На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Внешняя среда организации. Общая характеристика внешней среды организации.

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 17.07.2012. Сдан: 2011. Страниц: 4. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


КАМЧАТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ 
 

КАФЕДРА МЕНЕДЖМЕНТА 
 
 
 

ТЕОРИЯ  ОРГАНИЗАЦИИ 
 

ВНЕШНЯЯ СРЕДА ОРГАНИЗАЦИИ 
 
 
 

Курсовая  работа 
 
 
 
 

Руководитель: __________________                                                 _____________
               (уч. степень, должность)                                                                              (Ф.И.О.) 

Выполнил (а) студент(ка) группы      _______     _____________  _____________
                                                            (подпись)                          (Ф.И.О.) 
 

Дата  сдачи на рецензирование    «____»____________ 20___г. 
 
 

Работа  защищена «____»____________ 2008 г.  с оценкой________  __________
                                                                         (подпись) 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Петропавловск-Камчатский – 2008г.
 

    ЗАДАНИЕ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КУРСОВОЙ РАБОТЫ 
 

Студент группы _________________________________________________________________
(фамилия,  имя, отчество) 

1. Тема курсовой работы _Внешняя среда организации______________________________________ 

2. План курсовой работы:  

3. Перечень рекомендуемой литературы: Басовский Л.Е. «Менеджмент», Герчикова И.Н. «Менеджмент», Зельдович Б.З. «Менеджмент», Кореченко Р.А. «Общая теория организации», В.И. Подлесных Мильнер Б.З. «Теория организации», Рогожин С.В., Рогожина Т.В. «Теория организации», Смирнов Э.А. «Теория организации», Шеметов П.В. «Теория организации». 
 
 
 

Дата  выдачи темы курсовой работы «____»_____________ 2007 г. 
 

Руководитель  курсовой работы _______________________       _______________
            (уч. степень, должность, Ф.И.О.)      (подпись)
 

Содержание 
 

 

Введение 

     Семья, общественная организация, любой коллектив, предприятие, фирма являются открытыми системами и зависят от внешней среды. Важно знать те компоненты внешней среды, которые оказывают определяющее влияние на судьбу организации. Любая организация должна эволюционировать, приспосабливаться к своей среде, чтобы выжить и эффективно функционировать.
     В 1974 г., в преддверии мирового экономического кризиса американский экономист  Э. Элбинг писал: «Внешнее окружение  организации все больше становится источником проблем для современных  руководителей. По сути дела, руководители самых важных для общества организаций — деловых, образовательных, государственных — вынуждены сосредоточить внимание на быстро изменяющейся среде и ее воздействиях на внутреннее строение организации».
     Это очень актуально для российских организаций. Менеджеры должны выявлять существенные факторы в окружающей среде, находить способы реагирования на внешние воздействия. Организации должны приспосабливаться к среде, чтобы действовать эффективно.
     Итак, целью данной курсовой работы является обобщение теоретического материала по теме «Внешняя среда организации».
     Из  поставленной цели вытекают задачи данной работы:
    Дать понятие внешней среды организации;
    Рассмотреть основные характеристики внешней среды;
    Выделить основные факторы внешней среды, оказывающие влияние на деятельность организации;
     Объектом  исследования является организация как открытая система. Предметом исследования является внешняя среда организации.
     Курсовая  работа состоит из введения, четырех глав и заключения.
 

      1. Общая характеристика внешней среды организации 

1.1. Понятие внешней среды 

     В менеджменте под предпринимательской средой понимается наличие условий и факторов, которые воздействуют на функционирование фирмы и требуют принятия управленческих решений, направленных на их устранение либо на приспособление к ним.
     Различают факторы внутренней и внешней  предпринимательской среды. Под  внутренней средой понимается хозяйственный организм фирмы, включающий управленческий механизм, направленный на оптимизацию научно-технической и производственно-сбытовой деятельности фирмы.
     Под внешней предпринимательской средой понимаются все условия и факторы, возникающие в окружающей среде, независимо от деятельности конкретной фирмы, но оказывающие или могущие оказать воздействие на ее функционирование и поэтому требующие принятия управленческих решений.
     В управленческой мысли представление  о значении внешнего положения и  необходимости учитывать силы, внешние  по отношению к организации, появилось  в конце 50-х гг.
     Организация как открытая система может выжить только во взаимосвязи с внешней средой. Обычно фирма в процессе управления сама определяет, какие факторы и в какой степени могут воздействовать на результаты ее деятельности в настоящий период и на будущую перспективу, и выводы проводимых исследований или текущих событий сопровождаются разработкой конкретных средств и методов для принятия соответствующих управленческих решений. Причем прежде всего выявляются и учитываются факторы внешней среды, оказывающие воздействие на состояние внутренней среды фирмы.
     Поскольку каждая фирма, действующая в условиях рыночных отношений, постоянно подвержена воздействию внешней окружающей среды, оказывающей влияние на состояние  внутренней среды, наблюдение и анализ за состоянием предпринимательской  среды требуют постоянного внимания и ведутся на систематической основе с применением методов системного анализа и компьютерной техники.
     Многие  факторы внешней среды могут  влиять на организацию. Штейнер и  Майнер указывают, что в прошлом  руководители концентрировали внимание на экономических и технических обстоятельствах. Однако в последнее время изменение установок людей, социальных ценностей, политических сил и сферы юридической ответственности заставили руководителей расширить спектр требующих учета внешних воздействий.
     Внешняя среда организации может быть представлена следующей схемой (рис.1).
     
