Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

 

Повышение оригинальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.

Результат поиска


Наименование:


реферат Что такое психотерапия?

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 13.05.2012. Год: 20 М. Страниц: 5. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Что такое  психотерапия? 

Человеческие  психика и душа - самые интересные, сложные и загадочные явления  вселенной. Распознать их глубину нам  поможет 
 Психотерапия решает проблемы связанные не только с нарушенными функциями человеческого организма, но и с различными проблемными ситуациями - межличностные отношения, профессиональные проблемы, экзистенциальные проблемы, так называемые проблемы «личностного роста». Консультирование и

В психотерапии занимаются семьей, группой, работают с обществом в  целом.

Если  исходить из классического определения, то психотерапия - это система лечебного воздействия на психику, а через психику на весь организм человека. Это метод лечения, особый вид межличностного взаимодействия, при котором пациенту оказывается профессиональная помощь психологическими средствами, с возможным назначением лекарственных препаратов.
Психотерапия  находится на стыке медицины, психологии, психиатрии, педагогики, социальных наук и клинической психофармакологии. Психотерапия, по сути объединяет все  эти дисциплины. Поэтому очень часто специальность психотерапевта путают с психологом, педагогом, парапсихологом, народным целителем и т.д.
Психотерапия, как научная дисциплина зародилась 200 лет назад, во времена исследования электричества, магнетизма и так  называемого гипнотизма. Именно из понятий "животный магнетизм" и "гипнотизм", в конце 19 века выделили гипноз. По сути, гипноз - это историческая основа психотерапии. На основе исследования гипноза Фрейдом, в начале 20 века, были выявлены основные принципы психоанализа и зародилось психодинамическое направление современной психотерапии. Позднее ( 30- 50 годы прошлого столетия), выделились в самостоятельные направления поведенческая и экзистенциально-гуманистическия психотерапия. С середины прошлого века в психотерапию пришла клиническая психофармакология.
Существует  бесчисленное количество методов и  техник психотерапии, которые укладываются в рамки этих трёх направлений (психодинамического, поведенческого и экзистенциально-гуманистического).
Основная  задача психоанализа - осознать конфликт между сознанием и подсознательными влечениями и импульсами. Конфликт возникает, когда у человека появляются два устремления жизненного характера, которые противоречат друг другу и настойчиво требуют разрешения. Расстройство, связанное со стрессом или внешней ситуацией называется неврозом. Невроз с точки зрения психоанализа возникает, когда первичные влечения человека вытесняются в подсознание.
Поведенческий подход рассматривает невроз как заученное неадаптивное поведение, основная задача - обучение новым адаптивным (приспособительным) способам поведения.
Экзистенциально-гуманистическое направление считает, что невроз - это следствие блокирования потребности в самоакуализации. Самоактуализация - это развитие способностей человека, когда удовлетворены его базовые потребности. К базовым потребностям относятся:
    физиологические (питьё, еда, сон, и т.д.);
    потребность в безопасности (обеспеченность, стабильность, порядок);
    потребность в любви и принадлежности (семья, дружба);
    потребность в уважении (самоуважение, признание).
Психотерапией имеет право заниматься врач-психотерапевт, имеющий базовое медицинское  образование и прошедший специализацию  по психиатрии и психотерапии. Врач-психотерапевт  хранит врачебную тайну, соблюдает  этику и деонтологию взаимодействия.
На сегодняшний  день, к психотерапевту обращаются с самым широким спектром проблем - от проблем в общении (социальная фобия), любви,конфликтов в семейных отношениях - до выраженных психосоматических нарушений.
Психотерапия  показана при таких расстройствах как неврастения, тревожные расстройства и фобии, депрессия и психосоматические нарушения. 

Кому  нужна психотерапия? Психотерапия необходима пациентам с неврозами, с психогенной депрессией, фобиями, алкоголизмом, психосоматическими заболеваниями, людям, имеющим психологические проблемы в семейно-сексуальной и в других областях жизни (подробнее смотрите соответствующие разделы). 

