На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Что такое психотерапия?

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 13.05.2012. Сдан: 20 М. Страниц: 5. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Что такое  психотерапия? 

Человеческие  психика и душа - самые интересные, сложные и загадочные явления  вселенной. Распознать их глубину нам  поможет 
 Психотерапия решает проблемы связанные не только с нарушенными функциями человеческого организма, но и с различными проблемными ситуациями - межличностные отношения, профессиональные проблемы, экзистенциальные проблемы, так называемые проблемы «личностного роста». Консультирование и

В психотерапии занимаются семьей, группой, работают с обществом в  целом.

Если  исходить из классического определения, то психотерапия - это система лечебного воздействия на психику, а через психику на весь организм человека. Это метод лечения, особый вид межличностного взаимодействия, при котором пациенту оказывается профессиональная помощь психологическими средствами, с возможным назначением лекарственных препаратов.
Психотерапия  находится на стыке медицины, психологии, психиатрии, педагогики, социальных наук и клинической психофармакологии. Психотерапия, по сути объединяет все  эти дисциплины. Поэтому очень часто специальность психотерапевта путают с психологом, педагогом, парапсихологом, народным целителем и т.д.
Психотерапия, как научная дисциплина зародилась 200 лет назад, во времена исследования электричества, магнетизма и так  называемого гипнотизма. Именно из понятий "животный магнетизм" и "гипнотизм", в конце 19 века выделили гипноз. По сути, гипноз - это историческая основа психотерапии. На основе исследования гипноза Фрейдом, в начале 20 века, были выявлены основные принципы психоанализа и зародилось психодинамическое направление современной психотерапии. Позднее ( 30- 50 годы прошлого столетия), выделились в самостоятельные направления поведенческая и экзистенциально-гуманистическия психотерапия. С середины прошлого века в психотерапию пришла клиническая психофармакология.
Существует  бесчисленное количество методов и  техник психотерапии, которые укладываются в рамки этих трёх направлений (психодинамического, поведенческого и экзистенциально-гуманистического).
Основная  задача психоанализа - осознать конфликт между сознанием и подсознательными влечениями и импульсами. Конфликт возникает, когда у человека появляются два устремления жизненного характера, которые противоречат друг другу и настойчиво требуют разрешения. Расстройство, связанное со стрессом или внешней ситуацией называется неврозом. Невроз с точки зрения психоанализа возникает, когда первичные влечения человека вытесняются в подсознание.
Поведенческий подход рассматривает невроз как заученное неадаптивное поведение, основная задача - обучение новым адаптивным (приспособительным) способам поведения.
Экзистенциально-гуманистическое направление считает, что невроз - это следствие блокирования потребности в самоакуализации. Самоактуализация - это развитие способностей человека, когда удовлетворены его базовые потребности. К базовым потребностям относятся:
    физиологические (питьё, еда, сон, и т.д.);
    потребность в безопасности (обеспеченность, стабильность, порядок);
    потребность в любви и принадлежности (семья, дружба);
    потребность в уважении (самоуважение, признание).
Психотерапией имеет право заниматься врач-психотерапевт, имеющий базовое медицинское  образование и прошедший специализацию  по психиатрии и психотерапии. Врач-психотерапевт  хранит врачебную тайну, соблюдает  этику и деонтологию взаимодействия.
На сегодняшний  день, к психотерапевту обращаются с самым широким спектром проблем - от проблем в общении (социальная фобия), любви,конфликтов в семейных отношениях - до выраженных психосоматических нарушений.
Психотерапия  показана при таких расстройствах как неврастения, тревожные расстройства и фобии, депрессия и психосоматические нарушения. 

Кому  нужна психотерапия? Психотерапия необходима пациентам с неврозами, с психогенной депрессией, фобиями, алкоголизмом, психосоматическими заболеваниями, людям, имеющим психологические проблемы в семейно-сексуальной и в других областях жизни (подробнее смотрите соответствующие разделы). 

