На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Лютеранская церковь в Украине

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 13.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 6. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


        МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ  УКРАИНЫ
        ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИНФОРМАТИКИ И ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА
                            Кафедра философии и религиоведения
                          Факультет философии и религиоведения 
 
 
 
 
 
 

                          ЛЮТЕРАНСКАЯ ЦЕРКОВЬ В УКРАИНЕ
                                                    реферат 
 
 
 
 

                                                                                                        Выполнила:
                                                                                                        ст.гр.ФиР 08
                                                                                                        Кузнецова А.В.
                                                                                                        Проверила:
                                                                                                        Хримли П.Е. 
 

                                            Донецк  2010
Содержание:
1.Вступление
2.Что собой представляет  «Лютеранство»
3.Богослужение лютеран
4.Распространение лютеранства
5.Лютеранство на Украине
6.Вывод
Список литературы 

                        
                                          Вступление
   Лютеране, протестантская конфессия, руководствующаяся  вероучительными и организационными принципами, провозглашенными Мартином Лютером в 16 в. 
   Лютеранство – старейшая и крупнейшая ветвь протестантизма. Протестантизм -религиозное движение, включающее все те западные вероисповедания, которые не выходят за рамки христианской традиции, но отличаются от римско-католической традиции.

   Основными вероучительными документами лютеранства являются " Аугсбургское вероисповедание " и " Апология " , написанные Лютером и другим проповедником протестантизма - Меланхтоном. Центральный момент лютеранского вероучения составляет учение об оправдании верой. Отношения церкви к миру характеризует учение Лютера о двух царствах. Лютер четко разграничивал две сферы : религиозную и общественную жизнь.
  Главный упор в проповеднической деятельности сейчас на истолковании вопросов общественной жизни и особенно на морально - этические проблемы. Лютеранские церкви принимают участие в экуменическом движении. Лютеранство распространенно в Эстонии, Латвии, Казахстане, Киргизии и др.  
 

Что собой представляет «Лютеранство»
  Лютеранство — одно из главных христианских вероисповеданий, основанное Лютером. В течение своего почти четырехсотлетнего существования Лютеранство видоизменялось в своем учении, культе и устройстве, выделило из себя много отдельных партий и сект. Когда в 1817 г. праздновался трехсотлетний юбилей Лютера, многие лютеранские богословы (Гарлес, Сарторий и др.) утверждали, что празднующие юбилей потомки не имеют ничего общего с своими предками. В начале XIX в., почти одновременно с протестантской унией (см. Евангелическая церковь), возникло направление, известное под именем старолютеранского (Altlutheraner), которое стремилось восстановить доктрину Лютера и его продолжателей в ее подлинном виде. Весьма близко к нему подходят "новые лютеране (Neu-Lutheraner), последователи Шталя. В дальнейшем изложении будет идти речь собственно об этом, как часто его называют, ортодоксальном Лютеранство, т. е. оставшемся верным символическим книгам, составленным Лютером и его ближайшими продолжателями. Эти символические книги суть: 1) Аугсбургское исповедание (см.), составленное Меланхтоном. 2) Апология аугсбургского вероисповедания, составленная Меланхтоном в ответ на возражения католиков; значение символической книги она получила в 1537 г. 3) Шмалькальденские артикулы, составленные Лютером в качестве руководства для прений с католиками на предполагавшемся вселенском соборе и одобренные лютеран. сеймом, бывшим в Шмалькальдене. 4) Катехизисы Лютера, большой (для учителей и пасторов), составленный в 1528 г., и малый (для народа), 1529 г. Оба содержат в себе объяснение Символа веры, молитвы Господней и десятословия. 5) Формула согласия, составленная в 1580 г. в видах примирения образовавшихся в то время в Лютеранство партий и в качестве руководства для борьбы с кальвинистами, анабаптистами, антитринитариями и др. Кроме того, согласно с католиками, Лютеранство признает вполне авторитет символов: так наз. апостольского, никео-константинопольского (с fi l ioque) и так наз. Афанасиева. В разное время в самом Лютеранство значение его символических книг было неодинаковое. Исходным пунктом всей системы Лютера служит его учение о Св. Писании как единственном законном и вполне достаточном источнике вероучения, причем толковать его каждый христианин может по своему личному разумению, без всякого внешнего критерия, лишь призвав на помощь, через молитву, содействие Св. Духа. Этот так наз. "формальный принцип" Лютеранство, возникший, как и многие другие пункты учения Лютера, в противовес католичеству, признававшему право толкования Св. Писания за одной лишь иерархией, привел к тому, что даже между строго-ортодоксальными лютеранами значение символич. книг было поколеблено. После возникновения протестант. унии партии старо-лютеранской удалось, однако, отстоять символич. книги как руководящее начало; некоторыми богословами они были даже возведены на степень книг "Боговдохновенных" соответственно мнению Лютера о том, что учение, изложенное в его катехизисах и других им составленных книгах, " не его личное учение, а — Самого Бога". По теории новолютеран, получившей название теории субъективного воспроизведения, символические книги следует принимать не как внешний обязательный авторитет, а в силу свободного убеждения в истинности содержащегося в них учения. Если многие строгие лютеране настаивают на неприкосновенности и неизменяемости символических книг, по крайней мере до того момента, когда необходимость их пересмотра сознает вся церковь (а не отдельные только лица), то, с другой стороны, между приверженцами прогресса в религии, каких немало и между чистыми лютеранами, распространяется учение о достаточности Св. Писания как единственного символического изложения веры, и о ненадобности каких бы то ни было катехизисов и символов. С этой точки зрения, "спасение обусловливается не количеством истин, составляющих предмет веры, а силой субъективного чувства веры в И. Христа как Бога и Спасителя. Разномыслие лютеранских партий по вопросу о значении символических книг доселе не устранено какой-либо общеобязательной формулой, хотя посвящаемый в пасторы дает клятвенное обещание "учить по символическим книгам и против содержащегося в них учения ни открыто, ни тайно ничего не предпринимать"..
        
