На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Аудит формирования и исполнения учетной политики в области организационного, технического и аналитического аспектов

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 13.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 13. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Оглавление:
 Введение
 Глава  1. Учетная политика как системообразующий  фактор бухгалтерского учета  в организации
1.1 Учетная  политика в обеспечении потребности  пользователей экономической информации
1.2 Исходные  теоретические основы аудита  учетной политики
1.3 Влияние  учетной политики на налоговые обязательства и показатели внешней бухгалтерской отчетности предприятия.
 Глава  2. Характеристика аспектов внешнего  аудита учетной политики
2.1 Процесс  планирования аудита учетной  политики
2.2 Аудит  обоснованности и рациональности  основных аспектов учетной политики
2.3 Аудит  соблюдения учетной политики  для целей налогообложения
 Глава  3. Аудит формирования и исполнения  учетной политики в области  организационного, технического и  аналитического аспектов
3.1 Содержание  внутреннего аудита учетной политики
3.2 Аудит  формирования организационного  аспекта учетной политики
3.3 Аудит  формирования технического и  аналитического аспектов учетной политики и их исполнения
Заключение 
Список  использованных источников  
 
 
 
 
 
 
 

Введение:  

Актуальность  темы исследования. В настоящее время  учетная политика является мощным инструментом в управлении организацией, поэтому  ее формированию и исполнению уделяется  все больше внимания, что продиктовано требованием времени. Она играет новую роль и должна быть направлена на реализацию стратегии предприятия. 

Востребованность  аудита учетной политики обусловлена рядом причин: 

• во-первых, аудит учетной политики в значительной мере связан с совокупностью способов ведения бухгалтерского учета. Согласно п. 3 ст. 5 Закона "О бухгалтерском  учете" организации самостоятельно формируют свою учетную политику исходя из отрасли, структуры и других особенностей деятельности; 

• во-вторых, это интегральный документ, так как  она является частью финансовой, дивидендной  налоговой политики, реализующейся  через бухгалтерский учет; 

• в-третьих, любая аудиторская проверка начинается с изучения приказа об учетной  политике, которая является важнейшим  системообразующим фактором бухгалтерского учета в организации; 

• в-четвертых, субъекты хозяйственной деятельности различных форм собственности стремятся  заплатить минимальную сумму  налогов, балансируя при этом на грани  законодательства, что в конечном итоге создает для них угрозу возможного нарушения норм Налогового и Уголовного Кодексов РФ, а также  Кодекса РФ об административных правонарушениях. Это вызывает необходимость в  рациональном формировании и исполнении учетной политики. Наличие внутренних аудиторов позволяет снизить  риск наступления негативных последствий, так как они могут выявить  ошибки или недоработки в приказе  об учетной политике; 

• в-пятых, неясность, двоякое толкование, сложность  практической реализации некоторых  норм налогового законодательства, вызывающее трудность при исчислении налоговых  обязательств и составлении внешней  бухгалтерской отчетности предприятий  производственной сферы формируют  спрос на аудит учетной политики для целей бухгалтерского учета  и налогообложения, который обеспечивает большую уверенность в правильности составления налоговой и бухгалтерской  отчетности. 

Аудит учетной политики позволяет определить, какую цель преследует руководство  предприятия при ее формировании и исполнении: 

• если предприятие хочет показать пользователям  бухгалтерской отчетности (акционерам, кредиторам, потенциальным инвесторам) успехи своей деятельности, то аудит  позволяет увидеть, как предприятие  стремится максимизировать оценку активов, прибыли и доходов; 
 

• если платить меньше налогов, то тогда  аудит помогает проверить обоснованность применения таких способов учета, которые  дают минимальную оценку активам, прибыли  и доходам. 

Особую  актуальность теме настоящего исследования придает насущная необходимость  стабилизации финансового положения  большинства российских предприятий  и преодоление кризисных явлений  в экономике страны. В связи  с этим важное значение приобретает проверка обоснованности и результативности разработанной антикризисной учетной политики, направленной на финансовое оздоровление, способствующей предвидению и смягчению кризисных явлений, снижению финансовых рисков, устойчивости функционирующего предприятия в период кризиса. 

В условиях реформирования бухгалтерского учета  формирование учетной политики становится более сложно. Особенно остро стоит  вопрос о формировании учетной политики в многозвенных организациях, которые  составляют консолидированную отчетность. Характер консолидации отчетности зависит  от учета инфляционного воздействия  на имущественное и финансовое положение  предприятия, способы учета сделок между предприятиями - членами финансово-промышленной группы и многие другие вопросы. Все  это имеет большое значение для  успешного функционирования предприятия  на рынке. 