       

     
     
     
     
     
     
     
       

Рис. 1. Внешняя среда организации 

     Различают среду прямого воздействия и  среду косвенного воздействия на организацию извне. Среда прямого воздействия включает факторы, которые непосредственно влияют на операции организации и испытывают на себе прямое влияние операций организации. К этим факторам относят поставщиков, трудовые ресурсы, законы и учреждения государственного регулирования, потребителей и конкурентов.
     Под средой косвенного воздействия понимают факторы, которые могут не оказывать прямого немедленного воздействия на операции, но тем не менее сказываются на них. К ним относятся состояние экономики, научно-технический прогресс, социокультурные и политические изменения, влияние групповых интересов и существенные для организации события в других странах.
     Так же как и внутренние переменные, внешние переменные оказывают воздействие  на организацию во взаимосвязи, т.е. изменение одного фактора может оказать воздействие на изменение других. Например, рост цен на нефть повлечет за собой повышение цен во всех отраслях экономики, вызовет правительственное регулирование нормативов потребления, введение налогов на сверхприбыль нефтяных компаний, повышение цен на коммунальные услуги и т. д. 

1.2. Характеристики внешней среды 

     Внешняя среда является определяющей, поскольку  она включает потребителей, конкурентов, партнеров, поставщиков, финансовые организации, источники рабочей силы и государственные  учреждения. Внешняя среда характеризуется сложностью, подвижностью и неопределенностью (рис.2).
     
     
     
       

Рис. 2. Характеристика внешней среда организации
     Сложность внешней среды — это многочисленность факторов, на которые организация обязана реагировать, а также высокий уровень изменчивости каждого фактора. В числе внешних факторов, на которые организация вынуждена реагировать, — давление государственных актов, заинтересованные группы влияния, многочисленные конкуренты и ускоренные технологические изменения. Организации, использующие много видов исходных материалов, разных специалистов и ведущие дела со многими предприятиями мира, действуют в более сложной среде, чем организации, у которых эти параметры иные. В более сложных условиях действуют быстро развивающиеся организации, использующие разнообразные технологии.
     Сложность внешней среды проявляется не только в большом числе и многообразии ее элементов, но и в их взаимосвязи. Здесь можно выделить два уровня взаимосвязей. Во-первых, это взаимосвязи элементов одного фактора. Примером могут быть взаимосвязи между конкретными поставщиками, между конкурентами, между элементами законодательной базы, между государственными органами, регулирующими деятельность организации.
     Во-вторых, это взаимосвязи между различными факторами внешней среды. Взаимосвязанность факторов внешней среды — это силы, с которыми одни факторы воздействуют на другие факторы. Так же как изменение любой внутренней переменной может сказываться на других, изменение одного фактора окружения может обусловливать изменение других. Взаимосвязанность особенно значима для мирового рынка в связи с его глобализацией. Например, политическая нестабильность затрудняет приток инвестиций, а следовательно, замедляется технологическое обновление, затрудняются поставки ресурсов и т.д.
     Руководители  больше не могут рассматривать внешние  факторы изолированно. Они должны понять, что эти факторы взаимосвязаны  и быстро меняются, причем это приводит к необратимым общим изменениям.
     Сложность внешней среды по-разному влияет на различные внутренние переменные организации, что особенно наглядно при сложной структуре организации.
     В соответствии с процессным подходом к менеджменту влияние внешней  среды на организацию является процессом. Его содержанием становятся изменения  в самой внешней среде. Подвижность среды — это скорость, с которой происходят изменения в окружении организации. Они затрагивают и законодательную базу хозяйственной деятельности, и рынки ресурсов, и состояние конкурентной среды.
     Для внешней среды современных организаций характерно ускорение темпа изменений под воздействием науки, усиление интернационализации хозяйственной деятельности. Хозяйство становится сферой технологического применения достижений науки.
     Неравномерность изменений во внешней среде проявляется в различных темпах изменений этой среды в конкретных отраслях и в отдельных элементах внешней среды. Например, у организаций, действующих в наукоемких отраслях (производство компьютерных систем, биотехнология, разработка телекоммуникаций и т. д.) внешняя среда изменяется быстрее, чем в мебельной промышленности; например, быстрее изменяется законодательная база, структура государственных органов, регулирующих деятельность организации.
     Динамизм  внешней среды приводит к возрастанию  ее влияния на деятельность организаций, особенно имеющих международный характер (осуществляющих операции на внешних рынках, включающих зарубежные филиалы и т.д.). Усиливается неравномерность изменений отдельных внутренних переменных организации под воздействием внешней среды.
     Подвижность внешних переменных факторов может по-разному затрагивать разные подразделения организации. Например, подразделения, связанные с научными исследованиями, постоянно сталкиваются с высокой подвижностью внешней среды, отслеживая технологические новшества. Для производственного отдела реакция на внешнюю среду более спокойная. Здесь наблюдается стабильное движение материальных и трудовых ресурсов. Объем и достоверность информации по каждому фактору оказывают влияние на степень определенности внешней среды.
     Для учета сложности и динамичности внешней среды при разработке управленческих решений необходима информация. Однако достоверность такой  информации на момент принятия решения  всегда ограничена. Ограничены и возможности  организации в получении и  уточнении информации для конкретной ситуации. Неопределенность внешней среды является функцией количества информации, которой располагает организация о конкретном факторе, и функцией уверенности в этой информации. Под воздействием усложнения внешней среды, ее динамизма, потребность в информации возрастает, а возможность ее получения для конкретной, быстро меняющейся ситуации сокращается. Это приводит к усилению неопределенности внешней среды. Чем неопределеннее внешнее окружение, тем труднее принимать эффективные решения. 

