На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Исследование маркетинговой среды предприятия

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 13.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 15. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


ГОУВПО  «МОРДОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМЕНИ Н.П.ОГАРЕВА»
Факультет экономический
Кафедра маркетинга 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

 
 
 
ИССЛЕДОВАНИЕ  МАРКЕТИНГОВОЙ СРЕДЫ  ПРЕДПРИЯТИЯ 
 
 
 
 
 

Автор курсовой работы                                                                      Р.Ш.Казаков
Специальность                                                                            080111 маркетинг
Обозначение курсовой работы                                   КР-02069964-080111-09-10
Руководитель  работы                                                                      Е.Г.Щербакова 
 
 
 
 
 

                                                Оценка    
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Саранск 2010
      Реферат
     Курсовая  работа содержит 48 страницы, 6 рисунков, 1 таблицу, 38 использованных источников.
     МАРКЕТИНГОВАЯ СРЕДА, ВНУТРЕННЯЯ СРЕДА, ВНЕШНЯЯ СРЕДА, КОНКУРЕНТЫ, ПОСРЕДНИКИ, ЭКОНОМИЧЕСКЯ СРЕДА, ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ
     Объект  исследования: деятельность ЗАО «Рузаевский Стекольный Завод»
     Цель  работы – анализ маркетинговой среды ЗАО «Рузаевский Стекольный Завод»
     Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
    раскрыть теоретические основы анализа;
    провести анализ внутренней и внешней маркетинговой среды ЗАО «Рузаевский Стекольный Завод»
    внести рекомендации по совершенствованию маркетинговой среды предприятия
     Методы  исследования: статистические и аналитические.
     Полученные  результаты: изучены теоретические  основы анализа маркетинговой среды организации, проанализирована маркетинговая среда ЗАО «Рузаевский Стекольный Завод» и определены основные направления ее совершенствования.  
 
 
 
 
 
 

      Содержание 

Введение…………………………………………………………………………...4
1 Теоретические основы понятия маркетинговой среды организации….…….6
1.1 Микросреда фирмы…………………………………………...………………6
1.2 Макосреда фирмы……………………………………………………………19
2 Исследование маркетинговой среды ЗАО «Рузаевский Стекольный Завод»…………………………………………………………………………..…...21
2.1 Структура внутренней маркетинговой среды ЗАО «Рузаевский Стекольный  Завод»…………………………………………...…………………21
2.2 Структура внешней маркетинговой среды ЗАО «Рузаевский Стекольный Завод»…………………………………………………………………………….28
3 Разработка мероприятий по совершенствованию маркетинговой среды ЗАО «Рузаевский Стекольный Завод»……………………………………………….36

3.1 Прогноз состояния основным компонентов маркетинговой среды ЗАО «Рузаевский Стекольный Завод»……………………………………………….37

3.2 Рекомендации по совершенствованию компонентов маркетинговой среды ЗАО «Рузаевский Стекольный Завод»…………………………………………39
Заключение………………………………………………………………….…....43
Список  используемых источников……………………………………………..46 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение. 

      Маркетинговая среда предприятия - это совокупность активных субъектов и сил, действующих за пределами фирмы и влияющих на возможности руководства службой маркетинга устанавливать и поддерживать с целевыми клиентами отношения успешного сотрудничества. Будучи изменчивой, налагающей ограничения и полная неопределенности, маркетинговая среда глубоко затрагивает жизнь фирмы. Происходящие в этой среде изменения нельзя назвать ни медленными, ни предсказуемыми.
Маркетинговую среду предприятия можно анализировать  по более подробным составляющим, разделив на две большие группы: внутренняя среда предприятия и внешняя среда.Любое предприятие представляет собой самоорганизующийся и саморазвивающийся объект, функции которого обеспечиваются его “внутренней средой”. Действует же предприятие во “внешней среде”. Все факторы внутренней и внешней сред могут как способствовать, так и затруднять его производственно-коммерческую деятельность. [1]
       Элементы внутренней среды относятся большей частью к числу контролируемых руководством предприятия и его сотрудниками. К ним, в числе других, относятся продукт, его внешний вид, качественные характеристики , разнообразие, технология производства, квалификация персонала, методы выхода на рынки и др.
     Неконтролируемые  факторы – это воздействующие на деятельность предприятия внешней среды, которые не могут управляться им или его службой маркетинга. В числе этих факторов – экономика, законы, правительственные распоряжения, стандарты, таможенные правила и тарифы, природные условия и т.д.
     Необходимо  учитывать, что любой, даже идеальный план деятельности может провалиться при негативном воздействии неконтролируемых факторов. Поэтому требуется постоянное слежение за внешней средой и учет ее влияния. Более того, важной частью маркетинговой деятельности должны стать процедуры, разработанные на случай возникновения непредвиденных обстоятельств. [5, c.102]
       Задача предприятия – ради  повышения эффективности своей  работы максимально изменять  в нужном направлении поддающиеся  управлению факторы и максимально  приспосабливаться к факторам, неподдающимся изменению.
      Анализ  курсовой работы будет основываться на данных деятельности предприятия  ЗАО «Рузаевский Стекольный Завод».
     Для достижения цели были поставлены следующие  задачи:
     1)раскрыть теоретические основы анализа;
    2)провести анализ внутренней и внешней маркетинговой среды ЗАО «Рузаевский Стекольный Завод»
    3)внести рекомендации по совершенствованию маркетинговой среды предприятия 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

