Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Контроллинг как система управления

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 13.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 11. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
Мария Николаевна Фуфыгина
Красноярский государственный  университет
Контроллинг как  система управления
Аннотация
В статье рассматриваются  история возникновения, эволюция контроллин-
га, подходы к его  определению, сформулирована авторская  точка зрения
о сущности контроллинга, рассмотрены основные элементы системы  кон-
троллинга.
Ключевые слова
контроллинг; цели, задачи, функции, принципы, методы и инструменты 
контроллинга.
История возникновения  контроллинга
В последнее время  в российской экономической литературе увеличилось 
количество публикаций, посвященных контроллингу. Это связано  с постоян-
ным поиском новых  более эффективных методов и  инструментов управления
предприятиями в  условиях динамичной, высококонкурентной внешней среды,
а также с попыткой адаптации западных методик к  российским условиям. Не-
смотря на возросшее  число публикаций, единого мнения о сущности контрол-
линга нет. Цель данной статьи — учитывая всё разнообразие точек зрения,
определить, что такое  контроллинг, его функции, задачи, основные элементы.
Для этого необходимо рассмотреть историю возникновения  контроллинга,
подходы к его  определению, эволюцию развития понятия.
Рассмотрим макроэкономические условия, при которых появился контрол-
линг. Для этого  проследим взаимосвязь экономической  истории и истории 
возникновения контроллинга в разных странах (США, Германия, Россия).
1. США. Промышленный  рост в США в конце XIX —  начале XX вв., самые 
высокие темпы экономического роста в мире в это время, активное акциони-
рование производства, появление трестов и холдингов, монополий, соответ-
ственно, рост размеров предприятий, усложнение производств  повлекли за
собой необходимость  улучшения методов управления. Данных бухгалтерского
учета, констатировавших уже свершившиеся факты хозяйственной  деятель-
ности, стало недостаточно для управления огромными трестами, холдингами,
для планирования и  прогнозирования. Появляется производственный учет,
ориентированный на «внутреннего» пользователя, позволяющий  получать
релевантную информацию своевременно для принятия управленческих ре-
шений. Контроль со стороны  государства за монополиями требует  от пред-
приятий совершенствования  методов финансового контроля, бухгалтерского
учета – учета  для «внешних» пользователей.
Годы Великой депрессии (1929-1933), разразившийся мировой экономи-
ческий кризис заставили  обратить более пристальное внимание на методы
и идеи контроллинга. Стал необходимым более детальный  учет затрат на
производство, актуальным — планирование с его ориентацией  на будущее 
предприятия, а не только на свершившиеся факты.
2. Германия. 1970-е гг. — появление ТНК, формирование  центров прибыли 
на предприятиях Германии. Для управления ими ранее  использовавшиеся ин-
струменты (бухгалтерского финансового учета) не годились. В  начале 1980-х 
© М. Н. Фуфыгина, 2006.77
гг. многие предприятия  столкнулись с проблемой неплатежеспособности, воз-
никла необходимость  улучшения инструментов планирования и управления.
3. Россия. В России  понятие «контроллинг» начинает  появляться в 1990-е 
гг. Это связано  с переходом к становлению  рыночных отношений в стране,
с распадом СССР. При  административно-командной экономике  главным по-
требителем информации, касающейся производственно-хозяйственной  дея-
тельности предприятий, являлось государство, осуществлявшее централизо-
ванное планирование деятельности в различных отраслях. Для подготовки
отчетов для «внешнего» пользователя было достаточно данных бухгалтерско-
го учета. Своеобразным зарождением предпосылок управленческого  учета в 
то время на советских  предприятиях можно считать систему  хозяйственного
расчета, хозрасчетные подразделения — прообраз центров  ответственно-
сти. При переходе к рыночным отношениям в России предприятия  стали 
перестраиваться на работу в условиях рынка, конкуренции, при отсутствии
государственных заказов (за исключением ВПК). Данных бухгалтерского
учета, констатировавших уже свершившиеся факты хозяйственной  деятель-
ности с определенным, немалым, опозданием (в связи с  особенностями на-
шего налогового и бухгалтерского законодательства), стало недостаточно
для принятия управленческих решений. В условиях рыночной экономики, в 
динамично развивающейся  внешней среде для российских предприятий ста-
новится актуальным поиск новых методов, инструментов, систем управления.
Эти методы должны обеспечивать получение своевременной релевантной 
информации о реальном положении дел на предприятии  для «внутренних 
Рис. 1. Макроэкономические условия появления контроллинга78
пользователей», для  повышения эффективности принимаемых  управлен-
ческих решений, которые  обеспечивали бы долгосрочное существование 
предприятия, выполнение его как оперативных, так и  стратегических целей.
