Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Виды пенсий по праву социального обеспечения

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 13.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 14. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Министерство  образования Республики Беларусь
Белорусский государственный  университет
Юридический факультет 
 
 

                Кафедра гражданского процесса и трудового права 
                 
                 
                 
                 
                 

Курсовая  работа 

Виды  пенсий по праву социального обеспечения 
 
 
 

                Выполнила:
                студентка 3 курса, 7 группы,
                юридического  факультета БГУ
                специальности «Правоведение»
                очной формы обучения
                Романова  Ксения Дмитриевна 
                 

                _________________ 

                Научный руководитель:
                Постовалова Татьяна Александровна
                доцент, кандидат юридических наук 
                 
                 
                 

Минск
2011 

ОГЛАВЛЕНИЕ 

Введение……………………………………………………………..…………….3
Глава 1. Проблемы реформирования пенсионного обеспечения Республики Беларусь…………………………………………………………………….……...5
Глава 2. Понятие, виды пенсий в Республике Беларусь……………………....11
Раздел 2.1. Трудовые пенсии……………………………………………………12
Подраздел 2.1.1. Пенсия по возрасту……………………………….…………..12
Подраздел 2.1.2. Пенсия по инвалидности…………………………………….16
Подраздел 2.1.3. Пенсия по случаю потери кормильца………………………18
Подраздел 2.1.4. Пенсия за выслугу лет………………………………………..21
Подраздел 2.1.5. Пенсия за особые заслуги перед  республикой……..………29
Раздел 2.2. Социальные пенсии……………………………………………...…30
Раздел 2.3.Профессиональные пенсии…………………………………………32
Заключение……………………………………………………………………….40
Список  использованных источников…………………………….……………..43 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 

    Неотъемлемой  частью социально-экономической политики государства является совершенствование  пенсионного обеспечения и социальной защиты населения.
    Значительную  актуальность проблеме придает и  сегодняшнее состояние законодательства в сфере пенсионного обеспечения. После проведения определенных реформ, а также с течением времени оно существенным образом обновилось, однако еще остается ряд проблем, нерешенных государством. Существует необходимость внесения изменений и дополнений в пенсионное законодательство с целью совершенствования распространения права пенсионного обеспечения.
    Следует добавить, что актуальность данной курсовой работы заключается в том, что пенсионное обеспечение, в частности пенсионная система, имеет немаловажное значение, ведь эта область отношений затрагивает все слои гражданского общества, а именного граждан Республики Беларусь как уже находящихся на пенсии, так и еще зарабатывающих ее на будущее.
    Таким образом, вышесказанное подчеркивает актуальность выбранной темы.
    Цель  исследования заключается в том, чтобы проанализировать понятия  видов пенсии по праву социального обеспечения.
      В связи с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
    проанализировать законодательство в сфере пенсионного обеспечения;
    рассмотреть проблемы реформирования пенсионного обеспечения;
    исследовать понятие и правовые основы пенсионного обеспечения;
    проанализировать  понятия видов пенсий;
    раскрыть сущность понятий трудовых и социальных пенсий;
    проанализировать сущность профессионального страхования.
    Объектом  работы являются общественные отношения  в сфере пенсионного обеспечения.
    Предметом работы являются анализ теории правового регулирования пенсионного обеспечения.
    По  своей структуре курсовая работа состоит из введения, двух глав и  заключения, в свою очередь главы  содержат разделы и подразделы.
    Первая  часть работы посвящена ознакомлению с понятием и сущностью проблем реформирования пенсионного обеспечения в Республике Беларусь.
    Во  второй главе дипломной работы особое внимание уделено видам пенсий по праву социального обеспечения в Республики Беларусь.
    Для достижения целей и задач при  подготовке курсовой работы была использована  как методическая литература, так и источники периодической печати (Постовалова Т.А., Ковальков В., Давидович О.В.). Нормативной основой послужили действующие Законы Республики Беларусь, Указы Президента Республики Беларусь, Постановления Совета Министров, Гражданский кодекс, а также Декларация.   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМЫ РЕФОРМИРОВАНИЯ ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 