    1.Теоретические основы понятия маркетинговой среды организации.  

      Микросреда фирмы
 
    Микросреда  – силы, имеющие непосредственное отношение к самой фирме и  её возможностям по обслуживанию клиентуры, т.е. сама фирма, её поставщики, маркетинговые  посредники, клиенты, конкуренты и контактные аудитории. 


                                      Фирма
Постав-                                                          Марке-               Клиентура                 
  щики                                                            тинговые              
                                                                     посредники    
                                 
                                  Конкуренты  


                        Контактные аудитории  фирмы 

  Рис. 1.1 Основные силы, действующие в микросреде фирмы.  

     Любая фирма состоит из функциональных подразделений, которые должны взаимодействовать  между собой, помогая фирме добиваться желаемых целей.[8, c.57]  
 
 
 


                          финансовая                            служба 
                              служба                                 НИОКР

 


              служба                            высшее                      
           маркетинга                       руковод-                       бухгалтерия
                                                        ство

 

                                                                      
                             производ-                            служба             
                                  ство                                   МТС 
 
 

Рис. 1.2 Микросреда фирмы. 

Клиентура.
      Существует 5 типов клиентурных рынков:
    Потребительский рынок – отдельные лица и домохозяйства, приобретающие товары и услуги для личного потребления.
    Рынок производителей – организации, приобретающие товары и услуги для использования их в процессе производства.
    Рынок промежуточных продавцов – организации, приобретающие товары и услуги для последующей перепродажи их с прибылью для себя.
    Рынок государственных учреждений – государственные организации, приобретающие товары и услуги либо для
    последующего их использования, либо для передачи этих товаров и услуг тем, кто в них нуждается.
    Международный рынок – покупатели за рубежами страны, включая зарубежных потребителей, производителей, промежуточных продавцов и государственные учреждения.[11, c.214]  
 
Поставщики. Проведём исследование для решения логической проблемы – выбора источника  поставки.
       Если фирма заинтересована в  краткосрочных отношениях с поставщиком, то её, вероятно, не будут волновать характер и личные качества поставщика. В таких отношениях определяющим является цена и удобство, а не качество обслуживания. Более длительные отношения обычно накладывают на обе стороны большие обязательства и требуют большего взаимного внимания. Важным моментом во всех случаях является оценка поставщика с точки зрения фирмы.[10]
          Несмотря на то, что трудно  дать определение хорошего поставщика, существует несколько его характеристик,  которые можно было бы рассматривать как желательные в отношениях покупатель - продавец. Приведённый ниже список нужно рассматривать только в качестве варианта. Хороший поставщик:
    доставляет вовремя;
    обеспечивает постоянное качество;
    назначает справедливую цену;
    стабилен;
    обеспечивает хорошее сопутствующее обслуживание;
    обеспечивает услуги по хранению на высоком уровне;
    выполняет обещания;
    обеспечивает техническое содействие;
    постоянно держит покупателя в курсе дела.
    Оценку  потенциальных поставщиков следует  производить по их личным качествам, с точки зрения техники поставки и с помощью третьих лиц, которые уже имеют информацию об интересующих фирму поставщиках.          Схема и модель оценки поставщиков:  

                                                       k
Y --  ? (ai *  pi),       (1)3
                                                      i=1
      
