На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Конституционное право - ведущая отрасль российского права

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 13.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 9. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


"Конституционное  право - ведущая  отрасль российского  права"  

1. Общая характеристика конституционного права России.   
Россия вступила на путь конституционного развития в  начале XX века с принятием в 1905-1906 гг. ряда государственных актов, имевших  конституционное значение.
Основные  этапы развития российской Конституции
1.дореволюционный (октябрь 1905 г. — октябрь 1917 г.); 
2.советский (октябрь 1917 г. — июнь 1990 г.) и 
3.постсоветский, или современный (с июня 1990 г. по настоящее время).  
 Первым  законодательным актом в России, имевшим конституционное значение, принято считать Манифест 17 октября 1905 г. "Об усовершенствовании государственного порядка", которым император Николай II: 
= даровал  населению "основы гражданской  свободы на началах действительной  неприкосновенности личности, свободы совести, слова, собраний, союзов"; 
= установил  "незыблемое правило, чтобы  никакой закон не мог воспринять силу без одобрения Государственной думы и чтобы выборным от народа обеспечена была возможность действительного участия в надзоре за законностью действий" поставленных императором властей.  
 Несколько  месяцев спустя в дополнение  к Манифесту были учреждены  Государственная дума (20 февраля 1906 г.), Государственный Совет (23 апреля 1906 г.), принят Свод основных государственных законов (23 апреля 1906 г.). В соответствии с ними в России учреждалась двухпалатная парламентская система (Госдума и Госсовет). Эти конституционные акты привели к определенному ограничению власти самодержавного монарха. В то же время Основные законы сохранили сильную власть царя: 
 ¦ без  его утверждения ни один закон  не мог войти в силу; 
 ¦ изменение  Основных законов могло осуществляться только по инициативе царя; 
 ¦ он  наделялся правом роспуска Государственной  Думы; 
 ¦  император был вправе и сам принимать законы, но с одобрения обеих палат парламента; 
 ¦ царь  назначал Совет министров и полностью его контролировал (акт 19 октября 1905 г. «О мерах к укреплению единства в деятельности министерств головных управлений»).  
  Дума, избираемая населением на пять лет, имела право принимать законопроекты и обращаться к министрам с запросами, однако могла быть распущена указом императора.   
  Госсовет наполовину состоял из членов, назначаемых императором. Члены другой половины избирались от духовенства, губернских земских собраний, дворянских обществ, Академии наук и университетов, совета торговли и мануфактур, биржевых комитетов и купеческих управ "сроком на девять лет с тем, чтобы каждые три года одна треть каждого разряда сих членов выбывала в очередном порядке". Госсовет рассматривал законопроекты, принятые Госдумой, и вносил в Госдуму законопроекты, одобренные им ранее. Законопроекты, одобренные обоими органами, представлялись на утверждение императору председателем Госсовета.  
 До 1917 г.  был принят ряд актов, развивавших  положения Основных законов. К числу таких актов следует отнести Закон о военно-полевых судах, Указ об уравнении крестьян в правах с другими сословиями, Указ о праве крестьян закреплять за собой их наделы, новое Положение о выборах, Закон о порядке издания касающихся Финляндии законов и постановлений и др. Среди источников конституционного права все большее место стали занимать акты исполнительной власти.   
 В результате  Октябрьской революции 1917 г. в  России произошла смена общественного  строя, что обусловило разработку  и принятие конституции социалистического  типа. Первая конституция Советской России Конституция РСФСР была принята V Всероссийским съездом Советов 10 июля 1918 г.  
 Конституция  открыто выражала классовый характер  пролетарской демократии.   
 После  образования СССР (1922 г.) на основе  Декларации и Договора об образовании СССР в 1924 г. была принята первая Конституция СССР, а на ее основе — новая Конституция РСФСР (1925 г.). Дальнейшее конституционное развитие РСФСР также связано с принятием новых союзных конституций. Поэтому структура и содержание последующих конституций РСФСР являлись производными от соответствующих характеристик конституций СССР.  