 


                                    Богослужение лютеран
    Христианское общество, по Лютеру, состоит не в общении внешних знаков, а во внутреннем общении благ Св. Духа. Тем не менее, Лютер допустил существование храмов и установил совершение в них богослужений и внешних обрядов не потому, чтобы они требовались сущностью христианства, "а ради простого необразованного народа", которому непонятны возвышенные идеи христианского богословия и для которого "внешний культ необходим как воспитательное средство". В устройстве богослужения Лютер допускал некоторую свободу для отдельных общин и лиц, вследствие чего оно не везде и не всегда имело и имеет у лютеран один и тот же вид. Впоследствии Лютер установил особый класс совершителей богослужения и проповедников, составил чин их избрания и посвящения, определил время общественного богослужения, издал формулы "литургии" и разных обрядов, составил первую книгу богослужебных песнопений (G e sangbuch). С течением времени состав гезангбуха видоизменялся по местностям, содержа в себе иногда до 1000 песнопений. Гезангбух для евангелическо-лютеранских церквей в России (изд. 1857 и след. годов) содержит в себе 609 песнопений (см. Ваккернагель, "Da s deutsche Kirchenlied von Luther", 1841; Кох, "Geschichte d. Kirchenliedes", 1847). В современной лютеранской церкви богослужение обыкновенно совершается в храме, имеющем упрощенный вид храма католического: впереди "алтарь", возвышенный на несколько ступеней и огражденный решеткой; посередине его — стол, на котором Распятие, Евангелие, сосуды для св. Даров; на стене, за столом, большей частью изображение какого-либо евангельского события. Сбоку помещается проповедническая кафедра. Все остальное пространство храма, а равно хоры по обеим стенам заняты скамьями для молящихся. Сзади, над входными дверьми вверху, помещаются орган и хор. Пастор совершает богослужение в том же костюме, который составляет его обычную одежду вне храма. Лишь в некоторых странах, например при совершении евхаристии и ординации, пасторы облачаются в белую льняную одежду, отчасти похожую на католическую. Литургия у лютеран состоит из общего покаяния присутствующих, чтения Св. Писания и Символа Веры, проповеди и причащения (последняя часть — не постоянная). Если есть желающие причащаться, то пастор перед причащением читает общее исповедание грехов, которое про себя повторяют за ним присутствующие; затем пастор читает разрешительные молитвы и возвещает причащающимся благодать Божию и прощение грехов. Кроме этой общей исповеди, Лютером была допущена исповедь частная, для отдельных лиц, как средство для испытания в вере; позже она вышла из церковной практики лютеран, но в новейшее время опять слышались голоса о необходимости ее восстановления. Дети должны быть крещены пастором не позже шести недель после рождения, в церкви, во время богослужения. Восприемниками не могут быть лица, не принадлежащие ни к одному их христианских исповеданий или не достигшие 15 лет. В случае необходимости крещение может совершить и каждый конфирмованный, мужчина или женщина. По Лютеру, оно может быть совершаемо только через погружение, по Меланхтону — и через обливание (ныне — обыкновенно через обливание), непременно с произнесением слов: "во имя Отца и Сына и Св. Духа ". Конфирмация есть подтверждение лицами, приходящими в возраст (12-18 лет), обетов, данных за них при их крещении восприемниками; она совершается обыкновенно сразу для многих, два или три раза в год. За несколько недель до нее пастор испытывает конфирмуемых в знании лютеранского учения и, если нужно, восполняет недостатки такого знания своими наставлениями (см. Конфирмация). В некоторых "агендах" помещаются чинопоследования благословения родильниц, посещения