Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Печать великой французской революции

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 13.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 6. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
Государственное образовательное  учреждение высшего  профессионального  образования 
 
 
 
 
 
 

                       
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 ПЕЧАТЬ ВЕЛИКОЙ ФРАНЦУЗСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ 
 
 
 
 
 
 
 

           
                                                                                                                                        
                                                                                                                                   
 
 
  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Рязань -  2011 
 
 

       Французской буржуазной революцией открывается новый период в истории не только Франции, но и всей Европы. Как отмечал В.И. Ленин, она «... для буржуазии, для буржуазной демократии сделала столько, что все развитие всего цивилизованного человечества во всем XIX веке - все исходит от великой французской революции, все ей обязано»1. Историю Французской революции начали писать непосредственные ее участники, и до сегодняшнего времени она привлекает внимание как историков, так и журналистов. Газеты, журналы, памфлеты, брошюры и книги доносят до нас горячее дыхание той эпохи.
     Демократические традиции печати Великой французской  революции получили свое развитие в прогрессивной журналистике первой половины XIX столетия. В этот период во Франции происходят большие политические преобразования (Бурбоны – Орлеаны - Вторая республика). И не последнюю роль в этом сыграла демократическая печать Франции.
      В истории печати этого времени  можно также выделить три наиболее характерных периода, соответствующих определенным этапам развития революции.
      На  первом этапе — май 1789-г. — август 1792 г. — свержение монархии, вся демократическая печать вела ожесточенную борьбу с аристократической и роялистской прессой по всем буквально вопросам. Впервые юридически была закреплена свобода печати сначала в «Декларации прав человека и гражданина», а позднее в статьях Конституции 1791 г.
      Второй  этап — с 10 августа 1792 г. по 2 июня 1793 г. — отличается тем, что перестала существовать роялистская печать, но зато развернулась напряженная борьба между жирондистами и якобинцами. И здесь важную роль сыграли газеты Марата, Эбера, Робеспьера и Прюдома. Большое значение имели и брошюры К. Демулена.
      Третий  этап — начало июня 1793 г. и до 9 термидора 1794 г. — характеризуется сложнейшей внутренней борьбой якобинцев, кордельеров, будущих термидорианцев и тяжелой внутренней и внешней обстановкой Французской Республики.
   Демократическая печать в борьбе за развитие революции (май 1789 г. — август 1792 г.).
      Революция вызвала к жизни множество  газет. Если в 1788 г. во всем королевстве печаталось 60 периодических изданий, то с 14 июля 1789 г. по 10 августа 1792 г. появилось более 500 различных газет. Многие выходили под заголовками «Патриот», «Революцион», с 1790 г. — «Республиканский», а чуть позже — «Республика». Не счесть, сколько было «Ами», «Анти», «Журналь» и др. Очень большое количество изданий назывались «Бюллетень», «Газетт», «Аннал», «Хроник», «Летр», «Корреспонданс», «Курьер», «Трибюн», «Обсерватор» и т. д. Количество и тираж газет во многом ограничивали технические возможности. Накануне революции наиболее распространенной была «Парижская газета», имевшая около 8 тыс. подписчиков. В большинстве же случаев тираж газет колебался от 300 до 500 экземпляров, большинство из них выходило 2—3 раза в неделю. До 1789 г. газеты продавались сброшюрованными по нескольку номеров. После начала революции с ростом тиража и числа газет их продавали и отдельными номерами.
      Реклама в газетах находилась в зачаточном состоянии. Бриссо во «Французском патриоте» помещал частные объявления. Из всех изданий, выходивших в то время, наибольшее место всякого рода объявлениям отводила «Парижская хроника» — ежедневная газета, содержащая большой фактический материал. Издание газет было делом дорогим, но все же рентабельным. Особенно в благоприятном финансовом положении находились газеты, предназначенные исключительно для объявлений, например «Анонс», «Афиша» и др. Они выходили два раза в неделю форматом in-8°, тираж их достигал 50 тыс. экземпляров. И совсем не случайными кажутся слова Сен-Жюста в адрес одного из книгопродавцев: «Велика ли цена вашего патриотизма, если один какой-нибудь памфлет приносит вам тысячи франков?»
