На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Экономические кризисы в современных условиях

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 14.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 14. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Министерство  образования и науки Российской Федерации 

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ОРЕНБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» 
 

Факультет экономики и управления 

Кафедра экономической теории 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА
по экономической  теории 

Экономические кризисы в современных  условиях 

ГОУ ОГУ  080502.5001.10 ОО 
 
 
 
 
 

                 Руководитель  работы
                _______________ О.И. Федорова
                «_____» ________________ 2011 г.
                Исполнитель
                Студент гр. 10 НН-1
                ________________ А.К. Фролова
                «______» ___________________ 2011 г. 
                 
                 

Оренбург 2011 

Содержание 
Введение…………………………………………………………………….………..3
1 Теоретическое  исследование экономических кризисов……………….………..5
1.1 Понятие  и причины экономических кризисов  в концепциях экономических школ……………………………………………………………………………….….6
1.2 Кризис  как элемент механизма циклического  движения………………….….7
1.3 Необходимость  и инструменты антициклической  политики……………….10
2 Проявления  и последствия современных кризисов……………………………14
2.1 Причины  и тенденции кризисных колебаний экономики развитых стран…14
2.2 Кризис  российской экономики: общее и  особенное………………………....19
2.3 Государство  как регулятор экономических  кризисов: мировой опыт и российская  практика………………………………………………………………..22
Заключение………………………………………………………………………….30
Список  использованных источников……………………………………………...32 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение
       Кризис  экономики чреват полной хозяйственной  разрухой и усилением деградации общества. Поэтому требуется объективный и глубокий анализ данного явления, приобретшего в переходный период новые черты. Всестороннее научное исследование необходимо для того, чтобы правильно оценить эту болезненную фазу в развитии общественного производства, выработать и применить надежные и эффективные меры по ограничению ее продолжительности и потерь, найти пути выхода из ситуации для последующего подъема экономики. Решению таких задач поможет, в частности, выяснение закономерностей и взаимосвязей кризисов в производственной, научно-технической и социокультурной сферах, политических и государственно-правовых отношениях, экологии. Необходимость учета взаимодействия кризисов в экономике и других сферах. Ориентирами в этом могут служить следующие их свойства: всеобщность, неизбежная в цикличной динамике всех элементов общества. Периодические кризисные потрясения - закономерность живой и неживой природы; полезность. Это кажется абсурдным, и тем не менее кризисы подрывают основу
устаревших  систем или их элементов, расчищают  дорогу для новых поколении
людей и машин, технологических и экономических  укладов, политического
устройства; многофакторность и многомерность, вызываемые множеством переплетающихся факторов, которые в зависимости от ситуации поочередно выходят на первый план.
         Кризисы охватывают различные  стороны системы, их нельзя  определить и измерить одним обобщающим показателем, а потому требуется совокупность подходов, чтобы получить верный ориентир. И хотя возможна их классификация, не найти двух тождественных потому требуется совокупность подходов, чтобы получить верный ориентир. И хотя возможна их классификация, не найти двух тождественных кризисов; взаимодействие, проявляющееся в разных аспектах. Кризисные фазы циклов неодинаковой длительности накладываются друг на друга, резонируют, углубляют потрясения общества. Взаимовлияние испытывают смежные сферы. Так, экономический кризис обычно сопряжен с технологическим, на него оказывают негативное воздействие кризисы экологические, социокультурные, политические, государственно-правовые; заканчиваемость, которая может стать переходом к оздоровлению общества и экономики либо заменой их одной или несколькими более жизнеспособными системами; прогнозируемость. Обычно кризисы, особенно экономические, неожиданны, только задним числом выясняют и доказывают их неизбежность. Тем не менее, познав циклично генетические закономерности динамики общества, логику смены циклов, можно предвидеть сроки наступления и характер кризиса.
       Цель  работы - провести анализ такого явления  в экономике как кризис.  
Задачи исследования:

       Рассмотреть понятие и причины экономических  кризисов в концепциях экономических школ. 
            Проанализировать кризис как основную фазу экономического цикла.

