На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Валовый внешний долг Казахстана

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 13.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 6. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


     План.
     Введение………………………………………………………………....2
     I. Понятие валового внешнего долга…………………………………..5
     1.1 Процесс формирования……………………………………………..5
     1.2 Современное состояние валового  внешнего долга в Республике  Казахстан……………………………………………………………………....6
     II. Анализ состава и структуры валового внешнего долга Республики Казахстан……………………………………………………………………….9
     2.1 Причины внешних заимствований…………………………….......9
     2.2 Проблемы регулирования……………………………………….....16
     2.3 Методы управления внешними заимствованиями……………….17
     Заключение……………………………………………………………...25
     Список  использованной литературы…………………………………..27 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ВВЕДЕНИЕ
     Актуальность  темы исследования. Внешний долг оказывает огромное влияние на экономику страны. Практически все государства мира, проводя экономические преобразования, прибегают к внешним источникам финансирования. Проблемы внешних заимствований: эффективное функционирование инструментов международного рынка капитала, применяемые для развития экономики и эффективной интеграции Казахстана в мировое сообщество, привлечение зарубежных инвестиций в экономику страны - приобретают особую значимость. Основной причиной или «спусковым крючком» кризисных явлений в Казахстане стали  огромные внешние заимствования банков. Финансовая система страны на год раньше, чем  другие страны СНГ, вступила в кризис с огромным внешним долгом. Экономика Казахстана столкнулась с неблагоприятными последствиями массового притока иностранного капитала.
     Фундаментальные особенности развития национальной экономики предкризисных лет  – доходы сырьевых отраслей, рост государственных  расходов, нерациональное размещение заимствованных денег внутри страны, стали одними из основных факторов уязвимости экономики. Недостаточная  степень разработанности основ  организации внешних заимствований  привели к бессистемному  привлечению  и использованию заемных средств.
     Стратегический  план развития Республики Казахстан  до 2020 года ориентирует государство  на ускорение диверсификации экономики  в соответствии с реализацией  программы форсированной индустриализации страны и развития инфраструктуры. Переход от экстенсивного, сырьевого  пути развития к индустриально –  инновационной модели экономического роста требует обеспечения макроэкономической стабильности, развития конкурентоспособных  финансовых институтов и улучшения  условий доступа к долгосрочным финансовым ресурсам.
     Цель  и задачи исследования. Целью исследования является определение процесса формирования, проблемы регулирования, перспектив и тенденций привлечения внешних заимствований в экономику Казахстана, выработка рекомендации по их регулированию и развитию. В соответствии с целью были поставлены следующие задачи, определившие логику диссертационного исследования и его структуру: 
    изучение теоретических аспектов и особенностей современного процесса валового внешнего долга;
    исследование проблемы формирования и состояния валового внешнего долга Казахстана;
    анализ состава, структуры и динамики валового внешнего долга Казахстана;
    характеристика причин и особенностей формирования внешней задолженности казахстанскими коммерческими банками;
    исследование влияния финансового кризиса на внешние заимствования Казахстана: выявление причин и последствий кризиса;
    предложение рекомендаций по управлению внешними заимствованиями с учетом особенностей развития казахстанской экономики;
    определение перспектив заимствований Казахстана на мировом рынке капиталов и развития долгосрочной политики государства в области обслуживания внешнего долга.
     Объектом  исследования являются валовые внешние заимс Республики Казахстан.
     Предметом исследования выступает совокупность экономических отношений, возникающих в процессе формирования, обслуживания, погашения и регулирования внешних заимствований.
     Теоретическая, методологическая и  информационная база исследования. Теоретическую базу исследования составили труды ученых - экономистов по проблемам формирования и обслуживания внешних заимствований, нормативные документы, законодательные акты Республики Казахстан, статистические, научно-методические издания международных экономических и финансовых институтов, занимающихся проблемами внешнего долга, материалы научно-практических конференций,  публикаций периодической печати.
     Методологической  основой исследования послужили  фундаментальные положения отечественных  и зарубежных ученых, представителей классической экономической теории. В работе использованы методы системного, статистического и экономического анализа, наблюдения, эмпирического  исследования (сравнения). 
 
