На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Оценка эффективности деятельности социальных учреждений: формы и методы контроля

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 14.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 14. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 


СОДЕРЖАНИЕ: 
 

1. Введение ………………………………………………………………...… 3
2. Теоретические аспекты организационно-административной работы.... 5
2.1. Понятие социальной защиты населения Российской Федерации … 5
2.2. История становления системы социальной защиты ……………… 9
3. Цели и задачи социальных учреждений: статус, анализ работы ……… 14
3.1. Нормативно-правовая и структурная организация        организационно-административной работы……………………….
 
14
3.2. Государственные органы социальной защиты населения………. 16
         3.2.1. Источники финансирования  социальной защиты                  населения. Негосударственные пенсионные фонды………….
 
18
        3.2.2. Министерство труда и социального развития  РФ…………… 21
        3.2.3. Органы исполнительной власти субъектов Российской                 Федерации……………………………………………………….
 
23
        3.2.4. Районные (городские) органы социальной защиты населения 28
4. Оценка эффективности  деятельности социальных учреждений: формы и методы контроля ……………………….….…………………..  
36
4.1. Оценка эффективности работы центров……………………………. 36
4.2. Формы и методы контроля деятельности социальных учреждений 37
5. Заключение ……………………………………………………………...... 45
6. Литература ………………………………………………………………... 48
 
 
 
 
 
 
 

1. Введение 

    Актуальность  темы данной работы была обусловлена тем, что в современном   обществе, которое за последнее время было подвержено реформам в экономической, политической и социальной сферах существенно увеличилась потребность в социальных услугах, следовательно, и в учреждениях социального обслуживания.
    Становление и развитие социальных служб в  России началось с конца 80-х  начала 90-х годов. Наибольшее распространение получили центры социального обслуживания. Они предоставляли различные услуги: адресную помощь, организацию дневного пребывания, вещевую помощь. Затем появились службы срочной социальной помощи. Территориальные центры социальной помощи семье, детям, социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних, центры помощи детям оставшихся без попечения родителей.
    Социальная защита населения является одним из важнейших звеньев в системе социального управления обществом. Назначение системы социальной защиты состоит в том, чтобы посредством нормативно-правовых, экономических, финансовых, социально-психологических и организационно-технических средств осуществлять поддержку и помощь нуждающимся группам населения и отдельным людям.
    Целью деятельности организаций социальной работы в системе социальной защиты населения является установление устойчивых и упорядоченных связей между различными уровнями системы, призванной обеспечить нуждающихся в помощи людей жизненными благами, нормализовать социально-психологические отношения между ними и обществом.
    Выделяя систему социальной защиты населения  как гаранта его благосостояния, нужно отметить, что фактически все структуры общества, т. е. институты государственной власти общественного управления, многопланово занимаются проблемами социальной работы. Однако социальная работа в узком смысле осуществляется организациями, учреждениями и ведомствами сферы, где затрагиваются такие аспекты жизнедеятельности, как условия труда, быта, досуга, охраны здоровья, трудоустройства, безопасности и др.
    Объектом данного исследования является деятельность социальных учреждений.
    Предметом исследования – формы и методы контроля за деятельностью социальных учреждений.
    Целью работы является выявление существующих форм и методов контроля за деятельностью социальных учреждений и разработки рекомендаций для них, анализ опыта организационно-административной работы в управлении системой социальной защиты населения.
    Были  поставлены и сформулированы следующие задачи, а именно:
    Определение понятия социальные учреждения.
    Анализ законодательных актов, касающихся деятельности социальных учреждений Российской Федерации.
    Анализ практики деятельности социальных учреждений и выработка рекомендаций по совершенствованию их деятельности.
    Анализ опыта организационно-административной работы в управлении системой социальной защиты населения.
    Управление  современной российской системой социальной поддержки населения переживает серьезные процессы модернизации, актуализирующие задачу социологического анализа социальных эффектов деятельности социальных служб. Оценка эффективности становится неотъемлемым элементом в практике деятельности социальных служб, поскольку без формулирования и внедрения системы оценки эффективности представляется затруднительным адекватное развитие механизмов управления системой социальных служб.
    В работе использовалась учебная, методическая, научно-публицистическая литература. При написании работы использовались теоретический, анализирующий, обобщающий методы исследования.
 

2. Теоретические  аспекты организационно-административной работы
2.1. Понятие социальной защиты населения Российской Федерации 

