На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Факультатив по психологии "Общее понятие о личности в отечественной психологии"

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 14.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 13. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


ВВЕДЕНИЕ
    Изучение  педагогической и возрастной психологии имеет практическое значение для  студентов, учителей и родителей, любого взрослого человека. Студенту же любой профессиональной ориентации надо научиться использовать знания в данной области в будущей практической деятельности, чтобы разбираться в психологических особенностях людей разных возрастов и оказывать на них воздействие при организации игровой и учебной деятельности, а также развитии лучших черт личности в деятельности.
    Эти две прикладные отрасли психологии, если их рассматривать вместе как единую учебную дисциплину, представляют собой применение общепсихологической теории для объяснения возрастного развития в детские годы (это наиболее исследованный отрезок жизни человека) и психологических условий эффективности обучения и воспитания человека.
  Цель исследования: разработать и методически обосновать программу факультатива для учащихся старшего школьного возраста
Объект  исследования: процесс преподавания психологии
Предмет исследования: методологические особенности преподавания психологии.
Задачи  исследования:
1)провести теоретический  анализ методологических особенностей  преподавания психологии;
2)разработать  планы лекций и семинарского  занятия по психологии 
 
 
 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  ОСНОВЫ  МЕТОДОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ПРЕПОДАВАНИЯ  ПСИХОЛОГИИ 

1.1 Психологические особенности учащихся старшего школьного возраста
      Старший школьный возраст — это пора выработки взглядов и убеждений, формирования мировоззрения. В связи с необходимостью самоопределения возникают потребность разобраться в окружающем и в самом себе, поиски смысла жизни вообще и своей жизни в частности.
      Основной  психологической характеристикой старшего школьного возраста можно считать направленность в будущее. Это касается различных сторон психической жизни. Старший школьник стоит на пороге социальной взрослости. У него появляются конкретные жизненные планы, соответствующие им мотивы [5, с.119].
      Более реальным становятся представления  о требованиях общества к личности. Для школьника становится более  весомым мнение взрослых, в том  числе и учителей, но растут и  требования к личности, профессиональным знаниям и умениям учителя. Поведение  старшего школьника все больше становится целенаправленно-организованным, сознательным, волевым. Все большую роль играют сознательно выработанные или усвоенные критерии, нормы и своего рода жизненные принципы. Появляются элементы мировоззрения, возникает устойчивая система ценностей. Рождается интерес к внутреннему миру — своему, других людей, появляется умение ставить себя на место другого человека и сопереживать ему.
      С точки зрения протекания отдельных  психологических процессов старший  школьный возраст принципиально не отличается от периода взрослости. Существенная разница имеется лишь в эмоциональной жизни, более импульсивной, менее подчиненной другим мотивам и слабее регулируемой сознательно. Однако старший школьник может быть уже способен к глубоким «взрослым» переживаниям, серьезным и устойчивые чувствам [7, с.120].
      Современный старшеклассник — продукт современной  жизни, он сложен, интересен, противоречив. В старшем школьном возрасте завершается  физическое созревание индивида.
      В плане умственного развития этот возраст не показывает каких-либо качественных новообразований: здесь укрепляются и совершенствуются те процессы развития формального интеллекта, которые начались в подростковом возрасте. Однако определенная специфика здесь имеется и вызывается она своеобразием развития личности старшего школьника.
      Мышление  старшего школьника приобретает  личностный, эмоциональный характер. Как пишет Божович Л.И., интеллектуальная деятельность здесь приобретает  особую аффективную окраску, связанную  с самоопределением старшего школьника и его стремлением к выработке своего мировоззрения. Именно это аффективное стремление создает своеобразие мышления в старшем школьном возрасте [5, с.74].
      Назначение  периода юности в жизни каждого  человека состоит в том, чтобы  расширить горизонты познания реального мира, других людей и себя самого, выработать ко всему этому свое отношение, найти свое место в обществе и определить жизненные задачи. Отсюда интерес юности к самым общим, универсальным законам природы и человеческого бытия, стремление постигнуть теоретические и методологические основы научных дисциплин, острый интерес к познанию человеческих возможностей и внутреннему миру человека, склонность к самоанализу и самооценке.
      Старший школьник миновал эпоху подростковых кризисов и конфликтов. В этом возрасте отмечается улучшение коммуникативности и общего эмоционального самочувствия индивида, большая дифференцированность его эмоциональных реакций и. способов выражения эмоциональных состояний, повышение самоконтроля и саморегуляции [12, с.72].
      Одновременно старший школьный возраст не лишен трудностей и конфликтов. Это касается в первую очередь несоответствия между физической и психической зрелостью учащихся и их социальным статусом. Старшеклассник, достигший физической зрелости и по интеллектуальному развитию иногда превышающий своих наставников, находится на содержании у родителей, он имеет фактически те же права и обязанности что и любой школьник другого возраста, его деятельность жестко регламентирована взрослыми, а возможности проявления инициативы во многом ограничены современными формами школьной жизни. Такое искусственное затягивание детства чревато, как известно, опасными последствиями. Инфантильность, отсутствие чувства ответственности за свои действия, пассивная общественная позиция, потребительское отношение к взрослым, проявление школярства в учебе — нередкие явления наших дней. Кроме того, имеются, к сожалению, у некоторых части старших школьников элементы безверия и цинизма [15, с.122].
      Становление социальноактивой позиции личности старшеклассника осуществляется, конечно, не только в ходе участия в общественной жизни коллектива. Оно происходит в каждый момент их школьной жизни и учебы и определяется, в частности, нормой установленных отношений и характером общения. Это в полной мере касается и уроков иностранного языка. Речь может идти, в частности, о достигаемой здесь степени индивидуализации общения, способов его регламентации и регулирования, тематики и направленности диалогов, прорабатываемых на его основе позиций участников коммуникаций. 
 
