На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Социальное обслуживания пожилых и старых людей

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 14.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 9. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание 
 

Введение……………………………………………..…………….…………..…….3
1. Принципы, формы социального обслуживания пожилых и старых людей…..5
2. Организация социального обслуживания пожилых и старых людей…………7
Заключение…………………………………………………………………..……...27
Библиографический список………… ……………………………….……………28 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

     Постоянное  возрастание доли пожилых становится влиятельной социально-демографической  тенденцией практически всех развитых стран.
     Социальная  работа – универсальный социальный институт: ее носители оказывают помощь всем индивидам независимо от социального  статуса, национальности, религии, расы, пола, возраста и иных обстоятельств.
     Социальная  работа — профессиональная деятельность, имеющая целью содействие людям, группам в преодолении личностных и социальных трудностей посредством  поддержки, защиты, коррекции и реабилитации.
     На  смену каждому поколению приходит следующее поколение меньшей  численности; доля детей и подростков в обществе неуклонно снижается, что вызывает соответствующий рост доли лиц старшего возраста.
     Цель  данной работы – раскрыть современные технологии социальной работы с пожилыми и престарелыми гражданами.
     Социальная  работа является деятельностью, цель которой  оптимизировать осуществление субъективной роли людей во всех сферах жизни  общества в процессе жизнеобеспечения и деятельного существования  личности, семьи, социальных и других групп и слоев в обществе. Эта  деятельность является профессиональной и направлена на оказание помощи, поддержки, защиты всех людей, особенно так называемых слабых слоев и групп (инвалидов, многодетных семей, неполных семей, пожилых).
     Обострились проблемы социальной работы и социальной  защиты, так как с началом экономических  преобразований человек со своими проблемами был оставлен на произвол рыночной стихии.
     Сегодня социальная работа как разновидность  деятельности направлена не только на реализацию мер социальной поддержки  «слабых» социальных групп, но и на реализацию мер по социальной защите всего населения.  
 

1. Принципы, формы социального обслуживания пожилых и старых людей 

     Геронтологические центры – новый тип учреждений социального обслуживания для граждан  пожилого возраста, где предоставляется  гериатрическая помощь. Необходимость  создания вызвана ростом численности  граждан престарелого возраста, нуждающихся  в медицинском уходе.
     В настоящее время за рубежом  в  целях совершенствования деятельности геронтологических центров Департамент  по делам ветеранов, пожилых людей  и приема населения, обеспечивая  организационно-методическую работу и  поддержку в укреплении материально-технической  база этих учреждений, подготавливает для органов социальной защиты населения  методические рекомендации по организации  деятельности названных центров. В  центры комплексно поставляется современное  медицинское, технологическое и  реабилитационное оборудование по целевой  программе «Старшее поколение»1.
     Все большую роль в оказании помощи пенсионерам  играют центры социального обслуживания. Однако в результате совершенствования  системы видов и форм социального  обслуживания, включающих комплекс услуг (медицинских), предоставляемых гражданам  пожилого возраста.
     Созданы бригады социальных работников по выращиванию  огородной продукции. Центр социального  обслуживания населения заключает  соглашения с гражданами, состоящими на надомном обслуживании, на выращивание  на их земельных приусадебных участках огородной продукции. Часть собранного урожая выдается малообеспеченным гражданам  в качестве материальной помощи, а  часть реализовывается предприятиям общественного питания.
     Все большую роль в поддержке пожилых  граждан играют специальные дома для одиноких престарелых с комплексом служб социально-бытового назначения, которые являются перспективной  моделью структуры жизнеобеспечения пожилых людей в условиях нарастания пожилого населения.  

     Средства, вырученные от продажи, также направляются на оказание материальной помощи малообеспеченным пенсионерам.
     Учитывая  необходимость предоставления адресной, оперативной помощи, максимально  приближенной гражданам, которые проживают  в удаленных сельских населенных пунктах, органы защиты населения активно  развивают разнообразные модели мобильной социальной службы.
