На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Анализ рисков в деятельности предприятия

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 13.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 5. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


     Министерство образования и науки РФ
Тольяттинский государственный университет
                    Кафедра "Экономика, финансы и бухгалтерский учет" 
 
 
 
 
 
 

Курсовая  работа 

Анализ  рисков в деятельности предприятия 
 
 
 
 
 
 
 

Выполнила: Спиридонова  А.
Группа: БУ-301
Проверила: Комельчик С. Л 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                       Тольятти 2011
                                         

                                                           Содержание
Введение………………………………………………………………………………3
1. Методологические  основы риск-менеджмента.…………………………………5
            1.1. Общесистемная классификация рисков.……………………………………5
      1.2. Российская специфика управления  рисками……………………….…….11
      1.3. Методика определения величины  риска………………..……………….14
2. Стратегический  анализ и диагностика предприятия.....................................................................................................................22
2.1 SWOT анализ…………………………………………………………………22
2.2 Методика проведения SWOT-анализа………………………………………..26
Заключение………………………………………………………………………..33
Список литературы………………………………………………………………34
Приложения………………………………………………………………………38 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                    
                                                        Введение
      Законодательно  установлено, что предпринимательская  деятельность является рисковой. Действия участников предпринимательства в  условиях сложившихся рыночных отношений, конкуренции, функционирования системы  экономических законов не могут  быть с полной определенностью рассчитаны и осуществлены.
      Множество условий и факторов влияют на исход  принимаемых людьми решений, действие некоторых из них предсказать  очень сложно, многие решения в  предпринимательской деятельности приходится принимать в условиях неопределенности. Риск присущ практически  любой сфере человеческой деятельности. Сейчас все больше внимания уделяется  исследованию, прогнозированию, анализу  рисков. Умение предвидеть последствия  тех или иных действий просто необходимо для нормального функционирования организаций.
      Актуальность  исследования обусловлена необходимостью формирования комплексного подхода  к проблеме анализа рисков деятельности предприятия как одного из необходимых  условий эффективной деятельности в конкурентной среде.
      Деятельность  любой организации связана с  опасностью возникновения непредвиденных потерь. Именно поэтому для каждой компании важно предусмотреть изменение  факторов и условий, способных оказать  существенное влияние на ее функционирование.
      Объект  – риск-менеджмент предприятия.
      Предмет – анализ рисков деятельности предприятия.
      Риском  можно управлять. Наиболее удачной  будет деятельность фирмы, правильно  рассчитавшей свои возможности, выбравшей  направление деятельности с оптимальным  соотношением риска и доходности. Именно для решения такой задачи необходим анализ риска. Имея полную информацию об угрозах, возможно обезопасить компанию от необоснованных потерь.
      По  мере увеличения уязвимости бизнеса  от финансовых рисков многие компании признают, что поиск решений проблем  риска должен быть поставлен на профессиональную основу. Менеджер должен обеспечивать защиту всех активов и прибылей фирмы  от потерь из-за изменений и колебаний  процентных ставок и валютных курсов, управлять затратами по проценту. Только достаточно опытный и квалифицированный  управленец справится с этой нелегкой задачей. Управление риском должно стать  одним из основных направлений деятельности современного менеджера.
      Цель  – изучение методов стратегического  анализа рисков предприятия.
      Будущее нам неизвестно. А потому неизвестны и будущие доходы и расходы, мы можем лишь прогнозировать их с той  или иной степенью уверенности. Чем  мы рискуем и что вообще понимать под "риском"? Как отражается неопределенность будущего на потоках платежей? Как  описывать неопределенность? Эти  вопросы должны решаться руководством на основе разработанных методик, часть  которых описана в данной работе.
      Задачи  представляются следующим образом:
    Описание методологических основ риск-менеджмента.
    Рассмотрение современного стратегического анализа рисков
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
                                        

                      
 
 
 
 
 
 

