Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

 

Повышение оригинальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.

Результат поиска


Наименование:


реферат Конституционное право - ведущая отрасль российского права

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 13.05.2012. Год: 2011. Страниц: 9. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


"Конституционное  право - ведущая  отрасль российского  права"  

1. Общая характеристика конституционного права России.   
Россия вступила на путь конституционного развития в  начале XX века с принятием в 1905-1906 гг. ряда государственных актов, имевших  конституционное значение.
Основные  этапы развития российской Конституции
1.дореволюционный (октябрь 1905 г. — октябрь 1917 г.); 
2.советский (октябрь 1917 г. — июнь 1990 г.) и 
3.постсоветский, или современный (с июня 1990 г. по настоящее время).  
 Первым  законодательным актом в России, имевшим конституционное значение, принято считать Манифест 17 октября 1905 г. "Об усовершенствовании государственного порядка", которым император Николай II: 
= даровал  населению "основы гражданской  свободы на началах действительной  неприкосновенности личности, свободы совести, слова, собраний, союзов"; 
= установил  "незыблемое правило, чтобы  никакой закон не мог воспринять силу без одобрения Государственной думы и чтобы выборным от народа обеспечена была возможность действительного участия в надзоре за законностью действий" поставленных императором властей.  
 Несколько  месяцев спустя в дополнение  к Манифесту были учреждены  Государственная дума (20 февраля 1906 г.), Государственный Совет (23 апреля 1906 г.), принят Свод основных государственных законов (23 апреля 1906 г.). В соответствии с ними в России учреждалась двухпалатная парламентская система (Госдума и Госсовет). Эти конституционные акты привели к определенному ограничению власти самодержавного монарха. В то же время Основные законы сохранили сильную власть царя: 
 ¦ без  его утверждения ни один закон  не мог войти в силу; 
 ¦ изменение  Основных законов могло осуществляться только по инициативе царя; 
 ¦ он  наделялся правом роспуска Государственной  Думы; 
 ¦  император был вправе и сам принимать законы, но с одобрения обеих палат парламента; 
 ¦ царь  назначал Совет министров и полностью его контролировал (акт 19 октября 1905 г. «О мерах к укреплению единства в деятельности министерств головных управлений»).  
  Дума, избираемая населением на пять лет, имела право принимать законопроекты и обращаться к министрам с запросами, однако могла быть распущена указом императора.   
  Госсовет наполовину состоял из членов, назначаемых императором. Члены другой половины избирались от духовенства, губернских земских собраний, дворянских обществ, Академии наук и университетов, совета торговли и мануфактур, биржевых комитетов и купеческих управ "сроком на девять лет с тем, чтобы каждые три года одна треть каждого разряда сих членов выбывала в очередном порядке". Госсовет рассматривал законопроекты, принятые Госдумой, и вносил в Госдуму законопроекты, одобренные им ранее. Законопроекты, одобренные обоими органами, представлялись на утверждение императору председателем Госсовета.  
 До 1917 г.  был принят ряд актов, развивавших  положения Основных законов. К числу таких актов следует отнести Закон о военно-полевых судах, Указ об уравнении крестьян в правах с другими сословиями, Указ о праве крестьян закреплять за собой их наделы, новое Положение о выборах, Закон о порядке издания касающихся Финляндии законов и постановлений и др. Среди источников конституционного права все большее место стали занимать акты исполнительной власти.   
 В результате  Октябрьской революции 1917 г. в  России произошла смена общественного  строя, что обусловило разработку  и принятие конституции социалистического  типа. Первая конституция Советской России Конституция РСФСР была принята V Всероссийским съездом Советов 10 июля 1918 г.  
 Конституция  открыто выражала классовый характер  пролетарской демократии.   
 После  образования СССР (1922 г.) на основе  Декларации и Договора об образовании СССР в 1924 г. была принята первая Конституция СССР, а на ее основе — новая Конституция РСФСР (1925 г.). Дальнейшее конституционное развитие РСФСР также связано с принятием новых союзных конституций. Поэтому структура и содержание последующих конституций РСФСР являлись производными от соответствующих характеристик конституций СССР.  