         Изучить  необходимость и инструменты антициклической политики
         Определить причины и тенденции  кризисных колебаний экономики  развитых стран.
       Выявить общее и особенное в кризисе  российской экономики
       Проанализировать  влияние государства как регулятора экономических кризисов: мировой  опыт и российская практика. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1 Теоретическое исследование  экономических кризисов
1.1 Понятие и причины экономических кризисов в концепциях экономических школ
Вот несколько  определений :
       Экономический кризис — серьезные нарушения  в обычной экономической деятельности. Одной из форм проявления кризиса  является систематическое, массовое накопление долгов и невозможность их погашения в разумные сроки. Причину экономических кризисов часто усматривают в нарушении равновесия между спросом и предложением на товары и услуги.
       Экономический кризис – это фаза капиталистического цикла, во время которой происходит принудительное восстановление нарушенных в ходе развития капиталистической экономики основных пропорций воспроизводства. Проявляется в крахе производства, сокращении капитальных вложений, росте безработицы, увеличении обанкротившихся фирм, падении курса акций и других экономических потрясениях (БСЭ).
       Кризис  экономический - (от греч. krisis — поворотный пункт) — резкое ухудшение экономического состояния страны, проявляющееся  в значительном спаде производства, нарушении сложившихся производственных связей, банкротстве предприятий, росте безработицы и в итоге — в снижении жизненного уровня, благосостояния населения.
       Мировой экономический кризис – это естественное глобальное перепроизводство, которое  необходимо для того, чтобы защитить нас же от иллюзий создания мнимых ценностей не предназначенных для нашей собственной жизни и выживания.
       Сейчас  уже не мало кто вспоминает классическую марксистскую теорию кризисов. По Марксу, в условиях товарного производства и обмена как единого процесса воспроизводства пропорциональность, сбалансированность экономики устанавливаются не непосредственно, а только апостерори, задним числом, в результате стихийного столкновения товаров на рынке. Из этого вытекает некоторая абстрактная закономерность, выведенная Марксом 140 лет назад: чем глубже обособленность производителей (экономисты мейнстрима сказали бы: чем совершеннее конкуренция), тем больше потенциальные возможности кризиса. Наоборот, чем более точно и полно производство и обмен ориентированы на действительные общественные потребности, тем менее вероятен кризис перепроизводства. Поэтому вся совокупность мер антикризисного регулирования сводится к следующему: сделать так, чтобы производитель имел общественные, а не рыночные гарантии производства (гарантированные инвестиции, дешевые кредиты и т.п.) и реализации своей продукции (государственные закупки или «хотя бы» кредитования реализации).
Совсем  недавно все это казалось анахронизмом, верхом старомодности. Однако в октябре 2008 г. глава ФРС США на весь мир  заявил, что причина кризиса – в чрезмерном доверии к механизмам саморегулирования рынка. Гораздо важнее, однако, другое: чего жадут в условиях кризиса представители капитала, бизнесмены-практики? Они требуют не отказа государства от кого бы то ни было регулирования, а вливания в экономику гигантских общественных ресурсов, чтобы обеспечить себе выживание. Здоровый рефлекс капитала: бизнесмены США потребовали 700 млрд долл. (в декабре заговорили о гарантиях на более чем 2 трлн долл.), бизнесмены ЕС – 1,3 трлн долл., России – более 100 млрд долл. Иными словами, рыночные механизм саморегулирования не работает, нужны общественные регуляторы, гарантирующие априори общественную необходимость того, что производится, или того, чем спекулируют. И вот государства выкупают «плохие долги», чтобы защитить финансовых спекулянтов от разорения. [1]
       Австрийская школа. Кризис в рыночной экономике происходит в результате конъюнктуры на денежном рынке, создаваемой центральными банками и системой не со 100 % нормой резервирования, что приводит к заниженным процентным ставкам, росту денежной массы (см. Банковский мультипликатор). Это создаёт экономический бум. Фирмам кажется, что проекты нужны экономике, будут прибыльны и они начинают инвестировать в потенциально убыточные проекты — «плохие инвестиции». Домохозяйства из-за роста цен перестают сберегать и начинают тратить больше своих доходов — берут ссуды. Бум вечно продолжаться не может и всегда наступает второй этап — крах, кризис. Кредитование падает, денежная масса падает, в результате цены снижаются, предпринимателям приходится срочно продавать «плохие инвестиции». И потребители, и предприниматели в долгах. Начинаются оптимизации производства — происходят увольнения. 

1.2 Кризис как элемент механизма циклического движения
       Экономической наукой к настоящему времени разработан ряд теорий, объясняющих причины экономических циклов и кризисов.
       Причины кризиса могут быть различными. Они  делятся на объективные (связанные  с потребностями модернизации и  реконструкции) и субъективные (отражающие ошибки и волюнтаризм в управлении).
       Как правило, экономика проходит последовательно  четыре фазы: подъем, спад (кризис), депрессия, оживление.  

         

       Первая  фаза классического цикла общественного воспроизводства — подъем (бум). Ускорение экономического развития обнаруживается в серии нововведений, возникновении массы новых товаров и новых предприятий, в стремительном росте капиталовложений, курсов акций и других ценных бумаг, процентных ставок, цен и заработной платы. В то же время нарастает напряженность банковских балансов, увеличиваются товарные запасы. Подъем, выводящий экономику на новый уровень в ее поступательном развитии, подготавливает базу для кризиса.
       Вторая  фаза — кризис (спад). Происходят сокращение объема производства и деловой активности, падение цен, затоваривание, рост безработицы и резкое увеличение количества банкротств. При этом следует отметить, что степень негативного влияния экономических кризисов на отдельные отрасли различна. В отраслях, поставляющих предметы повседневного спроса, производство сокращается в сравнительно меньших масштабах. Реакция на кризис монополий немонополизированных секторов экономики также различна. Если в высокомонополизированных отраслях в период кризиса цены почти не снижаются при резком сокращении объемов производства, то в отраслях с низкой концентрацией капитала происходит значительное падение цен при относительно небольшом снижении объемов выпуска продукции. Иначе говоря, монополии, опираясь на свою экономическую власть, с гораздо меньшими издержками могут пережить кризис.
       Третья  фаза — депрессия (стагнация), более или менее продолжительная — от полугода до трех лет. Происходит приспособление хозяйственной жизни к новым условиям и потребностям, обретение нового равновесия. Для этой фазы характерны неуверенность, беспорядочные действия, доверие предпринимателя к конъюнктуре восстанавливается с трудом, он не рискует вкладывать значительные средства в бизнес, хотя цены и условия хозяйствования стабилизируются. Во многих случаях происходит падение нормы процента.
       Четвертая фаза — оживление, т.е. восстановление. Начинаются капиталовложения, растут цены, производство, занятость, процентные ставки. Оживление охватывает, прежде всего, отрасли, поставляющие средства производства. Поощряемые успехом других, создаются новые предприятия. Оживление завершается достижением предкризисного уровня по макроэкономическим показателям. Затем начинается новый, более высокий, чем прежде, подъем.
       Далее наступает новый виток спирали  экономического развития, снова возникает  фаза подъема, которая подготавливает базу для нового кризиса, и т.д.
       Кризисы бывают регулярными (циклическими или  периодическими), которые повторяются  с определенной закономерностью, и  нерегулярными. Регулярные кризисы  перепроизводства дают началу новому циклу, в ходе которого экономика  последовательно проходит четыре фазы и подготавливает базу для следующего кризиса. Они характерны тем, что охватывают все сферы экономики, достигая большой глубины и продолжительности. К нерегулярным экономическим кризисам относятся промежуточные, частичные, отраслевые и структурные.
       Промежуточный кризис не дает начало новому циклу, а прерывает на некоторое время течение фазы подъема или оживления. Он менее глубок и менее продолжителен по сравнению с периодическим и, как правило, носит локальный характер.
       Частичный кризис в отличие от промежуточного охватывает не всю экономику, а какую-либо сферу общественного воспроизводства.
       Отраслевой  кризис охватывает одну из отраслей народного хозяйства. Поводом для него могут послужить диспропорции в развитии отрасли, структурная перестройка, перепроизводство и т.д. Такие кризисы бывают национальными и международными.
       Структурный кризис является следствием нарушения закона пропорционального развития общественного производства. Это проявляется в значительных диспропорциях между отраслями с одной стороны, и выпуском важнейших видов продукции в натуральном выражении, необходимых для сбалансированного развития экономики, с другой.
       Перед наступлением очередного периодического кризиса производство достигает  наиболее высокого уровня, за которым уже скрываются перепроизводство и увеличение предложения.
       В этой связи, естественно, возникают  вопросы, можно ли предсказать экономическое  будущее, как спасти предприятие  или домохозяйство от краха, какова при этом роль государства, из чего складывается механизм государственного регулирования и др. 

