На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Экологический менеджмент

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 13.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 7. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Оглавление. 

Введение.
    Сущность понятия «менеджмент». Задачи, функции и методы менеджмента.
    Экологический менеджмент – как основа устойчивого развития человечества.
      Нормативная база экологического менеджмента.
      Понятие, функции и задачи экологического менеджмента и экологического управления.
      Стимулирование внедрения системы экологического менеджмента.
Заключение.
Список использованных источников.
 

Введение. 

      Взаимодействие общества  и природы  - узловая проблема политического  и социально-экономического развития общества.  Однако,  как показывает мировой опыт, эта проблема ещё далека от своего решения.
      Актуальность данной темы на сегодняшний день очень велика, так как , расширяя и  усиливая антропогенное и техногенное давление на природу, общество сталкивается с многократно воспроизведенным  «эффектом  бумеранга»:  разрушение  природы оборачивается экономическим yщepбoм и социальным уроном. Природа не в состоянии  собственными  сипами восстанавливать нарушаемое экологическое равновесие,  воссоздавать изъятые у неё блага в соответствующем объеме. Процессы экологической деградации приобретают характер глубокого экологического кризиса.  Вопрос о сохранении  природы превращается в вопрос выживания человечества. Экономический рост, основывающийся на традиционных принципах, становится  угрожающе  опасным.  И если на всех предшествующих этапах общество стремилось максимально преобразовать природу с цепью приспособления к своим потребностям,  то теперь оно само вынуждено приспосабливаться,  видоизменяя  свою  жизнедеятельность и,  прежде всего, общественное воспроизводство, с учетом необходимости поддержания экологического равновесия, обеспечения экологически устойчивого социально-экономического развития общества.  И нет в мире политической системы,  которая сама по себе гарантировала бы экологическое благосостояние страны.
      Многие экологические проблемы  сейчас  перешагнули  рамки  национальных хозяйств и приобрели  глобальное измерение. Для их  решения требуется объединение  усилий всех стран мирового  сообщества, но согласование позиций различных государств сдерживается, прежде всего, экономическими соображениями.  Быть  лидером здесь  трудно  -  попытки решить глобальные проблемы в порядке проведения односторонних мер поставят хозяйство страны-инициатора в невыгодное положение по сравнению с конкурентами на мировом рынке, эти страны пытаются убедить остальной мир принятии аналогичных мер.
      Цель данной работы состоит  в том,  чтобы  показать, что экологический менеджмент является наиболее важнейшим из подходов к решению экологических проблем промышленных производств. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

    1. Сущность понятия  «менеджмент». Задачи, функции и методы  менеджмента.
      Сам термин "менеджмент" происходит от древнеанглийского слова "manage" (латинское "manus") - "рука". Буквально слово manage означало "объезжать лошадей". Будучи связанным с процессом езды, с "управлением" лошадью, смысл слова сохранился в понятии "управление". Оно и определило название целой науки об управлении.
    На сегодняшний день в литературе по вопросам управления отсутствует единое определение понятия "менеджмент".
     Основная проблема здесь заключается в том, что менеджмент можно рассматривать с различных точек зрения: как явление, как процесс, как систему, как отрасль научных знаний, как искусство, как категорию людей, занятых управленческим трудом, или орган управления
      Как явление менеджмент представляет собой целенаправленное, планомерное воздействие на объект управления со стороны субъекта управления.
     Как процесс менеджмент включает в себя ряд последовательных функций. К указанным функциям можно отнести планирование, организацию, регулирование, мотивацию, контроль и учет.
     Менеджмент как система представляет собой совокупность взаимозависимых элементов, таких как люди, информация, структура и т.п.
     С научной точки зрения менеджмент представляет собой науку, изучающую проблемы управления.