 В 1936 г.  в связи с провозглашением  построения социализма в СССР была принята новая Конституция СССР, а на; ее основе — новая Конституция РСФСР (1937 г.). Эта Конституция отразила, как считалось, построение основ социализма и полную ликвидацию эксплуататорских классов и элементов.  
 К числу  важнейших изменений государственной  системы относится введение всеобщего,  равного, прямого избирательного  права при тайном голосовании,  упразднение съездов Советов,  а также преобразование политической  основы государства - Советов  рабочих, солдатских и крестьянских депутатов в Советы депутатов трудящихся  
 К концу  пятидесятых годов СССР обладал  ядерным и термоядерным оружием,  а также самыми современными  средствами его доставки - межконтинентальными  баллистическими ракетами. В связи с этим была теоретически обоснована концепция о полной и окончательной победе социализма в СССР. Это означало не только отсутствие внутренних условий для реставрации капитализма в СССР, но и невозможность его восстановления силами извне.  
 В 1977 г.  в связи с провозглашением  построения в СССР развитого  социализма и общенародного государства,  была принята новая Конституция  СССР, а на ее основе — новая Конституция РСФСР (1978 г.). Данная Конституция стала последней в советском государстве и отличалась тем, что в ней народ был объявлен единственным субъектом власти в государстве, однако руководящей силой по-прежнему называлась коммунистическая партия.   
 В Конституции  утверждалось, что советское общество  вступило в этап развитого  социализма, означавший превращение  советского государства из диктатуры  пролетариата в общенародное  государство, на базе которого  сформировалась новая историческая  общность людей — советский народ. В качестве основы экономической системы утверждала государственную (общенародную) и колхозно-кооперативную собственность, закрепляла плановое ведение хозяйства на базе жесткой централизации. Развитие получили также нормы, регулирующие федеративное устройство РСФСР.  
 С 1989 г.  в Конституцию РСФСР вносились многочисленные изменения и дополнения, существенно изменившие ее первоначальную редакцию. Эта работа была связана с политической обстановкой, сложившейся в России к тому моменту.  
 В 1990—1993 гг. в России широко проводились конституционные реформы, направленные на установление нового конституционного строя страны, связанные с переходом РФ от социализма к демократии. В результате дополнений и изменений Конституция приобрела  противоречивый характер, поскольку содержала как устаревшие, так и отвечавшие новому времени положения.  
 Работа  над новой редакцией Конституции  России связывается с образованием на I Съезде народных депутатов РСФСР летом 1990 г. Конституционной комиссии во главе с Б. Н. Ельциным. Проект, подготовленный этой комиссией, не был принят ни на первом, ни на втором обсуждении на съездах народных депутатов, но одобрялась общая концепция Конституции, что значительно затягивало переход к новому конституционному строю в России. Принятию Конституции препятствовали последствия распада в 1991 году СССР и ожесточенное противоборство законодательной и исполнительной властей.  
 В начале 1993 г. было созвано Конституционное совещание, которое в результате своей работы приняло так называемый «президентский проект» Конституции. Именно он был вынесен на всенародный референдум 12 декабря 1993 г.  
 В референдуме  по вопросу обсуждения проекта  Конституции приняло участие все население России и по результатам голосования Конституция РФ была принята на всероссийском референдуме 12 декабря 1993 г. и вступила в силу с момента её официального опубликования 25 декабря 1993 г.   
 В состав  Российской Федерации на правах  её субъектов входит 21 республика. Ст. 5 Конституции Российской Федерации  устанавливает, что каждая республика, исходя из её статуса как  государства, имеет свою конституцию.