больных и принятия новых членов. Брак у лютеран, будучи сам по себе гражданским договором, освящается благословением, совершаемым по особому чину, в присутствии не менее двух свидетелей, во все дни, за исключением Страстной недели, Рождества Христова, Пасхи и Пятидесятницы и дней, предшествующих этим праздникам. Погребению умерших предшествует отпевание в церкви — пение особых песней, проповедь и снова пение, сопровождаемое печальными мелодиями органа. На могиле снова поется несколько погребальных стихов, говорится пастором краткая речь и читаются молитвы. Кроме этих служб и праздничных вечерен, в каждой лютеранской общине бывает особый день покаяния (Busstag), один в году, обыкновенно между Пасхой и Пятидесятницей. Иногда назначаются экстренные молитвенные дни ввиду каких-либо особенных обстоятельств страны или местности, прискорбных или радостных. Ординация, или посвящение в пасторы, заключается в чтении суперинтендентом посвятительных молитв и возложении рук на посвящаемого. См. прот. Е. И. Мегорский, "Лютеранское Богослужение" (в "Правосл. Обозрении" за 1866 г.); прот. Т. Ф. Серединский, "Богослужение у лютеран" (в "Рижских епарх. ведом." за 1887 г. и отд.). Устройство церковного управления. Церковь как организм состоит у лютеран из трех классов. Высшей гражданской власти (magistratus) принадлежит внешний авторитет и сила, учителям (ministerium) — влияние на развитие церковно-гражданских постановлений государственной власти и занятие церковноуправительных должностей, обществу (populus) — право согласия или несогласия с распоряжениями должностных лиц. Представителю высшей государственной власти (Summus episcopus) принадлежит право учреждения внешней церковной организации и назначения высших должностных лиц церковного управления: суперинтендентов (наиболее заслуженным из суперинтендентов иногда даруется почетный титул епископа, без каких-либо, впрочем, особых прав по должности), пробстов, консисторий провинциальных и генеральной, состоящих наполовину из духовных, наполовину из светских лиц. С течением времени высшей государственной власти усвоено было право высшего надзора за чистотой лютеранского учения, а также право издания новых церковных законов. Сам Лютер сначала предоставил эти функции народу (общинам), но, убедившись в неумении народа пользоваться ими, передал их светской власти, оставив за общинами лишь выбор приходских пасторов. С течением времени положение церкви сделалось слишком зависимым от государственной власти; консистории утратили всякое отличие от светских присутственных мест. Такой порядок вещей Деллингер справедливо называет цезаропапизмом. В начале нынешнего столетия, при возникновении "протестантской унии" и, позже, "протестантского союза", а особенно в 1856-1875 гг., удалось восстановить в евангелической церкви (см.) старый принцип, практиковавшийся дотоле лишь у реформатов (см.), по которому при решении вопросов веры и церков. управления государственная власть обязана не только сообразоваться с мнениями духовенства, но и призывать к участию приходские общины. В современном ортодоксальном лютеранстве, насколько оно осталось вне движения, сохраняется и до сих пор прежний строй церковной жизни. Участие мирян в церковных делах выражается, кроме выбора приходских пасторов, в контроле над общественным богослужением, в котором духовенство своей властью не может делать никаких перемен, как не может без согласия общины и на кого-либо наложить отлучение. Дисциплинарные церковные меры, по правилам лютер. церкви, не должны выходить из сферы церковно-общественных отношений, отнюдь не касаясь отношений гражданских и не заключая в себе ничего оскорбительного для чести; при приведении их в исполнение не должно иметь места насилие.
 


