На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат История борьбы с контрабандой с древнейших времен до наших дней

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 13.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 7. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОУ ВПО  «Челябинский государственный университет»
Институт  экономики отраслей, бизнеса и  администрирования
Кафедра экономики отраслей и рынков 
 
 
 
 
 
 

Реферат по дисциплине
«История таможенного дела и таможенной политики»
на тему: «История борьбы с контрабандой в России с древнейших времен до наших дней» 
 
 
 

      Выполнил: студент группы 22ТЗ-102
           Литвинова А. В.
        Проверил: Хисматуллина Н. Д. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Челябинск, 2011
  Содержание:
 

Введение 

     КОНТРАБАНДА - (от ит. contrabando от contra - против и bando - правительственный  указ) - преступление в сфере таможенного  дела, заключающееся в перемещении  через таможенную границу РФ товаров или иных предметов, совершенном помимо или с сокрытием от таможенного контроля либо с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации либо сопряженном с недекларированием или недостоверным декларированием (ст. 188 УК РФ).1 Определение основывается на понятии "контрабанда", данном в ст. 219 ТК. До принятия ТК (1993) термин "контрабанда" обозначал также соответствующее административное правонарушение в таможенной сфере.
     Контрабандой  признается также невозвращение  на таможенную территорию РФ предметов художественного, исторического и археологического достояния РФ из зарубежных стран, вывезенных за ее пределы, если такое возвращение является обязательным, либо перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ путем ее прорыва. Контрабанда наказывается в соответствии с уголовным законодательством РФ.
     В большинстве стран мира контрабанда  признана одним из самых опасных  видов преступной деятельности. Как  и преступность вообще, контрабанда, очевидно, будет существовать до тех пор, пока есть государственные границы.
     Причинами роста контрабанды являются: неоправданно высокие ставки отдельных видов  налогов и пошлин; низкий уровень  налогового и таможенного контроля; коррумпированность правоохранительных и контролирующих органов; несоответствие уровня налоговых и таможенных ставок, а также экономической ситуации, низкий уровень благосостояния граждан, когда малообеспеченные люди, подгоняемые безысходностью, сознательно участвуют в нелегальном бизнесе. Объекты контрабанды крайне многочисленны и разнообразны, а ее масштабы достигают опасных размеров. Особую опасность представляют контрабандный ввоз и вывоз таких предметов, как наркотические средства, оружие, культурные ценности.
     Значительных  масштабов достигла контрабанда в России. Наряду с запрещенными товарами предметом контрабанды является широкий круг нормальных товаров, не изъятых из гражданского оборота.
 

