На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Графические методы статистического анализа

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 13.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 4. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


    ВВЕДЕНИЕ
    Информация, представленная описательной статистикой, может быть обработана, проанализирована, и представлена с помощью разнообразных графических методов: от простых двумерных гистограмм, диаграмм и карт отклонений до комплексного представления, включающего специальное масштабирование многочисленных измерений и переменных данных в виде вероятностных диаграмм и графиков.
    Графические методы позволяют выявить специфическое  поведение данных, которое трудно обнаружить в результате общего количественного  анализа. Они широко используются при анализе результатов исследований, при проверке зависимостей между переменными или при оценке параметров, описывающих установленные связи. Кроме того, графические методы играют важную роль в обобщении и представлении комплексных  данных или связей между ними (это особенно эффективно для непрофессиональных наблюдателей).
    Графические методы являются важным компонентом  статистического анализа данных. В данном реферате будут рассмотрены основные графические методы, наиболее часто используемые в теоретической и практической деятельности. Мы выявим общие черты и различия методов, а также их положительные и отрицательные стороны.
    Для того чтобы лучше понять природу и смысл графического представления данных в статистике, рассмотрим статистику как предмет, выявим основные цели, этапы, задачи и методы. 
 

ГЛАВА 1. ПРЕДМЕТ СТАТИСТИКИ
1.1. АКТУАЛЬНОСТЬ И МЕСТО ЭТОЙ НАУКИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
    Статистика  как  наука  сформировалась  в   результате   слияния   двух самостоятельных направлений: немецкого  описательного государствоведения  и английской политической арифметики. С немецкой стороны  основатели:  Шлецер, Ахенваль и с английской стороны В. Петти (17-18 века).
    Значительный вклад в развитие  статистики как науки внес  Адольф   Кетле  (первая половина 19 века). Он соединил две ветви в одну. Если во второй половине 19  века основу составляли земские статисты, то уже в начале 20 века наблюдается активное внедрение математики в статистику.
    Статистика  как наука изучает количественную сторону массовых  социально-экономических явлений в неразрывной связи с их качеством. Существуют два вида количественных закономерностей:
    1)динамические  закономерности – характеризуют  однозначную  зависимость между  причиной и следствием (характерно  для естественных наук);
    2) статистические   закономерности   –   характеризуют   неоднозначные  зависимости между причиной и  следствием. Они проявляются только  как тенденция в массовых явлениях.
    Статистика  как наука неразрывно связана  с другими общественными науками (экономической теорией,  финансами  и  кредитом,  экономикой  предприятий  и т.д.). Она  заимствует  у  этих  наук  основные  экономические  категории  и опирается на фундаментальные законы этих наук. Со своей  стороны  статистика предлагает этим наукам целую систему статистических методов  и  обеспечивает их результатами анализов количественных закономерностей.
    Стастика  тесно  связана  с  математической  статистикой  и   теорией вероятности,  так  как  сердцевину  статистической  методологии   составляют методы математической статистики.
    Понятие «статистика» происходит от латинского слова «status», которое
в переводе означает - положение, состояние, порядок  явлений. В научный оборот термин «статистика» ввел профессор Геттингенского университета Готфрид Ахенваль (1719-1772).
    В зависимости от объекта изучения статистика как наука подразделяется на математическую, социальную, демографическую, экономическую, промышленную, торговую, банковскую, финансовую, медицинскую и т.д. Общие свойства статистических данных, независимо от их природы и метода их анализа, рассматриваются математической статистикой и общей теорией статистики. 