    Социальная защита населения в широком смысле этого понятия — это совокупность социально-экономических мероприятий, проводимых государством и направленных на обеспечение нетрудоспособных граждан Российской Федерации трудовыми пенсиями по старости, инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет, социальными пенсиями, пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, на содержание детей, по безработице, на погребение, оказание адресной помощи малоимущим слоям населения, помощи гражданам, попавшим в экстремальные ситуации, в том числе беженцам и переселенцам, на санаторно-курортное лечение, содержание в домах для престарелых и инвалидов, обеспечение инвалидов транспортными средствами, протезно-ортопедическими изделиями, профессиональное обучение и переобучение инвалидов, их трудоустройство, на создание комплекса новых социальных служб — Центров социального обслуживания населения, социальную помощь на дому, социальные приюты для детей, социальные гостиницы и т. д.
    Социальное  обеспечение — это основная часть социальной защиты населения. Законом устанавливаются государственные пенсии и социальные пенсии, поощряется добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительности [16, 23].
    Изменение модели социальной политики сопровождается формированием принципиально новой институциональной системы. Старая система социального обеспечения заменяется новой системой социальной защиты населения, основными элементами которой являются:
    •     государственные социальные гарантии, включая льготы отдельным категориям населения (категориальные социальные услуги);
    •     социальная помощь (государственное  вспомоществование);
    •     социальное страхование.
    Система социальных гарантий обеспечивает предоставление социально значимых благ и услуг всем гражданам без учета их трудового вклада и проверки нуждаемости. В ней реализуется принцип распределения по потребностям с учетом ресурсных возможностей государства, что и определяет меру этих гарантий. Минимальный набор и уровень этих гарантий носит конкретно-исторический характер и определяется конкретными условиями каждой страны. Эта форма социальной защиты граждан реализуется на основе общего налогообложения и бюджетного финансирования.
    К системе социальных гарантий примыкают социальные льготы — социальные гарантии отдельным категориям населения. Для этой формы социальной защиты характерны универсальность предоставления социальных благ и услуг в рамках определенной социально-демографической группы населения (инвалиды, ветераны войны и так далее) и обеспечение за счет государственной налогово-бюджетной системы.
    Социальная  помощь как форма социальной защиты населения обеспечивает предоставление социальных благ и услуг социально уязвимым слоям населения на основе проверки нуждаемости. В традиционном понимании объектом социальной помощи являются малообеспеченные слои населения, доходы которых ниже черты бедности. Смысл системы социальной помощи — обеспечение минимально гарантированного дохода всем слоям населения.
    Социальное  страхование является формой социальной защиты экономически активного населения от различных рисков, связанных с потерей работы, трудоспособности и доходов, на основе принципа коллективной солидарности. Особенностью социального страхования является его финансирование из специальных внебюджетных фондов, которые формируются на основе принципа солидарного участия из целевых взносов работодателей и работников при поддержке государства. Эти фонды функционируют на принципах самоуправления и некоммерческого хозяйствования. Существует обязательное и добровольное страхование.
    Обязательное  социальное страхование обеспечивается через целевые внебюджетные фонды и гарантируется государством, что превращает его в особую разновидность государственных социальных гарантий. Оно призвано обеспечить всем гражданам, независимо от их возраста, социального положения, места жительства, уровня доходов и т.п., равные возможности в получении определенного уровня страховых социальных гарантий (пенсий, пособий, услуг). Обязательное социальное страхование рассматривается как гарантированная государством система мер материального обеспечения трудящихся и членов их семей в старости, при болезни, потере трудоспособности, поддержки материнства и детства, а также охраны здоровья членов общества.
    Добровольное  социальное страхование строится на принципах коллективной солидарности и взаимопомощи при отсутствии страховой поддержки государства (госбюджета). Оно призвано обеспечить дополнительный уровень социальной защиты граждан по сравнению с обязательным социальным страхованием. Поэтому добровольное социальное страхование рассматривается не как альтернатива обязательного страхования, а как его дополнение, обеспечивающее более высокий уровень страховой защиты населения (поскольку уровень государственных гарантий в системе обязательного социального страхования оказывается недостаточным).
    Помимо  этого в рыночной экономике существуют разнообразные формы частного страхования от социальных рисков — разновидности добровольного личного страхования граждан. Добровольное социальное страхование граждан относится к системе некоммерческого страхования как важного элемента функционирования рынка страховых услуг.
    Таким образом, в сфере социального  страхования существует как рынок страховых услуг, так и система государственного социального страхования, общественный сектор. Частный рынок не обеспечивает полного удовлетворения потребностей населения в страховых услугах. Возникает проблема неполного рынка страхования, когда его покидают неплатежеспособные слои. Обязательное государственное страхование обеспечивает всем социальное страхование как социально значимое благо.
    Появление системы социального страхования  в России связано с принятием следующих законов:
    •  ФЗ РФ «О государственных пенсиях в Российской Федерации» [30];
    • ФЗ РФ «О занятости населения в Российской Федерации» [31];
    •  ФЗ РФ «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» [29].
    Кроме того, нормативными основаниями формирования системы социального страхования были Указы Президента РФ о Фонде социального страхования в РФ, о негосударственных пенсионных фондах, а также постановления Правительства РФ о государственных внебюджетных социальных фондах, к которым относятся:
    • Пенсионный фонд Российской Федерации (образован постановлением Парламента России от 22 декабря 1990 г.);
    • Фонд социального страхования РФ;
    • Фонды обязательного медицинского страхования;
    • Государственный фонд занятости населения России. Становление в 1991 — 1993 гг. государственных внебюджетных фондов социального страхования привело к сокращению роли государственного бюджета в финансировании социальных расходов.
    В течение переходного периода  к рыночной экономике в России значение государственных внебюджетных фондов социального страхования в системе социальной защиты населения возрастает. Политика децентрализации государственных социальных расходов ведет к росту региональных и местных социальных бюджетов, внебюджетных фондов и их доли в общих социальных расходах государства. Сегодня доля федерального бюджета в общем объеме государственных социальных расходов составляет 20%, а общая доля региональных бюджетов и внебюджетных социальных фондов достигла 80%, в том числе доля фондов социального страхования в общем объеме государственных социальных расходов превысила 50%. 