                             Распространение лютеранства 

       При жизни самого Лютера Лютеранство распространилось прежде всего в пределах Саксонии. В курфюршестве Саксонии оно было объявлено господствующим в 1525 г. В герцогстве Саксонии оно сначала преследовалось, но и здесь еще до половины XVI в. оно сделалось господствующей религией. Гессен принял Лютеранство на гомбургском синоде 1527 г., но с 1529 г. ландграф Филипп стал склоняться к цвинглианству, что имело последствием переход большей части гессенцев в реформатское вероисповедание. В 1527 г. произошла перемена вероисповедания в Брауншвейг-Люнебурге при герцоге Эрнсте, ревностном стороннике Лютера; одновременно Лютеранство распространилось на большую часть Мекленбурга, Остфрисландии и Силезии (немецкой). В 1525 г. гохмейстер тевтонского ордена Альбрехт Бранденбургский, возведенный королем польским в звание герцога Пруссии, отказался от католичества и поделил владения ордена с главными своими помощниками. Он поддерживал Лютеранство и в Ливонии, куда оно перешло из Пруссии. Когда в 1561 г. Ливония перестала существовать как одно целое, в шведской ее части католичество было окончательно подавлено, а в польской гарантирована была стране вероисповедная свобода; Кеттлер, сделавшись герцогом курляндским, дал окончательное торжество Лютеранство и в южной части прежней Ливонии. Аугсбургское вероисповедание в неизмененном его виде приняли (в 1530 г.) курфюршество саксонское, Бранденбург-Ансбах, Люнебург, Ангальт, города Нюрнберг и Рейтлинген. В 1557 г., по, вероятно преувеличенному, исчислению венецианца Бадеро, 7/10 всех немцев принадлежали к Лютеранство; в годы католической реакции это число сильно сократилось в силу принципа: cujus regio, ejus religio, a также вследствие распространения кальвинизма (см.). Вне Германии Лютеранство прочно утвердилось лишь в Дании и Швеции. Когда герцог Фридрих Шлезвиг-Голштинский, исповедовавший Лютеранство, был избран на престол Дании, он настоял на провозглашении веротерпимости. Вступивший при помощи шведов на престол Христиан III (1534-59) завершил введение Лютеранство В Швеции Густав Ваза в 1527 г. настоял на дозволении Лютеранство и секуляризации церковных имений; к концу его царствования (1560) Лютеранство охватило уже всю нацию. Негерманскими народами Лютеранство не было принято. Численность лютеран в настоящее время определить весьма трудно ввиду различных уний и расколов среди протестантов 

