Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Шпаргалка Ответы по экономической теории

Информация:

Тип работы: Шпаргалка. Добавлен: 13.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 17. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


    Предмет и функции экономической  теории, струткура  экономической теории.
   Экономика — это наука о том, как общество использует ограниченные ресурсы для  производства полезных продуктов и  распределяет их среди различных  групп людей.
   Разделы экономической  теории:
   микроэкономика;
   макроэкономика;
   мировая экономика.
   Экономическая теория — это наука, которая изучает  экономическую жизнь общества и  экономические отношения, складывающиеся между людьми в процессе экономической  деятельности.
   Предметом экономической теории является проблема рационального использования ограниченных ресурсов в целях удовлетворения возрастающих материальных потребностях человека.
   Экономическая теория выполняет следующие функции:
   теоретическая — выявляет сущность процесса, устанавливает  экономические закономерности и законы, которые действуют в хозяйственной жизни, выявляет тенденции действия экономических процессов;
   практическая  — разрабатывает практические рекомендации, принципы и методы эффективного хозяйствования;
   методологическая  — экономическая теория является базой для других экономических дисциплин;
   социальная (познавательная) — расширяет горизонты  познания, помогает формированию экономически грамотных специалистов.
   Структура экономической теории:
   1) Общие  основы экономической теории.
   2) Микроэкономика (исследует обособленные хозяйственные  единицы и формирует поведения  экономических субъектов)
   3) Макроэкономика  – исследует национальную экономику  в целом, формирует цели экономической  политики, определяет инструменты,  необходимые для её реализации
   4) Мезоэкономика  – изучает отдельные отрасли,  функциональные системы (апк)
   5) Мировая  экономика
   Экономическая теория бывает позитивная и нормативная
   1) отражает  объективную реальность
   2) создает  идеальную модель человеческой  деятельности в сфере экономики и отвечает на вопрос как должно быть. 

   
    Общенаучный и частный методы экономической теории, нормативный и  позитивный анализ. Экономическая теория и экономическая  практика.
   Метод –  это принципы, подходы, формы и  способы познания. Познание экономических процессов отличается от познания естественных процессов прежде всего невозможностью их воспроизведения, в лабораторных условиях.
   Общенаучными  методами познания и методами экономической  теории являются метод научной абстракции. Сутью является обобщение сущности экономических явлений и процессов в абстрактных формах и выражениях, но реальных по связи с практикой. Важная ступень познания – это движение от общего к частому, от абстрактного к конкретному. 

   
    Появление и развитие экономической  теории, меркантелизм, физиократы, классическая школа, марксизм. Основные современные направления экономической мысли.
   Экономическая теория как наука начинается с  того момента, когда она стала  выступать как систем знаний о  развитии экономики, общества со своими законами. Это произошло в ХVII-XVIII вв. – в период становления капитализма. Первой школой экономической теории был меркантилизм, а ее представитель – француз А. Монкретьен ввел это понятие в научный оборот. Основными объектами исследования меркантилистов была сфера обращения, торговля, особенно внешняя, а экономика, хозяйство рассматривались как объект государственного управления. Источник богатства у меркантелистов - внешняя торговля. Представители меркантелизма: Т. Мен и Ж.Б. Кольбер.
   Свое подлинное  развитие экономическая теория начинает с классической школы. Классическая школа окончательно и всеобьемлюще перенесла исследование из сверы обращения в сферу производства, положила начало трудовой теории производства. Проводились исследования производственных отношений в тесной связи с производственными силами – с развитием земледелия, мануфактуры, промышленности.
   Одним из постклассических направлений конца XIX в. стал марксизм-ленинизм. К. Маркс в «Капитале», Ф. Энгельс в «Анти-Дюринге», В. И. Ленин в «Империализме, как высшей стадии капитализма», исследовали зарождение , развитие и трансформацию капитализма в империализм и государственно-монополистический капитализм. На основе конкретного анализа развития капитализма они создали трудовую теорию стоимости и прибавочной стоимости, теорию накопления и движения капитала и доходов, механизм их функционирования.
   Кейнсианство  выделилось в экономической теории в 30-е годы XX в. как самостоятельное направление. В своих работах Дж. Кейнс обосновал методы госрегулирования экономики, которые позволяют избежать безработицы.. Инструменты макроанализа экономики – финансы, кредит, денежное обращение, способствовали формированию эффективного спроса.
   Неокейнсиансство(Р. Харод, Е. Домар) разработало теории темпов и факторов роста, модели экономического роста. Главный упор на эффективное сочетание факторов, которой способствуют увеличению производства при меньших затратах труда и капитала. В последние годы была выдвинута идея неоклассического синтеза как сочетание государственного и рыночного регулирования экономики. Сочетание государственного и частного предпринимательства дает смешанный тип экономики. 

   
    Производство  и потребности, классификация  потребностей и блага.
   Производство  является главным источником получения  благ, необходимых для жизни человека, удовлетворения его нужд и потребностей.  Потребности – это прежде всего желания людей приобрести и использовать товары и услуги, которые доставляют им удовлетворение. Связь с уровнем жизни проявляется через удовлетворение потребностей. Исходя из этого различают реальные и нормативные потребности. Реальная потребность – это запрос конкретных людей или группы людей на получение определенного количество благ и услуг. Например если женщина желает иметь пять платьев и шесть пар туфель, то это и есть ее реальная потребность. Нормативная потребность характеризуется нормой потребления, которая устанавливается исходя из анализа, расчета, опыта и возможностей. Предположим, на сегодняшний день женщине достаточно иметь четыре платья, чтобы элегантно выглядеть. Это и будет норма потребления. Существуют целые научно-исследовательские институты, которые занимаются разработкой научно обоснованных норм потребления продуктов питания, бытовой техники, одежды, обуви и т.д. Потребности людей удовлетворяются через потребление, а чтобы потреблять, необходимо производить. Между производством и потреблением существует связь. Производство формирует потребности. Потребности ориентируют производство на создание новых ценностей. На практике взаимосвязь между потребностями и производством проявляется через отношение между производителем и потребителем.
   В настоящее  время в основу классификации  потребностей положены выводы американского  психолога и экономиста Маслоу. Он выделил пять групп потребностей: физиологические, безопасности, причасности(к коллективу, обществу), признания, самореализации. Предполагается, что эти потребности удовлетворяются последовательно в том порядке, в котором они перечислены.
   В зависимости  от масштабов и структуры производства потребности подразделяются на абсолютные, действительные(подлежащие удовлетворению), фактически удовлетворяемые.
   В зависимости  от роли в воспроизводстве рабочей  силы потребности делятся на: материальные, духовные ,социальные. И наконец, в  зависимости от сроков возникновения  различают текущие и перспективные потребности. 

