Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Управление стрессами в современной организации

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 13.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 39. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
КУРСОВАЯ  РАБОТА 

по менеджменту  на тему «Управление стрессами в современной организации»
  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

     В современном обществе человек испытывает все большее психическое и  эмоциональное напряжение из-за возрастающих сложностей социальной жизни. Окружение, противоречия, межличностные конфликты достигают порой драматической остроты. Отсутствие нормальных условий для труда и отдыха или их низкое качество создают благоприятную среду для различных стрессовых ситуаций. Поэтому важной задачей на современном предприятии является предоставление работникам общедоступной психологической помощи, в целях профилактики стрессов и уменьшения социальной напряженности на работе.
     Высокая изменчивость и сложность современного мира приводит к тому, что стрессы становятся постоянными «спутниками» человека. Причем средний уровень стресса большинства людей превосходит их психически возможности, что приводит к снижению эффективности их жизнедеятельности, к ухудшению здоровья и самочувствия.
      Технологии управления стрессом накоплены человечеством в достаточном количестве и к ним, в настоящее время, проявляется повышенный интерес, особенно среди бизнесменов и менеджеров. В рамках современного менеджмента даже выделено отдельное направление - «стресс-менеджмент».
      Проблематика  менеджмента в связи с ее долгой историей и традицией, гораздо лучше  изучена за рубежом, чем в отечественной  науке. Только в последнее время, благодаря исследованиям А.Л. Журавлева, П.Н. Шихирева, А.В. Филиппова, Р.Л. Кричевского  и др., можно выделить и описать широкий круг социально–психологических особенностей профессиональной деятельности менеджеров.
      Одним из эффектов длительного воздействия  стресса  является так называемый «синдром выгорания»,  который  приводит  к  резкому  снижению эффективности  деятельности  работника,  иногда  равносильному  его  потере. Особенно часто  он  встречается  среди  менеджеров,  целиком  отдающих  себя работе. Первыми обратили  внимание  на  это  явление  исследователи  Японии, которые начали анализировать факторы, способствующие проявлению синдрома,  и предлагать меры по их нейтрализации. В  последнее  время  этот  синдром  все чаще встречается у отечественных менеджеров и специалистов.
      Длительно испытываемый сотрудниками  стресс  –  один  из самых "дорогостоящих" видов издержек фирмы, негативно воздействующий как  на состояние здоровья работников, так и на прибыль компании.
    Все вышесказанное подтверждает  актуальность  исследований  стресса   на рабочем месте с целью минимизации его негативного влияния  на  эффективность деятельности организации.
Таким образом, для современного человека владение технологиями управления стрессом является необходимым условием его  эффективной деятельности, а особенно деятельности в новых для него обстоятельствах. Этим и актуальна данная тема, т.к. студентам, как будущим специалистам, придется применять свои знания на практике уже в рабочем коллективе, со своей определенной иерархией, традициями.
      Целью курсовой работы – является:
      -     закрепление теоретических знаний по теме;
      - приобретение практических навыков работы со специальной литературой;
      - приобретение навыков самостоятельного  изложения теоретических положений,  умения делать собственные выводы  и предложения.     
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Понятие стресса  и его особенности  

      Под стрессом в специальной литературе описывают негативное состояние человека, когда организм не может в полной мере приспособиться к неблагоприятным условиям внешней среды. Соответственно, не полностью восстанавливаются силы после рабочего дня, накапливается усталость, меняется к худшему эмоциональное и физиологическое состояние.
      Выдающийся  психофизиолог и философ, основатель теории стрессов, Г. Селье, рассуждая о сущности стресса, отмечает: "Стресс есть неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование" (Селье, 1992. С. 15). При этом "неспецифичный" ответ - это ответ, предъявляющий требование к перестройке и адаптации к возникающей трудности. "Неспецифические требования, предъявляемые воздействием как таковым, - это и есть сущность стресса", - пишет Г. Селье.  
          Чтобы лучше понять, что такое "стресс", важно разобраться, что не является стрессом.

      Стресс - это не просто нервное напряжение (стрессовые реакции присущи и  низшим животным, а у человека это  связано с "эмоциональными раздражителями"). Стресс - не всегда результат повреждения: "Деятельность, связанная со стрессом, может быть приятной или неприятной. Дистресс всегда неприятен". Стресса не следует избегать: "…всегда есть потребность для поддержания жизни, отпора нападению и приспособление…". "В обиходной речи, когда говорят, что человек "испытывает стресс", обычно имеют в виду чрезмерный стресс, или дистресс…". 
          Г. Селье специально подчеркивает, что полная свобода от стресса означает смерть: "Вопреки ходячему мнению, мы не должны - да и не в состоянии - избегать стресса. Но мы можем использовать его и наслаждаться им, если лучше узнаем его механизмы и выработаем соответствующую философию жизни. Этому и посвящена моя книга".

