На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Бизнес-план торгового предприятия

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 14.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 26. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 

Введение.
     В рыночной экономике бизнес – план является рабочим инструментом, используемым во всех сферах предпринимательства. Бизнес - план описывает процесс функционирования фирмы, показывает каким образом будут достигнуты цели и задачи предприятии. Основной целью составления бизнес-плана является повышения прибыльности работы.
     Целью написания данной курсовой является изучение бизнес- плана торгового предприятия.
     Задачами  является изучение содержания, структуры  и методики составления бизнес-плана  торгового предприятия. Считаю, что тема «Бизнес-план торгового предприятия» является актуальной в наше время. Далее рассмотрим причины актуальности выбранной темы.
     Бизнес-план является одним из основополагающих документов торгового предприятия. Он постоянен. Лишь систематически в него вносятся изменения связанные с переменами на рынке услуг или же сбыта, либо же в связи с изменениями в экономической нише, где функционирует данное предприятие.  Бизнес-планирование связывает воедино внутрифирменный анализ и макроэкономический анализ, проводимые специализированными учреждениями. Как правило, бизнес-план составляется самим предприятием, либо же при помощи специализированных консультационных агентств, специализирующихся на составлении бизнес-планов.
     Бизнес-план является не только внутренним документом – он также может служить для привлечения инвесторов и кредиторов в помощь торговому предприятию. Перед тем как рискнуть некоторым капиталом, инвесторы должны быть уверены в платежеспособности проработки  проекта и осведомлены о его эффективности. Верно составленный бизнес-план – залог успеха переговоров с инвесторами, желающими вложить дело в ваше дело.
     Законодательство  Российской Федерации не закрепляет за предприятием наличия бизнес-плана, как обязательного элемента.1 Но на сегодняшний день, имея в наличии бизнес-план, предприятие обладает наиболее высокими перспективами привлечь партнеров к их компании, заручиться поддержкой банков и прочее.  

1. Назначение и классификация Бизнес-плана
     В последние годы в России значительную популярность приобрело бизнес-планирование. Бизнес-план представляет собой краткое, точное, доступное и понятное описание предполагаемого бизнеса или иными словами, бизнес-план - это документ, который описывает все основные аспекты будущего коммерческого дела, анализирует все проблемы, с которыми оно может столкнуться, а также определяет способы решения этих проблем. Он является основным средством менеджмента. В нем определяются цели деятельности предприятия и пути их достижения.2
     В рыночной экономике бизнес-план является рабочим инструментом и для действующих фирм, используемым во всех сферах предпринимательства. Многие бизнесмены его недооценивают. Они не представляют, насколько наличие хорошего бизнес-плана способно помочь новому бизнесу добыть капитал, определить планы на будущее, составить аналитические таблицы, по которым можно будет оценивать, как развивается дело. Бизнес-план побуждает предпринимателя тщательно изучить каждый элемент предполагаемого рискового рыночного занятия. Наверняка в этом процессе обнаружится множество слабых мест и пробелов, устранению которых придется уделить существенное внимание. Там же, где с такого рода проблемами справиться невозможно, сам факт их выявления позволит принять решение об отказе от предприятия еще до того, как в него будут вкладываться средства.
     Основными целями разработки бизнес – плана являются :
    осуществление инвестиционных проектов
    реализация отдельных коммерческих операций
    эмиссия ценных бумаг
    приватизация объектов государственной и муниципальной собственности
    определение перспектив развития фирмы
    проведение реорганизационных мероприятий, применяемых для несостоятельных предприятий (банкротство)
    финансовое оздоровление и выход из временного экономического кризиса
     В современной практике предпринимательства бизнес-план выполняет следующие важные для предприятия функции, как внешние, так и внутренние:3
    Бизнес-план придаёт бизнесу целенаправленность, т.е. чёткое определение конечных и промежуточных целей.
    Бизнес–план является инструментом контроля и управления, позволяющим обеспечивать планомерное продвижение предприятия к поставленным целям.
    Привлечение денежных средств: ссуд, кредитов, без составления бизнес-плана невозможно. В современных условиях без кредитных ресурсов очень трудно осуществить значительный проект. Однако получить кредит непросто, так как банки принимают целый комплекс мер по обеспечению возврата денежных средств, в состав которых включается и проработка бизнес-плана.
    Бизнес-план  - основа  планирования. Он позволяет оценить возможность развития нового направления деятельности, контролировать процессы внутри фирмы.
    Должным образом составленный и оформленный бизнес-план – лучший показатель целеустремлённости и осведомлённости бизнесмена. Бизнес-план является лучшим формальным способом ознакомления с предприятием.
    Наличие бизнес – плана чисто психологически вызывает ощущение основательности, солидности предпринимательского начинания, его владельца.
    В процессе составления бизнес – план является мощным инструментом самообучения, основой для сопоставления планируемых результатов с фактическими достижениями.
        Бизнес – план помогает решить 4 основные задачи :
    Изучить ёмкость рынка
    Оценить затраты
    Обнаружить «подводные камни»
    Определить финансово-экономические показатели
   Основным достоинством бизнес-планирования является то, что правильно составленный подробный план дает перспективу развития фирмы, то есть, в конечном счете, отвечает на самый важный для бизнесмена вопрос: стоит ли вкладывать деньги в это дело, принесет ли оно доходы, которые окупят все затраты сил и средств.
   Так как бизнес-план - документ перспективный  и составлять его рекомендуется  минимум на ряд лет вперед, о  бизнес–плане можно сказать, что  это постоянно действующий документ, который допускает внесение изменений и дополнений.
   В рыночной экономике существует множество  версий бизнес-планов по форме, содержанию, структуре и т.д.
Одной из распространенных классификаций бизнес-плана является классификация бизнес-планов по объектам бизнеса ( рис. 1):4 
 