    Пенсионная  система любого государства есть «объемное» отображение практически  всего спектра составляющих жизни: достигнутого уровня зарплаты и применяемой  системы налогов; демографической  ситуации и рынка труда; культурных и национальных традиций (определенных отношений общества к своим престарелым членам); развитости структур гражданского общества и государственных институтов власти.
    Система пенсионного обеспечения является важнейшей составной частью системы  социальной защиты населения Республики Беларусь. [17, с.89]
    В постановлении Совета Министров Республики Беларусь от 17 апреля 1997 г. №349 "О Концепции реформы системы пенсионного обеспечения в Республике Беларусь и плане первоочередных мер по реализации ее основных положений" (далее – Концепция) гласит, что, несмотря на возросшие расходы на пенсии, выплачиваемые из Фонда социальной  защиты   населения, состояние пенсионного обеспечения в настоящее время представляет  собой одну из  острейших социально-экономических проблем, в основе которой, с одной стороны, низкий уровень размеров пенсий, с другой - достаточно высокий тариф страховых взносов.
    Проблема  реформирования системы пенсионного  обеспечения касается всех граждан, независимо от возраста и социального  статуса, поскольку каждый человек  хочет знать, что его ожидает  после окончания трудовой жизни  и каковы гарантии его благополучного существования в старости, поскольку для большинства пенсионеров и инвалидов пенсия является единственным источником средств к существованию. Такая проблема стоит и перед нашей республикой.[17,с.89]
    Концепцией  определены основные цели совершенствования  пенсионной системы:
      реализация гарантированного Конституцией Республики Беларусь права граждан на пенсионное обеспечение в установленных законом случаях;
      обеспечение финансовой стабильности пенсионной системы;
      адаптация системы пенсионного обеспечения к изменяющимся экономическим условиям и обеспечение ее устойчивого развития на основе государственного и негосударственного пенсионного страхования и бюджетного финансирования;
      повышение эффективности пенсионного обеспечения граждан путем рационализации и оптимизации условий предоставления и норм пенсионного обеспечения;
      приведение уровня пенсионного обеспечения в соответствие с объемом участия в финансировании пенсионной системы и бюджетом прожиточного минимума, а в перспективе – минимальным потребительским бюджетом пенсионера;
      совершенствование системы управления пенсионным обеспечением.
    Исходя  из этих целей, пенсионная реформа должна основываться на следующих принципах:
      граждане независимо  от  социального   положения,   расовой   и национальной принадлежности,  пола,  языка и рода занятий пользуются равным правом на пенсионное обеспечение;
      работающие по  найму подлежат  обязательному государственному социальному страхованию, включая пенсионное;
      финансирование государственного     пенсионного     обеспечения основывается  на   принципе   солидарности,   включая   солидарность поколений;
      пенсионное обеспечение из  государственного  фонда  социального страхования гарантируется при условии уплаты страховых взносов;
      взносы по социальному страхованию  аккумулируются  в  страховом фонде, финансирующем выплату трудовых (страховых) пенсий;
      каждый застрахованный имеет  право  на  пенсионные  выплаты  из государственного  фонда  социального  страхования  в  случаях  и при соблюдении условий, установленных в законодательстве. При этом лица, подлежащие обязательному государственному социальному страхованию, и лица, индивидуально уплачивающие страховые взносы, пользуются равным правом на пенсионное обеспечение;
      размер трудовой    (страховой)     пенсии     увязывается     с продолжительностью страхования и заработком, с которого уплачивались страховые взносы;
      средства пенсионного  страхования используются исключительно на пенсионное  обеспечение  застрахованных   по   правилам   и   нормам законодательства   о   пенсионном  страховании.  Временно  свободные средства капитализируются и инвестируются в установленном порядке;