1.2. ПРЕДМЕТ  И МЕТОДЫ СТАТИСТИКИ
Статистика  имеет дело прежде всего с колличественной стороной явлений и процессов жизни. Одной из характерных особенностей статистики является то, что при изучении колличественной стороны явлений и процессов она всегда отображает качественные особенности исследуемых явлений, т.е. изучает колличество в неразрывной связи, единстве с качеством. Качество в научно-филосовском понимании - это свойства, присущие предмету или явлению, которые отличают данный предмет или явление от других. Качество - это то, что делает предметы и явления определенными. Пользуясь филосовской терминологией, можно сказать, что статистика изучает явления как единство их качественной и колличественой определенности, т.е. изучает меру общественных явлений.
    В основе статистической методологии лежит диалектический метод. Диалектика рассматривает явления во взаимосвязи и во взаимозависимости, в динамике,  обнаруживает причинно-следственные связи,  выделяет  главное  и второстепенное. Принципы, категории и законы диалектики  нашли  отражение  в конкретных статистических методах.
    Важнейшими  составными элементами статистической методологии являются:
1)     массовое наблюдение;
2)     группировки, применение обобщающих (сводных) характеристик;
3) анализ и обобщение статистических фактов и обнаружение закономерностей в изучаемых явлениях.
    Чтобы охаратеризовать с колличественной  стороны любое массовое явление, необходимо сначала собрать информацию о составляющих его элементах. Это и достигается при помощи массового наблюдения, осуществляемого на основе выработанных статистической наукой правил и
способов. 
    Собранные в процессе статистического наблюдения сведения подвергаются в дальнейшем сводке (первичной научной обработке), в процессе которой из всей совокупности обследованных единиц выделяются характерные части (группы). Выделение групп и подгрупп единиц из всей обследованной массы называется в статистике группировкой. Группировка в статистике является основой обработки и анализа собранной информации. Осуществляется она на основе определенных принципов и правил.
    В процессе обработки статистической информации совокупность обследованных  единиц и выделенные ее части на основе применения метода группировок характеризуются системой цифровых показателей: абсолютных средних величин, относительных величин, показателей динамики и т.д.
    Отображать  наглядно всю полученную и обработанную информацию помогает графический метод статистического анализа. 
 
 