       1.3 Необходимость и  инструменты антициклической  политики
     Если  прежде стихийный рыночный механизм восстанавливал равновесие с помощью  изменения уровня заработной платы, цен, занятости, то в настоящее время их колебания не оказывают необходимого воздействия. Развитие конкуренции, монополии и развитие олигополистических рынков способствовали государственному вмешательству. Основной и главной задачей антициклического регулирования является предотвращение возникновения кризисов. Для этого используется кредитно-денежный и бюджетно-налоговый механизмы.
     На  стадии подъема темпы развития экономики  достигают «перегрева». В этот период и наступает угроза возникновения  кризиса. Как раз в этот момент государство и начинает препятствовать темпам роста. Повышение ставки рефинансирования и резервных отчислений делает деньги дороже и уменьшает поток инвестиций. Снижению совокупного спроса и деловой активности способствует сокращение государственных расходов. Иногда для преодоления наступающего кризиса правительство провоцирует его наступление раньше времени. Такой метод применяется для устранения глубокого и продолжительного кризиса. Как правило, искусственно созданный кризис оказывает менее губительное воздействие на экономическую систему.
     В период кризиса или депрессии  правительство всячески стимулирует  производство, увеличивая расходы из государственного бюджета. Таким образом, правительство снижает налоги, предоставляет  фирмам налоговые льготы на инвестиции, применяет меры направленные на понижение процентной ставки по кредиту и на сокращение резервных отчислений. Иногда государство повышает таможенные пошлины на ввозимые иностранные товары, чтобы защитить внутренний рынок от импортных товаров. Также здесь стимулируется экспорт и изменение курсов валют.
       Государственное регулирование должно сочетать две  противоположные цели: во-первых, предотвращение спада производства и повышение  занятости, во-вторых, предотвращение развития инфляции.
             Существуют различные взгляды на причины циклических колебаний, однако несмотря на значительный разброс  взглядов и различную расстановку акцентов при выработке антициклической политики, в целом можно выделить два направления регулирования: неокейнсианство и  неоконсерватизм, развившееся на базе классической школы. Первое ориентируется на  регулирование совокупного спроса, второе - на регулирование совокупного предложения. Для наглядности можно представить их различие в виде таблицы.
       
Признаки Неокейнсианство Неоконсерватизм
Ориентации На спрос На предложение
 
Цели 
 
Регулирование хозяйства в целом (макроэкономика)
 
Создание  стимулов деятельности (микроэкономика)
 
Приоритеты регулирования
    Налогово-бюджетная
политика.
    Кредитно-денежная
политика
    Кредитно-денежная
политика
    Налогово-бюджетная
политика
 