2.2. История становления системы социальной защиты 

    Принимая  на себя обязанность помогать нуждающимся, государство должно выявить лица, которым требуется такая защита. Поскольку оно достаточно далеко от этих лиц, а число их велико, в основание отбора могут быть положены исключительно формальные, анкетные признаки: возраст, величина дохода, рабочий стаж и т.п. Создав вместо привычных - сословных или классовых - социальные группы населения, государство приступает к традиционному распределению выделенных на цели социальной защиты средств. При таком распределении помощь строится не на основании ее эффективности, но исходя из имеющихся ресурсов, а потому нередко оказывается лишенной практического смысла.
    Пагубным  последствием всеобщего выравнивания может стать развитие привычки к иждивенчеству и псевдоравенству. Такая угроза существует не только в России. В странах Европы и даже в США сложились целые группы граждан, поколениями живущих на пособие. В некоторых странах Латинской Америки люмпенизированные слои населения создали уже не просто банды, но подпольные армии, и правительства этих стран всерьез задумываются над тем, не применить ли к ним те самые «высшие меры социальной защиты», о которых говорится в эпиграфе к настоящей статье.
    Начиная с Древней Руси, как и во всей средневековой Европе, органами общественного призрения служили церкви и монастыри. «Около соборов, церквей и монастырей сосредотачивалась общественная благотворительность, содержались больницы, богадельни, странноприимницы и школы» [12, 15-16]. На эти цели Церковь использовала не только пожертвования, но и переданное ей доходное имущество и «десятину» от налогов. По пути поддержки церковной благотворительности пошли не только удельные князья, но и крестьянские миры. При этом благотворительность осуществлялась в соответствии с волеизъявлением прихожан, хотя и инициировалась церковными иерархами. Кроме того, взаимопомощь осуществлялась в рамках семьи, крестьянского мира, сословных организаций - на основе традиции и не нуждалась в государственном регулировании. В отличие от человека нашего времени, зачастую остающегося один на один со своими проблемами, человек Средневековья от рождения был включен в целую сеть семейных, сословных и религиозных корпораций, на помощь которых он мог рассчитывать [12, 20].
    Эпоха позднего Средневековья и перехода к Новому времени породила государство современного типа, обладающего государственным аппаратом, регулярной армией, бюджетом, систематизированным законодательством и т.д.
    С 1721 года Русская православная церковь, введенная в систему государства через Синод, получила предписание к обязательному исполнению призрения и устройству в губерниях богаделен, а в городах - смирительных домов для профессиональных нищих. Церковное имущество было передано в управление государства, доходы, полученные от его использования, выдавались строго по смете, с четкой росписью статей расходов. Ранее свободная церковная благотворительность стала государственной повинностью. В свою очередь, «общественная благотворительность была приурочена к единице казенной» и потому вводить ее приходилось принудительными мерами. Частная благотворительность в обход церковной была запрещена законодательно, нарушение сурово каралось. Отсюда - один шаг до окончательной передачи призрения в ведение государства. Что и происходит в последней четверти XVIII века в результате реформ Екатерины Великой, последовавших за секуляризацией церковной собственности при Елизавете Петровне. С этого времени и до второй половины XIX века Русская православная церковь вынуждена ограничить свою деятельность сословным призрением, а также отдельными мероприятиями, проводимыми по личной инициативе иерархов или священнослужителей.
    Отсутствие  гражданских обществ на местах и слабые хозяйственные навыки в губерниях вызывают централизацию губернской деятельности административного призрения и государственный контроль за нею. В 1802 году создается Министерство внутренних дел России, принимающее на себя функции такого контроля. Однако при этом сохраняются собственность Приказов общественного призрения и относительная автономия их хозяйства.
    Второе  событие 1802 года - создание по инициативе Российского Императорского дома Человеколюбивого общества, действовавшего вплоть до 1917 года. Частная независимая благотворительность, запрет на которую был снят уже реформами Екатерины II, получает свое первое организационное оформление. Как видим, хотя формально Общество с министерством не связано, но именно МВД формирует правила гражданской инициативы, а его нижележащие полицейские управления обязаны контролировать их исполнение. Таким образом, к церковной и административной благотворительности присоединяется новое ее направление – гражданское.