Контроллинг и обеспечивает выполнение вышеперечисленных целей. «Си-
стема контроллинга целесообразна в тех случаях, когда функции управления
предприятием делегированы его отделам и службам. Тогда  он поможет им
в достижении максимально  возможного общего результата деятельности. В 
этом смысле контроллинг  как наука об успешном управлении предприятием
является инструментарием  рыночной экономики, при которой  нет необходи-
мости в централизованном администрировании» [7, с. 13].
Таким образом, в  периоды пикового развития экономики (либо в перио-
ды экономического роста, либо в периоды кризисов) перед  предприятиями 
встает вопрос об эффективности применяемых методов  управления, об их
соответствии изменившимся внешним условиям, в которых функционирует 
предприятие. Менеджеры  компании начинают задумываться  о  необходи-
мости разработки и  применения новых (более эффективных, позволяющих 
достигать целей  предприятия в новых условиях) методов и инструментов
управления, таких  как контроллинг. Взаимосвязь макроэкономических усло-
вий и появления  контроллинга представлена на рис. 1.
Подходы к определению  и эволюция контроллинга
В российской и зарубежной литературе нет единого мнения о  том, что 
такое контроллинг,  встречаются следующие подходы  к его определению:
контроллинг как  одна или несколько управленческих функций (планирова-
ние и контроль, например); контроллинг как управленческий учет (и другие
функциональные области); контроллинг как информационное обеспечение 
управления; контроллинг  как инструмент достижения целей  предприятия; кон-
троллинг как система  управления предприятием; контроллинг  как управление
управлением; контроллинг  как управленческая концепция; контроллинг  как 
управленческая философия.
Рис. 2. Эволюция контроллинга79
Проанализировав определения  контроллинга, встречающиеся в отече-
ственной и зарубежной литературе, изучив историю его возникновения  в 
разных странах, можно  проследить эволюцию развития этого  понятия (рис. 2).
Контроллинг рассматривался как бухгалтерский (финансовый) учет, основ-
ная функция которого контроль финансовых ресурсов; потом  добавляется 
учет производственный (управленческий) с оперативным планированием  и 
контролем. Далее  возникает необходимость в стратегическом управлении
(стратегическом  планировании с ориентацией на  будущее). Со временем 
контроллинг становится информационным обеспечением управления и про-
цесса принятия управленческих решений; становится системой управления
предприятием, управлением  управления, управленческой философией и 
концепцией.
Как при возникновении  подходов к управлению, так и при  определении 
контроллинга изначально доминировал процессный подход (контроллинг  как 
одна или несколько  управленческих функций). Далее контроллинг  стал рас-
сматриваться в  рамках системного и ситуационного  подходов: контроллинг 
как система управления, но система, индивидуальная для каждого  предпри-
ятия в зависимости  от ситуации, в которой оно функционирует.
Таким образом, контроллинг  гораздо шире, чем отдельно взятые управлен-
ческие функции (планирование и контроль, например); шире, чем система 
управленческого учета; больше, чем информационное обеспечение  процес-
са принятия управленческих решений. Если рассматривать контроллинг  как 
управление управлением, то возникает ассоциация с базисом  и надстройкой 
(базис – традиционная  система управления, надстройка  – контроллинг). На-
сколько гибкой будет  подобная «конструкция», как быстро и своевременно
она будет реагировать  на изменения внешней среды и  предоставлять реле-
вантную информацию для принятия управленческих решений? Какой должна
быть организационная  структура предприятия, насколько  простой и гибкой
она может быть? На мой взгляд, контроллинг – это  система управления
предприятием, обеспечивающая достижение его как краткосрочных, так и 
долгосрочных целей  в условиях быстроменяющейся, динамичной внешней 
среды, позволяющая  получить релевантную информацию на данный момент
времени и на будущее, касающуюся любой из функциональных областей, не-
обходимую для принятия управленческих решений.
Система контроллинга
Можно выделить два  подхода к определению системы  контроллинга. Пер-
вый основан на выделении  контроллинга направлений деятельности предпри-
ятия (контроллинг  функциональных областей деятельности) [4]:
— контроллинг маркетинга;
— контроллинг обеспечения  ресурсами;
— контроллинг в  области логистики;
— финансовый контроллинг;
— контроллинг инвестиций;
— контроллинг инновационных  процессов.
В данном перечне, на мой взгляд, пропущена такая функциональная об-
ласть, как персонал, и, соответственно, контроллинг персонала.
Второй подход к  определению системы контроллинга — это выделение вза-
имосвязанных элементов, например, по аналогии с определёнными  в общем 80
менеджменте элементами внутренней среды организации (цели, задачи,
структура, технологии, люди или система «7 S»). Определим  за основу даль-
нейшего исследования  контроллинг как систему, состоящую  из следующих 
элементов: цели, задачи, функции, принципы, методы и инструменты, ин-
формационное обеспечение, система документооборота, структура  службы
контроллинга и  ее место в организационной структуре  предприятия (рис. 3).
