Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

 

Повышение оригинальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.

Результат поиска


Наименование:


реферат История борьбы с контрабандой с древнейших времен до наших дней

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 13.05.2012. Год: 2011. Страниц: 7. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОУ ВПО  «Челябинский государственный университет»
Институт  экономики отраслей, бизнеса и  администрирования
Кафедра экономики отраслей и рынков 
 
 
 
 
 
 

Реферат по дисциплине
«История таможенного дела и таможенной политики»
на тему: «История борьбы с контрабандой в России с древнейших времен до наших дней» 
 
 
 

      Выполнил: студент группы 22ТЗ-102
           Литвинова А. В.
        Проверил: Хисматуллина Н. Д. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Челябинск, 2011
  Содержание:
 

Введение 

     КОНТРАБАНДА - (от ит. contrabando от contra - против и bando - правительственный  указ) - преступление в сфере таможенного  дела, заключающееся в перемещении  через таможенную границу РФ товаров или иных предметов, совершенном помимо или с сокрытием от таможенного контроля либо с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации либо сопряженном с недекларированием или недостоверным декларированием (ст. 188 УК РФ).1 Определение основывается на понятии "контрабанда", данном в ст. 219 ТК. До принятия ТК (1993) термин "контрабанда" обозначал также соответствующее административное правонарушение в таможенной сфере.
     Контрабандой  признается также невозвращение  на таможенную территорию РФ предметов художественного, исторического и археологического достояния РФ из зарубежных стран, вывезенных за ее пределы, если такое возвращение является обязательным, либо перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ путем ее прорыва. Контрабанда наказывается в соответствии с уголовным законодательством РФ.
     В большинстве стран мира контрабанда  признана одним из самых опасных  видов преступной деятельности. Как  и преступность вообще, контрабанда, очевидно, будет существовать до тех пор, пока есть государственные границы.
     Причинами роста контрабанды являются: неоправданно высокие ставки отдельных видов  налогов и пошлин; низкий уровень  налогового и таможенного контроля; коррумпированность правоохранительных и контролирующих органов; несоответствие уровня налоговых и таможенных ставок, а также экономической ситуации, низкий уровень благосостояния граждан, когда малообеспеченные люди, подгоняемые безысходностью, сознательно участвуют в нелегальном бизнесе. Объекты контрабанды крайне многочисленны и разнообразны, а ее масштабы достигают опасных размеров. Особую опасность представляют контрабандный ввоз и вывоз таких предметов, как наркотические средства, оружие, культурные ценности.
     Значительных  масштабов достигла контрабанда в России. Наряду с запрещенными товарами предметом контрабанды является широкий круг нормальных товаров, не изъятых из гражданского оборота.
 