 В 1936 г.  в связи с провозглашением  построения социализма в СССР была принята новая Конституция СССР, а на; ее основе — новая Конституция РСФСР (1937 г.). Эта Конституция отразила, как считалось, построение основ социализма и полную ликвидацию эксплуататорских классов и элементов.  
 К числу  важнейших изменений государственной  системы относится введение всеобщего,  равного, прямого избирательного  права при тайном голосовании,  упразднение съездов Советов,  а также преобразование политической  основы государства - Советов  рабочих, солдатских и крестьянских депутатов в Советы депутатов трудящихся  
 К концу  пятидесятых годов СССР обладал  ядерным и термоядерным оружием,  а также самыми современными  средствами его доставки - межконтинентальными  баллистическими ракетами. В связи с этим была теоретически обоснована концепция о полной и окончательной победе социализма в СССР. Это означало не только отсутствие внутренних условий для реставрации капитализма в СССР, но и невозможность его восстановления силами извне.  
 В 1977 г.  в связи с провозглашением  построения в СССР развитого  социализма и общенародного государства,  была принята новая Конституция  СССР, а на ее основе — новая Конституция РСФСР (1978 г.). Данная Конституция стала последней в советском государстве и отличалась тем, что в ней народ был объявлен единственным субъектом власти в государстве, однако руководящей силой по-прежнему называлась коммунистическая партия.   
 В Конституции  утверждалось, что советское общество  вступило в этап развитого  социализма, означавший превращение  советского государства из диктатуры  пролетариата в общенародное  государство, на базе которого  сформировалась новая историческая  общность людей — советский народ. В качестве основы экономической системы утверждала государственную (общенародную) и колхозно-кооперативную собственность, закрепляла плановое ведение хозяйства на базе жесткой централизации. Развитие получили также нормы, регулирующие федеративное устройство РСФСР.  
 С 1989 г.  в Конституцию РСФСР вносились многочисленные изменения и дополнения, существенно изменившие ее первоначальную редакцию. Эта работа была связана с политической обстановкой, сложившейся в России к тому моменту.  
 В 1990—1993 гг. в России широко проводились конституционные реформы, направленные на установление нового конституционного строя страны, связанные с переходом РФ от социализма к демократии. В результате дополнений и изменений Конституция приобрела  противоречивый характер, поскольку содержала как устаревшие, так и отвечавшие новому времени положения.  
 Работа  над новой редакцией Конституции  России связывается с образованием на I Съезде народных депутатов РСФСР летом 1990 г. Конституционной комиссии во главе с Б. Н. Ельциным. Проект, подготовленный этой комиссией, не был принят ни на первом, ни на втором обсуждении на съездах народных депутатов, но одобрялась общая концепция Конституции, что значительно затягивало переход к новому конституционному строю в России. Принятию Конституции препятствовали последствия распада в 1991 году СССР и ожесточенное противоборство законодательной и исполнительной властей.  
 В начале 1993 г. было созвано Конституционное совещание, которое в результате своей работы приняло так называемый «президентский проект» Конституции. Именно он был вынесен на всенародный референдум 12 декабря 1993 г.  
 В референдуме  по вопросу обсуждения проекта  Конституции приняло участие все население России и по результатам голосования Конституция РФ была принята на всероссийском референдуме 12 декабря 1993 г. и вступила в силу с момента её официального опубликования 25 декабря 1993 г.   
 В состав  Российской Федерации на правах  её субъектов входит 21 республика. Ст. 5 Конституции Российской Федерации  устанавливает, что каждая республика, исходя из её статуса как  государства, имеет свою конституцию.