    История борьбы с контрабандой
     1.1 Появление таможни.  Таможенные уставы.
     В России история таможенного дела имеет более чем 1000-летний период существования и прослеживается от взимания денежных сборов и пошлин с продаваемых или обмениваемых предметов в оживленных торговых пунктах и на перекрестках древних торговых путей, от возникновения там сборных торговых или так называемых «гостиных» мест, пунктов промышленного обмена, перевалки и складирования товаров. Их появление историки относят к VШ веку. В Киевской Руси среди многочисленных сборов и пошлин были распространены «осмничее» и «мыт» — сбор за провоз товаров через внешние или внутренние заставы, за пользование участком, отведенным для торга, либо за покровительство, оказываемое купцам.
     Большое влияние на развитие таможенного  дела в России оказали монголо-татарские завоеватели. В этот период в оборот вошло тюркское слово «тамга», т. е. пошлина, от которой произошли слова «тамжить», т. е. взыскивать пошлину, «таможня» — место на ярмарке или рынке, где тамжили товар, ну и, естественно, «таможенник» — служилый человек, взимавший тамгу.
     Таможня, став неотъемлемым атрибутом внутренней и внешней торговли, посредством своей деятельности всегда оказывала мощное влияние и на формирование благоприятного торгово-экономического режима в стране.
     О контрабанде знали в Древней  Руси еще в X в., но только к XII - XIII вв. ее существование было признано официально, о чем свидетельствует установление «промыта», т.е. двойной ставки мыта (пошлинного сбора) за провоз или попытку провоза товара ухищренным способом. Первыми контрабандистами на Руси были заморские купцы, начиная с представителей Ганзы в Новгороде XII — XV вв. и английских купцов в Московском государстве XVI - XVII вв.
     Документы свидетельствуют, что к нарушителям  применялись самые строгие наказания. Так, в судебнике князя Владимира  говорилось, что за попытку украдкой провезти товар, не уплатив пошлину, полагалось наказание в виде конфискации товара и избиения товаропровозителя плетью. Тем не менее в Киевской Руси контрабанда не получила развития не по причине тяжести наказания за нее, а ввиду менового характера торговли, не слишком ограниченной запретительными нормами.
     Пошлины, взимавшиеся в удельное время, можно  условно разделить на четыре группы: торговые, проезжие, за обслуживание и  штрафные. При этом насчитывалось  более 30 видов сборов, относившихся к торговым, проезжим пошлинам и пошлинам за обслуживание. Из штрафных пошлин два сбора (по сути представлявшие собой две разновидности одного вида штрафа) непосредственно относились к контрабанде: протаможье и протамга. Протаможье - пеня за тайный провоз товара без уплаты пошлины, за неявку его в таможне. Протамга - пеня за неявку товара в таможне.
     Начиная с середины XVI в. правительство, испытывая  недостаток подготовленных людей на должности сборщиков налогов, руководителей торгово-промышленных предприятий и др., восполняло его путем привлечения представителей высшего купечества. Гарантией добросовестного отношения к служебным обязанностям являлась не только присяга на верность, но и имущественная состоятельность агента, его материальная способность возместить причиненный им казне ущерб.
     В целом признание контрабанды  тяжким государственным преступлением  в России относится (как и в  странах Западной Европы) к периоду  образования единого национального  рынка и установления на государственной  границе таможенных барьеров в XVII в.
     25 октября 1653 г. царем Алексеем  Михайловичем был подписан Указ  «О взимании таможенной пошлины  с товаров в Москве и в  городах, с показанием по скольку  взято и с каких товаров», положивший  начало таможенной реформе. 
     22 апреля 1667 г. царем был принят Новоторговый устав, выработанный на основе соответствующего законодательства предыдущих лет, а также вследствие нового челобития купечества и при участии его представителей.