      расходы на  пенсионное  обеспечение  лиц,  не  участвовавших  в системе пенсионного страхования (период службы в армии, учебы, ухода за детьми и т.п.), покрываются за счет бюджетных средств;
      страхование от трудового увечья и профессионального заболевания финансируется за счет нанимателя при возможном участии государства;
      ответственность государства    за    состояние    и    развитие государственной пенсионной системы.
         Изложенные принципы и элементы  обусловливают  необходимость   в процессе  реформы  существенно  затронуть  практически  все  главные составляющие государственной пенсионной системы:  построение; охват, условия и нормы пенсионного обеспечения;  экономические, финансовые, организационные и правовые основы.
    В  целях  реализации  Концепции  реформы  системы   пенсионного обеспечения  в Республике Беларусь постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 4 марта 2002 года № 294 утверждена Программа реформирования пенсионного законодательства Республики Беларусь, согласно которой преобразование пенсионной системы предполагается осуществлять по двум основным направлениям:
    упорядочение (оптимизация) системы, касающееся изменений отдельных ее принципов, схем и элементов и направленное главным образом на укрепление ее страховых основ;
    формирование многоуровневой системы, включающей разные формы пенсионного обеспечения.
    Первые  шаги на пути реформирования уже сделаны.  Согласно стст. 5, 24 Закона Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении» это введение обязательного условия предоставления права на трудовую пенсию – факта уплаты страховых взносов, а для пенсии по возрасту при неполном стаже – 5-летнего периода уплаты взносов. Также принятие Закона Республики Беларусь «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного социального страхования» от 6 января 1999 г. № 230-З. Данный Закон устанавливает правовую основу и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства о государственном социальном страховании.
    Последовательное  осуществление   реформы   системы  пенсионного обеспечения  в  целом  будет  иметь   благоприятные   социальные   и экономические результаты.     Пенсионная система,  освобожденная  от   не   свойственных   ей функций,  будет  полностью  сосредоточена  на  проблеме  обеспечения приемлемого  уровня   жизни   нетрудоспособных   граждан.   Создание дополнительных  профессиональных  пенсионных  систем освободит ее от решения задач,  связанных с предоставлением преимуществ в пенсионном обеспечении отдельным категориям работников за счет других категорий работников,  что позволит проводить  единую  пенсионную  политику  в отношении всех застрахованных лиц.
         Благоприятным следствием  пенсионной   реформы   явится   также создание  банка  данных  о  долгосрочных  обязательствах  пенсионной системы в отношении пенсионных прав,  приобретенных по старой  и  по новой   системе.   Это   позволит   осуществлять   актуарные  оценки финансового состояния  системы  на  краткосрочную,  среднесрочную  и долгосрочную  перспективу  и заранее предпринимать необходимые меры, обеспечивающие финансовую стабильность пенсионного обеспечения.
         Следствием пенсионной  реформы   должно  явиться улучшение общей социальной и экономической ситуации в  стране.  Снизится  социальная напряженность,  обусловленная  во  многом  социально  несправедливым характером действующей пенсионной системы.
    Таким образом, проблема реформирования системы пенсионного обеспечения касается всех граждан, независимо от возраста и социального статуса.
    Система пенсионного обеспечения затрагивает жизненно важные интересы не только граждан, находящихся на пенсии, но и тех, кто еще только «зарабатывает» себе будущую пенсию, и является важнейшей составной частью системы социальной защиты населения Республики Беларусь.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА 2. ПОНЯТИЕ, ВИДЫ ПЕНСИЙ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 