       где Y – интегральная оценка конкретного поставщика;
              pi количество очков, которое получает поставщик. Рассчитывается, как разница между 100 очками (это максимальное значение даётся поставщику при отсутствии претензий к нему) по данному параметру) и процентом каких-либо недоработок. (Например: процент бракованной продукции, просроченные поставки и т.д.
              ai -- значимость параметра pi, причём ? ai =1.
        Параметрами оценки поставщиков могут быть различные характеристики деятельности поставщика, как качественные (предоставление отсрочки платежа, скидок, кредита; поставка продукции в срок; выполнение договорных обязательств; соответствие качества поставленной продукции заявленному в ТУ и т.д.), так и количественные (прежде всего уровень цены за какой-либо период; количество просроченных поставок; общая величина недопоставок и т.д.). значение нормативной интегральной оценки равно 1/ 2 максимально возможной. Эта оценка поможет выявить возможные проблемы с качеством обслуживания.[2, c.148] 
 
 
 

 
                                                                                        Анализ
        Анализ                              Анализ                         внутренних                         
          рынка                           поставщиков                  потребностей
                                                                                        предприятия



                            Определение общих требований к поставщику
 

                 Определение перечня параметров  для оценки каждого     
                                                поставщика              


                        Определение значимости параметров ai
                                                        ? ai =1. 


               Расчёт интегральной оценки по каждому поставщику


           Сравнение полученных интегральных оценок с номативно-
                                              заданной оценкой

Решение о дальнейшем сотрудничестве с конкретным
 поставщиком 

  Рис. 1.3 Схема оценки и выбора поставщика. 

Посредники. Посредническая деятельность начала осуществляться одновременно с установлением товарно-денежных отношений между производителями и потребителями. В обобщённой системе маркетинга посредники являются элементами третьего уровня. Посредники – это юридические или физические лица, которые являются связующим звеном рынка между производителями и потребителями.
       Субъектами посреднической деятельности могут быть :
    частные лица, обладающие правом (лицензией) на осуществление посреднической деятельности;
    посреднические фирмы (организации), которые могут иметь собственную сбытовую сеть, которая может включать ряд дочерних компаний, филиалов, несколько дилеров и (или) субдилеров, отдельные контролируемые сбытовые фирмы;
    смешанные сети, которые включают все и часть возможных видов взаимоотношений между физическими и юридическими посредническими лицами.
    Критерии  выбора посредников могут быть сгруппированы
следующим образом:
    финансовые аспекты, к которым относятся финансовая                 устойчивость и уровень платёжеспособности всех субъектов          товародвижения, уровень рисков для производителя и            посредника;
    субъективные факторы, такие как авторитет в мире бизнеса, дееспособность, деловая активность, наличие или отсутствие собственной торговой марки и пр.;
    специфика рынка, его ёмкость и эластичность, динамика конъюнктуры, уровень и виды конкуренции на нём;
    характеристики реализуемого товара, качество и реальный уровень его конкурентоспособности;
    маркетинговая концепция, которой придерживается производитель, посредник, потребитель, существующий вид маркетинга в зависимости от спроса на товар;
    специфика и возможности различных отдельных видов посредников, т.е. их права и обязанности.[2]
 