    Последствиями октябрьского переворота 1917-го стали решительный отказ от общественного призрения и признание социального страхования в качестве единственного средства разрешения социальных проблем. Формирование такого страхования проходит через ряд этапов, последовательно приводящих к социальной защите, известной ныне, причем его основные принципы влияют и на современное сознание.
    На  первом этапе формирования в № 3 газеты «Временного рабоче-крестьянского правительства» декларируются планы новой власти в отношении всех наемных рабочих, городской и сельской бедноты [12, 33]. Пять основных принципов рабочей страховой программы включали:
    • полное самоуправление застрахованных;
    • распространение социального страхования на все виды потери работоспособности и безработицу;
    • возложение всех расходов по страхованию  на предпринимателей;
    • расширение круга страхуемых за счет городской  и сельской бедноты;
    • возмещение полного заработка при страховании.
    Пункты  эти были приняты еще на VI (Пражской) Всероссийской конференции РСДРП 5-17 января 1912 года. Ни один из этих принципов не был осуществлен, а отдельные «дробные» декреты носили малосогласованный характер.
    Следующий этап предусматривал полное разрушение ранее действовавшей системы страхования и формирование нового советского подхода: «Обеспечению подлежат все лица, источником существования которых является собственный труд, без эксплуатации чужого». Уже в сентябре 1918 года ликвидированы все прежние органы страхования (вслед за ликвидацией местного самоуправления в августе 1918 года). Обнародовано «Положение о социальном обеспечении (не помощи!) трудящихся». В нем перечислены все случаи, требующие обеспечения, взятого на себя государством:
    •  оказание всех видов врачебной помощи и родовспоможения;
    • обеспечение средств к существованию для временно утративших трудоспособность,   независимо   от причины,  вызвавшей утрату (общие заболевания, увечья и т.п.);
    •  обеспечение всех или части средств  к существованию для постоянно  утративших работоспособность в  результате увечья, болезни, старости, обеспечение средств к существованию для безработных.
    На  третьем этапе Декретом, принятым в апреле 1919 года, вводится единый источник обеспечения: «средства на оказание всех видов социального обеспечения и на охрану труда отпускаются из Государственного казначейства в сметном порядке по смете Наркомтруда» [12, 35].
    Освобождение  дворянства Екатериной II среди прочих имело важное следствие в виде появления думающего «праздного класса». Примечательно, что в результате в России общественное сознание взрастает на фундаменте призрения. Первоначально призрение фрагментарно и сословно. К середине XIX века начинается создание всесословных обществ, укрепляя единство гражданского общества. Постепенно расширяется круг лиц, получающих помощь от общества в той или иной форме. Помощь малоимущим начинает рассматриваться не как самоцель, а как средство возврата «сирых и убогих» к нормальному гражданскому состоянию, не требующему общественных подачек. Все более важную роль начинают играть формы взаимопомощи граждан как в области финансовой поддержки, так и в кооперации малоимущих и среднеимущих.
    Таким образом, к началу XX века общество, все более объединяясь, выделяет как минимум три уровня благотворительности:
    •  имущие и среднеимущие получают ее как поддержку в виде кредитов и страхования;
    •   малоимущие трудоспособные используют помощь для возврата в нормальное гражданское состояние;
    •   недееспособным обществе оказывает  опеку и берет на себя призрение условий их существования.
    Необходимо  понять, что институт призрения не самостоятелен. Он является следствием гражданского развития, которое ныне находится в самом зачаточном состоянии. Он предполагает наличие свободных средств у части населения, которых нет в нашей сегодняшней действительности. Он может быть обеспечен лишь при условии существования развитой многоукладной собственности, что сегодня не реализовано. Сегодня уровень образования достаточно высок, а уровень культуры достаточно низок, что, в свою очередь, обесценивает образование. Наконец, институт призрения невозможно представить вне развитой нравственности и морали – это выпало из традиций советского аппарата всех уровней. Не идеализируя путь, пройденный Россией, приходится признать, что институт призрения сыграл огромную роль в истории ее, и не столько в объеме и результатах конкретной помощи, сколько в побуждении развития государства, вышедшего к 1913 году на рубежи формирования крупной державы мирового масштаба. Все институты, следствием которых стало призрение, и все организации, ставшие результатом его созревания, оказались соединенными в едином итоге эволюции.
 