 
 

                    

                        

Рис.1. Классификация  бизнес-плана
     Бизнес-планы  согласно приведенной типологии  разрабатываются в различных  модификациях в зависимости от назначения: по бизнес-линиям (товары, работы, услуги, технические решения), по предприятию в целом (новому или действующему).
        Следует отметить, что бизнес-план  финансового оздоровления предприятия  составляется для неплатежеспособных  предприятий в обязательном порядке,  имеет свою структуру и логику  изложения. Однако его разработка  может оказаться полезной для всех российских предприятий, большинство из которых испытывает значительные финансовые трудности.
        Бизнес-план финансового оздоровления  является основным документом  для неплатежеспособных предприятий  и служит:5
      для выработки стратегии выживания предприятия;
      составления плана проведения реорганизационных процедур;
      организации управления предприятием в условиях кризиса или в его предвидении;
      обоснования необходимости и возможности предоставления предприятию государственной поддержки.
  В рамках одной организации может разрабатываться и общий стратегический план, включающий весь комплекс целей, и отдельные бизнес-планы по приведенной выше типологии. Бизнес-планы ориентированы прежде всего на нововведения, в отличие от стратегического плана имеют четко очерченные временные границы с конкретными проработками, в то время как стратегический план по мере выполнения очередного годового плана и проведения соответствующего ситуационного анализа может пересматриваться и корректироваться.
   С учетом назначения, целей и задач бизнес-плана на практике наиболее часто встречаются следующие его основные виды:6
    Бизнес-план организации — это программа развития организации на предстоящий плановый период с указанием необходимых и достаточных социально-экономических показателей для обоснования привлечения нужных объемов инвестиций и ресурсов.
    Бизнес-план заявки на кредит разрабатывается с целью получения заемных средств от организации-кредитора.
    Бизнес-план инвестиционного проекта — это изложение результатов маркетингового исследования, обоснование стратегии освоения рынка, предлагаемых конечных экономических и финансовых результатов.
    Бизнес-план структурного подразделения — это изложение плана деятельности подразделения.
    Бизнес-план заявки на грант составляется для получения инвестиций из государственных бюджетов различных уровней или различных отечественных либо зарубежных фондов с целью решения социально-экономических проблем. Такой бизнес-план сопровождается обоснованием прямых и косвенных экономических, социальных, научно-технических преимуществ для общества при условии выделения средств или ресурсов под предлагаемый проект.
    Бизнес-план развития региона — это обоснование перспектив социально-экономического развития региона и объемов финансирования соответствующих программ для органов, наделенных бюджетными полномочиями.
    Бизнес-план учреждения — это обоснование перспектив и значимости социально-экономического развития учреждения (например, вуза, поликлиники, школы, научно-технических центров и т.д.) для общества. При этом определяется потребность в ресурсах по плановым периодам.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
     2.Содержание и структура бизнес-плана торгового предприятия
     Бизнес-план — это официальный документ. Для  того чтобы написать его, нужно собрать  информацию по широкому кругу вопросов, таких, как повседневные операции, конкуренты, состояние вашей отрасли экономики (в нашем же случае – торговли), новая география рынка и стоимость новых активов. Этот рабочий информационный материал окажет помощь при разработке бизнес-плана.
     Как факт, бизнес-план является кратким изложением на бумаге прошлого, настоящего и будущего бизнеса. Когда планируется открытие собственного бизнеса, самая главная цель плана — его тщательная проработка, финансовое и организационное обеспечение.
     Стандарта на разработку бизнес-плана не существует в связи с различием целей бизнеса и бесконечного множества вариаций среды, в которой он действует. Следовательно, требуются навыки и усидчивость, чтобы описать трех- или пятилетнюю перспективу развития бизнеса, особенно в быстро меняющихся экономических условиях России.
     Существует  значительное число разработок по составлению  бизнес- плана, но все они похожи и отличаются лишь последовательностью разделов. Вместе с тем, структура бизнес- плана зависит от цели и экономической политики предприятия, степени его новизны, характера его развития. Состав разделов бизнес-планов остается практически неизменным, а именно: краткое содержание (резюме), характеристика отрасли, описание создаваемой компании и производимых ею продуктов и услуг, исследование и анализ рынка, планы маркетинга, производственный и финансовый планы, а также оценка возможных рисков и страхование.
     Примерная структура бизнес-плана торгового предприятия, создаваемого «с нуля», выглядит следующим образом: 7
    Титульный лист
    Оглавление
    Резюме
    Описание услуг, оказываемых предприятием
    Анализ отрасли (Оценка рыночной ситуации)
    Анализ конкурентоспособности на рынке