      Особо интересны рассуждения Г. Селье о стрессе и самореализации в профессии, которые занимают в его книге "Стресс и дистресс" весьма значительное место (Селье, 1992). Как считает Г. Селье, действие должно быть завершено, иначе - дистресс: "Главный источник дистресса - в неудовлетворенности жизнью, неуважении к своим занятиям…"; человек непременно должен израсходовать запас адаптационной энергии, чтобы "удовлетворить врожденную потребность в самовыражении, совершить то, что он считает своим предназначением, исполнить миссию, для которой, как ему кажется, он рожден".
      При стрессовых расстройствах люди приобретают неуверенность в завтрашнем дне, испытывают сомнения в жизненном смысле. Все эти факторы сказываются на работоспособности человека, эффективности исполнения должностных обязанностей. Поэтому антистрессовые профилактика на предприятии направлена на повышение стрессоустойчивости работников к различным факторам. На сегодняшний день уже разработаны организационные формы профилактики - индивидуальная защита от стресса с помощью современных методов психологической саморегуляции и корпоративная защита. В последнем случае проведение групповых тренингов направлено на повышение стрессоустойчивости персонала, нормализацию межличностных отношений в коллективе, формирование и укрепление сплоченной рабочей команды.
     Стресс  обычно воспринимается как отрицательное  явление. Считается, что его вызывает какая-либо неприятность. Но это только один из видов стресса. На самом деле существует и позитивный стресс, который может быть вызван приятными событиями (например, представление к повышению по службе, крупный лотерейный выигрыш и др.). Его еще называют эустресс – от греческого «еи», что означает «хороший». Небольшие стрессы даже полезны организму – они его постоянно тренируют, вводя в состояние активации или тренировки.
     Что же такое стресс? Впервые данное явление исследовал и описал Г. Селье  в работе «Стресс без дистресса». Ученый дал этому явлению следующее  определение: «Стресс есть неспецифический  ответ организма на любое предъявленное  ему требование».
     Есть  и другое определение, подчеркивающее необходимость стресса для организма: Стресс – это одновременно и особое нервное состояние, и приспособительная реакция организма, направленная на обеспечение самосохранения.
     Следует отметить, что экстремальное воздействие далеко не всегда оказывает отрицательное влияние на эффективность выполняемой деятельности. В противном случае вообще было бы невозможно успешное преодоление трудностей, возникающих при усложнении условий. Устойчивость человека к возникновению различных форм стрессовых реакций определяется, прежде всего, индивидуально-психологическими особенностями и мотивационной ориентацией личности. Однако работа в стрессогенной ситуации обязательно приводит к дополнительной мобилизации внутренних ресурсов, что может иметь неблагоприятные последствия. 