    В Республике Беларусь пенсионное обеспечение  является основным видом социального  обеспечения нетрудоспособных граждан.
    В соответствии со ст. 4 Закона Республики Беларусь от  17 апреля 1992 г. № 1596-XII «О пенсионном обеспечении» (далее – Закон) различают следующие виды пенсий:
     1. трудовые пенсии:
    по возрасту;
    по инвалидности;
    по случаю потери кормильца;
    за выслугу лет;
    за особые заслуги перед республикой;
    2. социальные пенсии.
          Гражданам, имеющим  право на различные государственные  пенсии, ежемесячное денежное содержание или ежемесячную страховую выплату, назначается по их выбору одна пенсия или указанная иная выплата.
    Закон предусматривает обращение граждан  за пенсией в любое время после  возникновения права на нее, без  ограничений каким-либо сроком или  независимо от характера их занятий  ко времени обращения. [19,с.183]
    Итак, пенсия (от латинского pensio – платёж) - регулярная и, как правило, пожизненная денежная выплата нетрудоспособным гражданам со стороны государства или иных субъектов в качестве основного источника средств существования, назначаемая в установленном законом случаях: при достижении ими определенного пенсионного возраста, при установлении инвалидности, в случае смерти кормильца, а также в связи с длительной профессиональной деятельностью. Является формой социальной защиты населения.
Раздел 2.1. Трудовые пенсии 

    Трудовая  пенсия – ежемесячная денежная выплата в целях компенсации гражданам заработной платы или иного дохода, которые получали застрахованные лица перед установлением им трудовой пенсии либо утратили нетрудоспособные члены семьи застрахованных лиц в связи со смертью этих лиц, право на которую определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными Законом.
    Согласно  ст. 5 Закона «О пенсионном обеспечении» право на трудовую пенсию имеют лица, которые в период работы или занятия  иными видами деятельности подлежали  государственному социальному страхованию  и за них, а также ими самими в предусмотренных законодательством  о государственном социальном страховании  случаях уплачивались обязательные страховые взносы, и их семьи при соблюдении других условий, предусмотренных настоящим Законом. При этом право на трудовую пенсию по возрасту предоставляется при условии уплаты обязательных страховых взносов не менее 5 лет. 