Отсутствие  федерального правила (стандарта) "Аудит  учетной политики" также предопределило выбор темы исследования. 

Кроме того, следует отметить, что если имеется разногласие у аудитора с руководством предприятия о  допустимости выбранной учетной  политики и метода ее применения, то он должен обратить внимание пользователей  аудиторского заключения на соответствующие  аспекты учетной политики. 

Если  организация внешнего аудита контролируется законодательством, то организация  внутреннего аудита на предприятиях государством не контролируется, за него отвечает само предприятие. Между тем  от своевременного и качественного  аудита учетной политики зависит  не только сохранность материальных и денежных средств учредителей, но и кредитоспособность предприятия. 

На основании  вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что в настоящий момент существует острая потребность в подобных исследованиях. Поскольку учетная политика предприятий является методологической основой деятельности каждого из них, естественным образом ставится вопрос об анализе данного явления, раскрытии его сущности и роли в ведении бухгалтерского учета. 

Дискуссионность и недостаточная разработанность  многих вопросов аудита учетной политики обусловили выбор темы диссертации, определили цель, задачи и структуру  научного исследования. 

Разработанность темы. Сложность проблем, встающих при  аудите учетной политики, усугубляется недостаточным количеством научных  работ российских специалистов монографического характера, имеющихся публикаций в периодических изданиях, где в основном рассматриваются отдельные вопросы аудита учетной политики. 

С 1 января 1998 г. было принято ПБУ 1/98"Учетная  политика организации". Принятие нового стандарта, в отличие от предыдущего  вызвано необходимостью приведения его в соответствие с рядом  нормативных документов, вступивших в действие после утверждения  первого положения. Такое внимание Минфина РФ к вопросам, связанным  с учетной политикой, еще раз  указывает на ее сложность и многоаспектность. 

Специальные работы об учетной политике появились  только в последние годы. Достаточно обстоятельно и системно учетная  политика была рассмотрена P.A. Алборовым, A.C. Бакаевым, П.С. Безруких, H.A. Бортником, О.В. Долматовой, В.Б. Ивашкевичем, Е. С. Исаевым, Н.П. Кондраковым, М.И. Кутером, С.А. Николаевой, B.C. Плотниковым, M.JI. Пятовым, Л.П. Хабаровой, JT.3. Шнейдманом. Большой вклад в исследование теоретических проблем аудита внесли авторы: В.И. Бариленко, С.М. Бычкова, Ю.А. Данилевский, H.A. Лабынцев, М.В. Мельник, Т.М. Садыкова, В.П. Суйц, А.Д. Шеремет, а практических: В.Д. Андреев, Я.В. Соколов, В.И. Подольский, Л.В.Сотникова. 

Чтобы учесть международный опыт изучения вопросов аудита учетной политики, в настоящей работе были использованы труды таких зарубежных авторов, как Р. Адаме, Э. Арене, Дж. Лоббек, Ф.Л. Дефлиз, Г.Р. Дженик, Б. Нидлз, X. Андерсон, Д. Колдуэлл, Дж. Робертсон. 

Цель  и задачи исследования. Целью диссертационного исследования являются разработка методики проведения аудита учетной политики и выработка рекомендаций по ее формированию и исполнению на предприятиях производственной сферы. 

В соответствии с этой целью в диссертации  были поставлены и решены следующие  взаимосвязанные задачи: 

• обосновать связь учетной политики со стратегией предприятия; 

• уточнить структуру учетной политики; 

• обосновать цель и задачи аудита учетной политики в разрезе ее аспектов, а также  влияние учетной политики на налоговые обязательства и показатели внешней бухгалтерской отчетности; 

• разработать  методику внешнего аудита учетной политики в целях бухгалтерского учета  и налогообложения; 

• предложить внутренний стандарт аудиторской организации "Лудит учетной политики предприятий  производственной сферы;" 

• разработать  методику аудита, формирования и исполнения методического, организационного, технического, налогового и аналитического аспектов учетной политики на предприятиях производственной сферы. 

Предметом исследования выступили инструментарий и методики проведения аудита элементов  учетной политики в разрезе ее аспектов. 

Объектом  исследования была избрана практика формирования и применения учетной  политики предприятий производственной сферы г.Самары и г.Тольятти, что позволило обеспечить комплексный подход к изучению данной проблемы. 

Методологической  основой исследования послужили  диалектический метод познания и  системный подход. В процессе исследования использовались общенаучные приемы и методы: анализ, синтез, группировка, сравнение, научное абстрагирование  и т.д. 