     Рис.1.Кривая стресса

      Аналогичным образом стресс проявляется и  на уровне коллектива. Для описания стресса, связанного с профессиональной деятельностью используются различные понятия: «рабочий стресс», «профессиональный стресс», «организационный стресс».
      «Рабочий  стресс» возникает из-за причин, связанных с работой, - условиями  труда, местом работы, «профессиональный стресс» - из-за причин, связанных с профессией, родом или видом деятельности, а «организационный стресс» возникает вследствие негативного влияния на субъект особенностей организации, в которой он работает.
      Негативное  воздействие на работника могут оказывать плохие условия труда, слабая техническая оснащенность, неритмичная рабочая нагрузка, неудобный график труда  и другие подобные причины.
      Эти и другие факторы могут иметь  место не только вследствие несовершенства организации, но и по объективным причинам (неблагоприятные климатические условия, отсутствие необходимых технических решений, неравномерность спроса на данный вид труда, вынужденно круглосуточная работа или дежурство и т. п.). Они могут действовать и вне организации, например, в индивидуальном труде. Такого рода факторы вызывают рабочий стресс.
      Многие  профессии независимо от особенностей конкретного рабочего места (региона, отрасли) связаны с вполне определенными стрессорами. В этом случае нередко говорят о том, что сама профессия носит стрессовый характер. Такое положение дает основание употреблять термин «профессиональный стресс». Наконец, неблагоприятный психологический климат в рабочей группе, неумелое руководство, нерациональное или недостаточно точное распределение должностных обязанностей, плохо организованные информационные потоки, неясные цели деятельности, неопределенность перспектив развития предприятия и ряд других факторов такого же порядка вызывают у работников соответствующей организации (предприятия, учреждения) организационный стресс.
      Срессоустойчивость - адекватная реакция человека на нестандартную ситуацию. Большинству людей приходится работать в напряженном ритме. Шум, суета, ненормированный рабочий день, постоянное общение - все это не должно уменьшать их работоспособность. Стресс не должен выбивать из колеи, в противном случае это влечет за собой невыполнение обязанностей.
      Чаще  всего требование стрессоустойчивости предъявляется для таких вакансий, как секретарь-референт, помощник директора, главный бухгалтер, и по другим руководящим позициям. Руководителям трудно планировать деятельность компании на несколько лет вперед, поэтому они всегда находятся в ситуации, когда нужно оперативно принимать правильное решение в условиях жесткого ограничения во времени, а это информационный стресс.
      Менеджеры, продавцы, секретари часто вынуждены  выслушивать жалобы недовольных клиентов, испытывая при этом эмоциональный стресс. Нередко в компании активно идут карьерные войны, плетутся интриги, что создает стрессовую ситуацию внутри коллектива. Чтобы достойно справиться со всем этим, и существуют программы по психогигиене стресса, стресс-менеджменту.
      Руководитель организации может предотвратить психологическое расстройство сотрудника, повысить его работоспособность, используя необходимые знания психогигиены в управлении персоналом.
      Основная  цель управления как такового - создание необходимых условий для реализации задач организации, «установление гармонии» между индивидуальными трудовыми процессами, координация и согласование совместной деятельности работников ради достижения общих запланированных результатов. Таким образом, управление - это работа с людьми, а их трудовая деятельность служит объектом управляющего воздействия.
      Для руководителя важно, чтобы сотрудники были психологически устойчивы и не были подвержены стрессам, депрессии и психологическим расстройствам, иначе резко понизится работоспособность работника и это отразится на предприятии в целом. Вывод о том, что симптомы психологического расстройства чаще проявляются у женщин, чем у мужчин, подтверждаются результатами многих исследований, проведенных в ряде стран.
      Среди способов диагностики признаков неблагополучия в коллективе, вызванных стрессом, хорошо себя зарекомендовали анкетирование, анализ сравнительных данных, наблюдение, собеседование. Эти методы могут использоваться как в комплексе, так и независимо друг от друга. Данные виды деятельности могут осуществляться службой персонала как последовательно, так и параллельно, независимо друг от друга. Особенно это относится к профилактике стресса, на основе анализа причин которого в подразделениях разрабатывается программа мероприятий по профилактике стресса на год. При необходимости - в ходе проведения регулярных мониторингов ситуации - данная программа подлежит корректировке и уточнениям. После проведения диагностики необходимо разобраться с причинами, вызывающими организационный стресс, чтобы иметь возможность воздействовать на ситуацию и эффективно управлять динамикой стресса.
      Направление усилий службы персонала может быть сконцентрировано либо на отдельных сотрудниках, их знаниях, умениях, навыках и установках, либо на организации в целом, либо на ее отдельных подразделениях (оптимизация бизнес-процессов, грамотное внедрение изменений, изменение стиля управления, корректировка корпоративной культуры в соответствии с целями организации). В практике зарубежного менеджмента подобные программы существуют и применяются на уровне всей организации, особенно много их разработано в последние годы на предприятиях стран Западной Европы и США. 
 

     1.1. Причины стресса на рабочем месте 

     Факторы, вызывающие стресс, или так называемые стрессоры, воздействующие на работников в наши дни, включают:
    факторы стресса вне организации;
    групповые факторы стресса;
    факторы стресса, связанные с организацией;
 
