На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Процесс планирования

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 14.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 13. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


    Оглавление 

Введение…………………………………………………………………………….3
1 Планирование в условиях рынка. …………….……………………………...6       
    1.1 Этапы, элементы и методы планирования. Классификация планов…..6
            1.2 Функции и задачи планирования…………………………………………12
            1.3 Методологические основы планирования……………………………….15
            1.4 Основные разделы и показатели плана развития предприятия…………17
    2 Планирование и стратегическое управление деятельностью  
            предприятия…………………………………………………………………..25
            2.1 Планирование как элемент составляющая стратегического         
    управления……………………………………………………….…………….25
            2.2 Оперативное планирование……………………………………………….30
       2.3 Бизнес – планирование. Производственная программа...........................34 Заключение………………………………………………………………………....39
    Список  использованных источников и литературы………………………….41 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                     

Введение 

    При переходе к рыночным отношениям в России планирование отошло на второй план в управлении предприятиями. Между тем, планирование – важная составляющая управления любой организации. Многолетний опыт зарубежных фирм и российских компаний показал, что недооценка планирования предпринимательской деятельности в условиях рынка, сведение его к минимуму, игнорирование или некомпетентное осуществление зачастую приводят к неоправданным экономическим потерям и, в конечном счете, к банкротству.
    Рынок не подавляет и не отрицает планирование вообще, а только перемещает эту  работу в первичное производственное звено. Даже в стране в целом сохраняется необходимость планирования, и его нельзя полностью заменить невидимой регулирующей рукой рынка. Государство должно планировать стратегию своего экономического развития, решение глобальных экологических проблем, крупных социальных и научно-технических программ, распределение бюджета страны, расходы на оборону и др. Успешно работающие предприятия осуществляют не только стратегическое (долгосрочное) планирование, но и детальную разработку оперативных (текущих) планов по каждому подразделению и даже рабочему месту. Календарные планы (месячные, декадные, квартальные, полугодовые), конкретизирующие цели и задачи предприятия, включают сведения о заказах, об обеспеченности их материальными ресурсами, о степени загрузки производственных мощностей и их использовании с учетом срока исполнения каждого заказа. В них предусматриваются расходы на реконструкцию имеющихся мощностей, замену оборудования, обучение работников и др. в условиях хозяйствования предприятия широко используют преимущества планирования в конкурентной борьбе [24, с. 35].
    Поэтому важно хорошо подготовится к началу ведения предпринимательской деятельности, уметь составить продуманный  и всесторонне обоснованный детальный  план – документ, определяющий стратегию и тактику ведения бизнеса, технологию, организацию производства и реализацию продукции. Наличие такого плана позволяет активно развивать предпринимательство, привлекать инвесторов, партнеров и кредитные ресурсы, а также:
    максимально использовать конкурентные преимущества
                            предприятия, предотвращать ошибочные действия;
    использовать инновации в своей деятельности;
    своевременно принимать защитные меры против разного
                           рода рисков;
    объективно оценивать результаты производственной и  
                           коммерческой деятельности предприятия.
    Одновременно  план является руководством к действию. Он используется для проверки идей, целей, для управления предприятием и прогнозирования результатов  деятельности. По мере реализации и при изменении обстоятельств план может уточняться путем корректировки соответствующих показателей. План необходим не только крупным и средним, но и малым предприятиям.
    Стратегическое  планирование (определение общей  стратегии) осуществляется высшим руководством предприятия, а разработкой годовых и календарных планов (месячных, декадных и т.д.) занимаются все его службы.
    Начинать  любое дело без плана слишком  рискованно. Поэтому каждый предприниматель  должен знать основы планирования в  новых условиях. Рынок и план в общем едины. Они не исключают, а уместно дополняют друг друга. В результате выигрывает дело и, следовательно, каждый принимающий в нем участие [16, с. 63].
    План – это образ, модель будущего; планирование – умственный процесс обработки информации по обоснованию предстоящих действий; производственный план – директивный документ, издаваемый вышестоящей организацией, устанавливающий показатели производственной деятельности строительной организации и обеспечение её материальными ресурсами.
    Объектом  исследования является процесс планирования деятельности организации (предприятия).
    Предметом исследования курсовой работы – определить значение производственного плана в деятельности современных предприятий.
    Целью курсовой работы является исследование процесса планирования.
    Задачи  курсовой работы:
    Определить этапы, элементы и методы планирования,а также классификацию планов;
    Раскрыть функции и задачи планирования;
    Узнать методологические основы планирования;
    Рассмотреть основные разделы и показатели плана развития предприятия;
    Изучить планирование как элемент составляющая стратегического управления;
    Дать понятие оперативному планированию;
      Рассмотреть процесс и суть бизнес – планирования и производственной программы;
    Теоретической и методической основой исследования выступают работы отечественных и зарубежных авторов в области управления экономической сферой, в том числе на этапе формирования рыночных отношений и их влияния на общественное развитие.
    Среди методов исследования можно отметить единство исторического и логического подхода, сравнение, анализ, синтез и другие методы.
    Характер  материала определил структуру  работы, состоящей из введения, двух глав, разделенных на параграфы, заключения и списка использованных источников и литературы. 
 