   
    Производство  и ресурсы. Виды экономических  ресурсов. Факторы  производства.
   Производство представляет собой процесс создания не только товаров, но и услуг путем переработки сырья, материалов, использования оборудования и труда работников. Следовательно, конечным результатом производства являются товары и услуги. На рациональное использование элементов производства огромное влияние оказывают применяемые технологии. Технология - это совокупность способов и методов, основанных на научных знаниях и используемых при обработке сырья, материалов, полуфабрикатов, а также при сборке готовых изделий определенными орудиями труда.
   Источником  любого производства являются ресурсы, которыми располагает то или иное государство. Экономическая теория характеризует ресурсы как совокупность природного, социального и духовного в процессе производства товаров, услуг и иных ценностей.
   Ресурсы принято  делить на четыре группы:
   1) природные - естественные, имеющиеся в природе экономические, производственные ресурсы в виде земли и земельных угодий, водных богатств, воздушного бассейна. Они в свою очередь делятся на исчерпаемые (возобновляемые и не возобновляемые) и неисчерпаемые;
   2) материальные (капитальные) — все созданные руками человека средства производства (орудия и предметы труда), которые сами являются результатом производства и находятся в материально-вещественной форме;
   3) трудовые — экономически активное, трудоспособное население.
   4) финансовые (инвестиционные) - совокупность всех видов денежных средств, финансовых активов, которыми располагает общество и в состоянии выделить их на организацию производства. Финансовые ресурсы являются результатом взаимодействия "поступления и расходов", распределения денежных средств, их накопления и использования.
   Различают базовые и производные ресурсы. К базовым относят природные, материальные и трудовые ресурсы, так как они присуши производству на любой исторической ступени его развития. К производным относятся финансовые ресурсы, появившиеся с возникновением товарного производства, рыночных отношений.
   Наряду  с понятием "ресурсы производства" в экономической литературе используется понятие "факторы производства”.
   Различие  состоит в том, что к ресурсам относят те природные и социальные силы, которые могут быть вовлечены в производство, а к факторам — ресурсы, уже реально вовлеченные в процесс производства. Следовательно, понятие «ресурсы» более широкое, чем "факторы".
   В современной  экономической теории становится общепризнанным деление факторов производства на три классических основных вида: земля, капитал, труд.
   Земля — как фактор производства означает все используемые в производственном процессе естественные ресурсы, природой дарованные блага. Она может использоваться для производства сельскохозяйственной продукции, для строительства домов, городов, железных дорог и т.п. Земля неуничтожима и неумножаема, но подвержена достаточно сильному разрушению вследствие хищнического использования, отравления или эрозии.
   Капитал — в широком смысле это все то, что способно приносить доход, или ресурсы, созданные людьми для производства товаров и услуг. В более узком смысле — это вложенный в дело, работающий источник дохода в виде изготовленных трудом средств производства (физический капитал). Капитал может быть увеличен до любых размеров.
   Труд  — осознанная, энергозатратная, общественная, целесообразная деятельность человека, людей, требующая приложения умственных и физических усилий в процессе создания материальных благ и услуг, реализующаяся через самого человека. Труд как фактор производства совершенствуется благодаря обучению работников и приобретению ими производственного опыта. Как особый фактор производства можно выделить предпринимательские способности, такие, как способность к организации производства, умение ориентироваться в рыночной конъюнктуре и бесстрашие риска. 

   
    Ограниченность  ресурсов и проблема выбора. Производственные возможности экономики. Закон временных  издержек.
    Перед любым обществом независимо от общественно-экономической системы, как считают экономисты, стоят четыре основные проблемы: что, как, для кого и сколько производить. В большинстве стран решения по названным проблемам принимаются с учетом складывающейся ситуации на рынке и ценообразования на нем. Этих проблем не было бы, если бы не были ограничены ресурсы. Именно ограниченность ресурсов вынуждает общество выбирать между относительно дефицитными благами. Экономический аспект проблемы выбора заключается в том, что мы должны найти такой вариант использования ограниченных ресурсов, который бы обеспечил максимум доходности. Это означает, что при данных производственных ресурсах, существующем уровне технологий невозможно произвести большее количество одного блага, не жертвуя при этом возможностью произвести определенное количество другого. Сказанное можно подтвердить графически. Рассмотрим пример с альтернативными возможностями производства роботов и масла. 
 
 
 

   Кривая  ABCDEF, называемая границей производственных возможностей, показывает максимально возможные объемы производства роботов (средств производства) и масла (предметов потребления) при полном использовании всех имеющихся ресурсов. Каждая точка на кривой производственных возможностей есть жестко заданное количественное соотношение производства роботов и масла. Анализ экономики начинается со знакомства с этой моделью. Она дает четкое представление о трех взаимосвязанных понятиях — ограниченности ресурсов, выборе и затратах. Точка U расположена внутри области производственных возможностей. Очевидно, что она показывает такую комбинацию средств производства и предметов потребления, при которой их производство существенно меньше, чем могло бы быть при полном и эффективном использовании всех ресурсов. Точка Р характеризует такой выпуск продукции, которого невозможно достичь при полном и эффективном использовании имеющихся в данный момент ресурсов и существующей технологии. Она означает как бы "сверхполное" использование ресурсов. Из сказанного следует, что кривая ABCDEF, т.е. граница производственных возможностей характеризует одновременно и возможный и желательный выпуск продукции.
   При имеющихся  запасах производственных ресурсов и конкретном уровне развития технологий их переработки в необходимые  товары можно увеличить производство одного альтернативного товара только за счет снижения производства другого. При переходе к выпуску большего количества товара А альтернативными издержками каждого дополнительного количества этого товара являются дополнительно непроизведенные количества товара В. При последовательном переходе ко все большему выпуску товара А мы обнаружим, что альтернативные издержки возрастают. Причина роста альтернативных издержек заключается в специфике используемых ресурсов. Дело в том, что далеко не все они взаимозаменяемы и могут оыть безболезненно сняты с одного производства и переброшены на другое. Сначала рационально действующий товаропроизводитель использует наиболее пригодные для другого вида производства ресурсы, а затем по мере его наращивания будет вынужден переходить ко все менее пригодным для этого ресурсам в условиях их ограниченности. Следовательно, специфические экономические ресурсы только частично, в определенной и все понижающейся степени могут быть использованы для альтернативного вида производства. Следовательно, в условиях ограниченности и специфичности ресурсов альтернативные издержки будут неуклонно возрастать по мере увеличения выпуска любого альтернативного вида товара. Это явление получило название закона возрастающих вмененных (альтернативных) издержек.
   Экономический смысл этого закона заключается в том, что в условиях отсутствия эластичности, или взаимозаменяемости, ресурсов необходимо все большее и большее количество ресурсов переключаемых с производства одного товара на производство все большего количества дополнительных единиц другого товара. При этом альтернативные издержки выражаются не в деньгах, а в недополучении товаров в натуре. 