    История борьбы с контрабандой
     1.1 Появление таможни.  Таможенные уставы.
     В России история таможенного дела имеет более чем 1000-летний период существования и прослеживается от взимания денежных сборов и пошлин с продаваемых или обмениваемых предметов в оживленных торговых пунктах и на перекрестках древних торговых путей, от возникновения там сборных торговых или так называемых «гостиных» мест, пунктов промышленного обмена, перевалки и складирования товаров. Их появление историки относят к VШ веку. В Киевской Руси среди многочисленных сборов и пошлин были распространены «осмничее» и «мыт» — сбор за провоз товаров через внешние или внутренние заставы, за пользование участком, отведенным для торга, либо за покровительство, оказываемое купцам.
     Большое влияние на развитие таможенного  дела в России оказали монголо-татарские завоеватели. В этот период в оборот вошло тюркское слово «тамга», т. е. пошлина, от которой произошли слова «тамжить», т. е. взыскивать пошлину, «таможня» — место на ярмарке или рынке, где тамжили товар, ну и, естественно, «таможенник» — служилый человек, взимавший тамгу.
     Таможня, став неотъемлемым атрибутом внутренней и внешней торговли, посредством своей деятельности всегда оказывала мощное влияние и на формирование благоприятного торгово-экономического режима в стране.
     О контрабанде знали в Древней  Руси еще в X в., но только к XII - XIII вв. ее существование было признано официально, о чем свидетельствует установление «промыта», т.е. двойной ставки мыта (пошлинного сбора) за провоз или попытку провоза товара ухищренным способом. Первыми контрабандистами на Руси были заморские купцы, начиная с представителей Ганзы в Новгороде XII — XV вв. и английских купцов в Московском государстве XVI - XVII вв.
     Документы свидетельствуют, что к нарушителям  применялись самые строгие наказания. Так, в судебнике князя Владимира  говорилось, что за попытку украдкой провезти товар, не уплатив пошлину, полагалось наказание в виде конфискации товара и избиения товаропровозителя плетью. Тем не менее в Киевской Руси контрабанда не получила развития не по причине тяжести наказания за нее, а ввиду менового характера торговли, не слишком ограниченной запретительными нормами.
     Пошлины, взимавшиеся в удельное время, можно  условно разделить на четыре группы: торговые, проезжие, за обслуживание и  штрафные. При этом насчитывалось  более 30 видов сборов, относившихся к торговым, проезжим пошлинам и пошлинам за обслуживание. Из штрафных пошлин два сбора (по сути представлявшие собой две разновидности одного вида штрафа) непосредственно относились к контрабанде: протаможье и протамга. Протаможье - пеня за тайный провоз товара без уплаты пошлины, за неявку его в таможне. Протамга - пеня за неявку товара в таможне.
     Начиная с середины XVI в. правительство, испытывая  недостаток подготовленных людей на должности сборщиков налогов, руководителей торгово-промышленных предприятий и др., восполняло его путем привлечения представителей высшего купечества. Гарантией добросовестного отношения к служебным обязанностям являлась не только присяга на верность, но и имущественная состоятельность агента, его материальная способность возместить причиненный им казне ущерб.
     В целом признание контрабанды  тяжким государственным преступлением  в России относится (как и в  странах Западной Европы) к периоду  образования единого национального  рынка и установления на государственной  границе таможенных барьеров в XVII в.
     25 октября 1653 г. царем Алексеем  Михайловичем был подписан Указ  «О взимании таможенной пошлины  с товаров в Москве и в  городах, с показанием по скольку  взято и с каких товаров», положивший  начало таможенной реформе. 
     22 апреля 1667 г. царем был принят Новоторговый устав, выработанный на основе соответствующего законодательства предыдущих лет, а также вследствие нового челобития купечества и при участии его представителей.
