На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Возникновение, становление и развитие финансовой системы Российской Федерации

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 13.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 16. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


  Возникновение, становление и  развитие финансовой системы
  Российской  Федерации. 

        Политические и  социально-экономические  реформы в России  в XIX—XX вв. (до октября  1917 г.) и финансы.
      Причины обострения финансовых проблем России во второй половине XIX в.
   2.3. Становление финансовой системы социалистического государства.
   2.4. Финансовая политика  переходного от  капитализма к  социализму.
    2.5. Особенности развития  финансовой системы  в СССР на этапе  «развитого социализма».
    2.6. Особенности финансов  страны при переходе к рыночной экономике. 
     
     

2.1. Политические и  социально-экономические  реформы в России  в XIX—XX вв. (до октября  1917 г.) и финансы.
 Состояние государственных финансов определяется, прежде всего, степенью сбалансированности государственного бюджета.
 Бюджету России на протяжении XIX в. был свойственен  хронический дефицит. С таким бюджетом Россия вошла и в XX век.
 Достаточно  талантливые руководители финансовых ведомств и члены правительства, курирующие эти ведомства в XIX в, (Н.С. Мордвинов, М.М. Сперанский, Е.Ф. Канкрин, С.Ю. Витте), Снимали, что сбалансированность доходов и расходов бюджета зависела прежде всего от уровня развития и состояния отечественной экономики и государственной политики в области социально-экономических преобразований.
Довольно  бурное развитие России в XIX в. — переход от мануфактуры к машинной индустрии и довольно крупному промышленному производству в начале XX века; развитие внутренней и внешней торговли; переход от крепостничества к вольнонаемному труду сопровождалось реформированием всех сторон жизни общества вплоть до государственного устройства.
   Политические  и социально-экономические реформы  сопровождались изменениями в организации финансовых отношений. Но, с другой стороны, реформирование финансовой системы обеспечивало претворение в жизнь политики, направленной на достижение Россией подобающего ей места в мировой экономике.
  Доходы  и расходы государственного бюджета  взаимосвязаны. Действующая налоговая  система, как правило, определяет основную часть доходов государственного бюджета. Увеличение расходов обычно диктуется экстраординарными событиями: войнами, природными катаклизмами — засуха, наводнение, град и другое или социальными «взрывами».
   Эти события негативно влияют на динамику доходов от народного хозяйства, сокращают товарооборот, а значит, и сокращаются поступления налогов в бюджет. Возможности усиления налогового бремени ограничены уровнем платежеспособности населения, а переход этих границ чреват появлением и обострением социальной напряженности.
   Более легким путем сбалансирования бюджета является покрытие бюджетного дефицита либо дополнительной эмиссией, либо ростом государственного долга. Таким путем шла и Россия в XIX-XX веках.
   Последствия чрезмерной эмиссии — расстройство денежного обращения и как  следствие: нарушение денежных отношений во всех сферах и, особенно, в бюджетных отношениях.
   Свертывание денежных отношений — переход  все большей части товарооборота к натурообмену — ведет к подрыву покупательной способности и авторитета национальной денежной единицы.
   Расстройство  денежной системы становится основной из причин расстройства финансов, и непременным условием оздоровления финансов является оздоровление денежного обращения.
   История развития России в XIX—XX вв. — яркая, иллюстрация чередования войн, обострения противоречий между нарождающимся российским предпринимательством и помещиками-землевладельцами, преобразований в государственном управлении и периодического расстройства денежного обращения, роста бюджетного дефицита и реформ в области государственных финансов, денежного обращения и банковского дела.
   Деятельность  М.М. Сперанского. Выдающийся государственный деятель и первый исполнитель управленческих и финансовых преобразований в России начала XIX в. — М.М. Сперанский (1772—1839) был одним из первых историков финансов и денежного обращения.
  Критический анализ развития денежного обращения  в XVIII — начале XIX вв. России позволил ему определить основные направления  реформ, проведение которых в XIX в. фактически сформировало денежную систему, с которой Россия вошла в XX в.
  Знание  основных направлений деятельности Сперанского и его предложений  по реформированию государственного управления, финансовых и кредитно-денежных отношений необходимо не только потому, что почти все его предложения реализованы в реформах, проведенных в середине XIX — начале XX вв., но и потому, что его анализ причин слабости финансового положения и состояния денежного обращения в начале XIX в. и предложения по сбалансированию государственного бюджета и укреплению денежного обращения актуальны и сегодня.
  Будучи  секретарем Государственного совета, Сперанский особое внимание уделял Министерству финансов, принимал активное участие в его деятельности и практически управлял финансами страны в начале XIX в.
  Деятельность  М.М. Сперанского и разработка им теоретических основ реформ в области финансов и денежного обращения были направлены на укрепление российского предпринимательства. Он стремился приспособить к новым требованиям состояние финансов, главную причину расстройства которых видел в несоразмерности расходов государства с доходами. Понимая, что соразмерность восстанавливается либо сокращением издержек, либо приумножением доходов, он, намечая пути финансовых преобразований, предполагал сокращать издержки, оставляя лишь необходимые, откладывая полезные и исключая вовсе излишние издержки.
  Называя предложенный казначейством способ погашения бюджетного дефицита за счет увеличения налогов и выпуска  ассигнаций вредным, Сперанский предлагал прекратить новый выпуск ассигнаций. Его предложения по оздоровлению денежного обращения основывались на убеждении, что бумажных денег в обращении должно быть ровно столько, сколько есть капиталов и кредитных бумаг.
  Под капиталом он понимал все, что  может быть обращено в мену и куплю, а кредитные деньги делил на четыре группы в зависимости от их обеспечения, подчеркивая, что достоверность кредитных бумаг зависит от верности залога.
  Особенностью  эмиссии в России начала XIX в. было то, что рост цен шел медленнее, чем падение курса ассигнаций (за счет опережения темпов роста производительных сил, темпов роста потребностей) и потому ежегодное падение курса ассигнаций соответственно увеличивало убыток казны. Ущерб в доходах от падения курса ассигнаций царское правительство пыталось возместить за счет введения новых налогов, надбавок к податям и пошлинам.
  Сперанскому принадлежит идея своеобразной индексации в системе налогов. Он считал необходимым  все подати и налоги «приблизить  к тому исчислению, в котором им по первому их началу быть надлежало».
  Главным условием оздоровления финансов Сперанский считал оздоровление денежной системы путем введения кредитных денег взамен ассигнаций, которые не имели внутреннего достоинства монеты, а после отмены обмена их на золото воплощали лишь право уплачивать ими правительству подати.
  Понимая пагубное воздействие падения курса  бумажных денег, М.М.Сперанский видел  возможность оздоровления денежной системы за счет постоянного извлечения из обращения части ассигнаций либо посредством займов на основе серебра, либо путем замещения их кредитными деньгами в виде векселей, выдаваемых частными лицами, либо в виде банковских билетов и казначейских билетов, выдаваемых правительством. Конечной целью этих мероприятий было выравнивание курсов серебра и ассигнаций.
  Теоретической концепцией, которой придерживался М.М. Сперанский в своих взглядах на сущность денег, была теория трудовой стоимости классиков политэкономии А. Смита и Д. Рикардо, и подобно им он был убежден в том, что «богатство государства образуется и возрастает трудом». Но работы М.М. Сперанского (так же, как и работы министров финансов царской России Е.Ф. Канкрина, И.А. Вышнеградского и С.Ю. Витте) были не теоретическими исследованиями, а официальными документами, подготовленными в форме планов, записок, проектов, отчетов, адресованных высшему органу государственного управления, а чаще лично государю-императору.