                                Лютеранство на Украине
Украинские  лютеране мечтают о восстановлении своей церкви. Возвращение на Родину они связывают не только с ее возрождением, но и с более широким– национальным, культурно-образовательным, межконфессиональным – включением в общественную и духовную жизнь страны. Сориентированная на местное население, его культуру, язык, традиции, современная Украинская лютеранская церковь (УЛЦ) стремится воссоздать лозунг своих пионеров: “Через Реформацию – украинизация!”, ибо “настоящая Церковь является прямой преемницей Украинской евангельской лютеранской Церкви”. Учитывая историческую склонность Украины к синтезу религиозной и национальной идей, этот лозунг в период развития ее государственности способен вызвать определенные симпатии, а следовательно – расширить ареал присутствия самого лютеранства, выведя его в конце концов за рамки “немецкой веры” и сделав полноценным элементом отечественного бытия.
   Новый этап истории УЛЦ настал в начале 90-х, когда в Украину приехал пастор Ярослав Шепелявец. Выходец из украинской евангельской семьи, поставленный на священническое служение Висконсинским лютеранским синодом США, энергичный миссионер, он развернул в Украине активную работу. Его усилиями в страну были завезены тысячи экземпляров Библии, сотни единиц оргтехники в школы и институты, издано несколько учебников, профинансировано лечение детей, а также обучение врачей, фермеров и военных за границей; организованы передвижная “клиника на колесах” и благотворительный центр “Лютеране за жизнь” в Украине. Эта активная деятельность была оценена украинской общественностью. В 1997 г. Шепелявец, к тому времени уже епископ восстановленной УЛЦ, был удостоен премии им. Ивана Огиенко, а в 1999 г. глава Украинской православной церкви Киевский патриархат наградил епископа Ярослава вместе с другими лидерами протестантских сообществ орденом Священного Владимира. УЛЦ стала членом Всеукраинского Совета Церквей и религиозных организаций и Библейского общества Украины. Однако на фоне бурной филантропии собственно религиозная практика церкви, имевшей незначительное количество общин и верующих, определенное время оставалась в тени.
     Сегодня лицо УЛЦ становится все более выразительным, ее внутренняя жизнь – более упорядоченной и системной. В 2000 г. УЛЦ имела 15 зарегистрированных и 8 фактически действующих общин, или миссионных станций, – то есть тех, которые находятся в стадии формирования своих структур. Общее количество верующих – до 1,5 тыс. Восстановив практику в Западной Украине, сегодня УЛЦ, как и большинство церквей страны, постепенно продвигается в центрально-восточный регион. Самые большие общины – по 200=300 человек действуют в Киеве, Тернополе, Севастополе, меньшие – на востоке и юге страны. Это определило церковную структуру сообщества разделенного на три епархии – Киевскую, Галицийскую и Таврическую. Епископат (религиозный центр) УЛЦ находится в Киеве. За 1997=2001 гг. церкви удалось возвратить и отреставрировать несколько бывших культовых сооружений, но главное внимание она уделяет строительству новых. Уже установлены кресты на месте будущих храмов – кафедрального собора в Киеве и церкви Христа Спасителя в Севастополе.
УЛЦ построена  по синодальному (промежуточному между  епископальным и конгрегациональным) принципу, которого придерживается большинство  лютеранских церквей мира. Так, согласно “Внутренним правилам Епископата Украинской лютеранской Церкви” высшим ее органом  является собор, в период между соборами действует синод, в состав которого входят епископ и его заместитель, секретарь, казначей, а также пастыри  общин и по одному представителю  мирян от них. С церковью сотрудничает ряд международных филантропических организаций, в частности, кроме  уже упомянутых, благотворительный  фонд “Мысли о вере”, оказывающий  помощь в издательской деятельности, подготовке радиопередач, налаживании  образовательного процесса.
Культурно-образовательная  деятельность церкви довольно заметна. Даже беглое знакомство с количеством  и богословским уровнем книг, переведенных на украинский и опубликованных издательским комитетом УЛЦ при поддержке  Фонда “Лютеранское наследие” за последние 5–6 лет, поражает. Кроме конфессиональной классики (труды Лютера, довоенных  и современных богословов, символическая  литература), переиздаются также произведения пионеров украинского лютеранского движения. На фоне немногочисленной популярной литературы других протестантских церквей  издательская активность маленькой  УЛЦ способна сделать ее одним  из ведущих религиозных сообществ  страны в формировании своего конфессионального  наследия. Усилиями комитета упорядочиваются  и довоенные издания церкви. Уже  восстановлен журнал “Стяг”, с помощью  миссии “Конкордия” (Сент-Луис) издается четырехъязычный журнал “Добрая  весть”; его украинский вариант  также готовит УЛЦ.