Основные  принципы Конституции РФ 1993 г.:  
1) демократизм (выборность Президента РФ, Госдумы, органов власти субъектов РФ и органов местного самоуправления); 
2)  законность (органы государственной власти и местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы); 
3) гуманизм (человек, его права и свободы являются высшей ценностью, при этом каждый имеет право на жизнь, личную неприкосновенность, охрану достоинства личности);  
4) равноправие граждан (все равны перед законом и судом, а также в правах и свободах независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и других обстоятельств);  
5) государственное единство РФ (верховенство Конституции РФ и федеральных законов на всей ее территории, целостность и неприкосновенность территории, единство экономического пространства, единый государственный язык, единая денежная единица); 
6) равноправие и самоопределение народов (все субъекты РФ равноправны, они самостоятельно создают свои органы власти и законодательство, а полномочия центра и субъектов разделены);  
7) разделение власти (на законодательную, исполнительную и судебную); 
8) идеологическое многообразие и многопартийность (запрет на государственную или обязательную идеологию при равноправии общественных объединений перед законом).
Юридические свойства Конституции РФ 1993 г.: 
 » Верховенство - имеет высшую юридическую силу; 
 » прямого действия - имеет прямое действие на всей территории РФ; 
 » является правовой базой для всего текущего законодательства;  
 » является жесткой (порядок ее изменения сложный); 
 » Особая правовая охрана - в этом участвует вся система органов государственной власти, осуществляющих охрану в различных формах; 
 » является  правовым актом государства - Основной закон
Учение  о конституции  
 В Древнем  Риме конституциями (от лат.  constitutio — установление) назывались указы императоров, а в Средневековье — акты о феодальных вольностях. Однако в собственном, государственно-правовом смысле он стал применяться только в XVII веке в связи с возникновением самой идеи о необходимости такого акта. Современное понимание конституции появилось после буржуазных революций, когда конституции использовались для правового закрепления нового общественного строя.  
 Конституция  — основной закон (система  законов) государства, обладающий высшей юридической силой, в котором закреплены правовые основы государственного и общественного устройства, основы правового положения личности и органов власти.  
 Конституция  выполняет следующие основные  функции
  • юридическую (основной закон, основа правовой системы); 
  • политическую (документ, определяющий основы государственной политики, а иногда представляющий собой форму общественного договора); 
  • идеологическую или воспитательную (документ, провозглашающий определенное мировоззрение или высокие нравственные идеалы, сплачивающий и воспитывающий нацию).  
  Структура конституции может быть различной, но, как правило, она содержит нормы, закрепляющие:  
основы общественного устройства  (политическую, экономическую и социальную системы);  
правовое положение личности (права и обязанности, порядок приобретения и прекращения гражданства);   
форму государства (формы правления, политического режима и территориального устройства, а в федеративных государствах — разграничение полномочий федерации и ее субъектов);  
порядок формирования и полномочия органов власти;   
основы законодательного процесса, в том числе порядок принятия и изменения конституции;   
государственную символику (флаг, герб, гимн). Если указанные нормы содержатся в одном правовом акте, то они могут быть рассредоточены в соответствующих его разделах. Такие конституции часто имеют преамбулы, которые носят не нормативный, а скорее торжественно-декларативный характер, и заключительные, или переходные, положения.  
  Характерные черты конституций (особенности):  
1) особый  субъект, от имени которого  принимается Основной Закон, - народ;  
2) учредительный  характер конституционно-правовых  норм; 
3) расширенный  предмет регулирования Конституции;  
4) особые  юридические свойства Конституции.    
Главные идеи и принципы, которые заложены в конституции представляют собой ее сущность и  отвечает на вопрос, чью волю она выражает.   
 Сущность  конституции зависит от того, чьи интересы выражают конституционно-правовые нормы. Поэтому в зависимости от теории происхождения государства и права можно выделить следующие подходы к сущности конституции:  
1) согласно  теории общественного договора сущность конституции заключается в суверенитете народа, который по доброй воле принял основной закон, устанавливающий основы и пределы государственной власти, в руки которой народ передал свои полномочия;   
2) теологическая  теория утверждает, что конституция является продуктом божественных предписаний людям о правилах бытия;  
3) школы естественного  права поддерживают точку зрения, что конституционные нормы - это опыт народа страны, поэтому заимствование у других народов опыта приводит к недолговечности конституции;  
4) согласно  марксистско-ленинской теории сущность конституции состоит в том, что она выражает волю правящего класса, а не всего населения.   