Теоретическую основу исследования составили законодательные  и нормативные акты РФ, связанные  с учетной политикой, научные  труды российских и зарубежных ученых в области бухгалтерского учета, налогового учета, аудита учетной политики, а также российские и международные  стандарты учета и финансовой отчетности, российские федеральные  стандарты аудиторской деятельности, внутрифирменные аудиторские стандарты, а также практические материалы  деятельности предприятий производственной сферы. 

Наиболее  важные научные результаты диссертационного исследования находят свое отражение  в постановке, теоретическом обосновании  и практическом применении комплекса  научно-методических и практических вопросов, связанных с совершенствованием внешнего и внутреннего аудита учетной  политики различной отраслевой направленности предприятий. В процессе исследования получены и выносятся на защиту следующие  результаты, обладающие элементами научной  новизны: 

• раскрыта роль учетной политики в постановке бухгалтерского учета и отчетности, ее взаимосвязь со стратегией предприятия  и влияние на достоверность и прозрачность учета; 

• разработана  методика внешнего аудита основных аспектов учетной политики, включающая систему  тестирования рационального ее формирования для целей бухгалтерского учета  и налогообложения; 

• предложен  типовой внутренний стандарт аудиторской  организации "Аудит учетной политики предприятий производственной сферы"; 

• разработана  методика внутреннего аудита формирования и исполнения организационного, технического и аналитического аспектов учетной  политики предприятий производственной сферы; 

•обоснованы элементы учетной политики с точки  зрения их влияния на налоговые обязательства  и показатели внешней бухгалтерской  отчетности. 

Теоретическая и практическая значимость. Результаты исследования могут быть полезны  для совершенствования нормативной  базы, регулирующей аудиторскую деятельность, а также при проведении научных  исследований в рамках затрагиваемых  проблем. 

Практическое значимость исследования определяется возможностью широкого использования в практике деятельности предприятий производственной сферы предлагаемой методики внутреннего и внешнего аудита учетной политики. 

Практическое  значение, в частности, имеют: 

• рекомендации по дополнению рабочего плана счетов; 

• построение и регламентация деятельности финансово-бухгалтерской  службы на предприятиях производственной сферы; 

• усовершенствования графика документооборота и графика  учетных работ; 

• взаимоувязка элементов учетной политики и показателей бухгалтерской отчетности. 

Апробация и внедрение результатов. Основные положения диссертационного исследования отражены в опубликованных статьях, учебно-практическом пособии, докладывались  и обсуждались на Второй Всероссийской  научно-практической конференции, проходившей  в г.Пензе в январе 2005 г. Некоторые выводы и положения диссертации применяются в учебном процессе при преподавании дисциплин "Аудит", "Бухгалтерский финансовый учет", "Бухгалтерский управленческий учет", что подтверждено актом о внедрении Самарской гуманитарной академии. 

Основные  результаты исследования опубликованы в восьми работах общим объемом 6,3 п.л. 

Методика  аудита учетной политики апробированы и используются в практике работы предприятий производственной сферы: ОАО "Завод авиационных подшипников", ЗАО "АТЕКС", а также аудиторской  организации "Аудит-право", что  подтверждено справками о внедрении. 

Структура диссертации. Цель и задачи исследования определили структуру диссертационной  работы, которая состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и приложений. Работа содержит таблицы, формулы, рисунки.
Заключение:  

Выводы  аудитора по каждому разделу аудиторской  программы, документально отраженные в рабочих документах, являются фактическим  материалом для составления аудиторского отчета (письменной информации руководству  экономического субъекта) и аудиторского заключения, а также основанием для  формирования объективного мнения аудитора об учетной политики экономического субъекта. 

По окончании  процесса планирования аудита общий  план и программа аудита должны быть оформлены документально и завизированы в установленном порядке. 

На этапе  планирования аудита определяется наличие  и состав распорядительных документов по учетной политике предприятия  производственной сферы. 

Опыт  аудиторских проверок показывает, что  в отдельных организациях не утверждается приказ (распоряжение) руководителя об учетной политике. Тем самым нарушается положение, что формирование учетной  политики является обязательным для  всех организаций независимо от организационно-правовых форм, а раскрытие учетной политики обязательно для всех организаций, публикующих свою бухгалтерскую  отчетность [59, с. 104]. 