1.3. Влияние внешней среды на формирование управленческих решений в современных условиях  

     Искусство управления проявляет себя особенно ярко и плодотворно, когда под  влиянием изменяющейся среды нарушается монотонная действительность и возникает  проблема принятия нестандартного решения, необходимость разумной и адекватной реакции на перемены.
     В наше время важнейшим, наиболее сложным  и практически непредсказуемым  фактором внешней среды стала  ее политическая составляющая. Сейчас политические факторы общественной жизни России настолько сложны, что не поддаются никаким научно обоснованным методам долгосрочного прогнозирования. Ограниченные возможности применения научных методов и недостаточность информации о сложных экономических и социальных процессах усиливают роль интуитивных, основанных на опыте и искусстве управления методах стратегического анализа ситуации. Несмотря на эти трудности, каждый активный член общества, а тем более руководители предприятий и фирм пытаются определить, насколько стабильно правительство, каковы силы оппозиции и в какие формы может вылиться общественное недовольство.
     Изучение  другой важной составляющей внешней  среды — экономики позволяет  ориентироваться в таких важных хозяйственных показателях, как  действующие нормы налогообложения, темпы инфляции, уровень безработицы, валовой национальный продукт, таможенные пошлины, сырьевые и трудовые ресурсы и т.п. Сомнительные результаты приватизации, конверсии, инвестиционной стратегии заставляют с тревогой ожидать решения по таким проблемам, как частная собственность на землю, реституция, расходные статьи бюджета, экономическая интеграция стран СНГ, финансовые отношения с международными валютными фондами.
     И, наконец, большое влияние на решение  государственных, народно-хозяйственных  проблем управления, как и на стратегическое управление производственными предприятиями, оказывают социальные факторы макроокружения. Анализ динамики этих факторов позволяет определить демографическую структуру общества, систему культурных и этических ценностей, обычаев, отношение к религии, формирование общественного мнения и мировоззрения, отношение к работе и уровень жизни различных слоев общества.
     Все эти составляющие внешней среды  находятся в непрерывном развитии и взаимном воздействии, что требует  системного подхода к их изучению. Например, непродуманное изменение тарифов на энергоснабжение летом 1996 г. вызвало непредсказуемые изменения в экономике и социальной сфере Приморского края и плоть до голодовок и массовых забастовок.
     Разработаны многочисленные методы планирования и долгосрочного прогнозирования, учитывающие влияние на развитие предприятия основных факторов переменной внешней среды.
     Наиболее  простым и распространенным методом  планирования является метод экстраполяции, когда опытным путем и благодаря интуиции специалистов определяются динамика, основная тенденция развития предприятия по важнейшим показателям и составляются эмпирическая модель будущего и система основных целей. В советское время составление плана зачастую сводилось к тому, что вышестоящая организация "спускала" предприятию показатели роста производства в процентах по основным направлениям деятельности и план принимался к безусловному исполнению. Такой способ планирования оправдывает себя только, при стабильности внешней среды, неизменности организационной структуры управления и на короткие плановые периоды.