Основные  принципы Конституции РФ 1993 г.:  
1) демократизм (выборность Президента РФ, Госдумы, органов власти субъектов РФ и органов местного самоуправления); 
2)  законность (органы государственной власти и местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы); 
3) гуманизм (человек, его права и свободы являются высшей ценностью, при этом каждый имеет право на жизнь, личную неприкосновенность, охрану достоинства личности);  
4) равноправие граждан (все равны перед законом и судом, а также в правах и свободах независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и других обстоятельств);  
5) государственное единство РФ (верховенство Конституции РФ и федеральных законов на всей ее территории, целостность и неприкосновенность территории, единство экономического пространства, единый государственный язык, единая денежная единица); 
6) равноправие и самоопределение народов (все субъекты РФ равноправны, они самостоятельно создают свои органы власти и законодательство, а полномочия центра и субъектов разделены);  
7) разделение власти (на законодательную, исполнительную и судебную); 
8) идеологическое многообразие и многопартийность (запрет на государственную или обязательную идеологию при равноправии общественных объединений перед законом).
Юридические свойства Конституции РФ 1993 г.: 
 » Верховенство - имеет высшую юридическую силу; 
 » прямого действия - имеет прямое действие на всей территории РФ; 
 » является правовой базой для всего текущего законодательства;  
 » является жесткой (порядок ее изменения сложный); 
 » Особая правовая охрана - в этом участвует вся система органов государственной власти, осуществляющих охрану в различных формах; 
 » является  правовым актом государства - Основной закон
Учение  о конституции  
 В Древнем  Риме конституциями (от лат.  constitutio — установление) назывались указы императоров, а в Средневековье — акты о феодальных вольностях. Однако в собственном, государственно-правовом смысле он стал применяться только в XVII веке в связи с возникновением самой идеи о необходимости такого акта. Современное понимание конституции появилось после буржуазных революций, когда конституции использовались для правового закрепления нового общественного строя.  
 Конституция  — основной закон (система  законов) государства, обладающий высшей юридической силой, в котором закреплены правовые основы государственного и общественного устройства, основы правового положения личности и органов власти.  
 Конституция  выполняет следующие основные  функции
  • юридическую (основной закон, основа правовой системы); 
  • политическую (документ, определяющий основы государственной политики, а иногда представляющий собой форму общественного договора); 
  • идеологическую или воспитательную (документ, провозглашающий определенное мировоззрение или высокие нравственные идеалы, сплачивающий и воспитывающий нацию).  
  Структура конституции может быть различной, но, как правило, она содержит нормы, закрепляющие:  
основы общественного устройства  (политическую, экономическую и социальную системы);  
правовое положение личности (права и обязанности, порядок приобретения и прекращения гражданства);   
форму государства (формы правления, политического режима и территориального устройства, а в федеративных государствах — разграничение полномочий федерации и ее субъектов);  
порядок формирования и полномочия органов власти;   
основы законодательного процесса, в том числе порядок принятия и изменения конституции;   
государственную символику (флаг, герб, гимн). Если указанные нормы содержатся в одном правовом акте, то они могут быть рассредоточены в соответствующих его разделах. Такие конституции часто имеют преамбулы, которые носят не нормативный, а скорее торжественно-декларативный характер, и заключительные, или переходные, положения.  
  Характерные черты конституций (особенности):  
1) особый  субъект, от имени которого  принимается Основной Закон, - народ;  
2) учредительный  характер конституционно-правовых  норм; 
3) расширенный  предмет регулирования Конституции;  
4) особые  юридические свойства Конституции.    
Главные идеи и принципы, которые заложены в конституции представляют собой ее сущность и  отвечает на вопрос, чью волю она выражает.   
 Сущность  конституции зависит от того, чьи интересы выражают конституционно-правовые нормы. Поэтому в зависимости от теории происхождения государства и права можно выделить следующие подходы к сущности конституции:  
1) согласно  теории общественного договора сущность конституции заключается в суверенитете народа, который по доброй воле принял основной закон, устанавливающий основы и пределы государственной власти, в руки которой народ передал свои полномочия;   
2) теологическая  теория утверждает, что конституция является продуктом божественных предписаний людям о правилах бытия;  
3) школы естественного  права поддерживают точку зрения, что конституционные нормы - это опыт народа страны, поэтому заимствование у других народов опыта приводит к недолговечности конституции;  
4) согласно  марксистско-ленинской теории сущность конституции состоит в том, что она выражает волю правящего класса, а не всего населения.   
