На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Понятие и сущность государства. Исторические типы и формы государства

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 13.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 13. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
 
МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
                    
                      УРАЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ КОММЕРЦИИ  И ПРАВА 

                             Кафедра теории, истории государства, 
                        конституционного и международного права      
 
 
 
 
 
 

                        Курсовая работа     

                     Понятие и сущность государства.
                    Исторические типы и формы  государства 
 
 
 
 

        

                                                                                           
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                           
 

                 Содержание 

     Введение           

     1.Сущность  и социальное назначение государства                 
     Определение понятия государства.                                                  4    
     2.Основные  признаки государства.                     10 

     3.Типология  государств: основания, различные  подходы,
     современный взгляд на типологию российского  государства.             15 

     4.Формы  государства: правление, 
     государственное устройство, политический режим
     Особенности форм государства в РФ.                                      23      
     Заключение          

     Список  литературы                       33 

     Задание
     Дать  определение, найти в нормативных  актах, привести пример
     а) дефинитивная норма
     б) норма с альтернативной гипотезой
     Определить  форму (правления, устройство, режим) Англии               34 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                               Введение 

     Невозможно  с достоверностью установить, как  давно существует на Земле особое образование, называемое государством. Однако известны факты, свидетельствующие, что в длительной истории человечества постоянно возникали и исчезали, видимо, тысячи различных государств и предгосударственных образований.
     Государство - это сложная политическая организация, с различными функциями, формами и принципами образования. Как не существует двух совершенно одинаковых людей, так не существует двух совершенно одинаковых государств. Тема «Понятие и сущность государства» является одной из важнейших в курсе «Теория государства и права». Доказательством этого утверждения является тот факт, что на сегодняшний день существует несколько формулировок понятия «Государство». Одновременно существуют различные теории происхождения государства, его места в жизни общества.
     В настоящее время на Земле существуют около 200 государств, примерно 300 государственных  образований (субъектов федерации  и политических автономий). Для их детальной характеристики потребовалась  бы работа, состоящая из сотен томов. Поэтому, свою задачу  я видела  не в описании множества существующих государств, а в обобщении и формулировании выводов о продуктивности тех или иных институтов государственности. Конечно, при огромном разнообразии государственных форм выводы «огрубляют» действительность, но зато достигается более глубокое проникновение в суть вещей. А  как известно, нет ничего более практичного чем хорошая теория.
     В  курсовой  работе будут рассмотрены  несколько определений понятий  государства, богатство содержания, форм государства, определены современные тенденции развития государственности и взгляд  на типологию и форму  российского государства. 

         1.Сущность  и социальное назначение государства 
                                    Определение понятия государства. 

