На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Трансактный анализ и эго-состояния

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 13.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 19. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание 

Теоретическая часть 3
1. Концепция  трех эго-состояний Э. Берна  3
2. Проявление  эго-состояний в межличностных  отношениях 5
3. Формирование  эго-состояний 9
4. Практические  советы по использованию эго-состояний 11
Практическая  часть 13
Список литературы  15
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Теоретическая часть 

1. Концепция трех  эго-состояний Э.  Берна  

     В 1958 г. канадским психотерапевтом Э. Берном была опубликована его статья «Трансактный анализ: новый и эффективный метод групповой терапии». По теории Берна, трансактный анализ включает в себя:
     1) структурный анализ (теория эго-состояний);
     2) собственно трансактный анализ  деятельности и общения, основанный на понятии «трансакция» как взаимодействие эго-состояний двух вступающих в общение индивидов;
     3) анализ психологических «игр» - скрытых трансакций, приводящих к желаемому исходу (выигрышу);
     4) скриптоанализ (анализ жизненного  сценария - «скрипта») - индивидуального жизненного сценария, которому человек невольно следует.
      Согласно  концепции Э. Берна, структура личности состоит из трех частей, которые называют Я-состояниями, эго-состояниями. Каждый человек пребывает по очереди во всех трех эго-состояниях, что проявляется в разных, часто противоречивых, наборах поведенческих стереотипов. Эти наборы поведенческих стереотипов обозначаются как Родитель, Взрослый и Ребенок.1
      Эго-состояние Родителя подразумевает, что человек пребывает в состоянии ума, которое в прошлом было присуще одному из его родителей, и реагирует на внешние раздражители сходным образом, например, той же позой, жестом, высказываниями, чувствами и т. д. Оно состоит в запретах, в разрешениях, поощрении, опеке и командах. Родительское влияние приводит к тому, что люди реагируют на окружающую действительность так, как желали бы того их родители. Таким образом, реакции Родителя соответствуют действительным реакциям родителей. Основные функции Родителя - это, во-первых, продолжение человеческого рода. Это эго-состояние позволяет человеку успешно воспитывать своих детей. Во-вторых, Родитель выполняет множество вещей автоматически, освобождая Взрослого от принятия маловажных решений.
      Эго-состояние Взрослого служит для анализа информации и оценки вероятностей. Взрослый необходим человеку для выживания в этом мире. Взрослое эго-состояние - это способность индивида объективно оценивать действительность по информации, полученной в результате собственного опыта, и на основе этого принимать независимые, адекватные ситуации решения. Это концепция жизни через мышление. Взрослый у Э. Берна играет роль арбитра между Родителем и Ребёнком. Анализируя информацию, Взрослый решает, какое поведение наиболее соответствует данным обстоятельствам, от каких стереотипов желательно отказаться, а какие желательно включить.
      Каждый  взрослый когда-то был ребенком, отголоски  детства проявляются в более поздней жизни как эго-состояние Ребенка. Ребенок находится под тормозящим, разрешающим или провоцирующим влиянием Родителя. Ребенку свойственны две формы проявления: естественный Ребенок обладает очарованием и интуицией, спонтанностью и креативностью; поведение приспособившегося Ребенка модифицируется Родительским влиянием. «Он ведет себя так, как этого хотели бы отец или мать: например очень зависимо от них или не по годам самостоятельно».2
      Функция Родителя - этическое руководство. Взрослый осуществляет взаимодействие с реальностью. Ребенок отвечает за проявление желаний, капризов, влечений, любознательности, страхов, радости. Такое положение отражает моральную иерархию. Родитель - наиболее слабое ее звено, а Ребенок - наиболее сильное.
      Психическая энергия, согласно взглядам Э. Берна, переходит из одного Я-состояния в другое. Состояние, активированное в данный момент, определяет поведение индивида. Родитель, Взрослый и Ребенок обладают равными правами, каждое из этих проявлений занимает свое место в нормальной жизни. Необходимость в анализе и перестройке возникает лишь при нарушении здорового равновесия.
      Диагностировать эго-состояния в личности возможно путём изучения вербальных и невербальных компонент поведения. Например, находясь в состоянии Родитель, человек произносит фразы типа «мне нельзя», «я должен», критические замечания типа «итак, запомни», «прекрати это», «ни за что на свете», «я бы на твоём месте», «милый мой». Физическим признаком Родителя является нахмуренный лоб, качание головой, «грозный вид», вздохи, скрещенные на груди руки, поглаживание другого человека по голове и т.п. Ребёнок - эго может быть выявлен на основании выражений, отражающих чувства, желания и опасения: «я хочу», «меня злит» «я ненавижу», «какое мне дело». К невербальным проявлениям Ребенка относятся дрожащие губы, потупленный взор, пожимание плечами, выражение восторга. 