                     1.Методологические основы риск-менеджмента
                         1.1. Общесистемная классификация рисков
      Существует  несколько распространенных определений  понятия «риск». Шеннон дает следующее  определение риска применительно к потребности оценки бизнеса: «Риск — это степень определенности (или неопределенности), связанной с получением ожидаемых в будущем доходов».
      Э. А. Уткин говорит о том, что  риск часто сопоставляют с определенными количественными потерями материальных, трудовых или финансовых ресурсов вследствие реализации разработанного плана действий
      Применительно к принятию стратегических решений  Г. Б. Клейнер приводит следующее определение риска: «Риск — это возможность таких последствий принимаемых стратегических решений, при которых поставленные цели частично или полностью не достигаются».
      Отсутствие  общепринятого определения понятия  «риск», прежде всего, обусловливается  многообразием самих рисков, различной  степенью их влияния на развитие бизнеса  и разной степенью чувствительности к этим рискам. Риск объективно присутствует в любой области человеческой деятельности, в том числе и  в процессе реализации стратегических планов развития предприятий. В данной сфере деятельности под риском следует  понимать возможность недостижения значения оценочных критериев в процессе реализации базовой и (или) функциональной стратегии развития предприятия1.
      Оценка  последствий недостижения поставленной цели и будет служить показателем влияния риска на выполнение стратегии. Данное влияние может иметь как отрицательный, так и положительный эффект.
      Необходимо  разграничивать два понятия: риск и  неопределенность. Под последней понимается неполнота или неточность информации об условиях реализации проекта, в том числе сопутствующих затратах и результатах. Неопределенность, связанная с возможностью возникновения в ходе  реализации  проекта неблагоприятных ситуаций и последствий, характеризуется понятием риска.
      Риск  является элементом результатов  исполнения любого хозяйственного решения  в силу того, что неопределенность неизбежное условие хозяйствования. Понятие риска тесно связано  с предпринимательской деятельностью, так как полная гарантия благополучного результата практически отсутствует.
      Классификация и идентификация рисков необходима для их своевременной оценки, прогнозирования  негативных факторов. Знания о характере рисков, их идентификация по видам и базовым признакам позволяет разрабатывать мероприятия по их снижению. Классификация заключается в распределении рисков по группам на основе классификационных критериев. В зависимости от целей исследования на практике и в научной литературе используются различные классификации.
      Общесистемная классификация рисков. Это наиболее распространенная классификация. В  ее основе лежит разделение рисков на две большие группы: чистые и  спекулятивные2.
      Чистые  риски обладают относительно постоянным характером проявления (их также называют статическими рисками). Для их анализа и оценки широко используются методы математической статистики и теории вероятностей, поскольку их проявление, как правило, стабильно во времени или отличается определенной закономерностью.
      На  принятие управленческих решений всегда влияет ряд факторов, изменить или  ограничить действие которых невозможно. К числу таких факторов относятся  политические, транспортные, природно-естественные, экологические и др. Эти факторы  и порождают чистые риски.
      Спекулятивные риски в полной мере определяются управленческим решением (динамические риски). В отличие от чистых, они менее стабильны, их аналитические оценки изменяются с течением времени.
      Такая неопределенность увеличивает не только риск, но и, как правило, полезный эффект. Наиболее ярко спекулятивные риски проявляются в таких областях деятельности, которые зависят от рыночной конъюнктуры. Для анализа динамических рисков с высокой изменчивостью характеристик часто используют нетрадиционные методы анализа и обоснования управленческих решений (например, технический анализ).
      Риски, которые возникают при разработке целей развития предприятия, можно условно разделить на две группы рисков, являющихся следствием:
        недостатка информации о выбранном  направлении развития бизнеса;
        субъективности участников, которые  обосновывают и формулируют цели развития бизнеса.
      Переориентация  вида деятельности предприятия и  переформулирование целей развития могут существенно повлиять на прогнозируемый результат, и поэтому на стадии формулирования целей стратегического плана развития предприятия необходимо собрать максимальное количество надежной и достоверной информации для снижения влияния субъективного фактора и выбора наиболее оптимального решения в условиях конкретной рисковой ситуации. При стратегическом планировании развития предприятия уже на стадии целеполагания необходимо достигать определенного компромисса понимания риска и определять границы его допустимого уровня.
      Согласование  параметров допустимого уровня риска  по всем стейкхолдерам составляет одну из сложнейших задач стратегического управления рисками.
      Первоначально риски, которые необходимо учитывать  при обосновании и разработке стратегии развития предприятий, подразделяются по масштабам их воздействия:
      катастрофический;
        критический;
        значительный;
      умеренный;
        незначительный.
      Кроме того, в процессе принятия стратегических решений на уровне предприятия необходимо учитывать различную степень чувствительности к рискам различных групп заинтересованных лиц. В соответствии с этим можно выделять следующие виды рисков:
      – допустимый;
      – приемлемый;
      – недопустимый.
      Далее риски делятся на:
        систематический;
        несистематический.
      Выполняя  анализ рисков, целесообразно классифицировать их по сферам влияния. На этапе формулирования миссии предприятия необходимо четко представлять горизонты развития бизнеса. Вполне понятно, что в каждом из направлений бизнеса существует свой уровень риска. В соответствии с этим их можно подразделить на две группы.
      1. Риски внешней деловой окружающей  среды:
        макроэкономические риски дальней  окружающей среды;
        риски ближней окружающей среды.
      К рискам дальней внешней деловой  окружающей среды относят страновой риск, который можно подразделить на два основных вида, требующих отдельного анализа: коммерческий и политический риск. Коммерческий риск в этом случае включает анализ риска неплатежеспособности и процесса его государственного регулирования. Политический риск, в свою очередь, разбивается на макрориск и микрориск. Макрориск — это риск, отражающийся на всех иностранных субъектах в стране, где реализуется стратегия. Микрориски — это специфические риски отрасли и предприятия. Значительная часть специалистов по политическому риску уверена, что политические события несут одновременно с возможностями потерять и огромные шансы развития эффективного бизнеса. Для стратегического планирования это означает, что необходимо при прогнозировании данного риска учитывать не только негативные, но и позитивные последствия.
При анализе  рисков дальней внешней деловой  среды необходимо первоначально  выделить основные факторы, влияющие на уровень риска. Все факторы при  этом можно подразделять на факторы  прямого воздействия и факторы  косвенного воздействия. К основным факторам прямого воздействия при  анализе риска следует отнести  законодательство, налоговую систему, деятельность государственных и  негосударственных органов, имеющих  отношение к процессу реализации разрабатываемых стратегий. К основным факторам косвенного воздействия относятся  следующие: политическая и экономическая  обстановка в стране, международные  события в мире.
           Анализ рисков дальней внешней  деловой среды может проводиться  различными методами. Наиболее известными  являются метод старых знакомств  и метод больших туров. Первый  из них предполагает составление  отчета специалистами, работающими  в данной отрасли и знающими  специфику изменений в каждой  стране. Второй предполагает посещение  конкретной страны группой специалистов-экспертов  и исследование ситуации на  месте по ряду критериев.
         Процесс анализа таких рисков  может осуществляться в два  основных этапа.
        На I этапе определяются основные  виды рисков, которые могут возникать  в процессе реализации стратегии  развития предприятия.
       На II этапе анализа рисков определяются  основные внешние и внутренние  факторы, оказывающие влияние  на степень риска предприятия.  На этом этапе устанавливается  диапазон изменения основных  показателей, характеризующих выделенные  на предыдущем этапе факторы,  и на основе вероятностного  распределения отобранных показателей  для каждого из факторов разрабатывается  модель значений показателей,  которая является наиболее предпочтительной  для развития данного предприятия.         
        Наиболее важным в процессе  анализа рисков является установление  корреляционных связей между  показателями степени риска. По  результатам анализа определяются  так называемые критические переменные, по которым малейшее отклонение  существенно влияет на предполагаемый  результат реализации стратегии  развития предприятия
      2. Внутренние риски.
Внутренние риски  подразделяются на три вида:
       производственные, связанные с особенностями  технологического процесса на  конкретном предприятии, уровнем  квалификации работников, организацией  поставок сырья и материалов  и осуществлением транспортных  перевозок; 
       инвестиционные, несущие потенциальную  угрозу неполучения запланированного  результата;
        коммерческие, обусловленные обычно неправильно проведенными маркетинговыми исследованиями, в результате которых компания не может реализовать весь объем произведенной продукции, недооценкой конкурентов на товарном рынке, ошибочной ценовой политикой и др.
       Система классификации рисков  профессора Б. Мильнера и профессора Ф. Лииса представляется наиболее оптимальной и удобной. Однако она имеет один недостаток, требующий исправления. В рамках указанной системы распределение рисков на внешние и внутренние не в полной мере соответствует современным представлениям о внешней и внутренней среде организации.
      Внешнюю среду организации можно  разделить на среды прямого  и косвенного воздействия.
     В  среде прямого воздействия главное  - это рынок и законы, его регулирующие.
     К  среде прямого воздействия относятся: 
поставщики;
    профсоюзы;
    потребители;
    конкуренты;
    законы и  государственные органы.
К среде косвенного воздействия относятся:
    международные события;
    политические  факторы;
    состояние экономики  страны;
    социокультурные факторы.
           Внутреннюю среду организации  составляют все ее элементы, а  также связи и отношения между  этими элементами в процессе  управления организацией.
          Важно помнить, что предприятие  и рынок представляют собой  две различные формы координации  экономической деятельности. Внутри  предприятия отсутствуют рыночные, отношения. Их можно лишь имитировать  для повышения эффективности  функционирования.
          Применение в системе риск-менеджмента этой классификации представляется наиболее целесообразным. 