     Основными задачами менеджмента как науки являются: объяснение природы управленческого труда, установление причинно-следственных связей в управленческих процессах, выявление условий, при которых совместный труд людей оказывается наиболее эффективным. Важность и значимость систематизированных научных знаний об управлении определяется тем, что они позволяют своевременно и качественно управлять текущей деятельностью организации, прогнозировать возможные варианты развития событий и в соответствии с этим разрабатывать стратегию и тактику функционирования, грамотно осуществлять постановку целей и задач.
    Нередко менеджмент рассматривают как искусство, которое опирается на лежащие в его основе концепции, законы, принципы и методы. Такой подход основан на том, что любая организация, как объект управленческой деятельности, представляет собой совокупность сложных социально-технических систем, на функционирование которых оказывают влияние многочисленные внешние и внутренние факторы.
    Часто понятие менеджмент ассоциируется с людьми, чья работа состоит в координации усилий всего персонала предприятия для достижения целей функционирования. Кроме того, понятием менеджмент может обозначаться аппарат управления современных организаций, не зависимо от их формы собственности и целей деятельности.
     Но, так или иначе, понятие "менеджмент" всегда тесно связано с понятием "рыночная экономика". Теория управления достаточно активно развивалась в нашей стране и в советский период, однако эти исследования никоим образом нельзя относить к области менеджмента. Ведь в основе современного менеджмента лежит положение о целесообразности. Иными словами, все управленческие процессы, происходящие в организации, должны быть направлены на достижение четко определенной цели при минимальных затратах. В условиях командно-административной системы во главу угла ставилась не целесообразность, а цель, для достижения которой часто допускались любые затраты.
    Поскольку в настоящей работе в основном будут рассматриваться управленческие процессы, происходящие на микроэкономическом уровне (т.е. на уровне отдельной организации), мы будем использовать определение менеджмента следующего содержания.
    Менеджмент - это управление организацией, функционирующей в условиях рыночной экономики.
     Сущность менеджмента проявляется в его задачах, функциях, методах и принципах.
     Задачами менеджмента как науки являются разработка, экспериментальная проверка и применение на практике научных подходов, принципов и методов, обеспечивающих устойчивую, надежную, перспективную и эффективную работу коллектива (индивидуума) путем выпуска конкурентоспособного товара.
     Конечной целью менеджмента как практики эффективного управления является обеспечение прибыльности предприятия путем рациональной организации производственного (торгового) процесса, включая управление производством (коммерцией) и развитие технико-технологической базы. Следовательно, важнейшей задачей менеджмента является организация производства товаров и услуг с учетом спроса потребителей на основе имеющихся ресурсов. При этом к задачам менеджмента также относятся:
    переход к использованию работников, обладающих высокой квалификацией;
    стимулирование сотрудников организации путем создания для них соответствующих условий труда и системы его оплаты;
    определение необходимых ресурсов и источников их обеспечения;
    разработка стратегии развития организации и реализация;
    определение конкретных целей развития организации;
    постоянный поиск и освоение новых рынков;
    выработка системы мероприятий для достижения намеченных целей;
    осуществление контроля за эффективностью деятельности организации, за выполнением поставленных задач.
Задачи  менеджмента непрерывно усложняются  по мере роста масштабов и развития производства и коммерции. Выполненные  задачи и достигнутые, намеченные цели оцениваются на рынке.
Развитие  теории управления, разработка экономико-математических методов позволили многие качественные решения задач дополнить или заменить точными количественными оценками или решениями, а развитие средств вычислительной техники и коммуникаций способствовало повышению эффективности управления. Многие задачи, которые ранее не могли решаться в реальном или допустимом масштабе времени из-за трудоемкости расчетов, стали повседневной реальностью.
     Функции менеджмента являются составными частями любого процесса управления вне зависимости от особенностей (размера, назначения, формы собственности и т.д.) той или иной организации. Процесс управления (менеджмента) имеет пять взаимосвязанных функций, а именно:
    планирование;
    организовывание;
    мотивация;
    контроль;
    координация.