 
 
 
 

1 ПЛАНИРОВАНИЕ В УСЛОВИЯХ РЫНКА 
 
 

              1.1 Этапы, элементы и методы планирования. Классификация планов 
 

    Планирование - это процесс определения целей, задач и показателей деятельности организации на будущее, а также  конкретных действий (мероприятий) и  необходимых для их решения материальных и людских ресурсов. По сути, планирование - это процесс выработки и принятия решения, позволяющего обеспечить эффективное функционирование и развитие организации в будущем. В узком смысле планирование сводится к работе по составлению специального документа - плана, определяющего конкретные действия по достижению поставленных целей в рамках предстоящего планового периода. План - документ, определяющий содержание, объем, последовательность, сроки выполнения мероприятий и их исполнителей [23, с. 67].
    В условиях административно-командной  экономики инструментарий экономической  науки и практики свободно обходился  без таких понятий, как рынок, спрос и предложение, менеджмент, маркетинг, и др. Командно- административная система требовала от предприятий беспрекословного исполнения указаний «сверху». Предприятия обязаны были тратить заработанные средства (прибыль) на производственное и социальное развитие в строго выделенных количествах, получать сырьё от закреплённых поставщиков и передавать готовую продукцию заранее определённым потребителям по стабильным ценам, установленным из центра. Поскольку конечный результат был заведомо определён планом- законом, то должна была быть выплачена заранее рассчитанная заработная плата. При формальном хозрасчёте и противопоставлении рентабельности отдельных предприятий некоей высшей рентабельности, при оценке достижений «по валу» совсем необязательно было производить и поставлять продукцию кому- то «в точности» нужную, снижать издержки производства, разрабатывать новую продукцию, можно отчитаться и продукцией, нужной «приблизительно», получить дотацию при росте себестоимости. Потребитель к производителю был прикован планом, и деваться ему в такой экономической системе просто некуда. 
Разумеется, что в этих условиях вопросы изучения спроса, ценообразования, рекламы, снижения издержек производства, стимулирование сбыта, расширение товарного ассортимента, т. е. всё то, что составляет для нас новое понятие 
«маркетинг-менеджмент», являлось для предприятия экономическим нонсенсом.

     Новые хозяйственные отношения, новые  экономические условия, складывающиеся в процессе радикальных экономических  преобразований, не могут быть обеспечены «старым» экономическим инструментам. Главнейшая задача хозяйственной перестройки может быть определена как переход предприятий на рыночные отношения, реальное признание всего многообразия форм собственности и форм хозяйствования. Рыночная экономика объективно требует, чтобы предприятия быстрее адаптировались к новым условиям, овладевали теорией и практикой рынка и путём систематических, строго обдуманных и построенных на точном учёте процессов рынка экономических мероприятий добивались непрерывного роста результативности производства. Таким образом, переход от командно-административной системы управления экономикой к рыночной экономике требует кардинальной перестройки системы управления предприятием. Естественно, это требует перестройки всей системы планирования на предприятиях, поскольку планирование - это одна из важнейших основных функций управления в любой социально-экономической системе или подсистеме [ 6, с. 12-23].
    В процессе планирования деятельности организации  решаются следующие основные задачи:
    обеспечивается целенаправленность деятельности;
    создаются организационные основы управления
                              деятельностью;
    обеспечивается координация усилий всех сотрудников структурных подразделений в процессе деятельности;
    вырабатывается оптимальный вариант управленческого решения;
      определяется система конкретных показателей, помощью которых осуществляется контроль их выполнения, дается объективная оценка деятельности каждого сотрудника, структурных подразделений и организации культуры в целом.
    Планирование  как процесс реализуется в  системе планов, в которых с различных позиций зафиксированы прогноз развития организации, промежуточные и конечные цели, задачи, механизмы выполнения плановых заданий и использования ресурсов, сроки выполнения определенных мероприятий и ответственные лица. Эта система планирования включает различные виды.
    1. С точки зрения уровня принятия  решений:
    - планы  вышестоящих органов;
    - планы  собственной организации;
    - планы  структурных подразделений;
    - индивидуальные  планы сотрудников.
    2. В зависимости от обязательности  выполнения:
    - прогнозные планы (дают ориентировку, концепцию развития);
    - рекомендательные (содержат рекомендательные установки);
    -директивные  (содержат четкие показатели, конкретные мероприятия, сроки исполнения и ответственных лиц). 