   
    Понятие воспроизводства. Простое  и расширенное  воспроизводство. Амортизация.
   Процесс производства должен быть непрерывным. Он не заканчивается выпуском индивидуального и общественного продукта, поступающего в потребление. Потребности безграничны и поэтому для их удовлетворения процесс производства должен постоянно повторяться. При потреблении интенсивность потребности уменьшается, но через определенный период потребность необходимо удовлетворять новыми благами и услугами. Причем производство не только удовлетворяет существующие потребности, но и порождает новые, которые в свою очередь являются стимулом дальнейшего развития производства. Непрерывность производства предполагает возобновление изношенных факторов производства, своевременное снабжение предприятий сырьем и материалами, реализацию готовой продукции, управление и организацию производства и др. Для обозначения непрерывности производства, его возобновления используют термин воспроизводство.
   Различают индивидуальное и общественное, простое  и расширенное воспроизводство. Индивидуальное воспроизводство — это постоянное повторение, восстановление производства на микроуровне экономики. Так как основным хозяйствующим субъектом современной экономики является предприятие (фирма), то индивидуальное воспроизводство — это прежде всего воспроизводство в рамках предприятия. Индивидуальное воспроизводство зависит от предприятий-поставщиков, предприятий-посредников, кредиторов и потребителей. Взаимозависимость индивидуальных капиталов означает, что их совокупность образует общественный капитал, который воспроизводится в рамках всей национальной экономики.
   Общественное  воспроизводство — это воспроизводство на макроуровне экономики, отличающееся от индивидуального своими проблемами. Например, в рыночной экономике предприятиям, терпящим банкротство, приходят на смену новые. Проблема банкротства часто является проблемой только индивидуального воспроизводства, но не общественного. В то же время угроза банкротства отдельных предприятий может превратиться в проблему общественного воспроизводства.
   По масштабам  и способам воспроизводства различают простое и расширенное воспроизводство. При простом воспроизводстве процесс производства восстанавливается в тех же масштабах, что и раньше, неизменными остаются количество и качество факторов производства и готовый продукт. При расширенном воспроизводстве наблюдается увеличение факторов производства либо их качественное совершенствование либо увеличение выпуска готового продукта при постоянном или изменяющемся его качестве.
   Экономический рост является одной из важнейших  экономических целей каждой страны. Он проявляется в ежегодной динамике национального продукта и совокупного дохода страны, в динамике совокупного потребления и национальных капиталовложений. Только расширенное воспроизводство обеспечивает экономический рост в стране, а значит, и постоянное увеличение возможностей экономики удовлетворять растущие потребности.
   Амортизация. В процессе эксплуатации или даже бездействия основные фонды изнашиваются, подвергаются старению и разрушению. Исходя из этого различают физический и моральный износ. Физический износ проявляется в том, что, участвуя в производственном процессе, фонды постоянно утрачивают свою потребительскую стоимость, изменяются их технико-экономические и другие свойства.
   Моральный износ – это преждевременное  старение и обесценивание основных фондов в связи с тем, что их технико-технологические и экономические показатели отстают от нового оборудования.
   Наряду  с восстановлением в натуральной  форме основных фондов осуществляется экономическое восстановление, т.е. возмещение в стоимостном выражении  через систему амортизации.
   Амортизация основных фондов - исчисленный в денежном выражении износ основных фондов в процессе их производственного использования. Амортизация есть одновременно средство, способ, процесс перенесения стоимости изношенных фондов на произведенный с их помощью продукт. Инструментом возмещения износа основных фондов являются амортизационные отчисления в виде денег, направляемых на ремонт или строительство, изготовление или приобретение новых основных средств труда. Суммы амортизационных отчислений включаются в издержки производства (себестоимость) продукции и тем самым переходят в цену продукта. Производитель обязан осуществлять накопление амортизационных отчислений. Накопленные амортизационные отчисления образуют амортизационный фонд в виде денежных средств, предназначенных для воспроизводства, воссоздания основных фондов. Величина годовых амортизационных отчислений определяется в виде доли (в процентах) первоначальной (балансовой) стоимости основных фондов и называется нормой амортизации.
   

   где Н - норма  амортизации, %; В - восстановительная (первоначальная) стоимость основных фондов; О - предполагаемая остаточная стоимость после ликвидации; С - планируемый срок эксплуатации объектов (лет).
   Следовательно, норма амортизации - это годовой процент перенесения стоимости основных фондов. 

   
    Способы координации общественной жизни. Традиции, рынок, команда. Рыночное(товарное) хозяйство: условие  развития, виды особенности.
   Товарное  производство определяют как тип  организации общественного производства, при котором экономические отношения между людьми проявляются через рынок, куплю-продажу продуктов их труда.
   Основными признаками товарного производства являются:
   1) общественное  разделение труда;
   2) экономическое  обособление хозяйствующих субъектов;
   3) производство  продукта на продажу, а не  для собственного потребления;
   4) обмен  товарами;
   5) эквивалентность  обмена.
   Само по себе товарное производство не порождает  ни одного способа производства, поэтому было бы неправильно утверждать, что товарное производство порождает капитализм. Не товарное производство привело к господству капитализма, а, наоборот, капиталистический способ производства сделал товарное производство всеобъемлющим. Оно становится таковым только в условиях капитализма, когда средства производства являются капиталом, а рабочая сила — товаром.
   Основным  условием возникновения и существования  товарного производства является общественное разделение труда. Однако для возникновения  товарного производства общественного  разделения труда недостаточно. Причиной возникновения товарного производства является экономическое обособление производителей.
   Существует  два основных типа товарного производства: простое и крупное капиталистическое. Простое товарное производство –  это хозяйство крестьян и ремесленников, основанное на частной собственности и на собственном труде. Капиталистическое товарное производство базируется на наемном труде. Их общими чертами являются частная собственность на средства производства, стихийный характер развития, конкурентная борьба, продукты производства, предназначенные для рынка.
   Типичной  моделью можно считать предпринимательство  – инициативную, самостоятельную  хозяйственную деятельность граждан  и их объединений. Предпринимательство  может осуществляться как отдельными лицами, так и объединением граждан и государством. 
 

    Собственность: сущность и содержание. Формы собственности.
 