     Ограничив торговлю иностранцев в России порубежными  городами (Архангельском, Новгородом, Псковом и др.), Новоторговый устав также запретил иностранцам заниматься розничной торговлей, вступать в отношения купли-продажи с кем-либо помимо москвичей или «купецких людей того города, в коих они станут торговать»; запрещалось торговать с другими иностранцами (за исключением торговли у Архангельска под таможенным контролем и с уплатой пошлины). Нарушение этих установлений каралось конфискацией товара.
     Целый ряд товаров был запрещен к  вывозу частными лицами: по беломорской  торговле к ним относились хлеб, пенька, поташ, смольчуг, ревень и шелк-сырец, а также дорогие сорта «мягкой рухляди» (мехов). Суровое наказание предусматривалось за ввоз и продажу табака, потребление которого вплоть до вступления на престол Петра I находилось под запретом.
     В конце XVII в. в Москве были созданы  первые корчемные команды для  пресечения тайной выделки, перевоза и продажи предметов, обложенных акцизом или составлявших прерогативу казны (вино, пиво, табак, соль). Тайный провоз и продажа вина рассматривались как контрабанда, а лица, замеченные в провозе, - как контрабандисты, или корчемники. В 1699 г. было постановлено считать корчемниками и тех, кто платит за работу по найму вином (больше ведра).
     До 1724 г. были запрещены к ввозу или  обложены высокими пошлинами немногие товары: некоторые шелковые изделия, краска бакан, иглы. Лишь в 1723 г. Петр I пришел к убеждению, что главной причиной отставания мануфактурного производства в стране была конкуренция иностранных изделий. В конечном счете их совместными усилиями в 1724 г. был разработан особый Таможенный тариф для Петербургского, Выборгского, Нарвского, Архангельского и Кольского портов. Этот тариф отличался ярко выраженным протекционистским характером, одним из проявлений которого явились высокие пошлины на импорт товаров, вырабатываемых на русских мануфактурах (от запретительных 75 % до 50-30-25 %). В то же время в отношении большей части ввозимых товаров, облагаемых высокими пошлинами, Тариф 1724 г. предусматривал обложение по ценности, т.е. взимание пошлины в установленном тарифом проценте с цены товара, объявленной импортером в таможне. Он имел характер всеобщего установления, так как, изменив содержание и порядок таможенного оформления и таможенного контроля, заново определил составы преступлений и правонарушений в сфере таможенного дела и ответственность за них. Например, подлежали конфискации корабли (вместе с находившимися на них товарами), которые «без ведома таможенного» производили погрузку (разгрузку) в неустановленных местах. Такая же санкция применялась за перемещение не предъявленных в таможне товаров с одного корабля на другой и в случае отсутствия досмотрщиков на кораблях, перевозивших товары от Кронштадта до Санкт-Петербургской таможни и обратно.
     Кроме того, вместо старого порядка наказаний за нанесение ущерба казне (в виде конфискации товара) теперь устанавливалась целая система взысканий. В пользу государства изымались утаенные (сокрытые от таможенного контроля), «не явленные» и «заповедные» (запрещенные к ввозу или вывозу частными лицами) товары; конфискация также предусматривалась за производство погрузочно-разгрузочных работ в ночное время. Она имела место и тогда, когда при декларировании «добрые» товары выдавались за «худые» с целью занижения причитающихся к уплате таможенных платежей. Столь же строго преследовалось сокрытие одних товаров в других, более вместительных и объемистых.
     В 1731 г. был издан новый Таможенный тариф, установивший 20 и 10% - ную пошлину  на различные импортные товары. В  том же году был принят Морской  пошлинный регламент, или устав, изменивший и существенно дополнивший правила захода иностранных судов в российские порты (Санкт-Петербург, Выборг, Нарву, Колу и Архангельск). Достаточно сказать, что в нем насчитывалось 99 статей, тогда как в Уставе 1724 г. – только 41.