Противопоказаний  для проведения психотерапии немного. Это, в основном, тяжелые психические  заболевания, сопровождающиеся нарушением сознания, бредом, галлюцинациями, выраженным слабоумием. У людей с такими заболеваниями, как шизофрения, маниакально-депрессивный психоз, другие психозы в остром периоде психотерапия может не только не оказать помощи, но и принести вред.  

Основные  задачи психотерапии 
1Самопознание. В процессе лечения пациент узнает больше о себе, лучше осознает свои мысли, чувства, мотивы своих поступков. Человек с психологическими проблемами похож на заблудившегося в лесу. Заблудился он сам, он сам шел не в том направлении, но он не знает – как он шел, и он не хотел придти туда, куда пришел. Чем лучше человек узнает себя, тем лучше он понимает - что он сделал не так, как попал в эту ситуацию и соответственно – что надо сделать, чтобы получалось так, как хочется. Чем лучше человек узнает себя, тем более полноправным хозяином себя он становится. 
2 Отреагирование «негативных» эмоций. Многие люди, а в особенности, страдающие неврозами и психосоматическими заболеваниями, стремятся держать свои «негативные» эмоции внутри. В результате они накапливаются, не находя выхода наружу, обращаются внутрь, «разъедая» самого пациента. Во время психотерапии пациент имеет возможность осознать и отреагировать свои «негативные» эмоции. 
3 Обучение новому поведению. Во время проведения психотерапии пациент может «поставить эксперимент», попробовать новые формы поведения, которые в жизни не рисковал применять. «Поставив эксперимент» в «лабораторных условиях» во время психотерапии, человек может оказаться довольным или недовольным его результатами, и взять или не взять новое поведение с собой в жизнь. В любом случае, пробовать новое поведение во время психотерапии значительно безопаснее, чем в жизни.  

Существует  несколько сот методов психотерапии, что свидетельствует о том, что  среди них нет ни одного универсального, который подходил бы всем пациентам. 
1 Гипноз. Во время проведения сеанса гипноза психотерапевт, используя определенные техники, «усыпляет» пациента, при этом слова гипнотизера остаются услышанными подсознанием больного. В этих словах, как правило, заключается лечебное внушение. В состоянии гипнотического транса человек воспринимает эти внушения без критики, в то время как в бодрствующем состоянии мог бы их отвергнуть.  
2 Аутогенная тренировка. Психотерапевт на сеансах обучает пациента расслаблять мышцы своего тела и самому входить в трансовое состояние. В проведении этого метода большое значение имеет самостоятельная работа пациента. Когда больной научится расслабляться и погружаться в транс самостоятельно, он получает возможность внушать себе в этом состоянии желаемое. 
3 Психоанализ. В упрощенном виде теория психоанализа говорит о том, что корни неврозов в нашем детстве. В детстве ребенку многое, а в особенности сексуальные проявления, запрещались. То, что человеку запрещается, уходит, «вытесняется» в подсознание, то есть в обыденной жизни человеком не осознается. Вытесненные мысли, чувства, желания имеют возможность выйти из подсознания во время сна (в зашифрованном виде), либо в таком же зашифрованном виде в форме симптомов невроза. Задача психоаналитика расшифровать симптомы и сновидения больного, вывести из подсознания в сознание вытесненные мысли и желания. 
4 Рациональная психотерапия. Вид лечения, основанный на объяснении пациенту психотерапевтом – каким образом тот попал в психотравмирующую ситуацию, как он «сделал» себе свой невроз какие ошибки он сделал, в чем неправильность его восприятия окружающего. То есть это вид психотерапии, обращенный к разуму пациента, основанный на понимании. 
5 Поведенческая психотерапия. Вид лечения, основанный на постепенном изменении нежелательного поведения. Сначала пациент может сыграть новый способ поведения в кабинете психотерапевта (тем самым опробовав его в лабораторных условиях), а затем взять его с собой в жизнь.  
6 Семейная психотерапия. В этом виде лечения объектом воздействия психотерапевта является не отдельный пациент, а его семья в целом. Теория семейной психотерапии говорит о том, что все члены семьи в равной степени отвечают за происходящее внутри семьи. Проблемы мужа сказываются на жене, проблемы родителей – на детях, и наоборот. Поэтому эффективнее считается работать сразу со всеми. 
7 Арттерапия. Психотерапия, во время которой пациент через рисунок, лепку выражает чувства и мысли, которые он затрудняется выразить словами, а психотерапевт помогает ему в этом процессе. 
8 Гештальт. Согласно теории гештальт – терапии с детства у нас накапливаются незавершенные ситуации, сопровождаемые неотреагированными эмоциями. Эти ситуации лежат внутри нас мертвым грузом, отнимают колоссальную энергию, мешают нам свободно жить. Гештальт помогает пациенту осознать незавершенную ситуацию в целом, закрыть ее, отреагировать эмоции, тем самым, став свободнее, искреннее. 
9 Групповая динамическая психотерапия. Занятия проводятся в группе пациентов. Поскольку группа является микромоделью общества в целом, пациенты в группе повторяют свои отношения с людьми в обществе, зачастую делая ошибки, которые их привели к заболеванию. Психотерапевт, находящийся тут же замечает непродуктивные способы поведения участников, указывает на них членам группы. 
Продолжительность одного занятия и количество необходимых сеансов определяется в зависимости от вида психотерапии (например, психоанализ является очень продолжительным методом лечения, рассчитанным на месяцы и годы) и от заявленных проблем. Так, сложности, возникшие недавно, хорошо осознаваемые пациентом, устраняются быстрее, а проблемы, связанные с личностью, появившееся в детстве требуют продолжительного лечения.