     Ограничив торговлю иностранцев в России порубежными  городами (Архангельском, Новгородом, Псковом и др.), Новоторговый устав также запретил иностранцам заниматься розничной торговлей, вступать в отношения купли-продажи с кем-либо помимо москвичей или «купецких людей того города, в коих они станут торговать»; запрещалось торговать с другими иностранцами (за исключением торговли у Архангельска под таможенным контролем и с уплатой пошлины). Нарушение этих установлений каралось конфискацией товара.
     Целый ряд товаров был запрещен к  вывозу частными лицами: по беломорской  торговле к ним относились хлеб, пенька, поташ, смольчуг, ревень и шелк-сырец, а также дорогие сорта «мягкой рухляди» (мехов). Суровое наказание предусматривалось за ввоз и продажу табака, потребление которого вплоть до вступления на престол Петра I находилось под запретом.
     В конце XVII в. в Москве были созданы  первые корчемные команды для  пресечения тайной выделки, перевоза и продажи предметов, обложенных акцизом или составлявших прерогативу казны (вино, пиво, табак, соль). Тайный провоз и продажа вина рассматривались как контрабанда, а лица, замеченные в провозе, - как контрабандисты, или корчемники. В 1699 г. было постановлено считать корчемниками и тех, кто платит за работу по найму вином (больше ведра).
     До 1724 г. были запрещены к ввозу или  обложены высокими пошлинами немногие товары: некоторые шелковые изделия, краска бакан, иглы. Лишь в 1723 г. Петр I пришел к убеждению, что главной причиной отставания мануфактурного производства в стране была конкуренция иностранных изделий. В конечном счете их совместными усилиями в 1724 г. был разработан особый Таможенный тариф для Петербургского, Выборгского, Нарвского, Архангельского и Кольского портов. Этот тариф отличался ярко выраженным протекционистским характером, одним из проявлений которого явились высокие пошлины на импорт товаров, вырабатываемых на русских мануфактурах (от запретительных 75 % до 50-30-25 %). В то же время в отношении большей части ввозимых товаров, облагаемых высокими пошлинами, Тариф 1724 г. предусматривал обложение по ценности, т.е. взимание пошлины в установленном тарифом проценте с цены товара, объявленной импортером в таможне. Он имел характер всеобщего установления, так как, изменив содержание и порядок таможенного оформления и таможенного контроля, заново определил составы преступлений и правонарушений в сфере таможенного дела и ответственность за них. Например, подлежали конфискации корабли (вместе с находившимися на них товарами), которые «без ведома таможенного» производили погрузку (разгрузку) в неустановленных местах. Такая же санкция применялась за перемещение не предъявленных в таможне товаров с одного корабля на другой и в случае отсутствия досмотрщиков на кораблях, перевозивших товары от Кронштадта до Санкт-Петербургской таможни и обратно.
     Кроме того, вместо старого порядка наказаний за нанесение ущерба казне (в виде конфискации товара) теперь устанавливалась целая система взысканий. В пользу государства изымались утаенные (сокрытые от таможенного контроля), «не явленные» и «заповедные» (запрещенные к ввозу или вывозу частными лицами) товары; конфискация также предусматривалась за производство погрузочно-разгрузочных работ в ночное время. Она имела место и тогда, когда при декларировании «добрые» товары выдавались за «худые» с целью занижения причитающихся к уплате таможенных платежей. Столь же строго преследовалось сокрытие одних товаров в других, более вместительных и объемистых.
     В 1731 г. был издан новый Таможенный тариф, установивший 20 и 10% - ную пошлину  на различные импортные товары. В  том же году был принят Морской  пошлинный регламент, или устав, изменивший и существенно дополнивший правила захода иностранных судов в российские порты (Санкт-Петербург, Выборг, Нарву, Колу и Архангельск). Достаточно сказать, что в нем насчитывалось 99 статей, тогда как в Уставе 1724 г. – только 41.