  В этих документах формировались основы экономической и финансовой политики —• программа деятельности российского  правительства, формальной задачей которой было развитие производительных сил, но главной целью на протяжении XIX— XX вв. оставалось удовлетворение фискальных потребностей государства, т. е. его финансовые интересы.
  С этих позиций и следует рассматривать  исторический опыт России в организации финансовой и денежно-кредитной системы страны. И в этом отношении М.М. Сперанский является основоположником именно организационной структуры всех денежных отношений России не только XIX, но и XX в., так как все преобразования и реформы, проведенные уже после его смерти, воплощали в той или иной форме его видение финансовых проблем и путей их решения.
  Исторический  опыт России XIX — начала XX вв. в организации финансовой и денежно-кредитной системы был учтен классиками марксизма-ленинизма при формировании советской финансовой и денежно-кредитной систем, но в условиях административно-командной систем управления были совершенно иная система государственного устройства, экономическая и политическая системы и соответственно совершенно иная финансовая политика, которые исключали необходимость использования этого опыта царской России.
  Сейчас, в период перехода России к рыночной экономике, исторический опыт проведения реформ, направленных на оздоровление денежно-кредитной и финансовой систем, трудно переоценить и его знание необходимо.
  Финансовая  политика Е.Ф. Канкрина. Состояние финансов России к середине XIX в. было приведено к достаточно устойчивому положению одним из талантливейших министров финансов Е.Ф. Канкриным (1774— 1845), занимавшим этот пост более 20 лет.
  Понимание того, что условие устранения бюджетного дефицита — это упрочение денежной системы, предопределило успех его  финансовой политики.
  Проведенная им денежная реформа заменила наличные деньги билетами государственного казначейства, представлявшими по существу обязательства правительства с определенным сроком платежа и с установленными процентами, сочетающими особенности кредитного срочного обязательства и государственного денежного знака. Выпуск казначейских билетов был для государства выгоден, так как проценты на них обычно не востребовались.
  Денежная  реформа, проведенная Е.Ф. Канкриным  в 1839— 1843 гг. впервые установила в  России серебряный монометаллизм. Главной платежной монетой устанавливалась серебряная (российской чеканки), а монетной единицей — серебряный рубль. Государственные ассигнации становились вспомогательным знаком ценности.
  Заслуживает внимания последовательность проводимых мер по укреплению денежного обращения. Вначале была учреждена депозитная касса, в которой выпускались депозитные билеты, обеспеченные серебром рубль за рубль. В обмен на депозитные билеты от населения неограниченно принимались золото и серебро. Депозитные билеты свободно по предъявлении обменивались на металл, в результате за один год без затрат на это государства разменный фонд составил 38 млн. руб. Затем ассигнации, бывшие в обращении в качестве второстепенного денежного знака, стали обмениваться по курсу 3 руб. 50 коп. за один серебряный рубль. Завершилась денежная реформа выпуском в обращение государственных кредитных билетов и полной заменой ассигнаций, в результате было обеспечено объединение бумажно-денежных знаков с государственными билетами, получившими повсеместное хождение наравне с серебряными монетами и обеспеченными всем достоянием государства и разменными на двойную монету.
  Таким образом, оздоровление денежного обращения  было достигнуто путем восстановления металлического обращения.
  Е. Ф. Канкрин добился бездефицитного бюджета, проявляя большую осторожность в использовании государственного кредита и установлении новых налогов, опираясь, прежде всего, на бережливость и экономию в государственных расходах (прежде всего по военному ведомству) и способствуя развитию отечественной промышленности (в первую очередь горнодобывающей через таможенную политику протекционизма и упорядочению внутренней торговли путем вовлечения мелких торговцев в систему налогообложения. Не меньшее значение имело наведение порядка в организации счетной и казначейской работы и устранение злоупотреблений в сборе государственных доходов.
  Успех финансовой политики Е. Ф. Канкрина во многом был обеспечен его тонким пониманием сущности обесцененных бумажных денег, которые он сравнивал с ухудшенными металлическими монетами и видел в них особого рода затаенный налог, с помощью которого правительство завладевает частью имущества членов общества, своего рода безнаказанное хищение, размер которого для каждого отдельного человека трудно определить, а значит, и невозможно взыскать.
  Развитие  банковской системы. Взгляды Н.С. Мордвинова. Экономика России во второй половине XIX столетия стремительно переходила от капитализма с его свободной конкуренцией к империализму. Это особенно ярко проявлялось в монополизации капиталов в банковско-финансовой сфере. Условия для быстрого развития банковской системы были созданы денежной реформой 1839—1843 гг. Учитывая преимущества кредитных бумаг в роли монеты и ратуя за замену ассигнаций кредитными деньгами, казначейскими билетами, основанными на серебре, и расширение вексельного оборота, М.М. Сперанский одним из первых обосновал необходимость развития кредитных отношений.
  Но  если эти его предложения были реализованы денежной реформой, то его обоснования необходимости  создания центрального банка и развертывания кредитных операций, замена дворянских банков долгосрочного кредита, выдававших ссуды под залог «ревизских душ», новыми частными банками, созданными на акционерных началах и выдающих ссуды под залог недвижимого имущества, для стимулирования развития промышленности и сельского хозяйства были востребованы только во второй половине XIX в.
  В ходе проведения кредитной реформы 1860г. были ликвидированы Коммерческий банк и Государственный заемный банк и создан новый Государственный банк, а за период 1864 — 1873гг. в России было учреждено около 40 акционерных банков, причем наиболее крупные из них (в том числе Частный коммерческий банк в Петербурге и Московский купеческий банк) постепенно расширяли связи с промышленностью, а с 80-х годов уже выступали в роли крупных акционеров промышленных компаний.
  Для понимания особенностей истории  развития  банковской системы  России важно знание взглядов Н.С. Мордвинова (1754-1845) — президента Вольного экономического общества по вопросам о роли банков и политики протекционизма в развитии отечественной промышленности и сельского хозяйства и их влиянии на оздоровление финансов и государственного бюджета.
  Н.С. Мордвинов разделял мнение М.М. Сперанского о необходимости создания частных банков и негативную оценку практики Госбанка (в силу подчиненности государственного банка правительству) постоянно участвовать в покрытии бюджетного дефицита. Он отводил частным губернским банкам важную роль в активизации предпринимательской деятельности посредством способности банков сосредотачивать средства, рассеянные по всей территории России.
  Для современной ситуации в России ценными  являются предложения Н.С. Мордвинова о возможности выдачи ссуд не только под залог различного имущества, но и без залога — лицам, одаренным знаниями и способностями, (т. е. под своего рода ноу-хау), поддерживающим развитие ремесел, искусства или решение социальных проблем.
  Будучи  убежденным, что «в ряду действующих  в государственном составе сил первою признать должно денежную» и понимая важность науки управления деньгами, Мордвинов прозорливо видел роль банков и их назначение в концентрации денежных капиталов и их постоянном обороте в виде кредитных отношений, способствующих процветанию государства и развитию всех сфер деятельности.
  Наиважнейшая  роль принадлежит банковской системе и в организации устойчивого денежного обращения, ибо возможности процветания общества и возрастания общественного богатства зависят не только от количества денег, но и от свободы и скорости их движения и обеспечения их полноценности.
  В то же время усиление капиталистического предпринимательства, и в банковской системе в том числе, порой сопровождается растратами, хищениями и другими нарушениями финансовой дисциплины, что ведет к разрушению стабильности денежной системы и нарастанию финансовых затруднений как в различных сферах экономики, так и в исполнении государственного бюджета.
  Это доказывает неразрывность и взаимозависимость  всех звеньев финансово-кредитной  системы.