Оценка  роли государства
 
Поощрение
 
Ограничение
       В зависимости от исходных установок  и ориентиров сторонники того или  иного направления по-разному  решают проблемы сглаживания циклических  колебаний, по-разному оперируют  инструментами, находящимися в распоряжении государства, которое можно использовать для этих целей.
       Например, сторонники кейнсианских рецептов большее  внимание уделяют бюджетной политике (главным образом это связано  с увеличением или уменьшением  расходов государства) и налоговой политике (манипуляции с налоговыми ставками в зависимости от состояния экономики).
       Сторонники  неоконсервативных рецептов уделяют  большое внимание проблеме денег  и кредита. Главным образом это  вопрос объема денежной массы и его  регулирования.
            По-разному решается проблема  участия государства в происходящих  процессах - в политике регулирования  экономики в целом и в области  сглаживания циклических колебаний. 
       Несмотря  на такие, казалось бы, существенные различия, есть общее понимание этими концепциями того факта, что, во-первых, государство в состоянии сглаживать циклические колебания, и, во-вторых, государство должно это осуществлять в целях достижения и поддержания экономической стабильности. Существует и общее понимание того, какова должна быть в целом линия поведения государства, направленная на преодоление циклических колебаний.
       В фазе спада все мероприятия государства  должны быть направлены на стимулирование деловой активности. В области  налоговой политики это означает снижение ставок, предоставление налоговых льгот на  новые инвестиции, проведение политики ускоренной амортизации. При этом сторонники кейнсианских взглядов больше уповают на рост государственных расходов, которые рассматриваются как стимулятор накопления. Налоговые мероприятия больше дополняют бюджетные, и в комплексе они ведут к стимулированию совокупного спроса, а в конечном счете - и производства.
            Что же происходит в обратном случае, то есть в период подъема экономической конъюнктуры?  Государство в целях предотвращения перегрева экономики и связанных с этим болезненных явлений в хозяйственной жизни проводит политику сдерживания, включающую противоположные мероприятия в области налогово-бюджетной и кредитно-денежной политики.
            Налогово-бюджетная политика такого периода характеризуется повышением ставок налогов, сокращением государственных расходов, ограничениями в области проведения амортизационной политики. Именно на налогово-бюджетную политику ориентируются теоретики кейнсианских методов регулирования. Фискальные мероприятия приводят к сглаживанию покупательской способности, а значит, и спроса, что ведет в конечном счете к некоторому спаду экономической активности
            В общем и целом о политике, которую должно проводить государство в целях сглаживания циклических  колебаний, можно сказать, что в период  спада государство проводит политику активизации всех хозяйственных процессов, а в период «перегрева» экономики стремится сдерживать деловую активность. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2 Проявления и последствия современных кризисов
2.1 Причины и тенденции  кризисных колебаний  экономики развитых  стран 
       Мировой финансовый кризис сегодня, безусловно, является проблемой номер один глобального  масштаба.
       Сегодня количество экспертных мнений и оценок, циркулирующих в мировых СМИ, уже исчисляется тысячами, и в этой связи представляется актуальным для хоть какого-то прояснения ситуации выделить основные вопросы, вокруг которых разворачиваются ключевые интеллектуальные тренды.
       В первую очередь, наиболее острая полемика имеет место вокруг проблемы, касающейся характера нынешнего кризиса. Значительная часть экономистов, прежде всего, на Западе, придерживается мнения, что кризис представляет собой обычное явление в рамках цикличного колебания экономического роста.
       Сторонники теории экономических циклов указывают, что в сегодняшнем кризисе нет ничего необычного, поскольку экономическая активность традиционно развивается по волнообразной кривой, где фазы подъема сменяются со временем фазами спада и депрессией, которые затем дают толчок для очередного роста экономики. Подобный цикл развивается как бы по спирали, неизменно выводя экономику на стадию дальнейшего роста.
       Второй  темой в разворачивающейся острой международной полемике в экспертных кругах выступает тема будущего финансового доминирования. Примерно с 1971 года, когда произошла отвязка американского доллара от золота, в глобальной экономике доминирующие позиции заняла валюта США, которая фактически заменила золото в качестве всеобщего эквивалента. Доллар стал не только средством расчета, но и накопления. Это в свою очередь сделало США де-факто глобальным эмиссионным центром.
       Между тем, глобальный экономический кризис может поставить под сомнение доминирующую роль Соединенных Штатов в мировых финансах. Если правы  сторонники длительного характера текущего кризиса, то в ближайшее время может со всей остротой встать вопрос о финансовой архитектуре мира. В принципе это вопрос уже на повестке дня, хотя сторонники доллара утверждают, что доминированию американской валюты ничего не угрожает. Они указывают, что в середине 80-х годов прошлого века доллар продемонстрировал двукратное падение в цене, но это ни коим образом не отразилось на его позициях.
       Кроме того, сторонники доллара подчеркивают, что в обвальном падении доллара  не заинтересованы такие крупнейшие игроки как ведущие страны ЕС и Япония, которые имеют взаимно-переплетенные торгово-экономические отношения с США и чьи валюты и валютные накопления привязаны к американскому доллару. Не заинтересован в этом также будет Китай, который вышел на первое место по покупке американских ценных бумаг. В этой связи, эти субъекты мировой экономики будут стремиться стабилизировать валютно-финансовую систему, оказывая поддержку доллару.
       С проблемой международной финансовой и промышленно-экономической архитектуры тесно связаны дискуссии о будущей судьбе процесса глобализации. Главным мотором глобализации в последние десятилетия, конечно же, были США, страны Европы, Япония и Китай. Их экономический рост подстегнул процесс глобального движения капитала, трудовых ресурсов, передовых технологий, грузов, переноса производственных мощностей, мировое разделение труда, стандартизацию законодательств и т.д.
       В то же время более мощный удар по процессу глобализации может нанести  не столько падение объемов глобальной торговли, сколько намечающийся рост популярности политики протекционизма. В отдельных развитых государствах все чаще звучат призывы покупать товары национальных производителей, а также выделяются значительные финансовые средства для поддержания собственного бизнеса. Хотя открыто и не заявляется, что они делают все для защиты собственных экономик – производственного и финансового секторов, однако, многие стратегии спасения экономик носят явно выраженный протекционистский характер. Это, конечно же, вызывает растущие противоречия, прежде всего, внутри индустриально развитого мира.