Противопоказаний  для проведения психотерапии немного. Это, в основном, тяжелые психические  заболевания, сопровождающиеся нарушением сознания, бредом, галлюцинациями, выраженным слабоумием. У людей с такими заболеваниями, как шизофрения, маниакально-депрессивный психоз, другие психозы в остром периоде психотерапия может не только не оказать помощи, но и принести вред.  

Основные  задачи психотерапии 
1Самопознание. В процессе лечения пациент узнает больше о себе, лучше осознает свои мысли, чувства, мотивы своих поступков. Человек с психологическими проблемами похож на заблудившегося в лесу. Заблудился он сам, он сам шел не в том направлении, но он не знает – как он шел, и он не хотел придти туда, куда пришел. Чем лучше человек узнает себя, тем лучше он понимает - что он сделал не так, как попал в эту ситуацию и соответственно – что надо сделать, чтобы получалось так, как хочется. Чем лучше человек узнает себя, тем более полноправным хозяином себя он становится. 
2 Отреагирование «негативных» эмоций. Многие люди, а в особенности, страдающие неврозами и психосоматическими заболеваниями, стремятся держать свои «негативные» эмоции внутри. В результате они накапливаются, не находя выхода наружу, обращаются внутрь, «разъедая» самого пациента. Во время психотерапии пациент имеет возможность осознать и отреагировать свои «негативные» эмоции. 
3 Обучение новому поведению. Во время проведения психотерапии пациент может «поставить эксперимент», попробовать новые формы поведения, которые в жизни не рисковал применять. «Поставив эксперимент» в «лабораторных условиях» во время психотерапии, человек может оказаться довольным или недовольным его результатами, и взять или не взять новое поведение с собой в жизнь. В любом случае, пробовать новое поведение во время психотерапии значительно безопаснее, чем в жизни.  

Существует  несколько сот методов психотерапии, что свидетельствует о том, что  среди них нет ни одного универсального, который подходил бы всем пациентам. 
1 Гипноз. Во время проведения сеанса гипноза психотерапевт, используя определенные техники, «усыпляет» пациента, при этом слова гипнотизера остаются услышанными подсознанием больного. В этих словах, как правило, заключается лечебное внушение. В состоянии гипнотического транса человек воспринимает эти внушения без критики, в то время как в бодрствующем состоянии мог бы их отвергнуть.  
2 Аутогенная тренировка. Психотерапевт на сеансах обучает пациента расслаблять мышцы своего тела и самому входить в трансовое состояние. В проведении этого метода большое значение имеет самостоятельная работа пациента. Когда больной научится расслабляться и погружаться в транс самостоятельно, он получает возможность внушать себе в этом состоянии желаемое. 
3 Психоанализ. В упрощенном виде теория психоанализа говорит о том, что корни неврозов в нашем детстве. В детстве ребенку многое, а в особенности сексуальные проявления, запрещались. То, что человеку запрещается, уходит, «вытесняется» в подсознание, то есть в обыденной жизни человеком не осознается. Вытесненные мысли, чувства, желания имеют возможность выйти из подсознания во время сна (в зашифрованном виде), либо в таком же зашифрованном виде в форме симптомов невроза. Задача психоаналитика расшифровать симптомы и сновидения больного, вывести из подсознания в сознание вытесненные мысли и желания. 
4 Рациональная психотерапия. Вид лечения, основанный на объяснении пациенту психотерапевтом – каким образом тот попал в психотравмирующую ситуацию, как он «сделал» себе свой невроз какие ошибки он сделал, в чем неправильность его восприятия окружающего. То есть это вид психотерапии, обращенный к разуму пациента, основанный на понимании. 
5 Поведенческая психотерапия. Вид лечения, основанный на постепенном изменении нежелательного поведения. Сначала пациент может сыграть новый способ поведения в кабинете психотерапевта (тем самым опробовав его в лабораторных условиях), а затем взять его с собой в жизнь.  
6 Семейная психотерапия. В этом виде лечения объектом воздействия психотерапевта является не отдельный пациент, а его семья в целом. Теория семейной психотерапии говорит о том, что все члены семьи в равной степени отвечают за происходящее внутри семьи. Проблемы мужа сказываются на жене, проблемы родителей – на детях, и наоборот. Поэтому эффективнее считается работать сразу со всеми. 
7 Арттерапия. Психотерапия, во время которой пациент через рисунок, лепку выражает чувства и мысли, которые он затрудняется выразить словами, а психотерапевт помогает ему в этом процессе. 
8 Гештальт. Согласно теории гештальт – терапии с детства у нас накапливаются незавершенные ситуации, сопровождаемые неотреагированными эмоциями. Эти ситуации лежат внутри нас мертвым грузом, отнимают колоссальную энергию, мешают нам свободно жить. Гештальт помогает пациенту осознать незавершенную ситуацию в целом, закрыть ее, отреагировать эмоции, тем самым, став свободнее, искреннее. 
9 Групповая динамическая психотерапия. Занятия проводятся в группе пациентов. Поскольку группа является микромоделью общества в целом, пациенты в группе повторяют свои отношения с людьми в обществе, зачастую делая ошибки, которые их привели к заболеванию. Психотерапевт, находящийся тут же замечает непродуктивные способы поведения участников, указывает на них членам группы. 
Продолжительность одного занятия и количество необходимых сеансов определяется в зависимости от вида психотерапии (например, психоанализ является очень продолжительным методом лечения, рассчитанным на месяцы и годы) и от заявленных проблем. Так, сложности, возникшие недавно, хорошо осознаваемые пациентом, устраняются быстрее, а проблемы, связанные с личностью, появившееся в детстве требуют продолжительного лечения.