ГЛАВА 2. ГРАФИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ СТАТИСТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ДАННЫХ
2.1. ПОНЯТИЕ О СТАТИСТИЧЕСКОМ ГРАФИКЕ. ЭЛЕМЕНТЫ СТАТИСТИЧЕСКОГО ГРАФИКА
    Современную науку невозможно представить без  применения графиков. Они стали средством научного обобщения. Выразительность, доходчивость, лаконичность, универсальность, обозримость графических изображений сделали их незаменимыми в исследовательской работе и в международных сравнениях и сопоставлениях социально-экономических явлений.
    Впервые о технике составления статистических графиков упоминается в работе английского экономиста У. Плейфейра «Коммерческий и политический атлас», опубликованной в 1786 г. и положившей начало развитию приемов графического изображения статистических данных.
    Трактовка графического метода как особой знаковой системы - искусственного знакового языка - связана с развитием семиотики, науки о знаках и знаковых системах. Знак в семиотике служит символическим выражением некоторых явлений, свойств или отношений. Существующие в семиотике знаковые системы принято разделять на неязыковые и языковые.
    Неязыковые  знаковые системы дают представление  о явлениях окружающего нас мира (например, шкала измерительного прибора, высота столбика ртути в термометре и т. д.).
    Языковые знаковые системы выполняют сигнальные функции, а также задачи сопоставления совокупностей явлений и их анализа. Характерно, что в этих системах сочетание знаков приобретает смысл только тогда, когда их объединение производится по определенным правилам.
    В языковых знаковых системах различают  естественные и искусственные системы знаков или языков. С точки зрения семиотики человеческая речь, выраженная знаками-буквами, составляет естественный язык. Искусственные языковые системы используются в различных областях жизни и техники. К ним относятся системы математических, химических знаков, алгоритмические языки, графики и др.
    Не  исключая естественного языка, искусственные, или символические языки упрощают изложение специальных вопросов определенной области знаний.
    Таким образом, статистический график - это чертеж, на котором статистические совокупности, характеризуемые определенными показателями, описываются с помощью условных геометрических образов или знаков. Представление данных таблицы в виде графика производит более сильное впечатление, чем цифры, позволяет лучше осмыслить результаты статистического наблюдения, правильно их истолковать, значительно облегчает понимание статистического материала, делает его наглядным и доступным. Это, однако, вовсе не означает, что графики имеют лишь иллюстративное значение. Они дают новое знание о предмете исследования, являясь методом обобщения исходной информации.
    Значение  графического метода в анализе и  обобщении данных велико. Графическое изображение, прежде всего, позволяет осуществить контроль достоверности статистических показателей, так как, представленные на графике, они более ярко показывают имеющиеся неточности, связанные либо с наличием ошибок наблюдения, либо с сущностью изучаемого явления. С помощью графического изображения возможны изучение закономерностей развития явления, установление существующих взаимосвязей. Простое сопоставление данных не всегда дает возможность уловить наличие причинных зависимостей, в то же время их графическое изображение способствует выявлению причинных связей, в особенности в случае установления первоначальных гипотез, подлежащих затем дальнейшей разработке. Графики также широко используются для изучения структуры явлений, их изменения во времени и размещения в пространстве. В них более выразительно проявляются сравниваемые характеристики и отчетливо видны основные тенденции развития и взаимосвязи, присущие изучаемому явлению или процессу.
    При построении графического изображения следует соблюдать ряд требований. Прежде всего, график должен быть достаточно наглядным, так как смысл графического изображения как метода анализа прежде всего состоит в том, чтобы наглядно изобразить статистические показатели. Кроме того, график должен быть выразительным, доходчивым и понятным. Для выполнения выше перечисленных требований каждый график должен включать ряд основных элементов: графический образ; поле графика; пространственные ориентиры; масштабные ориентиры; экспликацию графика.
    Рассмотрим  подробнее каждый из указанных элементов. Графический образ (основа графика) - это геометрические знаки, т. е. совокупность точек, линий, фигур, с помощью которых изображаются статистические показатели. Важно правильно выбрать графический образ, который должен соответствовать цели графика и способствовать наибольшей выразительности изображаемых статистических данных. Графическими являются лишь те образы, в которых свойства геометрических знаков - фигура, размер линий, расположение частей - имеют существенное значение для выражения содержания изображаемых статистических величин, причем каждому изменению выражаемого содержания соответствует изменение графического образа.
    Поле  графика - пространство, на котором размещаются графические символы. Поле графика имеет определенные размеры, которые зависят от его назначения.
    Пространственные  ориентиры графика задаются в  виде системы координатных сеток. Система координат необходима для размещения геометрических знаков в поле графика. Наиболее распространенной является система прямоугольных координат (рис. 2.18). Для построения статистических графиков используется обычно только первый и изредка первый и четвертый квадраты. В практике графического изображения применяются также полярные координаты. Они необходимы для наглядного изображения циклического движения во времени. В полярной системе координат (рис. 2.1) один из лучей, обычно правый горизонтальный, принимается за ось координат, относительно которой определяется угол луча. Второй координатой считается ее расстояние от центра сетки, называемое радиусом. В радиальных          рис. 2.1
графиках  лучи обозначают моменты времени, а  окружности - величины изучаемого явления. На статистических картах пространственные ориентиры задаются контурной сеткой (контуры рек, береговая линия морей и океанов, границы государств) и определяют те территории, к которым относятся статистические величины.
    Масштабные  ориентиры статистического графика  определяются масштабом и системой масштабных шкал. Масштаб статистического графика - это мера перевода числовой величины в графическую.
    Масштабной  шкалой называется линия, отдельные  точки которой могут быть прочитаны как определенные числа. Шкала имеет большое значение в графике и включает три элемента: линию (или носитель шкалы), определенное число помеченных черточками точек, которые расположены на носителе шкалы в определенном порядке, цифровое обозначение чисел, соответствующих отдельным помеченным точкам. Как правило, цифровым обозначением снабжаются не все помеченные точки, а лишь некоторые из них, расположенные в определенном порядке. По правилам числовое значение необходимо помещать строго против соответствующих точек, а не между ними (рис. 2.2).
    