Основные  виды посредников и их специфика:
    Брокеры или  простые посредники представляют собой торговых лиц, специализированные фирмы или организации, которые подыскивают взаимозаинтересованных продавцов и покупателей, сводят их, но сами не принимают непосредственного участия в сделках ни своим именем, ни собственным капиталом. Они могут осуществлять свою деятельность при покупке-продаже различных товаров и услуг, ценных бумаг, валют и других ценностей на фондовых и товарных биржах, валютных, страховых и фрахтовых рынках.       Брокеры наделены специальными полномочиями на      заключение сделок и обязаны действовать в пределах этих полномочий. В частности, они выполняют распоряжения своих клиентов по поводу количества, качества и цены товаров, приобретаемых и реализуемых в каждом конкретном случае. Иногда брокеры проводят анализ рыночной конъюнктуры спроса на товар, осуществляют рекламу и создают благоприятное мнение в деловых кругах об экспортёрах, производителях. Они действуют по поручению и за счет клиентов. Вознаграждение, получаемое брокерами, имеет форму комиссионного вознаграждения и именуется брокериджем, или куртажем, или провизионном. Размер этого вознаграждения при выполнении товарных операций колеблется обычно в пределах от 0,25 до 2-3% от стоимости сделки.
    Агенты - импортёры (поверенные). Эти посредники привлекаются продавцами или покупателями (доверители) к осуществлению сделок от имени и за счёт покупателей. Они заключают договоры, где оговариваются их полномочия в части технических и коммерческих условий сделок. Именно доверители выполняют подписанные агентами-импортёрами контракты, возмещают понесённые ими расходы и выплачивают причитающееся вознаграждение. Оно зависит от компетенции и оперативности посредников и имеет форму комиссионного вознаграждения. Поверенными могут быть физические лица, имеющие соответствующие лицензии, подтверждающие их квалификацию и право заниматься посреднической деятельностью; фирмы и организации, к которым относятся только поверенные, и (или) фирмы и организации, которые имеют в своём штате все виды посредников и таким образом круг предоставляемых ими услуг очень разнообразен.
    Комиссионеры подыскивают партнёров и подписывают с ними контракты от своего имени, но  всегда за счёт продавца или покупателя (комитентов), которые несут коммерческие риски. Важной частью таких договоров является изложение полномочий комиссионеров по коммерческим и техническим условиям предстоящих сделок. Комиссионеры отвечают за товар до его перехода к покупателю, поэтому они часто прибегают к страховке. Они несут материальную ответственность за убытки, вызванные превышением полномочий комитентов. Комиссионеры не отвечают за выполнением третьими сторонами обязательств по платежам. Они часто выполняют услуги по изучению рынка, рекламе, техническому обслуживанию, защите коммерческих интересов и др.
    Дилеры –это отдельные лица или фирмы. Они могут осуществлять сделки между собой, с брокерами, а также непосредственно с клиентами. Они  действуют от своего имени и за свой счёт. Доход (убытки) дилеров исчисляется как ценовая разница между курсами продавца и покупателя, а также за счёт динамики изменения курсов валют и ценных бумаг.
    Торговые агенты – фирмы, лица и организации, которые на основании договоров с продавцами и покупателями получают право содействовать заключению сделок на сравнительно длительный период. Агенты не покупают и не продают продукцию, а действуют только в качестве официальных представителей. Торговые агенты получают трудовое вознаграждение, которое зависит от их активности на рынке, от полученной прибыли на вложенный капитал. Размер трудового вознаграждения определяется как процент к суммам совершаемых с их участием сделок либо как разница между ценами реализации сделки и ценами приобретения. Обычно оно составляет 10 %.
    Консигнаторы. Последовательность осуществления сбыта с помощью консигнаторов такова: экспортёр (консигнант) поставляет товары на склад посредника (консигнатора) для реализации на рынке в течении определённого срока. Консигнатор осуществляет платежи консигнанту по мере реализации товара со склада. Непроданные к установленному сроку товары консигнатор имеет право вернуть консигнанту. Обычно таким образом реализуют товары массового спроса.[16]
Конкуренты  – это физические или юридические лица (соперники), которые производят товары-аналоги, товары-заменители или осуществляют свою деятельность на том же самом рынке, что и другие производители. Слово “конкуренты” происходит от латинского “concure”, что означает “бежать к цели”. Основной элемент создания конкурентоспособного товара – это система ФОССТИС , что означает процесс формирования спроса и стимулирования сбыта. Механизм предложения и спроса стимулирует реализацию оптимальных связей между желаниями отдельных клиентов и возможностями производителя, а через них – с поставщиками конкретных ресурсов необходимого количества и качества.
      Именно наличие конкуренции вызывает  расширение круга предоставляемых товаров и услуг, регулирование цены на них до приемлемого уровня. Кроме того, конкуренция обеспечивает обстановку, благоприятную для развития и совершенствования производителей. Неслучайно во всех странах с развитой рыночной экономикой  существует законодательство о развитии и поддержании конкуренции. Антимонопольное регулирование опирается на административную и судебную практику, предусматривающую возможность ответственности, вплоть до уголовной. Все антимонопольные законы направлены на то, чтобы запретить производителям использовать свое доминирующее положение на рынке для устранения конкурентов и установления монополизма путем торговой политики или поглощения.    Обычно выделяют 4 возможных типа рынка. В зависимости от