     Для многих ветеранов и инвалидов  крайне затруднено обращение в лечебные, правоохранительные и другие социально  значимые учреждения, в том числе  предоставляющие бытовые и торговые услуги населению. Обслуживание мобильной  социальной службой обходится людям  как минимум вдвое дешевле, чем  по тарифам на транспортные и другие услуги в местности.
     Поиск социальных технологий, повышающих доступность  социальных услуг населению в  современных социально-экономических  условиях, привел к идее создания межведомственных центров по решению социальных вопросов при муниципальных органах самоуправления в форме сельских мини-центров.
     Практически созданы учреждения и отделения  социальной помощи для лиц без  определенного места жительства. Действуют дома-интернаты для  престарелых, в которых находятся  граждане пожилого возраста, частично или полностью утратившие способность  к самообслуживанию и согласившиеся  проживать в учреждениях социального  обслуживания2.
     В целом сложившаяся социальная политика за рубежом  направлена на улучшение  медицинского, бытового, транспортного  обслуживания пожилых граждан, улучшение  их жилищных условий, обеспечение социальных услуг и гарантий, создание условий  для их общественной и творческой деятельности.
     Многие  из подобных учреждений, особенно находящиеся  в отдаленных от центра населенных пунктах, не приспособлены для проживания инвалидов.
 

2. Организация социального обслуживания пожилых и старых людей 

     Рассматривая  вопрос о старении, весьма важно  не отделять вопрос о положении пожилых  лиц от общих социально-экономических  условий, преобладающих в обществе. Престарелых граждан за рубежом   следует рассматривать как неотъемлемую часть населения. Их следует также  рассматривать в контексте групп  населения, таких как женщины, молодежь, инвалиды и рабочие-мигранты. Престарелых  надо рассматривать как важный и  необходимый элемент процесса развития на всех уровнях в данном обществе.
     Политика  и мероприятия, направленные на улучшение  положения стареющих, должны обеспечивать пожилым людям возможность в  удовлетворении потребности проявить себя как личность, что в более  широком смысле может быть определено как удовлетворение, полученное в  результате достижения личных целей, устремлений  и осуществления потенциальных  возможностей. Важно, чтобы программы, касающиеся стареющих, создавали возможности  для самовыражения путем их участия  в различных сферах жизни, создающих  личное удовлетворение и приносящих пользу семье и обществу.
     Основными сферами деятельности, в которых  пожилые люди находят удовлетворение, являются следующие: участие в жизни  семьи и поддержание родственных  связей, добровольные услуги обществу, постоянное совершенствование путем  самообразования и обучения в  учебных заведениях, самовыражение  в искусстве и ремеслах, участие  в различных общественных организациях и организациях для престарелых, религиозная деятельность, отдых  и путешествия, работа неполный рабочий  день, участие в политической деятельности в качестве хорошо осведомленных  граждан3.
     Общественность  в целом должна быть информирована  по вопросам, касающимся обращения  с пожилыми, которым необходим  уход. Самих пожилых людей следует  обучать самообслуживанию;
     Повышение уровня и качества жизни пожилых  людей как важное условие совершенствования  образа жизни в пожилом возрасте - сложный комплексный процесс, в  ходе которого достигается состояние  физического и духовного здоровья, удовлетворенность условиями жизни, высокая обеспеченность необходимыми материальными, духовным, культурными  и социальными благами, устанавливаются  отношения пожилых с социальным окружением.
     Лица, работающие с пожилыми людьми дома или в специальных заведениях, должны получить основную подготовку для выполнения этих задач, причем особое внимание должно уделяться участию  пожилых лиц и их семей, а также  сотрудничеству между работниками  здравоохранения и социального  обеспечения различных уровней;
     Основной  принцип ухода за престарелыми должен заключаться в том, чтобы обеспечить им возможность вести независимый  образ жизни в рамках общества как можно дольше4.