3. Цели и задачи социальных учреждений: статус, анализ работы
3.1. Нормативно-правовая и структурная организация организационно-административной работы 

    Социальная  защита населения является одним  из важнейших звеньев в системе  социального управления обществом. Вместе с тем она оказывает влияние на общее самочувствие общества и происходящие в нем экономические и политические процессы.
    Назначение  системы социальной защиты состоит  в том, чтобы посредством нормативно-правовых, экономических, финансовых, социально-психологических  и организационно-технических средств осуществлять поддержку и помощь нуждающимся группам населения и отдельным людям.
    Институт  учреждений и организаций социальной работы является многоуровневой подсистемой и органично входит в общую систему социальной защиты населения.
    Целью деятельности организаций социальной работы в системе социальной защиты населения является установление устойчивых и упорядоченных связей между различными уровнями системы, призванной обеспечить нуждающихся в помощи людей жизненными благами, нормализовать социально-психологические отношения между ними и обществом [17, 27].
    Выделяя систему социальной защиты населения  как гаранта его благосостояния, нужно отметить, что фактически все структуры общества, т. е. институты государственной власти общественного управления, многопланово занимаются проблемами социальной работы. Однако социальная работа в узком смысле осуществляется организациями, учреждениями и ведомствами сферы, где затрагиваются такие аспекты жизнедеятельности, как условия труда, быта, досуга, охраны здоровья, трудоустройства, безопасности и др.
    В общем виде организационную структуру  институтов социальной защиты населения можно охарактеризовать как устойчивую и упорядоченную систему взаимодействия организаций социальной работы и ее субъектов, обеспечивающую общие условия полноценной жизнедеятельности и рациональной организации социальной защиты нуждающихся в помощи людей в соответствии с их интересами и потребностями.
    В структуре реализации механизмов системы  социальной помощи населению выделяются два глобальных уровня: законодательный и исполнительный, компетенция которых определяется на государственном (федеральном) и региональном (местном) уровне. Вся система выглядит следующим образом: высшие органы власти республик, краев и областей, входящих в РФ, и система местных администраций всех уровней; президент РФ и его администрация; Правительство Российской Федерации. Эти законодательные и исполнительные органы определяют основные принципы социальной политики государства по социальной защите населения, обязательные социальные гарантии, которые осуществляются в пределах и формах, установленных Конституцией РФ и федеральными законами.
    Важнейшим условием создания эффективной системы  социальной защиты является деятельность органов социальной защиты на уровне Федерации, региона, трудового коллектива и негосударственных общественных организаций. Вниманию читателя предлагаются структурные подразделения 2-го и 3-го уровней социальной работы.
    Говоря  о системе социальной защиты, необходимо выделить объекты и субъекты системы, чтобы лучше представить логику их развития, потенциальные механизмы воздействия на процессы социальной практики.
    Объектами управления в системе социальной защиты населения являются учреждения и организации, трудовые и учебные коллективы, различные социальные группы, а также система взаимоотношений, которая складывается между людьми, нуждающимися в помощи.
    Субъектами  управления в системе социальной защиты населения являются организации, непосредственно занимающиеся проблемами социальной помощи населению: министерства, главки, комитеты, производственные коллективы. Человек, являясь объектом воздействия со стороны органов социальной работы, сам является субъектом социального управления, так как генерирует и формирует через свои интересы и потребности структурно-функциональные задачи системы социальной защиты.
    Функции органов социальной работы — это  объективно необходимая, относительно самостоятельная часть управленческой деятельности, характеризующаяся специфическим содержанием, универсальностью осуществления, особой пространственно-временной формой выражения. Для органов социальной работы характерными функциями являются:
    ¦  осуществление защищенности, страховки  и гарантии социальной обеспеченности, покровительства;
    ¦  реализация государственной политики по созданию необходимых предпосылок для улучшения материального положения и условий жизни различных слоев и групп населения, нуждающихся в помощи. 

3.2. Государственные органы социальной защиты населения 

    Право граждан Российской Федерации на социальную защиту закреплено в Конституции  Российской Федерации от 12.12.93 г., которая провозгласила, что Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ст. 7). Конкретизация этого положения содержится в ст. 39 Конституции, в соответствии с которой каждому гарантируется социальное обеспечение в случае нетрудоспособности, для воспитания детей и иных случаях, установленных законом [4].
    Каждый  гражданин имеет право на социальную защиту. Конституция возлагает обязанность на государство создавать все необходимые условия для осуществления этого права.
    Конституция Российской Федерации не только провозглашает право граждан на социальную защиту, но и четко определяет пути его реализации — прежде всего, это государственное страхование работающих, создание других фондов, являющихся источниками финансирования социальной защиты населения, а также принятие федеральных законов, гарантирующих реализацию этих прав: 02.08.95 г. был принят Федеральный закон «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» [27], 10.12.95 г. - «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» [28], 24.11.95 г. - «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» [29].
    В первоочередном порядке в социальной защите в Российской Федерации нуждаются:
    граждане пожилого возраста, особенно одинокие и одиноко проживающие (в том числе и одинокие супружеские пары);
    инвалиды Великой Отечественной войны и семьи погибших военнослужащих;
    инвалиды, в том числе с детства, и дети-инвалиды;
    инвалиды из числа воинов-интернационалистов;
    граждане, пострадавшие от последствий аварии на Чернобыльской АЭС и радиоактивных выбросов в других местах;
    безработные;
    вынужденные беженцы и переселенцы;
    дети — круглые сироты;
    дети с девиантным поведением;
    семьи, в которых проживают дети-инвалиды, дети — круглые сироты, алкоголики и наркоманы;
    малообеспеченные семьи;
    многодетные семьи;
    одинокие матери;
    молодые, студенческие, семьи;
    граждане, инфицированные ВИЧ и больные СПИДом;
    лица с ограниченными возможностями;
    бомжи.
    Органы  управления социальной защиты и подведомственные им предприятия, учреждения, организации, территориальные органы социальной защиты населения образуют единую государственную систему социальной защиты населения, обеспечивающую государственную поддержку семьи, пожилых людей, ветеранов и инвалидов, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей, развитие системы социальных служб, реализацию государственной политики в области пенсионного обеспечения и трудовых отношений. 

3.2.1. Источники финансирования  социальной защиты населения. Негосударственные пенсионные фонды 