 
 
 
 
 
Психотерапевтический тренинг или психотерапевтическая группа. 

Обычно это мягкий личностный тренинг, направленный на развитие стойкости и решение душевных проблем участников. Психотерапевтические тренинги помогают людям справиться с их болью, неадаптивными привязанностями и проблемами: устранить чувство вины, повышенную тревожность или мнительность, недовольство собой, страхи, неуверенность и так далее.
К психотерапевтическим тренингам относятся тренинги по Арт-терапии, расстановки по Хелингеру, трансперсональная психотерапия, телесная психотерапия, танцевально-двигательная терапия… Смотри Психотерапия
Сравнительно  с психотерапевтической группой - это более активная и более структурированная форма работы, включающая разнообразные, разной сложности упражнения (как правило, все-таки несложные, учитывая контингент). В ходе тренинга его учащиеся выполняют ряд заданий, смысл которых может быть для них непонятен или неочевиден (интенсивно дышат, рисуют, разыгрывают ситуации), но в совокупности проведенные процессы дают желанный результат – изменения психического состояния на более спокойное и радостное.
Что касается приобретения жизненно полезных навыков, то в психотерапевтических тренингах такие задачи обычно не ставятся ни группой, ни участниками. С  другой стороны, естественным образом  некоторые полезные навыки участниками  усваиваются: навык внятно формулировать свои мысли и ощущения, навык открытости, навык видеть в партнере хорошее и говорить об этом.
ОБЩИЕ ЦЕЛИ ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКОЙ ГРУППЫ
Учитывая достаточно большое разнообразие психотерапевтических групп (по ориентации, теоретическим принципам и т.п.), их цели тоже могут быть очень разными. Специфические цели групп разных типов будут рассматриваться ниже, а сейчас мы попытаемся определить возможные универсальные цели психотерапевтических групп. 
I.D.Yalom (1985) выделяет  следующие наиболее общие цели групповой психотерапии. 
Выяснение проблем  каждого участника группы и помощь в понимании и изменении своего состояния. 
Постепенное увеличение уровня адекватной социальной адаптации. 
Предоставление  информации о закономерностях межличностных и групповых процессов как основе эффективного и гармоничного общения с другими людьми. 
Поддержка процесса "созревания" личности, проявляющегося в раскрытии ее духовного потенциала. 
H.Mullan и M.Rosenbaum (1978) наиболее общие цели групповой психотерапии характеризуют тремя важнейшими чертами личности клиента, раскрытие и развитие которых должно быть обеспечено в группе. 
Принятие индивидуальной ответственности за свой жизненный  выбор и риск. 
Принятие на себя ответственности за других (группа); по окончании группы она преобразовывается в социальную и культурную ответственность. 
Осознание самого себя и своих отношений с другими. 
Для характеристики целей групповой психотерапии, ориентированной  на самопознание участников, A.Fenster (1993) использовал так называемое окно Johari (J.Luft, 1970) (рис. 1). Оно довольно широко распространено в описаниях действенности групповых процессов. 
В том, что отдельный  участник группы рассказывает о себе, есть вещи, которые одинаково хорошо знают и он сам, и другие участники группы. Это "Я известный". Есть вещи, которые он знает о себе, а другие - нет. Это "Я скрытый". Однако бывают вещи, которые о человеке знают другие, а он сам не знает. Это его "белые пятна". Наконец, есть вещи, которых о человеке не знают ни он сам, ни другие участники группы. Это "Я неизвестный". 
  То, что я   
знаю о себе 
То, что я   
не знаю о себе 
Г   
Р 
То, что  другие   
знают обо мне 
Я известный  Белые пятна  У   
П 
То, что  другие   
не знают обо мне 
