На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Обязательное медицинское страхование в 2011 году

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 13.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 9. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 

     
     Содержание 

 

Введение

     Одно  из основных прав человека и гражданина заложено в Конституции РФ: «Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом1». Таким образом, право на охрану здоровья государством имеют все граждане нашей страны (работающие и неработающие).
     МЕДИЦИНСКОЕ СТРАХОВАНИЕ — одна из составных  частей государственного социального  страхования в РФ. Обеспечивает всем гражданам возможность получения  медицинской помощи и лекарственных  средств в объеме и на условиях, соответствующих программам обязательного медицинского страхования2.
     Цель  медицинского страхования состоит  в том, чтобы гарантировать гражданам  РФ при возникновении страхового случая получение медицинской помощи за счет накопленных средств и  финансировать профилактические мероприятия.
     Медицинское страхование на территории РФ осуществляется в двух видах: обязательном и добровольном. Обязательное страхование осуществляется в силу закона, а добровольное проводится на основе договора, заключенного между страхователем и страховщиком. Каждая из этих форм страхования имеет свои особенности.
     Вопросы страхования, в том числе и  медицинского, являются актуальными и по сей день, что и повляло на выбор темы курсовой работы.
     Целью написания данной курсовой работы является изучение сущности и структуры обязательного медицинского страхования в РФ.
     Задачи  работы:
    рассмотреть и изучить систему обязательного медицинского страхования в РФ.
    определить основных участников системы обязательного медицинского страхования и его финансирование.
    изучить фонды обязательного медицинского страхования в России, их задачи и функции.
     Объектом  нашего исследования станет финансовая сторона вопроса.
 

    Понятие и структура обязательного медицинского страхования в РФ
      Социально-экономическая природа
 
     Обязательное  медицинское страхование (ОМС) –  один из наиболее важных элементов системы социальной защиты населения в части охраны здоровья и получения необходимой медицинской помощи в случае заболевания. Обязательное (социальное) страхование возникло 110 лет назад в Германии и теперь во многих странах составляет основу финансирования здравоохранения. Обязательная форма медицинского страхования используется как правило в тех странах, где большое значение имеет общественная охрана здоровья. Выбор формы медицинского страхования зависит от особенностей развития охраны здоровья и страны в целом. Принцип обязательного медицинского страхования преобладает во Франции, Канаде, Германии, Нидерландах.
     Человечество  живёт и трудится в определённых условиях природной и социальной среды. И в процессе своей жизнедеятельности оно постоянно сталкивается с различными стихийными силами природы, со случайными социальными явлениями. В процессе своей жизнедеятельности человек приобретает знания о природе некоторых рисков и с другой стороны само создаёт новые виды рисков, т.е. существование рисков постоянно меняется только их количество и степень нанесения им ущерба. Поэтому важными задачами общества является своевременное распознавание рисков и проведение соответствующих мероприятий по уменьшению степени риска.
     Одним из таких мероприятий явялется формирование денежных фондов для компенсации возможных рисков (страховой или резервный фонды). Три способа образования таких фондов:
      Государством;
      Юридическими и физическими лицами в индивидуальном порядке;
      Страховыми организациями.
     В РФ существует две сферы страхования:
      Государственное, социальное страхование;
      Индивидуальное, частное страхование, в его основе лежит договор страхования, договор может быть добровольным или принудительным.
     Через страхование финансовых последствий, несение определённых видов риска  перекладывается на страховщика.
     Зарождение  элементов социального страхования  и страховой медицины в России началось еще в XVIII - начале XIX вв., когда на возникших первых капиталистических предприятиях появились первые кассы взаимопомощи. Сами рабочие стали создавать за свой счет (без участия работодателей) общества взаимопомощи - предшественников больничных касс. Первое страховое товарищество в России, которое занималось страхованием от несчастных случаев и страхованием жизни, появилось в 1827 г. в Санкт-Петербурге. И лишь с принятием Закона РСФСР "О медицинском страховании граждан в РСФСР" 28 июня 1991 г. можно начать говорить о развитии и дальнейшем продвижении социально значимой идеи обязательного медицинского страхования в нашей стране.
      Понятие и принципы ОМС
     «Обязательное медицинское страхование – 
      вид обязательного социального страхования,
      представляющий  собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер,
      направленных  на обеспечение при наступлении страхового случая гарантий бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи
      за  счет средств обязательного медицинского страхования в пределах территориальной программы обязательного медицинского страхования и в установленных Федеральным законом случаях в пределах базовой программы обязательного медицинского страхования3».
     Цель  медицинского страхования - гарантировать  застрахованным лицам при возникновении страхового случая получения медицинской помощи за счет накопленных средств и финансировать профилактические мероприятия.
     Обязательное медицинское страхование регулируется и основывается на:
      Конституции Российской Федерации
      Основах законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан 22 июля 1993 года N 5487-1;
      Федерального закона от 16 июля 1999 года N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования",
      Федерального закона от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»,
      иных нормативных правовых актах Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, например, Постановление Администрации Костромской области  от 30.12.2010 № 440-а «О Программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации на территории Костромской области бесплатной медицинской помощи на 2011 год».
     Закон закрепил следующие принципы осуществления ОМС как составной части обязательного социального страхования:
    всеобщий характер ОМС  - все граждане РФ (иностранные граждане, лица без гражданства) независимо от пола, возраста, состояния здоровья, места жительства, уровня личного дохода имеют право на получение «медицинской помощи при наступлении страхового случая в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования и базовой программы обязательного медицинского страхования4» за счет средств обязательного медицинского страхования
    государственная гарантия защиты застрахованных лиц от социальных рисков - «государственная гарантия соблюдения прав застрахованных лиц на исполнение обязательств по обязательному медицинскому страхованию в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования независимо от финансового положения страховщика5»
    автономность финансовой системы обязательного медицинского страхования - устойчивость финансовой системы обязательного медицинского страхования, обеспечиваемая на основе эквивалентности страхового обеспечения средствам обязательного медицинского страхования,
    обязательность уплаты страхователями страховых взносов на обязательное медицинское страхование в размерах, установленных федеральными законами. Страховые взносы перечисляются на всех застрахованных лиц, однако использование перечисленных ресурсов осуществляется только при обращении за медицинской помощью – принцип "здоровый платит за больного". Граждане с различным уровнем дохода имеют одинаковое право на получение медицинских услуг, однако начисление в страховой фонд осуществляется в зависимости от объема личного дохода – принцип "богатый платит за бедного".
    паритетность представительства субъектов обязательного медицинского страхования и участников обязательного медицинского страхования в органах управления обязательного медицинского страхования.
      Объекты и субъекты медицинского страхования
     В качестве субъектов медицинского страхования выступают:  