 Действующая  Конституция Российской Федерации  по своей сущности является конституцией демократического правового государства, выражением воли многонацио-нального народа Российской Федерации путем всенародного голосования, воли, направлен-ной на учреждение таких основ жизни государства и общества, которые воплощают общедемократические принципы, исходят из признания высшей ценностью человека, его прав и свобод.
Виды   конституций  
 Конституция  как нормативный акт принимается  в виде письменного документа,  изданного в особом, как правило,  усложненном порядке, нежели иные  законы страны. Однако основной закон может быть не только письменным, и в этом случае говорят о «неписаной» конституции (Великобритания).  
 Конституции  классифицируются по разным критериям.   
  По их форме: 
- писанные в виде одного акта — так называемые консолидированные, или кодификационные (США, РФ); 
- писанные в виде совокупности нескольких основных законов (трех—четырех) — так называемые неконсолидированные, или некодификационные (Швеция); 
- неписаные — состоящие из конституционных норм, содержащихся во многих законах, а также из конституционных обычаев и прецедентов (Великобритания - от Великой хартии вольностей 1215 г. до Закона о министрах Короны 1937 г.).  
 В зависимости от формы государственного устройства
 » унитарные - Швеции и Китая
 » федеративные - Российской Федерации и Индии 
 » конфедеративные - в настоящее время примером такой служит Европейский Союз.  
  По порядку принятия - октроированные и неоктроированные:
              октроированные -  дарованные монархом и разработаные и дарованые метрополиями своим колониям при освобождении (Саудовская Аравия, дореволюционная Россия, японская 1889 г., марокканская 1911 г);
              неоктроированные (Франции 1946 г., Конституция Португалии 1976 г.) :
    принятые высшим законодательным органом власти (парламентом) (Украина, Советская Россия);  
- принятые на референдуме (Франция, современная Россия);   
- принятые  учредительным собранием, созванным  специально для этой цели (США). 
  По времени действия — постоянные и временные (принятые на определенный срок - ЮАР 1994 г. была принята сроком на пять лет). 
  В зависимости  от исторического  этапа принятия - первого поколения, второго поколения.  
 К первой  группе относятся конституции,  принятые в основном в XVIII—XIX вв., а также некоторые конституции  первой половины XX в. (Конституция Норвегии 1814 г., Конституция Люксембурга 1868 г., Конституция Ирландии 1937 г. и др.).  
 Вторую  группу составляют конституции, принятые после Второй мировой войны (Основной закон ФРГ 1949 г., Конституция Индии 1950 г., Конституция Франции 1958 г. и др.). 
  По способу изменения:
» гибкие (изменяются в том же упрощенном порядке, что и другие законы страны принятием обычного закона - Великобритания);  
 » жесткие (изменяются в усложненном порядке, который может предусматривать особый порядок внесения предложений об изменениях, а также необходимость одобрения их квалифицированным большинством членов парламента страны или даже большинством парламентов субъектов федерации - США);  
 » особо жесткие конституции, помимо усложненной процедуры принятия поправок, включают особую стадию их ратификации, которая осуществляется путем двойного вотума (голосования) в Парламенте, либо референдума, либо (в федеративных государствах) одобрения поправок членами (субъектами) федерации;  
 » «смешанные» - имеют особенности и гибких и жестких конституций.  
  По закрепляемой форме правления — монархические (Испании, Японии) и республиканские (ФРГ, Италии).   
  По закрепляемому  политическому режиму  (по социальным признакам): 
демократические - действуют в большинстве стран цивилизованного мира - Австрии, Бельгии, Франции и др.; 
антидемократические (Индонезии), которые в сою очередь можно разделить на: 
авторитарные – в настоящее время они открыто встречаются крайне редко, обычно реальный авторитаризм бывает прикрыт демагогическими лозунгами;  
тоталитарные и др.;  

2. Конституционное  право как отрасль  права и наука
Предмет и метод конституционного права  
 Конституционное  право России как отрасль права  — совокупность правовых норм, регулирующих отношения, связанные с основами правового статуса личности, государственным и общественным устройством России.  