     Факторы стресса вне организации.
     Стресс  на работе нельзя ограничивать событиями  и условиями, имеющими место непосредственно  на рабочем месте. Любая организация является открытой социальной системой, и  на ее элементы – работников – естественно воздействуют внешние факторы, такие как изменения в обществе,  экономические и финансовые условия, изменения  в их личной жизни (семейные проблемы, старение, смерть близкого родственника, рождение ребенка и т.п.).
     Так, можно сказать, что неудовлетворительное финансовое положение может побуждать  людей брать дополнительную работу, в результате  чего  сокращается время отдыха и усиливается стресс.  Серьезным  фактором  стресса  работников являются и семейные кризисы. Имеются также данные о том,  что  в семьях, где работают оба супруга,  находящийся  в  стрессовых  условиях  муж может «передать» свой стресс жене.
     Групповые факторы стресса.
     К групповым факторам стресса можно отнести:
     1) отсутствие  групповой  сплоченности, т.е. отсутствие  возможности  для работника чувствовать себя членом коллектива из-за того,  что  руководитель  не  допускает  или  ограничивает  эту возможность, или потому, что другие члены группы не  принимают  его  в  свои ряды, может явиться источником сильного стресса;
     2) наличие внутриличностных, межличностных и внутригрупповых конфликтов в коллективе. Наличие   серьезных   противоречий   или    несовместимости  личных   целей сотрудника,   нужд, ценностей, с одобряемыми в группе,  где он  работает. Это  значит, что он вынужден постоянно находиться, общаться, взаимодействовать,  также  является серьезным стрессогенным фактором.
     Факторы стресса, связанные  с организацией.
     Причины связанного с работой стресса  исследуются уже немалое  время,  и перечень потенциальных факторов, вызывающих стресс,  весьма  длинен.  В  нем можно найти физические факторы, превращающие  рабочее  место  во  враждебную среду (повышенная температура, шум, многолюдность и  т.д.),  а  также  массу психосоциальных факторов,  обусловленных  конкретной  комбинацией  трудовых, организационных и социальных особенностей рабочего места.
      К  наиболее  точно установленным  стрессорам, связанным с производственной средой, относятся:
    неуверенность в завтрашнем дне – для многих  работников  постоянным стрессором является боязнь потерять свою работу  из-за  сокращения, неадекватных трудовых показателей, возраста или по  другой  причине;
    невозможность  влиять  на  свою  работу  –  как  отмечают   многие исследователи, то, в какой степени человек влияет на  свою  работу, может   быть   связано   со   стрессовым   состоянием. Монотонная механическая работа и ответственность за вещи, на которые  люди  не могут влиять, являются особенно стрессовыми факторами для некоторых работников;
    характер  выполняемой   работы   –   сложность   решаемых   задач, самостоятельность в работе, степень ответственности, условия труда:
    степень опасности при выполнении работы, уровень шума и  т.п.,  как показывают результаты многочисленных исследований, могут быть также отнесены к факторам, нередко провоцирующим стресс у работников;
    ролевая двусмысленность и ролевой конфликт  –  оба  эти  условия  в большинстве случаев воспринимаются как стрессоры. Здесь под ролевой двусмысленностью подразумевается неопределенность  в  отношениях  с человеком, исполняющим ту или иную роль, а под ролевым конфликтом – различные несовместимые ожидания  в  отношении  значимых  людей  на работе;
    специфическая  организационная  структура  –  например,  матричная структура организации, предполагающая двойное  подчинение,  нередко является   источником   стресса   для    работника,    вынужденного одновременно выполнять распоряжения двух руководителей;
    стрессогенный  стиль  управления  –  частое  использование  методов неоправданного давления и угроз является  одним  из  самых  сильных факторов стресса для подчиненных;
    давление рабочего графика – сменная работа, а в особенности  работа по  скользящему  графику,  часто   создает   потребность   в   ряде психологических  и  связанных  с   внерабочей   жизнью   изменений, являющихся потенциальными  стрессорами.  С  другой  стороны,  очень напряженный рабочий график,  который  делает  затруднительным  либо невозможным   одновременное   удовлетворение   производственных   и  личностных потребностей, может также  являться  сильным  стрессором для людей в самых разных трудовых ситуациях.
      Все вышеперечисленные условия являются потенциальными стрессорами,  которые  автоматически   вызывают   стресс.   Реакции   на все эти стрессогенные факторы  индивидуальны. 

Возможные источники напряжения на рабочем месте
Физические условия:
    освещенность
    размер помещения
    уединенность рабочего места
    свежесть и качество воздуха
    оборудование рабочего места
    доступность необходимых ресурсов
Поездки:
    поездки на работу и с работы
    регулярные поездки, связанные с работой
    наличие необходимых ресурсов (транспорт, учет затраченного времени)
    бюджет
Характеристики самой работы:
    характер выполняемой работы
    перегрузка или неполная нагрузка
    характерные требования со стороны работы
    область принятия решений
Роли:
    четкие или расплывчатые границы ролей
    совместимые или конфликтующие ожидания, связанные с различными ролями
    ясность служебных инструкций
    ясность или неопределенность областей ответственности
Руководство:
    как нами руководят
    насколько доступен руководитель
    его уровень стресса
Вознаграждения:
    оплата труда
    оценка труда
    нематериальное вознаграждение
Взаимоотношения:
    с коллегами
    с начальником
    с подчиненными
    с другими работниками вашей организации
    с людьми, от которых зависит ваша карьера
    с людьми, в которых мы нуждаемся для выполнения нашей работы
Интересы в отношении работы:
    уровень вовлеченности
    удовлетворенность выполненной работой
    разнообразие и темп выполнения работы
Преданность целям организации:
    вера в «бизнес»
    наличие конфликтов с системой ценностей или применяемыми методами
Корпоративная культура:
    ожидаемое поведение
    интенсивность коммуникации и консультаций
    внутрифирменная политика и властные отношения
    стиль менеджмента
Карьерное продвижение:
    развитие карьеры
    продвижение по службе
    избыточные опасения из-за возможностей отправки на пенсию или командирования в другой город
    устойчивые амбиции
    степень влиятельности
    возможность потерять работу
Индивидуальные характеристики:
    тип личности
    способность адаптироваться к изменениям
    владение навыками, необходимыми для выполнения работы
    стратегии поведения в проблемных ситуациях
    способность работать в коллективе
    способность занимать определенное место в организационной иерархии
    желание учиться и изменяться
    сопротивляемость стрессу
Равновесие между профессиональной и личной жизнью:
    противоречивые требования
    специфика одной стороны жизни мешает другой
    временные ограничения
Изменения:
    на рабочем месте: неясность в отношении новых технологий, расширения бизнеса, диверсификации, изменения расположения организации, снижение доходов
    дома: совпадение ряда событий личной жизни
 