      Сущность  государства как общественного явления представляет собой, образно говоря, многогранный стержень, который состоит из множества взаимосвязанных внутренних и внешних сторон, придающих ему качественную определенность универсальной управляющей системы. Раскрыть сущность государства – значит выявить то главное, определение, что обуславливает его объективную необходимость в обществе, уяснить, почему общество не может существовать и развиваться без государства.
      Государство возникает как классовая организация  политической власти. Это положение прямо или косвенно доказано мировой наукой и исторической практикой. Действительно, рабовладельческое государство по своей сущности, в основе своей, было политической организацией рабовладельцев. Хотя в какой – то степени оно охраняло  интересы и всех свободных граждан. Феодальное государство – это основной орган политической власти, прежде всего феодалов, а также других богатых сословий (купцов, ремесленников, священнослужителей). Капиталистическое государство на первых (классических) этапах своего развития выступило как орган выражения интересов буржуазии.
      Анализ  определенных экономических и социальных закономерностей возникновения  и функционирования государства  преимущественно с классовых  позиций позволил, как считали  основоположники марксизма – ленинизма, дать «универсальное» определение сущности государства, охватывающее все исторические типы государства, в том числе и современные.
      Однако  качественные изменения, объективно происходившие  в жизни общества, неизбежно вели к изменению сущности государства. Возникновение советского государства, а затем ряда однотипных государств в Европе и Азии после второй мировой войны уже не вкладывалось в классическую формулировку сущности государства как «организации классового господства». Не соответствовало реальной действительности и определение «социалистического государства» как политической организации собственников основных средств производства, поскольку собственником этих средств был не рабочий класс, не крестьянство, не интеллигенция, а партийно – государственный  аппарат, реально и официально олицетворяющий и общество, и государство как нечто целое. В таком государстве отсутствовали те положительные черты, которые накапливались по мере общественного развития и были присущи другим современным государствам. Оно превратилось в тоталитарную организацию политической власти, где принуждение являлось основным средством управления обществом.
      Развитие  государства – сложный диалектико – логический процесс. Он характеризуется  многими противоречивыми тенденциями, среди которых в конечном счете начинают преобладать прогрессивные.
      Более или менее однотипные экономические  и социальные условия существования  общества (производственные отношения, социальная структура), соответствующие  им нравственные устои и культурный уровень населения при рабстве, феодализме и капитализме на первых этапах его развития придают государству известное внутреннее  единство. Все они базируются на таких отношениях собственности, в которых преобладают элементы принуждения в государственном управлении, официально признается неравенство и угнетение как естественное состояние общественной жизни.
     Таким образом, в силу объективных причин государство превращается преимущественно  в организующую силу общества, которая  выражает и охраняет личные и общие интересы его членов.
     Частная собственность, ставшая объективным  фактором возникновения государства, является и постоянным спутником  в процессе его развития. По мере усовершенствования общественной жизни  становятся разнообразнее и формы собственности, в том числе и частной. Собственность меньшинства постепенно превращается в собственность большинства. В результате революционных и эволюционных преобразований отношений собственности изменяется и социально – экономическая сущность государства, его цели и задачи. С формированием государственной, коллективной, акционерной, кооперативной, фермерской, индивидуальной и других форм собственности начала приобретать новые качественные черты и частная собственность, то есть собственность индивида.
     В современном государстве частная собственность становится не столько государственным, сколько общественным институтом, который находится под государственной защитой. Государство стимулирует и охраняет ту собственность индивида (индивидов), которая органически включается в общую экономическую систему общества и обеспечивает его материальное и духовное благополучие. Всеобъемлющая государственная собственность, которая длительное время была фактически единственной формой собственности в социалистических странах, не выдержала испытание временем.
     Государство как историческое явление имеет  двойственную природу, Будучи организацией политической власти  экономически господствующего класса, оно одновременно является «организатором «общих дел», вытекающих из природы всякого общества»1.  Объективность данного вывода не подлежит сомнению. Какое же из названных свойств государства является основным?  Марксистское учение о сущности государства однозначно считает преобладающими на всех этапах развития государства классовые начала.
     Однако  реальность человеческого бытия  внесла существенные коррективы  в  соотношение «классовых» и «общих»  задач государства.
     С изменением условий жизни общества произошло, с одной стороны, сужение  сущности государства как организации  классового господства, с другой – расширение и обогащение  тех объективных его свойств, которые характеризуют государство как организацию всего общества. Под влиянием процессов прогрессивного общественного развития сокращается   «отрыв» государства от народа, происходит «приближение» его к коренным интересам и потребностям общества и личности.
     1 Маркс К., Энгельс  Ф. Соч Т.25. Ч.1. С.422
     Таким образом, из органа, стоящего над обществом, государство превращается в орган, служащий обществу.
     В каждом конкретном государстве есть общее, характерное для всех государств, особенное, выражающее отличительные признаки родственной группы государств, и единичное, присущее только данному конкретному государству. На всех ступенях своего исторического развития государство сохраняет свои общие существенные черты и в то же время изменяется в своей конкретной сущности в силу меняющихся условий общественной жизни.
     Социальное  назначение государства вытекает из его сущности. Какова сущность государства, таков и характер его деятельности, таковы цели и задачи, которые оно ставит перед собой. Можно говорить о социальном назначении государства вообще, отвлекаясь от тех исторически переходящих задач, которые оно решало на том или ином этапе развития общества. Попытки определить социальное предназначение государства на всю его историческую перспективу предпринимались мыслителями различных эпох и различных научных направлений. Так, Платон и Аристотель считали, что назначением всякого государства является утверждение нравственности. Позже этот взгляд на социальное назначение государства поддержал и развил Гегель. Представители договорной теории происхождения государства в его существовании видели общее благо (Гроций); общую безопасность (Гообс); общую свободу (Руссо). Лассаль главную задачу государства также видел в развитии и реализации свободы человека.
     Основным  предназначением государства марксистское учение считает создание такого порядка, который указывает угнетение  одного класса другим, умеряя их столкновение.1
________________________________
        1 См.: Ленин В.И. Полн.собр.соч. Т.33. С.7 
 