     Список  нарушений в нем значительно  расширен, а санкции, которые должны быть применены к нарушителям, описываются  более точно и подробно. На наш  взгляд, это можно связать с  динамичным ростом и расширением  внешней торговли России. Так, в Уставе 1731 г. устанавливались следующие меры наказания в случае правонарушений: штраф за необъявление иностранным купцом о своем прибытии в российский порт; штраф за своевольный уход судна из порта без разрешения гавенмейстера и т.д.
     С целью упрощения прохождения  таможенного досмотра всякий товар, который мог быть измерен аршином, должен был иметь на конце свинцовую меру, равную той, что принята в стране-отправительнице. При отсутствии такой меры владелец должен был представить «подлинную фактуру» (накладную), где точно указывался вес или размер товара. В противном случае весь товар подлежал перебору. Когда при досмотре обнаруживалось, что «против фактуры лишнего больше 5 % в мере или в весу», то излишек товара конфисковался. Если же к досмотру предъявлялось товара меньше, чем указывалось в «фактуре», то товарная недостача облагалась пошлиной.
     Устав позволял конфисковать иностранные  товары, направлявшиеся в продажу  без специального таможенного клейма, которым они должны были быть помечены после прохождения таможенного  досмотра.
     Все утаенные, но обнаруженные в результате досмотра товары подлежали безоговорочному  изъятию. Но корабельщика, неспособного оправдаться в связи с обнаружением контрабанды, ожидало сравнительно легкое наказание: его полагалось оштрафовать.
     Именным Высочайшим указом от 27 сентября 1782 г. «Об учреждении особой таможенной пограничной цепи и стражи для отвращения потаенного провоза товаров» в каждой западной пограничной губернии учреждалась таможенная пограничная стража. Она состояла из таможенных объездчиков и пограничных надзирателей в таможнях.
     Поиск контрабанды стимулировался материально: часть конфискованных товаров передавалась в пользу задержателей.
     24 июня 1811 г. Александр I учредил  Таможенное управление по европейской  торговле. Было образовано 11 таможенных округов, в каждый их которых вошло «некоторое число» таможен. «Таможенный присмотр» для «отвращения» тайного привоза товаров по всей морской и сухопутной границе составлялся из команд таможенной стражи.
     Накануне  войны с Наполеоном на сухопутной западной границе усилилась контрабанда, с которой не всегда справлялась таможенно-пограничная стража.
     14 декабря 1819г. был принят новый  Таможенный устав по европейской  торговле, имевший в отличие от  прежних таможенных уставов специальный  раздел «О последствиях утайки таможенных пошлин и привоза запрещенных товаров», который в свою очередь разбивался на главы: 1) об утайке пошлин и тайном провозе вообще; 2) о доносах на тайный провоз товаров; 3) о наказании занимающихся противозаконной торговлей; 4) о производстве дел по конфискации товаров; 5) о производстве продажи при таможнях с публичного торга товаров.
     В Таможенном уставе 1819 г. понятие контрабанды  было уточнено и стало обозначать не только провоз или пронос товаров  через границу мимо таможни, но и  неуказание товаров владельцами в поданных в таможню объявлениях и грузовых документах. По новому Уставу охрана государственной границы возлагалась на таможенную (впоследствии - пограничную) стражу Министерства финансов. В 1822 г. правительство приняло решение об ее упразднении и о создании пограничной таможенной стражи из полковых воинских чинов.
     К середине XIX в. сложилась эффективная  система органов по борьбе с контрабандой. Привлечение воинских сил в помощь пограничной страже и таможням значительно облегчало борьбу с контрабандистами, способствовало задержанию незаконно провозимых и проносимых товаров.