 
 
 
 
 
Психотерапевтический тренинг или психотерапевтическая группа. 

Обычно это мягкий личностный тренинг, направленный на развитие стойкости и решение душевных проблем участников. Психотерапевтические тренинги помогают людям справиться с их болью, неадаптивными привязанностями и проблемами: устранить чувство вины, повышенную тревожность или мнительность, недовольство собой, страхи, неуверенность и так далее.
К психотерапевтическим тренингам относятся тренинги по Арт-терапии, расстановки по Хелингеру, трансперсональная психотерапия, телесная психотерапия, танцевально-двигательная терапия… Смотри Психотерапия
Сравнительно  с психотерапевтической группой - это более активная и более структурированная форма работы, включающая разнообразные, разной сложности упражнения (как правило, все-таки несложные, учитывая контингент). В ходе тренинга его учащиеся выполняют ряд заданий, смысл которых может быть для них непонятен или неочевиден (интенсивно дышат, рисуют, разыгрывают ситуации), но в совокупности проведенные процессы дают желанный результат – изменения психического состояния на более спокойное и радостное.
Что касается приобретения жизненно полезных навыков, то в психотерапевтических тренингах такие задачи обычно не ставятся ни группой, ни участниками. С  другой стороны, естественным образом  некоторые полезные навыки участниками  усваиваются: навык внятно формулировать свои мысли и ощущения, навык открытости, навык видеть в партнере хорошее и говорить об этом.
ОБЩИЕ ЦЕЛИ ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКОЙ ГРУППЫ
Учитывая достаточно большое разнообразие психотерапевтических групп (по ориентации, теоретическим принципам и т.п.), их цели тоже могут быть очень разными. Специфические цели групп разных типов будут рассматриваться ниже, а сейчас мы попытаемся определить возможные универсальные цели психотерапевтических групп. 
I.D.Yalom (1985) выделяет  следующие наиболее общие цели групповой психотерапии. 
Выяснение проблем  каждого участника группы и помощь в понимании и изменении своего состояния. 
Постепенное увеличение уровня адекватной социальной адаптации. 
Предоставление  информации о закономерностях межличностных и групповых процессов как основе эффективного и гармоничного общения с другими людьми. 
Поддержка процесса "созревания" личности, проявляющегося в раскрытии ее духовного потенциала. 
H.Mullan и M.Rosenbaum (1978) наиболее общие цели групповой психотерапии характеризуют тремя важнейшими чертами личности клиента, раскрытие и развитие которых должно быть обеспечено в группе. 
Принятие индивидуальной ответственности за свой жизненный  выбор и риск. 
Принятие на себя ответственности за других (группа); по окончании группы она преобразовывается в социальную и культурную ответственность. 
Осознание самого себя и своих отношений с другими. 
Для характеристики целей групповой психотерапии, ориентированной  на самопознание участников, A.Fenster (1993) использовал так называемое окно Johari (J.Luft, 1970) (рис. 1). Оно довольно широко распространено в описаниях действенности групповых процессов. 
В том, что отдельный  участник группы рассказывает о себе, есть вещи, которые одинаково хорошо знают и он сам, и другие участники группы. Это "Я известный". Есть вещи, которые он знает о себе, а другие - нет. Это "Я скрытый". Однако бывают вещи, которые о человеке знают другие, а он сам не знает. Это его "белые пятна". Наконец, есть вещи, которых о человеке не знают ни он сам, ни другие участники группы. Это "Я неизвестный". 
  То, что я   
знаю о себе 
То, что я   
не знаю о себе 
Г   
Р 
То, что  другие   
знают обо мне 
Я известный  Белые пятна  У   
П 
То, что  другие   
не знают обо мне 
Я скрытый  Я неизвестный  П   