 

     В середине XX века возникает ряд теорий («государство всеобщего благоденствия», «плюралистическая демократия», правовое государство» и др.) которые главную задачу современной государственности видят в создании в рамках закона разнообразных социальных благ для всех членов общества с учетом возможностей каждого (Ростоу, Хекшнер, Бернс, Джонс и др.).
     Взгляды на социальное назначение государств, как видно, определяются теми объективными условиями, которые характерны для данного уровня развития общества. С их изменением меняются и воззрения на социальное назначение государства.
     Вместе  с тем на содержание деятельности государства в отдельные исторические периоды существенное влияние оказывают  и субъективные факторы. К ним относятся, прежде всего, истинность определенной теории, ее универсальность, способность предвидеть историческую перспективу, возможные изменения общественной жизни, ее реализация в практике государственного строительства.
     Марксистско – ленинское представление о государстве как орудии классового господства в нашей науке до последнего времени считалось единственно верным и научным. Однако общественная практика подвергла данную теорию серьезным испытаниям, доказав ее истинность лишь на определенный, ограниченный во времени исторический период. Вывод К.Маркса, Ф.Энгельса, В.И.Ленина об отмирании государства диктатуры пролетариата в короткий переходный период и превращении его в «полугосударство» опыт развития нашей страны не подтвердил. Вопреки прогнозам основоположников марксизма – ленинизма, государство и после революции осталось орудием подавления большинства народа. Такая практика и позволила сделать заключение об «истинности» и «универсальности» теории классового государства.
     Какие же изменения потерпело государство?
     Будучи  по - прежнему главной управляющей  системой общества, государство начинает все более превращаться в орган  преодоления социальных противоречий, учета и координации интересов  различных групп населения, проведения в жизнь таких решений, которые бы поддерживались различными  общественными слоями. В деятельности государства на первый план начинают выступать такие важные общедемократические институты, как разделение властей, верховенство закона, гласность, плюрализм  мнений, высокая роль суда.
     Существенно изменяется роль государства и на международной арене, его внешняя  деятельность, требующая взаимных уступок, компромиссов, разумных договоренностей  с другими государствами.
     Все это дает основание охарактеризовать современное цивилизованное государство как средство социального компромисса (по содержанию) и как правовое государство (по форме) .
     Определить  общее понятие государства, которое  бы отражало все без исключения признаки и свойства, характерные для всех его периодов в прошлом, настоящим и будущем, невозможно. Разнообразие условий, в которых существовали, существуют и будут существовать государства на различных этапах своего развития, выявляет множество особенностей и специфических черт, не присущих другим государствам. Вместе с тем, как доказала мировая наука и общественная практика, любое государство обладает набором таких универсальных признаков, которые проявляются на всех этапах его развития. В своей совокупности и взаимодействии эти признаки позволяют дать следующее определение государства:
     Государствоэто единая политическая организация общества, которая распространяет свою власть на всю территорию страны и ее население, располагает для этого специальным аппаратом управления, издает обязательные для всех веления и обладает суверенитетом. 
 