 Конституционное  право, как и любая другая  отрасль права, характеризуется  своим предметом и методом  правового регулирования.  
  Предмет правового регулирования составляют качественно однородные общественные отношения, на которые воздействуют нормы данной отрасли.  
 Предмет отрасли конституционного права составляют следующие сферы общественных отношений: 
  ? основы конституционного строя России  (в которых выражается качественная характеристика государства - суверенитет народа и формы его осуществления, принципы государственного устройства и разделение властей, социальный и светский характер государства, идеологическое многообразие, подчинение государственной и общественной жизни конституции и законам);  
  ? взаимоотношения между государством и личностью (основные права и обязанности личности, определяющие правовые основы статуса российских граждан, лиц без гражданства и иностранных граждан на территории России, права и свободы человека и гражданина и гарантии их реализации, правовое положение общественных объединений); 
  ? территориальное устройство государства и федеративные отношения (федеративное устройство России, состав и компетенция её субъектов, исключительная компетенция федерации и предметы совместного ведения федерации и субъектов федерации, верховенство федеральных законов над правовыми актами субъектов и т.д.); 
  ? организация и функционирование органов государственной власти и местного самоуправления: Президента, Федерального Собрания, Правительства Российской Федерации, органов судебной власти, представительных и исполнительных органов государственной власти субъектов Федерации, системы местного самоуправления.  
  ? основы государственной политики в различных областях общественной жизни (экономика, право, образование, наука, культура, здравоохранение, международные отношения, оборона, безопасность и др.).   
 Предмет  конституционного права по сравнению  с другими отраслями имеет  свои особенности. Во-первых, он охватывает общественные отношения, складывающиеся во всех сферах жизнедеятельности общества: политической, экономической, социальной, духовной и др., в то время как предмет других отраслей составляют общественные отношения в какой-либо одной области жизни. Во-вторых, к его предмету относятся только те отношения, которые являются основополагающими, базовыми в каждой из указанной сфер. Поэтому конституционное право выступает ведущей базовой отраслью системы права России.  
 Конституционное  право регулирует наиболее важные  общественные отношения, нацеленные  на осуществление власти и  суверенитета народа, а также  на защиту прав и свобод  гражданина и личности, поэтому  его называют государственным правом — основополагающей отраслью права.  
 Конституционно-правовые  отношения - это общественные  отношения, урегулированные нормами конституционного права.  
  Объект конституционных отношений - предмет, по поводу которого возникают правоотношения.  
  Субъектами конституционно-правовых отношений могут быть все, кто в соответствии с правовыми нормами данной отрасли являются носителями определенных прав и обязанностей, т.е. являются субъектами конституционного права. Понятие «субъект конституционного права» относится к неопределенному кругу субъектов, обозначаемых видовым понятием (например, гражданин, субъект Федерации и т.п.). Понятие «субъект правоотношения» относится к субъекту-участнику конкретного правоотношения (например, гражданин Иванов Владимир Петрович, г. Москва и т.п.).  
 Субъектами  конституционно-правовых отношений  являются: 
 ¦ физические  лица (граждане РФ, иностранцы, лица  с двойным гражданством (бипатриды), лица без гражданства (апатриды), лица со специальной правоспособностью);  
 ¦ государственные  образования (РФ, субъекты РФ, федеральные органы государства РФ и субъектов РФ);  
 ¦ общественные  объединения (партийные, профессиональные, любительские, религиозные и др.);  
 ¦ общности  людей (народ РФ, нации, народности, население области, края города, поселка и др.); 
 ¦ органы  власти (Парламент, Правительство  РФ, законодательные и исполнительные  органы власти субъектов РФ, органы  местного самоуправления, суды и  др.); 
 ¦ другие  государственные органы (избирательные  комиссии, Конституционное Собрание, Счетная палата, Совет Безопасности  и др.); 
 ¦ должностные  лица (президенты, депутаты, министры, судьи, члены избирательных комиссий  и др.); 
 ¦ другие.   