Отсутствие  утвержденной руководителем учетной  политики (основного внутреннего  нормативного документа по бухгалтерскому учету) дает основание аудитору на начальном  этапе проверки сделать вывод  о недостаточном внимании руководства  аудируемого предприятия к организации бухгалтерского учета и внутреннего аудита. Это, по нашему мнению, дает основание говорить об ограничении объема аудита и невозможности проведения проверки. 

Помимо  приказа (распоряжения) об учетной политике аудитору необходимо проверить наличие  других внутренних документов, регламентирующих бухгалтерский учет и налогообложение, которые также являются составляющими  учетной политики организации. 

Обобщив практику предприятий производственной сферы, мы систематизировали составляющие учетной политики, рекомендованные  ПБУ 1/98, Кензеевой И.А. [96, с. 54], Лапиной О.Г. [108, с. 581], дополнив их пунктами 3, 8, 11, 12. 

1. Рабочий  план счетов бухгалтерского учета,  содержащий аналитические и синтетические  счета, необходимые для ведения  бухгалтерского учета в соответствии  с требованиями своевременности  и полноты учета и отчетности. 

2. Формы  первичных документов для оформления  операций хозяйственной деятельности, по которым не предусмотрены  типовые формы первичных учетных  документов. 

3. Формы  документов для внутренней бухгалтерской  отчетности. 

4. Порядок  проведения инвентаризации активов  и обязательств. 

5. Методы  оценки активов и обязательств. 

6. График  документооборота и технология  обработки учетной информации. 

7. Порядок  контроля хозяйственных операций 

8. Порядок  контроля исчисления и уплаты  налогов. 

9. Положение  о бухгалтерской службе организации. 

10. Должностные  инструкции работников бухгалтерии. 

11. Положение  об отделе налоговых начислений. 

12. Должностные  инструкции работников отдела  налоговых начислений. 

Разработка  и функционирование внутренних документов, дополнительно включенных в перечень, позволит достоверно оценить имущественное  и финансовое состояние, денежный оборот или результаты деятельности организации. 

В процессе планирования аудита целесообразно  провести предварительный анализ содержания утвержденных документов с целью  оценить полноту отражения в  них всех существенных элементов  учетной политики. Такой анализ рекомендуется  производить с учетом информации о специфике деятельности организации, полученной на этапе предварительного ознакомления с ней. Как показывает практика, в документах по учетной политике организаций, предоставляющих имущество за плату по договорам аренды, как правило, не содержится информации о том, признается ли аренда предметом деятельности организации или отражается как прочие доходы и расходы. Если аудитор обнаружил, что отдельные существенные элементы учетной политики не зафиксированы документально, то он может изменить свое мнение о достоверности информации, предоставляемой заинтересованным пользователям бухгалтерской отчетности. 

При формировании учетной политики организация должна раскрывать все способы бухгалтерского учета, существенно влияющие на оценку и принятие решений заинтересованными  пользователями [59, с. 103]. На данном этапе  аудитор также делает выводы о  допустимости избранных вариантов  с точки зрения нормативного регулирования  бухгалтерского учета. 

Для проведения предварительного анализа учетной  политики И.А. Кензеева предлагает использовать форму рабочего документа, позволяющего фиксировать содержание документов по учетной политике проверяемого экономического субъекта и их соответствие действующим нормативным актам [96, с. 55]. 

Целесообразнее  отразить фрагмент рабочего документа  в части учета основных средств в следующем рекомендуемом виде (таблица 2.2). 

В соответствии с ПБУ 6/01 при принятии решения  о переоценке группы объектов основных средств следует учитывать, что в последующем такая группа должна переоцениваться регулярно, чтобы стоимость входящих в эту группу объектов, по которой они отражаются в бухгалтерской отчетности, существенно не отличалась от текущей (восстановительной) стоимости. 

Исходя  из ПБУ 1/98, решение проводить переоценку основных средств, равно как и  отказ в дальнейшем от данного  решения является изменением учетной  политики организации. 

Рекомендуемая форма рабочего документа аудитора позволяет зафиксировать: полноту  раскрытия в документации по учетной  политике всех избранных вариантов  организации и ведения бухгалтерского учета; выявленные элементы учетной  политики, не соответствующие действующим  нормативным документам; варианты учета, применение которых в существующих условиях не является целесообразным. 