    Источниками финансирования социальной защиты населения являются государственные внебюджетные социальные фонды: Фонд социального страхования, Пенсионный фонд, Государственный фонд занятости населения, Фонд обязательного медицинского страхования.
    Фонд  социального страхования  Российской Федерации — специализированное финансово-кредитное учреждение при Правительстве Российской Федерации. Основная задача Фонда социального страхования — обеспечение гарантированных государством пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, при рождении ребенка, по уходу за ребенком до достижения полутора лет, на погребение, на санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей.
    Пенсионный  фонд Российской Федерации  образован постановлением Верховного Совета РСФСР от 22.12.90 г. в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в Российской Федерации.
    Пенсионный  фонд России является самостоятельным финансово-кредитным учреждением и находится в ведении Правительства Российской Федерации и ему подотчетен. Средства Пенсионного фонда России формируются за счет:
    страховых взносов работодателей;
    страховых взносов граждан, занимающихся индивидуальной предпринимательской деятельностью;
    страховых взносов иных категорий работающих граждан;
    ассигнований из федерального бюджета и др.
    Тариф страховых взносов в Пенсионный фонд России определяется Федеральным законом Российской Федерации.
    Фонд  занятости — государственный внебюджетный фонд Российской Федерации, предназначенный для финансирования мероприятий, связанных с разработкой и реализацией государственной политики занятости населения.
    Фонд  занятости не является юридическим  лицом и находится в оперативном управлении и распоряжении органов службы занятости.
    Фонд  занятости образуется за счет следующих  поступлений:
    обязательных страховых взносов работодателей;
    обязательных страховых взносов с заработка работающих;
    ассигнований из федерального бюджета Российской Федерации.
    Средства  Фонда занятости направляются на мероприятия по профориентации, профессиональной подготовке и переподготовке безработных граждан; организацию общественных работ; выплату пособий по безработице, компенсаций; оказание материальной и иной помощи.
    Фонд  обязательного медицинского страхования представляет из себя систему фондов обязательного медицинского страхования, состоящую из федерального и территориального Фондов обязательного медицинского страхования в субъектах Федерации. Эти фонды созданы для выполнения Закона Российской Федерации «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» и реализации государственной политики в области обязательного медицинского страхования как составной части государственного социального страхования.
    Страховой тариф взносов на обязательное медицинское  страхование, уплачиваемых работодателями и иными плательщиками, определяется Федеральным законом Российской Федерации.
    Фонды социальной поддержки  населения — это один из источников финансовых средств для осуществления деятельности по социальному обслуживанию населения.
    Это самостоятельные государственные учреждения, созданные с целью формирования финансовых источников социальной поддержки наиболее нуждающихся граждан, оказания адресной социальной защиты малообеспеченным группам населения.
    Система Фондов социальной поддержки населения  состоит из Республиканского (Федерального) и территориальных фондов.
    Министерство  труда и социального развития определяет основные направления расходования средств этого фонда. На территории субъектов Российской Федерации Фонды поддержки населения действуют под руководством органов исполнительной власти и органов социальной защиты населения.
    Право на получение помощи из Фонда социальной поддержки населения предоставлено  особо нуждающимся пенсионерам, инвалидам, лицам, имеющим иждивенцев, другим нетрудоспособным гражданам, у которых совокупный среднедушевой доход не превышает установленного на региональном уровне минимума.
    Средства  Фондов социальной поддержки населения  расходуются на дополнительное (сверхбюджетное) финансирование мероприятий по следующим направлениям:
    предоставление натуральной помощи в виде предметов первой необходимости (продуктов питания, одежды, обуви) бесплатно или по льготным ценам;
    оказание социальных услуг, в том числе и на дому;
    организация бесплатного питания;
    предоставление дотаций на приобретение лекарств, протезно-ортопедических изделий, на оплату коммунальных и бытовых услуг;
    обеспечение ночного проживания бездомных граждан;
    создание собственных предприятий;
    содействие в предоставлении кредитов и прочее.
          Правительство Российской Федерации содействует развитию негосударственных систем пенсионного обеспечения. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации «О негосударственных пенсионных фондах» негосударственный пенсионный фонд - социально-финансовая некоммерческая организация, осуществляющая деятельность по формированию активов путем привлечения добровольных целевых денежных взносов юридических и физических лиц, передачу этих средств компании по управлению активами негосударственного пенсионного фонда, осуществлению пожизненных или в течение длительного периода регулярных выплат гражданам в денежной форме, а также других действий по выполнению социальных обязательств перед гражданами.
    Негосударственные пенсионные фонды  действуют независимо от системы государственного пенсионного обеспечения. Выплата из этих фондов осуществляется наряду с выплатами государственных пенсий. Перечисление работодателями и работниками средств в негосударственные пенсионные фонды не освобождает их от обязанности производить обязательные отчисления в государственный Пенсионный фонд и другие внебюджетные фонды.
    Размер, условия и порядок внесения взносов  и осуществления выплат определяются соглашением между негосударственным пенсионным фондом и страхователем. 

3.2.2. Министерство труда и социального развития  РФ 

    Основным  федеральным органом исполнительной власти, проводящим государственную политику и управление в области труда, занятости и социальной защиты населения, является Министерство труда и социального развития Российской Федерации.
    Министерство  в своей деятельности руководствуется  Конституцией Российской Федерации, Указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и решениями Правительства Российской Федерации и Положением о Министерстве труда и социального развития Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.04.97 г. № 480 с изменениями и дополнениями.
    Министерство  труда и социального развития Российской Федерации осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными и иными объединениями, а также другими организациями независимо от их организационно-правовой формы.
    В соответствии с задачами, поставленными  перед министерством, оно строит свою работу по разным направлениям и осуществляет свои функции в следующих областях: решение комплексных проблем социального развития; повышение уровня жизни и доходов населения; оплата труда; условия и охрана труда; социальное партнерство в трудовых отношениях; народонаселение; занятость населения; развитие кадрового потенциала; социальное страхование; пенсионное обеспечение; социальная защита населения; социальное обслуживание населения; государственная служба; законодательство о труде, занятости и социальной защите населения; международное партнерство [21, 35].
    Министерство  труда и социального развития Российской Федерации возглавляет министр, которого назначает и освобождает от должности Президент Российской Федерации по представлению Председателя Правительства Российской Федерации. Председатель Правительства Российской Федерации несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Министерство труда и социального развития задач и осуществление им своих функций. 