Функцией  менеджмента "номер один" общепризнано считается планирование. Реализуя ее, предприниматель или управляющий на основе глубокого и всестороннего анализа положения, в котором в данный момент находится фирма, формулирует стоящие перед ней цели и задачи, разрабатывает стратегию действий, составляет необходимые планы и программы.
     Сам процесс планирования позволяет более четко формулировать целевые установки организации и использовать систему показателей деятельности, необходимую для последующего контроля результатов. Кроме того, планирование обеспечивает более четкую координацию усилий структурных подразделений и таким образом укрепляет взаимодействие руководителей разных служб организации. А это значит, что планирование - это непрерывный процесс изучения новых путей и методов совершенствования деятельности организации за счет выявленных возможностей, условий и факторов. Следовательно, планы не должны носить директивного характера, а меняться в соответствии с конкретной ситуацией.
     Реализацию планов берут на себя другие функции и, прежде всего, функция организовывание.. Задачей этой функции является формирование структуры организации, а так же обеспечение всем необходимым для ее работы - персоналом, материалами, оборудованием, зданиями, денежными средствами и т.д.
     В любом плане, составляемом в организации, всегда имеется стадия организовывания, то есть создания реальных условий для достижения запланированных целей, часто это требует перестройки структуры производства и управления с тем, чтобы повысить их гибкость и приспособляемость к требованиям рыночной экономики.
     При планировании и организации работы руководитель определяет, что конкретно должна выполнить данная организация, когда и кто, по его мнению, должен это сделать. Если выбор этих решений сделан эффективно, руководитель получает возможность воплотить свои решения в дела, применяя на практике важную функцию менеджмента - мотивацию.
     Мотивация - это деятельность, имеющая целью активизировать людей, работающих в организации, и побудить их эффективно трудиться для выполнения целей, поставленных в планах. Для этого осуществляется их экономическое и моральное стимулирование, обогащается само содержание труда и создаются условия для проявления творческого потенциала работников и их саморазвития.
     Контроль - это процесс, обеспечивающий достижение целей организации. Он необходим для обнаружения и разрешения возникающих проблем раньше, чем они станут слишком серьезными, и может также использоваться для стимулирования успешной деятельности.
     Процесс контроля состоит из установки стандартов, изменения фактически достигнутых результатов и проведения корректировок в том случае, если достигнутые результаты существенно отличаются от установленных стандартов.
     Контроль - это критически важная и сложная функция управления. Одна из важнейших особенностей контроля, которую следует учитывать в первую очередь, состоит в том, что контроль должен быть всеобъемлющим. Каждый руководитель, независимо от своего ранга, должен осуществлять контроль как неотъемлемую часть своих должностных обязанностей, даже если никто ему специально этого не поручал.
     Центральной функцией менеджмента является координация. Ее задача состоит в достижении согласованности в работе всех звеньев организации путем установления рациональных связей (коммуникаций) между ними. Характер этих связей может быть самым различным, так как зависит от координируемых процессов. Наиболее часто используются отчеты, интервью, собрания, компьютерная связь, средства радио и телевещания, документы. С помощью этих и других форм связей устанавливается взаимодействие между подсистемами организации, осуществляется маневрирование ресурсами, обеспечивается единство и согласование всех стадий процесса управления (планирование, организовывания, мотивации и контроля), а так же действие руководителей.
     Все перечисленные функции не просто составляют единое целое. Они переплетены друг с другом, проникают друг в друга так, что порой их трудно разделить.
 

2. Экологический менеджмент – как основа устойчивого развития человечества.