     Список  нарушений в нем значительно  расширен, а санкции, которые должны быть применены к нарушителям, описываются  более точно и подробно. На наш  взгляд, это можно связать с  динамичным ростом и расширением  внешней торговли России. Так, в Уставе 1731 г. устанавливались следующие меры наказания в случае правонарушений: штраф за необъявление иностранным купцом о своем прибытии в российский порт; штраф за своевольный уход судна из порта без разрешения гавенмейстера и т.д.
     С целью упрощения прохождения  таможенного досмотра всякий товар, который мог быть измерен аршином, должен был иметь на конце свинцовую меру, равную той, что принята в стране-отправительнице. При отсутствии такой меры владелец должен был представить «подлинную фактуру» (накладную), где точно указывался вес или размер товара. В противном случае весь товар подлежал перебору. Когда при досмотре обнаруживалось, что «против фактуры лишнего больше 5 % в мере или в весу», то излишек товара конфисковался. Если же к досмотру предъявлялось товара меньше, чем указывалось в «фактуре», то товарная недостача облагалась пошлиной.
     Устав позволял конфисковать иностранные  товары, направлявшиеся в продажу  без специального таможенного клейма, которым они должны были быть помечены после прохождения таможенного  досмотра.
     Все утаенные, но обнаруженные в результате досмотра товары подлежали безоговорочному  изъятию. Но корабельщика, неспособного оправдаться в связи с обнаружением контрабанды, ожидало сравнительно легкое наказание: его полагалось оштрафовать.
     Именным Высочайшим указом от 27 сентября 1782 г. «Об учреждении особой таможенной пограничной цепи и стражи для отвращения потаенного провоза товаров» в каждой западной пограничной губернии учреждалась таможенная пограничная стража. Она состояла из таможенных объездчиков и пограничных надзирателей в таможнях.
     Поиск контрабанды стимулировался материально: часть конфискованных товаров передавалась в пользу задержателей.
     24 июня 1811 г. Александр I учредил  Таможенное управление по европейской  торговле. Было образовано 11 таможенных округов, в каждый их которых вошло «некоторое число» таможен. «Таможенный присмотр» для «отвращения» тайного привоза товаров по всей морской и сухопутной границе составлялся из команд таможенной стражи.
     Накануне  войны с Наполеоном на сухопутной западной границе усилилась контрабанда, с которой не всегда справлялась таможенно-пограничная стража.
     14 декабря 1819г. был принят новый  Таможенный устав по европейской  торговле, имевший в отличие от  прежних таможенных уставов специальный  раздел «О последствиях утайки таможенных пошлин и привоза запрещенных товаров», который в свою очередь разбивался на главы: 1) об утайке пошлин и тайном провозе вообще; 2) о доносах на тайный провоз товаров; 3) о наказании занимающихся противозаконной торговлей; 4) о производстве дел по конфискации товаров; 5) о производстве продажи при таможнях с публичного торга товаров.
     В Таможенном уставе 1819 г. понятие контрабанды  было уточнено и стало обозначать не только провоз или пронос товаров  через границу мимо таможни, но и  неуказание товаров владельцами в поданных в таможню объявлениях и грузовых документах. По новому Уставу охрана государственной границы возлагалась на таможенную (впоследствии - пограничную) стражу Министерства финансов. В 1822 г. правительство приняло решение об ее упразднении и о создании пограничной таможенной стражи из полковых воинских чинов.
     К середине XIX в. сложилась эффективная  система органов по борьбе с контрабандой. Привлечение воинских сил в помощь пограничной страже и таможням значительно облегчало борьбу с контрабандистами, способствовало задержанию незаконно провозимых и проносимых товаров.
