На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Правоспособность и дееспособность иностранных граждан

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 13.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 9. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
 
 
 
 
Курсовая  работа  
на тему: Правоспособность и дееспособность иностранных граждан. 
 

      
 
 

Содержание.
Введение…………………………………………………………………………...3
    Понятие гражданской правосубъектности……………………………….4
    Правовые режимы для иностранных граждан……………………………9
    Правоспособность иностранных граждан………………………………14
    Дееспособность иностранных граждан………………………………….24
Заключение……………………………………………………………………….34
Список использованной литературы…………………………………………...35 

Введение.
Международные связи Российской Федерации не прекращают расширяться, в связи с чем  все более актуальной становится урегулирования отношений, участниками которых являются иностранные граждане и лица без гражданства. Когда указанные лица прибывают на территорию Российской Федерации, то становятся субъектами российского права. 
Иностранец подчиняется  как бы двум правопорядкам: отечественному и государства, в котором он находится. В этой двойственности — своеобразие  правового положения иностранца, чей конституционный статус будет далее проанализирован.
Иностранными  гражданами признаются лица, не являющиеся гражданами РФ и имеющие доказательства своей принадлежности к гражданству  иностранного государства.
Основополагающий  принцип отношения Российского  государства к иностранцам и  лицам без гражданства заключается  в их общем равноправии с гражданами России. Положение иностранцев определяется прежде всего Конституцией РФ. Статья 62 Конституции устанавливает: «Лица, не являющиеся гражданами Российской Федерации и законно находящиеся на ее территории, пользуются правами и свободами, а также несут обязанности, установленные Конституцией, законами и международными договорами Российской Федерации».
Определение статуса  иностранных граждан – весьма острая проблема, часто зависящая  от политической ситуации в мире, от международной политики, проводимой Россией. Поэтому необходимо выделить положения, которые не могли бы быть поколеблены охлаждением отношений  между странами; положений, которые  незыблемо стояли бы на страже прав и свобод личности, находящейся на территории РФ и считающейся иностранным  гражданином. 
 