     Метод экспертных оценок основывается на заключениях и прогнозах опытных, авторитетных специалистов. Единая плановая позиция обсуждается и обобщается на специальных совещаниях и утверждается руководителем предприятия или советом директории. Различные методы экономико-математического моделирования позволяют на основе алгоритмизации и программирования данных экстраполяции, экспертных оценок и учета важнейших переменных факторов провести по заданным критериям оптимальности и имеющейся системе ограничений многовариантный анализ ситуации и предложить для реализации наилучший вариант плана. Научная обоснованность и оптимальность этого метода планирования очевидны, а имеющаяся на подавляющем большинстве предприятий современная компьютерная техника и программное обеспечение создают необходимые предпосылки для широкого применения методов экономико-математического моделирования.
     На  состояние активности предпринимательской  деятельности оказывают воздействие как регуляторы рынка — свобода предпринимательства, конкуренция, факторы развития рынка, так и многие другие факторы, относящиеся к механизму регулирования предпринимательской деятельности, которые либо способствуют, либо препятствуют созданию благоприятного климата.
     К числу факторов, способствующих созданию благоприятного предпринимательского климата, обычно относят:
    стабильность государственной и социальной политики, направленной на поддержку предпринимательства;
    льготный налоговый режим, обеспечивающий стимулы для открытия новых предприятий или расширения уже существующих;
    меры,  содействующие притоку  в сферу бизнеса финансовых средств;
    создание инновационных и внедренческих центров, финансируемых как государством, так и частным бизнесом;
    наличие развитой сети специализированных фирм, предоставляющих финансовую помощь предпринимателям;
    организация консультативных центров по вопросам управления, маркетинга, рекламы, курсов и школ подготовки предпринимателей;
    наличие эффективной системы защиты интеллектуальной собственности не только на изобретения, но и на новаторские идеи, ноу-хау, методы деловой активности;
    упрощение процедур регулирования хозяйственной деятельности со стороны государственных органов (сокращение форм отчетности, облегчение правил регистрации компаний);
    повышение качества рабочей силы   (образование,  квалификация);
    обеспеченность информационной технологией, средствами коммуникаций;
    распространение таких социально-психологических ориентиров, как достижение успеха, личная и групповая ответственность;
    свобода творчества.
     Считается, что отрицательное воздействие  на развитие предпринимательской деятельности оказывают следующие факторы:
    высокие налоговые ставки;
    недостаточно высокий уровень субсидирования исследований;
    низкая норма накопления и размер инвестиций;
    чрезмерное государственное регулирование;
    инфляция;
    жесткое антитрестовское законодательство;
    чрезмерное количество требуемых документов государственными органами управления;
    высокие правительственные расходы,  в том числе на оборону;
    низкая  производительность труда в правительственном аппарате;
    рост цен на энергоресурсы;
    дефицит материальных  ресурсов;
    протекционизм;
    субсидии неэффективным предприятиям;
    высокие расходы на содержание государственного аппарата;
    низкий уровень образования;
    враждебное отношение к частному сектору;
    рост доли сферы услуг;
    высокий уровень преступности;
    изменение моральных ценностей;'
    рост индивидуализма;
    психология исключительности.
     С прагматичных позиций управления современным  предприятием влияние внешней среды необходимо учитывать для определения воздействия перемен в обществе на стратегию развития фирмы, для выявления опасных или благотворных перемен с внесением соответствующих корректив в производственные планы. Постоянное изучение динамики внешней среды позволяет предприятию не только предотвратить воздействие угрожающих тенденций, но и извлечь из ситуации выгодные возможности.
 