     11 июня 1891 г. был принят новый  Таможенный тариф, который стал  апогеем фискально-протекционистской  таможенной политики, проводившейся  с конца 70-х годов. С его принятием произошло распространение мер таможенно-тарифного регулирования на целый ряд товаров, которые до того ввозились свободно или подлежали сравнительно невысокому обложению. Введение Тарифа 1891 г. с неизбежностью обострило проблему контрабандного ввоза. За тайный провоз товаров, подлежавших обложению пошлиной, взыскивалась пятикратная пошлина. При этом товары импортные конфисковывались, а товары экспортные возвращались, если был уплачен причитавшийся штраф. За контрабандный провоз беспошлинных товаров взыскивалось 10 % их стоимости без конфискации товара. Если провозящий мог доказать, что товар принадлежит другому лицу, он подвергался денежному штрафу в размере от 30 до 60 руб., а взыскание контрабандной пени переносилось на владельца товара.
     К концу XIX в. в России сложилась единая система таможенных органов. Центральным из них был Департамент таможенных сборов Министерства финансов, осуществлявший непосредственное руководство таможенным делом страны. При Департаменте состояли члены Особого присутствия по применению тарифа к товарам (из чиновников торгово-промышленных учреждений и членов Совета торговли и мануфактур) и таможенные ревизоры, которым поручалась ревизия таможенных учреждений, расследование по контрабандным делам и т.д.В первые годы XX в. (вплоть до начала первой мировой войны) контрабандный ввоз и вывоз товаров увеличился. В это время продолжается совершенствование законодательства по борьбе с контрабандой, принимаются меры по уточнению некоторых его положений, расширяются права таможен и полиции. Так, им предоставлялось право розыска контрабандных товаров в пределах 100-верстной полосы от линии сухопутной границы в глубь страны и от морских берегов, а за пределами полосы - с помощью судей. Таможенный устав 1904 г. установил новую структуру таможенных органов. Теперь таможенная система России состояла из Департамента таможенных сборов, окружных и участковых таможенных управлений, таможен, застав, постов и пунктов.Контрабандными считались спирт и все спиртные напитки, задержанные в 30-верстной пограничной полосе, если не было документов, что они изготовлены на государственных винных заводах. Ответственность за контрабанду несли все лица независимо от того, как произошло задержание: в пограничной полосе или за ней. В Положении о контрабанде от 27 марта 1907 г. к контрабанде было отнесено незаконное водворение или вывоз только товаров запрещенных и пошлинных. При этом по отношению к экспортным товарам признавалось контрабандой не только законченное деяние, но и покушение на вывоз. Таможенный устав 1910 г. уточнил некоторые вопросы борьбы с контрабандой, предоставив органам таможенного надзора право самостоятельно проявлять инициативу в производстве обысков и выемок контрабандных товаров в пределах 100-верстной полосы от линии сухопутной границы и от морских берегов в глубь страны. События первой мировой войны (1914-1918 гг.) самым пагубным образом сказались на таможенном деле. К осени 1917 г. таможенная система страны оказалась практически разрушенной. Деятельность большинства таможен в это время была приостановлена. Многие из них закрывались на длительный срок либо совсем прекратили свое существование. Департамент таможенных сборов бездействовал. Около года таможенным делом в России руководил ЦК профсоюза таможенных работников, сформированный на съезде таможенных служащих в сентябре 1917 г.Таковы основные этапы развития российского уголовного законодательства о борьбе с контрабандой до октября 1917г.Обобщая дореволюционный опыт борьбы с контрабандой, необходимо отметить, что развитие таможенного права России определялось внутренней и внешней политикой государства. Таможенная политика неизменно приспосабливалась к условиям экономических отношений (общественное производство, финансы и денежное обращение, внешняя и внутренняя торговля, налоговая система и т.д.) и видоизменялась под влиянием территориальных и административно-политических подвижек в государстве. Впоследствии законодательство Российской Империи о контрабанде и опыт борьбы с преступлениями в таможенной сфере в дореволюционной России оказали значительное влияние на формирование правовой базы таможенной деятельности в советский и постсоветский периоды отечественной истории. 