3.2.3. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации 

    В различных регионах, субъектах Российской Федерации органы социальной защиты населения области, края называются по-разному, например, Департаменты, Управления, Отделы, Комитеты, Министерства, но основные задачи и функции этих органов одинаковые [21, 36].
    Органы  социальной защиты населения области, края находятся в двойном подчинении — подчиняются администрации области, края, а также Министерству труда и социального развития Российской Федерации. На примере Департамента по социальной защите населения Краснодарского края рассмотрим основные задачи Департамента, его структуру.
    Департамент, подведомственные ему предприятия, учреждения, организации, а также территориальные органы социальной защиты населения образуют единую краевую государственную систему социальной защиты населения, обеспечивающую государственную поддержку семьи, пожилых граждан, ветеранов и инвалидов, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей, развитие системы социальных служб, реализацию государственной политики в области пенсионного обеспечения и трудовых отношений.
    Департамент является юридическим лицом, имеет  самостоятельный баланс, расчетный и иные счета в учреждениях банков, печать с изображением государственного герба Российской Федерации и своим наименованием, а также соответствующие печати, штампы и бланки.
    Основные  задачи Департамента:
    Организация совместно с территориальными органами исполнительной власти государственного пенсионного обеспечения.
    Создание государственной системы социального обслуживания населения, содействие ее развитию.
    Организация медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов, протезно-ортопедической помощи населению.
    Организация социальной поддержки семьи, пожилых граждан и ветеранов.
    Участие в обеспечении функционирования и совершенствования системы социальной защиты граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей.
    Участие в формировании и проведение финансово-экономической и инвестиционной политики, направленной на реализацию программ и мероприятий по социальной защите населения.
    Осуществление контроля за профессиональной подготовкой кадров для работы в сфере социального обслуживания населения.
    Защита прав граждан, их интересов, государственных гарантий, предусмотренных действующим законодательством по социально-трудовым вопросам, а также по вопросам охраны условий труда.
    Осуществление контроля за правильным применением действующего законодательства в подведомственных учреждениях, организациях и в органах системы социальной защиты населения.
    Привлечение на договорной основе юридических и физических лиц, высококвалифицированных специалистов к разработке программ, проектов законодательных и нормативных актов по вопросам социальной защиты.
    Информирование населения по вопросам социальной защиты и трудовых отношений.
    Функции Департамента:
    А. В области пенсионного  обеспечения:
    организует работу органов социальной защиты населения по назначению, перерасчету, выплате и доставке государственных пенсий и осуществляет ее методическое обеспечение;
    создает и развивает автоматизированные системы назначения и выплаты государственных пенсий;
    организует и осуществляет контроль за правильностью назначения и выплаты государственных пенсий, пособий и компенсаций, выделяемых из федерального, краевого бюджетов, а также из Пенсионного фонда Российской Федерации органам социальной защиты населения;
    осуществляет совместно с Пенсионным фондом Краснодарского края выплату пенсий гражданам, находящимся за пределами Российской Федерации.
    Б. В области социального  обслуживания населения:
    организует и развивает совместно с органами исполнительной власти с учетом социально-демографических особенностей регионов и потребностей различных категорий и групп населения разветвленную сеть комплексных и специализированных государственных, а также муниципальных и иных служб, осуществляющих социальное обслуживание населения, учреждений по реабилитации и социальному обслуживанию инвалидов, пожилых и нетрудоспособных граждан, отделений социальной помощи на дому, помощи семье и детям, социальных приютов для детей и подростков, Центров помощи детям, оставшимся без попечения родителей, Реабилитационных центров для детей и подростков с ограниченными возможностями и так далее;
    участвует в оказании помощи гражданам, оказавшимся в экстремальных ситуациях, в том числе лицам без определенного места жительства и занятий, беженцам, вынужденным переселенцам.
    В. В области медико-социальной экспертизы, реабилитации инвалидов и оказания населению протезно-ортопедической помощи:
    разрабатывает предложения по формированию государственной политики по проблемам инвалидов и реализует ее во взаимодействии с органами исполнительной власти; осуществляет меры по организации и развитию службы медико-социальной экспертизы и государственной системы реабилитации инвалидов, а также по обеспечению их специальными транспортными средствами реабилитации и ухода за ними; обеспечивает организацию протезно-ортопедической помощи населению, контроль за соблюдением льгот и преимуществ, предоставляемых гражданам при протезировании;
    содействуют созданию и совершенствованию деятельности Центров медико-социальной и  профессиональной реабилитации инвалидов и иных предприятий, учреждений и организаций, осуществляющих социальную защиту инвалидов;
    оказывает помощь общественным объединениям инвалидов в их деятельности, в вопросах улучшения социального положения инвалидов, воинов-интернационалистов.
    Г. В области социальной поддержки пожилых  граждан и ветеранов:
    разрабатывает предложения по формированию государственной политики в области социальной поддержки пожилых граждан и ветеранов и реализует ее во взаимодействии с органами исполнительной власти; осуществляет в пределах своей компетенции контроль за реализацией социальных гарантий, установленных для пожилых граждан и ветеранов действующим законодательством.
    Д. В области социальной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства:
    разрабатывает предложения по формированию государственной политики в области социальной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства и реализует ее во взаимодействии с органами исполнительной власти;
    осуществляет контроль за реализацией социальных гарантий, установленных для семьи, женщин и детей действующим законодательством;
    осуществляет социальную поддержку выпускников детских домов и школ-интернатов, не имеющих родителей или оставшихся без их попечения на начальном этапе самостоятельной жизни.
    Е. В области социальной защиты граждан, уволенных  с военной службы и членов их семей:
    подготавливает проекты нормативных актов, краевых программ, а также обеспечивает организацию социальной поддержки членов семей военнослужащих, погибших при прохождении военной службы, ветеранов войны и военной службы;
    координирует создание и совершенствование системы социальной реабилитации инвалидов военной службы.
    Ж. В области финансово-экономической  и инвестиционной политики:
    финансирует подведомственные Департаменту учреждения и организации, краевые программы и мероприятия по социальной защите населения в пределах средств, выделяемых на эти цели из краевого бюджета, а также осуществляет анализ расходов на реализацию краевых программ и мероприятий по социальной защите населения;
    рассматривает балансы и отчеты о финансово-хозяйственной деятельности подведомственных ему учреждений и организаций; осуществляет в пределах своей компетенции мероприятия по совершенствованию организации и нормирования труда работников подведомственных ему учреждений и организаций.
    3. В области подготовки  и повышения квалификации  кадров:
    — разрабатывает и реализует программы подготовки кадров для государственной системы социальной защиты населения, организует подготовку и повышение квалификации работников и специалистов органов социальной защиты населения и их контроль.
    И. В области труда  и охраны труда, обеспечения социальных льгот и гарантий:
    осуществляет меры по повышению роли тарифных соглашений, коллективных договоров между работодателями, наемными работниками и профсоюзами;
    осуществляет контроль за обеспечением гарантий по оплате труда;
    изучает причины возникновения коллективных трудовых конфликтов и принимает участие в их разрешении;
    разрабатывает и осуществляет мероприятия, направленные на обеспечение здоровых и безопасных условий труда, соблюдения норм и правил по охране труда работников подведомственных ему учреждений и организаций.
 