    Рис. 2.2. Числовые интервалы
    Носитель  шкалы может представлять собой  как прямую, так и кривую линии. Поэтому различают шкалы прямолинейные (например, миллиметровая линейка) и криволинейные - дуговые и круговые (циферблат часов).
    Графические и числовые интервалы бывают равными  и неравными. Если на всем протяжении шкалы равным графическим интервалам соответствуют равные числовые, такая шкала называется равномерной. Когда же равным числовым интервалам соответствуют неравные графические интервалы и наоборот, шкала называется неравномерной.
    Масштабом равномерной шкалы называется длина  отрезка (графический интервал), принятого за единицу и измеренного в каких-либо мерах. Чем меньше масштаб (рис. 2.3), тем гуще располагаются на шкале точки, имеющие одно и то же значение. Построить шкалу - это значит на заданном носителе шкалы разместить точки и обозначить их соответствующими числами согласно условиям задачи.
    Как правило, масштаб определяется примерной  прикидкой возможной длины шкалы и ее пределов. Например, на поле в 20 клеток надо построить шкалу от 0 рис. 2.3. Масштабы                                                                                               . до 850. Так как 850 не делится удобно на 20, то округляем число 850 до ближайшего удобного числа, в данном случае 1000 (1000 : 20 = 50), т. е. в одной клетке 50, а в двух клетках 100; следовательно, масштаб - 100 в двух клетках.
    Из  неравномерных наибольшее распространение  имеет логарифмическая шкала. Методика ее построения несколько иная, так как на этой                                                        шкале отрезки пропорциональны не изображаемым величинам, а     рис. 2.4                                  их логарифмам. Так, при основании 10 1д1 = О-1д1 = 0 = 1; 1д100 = 2 и т. д. (рис. 2.4). Последний элемент графика - экспликация. Каждый график должен иметь словесное описание его содержания. Оно включает в себя название графика, которое в краткой форме передает его содержание; подписи вдоль масштабных шкал и пояснения к отдельным частям графика. 

2.2. КЛАССИФИКАЦИЯ ВИДОВ ГРАФИКОВ
    Существует  множество видов графических  изображений (рис. 2.5; 2.6). Их классификация основана на ряде признаков: а) способ построения графического образа; б) геометрические знаки, изображающие статистические показатели; в) задачи, решаемые с помощью графического изображения.
    

    Рис. 2.5. Классификация статистических графиков по форме графического образа
    По  способу построения статистические графики делятся на диаграммы  и статистические карты.
    Диаграммы - наиболее распространенный способ графических изображений. Это графики количественных отношений. Виды и способы их построения разнообразны. Диаграммы применяются для наглядного сопоставления в различных аспектах (пространственном, временном и др.) независимых друг от друга величин: территорий, населения и т. д. При этом сравнение исследуемых совокупностей производится по какому-либо существенному варьирующему признаку Статистические карты - графики количественного распределения по поверхности. По своей основной цели они близко примыкают к диаграммам и специфичны лишь в том отношении, что представляют собой условные изображения статистических данных на контурной географической карте, т. е. показывают пространственное размещение или пространственную распространенность статистических данных. Геометрические знаки как было сказано выше, - это либо точки, либо линии или плоскости, либо геометрические тела. В соответствии с этим различают графики точечные, линейные, плоскостные и пространственные (объемные).
    

Рис. 2.6. Классификация статистических графиков по способу построения и задачам изображения
    При построении точечных диаграмм в качестве графических образов применяются  совокупности точек; при построении линейных - линии. Основной принцип построения всех плоскостных диаграмм сводится к тому, что статистические величины изображаются в виде геометрических фигур и, в свою очередь, подразделяются на столбиковые, полосовые, круговые, квадратные и фигурные.
    Статистические  карты по графическому образу делятся на картограммы и картодиаграммы.
    В зависимости от круга решаемых задач  выделяют диаграммы сравнения, структурные диаграммы и диаграммы динамики.
    Особым  видом графиков являются диаграммы  распределения величин, представленных вариационным рядом. Это гистограмма полигон, огива, кумулята. 

2.3. ДИАГРАММЫ СРАВНЕНИЯ
    Наиболее  распространенными диаграммами  сравнения являются столбиковые диаграммы, принцип построения которых состоит в изображении статистических показателей в виде поставленных по вертикали прямоугольников - столбиков. Каждый столбик изображает величину отдельного уровня исследуемого статистического ряда. Таким образом, сравнение статистических показателей возможно потому, что все сравниваемые показатели выражены в одной единице измерения.
    При построении столбиковых диаграмм необходимо начертить систему прямоугольных координат, в которой располагаются столбики. На горизонтальной оси располагаются основания столбиков, величина основания определяется произвольно, но устанавливается одинаковой для всех.
    Шкала, определяющая масштаб столбиков  по высоте, расположена по вертикальной оси. Величина каждого столбика по вертикали соответствует размеру изображаемого на графике статистического показателя. Таким образом, у всех столбиков, составляющих диаграмму, переменной величиной является только одно измерение. Покажем построение столбиковой диаграммы по данным табл. 2.1, характеризующим вклады граждан в учреждения Сбербанка в 1996 г. (рис. 2.7).
    Таблица 2.1
    