 
      1.2. Эффекты стресса  на рабочем месте 

      Стресс далеко не всегда оказывает вредное воздействие на работников  и  их  производственную  деятельность.  На  самом деле,  слишком  низкий  уровень  стресса  может  привести  даже  к  снижению производительности. Отмечается, что легкий стресс, например,  приход  нового начальника  или  неожиданное  перемещение,   может   оказать   положительное воздействие,    поскольку    вынуждают    работника    мобилизоваться    для самоутверждения в новых условиях: так, во многих  японских  компаниях  одним из положений кадровой политики  является  регулярная  ротация  кадров.
      Легкий  стресс также улучшает кровообращение, приводит к усилению  активности и, в конечном итоге, новым производственным успехам.     Однако высокие уровни стресса оказывают серьезное вредное воздействие на физиологическую, психологическую и поведенческую стороны жизнедеятельности человека.
      Стресс вызывает химические и иные изменения  в  физическом или эмоциональном состоянии.  Эти  реакции  генерируют  энергию,  помогающую человеку   справиться   с   воспринимаемой   угрозой   своему    благополучию (стрессором). До  поры  до  времени  все  хорошо  –  но,  если  стрессор  не устранен, а  энергия  не  рассеивается  каким-либо  иным  образом  (как  при физических упражнениях), это начинает попросту истощать  человека.  В  конце концов, стресс вызывает упадок сил или физическое  заболевание.  Поскольку физиологические реакции на стресс описаны в  большом  количестве  литературе достаточно подробно, не будем останавливаться на этом вопросе.
Признаки «здорового» стресса:
    хорошая концентрация
    корпоративное поведение
    высокий уровень работы
    эффективное решение проблем
    соблюдение сроков
    хорошая осведомленность
    четкое и уверенное принятие решений
    гармоничные взаимоотношения
    хорошая посещаемость и табельный учет
    приятные манеры
    интерес к другим людям и забота о них
    тонкое чувство юмора
    растущие достижения
    серьезный интерес к бизнесу и работе
    хорошее долгосрочное планирование
    четкое мышление
    высокий уровень мотивации
    реалистичное представление о себе
    энергичность
    позитивные замечания
    способность к конструктивной критике и к ее восприятию
    ощущение собственной ценности и компетентности.
Признаки избыточного стресса:
    отсутствие собранности
    забывчивость
    плохие решения
    проявление беспокойства, нетерпения или страха
    депрессия
    несовместимость с другими
    не достижение целей, нарушение сроков
    нерегулярные посещения и табельный учет
    низкая самооценка
    неэффективное решение проблем
    низкие стандарты
    чрезмерная самокритика
    потеря бизнеса
    жалобы клиентов
    плохое долгосрочное планирование
    потеря заказов
    отсутствие чувства юмора
    путаница
    серьезные ошибки
    регулярные опоздания на работу
    постоянное завершение работы дома
    постоянная раздражительность
    отношения, не направленные на сотрудничество
    низкое качество работы
    эмоциональные взрывы
    беспричинные обвинения
    частая критика, слухи и злословие
    непредсказуемость
    усталость
    отмена ежегодного отпуска
    неистовые всплески энергии
    сильные перепады настроения
    интерес проявляется только к себе
    несчастные случаи
    трудности с питанием
    повышенное потребление алкоголя, кофеина, никотина, лекарств
    трудности со сном
    слабый интерес к работе
    никто не хочет работать с этим человеком
    физические заболевания
      Важнейшим навыком менеджера является выявление  сначала симптомов, а затем и  источников избыточного стресса. Для  этого человек должен научиться распознавать малейшие признаки дискомфорта при выполнении работы. Попробуйте ответить на вопросы анкеты и оценить, насколько в целом факторы вашей работы могут быть источником избыточного стресса.
      В то время  как  взаимосвязи  между  стрессом  и  физическим  здоровьем человека уделялось  пристальное  внимание,  особенно  медиками,  воздействие стресса на психологическое состояние исследовано не столь подробно. В то  же время  есть  прямая  зависимость  между  высоким уровнем   стресса   и   такими   агрессивными   действиями,   как   саботаж, межличностная  агрессия,  враждебное  поведение  и  жалобы.  Психологические проблемы подобного типа, вызванные  стрессом,  приводят  в  свою  очередь  к неудовлетворительному   исполнению   служебных   обязанностей,    заниженной самооценке,    сопротивлению    указаниям     руководства,     неспособности сосредоточиться и принять  решение  и  к  неудовлетворенности  работой.  Эти последствия стресса приносят прямые убытки организации.
      Высокий уровень стресса оказывает также не всегда заметное, но абсолютно реальное воздействие на продуктивность работы менеджеров, занимающих ключевые посты в организации. Так, например, менеджеры, постоянно подвергающиеся воздействию стресса, становятся жертвой резких перепадов настроения, и их подчиненные вскоре приобретают привычку не беспокоить их, даже когда речь идет о серьезных вопросах.
      Иногда  менеджеры осознают недостатки собственного поведения; они  чувствуют, что  не  соответствуют  ожиданиям,  связанным  с  занимаемой  должностью,  и страдают от потери самоуважения. В подобном состоянии они  могут  медлить  и откладывать принятие решений. И, наконец,  они  негодуют, когда руководство пытается вернуть их в рабочее состояние, и начинают ненавидеть свою работу.
      Еще одним аспектом воздействия стресса является изменение  в  поведении человека. Прямым результатом  сильных  стрессов  на  работе  могут  являться такие поведенческие реакции, как недоедание или переедание,  злоупотребление курением, алкоголем, наркотиками и антидепрессантами.  В  ряде  исследований получены определенные свидетельства о наличии прямой связи между стрессом  и прогулами, а также текучестью кадров.
      Можно также отметить взаимосвязь между темпераментом человека и его реакцией  на стресс. Специалисты указывают, что у меланхоликов стрессовые реакции чаще всего связаны с возбуждением  конституции,  например тревогой или испугом, фобией или невротической тревожностью. У  холериков  – типичная  стрессовая  реакция – гнев. Вот почему они чаще страдают гипертонией, язвой желудка, язвенным колитом. У флегматиков под действием стресса снижается активность щитовидной железы, замедляется обмен веществ  и может повышаться содержание сахара в крови, что приводит к преддиабетическому состоянию. В стрессовых ситуациях они “нажимают” на  еду, в результате чего могут становиться тучными. Легче  всего,  благодаря  своей сильной нервной системе, переносят стрессы сангвиники. 