 
 

               РАЗНООБРАЗИЕ ОПРЕДЕЛЕНИЙ  ГОСУДАРСТВА

    АРИСТОТЕЛЬ     Сосредоточение всех умственных нравственных                                           интересов граждан 
 
    ЦИЦЕРОН              Союз людей, объединенных общими началами                                         права и общей пользы
 
    КОРКУНОВ             Общественный союз, представляющий  собой ШЕРШЕНЕВИЧ     самостоятельное принудительное властвование
    ТРУБЕЦКОЙ           над свободными людьми в пределах              
                                        определенной территории
 
    ГУМПЛОВИЧ         Естественно возникшая организация                                                  властвования, предназначенная для  охраны           
                                        определенного порядка
 
    ЕЛЛИНЕК               Целевое единство индивидов, наделенное                                                 качествами юридического субъекта  и                                
                                        являющееся носителем прав
 
     Рассматривая  государство с разных позиций  – философской, исторической, социологической, юридической и др., можно выделить лишь те или иные аспекты характеристики государства, но невозможно сформулировать полное, универсальное его понятие.
 
                                 2.Основные признаки государства.
      В современной отечественной юридической  литературе понятие государства  определяется прежде всего через  его признаки. Это общепринятый прием. В наборе данных признаков среди  ученых практически нет серьезных разногласий.
      Несмотря  на разнообразие государств нынешнего  времени, как и существовавших ранее, всем государствам присущи некоторые  общие признаки.
      К основным признакам государства  принято относить:
     1) наличие публичной политической власти, располагающей специальным аппаратом управления и принуждения;
     2) территориальная организация населения;
     3) государственный суверенитет;
     4) всеобъемлющий, общеобязательный  характер актов государства;
     5) наличие государственной казны,  что связано с существованием налогообложения и взиманием налогов.
     Иногда  в качестве основных признаков государства  указывают на единый язык общения, наличие  армии, а также единой системы  обороны и внешней политики. Однако данные признаки нельзя отнести к  важнейшим, определяющим. Они скорее вспомогательные, дополнительные.
     Раскроем  содержание каждого из перечисленных  выше основных признаков государства.
     Публичная политическая власть – один из главных  признаков государства. Напомним, что  власть в первобытном обществе не носила политического характера, так как родовая община не была дифференцирована по интересам и потребностям ее членов. Они были одинаковы у всех и сводились к выживанию и воспроизводству человечества. И только с дифференциацией общества на различные группы, слои, классы появляются разнообразные интересы у индивидов, и регулирование этих интересов означает политику.
     Выступая  в роли арбитра между различными слоями, группами и классами населения  государственная власть приобретает  политический характер. Но она не представляет собой власти всего общества, а стоит над обществом, отделена от него, приобретает самостоятельность по отношению к другим источникам власти. Независимо от того, на кого возложено исполнение властных полномочий – на отдельную личность (монарха, президента) или на какой – либо орган, они действуют от имени государства, в качестве его органов, представителей.
     Государственная власть осуществляется комплексом учреждений, органов, которые образуют государственный  аппарат. Этот аппарат:
       а) осуществляет управление обществом;
     б) обладает властными полномочиями вплоть до применения принуждения;
     в) имеет право принимать общеобязательные для исполнения акты;
     г) состоит из особого слоя людей, для  которых работа в государственном  аппарате является профессией.
     Государство, следовательно, это политическая организация, объединяющая все общество, призванная управлять его делами, устранять  возникающие социальные конфликты, обеспечивать правопорядок и определенный режим властвования. При реализации политической публичной власти государство использует различные средства и приемы управления, среди которых особое место занимает возможность применить принуждение. Для этого государство обладает специальными учреждениями – армией , судом, полицией, тюрьмами и др., которые располагают правом легального (на законном основании) применения принуждения в отношении каждого, кто не подчинился предписаниям государственной власти.