Рис. 3. Элементы системы  контроллинга
В управленческой литературе нет единого мнения о целях, задачах, функ-
циях, принципах, методах  и инструментах контроллинга, о построении струк-
туры службы контроллинга на предприятии. Определим основным элементы
системы контроллинга.
1. Цели
Систематизировав  имеющиеся в литературе точки  зрения на определение 
целей контроллинга, можно сделать следующие выводы:
• Цель контроллинга – обеспечение долгосрочного  функционирования
предприятия в динамичной внешней среде.
• Различают цели стратегического и оперативного контроллинга.
• Цель стратегического  контроллинга – обеспечение создания и поддер-
жания устойчивого  конкурентного преимущества, развитие ключевых ком-
петенций для обеспечения  долгосрочного функционирования предприятия  в 
динамичной, быстроразвивающейся  внешней среде.
•  Цель оперативного контроллинга – обеспечение выполнения текущих 
целей предприятия, эти цели касаются различных функциональных областей
предприятия, различны для каждого конкретного предприятия. Многие авто-
ры формулируют  цель оперативного контроллинга как  обеспечение ликвид-
ности, прибыльности.
То, какой будет  система контроллинга на каждом конкретном предприятии,
зависит, в первую очередь, от поставленных целей (на которые  оказывают 
влияние позиции  менеджмента и собственников  компании). 
2. Задачи и функции81
После определения  целей контроллинга перейдем к определению  задач и 
функций, выполняемых  контроллингом, которые способствуют достижению
целей.
Некоторые авторы [9] называют задачами контроллинга управленческие
функции, другие —  функцией связующие процессы в организации. В связи с 
этим необходимо определить, что такое задача и  что такое функция.
Задача – «это предписанная работа, серия работ  или часть работы, которая 
должна быть выполнена  заранее установленным способом в заранее огово-
ренные сроки» [8, с. 92]. Иными словами, задачи способствуют достижению
целей, это подцели, более детализированные и определенные цели. Задачи
контроллинга в  каждом конкретном случае будут определены поставленными 
целями. Поскольку  различают стратегический и оперативный  контроллинг 
(прежде всего  по временному фактору), то и  цели, и задачи подразделяются 
на стратегические и оперативные.
Определим, что такое  управленческая функция. 1920-1950-е гг. – это время 
развития классической, или административной, школы в  управлении, время воз-
никновения процессного  подхода к управлению, в котором  функции управления,
описанные приверженцами  административной школы как функции  менеджера,
не зависящие друг от друга, рассматриваются как взаимосвязанные.
«Управление рассматривается  как процесс, потому что работа по дости-
жению целей с  помощью других – это не какое-то единовременное действие,
а серия непрерывных  взаимосвязанных действий. Эти действия, каждое из
которых само по себе является процессом, очень важны  для успеха органи-
зации. Их называют управленческими  функциями» [8, с. 71]. Функция (лат.
functio) – обязанность,  круг деятельности, назначение, роль.
Анри Файоль, считающийся  основоположником процессного подхода, вы-
делил следующие  управленческие функции: планирование, организацию,
распорядительство, координацию и контроль.
У разных авторов  свои перечни управленческих функций. Так, например,
выделяют следующие  функции: планирование, организация, распорядитель-
ство (или командование), мотивация, руководство, координация, контроль,
коммуникация, исследование, оценка, принятие решений, подбор персонала,
представительство и ведение переговоров или  заключение сделок.
По мнению «классиков»  менеджмента М. Мескона, М. Альберта, Ф. Хедоури 
[8, с. 72], процесс управления  состоит из функций планирования, организа-
ции, мотивации и  контроля. Эти четыре первичных функции  управления объ-
единены связующими процессами коммуникации и принятия решения.
Проанализировав имеющиеся  определения функций контроллинга, учиты-
вая предложенное выше определение контроллинга, я выделила следующие 
его функции:
— планирование
«классические» 
функции управления
— организация
— мотивация
— контроль
— информационное обеспечение  процесса принятия управ-
ленческих решений
специфические функ-
ции контроллинга
— координация
— интеграция
— аналитически-методологическая 82
3. Принципы контроллинга
Ряд авторов [9, 10] выделяют следующие принципы контроллинга:
• Принцип движения и торможения. Этот принцип «создает объективные 
условия для постоянного  выявления и внедрения нового, прогрессивного и 
эффективного в  практику конкретного предприятия  с учетом его специфики 
и возможностей» [10, с. 20].
• Принцип своевременности. Здесь, на мой взгляд, имеется в  виду так на-
зываемое проактивное  планирование.