    3. По направленности:
    -тематические;
    - комплексные (программные).
    4. В зависимости от срока (длительность  периода), на который они разрабатываются:
        - перспективные (которые могут быть долгосрочными или стратегическими, среднесрочными и краткосрочными);
   -  текущие  (на месяц, квартал);
   -  оперативные (на неделю, декаду).
    Следует рассмотреть наиболее важные виды планирования деятельности организации более конкретно. Перспективное планирование этой деятельности может осуществляться на срок от 1 до 5 лет и более. В перспективном планировании деятельности организации особую актуальность имеет такая его разновидность, как программирование.
    Программирование  представляет собой процесс подготовки целей и задач развития организации, рассчитанный на длительный период. Программа - это совокупность организационных, хозяйственных, экономических мероприятий с единым управлением, вертикальными и горизонтальными связями, согласованными по времени, ресурсам. Цель программирования - объединить усилия всех реальных и потенциальных субъектов деятельности по достижению ее целей. Таким образом, программирование интегрирует в себе деятельность не столько одной организации в отдельности, сколько всей совокупности субъектов этой деятельности, объединенных по территориальному, отраслевому, объектному и другому признаку, оно решает проблему развития в целом, определяет основные направления и виды деятельности, их конечные и промежуточные цели, сроки и исполнителей. Поэтому программирование может и должно осуществляться субъектами управления на территориальном, многоотраслевом уровнях, а затем использоваться и конкретизироваться в низовых структурах организации [4, с. 23-26].
    Перспективное планирование организаций определяется миссией и общими стратегическими  целями. Их перспективные планы существенно  отличаются от планов других организаций, т.к. свое будущее они не связывают с показателями прибыли.
    В перспективных планах определяются действия, которые организация намеревается предпринять для достижения стратегических целей, направления распределения ресурсов, развития творческого потенциала, оборудования, увеличения количества посетителей и пользователей культурных услуг.
    Тактическое планирование направлено на реализацию тактических целей, имеет более  короткий планируемый период (обычно квартал, месяц). В организациях тактические планы определяют конкретные мероприятия деятельности с указанием времени их проведения и исполнителей.
    Оперативные планы разрабатываются в структурных  подразделениях организации. Они определяют последовательность действий по достижению оперативных целей, решение промежуточных тактических задач и направлены на выполнение тактических планов. На основе оперативных планов строится деятельность специалистов и структурных подразделений. Оперативные планы могут разрабатываться в форме планов-графиков или сетевых планов, представляющих собой привязанные к календарю последовательно выполняемые операции и работы.
    Технология  планирования деятельности организации  предполагает ориентацию на определенную систему принципов.
    1. Принцип научности ориентирует  на использование выводов и  рекомендаций науки в процессе  планирования.
    2. Принцип целенаправленности и  непрерывности требует четкости в выработке целей и реализации плановой деятельности как постоянного и непрерывного процесса. Непрерывность требует также, чтобы все планы разрабатывались с учетом перспектив и результатов выполнения предшествующих планов, как система перспективных и текущих планов.
    3. Принцип конкретности ориентирует  на четкость и ясность формулировок  задач, мероприятий, ответственных  лиц и сроков исполнения.
    4. Принцип реальности предполагает  учет условий и реальных возможностей  выполнения плана, обеспеченности необходимыми ресурсами, наличия времени и других факторов.
    5. Принцип связи с жизнью, состоянием  окружающей социальной среды.
    6. Принцип установления персональной  ответственности позволяет обеспечить  контроль исполнения и дать  объективную оценку деятельности специалистов и структурных подразделений.
    7. Гибкость. Реализация данного принципа  достигается путем корректирования  планов в процессе деятельности  с учетом изменения условий,  задач и других обстоятельств.
    8. Экономичность. Суть данного принципа состоит в том, чтобы затраты на плановую деятельность не превышали ожидаемую от него эффективность.
    Технология  планирования деятельности предполагает выделение нескольких этапов.
    1. Организационно-подготовительный этап.
    2. Этап разработки проекта плана.
    3. Этап согласования и утверждения  плана.
    На  первом этапе создаются организационно-методические предпосылки для успешной плановой деятельности и решаются следующие  вопросы.
    1. Определение ответственных разработчиков  проекта плана (обычно эта задача  поручается наиболее квалифицированным сотрудникам или группе сотрудников).
    2. Определение сроков разработки  и утверждения плана.
    3. Организация методического обеспечения  (проводится совещание всех участников  процесса планирования, разъясняются  цели и задачи планирования, его методика и другие вопросы).
    4. Информационное обеспечение, суть  которого состоит в том, чтобы  предоставить участникам плановой  деятельности необходимую для  планирования информацию.
    На  втором этапе (этап разработки проекта  плана) решаются следующие вопросы.
    1. Редактирование целей и задач  социально-культурной деятельности.
    2. Выбор формы и структуры плана  работы. Следует отметить, что стандартных  требований по этому вопросу  не существует, однако здравый  смысл и опыт работы показывают, что структура плана (его разделы) должна соответствовать системе задач организации.
    3. Определение форм и методов  деятельности. Эта задача решается  с учетом возможностей организации  и наличия материальных, финансовых, людских и других ресурсов.
    4. Определение сроков (времени) проведения мероприятий и их исполнителей. В решении данного вопроса целесообразно использовать календарную форму рабочего документа. Намеченные мероприятия сначала расписываются в календарном виде, по дням (и даже числам). Это позволяет избежать накладок и несогласованности по времени и исполнителям.
    5. Оформление проекта плана в  соответствии с требованиями  к документам, изложенными в государственных  стандартах.
    На  третьем этапе решается задача согласования и утверждения плана. План необходимо согласовывать со всеми заинтересованными лицами.
    В организации планирование осуществляется на нескольких уровнях: стратегическом, тактическом и оперативном. На стратегическом уровне руководство организации  разрабатывает долгосрочные цели и  направления деятельности. Разработка таких планов возможна лишь на основе прогнозирования развития организации в будущем. В этой связи организация нуждается в разнообразных прогнозах.
    На  тактическом уровне планирование цели и задачи конкретизируется в русле  принятых стратегий.
    Основой планирования в организации является оперативное планирование, в котором  устанавливается перечень конкретных работ, действий, необходимых для  достижения целей, а также сроки  исполнения и ответственные лица. Все виды планирования в организации  образуют единую систему. Технология работы по планированию представляет собой достаточно сложный и творческий процесс. Она предполагает выделение определенных этапов работы, которые могут быть универсальными, однако методы планирования и прогнозирования существенно отличаются. 