Достаточно  серьезными, рассчитанными на дальнюю  перспективу выглядят образовательные  планы церкви. В 1994 г. она основала богословскую семинарию им. Св. Софии  в Тернополе, где готовят будущих  церковнослужителей и богословов, специалистов по доктринальному, историческому и  практическому богословию. Ее программа  рассчитана на 4 года стационарного  обучения. К абитуриентам предъявляются  высокие требования: общее высшее образование, знание одного-двух иностранных  языков, свободное чтение Библии на древнееврейском и греческом. Семинаристы, которых не более 20 человек, проходят обязательную летнюю практику в церквах, где планируют свое служение. В  конце обучения они готовят “интегративный исследовательский проект” по определенной богословской теме, а также по истории  региона будущей работы. Выпускник  семинарии получает диплом бакалавра  или магистра богословия. В случае неуспеваемости семинарист должен заниматься по индивидуальной программе. Упор делается на качество образования, его соответствие мировым стандартам конфессионального  богословия. Еще одна существенная черта семинарии, выделяющая ее из ряда других протестантских духовных школ, – особое внимание к украинскому языку, истории и культуре, украиноведческая направленность многих предметов, то есть целенаправленная подготовка душпастырей для Украины. Почти стопроцентная комплектация иностранными преподавателями (их рекрутируют главным образом из семинарии “Конкордия” Миссурийского синода) не мешает этому учебному заведению максимально приблизиться к потребностям национального образования. Интересно, что и пасторов-иностранцев, которых приглашает УЛЦ, также настраивают на изучение украинского языка и как можно более быструю адаптацию к местным условиям.
В 2000 г. новым главой церкви избран недавний выпускник богословской семинарии  им. Св. Софии Вячеслав Горпинчук. Завоевав авторитет у мирян и молодых  священников (преимущественно вчерашних  семинаристов) собиранием материалов по истории церкви, редактированием  лютеранской периодики, переводом  и публикованием конфессионального  наследия, Горпинчук довольно быстро достиг высшей церковной должности: в 1999 г. его избрали пастором, а  через год – уже епископом.
Руководство УЛЦ с новой энергией взялось  за налаживание международных контактов, стремясь более тесно сотрудничать со Всемирной лютеранской конфессиональной конференцией, а также стать наблюдателем во Всемирной лютеранской федерации. Тем не менее последняя все  еще приглядывается к украинской церкви, столь непривычной на фоне мирового лютеранского движения.
Как известно, немецкое лютеранство в соответствии с церковной традицией оставило в употреблении немало католических элементов, особенно в литургии. “Созданная Лютером форма богослужения есть, в сущности, немецкий перевод латинской  мессы” (Ф. Гейгер). Во всем мире лютеране, как и немцы в Украине, воссоздают западный обряд. Однако украинские лютеране с самого начала обратились к православному  обряду и юлианскому календарю. Почему? Первое, что приходит на ум, – греко-католическое происхождение основателей церкви. И это действительно одна из причин, обусловивших ее оригинальное лицо. Однако не следует забывать, что немало лидеров других протестантских течений  в Западной Украине также вышли  из греко-католической среды, но их разрыв с “верой отцов” оказался окончательным. Поэтому есть, вероятно, и другие причины.
Украинская  лютеранская церковь своим существованием обязана не только Германии (Теодору  Цеклеру, Тюбингену, Обществу им. Густава  Адольфа, Обществу Мартина Лютера в  Эрлангене). Учреждение украинских общин  было бы невозможно без лютеранского движения в Северной Америке. В начале ХХ ст. американское и канадское  лютеранство уже сформировалось как довольно отличная от своей немецкой матрицы и вполне самодостаточная  конфессиональная среда. С одной  стороны, она утратила первичный  национальный нерв церкви, обратив  проповедь ко всем народам Нового Света, поэтому лютеранство в  США и Канаде существует как ряд  региональных синодов, которые, помимо различных межцерковных союзов, имеют статус поместных, независимых в своей внутренней жизни. С другой стороны, этот налет конгрегационности, нетипичный для религиозной жизни Германии, “снимается” неукоснительным сбережением в заокеанском лютеранстве основоположных доктринальных принципов. При наличии определенных мировоззренческих отличий, лютеранские синоды США и Канады в большинстве своем консервативны в учении и практике и критически воспринимают либерализм в Германии. Собственно, с этой среды и началось восстановление украинского лютеранского движения: на первых порах в лагерях для перемещенных лиц, со временем – в диаспоре усилиями небольшой группы верующих во главе с пастором Михаилом Тимчуком, которому удалось выжить после 1939 г. Сохранению Украинской лютеранской церкви помогало также Объединение евангельских церквей Северной Америки, созданное в начале ХХ ст. украинскими протестантами. Сегодня восстановленная на Родине церковь поддерживает тесные контакты с влиятельными религиозными организациями США – Миссурийским и Висконсинским синодами, придерживающимися ортодоксии.