  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                       
 
 

                                 1.2. Российская специфика управления рисками
    Главная цель менеджмента, особенно для условий  сегодняшней России, добиться, чтобы  при самом худшем раскладе речь могла  идти только о некотором уменьшении прибыли, но ни в коем случае не стоял  вопрос о банкротстве, необходимо постоянно  корректировать систему действий с  позиций максимума прибыли. Поэтому  особое внимание уделяется постоянному  совершенствованию управления риском - риск-менеджменту.
    Риск-менеджмент3 – система оценки риска, управления риском и финансовыми отношениями, возникающими в процессе бизнеса. При рыночной экономике производители, продавцы и покупатели действуют в условиях конкуренции самостоятельно. Их финансовое будущее непредсказуемо и мало прогнозируемо. Риском можно управлять, используя разнообразные меры, позволяющие в определенной степени прогнозировать наступление рискового события и вовремя принимать меры к снижению степени риска.
Говоря о специфике  построения системы управления рисками  в российских компаниях, можно сформулировать следующие особенности4.
      1) Разница в определении понятия  управления рисками - порождает  проблему целеполагания при построении системы управления рисками. Это может повлечь смещение акцентов и неправильное выделение приоритетов.
      Три наиболее типичных трактовки:
      управление  рисками –  прежде всего вопрос безопасности активов и людей, т.е. управлять им должны службы безопасности компаний.
      управление  рисками – это страхование. Это  наиболее часто встречающаяся трактовка. Более того, большинство подразделений  по управлению рисками создается  на базе страховых подразделений.
      управление  рисками – это управление финансовыми  рисками, а именно хеджирование. Также  достаточно распространенная трактовка, подразумевающая работу с производными финансовыми инструментами.
      2) Неразвитость финансовых рынков  не стимулирует компании к  развитию систем управления рисками  и ограничивает набор инструментов  покрытия рисков.
      3) Квалификация акционеров и менеджеров  не позволяет эффективно начинать  и продвигать процесс построения  системы управления рисками, а  также ограничивает возможность  действий профессионалов в данной  области.
      4) Квалификация риск-менеджеров сдерживает развитие систем управления рисками в российских компаниях за счет ограниченного взгляда на управление рисками как процесс.
      К факторам успеха, которые способствуют успешному построению системы управления рисками, можно отнести следующие:
    Процесс должен двигаться «сверху» руководством компании и опираться на понимание и поддержку менеджеров среднего звена.
    Спонсирование проекта должно осуществляться на уровне высших менеджеров и Совета директоров.
    Построение системы - длительный и трудоемкий период, поэтому  для получения кредита доверия у руководства необходимо предусмотреть реализацию ряда краткосрочных  проектов, которые могут дать немедленный результат (стратегия «быстрых побед»).
    Не стоит сразу начинать выстраивать сложную инфраструктуру управления рисками. Слишком большие инвестиции на первом этапе могут отпугнуть менеджмент от реализации комплексной системы.
    Руководство компании необходимо дополнительно просвещать в вопросах управления рисками. В этом может помочь привлечение внешних консультантов, обладающих  необходимым авторитетом. В конце концов управление рисками должно стать неотъемлемой частью процесса принятия управленческих решений.
    Система управления рисками должна быть встроена в основные управленческие процессы, в частности, в процессы бюджетирования и принятия инвестиционных решений.
    Информация об управлении рисками должна распространяться среди всех участников процесса и быть доступной как для внешних, так и для внутренних пользователей.
      Анализ  рисков внешней деловой среды  в нашей стране имеет свои специфические  особенности, связанные главным  образом с достаточно сильным  влиянием фактора политических рисков. Кроме того, данный процесс усложняется  реформированием властных структур и динамичностью процесса законотворчества на всех уровнях управления экономикой. Более того, достаточно часто законодательные акты дополняются на практике различного рода подзаконными актами и нормативными документами, что еще больше затрудняет прогнозирование уровня рисков.
      Высокая степень риска в процессе реализации стратегий развития отечественных  предприятий обусловливается также  значительным влиянием теневых структур на организацию бизнеса, что необходимо учитывать при разработке стратегии  развития любого предприятия.
      Вместе  с тем в настоящее время  в нашей стране в большинстве  случаев оценка странового риска для предприятий представлена в лучшем случае лишь в виде описания политической и экономической среды и динамики их развития в прошлом с вероятностным описанием ближайшей перспективы. Последнее существенно затрудняет процесс инвестирования российских предприятий, поскольку при такой неопределенности оценки рисков внешней среды эксперты считают бизнес в условиях России весьма рискованным. Стратегический анализ рисков отечественных предприятий, учитывая достаточно высокую степень риска их банкротства в условиях переходной экономики, должен также предусматривать анализ динамики изменения активов предприятия с позиций их ликвидности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                       
 
 

                         1.3. Методика определения величины риска
      Процесс измерения оценки рисков является важным этапом анализа рисков предприятия  и осуществляется с целью:
      1. уточнения содержания понятия  «риск» и его характеристик  для всех субъектов, заинтересованных  в реализации стратегии развития предприятия;
      2. определения границ допустимого  риска, и достижения компромисса целей всех участников разработки и реализации стратегии развития предприятий по критериям рынка;
      3. получения характеристики рисков  каждой стратегической зоны хозяйствования, выбора оптимального варианта СЗХ;
      4. определения степени рисков для  сравнения различных вариантов стратегии развития предприятия;
      5. разработки стратегии управления  рисками на предприятии.
      Решение проблемы измерения рисков предприятия  требует формирования соответствующей информационной базы для диагностики возможных рисков, содержащей прежде всего информацию о динамике показателей, характеризующих результаты, прогнозируемые в рамках стратегического плана, и степень их чувствительности к идентифицированным рискам. Информация, которая характеризует факторы риска, может быть условно разделена на следующие группы:
      1. статистическая информация;
      2. учетные данные;
      3. нормативные данные;
      4. интуитивная информация, основанная  на опыте и знаниях специалистов;
      5. предметное описание.
      В процессе измерения оценки рисков предприятия  могут использовать следующие методы:
      1) статистический метод;
      2) метод аналогий;
      3) метод экспертных оценок;
      4) расчетно-аналитический метод.
      Статистический  метод предполагает использование  методов математической статистики и математического программирования и моделирования. Он позволяет анализировать частоту возникновения той или иной рисковой ситуации, определить величину возможных потерь, степень отклонения от заданных параметров и вероятность наступления той или иной рисковой ситуации.
      Для определения величины рисков предприятия  необходимо исследовать совокупное влияние факторов, которые образуют определенное множество случайных переменных или многомерную случайную величину. Распределение многомерной случайной величины задается функцией распределения. Распределение вероятности на основании полученных исходных данных позволяет установить диапазон возможных значений для каждой рисковой переменной. Поскольку все факторы действуют в определенной взаимосвязи друг с другом, постольку характеристикой вероятностной взаимозависимости является коэффициент вариации, который можно рассматривать в качестве относительной меры риска.
      Для измерения степени риска прежде всего следует определять границы и скорость изменения конкретного экономического показателя вследствие воздействия определенного фактора риска. Проведение такого рода анализа позволяет устанавливать допустимые границы риска и функциональную зависимость:
      R=f(xi)
      где R — величина риска;
      х, — i-й фактор риска; i -1,2... п.
      В соответствии с теорией вероятностей и математической статистикой вариация рассчитывается как среднее квадратичное отклонение от ожидаемого результата:
      