Примером  может служить встречающееся  на практике ОАО «Завод авиационных  подшипников» применение варианта единовременного  списания без начисления амортизации  объектов основных средств стоимостью до 20000 руб., в то время как положение  по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01, утвержденное приказом Минфина России от 30.03.01 г. N 26н, с учетом изменений от 18.05.02 г., позволяет единовременно списывать на издержки производства объекты стоимостью не более 10 000 руб., что соответствует законодательству по налогообложению прибыли. В связи с этим применение установленного ранее предела стоимости "неамортизируемых" основных средств повышает трудоемкость учета и приводит к нежелательным 

Заключение 

Выполненное исследование аудита учетной политики и связанных с ней экономических  отношений позволяет сформулировать следующие группы проблем, имеющих  научное и практическое значение для развития российского бухгалтерского учета и аудита на современном  этапе. 

Первая  глава связана с проработкой  аспектов формирования и исполнения учетной политики и ее влияния  на налоговые обязательства и  показатели внешней бухгалтерской  отчетности. 

Существование разных видов учета вызвано потребностью максимально удовлетворить интересы разных групп пользователей учетной  информации, что, в свою очередь, определяет особенности учетной политики, в  которой реализуются требования своевременного формирования экономической  информации, ее достоверности, доступности  и полезности для пользователя. Заинтересованными  пользователями могут быть сторонние  пользователи информации с косвенным  финансовым интересом, сторонние пользователи информации с прямым финансовым интересом, а также внутренние пользователи информации. 

Постоянно изменяющиеся условия и требования рынка, рост конкуренции, инфляция заставляют организацию по-новому рассматривать  к вопросам формирования и аудита учетной политики, поскольку это  имеет не меньшее значение, чем: собственный  производственный потенциал. Предприятию  производственной сферы требуется  учетная политика, способная обеспечить объективное влияние на информативность  отчетных данных, гармонизацию интересов  различных групп пользователей  отчетности, оптимизацию налогообложения  и решение других задач. 

В рамках учетной политики российские предприятия  будут определять способ составления  консолидированной бухгалтерской  отчетности, порядок учета инфляции на имущественное и финансовое положение  предприятия. В связи с этим альтернативность вариантов практического применения учетной политики расширяется, особенно в части раскрытия данных бухгалтерского учета для сторонних пользователей  через бухгалтерскую финансовую отчетность. 

Проведенный в исследовании анализ МСФО позволяет  сделать вывод, что ряд стандартов предоставляет предприятиям возможность  выбора порядка учета из нескольких альтернативных вариантов. Организации  должны» внимательно подойти  к определению учетной политики для подготовки вступительного бухгалтерского баланса по МСФО, осознав, как их выбор повлияет на него и на бухгалтерскую  финансовую отчетность будущих периодов. 

В настоящее  время понятие учетной политики, приведенное в ПБУ 1/98, недостаточно отражает изменения в законодательстве и в содержании официальной внешней  бухгалтерской отчетности. Не умаляя достоинства определений учетной  политики ведущих ученых и в отличии от существующего в Положении, нами сформулировано собственное определение: учетная политика - это способы ведения учета, направленные на достижение эффективности деятельности организации и ее влияние на налоговые обязательства и показатели внешней бухгалтерской отчетности. 

До сих  пор не разработан отдельный стандарт "Аудит учетной политики" на федеральном уровне, хотя ее отдельные  положения нашли отражение в  некоторых функционирующих стандартов по аудиту. Содержание данного стандарта  должно включать: введение, цель и задачи аудита, общие принципы аудита учетной  политики, объем аудита учетной политики. 

В современной  литературе по бухгалтерскому учету  при рассмотрении учетной политики выделяют три основных аспекта ее формирования: методический, организационный  и технический. Автор кроме обычных  составляющих предлагает ввести два  аспекта: налоговый и аналитический 

Методический, технический и организационные  аспекты формируют учетную политику для целей финансового и управленческого  учета, налоговый аспект - для целей  налогообложения. Аналитический аспект связан с прогнозированием финансовой и экономической устойчивости предприятия. Первые четыре аспекта должны быть раскрыты в приказе по учетной  политике и будут оказывать влияние  на показатели форм отчетности, а аналитический найдет отражение в пояснениях и дополнениях к ней. 

В настоящее  время наибольшее распространение  получили внутренний и внешний; (обязательный и инициативный) аудит, которые дополняют друг друга и в то же время существенно различаются. В процессе исследования; определено, что внутренний аудит учетной политики нацелен на обоснование учетной; политики, а внешний на ее исполнение и оценку соответствия требований нормативных документов. 