      Выходили  газеты, получавшие субсидии от правительства. Эта практика, впрочем, введенная при старом еще режиме, продолжалась и в последующие годы. Например, газета «Часовой».
      Многие  газеты являлись органами клубов и  кружков. Такой, например, была газета «Железные уста» — издание «Социального кружка». Ее редакторами были аббат К. Фоше и Н. Бонвилль. Из всех подобных изданий наибольший успех имел «Народный трибун». (В 1795 г. Г.Бабёф возьмет это название для своей газеты.)
      Надо  заметить, что лишь в 1815 г. во Франции  стала внедряться новая техника в полиграфию. До этого почти все делалось вручную. Бумага же была обычно низкого качества — грубая, зернистая, шероховатая, иногда слегка окрашенная или в пятнах. Многочисленные дефекты бумаги сказывались на качестве печати.
      1789 год открыл новую эру журналистики — политической печати. Роль книг кончилась, писал историк печати Атен, настала очередь газет. Начало политической газете положил П. Бриссо, напечатавший в марте проспект одной из первых во французской революции газет «Французский патриот». Эпиграфом к газете он взял высказывание английского публициста Джебба: «Свободная газета — это часовой, бессменно стоящий на страже народных интересов». В проспекте Бриссо обещал за «малую плату давать информацию». Однако осуществить ему этот план не удалось, так как цензура запретила издание.
      Почти одновременно с изданием Бриссо появилась газета Мирабо «Генеральные штаты», направление которой он определил так: «Конституция, родина, свобода, правда — вот наши боги». В следующем номере Мирабо подверг критике речь министра финансов Неккера, что привело к закрытию газеты.
      Взятие  Бастилии восставшим народом разрушило последние препоны на пути свободной политической печати. Одна за другой появляются новые газеты. В это время стал издаваться «Народный трибун», редактируемый Фрероном, в то время стоявшим чрезвычайно близко к Марату. Марат называл Фрерона своим учеником и печатал свои статьи в его газете. Некоторые номера Марат сам и редактировал.
      12 сентября 1789 г. Жан  Поль Марат в Париже качал издавать газету «Парижский публицист». «Проспект» о предстоящем выходе газеты был опубликован 8 сентября. «Парижский публицист» имел подзаголовок: «Политическая, свободная, беспартийная газета, издаваемая обществом патриотов и редактируемая Маратом». Эпиграф газеты - «Посвятить жизнь истине». С № 6 газета стала называться «Друг народа», под которым она вошла в историю. Сначала газета выходила от имени «патриотического общества», а с № 29 - только от имени Марата.
      Это было ежедневное издание. Сам Марат  зачастую был и редактором, и наборщиком, и издателем одновременно. Он так объяснил причину издания своей газеты: «Сегодня, когда французы завоевали свободу с оружием в руках, когда раздавленный деспотизм больше не осмелится поднять голову, когда возмутители государства были обращены в бегство, когда враги родины пытались одеть маску добродетели, когда смущенное честолюбие боялось себя показать, когда поток предрассудков обрушился со всех сторон на голос правды, когда права человека и гражданина должны стать священными и когда Франция ожидает счастья со свободной Конституцией - ничто не сможет противостоять желаниям нации... подготовить триумф великих истин, которые должны привести королевство к справедливости и свободе, чтобы утвердить основы общественного счастья...»2.
      18 сентября 1789 г. Марат напечатал «Обращение к народу», принципам которого он остался верен на всю жизнь: «Французы, вы не имеете больше тиранов, но вы еще испытываете последствия тирании. Вы не имеете больше господ, но вы еще ощущаете следы угнетения... Если мы желаем сохранить надежду на будущее, откажемся тогда от рокового спокойствия нашего, обратим внимание на пропасть, что простирается у наших ног, измерим глубину ее и попытаемся заполнить эту пустоту раньше, чем она нас поглотит»3.
      Камиль  Демулен метко назвал газету Марата «ежедневным хлебом народа». Сам он в ноябре стал издавать газету «Революции Франции и Брабанта». Демулен получил известность в дни штурма Бастилии.
Газета  Демулена выходила еженедельно. Каждый номер делился на три части. Первая часть посвящалась Франции, вторая — событиям в Брабанте и в других районах, где будут происходить революции, третья часть включала в себя разнообразный материал, представляющий интерес для читателей. Одной из причин того, что газета прекратила свое существование, было падение числа подписчиков и связанные с этим финансовые трудности.