 
 
 
 

    1.2 Внеклассная работа по психологии в школе 

     Внеклассная работа по психологии может носить как учебный, так и внеучебный характер. Она может быть направлена на расширение знаний в области научной  и практической психологии, а также  являться психологическим сопровождением личностного развития учащихся и студентов.
     Целью внеклассной работы учебного характера  является расширение и углубление знаний школьников по определённым областям психологических знаний, которым  не уделяется достаточного внимания в рамках учебного курса.
     Внеклассная работа осуществляется в индивидуальной, групповой или массовой форме. Индивидуальная работа – это работа с отдельными учащимися с целью руководства их самостоятельным психологическим образованием или научными занятиями. Проводится обычно в виде   индивидуальных учебных консультаций. Главное их достоинство заключается в том, что студенты и учащиеся получают возможность неформального делового общения с преподавателем [5, с.76].
     Групповая работа – Это систематическая работа, проводимая с небольшим постоянным коллективом учащихся, направленная на углубление их знаний и практических умений. Проводится обычно в форме кружков, творческих научных групп, молодёжных секций психологических обществ. Такая работа подразумевает гибкие организационные формы, даёт возможность варьировать содержание занятий и осуществлять индивидуальный подход к учащимся. Содержание занятий кружка может быть образовательным или учебно-исследовательским [5, с.77].
     Темами  изучения психологических кружков  образовательного характера могут стать, например, «Психология личности», «Психология межличностных отношении», «Психология общения»,  «Таинственные явления психики», «Психология животных» или какие-то более частные и более проблемные вопросы. При организации кружка необходимо заинтересовать учащихся, показать им, что эта работа не является дублированием классных занятий.
     Для кружка исследовательского типа руководитель выбирает увлекательную тему и, разрабатывая её, строит работу таким образом, что  учащиеся, сталкиваясь с цепочкой трудностей, проблем и решая их (теоретически или практически), осуществляют творческую деятельность.
     Занятия кружка проводятся один или два раза в неделю и продолжаются 45 минут (для старшеклассников и студентов  целесообразно организовывать еженедельные двухчасовые занятия). Количество членов каждого кружка не должно превышать 12-15 человек. Практическая работа организуется в творческих группах по 2-3 человека. Значительная часть времени на занятиях посвящается индивидуальной работе учащихся, меньшая – выступлениям преподавателя или учащихся.
     К организационной работе кружка следует  привлекать самих учащихся и студентов: необходимо выбрать старосту или  председателя, его заместителей, секретаря  и т. д. На занятиях желательно создавать  атмосферу свободного обмена мнениями и активной дискуссии. Можно сделать посещение кружка открытым.
     В ВУЗах групповая внеаудиторная  работа чаще связана с научно-исследовательской  деятельностью. Под научным руководством преподавателя работают творческие проблемные группы, которые разрабатывают актуальные исследовательские темы. Традиционными формами организации научной студенческой жизни являются студенческие научные общества, молодёжные секции психологических обществ, которые проводят ежегодные студенческие научные конференции [11, с.129].
     В качестве внеклассной работы могут  также рекомендоваться занятия, ориентированные на личные проблемы школьников: диспуты, вечера вопросов и ответов, уроки психологии личностно-ориентированного типа. Главная их особенность заключается  в том, что они нацелены прежде всего на  психологическую помощь школьникам в решении их личностных проблем, на психологическое сопровождение их личностного развития. Как отмечалось в предыдущих разделах, задача обучения теоретическим психологическим знаниям в данном случае не ставиться. Основной задачей таких занятий является формирование практических психологических умений и личностное развитие учащихся. Содержание и виды деятельности в значительной степени ориентированы на интересы учащихся, стадию психического развития, на которой они в данный момент находятся, а также ситуацию, которая складывается в группе на данный момент. Используются практические методы обучения: обсуждение, практические упражнения и игры. Психологические тренинги – одна из распространённых форм проведения таких внеклассных занятий.