     «1) застрахованные лица;
     2) страхователи;
     3) Федеральный фонд6».
ЗАСТРАХОВАННИЕ  ЛИЦА
Граждане  Российской Федерации Иностранные граждане, постоянно или временно проживающие в Российской Федерации Лица без гражданства
В том числе – Беженцы  (в соответствии  с ФЗ «О Беженцах» от 19.02.1993 № 4528-1)
за ИСКЛЮЧЕНИЕМ высококвалифицированных  специалистов и членов их семей в  соответствии с ФЗ от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации"
 
работающие  по трудовому договору или  гражданско-правовому  договору, предметом которого являются выполнение работ, оказание услуг,
а также  по договору авторского заказа или  лицензионному договору
индивидуальные  предприниматели, занимающиеся  частной практикой нотариусы,
адвокаты
члены крестьянских (фермерских) хозяйств члены семейных (родовых) общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ, проживающие в районах Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования неработающие  граждане
 
     К неработающим гражданам в соответствии с Федеральным законом «Об  обязательном медицинском страховании» относятся:
     «а) дети со дня рождения до достижения ими возраста 18 лет;
     б) неработающие пенсионеры независимо от основания назначения пенсии;
     в) граждане, обучающиеся по очной форме  в образовательных учреждениях  начального профессионального, среднего профессионального и высшего  профессионального образования;
     г) безработные граждане, зарегистрированные в соответствии с законодательством  о занятости;
     д) один из родителей или опекун, занятые  уходом за ребенком до достижения им возраста трех лет;
     е) трудоспособные граждане, занятые уходом за детьми-инвалидами, инвалидами I группы, лицами, достигшими возраста 80 лет;
     ж) иные не работающие по трудовому договору и не указанные в подпунктах "а" - "е" настоящего пункта граждане, за исключением военнослужащих и  приравненных к ним в организации  оказания медицинской помощи лиц7». 