                  1.2 Функции и задачи планирования 
 

Планирование  необходимо для достижения фирмой следующих  целей:
    -повышение  контролируемой доли рынка; 
    - предвидение  требований потребителя; 
    - выпуск  продукции более высокого качества;
    - обеспечение согласованных сроков поставок;
    - установление  уровня цен с учетом условий  конкуренции;
    - поддержание  репутации фирмы у потребителей;
    Задачи  планирования определяются каждой фирмой самостоятельно в зависимости от деятельности, которой она занимается. В целом же задачи стратегического планирования любой фирмы сводятся к следующему:
    1. Планирование роста прибыли. 
    2. Планирование издержек предприятия, и, как следствие, их  
    уменьшение.
    3. Увеличение доли рынка, увеличение  доли продаж.
    4. Улучшение социальной политики фирмы.
    Условиями, которыми должна располагать фирма, чтобы адекватно отвечать на вызов  внешней среды является:
    Способность к макроэкономическому анализу ситуации в стране и за ее пределами;
    Способность к своевременному обнаружению актуальных нужд, потребностей и запросов потенциальных потребителей;
    Способность к анализу экономической конъюнктуры рынков товаров и услуг, позволяющих эффективно, своевременно и качественно удовлетворить обнаруженные нужды, потребности и запросы; 
    Способность к анализу экономической конъюнктуры рынков факторов производства;
        Способность к выдвижению конкурентоспособных идей;
      Способность к реализации этих идей;
      Способность к обеспечению независимости фирмы от изменения конъюнктуры рынков товаров, факторов производства за счет внешней гибкости производственных сил;
      Способность к обеспечению внутренней гибкости за счет оснащения средствами технологического оснащения и другого оборудования;
      Способность к обеспечению за счет плодотворной технологии; Способность к обеспечению за счет формирования адекватного изменения целей кадрового потенциала;
      Способность осуществлять изменения архитектурно планировочных решений, адекватно изменениям целей производственных сил;
      Способность обеспечить уровень конкурентоспособности товаров и услуг, требуемой для захвата лидерства в обслуживаемых и перспективных сегментах рынка;
      Способность обеспечить выпуск товаров и услуг в необходимых объемах;
      Способность обеспечить высокую эффективность функционирования фирмы за счет наиболее рационального использования инвестиционных возможностей фирмы;
      Способность обеспечить эффективную разработку и реализацию стратегической программы технологического и социального развития фирмы [14, с. 13-30].
         Цели  должны быть:
    конкретными и измеримыми;
    ориентированными во времени (долгосрочные,среднесрочные,краткосрочными);
    достижимыми;
    взаимно поддерживающими (непротиворечивыми).
    Таким образом, основной задачей планирования является получение максимальной прибыли  как результата деятельности и осуществления его важнейших функций: планирование маркетинга, производительности, инноваций и другого.  