1. Понятие гражданской правосубъектности.
Общественные  отношения, урегулированные нормами  гражданского права, существуют между  людьми. В отношения могут вступать как отдельные граждане, так и  коллективные образования, обладающие предусмотренными законом признаками. К числу таких образований  относятся организации, именуемые  юридическими лицами, а также особые субъекты гражданского права — государства, национально-государственные и административно-территориальные  образования. Наряду с термином «юридические лица» закон использует термин «физические  лица», которым охватываются не только граждане России, но также иностранные  граждане, лица без гражданства (апатриды) и лица с двойным гражданством (бипатриды). Гражданские правоотношения могут возникать между всеми субъектами гражданского права в любом их сочетании.
Поскольку правовое регулирование предполагает наличие  определенных качеств у субъектов  той или иной отрасли права, в  теории права выработалась такая  категория, как правосубъектность. Правосубъектность определяет, какими качествами должны обладать субъекты правового регулирования для того, чтобы иметь права и нести обязанности в соответствующей отрасли права.
Представления о гражданской правосубъектности  связываются с наличием у лиц  таких качеств, как правоспособность и дееспособность. Имущественные отношения, регулируемые гражданским правом, сопровождают человека на протяжении всей его жизни: с момента рождения и до его смерти. Для правового регулирования экономического оборота необходимо придать отношениям достаточно устойчивый характер, чтобы они складывались бы из осознанных волевых действий сторон. Вместе с тем из отношений, регулируемых гражданским правом, не могут полностью выключаться граждане, не обладающие должным уровнем психического развития. Для решения этих задач в гражданском праве и появились такие категории, как правоспособность и дееспособность.
Закон определяет правоспособность как способность  иметь гражданские права и  нести обязанности (ст. 17 ГК). Правоспособности свойственны абстрактность и  неотчуждаемость. Содержание правоспособности граждан раскрывается через весь тот комплекс прав и обязанностей, которыми может обладать гражданин  в соответствии с гражданским  законодательством. Именно поэтому, давая  характеристику правоспособности граждан, подчеркивают не только то, что она  приурочена к гражданину (иностранцу, лицу без гражданства) как психофизической  особи, но и присущие ей социально-юридические  качества.
Гражданской правоспособностью  в равной мере обладают все граждане. Это не означает, что объем конкретных субъективных прав каждого гражданина равен объему прав другого гражданина, но объем возможностей иметь такие  права является равным независимо от конкретного объема прав и обязанностей конкретного лица.
    Правоспособностью гражданин наделен с момента  рождения и в течение всей жизни  до смерти. Определение моментов рождения и смерти не составляет предмет юридической  науки, поскольку речь идет о чисто  физиологических понятиях. Для права  важно лишь, что с момента, когда  гражданин считается родившимся, а медицина, как правило, руководствуется  в этом случае критерием начала самостоятельного дыхания, ребенок приобретает гражданскую  правоспособность. В законе встречается  упоминание в качестве одного из возможных  наследников ребенка, зачатого при  жизни наследодателя, но родившегося  после его смерти, т.е. еще не родившегося  ребенка. Естественно, речь не идет о  том, что не родившийся ребенок наделяется правоспособностью либо какими-то субъективными  правами, закон предусматривает охрану интересов возможного наследника, при этом никаких прав на имущество либо наследование еще не родившийся ребенок иметь не может. Защита его интересов сводится к охране его возможной доли при условии его рождения; если же ребенок родится мертвым, то он и не будет призван к наследованию.
    Прекращается  правоспособность смертью гражданина. С определением момента смерти связано  много различных медицинских  и правовых вопросов, в частности, возможность изъятия органов  для трансплантации и ряд других. В медицине различают состояние  клинической смерти (когда происходит остановка работы отдельных органов  —сердца, почек, головного мозга, однако существует возможность восстановления жизнеспособности организма) и биологической  смерти (когда начинаются необратимые  процессы в организме человека). Для определения момента, с которым  гражданское законодательство связывает  прекращение правоспособности, следует  говорить о биологической смерти, т.е. тогда, когда возврат человека к жизни исключен. В противном  случае следовало бы признавать, что, если после наступления клинической  смерти гражданин усилиями реаниматологов был возвращен к жизни, его  правоспособность, прекратившись на какое-то время, возникла вновь. Правоспособность возникает один раз и прекращается также только один раз. Никаких изменений  не претерпевает правоспособность гражданина и в случаях, когда его правовой статус приравнивается к смерти, т.е. при объявлении судом гражданина умершим. При вынесении такого решения  суд исходит не из достоверных  фактов о смерти гражданина, а из предположения о его возможной  смерти, поэтому, хотя правовые последствия  такого решения точно такие же, как и при смерти гражданина (в  частности, происходит открытие наследства), его правоспособность будет существовать до момента его фактической смерти. Так, если при вынесении решения  судом гражданин уже умер, то его  правоспособность прекратилась задолго  до вынесения решения судом, если на самом деле гражданин жив, то решение  суда не может прекратить его правоспособность, поскольку это качество неотъемлемо  от личности гражданина.
Закон определяет дееспособность как «способность гражданина своими действиями приобретать и  осуществлять гражданские права, создавать  для себя гражданские обязанности  и исполнять их» (ст. 21 ГК). Наиболее существенными элементами содержания дееспособности граждан является возможность  самостоятельного заключения сделок (сделкоспособность) и возможность нести самостоятельную  имущественную ответственность (деликтоспособность). Гражданский кодекс в качестве элемента дееспособности гражданина выделил  также возможность гражданина заниматься предпринимательской деятельностью (ст. 23 ГК).
    В отличие от правоспособности дееспособность связана с совершением гражданином  волевых действий, что предполагает достижение определенного уровня психической  зрелости. Закон в качестве критерия достижения гражданином возможности  собственными действиями приобретать  для себя права и нести обязанности  предусматривает возраст. Полная дееспособность признается за совершеннолетними гражданами, т. е. достигшими восемнадцатилетнего  возраста. Допускается два изъятия  из этого правила: полная дееспособность может возникнуть у гражданина и  до достижения восемнадцатилетнего  возраста в случаях, во-первых, вступления в брак лицом, не достигшим 18 лет, если ему в установленном законом  порядке был снижен брачный возраст, во-вторых, эмансипации (ст. 27 ГК).
Эмансипация—объявление  несовершеннолетнего, достигшего 16 лет, если он работает по трудовому договору либо с согласия родителей занимается предпринимательской деятельностью, полностью дееспособным.
    С достижением 18 лет, а также в уже  рассмотренных случаях, дееспособность граждан возникает в полном объеме. На содержание дееспособности более  не оказывают влияния возрастные факторы, однако способности гражданина к волевым осознанным действиям  могут быть нарушены вследствие заболевания либо злоупотребления алкогольными или наркотическими веществами. При наличии указанных проявлений необходимо защитить имущественные интересы такого гражданина либо интересы его семьи. Этой цели служит признание гражданина недееспособным и ограничение дееспособности гражданина, злоупотребляющего спиртными напитками или наркотическими веществами.
Гражданин, который  вследствие психического расстройства не может понимать значения своих  действий или руководить ими, признается судом недееспособным. В этом случае гражданин не вправе совершать вообще никаких сделок, включая мелкие бытовые, от его имени все сделки совершает  его опекун (ст. 29 ГК). 