  Сопоставление двух периодов в истории развития финансов России первой и второй половины XIX в. дает возможность подчеркнуть закономерности повторения как причин обострения финансовых проблем государства, так и путей их решения. 

2.1.Причины  обострения финансовых  проблем России  во второй половине XIX в. Вторая половина в истории России — это Крымская война (1853—1856) и Русско-Турецкая война (1877— 1878). Их влияние на государственный бюджет одинаково: возрастание военных расходов и стремительный рост бюджетного дефицита (в 1852г. бюджетный дефицит — 32,1 млн. руб., в 1854 г. — 123,3 млн. руб., в 1856 г. — 265,8 млн. руб.). Если расстройство финансовой системы периода Крымской войны сопровождалось резким ростом эмиссии кредитных билетов, раз-, мен которых был со временем прекращен (вначале на золото, а затем и на серебро), то военные расходы турецкой войны в основном покрывались с помощью военных займов (917,1 млн. руб.) и займов из Государственного банка (свыше 1 млрд. руб.).
  При устойчивом денежном обращении у  государства имеется как бы «запас прочности», при котором выпуск бумажных денег некоторое время не только не вреден для казны, но и приносит ей даже прибыль. Если же бумажных денег чересчур много, нарастают отрицательные последствия чрезмерной эмиссии.
  В период Крымской войны «резервы»  «безобидной» эмиссии были исчерпаны. Помимо выпуска кредитных билетов для покрытия возросших расходов правительство использовало денежные средства банковских учреждений. К началу 1858 г. общая сумма таких заимствований составила 521,3 млн. руб. Решение правительства о понижении процентов, выплачиваемых государственным казначейством по займам из банковских учреждений, привело к массовому оттоку вкладов и повышенному спросу вкладчиков на наличность, для удовлетворения которого иного источника, чем дополнительная эмиссия, не было.
  В результате к концу 1861 г. общая сумма  находившихся b обращении кредитных билетов составила 713,6 млн. руб., а обеспечены они были разменным фондом (состоявшим из золота и серебра в монетах и слитках) лишь на 11%.
  Источником  финансирования постоянно возрастающих государственных расходов все в большей мере становилось привлечение денег в форме займов, но это не что иное как направление находящихся в обращении излишних денег в процентный долг, что, в конечном счете, вылилось в дополнительное обременение налогоплательщиков тяжестью выплаты процентов.
  Как следствие, в бюджете увеличивались  расходы по обслуживанию и погашению  государственного долга, возникла необходимость  введения новых или увеличения действующих  налогов, что отрицательно сказалось на накоплении как в хозяйстве, так и у населения.
  Единственно реальным путем оздоровления финансов является стимулирование развития отечественной экономики и развития внешней торговли и на основе роста доходов возможно восстановление устойчивости денежной системы и денежного обращения как в сфере экономики, так и в финансовой сфере.
  Но  в основе финансовых затруднений  государства, в XIX в. в России было отставание ежегодного прироста капитала от стремительного роста потребности в нем.
  Правительство понимало, что в финансовом отношении развитие железнодорожной, сети давало возможность решить одновременно ряд задач: рост доходов от вывоза за границу российских товаров и, прежде всего, хлеба; за счет улучшения путей сообщения ускорение развития производительных сил во всех отраслях экономики и рост доходов от расширения внутреннего товарооборота.
  Сооружение  железных дорог затруднялось ограниченностью  казенных средств, недостаточностью капиталов  и отсутствием иностранных инвестиций. Российское правительство вынуждено было выбирать между перспективными доходами и сиюминутными неотложными потребностями в экономии средств бюджета.
    В условиях недостатка, а вернее  — вовсе отсутствия собственных финансовых средств все более необходимым становилось привлечение иностранных капиталов В то же время из-за нестабильного курса рубля отечественные капиталы направлялись на приобретение различных фондов и других биржевых ценностей, обращающихся за границей, значительные средства также вывозились во время заграничных путешествий и командировок.
  Источником  оздоровления финансов являются увеличение экспорта и опережение темпов его  роста над импортом, а также  улучшение торгового баланса  путем сокращения заграничных расходов населения и правительственных  заказов. Но использование этого источника, так же как и привлечение в страну иностранных капиталов, сдерживалось расстройством денежной системы и неустойчивостью валютного курса.
  Сложность финансовой ситуации выражалась в том, что с обострением финансового  кризиса нарастало недовольство правительством во всех слоях российского общества, что было чревато глубокими не только социально-экономическими, но и политическими потрясениями
  В финансовом состоянии России в конце XIX — начале XX вв. и мерах, обсуждаемых  и принимаемых правительством для устранения негативных последствий расстройства экономики и финансов, четко просматривается идентичность финансовой ситуации современной России.
  Расстройство  денежной системы усугублялось отвлечением  капиталов из экономики в ресурсы  государственного казначейства для покрытия бюджетного дефицита, но для его сокращения необходим был приток капиталов в экономику и соответствующий рост доходов
  Для сокращения бюджетного дефицита необходим  рост налоговых поступлений в бюджет. Но для возрождения экономики требуется ее стимулирование, в том числе и за счет налоговых льгот. Для возрождения и развития экономики необходимы были отечественные и иностранные кредиты, а при расстроенной денежной системы они максимально использовались для покрытия бюджетного дефицита и отвлекались из сферы экономики.
  Не  менее важны методологические основы программы выхода из кризиса, а они тоже общеизвестны:
• оценка реального состояния финансов и  степени их расстройства;
• оценка возможности различных форм привлечения  финансовых ресурсов;
• ограничение  и жесткий отбор необходимых  расходов государства;
? жесткий режим экономии не только в расходах государственного бюджета, но и во всех ведомствах;
максимальное сокращение вывоза капиталов за границу;
• наведение  порядка в учете и расчетах, повышение ответственности за казнокрадство, хищения и нарушение финансовой дисциплины в народном хозяйстве.
Меры  по выходу из финансового кризиса  сводились к трем направлениям:
   1) сокращение внутренних займов  для покрытия текущих расходов правительства и стимулирования накоплений в стране;
   2) расширение экспорта и сокращение  валютных расходов;
   3) привлечение внешних займов строго  целевого назначения:
либо  на необходимую оплату ранее полученных займов, либо на финансирование перспективных целей, расходы на которые будут способствовать росту накоплений и могут скоро и сторицей вернуться в государственный бюджет.
  И только на этой основе, как правило, в России проводились денежные реформы.
  Денежная  реформа С.Ю. Витте. Необходимость денежной реформы министр финансов С.Ю. Витте (1849— 1915) обосновывал пагубным воздействием расстройства денежной системы на народное хозяйство, которое проявлялось в неустойчивости и неравномерности колебаний товарных цен как во внутреннем, так и во внешнем товарообороте. Колебания цен сопровождались периодическим чередованием усиленного сбыта товаров или задержки его реализации в расчете на изменение курса. Неравномерность колебаний цен и курса денег как во времени, так по регионам России (при ее огромной территории) ужесточала тяжесть потрясений в промышленности, торговле и во всем народном хозяйстве так же, как и во всех звеньях финансовой системы.
  По  мнению С.Ю. Витте, усиление риска от колебания цен и денежной единицы  обусловливали сокращение производства, но стимулировали ссудных капиталистов играть на колебаниях курса валюты и стоимости кредита с целью получить на этом доход, хотя и с риском для себя.
  Расстройство  денежной системы не только ограничивает Возможности эмиссии (даже в случае крайней необходимости), но и ведет к дороговизне внешних заимствований и затруднению определения реального размера внутренних заимствований.