 
 
 
 
 
 
 

     I. Понятие валового внешнего долга
     1.1 Процесс формирования
     В новом веке в мировой хозяйственной  жизни происходит ряд важных процессов, которые существенно меняют ее облик  и характер экономических отношений  между главными участниками. К наиболее заметным среди этих процессов относятся  экономическая и финансовая глобализация, усиление мировых интеграционных процессов, возрастание роли развивающихся  стран и  стран с переходной экономикой, как субъектов мировой  экономики, а также процесс глобального  финансово-экономического кризиса, поразившего  все страны мира. Данные процессы оказались  в значительной степени сопряжены  с международным движением капитала, который служит мощным фактором мирового развития и вместе с тем порождает  ряд сложных проблем в международных  экономических отношениях. В многообразных  формах международного движения капитала (его трансграничного перемещения) важная роль принадлежит валовой  внешний долг страны. Вне?шний долг — суммарные денежные обязательства страны, выражаемые денежной суммой, подлежащей возврату внешним кредиторам на определенную дату, то есть общая задолженность страны по внешним займам и невыплаченным по ним процентам. Может взиматься:
    правительством страны и субъектами федерации (руководством областей и городов)
    кредитно-финансовыми организациями (банками, фондами и т.п.)
    напрямую крупными предприятиями страны
    у кредитно-финансовых организаций других стран
     Валовый внешний долг представляют собой форму международного перемещения капитала, которая носит кредитный характер и порождает  долговые обязательства между заемщиками и их международными кредиторами и служит для привлечения заемного капитала и его производительного использования в целях обеспечения устойчивого экономического развития страны. Основной принцип использования заемных ресурсов, который отражен в данной формулировке, состоит в необходимости их производительного применения в качестве капитала. Если полученные средства не направляются на расширение действующего производства или на создание новых предприятий, способных выпускать конкурентоспособную продукцию, то следствием таких заимствований становятся трудности в погашении внешней задолженности, что приводит к возникновению условий для долговых кризисов.[1]
     Как экономическая категория внешние  заимствования находятся на стыке  двух видов денежных отношений  - финансов и кредита, интегрируют  их черты. По своему целевому назначению заимствования являются инструментом формирования денежных фондов заемщика, а значит и звеном  финансовой системы.
     Внешние заимствования имеют как отрицательное, так и положительное влияние  на развитие экономики Казахстана. С одной стороны, высокий уровень внешней задолженности страны становится причиной снижения темпов роста экономики и рейтинга, ухудшения состояния платежного баланса и международной инвестиционной позиции государства. С другой стороны, будучи неотъемлемым элементом международных экономических отношений, внешние заимствования способствуют реформированию экономической системы, расширению внешней торговли, становятся первоначальным импульсом,  «точкой роста» производственной сферы.
     1.2 Современное состояние  валового внешнего  долга в Республике  Казахстан
     Валовой внешний долг Казахстана складывается из двух основных компонентов:
    государственного и гарантированного государством внешнего долга;
    негарантированного государством долга частного сектора.
      В свою очередь, государственный внешний  долг состоит из внешнего долга Правительства  и внешнего долга Национального  банка. Гарантированный государственный  внешний долг, как известно, складывается из долгов по привлеченным средствам  от частных кредиторов и от международных  финансовых организаций.
     Рисунок 1 - Динамика валового внешнего долга  и валового внутреннего продукта Казахстана
     За  период с 1998 по 2009 год валовой внешний  долг государства вырос в 11,2 раза. Как видно из рисунка 1, в период с 1998 года по 2000 год наблюдался умеренный  рост валового внешнего долга и валового внутреннего продукта страны. С 2001 года по 2008 год произошел резкий рост как внешнего долга, так и валового внутреннего продукта, однако значение внешнего долга за предыдущие периоды  всегда было ниже. В 2009 году в стране возникла ситуация, когда  валовой  внешний долг опередил показатель валового внутреннего продукта на 4016 млн. долл. США или 4 %.[2].