         1.3. Методологические  основы планирования на предприятии 
 

    Планирование  на предприятии - это взаимосвязанная  научная и практическая деятельность людей, предметом изучения которой выступает система свободных рыночных отношений между трудом и капиталом в ходе производства, распределения и потребления материальных и духовных ценностей [2, с. 65].
    Планы развития предприятий разрабатываются  на основе системы прогрессивных технико-экономических нормативов и норм. Под нормой понимается максимально допустимая величина абсолютного расхода сырья, материалов, топлива, энергии и т.д. на изготовление единицы продукции (или выполнение определённого объёма работы) установленного качества (например, норма расхода металла на изготовление изделия, детали). Нормативом называют относительную величину, характеризующую степень использования орудий и предметов труда, их расход на единицу площади, веса, объёма и т.д. (например, показатель фондоотдачи - выпуск продукции на 1 рубль основных фондов) [1, с. 333].
    Применяемые технико-экономические нормы и  нормативы должны быть прогрессивными, т.е. при их разработке нужно учитывать  современный уровень развития науки, техники, технологии, организации производства и труда; наиболее полно использовать производственные мощности и передовой производственный опыт.
    Наиболее  совершенным методом разработки норм является расчётно-аналитический  метод, при котором нормы и  нормативы технически обосновываются с помощью всестороннего анализа состояния производства, возможных различных факторов. В основу норм закладывают технико-экономические и организационные условия работы в плановый период [1, с. 333].
    В условиях рынка формирование предприятиями  производственных программ осуществляется на основе прямых договоров производителями и потребителями продукции, учитывающих потребности в ней, а также производственные и ресурсные возможности их удовлетворения. Таким образом, эффективная деятельности предприятий в условиях рыночной экономики возможна лишь при условии разработки планов развития, производственных программ, прогнозов социально-экономического развития предприятий.
    В современном отечественном производстве функции планирования на предприятиях определяют не только основной предмет планово-экономической деятельности, но и главным образом объект этого планирования.
    Методология планирования на предприятиях охватывает совокупность теоретических выводов, общих закономерностей, научных  принципов, экономических положений, современных требований рынка и признанных передовой практикой методов разработки планов.
    Методика  планирования характеризует состав применяемых на том или ином предприятии  методов, способов и приемов обоснования  конкретных плановых показателей, а также содержание, форму, структуру и порядок разработки плана.
    Общим или итоговым предметом плановой деятельности на предприятиях служат проекты планов, которые носят  различные названия: комплексный  план, заказ-наряд, бизнес-план и другие.
    К задачам планирования как к процессу практической деятельности относятся:
    - формулирование  состава предстоящих плановых  проблем, определение системы  ожидаемых опасностей или предполагаемых  возможностей развития предприятия;
    - обоснование  выдвигаемых стратегий, целей  и задач, которые планирует осуществить предприятие в предстоящий период, проектирование желаемого будущего организации;
    - планирование  основных средств достижения  поставленных целей и задач,  выбор или создание необходимых  средств для приближения к  желаемому будущему;
    - определение  потребности ресурсов, планирование  объемов и структуры необходимых  ресурсов и сроков их поступления;
    - проектирование  внедрения разработанных планов и контроль их выполнения [2, с. 67].
    В планировании обоснование принимаемых  решений и прогноз ожидаемых результатов опираются на теоретические положения и принципы, а также практические данные и факты. Теория планирования использует такое предположение, что каждое предприятие будет стремиться к повышению совокупной прибыли, обоснованию планов предприятия по выбору вида выпускаемой продукции, набору требуемой рабочей силы, закупках необходимых ресурсов для организации производства определенного количества товаров и получению максимальной прибыли [2, с. 70].
               