     11 июня 1891 г. был принят новый  Таможенный тариф, который стал  апогеем фискально-протекционистской  таможенной политики, проводившейся  с конца 70-х годов. С его принятием произошло распространение мер таможенно-тарифного регулирования на целый ряд товаров, которые до того ввозились свободно или подлежали сравнительно невысокому обложению. Введение Тарифа 1891 г. с неизбежностью обострило проблему контрабандного ввоза. За тайный провоз товаров, подлежавших обложению пошлиной, взыскивалась пятикратная пошлина. При этом товары импортные конфисковывались, а товары экспортные возвращались, если был уплачен причитавшийся штраф. За контрабандный провоз беспошлинных товаров взыскивалось 10 % их стоимости без конфискации товара. Если провозящий мог доказать, что товар принадлежит другому лицу, он подвергался денежному штрафу в размере от 30 до 60 руб., а взыскание контрабандной пени переносилось на владельца товара.
     К концу XIX в. в России сложилась единая система таможенных органов. Центральным из них был Департамент таможенных сборов Министерства финансов, осуществлявший непосредственное руководство таможенным делом страны. При Департаменте состояли члены Особого присутствия по применению тарифа к товарам (из чиновников торгово-промышленных учреждений и членов Совета торговли и мануфактур) и таможенные ревизоры, которым поручалась ревизия таможенных учреждений, расследование по контрабандным делам и т.д.В первые годы XX в. (вплоть до начала первой мировой войны) контрабандный ввоз и вывоз товаров увеличился. В это время продолжается совершенствование законодательства по борьбе с контрабандой, принимаются меры по уточнению некоторых его положений, расширяются права таможен и полиции. Так, им предоставлялось право розыска контрабандных товаров в пределах 100-верстной полосы от линии сухопутной границы в глубь страны и от морских берегов, а за пределами полосы - с помощью судей. Таможенный устав 1904 г. установил новую структуру таможенных органов. Теперь таможенная система России состояла из Департамента таможенных сборов, окружных и участковых таможенных управлений, таможен, застав, постов и пунктов.Контрабандными считались спирт и все спиртные напитки, задержанные в 30-верстной пограничной полосе, если не было документов, что они изготовлены на государственных винных заводах. Ответственность за контрабанду несли все лица независимо от того, как произошло задержание: в пограничной полосе или за ней. В Положении о контрабанде от 27 марта 1907 г. к контрабанде было отнесено незаконное водворение или вывоз только товаров запрещенных и пошлинных. При этом по отношению к экспортным товарам признавалось контрабандой не только законченное деяние, но и покушение на вывоз. Таможенный устав 1910 г. уточнил некоторые вопросы борьбы с контрабандой, предоставив органам таможенного надзора право самостоятельно проявлять инициативу в производстве обысков и выемок контрабандных товаров в пределах 100-верстной полосы от линии сухопутной границы и от морских берегов в глубь страны. События первой мировой войны (1914-1918 гг.) самым пагубным образом сказались на таможенном деле. К осени 1917 г. таможенная система страны оказалась практически разрушенной. Деятельность большинства таможен в это время была приостановлена. Многие из них закрывались на длительный срок либо совсем прекратили свое существование. Департамент таможенных сборов бездействовал. Около года таможенным делом в России руководил ЦК профсоюза таможенных работников, сформированный на съезде таможенных служащих в сентябре 1917 г.Таковы основные этапы развития российского уголовного законодательства о борьбе с контрабандой до октября 1917г.Обобщая дореволюционный опыт борьбы с контрабандой, необходимо отметить, что развитие таможенного права России определялось внутренней и внешней политикой государства. Таможенная политика неизменно приспосабливалась к условиям экономических отношений (общественное производство, финансы и денежное обращение, внешняя и внутренняя торговля, налоговая система и т.д.) и видоизменялась под влиянием территориальных и административно-политических подвижек в государстве. Впоследствии законодательство Российской Империи о контрабанде и опыт борьбы с преступлениями в таможенной сфере в дореволюционной России оказали значительное влияние на формирование правовой базы таможенной деятельности в советский и постсоветский периоды отечественной истории. 