Однако  трудно представить себе укоренение в национальную жизнь церкви, действующей  исключительно благодаря внешним  влияниями, не имеющей собственной  исторической почвы. И она создавалась  даже тогда, когда лютеранство оставалось “немецкой верой”, – ведь национальный происхождение Мартина Лютера никогда  не влияло на оценку его величия. Для  украинских баптистов или корейцев-пресвитериан Лютер – такая же культовая  фигура, как и для немцев. Немецкая сущность раннего лютеранства в  Украине не мешала ему быть активным участником православно-протестантских союзов. Кстати, первым из нововеров  в общих документах XVI=XVII ст. расписывался лютеранский епископ и педагог  Эразм Гличнер. А уже в начале XVIII ст. лютеранская идея приобретает  особое значение для отечественной  культуры, латентно войдя в образовательный  процесс Киево-Могилянской академии: немало учебников и лекционных курсов ее преподавателей были переводами или  адаптацией протестантской литературы. Идеи просветительского пиетизма оказали  влияние и на духовный подъем православия. Некоторые труды украинских православных мыслителей насквозь проникнуты лютеранскими идеями, и речь идет не об одном Прокоповиче  – достаточно внимательно прочитать  произведения (немало из которых сохранилось  в рукописях) Гавриила Бужинского, Ивана  Максимовича, Феофила Кролика, Стефана  Калиновского, Феофилакта Горского, Иоакинфа Карпинского, Стефана Прибыловича, Самуила Миславского, Иринея Фальковского, Иннокентия Борисова. Не случайно в  своих славных “Путях русского богословия”  о. Георгий Флоровский столь тщательно  подчеркивает в нем протестантские взгляды.
Современные лютеранские богословы в своем  стремлении к новому диалогу с  Православной церковью также обращаются к истории. Гейгер писал, что “еще во времена лейпцигского диспута  Лютер ссылался на “греков”, а Меланхтон  в “Символических книгах” подчеркивал общность лютеранской Реформации с Православием (“Апология Аугсбургского вероисповедания”)... и сегодня осталась симпатия и любовь многих евангеликов-христиан к жизни, давним обычаям, иконам, литургии Православной церкви... Если русские ученые правы, что Гус перенял причастие под обоими видами от православия…, то введение обоих видов в лютеранское причастие... является даром Православия нашей Церкви”. Внимание к этим вопросам со стороны Лютеранской церкви полностью соответствует ее экуменическим основам, открытости в послевоенном диалоге с Католической и Православной церквами. В этом диалоге определенная надежда возлагается и на лютеран Украины, имеющих уникальный исторический опыт сосуществования с православными и католиками, среди которых этот опыт приобрел наконец конкретное духовное выражение.
Теперь  о доктринальном облике УЛЦ. Ее главный  приоритет – строгое соблюдение своей традиции, классического наследия Мартина Лютера и полное отрицание  теологических школ. (Имея, например, немало общего в мотивации с представителями  неортодоксии, украинские лютеране считают  ее и прочие протестантские доктрины современности более философией, нежели религией.) Обратимся к “Краткому  доктринальному утверждению Украинской лютеранской Церкви”: “Мы верим... что Священное Писание – единственная безошибочная норма веры и жизни. И как вероисповедные лютеране, мы принимаем в качестве основных... вероисповедные книги Евангельской Лютеранской Церкви, содержащиеся в  Книге Согласия 1580 года, а именно: Апостольский, Никейский и Афанасиевский  Символы Веры; Аугсбургское Вероисповедание  и его Апологию; Шмалькальдские Статьи (включая Трактат о Власти и  Примат Папы); Лютеровы Малый и Большой  Катехизисы и Формулу Согласия (Краткое  Изложение и Твердое Провозглашение)... они согласуются со Священным  Писанием и... являются правильным изложением Божьего Слова, которое выше всего”. В своем поучении церковь обращается также к произведениям последователей Мартина Лютера, придерживающихся “чистого христианства”. То есть к учению, не запятнанному сомнениями в фактах священной  истории, Триединой природе Господа, Богочеловечестве Иисуса Христа, Его  воскрешении, втором пришествии, а также  философскими и научными теориями (в  частности, теорией эволюции), противоречащими  Откровению (ст. 1-5).