       Настоящий экономический кризис – проявление мировой цикличности. В то же время  он тесно связан с особенностями  современной глобализации и имеет  ярко выраженную институциональную природу. В ходе борьбы с кризисом страны вырабатывают общие и особенные методы регулирования, которые дополняются наднациональными методами регулирования. Кризис обнаружил существенность глобальных структурных сдвигов и глобальных взаимосвязей мировой экономике, мировую «финансовую хрупкость», потребность в «грубой настройке» институтов, акцентировал внимание на диспропорциональности в развитии реального и финансового сектора экономики, выявил ошибку некритического копирования опыта развитых стран и недостаточность мониторинга экономических процессов.
       В российской литературе выдвигаются  разные причины мирового и экономического кризиса. Все они в той или  иной степени объясняют его институциональную  природу. Рассмотрим эти причины  в порядке движения от частного к общему.
       1. Первой причиной мирового кризиса  стал ипотечный кризис в США,  развитых европейских странах,  Японии и др. Он развивался  в особой институциональной среде,  характеризующейся: доступностью  и дешевизной ипотечных кредитов; низким качеством обеспечения, в том числе по причине недооценки «ценового пузыря» на рынке недвижимости; высоким риском, основанным на избыточном доверии к самим институтам, обеспечивающим ипотеку; переоценкой предстоящих доходов, объясняемой как информационной неопределенностью принятия решений, так и близорукостью агентов, их чрезмерным оптимизмом.
       2. В качестве причины мирового  экономического кризиса рассматриваются  также рисковые финансовые инновации.  Такие как дефолтные свопы  по договорам ипотечного кредитования  и секьюритизация. Дефолтные свопы использовались как механизм хеджирования кредитных рисков. Застраховав себя подобным образом (продав риск), банки стали снижать уровень ответственности по отношению к своим вкладчикам – фактическим кредиторам банковских операций. Возникла проблема «морального риска» как разновидности постконтрактного оппортунизма. Секьюритизация активов – инструмент, позволяющий превратить долгосрочные вложения в ликвидные активы (деньги). Механизм сделки таков: банком, выдавшим кредиты под залог прав собственности, формируется пул обязательств из закладных. Этот пул продается некоей финансовой компании(посреднику), которая под данное диверсифицированное обеспечение выпускает однородные и высоколиквидные ценные бумаги (обычно акции) и размешает их на фондовом рынке. Продав собственные акции, финансовый посредник привлекает деньги, на которые приобретает у банка новый пул закладных, предоставляя ему очередную порцию финансовых ресурсов для ипотечного кредитования. В результате банк избавляется от долгосрочных пассивов (что позволяет ему выдерживать норматив долгосрочной ликвидности Н4), получает постоянный источник финансирования кредитных договоров, а посредник диверсифицирует собственный риск и повышает ликвидность финансовых инструментов.
       3. Мировой финансовый кризис связан также с предшествующим ему формированием «ценовых пузырей». Любой ценовой пузырь означает нереальное «раздувание» цены того или иного актива, поддерживаемое массовым однонаправленным поведением инвесторов, делающим невыгодным индивидуальную игру «против рынка». В финансах для объяснения подобных стратегий даже есть собственная теория – «теория большого дурака» (Greatest fool theory). При следовании массовой стратегии поведения важно предсказать момент, когда в рыночной игре наступит перелом, и тогда новая современная игра, теперь уже игра на понижение, обрушивает рынок. Можно выделить, по крайне мере, три «финансовых пузыря», сформировавшихся в российской и зарубежной экономике в предкризисный период:
        а) рост курсовых стоимостей ценных бумаг и, соответственно, биржевых индексов;
        б) рост цен на недвижимость, связанный с опережающим предложение увеличением спроса на жилье, вследствие развития ипотеки;
        в) рост мировых цен на нефть и другие сырьевые товары.
       4.Иногда  в качестве причины экономического кризиса в российской и зарубежной литературе называются необоснованно высокие зарплаты поп менеджеров ведущих компаний финансового и реального секторов экономики.
       5. Определенная группа экономистов  выдвигает идею, что кризис напрямую  связан с экономической геополитикой США, что именно Америка виновата в его мировом проявлении. И дело тут не только в копировании инструментов лидера или в его главенствующей роли на финансовых рынках. Обычно речь идет о создании под эгидой США мировых финансовых организаций, тип МВФ, которые проводят политику в интересах лидера. Усилению мировой нестабильности в последнее время, по мнению многих экономистов, способствует использование доллара США в качестве международной резервной валюты. Поскольку сама эмиссия долларовых обязательств включена в механизм финансирования дефицита федерального бюджета США, выдвигается идея, что страны, приобретающие государственные облигации США, de-facto выступают в качестве кредиторов американского правительства, обеспечивая его непомерные расходы. В рамках мир- системного анализа И. Валлерстайна такие отношения между центром и периферией вполне могут рассматриваться как отношения эксплуатации, если у периферии нет доступной и безопасной альтернативы им.
       6.Существует  мнение, что мировой экономический кризис является кризисом рыночной системы хозяйствования в целом. В качестве аргументов в пользу этой гипотезы приводится как собственно возникновение кризиса, его глубина, так и используемые идеология и методы борьбы с ним: усиление идей госкапитализма, национализация банков, государственное финансирование крупных компаний реального сектора экономики. Конечно, кризис выявил противоречия в эволюции рыночных систем, но он не доказал, что сами противоречия достигли своего антагонизма. Да и внутри рыночных систем не вызрела альтернатива, которая могла бы прийти им на смену. Этот кризис уникален тем, что он не будет способствовать воспроизводству старого, а должен создать новую экономику, основанную на институтах стабильного развития.
       7.Одним из наиболее достойных объяснений мирового экономического кризиса является интерпретация его с позиций цикличности мирового развития и особенностей глобализации мировой экономики. Действительно, за последние 40 лет можно обнаружить следующие кризисы в мировой экономике, повторяющиеся каждые 10 лет:
        - стагфляционный  кризис 1974-1975гг., связанный с повышением  цен на нефть ОПЕК;
        - стагфляционный  кризис 1980-1982гг.;
        - инвестиционный  кризис 1990-1991гг., связанный с падением  фондовых индексов, пересмотром ожиданий инвесторов;
        - схлопывание «пузыря»  «доткомов» (компаний, связанных с  Интернет), обвал индекса высокотехнологических  компаний NASDAQ в 2000г., последовавший инвестиционный кризис и мировая рецессия 2002-2003гг.;
        - современный мировой  экономический кризис 2007-2008-2009….., отличается глубиной спада, глобальным характером и целым комплексом причин.[9] 