     Массовая  работа – это эпизодическая работа в рамках  большой аудитории. Может проводится в форме лекций, бесед, вечеров и конференций, конкурсов, олимпиад, экскурсий. Главной целью таких мероприятий является привлечение  интереса учащихся и студентов к психологическим знаниям, стимулирование их к более глубокому и всестороннему изучению психологии. [10, с.98].
     Особый  интерес представляют лекции и беседы, на которые приглашаются для выступления авторитетные специалисты, работающие в определённой области науки или практической психологии.
     Вечер, как всякое массовое мероприятие, требует чёткой организации. Цель вечера – раскрыть в строгой последовательности и интересной форме целую тему. Поэтому порядок выступлений должен быть хорошо продуман, а сами выступления должны быть краткими и чёткими. Если этого не сделать, то вечер может затянуться и вместо пробуждения интереса вызовет обратную реакцию. Продолжительность вечера не должна превышать 1,5-2 часов. Методика подготовки и форма проведения вечера могут быть различными в зависимости от темы и поставленной цели. Чаще всего они организуются в традиционной форме чередующихся сообщений учащихся с широким использованием демонстрационных психологических опытов и экспериментов.
     Конференции обычно проводятся как итог определённой учебно-исследовательской работы группы учащихся или студентов. Главное их отличие от вечеров – более серьёзная психологическая тематика. В школах традиционно организуются ученические научные конференции, на которых ученики докладывают  о результатах своей научной работы. Типичной формой их проведения являются устные выступления учащихся, которые они делают на соответствующих секциях. На выступление обычно отводится 10-15 минут, после чего докладчику задаются вопросы. Традиционными методическими проблемами проведения таких конференций являются:
    недостаточная возможность для обсуждения доклада и диалога с выступающим (в силу дефицита времени);
    чрезмерная длительность научного заседания в целом.
     Для решения этих проблем может быть создано несколько тематических секций, что приведёт к сокращению количества выступающих в рамках каждой из них. Интересным вариантом  проведения таких конференций может  быть также организация преимущественно  стендовых сообщений. В этом случае информационная функция конференции выполняется более эффективно. Акцент работы научной конференции смещается на интерактивное общение и обсуждение результатов и проблем.
     Важной  формой внеаудиторной учебной работы может быть участие студентов в работе научных и практических психологических конференций «взрослых» психологов. Они получают возможность приобщиться к профессиональной жизни мира научной и практической психологии, слушая выступления опытных психологов или выступая на молодёжных секциях.
     Интерес учащихся и студентов обычно вызывают конкурсы и вечера-турниры в силу их соревновательного характера. В школах и ВУЗах проводятся психологические игры «Что? Где? Когда?», КВН. Такой вечер проводится обычно в форме соревнований двух-трёх команд. Он является одновременно соревнованием, игрой и весёлым представлением. Команды обычно включают 10-12 человек. В ходе вечера участники команд соревнуются в ответах на вопросы, в постановке психологических опытов, разыгрывании инсценировок и ролевых игр, выполнении психологических заданий. В определённые конкурсы могут быть включены и болельщики команд. Программа такого вечера должна быть хорошо продумана, чтобы предложенные  вопросы и задания не носили беспорядочного, случайного характера, а были связаны единым сценарием. Основной принцип отбора материала – его содержательность. Успех вечера в немалой степени зависит от оформления помещения, в котором он проходит. Нужно стремиться сделать его ярким и интересным: яркие плакаты с высказываниями психологов, газеты, стенды, хорошо оформленная сцена. Необходимо подвести итоги вечера, наградить победителей, выпустить газету с освещением итогов вечера [8, с.22].
     Одной из интересных форм внеклассной работы по психологии является психологическая  олимпиада школьников. В качестве заданий на такой олимпиаде может предлагаться защита творческих работ, психологический анализ текста, разгадывание психологических кроссвордов и др. Безусловно, такая олимпиада даёт школьникам возможность для продуктивного общения по психологической тематике, повышает активность учащихся, интересующихся психологией.
     Традиционно проводятся экскурсии в музеи, на природу или на предприятия. Поскольку психологические музеи пока встречаются редко, а доступ к месту работы психологов и психологическому процессу (научному исследованию или практической психологической работе) часто ограничен, то экскурсии не являются распространённой формой внеклассной работы. 
 