СТРАХОВАТЕЛЬ
Для РАБОТАЮЩИХ граждан Для НЕРАБОТАЮЩИХ граждан
1) лица, производящие выплаты и иные  вознаграждения физическим лицам:     а) организации;
    б) индивидуальные предприниматели;
    в) физические лица, не признаваемые индивидуальными  предпринимателями;
2)индивидуальные  предприниматели, занимающиеся частной  практикой нотариусы, адвокаты.
органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные высшими исполнительными  органами государственной власти субъектов  Российской Федерации
 
     СТРАХОВЩИКОМ по обязательному медицинскому страхованию является Федеральный фонд, правовое положение которого определяется:
    Федеральным законом о государственных социальных фондах (на текущий момент закон не принят и не вступил в силу, разработан проект),
    Федеральным законом от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в РФ»,
    Федеральным законом от 08 декабря 2010 №333-ФЗ "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов",
    другими федеральными законами,
    Уставом Федерального фонда обязательного медицинского страхования, утвержденным Правительством Российской Федерации (Устав действует до дня вступления в силу федерального закона о государственных социальных фондах8).
     «Федеральный фонд - некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией в соответствии с настоящим Федеральным законом для реализации государственной политики в сфере обязательного медицинского страхования9». 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Взаимоотношения между страхователем и страховой медицинской организацией реализуется через страховые взносы. По обязательному медицинскому страхованию они устанавливаются как ставки платежей в размерах, покрывающих затраты на выполнение программ ОМС и обеспечивающих рентабельную деятельность СМО [1].
     Объектом обязательного медицинского страхования являются медицинские услуги, предусмотренные программами ОМС. Объектом добровольного медицинского страхования также является страховой риск, связанный с затратами на оказание медицинской помощи при возникновении страхового случая.
     Страховой полис - это документ, гарантирующий человеку предоставление медицинской помощи в рамках ОМС или ДМС. Если человек по какой-либо причине не может получить полис лично, он может быть получен другим лицом по доверенности, заверенной по месту жительства. 
При утере полиса бесплатно выдается дубликат. На территории РФ действует страховой полис обязательного медицинского страхования единого образца [1].
 

     1.2 Финансирование медицинского страхования 

     Фонды обязательного медицинского страхования – это самостоятельные государственные некоммерческие финансово-кредитные учреждения [4].
     Фонды обязательного медицинского страхования  предназначены для аккумулирования  финансовых средств на обязательное медицинское страхование, обеспечения финансовой стабильности государственной системы обязательного медицинского страхования и выравнивания финансовых ресурсов на его проведение. Законом предусматривается, что финансовые средства фондов обязательного медицинского страхования находятся в государственной собственности Российской Федерации, не входят в состав бюджетов, других фондов и изъятию не подлежат [9].
     1-й  уровень страхования в системе  ОМС представляет Федеральный  фонд обязательного медицинского  страхования (ФФОМС), который осуществляет общее нормативное и организационное руководство системой ОМС. Сам он не осуществляет страховые операции и не финансирует систему ОМС граждан. ФОМС является самостоятельным государственным некоммерческим финансово-кредитным учреждением, подотчетен Законодательному Собранию и Правительству РФ. Ежегодно бюджет фонда и отчет о его исполнении утверждаются Государственной Думой. Финансовые средства фонда образуются за счет части страховых взносов предприятий (0,2% от ФОП), взносов территориальных фондов ОМС на реализацию совместных программ и других источников, определяемых законодательством РФ.
     2-й  уровень организации обязательного  медицинского страхования представлен  территориальными фондами ОМС  и их филиалами. Этот уровень  – основной в системе, поскольку именно территориальными фондами осуществляется сбор, аккумулирование и распределение финансовых средств ОМС. Территориальные ФОМС создаются на территориях субъектов РФ, являются самостоятельными государственными некоммерческими финансово-кредитными учреждениями и подотчетны соответствующим органам представительной и исполнительной власти. Финансовые средства ТФОМС находятся в государственной собственности, не входят в состав бюджетов, других фондов и не подлежат изъятию. Они образуются за счет:
    части страховых взносов, уплачиваемых предприятиями на ОМС работающего населения.
    средств, предусматриваемых в бюджетах субъектов РФ на ОМС неработающего населения;
    других источников, предусмотренных законодательством РФ.
     В целом, и Федеральный, и территориальные фонды обязательного медицинского страхования являются юридическими лицами и осуществляют свою деятельность в соответствии с законодательством РФ [7], реализует государственную политику в области обязательного медицинского страхования граждан как составной части государственного социального страхования.
     3-й  уровень в осуществлении ОМС  представляют страховые медицинские  организации (СМО). Именно им по  закону отводится непосредственная  роль страховщика. СМО получают  финансовые средства на осуществление ОМС от ТФОМС по душевым нормативам в зависимости от численности и половозрастной структуры застрахованного ими контингента населения и осуществляют страховые выплаты в виде оплаты медицинских услуг, предоставляемых застрахованным гражданам. СМО выступают в качестве посредника между гражданами, лечебно-профилактическими учреждениями (ЛПУ) и финансирующими организациями – территориальными фондами ОМС [9].
 