    План маркетинга и продаж.
    Организационный план.
    План по трудовым ресурсам.
    Финансовый план и стратегия финансирования.
    Юридический план
    Оценка риска и страхование.
    Приложения
  Название  разделов бизнес-плана условно, используется для концентрации внимания на структуре  и последовательности составления
  Типичный  бизнес-план начинается с резюме. Оно  освещает основные моменты бизнес-плана.
  Сведения  о компании являются следующим разделом, который раскрывает содержание бизнеса  и направления работы.
  Далее содержится раздел, определяющий рынок  сбыта, который вы собираетесь обеспечить товаром, и называется он среда для бизнеса. В этом разделе определяются объем рынка и та его часть, которую предприятие рассчитывает захватить.
  План  по маркетингу и продажам –  показывает планируемые объемы продаж и то, как это будет достигнуто. Здесь  описывается, как предприятие  собираетесь рассказывать своим потенциальным клиентам о своих услугах и товарах, как осуществлять реализацию и чем оно окажется лучше своих конкурентов.
  Следующий раздел — оперативный план. Он дает понять, необходима ли закупка какого-либо оборудования, либо объясняет необходимость что-то строить. Так же разъясняет, где будет закупаться свой товар для продаж.
  План  по трудовым ресурсам. Он описывает  необходимые навыки, которые нужны  при продаже товаров в конкретном данном предприятии торговли. Здесь  же указываются критерии найма персонала.
     Наконец, все вышеперечисленное переводится  в финансовый план. В этом разделе  указывается – нуждается ли предприятие  в банковском кредите, размер которого, конечно, следует определить заранее. Какие долги предприятие себе может позволить, для нормального функционирования? Есть ли источники капитала для вовлечения в дело? Где вы собираетесь брать кредиты? Есть ли у вас необходимая система контроля, чтобы все шло гладко? Все эти вопросы получают свои ответы при составлении этого пункта бизнес-плана.
     Так же в структуре присутствует такой  пункт как юридическое обоснование проекта плана, т.е. юридический план. В нем указываются все нормативные документы, на основе которых будет функционировать предприятие.
     В пункте оценка риска и страхование указывается информация немаловажная как для предприятия лично, так и для внешних инвесторов, готовых вложить свои средства для продвижения предприятия на рынке. Бизнес-план должен ответить на этот и многие другие вопросы. 
   Бизнес-план должен быть достаточно подробным, так как он необходим многим:8
    Потенциальным инвесторам (банкирам)
    Сотрудника, желающим знать свои перспективы, четче понимать свои цели
    Владельцу предприятия (менеджеру), чтобы тщательно проанализировать свои цели и возможности
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
     3. Методика составления бизнес-плана торгового предприятия
     В данном разделе подробно рассмотрим методику составления бизнес-плана  и особенности каждого его  раздела.
    Титульный лист
     Оформление  бизнес-плана начинается с подготовки титульного листа, который сразу обеспечивает читателя информацией о том, где, когда и кем составлен данный документ. Здесь же указывается название проекта, кратко и чётко формулирующее идею, заложенную в бизнес-плане.
     Титульный лист должен иметь имеет следующее  содержание:
    Полное официальное название фирмы, под которым она значится в регистрационных документах. Если у фирмы есть фирменный знак, то следует также поместить его на титульном листе после названия фирмы.
    Организационно-правовая форма предприятия.
    Юридический адрес фирмы, т.е. адрес, указанный в регистрационных документах предприятия.
    Почтовый адрес фирмы, который может отличаться от юридического.
    Телекоммуникационные реквизиты: номера телефонов, факсов, электронной почты.
    Фамилии и должности сотрудников фирмы, которые будут выступать как контактные лица. При этом желательно указать несколько контактных телефонов, включая домашние.
    Дата: месяц и год составления плана.
    Указание авторства и надлежащей секретности данного документа, ведь в интересах компании, чтобы никто из ненадлежащего круга лиц не имел к нему доступа, т.к. бизнес-план является засекреченным документом предприятия, по которому конкуренты могут понять все сильные и слабые стороны и запросто обойти данное предприятие.
     Титульный лист бизнес- плана не должен содержать излишних подробностей, он должен быть лаконичным и привлекательным. Очень важно дать проекту звучное название, которое в дальнейшем может появиться на наружной вывеске предприятия, в рекламных материалах, будет жить вместе с бизнесом. Хорошее название должно соответствовать роду деятельности, указывать на бизнес и месторасположение, вызывать положительные эмоции как на титульном лице бизнес-плана, так и, возможно, впоследствии везде.
    Оглавление
    Оглавление  – это та часть Бизнес-плана, на которую обращается немалое внимание, после титульного листа и резюме. Оно должно дать чёткое представление обо всём содержании бизнес-плана. Оглавление не должно быть перенасыщено подробными деталями бизнес-плана, однако необходимо выделить подзаголовки наиболее значимых отделов плана и не забыть пронумеровать страницы 