      Сегодняшняя экологическая ситуация в России и тенденции ее изменения определяются прежде всего характером деятельности экономических объектов. Административно-командная система управления прошлых лет не смогла обеспечить минимизацию воздействия производства на окружающую среду. По данным Государственного доклада «О состоянии окружающей природной среды Российской Федерации в 1997 году», за пятилетний период (1993-1997 годы) средние концентрации типичных для большинства отраслей промышленности загрязняющих веществ в воздухе снизились на 5-13%, в то время как декларированные (отчетные) промышленные выбросы этих веществ в атмосферу сократились на треть (с 21,5 тысячи тонн до 15,0 тысяч тонн в 1997 году). Воздействие на окружающую среду в Российской Федерации напоминает “айсберг”, где на “официальной” поверхности находится лишь его незначительная декларируемая часть - около 15-20% в общей сумме, то есть декларируемое воздействие не описывает наблюдаемые фактические изменения в состоянии окружающей среды в стране и их последствия (экспертные оценки).
      Все более очевидной становится  необходимость поиска новых, приемлемых  в российских условиях путей  минимизации антропогенного воздействия.  В развитых странах мира развитие  добровольной экологической деятельности  и систем экологического менеджмента зарекомендовало себя как один из весьма перспективных, качественно новых подходов к решению проблемы загрязнения окружающей среды.
      В «Повестке дня на XXI век», принятой  в Рио-де-Жанейро в 1992г., подчеркивается, что «экологический менеджмент следует отнести к ключевой доминанте устойчивого развития и одновременно к высшим приоритетам промышленной деятельности и предпринимательства». [5] 
 

2.1. Нормативная база экологического менеджмента.
      В рамках разработки подходов  к созданию и упрочению Единого Европейского Рынка Европейское Сообщество стремится создать жесткую систему экологического законодательства и контроля исполнения его требований. Одним из лидеров апробации новых рыночных инструментов экологического менеджмента является Великобритания, где в 1990 году был принят новый «Экологический Акт», за которым в 1992 году последовал Стандарт в области экологического менеджмента BS 7750, подготовленный и выпущенный Британским Институтом Стандартизации в соответствии с запросом Британской Конфедерации промышленности. Данный Стандарт не предписывает и не определяет требований к природоохранной деятельности предприятий, но содержит рекомендации, полезные для создания эффективной системы экологического менеджмента, для развития инициативного экологического аудирования, что должно сказаться на улучшении экологических характеристик деятельности организации в целом. На начальном этапе предполагалось, что британские предприятия на добровольной основе будут приводить характеристики своей деятельности в соответствии с принципами BS 7750. Позднее к Великобритании присоединились и другие государства, а сам стандарт, детально разработанный и сопровожденный объемистыми учебными пособиями, послужил основой для подготовки международных документов.
      В марте 1992 года в Европейском  Сообществе были выпущены «Требования  к экоаудированию». Цель этого  документа – создать стимулы  использования приемов экологического  аудирования для оценки деятельности  предприятий. Причем оценки, включающей  не только проверку выполнения требований природоохранительного законодательства, но и задач собственной экологической политики предприятия. Интересно, что требования были подготовлены в соответствии с пятой программой экологических действий ЕЭС, основанной на выводах и рекомендациях доклада Гру Брундтланд «Наше развитие» и отдающей предпочтение превентивным мерам и принципам распределения ответственности в охране окружающей среды. В 1993 году были окончательно согласованы и опубликованы требования к созданию Схемы экологического менеджмента и аудирования (EMAS); предприятия получили возможность быть сертифицированными в соответствии с EMAS с 1995 года.
      Многие требования описанных  стандартов весьма близки. Считается,  что британский стандарт BS 7750 послужил  моделью для разработки европейского рекомендательного документа EMAS. На сегодняшний день существуют серьезные учебники и руководства, детально описывающие каждый шаг разработки и внедрения систем экологического менеджмента и аудирования. Однако многие эксперты считают, что будущее принадлежит всемирной системе и стандартам, подготовленным международным институтом ISO.