  Содержание конституционно-правовых отношений является юридическая связь между субъектами правоотношения, которая выражается в том, что один субъект обладает определенными правами, а второй - корреспондирующими обязанностями, или оба наделены взаимными правами и обязанностями, предусмотренными конституционными нормами. При этом субъекты конституционных правоотношений не равны между собой, поэтому конституционные отношения имеют структуру «власти - подчинения».   
 Возникновение,  изменение и прекращение конституционно-правовых  отношений происходит на основе  конституционно-правовых норм в  связи с определенными обстоятельствами, которые имеют название  юридические факты.  
 Необходимой предпосылкой конкретных конституционно-правовых отношений являются юридические факты. Конституционно-правовые отношения возникают,  изменяются и прекращаются на основании юридических фактов.  
 Юридические  факты - это события или действия, с которыми нормы права связывают возникновение, изменение или прекращение правоотношений. Они формулируются в гипотезах правовых норм. События происходят независимо от воли субъекта, а изменение или прекращение правоотношений в этом случае происходит в силу объективных причин (например, рождение гражданина, достижение совершеннолетия и т.п.). Действия - это такие юридические факты, наступление которых зависит от воли и сознания субъекта. Они являются следствием волеизъявления человека, т. е. изменение, возникновение и прекращение отношений происходит по воле сторон. Все действия подразделяются на правомерные и неправомерные. В свою очередь правомерные действия делятся на юридические акты и юридические поступки. Юридические акты представляют собой правомерные действия, совершаемые специально с целью возникновения, изменения или прекращения определенных правоотношений. Юридические поступки специально не направлены на возникновение, изменение или прекращение правоотношений, но влекут за собой такие последствия. Развитие конституционно-правового отношения, как правило, обусловлено целой системой, цепью юридических фактов.  
 Конституционно-правовые  отношения имеют свои особенности.  
  Во-первых, они имеют особое содержание и предмет - возникают в особой сфере общественных отношений, составляющих предмет конституционного права. 
  Во-вторых, их отличает особый субъектный состав, так как он включает таких субъектов, которые не могут быть субъектами других видов правоотношений. 
  В-третьих, они характеризуются значительным разнообразием видов правовых отношений.   
 Классическим  видом таких правоотношений являются конкретныеконституционно-правовые отношения, которые возникают в результате реализации норм-правил поведения. В этом виде правоотношений четко определены субъекты, их взаимные права и обязанности.   
 Другим  видом конституционно-правовых отношений  выступают правоотношения общего характера, такие как реализация норм-принципов, норм-целей, норм-деклараций и т.п. В них конкретно не определены субъекты отношений, не установлены их конкретные права и обязанности.  
 Особым  видом конституционно-правовых отношений  являются правовые состояния. Их характеризует, с одной стороны, четкая определенность субъектов правоотношения, а с другой - неопределенность взаимных прав и обязанностей, которые выводятся из множества действующих конституционно-правовых норм. Например, состояние в гражданстве, состояние в качестве субъекта Российской Федерации.  
 В зависимости от сферы возникновения конституционных правоотношений выделяют конституционно-правовые отношения: I) связанные с установлением конституционных основ гражданского общества; 2) конституционного строя РФ; 3) регулированием правового статуса личности РФ.  
 Конституционно-правовые отношения также классифицируются:   
= по сроку действия - на постоянные (срок действия не является определенным) и временные;  
= по назначению  в механизме правового  регулирования - на материальные и процессуальные;  
= по целевому назначению — на правоустановительные и правоохранительные.   
  Метод правового регулирования представляет собой совокупность приемов, способов воздействия на общественные отношения, входящие в предмет отрасли.  
