора (ФССН), растет число жалоб потребителей страховых услуг на необоснованные отказы страховых компаний в выплатах возмещения, на несвоевременные или некачественное исполнение обязательств по договорам страхования, на условия расторжения договоров.
     Государственные и контрольные органы стараются не вмешиваться в зону коммерческих интересов и договорных отношений финансовых институтов и граждан. Есть комиссии по этике при профессиональных объединениях, но зачастую они рассматривают споры двух юридических лиц - участников союзов.
     В отношении защиты прав потребителей образуется "законодательная дыра". Проблемы в сфере защиты прав потребителей на финансовом рынке РФ исследовались Всемирным банком (ВБ) в конце прошлого года. В обзоре по защите прав потребителей на рынке финансовых услуг в России ВБ высказывал озабоченность наличием в стране финансовых пирамид, деятельность которых не подпадает под определение деятельности на рынке ценных бумаг. ВБ тогда предложил Федеральной службе по финансовым рынкам принять на себя ведущую роль в регулировании этого направления. Служба должна обладать законодательными полномочиями, чтобы иметь право при необходимости "замораживать" активы пирамид для защиты интересов инвесторов, считают в ВБ.
     Многие  потребители страховых услуг  знают, что страховщики имеют профессиональные юридические службы. И они зачастую не обращаются в суд, поскольку не уверены, что судебные издержки окажутся оправданными и дадут результат в спорах со страховщиками. Кроме того, действующий в РФ закон о защите прав потребителей готовился скорее для товарных рынков, применить большую часть его положений к финансовому рынку невозможно.
     Люди  жалуются и на действия банков, на организации, действующие на рынке ценных бумаг, особенно много жалоб на брокеров, в том числе страховых. В обращениях граждан отмечаются попытки ограничить информацию, в которой нуждается потребитель, или сделать не непрозрачной.
     Поэтому  сегодня речь идет о создании единых подходов, которые должны применяться  на финансовом рынке для защиты потребителей.
     Специалисты приходят к мнению, что разумным выходом из сложившейся ситуации будет создание организации, которая способна взять на себя досудебное урегулирование конфликтов с потребителями финансовых услуг и роль третейского судьи. Решения такой организации не будут обязательны для исполнения, однако они снимут значительную часть конфликтов и окажутся хорошим ориентиром для судов, если в предварительном порядке сторонам не удастся договориться о завершении конфликта.
     Такой организацией может выступать аналог общественного совета при администрации президента или при правительстве РФ, также она может быть создана на финансовом рынке за счет отчислений профессиональных игроков, действующих в каждом сегменте.
     Речи  о бюджетном финансировании такого института пока не ведется. В перспективе также будет решаться вопрос о законодательном обеспечении прав потребителей на финансовых рынках. Это может быть сделано как в профильных законодательных актах, так и за счет расширения и развития положений закона о защите прав потребителей в РФ.
     Таким образом, защита прав страхователей имеет огромное значение в современных условиях, поскольку незаконность и необоснованность действий страховщиков, дискредитируют саму идею страхования, подрывают хрупкое равновесие доверительных отношений страхователя и страховщика, а этого нельзя допускать. Но, несмотря на важность защиты прав страхователей, в этой сфере много проблем, таких как невмешательство государства в зону коммерческих интересов и договорных отношений финансовых институтов и граждан, несовершенство законодательства. Поэтому сегодня речь идет о создании единых подходов, которые должны применяться на финансовом рынке для защиты потребителей, например разумным выходом из сложившейся ситуации будет создание организации, которая способна взять на себя досудебное урегулирование конфликтов с потребителями финансовых услуг и роль третейского судьи.

1.3 Зарубежный опыт  в сфере защиты прав страхователей.