2. Правовые режимы для иностранных граждан

В рамках данного  вопроса особое значение имеет тот  факт, что основные права и обязанности  иностранных граждан во многом обусловлены  применением так называемых правовых режимов, установленных в государстве для иностранцев. В этой связи существует необходимость более подробно разобраться в вопросах, связанных с сущностью и содержанием этих режимов.
Здесь определяющее значение имеет само понятие правового  режима. Правовой режим представляет собой не что иное, как установленный и контролируемый государством порядок приобретения и реализации иностранными гражданами определенных прав и обязанностей.
Выделяют три вида правовых режимов: национальный, специальный и наибольшего благоприятствования.1
    Национальный  режим
Нормы о правах иностранцев содержатся в различных  международных договорах, заключенных  РФ с другими странами (торговых договорах, консульских конвенциях, договорах о правовой помощи, по вопросам налогообложения, и т. д.). В этих договорах закрепляется уравнение иностранцев в правах либо с отечественными гражданами (предоставление национального режима), либо с гражданами любого другого государства, с которым заключен договор на аналогичных условиях (предоставление режима наибольшего благоприятствования). Приведем некоторые примеры из договорной практики.
По соглашению между СССР и Францией о торговых взаимоотношениях от 3 сентября 1951 г. французские граждане или юридические лица, образованные согласно французскому закону, будут в отношении их личности и имущества пользоваться режимом столь же благоприятным, как граждане и юридические лица наиболее благоприятствуемой нации, при осуществлении ими непосредственной или через избранных ими посредников хозяйственной деятельности на территории СССР в тех условиях, в каких эта деятельность разрешается законодательством СССР (ст. 4).
Закрепленный  в законодательстве национальный режим  в отношении гражданской правоспособности иностранцев носит безусловный характер, то есть он предоставляется иностранцу в каждом конкретном случае без требования взаимности2.
Известно, что  когда говорят о национальном режиме, то обычно соотносят правовой статус иностранных граждан со статусом собственных граждан.   Однако иностранцы практически никогда полностью не уравниваются с собственными гражданами в правах и обязанностях, т.е. объем их правового статуса в любом случае несколько меньше.
В России имеется  также некоторое количество лиц  без гражданства. К ним относятся  проживающие на территории РФ лица, не являющиеся гражданами РФ и не имеющие доказательства своей принадлежности к иностранному гражданству. Согласно Основам гражданского законодательства (ст. 160), лица без гражданства пользуются в России гражданской правоспособностью наравне с нашими гражданами. Отдельные изъятия могут быть установлены законодательными актами.
Таким образом, в отношении лиц без гражданства, независимо от того, проживают они  в РФ или нет, действует принцип  национального режима.
    Специальный режим
Очевидно, что  помимо национального существует иной режим, называемый специальным, которым  предусмотрены особые правила обращения с иностранцами. При этом следует учесть, что сущность специального режима сводится к установлению не только ограничений, но и определенных льгот, предоставленных государством иностранцам. 
Если подробнее  остановиться на вопросе о льготах, которые устанавливает государство  для иностранных граждан, то можно  отметить, что граждане определенных государств могут на основе взаимности полностью или частично освобождаться от уплаты подоходного налога3. Сегодняшнее положение дел в этом вопросе несколько изменилось. Связано это с тем, что наше государство по вполне понятным причинам стремится форсировать поступление в экономику страны иностранных инвестиций, опыта и современных технологий. Поэтому для иностранных инвесторов устанавливаются различные льготы в области налогового и таможенного обложения, валютного контроля.
Помимо этого, с целью максимального использования  потенциала зарубежных инвесторов предусмотрено создание свободных экономических зон (зон свободного предпринимательства), в которых предоставляются дополнительные льготы.
    Режим наибольшего благоприятствования
Как было отмечено, в юридической литературе упоминается  и так называемый режим наибольшего  благоприятствования. Он означает предоставление иностранцам прав, которыми уже пользуются или будут пользоваться граждане любого третьего государства. Особо следует сказать и о том, что названные виды правового режима обычно не применяются к иностранцам, пользующимся по роду служебной деятельности привилегиями и иммунитетами.
В настоящее  время национальный режим широко распространен, причем, его применение в России носит безусловный характер, т.е. он предоставляется иностранным гражданам независимо от того, имеют ли наши граждане аналогичные права в их странах. Вместе с тем следует признать, что действующее законодательство все же предусматривает возможность использования ответных ограничительных мер, так называемых реторсий. Но их применение возможно только в тех случаях, когда в иностранных государствах осуществляется явная дискриминация по отношению к российским гражданам. Впрочем, в современных условиях реторсионные меры носят редкий и исключительный характер.