     Общество  должно в максимальной степени развивать  медицинские и другие сопутствующие  службы. Эти службы должны включать широкий ряд амбулаторных служб, таких как дневные центры по уходу, амбулаторные клиники, дневные больницы,  медицинское обслуживание и приходящие сестры и услуги на дому. Всегда должны иметься чрезвычайные службы.
     Службы  социального обеспечения могут  являться инструментами национальной политики и должны преследовать цель максимального выполнения престарелыми социальных функций. Они должны иметь  местную базу и предоставлять  широкий диапазон услуг в области  профилактики, лечения и развития стареющих людей, чтобы они могли  вести максимально возможную независимую жизнь в своем собственном доме и в общественном коллективе, оставаясь активными и полезными гражданами5.
     Целью служб обеспечения должно быть создание, расширение и поддержание активности и полезности, престарелых как  в общественном коллективе, так и  для него в течение максимально  длительного срока.
     Социальная  реабилитация граждан старших возрастов  в домах-интернатах получает особый ракурс. Имеет своеобразие и отличие  от представления о социальной реабилитации. Своеобразие объясняется рядом  обстоятельств.
      Пожилые люди и инвалиды в РФ обладают всей полнотой социально-экономических  и личных прав и свобод, закрепленных Конституцией РФ, конституциями, входящих в ее состав, другими законодательными актами.
      Однако  изменение социального статуса  человека в старости и инвалида, связанное с прекращением или  ограничением трудовой и общественной деятельности; трансформацией ценностных ориентиров, образа жизни и общения; испытанием затруднений в социально-бытовой  и психологической адаптации  к новым условиям, порождает серьезные  социальные проблемы.
      Наиболее  острой проблемой является ограничение  жизнедеятельности пожилых людей. Под ограничением жизнедеятельности  понимается полное или частичное  отсутствие у человека способности  или возможности осуществлять самообслуживание, передвижение, ориентацию, общение, контроль за своим поведением, а также заниматься трудовой деятельностью6.
      Составным элементом социальной защиты пожилых  людей и инвалидов на современном  этапе является оказание социальной помощи т.е. обеспечение в денежной и натуральной форме, в виде услуг  или льгот, предоставляемое с  учетом законодательно установленных  государством социальных гарантий по социальному обеспечению. Она носит, характер периодических и единовременных доплат к пенсиям и пособиям, натуральных  выдач и услуг в целях оказания адресной, дифференцированной социальной поддержки категорий, ликвидации или нейтрализации критических жизненных ситуаций, вызываемых неблагоприятными социально-экономическими условиями.
      В решении проблемы значение приобретает  совершенствование системы социальной реабилитации и социальной помощи престарелым  и инвалидам.
      Социальная  реабилитация представляет собой комплекс социально- экономических, медицинских, юридических, профессиональных и других мер, направленных на обеспечение необходимых  условий и возвращение этих групп  населения к полнокровной жизни  в обществе7.
      Таким образом, наряду с предоставлением  традиционных форм социального обеспечения: денежных выплат (пенсий, пособий); натурального обеспечения; услуг и льгот; стационарных и нестационарных видов обслуживания, – значение придается формам экстренной социальной помощи нетрудоспособным, остронуждающимся гражданам Российской Федерации.
      Социальное  обслуживание и обеспечение пожилых  людей включает в себя пенсии и  различные пособия; содержание и  обслуживание престарелых и инвалидов  в специальных учреждениях органов  социальной защиты населения; протезирование; льготы инвалидам; оказание помощи бездомным.
      Социальное  обеспечение осуществляется государственными органами, предприятиями, частными лицами, за счет взносов (вычетов из заработной платы) трудящихся. В последнем случае выплата из фондов определяется не трудовым вкладом и стажем, а размерами  взносов. Такая практика очень распространена в западных странах8.