 Действующая  Конституция Российской Федерации  по своей сущности является конституцией демократического правового государства, выражением воли многонацио-нального народа Российской Федерации путем всенародного голосования, воли, направлен-ной на учреждение таких основ жизни государства и общества, которые воплощают общедемократические принципы, исходят из признания высшей ценностью человека, его прав и свобод.
Виды   конституций  
 Конституция  как нормативный акт принимается  в виде письменного документа,  изданного в особом, как правило,  усложненном порядке, нежели иные  законы страны. Однако основной закон может быть не только письменным, и в этом случае говорят о «неписаной» конституции (Великобритания).  
 Конституции  классифицируются по разным критериям.   
  По их форме: 
- писанные в виде одного акта — так называемые консолидированные, или кодификационные (США, РФ); 
- писанные в виде совокупности нескольких основных законов (трех—четырех) — так называемые неконсолидированные, или некодификационные (Швеция); 
- неписаные — состоящие из конституционных норм, содержащихся во многих законах, а также из конституционных обычаев и прецедентов (Великобритания - от Великой хартии вольностей 1215 г. до Закона о министрах Короны 1937 г.).  
 В зависимости от формы государственного устройства
 » унитарные - Швеции и Китая
 » федеративные - Российской Федерации и Индии 
 » конфедеративные - в настоящее время примером такой служит Европейский Союз.  
  По порядку принятия - октроированные и неоктроированные:
              октроированные -  дарованные монархом и разработаные и дарованые метрополиями своим колониям при освобождении (Саудовская Аравия, дореволюционная Россия, японская 1889 г., марокканская 1911 г);
              неоктроированные (Франции 1946 г., Конституция Португалии 1976 г.) :
    принятые высшим законодательным органом власти (парламентом) (Украина, Советская Россия);  
- принятые на референдуме (Франция, современная Россия);   
- принятые  учредительным собранием, созванным  специально для этой цели (США). 
  По времени действия — постоянные и временные (принятые на определенный срок - ЮАР 1994 г. была принята сроком на пять лет). 
  В зависимости  от исторического  этапа принятия - первого поколения, второго поколения.  
 К первой  группе относятся конституции,  принятые в основном в XVIII—XIX вв., а также некоторые конституции  первой половины XX в. (Конституция Норвегии 1814 г., Конституция Люксембурга 1868 г., Конституция Ирландии 1937 г. и др.).  
 Вторую  группу составляют конституции, принятые после Второй мировой войны (Основной закон ФРГ 1949 г., Конституция Индии 1950 г., Конституция Франции 1958 г. и др.). 
  По способу изменения:
» гибкие (изменяются в том же упрощенном порядке, что и другие законы страны принятием обычного закона - Великобритания);  
 » жесткие (изменяются в усложненном порядке, который может предусматривать особый порядок внесения предложений об изменениях, а также необходимость одобрения их квалифицированным большинством членов парламента страны или даже большинством парламентов субъектов федерации - США);  
 » особо жесткие конституции, помимо усложненной процедуры принятия поправок, включают особую стадию их ратификации, которая осуществляется путем двойного вотума (голосования) в Парламенте, либо референдума, либо (в федеративных государствах) одобрения поправок членами (субъектами) федерации;  
 » «смешанные» - имеют особенности и гибких и жестких конституций.  
  По закрепляемой форме правления — монархические (Испании, Японии) и республиканские (ФРГ, Италии).   
  По закрепляемому  политическому режиму  (по социальным признакам): 
демократические - действуют в большинстве стран цивилизованного мира - Австрии, Бельгии, Франции и др.; 
антидемократические (Индонезии), которые в сою очередь можно разделить на: 
авторитарные – в настоящее время они открыто встречаются крайне редко, обычно реальный авторитаризм бывает прикрыт демагогическими лозунгами;  
тоталитарные и др.;  

2. Конституционное  право как отрасль  права и наука
Предмет и метод конституционного права  
 Конституционное  право России как отрасль права  — совокупность правовых норм, регулирующих отношения, связанные с основами правового статуса личности, государственным и общественным устройством России.  