; Необходимость  денежной реформы определялась  и нарастанием социальной напряженности в обществе, так как расстройство денежного обращения в разной степени сказывалось на положении малоимущих слоев населения, несущих всю тяжесть от снижения покупательной способности рубля; крупных капиталистов, имеющих большие возможности предохранить свое благосостояние от потерь, а порой и извлекающих выгоду за счет всего населения и средних слоев населения, занятых в промышленности, сельском хозяйстве и торговле, которые по мере расстройства денежной системы все чаще разоряются и переходят в разряд малоимущих.
  Особенно  тяжело сказывался кризис в денежном обращении на населении, получающим фиксированный размер оплаты труда. Их жизненный уровень снижался ускоренными темпами, а если учесть, что в эту группу населения входила значительная часть государственных служащих, то понятен расцвет взяточничества и различных форм присвоения доходов государства или общества — своего рода добровольно-принудительное перераспределение капитала.
  Те  же последствия расстроенного денежного  обращения и в современной  России: сокращение реального сектора  экономики и расширение финансового сектора; расслоение общества — увеличение группы населения, находящейся ниже прожиточного минимума; формирование за сравнительно короткий период времени отечественных финансовых олигархов; расслоение группы населения со средним уровнем доходов, в результате которого более быстрыми темпами увеличивается численность малоимущих.
  Проведение  денежной реформы бесспорно необходимо, но оно требует определенных расходов и мер, подготавливающих необходимые  для реформы условия. Во времена реформы Витте это были следующие условия:
  • выполнение всеми предшествующими  министрами финансов программы мер по оздоровлению финансовой системы - своего рода плана долгосрочного экономического и финансового развития России, разработанной в свое время министром финансов М.Х. Рейтерном (1866);
  • введение протекционистского тарифа (1891), облегчившего привлечение иностранного капитала;
  • введение винной монополии (1894), ставший одним из главных источников поступления доходов в бюджет России;
  • меры, предпринятые министром финансов Н.Х. Бунге в начале 80-х годов по стабилизации рубля. Для подготовки денежной реформы осуществлялось изъятие из обращения кредитных билетов, накопление золотого запаса и заключение внешних металлических займов. На 1 января 1887 г. золотой запас в Государственном банке составил 84,3 млн. руб.
  • меры, направленные на активизацию платежного баланса страны: подчинение всей железнодорожной тарифной системы государству, повышение пошлины, поощрение быстрой реализации урожаев и широкого вывоза хлеба за границу (даже в ущерб собственных потребностей). Улучшение поступлений в бюджет налогов и пошлин позволило сводить бюджетные росписи; без дефицита, заключить выгодные договоры о новых займах и конверсии старых;                       
  • сокращение долга государственной казны Государственному банку за период с 1 января 1881 г. по 1 января 1897 г. на 340,7 млн. руб. (с 962 млн. до 621,3 млн. руб.);  выпуск летом 1895 г. золотых монет и обмен на кредитные билеты из расчета: за полуимпериал (5 руб.) выдавали 7 руб. 40 коп. кредитными билетами. Широкого развития этот обмен не получил, поскольку у населения создавалось впечатление, что это невыгодный обмен (для чего на монетах стали чеканить «5 руб. золотом» и «10 руб. золотом»). Однако фактически это было началом перехода от бумажного и серебряного рубля к рублю золотому;
  • предложение осенью 1895 г. о приеме золотой монеты за все казенные платежи  и о неизменности курса денег  в течение шести месяцев.
  Денежная  реформа С.Ю. Витте проводилась в 1896—1897 гг. В связи с тем, что уменьшение покупательной способности бумажных денег снижало фактическую сумму налогов, поступающих в казну, и отражалось на расходах бюджета с весны 1896 г., началась активная разработка конкретных мер. В то же время широко обсуждались 'общественностью, в том числе и иностранными консультантами, основные направления денежной реформы и конкретные меры по укреплению денежной системы России.
  В январе 1897 г. законом «О чеканке и  выпуске в обращение золотых монет» возобновилась чеканка золотых монет при сохранении старого веса, но их номинальная стоимость теперь соответствовала цене в кредитных рублях: на полуимпериалах чеканился новый номинал 7 руб. 50 коп., а на империалах — 15 руб. По существу Витте девальвировал рубль, но не в традиционной форме: содержание золота, проба, масса или размер золотой монеты остались прежними — изменилась только номинальная надпись; фактически металлическое содержание рубля уменьшили на одну треть. Внешне же это выглядело как мера, направленная всего лишь к упрощению, т. е. приведению в соответствие номинальной стоимости монеты с установленной ранее законом от 8 августа 1896 г.
  В ноябре 1897 г. и декабре 1898 г. вместо монет  номиналом 15 руб. и 7 руб. 50 коп. стали  вновь чеканить пяти- и десятирублевые монеты, но весовое содержание чистого золота в монетах было снижено на одну треть; прежние монеты постепенно изымались из обращения. Таким образом, девальвация рубля была узаконена. Монетный устав объединил все законоположения в денежную реформу.
  Одновременно  с золотыми монетами в обращении  с 1896 г. увеличилось количество высокопробных  серебряных монет, а обращение кредитных  билетов сокращалось.
  Важным  этапом реформы было списание кредитных  билетов на сумму 15 млн. руб., не выпущенных в обращение, так как под них не были предъявлены для обмена кредитные билеты выпуска 1866 и 1876 гг., и на эту сумму был соответственно уменьшен долг казначейства Государственному банку.
  Одним из завершающих этапов денежной реформы  был указ от 29 августа 1897 г. об эмиссионных операциях Государственного банка, получившего право выпуска банкнот, обеспеченных золотом на 50% (если сумма не превышает 600 млн.) и на 100% (при превышении суммы). Этим указом государство теряло возможность беспрепятственного использования эмиссии для покрытия государственного долга.
  Выпуск  кредитных (бумажных) денег Государственным  банком был поставлен в строгую зависимость от наличия золотого запаса в государственном казначействе.
  Таким образом был осуществлен переход денежной системы России на золотой стандарт, при котором кредитные билеты беспрепятственно обменивались на золото.
  Новые принципы эмиссии придавали большую  устойчивость денежной системе, а вместе с тем позволяли удерживать на более высоком уровне учетный (ссудный) процент, что способствовало привлечению иностранных капиталов.
  Денежной  реформой С. Ю. Витте предусматривались  меры, способствующие сохранности золотого запаса. Для этой цели выпускались  в обращение золотые монеты только номиналом 5 и 10 руб. Для обслуживания мелкого и среднего товарооборота предназначались серебряные монеты номиналом 1 руб., 50 коп. и 25 коп.
  Ограничению потребности в золотых монетах  способствовало введение безналичных  расчетов через «расчетные отделы»  Государственного банка.
  Охране  золотого запаса России способствовала реорганизация счетоводства в Государственном банке. Все золото, находящееся в банке, казначействе и на монетном дворе, отражалось теперь на едином счете «золото». Самостоятельно учитывалось золото за границей на одноименном счете. Переучет золота был осуществлен в соответствии с переоценкой старых золотых монет и золотых монет новой чеканки из расчета 1:1,5.
  Прибыль от переоценки старых золотых монет  поступала в казначейство и направлялась им на погашение долга государственному банку за выпущенные необеспеченные бумажные деньги.
  Завершалась денежная реформа Витте С.Ю. указом от 14 ноября 1897 г., утверждавшим хождение кредитных билетов по всей империи наравне с золотой монетой. Содержание нового рубля приравнивалось к 7,74234 г чистого золота и четко определялись условия размена кредитных денег на золото (размен на серебро прекращался).
  Завершающий шаг в становлении новой денежной системы России фактически подтверждал  государственную гарантию кредитным билетам и способствовал усилению авторитета русских денег как внутри страны, так и за границей, что, безусловно, способствовало укреплению внутреннего и внешнего курса рубля.