      В начале 1791 г. в Париже появилась ежедневная газета «Папаша Дюшен». Ее издавал талантливый журналист Жак Рене Эбер. Газета сразу же привлекла к себе большое внимание. Особенно она была популярной среди плебейской части населения. До того как начать издавать газету, Эбер в 1790 г. опубликовал три памфлета, один из которых «Частная жизнь аббата Мори» принес ему известность и язык которого во многом напоминал его статьи в будущей газете.
      Для языка газеты характерны обороты, заимствованные из жаргона предместий, использование шуток, ругательств, но мысль выражена ясно и четко. Эбер мгновенно откликался на все острые вопросы текущей политической жизни. Он умел прислушиваться к нуждам народных масс, отлично знал их настроение, запросы, умел заинтересовать читателей, привлечь их внимание к тому или иному вопросу.
Эбер несомненно умел отвечать на различные и зачастую смутные чаяния своей обширной народной аудитории. И в этом его сила и неоспоримые заслуги перед демократической печатью. Однако у Эбера как журналиста и человека есть и слабые стороны. 4 марта 1794 г. он предпринял неудачную попытку поднять восстание.
      Контрреволюционная  печать.
      Сначала королевский двор спокойно реагировал на возникавшие газеты, казалось, не понимая всей опасности происходящего. Большому количеству эмоциональных газет двор противопоставил холодную невозмутимость официального органа, старую «Газетт де Франс», которая ограничивалась публикацией правительственных актов, храня глубокое молчание о совершающейся на ее глазах резолюции. Так, она ни словом не обмолвилась о падении Бастилии, слепо следуя записи Людовика XVI в его дневнике, где монаршей рукой дни 12 - 14 июля 1789 г. были помечены коротким словом: «Ничего».
      Королевский двор забил тревогу и начал поход против революции. Тогда-то и обратили внимание на печать. Первой защитницей трона стала «Газета двора и города» (более известная под названием «Маленький Готье»), сразу же обрушившаяся на революцию и демократическую печать. Позже к ней присоединились «Друг народа» и «Деяния апостолов», другие газеты антидемократического направления. Дни 5 - 6 октября подтолкнули аристократические круги к созданию новых газет для борьбы с революцией4.
      Аристократические газеты повели борьбу с патриотами. Население предместий столицы было окрещено усилиями газеты «Деяния апостолов» как «парижская уличная грязь», «свиньи», «дети проституток». А в промежутках между этими перлами, чтобы заполнить вакуум, печатались требования к генералам и армии положить конец «революционному безумию». Со страниц газет «Деяния апостолов» и «Друга короля» впервые прозвучали угрозы «обновить Францию в кровавой купели», отправить на эшафот «мятежников». Мятежниками считались все противники феодально-абсолютистского строя
        «Истина и справедливость - вот единственно, чему я поклоняюсь на земле»5, - писал Марат в одном из номеров своей газеты.
      Близка  к словам Лустало и характеристика Марата роли редактора газеты: «Я различаю людей исключительно по их личным качествам... Я всегда презирал кумиров удачи и не стану никогда льстить идолам власти... Какой бы строгостью ни отличалось мое перо, оно будет опасно лишь для одних пороков, и даже по отношению к отъявленным мерзавцам оно будет уважать истину; если же оно, хотя бы на мгновение, отклонится от нее, чтобы оскорбить невинность, пусть дерзкий понесет наказание, ведь он в распоряжении закона»6.
      Одним из важных вопросов, по которому развернулась дискуссия буквально с первых дней революции, был вопрос о свободе печати, что нашло отражение при обсуждении «Декларации прав человека и гражданина». Отметим, что эта задача не была простой, так как в прошлом не было подобного прецедента. После нескольких замечаний и дополнений Учредительное собрание 26 августа 1789 г. проголосовало за статью о печати, органически вошедшую в «Декларацию прав человека и гражданина»: «Право сообщать свои мысли и свои мнения - одно из драгоценнейших прав человека: каждый человек может, следовательно, свободно говорить, писать и печатать, отвечая за злоупотребления этой свободой в случаях, предусмотренных законом». Учредительное собрание не изменило режима политической печати, но оно торжественно подтвердило, что рассматривает свободу печати как естественное право человека, и законодательно это право гарантировало.
      Основную  тяжесть борьбы с монархией и  контрреволюцией несли демократические издания, газеты, редактировавшиеся Маратом, Лустало, Марешалем, Демуленом, Эбером и др. На них-то в первую очередь и обрушивались репрессивные меры властей. Например, 26 июля 1790 г. Марат опубликовал памфлет «С нами покончено!», в котором разоблачал план контрреволюции, преступную апатию муниципального совета к делам и выступал за вооруженное восстание. Памфлет был издан в качестве приложения к газете и расклеен по всему Парижу. Появление его настолько было неожиданным, что произвело эффект внезапно разорвавшейся бомбы. То, о чем шептались, что скрывалось под покровом тайны, лжи и предательства, Марат обнажил со свойственной ему смелостью и поразительным чутьем. О впечатлении, произведенном памфлетом, можно судить по тому факту, что русский посол Симолин переслал его вместе с донесением русской императрице.