          Таможенные органы советского государства
 
     Среди многочисленных врагов Советской власти и различных преступных элементов, стремившихся подорвать устои нашего молодого государства, большую опасность представляли контрабандисты. В 20-е годы контрабандой занимались одиночки и вооруженные банды, формировавшиеся частично на советской территории, а главным образом в пограничных районах сопредельных государств. Поэтому в первых проектах положения об охране границы задачам борьбы с контрабандистами уделялось важное место. Контрабандисты наносили молодому Советскому государству огромный материальный ущерб, подрывали экономику. Имевшиеся таможни по существу никакой борьбы с контрабандистами не вели. Контрабандисты вели нелегальную торговлю по существу открыто. Для ускорения торгового оборота они построили базы у самой линии границы. Стремясь обеспечить успех своей деятельности, контрабандисты объединялись в группы, нанимали для сопровождения вооруженные банды. В июне 1921 г. непосредственная борьба с контрабандой на границе возлагалась только на пограничные войска, другие войсковые силы для этой цели привлекать не разрешалось. Для непосредственного руководства борьбой с контрабандой на местах решением Центральной комиссии от 23 декабря 1921 г. создавались окружные комиссии в каждом пограничном военном округе в составе председателя от особого отдела ВЧК по охране границы и членов от командующего войсками соответствующего округа и местного органа НКВТ. Окружным комиссиям предоставлялось право создавать на отдельных направлениях районные комиссии по борьбе с контрабандой. Результаты работы комиссий показали, что в орбиту преступной деятельности так или иначе входили определенные группы пограничного населения, которые выполняли вспомогательную роль в делах опытных контрабандистов. С учетом выявленных причин широкого и опасного развития контрабанды были приняты меры по усилению экономической охраны границы и укреплению соответствующего аппарата. Основными видами контрабанды на прибалтийском участке границы были соль, сахарин, спирт, кожа и другие продукты и товары. Торговые лавки пограничной полосы Латвии перестраивались на обслуживание контрабандистов. Из Российской Федерации за границу нелегально вывозился главным образом лен. О широте размаха контрабанды свидетельствует большое количество участвовавшего в нем местного населения. Так, в 1923/24 г. в числе задержанных контрабандистов оказалось 13 380 жителей Дальнего Востока. Наибольшую опасность представляли крупные заграничные организации, которые ввозили и вывозили большие партии товаров. Учитывая большие экономические трудности, переживавшиеся страной, контрабандисты действовали особенно смело. Они ходили по дворам и принимали заказы на требуемые товары, которые затем доставляли на советскую территорию. В результате принятых мер резко увеличилось число задержаний контрабанды непосредственно на границе и в пограничной полосе. Основной поток контрабанды шел из-за рубежа, и лишь незначительное количество товаров переправлялось за границу.
     Борьба  с контрабандой была сложной и  многогранной. В ней переплетались многие проблемы социального, экономического, политического и идеологического характера, которые необходимо было решать в комплексе.
     Осуществляя организованную борьбу с контрабандой, партия и правительство исходили из классового подхода, из того, что  основу контрабандистов составляли буржуазные слои населения: кулаки, торговцы и другие категории нетрудового населения. Многие из них сотрудничали с разведками капиталистических стран, а некоторые зарубежные контрабандные организации полностью находились на службе разведывательных и контрразведывательных органов противника. Вражеская разведка использовала любые возможности для активизации нелегальной торговли.
     Контрабандисты  постоянно искали слабо прикрытые  участки границы. Такие участки  в те годы имелись на всех направлениях, и особенно на южных, дальневосточных и морских рубежах.
     Из  этой  главы мы видим, что контрабанда  как правонарушение   возникла в период развития товарно-денежных отношений и как бы ее ни контролировали, она продолжает существовать уже  на протяжении многих веков.
 