Подраздел 2.1.1. Пенсия по возрасту 

    В правовой литературе до настоящего времени  отсутствует понятие пенсии по возрасту (старости). Под старостью, лежащей  в основе пенсионного обеспечения, понимают достижение установленного законодательством  возраста, с которым связывают  определенные правовые последствия.[19,с.184]
    Способом  реализации гражданами конституционного права на материальное обеспечение  при достижении установленного законом  возраста являются пенсии по возрасту. Это преобладающий вид пенсионного  обеспечения. Как ранее отмечалось, все пенсии (в том числе и  пенсии по возрасту) подразделяются на два вида: трудовые и социальные. Трудовые пенсии по возрасту в зависимости от оснований их предоставления и круга лиц, имеющих право на этот вид пенсий, подразделяются на пенсии по возрасту на общих основаниях и пенсии по возрасту на льготных основаниях.
    Лицам, достигшим пенсионного возраста, но не имеющим установленного законом  трудового стажа, необходимого для  назначения пенсии по возрасту на общих  основаниях, при наличии пятилетнего  страхового стажа назначается пенсия по возрасту при неполном трудовом стаже.
    Пенсии  по возрасту имеют следующие признаки:
    ежемесячные выплаты. Все виды пенсий выплачиваются каждый месяц по месту жительства;
    выплачиваются из средств Фонда социальной защиты;
    назначаются в случае достижения лицом пенсионного возраста;
    выплачиваются в размерах, зависящих от прошлого заработка, выплачиваются при наличии определенной продолжительности трудового стажа (для мужчин - 25 лет, для женщин - 20 лет).
    Право на пенсию по возрасту на общих основаниях зависит от трех условий: возраста, общего трудового стажа и факта  уплаты страховых взносов. В Законе предусмотрено, что пенсии на общих основаниях назначаются мужчинам по достижении ими возраста 60 лет, а женщинам - 55 лет и при стаже работы соответственно не менее 25 и 20 лет.
    Право на пенсию по возрасту в связи с  особыми условиями труда независимо от места последней работы имеют работники, занятые полный рабочий день на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, -- но Списку № 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей1 и по результатам аттестации рабочих мест:
    мужчины - по достижении 50 лет и при стаже работы не менее 20 лет, из них не менее 10 лет на указанных работах;
    женщины - по достижении 45 лет и при стаже работы не менее 15 лет, из них не менее 7 лет 6 месяцев на указанных работах.
    При назначении пенсии за работу с особыми  условиями труда применяются  списки производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право  на такую пенсию, утверждаемые Советом  Министров Республики Беларусь:
    список производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию но возрасту за работу с особыми условиями труда (Список № 1);
    список производств, работ, профессий, должностей и показателей на работах с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту за работу с особыми условиями труда (Список № 2).
    Министерству  труда и социальной защиты дано право  устанавливать тождественность профессий, имеющих иное наименование, чем предусмотрено Общегосударственным классификатором профессий рабочих и должностей служащих (ОКПД), и давать разъяснения о применении списков № 1 и 2.
   Военнослужащие, ставшие инвалидами вследствие ранения, Контузии или увечья, полученных при  исполнении обязанностей военной службы либо вследствие заболевания, связанного с пребыванием на фронте, имеют  право на пенсию по возрасту:
    мужчины - по достижении 55 лет и при стаже работы не менее 25 лет;
    женщины - по достижении 50 лет и при стаже работы не менее 20 лет.
    Матери  военнослужащих, смерть которых связана  с исполнением обязанностей военной  службы, имеют право на пенсию по возрасту по достижении 50 лет и при  стаже работы не менее 20 лет.
    Женщины, родившие пять и более детей и  воспитавшие их до 8-летнего возраста, имеют право на пенсию, но возрасту по достижении 50 лет (а также женщины, у которых к этому времени  пятый ребенок не достиг 8 лет) и  при стаже работы не менее 15 лет.
    Женщины, родившие пять и более детей и  воспитавшие их до 16-летнего возраста, при стаже работы в колхозах, совхозах и других предприятиях сельского  хозяйства непосредственно в  производстве сельскохозяйственной продукции  не менее К) лет (без зачета в стаж работы времени ухода за детьми) имеют право на пенсию независимо от возраста.
    Матери, воспитывавшие детей-инвалидов (инвалидов  с детства) не менее 8 лет в период до их совершеннолетия, имеют право  на пенсию по возрасту по достижении 50 лет и при стаже работы не менее 20 лет.
Отцы, воспитывавшие  детей-инвалидов (инвалидов с детства) не менее 8 лет в период до их совершеннолетия, имеют право на пенсию но возрасту по достижении 55 лет и при стаже работы не менее 25 лет, если мать ребенка-инвалида (инвалида с детства) не использовала приобретенного ею права на пенсию по возрасту в соответствии с законодательством и отказалась от этого нрава в пользу отца или не использовала права на пенсию по возрасту в соответствии с законодательством в связи с ее смертью.
    Лица, больные гипофизарным нанизмом (лилипуты), и диспропорциональные карлики  имеют право на пенсию по возрасту:
    мужчины - по достижении 45 лет и при стаже работы не менее 20 лет;
    женщины - по достижении 40 лет и при стаже работы не менее 15 лет.
    Инвалиды  с детства имеют право на пенсию по возрасту:
    мужчины - по достижении 55 лет и при стаже работы не менее 25 лет;
    женщины - по достижении 50 лет и при стаже работы не менее 20 лет.
    Дифференциация  пенсионного возраста но признаку пола - это характерная особенность Республики Беларусь, а в прошлом СССР, но это не повсеместное явление в мире. В большинстве стран возраст выхода на пенсию для мужчин и женщин одинаковый. Так, в Японии и Канаде мужчины и женщины выходят на пенсию в 65 лет.
    В настоящее время в связи с  сокращением рождаемости, продолжительности  жизни население Республики Беларусь не увеличивается, а уменьшается. Так, за период с 1993 г. по 2003 г. население  сократилось на 399 тыс. человек, коэффициент  рождаемости населения составил 1,3, а для простого воспроизводства  населения он должен быть не ниже 2,15.
    В связи с этим предлагается повысить пенсионный возраст, чтобы оптимизировать экономическую нагрузку пенсионной системы, так как пенсионный возраст  определяет соотношение численности  пенсионеров и лиц, занятых в  народном хозяйстве. Повышение пенсионного  возраста должно быть обосновано следующими объективными причинами: возросшей  продолжительностью жизни, улучшением ее качества, состоянием трудоспособности населения. Возраст, при достижении которого гражданин имеет право на пенсию, фактически не ниже, чем в других странах, поскольку продолжительность жизни у нас короче, чем в других странах. Так, средняя продолжительность жизни у мужчин составляет 62 года. 