   
    Натуральное хозяйство, его основные черты. Товарное производство и его основные черты. Условия возникновения  и развития товарного  производства.
   Натуральное хозяйство — исторически первый тип хозяйственной деятельности людей. Оно возникло в глубокой древности, в период становления первобытнообщинного строя, когда началась производственная деятельность человека и появились первые отрасли хозяйства — земледелие и скотоводство. Оно господствовало в государствах Древнего Востока и преобладало в античных рабовладельческих государствах, хотя здесь имело место довольно развитое товарное производство.
   Натуральное хозяйство — одна из главных черт феодальной экономики. Натуральную форму здесь имел прибавочный продукт в виде многообразных натуральных повинностей и платежей, присваиваемый феодалом. Натуральный характер носило хозяйство феодально-зависимого крестьянина. Крестьянская семья занималась земледелием, скотоводством и переработкой их продуктов в готовые предметы потребления.
   С развитием  товарно-денежных отношений и ростом товарного производства в недрах феодализма происходило превращение  натуральной ренты в денежную. По мере развития производственных сил натуральное хозяйство вытеснялось товарным производством, основанным на разделении труда и быстром техническом прогрессе, а по мере рпревращения товарного производства в капиталистическое оно разрушалось, но его пережитки сохранились и при капитализме. Элементы натурального хозяйства имеют место и в современных развитых странах, где господствуют товарно-денежные отношения. Отдельные проявления натурализации хозяйства – стремление некоторых предприятий, регионов, стран к самообеспечению.
   Главный недостаток натурального хозяйства в том, что  оно не позволяет добиться высокой  производительности труда и обеспечивает лишь минимальные условия для  выживания. Поэтому натуральное  хозяйство как самая первая форма  организации экономической жизни была разрушена таким могущественным экономическим механизмом человеческой цивилизации, как товарное производство.
   Товарное  производство определяют как тип  организации общественного производства, при котором экономические отношения между людьми проявляются через рынок, куплю-продажу продуктов их труда.
   Основными признаками товарного производства являются:
   1) общественное  разделение труда;
   2) экономическое  обособление хозяйствующих субъектов;
   3) производство  продукта на продажу, а не  для собственного потребления;
   4) обмен  товарами;
   5) эквивалентность  обмена.
   Само по себе товарное производство не порождает  ни одного способа производства, поэтому было бы неправильно утверждать, что товарное производство порождает капитализм. Не товарное производство привело к господству капитализма, а, наоборот, капиталистический способ производства сделал товарное производство всеобъемлющим. Оно становится таковым только в условиях капитализма, когда средства производства являются капиталом, а рабочая сила — товаром.
   Основным  условием возникновения и существования  товарного производства является общественное разделение труда. Однако для возникновения  товарного производства общественного  разделения труда недостаточно. Причиной возникновения товарного производства является экономическое обособление производителей.
   Существует  два основных типа товарного производства: простое и крупное капиталистическое. Простое товарное производство –  это хозяйство крестьян и ремесленников, основанное на частной собственности  и на собственном труде. Капиталистическое товарное производство базируется на наемном труде. Их общими чертами являются частная собственность на средства производства, стихийный характер развития, конкурентная борьба, продукты производства, предназначенные для рынка.
   Типичной  моделью можно считать предпринимательство  – инициативную, самостоятельную  хозяйственную деятельность граждан  и их объединений. Предпринимательство  может осуществляться как отдельными лицами, так и объединением граждан  и государством. 