Даже  в лагере патриотов произведение Марата вызвало разногласия. Демулен был напуган требованием Марата установить диктатуру, ввести террор и считал, что этим вносится раскол в ряды демократии.
      «Я  знаю, что за мою голову негодяи, стоящие у кормила правления, - писал Марат, - дают определенную цену. Пятьсот шпионов разыскивают меня и днем и ночью. Ну что ж! Если они меня найдут и если они меня захватят, они меня растерзают, и я умру как мученик свободы. Сказать, что отечество погибло, а Друг народа хранил трусливое молчание, тогда будет невозможно... Граждане! - обращается он к патриотам, - враги у наших ворот, министры открыли им каши границы под предлогом разрешения свободного прохода по нашей территории, возможно, что в настоящее время они уже быстрыми шагами двигаются против нас... Граждане всех возрастов и всякого положения, меры, принятые Национальным собранием, не способны предотвратить вашей гибели: с вами будет покончено навсегда, если вы не возьметесь за оружие и если вы не найдете в себе тех героических качеств, которые в дни 14 июля и 5 октября дважды спасали Фракцию»7. Марат призывает взять под стражу королевскую семью, арестовать министров и их сообщников, во имя спасения своих жизней заключить в тюрьму городские власти, захватить артиллерию и склад оружия. По существу, он призывает к плебейской революции, к захвату власти самим народом.
      Ознакомившись с этим памфлетом, Национальное собрание декретировало положение, согласно которому королевский прокурор мог санкционировать приказ о преследовании авторов, издателей и разносчиков   таких  газет, которые  провоцируют народ к выступлению против законных властей и призывают к пролитию крови и неподчинению Конституции.
      Чтобы уменьшить влияние газет, был  принят ряд мер против печати, в первую очередь затрагивавших интересы демократических изданий. Например, были повышены цены на газеты, издан закон, запрещавший расклеивать газеты на улицах. Вслед за этим появилось постановление гласившее, что впредь на белой бумаге будут печататься только правительственные акты.
После восстания 10 августа 1792 г. в течение  почти трех лет революции роялистская пресса, используя лозунг о полной свободе печати, клеветала на революционные газеты и на демократических деятелей, открыто призывая к уничтожению завоеваний революции.
     Борьба  между жирондистами и якобинцами. Второй этап - с 10 августа 1792 г. по 2 июня 1793 г. - отличался тем, что в это время перестала существовать роялистская печать, но зато развернулась напряженная борьба между жирондистами и якобинцами. И здесь важно отметить роль газет Марата, Эбера, Робеспьера и Прюдома. Большое значение имели и брошюры К. Демулена.
     Восстание 10 августа 1792 г. покончило с монархией и подвело народный фундамент под Республику. Национальный Конвент единогласно постановил, что королевская власть во Франции упраздняется, и объявил 20 сентября 1792 г. первым годом Республики. Долго не смолкающими аплодисментами и радостными криками «Да здравствует нация!» приветствовали депутаты это решение.
      Жиронда решила нанести удар и по демократической печати.
      Основные  свои усилия жирондисты сосредоточили  против Марата, обвиняя его в призывах к грабежам и убийствам, в клевете на Конвент и в покушении на суверенитет народа. Против этого лживого обвинения выступали Робеспьер, Дантон, Демулен и др. Попытка предать Марата суду Чрезвычайного трибунала окончилась поражением жирондистов и триумфом Марата.
      От  Марата жирондисты перешли к Демулену. Против самого Демулена никаких мер не было принято.
      В мае 1793 г. следственная комиссия Конвента, состоявшая исключительно из жирондистов, распорядилась арестовать Эбера за материалы в газете «Папаша Дюшен»,  направленные против бриссотинцев, жирондистов, роландистов и др. Парижская Коммуна потребовала освобождения Эбера, являвшегося заместителем прокурора Коммуны. 28 мая Эбер был выпущен на свободу.
      События 31 мая — 2 июня 1793 г. привели к тому, что Конвент под давлением народных масс постановил арестовать 29 жирондистских депутатов, что означало конец Жиронде, конец дуэли между Горой и Жирондой, длившейся со времен Законодательного собрания.
      Влияние революции на дальнейшее развитие революционно-демократической печати.