• Принцип стратегического  сознания. «Принцип стратегического  сознания
реализуется только тогда, когда любое решение и  действие оценивается в 
первую очередь  с позиций его соответствия стратегическим программам» 
[10, с. 21]. Данный принцип,  по моему мнению, говорит о  «дереве целей» 
организации, когда  цели более низкого уровня управления обеспечивают
выполнение целей  вышестоящего уровня, о методе управления по целям 
(management by objectives).
• Принцип документирования. «Целью этого принципа является создание
условий для проверки: соблюдались ли цели и задачи стратегического  кон-
троллинга в действительности. В стратегическом контроллинге информация
представляется в  виде письменных сообщений с предварительной  оценкой 
их значимости. Документирование позволяет в любой момент установить по-
сылающего и принимающего информацию, дату передачи и ее содержание» 
[10, с. 21-22]. Задача  этого принципа – поиск «виновного»,  некоторые авторы 
сводят контроллинг  именно к контроллингу персонала.
Учитывая определение  контроллинга как системы управления, а также про-
анализировав вышеперечисленные  принципы, я выделила следующие основ-
ные принципы контроллинга: своевременность и оперативность (оперативное 
и своевременное  предоставления информации для принятия управленческих
решений); релевантность  информации; соответствие стратегическим целям 
развития предприятия (предоставление информации, позволяющей  прини-
мать управленческие решения, не противоречащие стратегическим (соот-
ветственно, и тактическим) целям предприятия); гибкость.
4. Методы и инструменты,  информационное обеспечение контроллинга
В публикациях, посвященных  контроллингу, описывается множество  его 
методов и инструментов, которые требуют систематизации и классификации.
Можно выделить общие  методы контроллинга, присущие многим наукам:
анализ, синтез, индукция, дедукция, аналогия, моделирование, абстрагиро-
вание, конкретизация  и т. д. [9, с. 12]. Также методы и инструменты  контрол-
линга можно классифицировать по видам контроллинга: стратегические и 
оперативные, по функциональным областям деятельности предприятия  и по
управленческим функциям.
Классифицируем методы оперативного контроллинга, упоминаемые  в 
управленческой литературе, в соответствии с функциональными  областями 
деятельности предприятия.
• Маркетинг: методики ценообразования; анализ областей сбыта; анализ
скидок; анализ объема заказов; бенчмаркинг; анализ отклонений.
• Производство: планирование загрузки мощностей.
• Снабжение: управление цепочками поставок (SCM – Supply Chain Management) – система учета и управления взаимоотношениями с поставщиками;
АВС-анализ; анализ отклонений.83
• Логистика: оптимизация  размеров партий готовой продукции; планиро-
вание потребности  в материалах; оптимизация объемов  заказа при закупе;
анализ отклонений.
• НИОКР, инвестиции: статические и динамические методы инвестицион-
ных расчетов.
• Финансы: финансовый анализ показателей деятельности (анализ финан-
совой устойчивости, платежеспособности, ликвидности); EVA (Economic Value
Added);  SVA (Shareholder Value Added);  CVP-анализ; бюджетирование; учет 
затрат по центрам  учета и отчетности, по местам возникновения, по продук-
там/услугам, клиентам; маржинальный анализ (метод учета  сумм покрытия,
ступенчатый расчет сумм покрытия); позаказный метод распределения  за-
трат, попроцессный метод распределения затрат; «standard-costing»; «targetcosting»; факторный анализ себестоимости; анализ отклонений.
• Персонал: структура  численности; движение персонала; эффективность 
труда; издержки на персонал; эффективность кадровых мероприятий.
Среди методов и  инструментов стратегического контроллинга превалируют 
методы стратегического  планирования и анализа: STEP-анализ; анализ от-
расли и конкуренции; анализ конкурентных сил Портера; анализ КФУ; анализ
движущих сил в  отрасли; SWOT-анализ; построение стратегических карт; ма-
тричный анализ (БКГ, GE, ADL); анализ кривой обучаемости; анализ кривой
опыта; портфельный  анализ; BSC; анализ цепочки ценностей; стратегический
анализ жизненного цикла продукта; разработка сценариев  развития; описа-
ние и анализ бизнес-процессов; управление по целям; GAP-анализ; анализ
ключевых компетенций; имитационное моделирование; сетевое  планирова-
ние.
Несмотря на то, что  вышеперечисленные методы и инструменты  принад-
лежат и другим наукам, особенность контроллинга в том, что он интегрирует 
эти методы в единую систему, обеспечивающую достижение целей  органи-
зации.
Многие авторы отождествляют  контроллинг с управленческим учетом.
Рассмотрим, чем отличаются управленческий учет и контроллинг. Основная
задача управленческого  учета – своевременное предоставление релевант-
ной информации для  принятия управленческих решений (информацион-
ное обеспечение  процесса принятия управленческих решений). Функции 
же контроллинга шире: планирование, организация, мотивация, контроль,
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.