2.2 Кризис российской  экономики: общее  и особенное.
         Российские особенности. Финансовый кризис очевиден в России, и что свидетельствует, что она стала частью мировой рыночной экономики. Перечень причин финансового кризиса в России весьма обширен. Безусловно, влияние ситуации на международных финансовых рынках велико. Однако масштаб снижения капитализации российского финансового рынка несоизмерим со снижением этих рынков в других странах мира.
Для сравнения: индекс РТС в России снизился примерно на 72-75%, в то время как аналогичные  индексы в США – только на 35%, в Китае снизились на 49%, в Индии  – на 40%, в Бразилии на 50%. Таким  образом, импортные причины падения капитализации можно оценить примерно в 35%, но остальные 37-40% - это российские причины.
В российских реалиях доминируют внутренние факторы. К ним надо отнести:
       1) «Голландская болезнь», и перегрев  экономики деньгами, когда нефтедоллары  и кредиты по низким ставкам развратили предпринимателей и государство убеждением, что такое положение продлится еще довольно долго, и в этой ситуации возможно финансирование высокорисковых инфраструктурных проектов, приобретение активов под залог этих же активов и так далее.
За период 2000-2007 годы удельный вес природных  ресурсов и продуктов их первичной  переработки в общей структуре  экспорта страны составлял от 78,2%, в 2002 до 85,5% в 2006 году, при этом более 50% доходов бюджета формировались  за счет ТЭКа.
       2) Низкий рост производительност  труда по сравнению ростом  доходов, опережающий рост финансового  сектора по сравнению с ростом  реального сектора российской  экономики. За период 2000-2007 годы  оборот розничной торговли вырос  в 4,6 раза, среднедушевые доходы населения – в 5,5 раза, кредиты физическим лицам в 72,5 раза, при этом прирост ВВП – 72%, а промышленного производства 64%.
       3) Высокая корпоративная задолженность.  Задолженность крупнейших компаний  за несколько лет возрасла  с 31,4 млрд.долларов в 2000 году до 488,3 млрд.долларов на конец 2007 года и более чем 500 млрд. к сентябрю 2008 года. Причем более половины этих долларов – долги корпораций и финансовых организаций с государственным участием. При этом валютные резервы ЦБ росли ежегодно примерно в тех же величинах, что и корпоративная задолженность. При этом сумма возврата кредитов за III и IV квартал 2008 и 2009 год составляет более 200 млрд.долларов.
       4) Снижение инвестиционной привлекательности  и отток капитала из России. На российском фондовом рынке  средства нерезидентов составляли до 70% от всех обарачиваемых средств. Поэтому именно с российского рынка, в силу его непредсказуемости и рискованности, деньги иностранными инвесторами выводились в первую очередь. Сыграли свою роль конфликты вокруг отношений ВР и ТНК, Евросети, Метчела и Южно- Осетинский конфликт.
       5) Отсутствие в России реальных  источников долгосрочных инвестиций. Более половины суммы всех  банковских кредитов российским  предприятиям – это кредиты  до 1 года. То есть деньги, связанные  не с инвестиционными целями, а с текущим пополнением оборотного капитала. Долгосрочное кредитование на срок более 3 лет составляет не более 20%. При этом и у самих банков в условиях кризиса ликвидности нет долгосрочных источников. Российская финансовая система все предыдущие годы была не способна генерировать длинные деньги. Поэтому основными источниками инвестиций выступали либо иностранные кредиты, либо собственные средства российских компаний, тех, конечно, у кого они были.
       При этом  переход от первых признаков  финансового кризиса до стагнации реального сектора в развитых странах занял примерно полтора года, российская экономика проделала этот путь за считанные месяцы. Если снижение цен на сырье и продукты первичной переработки для развитых стран являются благом в условиях кризиса, то для российской экономики – это трагедия.
       Кризис  в России будет развиваться гораздо  быстрее и с большей глубиной, чем в других развитых странах, и  выход из него будет более драматичным  и длительным. Какова будет глубина  и продолжительность кризиса для России? Это сегодня для странны основной вопрос.[2] 
 