      Идеологическая  борьба в общественной жизни Франции в 1814—1859 гг. занимала большое место. Многие называли революцию конца XVIII в. «великим социальным преступлением», с тревогой указывая на возможность новых революций. Особенностями политической обстановки во Франции и объясняется повышенный интерес либеральных публицистов того времени к истории парламентов и их борьбы против королевского абсолютизма.
Важное  значение в идеологической борьбе времен Реставрации имеют антидворянские и антиклерикальные памфлеты талантливого либерального публициста Поля Луи Курье. Превосходную сатиру на политический строй Франции дает Курье в памфлете  «Дипломатический документ», перепечатанный из английских газет», написанном в форме вымышленного письма Людовика XVIII королю Испании.
      Не  будучи революционером. Курье хорошо понимал революционизирующее значение политических памфлетов. «Во все Бремена, - писал он, — памфлеты изменяли облик мира». Курье неоднократно преследовался властями, его подвергали арестам и предавали суду.
      Заметную  роль в политической борьбе 1814—1330 гг. играла периодическая пресса. Широкое развитие получило издание политических брошюр.
      Правительство принимало строгие меры для борьбы с либеральной и демократической печатью.
      26 июля 1830 г. правительство опубликовало указы (ордонансы), которые распускали Палату депутатов, полностью уничтожали свободу печати и на три четверти сокращали количество избирателей. По существу, это был государственный переворот, означавший попытку феодально-абсолютистской реставрации. Однако уже к вечеру начались манифестации, перешедшие 27 июля в массовое народное восстание. Эти дни уничтожили династию Бурбонов, нанесли сокрушительный удар по «Священному союзу» европейских монархов, всколыхнули Европу. Газетные сообщения о революции во Франции воспринимались повсюду как «солнечные лучи, завернутые в бумагу» (Т.Гейне). 9 августа 1830 г. Лук-Филипп был провозглашен «королем французов». Финансовая олигархия вырвала победу из рук народа, посадив на трон своего ставленника. Новой властью была временно отменена цензура. Но полициейско-бюрократический государственный аппарат остался нетронутым, как остались в силе и суровые законы против рабочего класса.
Революция  1830 г. во Франции - пример незавершенной  буржуазной революции.
      Период  Июльской монархии характеризуется невиданным ростом периодики – выходило более 700 названий газет и журналов.
      В 40-х годах наблюдается усиленное  проникновение в рабочую среду коммунистических и социалистических идей, что нашло отражение в демократической печати. Передовые рабочие охотно читали политическую литературу, сочинения по истории революции 1789—1794 гг., памфлеты и речи Марата и Робеспьера. Большой успех имела книга Буонарроти «Заговор во имя равенства». Его идеи примитивного, уравнительного коммунизма оказали немалое влияние на умы революционных рабочих.
      Все же пропаганда идей и традиций революции в демократической печати имела большое значение для борьбы с королевским режимом.
В эти  годы во Франции отмечается возрождение  интереса к учению «равных», чему содействовала книга Ф. Буонарроти «Заговор во имя равенства, именуемый заговором Бабефа». Наиболее полно идеи и взгляды Бабефа можно обнаружить в демократической печати. Так, заслуживают внимания такие газеты, как «Монитор репюбликен» и «Лем либр». Они издавались нелегально тайным военным обществом «Демократические фаланги».
     Существовали  и легальные необабувистские  газеты, подчинявшиеся суровым требованиям закона, менее резкие в выражениях и более заинтересованные в анализе социальных отношений. Среди них следует отметить издание Пийо «Трибюн де пепль», которое и по своему формату, и по манере изложения материалов принадлежало к разряду памфлетов.
     Заметно усилилась оппозиции буржуазии. Выросло влияние республиканцев, которые группировались вокруг газеты «Касиональ». Редакция этой газеты во главе с А. Маррастом вела печатную войну против империи.
     Левые демократические, или социальные, республиканцы группировались вокруг газеты «Реформа», выступавшей за всеобщее избирательное право и социальные преобразования. Газета «Реформа» пользовалась успехом не только среди мелкой буржуазии, но и среди рабочих.
     К концу 1847 г. во Франции сложилась  революционная ситуация. Во всех слоях общества росло недовольство внутренней и внешней политикой Луи-Филиппа. Критика в адрес правительства содержалась на страницах как столичных, так и провинциальных газет. Свержение Луи-Филиппа и провозглашение Республики было логичным завершением борьбы рабочего класса, республиканцев и демократической прессы на протяжении почти двух десятков лет.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Жан Поль Марат.
Биография.
(1743 - 1793)
  