 Конституционное  право, как и любая другая  отрасль права, характеризуется  своим предметом и методом  правового регулирования.  
  Предмет правового регулирования составляют качественно однородные общественные отношения, на которые воздействуют нормы данной отрасли.  
 Предмет отрасли конституционного права составляют следующие сферы общественных отношений: 
  ? основы конституционного строя России  (в которых выражается качественная характеристика государства - суверенитет народа и формы его осуществления, принципы государственного устройства и разделение властей, социальный и светский характер государства, идеологическое многообразие, подчинение государственной и общественной жизни конституции и законам);  
  ? взаимоотношения между государством и личностью (основные права и обязанности личности, определяющие правовые основы статуса российских граждан, лиц без гражданства и иностранных граждан на территории России, права и свободы человека и гражданина и гарантии их реализации, правовое положение общественных объединений); 
  ? территориальное устройство государства и федеративные отношения (федеративное устройство России, состав и компетенция её субъектов, исключительная компетенция федерации и предметы совместного ведения федерации и субъектов федерации, верховенство федеральных законов над правовыми актами субъектов и т.д.); 
  ? организация и функционирование органов государственной власти и местного самоуправления: Президента, Федерального Собрания, Правительства Российской Федерации, органов судебной власти, представительных и исполнительных органов государственной власти субъектов Федерации, системы местного самоуправления.  
  ? основы государственной политики в различных областях общественной жизни (экономика, право, образование, наука, культура, здравоохранение, международные отношения, оборона, безопасность и др.).   
 Предмет  конституционного права по сравнению  с другими отраслями имеет  свои особенности. Во-первых, он охватывает общественные отношения, складывающиеся во всех сферах жизнедеятельности общества: политической, экономической, социальной, духовной и др., в то время как предмет других отраслей составляют общественные отношения в какой-либо одной области жизни. Во-вторых, к его предмету относятся только те отношения, которые являются основополагающими, базовыми в каждой из указанной сфер. Поэтому конституционное право выступает ведущей базовой отраслью системы права России.  
 Конституционное  право регулирует наиболее важные  общественные отношения, нацеленные  на осуществление власти и  суверенитета народа, а также  на защиту прав и свобод  гражданина и личности, поэтому  его называют государственным правом — основополагающей отраслью права.  
 Конституционно-правовые  отношения - это общественные  отношения, урегулированные нормами конституционного права.  
  Объект конституционных отношений - предмет, по поводу которого возникают правоотношения.  
  Субъектами конституционно-правовых отношений могут быть все, кто в соответствии с правовыми нормами данной отрасли являются носителями определенных прав и обязанностей, т.е. являются субъектами конституционного права. Понятие «субъект конституционного права» относится к неопределенному кругу субъектов, обозначаемых видовым понятием (например, гражданин, субъект Федерации и т.п.). Понятие «субъект правоотношения» относится к субъекту-участнику конкретного правоотношения (например, гражданин Иванов Владимир Петрович, г. Москва и т.п.).  
 Субъектами  конституционно-правовых отношений  являются: 
 ¦ физические  лица (граждане РФ, иностранцы, лица  с двойным гражданством (бипатриды), лица без гражданства (апатриды), лица со специальной правоспособностью);  
 ¦ государственные  образования (РФ, субъекты РФ, федеральные органы государства РФ и субъектов РФ);  
 ¦ общественные  объединения (партийные, профессиональные, любительские, религиозные и др.);  
 ¦ общности  людей (народ РФ, нации, народности, население области, края города, поселка и др.); 
 ¦ органы  власти (Парламент, Правительство  РФ, законодательные и исполнительные  органы власти субъектов РФ, органы  местного самоуправления, суды и  др.); 
 ¦ другие  государственные органы (избирательные  комиссии, Конституционное Собрание, Счетная палата, Совет Безопасности  и др.); 
 ¦ должностные  лица (президенты, депутаты, министры, судьи, члены избирательных комиссий  и др.); 
 ¦ другие.   