    Резюме
   Этот  раздел бизнес- плана пишется в  самую последнюю очередь, после  того, как будет оформлен окончательный  вариант бизнес-плана.  В резюме указываются основные положения  и идеи бизнес-плана, выводы, к которым пришел предприниматель, составляя данный бизнес-план.
          Резюме  включает в себя 3 подраздела9:
    введение (здесь указываются цели и задачи бизнес-плана и круг лиц, которым он адресован).
    основное содержание (сжатая, но ёмкая информация обо всех ключевых элементах бизнес-плана и её основных частях: род деятельности, прогноз спроса, источники финансирования и т.д.)                                                               
    заключение (суммирует  факторы  будущего  успеха  предпринимателя, так же может  включать описание основных способов действий предпринимателя)
         Для того чтобы правильно составить  резюме бизнес-плана очень важно  иметь чёткое представление о  характерной специфике данного предприятия.
         Многие  кредиторы и инвесторы любят  читать краткое содержание бизнес-плана, объем которого не превышает двух листов. Это дает им возможность  увидеть важные особенности и  преимущества данного проекта перед  другими. По содержанию резюме инвестор часто судит о том,  стоит ли ему терять свое время и читать бизнес-план до конца, поэтому необходимо четко и весьма убедительно изложить основные положения предлагаемого проекта, чтобы кредиторы и инвесторы смогли получить ответы на вопросы: «Что они получат в случае успешной реализации этого бизнес-плана?» и «Каков риск потери ими денег?». Следующая схема (рис. 2) описывает основное содержание идеологии резюме:10
         
   Основное  требование к резюме- простота и  лаконичность изложения, минимум специальных требований. Объем не должен превышать 2-3 печатные страницы.
   Необходимо  добиваться запоминаемого резюме: в  нем можно поместить рисунок  или фотографию товара. 

    История бизнеса.
     Если  предприятие не новичок на рынке, то используется раздел история бизнеса. Здесь указывается информация, предназначенная, в общем, для внешних читателей, следовательно, при написании данного раздела необходимо делать акцент на достигнутые высоты, как самого предприятия, так и отдельных его сотрудников, т.к. именно эти успехи могут подтолкнуть инвесторов присоединиться к успешному предприятию.
     В данном разделе так же указываются, когда было создано предприятие, какие основные этапы развития оно  уже прошло и т.п.  

    Описание  услуг
     Как сам предприниматель, так и вероятные будущие инвесторы предприятия обязаны знать, какие товары и услуги предлагаются, или будут предлагаться на рынке данным предприятием. Подготовке раздела предшествует предварительная работа по выбору товара или услуги, который должен стать основой бизнеса предприятия. В рамках данного раздела необходимо подробно описать предлагаемые товары и услуги, указать их основные преимущества в глазах потребителя, а также имеющиеся недостатки и меры по их преодолению. Важно, чтобы эта часть была написана ясным, четким языком, понятным даже для неспециалиста. Профессиональная лексика в описании предоставляемых услуг или товаров не уместна.
       Например, имея магазин продовольственных  товаров, в разделе «описание  услуг» необходимо представить  перечень групп реализуемых товаров и услуг.
   Если  свойства товаров и услуг определяют некоторые колебания в величине его продаж – указывается цикличность, сезонность продаж в специальном  подразделе. 