 
     Зарубежный  опыт показывает, что защита прав и  интересов страхователей должна осуществляться на трех нормативных уровнях: на уровне страхового законодательства, определяющего общие принципы отношений в сфере страхования, на уровне правил страхования и на уровне страхового договора. Конкретные, детальные условия страхования регулируются правилами каждого вида страхования, которые устанавливает страховщик.
     В Великобритании в соответствии с  законом о защите интересов полисодержателей (Policyholders Protection Act) от 1975 г. учрежден Совет защиты полисодержателей (Policyholders Protection Board), в обязанности которого входит компенсировать убытки или каким-либо другим образом оказывать финансовую поддержку держателям страховых полисов, которые как-либо пострадали от неплатежеспособности страховщиков. В случае если страховая компания, имеющая лицензию на проведение страховой деятельности в Великобритании, сталкивается с проблемой неплатежеспособности, Совет имеет полномочия финансировать оказание помощи страхователям, причем за счет страховых компаний с устойчивым финансовым положением, с которых взимаются специальные сборы на эти цели.
     Главная цель предпринимаемых мероприятий  в области надзора за страховой  деятельностью — защита интересов  страхователей. К числу мер регулярного  воздействия на страховую компанию со стороны Департамента торговли и  промышленности (DTI) относится жесткий контроль за выполнением согласованной с DTI инвестиционной программой страховщика. Орган страхового надзора может назначить специальную проверку вопросов постановки актуарных расчетов, потребовать провести независимую экспертизу программ перестраховочной защиты рисков страховщика. Кандидатуры вновь назначаемых специалистов на должности высших управляющих страховой компании, например, главного исполнительного директора, контролера (председателя наблюдательного совета) подлежат одобрению со стороны руководства страхового надзора. Страховая компания, испытывающая трудности с поддержанием необходимого уровня платежеспособности, обязана составить план финансовой санации (оздоровления), за выполнением которого орган государственного страхового надзора устанавливает систематический контроль. 
Особые меры государственного регулирования применяются в отношении страховщиков, специализирующихся на операциях накопительного страхования жизни и долгосрочных пенсионных планов накопления сбережений к определенному возрасту. Правовую базу для этого регулирования создает Закон о финансовом обслуживании 1986 г. (Financial Services Act, 1986).

     Также в Великобритании с целью защиты прав страхователей действует ряд  правил для страховых посредников. Брокеры, как и страховщики, подлежат обязательной аудиторской проверке. Страховой брокер обязан застраховать свою профессиональную ответственность. В некоторых случаях при банкротстве страховщика часть его обязательств перед клиентом оплачивается за счет отчислений брокеров, заключавших с ним договоры. Кроме того, в составе регистрационного совета действуют комитет по расследованиям и дисциплинарный комитет, в задачи которых входят выявление фактов нарушений со стороны брокеров прав своих клиентов и применение к брокерам санкций вплоть до запрета осуществлять посреднические операции и исключения из реестра.
     В Германии государственный контроль над всеми действующими национальными и иностранными страховыми компаниями осуществляет Федеральное ведомство надзора за деятельностью страховых компаний. Оно осуществляет мониторинг уровня платежеспособности и финансовой устойчивости страховых компаний, проводит анализ управленческих структур компаний, согласовывает кандидатуры на высшие посты и внутренних аудиторов компаний, рассматривает жалобы акционеров и страхователей.
     Государство также следит за тем, чтобы сведения о клиентах, накопленные в банках данных страховой компании, не передавались третьим лицам. В Германии действует закон о защите личных данных. Застрахованный может быть уверен, что у его дверей не будет непрерывного потока коммивояжеров, предлагающих услуги своих компаний, как не будет и потока почтовых отправлений с рекламой.
     В Японии в рамках нового Закона о  реформе финансовой системы были созданы две «Корпорации по защите интересов страхователей» в сфере страхования жизни и в рисковых видах. Эти корпорации выполняют функции фондов на случай банкротства страховщиков, пополняемого за счет взносов всех страховых компаний, получивших лицензию на страхование на территории Японии.
     Таким образом, в каждой стране важное место  в системе защиты прав страхователей  имеет орган государственного страхового надзора, например как Департамент торговли и промышленности в Великобритании, Федеральное ведомство надзора за деятельностью страховых компаний в Германии, которые проводят  анализ финансовой устойчивости и платежеспособности страховых компаний. Также в ряде стран для защиты интересов клиентов действуют фонды, гарантирующие урегулирование страховых претензий, предъявленных неплатежеспособным компаниям.  
 