конкурентной  структуры фирмы выбирают маркетинговую  стратегию.[15, c.320]
                            Параметры Совершенная конкуренция Монополистическая конкуренция Олигополия Монополия
1 2 3 4 5
1. Количество фирм, производящих продукт Много независимых фирм, нет контроля по рынкам Много фирм, производящих сходные товары и услуги Несколько крупных фирм, производящих товары и услуги Один продукт, одна фирма
2. Контроль  над ценами Нет. Цены определяются рынком Влияние ограничено возможностью замены Существует  влияние “ценового лидера” Практически полный контроль
3. Товарная  дифференциация Нет. Продукты не различимы по свойствам и качеству Товары и  услуги дифференцированы для сегментов рынка Существенны для отдельных продуктов. Мала – для стандартизированных Нет
4. Лёгкость  входа Относительно  лёгкий вход и выход Относительно лёгкий вход и выход Трудный. Часто требует больших инвестиций Очень трудный
Таблица 1.1 - Характеристики типов рынков
Предприятия, планирующие вход на  новый для  себя рынок, сталкиваются с необходимостью преодолеть барьеры, обусловленные  объективными особенностями рынка, государственным  вмешательством, действиями конкурентов.[7, c.156]
     Барьеры бывают:
    Непреодолимые: фирма не в состоянии войти на рынок в течении 3-х лет (при использовании собственных и при условии доступности необходимых заемных средств); трехлетний период обусловлен максимальным сроком предоставления коммерческого кредита.
    Преодолимые:
    значительные: вход на рынок возможен при условии ввода дополнительных мощностей с привлечением заемных средств;
    незначительные: расходы на вхождение в рынок полностью покрываются за счет собственных средств без привлечения дополнительных источников финансирования;
    барьеры отсутствуют: вхождение на рынок не требует дополнительных затрат по сравнению с издержками, которые несут уже действующие конкуренты.
    Среди объективных рыночных факторов, которые в наибольшей
степени определяют наличие и высоту входных  барьеров в отрасль необходимо оценить:
    степень концентрации рынка;
    Состояние спроса и предложения (насыщение рынка);
    Зрелость товара (рынка);
    Открытость рынка (влияние нормативно-правовых и административных барьеров).
    Также важно определить исторические тенденции  развития
рынка, что дополняет процесс диагностики  с помощью проведения исторических аналогий.[6, c.112]
        Исследование позиций конкурентов  охватывает широкий спектр вопросов и требует привлечения значительного объема информации. Она может быть получена из различных источников: общеэкономических, отраслевых, рекламных проспектов, буклетов, каталогов. Всестороннее и постоянное изучение конкурентов приносит заметные результаты.
       Если ваш товар наряду с  товарами других фирм удовлетворяет  конкретную потребность, то говорят о функциональной конкуренции, а подобные товары называются товарно-родовыми конкурентами.
       Видовая конкуренция возникает между различными разновидностями товара, в принципе удовлетворяющего одну и ту же потребность. При этом имеется по крайней мере один параметр, по которому они различаются.
      Предметная конкуренция ведется  по различным маркам одного и того же товара, выпускаемого разными фирмами.
       Изучение конкурентной среды  требует систематического наблюдения  за главными конкурентами, не  упуская из виду потенциальных  конкурентов. Полученную информацию  целесообразно накапливать в  специальных банках данных. Анализ  информации, ее интерпретация позволяют специалистам вывести обоснованные оценки по каждому фактору конкуренции и охарактеризовать общее положение фирмы на рынке по отношению к основным конкурентам.[11, c.59]
Контактные  аудитории – это любые индивиды или социальные
группы, которые проявляют реальный или  потенциальный интерес к производителю или оказывают влияние на его деловую активность, эффективность и способность достигать поставленные цели.
     Контактные аудитории бывают  трёх типов:
    Благотворные, или благожелательные, т.е. такие, которые активно помогают производителю; ими могут быть акционеры, клиенты, некоторые из контрагентов, посредников и проч.;
    Искомые, благодаря которым производитель существует и получает прибыль. Ими могут быть потребители, клиенты.
    Нежелательные, т.е. такие, которые своей деятельностью мешают производителю. Это – конкуренты, группы потребительского бойкота и др.
    Кроме того, существует несколько  видов контактных аудиторий:
    Финансовые органы, к которым относятся банки, инвестиционные компании, брокерские фирмы или фондовые биржи, акционеры. Это те контактные аудитории, успешная деятельность которых зависит от конкурентоспособности, кредитоспособности, деловой активности самих производителей.
    Средства массовой и локальной информации, отношение которых зависит от множества внешних и внутренних факторов, определяющих взаимосвязи между производителями и этими контактными аудиториями. Не на последнем месте стоят эти органы при определении авторитета, рейтинга и имиджа производителей в глазах потребителей.
    Государственные учреждения, представленные финансовыми и налоговыми органами, статистическими организациями, муниципалитетом и проч.
    Гражданские ( социальные) группы – защитники окружающей среды, национальные группы со своими специфическими требованиями, религиозные общины.
    Местные контактные аудитории, которые включают в себя жителей близлежащих районов.  
    Широкая публика – это все случайные потребители -клиенты, которые в силу конкретных обстоятельств пользуются услугами случайно выбранных учреждений.
    Внутренние контактные аудитории, которые представлены работниками и служащими данной фирмы, членами их семей, членами Совета директоров, акционерами.[16]
 