      Автор предлагает рассмотреть содержание работы Центра социального обслуживания (для граждан пожилого возраста и  инвалидов). В него, как правило, входит несколько отделений. В отделении  дневного пребывания 
(рассчитанного на содержание не менее 30 пенсионеров и инвалидов) организуется питание, медицинское и культурное обслуживание.

      В 2009 г. в системе социальной защиты нашей страны функционировало 959 стационарных учреждений для лиц пожилого возраста и инвалидов, более 700 центров социального обслуживания, 900 отделений социальной помощи на дому, а также ряд других учреждений социальной помощи (психолого-педагогической, экстренной психологической помощи).
      Предусмотрено участие в посильной трудовой деятельности в спецмастерских или  подсобных хозяйствах.
      Отделение временного пребывания (рассчитано на содержание не менее 15 человек) осуществляет лечебно-оздоровительные и реабилитационные мероприятия, культурное и бытовое  обслуживание, питание в условиях круглосуточного содержания.
      В отделении социальной помощи на дому (оно обслуживает в городе 120 человек, в сельской местности — 60 человек) осуществляется постоянное или временное (до 6 месяцев) социально-бытовое обслуживание на дому пенсионеров и инвалидов, нуждающихся в посторонней помощи (бесплатно или на платной основе). Одной из первостепенных задач деятельности отделений социальной помощи на дому является активное выявление нетрудоспособных граждан, нуждающихся в надомном обслуживании.
      Служба  срочной социальной помощи Центра социального  обслуживания предусматривает широкий  перечень услуг: разовое обеспечение  остро нуждающихся бесплатным горячим  питанием или продуктовыми наборами; обеспечение одеждой, обувью и предметами первой необходимости; разовое оказание материальной помощи; содействие в  получении временного жилья; оказание экстренной психологической помощи, по «телефону доверия»: оказание юридической  помощи в пределах своей компетенции; оказание других видов и форм помощи, обусловленных региональными и  особенностями.
      Значение в условиях обстановки имеет социальная защита людей. Оказывается нуждающимся: пенсионерам, престарелым старше 80 лет9.
      Социологические исследования в нашей стране показали, что основными направлениями  обеспечения благосостояния престарелых (по их мнению) являются: повышение пенсий, совершенствование пенсионного  обеспечения, развитие услуг по уходу  за ними на дому, увеличение числа домов  для престарелых и улучшение  условий жизни проживания в них.
      Совершенствование пенсионного обеспечения является одним из направлений социального  обеспечения в современных государствах.
      Необходимо  обратить внимание на социально-бытовое  обслуживание престарелых. Здесь важно  предусмотреть, с учетом потери способности  к самообслуживанию, обеспечение  специальной удобной обувью, одеждой, различного рода приборами и приспособлениями, которые бы облегчили старым людям  передвижение по улице, ведение домашнего  хозяйства, выполнение некоторых гигиенических  процедур.
      Для решения этих проблем архитекторами, дизайнерами, геронтологами определены перспективные направления разработки и выпуска бытовой техники. Предложения  сводятся к созданию10:
      - автоматизированных кухонных комплексов, позволяющих программировать операции  по приготовлению пищи;
      - системы подъемников для ухода  за лежачими больными и оказания  им санитарно-гигиенической помощи;
      - специальной мебели и механизмов  для уборки помещений с учетом  возрастной специфики престарелых  и т. п., а также ряда простых, но очень нужных устройств и приспособлений, создающих удобства людям преклонного возраста и повышающих безопасность бытовых операций;
      - системы поручней и опорных  скоб для принятия человеком  ванны;
      - специальных подставок, облегчающих  надевание обуви;
      - пологих пандусов вместо порогов  и т. п. 
      Предложения хорошие, однако, к сожалению, в нашей  стране они реализуются крайне неудовлетворительно
      С 2006 года в нашей стране начали создаваться  так называемые Центры социального  обслуживания пенсионеров, в состав которых помимо отделений социальной помощи на дому вошли совершенно новые  структурные подразделения —  отделения дневного пребывания11.