      где:
      ri - i-й возможный результат;
      рi  - вероятность i-го результата;
      n  - число возможных результатов.
      Для оценки риска используется показатель среднего линейного отклонения, также  называемый дисперсией:
      
      где ? – дисперсия.
      Относительное линейное отклонение оценивается с  помощью показателя стандартного отклонения, (колеблемости):
      
      где ? – стандартное отклонение.
      Наиболее  рискованными инвестициями считаются  те, у которых высокий коэффициент  вариации (или колеблемость).
      Нормальное  распределение в оценке риска
      Применение  нормального распределения (распределения Гаусса) для оценки рисков связано с тем, что в основе данных используется, как правило, ряд дискретных значений. Компетентная оценка моделей для анализа рисков на основе нормального распределения доказывают адекватность этого теоретического инструмента реальным процессам. Нормальное распределение представляет собой вид распределения случайных величин, с достаточной точностью описывающий распределение плотности вероятности результатов производственно-хозяйственной, финансовой, инновационной деятельности или изменений условий внешней среды, поскольку показатели, характеризующие их, определяются большим числом независимых случайных величин, каждая из которых в отдельности относительно других играет незначительную роль и непредсказуема.
      
      где:
      p(x) - плотность вероятности распределения случайной величины х;
           -  дисперсия (рассеивание)  случайной величины х;
      М0   - математическое ожидание.
      Cтатистический метод измерения риска дает высокую степень достоверности оценки только при достаточно большом объеме наблюдений. Поскольку опыт оценки макроэкономических рисков в нашей стране весьма незначителен, а информационная инфраструктура слабо развита, пока не представляется возможным статистическими методами оценивать риски внешней дальней окружающей среды.
      Метод аналогий предполагает изменение уровня риска по аналогии с уже имевшими место событиями. Вместе с тем для изменения риска в процессе реализации стратегии развития предприятий данный метод представляется малоэффективным вследствие сложности выбора подходящего аналога. Возможно лишь проводить выбор аналога по воздействию отдельного фактора на прогнозируемый результат. Поэтому такое изменение риска является лишь частичным в процедуре стратегического анализа рисков.
      Метод экспертных оценок целесообразно использовать при отсутствии достоверной информации, он позволяет статистическими методами измерять возможные риски. Проведение экспертной оценки может осуществляться в следующей последовательности:
      • подбор экспертов;
      • определение показателей, характеризующих  прогнозируемый результат, вероятности  его реализации и критериев оценки воздействия факторов риска на этот результат;
      • формирование опросных листов (анкет);
      • согласование процедуры выполнения экспертной оценки;
      • обработка и анализ данных экспертной оценки.
      Метод экспертных оценок предполагает идентификацию  факторов риска, присвоение балльной приоритетности степени влияния факторов риска и оценку влияния каждого из них.
      Наиболее  целесообразно в процессе измерения  степени рисков использовать «метод Дельфи». Он может применяться для оценки уровня отдельных рисков предприятия, вероятности наступления рисковых ситуаций, а также для оценки рисков внешней деловой окружающей среды предприятия.
      Расчетно-аналитический  метод измерения рисков позволяет  прогнозировать различные сценарии развития событий и строить графики кривой риска, дающие возможность определять характер зависимости результатов от изменения факторов. К числу наиболее распространенных методов оценки вероятности наступления неблагоприятных событий, которые могут использоваться в процессе разработки такого рода сценариев, можно отнести метод построения «дерева событий», метод «событие—последствие», метод построения дерева отказов.
      Метод построения «дерева событий»5 позволяет графически исследовать последовательность отдельных промежуточных событий и выполнить вероятностную оценку их осуществления. Исследование событий проводится с оценкой двух возможностей: реализация события или отказ. Предполагается, что каждое последующее звено реализуется только при реализации предыдущего. Для независимых событий вероятность реализации события равна произведению вероятностей каждого из событий рассмотренной цепочки.
      Метод «событие—последствие» предполагает расчленение сложных событий  на отдельные более анализируемые  части. Каждая такая часть анализируется  вышеперечисленными методами, а затем  проводится оценка события во взаимосвязи его частей.
      Метод «дерева отказа» позволяет определить траектории, по которым отдельные события и факторы могут в совокупном воздействии или во взаимосвязи друг с другом создать рисковое событие.
      Вероятность возможного риска определяется произведением  вероятностей факторов риска. Данный метод используется для анализа чувствительности отдельных событий к отклонениям параметров, характеризующих возможный риск; или к отклонениям наиболее существенных факторов риска.