Месяц 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
Вклад,млрд. руб. 550 560 560 640 640 1100 1100 1100 1630 1610 1610 2500
  
    Вклады  граждан в учреждения Сбербанка  в 1996 г. (цифры условные)
    
    В соответствии с изложенными выше правилами на горизонтальной оси размещаются основания двенадцати столбиков на Одинаковом расстоянии друг от друга, в данном случае 0,5 см. ширина столбиков принята 0,5 см. Масштаб на оси ординат - 500 млрд. руб. - 1 см. Наглядность данной диаграммы достигается Равнением величины столбиков.
    Размещение  столбиков в поле графика может  быть различным-
    • на одинаковом расстоянии друг от друга (рис. 2.7);
    • вплотную друг к другу (рис. 2.8);
    • в частном наложении друг на друга (рис. 2.9).
    
    Рис. 2.8. Динамика выпуска книг и брошюр в одном из регионов России за 1993-1995 гг.
    
Рис. 2.9. Динамика денежных доходов населения в регионе за 1993-1995 гг.
    Правила построения столбиковых диаграмм допускают  одновременное расположение на одной горизонтальной оси изображений нескольких показателей. В этом случае столбики располагаются группами, для каждой из которых может быть принята разная размерность варьирующих признаков (рис. 2.10).
    Разновидности столбиковых диаграмм составляют так  называемые ленточные или полосовые диаграммы. Их отличие состоит в том, что масштабная шкала расположена по горизонтали сверху или снизу и она определяет величину полос по длине.
    
    Рис. 2.10. Динамика производства некоторых видов товаров хозяйственного потребления за 1993-1995 гг.
    Область применения столбиковых и полосовых  диаграмм одинакова, так как идентичны правила их построения. Одномерность изображаемых статистических показателей и их одномасштабность для различных столбиков и полос требуют выполнения единственного положения: соблюдения соразмерности (столбиков - по высоте, полос - по длине) и пропорциональности изображаемым величинам. Для выполнения этого требования необходимо: во-первых, чтобы шкала, по которой устанавливается размер столбика (полосы), начиналась с нуля; во-вторых, эта шкала должна быть непрерывной, т. е. охватывать все числа данного статистического ряда; разрыв шкалы и соответственно столбиков (полос) не допускается. Невыполнение указанных правил приводит к искаженному графическому представлению анализируемого статистического материала.
    В качестве примера приведем полосовую  диаграмму сравнения поданным табл. 2.2 (рис. 2.11). Столбиковые и полосовые диаграммы как прием графического изображения статистических данных, по существу, взаимозаменяемы, т. е. рассматриваемые статистические показатели равно могут быть представлены как столбиками, так и полосами. И в этом, и в другом случае для изображения величины явления используется одно измерение каждого прямоугольника - высота столбика или длина полосы. Поэтому и сфера применения этих двух видов диаграмм в основном одинакова.
    Таблица 2.2
    Общий объем промышленного производства в некоторых странах СНГ в 1 квартале 1996 г. (в % к I кварталу 1996 г.) (цифры условные)
Страны  СНГ Общий объем  промышленного производства, %
  Казахстан  88,7
  Беларусь  83,5
  Россия  80,7
  Кыргызстан  77,6
  Таджикистан  71,8
  Армения  41,6
 
 