Разделяя, в сущности, принципы, на которых  настаивали обеспокоенные либерализмом начала ХХ ст. братья Стюарды в своих  известных “Основах”, конфессиональные лютеране (а именно так предпочитают называть себя приверженцы “лютеранских фундаментов”) принципиальны и в  отношении новых проблем, выдвинутых сегодняшним днем. Например, они  категорически отвергают женский  пасторат. В “Правилах” по этому  поводу сказано, что только мужчины  выполняют священническое служение, членами епископата и синода также  являются исключительно учителя-мужчины  и профессора-мужчины. В официальном  органе УЛЦ женский вопрос приобрел полемическую остроту. “...В журналах общин аугсбургского вероисповедания, которые выходят на просторах бывшего Союза, в частности в “Немецком канале” (Киев) и в “Боте” (С.-Петербург), можно прочитать, что “женщина-священник есть веление времени”. Что сказать об этом?.. Если мы правильно понимаем Писание и все, что касается вечной неизменности Бога и Его Слова, то для нас вопрос о том, может ли женщина быть священником, просто не существует”. Обращаясь к этой проблеме в своих доктринальных утверждениях, УЛЦ уточняет, что будет учитывать взгляды женщин, поскольку они также “являются членами Тела Христова”.
Украинские  лютеране подходят осторожно и к  принципу членства. Для радикальных  протестантов он сфокусирован на возрастном аспекте, то есть обязательности крещения совершеннолетних; “теоретическая подготовка”  кандидата на крещение непродолжительна – главным образом это изучение азов протестантской веры. Тем не менее  допущение к конфирмации требует  от неофита приобретения довольно приличных  знаний о своем учении, а от общины – подписания заявления о том, что “верующие нехристианских организаций  или организаций, где исповедуют неправдивое учение, не будут приняты  в члены общины” (“Правила”). Конфессиональной подготовке будущих прихожан помогает также Заочная библейская школа  при радиостудии “Лютеранская волна”.
Настоящий догматический тренинг для своих  верующих и всех желающих предлагает и журнал “Добрая весть”, уделяющий  основное внимание как раз вероисповедно-обрядовым  вопросам. Знакомство с журналом дает довольно полное представление о  конфессиональном лютеранстве. Оно  последовательно придерживается положений  классического лютеранства с  его уважением к Отцам церкви и Вселенским соборам, рафинированного  богословия более поздних интерпретаторов  Лютера, имеет четкую позицию относительно экклезиологии и апостольского  наследования, благодатного значения таинств и крещения младенцев. Здесь  же содержится довольно широкая критика  отклонений Католической и Православной церквей от “чистоты Библии” и  тех идейных недостатков, которыми изобилуют другие протестантские церкви и течения. При этом наиболее далекими от Истины названы те из них, что  составляют радикальный сегмент  протестантизма. Вместе с тем Православная и Католическая церкви признаны более  близкими к конфессиональному лютеранству. В предисловии к украинскому  изданию “Аугсбургского вероисповедания” сказано, что оно “никогда не стремилось ввести новое учение во Вселенскую Церковь. В лучшей православной традиции оно не имело намерения создавать  новую Церковь, ибо есть и будет  лишь одна настоящая Апостольская Церковь, в основе которой лежит учение Священного Писания”. Пестование своего национального обряда УЛЦ также  связывает с приобщением “к Святой Соборной и Апостольской Церкви”.
Мировоззренческое кредо УЛЦ совершенно понятно: “...отклонение от учения Слова Божьего не должно... терпеться в Церкви” (“Краткое доктринальное  утверждение”, ст. 10). …“Ибо даже если ангел с неба будет учить не тому, что написано в Библии, искренний христианин не пойдет за таким учителем...”; “Церкви, идущие на компромиссы... не имеют будущего в Господе”. Свою последовательность в отстаивании нерушимости фундаментальных принципов лютеранства представители УЛЦ рассматривают даже как особое призвание – остановить идейное разложение всего лютеранского движения на территории СНГ, возродить его духовные традиции. Эту надежду высказывает профессор семинарии “Конкордия” (Форт-Вейн) Миссурийского синода д-р Курт Маркворт, которого знакомство с украинскими лютеранами преисполнило оптимизмом: “Я вижу возрождение Церкви на основе чистого Евангелия, как утверждает наше Аугсбургское вероисповедание, чистую проповедь Евангелия и чистый отпуск Таинств. Это чудо перед глазами!”.
И все  же наиболее примечательной чертой церкви на фоне мирового лютеранства является ее обряд. УЛЦ впервые пробует  объединить протестантский догмат с  восточным обрядом, а затем создать  новую протестантскую модель, максимально  адаптированную к православной культуре. Парадоксальная вещь: лютеранство, которое  так долго не имплантировалось в  украинское духовное бытие, оказалось  вдруг созвучным его традициям, едва лишь эти традиции и национальные интересы самого бытия были признаны приоритетными. Символично, что упомянутые “Правила” открывает именно тот  раздел, который кодифицирует “литургические формы и обряды” и вменяет  в обязанность следовать основам  “Украинского евангельского служебника, изданного блаженной памяти Теодором Ярчуком в 1933 г. в Станиславове”.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.