      Важное  место в процессе разработки стратегии  управления рисками предприятия должно быть отведено оценке рисков ближней окружающей среды. Для этого наиболее целесообразно использовать экспертные методы. Наиболее существенными элементом оценки рисков ближней окружающей среды предприятия является экспертная оценка рисков конкуренции. Для предприятия в целом она может осуществляться на основе использования критериев балльной оценки вероятности наступления конкретного вида рисков по шкале от 0 до 1.
      От  правильной оценки рисков ближней окружающей среды зависит собственный успех (неудача) на рынке конкуренции. При  анализе рисков и их измерении  важным является определение взаимосвязей факторов и чувствительности бизнеса к их изменениям. Поэтому, для каждого конкретного случая исследования следует уточнять приоритетность критериев оценки.
      Риски конкретного предприятия или  внутренние риски имеют свою специфику  измерения, которая связана с  внутренними факторами организации  процесса принятия решений при реализации стратегии развития предприятия, качеством ресурсного потенциала и возможностями его пополнения, финансовой устойчивостью предприятия и уровнем его конкурентоспособности, субъективной оценкой степени риска и допустимого размера риска.
      Для оценки рисков предприятия необходимо провести их классификацию по заданным признакам. Выполняя классификацию внутренних рисков и определяя факторы, влияющие на то или иное отклонение прогнозируемого результата под влиянием вышеназванных факторов, следует установить граничные значения допустимых изменений по ограниченному кругу показателей, характеризующих степень влияния на результат. Чувствительность результата определяет и значимость показателя риска. Каждому из рисков присваивается определенная степень значимости по степени влияния на результат и устанавливаются допустимые в рамках реализации принятой стратегии значения показателей, характеризующих данный риск. Измерение внутренних рисков выполняется такими же методами, как и внешних.
      Здесь может использоваться коэффициент ?6, для оценки которого в условиях нашей страны могут учитываться следующие основные факторы риска (см. Приложение 2, стр. 56). Коэффициент ? позволяет определять, какой должна быть премия за риск вложения в конкретное предприятие или какой должна быть доходность рисковой акции в зависимости от среднерыночной доходности и доходности безрисковых вложений (?=0 – риск отсутствует, ?=1 – средний риск для отрасли).
      Вероятность потерь ассоциируется с частотой возникновения некоторого уровня потерь, которая определяется как частное от деления числа случаев наступления потерь под воздействием определенных факторов к общему числу случаев в анализируемой выборке. Для измерения риска и оценки вероятности потерь необходимо:
      • определить для всех субъектов риска  все виды потерь и критерии их оценки;
      • установить допустимые границы отклонений по выбранным критериям;
      • идентифицировать факторы воздействия  на выбранные показатели и установить степень их влияния;
      • определить чувствительность к изменениям каждого влияющего фактора и  к суммарному изменению факторов.
      Для измерения величины потерь и установления оптимальной границы отклонений можно построить график изменения прогнозируемого результата с выделением границ допустимого риска.

      Рис. 1.1.7 Линия финансового равновесия
      В процессе реализации стратегии развития предприятия могут возникать  различные виды рисковых ситуаций, обусловленные действием большого числа объективных и субъективных факторов. В этой связи исключительно  важное практическое значение приобретает  разработка системы управления рисками предприятий.
      Одним из важнейших элементов системы  управления рисками предприятия  является оценка (измерение) их уровня, которая представляет собой достаточно сложную проблему теории рисков.
      Стратегический  анализ рисков предприятия может  осуществляться по различным схемам и с разной степенью глубины и  детальности. Схема проведения такого рода анализа и полнота исследования факторов риска, их оценка и измерение общего уровня риска определяются имеющейся информационной базой, финансовыми возможностями предприятия, степенью чувствительности определенного вида бизнеса к рискам, отношением к риску субъектов — стейкхолдеров предприятия.
Специфика проведения стратегического анализа рисков связана с тем, что за время  разработки и реализации стратегического  плана развития предприятия появляются новые виды рисков и изменяется степень  воздействия уже идентифицированных рисков. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                
 
 
 
 
 
 
 

                  2. Стратегический анализ и диагностика предприятия                                     
                                               2.1 SWOT анализ
Для анализа  среды в системе стратегического  управления используется метод SWOT - анализ, состоящий из начальных букв английских слов strengths (сильные стороны), weaknesses (слабые стороны), opportunities (возможности), threats (угрозы).
В процессе анализа  на каждом этапе следует осуществить  оценку факторов, разработать профили  современного состояния микро- и  макро- среды предприятия и составить SWOT - матрицу. В результате проведенного исследования должны быть выявлены и ранжированы стратегические проблемы и разработана стратегическая программа развития предприятия. (см Приложение 3)
     