 Основным  способом воздействия государства  на общественные отношения, составляющие предмет конституционного права, являетсянаделение одной из сторон государственно-властными полномочиями и возложение на другую сторону (стороны) отношений обязанности подчиняться велениям стороны, наделенной этими полномочиями. Такой метод называется методом властеотношений.  
 Другим  способом правового регулирования  отрасли конституционного права  является установление конкретных правомочий и обязанностейучастников общественных отношений, например, отношений, связанных с организацией и проведением выборов, деятельностью депутатов, реализацией компетенции государственными органами и др.  
 Особенностью  метода конституционного права  выступает закрепление в Конституции моральных принципов, категорий, общественных идеалов и т.п., которое придает регулированию политико-правовой характер.  
 Конституционное  право использует также такие  способы воздействия на участников общественных отношений, как: 
 » дозволение ("каждый может свободно выезжать  за пределы Российской Федерации");  
 » запрет ("никто не может быть принужден  к выражению своих мнений"); 
 » обязывание ("каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы"); 
 » управомочивание ("Президент Российской Федерации представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях"); 
 » установление ("наименования Российская Федерация  и Россия равнозначны" или  установление равенства сторон в отношениях);  
 » провозглашение  или декларация ("Российская Федерация социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека") и др.
Конституционно-правовые нормы и институты  
 Правовое  регулирование конституционно-правовых  отношений осуществляется нормами конституционного права (конституционно-правовыми нормами). Конституционно-правовые нормы содержатся в источниках конституционного права.    
  Конституционно-правовые  нормы - это общеобязательные правила поведения, которые устанавливаются и охраняются государством, выражают общие и индивидуальные интересы его населения и выступают государственным регулятором общественных отношений, составляющих предмет конституционного права. Им свойственны общие признаки, характеризующие все правовые нормы, и в то же время присущи свои особенности, обусловленные предметом отрасли.  
  Нормы конституционного  права РФ — правовые нормы, которые регулируют общественные отношения, составляющие предмет конституционного права. Они устанавливаются государством, общеобязательны, находятся под защитой государства и имеют следующие характерные признаки:  
  » регулируют наиболее важные общественные отношения ("высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы"); 
  » являются основополагающими для всей правовой системы государства, если они содержатся в Конституции РФ ("Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации"); 
  » редко содержат санкции, которые имеют свою специфику, например, прекращение полномочий должностного лица или органа;  
  » часто определяют поведение субъектов в общем виде и нуждаются в конкретизации посредством других нормативных актов ("гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом"); 
  » иногда носят декларативный характер (так называемые нормы-принципы — "человек, его права и свободы являются высшей ценностью").   
 Конституционно-правовые  нормы отличаются от норм других отраслей права:  
  Содержанием, т.е. сферой общественных отношений, на регулирование которых они направлены.  
 Источниками,  в которых они выражены. Наиболее  значимые, обладающие высшей юридической  силой нормы содержатся в Конституции  Российской Федерации.  
  Характером регулятивного  воздействия на общественные отношения. В конституционном праве значительно больше, чем в других отраслях, норм общерегулятивного, не конкретно регулирующего характера (норм-принципов, норм-дефиниций, норм-задач, рассчитанных на всех правоприменяющих субъектов).  
  Учредительным, первичным  характером содержащихся в них предписаний.   
  Особым механизмом  реализации, связанным с особого вида отношениями общего характера или правового состояния (состояния в гражданстве, состояния в качестве субъектов Российской Федерации).   
 Специфическими особенностями субъектов регулируемых отношений (например, таких как народ, государство, нации и народности, высшие государственные органы).  
  Структурой, содержащей, как правило, гипотезу и диспозицию и лишь в редких отдельных случаях - санкцию.
Виды  конституционных  норм  
 Конституционно-правовые  нормы многообразны и могут  классифицироваться по различным  основаниям. 