Я скрытый  Я неизвестный  П   
А 
  Я     
Рис. 1. Окно Johari 
По словам A.Fenster (1993), цель групповой психотерапии заключается  в том, чтобы расширить границы "Известного Я" за счет областей "Я  скрытого", "белых пятен" и "Я  неизвестного". 
В рамках названных  универсальных целей каждый терапевт психотерапевтической группы стремится сформулировать наиболее общие цели конкретной группы, принимая во внимание также конкретные личные цели участников группы. 
  ПСИХОТЕРАПИЯ В МЕДИЦИНЕ КАТАСТРОФ
Психогенные расстройства при стихийных бедствиях  и массовых катастрофах занимают особое место в связи с тем, что могут одновременно возникать  у большого числа людей, внося дезорганизацию в общий ход спасательных и восстановительных работ. Этим определяется необходимость оперативной оценки состояния пострадавших, прогноза выявляемых расстройств, а также проведения всех возможных (в конкретных экстремальных условиях) лечебных мероприятий.
Под экстремальными условиями в этих случаях понимают ситуации, опасные для жизни, здоровья и благополучия значительных групп  населения, обусловленные стихийными бедствиями, катастрофами, авариями, применением  противником в случае войны различных видов вооружения. Любые экстремальные воздействия расцениваются как катастрофические тогда, когда они приводят к значительным разрушениям, вызывают смерть, ранения и страдания большого числа людей. Всемирная организация  здравоохранения определяет стихийные бедствия (катастрофы) как ситуации, характеризующиеся непредусмотренной серьезной и непосредственной угрозой общественному здоровью.
Психопатологические расстройства в экстремальных ситуациях имеют много общего с клиническими нарушениями, развивающимися в обычных условиях. Однако есть и существенные различия (Александровский Ю. А., 1993). Во-первых, вследствие множественности внезапно действующих психотравмирующих факторов в экстремальных ситуациях психические расстройства одномоментно возникают у большого числа людей. Во-вторых, клиническая картина в этих случаях не носит строго индивидуального, как при обычных психотравмирующих обстоятельствах, характера и сводится к небольшому числу достаточно типичных проявлений. Особенностью является также и то, что, несмотря на развитие  психогенных расстройств и длящуюся опасную ситуацию, пострадавший человек  вынужден продолжать активную борьбу с последствиями стихийного бедствия (катастрофы) ради выживания и сохранения жизни близких и всех окружающих.
Реактивные  состояния, развивающиеся при стихийных  бедствиях и катастрофах, относятся  к большой группе психогенных  расстройств, среди которых выделяют невротические и патохарактерологические реакцииневрозы  и реактивные психозы
Острые и сильные травмирующие воздействия обычно связаны с ситуациями катастроф, стихийных бедствий, при которых возникает страх  за свою жизнь  и за здоровье  и жизнь близких людей. Одна из главных характеристик таких травм состоит в том, что они неактуальны для личности и не связаны с особенностями преморбида. Ситуация  испуга затрагивает преимущественно эмоциональную сторону и сопровождается интенсивной личностной проработкой, реакция  возникает как бы рефлекторным путем.
В зависимости  от клинической картины психогенные  расстройства могут быть разделены  на две группы - с непсихотической  симптоматикой (психогенные реакции  и состояния) и с психотическими расстройствами (реактивные психозы) .
Все пациенты с психотическими расстройствами после  оказания им первой врачебной помощи направляются в медицинский отряд  и по возможности эвакуируются. Пострадавшие с психогенными расстройствами, нуждающиеся в отсроченной медицинской помощи, помещаются в учреждения, развернутые в районе катастрофы (специализированные психиатрические отделения, больницы, госпитали и др.).