 
 

ГЛАВА 2. ПРОГРАММА ЗАНЯТИЙ  ФАКУЛЬТАТИВА ПО ПСИХОЛОГИИ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ 

2.1 Факультатив по  психологии "Общее понятие о личности в отечественной психологии"  

Пояснительная записка  

Факультатив по психологии "Общее понятие  о личности в отечественной психологии" предназначен для старшего школьного  возраста (15-17 лет). 

Организация занятий:
Группа  25 человек.
Занятия проводятся психологом один раз в неделю в течение полугода. Продолжительность занятия – 45 минут.
Данный  факультатив имеет важное значение для сообщение новых знаний учащимся, закрепление их в памяти, применение знаний, а также развитие познавательной сферы старших школьников.
Предлагаемый  факультатив направлен на преобразование познавательной сферы старших школьников в области психологии, овладение старшими школьниками полученными знаниями по данной дисциплине.
Цель  курса:
а) педагогическая: развитие у обучаемых интереса к научной психологии личности;
б) дидактическая: ознакомление обучаемых с основными теориями и категориями психологии личности.
Задачи  курса:
1) создание у учащихся  ориентировки в  основных теориях  и категориях психологии  личности;
2) создание у учащихся  осознания необходимости  усвоения получаемых знаний с помощью демонстрации их практической значимости;
3) организация контроля  усвоения учащимися  полученных знаний. 