  В зависимости от объекта правового регулирования (по содержанию): 
 » устанавливающие  правовой статус личности ("каждый имеет право на образование"); 
 » закрепляющие  федеративное устройство РФ ("в  составе Российской Федерации  находятся субъекты Российской Федерации");  
 » регулирующие  порядок образования и деятельности  органов государственной власти ("федеральные законы принимаются Государственной Думой"); 
 » регулирующие  порядок реализации местного  самоуправления ("структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно"); 
 » регулирующие  законодательный процесс ("законопроекты вносятся в Государственную Думу"); 
 » регулирующие  порядок изменения и пересмотра  Конституции РФ ("положения глав 1, 2 и 9 Конституции Российской Федерации не могут быть пересмотрены Федеральным Собранием").  
  По юридической  силе, зависящей от вида правового акта, в котором выражена та или иная норма, различают нормы, содержащиеся в Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законах, других федеральных законах, актах Президента, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства России, конституциях, уставах, иных нормативных актах субъектов Федерации и правовых актах представительных органов местного самоуправления. 
  ? конституционные нормы; 
  ? нормы федеральных конституционных законов; 
  ? нормы федеральных законов; 
  ? нормы законов субъектов РФ; 
  ? нормы подзаконных актов; 
  ? нормы актов органов местного самоуправления и другие.   
  По территории  действия конституционно-правовые нормы подразделяются на: 
~ действующие  на всей территории Российской  Федерации, 
~ в субъектах  Федерации, 
~ в границах  муниципальных образований, в  которых осуществляется местное  самоуправление.  
  По времени действия: постоянные и срочные, т.е. временные (см. раздел второй Конституции РФ "Заключительные и переходные положения").  
  По характеру предписания (способу воздействия на субъекты правоотношений) содержащегося в норме различают: 
  a) Управомочивающие нормы закрепляют право субъектов осуществлять предусмотренные в них действия, определяют рамки их полномочий ("Президент Российской Федерации принимает решение об отставке Правительства Российской Федерации"); 
  b) Обязывающие нормы обязывают субъектов соотносить свое поведение с их требованиями ("перед вновь избранным Президентом Российской Федерации Правительство Российской Федерации слагает свои полномочия");  
  c) Запрещающие нормы запрещают совершать предусмотренные в них действия ("Государственная Дума не может быть распущена в период действия на всей территории Российской Федерации военного или чрезвычайного положения"); 
  d) устанавливающие или определяющие ("Федеральное Собрание — парламент Российской Федерации — является представительным и законодательным органом Российской Федерации");  
  По характеру регулятивного  воздействия, рассчитанного на всех правоприменяющих субъектов:
              нормы-принципы ("труд свободен").
              нормы-дефиниции,
              нормы-задачи.
      По степени определенности (обязательности) предписаний нормы делятся на императивные и диспозитивные.   
  Императивные нормы однозначно устанавливают вариант поведения субъекта в соответствующих условиях и не допускают свободы в применении установленного правила ("новое наименование субъекта Российской Федерации подлежит включению в статью 65 Конституции Российской Федерации"). 
  Диспозитивные нормы предусматривают возможность выбора варианта поведения субъекта из числа указанных в норме с учетом конкретных условий и обстоятельств ("Конституционное  Собрание  либо подтверждает неизменность Конституции Российской Федерации, либо разрабатывает проект новой Конституции").  
  По назначению в механизме правового регулирования принято различать:  
  Материальные нормы предусматривают содержание действий по правовому регулированию общественных отношений, т.е. права и обязанности субъекта,  
  Процессуальные нормы определяют порядок (структуру), в котором они должны быть реализованы.  
 Таким  образом, конституционное право  - это ведущая базовая отрасль  российского права, представляющая  собой совокупность правовых  норм, закрепляющих и регулирующих основы конституционного строя Российской Федерации, статус человека и гражданина, федеративное устройство, систему органов государственной власти и органов местного самоуправления.
Система  конституционного  права  
  Система или отрасль  конституционного  права состоит из групп правовых норм. Каждая из этих групп несколько обособленна, поскольку регулирует какие-то однородные, взаимосвязанные конституционно-правовые отношенияКонституционно-правовые нормы образуют отрасль права не непосредственно, а через правовые институты.  
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.