  Исторический  обзор сущности и особенностей проведения денежной реформы Е. Ф. Канкрина и  С. Ю. Витте показывает, что денежная реформа, безусловно, является завершающим  этапом оздоровления денежного обращения (на базе широкого круга финансово-экономических мер), хотя также бесспорно, что устойчивая и надежная денежная система является базой для Оздоровления всей финансовой системы государства.
  Знание  исторического опыта проведения денежных реформ в России первой и  второй половины XIX в. имеет непреходящее Значение для современников и дает ключ для поиска путей вы(ода из финансового кризиса в России в конце XX в. 

2.3. Становление финансовой  системы социалистического  государства.
  В теоретическом обосновании экономической  платформы большевиков ведущая  роль принадлежит В.И. Ленину, глубоко изучившему марксизм, развившему марксизм и превратившему его в практическое руководство к действию.
  Марксистский  анализ сущности капитала и капиталистического общества послужил базой для вывода, сделанного в «Манифесте Коммунистической партии», первом программном документе коммунистов, — превращении пролетариата в господствующий класс, завоевании демократии:
    «Манифест Коммунистической партии»  правомерно рассматривать и как первую финансовую программу коммунистов, так как в нем называются мероприятия, обеспечивающие централизацию в руках пролетариата источников формирования финансовых ресурсов, и дается оценка этих мероприятий как неизбежного средства для переворота во всем способе производства, Как средства деспотического вмешательства в право собственности и в буржуазные производственные отношения.
  Среди названных мероприятий часть  имеет чисто финансовый характер, например, экспроприация земельной собственности и обращение земельной ренты на покрытие государственных расходов, высокий прогрессивный налог, отмена права наследования, конфискация имущества всех эмигрантов и мятежников, централизация кредита в руках государства посредством национального банка с государственным капиталом и с исключительной монополией.
   В «Манифесте Коммунистической партии» отмечается, что эти мероприятия, экономически кажущиеся недостаточными и несостоятельными, в ходе движения перерастают самих себя, а в «Капитале» К. Маркс подчеркивал, что кредитная система послужит мощным рычагом во время перехода от капиталистического способа производства к способу производства ассоциированного труда, — однако лишь как элемент в связи с другими великими органическими переворотами в самом способе производства.
  Уже в первой программе Российской социал-демократической рабочей партии, принятой в 1903 г. на II съезде РСДРП, прослеживается преемственность «Манифеста Коммунистической партии» в определении пути достижения цели социальной революции — уничтожения всех видов эксплуатации одной части общества другой, а именно: замене частной собственности на средства производства и средства обращения общественной и введение планомерной организации общественно-производственного процесса для обеспечения благосостояния и всестороннего развития всех членов общества. Как основное условие демократизации государственного хозяйства выделено требование РСДРП об отмене всех косвенных налогов и установлении прогрессивного налога на доходы и наследства.
  Требование  отмены косвенных налогов обусловлено  их несправедливостью:
... косвенное обложение, падая на предметы потребления масс, отличается величайшей несправедливостью. Всей своей тяжестью ложится оно на бедноту, создавая привилегию для богатых. Чем беднее человек, тем большую долю своего дохода отдаст он государству в виде косвенных налогов. Малоимущая и неимущая масса составляет 9/10 всего народонаселения, потребляет 9/10 всех обложенных продуктов и платит 9/10 всей суммы косвенных налогов, а между тем из всего народного дохода она получает каких-нибудь две-три десятых.
  Вкладом В.И. Ленина в развитие марксистской теории и превращение ее в практику руководства социалистическими преобразованиями, в том числе преобразованием финансовой системы, стала его работа «Грозящая катастрофа и как с ней бороться», написанная накануне Октябрьской революции. В этой работе Ленин дает глубокий анализ катастрофического положения экономики и финансов России и определяет основные меры борьбы, предотвращения катастрофы и голода: контроль, надзор, учет, регулирование со стороны государства:
  Для серьезной борьбы с финансовым расстройством  и неизбежным финансовым крахом нет  иного пути, кроме того революционного разрыва с интересами капитала и  организации контроля действительно демократического, т. е. «снизу», контроля рабочих и беднейших крестьян за капиталистами...
  В И. Ленин убедительно доказывал, что такой контроль может быть обеспечен только революционно-демократическими методами, т. е. национализацией банков и синдикатов, отменой коммерческой тайны, введением для богатых чекового обращения, т. е. мерами, дающими возможность государству «действительно контролировать доходы капиталистов, действительно облагать их налогом, действительно «демократизировать» (а вместе с тем и упорядочить) финансовую систему».
  Неограниченный  выпуск бумажных денег — худший вид принудительного займа, ибо он поощряет спекуляцию, позволяет капиталистам наживать на ней миллионы и создает громадные трудности столь необходимому расширению производства, так как усиливается дороговизна материалов, машин и пр. Более всего ухудшается положение рабочих и беднейшей части населения, поскольку ценность денег все быстрее и быстрее падает, а налоги на богачей все больше становятся фикцией, так как утайка доходов охраняется коммерческой тайной.
  Основываясь на марксистской оценке сущности финансового капитала и роли банков при капитализме, Ленин настаивает на том, что в условиях, когда банки и крупные отрасли промышленности и торговли срослись неразрывно, для регулирования экономической жизни необходима одновременная национализация банков и синдикатов. Такая национализация и была мерой, которая обеспечивала первые шаги для того, чтобы «вырвать у буржуазии шаг за шагом весь капитал». Вторым шагом должна быть отмена коммерческой тайны, поскольку при монополистическом капитализме она делается «исключительно орудием скрывания финансовых мошенничеств и невероятных прибылей крупного капитала».
  Необходимость отмены коммерческой тайны усиливалась  еще и тем, что в условиях империалистической войны, которую вела Россия, крупные  фирмы, связанные прямо или косвенно с военными поставками, и банки, ссужающие деньги под операции с военными поставками, наживали неслыханные прибыли систематическим, узаконенным казнокрадством, «именно казнокрадством, ибо иначе нельзя назвать это надувание и обдирание народа «по случаю» бедствий войны, «по случаю» гибели сотен тысяч и миллионов людей».
  В работе «Империализм, как высшая стадия капитализма», написанной в первой половине 1916 г. и являющейся глубокой теоретической разработкой вопроса  о сущности финансового капитала и роста банков в эпоху монополистического капитализма, Ленин подчеркивает, что с концентрацией капитала и ростом оборотов банка, когда банковские операции вырастают до гигантских размеров,
  ... оказывается, что горстка монополистов  подчиняет себе торгово-промышленные операции всего капиталистического общества, получая возможность—через банковые связи, через текущие счета и другие финансовые операции — сначала точно узнавать состояние дел у отдельных капиталистов, затем контролировать их, влиять на них посредством расширения или сужения, облегчения или затруднения кредита, и, наконец, всецело определять их судьбу, определять их доходность, лишать их капитала или давать возможность быстро и в громадных размерах увеличивать их капитал и т. п.
  Тем самым банки приобретают универсальный  характер финансовых институтов, работающих на промышленность.
  Вот почему значение национализации банков — в том, что государство, а  не горстка монополистов
    впервые получило бы возможность сначала  обозревать все главные денежные операции, без утайки их, затем контролировать их, далее регулировать хозяйственную жизнь, наконец, получать миллионы и миллиарды на крупные государственные операции, не платя «за услугу» бешеных «комиссионных» господам капиталистам.