Требования  к уровню освоения факультатива. старшие школьники должны
знать:
    предлагаемый материал;
уметь:
    понять место личности в отечественной психологии ;
    реализовать психологические знания в своем поведении, отношениях;
    применять полученные знания на практике.
 
В соответствие с учебным  планом на изучение дисциплины отводится  30 часов.
Примерное распределение времени  следующее:
    Лекционные занятия- 30 часов
Форма работы со старшими школьниками:
    опрос;
    чтение лекции .
 
Контроль  усвоения полученных знаний:
    устный опрос;
    написание эссе.

      УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА

№ п/п Темы Кол-во часов
1 Личность 3
2 Темперамент 3
3 Характер 4
4 Воля 3
5 Эмоции 3
6 Мативы 3
7 Способности 3
8 Интеллект 3
9 Самосознание 3
10 Самопознание 2
Итого   30ч.

      содержание  курса

      Тема 1.Личность. (3 ч.).
      Общее представление о личности. Философский  клинический и экспериментальный  этапы изучения личности. Психологическая структура личности. Развитие и устойчивость личностных свойств. Психологическая структура личности в отечественной и зарубежной психологии.
      Тема 2.Темперамент. (3 ч.).
      Психологическая сущность и теория темперамента. Темперамент  как свойство личности. Определение темперамента. Психологический подход к темпераменту. Психологические портреты лиц с различными типами темперамента.
      Тема 3. Характер. (4 ч.).
      Общее сведение о характере. Определение  характера, его структуры и свойства. Психологическая сущность характера. Черты личности. Классификация характеров. Взаимосвязь характера с темпераментом. Взгляды на соотношение характера с темпераментом. Типология характеров. Условия формирования, развитие характера и признаки его проявления. Роль темперамента в формировании и развитии характера
      Тема 4. Эмоции. (3 ч.).
      Понятие эмоций, эмоционального реагирования и эмоциональных состояний. Сущность эмоций. Субъективность и непроизвольность эмоций. Знак эмоций. Психологические аспекты эмоционального реагирования и эмоционального состояния. Влияние переживаний на активность человека. Краткая характеристика видов эмоций и эмоциональных состояний. Понятие и свойства эмоциональной сферы личности. Физиологические и психофизиологические основы эмоций. Функции и свойства эмоций. Нарушения эмоциональной сферы.
      Тема 5.Мотивы. (3 ч.).
      Проблема  мотивов психологии. Взгляды на сущность мотивов (потребностная физиологическая  психоаналитическая, деятельностная концепции  мотивов; концепции тревожности  достижения успехов реактивности личностных диспозиций). Самостоятельность мотива. Мотивационная сфера, мотивация и мотировка. Понятие мотивационной сферы личности, виды мотивов. Интересы, желания, установки в мотивационной сфере. Направленность личности. Развитие и нарушения мотивационной сферы личности.
      Тема 6. Воля. (3 ч.).
      Общая характеристика воли. Воля как форма  активности личности. Психологическая  сущность воли. Роль воли в жизни  деятельности человека. Воля как характеристика сознания. Понятие волевого действия. Признаки волевых действий. Понятие и условия проявления волевого усилия. Сущность тормозной и побудительной функции воли. Психологическая структура волевого действия. Этапы волевого действия. Волевые качества личности. Проблема воли в научных теориях. Современное состояние проблемы воли в психологии. Подходы к проблемам воли. Развитие, условия воспитания и нарушения воли.
      Тема 7.Способности. (3 ч.).
      Деятельностный  и функциональный подходы к понятию  способности и их структуре. Понятие  склонность и качества личности и их связи с понятием способностей. Природные и социальные предпосылки способностей. Деятельностный и функциональный подходы к решению вопроса об источниках способностей. Основания для классификации способностей и виды способностей. Одаренность, талант и гениальность. Проявления и условия развития способностей. Роль методики обучения и воспитания в развитии способностей. Мотивация и способности.
      Тема 8. Интеллект. (3 ч.).
      Понятие и структура интеллекта. Разнообразие взглядов на интеллект. Структура интеллекта. Интеллект в жизненных процессах человека. Оценка уровня развития интеллекта. Нарушения интеллекта. Факторы, обеспечивающие развитие креативности.
      Тема 9. Самосознание. (2 ч.).
         Проблема принятия себя. Компоненты структуры «Я-концепции». Понятие и функции самосознания. Развитие самосознания как многоуровневый процесс. Соотношение самосознания с сознанием. Когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты самосознания. Взгляды на механизм генезиса самосознания.
         Тема 10. Самопознание. (2ч.).
         Самопознание личности. Самопознание как сложный процесс в сознании индивида континуума собственных характеристик. Содержание двухуровневой системы развития самопознания. Процессы идентификации, рефлексии и атрибутирования как механизмы самопознания. Понятие каузальной атрибуции. 