          Контрабанда советского периода
 
     Среди многочисленных врагов Советской власти и различных преступных элементов, стремившихся подорвать устои нашего молодого государства, большую опасность  представляли контрабандисты. В 20-е  годы контрабандой занимались одиночки и вооруженные банды, формировавшиеся частично на советской территории, а главным образом в пограничных районах сопредельных государств. Поэтому в первых проектах положения об охране границы задачам борьбы с контрабандистами уделялось важное место. Контрабандисты наносили молодому Советскому государству огромный материальный ущерб, подрывали экономику. Имевшиеся таможни по существу никакой борьбы с контрабандистами не вели. Контрабандисты вели нелегальную торговлю по существу открыто. Для ускорения торгового оборота они построили базы у самой линии границы. Стремясь обеспечить успех своей деятельности, контрабандисты объединялись в группы, нанимали для сопровождения вооруженные банды. В июне 1921 г. непосредственная борьба с контрабандой на границе возлагалась только на пограничные войска, другие войсковые силы для этой цели привлекать не разрешалось. Для непосредственного руководства борьбой с контрабандой на местах решением Центральной комиссии от 23 декабря 1921 г. создавались окружные комиссии в каждом пограничном военном округе в составе председателя от особого отдела ВЧК по охране границы и членов от командующего войсками соответствующего округа и местного органа НКВТ. Окружным комиссиям предоставлялось право создавать на отдельных направлениях районные комиссии по борьбе с контрабандой. Результаты работы комиссий показали, что в орбиту преступной деятельности так или иначе входили определенные группы пограничного населения, которые выполняли вспомогательную роль в делах опытных контрабандистов. С учетом выявленных причин широкого и опасного развития контрабанды были приняты меры по усилению экономической охраны границы и укреплению соответствующего аппарата. Основными видами контрабанды на прибалтийском участке границы были соль, сахарин, спирт, кожа и другие продукты и товары. Торговые лавки пограничной полосы Латвии перестраивались на обслуживание контрабандистов. Из Российской Федерации за границу нелегально вывозился главным образом лен. О широте размаха контрабанды свидетельствует большое количество участвовавшего в нем местного населения. Так, в 1923/24 г. в числе задержанных контрабандистов оказалось 13 380 жителей Дальнего Востока. Наибольшую опасность представляли крупные заграничные организации, которые ввозили и вывозили большие партии товаров. Учитывая большие экономические трудности, переживавшиеся страной, контрабандисты действовали особенно смело. Они ходили по дворам и принимали заказы на требуемые товары, которые затем доставляли на советскую территорию. В результате принятых мер резко увеличилось число задержаний контрабанды непосредственно на границе и в пограничной полосе. Основной поток контрабанды шел из-за рубежа, и лишь незначительное количество товаров переправлялось за границу.
     Борьба  с контрабандой была сложной и многогранной. В ней переплетались многие проблемы социального, экономического, политического и идеологического характера, которые необходимо было решать в комплексе.
     Осуществляя организованную борьбу с контрабандой, партия и правительство исходили из классового подхода, из того, что основу контрабандистов составляли буржуазные слои населения: кулаки, торговцы и другие категории нетрудового населения. Многие из них сотрудничали с разведками капиталистических стран, а некоторые зарубежные контрабандные организации полностью находились на службе разведывательных и контрразведывательных органов противника. Вражеская разведка использовала любые возможности для активизации нелегальной торговли.
     Контрабандисты  постоянно искали слабо прикрытые участки границы. Такие участки в те годы имелись на всех направлениях, и особенно на южных, дальневосточных и морских рубежах.
     Среди многочисленных врагов Советской власти и различных преступных элементов, стремившихся подорвать устои нашего молодого государства, большую опасность представляли контрабандисты. В 20-е годы контрабандой занимались одиночки и вооруженные банды, формировавшиеся частично на советской территории, а главным образом в пограничных районах сопредельных государств. Поэтому в первых проектах положения об охране границы задачам борьбы с контрабандистами уделялось важное место. Контрабандисты наносили молодому Советскому государству огромный материальный ущерб, подрывали экономику. Имевшиеся таможни по существу никакой борьбы с контрабандистами не вели. Контрабандисты вели нелегальную торговлю по существу открыто. Для ускорения торгового оборота они построили базы у самой линии границы. Стремясь обеспечить успех своей деятельности, контрабандисты объединялись в группы, нанимали для сопровождения вооруженные банды. В июне 1921 г. непосредственная борьба с контрабандой на границе возлагалась только на пограничные войска, другие войсковые силы для этой цели привлекать не разрешалось. Для непосредственного руководства борьбой с контрабандой на местах решением Центральной комиссии от 23 декабря 1921 г. создавались окружные комиссии в каждом пограничном военном округе в составе председателя от особого отдела ВЧК по охране границы и членов от командующего войсками соответствующего округа и местного органа НКВТ. Окружным комиссиям предоставлялось право создавать на отдельных направлениях районные комиссии по борьбе с контрабандой. Результаты работы комиссий показали, что в орбиту преступной деятельности так или иначе входили определенные группы пограничного населения, которые выполняли вспомогательную роль в делах опытных контрабандистов. С учетом выявленных причин широкого и опасного развития контрабанды были приняты меры по усилению экономической охраны границы и укреплению соответствующего аппарата. Основными видами контрабанды на прибалтийском участке границы были соль, сахарин, спирт, кожа и другие продукты и товары. Торговые лавки пограничной полосы Латвии перестраивались на обслуживание контрабандистов. Из Российской Федерации за границу нелегально вывозился главным образом лен. О широте размаха контрабанды свидетельствует большое количество участвовавшего в нем местного населения. Так, в 1923/24 г. в числе задержанных контрабандистов оказалось 13 380 жителей Дальнего Востока. Наибольшую опасность представляли крупные заграничные организации, которые ввозили и вывозили большие партии товаров. Учитывая большие экономические трудности, переживавшиеся страной, контрабандисты действовали особенно смело. Они ходили по дворам и принимали заказы на требуемые товары, которые затем доставляли на советскую территорию. В результате принятых мер резко увеличилось число задержаний контрабанды непосредственно на границе и в пограничной полосе. Основной поток контрабанды шел из-за рубежа, и лишь незначительное количество товаров переправлялось за границу.
     Борьба  с контрабандой была сложной и  многогранной. В ней переплетались  многие проблемы социального, экономического, политического и идеологического [166] характера, которые необходимо было решать в комплексе.
     Осуществляя организованную борьбу с контрабандой, партия и правительство исходили из классового подхода, из того, что  основу контрабандистов составляли буржуазные слои населения: кулаки, торговцы и другие категории нетрудового населения. Многие из них сотрудничали с разведками капиталистических стран, а некоторые зарубежные контрабандные организации полностью находились на службе разведывательных и контрразведывательных органов противника. Вражеская разведка использовала любые возможности для активизации нелегальной торговли.
     Контрабандисты  постоянно искали слабо прикрытые  участки границы. Такие
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением оригинальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.