В диссертации  сформулированы цель и задачи аудита учетной политики в связи с  отсутствием федерального стандарта "Аудит учетной политики". Цель аудита учетной политики - это отражение  мнения о рациональности формирования и исполнения аспектов учетной политики организацией для достижения: эффективности  своей деятельности. Исходя из поставленной цели; рекомендуется решить основные задачи, согласно аспектам учетной  политики: 

• установить соответствие функций; структуры экономической  службы направлениям организации бухгалтерского учета, налогообложения; -провести проверку документации, определяющий технический аспект; 

•проверить  эффективность применения элементов  методического аспекта; 

• сравнить рассчитанные налоговые обязательства  предприятиях суммой налогов, согласно существующему законодательству; 

• определить финансовую устойчивость предприятия, степень экономического роста в  рамках аналитического аспекта. 

В работе указаны допущения при аудите учетной политики и дан критический  анализ действующей практики, свидетельствующий  о наличии существенных нарушений  этих допущений. 

Рассмотрена оптимизация налога на прибыль и  налога на имущество посредством  рационально сформированной учетной  политики, проведено сравнение вариантов  расчета стоимости материально-производственных запасов и определена сумма налоговой  экономии. 

В исследовании обоснована важность и доказано влияние  воздействия учетной политики на показатели бухгалтерской отчетности, зависящие от ее выбора. Составлена таблица, в которой по каждому элементу учетной политики^ указываются допустимые законодательством варианты для их раскрытия и влияние на соответствующий показатель бухгалтерской отчетности. Анализ практики предприятий производственной сферы позволил сделать вывод, что в основном на показатели бухгалтерской отчетности оказывает влияние методический аспект учетной политики, поэтому его формирование в приказе по учетной политики уделяется большое внимание. Этот внимание отчасти объясняет ситуацию, когда разработчики данного приказа игнорируют организационный, технический налоговый и аналитический аспекты, что негативно сказывается на выражение мнения аудитора при аудите учетной политики. 

Практическая  реализация теоретических основ  аудита учетной политики нашла свое отражение в разработке внутреннего  стандарта аудиторской организации "Аудит учетной политики", который приводится в одном из приложений к диссертации. 

Вторая  глава связана с разработкой  методологии внешнего аудита учетной  политики, включающей процесс планирования, обоснованность и рациональность ее аспектов. 

Планированию  предшествуют следующие этапы: предварительная  оценка риска, определение аудиторской  команды, определение потребностей клиента. На этапе планирования аудита определяется наличие и состав распорядительных документов по учетной политике предприятия  производственной сферы. Обобщив практику данных предприятий, в отличие от рекомендованных ПБУ 1/98, автор диссертации  предлагает дополнить их следующими пунктами: формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности; порядок  проверки начисления и уплаты налогов; положение об секторе налоговых начислений; должностные инструкции работников отдела налоговых начислений. 

В процессе планирования аудита целесообразно  провести предварительный анализ содержания утвержденных документов с целью  оценить полноту отражения в  них всех существенных элементов  учетной политики. Такой анализ рекомендуется  проводить с учетом информации о  специфике деятельности организации, полученной на этапе предварительного ознакомления с ней. Если отдельные  существенные элементы.учетной политики не зафиксированы* документально, то аудитор, обнаруживший их, может изменить свое мнение о достоверности информации, предоставляемой заинтересованным пользователям бухгалтерской отчетности. В диссертационном исследовании предложена форма рабочего документа для предварительного анализа полноты и содержания учетной политики в части учета основных средств, что соответствует процедурам, предшествующим планированию. В указанной форме отражены: участок учета, элемент учетной политики, основание (нормативный документ), допустимый вариант, избранный вариант, отражение в учетной политике и комментарии аудитора. В рабочем документе элементы учетной политики систематизированы, согласно методическому, техническому, организационного и налоговому аспектам. На стадии планирования: аудита учетной политики нецелесообразно рассматривать вопросы, относящиеся к аналитическому аспекту учетной политики, он занимает значительное количество времени, и тогда начало самой проверки будет задерживаться. 

Изучение  организации бухгалтерского учета  и внутреннего аудита осуществляется как при планировании аудита, так и непосредственно в ходе проведения аудиторской проверки. Рекомендуется использовать специально разработанные формы анкет, с помощью которых проводится устный опрос персонала проверяемой организации. В них следует включать вопросы, касающиеся исполнения учетной политики в части технического и организационного аспекта. Вопросы, касающиеся исполнения учетной политики в части методического и налогового аспектов учетной политики, включать в данные анкеты нецелесообразно, так как их требуется изучить подробнее в ходе тестирования приказа по учетной политике. 