      Макросреда  фирмы.
 
      Любая фирма функционирует в определенных социально-политических условиях и испытывает воздействие экономико-правовой базы, научно-технических факторов и специфической культурно-этической среды. Это необходимо учитывать в маркетинговой стратегии фирмы.
       Макросреда – силы более широкого  социального плана, оказывающие влияние на микросреду, такие, как факторы демографического, экономического, природного, научно-технического, политического и культурного характера.
         Изучение доминирующих факторов  внешней среды при производстве  товаров народного потребления  целесообразно начинать с населения – потенциальных потребителей продукции фирмы, учитывая географию деятельности фирмы. Информационной базой здесь могут быть данные государственной статистики, почтового ведомства, переписей, панельных опросов, специальных выборочных обследований.
     Важным вопросом является состояние  экономико-правовой базы страны (региона). Взаимосвязанный комплекс  экономико-правовых факторов представляет собой внешнюю среду функционирования фирмы. Руководству фирмы необходимо знать, какие экономические условия деятельности имеются в той или иной стране, чтобы выработать правильную маркетинговую стратегию. В этом плане представляет интерес объем производства страны-импортера, темпы роста отрасли, динамика рынка, его насыщенность, уровень инфляции и безработицы, процентные ставки за кредит, инвестиционная и налоговая политика, политика в области заработной платы и цен.[29]
    Как правило, экономическая деятельность  фирмы формируется в рамках  существующего законодательства. Необходимо  не только знать законы, но и точно их исполнять, уметь предвидеть изменения той или иной ситуации.
   В последнее время серьезное  внимание обращается на среду  обитания человека. Экология производства и потребления может потребовать существенной переориентации деятельности фирмы, увеличения ее расходов, в том числе, на научные исследования. Ухудшение экологической обстановки заставит многие Правительства ужесточить  законы об охране окружающей среды.
   Научно-технические достижения серьезно  меняют среду функционирования фирмы. Появляются новые технологии, новые товары, более дешевые виды сырья, что, безусловно, усиливает конкуренцию. Фирмы, систематически отслеживающие тенденции НТП, несомненно оказываются в выигрыше.
    Культурная среда также оказывает  влияние на условия функционирования фирмы. Приверженность национальным традициям и обычаям, моральным и культурным ценностям, культивируемая в том или ином обществе, может оказаться решающим фактором в выборе маркетинговой стратегии фирмы.
     Изучение окружающих условий позволяет выявить как имеющиеся возможности, так и трудности для предпринимателя.[34, c.89] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2. Исследование маркетинговой  среды ЗАО «Рузаевский Стекольный Завод» 

     2.1 Структура внутренней маркетинговой среды ЗАО «Рузаевский Стекольный Завод» 