2. Проявление эго-состояний  в межличностных  отношениях 

      Человеческий  организм отличается потребностью в общении, в различных формах контакта с окружающими людьми и получением реакции от них в процессе взаимодействия. Эта потребность в эмоциональных связях и физическом контакте получила название сенсорного голода или сенсорной депривации.
      Первой  формой проявления этой потребности у маленького ребенка является необходимость физической близости с матерью. Отсутствие адекватного физического контакта повышает восприимчивость к заболеваниям и даже приводит к смерти. По мнению Берна, «после переживаний, связанных с близостью к матери, ребёнок начинает отдаляться от неё, чтобы лучше узнать окружающий мир, который начинает заявлять свои права. Но чем лучше ребёнок к нему адаптируется, тем дальше он уходит от матери, и в результате теряет столь желанное чувство близости. Всё больше психологических, физических и социальных препятствий будет вставать на его пути, но стремление к близости не уменьшится. Поэтому всю свою жизнь человек будет искать её в намёках, отражениях, обещаниях, которые становятся её временными заменителями».3
      Потребность в тесном физическом контакте сохраняется на протяжении всей жизни, поэтому индивид постоянно стремится к физической близости с другими людьми. Вместе с тем довольно рано люди усваивают простую истину: нельзя получить все, что пожелаешь, поэтому начинается поиск компромиссов, принятие других форм контакта. Сенсорный голод преобразуется в голод признания, то есть простое подтверждение своего существования другими людьми, «словесное прикосновение». Факты такого узнавания Э. Берн назвал «поглаживаниями» по аналогии с физическими поглаживаниями детей как проявлением ласки. Э. Берн писал, что для людей любая форма взаимодействия предпочтительнее отсутствия общения. Поэтому поглаживаниями он называл любое (не обязательно приятное) признание существования другого человека.
      Третьей формой сенсорного голода является структурный голод, или потребность организовывать и заполнять свое время. Решение этой проблемы составляет одну из задач жизни в обществе. Последователями Э. Берна были выделены такие разновидности структурного голода, как голод возбуждения (желание структурировать время интересными и волнующими способами) и голод лидерства (лидеры организуют деятельность и программы, благодаря которым люди могут заполнить и структурировать свое время).
      Люди  озабочены тем, чтобы структурировать своё время, и считают, что должны помогать друг другу в этом. Таким образом, структурирование становится основой нашей социальной жизни и может выступать как планирование. Оно подразделяется на три вида - материальное, индивидуальное и социальное.
      Материальное  планирование исходит из взаимодействия с предметным миром, и интересно нам, если обеспечивает поглаживание, признание и другие формы социального взаимодействия.
      Социальное  планирование выражается в ритуальных и полуритуальных видах общения; основным критерием становится приемлемость поведения, определяемая традицией или ритуалом.
      Чем ближе знакомы люди, тем чаще проявляется  индивидуальное планирование. Оно может приводить к инцидентам, которые покажутся случайными, но более внимательное наблюдение выявит, что они проявляются с завидной периодичностью и опираются на определённую поведенческую схему. Все трансакции, включённые в этот вид планирования, подчиняются неким скрытым правилам и следуют какой-то закономерности.
      Таким образом, социальное взаимодействие предоставляет возможность удовлетворения структурного голода, или структурирования времени, а также удовлетворения сенсорного голода, или получения признания, поглаживаний от окружающих. Единицу социального взаимодействия Э. Берн назвал трансакцией. Она включает в себя трансактный стимул от человека, который инициирует трансакцию, каким-либо способом затрагивая другого человека, и трансактные реакции. Трансакции делят на виды в зависимости от того, от какого и какому Я-состоянию они адресованы.
      Трансакции  бывают трёх видов:
      1. Параллельные - это трансакции, при которых стимул, исходящий от одного человека, непосредственно дополняется реакцией другого. Например, стимул: «Который сейчас час?», реакция: «Без четверти шесть». В данном случае взаимодействие происходит между Взрослыми эго-состояниями собеседников.