  Содержание конституционно-правовых отношений является юридическая связь между субъектами правоотношения, которая выражается в том, что один субъект обладает определенными правами, а второй - корреспондирующими обязанностями, или оба наделены взаимными правами и обязанностями, предусмотренными конституционными нормами. При этом субъекты конституционных правоотношений не равны между собой, поэтому конституционные отношения имеют структуру «власти - подчинения».   
 Возникновение,  изменение и прекращение конституционно-правовых  отношений происходит на основе  конституционно-правовых норм в  связи с определенными обстоятельствами, которые имеют название  юридические факты.  
 Необходимой предпосылкой конкретных конституционно-правовых отношений являются юридические факты. Конституционно-правовые отношения возникают,  изменяются и прекращаются на основании юридических фактов.  
 Юридические  факты - это события или действия, с которыми нормы права связывают возникновение, изменение или прекращение правоотношений. Они формулируются в гипотезах правовых норм. События происходят независимо от воли субъекта, а изменение или прекращение правоотношений в этом случае происходит в силу объективных причин (например, рождение гражданина, достижение совершеннолетия и т.п.). Действия - это такие юридические факты, наступление которых зависит от воли и сознания субъекта. Они являются следствием волеизъявления человека, т. е. изменение, возникновение и прекращение отношений происходит по воле сторон. Все действия подразделяются на правомерные и неправомерные. В свою очередь правомерные действия делятся на юридические акты и юридические поступки. Юридические акты представляют собой правомерные действия, совершаемые специально с целью возникновения, изменения или прекращения определенных правоотношений. Юридические поступки специально не направлены на возникновение, изменение или прекращение правоотношений, но влекут за собой такие последствия. Развитие конституционно-правового отношения, как правило, обусловлено целой системой, цепью юридических фактов.  
 Конституционно-правовые  отношения имеют свои особенности.  
  Во-первых, они имеют особое содержание и предмет - возникают в особой сфере общественных отношений, составляющих предмет конституционного права. 
  Во-вторых, их отличает особый субъектный состав, так как он включает таких субъектов, которые не могут быть субъектами других видов правоотношений. 
  В-третьих, они характеризуются значительным разнообразием видов правовых отношений.   
 Классическим  видом таких правоотношений являются конкретныеконституционно-правовые отношения, которые возникают в результате реализации норм-правил поведения. В этом виде правоотношений четко определены субъекты, их взаимные права и обязанности.   
 Другим  видом конституционно-правовых отношений  выступают правоотношения общего характера, такие как реализация норм-принципов, норм-целей, норм-деклараций и т.п. В них конкретно не определены субъекты отношений, не установлены их конкретные права и обязанности.  
 Особым  видом конституционно-правовых отношений  являются правовые состояния. Их характеризует, с одной стороны, четкая определенность субъектов правоотношения, а с другой - неопределенность взаимных прав и обязанностей, которые выводятся из множества действующих конституционно-правовых норм. Например, состояние в гражданстве, состояние в качестве субъекта Российской Федерации.  
 В зависимости от сферы возникновения конституционных правоотношений выделяют конституционно-правовые отношения: I) связанные с установлением конституционных основ гражданского общества; 2) конституционного строя РФ; 3) регулированием правового статуса личности РФ.  
 Конституционно-правовые отношения также классифицируются:   
= по сроку действия - на постоянные (срок действия не является определенным) и временные;  
= по назначению  в механизме правового  регулирования - на материальные и процессуальные;  
= по целевому назначению — на правоустановительные и правоохранительные.   
  Метод правового регулирования представляет собой совокупность приемов, способов воздействия на общественные отношения, входящие в предмет отрасли.  
