На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Управление процессом коммуникаций на предприятии

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 13.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 8. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ  АКАДЕМИЯ УПРАВЛЕНИЯ И ЭКОНОМИКИ

МУРМАНСКИЙ  ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ

 
ФАКУЛЬТЕТ ЭКОНОМИКИ И ФИНАНСОВ
Заочная форма обучения
СПЕЦИАЛЬНОСТЬ «Финансы и кредит»

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 
по дисциплине  «Менеджмент»
на тему  «Управление процессом коммуникаций на предприятии» 
 
 
 
 
 

ВЫПОЛНИЛ 
Студент                                                                                      Павлов Д.В.   

                                                                                                   Группа 9-3331д/4-2

                                                               (Ф2-29д) 

                                                                                                    Курс 4

                                                                                                    Контактный телефон
                                                                                                   +7-902-281-10-88
 
        
 
 

ПРОВЕРИЛ
Преподаватель                                                                            Захарова Л.В. 
 
 
 
 
 
 
 

Мурманск
2010 

     ОГЛАВЛЕНИЕ
     ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………3
     1. Коммуникации и их значение в процессе деятельности предприятия ……………………………………………………………………….…………...….5
     2. Основные этапы и элементы коммуникационного процесса……..........10
     3. Способы совершенствования коммуникационных процессов в организации ……………………………………………………………………….17
     ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………...22
     БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ……………………………………...23 

 

     
     ВВЕДЕНИЕ
     Коммуникации  в организационном контексте  включают взаимодействие между людьми. Внутренние коммуникации играют особую роль в групповой динамике. Без коммуникаций нет общения, обмена информацией, а без этого не может быть и группы. Таким образом, коммуникации выступают как определяющее условие для формирования группы и ее жизнедеятельности. Коммуникация является жизненно важной системой организации: если каким-то образом ликвидировать потоки сообщений в организации, то она прекратит своё существование.
     Один  из первых теоретиков организационного поведения Ч. Бернард отмечал, что  в любой достаточно полной теории организации коммуникация займет центральное место, потому что структура, размеры и масштабы деятельности организаций почти полностью определяются средствами коммуникаций. Позже Д. Кац и Р. Кан писали, что коммуникация является социальным процессом, имеющий важнейшее значение для функционирования любой группы, организации или общества, и что она образует самую суть социальной системы или организации. Поэтому данная тема представляется весьма актуальной.
     Коммуникация  предоставляет средства для выработки и исполнения решений, осуществления обратной связи и корректировки целей и процедур деятельности организации в соответствии с требованиями ситуации. Поэтому и менеджеры, и исполнители должны понимать основные концепции и способы применения коммуникационных технологий и быть способными принимать важные решения относительно их использования.
     Все виды управленческой деятельности основаны на обмене информацией, поэтому коммуникации и называют связующими процессами. Руководителю приходится осмысливать большие объемы информации, среди которой есть информация, не влияющая на процесс управления. Поэтому в работе делается акцент на эффективность коммуникаций, т.е. обмен информацией, которая оказывает непосредственное влияние на управление организацией. Эффективный менеджер – это тот, кто из общего потока коммуникаций умеет быстро отобрать эффективные, т.е. полезные для процесса управления.
     Внутренние  коммуникации - это связующие нити, объединяющие взаимозависимые части  организации. Это подчеркивает важность изучения коммуникационных связей внутри организации в период становления цивилизованной рыночной экономики. Поэтому я и выбрала для своей дипломной работы эту наиглавнейшую тему и, что самое главное - это даст мне возможность грамотно применять и пользоваться полученными знаниями в моей дальнейшей работе.
     Объектом  исследования является ОАО «НПК Уралвагонзавод». Основными методами исследования внутренних организационных коммуникаций выступили: опрос, наблюдение.
     Предметом данной дипломной работы является процесс управления организационными коммуникациями на предприятии машиностроения.
     В данной работе была поставлена следующая  цель: проанализировать сущность, элементы и этапы коммуникационного процесса внутри организации на примере предприятия  машиностроения.
     Для достижения данной цели были поставлены задачи:
     Проанализировать  сущность коммуникаций в организации;
     Исследовать элементы и этапы коммуникационного  процесса
     Проанализировать  процесс коммуникации на ОАО «НПК Уралвагонзавод», применяя метод опроса и анкетирования;
     Выявить недостатки организационных коммуникаций на предприятии;
     Предложить  мероприятия по совершенствованию  коммуникационных процессов в исследуемом  предприятии.
 