      Появление ISO 14000 – серии международных  стандартов систем экологического  менеджмента на предприятиях  и в компаниях – называют  одной из наиболее значительных международных природоохранных инициатив. Система стандартов ISO 14000 ориентированна не на количественные параметры (объем выбросов, концентрации веществ и т.п.) и не на технологии (требования и использовать или не использовать определенные технологии, требование использовать «наилучшую доступную технологию»). Основным предметом ISO 14000 является система экологического менеджмента. Типичные положения этих стандартов состоят в том, что в организации должны быть введены и соблюдаться определенные процедуры, должны быть подготовлены определенные документы, должны быть назначены ответственные за определенные области экологической значимой деятельности. Основной документ серии – ISO 14000 – не содержит никаких «абсолютных» требований к воздействию организации на окружающую среду, за исключением того, что организация в специальном документе должна объявить о своем стремлении соответствовать национальным стандартам.
      Такой характер стандартов обусловлен, с одной стороны, тем, что  ISO 14000 как международные стандарты не должны вторгаться в сферу действий национальных нормативов. С другой стороны, предшественником ISO являются «организационные» подходы к качеству продукции, согласно которым ключом к достижению качества является выстраивание надлежащей организационной структуры и распределение ответственности за качество продукции и услуг.
      Решение о разработке ISO 14000 явилось  результатом Уругвайского раунда  переговоров по Всемирному торговому  соглашению и встречи на высшем  уровне по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро в 1992 году. Стандарты ISO 14000 разрабатываются Техническим комитетом 207 Международной Организации Стандартизации (ISO) с учетом уже зарекомендовавших себя международных стандартов по системе менеджмента качества продукции (ISO 9000), в соответствии с которыми в настоящий момент сертифицировано более 70000 предприятий и компаний по всему миру. [4]
      Предполагается, что система стандартов  будет обеспечивать уменьшение  неблагоприятных воздействий на  окружающую среду на трех уровнях:
1. Организационном  – через улучшение экологического  «поведения» корпораций.
2. Национальном  – через создание существенного  дополнения к национальной нормативной  базе и компонента государственной  экологической политики.
3. Международном – через улучшение условий международной торговли.
      Документы, входящие в систему,  можно условно разделить на  три основные группы:
  •  принципы создания и использования  систем экологического менеджмента;
  •  инструменты экологического контроля  и оценки;
  •  стандарты, ориентированные на  продукцию
      Ключевым понятием серии ISO 14000 является понятие экологического  менеджмента в организации. Поэтому  центральным документом стандарта  считается ISO 14001 – «Спецификации и руководство по использованию систем экологического менеджмента». В отличие от остальных документов, все его требования являются «аудируемыми» - предполагается, что соответствие или несоответствие им конкретной организации может быть установлено с высокой степенью определенности. Именно соответствие стандарту ISO 14001 и является предметом сертификации.
      Официально стандарты ISO  14000 являются  добровольными. Они не заменяют  законодательных требований, а обеспечивают  систему определения того, каким образом компания влияет на окружающую среду и как выполняются требования законодательства.
      Деятельность практически всех  промышленных предприятий в Российской  Федерации (за исключением оборонных)  подчиняются требованиям ГОСТ 24525-80 «Управление производственным объединением и промышленным предприятием. Управление охраной окружающей среды. Основные положения». Сегодня в России выпущена серия национальных стандартов ГОСТ Р ИСО 14000, которые, даже по названию, являются аналогом международной серии ISO 14000. 

 

2.2. Понятия, функции и задачи  экологического менеджмента и экологического управления.
    В самом общем виде и экологическое  управление, и экологический менеджмент можно определить как комплексную разностороннюю деятельность, направленную на реализацию экологических целей проектов и программ.
      В российской литературе термин "экологический менеджмент" заменен "управлением качеством окружающей среды", а в некоторых случаях - "экологическим управлением". Вместе с тем, для этих понятий на основе анализа существующих нормативных документов, учебно-методической литературы, практики деятельности можно выделить ряд существенных различий, определяемых субъектами экологического управления и экологического менеджмента, мотивацией деятельности, ролью ответственных лиц, отношением к результатам деятельности и др.