   
    Понятие рынка, его возникновение и развитие. Субъекты и объекты рынка.
   В современной  экономической литературе встречается  несколько определений рынка:
   рынок —  это совокупность экономических  отношений производства и обмена товаров при помощи денег;
   рынок —  это обмен, организованный по законам товарного производства и обращения;
   рынок —  это система отношений по поводу обмена результатами производства и  услугами, принимающими форму товара;
   рынок —  это механизм взаимодействия покупателей  и продавцов, иными словами, отношение спроса и предложения;
   рынок —  это сфера обмена внутри страны и  между странами, связывающая между собой производителей и потребителей продукции.
   Важнейшим условием возникновения рынка является общественное разделение труда. Разделение труда - совокупность всех существующих в данный момент видов трудовой деятельности. Обычно выделяют три уровня разделения труда: внутри предприятия (единичное); между предприятиями (частное); в масштабах общества (общее — разделение труда на промышленный и сельскохозяйственный, умственный и физический, квалифицированный и неквалифицированный, ручной и машинный).
   Условием  возникновения рынка является и  специализация труда. Специализация  — это форма общественного  разделения труда как между различными отраслями и сферами общественного производства, так и внутри отрасли, и внутри предприятия на различных стадиях производственного процесса. Различают три основные формы специализации: 1) предметную (например, автомобильные, тракторные заводы); 2) подетальную (например, заводы шарикоподшипников); 3) технологическую(стадийную) например , прядильная фабрика.
   Одной из важных причин возникновения рынка является ограниченность ресурсов. Производительные возможности работника ограничены возможностями его организма и специализацией его труда применительно к какой-либо одной отрасли производства или виду работ. Даже самый способный человек может произвести лишь небольшое количество благ. Ограниченность ресурсов преодолевается людьми посредством обмена одного продукта труда на другой, т.е. через рынок.
   Второй  причиной формирования рынка является экономическая обособленность товаропроизводителей, их возможность свободно распоряжаться  результатами своего труда. Экономическая  обособленность означает, что только сам производитель решает, что производить, как производить, кому и где продавать созданную продукцию.
   Третья  причина это самостоятельность  производителя, свобода предпринимателя.
   Субъекты  и объекты рынка. Субъектами рыночных отношений являются участники рыночных сделок, сделок купли-продажи. Это, во-первых, покупатели, продавцы, предприниматели и другие физические лица. Во-вторых, юридические лица, к которым относятся разного рода предприятия и объединения, организации, ассоциации, кооперативы, акционерные общества, фирмы, государство.
   Объекты рынка  – это все то по поводу чего возникают  отношения купли-продажи. Сюда относят  материальные и нематериальные блага  и услуги, факторы производства –  средства производства, рабочая сила, капиталы, технические новшества  и идеи.
    Структура и виды рынка. Функции рынка, инфраструктура рынка.
   Под функцией рынка подразумевается его роль в реализации экономических целей  общества. Рынок оказывает огромное воздействие на все стороны хозяйственной  жизни, выполняя ряд существенных функций.
   Самая важная функция рынка — регулирующая. В рыночном регулировании большое значение имеет соотношение спроса и предложения, влияющее на цены. Рост цены является сигналом к расширению производства, ее падение — сигналом к сокращению. Рынок подсказывает производителям, что им производить, от производства каких товаров и услуг отказаться или уменьшить объем их выпуска.
   Рынок выполняет  стимулирующую функцию. Посредством  цен он стимулирует освоение достижений научно-технического прогресса, снижение затрат, повышение качества товаров и услуг и расширение их ассортимента.
   Следующей функцией рынка является информационная. Рынок представляет собой богатый  источник информации, знаний, сведений, необходимых хозяйствующим субъектам.
   Посредническая  функция рынка состоит в том, что экономически обособленные производители в условиях глубокого общественного разделения труда должны найти друг друга и обменятся результатами своей деятельности.
   Рынок выполняет  санирующую функцию, очищающую общественное производство от экономически слабых, нежизнеспособных хозяйственных единиц, поощряя развитие эффективных, предприимчивых, перспективных фирм.
   Рыночная  инфраструктура — это система учреждений и организаций, обеспечивающих движение товаров и услуг на рынке.
   Организационная база инфраструктуры рынка включает снабженческо-сбытовые, брокерские и другие посреднические организации, коммерческие фирмы крупных промышленных предприятий.
   Материальная  база состоит из транспортных, банковских и страховых систем, крупных самостоятельных банковских и кредитно-сберегательных учреждений, а также различных по объему операций средних и мелких коммерческих банков.  Основные элементы инфраструктуры рынка. Важнейшими элементами рыночной инфраструктуры являются ярмарки, аукционы, биржи. Ярмарка означает: 1) регулярный рынок, который организуется в определенном месте; 2) место периодической торговли; 3) сезонную распродажу товаров одного или многих видов. Аукционы имеют дело с продукцией, которой на рынке недостаточно. Главным ориентиром здесь является получение максимальной цены за какой-либо товар. Биржа — место встречи покупателей и продавцов, место, где заключаются сделки. Различают товарные биржи, фондовые биржи и биржи труда. Товарные биржи функционируют на рынках отдельных товаров. Здесь осуществляются сделки по продаже товаров на основе предварительного осмотра и по образцам, стандартам. По своему характеру биржевые сделки выступают в двух разновидностях: 1) сделки спот — это сделки на реальный товар. Они дают гарантии реализации того товара, который уже имеется в наличии; 2) сделки форвард, при которых продается не сам товар (он даже не произведен), а право на его получение. Разновидностью форвардных сделок являются фьючерсные сделки. Это сделки на товар будущего. Однако при данной сделке партнеры не рассчитывают передать друг другу реализуемые товары. Цель фьючерсной сделки — получение разности в цене за период между заключением контракта и его исполнением. В условиях постоянного колебания спроса и предложения цены на товарной бирже могут меняться в считанные минуты. Устанавливая так называемые срочные цены, товарная биржа обеспечивает производителям и потребителям минимальный ценовой риск.
   На фондовой бирже обращаются главным образом  два вида ценных бумаг: 1) акции предприятий, компаний, фирм; 2) облигации, выпускаемые  правительством страны. Купля продажа  ценных бумаг осуществляется на основе их биржевого курса в зависимости  от соотношения спроса и предложения.
   Элементом инфраструктуры рынка является кредитная  система. Она включает банки, страховые  компании, фонды профсоюзов.
    Совершенная конкуренция. Несовершенная конкуренция: монополия, олигополия, монополистическая конкуренция.
   Конкуренция – это соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства, купли и продажи товаров. Конкуренция заставляет фирмы переходить на самые эффективные технологии производства.
   Совершенная конкуренция — это соперничество  многочисленных производителей, создающих примерно одинаковые объемы идентичной продукции. Для нее характерны следующие черты:
   1) наличие  большого количества фирм, производящих  один и тот же вид товара. Фирма должна быть относительно  небольших размеров, и объем производства в производимой продукции должен быть незначителен;
   2) возможность  свободного доступа к различным  производственным секретам;
   3) однородность  продукции, производимой различными  предприятиями в рамках одного производственного сектора, состоящего из множества фирм;
   4) хорошее  знание рынка покупателями и  продавцами. Все субъекты купли-продажи  должны знать цены на рынке,  спрос и предложение на товары. Совершенная, или свободная, конкуренция в экономике развитых стран была типична до середины XIX в. Эти процессы привели к существенному изменению конкурентной борьбы на рынках, появлению несовершенной конкуренции.
   Несовершенная конкуренция в отличие от свободной, совершенной конкуренции ограничена влиянием монополий и государства. Существуют несколько моделей несовершенной конкуренции. Первая модель несовершенной конкуренции — монополия. Для нее характерны следующие черты:
   - единственный  продавец — одна фирма или  отрасль является единственным  производителем данного продукта  или единственным поставщиком  услуги;
   - нет близких  заменителей — продукт монополии  уникален в том смысле, что  не существует хороших или  близких заменителей. С точки  зрения покупателя это означает, что он должен покупать продукт  у монополиста или обходиться без него, т.е. нет приемлемых альтернатив;
   - диктуемая  цена — чистая монополия диктует  цены или осуществляет значительный контроль над ценой;
   - вступление  в отрасль конкурентов в условиях  чистой монополии заблокировано.
   Второй  моделью несовершенной конкуренции  является монополистическая конкуренция. Ее отличительные признаки:
   -существует достаточно большое число фирм, что ограничивает контроль каждой над ценой, отсутствует взаимная зависимость, и тайный сговор фактически невозможен;
   -продукты характеризуются реальными и мнимыми различиями и непохожими условиями их продажи;
   -экономическое соперничество влечет за собой и ценовую, и неценовую конкуренцию;
   -вступление в отрасль является относительно легким. Легкое вступление и массовый выход фирм вызывает тенденцию к получению ими нормальной прибыли в долгосрочном периоде;
   -тип продукта дифференцированный.
   Третья  модель несовершенной конкуренции  — олигополия. Ее признаки, характерные  черты:
   -наличие  нескольких фирм;
   -тип продукта, стандартизированный или дифференцированный;
   -контроль  над ценой — ограниченный взаимной зависимостью, значительный при тайном сговоре;
   -наличие  существенных препятствий при  вступлении в отрасль;
   -очень  типична неценовая конкуренция,  особенно при дифференциации цен.
   Олигополия, как правило, характерна для отраслей, где наиболее эффективно крупное производство и отсутствуют широкие возможности дифференциации отраслевого товара. 