        2. Анализ состояния медицинского страхования в РФ и его финансирования
 
     2.1 Проблемы обязательного медицинского страхования в России 

     Принятие  в 1991 году Федерального закона «О медицинском  страховании граждан в Российской Федерации» и его введение в 1993 году в части обязательного медицинского страхования на территории всей страны явилось своевременным и единственно правильным политическим шагом в этот период. Замена бюджетной сферы финансирования здравоохранения на бюджетно-страховую модель для первого десятилетия развития новой России имела значение фактора сохранения национального здравоохранения в качестве практически единственного источника финансирования бесплатной медицинской помощи для граждан страны.
     Средства  системы ОМС при всех издержках  постоянно, целенаправленно и стабильно  поступали на счета медицинских  учреждений для выплаты заработной платы медицинским работникам, оплаты лекарственных препаратов и питания пациентов. Опыт прошедших лет подтвердил правильность выбора страховой модели в качестве альтернативы неэффективному бюджетному финансированию здравоохранения по мощности сети ЛПУ.
     Однако  за 15 лет успешного внедрения  «смешанной» модели финансирования здравоохранения накопилось множество  проблем, которые требуют своего разрешения в новом Федеральном  Законе об ОМС. «Бюджетно-страховая» модель финансирования здравоохранения свою историческую миссию выполнила. Сегодня требуется переход к более прогрессивной «страховой» модели ОМС.
     Идеальная модель страховой медицины предусматривает  использования преимущества «накопительного  принципа» и за счет своих источников финансирования всегда способна оказать качественную медицинскую помощь застрахованному лицу.
     В старой бюджетной структуре государственных расходов на здравоохранение средства федерального бюджета составляют около 8%, средства бюджетов субъектов РФ – около 50%, средства обязательного медицинского страхования – 42% [10]. В результате стало еще хуже: эклектическое сочетание бюджетной и страховой систем породило новую «болезнь» системы здравоохранения России – снижающийся уровень ответственности за ее финансирование. Государственные гарантии бесплатной медицинской помощи практически на универсальной основе превратились в пустые декларации. Анализ финансовых показателей реализации территориальных программ государственных гарантий в 2007 году позволил установить дефицит их финансирования в 60 субъектах РФ [12].
     Платность медицинских услуг нарастает. Проведенные  в последние годы обследования личных расходов населения на медицинскую  помощь показывают, что объем этих расходов составляет 40-45% от совокупных затрат на медицинскую помощь (государственных и личных).  

     
     Рис.1. Расходы на медицинские услуги.
 

      Более 50% пациентов платят за лечение  в стационарах, 30% - за амбулаторно-поликлиническую  помощь, 65% - за стоматологические услуги [11]. Это можно увидеть на рисунке 2. 

     
     Рис.2. Структура затрат на медицинские  услуги 

     К основным финансовым проблемам можно отнести следующие:
     1. Острейшая нехватка денежных  средств в связи с отсутствием  ощутимого экономического роста  в стране и сохраняющимся остаточным принципом финансирования здравоохраненческой отрасли.
     Объем государственных расходов в России на здравоохранение в 2009 составляет 3,3%. в доле ВВП. Примерно на таком уровне приоритетности здравоохранения находятся развивающие страны со средним уровнем дохода (Бразилия – 3,4%, Парагвай – 3,0%, Перу – 2,8%).
 

     
     Рис.3. Расходы на здравоохранения в  развивающихся странах 

     Но  в отличие от России, за эти деньги государство гарантирует там  самый минимум – первичную  медико-санитарную помощь и меры по обеспечению медико-санитарного благополучия (борьба с инфекционными заболеваниями, санитарные мероприятия и проч.). А мы, финансируя здравоохранение, как в Латинской Америке, обещаем за эти деньги западноевропейский набор услуг.
     Так же счетной палатой РФ проведен анализ тенденций показателей, предусмотренных  в прогнозе социально-экономического развития России на 2009 и плановый период 2010 и 2011 гг., разработанном Минэкономразвития  России, характеризующих доступность  населения к бесплатной медицинской помощи. Из них видно что, государственные расходы на здравоохранение в 2009 г. и планируемом периоде 2010 и 2011 гг. останутся ниже уровня, рекомендуемого Всемирной организацией здравоохранения. Так, государственные расходы на здравоохранение к 2011 г. достигнут всего лишь 3,9% к ВВП, вместо рекомендуемых ВОЗ от 5 до 6% к ВВП. Сегодня доля средств, направляемых из бюджета всех уровней на здравоохранение, составляет примерно 3,3% ВВП Российской Федерации. Европейский уровень - 7,2 процента (табл.1).
 