С момента начала спасательных работ наряду со скорой и неотложной психиатрической помощью, оказываемой преимущественно специализированными и достаточно мобильными психиатрическими бригадами, рекомендуется организовать психиатрические (психотерапевтические) кабинеты или отделения в развертываемых в зоне катастрофы или стихийного бедствия поликлиниках и стационарах, куда могут обратиться как пострадавшие, так и, в случае необходимости, участники спасательных и восстановительных работ. Эти подразделения выполняют функции отделений для диагностики и кратковременного лечения (на протяжении нескольких дней) лиц с пограничными формами психических расстройств. При этом необходимо предусмотреть возможность как полной, так и частичной госпитализации лиц, нуждающихся в психиатрической (психотерапевтической) помощи.
По мере разрешения опасной для жизни  ситуации и снижения вероятности  развития реактивных психозов все более  важной становится организация психотерапевтической работы среди населения, в лечебных учреждениях пострадавшего района, а также в местах эвакуации. К этой работе необходимо привлекать врачей территориальных психоневрологических и общемедицинских учреждений.
При реакциях адаптации и многих начальных  невротических расстройствах целью  любых психиатрических и медико-психологических воздействий является профилактика  (первичная и вторичная) психической дезадаптации, психических и психосоматических заболеваний. Специального лечения у специалиста при этом не требуется: его консультация  необходима лишь для дифференциально-диагностической оценки состояния. В этих случаях наряду с устранением дополнительных травмирующих воздействий могут использоваться психокоррекция,  когнитивно-поведенческая и некоторые другие виды психотерапии. Иногда необходимы кратковременный отдых, физиотерапия, рефлексотерапия.  По специальным показаниям назначаются препараты группы адаптогенов, актопротекторов и ноотропов, оказывающие в рассматриваемых случаях патогенетическое лечебно-профилактическое действие,  а также транквилизаторы  и психостимуляторы
При невротических  реакциях основной целью лечения  является купирование тревожного напряжения  и страха, приспособление  человека к жизни и деятельности в условиях сохраняющейся психогении.  Для этого используют транквилизаторы, антидепрессанты  с универсальным успокаивающим действием и психотерапию. Наиболее эффективным психотерапевтическим методом в этих случаях является, как показывает опыткогнитивная психотерапияМетод  учитывает особенности состояния пострадавших, испытывающих потребность  рассказать об обстоятельствах катастрофы, наиболее страшных и значительных для них сценах и событиях. Активные расспросы, доброжелательное и внимательное выслушивание, "проговаривание" наиболее неприятных переживаний позволяет уменьшить аффективное напряжение,  структурировать эмоции  и активизировать целенаправленную деятельность  пострадавших.
При относительной  стабилизации ситуации психиатрическая и медико-психологическая помощь  оказывается главным образом тем, кто за ней обращается. В этот период  к работе привлекаются территориальные звенья специализированной психиатрической помощи (стационары, диспансеры, психотерапевтические кабинеты и др.). Затяжные реактивные психозы требуют стационарного лечения.
В психотерапевтической работе с пострадавшими при катастрофах  и стихийных бедствиях, находящимися в состоянии психической дезадаптации, могут применяться методы двух классов: личностно-ориентированная (реконструктивная) психотерапия  Карвасарского, Исуриной, Ташлыкова и с преимущественно симптоматической направленностью.