   
    Спрос. Закон спроса. Кривая спроса. Изменение  спроса и величины спроса. Индивидуальный и рыночный спрос.
   Спрос выражает отношение между ценой товара и его количеством, которое покупатели хотят и в состоянии приобрести. Количество товара, на которое предъявлен спрос, называется объемом спроса.
   Между рыночной ценой и объемом спроса существует обратная зависимость: чем выше цена, тем меньше число покупателей при данном уровне доходов, и наоборот, чем ниже цена, тем выше количество приобретаемого товара. Эта очевидная зависимость получила название закона спроса.
   Зависимость объема спроса от факторов, определяющих его величину, выражает функция спроса:
   Qdx= f(Px,Py…Pz, I, T, M…)
   где Qdxобъем спроса на товар х в единицу времени; Px,Py…Pzцены товаров х, у,z, I — денежный доход потребителя; Т— вкусы и предпочтения потребителя; M — общее число покупателей данного товара и другие факторы.
   Исключив  влияние всех других факторов, кроме  цены данного товара, перейдем к  функции спроса от цены:
   Qdx= f(Px)
   Функция спроса от цены может быть задана одним  из трех способов:
   а) табличным
   б) аналитическим:
   Qdx= а-bPx
   где а, в — постоянные величины;
   в) графическим. Графически функция спроса от цены изображается кривыми спроса, имеющими отрицательный наклон.
   Каждая  точка кривой спроса характеризует  количество товара, которое потребители  готовы приобрести по каждой из возможных  цен. Спрос каждого отдельного покупателя на рынке называется индивидуальным спросом. Сумма индивидуальных спросов всех потребителей на рынке  при каждой из возможных цен отражает рыночный спрос. Зависимость между ценой и величиной спроса можно определить и как закон убывания спроса: если цена какого-либо товара будет повышаться, то при прочих равных условиях спрос на данный товар  будет постепенно убывать.
    Предложение. Закон предложения. Кривая предложения. Изменение предложения и изменение объема предложения. Индивидуальное и рыночное предложение.
   Предложение отражает связь между ценой и  количеством товара, которое продавцы желают и могут продать. Объем предложения — это количество товаров или услуг, которое может быть предложено для реализации в определенный промежуток времени по данной цене.
   Закон предложения  может быть выражен с помощью  следующей математической зависимости:
   Qs=(P, Pt, T, H)
   где Qs — объем предложения; Р— цена товара или услуги; Pt —цены на ресурсы; T — технология; H — другие факторы.
   В целом  функция предложения от цены, как  и функция спроса, может быть задана одним из трех способов: табличным, аналитическим или графическим. Как цены, так и объем предложения имеют свои границы роста. Предел роста цен определяется спросом. Понижение спроса при росте цен заставляет товаропроизводителей снижать объемы производства из боязни перепроизводства.
   Qs = c+dP
   где c, d — постоянные величины;
   Графически  функция предложения от цены изображается кривыми предложения, имеющими положительный наклон. Предложение каждого отдельного продавца на рынке называется индивидуальным предложением. Сумма индивидуальных предложений составляет рыночное предложение.
   Кривая  предложения Qs отражает прямую зависимость между ценой и объемом предложения: чем выше цена, тем выше объем предложения, и наоборот. Она строится исходя из предпосылки, что все другие факторы остаются неизменными.
   В случае изменения цены говорят об изменении величины (объема) предложения. В случае воздействия других (неценовых) факторов происходит изменение предложения (характера предложения) и смещение кривой предложения влево или вправо.
   К неценовым  факторам предложения принадлежат:
   1) издержки  производства. При повышении цен  на факторы производства производство товара будет становиться менее выгодным, так как будут повышаться затраты. Кроме того, повысится минимальная цена, которую производители желают получить, поставляя на рынок некоторое количество товара. В результате предложение уменьшится и кривая предложения сместится влево. Совершенствование технологии понизит издержки на единицу продукции, а следовательно, приведет к росту предложения и сдвигу его кривой вправо. Изменение налогов и субсидий также будет влиять на издержки и оказывать сдерживающее или стимулирующее влияние на предложение;
   2) изменение  цен на сопряженные товары. Рост  цены на один из них увеличит  спрос и предложение другого.  Рост цены одного из комплементарных товаров приводит к уменьшению предложения другого;
   3) ожидание  производителей (продавцов) товара  и их численность. Так, прогнозируемое снижение цен на топливо, сырье, уменьшение налогов могут увеличить предложение и наоборот. 

   
    Взаимодействие  спроса и предложения. Рыночное равновесие. Равновесная цена и равновесный объем. Механизм рыночного ценообразования.
 
   Взаимодействуя, спрос и предложение определяют рыночную цену и количество товара, которое продается и покупается на рынке в данный момент времени. Рыночное равновесие в этой модели существует тогда, когда нет тенденции к изменению рыночной цены или количества продаваемых товаров. Таким образом, рынок будет находиться в равновесии при условии, что цена товара установится такой, что спрос покупателей будет равен предложению со стороны производителей товара.
   Рыночное  равновесие, как и функции спроса и предложения, можно рассматривать  табличным, аналитическим и графическим  способами.
   Цена, при  которой рыночный спрос равен рыночному предложению, называется равновесной ценой. Объем выпуска при равновесной цене называется равновесным объемом выпуска.
   Формулы функции  спроса и предложения, заданные аналитическим способом, имеют следующий вид:
   Qs = c+dP
   Qd= а-bP
   В равновесном  состоянии величина спроса равна величине предложения:
   т.е.
   c+dP= а-bP
   Отсюда  найдем равновесную цену и равновесный  оббьем
   P=(а-с)/(b+d)     Q = (ad+bc)/(b+d) 

   Вполне  очевидно, что условие равновесия на товарном рынке, при котором спрос  равен предложению, соблюдается  в точке пересечения обеих кривых Е. Рыночному равновесию в точке Е соответствует равновесная цена, равная 3 дол., и равновесный объем товаров — 4 тыс. кг в неделю. Любое отклонение от цены равновесия приводит в действие рыночный механизм саморегуляции. При цене 5 дол. / кг объем спроса меньше объема предложения. Разница между объемом спроса и объемом предложения называется избыточным предложением при данной цене. В нашем случае избыточное предложение, или перепроизводство, товара отвечает отрезку АВ и будет равно 4 тыс. кг в неделю. Накопление нереализованных товаров приведет к снижению цены, увеличению объема спроса и восстановлению равновесия.
   Различают стабильное (устойчивое) и нестабильное (неустойчивое) рыночное равновесие. Стабильное равновесие характеризуется редкими нарушениями и быстрым восстановлением равновесного состояния. Нестабильное равновесие отличается глубокими нарушениями и длительным их сохранением. В условиях нестабильного рыночного равновесия выделяют рынок потребителя (покупателя) и рынок производителя (продавца). 
 
 
 

   
    Эластичность  спроса по цене: дуговая  и точечная эластичная.
   Эластичность  спроса характеризует степень реакции  спроса на действие какого-либо фактора. В зависимости от вида фактора, воздействующего на спрос, различают эластичность спроса по цене, эластичность спроса по доходу и перекрестную эластичность спроса.
   Эластичность  спроса по цене показывает изменение  объема спроса при изменении цены товара на 1 % при условии, что все другие факторы неизменны.
   Степень ценовой  эластичности спроса измеряется с помощью коэффициента эластичности Еd, который равен отношению процентного изменения объема спроса Qd к процентному изменению цены:
   Еd = ? Qd / ?P
   В зависимости  от значения коэффициента Е различают:
   1) эластичный  спрос, когда Еd  > 1. При эластичном спросе изменение цены ведет к большему процентному изменения спроса. Например, если при снижении цены на 4 % спрос увеличился на 8 %, то Еd - 8:4 = 2;
   2) неэластичный  спрос. При неэластичном спросе  Еd < 1. Это означает, что данное процентное изменение цены сопровождается относительно меньшим изменением объема спроса. Так, в приведенном примере Еd = 0,5, что означает неэластичность спроса на виноград;
   3) спрос  единичной эластичности, при котором  Еd = 1, т.е. процентное изменение цены и последующее изменение спроса равны;
   