     Характер  источников исходных данных
     Оценку  государственного и гарантированного государством внешнего долга формирует  Министерство финансов РК (МФ). Ежеквартально МФ представляет соответствующий статистический отчет в Национальный банк Казахстана (НБК).
     В соответствии с Законом РК "О  Национальном Банке Республики Казахстан" НБК несет ответственность за регистрацию и мониторинг негарантированного частного внешнего заимствования и  формирование оценки валового внешнего долга страны. Основными источниками  информации для формирования оценки негарантированного государством внешнего долга и валового внешнего долга  Республики Казахстан являются статистическая отчетность, представляемая предприятиями  и банками о финансовых требованиях  к нерезидентам и обязательствах перед ними и отчетность профессиональных участников рынка ценных бумаг о  международных операциях и позициях по ценным бумагам.  Дополнительным источником служит информация, получаемая НБК от респондентов в рамках регистрации  и уведомления валютных операций, связанных с движением капитала[1]
     Практика  составления данных
     1.Межфирменная  задолженность: Большую часть валового внешнего долга РК составляет межфирменная задолженность казахстанских резидентов перед аффилированными нерезидентами. К межфирменной задолженности относятся все прямые иностранные инвестиции в республику, за исключением покупки акций, взносов в уставный капитал неакционерных предприятий и реинвестированной прибыли, а также обязательства казахстанских предприятий перед своими зарубежными филиалами, дочерними и ассоциированными предприятиями. В целом такой подход согласуется с методологическими принципами Руководства и РПБ5, и в настоящее время филиалы иностранных компаний, действующие на территории Казахстана, за исключением филиалов, предоставляющих строительные и буровые услуги, рассматриваются при составлении платежного баланса и оценке валового внешнего долга в качестве резидентов. В то же время по казахстанскому законодательству филиалы иностранных юридических лиц являются нерезидентами РК, поэтому с правовой точки зрения долговые обязательства филиалов иностранных компаний не являются внешним долгом страны. Руководство по внешнему долгу предусматривает возможность классификации тех займов, которые предоставляются головными компаниями  своим филиалам (не являющимся юридическими лицами в соответствии с законодательством страны), в качестве инструмента участия в капитале. В этом случае такие займы, если они удовлетворяют определенным критериям, могут не учитываться во внешнем долге. Несмотря на это, в настоящее время займы филиалов, предоставленные головными компаниями, из-за отсутствия достаточной информации об условиях их привлечения и погашения продолжают учитываться во внешнем долге. В дальнейшем, подход относительно классификации внешней задолженности филиалов может быть пересмотрен на основе анализа информации, получаемой НБК от филиалов иностранных компаний, действующих в РК.[9]
     2.Еврооблигации  Правительства РК: В соответствии с Руководством только те долговые ценные бумаги резидентов, которые реально находятся у нерезидентов, следует включать в валовой внешний долг. Однако оценка внешнего государственного долга, которую формирует Министерство финансов и которую НБК включает в оценку валового внешнего долга, учитывает еврооблигации Правительства РК по первоначальной эмиссии, включая часть еврооблигаций, принадлежащих резидентам. В этой части обязательства по долговым ценным бумагам в составе валового внешнего долга, расходятся с позицией по аналогичным обязательствам в международной инвестиционной позиции.
     3.Ссуды  и займы банков  второго уровня: Помимо ссуд и займов в оценку внешнего долга банков второго уровня включаются также долгосрочные депозиты нерезидентских предприятий специального назначения (ПСН), по которым ведется отдельный учет.
     4.Другие  долговые обязательства:  подлежащие к оплате, но неоплаченные платежи по основному долгу, вознаграждению, комиссионным и др. (просроченная задолженность). [7] 
 