 

 

     

Глава 2. Платежеспособность страховой компании и ее значение для  защиты прав страхователей.

 
     2.1 Сущность платежеспособности страховой компании и ее показатели.
     Платежеспособность  страховщика основной критерий надежности. Под платежеспособностью страховой компании понимается ее способность выполнить существующие страховые обязательства перед клиентами, исходя из имеющихся у нее активов, с использованием дополнительных средств перестраховщиков при расчетах по рискам, переданным в перестрахование. В качестве базовой характеристики при определении уровня платежеспособности используется коэффициент текущей ликвидности. Под финансовой устойчивостью страховой компании понимается ее способность сохранять существующий уровень платежеспособности в течение некоторого времени при возможных неблагоприятных внешних и внутренних воздействиях на финансовые потоки.
     Понятие "устойчивость" в научной литературе трактуется многозначно. Некоторые  экономисты даже заявляют о неопределенности термина "в силу его сложности и многогранности"". Действительно, проблема устойчивости первоначально исследовалась математиками и механиками, среди которых Ляпунов A.M., Ла-Салль Ж., Малкин И.Г., Пуанкаре, А., Лагранж Ж.Л., Жуковский И.Е. и другие. Именно через них это понятие стало использоваться в других науках, в том числе и экономических.
     Конкретизируя понятие финансовой устойчивости для  страховых компаний, А.А. Кудрявцев  определяет ее как "обеспечение такой  структуры доходности и ликвидности вложений, которая минимизирует технический риск страхования". При этом под техническим риском страхования автор понимает риск недостаточности средств для осуществления страховых выплат. По Г.В.Черновой, финансовая устойчивость страховой компании — это "обеспечение гарантий выплат страхователям страховой компанией по договорам страхования". К гарантам она относит: а) страховые взносы; б) страховые технические резервы; в) страховые резервы и собственные свободные активы.
     Финансовая  устойчивость страховой организации обеспечивается достаточным и оплаченным уставным капиталом, адекватными принятым обязательствам страховыми резервами, а также принятой системой перестрахования. Использование системы перестрахования предполагает, что на ответственности страховщика остаются только те риски, по которым он может выполнять обязательства, исходя из своих финансовых возможностей. Критерием финансовой устойчивости страховщика обычно принято считать достаточность средств страховых резервов и собственных свободных средств для выполнения обязательств страховщика. Важнейшим показателем финансовой устойчивости страховщика, ее надежности, является платежеспособность.
     Проблемы  платежеспособности страховых компаний занимают одно из ведущих мест в  теоретических и практических разработках специалистов в сфере страхового бизнеса. При этом следует отметить международный характер рассматриваемой проблемы. Повышенный интерес к вопросам платежеспособности страховых организаций в странах с развитым страховым рынком объясняется достаточно динамичным ростом финансовой ответственности западных страховщиков и, соответственно, "моральным устареванием" критериев нормативной платежеспособности. В странах с развивающимися страховыми отношениями и с формирующейся законодательной базой по финансовому регулированию страховой деятельности проблема оценки платежеспособности является наиболее актуальной.
     Проблема  платежеспособности, которая, сводится к способности страховой компании выполнить все свои обязательства по страховым выплатам перед страхователями, является одной из наиболее важных проблем, изучаемых и анализируемых в процессе финансового мониторинга.
     Ответ на вопрос о выживаемости компании в конкурентной среде напрямую зависит  от того, насколько компания является платежеспособной, от способности компании (ее гибкости и эффективности) получать деньги от своих непосредственных операций и от финансового потенциала компании, позволяющего ей выстоять во время незапланированного денежного дефицита.
     Поскольку в научной литературе не существует единого однозначно обусловленного измерителя платежеспособности, подходы, применяемые к измерению различных аспектов платежеспособности, часто комбинируются для определения уровня платежеспособности компании в какой-то определенный момент времени.
     С практической точки зрения, понятие  платежеспособности связано с признанием компании неплатежеспособной. Неплатежеспособность возникает в тот момент, когда  компания не в состоянии своевременно платить по своим долгам. Так, по Г.А. Белянкину, "платежеспособность означает, что стоимость активов страховой компании превышает стоимость ее обязательств или равна им.
     Страховщик  считается неплатежеспособным, если его активы неадекватны или недоступны в определенное время, чтобы осуществить  выплаты по наступившим страховым случаям"". Под своевременностью здесь понимается, по всей видимости, установленный законодательством о банкротстве срок в три месяца.
     Можно выделить пять факторов, обеспечивающих финансовую устойчивость и платежеспособность страховщика:
     - достаточный собственный капитал;
     - страховые резервы, рассчитанные  в установленном порядке и  гарантирующие страховые выплаты;
     - размещение активов (инвестиционная  деятельность);
     - перестрахование;
     - тарифная политика.