Программа аудита по разделу "Лудит учетной  политики" должна содержать следующий  перечень проверяемых вопросов и  аналитических процедур: аудит организации  бухгалтерского учета, оценка полноты  учетной политики, в том числе  наличие и состав распорядительных документов, определяющих учетную политику; проверка соответствия; формы и сроков принятия документов по учетной политике требованиям нормативных актов; проверка соответствия раскрытия учетной  политики требованиям нормативных  актов; проверка соблюдения учетной политики в проверяемом периоде. 

В ходе проведения аудиторской проверки следует  выделить два основных направления  аудита учетной политики: 

•проверка соблюдения способов и приемов учета, закрепленных в приказе (распоряжении) об учетной политике и других внутренних документах; 

•формирование мнения аудитора о влиянии применяемой  учетной политики проверяемого экономического субъекта на показатели бухгалтерской  отчетности и их достоверность. 

Необходимо  использовать информацию, полученную на предварительном этапе проверки, когда проводится анализ содержания распорядительных документов по учетной  политике. На этом этапе целесообразно  осуществлять проверку содержания и  исполнения учетной политики для  целей бухгалтерского учета параллельно  с анализом учетной политики для  целей налогообложения. По результатам  данного анализа складывается мнение о бухгалтерской и налоговой  учетной политике с точки зрения формирования достоверных показателей  финансовой отчетности и правомерности  определения налоговой базы по отдельным  налогам. 

В исследовании разработана система; тестирования приказа по учетной политике с  целью облегчения и оптимизации  работы аудитора, включающая в себя пять аспектов учетной политики. Система строится на получении аудиторских доказательств относительно установленной при первоначальном: ознакомлении эффективности структуры системы бухгалтерского учета и налогообложения, то есть насколько адекватна их организация с точки; зрения предотвращения, обнаружения и исправления существенных искажений, а также с точки зрения подтверждения предпосылок подготовки достоверной бухгалтерской и налоговой отчетности. В диссертации предложены тест ы. аспектов учетнойг политики, основанные на законодательно установленных правилах начисления налоговых обязательств. Тесты предусматривают проверку: 

•документов, подтверждающих совершение операций (технический  аспект); 

• правильности отражения операций;и остатков на счетах (методический аспект); 

•организационной  формы ведения бухгалтерского учета (организационный аспект); 

• правильности отражения операций в налоговых  регистрах (налоговый аспект); 

• расчета  финансовых коэффициентов и их влияния  на эффективность деятельности (аналитический  аспект). 

Для проведения внешнего аудита основных элементов  учетной политики предложено использовать типовой вариант таблицы аудита приказа по учетной политике для  целей бухгалтерского учета (финансового  и управленческого), для целей  налогообложения. В ней отражены составные элементы учетной политики; нормативный акт, которым предоставлено  право выбора; альтернативные варианты; выбранный вариант, отраженный в  приказе по учетной политике. Предложен  дифференцированный подход к оценке элементов учетной политики путем  присвоения каждому из них определенного  числа баллов в зависимости от результатов тестирования. При этом выделены три количественно-качественные оценки: если в приказе указан альтернативный способ ведения учета - I балл, если альтернативного  варианта нет или же он не соответствует  нормативным документам - О баллов. По результатам тестирования можно сделать следующее выводы: 

• если альтернативных вариантов от 80 до 100%, то уровень сложности учетной  политики хороший; 

•если от 50 до 79%, то уровень сложности учетной  политики удовлетворите л ьны й; 

• если процентное соотношение 49% и менее, то уровень сложности учетной  политики неудовлетворительный. 

На основании  разработанной таблицы проведено  исследование состояния учетной  политики для целей бухгалтерского учета и целей налогообложения  ЗАО "АТЕКС" г. Самары. 

Анализ  содержания действующих федеральных  правил (стандартов) аудита позволяет  констатировать, что среди них  нет единого нормативного документа, который охватывал бы всю процедуру  аудита учетной политики предприятий  производственной сферы. Основные положения  учетной политики затрагивают различные  аудиторские документы прежде всего, методики проведения аудиторской проверки и российские правила (стандарты) аудиторской деятельности, которые содержат прямые ссылки на учетную политику экономического субъекта (организации): "Аналитические процедуры", "Изучение и оценка систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля в ходе аудита", "Понимание деятельности экономического субъекта", "Действия аудитора при выявлении искажений бухгалтерской отчетности" и др. Общим в ссылках является прямое указание аудиторам обращать внимание на правильность формирования и использования экономическим субъектом положений по учетной политике. Наличие системы внутренних стандартов и ее методологического сопровождения служит необходимым показателем профессионализма деятельности аудиторских организаций. Им рекомендуется сформировать внутренний стандарт по аудиту учетной политики, отражающий собственный подход к проводимым проверкам и составляемым заключениям, исходя из общеустановленных принципов организации и проведения аудита. 