А 
  Я     
Рис. 1. Окно Johari 
По словам A.Fenster (1993), цель групповой психотерапии заключается  в том, чтобы расширить границы "Известного Я" за счет областей "Я  скрытого", "белых пятен" и "Я  неизвестного". 
В рамках названных  универсальных целей каждый терапевт психотерапевтической группы стремится сформулировать наиболее общие цели конкретной группы, принимая во внимание также конкретные личные цели участников группы. 
  ПСИХОТЕРАПИЯ В МЕДИЦИНЕ КАТАСТРОФ
Психогенные расстройства при стихийных бедствиях  и массовых катастрофах занимают особое место в связи с тем, что могут одновременно возникать  у большого числа людей, внося дезорганизацию в общий ход спасательных и восстановительных работ. Этим определяется необходимость оперативной оценки состояния пострадавших, прогноза выявляемых расстройств, а также проведения всех возможных (в конкретных экстремальных условиях) лечебных мероприятий.
Под экстремальными условиями в этих случаях понимают ситуации, опасные для жизни, здоровья и благополучия значительных групп  населения, обусловленные стихийными бедствиями, катастрофами, авариями, применением  противником в случае войны различных видов вооружения. Любые экстремальные воздействия расцениваются как катастрофические тогда, когда они приводят к значительным разрушениям, вызывают смерть, ранения и страдания большого числа людей. Всемирная организация  здравоохранения определяет стихийные бедствия (катастрофы) как ситуации, характеризующиеся непредусмотренной серьезной и непосредственной угрозой общественному здоровью.
Психопатологические расстройства в экстремальных ситуациях имеют много общего с клиническими нарушениями, развивающимися в обычных условиях. Однако есть и существенные различия (Александровский Ю. А., 1993). Во-первых, вследствие множественности внезапно действующих психотравмирующих факторов в экстремальных ситуациях психические расстройства одномоментно возникают у большого числа людей. Во-вторых, клиническая картина в этих случаях не носит строго индивидуального, как при обычных психотравмирующих обстоятельствах, характера и сводится к небольшому числу достаточно типичных проявлений. Особенностью является также и то, что, несмотря на развитие  психогенных расстройств и длящуюся опасную ситуацию, пострадавший человек  вынужден продолжать активную борьбу с последствиями стихийного бедствия (катастрофы) ради выживания и сохранения жизни близких и всех окружающих.
Реактивные  состояния, развивающиеся при стихийных  бедствиях и катастрофах, относятся  к большой группе психогенных  расстройств, среди которых выделяют невротические и патохарактерологические реакцииневрозы  и реактивные психозы
Острые и сильные травмирующие воздействия обычно связаны с ситуациями катастроф, стихийных бедствий, при которых возникает страх  за свою жизнь  и за здоровье  и жизнь близких людей. Одна из главных характеристик таких травм состоит в том, что они неактуальны для личности и не связаны с особенностями преморбида. Ситуация  испуга затрагивает преимущественно эмоциональную сторону и сопровождается интенсивной личностной проработкой, реакция  возникает как бы рефлекторным путем.
В зависимости  от клинической картины психогенные  расстройства могут быть разделены  на две группы - с непсихотической  симптоматикой (психогенные реакции  и состояния) и с психотическими расстройствами (реактивные психозы) .
Все пациенты с психотическими расстройствами после  оказания им первой врачебной помощи направляются в медицинский отряд  и по возможности эвакуируются. Пострадавшие с психогенными расстройствами, нуждающиеся в отсроченной медицинской помощи, помещаются в учреждения, развернутые в районе катастрофы (специализированные психиатрические отделения, больницы, госпитали и др.).