  Ленин называет банки центром, главным  стержнем и основным механизмом капиталистического оборота и подчеркивает, что контроль за банками позволил бы наладить контроль за всей хозяйственной жизнью, за производством и распределением важнейших продуктов, регулирование экономической жизни:
Только  при национализации банков можно  добиться того, что государство будет знать, куда и как, откуда и в какое время переливают миллионы и миллиарды.
  Одновременная национализация банков и синдикатов дает возможность противостоять главному злу финансовой неурядицы — чрезмерному выпуску бумажных денег. Но чтобы эта возможность стала реальностью, необходим был комплекс одновременных мер, направленных на финансовое упорядочение, на оздоровление расшатанных донельзя финансов, а именно:
  Объединенные  в союзы рабочие и крестьяне, национализируя банки, вводя чековое обращение как обязательное по закону для всех богатых людей, отменяя торговую тайну, устанавливая конфискацию имущества за утайку доходов и т. д., могли бы с чрезвычайной легкостью сделать контроль и действительным и универсальным, контроль именно за богатыми, контроль именно такой, который вернул бы казне выпускаемые ею бумажные деньги от тех, кто их имеет, от тех, кто их прячет.
  Одна  из сфер финансовых отношений —  страховые операции. Примером классового подхода к определению сущности этих отношений является резолюция (Пражской) Всероссийской конференции, состоявшейся в 1912 г.
   Критикуя  думский законопроект о государственном  страховании рабочих, Ленин раскрывает классовый характер думского страхового проекта, призывает к защите интересов российского пролетариата и характеризует основные требования рационального построения страхования. Наилучшей формой страхования рабочих признается государственное страхование, причем все расходы по страхованию должны падать на предпринимателей и государство; всеми видами страхования должны ведать единые страховые организации, построенные по территориальному принципу, страхование должно охватывать всех лиц наемного труда и их семейств и во всех случаях утраты ими трудоспособности или в случае потери заработка из-за безработицы.        ;
  Государственный кредит — другая важная сфера финансовых] отношений, анализу которой В.И. Ленин  уделил большое внимание в ряде своих  работ тоже задолго до социалистической революции. Еще в работе «Европейский капитал и самодержавие» (1905), используя публикации органов печати консервативной английской буржуазии, в которых раскрываются ухищрения с займами министров финансов царской России, уверяющих о якобы свободной наличности в государственной казне, раскрывается правда о русских финансах, которая состоит в том, что Россия живет на занятые деньги и ее бюджеты на самом деле сводятся ежегодно к крупным дефицитам, Ленин подчеркивает зависимость России от иностранного капитала. А за три года империалистической войны эта зависимость еще больше усилилась.
  Реакционный характер государственного кредита  раскрыт В.И. Лениным в 1907 г. в статье «К дебатам о расширении бюджетных прав Думы» тоже задолго до социалистической революции.
    Черносотенное правительство царя не могло удержаться после декабря 1905 г., не может держаться и теперь без помощи всемирного капитала международной буржуазии в виде займов. И буржуазия всего мира дает миллиардные займы явному банкроту, царю, не только потому, что ее прельщают, как всякого ростовщика, высоким барышом, и но и потому, что буржуазия сознает свою заинтересованность в победе старого порядка над революцией в. России, ибо во главе этой революции идет пролетариат.
  Таким образом, экономическая платформа партии, принятая накануне Октябрьской революции съездом РСДРП (б), была подготовлена ленинским анализом исторического опыта предшествующих революций и финансово-экономического положения России в годы власти Временного буржуазного правительства.
  В этой экономической платформе главным  было признание того, что основной причиной экономического развала является несоответствие между состоянием производительных сил и теми требованиями, которые  предъявляет империалистическая война, и что единственный выход из критического положения — ликвидация войны и организация производства не для войны, а для восстановления всего разрушенного ею, не в интересах кучки финансовых олигархов, а в интересах рабочих и беднейших крестьян. Необходимо проведение ряда решительных революционных мероприятий и, прежде всего: вмешательство в область производства в целях планомерного регулирования производства и распределения, установление действительного рабочего контроля, национализация и централизация банковского дела, национализация синдицированных предприятий, отмена коммерческой тайны, введение всеобщей трудовой повинности.
  Для оздоровления близкого к окончательному краху состояния государственных финансов признаны необходимыми следующие меры:
    немедленное прекращение дальнейшего выпуска бумажных денег, отказ от уплаты государственных долгов, как внешних, так и внутренних, с соблюдением, однако, интересов мелких подписчиков, преобразование всей налоговой системы путем введения поимущественного налога, на прирост имуществ и высоких косвенных налогов на предметы роскоши, реформа подоходного налога и постановка оценки доходов имуществ под действительный контроль как в центре, так и на местах.
  Октябрьская социалистическая революция вызвала  обострение классовой борьбы и Гражданскую войну. Международная реакция от финансирования внутренних контрреволюционных сил перешла к прямой военной интервенции. Основные мероприятия молодого государства были направлены на обеспечение перехода части собственности на основные средства производства и средства обращения к общенародной, государственной форме собственности. А перед рабочим контролем была поставлена задача обеспечить контроль над производством, куплей, продажей продуктов и сырых материалов, их хранением, а также за финансовой деятельностью предприятия; установить ответственность перед государством владельцев предприятий и выбранных представителей рабочего контроля за строжайший порядок, дисциплину, охрану имущества и уголовную ответственность за сокрытие материалов, продуктов, заказов, неправильное ведение отчетов.
  Переход всех банков в собственность рабоче-крестьянского  государства расценивался как одно из условий освобождения трудящихся масс из-под ига капитала, а закон  об аннулировании (уничтожении) займов, заключенных царским правительством помещиков и буржуазии, — как первый удар по международному банковому, финансовому капиталу. Все иностранные займы аннулировались, безусловно, и без всяких исключений. Малоимущие граждане, владеющие аннулируемыми государственными бумагами внутренних займов на сумму не свыше 10000 руб.(по номинальной стоимости), должны были получить взамен именные свидетельства нового займа РСФСР. Вклады в государственные сберегательные кассы и проценты по ним объявлялись неприкосновенными, а облигации аннулируемых займов, принадлежащие сберегательным кассам, заменялись книжным долгом РСФСР.
  Одновременно  с мерами, направленными на централизацию  общественного богатства и налаживание  производства во всех отраслях народного  хозяйства, были приняты меры по снижению государственных расходов. Для этой цели декретом СНК 16 февраля 1918 г. был учрежден при ВСНХ Особый комитет по сокращению государственных расходов, на который в целях сокращения и отмены ассигнований возлагались следующие функции:
  1) пересмотр кредитов, уже разрешенных  и вошедших во временные расходные  расписания и в росписи государственных расходов, а также ассигнованных из военного фонда и из других источников;
  2) пересмотр в необходимых случаях,  в целях сокращения расходов, полномочий ведомств, а также лиц и учреждений (совещаний, комиссий), пользующихся правом распоряжения кредитами, в области разрешения ассигнований, денежных выдач и дачи заказов;
  3) рассмотрение предложения об  отпуске средств на расходы, вызванные условиями военного времени;
  4) предварительное рассмотрение финансовых  смет ведомств и учреждений, проекта  государственной росписи доходов  и расходов и приложений к  сметам ю специальных средствах ведомств;
  5) рассмотрение всех без исключения  представлений ведомств о сверхсметных ассигнованиях из Государственного казначейства и источниках их покрытия.
  На  Особый комитет возлагалась обязанность  изыскивать всевозможные меры и разрабатывать предложения о сокращении государственных расходов. Предложения ведомств об отпуске средств из казны, также как и о всякого рода мероприятиях, связанных с денежными расходами, могли вноситься в Особый комитет только после предварительного их рассмотрения в Народном комиссариате по финансовым делам с участием представителей Народного комиссариата государственного контроля и с их заключением.