1. Анализ макросреды  предприятия.
К важнейшим  элементам внешней среды, оказывающим  влияние на эффективность и финансовую устойчивость торгового предприятия, на которые оно не может воздействовать, которыми оно не управляет, но должно к ним приспособиться относятся: политико-правовые, экономические, социально-демографические  и технологические изменения, так  называемые «PEST»-факторы:
политико-правовые;
экономические;
социально-демографические;
технологические.
Иногда наряду с PEST-факторами возникает необходимость  в ходе исследования внешней среды  предприятия проанализировать и  другие факторы, например, природные, культурные, международные, экологические и  т.п. Это зависит от отраслевой принадлежности предприятия, от специфики условий  его функционирования, от видов деятельности, осуществляемых предприятием и т.д.
В результате исследования необходимо изучить состояние внешних  факторов, определить их значимость, определить степень влияния, характер воздействия, темпы изменений, возможности и  опасности для предприятия. Результаты анализа факторов и их оценку следует  отразить в таблице «Профиль макросреды предприятия » (приложение 4,5).
 
Анализ микросреды предприятия
Анализ непосредственного  окружения предприятия предполагает анализ тех факторов внешней среды, с которыми предприятие находится  в непосредственном взаимодействии. В стратегическом анализе приоритетными  факторами микросреды являются: потребители, конкуренты и поставщики. При необходимости  изучаются посредники, зарубежные партнёры, рынок рабочей силы.
Цель анализа  факторов непосредственного окружения  предприятия заключается в выявлении  возможностей и угроз для предприятия  в микросреде.
Анализ потребителей
В процессе анализа  потребителей, как компоненты непосредственного  окружения предприятия, студенту необходимо решить следующие задачи:
1. Охарактеризовать  целевой рынок предприятия.
2. Составить  профиль покупателей целевого  рынка предприятия.
3. Изучить состояние  спроса на товары предприятия.
4. Изучить торговую  силу покупателей.
 Для характеристики  целевого рынка необходимо:
определить обслуживаемые  предприятием рыночные сегменты;
изучить конъюнктуру  целевого рынка и определить возможности  реализации товара по выгодным для  предприятия ценам;
выявить возможности  расширения деятельности предприятия (наличие потенциальных сегментов, возможности насыщения и углубления ассортимента и т.п.)
На основе изучения целевого рынка следует сделать  вывод о его состоянии и  тенденции развития.
 Для характеристики  целевого рынка предприятия необходимо  разработать профиль покупателей  на основе анкетирования по  следующим характеристикам:
демографические (возраст, размер семьи, жизненный цикл семьи, доходы, род занятий);
географические (место проживания, отдаленность от предприятия);
психографические (стиль жизни, убеждения, личностные характеристики), особенности поведения(регулярность совершения покупки, статус покупателя, выгоды, мотив покупки, отношение к предприятию и его предложению).
           
Завершающим этапом процесса изучения потребителей как  фактора непосредственного окружения  является выявления возможностей и  опасностей для предприятия в  результате его взаимодействия с  потребителями. Примерный перечень возможностей и опасностей представлен  в приложении 6.
Анализ поставщиков
Для предприятия  очень важно при выборе поставщиков  товаров глубоко и всесторонне  исследовать их деятельность, изучить  их потенциал с тем, чтобы установить деловые отношения, обеспечивающие предприятию стабильную работу.
Для изучения поставщиков  товаров необходимо:
Составить перечень всех поставщиков предприятия.
Сгруппировать их по виду поставляемого товара.
Оценить степень  их привлекательности.
Определить конкурентную силу поставщиков.
Оценить степень  целесообразности договорной политики предприятия.
Оценка привлекательности  поставщика осуществляется на основе анализа показателей, характеризующих  его деятельность: цена товара, интервал поставки, возможный объем поставки, предоставление дополнительных услуг, гарантии качества.
Конкурентная  сила поставщика - позиция поставщика по отношению к предприятию в  процессе установления договорных отношений  по сравнению с другими поставщиками. Ее оценка осуществляется посредством  метода экспертных оценок по следующим  показателям: репутация и имидж, уровень канала распределения, доступность  территориальная и коммуникативная; уровень специализации, заинтересованность поставщика в долговременной работе с определенным числом клиентов.
Степень целесообразности договорной политики предприятия зависит  от числа поставщиков с высокой  конкурентной силой и степенью привлекательности  для предприятия.(см приложение 7)
Анализ конкурентов
Анализируя конкурентов, как составляющую микросреды предприятия  необходимо:
оценить состояние  конкурентной борьбы на рынке деятельности предприятия;
оценить силу конкурентного  давления;
выявить действительных и потенциальных конкурентов, изучить  их положение на рынке;
выявить число  активных конкурентов предприятия.
Оценка состояния  конкурентной борьбы предполагает выявление  доминирующих методов ведения конкурентной борьбы на рынке деятельности предприятия, а также выявление тенденции  изменения характера конкурентной борьбы.
Оценка силы конкурентного давления осуществляется на основе оценки динамики числа потенциальных  и действующих конкурентов предприятия, а также оценки степени агрессивности  их политики в конкурентной борьбе.
Для выявления  всех действующих и потенциальных  конкурентов необходимо составить  перечень предприятий-конкурентов, реализующих  товары номенклатуры предприятия. Источником информации о конкурентах могут  быть: результаты исследований научно-исследовательских  организаций, результаты опросов клиентов, поставщиков, различные статистические данные, коммерческая периодика, местные газеты, отчёты сбытового персонала и др.
Для исследования деятельности действующих и потенциальных  конкурентов необходима следующая  информация:
об объёме и  темпах реализации товаров;
о широте ассортимента и качестве реализуемых товаров;
о политике цен;
о расходах на маркетинг;
об организации  сбыта, уровне сбытовых затрат;
об используемых видах и средствах рекламы, о  расходах на рекламу;
об уровне обслуживания покупателей (методы продажи товаров, виды услуг);
о системе управления;
о результатах  финансовой деятельности.
Для идентификации  наиболее активных конкурентов можно  использовать концепцию стратегических групп.
Стратегическая  группа - это группа фирм, которые:
в течение определенного  периода времени используют сходные  стратегии;
имеют одинаковые характеристики;
обладают одинаковыми  конкурентными преимуществами.
Последовательность  действий при построении карты стратегических групп:
Выбор двух наиболее важных параметров для фирм, конкурирующих  на данном рынке (географический диапазон деятельности, расходы на НИОКР, количество обслуживаемых рыночных сегментов, ценовая политика и др.)
Размещение фирм на двух координатной карте с использованием выбранной пары параметров. 
 