С момента начала спасательных работ наряду со скорой и неотложной психиатрической помощью, оказываемой преимущественно специализированными и достаточно мобильными психиатрическими бригадами, рекомендуется организовать психиатрические (психотерапевтические) кабинеты или отделения в развертываемых в зоне катастрофы или стихийного бедствия поликлиниках и стационарах, куда могут обратиться как пострадавшие, так и, в случае необходимости, участники спасательных и восстановительных работ. Эти подразделения выполняют функции отделений для диагностики и кратковременного лечения (на протяжении нескольких дней) лиц с пограничными формами психических расстройств. При этом необходимо предусмотреть возможность как полной, так и частичной госпитализации лиц, нуждающихся в психиатрической (психотерапевтической) помощи.
По мере разрешения опасной для жизни  ситуации и снижения вероятности  развития реактивных психозов все более  важной становится организация психотерапевтической работы среди населения, в лечебных учреждениях пострадавшего района, а также в местах эвакуации. К этой работе необходимо привлекать врачей территориальных психоневрологических и общемедицинских учреждений.
При реакциях адаптации и многих начальных  невротических расстройствах целью  любых психиатрических и медико-психологических воздействий является профилактика  (первичная и вторичная) психической дезадаптации, психических и психосоматических заболеваний. Специального лечения у специалиста при этом не требуется: его консультация  необходима лишь для дифференциально-диагностической оценки состояния. В этих случаях наряду с устранением дополнительных травмирующих воздействий могут использоваться психокоррекция,  когнитивно-поведенческая и некоторые другие виды психотерапии. Иногда необходимы кратковременный отдых, физиотерапия, рефлексотерапия.  По специальным показаниям назначаются препараты группы адаптогенов, актопротекторов и ноотропов, оказывающие в рассматриваемых случаях патогенетическое лечебно-профилактическое действие,  а также транквилизаторы  и психостимуляторы
При невротических  реакциях основной целью лечения  является купирование тревожного напряжения  и страха, приспособление  человека к жизни и деятельности в условиях сохраняющейся психогении.  Для этого используют транквилизаторы, антидепрессанты  с универсальным успокаивающим действием и психотерапию. Наиболее эффективным психотерапевтическим методом в этих случаях является, как показывает опыткогнитивная психотерапияМетод  учитывает особенности состояния пострадавших, испытывающих потребность  рассказать об обстоятельствах катастрофы, наиболее страшных и значительных для них сценах и событиях. Активные расспросы, доброжелательное и внимательное выслушивание, "проговаривание" наиболее неприятных переживаний позволяет уменьшить аффективное напряжение,  структурировать эмоции  и активизировать целенаправленную деятельность  пострадавших.
При относительной  стабилизации ситуации психиатрическая и медико-психологическая помощь  оказывается главным образом тем, кто за ней обращается. В этот период  к работе привлекаются территориальные звенья специализированной психиатрической помощи (стационары, диспансеры, психотерапевтические кабинеты и др.). Затяжные реактивные психозы требуют стационарного лечения.
В психотерапевтической работе с пострадавшими при катастрофах  и стихийных бедствиях, находящимися в состоянии психической дезадаптации, могут применяться методы двух классов: личностно-ориентированная (реконструктивная) психотерапия  Карвасарского, Исуриной, Ташлыкова и с преимущественно симптоматической направленностью.