     Страховая компания для защиты своего портфеля может передавать риски в перестрахование. Многое зависит от того, насколько правильно выбран перестраховщик. Многие страховые компании перестраховывают свои риски на внутреннем рынке, друг у друга. Поэтому проблемы с выплатами возмещений в одной компании автоматически приводят к аналогичным сложностям в другой. Справедливости ради, стоит сказать, что перестрахование не является гарантией обеспечения платежеспособности, без принятия в долгосрочной перспективе адекватной политики ценообразования (страховые тарифы) и резервирования.
     Следующий аспект влияния на платежеспособность страховщика связан с формированием  страховых резервов. Резервы как  раз и необходимы для осуществления  будущих страховых выплат, они  являются финансовой гарантией выполнения страховщиком своих обязательств и должны полностью покрывать предстоящие выплаты по договорам страхования. Очень важным моментом является правильное определение страховщиком их величины, качества, в том числе способов их размещения (депозиты, недвижимость, ценные бумаги и прочие). У многих страховщиков проблемы с выплатами страховых возмещений связаны с замораживанием вкладов в проблемных банках, т.к. там размещены резервы в виде депозитов. Поэтому наличие денежных средств на сегодняшний день не является критерием высокой платежеспособности.
     Величина  резервов в абсолютном значении не скажет о надежности компании. Резервы  необходимо сравнивать с обязательствами  страховщика. При чём снижение суммы  резервов в определённом периоде  может говорить либо о возникновении проблем у компании, либо о выполнении по своим обязательствам в этом же периоде.
     Сейчас  у многих страховых компаний величина резервов недостаточна или сформирована, например, акциями, которые не котируются на фондовом рынке.
     В прошлые годы, некоторые страховщики пренебрегали правилами формирования резервов, планируя рассчитаться с клиентами за счет вновь привлеченных платежей. Однако, как показал опыт, в этом году надежды таких компаний не оправдались, и у них возникли проблемы с выплатами. Страховой рынок существенно сократился, упали премии по основным видам страхования. Главной причиной сокращения объёмов страхования стала остановка банковского кредитования, т.к. большая часть страхования приходилась на страхование банковских залогов.
Чтобы этого такие ситуации происходили как можно реже, важно рассчитывать показатели платежеспособности для страховых компаний. Обязательным условием обеспечения платежеспособности страховых компаний является соблюдение определенного соотношения активов и обязательств или маржи платежеспособности.
     Маржа платежеспособности является гарантией  выполнения обязательств страховщика. Согласно Европейским страховым  директивам страховщики должны обладать достаточными средствами в форме  минимального гарантийного фонда в  начале страховой деятельности и собственными средствами для ведения бизнеса, которые служат резервным запасом для выполнения обязательств перед страхователями в любой момент времени.
     В соответствии с «Положением о  порядке расчета страховщиками  нормативного соотношения активов и принятыми ими страховых обязательств» (приказ Минфина России от 02.11.01 г. № 90н, действует в редакции приказа от 14.01.05 г. № 2н), собственный капитал страховщика рассчитывается как сумма уставного (складочного), добавочного, резервного капиталов, нераспределенной прибыли отчетного года и прошлых лет, уменьшенной на сумму непокрытых убытков отчетного года и прошлых лет, задолженности акционеров (участников) по взносам в уставный (складочный) капитал, собственных акций, выкупленных у акционеров, нематериальных активов и дебиторской задолженности, сроки погашения которой истекли.
     Нормативный размер маржи платежеспособности по страхованию жизни равен произведению 5% резерва по страхованию жизни  на поправочный коэффициент.
     Поправочный коэффициент определяется как соотношение резерва по страхованию жизни за минусом доли перестраховщика в резерве по страхованию жизни к величине указанного резерва. Если поправочный коэффициент получается меньшим 0,85, то для расчета он принимается равным 0,85.
     Нормативный размер маржи платежеспособности по страхованию иному, чем страхование жизни, равен наибольшему из следующих двух показателей, умноженному на поправочный коэффициент.
     Первый  показатель рассчитывается на основе страховых премий (взносов) за расчетный  период - год (12 месяцев), предшествующий отчетной дате, и равен 16% суммы страховых премий (взносов), начисленных по договорам страхования, сострахования и договорам, принятым в перестрахование, за расчетный период, уменьшенный на сумму:
     •страховых  премий (взносов), возвращенных страхователям (перестрахователям) в связи с расторжением (изменением условий) договоров страхования, сострахования и договоров, принятым в перестрахование в расчетный период;
     • отчислений страховых премий (взносов) по договорам страхования, сострахования в резерв предупредительных мероприятий за расчетный период;
     • отчислений страховых премий (взносов) по договорам страхования, сострахования  в случаях, предусмотренных действующим  законодательством, за расчетный период.
     Страховщик, работающий менее 12 месяцев, в качестве расчетного периода для первого показателя принимает период с момента получения впервые лицензии до отчетной даты.
     Второй  показатель рассчитывается на основе страховых выплат за расчетный период - 3 года (36 месяцев), предшествующий отчетной дате, и равен 23% от одной трети суммы: 