      Рис.2 Источники и динамика стресса
 

      Таким  образом,  в  производственной  обстановке  работа   в   условиях повышенного  уровня  стресса,  может   вызвать   «неэффективное   поведение, избыточные реакции или неспособность восстановиться после работы». Это определение, данное  Гайллардом, показывает,  что повышенный стресс на работе,   может привести  к ухудшению  трудовых   показателей,   учащению несчастных случаев, затруднениям в общении с людьми, более частым  невыходам на работу, пониженной удовлетворенности ею и проблемам, тесно  связанным  со здоровьем. 
 
 
 
 
 
 

    2. Стресс-менеджмент 

     Состояние повышенного психологического напряжения, в котором могут находиться сотрудники, например, из-за большого объема работы или множества срочных поручений, противоречивых требований руководства или периодически вспыхивающих конфликтов, принято называть состоянием стресса.
     В подобном состоянии люди способны мобилизоваться, собрать все силы для решения  многих проблем. И это можно расценивать  как положительную сторону стресса. Однако в условиях постоянной мобилизации  человек может находиться лишь ограниченное время, потому что внутреннее напряжение сжигает психофизиологические ресурсы. Постоянные стрессовые нагрузки приводят к энергетическому истощению (сотрудник полностью теряет интерес к работе) и провоцируют состояние хронической усталости (человек быстро утомляется, на выполнение стандартных действий у него уходит гораздо больше времени, снижается производительность труда). 

     Рис.3. Факторы стресса
       

     Качество  работы сотрудника, который пытается прийти в себя после стрессовой ситуации и одновременно выполнить свои обязанности, временно падает, а риск принятия неверного решения существенно возрастает. Например, если сотрудник примется за оценку инвестиционной привлекательности проекта, рассчитанного на пять лет, в состоянии перенапряжения, его ошибка может принести компании серьезные убытки. Кроме того, подбор и адаптация нового сотрудника - затратное мероприятие. Поэтому необходимо ценить тех специалистов, которые уже есть (чем они уникальнее, тем труднее будет найти им замену).
     Неопределенность. Неопределенность - самый сильный источник стрессового напряжения. Сотрудник, сталкиваясь с неопределенностью, не знает, к чему быть готовым и на что настраиваться. Например, только он сконцентрирует свои силы на решении задачи «А», ему подают «В». Как только он перестроится на задачу «В», говорят, что нужно все-таки «А». В такой ситуации сотрудник теряет силы в результате напряженного ожидания информации, несущей ясность. Невозможность контролировать ситуацию провоцирует повышенную утомляемость: большая часть энергии расходуется на контроль эмоционального состояния с целью сохранения спокойствия.
     Дискомфорт  в общении. Дискомфорт в общении, как правило, связан с боязнью негативной реакции со стороны начальства, коллеги подчиненных. Это ситуации, когда внезапное совещание ассоциируется с выяснением отношений и публичным наказанием, когда жесткие требования руководства воспринимаются как угроза самооценке сотрудников, а невыполнение указаний подчиненными провоцирует ощущение беспомощности и одиночества их начальника. Страх совершить ошибку ухудшает настроение каждый раз, когда человек думает о деловой встрече. Эти ситуации типичны для организаций, в которых существует смешение личностного и профессионального стилей в деловом общении. Поэтому сотрудники не могут спокойно общаться - они постоянно ожидают подвоха или интриги, находятся в постоянной готовности «отразить нападение», то есть в стрессовом напряжении. 
     Физическое  переутомление. Сверхнагрузки являются источником стресса в той степени, в которой они поглощают силы сотрудника, необходимые ему в других областях профессиональной и личной деятельности. Одно дело - работать с понедельника по пятницу в установленное время, и совсем другое - постоянно задерживаться после окончания рабочего дня да еще трудиться в выходные. Постоянное перенапряжение провоцирует состояние хронической усталости, а также защитной лени: чтобы сэкономить силы для тяжелой и долгой работы, сотрудник избегает активности и лишнего напоминания о себе. 
 