  Основы  организации финансовых отношений  государственных предприятий определены декретом СНК «О финансировании государственных предприятий», изданным 4 марта 1919 г. В нем предусматривалось, что единственным источником денежных средств всех государственных предприятий являются ассигнования из кредитов по росписи общегосударственных доходов и расходов РСФСР; расходы производятся исключительно по их сметам, составляемым самим предприятием по установленное форме и утверждаемым Финансово-экономическим отделом ВСНХ с участием представителей НК финансов и государственного контроля.
  Одновременно  с расходной сметой предприятия  или учреждения Народному банку сообщался и краткий производственный) план с указанием общего количества предполагаемого в течение) сметного периода выпуска изделий и их стоимости. Все без исключения денежные поступления за сдаваемые предприятиями! продукты своего производства и по всем другим доходным статьям, чеки, переводные билеты, наличные деньги сдавались самим предприятием или регулирующим данную отрасль производства учреждением в доход казны по данному предприятию или отрасли производства.
  Огромное  значение имела национализация банков. «Банки — это крупные центры современного капиталистического хозяйства. Тут собираются неслыханные богатства и распределяются по всей громадной стране, здесь — нерв всей капиталистической жизни». Поэтому дальнейшие меры Советского государства были направлены на превращение банка из центра экономического господства эксплуататоров в орудие рабочей власти и рычаг экономического переворота.
  Началось  решение этой задачи с первых дней социалистической революции, когда Советская власть, избегнув ошибки Парижской Коммуны, захватила Государственный банк. Затем, перейдя к национализации частных коммерческих банков, приступила к объединению национализированных банков, сберегательных касс и казначейств с Государственным банком, создавая таким образом основу единого Народного банка.
  На  первый план выдвигалась организация учета и контроля в тех хозяйствах, где уже экспроприированы капиталы, а также во всех остальных хозяйствах. Партия подошла вплотную к задачам управления, задаче практической организации по-новому самых глубоких, экономических основ жизни миллионов людей. В соответствии с этим определялись очередные задачи экономической и финансовой политики в области национализации банков, монополизации внешней торговли, государственного контроля за денежным обращением, введения удовлетворительного, с пролетарской точки зрения, поимущественного и подоходного налогов, введения трудовой повинности. Главными задачами в области финансов стали:
  1) Обеспечение финансовой централизации.  Проведение единой строго определенной  финансовой политики с обязательностью исполнения предписаний сверху донизу.
  2) Правильная постановка прогрессивно-подоходного  и поимущественного налогов. Контрибуция как форма обложения имущих классов должна была уступить место единому центральному государственному налогу.
  3) Введение всеобщей трудовой повинности и регистрация имущих классов. Поголовный учет имущего населения, закон, обязывающий иметь рабочие, налоговые и бюджетные книжки, давал возможность переложить тяжесть налогов на богатых.
  4) Замена старых денежных знаков  новыми, поскольку буржуазия, храня запасы денег, сохраняла за собой и экономическую власть, используя остающиеся в частной собственности денежные знаки в целях спекуляции, наживы и ограбления трудящихся. Поэтому предполагался ряд организационных мер и в том числе разработка типа декларации, обязательной к представлению каждым о количестве имеющихся у него денег, определение срока обмена старых денежных знаков на новые, и его условия. 

2.4. Финансовая политика  переходного от  капитализма к  социализму.
Финансовая политика данного периода была отражена и в программе Российской коммунистической партии (большевиков), принятой на VIII съезде партии в 1919 г. В ней отмечались изменения в социально-экономическом содержании государственного бюджета в связи с изменениями сущности государства в социалистическом обществе. Поскольку государственная власть при обобществлении средств производства, экспроприированных у капиталистов, перестает быть паразитическим аппаратом, стоящим над производственным процессом, и начинает превращаться в организацию, непосредственно выполняющую функции управления экономикой страны, постольку государственный бюджет становится бюджетом всего народного хозяйства в целом.
  Это определяло и изменения источников доходов государственного бюджета, основой которых становилось непосредственное обращение в доход от различных государственных монополий. При таких условиях сбалансирование доходов и расходов было возможно лишь при правильной постановке планомерного государственного производства и распределения продуктов.
  Коренными задачами в области экономики  были названы максимальное объединение  всей хозяйственной деятельности страны по одному общегосударственному плану, наивысшая централизация производства, наибольшая слаженность всего производственного аппарата.
  Декретом  СНК от 22 февраля 1921 г. при Совете Труда и Обороны была создана  Государственная общеплановая комиссия для разработки единого общегосударственного хозяйственного плана на основе одобренного VIII съездом Советов плана электрификации (ГОЭЛРО) и для общего наблюдения за его осуществлением.
  Политика  «военного коммунизма», вызванная крайней нуждой, разорением и войной, состояла в применении разверстки, при которой у крестьянина брали все излишки, а иногда и часть необходимого для него продовольствия, для покрытия расходов на армию и на содержание рабочих. Отдавая государству хлеб по твердым ценам за бумажные деньги, без эквивалента, крестьянин фактически давал хлеб в ссуду. Это был единственный способ спасти голодного рабочего и восстановить промышленность в условиях крайнего расстройства денежной и финансовой систем, доставшихся Советской власти.
  Чрезмерное  использование царским правительством в годы империалистической воины  эмиссии денег (масса бумажных денег в обращении к началу Февральской буржуазной революций выросла почти в шесть раз, а покупательная способность рубля упала до довоенных 27 коп.) и рост государственного долга (за два года войны царизм удвоил внешний долг страны, который уже к началу 1914 г. был втрое больше ее золотого запаса, и еще на 8 млрд. руб. выпустил внутренних займов) привели к развалу и без того далеко не здоровые финансы страны. Временное буржуазное правительство, продолжавшее финансовую политику царизма, еще больше расстроило финансовую систему.
  В годы Гражданской воины и иностранной военной интервенции. к «керенкам» Временного правительства прибавились денежные знаки, выпускаемые 60 белогвардейскими и буржуазно-националистическими правительствами. Расстроенное товарно-денежное хозяйство сопровождалось исчезновением из оборота не только золотых и серебряных, но даже и медных монет.
  Советская власть с первых своих шагов столкнулась  с проблемой, оказавшейся не менее трудной, чем захват политической власти. Государственный банк и Министерство финансов были взяты большевиками без единого выстрела, но чтобы фактически овладеть этими двумя главными крепостями финансового капитала, жизненно важным финансовым центром экономики и сложнейшим денежно-кредитным механизмом с филиалами и отделениями по всей стране, пришлось сломить первый, хорошо организованный и заранее оплаченный капиталом саботаж против Советской власти. В течение 23 дней с начала революции правительство в Смольном не получало ни одного рубля. Каналы денежного обращения переполнялись денежными знаками разных мастей, а у правительства (Совнаркома и Советов на местах) не хватало не только финансовых ресурсов, но даже расчетных знаков.
  Банки, прекращая финансирование производства в первую очередь на предприятиях, где вводился рабочий контроль, создавали трудности в приобретении сырья и материалов. Вместе с тем они беспрепятственно выдавали деньги со счетов бывшим хозяевам, спешившим спасти свое богатство или помочь контрреволюции. Организация финансовых отношений на новых социалистических началах шла путем преодоления саботажа чиновников Государственного банка и Казначейства, отмены коммерческой тайны, расширения рабочего контроля за деятельностью администрации и регламентации деятельности частных банков, а затем их национализации и слияния с Государственным банком и учреждения Народного банка РСФСР.