   4) совершенно  эластичный спрос и совершенно  неэластичный спрос представляют  собой две крайние ситуации. При  совершенно эластичном спросе  при постоянной цене может  быть реализовано любое количество  товара, т.е. Еd стремится к бесконечности. Кривая спроса имеет вид горизонтальной линии Еd и используется для характеристики модели совершенной конкуренции.
   Совершенно  неэластичный спрос означает противоположную  ситуацию, когда любое изменение цены не приводит к изменению спроса. Коэффициент эластичности в этой ситуации будет равен нулю, т.е. Еd = 0, а кривая спроса будет иметь вид вертикальной линии Примером совершенно неэластичного спроса может служить спрос на жизненно необходимое лекарство и др.
   Таким образом, эластичность спроса по цене для линейной кривой спроса повышается от 0 до минус бесконечности по мере роста цены. Верхний отрезок кривой спроса характеризуется высокой эластичностью спроса по цене, нижний – неэластичностью. Разделяют эти два отрезка точки кривой с еденичной эластичностью.
   Эластичность  спроса по цене, рассчитанная для любой  точки на кривой спроса, называется точечной эластичностью. Точечная эластичность спроса по цене верна для незначительных изменений цены и объема спроса.
   Для больших  изменений в цене или объеме спроса рассчитывается эластичность спроса между двумя точками, или дуговая эластичность спроса по цене.
   Основными факторами эластичности спроса по цене являются:
   1) наличие  и доступность товаров-субститутов.  При повышении цен на основной товар люди смогут перейти на потребление товара-субститута, поэтому спрос на основной товар будет достаточно эластичным. Отсутствие у товара близких заменителей будет означать относительно неэластичный спрос на него;
   2) удельный  вес в доходе потребителя. Чем выше удельный вес данного товара в бюджете потребителя, тем эластичнее будет спрос на него;
   3) степень  интенсивности потребности. Спрос  на товары первой необходимости  обычно менее эластичен, чем  на предметы роскоши;
   4) фактор  времени. На коротких периодах спрос обычно менее эластичен, чем на длинных. С увеличением временного периода эластичность спроса возрастает, так как происходят наращивание производства товаров-субститутов и постепенная адаптация вкусов потребителей;
   5) доступность  товара или услуги. Чем менее доступен товар, тем ниже эластичность спроса на него (например, в условиях дефицита). 

   
    Перекрестная  эластичность спроса. Эластичность спроса по доходу и факторы  ее определяющие.
   Эластичность  спроса по доходу позволяет измерить процентное увеличение спроса вслед за тем или иным изменением дохода. Коэффициент эластичности спроса по доходу Еi будет равен: 

   Еi = процентное изменение спроса/процентное изменение дохода 

   Коэффициент эластичности спроса по доходу Еi имеет положительное значение для большинства товаров, потребление которых возрастает по мере роста дохода, или нормальных товаров. Еi получает отрицательное значение для низших товаров, когда с ростом доходов потребители сокращают число покупок данных товаров.
   Перекрестная  эластичность спроса позволяет измерить реакцию потребительского спроса на один товар х при изменении цены какого-либо другого товара у. Коэффициент перекрестной эластичности
   Спроса  Exy равен отношению процентного изменения спроса на товар x к процентному изменению цены товара y:
   Exy = %?Dx / %?Py
   Если Exy будет величиной положительной, то x и y – взаимозаменяемые товары, так как рост цены на один из них приведет к росту спроса на другой.
   Отрицательное значение Exy указывает на то, что x и y – взаимодополняемые товар, так как рост цены на один из них приведет к падению спроса на другой.
   Значение  Exy равно нулю для независимых товаров, когда изменение цены одного товара не вызывает изменение спроса на другой. 

   
    Эластичность  спроса и выручка  предприятия.
 
   
    Эластичность предложения по цене. Эластичность предложения в мгновенный, краткосрочный, долгосрочный периоды.
   Для анализа  степени воздействия цены на величину предложения применяется показатель эластичности предложения, который  показывает степень реакции предложения  на изменение цены.
   Коэффициент эластичности предложения по цене представляет собой отношение процентного  изменения величины предложения  к процентному изменению цены:
   Еs = %? Qs / %?P
   Эластичность  предложения товара зависит от многих факторов: индивидуальных затрат, степени загрузки производственных мощностей, скорости перелива капитала из одной отрасли в другую и т.д. Особенно большое влияние на эластичность предложения оказывает фактор времени: прежде чем предложение приспособится к новому уровню цен, должен пройти определенный период времени.
   Кривые  предложения с различной эластичностью  показаны на рисунке
   
   Чем большее  количество времени имеет в своем  распоряжении производитель товара, тем эластичнее будет предложение  данного товара.
    В мгновенном периоде производитель не сможет увеличить производство товара, коэффициент эластичности предложения будет равен нулю, кривая предложения S1 совершенно неэластична.
   В краткосрочном  периоде предложение несколько  увеличивается, поскольку предприятие более интенсивно использует свои производственные мощности. Коэффициент эластичности изменяется от нуля до единицы. Кривая предложения S2 неэластична, кривая предложения S3 — предложение единичной эластичности.
   Длительный  период характеризуется изменением производственных мощностей, появлением новых фирм в отрасли. Коэффициент эластичности изменяется от единицы до бесконечности. Кривая предложения S4 отражает эластичное, а кривая S5 — совершенно эластичное предложение. 
 

   
    Потребность и полезность. Закон  убывающей предельной полезности. Кординализм и ординализм в теории потребления. Правило максимизации полезности.
   Общая полезность экономического блага – это суммарная  полезность всех его составных частей
   потребляемого блага. Переход от неполного удовлетворения потребностей к полному происходит постепенно, т.е. интенсивность или напряженность потребности по мере потребления уменьшается. Следовательно полезность каждой дополнительной части блага для потребителя должна уменьшаться.
   Полезность  каждой дополнительной единицы блага называется предельной полезностью. Тенденция сокращения предельной полезности по мере увеличения количества потребляемого блага называется законом убывающей предельной полезности.
   Основными теориями, анализирующими поведение  потребителя, являются кардииалистская (количественная), ординалистская (порядковая).
   Кардииалистская и ординалистская теории, используя  различные инструменты анализа, на основе распределения бюджета  потребителя между покупками  выводят функции индивидуального  и рыночного спроса на отдельное благо. Основные трудности, которые при этом возникают, связаны с субъективной оценкой благ потребителем.
   Рассмотрим  количественный и порядковый подходы  к измерению полезности.
   Количественный  подход основывается на следующих предположениях, или гипотезах.
   1. При расходовании  своего бюджета потребитель стремится  получить максимум удовлетворения (полезности) от приобретенных благ.
   2. Потребитель  способен произвести количественную  оценку полезности благ. Единица, служащая масштабом измерения полезности, получила название ютила.
   3. Предельная  полезность блага убывает. Данная  гипотеза известна как первый закон Госсена.
   В результате анализа с помощью гипотез  количественного измерения полезности можно установить условие равновесия потребителя, а также сделать вывод о том, что объем спроса на благо находится в прямой зависимости от величины бюджета потребителя и в обратной — от своей цены.
   Теория  порядкового измерения полезности (ординалистская концепция) основана на следующих предположениях.
   1. Предположение о сравнимости. В результате сравнения благ потребитель приходит к одному из следующих заключений:
   А > В — набор А предпочтительнее, чем набор В; А<В— набор А менее предпочтителен, чем набор В; А = В — набор Л столь же предпочтителен, как и набор В, т.е. потребителю безразлично, какой из наборов выбрать.
   2. Аксиома  транзитивности. Она отражает свойства  величин: если потребитель предпочитает набор Л набору В, а набор В — набору С, то он предпочитает набор А набору С; соответственно, если набор А равноценен набору В, а набор В — набору С, то набор А равноценен набору С.
   3. Предположение  о ненасыщении. Если к любому  набору потребительских благ добавляется дополнительная единица какого-либо блага, то получившийся набор будет предпочтительнее прежнего.
   4. Предположение  о независимости потребителя  или отсутствии внешних факторов. Потребитель руководствуется исключительно  количеством и качеством потребляемых  благ. Воздействие внешних факторов (зависть, страдание, ожидания) исключено.
    Основными инструментами анализа в концепции порядкового измерения полезности являются кривые безразличия и бюджетные линии. На основе анализа поведения потребителя выводится условие его равновесия, которое отличается от условия равновесия, принятого количественной теорией.
   Расходуя  свой доход на товары и услуги, потребители  стремятся получить наивысший уровень полезности, т.е. сделать покупки таким образом, чтобы максимизировать уровень полезности в рамках своего бюджетного ограничения.
   Для определения  товарного набора X и У, максимизирующего полезность при данном доходе, наложим карту кривых безразличия и бюджетную линию на одну и ту же систему координат.
   Равновесию  потребителя соответствует такая  комбинация товаров Хи У, которая максимизирует полезность при данном бюджетном ограничении и при которой у потребителя нет стимула менять ее на другую. Данному условию соответствует товарный набор в точке касания кривой безразличия и бюджетной линии — точке Е. Ни одна из других комбинаций не доставит потребителю большей полезности при данном доходе. Товарные наборы, соответствующие любой кривой безразличия U1, расположенной левее кривой безразличия, будут обладать меньшей полезностью для потребителя. Товарные наборы на кривых безразличия, расположены правее U2, обладают большей полезностью, но не доступны потребителю из-за бюджетного ограничения. Таким образом, равновесие потребителя соответствует комбинации товаров Y1, X1. 