     Табл.1. Компетенция «стресс – менеджмент»  и уровни ее проявления
     
 

2.1. Управление стрессом в профессиональной деятельности 

     Известно, что стресс – серьезная помеха успешному ведению бизнеса. Стрессовые ситуации могут возникнуть в компании по разным причинам, но чаще всего –  из-за стиля менеджмента в компании. Руководители должны помнить, что положительная стимуляция сотрудников способна увеличить качественные показатели их работы с гораздо большей эффективностью, чем постоянное давление и чрезмерная требовательность.
     Изначально  считалось, что профессиональному  стрессу наиболее подвержены руководители компаний. В психологии стресса существует так называемый тип личности "А", к которому относятся владельцы компаний, менеджеры высшего звена, а также люди творческих профессий. Действительно, уровень эмоциональных перегрузок у них очень велик: необходимость принятия решений высокой степени ответственности, неопределённость ситуации, недостаток необходимой информации, слишком частые или неожиданные изменения информационных параметров – всё это является источниками стресса.
     Однако в стрессовое состояние, губительное для успешного ведения бизнеса, попадают не только топ-менеджеры, но и рядовые сотрудники. Менеджеры по работе с клиентами, продавцы, секретари – именно им иногда приходится принимать на себя первую, самую сильную, волну недовольства клиента, выслушивать претензии, требования, а зачастую и оскорбления в свой адрес. Их положение усугубляется ещё тем, что им часто не хватает полномочий, необходимых для того, чтобы добиться улучшения работы организации. Всё это, естественно, приводит к отрицательным эмоциям, стрессу, и, соответственно, понижает продуктивность работы.
     Стресс  на рабочем месте может возникнуть из-за перегрузки или, наоборот, недостаточной  загруженности. При этом сотрудник, считающий, что его рабочая нагрузка не соответствует занимаемой должности и получаемой заработной плате, испытывает не меньший стресс, чем работник, загруженный непосильной работой.
     Также серьёзный стресс грозит сотруднику, от которого требуется быстрое и  качественное выполнение нескольких трудно совместимых функций. Очень важно, чтобы работник имел четкое преставление о своих должностных обязанностях, границах собственных полномочий, а также отчётливо представлял систему оценки своего труда. Человек, точно знающий, что последует за тем или иным его действием, он чувствует себя гораздо спокойнее.
     Еще одной причиной стресса может  быть выполнение сотрудником новых, не соответствующих его опыту  обязанностей – например, при переходе на более высокую должность. Опасность  представляет и необходимость изо дня в день заниматься нелюбимым делом.
     Профессиональный  стресс часто бывает вызван внешним  физическим фактором (шум, теснота помещения, плохая вентиляция или освещение  рабочего места и тому подобное) или поведением других сотрудников. Также на психологическом состоянии работника отрицательно сказывается отсутствие профессионального общения, недоступность нужных для работы ресурсов и отсутствие перспектив профессионального роста.
     Несмотря  на то, что многие исследователи  называют главной причиной возникновения профессионального стресса организационный фактор, психологи отмечают ещё одну сторону данного явления. Помимо ситуации, вызывающей стресс, немаловажную роль играет отношение человека к данной ситуации. Для решения проблемы бывает достаточно устранить одну из этих составляющих. Поэтому если человеку не представляется никакой возможности избежать стрессовой ситуации, наилучшим вариантом будет изменить его отношения к проблеме. Здесь важна роль менеджеров по персоналу, которые должны донести до сотрудников понимание данного аспекта.
     Сегодня в нашей стране отмечается значительный рост спроса на тренинговые услуги по стресс-менеджменту. Управление стрессом считается гораздо более продуктивным, чем стремление полностью изолировать от него людей.
     Существует достаточно много способов и методов  «борьбы  со  стрессом», как индивидуального, так и организационного применения. Большинство  из  них общеизвестны.
     Так, к индивидуальным методам можно  отнести:
      1) регулярный активный отдых;
      2) релаксация (занятия йогой, медитация, аутотренинг);
      3) тренинг навыков самоконтроля  поведения;
      4) планирование собственного времени;
      5) обеспечение достаточной продолжительности  сна;
      6) когнитивная терапия и др.