     Территориальная организация государства отличается от территории, на которой проживала  первобытная община, прежде всего тем, что  появляются  государственные границы. Они не только знаменуют переход к оседлому образу жизни, но и очерчивают пределы осуществления государственной власти. Одновременно государственные границы означают территориальную организацию населения, в разделение его по административно – территориальному признаку.
     Но  не только население разделяется  по территориальному признаку, но и  сама государственная власть организуется на основе этого признака. Отсюда органы государственного аппарата имеют, как правило, территориальные пределы осуществления своих полномочий и управляют определенными административно – территориальными единицами.
     Государственный суверенитет означает верховенство государственной власти внутри страны, т.е. ее самостоятельность в своей территории и независимость во взаимоотношениях с другими государствами.
     В юридической литературе принято  выделять три главных свойства суверенитета: верховенство, единство государственной  власти и независимость.
     Верховенство  предполагает полноту власти государства на своей территории. Никакая другая власть не вправе присваивать себе функции государственной власти. Отсюда вытекает, что государство: во – первых, распространяет свою власть на всю территорию страны; во – вторых, определяет весь строй правовых отношений; в – третьих, осуществляет правовое  регулирование деятельности различных организаций, объединений, рамки поведения и действий физических и юридических лиц; в – четвертых, устанавливает права, свободы и обязанности личности; в – пятых, регламентирует компетенцию государственных органов и полномочия должностных лиц и т.д.
     Верховенство, однако, не означает неограниченности государственной власти. В демократическом  обществе государственная власть ограничена правом и основана на праве.
     Единство  суверенитета означает, что он не может  быть разделен между различными носителями власти и принадлежит государству  в целом, а не отдельным его  частям или органам.
     Независимость государственной власти есть ее самостоятельность  в отношениях с другими государствами, в том числе с международными организациями. Однако эта независимость не является абсолютной. Будучи членом мирового сообщества, любое государство испытывает воздействие норм и принципов международного права. В частности, суверенитет современных государств самоограничивается необходимостью соблюдения естественных неотъемлемых прав человека, а также взаимными обязательствами государств по международным договорам.
     Всеобъемлющий общеобязательный характер актов государства  определяется исключительными полномочиями государства осуществлять правотворчество, т.е. принимать, изменять или отменять юридические нормы, которые распространяют свое  действие на все население страны, кроме лиц, обладающих правом дипломатического иммунитета. Только государство посредством общеобязательных актов может устанавливать правовой порядок в обществе и принуждать к его соблюдению. 
     Нормативные правовые и другие юридические акты являются одной из важнейших форм деятельности государства, основополагающим способом реализации государственной власти, тем самым государственная власть вводится в определенные рамки, ей придается законный характер. Юридические предписания регулируют организацию государственного аппарата, его структуру, объем компетенции, приемы и способы деятельности.
     Государственная власть проявляет себя прежде всего  посредством нормативного правового  регулирования общественных отношений. Юридическими актами устанавливаются  правовые связи между государством и членами общества, между разными  элементами общества, т.е. оформляется его правовая организация.
     Государственная казна составляет один из ключевых признаков государства, поскольку  содержание государственного аппарата, развитие экономики, культуры, поддержание  жизнедеятельности общества невозможно без их финансирования из государственной казны.
     В литературе данный признак государства  иногда именуют налогообложением и  взиманием налогов. Однако налоги –  это только один из источников доходов  государства, хотя и очень важный. Понятие же государственной казны значительно шире и включает в себя помимо налогов и обязательных платежей  государственные кредиты, внутренние и внешние займы, таможенные пошлины, ценные бумаги, валютные ценности и др.
     Содержание  общих признаков государства  по мере развития государственно – организованного общества уточняется, приобретает новый смысл и значимость. Но в целом перечень этих признаков остается неизменимым.
     С учетом перечисленных признаков  государство можно определить как  властно – политическую  организацию  общества, обладающую государственным суверенитетом, специальным аппаратом управления и принуждения, устанавливающую правовой порядок на определенной территории. 
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.