    КОММУНИКАЦИИ И ИХ ЗНАЧЕНИЕ В ПРОЦЕССЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
     Коммуникации – это обмен информацией между двумя людьми и более. На коммуникации руководители тратят от 50 до 90% времени. И это ясно, если учесть, что руководителю необходимо реализовать свою роль в межличностных отношениях, участвовать в принятии решений и выполнять управленческие функции планирования, организации, мотивации, координации, регулирования и контроля. Все виды управленческой деятельности основаны на обмене информацией, поэтому коммуникации и называют связующими процессами.
     Руководителю  приходится осмысливать большие объемы информации, среди которой есть информация, не влияющая на процесс управления. Обмен информацией, которая оказывает влияние на процесс управления, носит название эффективных коммуникаций. Эффективный менеджер – это тот, кто из общего потока коммуникаций умеет быстро отобрать эффективные, т.е. полезные для процесса управления.
     Коммуникации  осуществляются в повседневной работе при общении с подчиненными руководителями, на собраниях, при чтении документов, разговорах по телефону, составлении документов. Коммуникациями признан весь процесс производства и управления.
     Коммуникации  подразделяются на две большие группы: между организацией и её средой и  между уровнями управления и подразделениями.
     К первой группе относятся коммуникации, которые представляют собой информационное взаимодействие с внешней средой: это средства массовой информации, потребители, надзор за качеством продукции, органы государственного регулирования, политические группы, комитеты, поставщики и т.п. Возникновение коммуникаций внутри предприятия в виде собранной, обсуждений, телефонных переговорах, отчетов и т.д., как правило, являются реакцией на воздействие внешней среды.1
     В качестве коммуникаций для организации  используются различные формы. Так, для реализации товара используются программы маркетинга и рекламы. Для соблюдения норм государственного регулирования требуется письменное оформление документов. Изучение рынка ведется при помощи специальных организаций, т.е. существует множество способов коммуникаций.
     Ко  второй группе относятся межуровневые коммуникации, коммуникации между различными подразделениями, коммуникации «руководитель – подчиненный», коммуникации между руководителем рабочей группой, неформальные коммуникации.
     В процессе управления осуществляются коммуникации по вертикали и по горизонтали между подразделениями. По нисходящей передается информация о принятых решениях на высших уровнях (текущие задачи, конкретные задания, рекомендации). Эта информация может передаваться из одного уровня на другой вплоть до рабочих исполнителей.
       Не менее важными являются коммуникации и по восходящей линии. Предприятие не может функционировать без информации о ходе производственного процесса. По восходящей передается информация о загрузке оборудования, количестве работающих, поступлений сырья, выпуске продукции и т.д. Иногда возникает ситуация, когда для решения вопроса на низовом уровне требуется вмешательство руководителей высшего звена. И тогда информация по ступеням управления снизу передается на самый высокий уровень. Так, например, вопрос об изменении технологии, возникший на производственном участке, должен решать руководитель организации.
     Для координации задач и действий подразделений организации требуется  обмен информацией между ними, поэтому устанавливаются потоки информации между подразделениями по горизонтали. Таким образом координируется деятельность рабочих групп по контролю за издержками, распределением ресурсами, сбытом продукции. Руководители различных подразделений информируют друг друга о ходе внедрения новой техники. Помимо координации действий горизонтальные коммуникации способствуют установлению равноправных отношений между подразделениями, что положительно сказывается на работе всей организации.
     Две трети всей деятельности на предприятии  – это деятельность, основанная на коммуникациях «руководитель – подчиненный». Они относятся к коммуникациям по вертикали, но выделяются в отдельную группу, так как оказывают непосредственное влияние на производственный процесс. Это обмен информацией о способах деятельности, эффективности работы, вознаграждениях, способностях работников, проблемах, изменениях, результатах, усовершенствованиях и т.д.