Рекомендуемый внутренний стандарт "Аудит учетной  политики предприятий производственной сферы" формулирует единые базовые  требования к порядку проведения аудита учетной политики, к качеству и надежности аудита и создает  при их соблюдении дополнительный уровень  гарантии результатов аудиторской  проверки. Он имеет следующую структуру: 

• общие  положения, где обосновывается необходимость  внутреннего стандарта, определяются его основные термины и понятия, сферы их применения, описывается  объект стандартизации; 

• цель и задачи стандарта, где формулируются  назначение стандарта и конкретные проблемы, решение которых обеспечивается его применением; 

• взаимосвязь  с другими стандартами, где приводятся ссылки на соответствующие положения  других стандартов; 

• определение  основных принципов и методик, где  описываются подходы аудиторской  организации, принятые методики и технические  приемы решения проблем, рассматриваемых  стандартом; 

• оформление, где перечисляются документы, которые  аудитор должен составить согласно требованиям стандарта. 

В дополнение к стандарту разработаны основные рабочие документы аудитора, которые  собирают информацию о данных бухгалтерского учета и позволяют сформировать мнение аудитора. 

Особое  внимание в диссертации уделено  совпадению принципов бухгалтерского и налогового учета, а именно: непрерывности, равномерности признания расходов и доходов, последовательности применения учетной политики, документирования. 

В исследовании дана сравнительная характеристика учетной политики для целей бухгалтерского учета и для целей налогообложения  по порядку принятия и утверждения, свидетельствующая, что порядок  принятия для обеих целей совпадает. По порядку утверждения имеется  несовпадение сроков в применении учетной  политики: либо со дня создания организации (для целей налогообложения), либо со дня государственной регистрации (для целей бухгалтерского учета). По срокам утверждения также имеются  различия. Это еще раз подтверждает факт, что учетная политика формируется  раздельно для целей бухгалтерского учета и для целей налогообложения. 

Если  ведется параллельный бухгалтерский  и налоговый учет, и заполнение регистров осуществляется с использованием налогового плана счетов, построенного по принципу забалансовых счетов, то аудитору следует проверить правильность переноса необходимой информации для определения налоговой базы по налогу на прибыль из системы бухгалтерского учета в систему налогового учета с целью дальнейшей обработки, корректировки и отражения данных налогового. При параллельном ведении учета минимизируются налоговые риски предприятия. 

Исходя  из практики работы предприятий производственной сферы, в диссертации предложено и обосновано введение отдела налоговых  начислений, который позволит: 

• исключить  повторную обработку первичных  ученых документов бухгалтерской службой  в случаях, когда порядок группировки  и учета объектов и хозяйственных  операций для целей налогообложения  отличается от порядка группировки  и отражения в бухгалтерском  учете; 
 

• уменьшить  необходимость увеличения глубины  аналитического учета для целей  налогообложения и сохранить  необходимые возможности для  информативности системы бухгалтерского учета с целью удовлетворения различных пользователей бухгалтерской  отчетности; 

• рационально  установить порядок взаимодействия отдела с бухгалтерской службой  при ведении налогового учета  с точки зрения оптимизации трудовых ресурсов; 

• в  дальнейшем облегчить процесс внесения изменений в процедуры соответствия в случае изменения законодательства и (или) учетной политики для целей  нал огообложения. 

Если  налоговый учет максимально сближается с бухгалтерским, различаются регистры налогового учета, предназначенные для корректировки данных бухгалтерского учета, и регистры для корректировки данных налогового учета. В этом случае аудитору следует обратить особое внимание на обоснование выбранных способов ведения бухгалтерского и налогового учета. 

В диссертации, разработана таблица, которая способствует предприятиям производственной сферы  из возможных альтернативных вариантов, предлагаемых законодательством для  целей бухгалтерского и налогового учета, выбрать оптимальный и  отразить его в приказе по учетной  политике. Данная таблица, помимо элементов  учетной политики, вариантов организации  в целях бухгалтерского учета  и в целях налогообложения, включает рекомендации аудитора. 

При аудите содержания приказа по учетной политике предприятий производственной сферы  для целей налогообложения внешний  аудитор должен обратить внимание на обоснования по группам вопросов: 

• выбранные  организацией способы формирования налоговой базы, предусмотренные  налоговым законодательством; 

• использование  альтернативных возможностей учетной  политики для формирования налогооблагаемой базы;
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.