 Основным  способом воздействия государства  на общественные отношения, составляющие предмет конституционного права, являетсянаделение одной из сторон государственно-властными полномочиями и возложение на другую сторону (стороны) отношений обязанности подчиняться велениям стороны, наделенной этими полномочиями. Такой метод называется методом властеотношений.  
 Другим  способом правового регулирования  отрасли конституционного права  является установление конкретных правомочий и обязанностейучастников общественных отношений, например, отношений, связанных с организацией и проведением выборов, деятельностью депутатов, реализацией компетенции государственными органами и др.  
 Особенностью  метода конституционного права  выступает закрепление в Конституции моральных принципов, категорий, общественных идеалов и т.п., которое придает регулированию политико-правовой характер.  
 Конституционное  право использует также такие  способы воздействия на участников общественных отношений, как: 
 » дозволение ("каждый может свободно выезжать  за пределы Российской Федерации");  
 » запрет ("никто не может быть принужден  к выражению своих мнений"); 
 » обязывание ("каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы"); 
 » управомочивание ("Президент Российской Федерации представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях"); 
 » установление ("наименования Российская Федерация  и Россия равнозначны" или  установление равенства сторон в отношениях);  
 » провозглашение  или декларация ("Российская Федерация социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека") и др.
Конституционно-правовые нормы и институты  
 Правовое  регулирование конституционно-правовых  отношений осуществляется нормами конституционного права (конституционно-правовыми нормами). Конституционно-правовые нормы содержатся в источниках конституционного права.    
  Конституционно-правовые  нормы - это общеобязательные правила поведения, которые устанавливаются и охраняются государством, выражают общие и индивидуальные интересы его населения и выступают государственным регулятором общественных отношений, составляющих предмет конституционного права. Им свойственны общие признаки, характеризующие все правовые нормы, и в то же время присущи свои особенности, обусловленные предметом отрасли.  
  Нормы конституционного  права РФ — правовые нормы, которые регулируют общественные отношения, составляющие предмет конституционного права. Они устанавливаются государством, общеобязательны, находятся под защитой государства и имеют следующие характерные признаки:  
  » регулируют наиболее важные общественные отношения ("высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы"); 
  » являются основополагающими для всей правовой системы государства, если они содержатся в Конституции РФ ("Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации"); 
  » редко содержат санкции, которые имеют свою специфику, например, прекращение полномочий должностного лица или органа;  
  » часто определяют поведение субъектов в общем виде и нуждаются в конкретизации посредством других нормативных актов ("гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом"); 
  » иногда носят декларативный характер (так называемые нормы-принципы — "человек, его права и свободы являются высшей ценностью").   
 Конституционно-правовые  нормы отличаются от норм других отраслей права:  
  Содержанием, т.е. сферой общественных отношений, на регулирование которых они направлены.  
 Источниками,  в которых они выражены. Наиболее  значимые, обладающие высшей юридической  силой нормы содержатся в Конституции  Российской Федерации.  
  Характером регулятивного  воздействия на общественные отношения. В конституционном праве значительно больше, чем в других отраслях, норм общерегулятивного, не конкретно регулирующего характера (норм-принципов, норм-дефиниций, норм-задач, рассчитанных на всех правоприменяющих субъектов).  
  Учредительным, первичным  характером содержащихся в них предписаний.   
  Особым механизмом  реализации, связанным с особого вида отношениями общего характера или правового состояния (состояния в гражданстве, состояния в качестве субъектов Российской Федерации).   
 Специфическими особенностями субъектов регулируемых отношений (например, таких как народ, государство, нации и народности, высшие государственные органы).  
  Структурой, содержащей, как правило, гипотезу и диспозицию и лишь в редких отдельных случаях - санкцию.
Виды  конституционных  норм  
 Конституционно-правовые  нормы многообразны и могут  классифицироваться по различным  основаниям. 