 
 

     II. Анализ состава и структуры валового внешнего долга Республики Казахстан
     2.1 Причины внешних  заимствований
             Анализ внешней задолженности  Казахстана в части государственного  сектора заемщиков, показывает, что  объем государственного долга  за последние пять лет не  подвергался особым изменениям, т.е. был стабильно минимальным  (таблица 1).
     Таблица 1 -  Динамика государственного и  гарантированного государством внешнего долга РК                                                                                   млрд. долл.
    Наименование 2005 2006 2007 2008 2009 на 01.04.10
    Государственный долг, из них: 1,6 2,6 1,6 1,65 3,2 3,6
    - правительства 1,5 1,5 1,5 1,4 2,2 2,3
    - Национального банка 0,1 1,1 0,1 0,25 1 1,3
    Гарантированный государством внешний долг 0,6 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5
         Всего 2,2 3,1 2,1 2,15 3,7 4,1
    Примечание -  Таблица составлена по данным Национального  банка РК
 
     Как видно из приведенных данных в  таблице 1, лишь за 1 квартал 2010 года произошло  незначительное увеличение сектора  государственного управления на 46 млн. долл. за счет курсовых колебаний по займам, привлеченным правительством от мировых банков на реализацию проектов развития автомобильных дорог –  международного транзитного коридора «Западная Европа – Западный Китай». Долг Национального банка  на 01.04.2010 года вырос до 1,3 млрд. долларов США  за счет увеличения нот у нерезидентов. [10]
     За  анализируемые пять лет ситуация в структуре заимствований изменилась: если, в 2005 первое место по доле занимала межфирменная задолженность, второе –  банки, третье – другие сектора экономики, то уже в период 2006-2007гг. лидирующие позиции принадлежат банкам, далее  следует межфирменная задолженность  и  другие сектора экономики.
     Как видно из данных таблицы 2, начиная  с 2008 года ситуация становится  аналогичной  ситуации  2005 года. Доля правительства  и Национального банка мала, их суммарное максимальное значение, за анализируемый период, достигает  всего 3,6 %  (3,4 и 0,2) в 2005 году. [10]
     Таблица 2 - Динамика  структуры валового внешнего долга
Показатели 2005 2006 2007 2008 2009
% млн. долл.
% млн. долл.
% млн. долл.
% млн. долл.
% млн. долл.
Всего валовой внешний долг 100 43428,5 100 74014,1 100 96893 100 107712,6 100 111729,8
Госуправления 3,4 1478,9 2 1495,2 1,5 1491,5 1,5 1641,9 1,99 2218,1
Органы  денежно-кредитного регулирования 0,2 103,5 1,5 1076,8 0,1 106,9 0.01 12,1 0,91 1017,7
Банки 35 15316,3 45 33323,4 47 45946 36 39221,1 26,9 30073,9
Межфирменная  задолженность 44,3 19228 34,5 25513 31 30081 37 40115 43,5 48644,9
Другие  сектора 16,8 7302 17 12606 20 19268 24,8 26723 26,6 29775,2
Примечание  – Таблица составлена автором  по данным Национального банка.
 
     Анализ  состава и структуры валового внешнего долга выявил следующие  тенденции в его динамике:
     1) Размер валового внешнего долга  на душу населения государства  имеет постоянную тенденцию к  увеличению. максимальный прирост  валового внешнего долга на  душу населения наблюдался в  2006 году, когда он составлял порядка  2000 долларов (в 2005 году – 2853,8 долларов, а в 2006 году – 4807,8 долларов), минимальный прирост в 2009 году  – 233,4 доллара (реальный размер  ВВД на душу населения в  2009 году 7060,8 долларов США).
     2) В составе валового внешнего  долга в анализируемом периоде  преобладает доля долгосрочных  ссуд. Их размер колеблется от 71,3 % до 84,6 % от общей суммы валового  внешнего долга страны. Другие  инструменты заимствования занимают  значительно меньшую долю и  не подвержены значительным изменениям.
     Особенностью  привлечения внешних заимствований  Казахстаном в предкризисный  период явилась агрессивная политика субъектов финансового сектора  страны, а именно банков. Темпы роста  банковских внешних заимствований  в период 2003-2007 годов составляли более 200% (таблица 3).
     
Показатели 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 на 01.04.10
Всего внешние долги банков -млн.долл. 3519,3 7681,5 15316,3 33323,4 45946,2 39221,1 30073,9 26203,2
Темп  роста -% 250,6 218,3 199,4 217,6 137,9 85,3 76,7 87,1
Краткосрочные займы -млн.долл. 1354,7 2290,2 6297,2 7465,5 6102,8 3093,3 3938,4 3488,4
Удельный  вес в общей сумме - % 38,5 29,8 41,1 22,4 13,3 7,9 13 13,3
Долгосрочные займы -млн.долл. 2164,6 5391,3 9019,1 25857,9 39843,4 36127,8 26135,5 22714,8
Удельный  вес в общей сумме - % 61,5 70,2 58,9 77,6 86,7 92,1 87 86,7
     Примечание - Составлено автором по данным Национального  банка РК
           Внешний долг страны в 2007 году составлял всего  около 93% валового внутреннего продукта,  при  этом  47 % приходилось  на банковский сектор страны.[8] 