      Таблица 1
     
 

     2. Низкий тариф ЕСН в части  средств на обязательное медицинское  страхование работающего населения,  поскольку величина этих отчислений  не увязана со стоимостью «страхового года» работающего населения.
     3. Недостаточное финансирование системы ОМС на страхование неработающего населения, которое имеет три основные причины:
       - отсутствие законодательной основы по размеру страхового взноса на неработающее население;
       - неисполнение закона о медицинском страховании администрациями субъектов РФ в части страховых взносов на неработающее население;
       - непогашение сформировавшейся значительной финансовой задолженности по страховым взносам на неработающее население в ряде субъектов РФ.
     В результате доля средств, поступающих  на страхование неработающего населения, составляет немногим более 30%, тогда как неработающее население составляет 55% всей численности населения РФ.
     5. Многоканальность финансирования  медицинских организаций. Многоканальность  финансирования (ОМС, добровольное (дополнительное) медицинское страхование (ДМС), бюджет, платные медицинские услуги и т.д.) существенно снижает возможности контроля за использованием средств в ЛПУ и создает предпосылки для сговора. В такой ситуации личный интерес «медицинского руководителя» начинает превалировать над интересами отрасли, а коммерческие интересы страховщика, работающего в ОМС и ДМС одновременно, над социальной значимостью «бесплатного» здравоохранения. В результате граждане остаются абсолютно бесправными перед лечебным учреждением и одинаково заинтересованными в получении «живых» денег. Данные нарушения чрезвычайно распространены.
     7. Низкие тарифы оплаты медицинских услуг. Структура тарифов в системе ОМС формируется исходя из планируемого объема и выделяемого финансирования, а не расчетной стоимости лечения законченного случая.
     8. Отсутствие позитивных перемен в системе оплаты труда медицинских работников. Поступления от платных услуг в ЛПУ часто распределяются не на основе ясных схем материального поощрения, а в зависимости от личных пристрастий главврачей. Врач оказывается в полной зависимости от администратора. Иногда он должен с ним делиться своими теневыми гонорарами. Ясно, что это ограничивает мотивацию к оказанию качественной медицинской помощи, даже за плату [17].
     В итоге по мнению большинства специалистов, существующая система финансирования здравоохранения доказала свою несостоятельность, а основные принципы ОМС так и не заработали. По-прежнему граждане не могут выбрать страховую компанию и медицинское учреждение, в котором они хотели бы получать медицинскую помощь, действует разделение застрахованных по территориальному признаку, а о защите их прав никто и не вспоминает. Поэтому неудивительно, что люди, желающие получать качественную медицинскую помощь и имеющие для этого хотя бы минимальные возможности, предпочитают платные услуги. Один из распространенных вариантов получения платной медицинской помощи - непосредственная оплата лечения по факту оказания услуг.
     Прежде  всего, можно предположить, что реализованная  в России модель, которую принято именовать "системой обязательного медицинского страхования", по сути, не является истинной моделью страхования, скорее всего, выглядит как своеобразная форма финансирования системы здравоохранения. Вот некоторые аргументы, по моему мнению, подтверждающие отсутствие классических характеристик страхования
    у конкретного человека, а также у работодателей и руководителей местных административных органов, да и у некоторых территориальных законодателей отсутствует прямая мотивация поддержки медицинского страхования, скорее наоборот - стремление сократить платежи на ОМС, а порою и полностью не обеспечивать их;
    обязательный взнос на ОМС по существу не является страховым взносом как таковым, а представляет некую разновидность обязательного государственного налога, что особенно подтвердилось при передаче функции сбора средств на обязательное медицинское страхование от фондов ОМС к налоговым структурам;
    внутри самой действующей системы ОМС отсутствуют такие понятия и сущности, как страховой случай, страховой риск. Финансовые компенсации осуществляются, как правило, по количественным параметрам: стоимостным характеристикам отдельно взятой услуги, амбулаторному посещению, койко-дням (понятно, что эти единицы никакого отношения к научно обоснованному расчету и покрытию страхового риска в каждом страховом случае не имеют);
    и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.