Личностно-ориентированная (реконструктивная) психотерапия Карвасарского, Исуриной, Ташлыкова используется в индивидуальной и групповой формах. Ее общая цель  - изучение личности пациента (включая процесс  самопознания), осознание  и коррекция  нарушенных отношений больного и обусловленных ими неадекватных эмоциональных и поведенческих реакций, затрудняющих его полноценное психологическое и социальное функционирование.
Еще одна группа  методов, направленных на устранение явлений психической дезадаптации, имеет своим основанием симптоматические психотерапевтические воздействия (суггестивная, поведенческая психотерапия  и др.). К ним относятся прежде всего внушение  и самовнушение:  внушение наяву, в состоянии наркотического и гипнотического сна; методы самовнушения включают аутогенную тренировку в ее многочисленных вариантах, самовнушение по Куэ  и др.
Единым  принципом проведения психотерапии в случаях психической дезадаптации пострадавших при стихийных бедствиях, клинически выражающейся в различных  формах пограничных нервно-психических  и психосоматических расстройств, является дифференцированное сочетание методов преимущественно симптомо-, личностно- и социоцентрированной направленности.
При невротических  реакциях и других расстройствах  невротической природы применяются  различные формы индивидуальной и групповой личностно-ориентированной (реконструктивной) психотерапии Карвасарского, Исуриной, Ташлыкова преимущественно краткосрочного характера, реализующие в полном объеме этиопатогенетический подход  к пониманию и устранению причин и механизмов психической дезадаптации.
Для смягчения  и ликвидации невротических расстройств  используются гипнозаутогенная тренировка,  поведенческие методы и др. С помощью гипносуггестии можно воздействовать практически на все симптомы  невротического регистра (тревога,  страх, астениядепрессия,  нейровегетативные, нейросоматические и другие расстройства).
При невротических  нарушениях могут быть использованы различные виды гипносуггестивной  психотерапии: метод мотивированных внушений Н. В. Иванова, имеющий не только симптоматическую, но и патогенетическую направленность; вариант разработанной В. Е. Рожновым эмоционально-стрессовой психотерапии, методика  нейролингвистического программирования и др.
Метод аутогенной тренировки наиболее показан  при расстройствах неврастенического  круга (общеневротическая симптоматика,  нейровегетативные и нейросоматические синдромы  при более высокой эффективности в случае преобладания симпатического тонуса; нарушения сна,  особенно засыпания; состояния тревоги и страха, нередко выраженные фобии  и т.д.).
Метод наркопсихотерапии с целью снятия зафиксированных истерических моносимптомов, для осуществления суггестивных воздействий при фобических расстройствах с последующими функциональными тренировками.
Поведенческие методы весьма результативны при  лечении прежде всего обсессивно-фобических расстройств. Методы угашения страха в патогенной ситуации с помощью специально разработанной системы функциональных тренировок оказываются эффективными в комплексе лечебно-восстановительных воздействий у этих больных даже при затяжном, неблагоприятном течении болезни.
Рациональная  психотерапия широко используется самостоятельно либо в сочетании с другими  методами. Методика адресуется к логическому  мышлению пациента, в качестве лечебных факторов выступают авторитет  врача, убеждение,  переубеждение, разъяснение, одобрение,  отвлечение и др.
Неразрывная динамическая взаимосвязь факторов биологической, психологической и  социальной природы в механизмах психической дезадаптации у пострадавших во
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.