2. Внешняя среда прямого воздействия 
 

2.1. Поставщики 

     В среду прямого воздействия на организацию входят поставщики, законы и государственные органы, потребители и конкуренты (Рис. 3).
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
       

Рис. 3. Среда прямого  воздействия 

     С позиций системного подхода организация  — это механизм преобразования «входов» в «выходы». Основные разновидности входов — рабочая сила, материалы, оборудование, энергия, капитал. Зависимость между организацией и поставщиками, обеспечивающими ввод указанных ресурсов, — это яркий пример прямого воздействия среды на операции организации. Изменчивость качества и цен ресурсов создает проблемы для организации.
     Некоторые организации зависят от непрерывного притока материалов. Примерами могут  быть машиностроительные, торговые предприятия. Невозможность обеспечить поставки в нужных объемах может создать  большие трудности для таких организаций. Японцев считают создателями методов ограничения запасов, при котором предприятиям необходимо для следующего этапа производственного процесса материалы и детали доставлять по принципу «точно в срок». Такая система снабжения требует тесного взаимодействия производителя с поставщиками. Нередко предпочитают поиск альтернативных поставщиков или поддержание значительного объема запасов. Это неэффективно, так как запасы связывают денежные средства.
     Для роста и процветания предприятию  нужны «поставщики» капитала. К потенциальным инвесторам относятся, например, банки, инвестиционные и кредитные программы федерального правительства и местных властей, акционеры, частные лица, покупающие облигации акционерных обществ.
     Адекватное  обеспечение персоналом нужных специальностей и квалификации необходимо для реализации задач, связанных с достижением поставленных целей. Люди, способные эффективно использовать сложную технологию, капитал и материалы, — главный ресурс, обеспечивающий эффективность и результативность организации. Основной заботой современной организации стали отбор и поддержка талантливых менеджеров. Руководители успешно действующих предприятий считают привлечение высококвалифицированных менеджеров высшего звена, обучение способных руководителей даже более важным, чем получение прибыли, привлечение потребителей и выплата приемлемых дивидендов акционерам.
     Для современной организации возрастает значение обеспечения менеджмента  качественной информацией. Это может  быть информация о рынках сбыта, планах конкурентов, приоритетах государственной политики, новых разработках продукции и т.д. 
 
 
 

2.2. Законы и государственная власть. 

     Государство оказывает влияние на организацию:
     • через налоговую систему.
     • государственную собственность и бюджет:
     • законодательные акты.
     Каждая  организация имеет определенный правовой статус, являясь частным  предприятием, хозяйственным товариществом  или некоммерческой организацией, и  именно это определяет, как организация  может вести свои дела и какие  налоги должна платить. Состояние законодательства часто характеризуется не только его сложностью, но и изменчивостью. В Российской Федерации принимается множество законов, непосредственно влияющих на организации, регулирующих их деятельность. Сюда относится множество законов и положений о безопасности и охране здоровья, защите окружающей среды, защите интересов потребителя, об оплате, финансовой защите и много других.
     Организации обязаны соблюдать не только федеральные  и региональные законы, но и требования органов государственного регулирования. Эти органы обеспечивают принудительное выполнение законов в соответствующих  сферах своей компетенции, а также  вводят собственные требования, зачастую также имеющие силу закона. Министерства и ведомства правительства, центральный банк, департаменты, управления и отделы местных органов власти занимаются контролем, лицензированием деятельности по различным направлениям.
     Дополнительно усложняют дело регулирующие решения субъектов Российской Федерации и местных органов власти. Каждый субъект, каждое муниципальное образование требуют от предприятий приобретения лицензий, ограничивают возможности выбора места для ведения дела, облагают предприятия налогами, устанавливают или участвуют в установлении цен в энергетике, системах связи. Их законы изменяют или усиливают федеральные нормы.
     Вследствие  этого организации сталкиваются со сложной системой юридических норм. Поэтому задача организации, заключающаяся в поиске и нахождении своего потребителя, находится в рамках многих ограничений. 

2.3. Потребители. 

     Бизнес невозможен без потребителя, диктующего, какие товары и услуги для него необходимы и по какой цене, т. е. он определяет конечные результаты деятельности организации. Поэтому влияние потребителей на повышение эффективности работы и использования таких внутренних переменных, как материалы и трудовые ресурсы, огромно.
     Многие  экономисты согласны с известным  теоретиком менеджмента П. Друкером, которой считает, что подлинная цель предпринимательской деятельности — создавать потребителя. Существование организации зависит от ее способности находить потребителя и удовлетворять его запросы.
     Чтобы определить, какой товар будет  пользоваться наибольшим спросом, в каком объеме его выпускать, место сбыта товара, необходимо изучить покупателей. Профиль покупателей складывается из следующих характеристик:
    географическое местоположение;
    демографические характеристики (возраст, образование, сфера деятельности и т. п.);
    социально-психологические характеристики (положение в обществе, стиль поведения, вкусы, привычки и т. п.);
    и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.