      В зарубежных организациях практикуются такие методы,  как  включение  в социальный пакет работника  оплаты  занятий  в  спортивном  зале,  бассейне. Некоторые из них  стараются  обеспечить  доведение  до  сведения  работников конкретных  простых  методик,  помогающих  справиться  со   стрессом.   Так, руководители компании «Би-би-си»  издали  дорогостоящий  буклет,  в  котором персоналу объясняется, как нужно сидеть на стульях. Эта  57-страничная брошюра, посвященная  тому,  как  снизить  количество  стрессов  на  рабочем месте, содержит массу и другой ценной  информации.  В  частности,  там  есть подробная схема того, как, в случае совсем  безнадежного  состояния  сложить из бумаги  самолетик.  Если  и  это  не  помогает  справиться  с  возникшими трудностями, то тогда сотрудникам рекомендуется понюхать  цветок  лаванды  и долго вглядываться в фотографию с альпийским пейзажем.
      Однако  применения  таких  мер  недостаточно.  К  проблеме   необходимо подходить  комплексно,  не  просто  помогать  сотрудникам  бороться  с   уже  возникшим сильным стрессом или  его последствиями, но  предупреждать его на уровне организации. Выше приведены факторы стресса,  связанные  с организацией, именно на нейтрализацию  и  снижение  негативного  воздействия этих факторов нужно обратить особое внимание.
      На  уровне  организации  целесообразно  применять следующие меры   по управлению стрессом:
    регулярный  мониторинг  и   формирование   приемлемого   социально-психологического климата;
    оптимизация организационной структуры  (распределения  обязанностей, полномочий и ответственности), осуществляемая с учетом  способностей и возможностей конкретных сотрудников;
    исключение (по возможности) ситуаций ролевого конфликта;
    максимально  возможное  информирование  сотрудника  о  том,  что  в компании поощряется,  а  что  нет  (например,  принятие  в  компании корпоративного кодекса поведения сотрудника, ознакомление работников с принципами системы поощрения / штрафов и т.п.), о его перспективах (может включать планирование карьеры), о  предстоящих  изменениях  в организации и о том, как они отразятся конкретно на нем;
    обогащение содержания обязанностей работников;
    соблюдение санитарно-гигиенических норм;
    предоставление сотрудникам возможности почувствовать, что они  могут влиять  на  ситуацию  (дать  им   право   участвовать   в   принятии  определенных решений, предоставить больше полномочий  в  организации собственного рабочего места, планирования своего рабочего времени  и т.п.);
    предоставление сотрудникам регулярной обратной связи  о  результатах их труда;
    обучение менеджеров высшего и среднего звена управлению конфликтами, навыкам партнерского общения;
    предоставление сотрудникам консультативной поддержки.
      Приведенные меры, являются основными для того, чтобы  уровень  стресса, испытываемого  сотрудниками, не превышал допустимого  уровня.
     Для сотрудников наглядным примером может стать поведение их руководителя. Допустим, проводится совещание, посвященное выводу компании из кризиса. Если генеральный директор буквально на глазах уверенно превращает неопределенную проблему в решаемую задачу, эффективно общается с присутствующими и рационально управляет временем совещания, то он тем самым показывает, демонстрирует, передает сотрудникам формы организационного поведения, которые работают и создают реальный план действий.
     При управлении отношениями руководителю необходимо развивать культуру общения, которая будет концентрировать эмоции сотрудников не на личностных разногласиях, а на общей цели. Чтобы эффективно влиять на создание благоприятного психологического климата в коллективе, нужно наладить систему коммуникаций. В частности, этому может способствовать развитие корпоративных традиций, проведение корпоративных праздников.
     При управлении нагрузками руководителю следует  пересмотреть режим работы сотрудников  или выстроить новый, грамотно управлять  своим временем и временем подчиненных, а также предоставлять возможность восстанавливать силы после трудной и напряженной работы - например, включить в социальный пакет абонемент в спортзал, фитнес-клуб, бассейн. 

      Рис.4.Алгоритм управления стрессом
 

2.2. Защита от стресса 

      Классические  способы борьбы со стрессом в профессиональной деятельности: реорганизация трудового  процесса, специальные тренировки, питание, фармакотерапия, функциональная музыка, средства мультимедиа, методы психологической саморегуляции  состояний. До кризиса частично они использовались в нашей стране, но, увы, «в народ» так и не пошли. Более простые средства, почти не требующие материальных затрат, тоже, как ни странно, пока используются довольно редко.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.