 
 
 
 
 
 
 

 «Истина и справедливость – вот единственно, чему я                                             
  поклоняюсь на  земле.»                                                                           
                Из газеты «Друг народа» 1789 г.                                     
    

      В  наши   дни  многие  народы  ещё только  мечтают о  суверенитете,     о  правовом  государстве,  о  демократических  правах  человека  и гражданина,  о личных и общественных свободах,  о царстве разума и справедливости. Все эти  священные  принципы выдвинула  Великая французская революция. Ради всего этого жили, страдали, боролись и умирали  бессмертные друзья - монтаньяры.  Одним из них был Марат, он  был воодушевлён благородной  заботой о благе  человечества  и  боролся  ради того, чтобы  людям жилось лучше.  Вот почему Марат стал героем моей работы.
     Жан Поль  Марат родился 24 мая 1743 года в маленьком  городке Будри, в княжестве Невшатель в Швейцарии. Получил хорошее  образование  в доме отца, довольно известного врача. В 16 лет покинул отцовский дом, жил во Франции, Голландии, Ирландии и Англии, изучал медицину, физику и философию. В 1773 году опубликовал двухтомный труд по физиологии «Философский опыт о человеке», за которым последовал ряд других научных работ. В 1775 году вышел в свет (в Англии) памфлет Марата «Цепи рабства» - выдающееся  политическое произведение, направленное против абсолютизма и английской парламентской системы и выдвигавшее  идеи  вооруженного  восстания  и вооруженной диктатуры. В 1776 году  Марат переезжает в Париж и поселяется на улице Старой голубятни, где снискал известность врачебной практикой и научными  исследованиями по физике. С началом революции Марат оставил научные занятия, посвятив себя служению восставшему народу.
     В 1789 году Марат выпустил брошюры «Дар отечеству» и «Дополнения», где развил мысль о необходимости объединения  всех общественных прогрессивных  сил для борьбы против абсолютизма.
     С сентября 1789 года Марат издаёт газету «Друг народа», получившую популярность как боевой орган революционной  демократии, её читали нарасхват. Он пишет в газете: «Я чувствую омерзение к беспорядку, насилиям, разнузданности; но когда я подумаю, что в настоящее время в королевстве имеется  пятнадцать миллионов человек, которые готовы погибнуть от голода; когда я подумаю, что правительство, доведя их до этой страшной доли, без сожаления бросает их на произвол судьбы… моё сердце сжимается от боли и трепещет от негодования. Я знаю обо всех опасностях, каким я подвергаюсь, горячо отстаивая дело этих несчастных; но страх не остановит моего пера; не раз уже отказывался я от забот о своём существовании ради служения отчизне, ради мести врагам человечества и, если понадобится, отдам за них последнюю каплю крови».             
 Марат  первый предсказал приближение  революции. Он считает, что  его обязанность как Друга  народа в том и состоит, чтобы  пробудить сознание народа, вдохнуть  в него веру в свои силы  и поднять его на борьбу: «Несчастный  народ!.. Оплакивай же, оплакивай свою несчастную судьбу: ты вполне заслужишь весь её ужас, если окажешься настолько трусливым, что не сумеешь прибегнуть к имеющемуся у тебя средству спасения – оно в твоих руках !»  Это спасение – в революционных действиях, в массовых выступлениях народа. Воля народа, подкреплённая силой оружия, - вот что является ведущей силой в революционном процессе. «Друг народа» выдвигает целую программу практических революционных мер: «чистку» Учредительного собрания, «чистку» парижского и провинциальных муниципалитетов от враждебных революции людей, созыв народных собраний и выдвижение народом новых, достойных представителей в обновлённое Национальное собрание или в новый законодательный орган, который должен прийти на смену первому и недостойному Национальному собранию.
     На  страницах газеты последовательно  отстаивает задачи развития революции, срывая маски с тех, кто под  прикрытием лживых и лицемерных фраз стремился затормозить её дальнейший ход. Марат предсказывал измену революции со стороны Ж. Неккера, О. Мирабо, затем М.Ж.Лафайета и вёл против них непримиримую борьбу в ту пору, когда они ещё были в зените славы. С такой же решительностью позднее он обличал двоедушие и половинчатость политики жирондистов, приведшие их, в конце концов, на позиции, враждебные революции.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.