Список  литературы для подготовки преподавателя  по данной теме:
    Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. – М., 1980.
    Асмолов А.Г. Психология личности: Принципы общепсихологичсекого анализа. – М., 1990.
    Бернс Р.В. Я-концепция и воспитание. – М., 1986.
    Блейхер В.М., Бурлачук Л.Ф. Психологическая диагностика интеллекта и личности. – Киев, 1978.
    Бодалев А.А. Психология о личности. – М., 1988.
    Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М., 1968.
    Зейгарник Б.В. Теории личности в зарубежной психологии. – М., 1982.
    История зарубежной психологии. 30-60-е годы ХХ века. Тексты. – М., 1986.
    Кон И.С. Постоянство и изменчивость личности// Психологический журнал. – 1987. - № 4. – С.126-137.
    Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М., 1982.
    Мельников В.М., Ямпольский Л.Т. Введение в экспериментальную психологию личности. – М., 1985.
    Мерлин В.М. Личность как предмет психологического исследования. – Пермь, 1988.
    Мерлин В.С. Очерк теории темперамента. – М., 1964.
    Мерлин В.С. Структура личности. Характер, способности, самосознание: Учебное пособие к спецкурсу. – Пермь, 1990.
    Моргун В.Ф., Ткачева Н.Ю. Проблема периодизации развития личности в психологии. – М., 1981.
    Норакидзе В.Г. Методы исследования характера личности. – Тбилиси, 1989.
    Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. – М., 1982.
    Психология индивидуальных различий. Тексты. – М., 1982.
    Психология личности. Тексты. – М., 1982.
    Психология формирования и развития личности. – М., 1982.
    Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. – М., 1989.
    Сарджвеладзе Н.И. Личность и ее взаимодействие с социальной средой. – Тбилиси, 1989.
    Фельдштейн Д.И. Психология развития личности в онтогенезе. – М., 1989.
    Фрейд З. Введение в психоанализ. Лекции. – М., 1987.
    Фрейд З. Психология бессознательного. – М., 1989.
    Ярошевский М.Г. Психология в ХХ столетии. Теоретические проблемы развития психологической науки. – М., 1974.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
2.2 Отбор и построение содержания учебной темы на примере лекции
Тема  лекции № 1: "Общее понятие о личности в отечественной психологии"
Цель  лекции: ориентировка обучаемых в основных категориях психологии личности в отечественной психологии.
Тип лекции: вводная лекция
План  лекции:
      Вводная часть
      Формирование новых понятий и их взаимосвязей.
1. Уровни  методологического знания.
2. Характеристика  понятий "индивид", "субъект  деятельности", "личность", "индивидуальность". Их соотношение.
3. Определение  понятия "личность"
4. Структура  личности.
      Контроль и усвоение полученных знаний
Продолжительность лекции: 45 минут
Дидактические единицы и блоки лекции:
Вводный блок
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.