     Поскольку подчинённые объединены в рабочие  группы, то коммуникации с ними руководителя являются важным компонентом для  достижения эффективности управления. Участие в обмене информацией каждого члена рабочей группы позволяет выработать более правильные отношения группы с руководителем, а руководителю более активно вовлекать подчинённых в дела организации.
     Определённую  роль играют также коммуникации с неформальными группами. Часто мнения, складывающиеся в неформальных группах и поступающие к руководителям по неформальным каналам, дают возможность понимать более правильные решения или предупреждать конфликтные ситуации.
     Информационный  процесс охватывает все подразделения и все стороны деятельности предприятия, поэтому естественно, что его деятельность в значительной степени зависит от эффективности коммуникационного процесса. Но в процессе коммуникаций информация может быть искажена, неправильно понята или воспринята. Эффективность обмена информацией достигается только в том случае, когда одна сторона передает информацию, а другая - правильно её воспринимает. Поэтому главной задачей коммуникационного процесса является обеспечение понимания и правильного восприятия передаваемой информации.
     Коммуникации  играют особую роль в групповой динамике. Без коммуникаций нет общения, а  без общения не может быть и  группы. Таким образом, коммуникации выступают как определяющее условие  для формирования группы и ее жизнедеятельности.
     Сущность  коммуникационного менеджмента  заключается в его двуединой  природе. С одной стороны, коммуникационный менеджмент рассматривается как  самостоятельная профессиональная деятельность по использованию коммуникационных средств, методов, инструментов, механизмов, обеспечивающих формирование и эффективное развитие всех видов капитала организации. Именно эта профессиональная деятельность помогает руководителям разрабатывать стратегию эффективного развития, формировать организационную культуру, выбирать эффективные каналы коммуникации и т. д. С другой стороны, коммуникационный менеджмент есть наука об этом управлении. Она изучает взаимодействие и взаимосвязь во времени и пространстве элементов, которые формируют и эффективно используют все виды капитала организации, а также познает закономерности обмена информацией, знаниями и интеллектуальной собственностью в процессе создания и развития организации.2
     Коммуникационный  менеджмент как своего рода технология обмена информацией для бизнеса в менеджменте знаний обеспечивает организации эффективный результат по нескольким направлениям. В их числе:
     - разработка стратегии эффективности организации;
     - формирование корпоративной культуры;
     - формирование каналов коммуникации внутри организации;
     - формирование каналов коммуникации во внешней среде организации.
     Выделим следующие критерии вклада коммуникации в финансовое благосостояние организации.
     1. Продвижение имиджа организации  открывает пути новым идеям  и продукции.
     2. Внутренняя мотивация работников способствует созданию здорового морального климата в организации, готовности к инновациям.
     3. Исключение двойственного толкования  политики организации помогает  избежать нежелательных споров  и конфликтов.
     4. Поддержка истинных ценностей  организации ее сотрудниками помогает ей сохранить достигнутое знание в период кризисов.
     5. Обмен информацией дает возможность  руководству понять, что происходит  в действительности.
     6. Связи с работниками организации  помогают преодолеть их сопротивление необходимым переменам.
     Таким образом, коммуникации имеют колоссальное значение в управлении, так как  предоставляют необходимые средства для выработки и исполнения решений, осуществления обратной связи и  корректировки целей и процедур деятельности организации. Поэтому  и менеджеры, и исполнители должны знать основные методы и способы применения коммуникационных технологий и быть способными принимать важные решения относительно их использования.
 

    ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ И ЭЛЕМЕНТЫ КОММУНИКАЦИОННОГО ПРОЦЕССА
     Коммуникации  по своей природе — это контакт, связь с целью обмена идеями, мнениями и информацией в устном или письменном виде посредством символов или действий. Передаваемая информация должна быть значима для участников коммуникации. Цель коммуникации — добиться от принимающей стороны точного понимания отправленного сообщения. В коммуникациях всегда участвуют элементы, без которых коммуникационный процесс не может происходить.
     По  крайней мере, необходимо два лица — отправитель и получатель. Отправитель  — это любой индивид (сотрудник), имеющий определенные идеи, намерения, информацию и цель коммуникации. Отправитель формулирует смысл того, что и почему он хочет передать другому участнику процесса коммуникации.
     Кодирование — перевод информации отправителя  в комплекс коммуникационных символов (слов, действий, выражения лица и т.п.). Основной формой кодирования выступает язык коммуникаций.
     Сообщение — информация, которую отправитель  передает желаемому получателю, формируется  в результате кодирования. Отправитель  ставит своей целью выражение сообщения в вербальной или невербальной форме.
     Каналы, по которым передается сообщение  в организации, различны. Информация может передаваться путем личного  общения, телефонных переговоров, групповых  встреч, передачи сообщений по факсу, докладных и служебных записок, документов, графиками производства и отгрузки продукции и т.д.
     Получатель  — индивид, воспринимающий сообщение  отправителя.
     Декодирование — процесс превращения сообщения  в имеющую смысл форму. Коммуникация успешна, когда получатель получил  и понял отправленное сообщение. Чем ближе декодированное сообщение к намерению, выраженному отправителем, тем более эффективна коммуникация. Не следует отождествлять отправку сообщения и его передачу. Передача осуществляется только в случае, когда получатель реально получил сообщение. Результаты декодирования зависят от навыков, установок, знаний, ожиданий, социокультурной среды получателя.
     Обратная  связь — присутствует, когда получатель демонстрирует реакцию на полученное сообщение. Это может быть любой  сигнал получателя отправителю — кивок, подразумевающий понимание вопроса, быстрый ответ по электронной почте и т.д. Дает возможность отправителю установить, получено ли сообщение и вызвало ли оно ожидаемую реакцию.
     Когда адресат, получивший сообщение, отвечает отправителю, роли сторон изменяются. Между ними формируется взаимный информационный поток, реакция каждой стороны выражается в обратной связи на сообщение. В этом случае устанавливается двусторонний, коммуникативный процесс.
     По  видам коммуникации различают:
     По  субъекту и средствам коммуникаций:
     а) Межличностные; б) Коммуникации с помощью  технических средств, информационных технологий
     По  форме общения:
     а) Вербальные; б) Невербальные
     По  каналам общения:
     а) Формальные; б) Неформальные
     По  организационному признаку (по пространственному расположению каналов):
       а) Вертикальные; б) Горизонтальные; в) Диагональные
     По  направленности общения:
     а) Нисходящие; б) Восходящие
     Межличностные коммуникации — коммуникации, осуществляемые между людьми в ситуациях «лицом к лицу» и в группах с помощью слов и несловесных средств общения.
     Коммуникации, осуществляемые с помощью технических  средств, информационных технологий в  современных условиях приобретают  важнейшее значение. Осуществляются с помощью электронной почты, телекоммуникационных систем, управленческих информационных технологий (УИС) и др. Менеджеры с помощью УИС могут, например, обратиться к другим сотрудникам за информацией, нужной для решения проблем, а могут также изучить литературу о современных достижениях в какой-либо интересующей их области.
     Вербальные  коммуникации — коммуникации, осуществляемые с помощью устной речи как системы  кодирования.
     Большую часть рабочего времени многие люди тратят на личное общение с другими  индивидами. Достоинствами устных коммуникаций являются быстрота, спонтанность и возможность широкого использования невербальных сигналов одновременно со словами. По данным А. Мейрабиана лишь 7% сообщений определено их вербальным содержанием, 93% имеет невербальную природу, из которых 38% определено модуляцией голоса, а 55% — выражением лица.
     Невербальные  коммуникации — сообщения, посланные  отправителем без использования  устной речи как системы кодирования, с помощью жестов, мимики, поз, взгляда, манер и т.д. Они выступают как  средства коммуникации в той степени, в которой их содержание может быть интерпретировано другими. С помощью вербальных коммуникаций передается информация, а невербальные коммуникации передают отношение к партнеру по сообщению.
     Формальные  коммуникации — позволяют упорядочивать и ограничивать информационные потоки; определяются существующими регламентами:
     - организационными (схема организационной структуры),
     - функциональными (положение об отделах и службах, содержащее раздел «Взаимосвязи между подразделениями»).
     Формальные  коммуникативные каналы широко используются в организациях, имеющих иерархическую структуру управления.
     Неформальные  коммуникации — социальные взаимодействия между людьми, выражение человеческой потребности в общении; дополняют  формальные коммуникации. Неформальную систему коммуникаций часто называют «виноградной лозой», информация в ней часто распространяется с помощью слухов.
     По  данным некоторых исследователей, слухи, по меньшей мере, на 75% являются точными.