 

                                        
 
 
 

                                      2.2 Методика проведения SWOT-анализа
В целом, проведение SWOT-анализа сводится к заполнению матрицы, изображенной
на рисунке 2, так называемой «матрицы SWOT-анализа». В соответствующие ячейки матрицы необходимо занести сильные и слабые стороны предприятия, а также рыночные возможности и угрозы.
Сильные стороны предприятия -- то, в чем оно преуспело или какая-то особенность, предоставляющая дополнительные возможности. Сила может заключаться в имеющемся опыте, доступе к уникальным ресурсам, наличии передовой технологии и современного оборудования, высокой квалификации персонала, высоком качестве выпускаемой продукции, известности торговой марки и т.п.
Слабые стороны предприятия -- это отсутствие чего-то важного для функционирования предприятия или то, что предприятию пока не удается по сравнению с другими компаниями и ставит его в неблагоприятное положение. В качестве примера слабых сторон можно привести слишком узкий ассортимент выпускаемых товаров, плохую репутацию компании на рынке, недостаток финансирования, низкий уровень сервиса и т.п.
Рыночные возможности -- это благоприятные обстоятельства, которые предприятие может использовать для получения преимущества. В качестве примера рыночных возможностей можно привести ухудшение позиций конкурентов, резкий рост спроса, появление новых технологий производства продукции, рост уровня доходов населения и т.п. Следует отметить, что возможностями с точки зрения SWOT-анализа являются не все возможности, которые существуют на рынке, а только те, которые может использовать предприятие.
Рыночные угрозы -- события, наступление которых может оказать неблагоприятное воздействие на предприятие. Примеры рыночных угроз: выход на рынок новых конкурентов, рост налогов, изменение вкусов покупателей, снижение рождаемости и т.п.
Следует обратить внимание на то, что один и тот же фактор для разных предприятий может быть как угрозой, так и возможностью. Например, для магазина, торгующего дорогими продуктами, рост доходов населения может быть возможностью, так как приведет к увеличению числа покупателей. В то же время, для магазина-дискаунтера тот же фактор может стать угрозой, так как его покупатели с ростом зарплат могут перейти к конкурентам, предлагающим более высокий уровень сервиса.
SWOT-анализ должен  проводиться при участии всех  важнейших членов данной организации.  Это касается общей идентификации  слабых и сильных сторон, которые  внутри организации должны быть  хорошо видны. Однако этот анализ  должен быть наиболее широким.  Сложнее всего определить слабые  стороны организации, которые  могут проявиться потом, в атаках  конкурирующих организаций. Сами  члены организации говорят о  них весьма неохотно.
SWOT-анализ может  выполняться с применением техники  "мозговой атаки". Однако если  в задачи входит оценка руководства  организации, эта техника окажется  малоэффективной, поскольку члены  организации могут опасаться  высказывать свои настоящие взгляды  в присутствии других лиц. Отсюда  следует, что необходимо применять  также и иные техники, обеспечивающие  анонимность конкретным авторам  анализа. С этой целью можно,  прежде всего, собрать выполненный  каждым членом организации анализ, а потом поддать результаты  общей верификации и дискуссии.  Каждый из пунктов во всех  четырех направлениях анализа может оцениваться рядовыми членами организации по схеме: "да", "нет", должен корректироваться (как?).
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.