  Финансовое  положение Советского правительства  было крайне тяжелым. Первые полугодовые  бюджеты за 1918—1919 гг. отличались большим  дефицитом. Дефицит бюджета на январь-июнь 1918 г. равнялся 83,3% всех его расходов, а бюджетный дефицит первого годового бюджета на 1920 г. был еще выше и составил 86,9% его расходов. Бюджетный дефицит покрывался главным образом эмиссией бумажных денег.
  В то же время первые бюджеты отражали не только тяжелое экономическое положение Советского государства и бремя расходов на оборону, и новую структуру его доходов и расходов. В формировании доходов бюджете наряду с поступлением контрибуции с буржуазии, чрезвычайного революционного единовременного налога и других налогов с населения предусматривались поступления доходов от государственного хозяйства. Однако натурализация хозяйственных связей резко снизила значение денежных налоговых поступлений. В расходах бюджетов почти в двое возрос удельный вес расходов на финансирование промышленности и более чем вдвое – на финансирование социально-культурных мероприятий.
  Получая продукты по разверстке, государство  перераспределяло их централизованно, без денег. Оплата труда производилась  через паек, выдаваемый по карточкам. В натуральной форме выдавалось до 80-90% зарплаты. Национализированные предприятия были переведены на бюджетно-сметное финансирование и централизованное снабжение сырьем, топливом и материалами. Все расчеты между государственными предприятиями производились безналичным путем, и деньги использовались лишь как средство учета и контроля.
  В период «военного коммунизма» товарно-денежные отношения были свернуты до минимума и «экономические ресурсы Советского государства были в тоже время  непосредственно и его финансовыми  ресурсами». Вместе с тем Наркомпрод оплачивал по установленным государственным ценам поступившую в его распоряжение от ВСНХ продукцию национализированной промышленности, а также продовольствие, заготовляемое у крестьян. В связи с натурализацией экономических отношений в течение 19919 г. проводилось слияние Государственного казначейства с учреждениями Народного банка, а затем в январе 1920 г. Национальный банк как самостоятельное кредитное учреждение было упразднено и его функции переданы финансовым отделам Наркомата финансов. Но значение распределения денежных знаков предопределялось крайне узкими пределами рыночного оборота.    
      Ослабленная войной и контрреволюцией экономика  и расшатанный налоговый аппарат  затрудняли мобилизацию финансовых ресурсов. В связи с этим Советам было предоставлено право взимания местных налогов. Они носили характер произвольно налагаемой экспроприации, характерной для периода «красногвардейской» атаки на капитал, и стабильным источником доходов бюджета долго быть не могли.
      X съезд партии, приняв решение о переходе к новой экономической политике, о замене разверстки натуральным налогом, поручил ЦК пересмотреть в основе всю финансовую политику. Основой финансовой политики и перестройки финансовых отношений стало обеспечение перехода от чрезвычайно и довольно хаотичных форм привлечения средств в бюджет к регулярным налогам. Финансовая программа, разработанная В.И. Лениным еще в 1918 г., была направлена на решение одновременно двуединой задачи: сокращения эмиссии денег и «втягивание» денег в бюджет, т.е. обеспечения возврата в государственную казну выпущенных в обращение денег.
      Декретом  ВЦИК от 10 октября 1921 г. «О мерах по упорядочению финансового хозяйства» критиковался сложившийся за революционное трехлетие 1918-1920 гг. взгляд на финансы как на отмирающий пережиток, а на деятельность Наркомфина – как на деятельность учреждения, в значительной степени отжившего и подлежащего ликвидации.
      Новая экономическая политика (НЭП) была направлена на развитие и расширение товарооборота. Задача эта решалась допущением частного, негосударственного обмена. Разверстка как способ государственных заготовок продовольствия, сырья и фуража заменялась натуральным налогом в таком размере, чтобы покрыть минимально необходимые потребности армии, городских рабочих и неземледельческого населения.
  Налог взимался в виде процентного или  долевого отчисления от произведенных  в хозяйстве продуктов, с учетом урожая, числа едоков и фактического наличия в хозяйстве скота. Общая сумма налога должна была быть меньше налагавшегося до сих пор налога путем разверстки обложения. Все запасы продовольствия, сырья и фуража после внесения налога оставлялись в полном распоряжении земледельцев и могли обмениваться ими в пределах местного хозяйственного оборота на продукты фабрично-заводской и кустарной промышленности как через кооперативные организации, так и на рынке.
  Одновременно  ставилась задача расширения оборота  промышленности. Но ограниченность ресурсов не позволяла восстановить сразу крупное государственное, социалистическое производство, поэтому на бюджетном финансировании были оставлены лишь жизненно важные отрасли народного хозяйства и предприятия: транспорт, металлургическая и топливная промышленность, объекты электрификации. Большое внимание было уделено восстановлению мелкой промышленности, которая могла немедленно оказать помощь крестьянскому хозяйству и поднять его производительные силы. На расширение оборота была направлена и политика партии по развитию кооперации и концессий, применению и максимальному использованию буржуазных специалистов. В соответствии с этим определялась и финансовая политика.
   При подведении итогов первого года НЭПа в резолюции о финансовой политике отмечалось, что в новых условиях сфера непосредственного натурального снабжения, как потребностей государственного администрирования, так и государственного хозяйствования все более сужается, но для его полной ликвидации и перехода к механизму денежного обращения необходимы стабилизация цен и прекращение обесценения денежных знаков, которые возможны лишь на основе упорядочения всей финансовой системы государства и прежде всего — установления реального бюджета, сведения его без дефицита и увеличения товарообмена в стране.
   Сокращение бюджетного дефицита предусматривалось как за счет сокращения административного аппарата и упорядочения государственного финансирования промышленности и торговли, так и путем увеличения поступлений государственных доходов, денежных и натуральных.
  Особой задачей финансовой политики XI съезд РКП (б) поставил сначала сокращение, а затем и прекращение бумажно-денежной эмиссии. Важнейшую роль приобретает стабилизация рубля, создание устойчивой валюты, проведение денежной реформы.
Экономическая и финансовая политика ориентировалась на восстановление золотого обеспечения денег, — необходимого, поскольку золото твердо остается мировыми деньгами и поскольку это значение золота на мировом рынке находит свое неизбежное выражение и в его отношениях на внутреннем рынке... Такая ориентировка должна на практике выражаться в политике сохранения неприкосновенного золотого фонда и развития добычи драгоценных металлов.
  Финансовое  положение Советской власти было подорвано и тем, что примерно треть золотого запаса, имевшегося накануне Первой мировой войны, царское и Временное буржуазное правительства вывезли за рубеж. Летом 1918 г. белочехи захватили свыше 30 тыс. пудов золотого запаса России и направили его в Омск Колчаку, который вывез за границу свыше 9 тыс. пудов. Около 2 тыс. пудов золота захватил атаман Семенов. Борьба за возвращение золота и накопление драгоценных металлов и валюты имела большое экономическое и финансовое значение для страны.
  Содержание  и роль финансовой политики в период НЭПа были определены XI съездом так:
    Все мероприятия финансовой политики, направленные к упорядочению бюджета, увеличению доходов, корректированию денежного обращения, организации кредита, сами по себе являются, лишь паллиативами, поскольку они не в состоянии преодолеть экономического кризиса, составляющего основу кризиса финансов. Выход лежит только в плоскости поднятия производительности труда в сельском хозяйстве и промышленности, только в увеличении емкости рынка как за счет крупного производства, так и за счет увеличения товарного предложения со стороны крестьянских и кустарных хозяйств... К этой цели должна быть направлена как общая экономическая политика, так и финансовая политика.
   Подтверждением  тому, что страна смогла осуществить такую мобилизацию, стала денежная реформа 1922—1924 гг.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.