   
    Предпринимательство: сущность, функции, виды. Организационно правовые формы предпринимательства.
 
   
    Фирма(предприятия) как хозяйственный  субьект. Цели и виды фирмы.
   Процесс выпуска  продукции осуществляется путем  производительного потребления факторов производства. Приступая к процессу производства, предприниматель знает, что выпускаемая им продукция может быть создана посредством использования различных комбинаций необходимых факторов. Его задача состоит в выборе такой комбинации, которая обеспечит технологическую эффективность, т.е. позволит произвести максимальный объем продукции при минимальных (оптимальных) затратах факторов производства. Если при данной технологии принять качество факторов постоянным, то изменение их потребляемого количества приведет к изменению объема производства. Эту функциональную зависимость между объемом выпускаемой продукции и затратами используемых факторов производства называют производственной функцией:  Q=f(F1,F2,…, Fn)
   где Q максимальный объем производимой при данной технологии продукции; F1,F2,…, Fn  — используемые факторы производства. При изменении технологии строится новая производственная функция. Если затраты факторов позволяют сделать вывод об объеме выпускаемой продукции, то их количество — об уровне применяемой технологии. Как правило, чем выше последний, тем сложнее будет производственная функция. Она может определяться как для всего предприятия, так и для отдельных производственных участков.
   Различают производственные функции с переменными  и постоянными коэффициентами. Если при производственной функции любой объем производства может быть достигнут путем различных комбинаций факторов производства, то она называется функцией с переменными коэффициентами. Коэффициент показывает количество фактора, необходимое для производства единицы продукта. Если же для получения данного объема продукции требуется затратить определенные количества факторов производства, то такая производственная функция называется функцией с постоянными коэффициентами.
   В неоклассической  теории рассматриваются функции  с переменными коэффициентами.
   Производственные  функции описывают различные технологии и не похожи одна на другую. Вместе с тем они имеют ряд свойств:
   Во первых, каждая технология требует обязательного  наличия всей совокупности факторов производства, т.е. последние являются взаимодополняющими(комплементарными).
   Во-вторых, факторы производства характеризуются взаимозаменяемостью. Это значит, что каждый продукт (за немногим исключением) может быть произведен путем использования различных комбинаций факторов. Возможны два случая. Первый — данный объем продукции можно произвести, используя бесконечное множество эффективных комбинаций необходимых факторов производства, полученных путем бесконечно малых изменений их затрат. Второй — для производства данного объема продукции существует только одна эффективная комбинация факторов. В действительности, как правило, имеется какое-то определенное число комбинаций. Следует подчеркнуть, что нельзя полностью заменить один фактор другим. Это означало бы переход к другой технологии производства.
   В-третьих, возможности субституции факторов в значительной мере определяются длительностью рассматриваемого периода времени. Различают кратко- и долгосрочный периоды. Краткосрочным называют такой временной интервал, в течение которого невозможно изменить затраты хотя бы одного фактора производства. Те факторы, затраты которых неизменны в краткосрочном периоде, называются постоянными. Факторы же, затраты которых можно изменить в краткосрочном периоде, называют переменными. Например, предприятие не может быстро изменить производственные площади, количество используемого оборудования и т.д., но оно может в этот же период увеличить объем выпускаемой продукции за счет повышения интенсивности труда, использования большего числа работников, количества сырья. Однако существуют пределы роста объема производства за счет увеличения перечисленных факторов, значит, производственные возможности предприятия в краткосрочном периоде ограничены. Его продолжительность определяется спецификой отрасли, возможностями конкретного предпринимателя.
   Долгосрочный  период — это интервал, достаточный для того, чтобы предприятие могло изменить затраты всех факторов производства. Следовательно, в долгосрочном периоде не существует пределов для наращивания объема производства.
   Естественно, что возможности замещения факторов производства в долгосрочном периоде шире, чем в краткосрочном. 
 

   
    Производственная  функция в краткосрочном  периоде. Закон убывающей  отдачи. Общий, средний  и предельный продукт. Понятие, способы  расчета и их взаимосвязь. Кривые продукта и  их форма.
   Краткосрочный производственный период. Рассмотрим производственную функцию в краткосрочном периоде. Для простоты допустим, что единственным переменным фактором является труд. Если изменять его затраты (численность работников, количество часов труда), то производственная функция покажет, как они повлияют на объем производства в краткосрочном периоде. Так, по мере увеличения затрат труда будет изменяться объем выпускаемой продукции.
   Для его  характеристики используют понятия  совокупного (общего), среднего и предельного продукта.
   Совокупный  продукт переменного фактора  — это количество продукции, произведенной  при данных затратах переменного  фактора и неизменных затратах других факторов производства. Так как за переменный фактор принят труд!., то совокупный продукт обозначается как ТРL.
   Средний продукт  переменного фактора определяется как отношение совокупного продукта к количеству использованного переменного фактора, т.е.
   APL = TPL/L
   Средний продукт  показывает, какой продукт произведен единицей переменного фактора (одним работником, за один час труда), т.е. среднюю или просто производительность труда.
   Предельный  продукт переменного фактора  — это изменение совокупного продукта, полученное при использовании дополнительной единицы переменного фактора и прочих равных условиях. Если затраты труда изменились на ?L, а объем выпускаемой продукции — на ?TPL
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.