    Рис. 2.11. Общий объем промышленного производства в странах СНГ в I квартале 1996 г. (в % к I кварталу 1996 г.)
    Разновидностью  столбиковых (ленточных) диаграмм являются направленные диаграммы. Они отличаются от обычных двусторонним расположением столбиков или полос и имеют начало отсчета по масштабу в середине. Обычно такие диаграммы применяются для изображения величин противоположного качественного значения. Сравнение между собой столбиков (полос), направленных в разные стороны, менее эффективно, чем расположенных рядом в одном направлении. Несмотря на это, анализ направленных диаграмм позволяет делать достаточно содержательные выводы, так как особое расположение придает графику яркое изображение. К группе двусторонних относятся диаграммы числовых отклонений. В них полосы направлены в обе стороны от вертикальной нулевой линии: вправо - для прироста; влево - для уменьшения. С помощью таких диаграмм удобно изображать отклонения от плана или некоторого уровня, принятого за базу сравнения. Важным достоинством рассматриваемых диаграмм является возможность видеть размах колебаний изучаемого статистического признака, что само по себе имеет большое значение для экономического анализа (рис. 2.12).
    
    Рис. 2.12. Распределение населения одного из регионов России по полу и возрасту в 1995 г.
    Для простого сравнения независимых  друг от друга показателей могут  также использоваться диаграммы, принцип  построения которых состоит в том, что сравниваемые величины изображаются в виде правильных геометрических фигур, которые строятся так, чтобы площади их относились между собой как количества, этими фигурами изображаемые. Иными словами, эти диаграммы выражают величину изображаемого явления размером своей площади.
    Для получения диаграмм рассматриваемого типа используют разнообразные геометрические фигуры - квадрат, круг, реже - прямоугольник. Известно, что площадь квадрата равна квадрату его стороны, а площадь круга определяется пропорционально квадрату его радиуса. Поэтому для построения диаграмм необходимо сначала из сравниваемых величин извлечь квадратный корень. Затем на базе полученных результатов определить сторону квадрата или радиус круга соответственно принятому масштабу
    Например, если изобразить в виде квадрата или  круга поставки российского газа в ближайшее зарубежье, то сначала нужно извлечь квадратные корни из этих цифр (табл. 2.3).
    Таблица 2.3
    Поставки  российского газа в страны ближнего зарубежья, январь - август 1996 г.
Страны  ближнего зарубежья Млн. м?
Украина 44460,1
Беларусь 10 250,00
Литва 2 458,00
 
    Это составит: для Украины - 210,9; Беларуси - 101,2; Литвы - 49,6. Затем установить масштаб и по этим данным построить квадраты. Для нашего примера примем 1см равным 30 млн. м3. Тогда сторона первого квадрата составит 7,03 см (210,9 : 30); второго - 3,4 см; третьего - 1,65 см (рис. 2.13).
    
    Рис. 2.13. Поставки российского газа в страны ближнего зарубежья, январь-август 1996 г.
    Для правильного построения диаграмм квадраты или круги необходимо расположить на одинаковом друг от друга расстоянии, а в каждой фигуре указать числовое значение, которое она изображает, не приводя масштаба измерения.
    К рассматриваемому виду диаграмм относится  графическое изображение, полученное путем построения один в другом квадратов, кругов или прямоугольников с различной заштриховкой или закраской. Такие диаграммы также позволяют сравнивать между собой ряд исследуемых величин. На рис. 2.14 показан такой вариант круговой диаграммы.
    Наиболее  выразительным и легко воспринимаемым является способ построения диаграмм сравнения в виде фигур-знаков. В этом случае статистические совокупности изображаются не геометрическими фигурами, а символами или знаками, воспроизводящими в какой-то степени внешний образ статистических данных. Достоинство такого способа графического изображения заключается в высокой степени наглядности, в получении подобного отображения, отражающего содержание сравниваемых совокупностей.
    Важнейший признак любой диаграммы - масштаб. Поэтому, чтобы правильно построить фигурную диаграмму, необходимо определить единицу счета. В качестве последней принимается отдельная фигура (символ), которой условно присваивается конкретное численное значение. А исследуемая статистическая величина изображается отдельным количеством одинаковых по размеру фигур, последовательно располагающихся на рисунке. Однако в большинстве случаев не удается изобразить статистический показатель целым количеством фигур. Последнюю из них приходится делить на части, так как по масштабу один знак является слишком крупной единицей измерения. Обычно эта часть определяется на глаз. Сложность точного ее определения является недостатком фигурных диаграмм. Однако, если большая точность представления статистических данных не преследуется, то результаты получаются вполне удовлетворительными.
    Рассмотрим построение фигурной диаграммы по данным табл. 2.4 фермерских хозяйств в России за 1993-1995 гг.
    Таблица 2.4
    Численность фермерских хозяйств в России за 1993 - 1995 гг. (данные условные) (тыс.)
  Год 1993 1994 1995
  Численность фермерских хозяйств 49 183 270
 