Подраздел 2.1.2. Пенсия по инвалидности 

    Инвалидность  – это понятие не только медицинское. Но и социально-правовое. С каждым годом количество инвалидов в  мире возрастает.
    Согласно  ст. 1 Декларации о правах инвалидов  от 9 декабря 1975 года, "инвалид" означает любое лицо,  которое не  может самостоятельно   обеспечить  полностью или частично  потребности    нормальной личной и / или социальной жизни в силу недостатка, будь    то  врожденного или нет,  его или ее физических или умственных   способностей.
    Инвалиды  должны пользоваться всеми правами,  изложенными в    Декларации.  Эти права должны  быть  признаны  за  всеми    инвалидами  без каких бы  то ни было исключений и без различия и    дискриминации по  признаку  расы,  цвета   кожи,   пола,   языка,    вероисповедания,  политических  или иных убеждений,  национального   или социального происхождения,  материального положения,  рождения    или любого другого фактора, независимо от того, относится ли это к   самому инвалиду или к его или ее семье.
    Инвалиды  имеют  право  на   экономическое   и   социальное    обеспечение и на удовлетворительный уровень жизни (ст. 7 Декларации).
    Законом Республики Беларусь от 11 ноября 1991 г. № 1224-XІІ «О социальной защите инвалидов  в Республике Беларусь»  предусмотрено  понятие «инвалид». Инвалид – лицо с устойчивыми физическими, психическими, интеллектуальными или сенсорными нарушениями, которые при взаимодействии с различными барьерами мешают полному и эффективному участию его в жизни общества наравне с другими гражданами.
    Пенсии  по инвалидности – это ежемесячные  денежные выплаты из Фонда социальной защиты населения и средств государственного бюджета, назначаемые в связи  с инвалидностью в размерах, соизмеримых  с прошлым заработком, лицам, занимавшимся в прошлом юридически значимой деятельностью. [19,с.223]
    Пенсии  по инвалидности назначаются независимо от причины инвалидности при наличии  следующего стажа работы ко времени  наступления инвалидности или обращения  за пенсией:
    До  достижения 23 лет  - 1 год, от 23 лет до 26 лет - 2, от 26 лет до 31 года- 3, от 31 года до 36 лет – 5, от 36 лет до 41 года – 7, от 41 года до 46 лет – 9, от 46 лет до 51 года – 11, от 51 года до 56 лет – 13, от 56 лет до 61 года – 14, от 61 года и старше – 15.
    Лицам, ставшим инвалидами до достижения 20 лет в период работы, предпринимательской, творческой и иной деятельности или после ее прекращения, пенсии назначаются независимо от наличия стажа работы, установленного частью первой настоящей статьи. 