      В таблице № 1 представлены  основные различия в понятиях  экологический менеджмент и экологическое  управление. [4] 

      Исходя из наиболее существенных  различий в понятиях "экологическое управление" и "экологический менеджмент" можно предложить следующие определения:
 ?  Экологическое управление - деятельность  государственных органов и экономических  субъектов, главным образом направленная  на соблюдение обязательных требований  природоохранительного законодательства, а также на разработку и реализацию соответствующих целей, проектов и программ.
 ?  Экологический менеджмент - инициативная  и результативная деятельность  экономических субъектов, направленная  на достижение их собственных  экологических целей, проектов и программ, разработанных на основе принципов экоэффективности и экосправедливости.
      Если предпочтение отдается иерархии (как, например, в административно-командной  системе советского общества  или в армии, или в государственных органах), то речь идет об управлении, напротив, если, в основном, используются рыночные инструменты, то можно говорить о менеджменте.
      В соответствии с принятым  в международных стандартах определением  система экологического менеджмента  представляет собой часть общей системы менеджмента, включающую организационную структуру, планирование деятельности, распределение ответственности, практическую работу, а также процедуры, процессы и ресурсы для разработки, внедрения, оценки достигнутых результатов и совершенствования экологической политики.
       В основе функционирования системы экологического менеджмента лежит спираль, повторяющийся цикл, направленный на последовательное совершенствование системы менеджмента в целом. Для данной системы характерна ярко выраженная обратная связь, практически отсутствующая в формальном экологическом управлении.
      Разработка и внедрение системы  экологического менеджмента требует  определенных временных и ресурсных  затрат, но, в конечном итоге, она,  как и вся производственная деятельность, приносит весьма ощутимую прибыль.
      К основным функциям экологического  управления и менеджмента относятся  [4]:
1. Обоснование  экологической политики и обязательств
2. Планирование  экологической деятельности
3. Организация  внутренней и внешней экологической деятельности
4. Управление  персоналом
5. Управление  воздействием на окружающую среду  и использованием ресурсов
6. Внутренний  экологический мониторинг и экологический  контроль
7. Анализ  и оценка результатов экологической  деятельности
8. Пересмотр  и совершенствование системы  экологического управления и  экологического менеджмента
      Функции экологического управления  и экологического менеджмента  в целом совпадают. Для экологического  менеджмента характерно существенное  развитие, углубление и расширение ряда функций и соответствующей деятельности, которые в традиционном экологическом управлении реализуются поверхностно и формально. Например, обоснование экологической политики и обязательств, организация внешней экологической деятельности, пересмотр и совершенствование системы экологического управления и экологического менеджмента.
      С развитием экологического менеджмента  значительно расширяются и видоизменяются  традиционные функции экологического  управления. Так, функция анализа и оценки результатов экологической деятельности здесь в первую очередь начинает определять задачи аудирования системы экологического менеджмента, отсутствующие в традиционном управлении.
      Общие характерные задачи и  соответствующая им практическая деятельность предприятий определяются функциями экологического управления и менеджмента. Все виды экологической деятельности предприятий можно условно разделить на внутреннюю экологическую деятельность (деятельность руководства предприятий и персонала в целом, направленная на достижение внутренних экологических целей и задач) и внешнюю экологическую деятельность (активное взаимодействие со всеми заинтересованными в экологических аспектах деятельности предприятия внешними лицами и сторонами).
      Задачи по охране окружающей среды формируют на основе поставленных целей в рамках определенного периода времени. Причем, если цели могут носить качественный характер, то задачи должны по возможности содержать количественные показатели, например, сокращение расхода определенных сырьевых ресурсов в технологических процессах, снижение выбросов и т.д.
      Особое внимание следует уделить  созданию механизма обеспечения  достижения целей и задач экологической  политики, включающего организационную  структуру, распределение ответственности, соответствующие процедуры и документацию. Для того чтобы система экологического менеджмента была эффективной, необходимо спроектировать и настроить ее таким образом, чтобы она могла быть регулируемой и совместимой с существующими элементами системы менеджмента организации.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.