      Целью организации отделений было создание центров досуга для пожилых людей, независимо от того, проживают они  в семьях или одиноки.
      Предусматривалось, что в такие отделения люди будут приходить утром, а вечером  возвращаться домой; в течение дня  они будут иметь возможность  находиться в уютной обстановке, общаться, содержательно проводить время, участвовать в культурно-массовых мероприятиях, получать одноразовое  горячее питание и при необходимости  доврачебную медицинскую помощь.
      Основной  задачей деятельности таких отделений  является помощь пожилым людям в  преодолении одиночества, замкнутого образа жизни, наполнение существования  новым смыслом, формирование активного  образа жизни, частично утраченного  в связи с выходом на пенсию.
      Первоначально такие Центры создавались при  домах-интернатах для престарелых, поскольку учреждения имеют такую  материально-техническую базу, которая  могла обеспечить для отделения  соответствующую площадь, ее оборудование, обеспечить посетителей горячим  питанием.
      Отделения были рассчитаны на 25–50 посетителей в день. Срок посещения в первое время функционирования отделений не ограничивался. Оплата за питание взималась с посетителей отделения дифференцирование, в зависимости от размера получаемой пенсии.
      При создании первых центров еще не была предусмотрена ротация посетителей  отделений дневного пребывания через  определенное время.
      Однако  положительный опыт работы этих учреждений сделал их популярными у населения  пенсионного возраста, обнаружил  большое число желающих пользоваться услугами отделения дневного пребывания. В связи с этим с учетом численности  пенсионеров, проживающих в зоне обслуживания Центра и числа подавших заявления на посещение отделения, во многих территориях были просчитаны сроки, на которые должна набираться одна группа, в течение года все желающие могли посещать центр два и более раз.
      В отделение зачисляются пенсионеры и инвалиды независимо от семейного  положения, сохранившие способность  к самообслуживанию и активному  передвижению, на основании заявления  и справки из медицинского учреждения об отсутствии противопоказаний к принятию в отделение.
      В отделении выделяются помещения  для кабинета доврачебной медицинской  помощи, клубной работы, библиотеки, мастерских и др.
      Таким образом, рассмотренные вопросы  создания и развития в России службы социальной помощи нетрудоспособным гражданам  дают основание прогнозировать дальнейшее их совершенствование, в котором  действенное участие будут принимать  новые кадры специалистов по социальной работе, подготовке которых в настоящее  время уделяется самое серьезное  внимание.
      Первая  беседа обычно имеет цель выяснить право клиента получать социальные услуги. Очень многое при этом зависит  от качества беседы. Беседа с клиентом наиболее точно может быть определена как коммуникация (общение) или взаимодействие. Начинающим работникам, сталкивающимся с этой формой деятельности, необходимо обладать знанием и пониманием явных  и тайных причин того или иного  поведения человека, мотивов поведения. Знание этого способствует эффективности  работы и терпимости к людям.
      Только  внимательное выслушивание и наблюдение за тем, как люди ищут помощи, сможет превратить объективные факты и  субъективные чувства в межличностного общения, включающего открытые и  закрытые послания, их расшифровку  и реакцию на различные уровни общения.
      К основным навыкам, необходимым для  введения беседы, относятся такие 10 принципов. Вначале информировать  клиента о продолжительности  беседы; начинать беседу после того как клиент понял ситуацию; стараться  быть доброжелательным, чтобы создать  свободную непринужденную атмосферу; постараться увидеть ситуацию глазами  клиента; осознать опасность вынесения суждений, не принятия человека как есть; развивать навыки социального общения, например, улыбнуться, чтобы помочь общению, вначале избегать вопросов, на которые можно ответить "да"или "нет"; не говорить, не домысливать за клиента; торопиться, не суетиться и научиться справляться с паузами и молчанием клиента (обычно время, клиент напряженно думает).