Личностно-ориентированная (реконструктивная) психотерапия Карвасарского, Исуриной, Ташлыкова используется в индивидуальной и групповой формах. Ее общая цель  - изучение личности пациента (включая процесс  самопознания), осознание  и коррекция  нарушенных отношений больного и обусловленных ими неадекватных эмоциональных и поведенческих реакций, затрудняющих его полноценное психологическое и социальное функционирование.
Еще одна группа  методов, направленных на устранение явлений психической дезадаптации, имеет своим основанием симптоматические психотерапевтические воздействия (суггестивная, поведенческая психотерапия  и др.). К ним относятся прежде всего внушение  и самовнушение:  внушение наяву, в состоянии наркотического и гипнотического сна; методы самовнушения включают аутогенную тренировку в ее многочисленных вариантах, самовнушение по Куэ  и др.
Единым  принципом проведения психотерапии в случаях психической дезадаптации пострадавших при стихийных бедствиях, клинически выражающейся в различных  формах пограничных нервно-психических  и психосоматических расстройств, является дифференцированное сочетание методов преимущественно симптомо-, личностно- и социоцентрированной направленности.
При невротических  реакциях и других расстройствах  невротической природы применяются  различные формы индивидуальной и групповой личностно-ориентированной (реконструктивной) психотерапии Карвасарского, Исуриной, Ташлыкова преимущественно краткосрочного характера, реализующие в полном объеме этиопатогенетический подход  к пониманию и устранению причин и механизмов психической дезадаптации.
Для смягчения  и ликвидации невротических расстройств  используются гипнозаутогенная тренировка,  поведенческие методы и др. С помощью гипносуггестии можно воздействовать практически на все симптомы  невротического регистра (тревога,  страх, астениядепрессия,  нейровегетативные, нейросоматические и другие расстройства).
При невротических  нарушениях могут быть использованы различные виды гипносуггестивной  психотерапии: метод мотивированных внушений Н. В. Иванова, имеющий не только симптоматическую, но и патогенетическую направленность; вариант разработанной В. Е. Рожновым эмоционально-стрессовой психотерапии, методика  нейролингвистического программирования и др.
Метод аутогенной тренировки наиболее показан  при расстройствах неврастенического  круга (общеневротическая симптоматика,  нейровегетативные и нейросоматические синдромы  при более высокой эффективности в случае преобладания симпатического тонуса; нарушения сна,  особенно засыпания; состояния тревоги и страха, нередко выраженные фобии  и т.д.).
Метод наркопсихотерапии с целью снятия зафиксированных истерических моносимптомов, для осуществления суггестивных воздействий при фобических расстройствах с последующими функциональными тренировками.
Поведенческие методы весьма результативны при  лечении прежде всего обсессивно-фобических расстройств. Методы угашения страха в патогенной ситуации с помощью специально разработанной системы функциональных тренировок оказываются эффективными в комплексе лечебно-восстановительных воздействий у этих больных даже при затяжном, неблагоприятном течении болезни.
Рациональная  психотерапия широко используется самостоятельно либо в сочетании с другими  методами. Методика адресуется к логическому  мышлению пациента, в качестве лечебных факторов выступают авторитет  врача, убеждение,  переубеждение, разъяснение, одобрение,  отвлечение и др.
Неразрывная динамическая взаимосвязь факторов биологической, психологической и  социальной природы в механизмах психической дезадаптации у пострадавших во
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением оригинальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.