Границы применения национального  режима

Что касается границ применения национального режима, то они становятся почти прозрачными  в области личных прав и обязанностей иностранных граждан. Поэтому не случайно иностранцы пользуются практически всеми правами наравне с российскими гражданами. Это — право на жизнь, право на свободу и личную неприкосновенность и т.д. Они принадлежат человеку как члену гражданского общества, и в силу этого ими обладают собственные граждане и иностранцы.  Отношения гражданские, трудовые, семейные и прочие, регулируемые частным правом, практически не имеют ограничений.4
Государство устанавливает  в сфере личных прав для иностранцев лишь некоторые ограничения на свободу передвижения и выбор места жительства, что в принципе соответствует нормам международного права и международной практике. В отношении социально-экономических и политических прав действие национального режима не имеет столь широкого применения. Это обусловлено тем, что в осуществлении некоторых из них предусмотрены более значительные ограничения для иностранных граждан. В сфере политических прав эти ограничения, в частности, затрагивают систему избирательных прав и право членства в политических партиях. Эти права связаны с участием в политической жизни государства, в управлении государственными делами и поэтому на обладание ими не могут претендовать иностранные граждане. Подобная практика характерна для большинства стран мира.
В свою очередь, в сфере социально-экономических  прав существуют ограничения на определенные виды трудовой и коммерческой деятельности иностранных граждан. В литературе имеются различные объяснения необходимости таких ограничений (соображения государственной безопасности, особые экономические интересы государства, обеспечение суверенных прав государства на национальные природные ресурсы (как было указано в примере о «Положении об охране рыбных запасов и о регулировании рыболовства в водоемах») и некоторые другие).
Нельзя не признать, что в последнее время, во многом под давлением возрастающих экономических  проблем и необходимости привлечения в экономику страны иностранных инвестиций, технологий и опыта, имеются примеры уменьшения ограничений на некоторые виды трудовой деятельности иностранных граждан. В то же время анализ действующего законодательства показывает, что эти ограничения все еще довольно широко распространены. Такое положение можно объяснить и тем, что во многих случаях продолжают действовать перестраховочные стереотипы. Видимо, определяющим в этой области должен стать критерий максимально возможного приближения к национальному режиму, но не исключающий установления в ряде случаев разрешительной (лицензированной) системы допуска.
 