     - страховых выплат, фактически произведенных  по договорам страхования, сострахования  и начисленных по договорам,  принятым в перестрахование, за  минусом сумм поступлений, связанных  с реализацией перешедшего к страховщику права требования (регресс), которое страхователь (застрахованный, выгодоприобретатель) имеет к лицу, ответственному за убытки, возмещенные в результате страхования, в расчетный период;
     • изменения резерва заявленных, но неурегулированных убытков и резерва произошедших, но незаявленных убытков, по договорам страхования, сострахования и догрворам, принятым в пере­страхование, за расчетный период.
     Страховщик, работающий по страхованию иному, чем  страхование жизни, менее 3 лет, второй показатель не рассчитывает.
     Если  нормативный размер маржи платежеспособности страховщика меньше минимальной  величины уставного (складочного) капитала, установленной законом о страховании, то за нормативный размер маржи платежеспособности страховщика принимается законодательно установленная минимальная величина уставного (складочного) капитала.
     Расчет  соотношения между фактическим  и нормативным размерами маржи  платежеспособности производится страховщиком ежеквартально.
     Фактический размер маржи платежеспособности страховщика не должен быть меньше нормативного размера маржи платежеспособности.
     Если  на конец отчетного года фактический  размер маржи платежеспособности страховщика  превысил нормативный размер маржи  платежеспособности менее чем на 30%, страховщик обязан представить для согласования в Минфин России план оздоровления своего финансового положения. Примерный план финансового оздоровления утвержден приказом страхового надзора от 24.10.96 г.№02-02/21.
     Из  анализа описанной выше методики расчета платежеспособности можно сделать вывод, что при достаточно больших объемах принятой страховой ответственности по видам страхования иным, чем страхование жизни, первый показатель нормативного размера маржи платежеспособности превысит собственный капитал страховщика, и фактический размер маржи платежеспособности страховщика станет меньше ее нормативного размера. Поэтому внешнее развитие страховой компании за счет, например, увеличения объемов страхования, должно обязательно сопровождаться ее внутренним развитием (увеличением уставного капитала, резервного капитала, прибыли и т.п.).
     Еще одним показателем платежеспособности страховой компании является стоимость чистых активов страховых компаний, созданных в форме акционерных обществ, которая необходима для оценки достаточности уставного капитала. Она оценивается по данным бухгалтерского отчета в порядке, установленном Минфином России и Федеральной комиссией по рынку ценных бумаг как разность между суммой активов, принимаемых к расчету, и суммой обязательств, принимаемых к расчету.
     Если  по окончании второго и каждого  последующего финансового года стоимость  чистых активов страховой компании в виде акционерного общества (общества с ограниченной ответственностью) окажется меньше уставного капитала, общество обязано объявить и зарегистрировать в установленном порядке уменьшение уставного капитала в соответствии с требованиями законодательства РФ (ст. 90 и 99 ГК РФ).
     Таким образом, платежеспособность страховой  компании – это ее способность выполнить существующие страховые обязательства перед клиентами, исходя из имеющихся у нее активов. Платежеспособность страховой компании обеспечивают такие факторы как достаточный собственный капитал, страховые резервы, перестрахование. Гарантией выполнения обязательств страховщика является маржа платежеспособности, которая рассчитывается как сумма уставного, добавочного, резервного капиталов, нераспределенной прибыли отчетного года и прошлых лет, уменьшенной на сумму непокрытых убытков отчетного года и прошлых лет, задолженности акционеров по взносам в уставный капитал, собственных акций, выкупленных у акционеров, нематериальных активов и дебиторской задолженности, сроки погашения которой истекли.