          Таможенные органы советского государства
 
     Среди многочисленных врагов Советской власти и различных преступных элементов, стремившихся подорвать устои нашего молодого государства, большую опасность представляли контрабандисты. В 20-е годы контрабандой занимались одиночки и вооруженные банды, формировавшиеся частично на советской территории, а главным образом в пограничных районах сопредельных государств. Поэтому в первых проектах положения об охране границы задачам борьбы с контрабандистами уделялось важное место. Контрабандисты наносили молодому Советскому государству огромный материальный ущерб, подрывали экономику. Имевшиеся таможни по существу никакой борьбы с контрабандистами не вели. Контрабандисты вели нелегальную торговлю по существу открыто. Для ускорения торгового оборота они построили базы у самой линии границы. Стремясь обеспечить успех своей деятельности, контрабандисты объединялись в группы, нанимали для сопровождения вооруженные банды. В июне 1921 г. непосредственная борьба с контрабандой на границе возлагалась только на пограничные войска, другие войсковые силы для этой цели привлекать не разрешалось. Для непосредственного руководства борьбой с контрабандой на местах решением Центральной комиссии от 23 декабря 1921 г. создавались окружные комиссии в каждом пограничном военном округе в составе председателя от особого отдела ВЧК по охране границы и членов от командующего войсками соответствующего округа и местного органа НКВТ. Окружным комиссиям предоставлялось право создавать на отдельных направлениях районные комиссии по борьбе с контрабандой. Результаты работы комиссий показали, что в орбиту преступной деятельности так или иначе входили определенные группы пограничного населения, которые выполняли вспомогательную роль в делах опытных контрабандистов. С учетом выявленных причин широкого и опасного развития контрабанды были приняты меры по усилению экономической охраны границы и укреплению соответствующего аппарата. Основными видами контрабанды на прибалтийском участке границы были соль, сахарин, спирт, кожа и другие продукты и товары. Торговые лавки пограничной полосы Латвии перестраивались на обслуживание контрабандистов. Из Российской Федерации за границу нелегально вывозился главным образом лен. О широте размаха контрабанды свидетельствует большое количество участвовавшего в нем местного населения. Так, в 1923/24 г. в числе задержанных контрабандистов оказалось 13 380 жителей Дальнего Востока. Наибольшую опасность представляли крупные заграничные организации, которые ввозили и вывозили большие партии товаров. Учитывая большие экономические трудности, переживавшиеся страной, контрабандисты действовали особенно смело. Они ходили по дворам и принимали заказы на требуемые товары, которые затем доставляли на советскую территорию. В результате принятых мер резко увеличилось число задержаний контрабанды непосредственно на границе и в пограничной полосе. Основной поток контрабанды шел из-за рубежа, и лишь незначительное количество товаров переправлялось за границу.
     Борьба  с контрабандой была сложной и  многогранной. В ней переплетались многие проблемы социального, экономического, политического и идеологического характера, которые необходимо было решать в комплексе.
     Осуществляя организованную борьбу с контрабандой, партия и правительство исходили из классового подхода, из того, что  основу контрабандистов составляли буржуазные слои населения: кулаки, торговцы и другие категории нетрудового населения. Многие из них сотрудничали с разведками капиталистических стран, а некоторые зарубежные контрабандные организации полностью находились на службе разведывательных и контрразведывательных органов противника. Вражеская разведка использовала любые возможности для активизации нелегальной торговли.
     Контрабандисты  постоянно искали слабо прикрытые  участки границы. Такие участки  в те годы имелись на всех направлениях, и особенно на южных, дальневосточных и морских рубежах.
     Из  этой  главы мы видим, что контрабанда  как правонарушение   возникла в период развития товарно-денежных отношений и как бы ее ни контролировали, она продолжает существовать уже  на протяжении многих веков.
 