      2. Пересекающиеся - направления стимула и реакции пересекаются, данные трансакции являются основой для скандалов. Например, муж спрашивает: «Где мой галстук?», жена с раздражением отвечает: «Я всегда у тебя во всём виновата!!!». Стимул в данном случае направлен от Взрослого мужа к Взрослому жены, а реакция происходит от Ребёнка к Родителю.
     3. Скрытые трансакции имеют место, когда человек говорит одно, но при этом имеет в виду совсем другое. В этом случае произносимые слова, тон голоса, выражение лица, жесты и отношения часто не согласуются друг с другом. Скрытые трансакции отличаются от предыдущих тем, что включают более двух эго-состояний, так как сообщение в них маскируется под социально приемлемым стимулом, но ответная реакция ожидается со стороны эффекта скрытого сообщения, что и составляет суть психологических игр.
     Когда продавец машин, улыбаясь, говорит своему клиенту: «Это наша самая великолепная спортивная модель, но она, наверное, слишком дорога для Вас», то его слова могут быть восприняты как Взрослым, так и Ребенком клиента. Когда их слышит Взрослый, ответ может быть таким: «Да, вы правы, учитывая то, сколько я получаю». В то же время Ребенок может ответить: «Я беру ее - это то, что я хочу». Наиболее тонкие обманные ходы строятся с учетом человеческой потребности в признании.
      Скрытые трансакции являются почвой для развития психологических игр.4 Анализ игр - это один из методов, используемых трансактными аналитиками.
      Игры трактуются как формы поведения со скрытым мотивом, при которых один из взаимодействующих субъектов добивается психологического или иного преимущества над другим (выигрыша). Игры могут быть «хорошими», когда другой субъект не страдает от выигрыша первого, и «плохими», когда маневры и обманная стратегия первого субъекта приводят к ущемлению благополучия второго. Берн и его сотрудники типологизировали более сотни различных игр: «супружеские игры», «игры в кабинете врача», «игры преступного мира», «игры жизни» и т. д.
      В основе многих игр лежат скрипты, или «скрипт-программы» жизненного пути человека, заложенные в него с раннего детства под воздейст-вием социальных факторов и воспитания. Скрипты содержатся в эго-состо-янии «Ребенок», плохо осознаются и потому делают человека психологически зависимым, несвободным.
      В процессе коммуникации Бёрн выделяет несколько правил. Первое правило гласит: процесс коммуникации будет протекать гладко, пока трансакции дополнительны (ответная реакция соответствует ожиданиям агента и характерная для здоровых естественных человеческих отношений). Следствие из этого правила: пока трансакции параллельны, процесс коммуникации может продолжаться неопределенно долго. Обратное правило состоит в том, что процесс коммуникации разрушается, когда трансакция становится пересекающейся.
      Простые параллельные трансакции чаще всего встречаются при неглубоких производственных или общественных взаимоотношениях. Их легко нарушить простыми пересекающимися трансакциями, что приведет к затруднению общения.  

3. Формирование эго-состояний 

      С точки зрения Э. Берна, сценарии, программы жизненного пути человека, закладываются еще в детстве под воздействием социальных факторов и воспитания. Эти сценарии содержатся в эго-состоянии Ребенка, плохо осознаются и потому делают человека несвободным, психологически зависимым.
     Сценарий - это непрерывно развертывающийся жизненный план, формирующийся в раннем детстве под влиянием родителей. Первоначально сценарий пишется невербально, затем дети получают от родителей вербальные сценарные сообщения, которые могут относиться к общему жизненному плану («ты станешь знаменитым», «ты неудачник», «ты никогда ничего не достигнешь»). А могут касаться различных сторон жизни человека: ребенку предписывается профессиональный сценарий («ты настоящий артист»), сценарий относительно своего пола и женитьбы-замужества («ты такой хилый, ты никогда не станешь настоящим мужчиной», «не рассчитывай со своими данными выйти замуж»), относительно образования, религии, спорта, увлечений и т. п.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.