                  1.4.Основные  разделы и показатели плана развития предприятия 
 

    Показатели, применяемые в планировании, делятся  на следующие виды: количественные и качественные, объёмные и удельные.
    Количественные  показатели плана выражаются абсолютными  величинами. К ним относятся: объём  товарной и валовой продукции, фонд заработной платы, сумма прибыли, размер затрат различных производственных ресурсов (металла, топлива и др.) и т.д.
    Качественные  показатели - это относительные величины. Они выражают экономическую эффективность  производства, его отдельных факторов. К данным факторам относятся рост производительности труда, снижение себестоимости продукции и др. К качественным показателям относятся также факторы, выражающие соотношение количественных показателей между собой, например, рентабельность производства, фондоотдача и качество продукции.
    Между количественными и качественными  показателями существует взаимосвязь  и взаимодействие. Для организации  труда коллектива предприятия, обеспечения  непрерывности и пропорциональности развития производства, одного показателя, например, объёма товарной продукции, недостаточно. Необходима система, сочетание количественных и качественных показателей, которые направили бы работников предприятия не только на повышение объёма выпуска продукции, но и на изготовление данной продукции в необходимой потребителю номенклатуре, требуемого качества, с получением определённого эффекта в виде прибыли, при минимальных затратах трудовых, материальных и денежных ресурсов [1, с. 335].
    В системе показателей плана предприятий  различают объёмные и удельные показатели. Объёмные показатели устанавливают абсолютные величины производства в целом, отдельных процессов и факторов, в нём не участвующих (например, объём производства в целом, объём механической обработки, сборки, объём трудовых затрат, материальных ресурсов). Удельные показатели устанавливают отношение двух или нескольких взаимосвязанных показателей (например, затраты металла на единицу продукции, капитальные вложения на единицу производственной мощности).
    Для исчисления показателей плана предприятия используются натуральные, трудовые и стоимостные измерители.
    Натуральные измерители используются при планировании объёма производства и материальных ресурсов. Их преимущество в том, что  они обеспечивают возможность получения  количественного выражения и качественной характеристики тех или иных показателей. Применение натурального измерителя показателей плана ограничивается невозможностью обобщения различных по характеру натуральных показателей.
      Строго регламентированного по  разделам плана развития организации не существует. Исходя из практики работы предприятий и рекомендаций большинства авторов, план развития может, включать следующие разделы:
    план производства продукции (производственная программа);
    план по маркетингу;
    план научных исследований и разработок;
    план инвестиций и капитального строительства;
    план по внешнеэкономической деятельности;
    план материально-технического обеспечения;
    план по труду и кадрам;
    план по издержкам производства и реализации продукции;
    финансовый план;
    план охраны природы и экологических мероприятий [1,с.334].
    Центральным разделом плана развития предприятия  является план производства продукции (производственная программа), в котором  устанавливаются задания по производству отдельных видов продукции в натуральном стоимостном выражении, предусматривается дальнейшее повышение качества продукции. Для определения объёма продукции в стоимостном выражении используются показатели реализуемой, товарной и валовой продукции. Существенное место в разделе занимает планирование специализации, кооперирования и комбинирования промышленного производства.
    План  по маркетингу - относительно новый  раздел плана развития. В нём приводится прогноз развития целевого рынка, определяются наиболее значительные преимущества и  существенные недостатки деятельности предприятия на этом рынке, выявляются основные проблемы, требующие неотложного решения.
    В плане формулируются основные виды используемых предприятием маркетинговых  стратегий. К ним относятся: диверсификация - расширение номенклатуры продукции, производимой предприятием; более глубокая сегментация рынка; масштабы и темпы расширения деловой активности и др. Раскрываются различные аспекты выбора ценовой стратегии для конкретных условий производства и сбыта продукции.
    Важной  частью плана развития предприятия является план научных разработок и исследований. Его главное назначение - ускорение научно-технического прогресса, поэтому он включает мероприятия по научно-исследовательским работам, освоению производства новых видов продукции, внедрению прогрессивной технологии, механизации и автоматизации производственных процессов, научной организации труда.
    В целом можно сделать вывод, что в управлении планирование занимает основное место, воплощая в себе организующее начало всего процесса реализации целей организации. Процесс планирования в организации делится на девять основных этапов. Пepвым и caмым oтвeтcтвeнным peшeниeм пpи плaниpoвaнии является -  выбop миccии и цeлeй opгaнизaции. Миccия пoнимaeтcя, кaк yтвepждeниe, pacкpывaющee cмыcл cyщecтвoвaния opгaнизaции, в кoтopoм пpoявляeтcя oтличиe дaннoй opгaнизaции oт eй пoдoбнoй. Она определяет основную цель фирмы. Формирование целей компании происходит из оценки потенциальных возможностей фирмы и обеспеченности ее соответствующими ресурсами. Результатом процесса планирования является система планов. План включает основные показатели деятельности, которые должны быть достигнуты к концу планового периода.
    Мы  живем в сложном, быстро и непрерывно изменяющемся мире бизнеса с большим  количеством переменных. Руководителям предприятий и организаций, действующим в этой обстановке, необходимы методы и инструменты управления, созданные для работы в условиях всеобщего хаоса, непредсказуемости деловой среды. До недавнего времени стратегическое планирование рассматривалось как некий изолированный процесс, управленческая технология ради технологии. Предполагалось, что организация сама устанавливает для себя некую цель и стремится достичь ее в ходе своей производственной деятельности. Но давайте не будем кривить душой. Производство любых продуктов (предоставление услуг) направлено на их продажу и удовлетворение, таким образом, потребностей покупателя. Целью любой фирмы (даже общественной организации) является удовлетворение потребностей клиента, иначе она не выживет. Средства достижения этой цели могут быть разными, но ее суть остается неизменной. В этой связи стратегическое планирование должно рассматриваться в контексте совершенствования качества обслуживания клиентов, создания системы, получившей название "тотальное управление качеством"( Total Quality Management — философия всеобщего управления качеством, успешно стартовавшая много лет назад в Японии и США с практики присуждения наград компаниям, достигшим высшего качества производимой продукции.).  
Внедрение процедуры стратегического планирования, равно как и других управленческих функций, требует довольно много усилий, при этом возникает много проблем, которые необходимо решить. Примерно 50% попыток внедрить систему в организациях стран СНГ терпят неудачу. Это объясняется в основном следующими причинами:

    руководителем процесса внедрения новых технологий управления становится не глава фирмы;
    не выделяются средства на обучение сотрудников фирмы внедрению системы стратегического планирования и дополняющей ее системы управления качеством, а также других управленческих функций;
    находятся "объективные" причины неудач;
    отсутствует способность оценить достигнутые результаты;
    процесс внедрения системы замедляется, над ним ослабляется контроль.
    Используя термин "система стратегического планирования", следует обозначить характеристики данной системы в том виде, в каком они будут рассматриваться.
    В совокупности эти характеристики и  определяют сущность системы стратегического  планирования. Стратегическое планирование предполагает реалистичное осознание перспектив организации.  
Стратегический план - это комплексный документ, объединяющий в единое целое видение перспективы, корпоративные ценности и убеждения, реалистичные оценки внешней среды, четко сформулированные цели, задачи и планы. Кадровый аспект разработки стратегического плана заключается в работе командой. Стратегическое планирование ориентировано на клиента, на того, кто платит за продукты и услуги и позволяет, тем самым, организации существовать. Стратегическое планирование активно, а не пассивно. Его основной лозунг: "Если сегодня мы не сделаем это, завтра это сделает кто-то другой". Стратегическое планирование объективно. Оно дает ясный ответ, как компания может прийти "из пункта А, в пункт Б". При этом нет, и не может быть места, местничееству, приоритету собственного эго, внутрифирменным склокам, удовлетворению собственных интересов в ущерб интересам организации. 
Стратегический план ориентирован на конкретные результаты, которые можно оценить, он должен быть реалистичным. По-английски говорят, что если точно знать, что необходимо сделать, то есть шанс добиться успеха..  
Стратегическое планирование должно быть непрерывным, иначе оно не будет успешным.  
Стиль управления в российских организациях существенно отличается от западноевропейского и американского, что, в свою очередь, влияет на порядок и последовательность внедрения управленческих нововведений. В чем эти отличия? 
В российских организациях, по сравнению с западными, сильно местничество. Довольно часто управленческий аппарат представляет собой конгломерат соперничающих между собой кланов заместителей, постоянно доказывающих друг другу и руководителю организации, что они более компетентны, чем их коллеги, и требующих на этом основании большего объема полномочий (но не всегда ответственности). При обсуждении вопросов, связанных с совершенствованием системы управления организацией, в случае возникновения конфликта интересов часто начинается обсуждение знаний конкретного специалиста и его информированности по тому или иному вопросу. Таким образом, предмет беседы (пути совершенствования системы управления) подменяется обсуждением конкретных людей. В этой ситуации очень трудно внедрять управленческие нововведения и особенно систему стратегического планирования. Интересы различных групп могут не совпадать, каждая из них может преследовать свои цели, а это противоречит идеям системы стратегического планирования. 
В странах СНГ менеджеры, в отличие от западноевропейских и американских, более ориентированы на готовые рецепты. Ведя консультационные семинары в российских банках, мы часто сталкивались с требованиями выдачи готовых форм, которые слушатели хотели заполнить. Наши попытки предложить слушателям самим разработать формы для стратегического планирования воспринимались негативно. В США существует противоположная тенденция. Менеджеры чаще стремятся понять принцип и затем самостоятельно разработать управленческую процедуру и формы документов, отрицательно воспринимая попытки преподавателя навязать им готовые рецепты. Российские менеджеры буквально утопают в текущих делах. Возможно, дело в неумении руководителей организовать самих себя, распределить полномочия и не заниматься незначительными делами. Может быть, организовать себя и свою работу не умеют подчиненные. Скорее всего, истина где-то посередине. В любом случае, система стратегического планирования - мощное оружие борьбы с организационным хаосом. Руководитель, который решится ее реализовать, должен быть готов изменить в первую очередь самого себя, свои методы работы. Только тогда система будет эффективной. Мероприятия стратегического плана в идеале должны сравняться по важности с оперативными вопросами.  
Российские менеджеры часто преувеличивают значение сиюминутных успехов. Но в мире конкуренции лидирующее положение на рынке относительно, технологии и условия ведения бизнеса изменяются постоянно, и если почивать на лаврах, не совершенствовать себя, раз все и так хорошо, то можно пропустить критический момент и потерять свой статус на рынке. Среднестатистическая российская фирма по своим размерам и численности персонала, как правило, больше любой западной. Масштаб организации и привычка к монопольному положению компании на рынке часто мешают менеджерам различных уровней объективно оценивать реальность, стимулируют решение сиюминутных задач, а не стратегическое мышление, приводят к недооценке или даже пренебрежению конкурентами. "Мы их знаем, они нам не конкуренты, мы просто лучше их", - такие фразы мне часто приходилось слышать от наших клиентов. В результате - пассивность вместо изучения конкурентов, перехвата их достижений; чрезмерный оптимизм, спокойный дрейф, пока, как говорится, "гром не грянет".  
По сравнению с западными компаниями в российских организациях уделяется меньше внимания анализу корпоративной культуры и ее систематической пропаганде среди персонала и клиентов, стратегическое мышление, приводят к недооценке или даже пренебрежению конкурентами. "Мы их знаем, они нам не конкуренты, мы просто лучше их", - такие фразы мне часто приходилось слышать от наших клиентов. По сравнению с западными компаниями в российских организациях уделяется меньше внимания анализу корпоративной культуры и ее систематической пропаганде среди персонала и клиентов. 
Российские организации часто игнорируют потребности клиента или ограничиваются лозунгами. Большее значение имеют технологии.  
Широкое применение старого принципа планирования "от достигнутого". ("В прошлом году рост составил 5%, поэтому в этом году надо запланировать 6%".)  
Все эти особенности российской деловой культуры требуют серьезной адаптации западных методик стратегического планирования, часто основанных на "лобовом" прагматизме. Сегодняшний мир бизнеса работает по единым стандартам, выработанным на основе более чем столетнего опыта в разных точках земного шара. Уже сейчас налицо сильная экономическая интеграция, тенденция стандартизации процедур и принципов управления. Однако тот, кто чрезмерно подчеркивает исключительность своих обстоятельств, рискует выйти из соревнования и, в конечном счете, попасть в список банкротов. Мир бизнеса уже несколько десятилетий использует описываемые принципы стратегического управления, и делает это успешно. Технологии стратегического планирования - святая святых любой корпорации: в предпринимательстве нет места сантиментам, и если капитан корабля не знает, куда плыть, то вероятность крушения очень велика. Компании в странах СНГ вступают в фазу жестокой и планомерной борьбы за клиента, а время "легких" денег постепенно проходит. Сегодня выигрывает тот, кто способен сосредоточить свои ресурсы на ключевых направлениях, кто систематически и детально анализирует внешнюю и внутреннюю среду, объективно оценивает свои сильные и слабые стороны, умеет перенять чужие достоинства и искоренить собственные недостатки. [32]
 