2.3 Государство как  регулятор экономических  кризисов: мировой  опыт и российская  практика.
       Еще долго ученые и аналитики будут  спорить о том, каковы причины  разразившегося в 2008 году глобального экономического кризиса, истинные масштабы которого пока сложно оценить. Но рано или поздно он будет преодолен, причем в проигрыше окажутся те, кто сосредоточит свои основные ресурсы на ремонте обваливающихся старых крепостных стен, а в выигрыше – сумевшие построить рядом новые кварталы. На практике это означает, что первая глава антикризисной программы должна начинаться с проекта того города, в котором нам хотелось бы жить по окончании кризиса. В самом общем виде мы имеем в виду скорректированную структуру экономики и модернизированную систему взаимоотношений общества, бизнеса и власти.        Для достижения указанной цели нужно решить ряд задач.
       1.Совершенствование  системы управления.
       Во-первых, во время кризиса, который не носит  взрывного характера, но во многом определяется взаимным недоверием экономических агентов, не следует резко менять систему управления, вплоть до прямого нарушения Конституции. К сожалению, именно так можно охарактеризовать совместное решение Госдумы и Совета Федерации о создании Комиссии  Федерального собрания РФ по вопросам перераспределения бюджетных ассигнований. В соответствии с принятым решением три депутата от Государственной думы и три члена Совета Федерации имеют право вносить изменения в бюджет в течение планового периода с последующим информированием председателей палат Федерального собрания РФ. В Конституции ясно определено, что утверждение и изменение бюджета – прерогатива парламента в целом, а не его отдельных депутатов. Конституционная обязанность парламента – публично рассматривать и принимать Федеральный закон о распределении общественных финансов, то есть федеральный бюджет. И дело здесь не в необходимости оперативно реагировать на быстро меняющуюся ситуацию: многие аналитики и высокопоставленные чиновники, включая председателя правительства, отмечали, что стремительное выделение средств банкам как из бюджета, так и из золотовалютных резервов страны не дало ожидаемого эффекта (деньги не дошли до конечных получателей – предприятий реального сектора). В кризисные периоды важна уверенность всего общества в том, что власть действует несуетливо, уверенно и продуманно.
       Во-вторых, можно по-разному оценивать эффективность  деятельности исполнительной власти в  предыдущие («тучные») периоды, но сегодняшнее  ее стремление возложить на себя всю ответственность за преодоление кризиса вряд ли оправдано. Конечно, власти можно предъявить ряд претензий и указать на сделанные ею ошибки, которые осложняют этот процесс (в частности, именно она сформировала условия, способствовавшие возникновению избыточной зависимости российского бизнеса от мировой финансовой системы). Но в рыночной экономике основная ответственность за ее состояние лежит на частном бизнесе, и именно от собственников и менеджеров общество ждет эффективных действий и в «тощие» годы. С момента начала официальной приватизации прошло почти 20 лет, и государство может уже не поощрять иждивенческие, а тем более инфантильные действия руководителей крупных компаний (не говоря о граничащих с нарушением закона), Есть проверенные временем правила поведения ответственного бизнеса, главное из которых – самостоятельно платить по своим долгам деньгами, собственностью или репутацией. Помощь государства частным компаниям на деле означает перераспределение ресурсов от одних бизнесменов к другим, не редко менее эффективным. Это очень опасная тенденция, которая дает предпринимателям неверные сигналы на будущее.
       В-третьих, не следует думать, что пришел конец  рыночному либерализму (основу которого состовляют частная собственность  и рыночная, то есть конкурентная, оценка общественно необходимых затрат) и вновь наступает кейнсианская эра максимального расширения сферы государственной собственности и безудержного наращивания бюджетных расходов. Безусловно, сегодня активная роль государства в разрешении кризисной ситуации объективно необходима. Но, как свидетельствует история, прямое государственное участие в бизнесе (и наш отечественный опыт – один из самых ярких примеров в большинстве случаев менее эффективно, чем частная инициатива.
       Отметим, что одной из причин текущего кризиса, помимо обычной жадности, просчетов в финансовом секторе и недостатков регулирования на финансовых рынках, стало повсеместное распространение различных суверенных фондов. Они ни только использовались в качестве антикризисной «подушки», но и предложили рынку избыток средств, которые в силу своего бесплатного происхождения (государство получает свои ресурсы, как правило, в виде налогов) позволили рынку снизить требования к эффективности их размещения. В результате произошел бурный рост стоимости многих активов, сначала социальных , затем – сырьевых, потом по цепочке – строительных и т.д. Любое государство хуже контролирует издержки, чем частный бизнес. А как известно из истории, побеждает тот экономический строй, который обеспечивает более высокую производительность труда, что предполагает снижение издержек производства. Поэтому в будущем должен возникнуть нормальный рынок с большей прозрачностью и четкостью регулятивных, а не собственнических функций государства.
       Из  сказанного следует одно важное соображение, которое надо учитывать при проведении антикризисной политики. Поскольку в ходе кризиса существенно изменится соотношение стоимости активов при общем ее понижательном тренде, решения об избирательной государственной поддержке сложившегося уровня доходов отдельных предприятий исходя из завышенной оценки их активов будут обладать высокими рисками, сколь бы «социально значимыми» они не представлялись. Без радикального (как правило, в разы) повышения эффективности предприятий (производительности труда) их прямая финансовая поддержка будет действовать как экономический наркотик. Безусловно, применение исключительно рыночных лекарств (избавление от избыточных активов, реструктуризация задолженности по договоренности с кредиторами, смена собственников и менеджемна, сокращении персонала, банкротства) сталкивается с определенными социальными ограничениями. Но вспомним пример Японии, которая попыталась выйти из национального кризиса начала 1990-х годов, также связанного с завышенной оценкой активов, используя мягкие социальные меры на основе массированного финансового участия государства. На практике это привело к почти 20-летней депрессии, утрате во многих областях достигнутого в предшествующий период технологического лидерства и созданию достигнутого в предшествующий период технологического лидерства и созданию условий для появления в соседних странах конкурентоспособных экономик в своих технологических кластерах.
       2.Повышение  сравнительной эффективности российской  экономики. Широко известен факт долговременного отстаивания производительности труда в российской экономике в целом и в ее отдельных отраслях  от высокоразвитых стран в среднем в 4-5 раз. Остановимся в данной связи на событиях последнего времени.
       Первое. Если в длительной исторической перспективе в развитых странах прирост производительности труда незначительно, но стабильно опережает прирост оплаты труда, а в самых крупных странах с формирующимся рынком – Китае и Индии – первый показатель в два раза выше второго, то в России положение обратное: в последние годы прирост зарплаты в два раза опережает прирост производительности труда. Для изменения этого положения требуются кардинальные меры экономической политики. Кризис здесь может выступить стимулирующим фактором. Конечно, речь идет об ускоренном сокращении численности занятых, но при выборе варианта экономической политики нужно нужно делать правильный акценты. Что сегодня важнее – стимулировать выпуск устаревшей продукции и пытаться «протолкнуть» ее на внутреннем рынке ( на внешнем ее не продать ) вместо импортной, в частности путем девальвации рубля, либо поддерживать технологический импорт, который в предкризисный период стал нарастать, а значит, противодействовать ослаблению рубля?
       Второе. Какой сигнал дает правительство  банка при выборе приоритетов кредитования, опубликовав список из 295 системообразующих предприятий? Будет ли в этой ситуации облегчена жизнь малому бизнесу? Достанутся ли ему хоть какие-то кредитные ресурсы?
Каждая  уже внедренная технология имеет  предел своего потенциала производительности. Принципиальные прорывы возможны только при организации новых бизнесов. Технологическая основа практически всех предприятий, включенных в упомянутый список, создана еще в советское время. Сможем ли мы остаться конкурентоспособными, сохранив только этот системообразующий  каркас отечественной экономики, или начнем на деле поддерживать процесс превращения современного малого бизнеса в средний и крупный? Тем более что средства для этого пока еще есть.
В стране нет дефицита рабочей силы. В экономике есть нехватка современных немонополизированных производств, а государство недостаточно активно содействует их созданию и развитию. Без таких предприятий нельзя решить фундаментальную проблему отставания российской экономики с точки зрения конкурентоспособности из-за низкой производительности труда.
       3.Создание  относительно независимой национальной  финансовой системы. Ее важным  структурным ядром является банковский  сектор. Здесь перед нами снова  встает проблема выбора. Фактически  сегодня предложены две возможные модели его развития, и на практике скорее всего в течение некоторого времени они будут сосуществовать.