    
    Рис. 2.15. Динамика численности фермерских хозяйств в одном из регионов России за 1993-1995 гг.
    Примем  условно за один знак 40 тыс. фермерских хозяйств. Тогда число хозяйств в России в 1993 г. в размере 49 тыс. будет изображено в количестве 1,22 хозяйства, в 1994 г. - 4,6 хозяйства и т. д. (рис. 2.15).
    Как правило, фигурные диаграммы широко используются для популяризации  статистических данных и рекламы.
2.4. СТРУКТУРНЫЕ ДИАГРАММЫ
    Основное  назначение структурных диаграмм заключается  в графическом представлении состава статистических совокупностей, характеризующихся как соотношение различных частей каждой из совокупностей. Состав статистической совокупности графически может быть представлен с помощью как абсолютных, так и относительных показателей. В первом случае не только размеры отдельных частей, но и размер графика в целом определяются статистическими величинами и изменяются в соответствии с изменениями последних. Во втором - размер всего графика не меняется (так как сумма всех частей любой совокупности составляет 100%), а меняются только размеры отдельных его частей. Графическое изображение состава совокупности по абсолютным и относительным показателям способствует проведению более глубокого анализа и позволяет проводить международные сопоставления и сравнения социально-экономических явлений.
    В качестве графического образа для изображения  структуры совокупностей применяются  прямоугольники - для построения столбиковых и полосовых диаграмм и круги - для построения секторных диаграмм.
    Покажем построение указанных выше диаграмм на конкретных примерах.
    Чтобы по приведенным данным табл. 2.5 построить диаграмму, отражающую структуру сравниваемых совокупностей по соотношению в них отдельных видов часов, ряд абсолютных показателей заменяется рядом относительных величин. В этом случае каждая из полос диаграммы будет иметь одинаковую длину, так как при переходе к относительным величинам погашаются различия в абсолютных размерах совокупностей. В то же время структурные различия проявляются значительно четче. Графическое изображение структуры с помощью столбиковых (полосовых) диаграмм позволяет изучить особенности многих изучаемых экономических явлений. Так, приведенная на рис. 2.16 диаграмма, построенная по данным табл. 2.5, характеризует увеличение доли наручных часов в общем производстве.
    Таблица 2.5
Год 1985 г.    1995г.   
Объем выпуска  млн. шт.    % млн. шт.    %
Часы, всего 52,5 100 60,1 100
В том числе:        
Наручные 24,4 46,5 31,6 52,6
Настенные 9,3 17,7 10,5 17,5
Будильники 18,8 35,8 18 29,9
Производство  часов по видам в одном из регионов России за 1985 - 1995 гг. 

    Более распространенным способом графического изображения структуры статистических совокупностей является секторная Диаграмма, которая считается основной формой диаграммы такого назначения. Это объясняется тем, что идея целого очень хорошо и наглядно выражается кругом, который представляет всю совокупность. Удельный вес каждой части совокупности в секторной диаграмме характеризуется величиной центрального угла (угол между радиусами круга). Сумма всех углов круга, равная 360°, приравнивается к 100%, а следовательно, 1% принимается равным 3,6°.
    
    Рис. 2.16. Динамика удельного веса производства часов по видам (1985-1995 гг.)
    Приведем  пример построения секторной диаграммы  по данным табл.2.6.
    Таблица 2.6
    Динамика  доли негосударственного сектора экономики  в розничной торговле (в % к общему объему розничного товарооборота в России)
  1992 г. 1993 г.
Государственный сектор 78 49
Негосударственный сектор 22 51
В том числе предприятия:  
     
     
частной и смешанной форм собственности 1,8      31     
потребительской кооперации 20 16
прочих  форм собственности 0,2 4
 
    Построение  секторной диаграммы начинается с определения центральных углов  секторов. Для этого процентное выражение  отдельных частей совокупностей умножают на 3,6°. Например, для данных:
    1992г.: 78 • 3,6° = 280,8°; 1,8 • 3,6° = 6,5°; 20 • 3,6° = 72°;
    0,2 • 3,6° = 0,7°;
    1993г.: 49•3,6° =176,4°; 31•3,6° = 111,6°; 16 • 3,6° = 57,6°;
    4 • 3,6° = 14,4°.
    