 

2 ПЛАНИРОВАНИЕ И СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ 
 

              2.1 Планирование как  элемент составляющая стратегического управления 
 

    Ключевую  роль в решении стратегических задач  организации играет стратегическое планирование, под которым понимается процесс разработки и поддержания  стратегического равновесия между  целями и возможностями организации  в изменяющихся рыночных условиях. Цель стратегического планирования — определить наиболее перспективные направления деятельности организации, обеспечивающие ее рост и процветание. За рубежом этот термин был введен, чтобы отличить данное понятие от долгосрочного планирования и отразить отличие планирования, осуществляемого на уровне управления организацией в целом или ее самостоятельных хозяйственных единиц, от планирования на более низких уровнях управления. Стратегическое планирование является составной частью более широкого понятия «стратегическое управление». В управлении обычно выделяют четыре его обобщенные функции – планирование, организацию, мотивацию и контроль. В каждой из них, когда речь идет о стратегическом управлении, в большей или меньшей степени представлена стратегическая ориентация. Но в наибольшей степени это касается планирования, в котором выделяют особый его вид – стратегическое планирование.
    Интерес к стратегическому управлению был  обусловлен следующими причинами:
    Осознание того, что любая организация является открытой системой и что главные источники успеха организации находятся во внешней среде.
    В условиях обострения конкурентной борьбы стратегическая ориентация деятельности организации является одним из решающих факторов ее выживания и процветания. Стратегическое планирование позволяет адекватным образом отреагировать на факторы неопределенности и риска, присущие внешней среде.
    Поскольку будущее предсказать практически невозможно и экстраполяция, используемая в долгосрочном планировании, не работает, необходимо использовать сценарный, ситуационный подходы, хорошо вписывающиеся в идеологию стратегического управления.
    Для того чтобы организация наилучшим образом реагировала на воздействие внешней среды, ее система управления должна обладать адаптационными способностями
    Термин «стратегическое планирование» пришел к нам в 70-е годы в переводных книгах западных специалистов. В плановой практике тех лет в нашей стране использовался термин «долгосрочное перспективное планирование». Между этими двумя понятиями существовало принципиальное различие. Так, главной идеей, парадигмой, лежащей в основе разработки долгосрочных планов, было: «Сегодня лучше, чем было вчера, а завтра будет лучше, чем сегодня» и отрицалась какая-либо неопределенность. Отсюда ведущий принцип планирования — разработка плановых заданий «от достигнутого», часто в рамках имеющихся ресурсных возможностей путем простой экстраполяции. Причем чем больше наращивали выпуск той или иной продукции, тем было лучше. При этом априори считалось, что внешняя среда практически меняться не будет. Акцент делался на анализ внутренних возможностей и ресурсов организации. При таком подходе все, что организация может определить на основе анализа своих внутренних возможностей, это то, какое количество продукта она может произвести и какие издержки при этом она понесет. Но объем производства и величина издержек не дают ответа на вопрос о том, насколько созданный продукт будет принят рынком, который в то время в традиционном понимании в нашей стране отсутствовал. Какое количество будет куплено и по какой цене, определяет именно рынок. Такие вопросы в условиях нерыночной экономики и не ставились [ 6, с. 130-145].
    Стратегический  план, характеризующий деятельность организаций, работающих в рыночных условиях, использует другую парадигму: «Завтрашний день необязательно будет лучше сегодняшнего». И если ситуационный анализ обнаружил падение спроса на какую-то продукцию, даже при наличии необходимых ресурсов руководство данного предприятия не будет наращивать объемы ее выпуска, а скорее выберет стратегии уменьшения выпуска или переключения на выпуск другой продукции. Таким образом, простая экстраполяция на будущее из прошлого, исходя из изученных тенденций развития, использовавшаяся ранее в долгосрочном планировании, не годится. В основу разработки стратегического плана ложится анализ перспектив развития организации при определенных предположениях об изменении внешней среды, в которой она функционирует. Важнейшим элементом этого анализа является определение позиции организации в конкурентной борьбе за рынки сбыта своей продукции. На основе такого анализа цели развития организации, формируются отдельные направления производственно-хозяйственной деятельности (отдельных бизнесов) и выбираются стратегии достижения целей.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.