     Информация  по каналам передается по вертикали  — сверху вниз, снизу вверх, а также в горизонтальной плоскости. Неформальное общение также несет в себе различную мотивацию.
     Нисходящие  коммуникации — коммуникации, направленные сверху вниз от руководителя к подчиненным.
     Восходящие  коммуникации — коммуникации, направленные снизу вверх от подчиненных к руководителю.
     Горизонтальные  коммуникации — коммуникации, направленные на координацию и интеграцию деятельности сотрудников различных отделов  и подразделений на одних и  тех же уровнях иерархии для достижения целей организации; способствуют повышению эффективности использования всех видов ресурсов организации.
     Диагональные  коммуникации — коммуникации, осуществляемые работниками отделов и подразделений  различных уровней иерархии. Они  используются в случаях, когда коммуникации работников организации другими способами затруднено. Существуют также вертикальные коммуникации.
     Межличностные коммуникации. Эффективность межличностных  коммуникаций зависит прежде всего  от обратной связи. С ее помощью отправитель  понимает, передано ли сообщение, получено ли оно и правильно ли понято получателем. Именно наличие обратной связи превращает коммуникацию в двусторонний процесс.
     Получатель  должен быть убежден в компетентности отправителя. В зависимости от своей  компетентности, предшествующего опыта разные люди по-разному могут интерпретировать одно и то же сообщение, что обусловливает различные подходы к кодированию и декодированию информации. При некомпетентности отправителя коммуникация может не состояться.
     Доверие получателей к отправителю как к руководителю, так и к личности — также важное условие осуществления коммуникации. При этом получатель должен признавать право отправителя на передачу сообщения.
     В отношении ожиданий получателя важно  отметить, что люди хорошо воспринимают только то, что они готовы воспринять. Неожиданная информация может не восприниматься.
     На  эффективность межличностных коммуникаций влияет совместимость любого рода. Психологическая несовместимость  отправителя и получателя, неприятие  получателем целей и задач, которые формулируются в сообщении разрушают коммуникацию.
     Статус  отправителя может быть по-разному  воспринят получателем. Получатель может признавать его и выполняет  указания отправителя, переданные в  сообщении, а может воспринимать статус как личную угрозу, что препятствует коммуникации и даже прерывает ее.
     Межличностные коммуникации зависят от социокультурной  среды, в которой они осуществляются, включающей традиции, обычаи, системы  ценностей и т.д. При общении  представителей различных национальных культур необходимо учитывать этот фактор. Культурные различия проявляются как в вербальном, так и в невербальном общении.
     Характеристики  эффективной обратной связи следующие:
     1. Направленность. Цель эффективной  обратной связи — улучшение  качества работы каждого отдельного работника, повышение его ценности. Она не должна унижать чувство собственного достоинства или затрагивать репутацию человека.
     2. Конкретность, конструктивность. Эффективная  обратная связь должна обеспечить  получателей конкретной информацией  о состоянии дел, благодаря которой они могут понять, как исправить сложившуюся ситуацию.
     3. Описательный характер. Эффективная  обратная связь должна не оценивать  деятельность работника, а объективно  описывать, что он реально сделал.
     4. Полезность. Эффективная обратная связь предоставляет информацию, которую работник может использовать для улучшения качества своего труда.
     5. Своевременность. Чем скорее осуществляется  обратная связь, тем лучше для  дела.
     6. Желание и готовность работников  к восприятию обратной связи.  Если работникам навязывают обратную связь, она оказывается значительно менее эффективной.
     7. Ясность, четкость выражения,  понятность получателю. Получатель  обратной связи должен ясно  ее понимать. При визуальном контакте  отправитель может следить за  выражением лица ее получателя.
     8. Надежность и достоверность характеризуют,  насколько получатель доверяет  полученной по обратной связи  информации и насколько верно  она отражает реальное состояние  дел. Искажение при передаче  может повлечь за собой как  неверную реакцию руководителя, так и последующие неверные измерения в действиях подчиненного.
     В процессе общения в различных  ситуациях и между разными  участниками коммуникационного  процесса всегда присутствуют барьеры  на пути эффективных коммуникаций.
     Таким образом, из рассмотренного выше можно сделать вывод, что коммуникации осуществляются в различных видах и формах, исследование которых позволяет определить способы повышения их эффективности.
     Особого внимания заслуживают межличностные  коммуникации, которые зависят от множества факторов. Изучение влияния различных факторов, таких, как, обратная связь, статусные различия, компетентность, доверие и совместимость работников, культурные различия и многие другие, позволит изучить процессы межличностных коммуникаций.
 

      3. СПОСОБЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ КОММУНИКАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В ОРГАНИЗАЦИИ
     Следующие принципы являются полезными для  организации эффективной коммуникации, так как они концентрируют  внимание на четырех решающих областях: качество сообщения, условия приема, поддержание целостности организованных усилий и использование преимуществ неформальной организации.
    Принцип ясности.
    и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.