Рис.2.17. Динамика доли негосударственного сектора экономики в розничной торговле (в % к общему объему розничного товарооборота в России)
    По  найденным значениям углов круги  делятся на соответствующие секторы (рис. 2.17).
    Применение  секторных диаграмм позволяет не только графически изобразить структуру совокупности и ее изменение, но и показать динамику численности этой совокупности. Для этого строятся круги, пропорциональные объему изучаемого признака, а затем секторами выделяются его отдельные части.
    Рассмотренные способы графического изображения  структуры совокупности имеют как  достоинства, так и недостатки. Так, секторная диаграмма сохраняет наглядность и выразительность лишь при небольшом числе частей совокупности, в противном случае ее применение малоэффективно. Кроме того, наглядность секторной диаграммы снижается при незначительных изменениях структуры изображаемых совокупностей: она выше, если имеются существенные различия сравниваемых структур. Преимуществом столбиковых (ленточных) структурных диаграмм, по сравнению с секторными, является их большая емкость, возможность отразить более широкий объем полезной информации. 

2.5. ДИАГРАММЫ ДИНАМИКИ
    Для изображения и внесения суждений о развитии явления во времени  строятся диаграммы динамики.
    Для наглядного изображения явлений  в рядах динамики используются диаграммы: столбиковые, ленточные, квадратные, круговые, линейные, радиальные и др. Выбор вида диаграммы зависит в основном от особенностей исходных данных, цели исследования. Например, если имеется ряд динамики с несколькими неравноотстоящими уровнями во времени (1913, 1940, 1950, 1980, 1985, 1997 гг.), то часто для наглядности используют столбиковые, квадратные или круговые диаграммы. Они зрительно впечатляют, хорошо запоминаются, но не годны для изображения большого числа уровней, так как громоздки. Когда число уровней в ряду динамики велико, целесообразно применять линейные диаграммы, которые воспроизводят непрерывность процесса развития в виде непрерывной ломаной линии. Кроме того, линейные диаграммы удобно использовать: если целью исследования является изображение общей тенденции и характера развития явления; когда на одном графике необходимо изобразить несколько динамических рядов с целью их сравнения; если наиболее существенным является сопоставление темпов роста, а не уровней.
    Для построения линейных графиков применяют  систему прямоугольных координат. Обычно по оси абсцисс откладывается время (годы, месяцы и т.д.), а по оси ординат - размеры изображаемых явлений или процессов. На оси ординат наносят масштабы. Особое внимание следует обратить на их выбор, так как от этого зависит общий вид графика. Обеспечение равновесия, пропорциональности между осями координат необходимо в графике в связи с тем, что нарушение равновесия между осями координат дает неправильное изображение развития явления.
    Если  масштаб для шкалы на оси абсцисс  очень растянут по сравнению с масштабом на оси ординат, то колебания в динамике явлений мало выделяются, и наоборот, преувеличение масштаба по оси ординат по сравнению с масштабом на оси абсцисс дает резкие колебания. Равным периодам времени и размерам уровня должны соответствовать равные отрезки масштабной шкалы.
    В статистической практике чаще всего  применяются графические изображения с равномерными шкалами. По оси абсцисс они берутся пропорционально числу периодов времени, а по оси ординат - пропорционально самим уровням. Масштабом равномерной шкалы будет длина отрезка, принятого за единицу.
    Рассмотрим построение линейной диаграммы на основании следующих данных (табл. 2.7).
    Таблица 2.7
    Динамика  валового сбора зерновых культур  в регионе за 1985-1994 гг.
Год 1985 1986 1987 1988 1989 1990 1991 1992 1993 1994
Млн.т 237,4
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.