Подраздел 2.1.3. Пенсия по случаю потери кормильца 

    Пенсия  по случаю потери кормильца – это ежемесячная выплата, назначаемая из фонда социальной защиты населения нетрудоспособным иждивенцам умершего (безвестно отсутствующего) кормильца в качестве частичного возмещения помощи, которая служила для них постоянным и основным источником средств существования.
    Под потерей кормильца понимается смерть или безвестное отсутствие кормильца, что подтверждается свидетельством, выданным органом Загса, или устанавливается  судом.[19,с.213]
    Исходя  из смысла стст. 38 и 41 Гражданского Кодекса Республики Беларусь (далее – ГК) гражданин по заявлению заинтересованных лиц может быть признан судом безвестно отсутствующим, если в течение одного года по месту его жительства нет сведений о месте его пребывания, и гражданин может быть объявлен судом умершим, если по месту его жительства нет сведений о месте его пребывания в течение трех лет, а если он пропал без вести при обстоятельствах, угрожавших смертью или дающих основание предполагать его гибель от определенного несчастного случая, – в течение шести месяцев.
    Семья, имеющая право на пенсию по случаю потери кормильца, может обращаться за назначением пенсии в любое  время после смерти или установления безвестного отсутствия кормильца  без ограничения каким-либо сроком.
    Согласно  ст. 35 Закона  право на пенсию по случаю потери кормильца имеют нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца, состоявшие на его иждивении. При этом детям, а также лицам, указанным в пункте «в» настоящей статьи, пенсии назначаются независимо от того, состояли ли они на иждивении кормильца.
    Родители  и супруг (супруга) умершего, не состоявшие на его иждивении, также имеют  право на пенсию, если впоследствии утратили источник средств к существованию.
    Нетрудоспособными членами семьи считаются:
       а) дети (в том числе усыновленные, пасынки и падчерицы), братья, сестры и внуки, не достигшие 18 лет и старше этого возраста, если они стали инвалидами до достижения 18 лет, при этом братья, сестры и внуки – при условии, если они не имеют трудоспособных родителей, пасынок и падчерица – если они не получали алиментов от родителей;
       б) отец, мать (усыновители), супруги, если они достигли пенсионного возраста (мужчины – 60 лет, женщины – 55 лет) либо являются инвалидами;
       в) один из родителей или супруг (супруга) либо дед, бабушка, брат или сестра независимо от возраста и трудоспособности, если он (она) занят (занята) уходом за детьми, братьями, сестрами или внуками умершего кормильца, не достигшими 8 лет, и не работает;
       г) дед и бабушка – при отсутствии лиц, которые по закону обязаны их содержать;
       д) отчим, мачеха, если они достигли пенсионного возраста (мужчины – 60 лет, женщины – 55 лет) либо являются инвалидами, – при условии, если воспитывали или содержали умершего пасынка или падчерицу не менее 5 лет.
    Лица  в возрасте от 18 лет и старше, обучающиеся  в дневной форме получения  образования в общеобразовательных  учреждениях, учреждениях, обеспечивающих получение профессионально-технического, среднего специального и высшего  образования, в том числе на подготовительных отделениях (кроме учреждений образования, в период учебы в которых обучающиеся  состоят на военной службе, на службе в органах внутренних дел, органах  и подразделениях по чрезвычайным ситуациям, органах финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь), специального образования, переподготовку кадров, имеют право на пенсию по случаю потери кормильца до окончания ими такого обучения, но не более чем до достижения возраста 23 лет.
    Все правила Закона, касающиеся семей  умерших, соответственно распространяются и на семьи безвестно отсутствующих, если безвестное отсутствие кормильца  удостоверено в установленном порядке.
    В ст. 36 Закона указывается, что члены  семьи умершего считаются состоявшими  на его иждивении, если они находились на его полном содержании или получали от него помощь, которая была для  них постоянным и основным источником средств к существованию.
    Члены семьи умершего, для которых его  помощь была постоянным и основным источником средств к существованию, но которые сами получали какую-либо пенсию, имеют право перейти на новую пенсию.
      Пенсия, назначенная по случаю смерти супруга, сохраняется и при вступлении пенсионера в новый брак. Несовершеннолетние, имеющие право на пенсию по случаю потери кормильца, сохраняют это право также и при их усыновлении.
    В ст. 957 ГК предусматривается, что в  случае смерти потерпевшего (кормильца) право на возмещение вреда имеют:
    нетрудоспособные лица, состоявшие на иждивении умершего или имевшие ко дню его смерти право на получение от него содержания;
    ребенок умершего, родившийся после его смерти;
    один из родителей, супруг либо другой член семьи независимо от его трудоспособности, который не работает и занят уходом за находившимися на иждивении умершего его детьми, внуками, братьями и сестрами, не достигшими четырнадцати лет, либо, хотя и достигшими указанного возраста, но по заключению медицинских органов нуждающимися по состоянию здоровья в постороннем уходе;
    лица, состоявшие на иждивении и ставшие нетрудоспособными в течение пяти лет после его смерти.
    Один  из родителей, супруг либо другой член семьи, не работающий и занятый уходом за детьми, внуками, братьями и сестрами умершего и ставший нетрудоспособным в период осуществления ухода, сохраняет  право на возмещение вреда после  окончания ухода за этими лицами.
      Вред возмещается:
    несовершеннолетним – до достижения восемнадцати лет;
    учащимся старше восемнадцати лет – до окончания учебы в учебных учреждениях по очной форме обучения, но не более чем до двадцати трех лет;
    женщинам старше пятидесяти пяти лет и мужчинам старше шестидесяти лет – пожизненно;
    инвалидам – на срок инвалидности;
    одному из родителей, супругу либо другому члену семьи, занятому уходом за находившимися на иждивении умершего его детьми, внуками, братьями и сестрами, – до достижения ими четырнадцати лет либо до изменения состояния их здоровья.
 