  В зависимости от объекта правового регулирования (по содержанию): 
 » устанавливающие  правовой статус личности ("каждый имеет право на образование"); 
 » закрепляющие  федеративное устройство РФ ("в  составе Российской Федерации  находятся субъекты Российской Федерации");  
 » регулирующие  порядок образования и деятельности  органов государственной власти ("федеральные законы принимаются Государственной Думой"); 
 » регулирующие  порядок реализации местного  самоуправления ("структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно"); 
 » регулирующие  законодательный процесс ("законопроекты вносятся в Государственную Думу"); 
 » регулирующие  порядок изменения и пересмотра  Конституции РФ ("положения глав 1, 2 и 9 Конституции Российской Федерации не могут быть пересмотрены Федеральным Собранием").  
  По юридической  силе, зависящей от вида правового акта, в котором выражена та или иная норма, различают нормы, содержащиеся в Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законах, других федеральных законах, актах Президента, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства России, конституциях, уставах, иных нормативных актах субъектов Федерации и правовых актах представительных органов местного самоуправления. 
  ? конституционные нормы; 
  ? нормы федеральных конституционных законов; 
  ? нормы федеральных законов; 
  ? нормы законов субъектов РФ; 
  ? нормы подзаконных актов; 
  ? нормы актов органов местного самоуправления и другие.   
  По территории  действия конституционно-правовые нормы подразделяются на: 
~ действующие  на всей территории Российской  Федерации, 
~ в субъектах  Федерации, 
~ в границах  муниципальных образований, в  которых осуществляется местное  самоуправление.  
  По времени действия: постоянные и срочные, т.е. временные (см. раздел второй Конституции РФ "Заключительные и переходные положения").  
  По характеру предписания (способу воздействия на субъекты правоотношений) содержащегося в норме различают: 
  a) Управомочивающие нормы закрепляют право субъектов осуществлять предусмотренные в них действия, определяют рамки их полномочий ("Президент Российской Федерации принимает решение об отставке Правительства Российской Федерации"); 
  b) Обязывающие нормы обязывают субъектов соотносить свое поведение с их требованиями ("перед вновь избранным Президентом Российской Федерации Правительство Российской Федерации слагает свои полномочия");  
  c) Запрещающие нормы запрещают совершать предусмотренные в них действия ("Государственная Дума не может быть распущена в период действия на всей территории Российской Федерации военного или чрезвычайного положения"); 
  d) устанавливающие или определяющие ("Федеральное Собрание — парламент Российской Федерации — является представительным и законодательным органом Российской Федерации");  
  По характеру регулятивного  воздействия, рассчитанного на всех правоприменяющих субъектов:
              нормы-принципы ("труд свободен").
              нормы-дефиниции,
              нормы-задачи.
      По степени определенности (обязательности) предписаний нормы делятся на императивные и диспозитивные.   
  Императивные нормы однозначно устанавливают вариант поведения субъекта в соответствующих условиях и не допускают свободы в применении установленного правила ("новое наименование субъекта Российской Федерации подлежит включению в статью 65 Конституции Российской Федерации"). 
  Диспозитивные нормы предусматривают возможность выбора варианта поведения субъекта из числа указанных в норме с учетом конкретных условий и обстоятельств ("Конституционное  Собрание  либо подтверждает неизменность Конституции Российской Федерации, либо разрабатывает проект новой Конституции").  
  По назначению в механизме правового регулирования принято различать:  
  Материальные нормы предусматривают содержание действий по правовому регулированию общественных отношений, т.е. права и обязанности субъекта,  
  Процессуальные нормы определяют порядок (структуру), в котором они должны быть реализованы.  
 Таким  образом, конституционное право  - это ведущая базовая отрасль  российского права, представляющая  собой совокупность правовых  норм, закрепляющих и регулирующих основы конституционного строя Российской Федерации, статус человека и гражданина, федеративное устройство, систему органов государственной власти и органов местного самоуправления.
Система  конституционного  права  
  Система или отрасль  конституционного  права состоит из групп правовых норм. Каждая из этих групп несколько обособленна, поскольку регулирует какие-то однородные, взаимосвязанные конституционно-правовые отношенияКонституционно-правовые нормы образуют отрасль права не непосредственно, а через правовые институты.  
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением оригинальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.