     Объектом  исследования курсовой работы является ЗАО «Рузаевский Стекольный Завод».
      Предприятие ЗАО «Рузаевский Стекольный Завод» - это промышленное предприятие. Было основано в 2007 г. в г. Рузаевка. Деятельность начиналась с производства стекла для рам и строительства. Численность персонала составляла 1880 человек.[21]
  Предприятие развивалось под воздействием внешних  факторов окружающей среды: расширило свои площади, ассортимент выпускаемой продукции, увеличило численность персонала, наладило связи с поставщиками сырья, материалов, а также косвенные каналы сбыта.
      Теперь  продукция пользуется наибольшим спросом  и заключаются договора на поставки с новыми и постоянными клиентами - этому поспособствовала организация на предприятии маркетингового отдела, занимающегося исследованиями и анализом маркетинговой среды предприятия.
  Производственная  среда ЗАО «Рузаевский Стекольный Завод» представляет собой совокупность элементов: производственной структуры, технологии производства, продукции, производственных кадров, сырья, материалов, технологического оборудования, методов организации производства.
      Предприятие развивает два направления - производство стекла для строительства и производство декоративного стекла для отделки  фасадов помещений.
      На  предприятии работает 2146 человек (по данным 2009 года), в том числе около 1950 - производственный персонал.[23]
      Для того чтобы выжить, надо делать ставку на качество. Предприятие приступило к серийному выпуску сверхэффективного  стекла с повышенными теплоизолирующими  и звуконепроницаемыми свойствами, что позволяет их использование в разных строительных сооружениях. Вес стекла размером 50см х 120 см - чуть больше 0,5 кг (обычное весит 1 - 1,5 кг). Аналогов подобной продукции в России пока нет.
      Секрет  успеха состоит в том, что ЗАО «Рузаевский Стекольный Завод» сохранило научный отдел. В экспериментальной лаборатории предприятия разрабатываются передовые технологии, которые удешевляют и ускоряют процесс изготовления.
      Главный козырь предприятия - качество выпускаемой  продукции, поиск ее новых форм, своевременность поставок всех видов стекла на условиях, выгодных потребителю.
      Постоянный  контроль сырья, процесса изготовления, регулярные испытания готового стекла гарантируют его высокое качество, что подтверждается сертификатами.
      Опыт показывает, что в строительстве используется плохо исследованное местное сырье.[26]
      В процессе исследований установлено, что  существующие технологии устарели. Они  не учитывают важнейших особенностей песочного сырья и материалов из него, связанных зачастую с высоким содержанием радионуклидов и созданием радиационного риска для работников предприятий и населения. В связи с этим все сырье, поступающее на предприятие, проходит радиационный контроль.
     Управленческую  среду предприятия ЗАО «Рузаевский  Стекольный Завод» образуют: организационная структура управления, функции управления, управленческие кадры, информация и информационные потоки, процессы управления и управленческие решения, методы приема управления, технические средства управления.
      Предприятие ЗАО «Рузаевский Стекольный Завод» имеет только один филиал - торгово-коммерческий магазин без прав юридического лица.
  ЗАО «Рузаевский Стекольный Завод» применяет  пирамидально-иерархическую структуру  управления организацией, она охватывает различные области деятельности предприятия: производство, закупку, сбыт, маркетинг, финансы, НИОКР, работу с персоналом и т.д.[25]
      Основной  предпосылкой эффективной работы организации  являются умелые, продуманные действия ее руководителей, поиск нестандартных  решений в управлении производством и персоналом.
      Текучесть кадров в 2009 году составила: принятых работников всего 282 человек, из них 165 рабочие, уволенных 145 человека, из них 132 - рабочие. Коэффициент текучести составил 11,5%.
      Текучесть кадров в 2008 году составила: принятых работников всего 342 человек, из них 281 рабочие, уволенных 289 человека, из них 248 - рабочие. Коэффициент текучести составил 21% (общая численность персонала на 2008 год – 2095человек).
      Текучесть кадров в 2007 году составила: принятых работников всего 1880 человек, уволенных 121 человек. Высокое количество принятых работников непосредственно связано с датой открытия завода. Открытие состоялось в январе 2007 года, в это же время соответственно и был проведен найм работников.

Рисунок 2.1 – Динамика  численности персонала ЗАО «Рузаевский Стекольный завод»
      Получение информации происходит через организацию  информационных потоков и образование системы маркетинговой информации внутри предприятия.
      Внутренняя  отчетность ЗАО «Рузаевский Стекольный Завод» отражает показатели текущего сбыта, суммы издержек, объемы материальных запасов, движение денежной наличности, данные о дебиторской и кредиторской задолженности. Применение компьютеризации позволило предприятию создать великолепные системы внутренней отчетности, способные обеспечить информационное обслуживание своего предприятия. Управляющие службой сбыта начинают рабочий день с представления телексного отчета о заказах и отгрузках предыдущего дня по своим территориям. В этом отчете даются также соотношение реальных и плановых показателей в процентах и соответствующие процентные показатели предыдущего года.
      На  предприятии есть несколько видов  материальных потоков: входные (от поставщика к потребителю, т.е. к ЗАО «Рузаевский  Стекольный Завод»), выходные (ЗАО «Рузаевский Стекольный Завод» к потребителям) и внутренние (движение материального потока через транспортные, производственные и складские звенья внутри предприятия).
      Структура совокупного информационного потока на предприятии составляет:
      1) основная часть обращающейся информации (более 50%) - информация от поставщиков - партнеров (товарно-сопроводительная документация);
      2) 30% составляет выходной информационный  поток от потребителей (заказы, претензии,  подтверждения получения поставок  и др.);
      внутризаводская информация.
      В информационной системе ЗАО «Рузаевский  Стекольный Завод» существует автоматизированная обработка информации. Техническое обеспечение включает электронно-вычислительную технику и средства связи ее между собой, а также телефон, факс, ксерокс.
      Движение  материальных потоков сопровождается его документальным оформлением.

1.3. Экономические результаты деятельности  ЗАО «Рузаевский Стекольный Завод»

      Экономические результаты деятельности ЗАО «Рузаевский  Стекольный Завод» включают в себя такие показатели как: объемы производства продукции, доходы от продаж товаров, прибыль, рентабельность.
  Объем производства за период с 2007 - 2009 гг. вырос  на 35,4% (в сопоставимых ценах к предыдущему году), это свидетельствует о повышении уровня рентабельности производителя его устойчивости по отношению к изменяющимся условиям среды. 