          Контрабанда советского периода
 
     Среди многочисленных врагов Советской власти и различных преступных элементов, стремившихся подорвать устои нашего молодого государства, большую опасность  представляли контрабандисты. В 20-е  годы контрабандой занимались одиночки и вооруженные банды, формировавшиеся частично на советской территории, а главным образом в пограничных районах сопредельных государств. Поэтому в первых проектах положения об охране границы задачам борьбы с контрабандистами уделялось важное место. Контрабандисты наносили молодому Советскому государству огромный материальный ущерб, подрывали экономику. Имевшиеся таможни по существу никакой борьбы с контрабандистами не вели. Контрабандисты вели нелегальную торговлю по существу открыто. Для ускорения торгового оборота они построили базы у самой линии границы. Стремясь обеспечить успех своей деятельности, контрабандисты объединялись в группы, нанимали для сопровождения вооруженные банды. В июне 1921 г. непосредственная борьба с контрабандой на границе возлагалась только на пограничные войска, другие войсковые силы для этой цели привлекать не разрешалось. Для непосредственного руководства борьбой с контрабандой на местах решением Центральной комиссии от 23 декабря 1921 г. создавались окружные комиссии в каждом пограничном военном округе в составе председателя от особого отдела ВЧК по охране границы и членов от командующего войсками соответствующего округа и местного органа НКВТ. Окружным комиссиям предоставлялось право создавать на отдельных направлениях районные комиссии по борьбе с контрабандой. Результаты работы комиссий показали, что в орбиту преступной деятельности так или иначе входили определенные группы пограничного населения, которые выполняли вспомогательную роль в делах опытных контрабандистов. С учетом выявленных причин широкого и опасного развития контрабанды были приняты меры по усилению экономической охраны границы и укреплению соответствующего аппарата. Основными видами контрабанды на прибалтийском участке границы были соль, сахарин, спирт, кожа и другие продукты и товары. Торговые лавки пограничной полосы Латвии перестраивались на обслуживание контрабандистов. Из Российской Федерации за границу нелегально вывозился главным образом лен. О широте размаха контрабанды свидетельствует большое количество участвовавшего в нем местного населения. Так, в 1923/24 г. в числе задержанных контрабандистов оказалось 13 380 жителей Дальнего Востока. Наибольшую опасность представляли крупные заграничные организации, которые ввозили и вывозили большие партии товаров. Учитывая большие экономические трудности, переживавшиеся страной, контрабандисты действовали особенно смело. Они ходили по дворам и принимали заказы на требуемые товары, которые затем доставляли на советскую территорию. В результате принятых мер резко увеличилось число задержаний контрабанды непосредственно на границе и в пограничной полосе. Основной поток контрабанды шел из-за рубежа, и лишь незначительное количество товаров переправлялось за границу.
     Борьба  с контрабандой была сложной и многогранной. В ней переплетались многие проблемы социального, экономического, политического и идеологического характера, которые необходимо было решать в комплексе.
     Осуществляя организованную борьбу с контрабандой, партия и правительство исходили из классового подхода, из того, что основу контрабандистов составляли буржуазные слои населения: кулаки, торговцы и другие категории нетрудового населения. Многие из них сотрудничали с разведками капиталистических стран, а некоторые зарубежные контрабандные организации полностью находились на службе разведывательных и контрразведывательных органов противника. Вражеская разведка использовала любые возможности для активизации нелегальной торговли.
     Контрабандисты  постоянно искали слабо прикрытые участки границы. Такие участки в те годы имелись на всех направлениях, и особенно на южных, дальневосточных и морских рубежах.
     Среди многочисленных врагов Советской власти и различных преступных элементов, стремившихся подорвать устои нашего молодого государства, большую опасность представляли контрабандисты. В 20-е годы контрабандой занимались одиночки и вооруженные банды, формировавшиеся частично на советской территории, а главным образом в пограничных районах сопредельных государств. Поэтому в первых проектах положения об охране границы задачам борьбы с контрабандистами уделялось важное место. Контрабандисты наносили молодому Советскому государству огромный материальный ущерб, подрывали экономику. Имевшиеся таможни по существу никакой борьбы с контрабандистами не вели. Контрабандисты вели нелегальную торговлю по существу открыто. Для ускорения торгового оборота они построили базы у самой линии границы. Стремясь обеспечить успех своей деятельности, контрабандисты объединялись в группы, нанимали для сопровождения вооруженные банды. В июне 1921 г. непосредственная борьба с контрабандой на границе возлагалась только на пограничные войска, другие войсковые силы для этой цели привлекать не разрешалось. Для непосредственного руководства борьбой с контрабандой на местах решением Центральной комиссии от 23 декабря 1921 г. создавались окружные комиссии в каждом пограничном военном округе в составе председателя от особого отдела ВЧК по охране границы и членов от командующего войсками соответствующего округа и местного органа НКВТ. Окружным комиссиям предоставлялось право создавать на отдельных направлениях районные комиссии по борьбе с контрабандой. Результаты работы комиссий показали, что в орбиту преступной деятельности так или иначе входили определенные группы пограничного населения, которые выполняли вспомогательную роль в делах опытных контрабандистов. С учетом выявленных причин широкого и опасного развития контрабанды были приняты меры по усилению экономической охраны границы и укреплению соответствующего аппарата. Основными видами контрабанды на прибалтийском участке границы были соль, сахарин, спирт, кожа и другие продукты и товары. Торговые лавки пограничной полосы Латвии перестраивались на обслуживание контрабандистов. Из Российской Федерации за границу нелегально вывозился главным образом лен. О широте размаха контрабанды свидетельствует большое количество участвовавшего в нем местного населения. Так, в 1923/24 г. в числе задержанных контрабандистов оказалось 13 380 жителей Дальнего Востока. Наибольшую опасность представляли крупные заграничные организации, которые ввозили и вывозили большие партии товаров. Учитывая большие экономические трудности, переживавшиеся страной, контрабандисты действовали особенно смело. Они ходили по дворам и принимали заказы на требуемые товары, которые затем доставляли на советскую территорию. В результате принятых мер резко увеличилось число задержаний контрабанды непосредственно на границе и в пограничной полосе. Основной поток контрабанды шел из-за рубежа, и лишь незначительное количество товаров переправлялось за границу.
     Борьба  с контрабандой была сложной и  многогранной. В ней переплетались  многие проблемы социального, экономического, политического и идеологического [166] характера, которые необходимо было решать в комплексе.
     Осуществляя организованную борьбу с контрабандой, партия и правительство исходили из классового подхода, из того, что  основу контрабандистов составляли буржуазные слои населения: кулаки, торговцы и другие категории нетрудового населения. Многие из них сотрудничали с разведками капиталистических стран, а некоторые зарубежные контрабандные организации полностью находились на службе разведывательных и контрразведывательных органов противника. Вражеская разведка использовала любые возможности для активизации нелегальной торговли.
     Контрабандисты  постоянно искали слабо прикрытые  участки границы. Такие
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.