2.2 Платежеспособность  страховых компаний  в условиях кризиса  и ее влияние  на права страхователей.

 
     В настоящее время анализ показателей деятельности страховщиков, возросшее число жалоб и обращений граждан и юридических лиц свидетельствует о проблемах с платежеспособностью у значительного числа компаний. Одной из основных причин, приведших к проблемам с платежеспособностью, кроме влияния общих кризисных тенденций, является наличие в резервах страховщика бумажных (пустых) и ненадлежащих активов, а также несбалансированный страховой портфель.
     Страховщики, испытывая финансовые трудности  в связи с безответственным формированием резервов и активов, стали повсеместно и в значительно большей степени, чем ранее, нарушать права и интересы страхователей. Свидетельство тому - увеличившийся более чем в 2 раза поток жалоб.
     Таким образом, доверие, которое государство  на данном этапе развития оказало страховому рынку, было не соответствующим уровню зрелости и ответственности самого рынка. Перекос в части наделения более широкими правами страховщиков в ущерб правам страхователей необходимо срочно устранять, вводя в российское страховое законодательство общепринятые стандарты и нормативы из международной практики.
     Если  говорить о показателях платежеспособности страховых компаний, то в кризис на динамику маржи страховых компаний оказывают влияние сразу две противоположные тенденции. С одной стороны, падение объемов страховых взносов приводит к снижению нормативного размера маржи платежеспособности страховых компаний. С другой стороны, убытки, понесенные страховщиками в результате обесценения их активов и иных причин, сокращают фактический размер их маржи платежеспособности.
     По  оценкам «Эксперт РА», объем российского  страхового рынка в 1-ом полугодии 2009 года по сравнению с 1-ым полугодием 2008 года упал на 7,4% (без учета ОМС). При этом усредненная величина рентабельности активов страховых компаний была положительна и составила 2,3%.
     В итоге впервые за несколько лет  средняя величина отношения фактической  и нормативной маржи платежеспособности российских страховщиков выросла: прирост  составил в среднем 16,5% за 1-ое полугодие 2009 года. Таким образом, потребность в увеличении капитализации отечественного страхового рынка снизилась.
     Тем не менее, эти расчеты не учитывают  ни качество активов, принимаемых в  покрытие собственных средств, ни возросшие  риски страховых компаний.
     В период кризиса и нарастания проблем с ликвидностью в экономике, а значит, и у собственников страховых компаний, качество активов страховщиков резко снизилось, значительно возросла доля векселей иных организаций в инвестициях страховых компаний на неотчетные даты. Кроме того, кризис сказался на росте рисков финансовой устойчивости самих страховщиков: страховых, кредитных, операционных. Если бы при расчете фактической маржи платежеспособности российских страховых компаний учитывался капитал, скорректированный на риск, то, без сомнения, отношение их фактической и нормативной маржи платежеспособности по итогам 1-ого полугодия 2009 года резко упало бы.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.