3. Правоспособность иностранных граждан

Что касается правоспособности, то она является важным юридическим свойством любого индивидуального субъекта конституционного права. Стало быть, конституционно-правовая правоспособность иностранцев предопределяет обладание основными правами и обязанностями данной категории лиц. Она является всеобщей, равной и неотъемлемой для любого иностранного гражданина. Вместе с тем правоспособность собственных и иностранных граждан имеет естественные различия, обусловленные характером их правовой связи с государством. Эти различия проявляются, например, в том, что конституционно-правовая правоспособность иностранца возникает с того момента, когда он вступает в конкретные правоотношения с государством, гражданином которого он не является.
По мнению многих авторов5, наиболее разработанной и целесообразной с теоретической и практической точек зрения является классификация основных прав и обязанностей по их социальному назначению. Дело в том, что при всем многообразии классификаций все они с теми или иными поправками исходят в конечном счете из социального назначения прав и обязанностей. Довольно широко используется этот критерий и в международно-правовых документах (Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах; Международный пакт о гражданских и политических правах; и др.).
Таким образом, все зафиксированные в Конституции права и свободы можно подразделить на такие группы: осуществляемые в сфере личной жизни и индивидуальной свободы человека; осуществляемые в публично-правовой (или публично-политической) сфере; осуществляемые в сфере социально-экономической жизни; необходимые для защиты других прав и свобод личности.
Безусловно, это  деление сделано для удобства рассмотрения прав и свобод личности, оно не обозначает их искусственного разрыва, поскольку права и свободы  осуществляются в тесном переплетении. Рассмотрим несколько подробнее  отдельные названные группы, кроме  последней, которая в большей  мере относится к сфере судебной и иной юридической защиты прав и  достаточно традиционна (презумпция невиновности, право на юридическую помощь, невозможность  обратной силы закона и др.).
К области личной жизни и индивидуальной свободы  любого человека на территории России, включая иностранных граждан, прежде всего, относится право на жизнь. Это право понимается согласно Конституции (статья 20) в плане гарантии физического существования личности.
Что касается обеспечения  человеку достойного обращения с  ним, оно тоже нашло отражение  в конституционных нормах через категорию «достоинства личности». Конституция в статье 21 провозглашает: «Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жесткому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. Никто не может быть без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным или иным опытам».
В России каждому  человеку гарантируется право на свободу и личную неприкосновенность. Особенность регулирования этого  вопроса состоит в том, что  арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускается согласно Конституции (статья 22) только по судебному  решению. До судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов.
Гражданину на территории России независимо от гражданства гарантируется неприкосновенность жилища. Согласно статье 25 Конституции никто не вправе проникать в жилище против воли поживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения.
Согласно статье 23 Конституции каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени. Каждый имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Ограничение этого права допускается только на основании судебного решения.
Сбор, хранение, использование и распространение  информации о частной жизни лица без его согласия не допускается. Органы государственной власти и  органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому ознакомление с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом (статья 24 Конституции).
Важные гарантии в области индивидуальной свободы  относятся к религиозной сфере. Конституция в статье 28 провозглашает: «Каждому гарантируется свобода  совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально  или совместно с другими любую  религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные убеждения и действовать в соответствии с ними». В России действует принятый еще в период существования СССР Закон «О свободе вероисповедания» от 25 октября 1990 года.
Все иностранцы, пребывающие в России, без каких-либо препятствий могут проводить  свои религиозные культы как в  храмовых помещениях соответствующих  конфессий, так и в квартирах, номерах гостиниц и других местах проживания.
Иностранец может  в такой же мере, как и гражданин  России, в средствах массовой информации и при общении с другими  лицами убеждать в достоинствах той или иной конфессии, к которой он принадлежит, или просто информировать о ней.
В публично-правовой сфере многие права и свободы  также предоставляются гражданам  по принципу национального режима, то есть независимо от принадлежности к российскому гражданству. Однако, конечно же, в одних случаях вседоступность права не представляет сомнения по категориям обладателей им, в других может возникать вопрос если не о самой возможности, то об объеме осуществляемого права.
В рассматриваемой  сфере Конституция РФ гласит, что, прежде всего, «каждому гарантируется свобода мысли и слова» (статья 29). Если понимать это как право высказывать человеком то, что он думает, значит, объем данного права одинаков для граждан России и иностранцев. Но если иметь в виду форму выражения мысли и слова, то вряд ли у них одинаковые возможности. Во-первых, далеко не всем гражданам хочется знать, что думает, что говорит о порядках, обстановке, нравах данной страны иностранец. В конце концов, он может это сделать, но в газетах, по телевидению у себя дома. Во-вторых, немаловажное значение имеет внешнее выражение высказываний.
В России на конституционном  уровне гарантируется свобода массовой информации и запрещается цензура (статья 29). У нас действует Закон «О средствах массовой информации» от 27 декабря 1991 года. Он разрешает иностранным гражданам, постоянно проживающим в России, быть учредителями (соучредителями) СМИ в нашей стране (статья 7). Правда, есть разные трактовки данного положения Закона. Например, Судебная палата по информационным спорам при Президенте РФ считает, что иностранцы права на учреждение СМИ в России не имеют. Так что можно ожидать уточнения данного Закона.
В России свободно продаются газеты и журналы зарубежных стран. Закон «О СМИ» (статья 54) предусматривает, что для распространения продукции  зарубежного периодического печатного  издания необходимо получать разрешение министра печати и информации РФ, если порядок распространения не установлен международным договором РФ. Официально также разрешается создавать  в России филиалы или совместные предприятия (с иностранными предпринимателями), занимающиеся издательской или полиграфической  деятельностью.
В России каждому дано право на объединения, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Свобода деятельности общественных объединений гарантируется.
Конечно, право  на объединение осуществляют, прежде всего, российские граждане. Однако и иностранцы могут им пользоваться в нескольких направлениях.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.