     Проблема  внешнего заимствования банков значительно  обострилась с наступлением мирового финансового кризиса. Как известно,  банковская система Казахстана столкнулась  с большими проблемами: кризисом ликвидности, угрозой дефолта по внешним заимствованиям, потерей доверия общественности и инвесторов. Внешняя задолженность  системообразующих банков на начало кризиса (2007 г.) достигала половины их пассивов. В экономических публикациях, посвященных проблемам внешних займов, зачастую банки обвиняют в необоснованном привлечении средств иностранных кредиторов.  По нашему мнению, проблема внешних заимствований Казахстана заключалась не столько в ошибках привлечения внешних займов, сколько в их неэффективном использовании.[5]
     Таблица 3 – Динамика валового внешнего долга  банков Казахстана
         Изучив и обобщив мнения различных отечественных и зарубежных специалистов, можно выделить следующие причины неэффективности внешних заимствований:
     -слабо диверсифицированная экономика страны и ослабленная диверсификация кредитных портфелей банков;
     - отсутствие должного контроля  за использованием внешних займов  со стороны государственных органов;
     -нерациональная структура займов;
     -ухудшение качества ссудного портфеля банков;
     -спекулятивное финансирование экономики, заключающееся в перепродаже дешевых кредитов западных финансовых институтов по спекулятивным ставкам заемщикам, которые априори не были в состоянии их вернуть с выплатой необоснованных процентных ставок и обращались к новым заимствованиям для рефинансирования предыдущих;
     -неравномерное распределение привлеченных средств в экономику Казахстана;
     -большая доля вложений в рискованные сектора экономики: строительный сектор, рынок недвижимости, торговли.
     Преодолевая трудности, связанные с кризисом,  коммерческие банки были вынуждены  активно применять методы реструктуризации кредитов. Так, в 2009 г. было реструктуризировано порядка 12%  банковских займов, 13.7% займов населения и 12.3% корпоративных займов. Снижение доходности банковского бизнеса привело к формированию отрицательного капитала в целом по системе.[8]
     Развитие  кризиса в банковской системе обусловило необходимость государственного вмешательства Фонда Национального благосостояния «Сумрук-Кызана». В 2009 году было предоставлено дополнительное фондирование банковскому сектору в размере свыше 922,7 млрд. тенге, из которых 308 млрд. тенге были направлены на вхождение государства в капитал трех системообразующих банков (ОА «БТА Банк», АО «Народный Банк Казахстана», АО «Казкоммерцбанк») и еще 24 млрд. тенге были размещены на депозит в АО «Альянс Банк» под залог его акций. Кроме того, АО «Народный банк Казахстана» и АО «Казкоммерцбанк» в рамках подписанных дополнительных соглашений выделено 144 млрд. тенге для кредитования реального сектора экономики. Став основным собственником АО «БТА Банка», государство выкупило за 212,1 млрд. тенге 75,1% акций данного банка. От разрушения банковскую систему спасают антикризисные меры, проводимые по программе выхода из финансово-экономического кризиса и стабилизации экономики, разработанные и реализуемые правительством, Национальным банком РК, Агентством Республики Казахстан по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций. В общей сложности на антикризисные меры, как известно, направлено 19 млрд. долл. Денежных средств, или 14 % ВВП страны.[4]
     Рост  иностранных заимствований на протяжении последнего времени являлся основной движущей силой развития казахстанской  банковской системы. Сравнительно высокие  рейтинги казахстанских банков, а  также избыточная ликвидность, наблюдавшаяся  на мировых рынках, позволили обеспечить внешнее финансирование роста объемов  кредитования в среднем на 75% в  год. Мировой финансово-экономический  кризис положил этому конец: произошедшее беспрецедентное замедление темпов роста мировой экономики, падение цен на сырьевые ресурсы, снижение деловой активности, повышение стоимости финансовых ресурсов на международных рынках – все это в совокупности сделало невозможным выход на мировой рынок капитала отечественных хозяйствующих субъектов.
     В настоящее время при отсутствии доступа к источникам внешних  заимствований и сохранении высокого уровня внешней задолженности, большинство  казахстанских банков было вынуждено  сильно сократить свою целевую активность, оптимизировать направления деятельности по привлечению внешних займов, что  вызвало сокращение кредитования экономики  и населения с соответствующими последствиями. Сокращение объемов  внешнего фондирования негативно повлияло на способность банков предоставлять  новые кредиты заемщикам и  способствовало снижению темпов кредитования экономики. Необходимость выплаты  и рефинансирования крупных внешних  долгов фактически вынудили банки с  высокой степенью задолженности  к переориентации своей деятельности на обслуживание внешнего долга. 
     Другим  результатом влияния мирового кризиса  стала практика увеличения внешних  заимствований  у международных  финансовых организаций для реализации государственных и инвестиционных программ национальных компаний. Это является положительным фактом для банковской системы страны, так как финансирование проектов происходит не за счет депозитов казахстанских компаний в банках страны, а за счет внешних займов, что не приводит к сокращению активов банковской системы.
     Для определения перспектив заимствования  Казахстаном представляется целесообразным определить размер оптимально допустимого  уровня внешней задолженности. С  этой целью в работе сделан расчет с использованием показателя отношения  валового внешнего долга к валовому внутреннему продукту страны. В таблице 4 показан расчет допустимого уровня валового внешнего долга для прогнозируемых значений валового внутреннего продукта Казахстана на 2011-2013 годы.[5]
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.