3.2.4. Районные (городские) органы социальной защиты населения 

    Районные (городские) органы социальной защиты населения — это муниципальные органы управления в структуре администрации района, города. Они подчиняются как администрации района, города, так и органам социальной защиты населения области, края.
    Управление  социальной защиты населения района или города и подведомственные ему учреждения системы социальной защиты населения обеспечивают реализацию государственной политики в области пенсионного обеспечения; труда и трудовых отношений; социальных гарантий и социальной поддержки граждан пожилого возраста и инвалидов, семьи, материнства и детства, развития системы социального обслуживания населения.
    Управление  создается, реорганизуется и ликвидируется  по решению органов местного самоуправления. Управление в своей деятельности руководствуется законами Российской Федерации, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации и края, области, главы администрации края и города или района, приказами и указаниями, постановлениями вышестоящего органа социальной защиты населения края, области и другими нормативными актами.
    В своей структуре Управление социальной защиты населения имеет:
    подразделения:
    - пенсионный отдел;
    - отдел по труду и социальным вопросам подведомственные учреждения:
    - Центр социальной помощи семье и детям;
    - Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних детей;
    - службы социального обслуживания;
    - социальную гостиницу и др.
    Основные  задачи и функции Управление социальной защиты населения города или района осуществляет в соответствии с «Положением об управлении социальной защиты населения», которое утверждает глава администрации города или района.
    Управление  социальной защиты населения администрации  города (именуемое далее Управление) является муниципальным органом управления в структуре администрации города и подчиняется в своей деятельности как администрации города, так и Департаменту по социальной защите населения администрации края.
    Рассмотрим  как функционирует Управление социальной защиты населения:
    Управление и подведомственные ему учреждения системы социальной защиты населения обеспечивают реализацию государственной политики в области пенсионного обеспечения, труда и трудовых отношений; социальных гарантий и социальной поддержки граждан пожилого возраста и инвалидов, семьи, материнства и детства, развития системы социального обслуживания населения.
    Управление осуществляет свою деятельность во взаимодействии с органами местного самоуправления, государственными внебюджетными фондами, сбербанками, узлами связи, предприятиями, учреждениями, организациями, общественными объединениями, гражданами. Управление в своей деятельности руководствуется законами Российской Федерации, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации и Краснодарского края, главы администрации края и города, актами Законодательного собрания края, приказами, указаниями, постановлениями вышестоящего органа социальной защиты населения края и другими нормативными актами.
    Управление создается, реорганизуется и ликвидируется по решению органов местного самоуправления.
    Управление состоит на бюджете города.
    Управление является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, свой расчетный счет, гербовую печать, штампы, бланки, обладает правом оперативного управления обособленным имуществом и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
    Структура Управления:
    подразделения:
    - пенсионный отдел;
    - отдел по труду и социальным вопросам;
    - централизованная бухгалтерия;
    подведомственные  учреждения:
    - Центр социальной помощи семье и детям;
    - Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних;
    - служба социального обслуживания;
    - социальная гостиница и др.;
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.