Подраздел 2.1.4. Пенсия за выслугу лет 

    Пенсия  за выслугу лет близка к пенсии по возрасту, однако в отличие от нее эта пенсия назначается не всем, а отдельным категориям трудящихся и в некоторых случаях независимо от достижения ими определенного  возраста.
    Основанием  для назначения этой пенсии является трудовая деятельность по определенной профессии, позволяющая гражданам  выработать специальный стаж – выслугу  лет. При этом работа граждан или  их служба по определенной профессии  ведет к риску преждевременного «профессионального старения», хотя в  биологическом смысле такие граждане вполне здоровы и трудоспособны. [18,с.63]
    Пенсии  за выслугу лет назначаются отдельным категориям работников, не имеющим права на досрочную профессиональную пенсию, а также занятым на работах, выполнение которых ведет к утрате профессиональной трудоспособности или пригодности до наступления возраста, дающего право на пенсию по возрасту.
    К числу таких лиц Закон относит:
    отдельные категории работников авиации и летно-испытательного состава;
    отдельные категории медицинских и педагогических работников;
    отдельные категории артистов театров и других театрально-зрелищных организаций и коллективов;
    спортсмены.
    Согласно  ст. 47 Закона право на пенсию за выслугу  лет имеют следующие категории  рабочих и служащих авиации, а также летно-испытательного состава независимо от ведомственной подчиненности предприятий, учреждений и организаций, в которых они заняты:
    а) работники летного и летно-испытательного состава при выслуге лет в  этих должностях не менее 25 лет у  мужчин и не менее 20 лет у женщин.
Указанные работники, уволенные с летной работы по состоянию здоровья (болезни), при  наличии выслуги лет у мужчин не менее 20 лет и у женщин не менее 15 лет имеют право на пенсию пропорционально  отработанному времени. Последующая  работа в службах управления воздушным  движением и инженерно-авиационной  в должностях, дающих право на пенсию за выслугу лет (пункты «б» и «в»  настоящей статьи), засчитывается  в календарном порядке для  назначения полной пенсии за выслугу  лет.
    б) работники, осуществляющие управление воздушным движением и имеющие  свидетельство диспетчера:
    мужчины – по достижении 50 лет и при стаже работы не менее 25 лет, из них не менее 12 лет 6 месяцев работы по непосредственному управлению полетами воздушных судов;
    женщины – по достижении 45 лет и при стаже работы не менее 20 лет, из них не менее 10 лет работы по непосредственному управлению полетами воздушных судов.
   В выслугу лет работникам, осуществляющим управление воздушным движением, засчитывается  также работа, указанная в пункте «а» настоящей статьи;
    в) инженерно-технический состав –  по перечню должностей и работ, утверждаемому  в порядке, определяемом Советом  Министров Республики Беларусь:
    мужчины – по достижении 55 лет и при стаже работы не менее 25 лет, из них не менее 20 лет в указанных должностях;
    женщины – по достижении 50 лет и при стаже работы не менее 20 лет, из них не менее 15 лет в указанных должностях.
В выслугу  лет работникам инженерно-технического состава засчитывается также  работа, указанная в пунктах «а»  и «б» настоящей статьи;
    г) бортпроводники:
    мужчины – по достижении 55 лет и при стаже работы не менее 25 лет, из них не менее 15 лет бортпроводником;
    женщины – по достижении 45 лет и при стаже работы не менее 20 лет, из них не менее 10 лет бортпроводницей.
    Право на пенсию за выслугу лет имеют  отдельные категории медицинских и педагогических работников:
    мужчины – по достижении 55 лет и при наличии специального стажа работы не менее 30 лет;
    женщины – по достижении 50 лет и при наличии специального стажа работы не менее 25 лет.
    Перечень  учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет утверждается постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 01 декабря 1992 г. № 724
    Право на пенсию за выслугу лет при стаже  творческой деятельности от 20 до 30 лет  имеют отдельные категории артистов театров и других театрально-зрелищных организаций и коллективов – по перечню, утверждаемому постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 04 ноября 1992 г. № 665. В этом перечне в стст. 1-3 указаны три группы артистов театров и работников других театрально-зрелищных предприятий и коллективов, для которых предусмотрено право на пенсию за выслугу лет:
    1. При стаже творческой работы  на должностях, предусмотренных  в настоящем пункте, не менее  20 лет:
      артисты балета;
      артисты - исполнители танцевальных номеров в профессиональных художественных коллективах;
      артисты театров мимики и жеста;
      травести (артисты, исполняющие роли мальчиков, подростков, девочек);
      артистки, играющие на духовых инструментах в профессиональных художественных коллективах;
      артисты цирков, концертных организаций и профессиональных художественных коллективов: гимнасты, мотовелофигуристы, эквилибристы, балансеры, акробаты, наездники, дрессировщики диких зверей, борцы, достигшие 50-летнего возраста, клоуны (ковровые), исполняющие номера жанров циркового искусства, дающие право на пенсию за выслугу лет, силовые жонглеры, лилипуты - артисты всех наименований;
      артистки-вокалистки (солистки) - театров оперы и балета, музыкальных и музыкально-драматических театров, концертных организаций, профессиональных художественных коллективов, телевидения и радиовещания, оперных студий высших учебных заведений искусств.
    2. При стаже творческой работы  на должностях, предусмотренных  в настоящем пункте, не менее 25 лет (в этот стаж засчитывается также работа, предусмотренная в пункте 1 настоящего перечня):
      артисты-вокалисты (солисты) - театров оперы и балета, музыкальных и музыкально-драматических театров, концертных организаций, профессиональных художественных коллективов, телевидения и радиовещания, оперных студий высших учебных заведений искусств;
      артисты - исполнители трюковых номеров (каскадеры);
      артисты профессиональных хоровых коллективов, исполняющие сольные партии;
      артисты, играющие на духовых инструментах в профессиональных художественных коллективах;
      и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.