Одна  модель представлена руководством Сберегательного  банка РФ и сводится к идее «войти в положение заемщика», который  объективно сталкивается с серьезными проблемами в кризисной ситуации. Логика в таком подходе есть, особенно если он может быть поддержан бюджетными средствами, предоставляемыми на льготных условиях.
       Второй  модели придерживается руководство  банка ВТБ 24. Оно исходит из того, что банк в первую очередь оперирует не собственными, а заемными средствами, и если он не сможет постоянно демонстрировать защищенность средств своих клиентов, то в итоге их лишится. Но тогда не окажется средств для заемщиков – населения и бизнеса.
       Принципиальная проблема, так и не решенная за все годы рыночных реформ в России, - отсутствие реальных инвестиционных институтов: с одной стороны, при норме сбережений населения в 35% только 20% становились накоплениями; с другой стороны, ни один общедоступный институт (банки, НПФ, ПИФы) не обеспечивал массовому инвестору положительной доходности даже в последние годы. Попытка сделать массовым участие населения в доходах от фондового рынка, который до кризиса приносил положительный доход, с помощью народных IPO потерпела фиаско еще до обвала фондового рынка в целом. Трудно ни согласится с Л. Григорьевым, охарактеризовавшим ситуацию следующим образом: «Катастрофическая  непригодность финансовой системы для переработки собственных денег». Решать эту задачу придется теперь уже в «боевых условиях», заискивая перед «кулаком», прижимистым, рачительным, предприимчивым, живущим не одним днем – в общем, истинным патриотом страны, с которой он связывает свое будущее. Фактически предстоит действовать по модели ВТБ 24. И с точки зрения решения ЦБ о повышении ставки рефинансирования (что противоречит общемировой тенденции) представляется одним из самых обнадеживающих из всех принятых решений в ходе развернувшегося кризиса. Нельзя создать современную финансовую систему ( тем более – еще один мировой финансовый центр), если граждане не смогут использовать с выгодой ее инвистиционные возможности.
Конечно, при следовании данному рецепту  заметно повысится стоимость  денег для их потребителя –  заемщика. Но у государства есть возможность компенсировать часть расходов предприятий на финансовые заимствования, уменьшив их затраты по другим статьям, и прежде всего отказавшись от неоправданного роста тарифов на услуги естественных монополий.
       Во-первых, государство как собственник  должно принудить «свои» естественные монополии радикально снизить издержки, избавившись от непрофильных активов и отложив все зарубежные и «горизонтальные» инвестиции.
       Во-вторых, во время реорганизации РАО ЕЭС  государство приняло на себя обязательства  по осуществлению крупных инвестиционных программ (а условия хозяйственных договоров надо соблюдать). Но юридические нормы рынка признают также понятия форс-мажорных обстоятельств, к которым, бесспорно относится и текущий кризис(?),резко снизивший реальную стоимость этих программ. Кроме того, с учетом наблюдающего спада промышленного производства вряд ли сохранится потребность в таком значительном приросте энергомощностей, как это представлялось раньше. Что касается поддержки малого и вновь создаваемого бизнеса, государство должно взять на себя расходы по подключению новых предприятий к энергоисточникам, по крайне мере на то время, когда из-за снижения объема промышленного производства высвобождаются определенные энергомощности.
         4.Обеспечение социального развития. Согласно Конституции РФ, Россия – социальное государство. Но развернутого определения этого понятия нет. На практике оно чаще всего трактуется как перераспределение ресурсов в пользу групп населения, которые в силу различных обстоятельтв (возраста, здоровья) не могут на равных с другими принимать участие непосредственно в производстве. На наш взгляд, целесообразно, особенно в период кризиса, считать государство социально ориентированным, если оно поддерживает условия, при которых выгодно работать. И нравственный смысл государственной политики – помогать «потеющему».
Дилетантскими и опасными выглядят предложения  об организации в России общественных работ, навеянные легендой, что  из кризиса 1930-х годов Америка вышла  с их помощью, в частности развернув  широкомасштабное строительство дорог. Дороги – это хорошо. Но из кризиса США удалось выбраться, увы, только когда началась Вторая мировая война, потребовавшая принципиально иного напряжения сил и концентрации усилий (именно в это время была по-настоящему запущена система Ф.Тэйлора) в первую очередь на создании качественно выполненных высокотехнологических продуктов (прежде всего вооружений) при сокращенных временных сроках, то есть при резко возросшей производительности труда. Аналогичный процесс наблюдался в это время в СССР.
       Сегодня другая эпоха, но для выхода из кризиса  так же требуется принципиально  иное напряжение сил. И главное место  их положения – предприятия, производящие новые продукты с помощью новых  технологий. Отметим исключительно  важную роль образованных и энергичных граждан, не получивших «на халяву» прибыльную часть государственной собственности, готовых рискнуть и войти в новые ниши, которые возникнут в процессе поиска выхода из неблагоприятной ситуации. Вот на них-то и должны опереться и государство, и общество в целом. Именно они – новое поколение предпринимателей, а не второе пришествие «красных директоров» (В.Мау) – обладают возможностью повернуть российскую экономику в сторону инновационного пути развития. Но для выявления, консолидации и поддержки их как социально влиятельной группы нужен новый, боле открытый и доверительный диалог власти и общества в целом во всех доступных цивилизованных форматах.
       Сейчас  трудно сказать, что будет через  несколько месяцев или через  пару лет. Ясно только одно: мировая  экономика (и российская вмести с ней) назад в старую крепость не вернется. А каким будет наш новый город, мы и должны определить сейчас.  Здесь, безусловно, возможны разные варианты. И не обязательно самый эффективный из них – это самый очевидный, простой по форме и способный удовлетворить сразу всех.[3] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение
       Проблема  экономических кризисов актуальна  в настоящее время в нашей  стране, так как за сравнительно небольшой период времени в 15-20 лет  мы находимся в состоянии постоянного  экономического кризиса, который то ослабевает, то усиливается. Исследования экономических кризисов на мировом уровне, в частности в России, должно помочь экономистам все-таки научиться безболезненно и быстро выходить из них.
       Экономика имеет свойство развиваться циклически: у нее есть свои кризисы, подъемы, «бумы». Люди всегда стремятся к пику, «буму» своего благополучия, правительство – к пику развития экономики своего государства. Но экономика страны не может находиться вечно на пике своего развития, за ним неизбежно следует спад, кризис. Под этими двумя словами все мы понимаем нечто плохое, от чего нужно поскорей избавиться. Современная экономическая теория выделяет две фазы экономического (промышленного) цикла: рецессию, включающую в себя кризис и депрессию; подъем, включающий оживление и бум.
       Экономика рассматривает проблему экономических  кризисов в нескольких школах, наиболее известными из них являются: либеральная, австрийская и марксистская. По мнению экономистов кризис происходит в  результате конъюнктуры на денежном рынке, создаваемой центральными банками и системой не со 100 % нормой резервирования; чем глубже обособленность производителей, тем больше потенциальные возможности кризиса.
       Поскольку сегодняшний кризис аналогичен «великой депрессии» в США (1929-1933гг.) и кризисам в Западной Европе в конце 1920- начале 1930-х гг., он, очевидно, вписывается в некую волну продолжительностью около 80 лет.
            Проанализируем общее и особенное у современного кризиса и «великой депрессии».
       Исследования  экономических кризисов на мировом уровне, в частности в России, должно помочь экономистам все-таки научиться безболезненно и быстро выходить из них. Кризисы отрицательно влияют практически на все и поэтому с ними пытаются бороться. Но даже в таких развитых странах, как США, Великобритания, Франция,  Германия и других странах Западной Европы до сих пор не найдено «лекарства» для лечения экономических кризисов.
       Рано  или поздно кризис будет преодолен, причем в проигрыше окажутся те, кто сосредоточит свои основные ресурсы на ремонте обваливающихся старых крепостных стен, а в выигрыше – сумевшие построить рядом новые кварталы. На практике это означает, что первая глава антикризисной программы должна начинаться с проекта того города, в котором нам хотелось бы жить по окончании кризиса. В самом общем виде мы имеем в виду скорректированную структуру экономики и модернизированную систему взаимоотношений общества, бизнеса и власти.        Для достижения указанной цели нужно решить ряд задач: совершенствование системы управления, повышение сравнительной эффективности российской экономики, создание относительно независимой национальной финансовой системы, обеспечение социального развития. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  использованных источников
       1.)Акиндинова Н., Миронов В., Петроневич М., Пухов С., Смирнов С. Российская экономика на фоне мирового кризиса: текущие тенденции и преспиктивы развития//Вопросы экономики-2009-№9
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.