  Динамика  доходов предприятия также положительна.
  
  Рисунок 2.2 Динамика доходов от реализации продукции  ЗАУ «Рузаевский Стекольный Завод»
  За 2008 г. произведено продукции по сравнению с 2007 г. на 113,7%.
      За 2009 г. произведено продукции по сравнению  с 2008 г. на 124,2%.
      Объем по товарам производственного назначения с 2007 по 2009 гг. увеличился на 30% в связи  с увеличением спроса на продукцию у населения.
      Остатки на складе готовой продукции на 2009г. составили 6,530 тыс. руб., продукция поставлялась в города и области в пределах республики Мордовия.[25,26]
      Площадь ЗАО «Рузаевский Стекольный Завод» составляет 93 га, площадь застройки - 3200 кв. м., площадь под открытыми складами - 5058 кв. м., общая развернутая площадь всех крытых зданий - 38000 кв. м.
      Производственная  структура выражается в количестве и планировке участков и рабочих  мест внутри цехов, она отражает разделение труда между цехами и их связь  в процессе производства.
      ЗАО «Рузаевский Стекольный Завод» имеет смешанную структуру производства с дискретным процессом производства. По времени работы в течение года оно характеризуется, как предприятие круглогодичного действия. По степени специализации - специализированное.
      На  предприятии имеется два типа производства: серийное и единичное.
      Основные  фонды составляют 2845млн. руб., в том  числе:
      промышленно - производственные составляют 2138 руб.,
      из  них: зданий и сооружений - 894 млн. руб.;
      машин и оборудования 1244 млн. руб.
С 2007 по 2009 года заметно некоторое увеличение стоимости основных фондов, что говорит о расширении предприятия и об его успешной деятельности.
      
      Рисунок 2.3 – Динамика изменения общей  стоимости основных фондов
      Капитальные вложения и незавершенное производство включают:
      1) объем капитальных вложений, всего  - 875 тыс. руб., в т.ч. строительно-монтажных работ - 150 тыс. руб.;
      2) ввод в действие основных промышленно-производственных  фондов 641 тыс. руб.;
      3) ввод в действие производственных  мощностей - 641 тыс. руб.
      Имеющееся на заводе оборудование полностью отвечает основным мировым стандартам и не требует капитального обновления.[22,23]
      Таким образом, анализируя внутреннюю маркетинговую  среду предприятия ЗАО «Рузаевский Стекольный Завод» можно сделать следующие выводы. Благодаря тому, что завод был открыт относительно недавно, в 2007 году, его управленческая и производственная среда соответствуют основным международным стандартам, и еще не успели устареть, не требуют обновления или реорганизации. Динамика экономических результатов и показателей завода также свидетельствует о высоком уровне развития управления и производства. На заводе в данное время установлено дорогостоящее импортное оборудование, что делает процесс производства продукции быстрым и снижает его издержки. Соответственно ЗАО «Рузаевский Стекольный Завод» предоставляет крупным заказчикам готовую продукцию высокого качества и в обговоренный договором срок. Этот факт способствует улучшению имиджа завода в глазах потребителей, что очень важно для молодого предприятия. В результате можно сделать вывод, что Рузаевский стекольный завод — высокотехнологичное предприятие, актуальность которого на современном рынке формируется посредством внедрения инноваций в важнейшие направления производства.

2.2 Структура внешней маркетинговой среды ЗАО «Рузаевский Стекольный Завод»

 
      Микросреда  ЗАО «Рузаевский Стекольный Завод» представлена силами, имеющими непосредственное отношение к самому предприятию и ее возможностям по обслуживанию клиентуры, т.е. поставщиками, маркетинговыми посредниками, клиентами, конкурентами и контактными аудиториями.
      Управляющие по маркетингу не могут замыкаться только на нуждах целевого рынка. Они  должны принимать в расчет все  факторы микросреды.
      Поставщики - это деловые фирмы и отдельные  лица, обеспечивающие предприятие ЗАО  «Рузаевский Стекольный Завод» и  ее конкурентов материальными ресурсами, необходимыми для производства стекольной продукции. Чтобы выпускать стекольную продукцию, предприятие ЗАО «Рузаевский Стекольный Завод» закупает песок, химические элементы и прочие материалы и сырье. Кроме того, оно должно закупать рабочую силу, оборудование, топливо, электроэнергию, компьютеры и прочие вещи, которые нужны для продолжения его функционирования.[29]
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.