      Каждая  беседа обычно фиксируется на какой-то основной проблеме такой, как например, исследование финансовых проблем клиента, его болезнях, обидах, взаимоотношениях и т.д. Каждая беседа-знакомство должна иметь четкую схему, т.е. начало, середину, конец.
      Каждая  последующая беседа- встреча с  клиентом должна как-то базироваться на содержание предыдущей, при этом должны быть использованы письменные или видеозаписии12.
      В процессе беседы обращения к одним  и тем же трудностям или даже отрицание  их может дать работнику какой-то "ключ". Надо обращать внимание на несоответствования и умолчания. Например, подвергшийся насилию человек может  и не хотеть вмешательства извне. Такие неожиданные изменения  или что клиент ассоциирует одну идею с другой, поэтому они обе  ничего не значат.
      Первая  встреча социального работника  и клиента чисто информативной  функции имеет, по меньшей мере, три  цели: стремление заключить союз с  клиентом относительно методов лечения, тсоциальный работник старается  понять мысли и чувства клиента; старается вселить в клиента  чувство надежды, что он справится  с ситуацией; демонстрирует методы и формы работы. Если не принимать  эти факторы во внимание, то управление ситуацией невозможно.
      Беседа-интервью социального работника отличается от повседневных бесед тем, что они  имеют тему, направленную на достижение конкретной цели, временные рамки  обычно бывают определены, предполагается положительное или отрицательное  развитие взаимоотношений.
      Иногда  социальные работники переживают, что  порой они сталкиваются с необщительными клиентами, которые вместо того, чтобы  сказать, какая помощь им нужна, делают все, чтобы заблокировать ее.
      Одной из причин этого является то, что  встреча с незнакомым человеком  может вызвать чувство стыда, больших ожиданий, чувства неудачи, ощущение зависимости. Социальный работник не должен выявлять интимные, вызывающие смущение или пугающие факты о  клиенте или о себе самом, поскольку  это может вызвать негативную реакцию клиента13.
      Практики  часто бывают расстроены, если те, кто  пользуются их услугами, не являются на встречу после первой беседы. Исследования показывают, что около 50% обратившихся за помощью не возвращаются для участия  во второй встрече. Причем даже если первая беседа привела к положительным  результатам, то существует и множество  других причин неявки на вторую встречу. Например, для кого-то первой беседы оказалось достаточно, кто-то не хочет  продолжительного вмешательства в  свою жизнь, кто-то предпочитает обращаться в случае необходимости и т.д.
      Удачные беседы не зависят от содержания разговора, если к работнику после интервью относятся к человеку, способному понять чувства клиента, трудностей, и как социальный работник реагирует на субъективные чувства клиента и использует в рабочих отношениях. Интервью считается успешным, попытается устранить барьеры общения, приводящие к непониманию.
      Лучше дать клиенту возможность говорить максимально свободно, поскольку, если человеку дать возможность самому рассказать свою историю, то удивительно как  скоро сам приходит к решению своей проблемы.
      Если  клиент обладает физическими недостатками, умственными, слуховыми, речевыми расстройствами, то могут понадобиться альтернативные методы общения. Опытные работники  порой предвосхищают события  или додумывают за клиента, что он хотел бы сказать или выразить нереально.
      Стереотипное  отношение к клиенту создает  препятствия. Не стоит рассматривать  клиента как принадлежащего к  определенному классу, так как  искажает представление и приводит к поспешным выводам: люди слишком  сложны, чувствительны и склонны  к динамике, чтобы делать выводы.
      Нашей задачей является выделить моменты, когда этот метод мешает или помогает в помощи клиенту. Так, социальный работник, задающий вопросов в подозрительной или обвинительной манере, и не заинтересованным или дружелюбным  тоном, вызовет у клиента чувство  страха и недоверия. Слова здесь  менее важны, чем тон и манера говорящего.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.