    Анализ  отрасли
     Если  брать конкретную отрасль, где предприятие  занимает определенную нишу, важно показать абсолютные размеры данного рынка, его тенденции, такие как рост и застои, основные сегменты рынка, которые предполагается охватить. При описании данного раздела необходимо учесть факторы, которые могут повлиять на функционирование предприятия, такие как социальные, национально-культурные, климатические, экономические. Так же важно сделать выводы об общей привлекательности рынка и, в зависимости от этого пункта, дать оценку деятельности предприятия на нем. В результате маркетинговых исследований можно определить примерное количество покупателей, на которое можно рассчитывать за месяц и, соответственно, оценить потенциальную сумму продаж.
       Этот раздел является одним  из наиболее трудных и важных, так как построен на рыночных  оценках, которые оказывают непосредственное влияние на финансовый и производственный планы компании. В данном разделе предприниматель должны быть  освещены следующие вопросы:11
     1. Типы рынков, на которых действует  предприятие.
     2. Основные сегменты рынков по  каждому виду товаров или услуг.
     3. Факторы, влияющие на спрос  на каждом из сегментов рынка.
     4. Перспективы изменения потребностей  покупателей и возможная реакция  компании на эти изменения.
     5. Реальное состояние и прогнозы  развития емкости используемых  сегментов рынка на ближайшее время и на более отдаленную перспективу.
     6. Реакция рынка на новые товары. 

    Анализ  конкурентоспособности на рынке
     В любом бизнес-плане должны быть описаны  выбранные стратегии и их применение. В том случае, когда конкурентная политика выбирается с наиболее благоприятным для предпринимателя результатом необходимо ответить на следующие вопросы:12
    Как лучше реализовать её?
    Нужна ли для осуществления стратегии реорганизация структуры предприятия (переоборудование производства, привлечение новых специалистов и т. п.)?
    Какой должна стать финансовая структура, необходимая для осуществления стратегии?
    Нужно ли уходить из традиционного рынка (если речь идёт о уже
    существующем  предприятии)?
    - Если традиционный рынок дополняется новым, то на каком из них нужно сфокусироваться?
    - Возможно ли повышение прибыли без изменения текущей конкурентной позиции предприятия (это также вопрос для уже работающего предприятия)?
     В некоторых бизнес-планах в отдельный  раздел выделяется оценка конкуренции  на рынках сбыта. Этот раздел посвящен анализу рыночной конъюнктуры, характеристике конкурентов, их стратегии и тактике. Оценивая деятельность конкурентов, необходимо дать ответ на следующие вопросы:
     1. Насколько область деятельности  предприятия подвержена изменениям?
     2. Велико ли число предприятий,  предлагающих сходные товары  и услуги?
     3. Какую часть рынка контролируют  фирмы-конкуренты?
     4. Как обстоят дела у фирм-конкурентов  с доходами, внедрением новых  технологий, рекламой и послепродажным  обслуживанием?
     5. Что является предметом наиболее жесткой конкуренции в данной сфере деятельности (цена, качество, послепродажное обслуживание и др.)?
    Иными словами, данный раздел должен освещать реалистическую оценку сильных и  слабых сторон конкурирующих товаров (услуг) и назвать реализующие их предприятия, определить источники информации, указывающие на то, какие товары являются наиболее конкурентоспособными, сравнить конкурирующие товары (услуги) по базисной цене, характеристикам, обслуживанию, гарантийным обязательствам и другим существенным признакам. Эту информацию целесообразно представить в виде таблицы. Следует кратко обосновать имеющиеся достоинства и недостатки конкурирующих товаров (услуг). Желательно отобразить, какие знания о действиях конкурентов могут помочь предприятию создать новые или улучшенные товары (услуги).
    План маркетинга.
     В разделе бизнес-плана, посвященном  маркетингу, освещаются способы достижения намечаемых объемов продаж и доведения  реализуемой продукции до потребителя. Необходимо, чтобы в плане была указана общая стратегия маркетинга, принятая на предприятии, схема ценообразования и реализации товара, а также методы стимулирования роста объемов продаж. Большое значение имеют также организация послепродажного обслуживания клиентов, реклама выпускаемых товаров и формирование общественного мнения о товарах и предприятии, их реализующих.
     План  маркетингового развития предприятия  является важнейшим разделом бизнес-плана. Потенциальные инвесторы считают  его важнейшим слагаемым успеха нового предприятия.
     На  действующем предприятии план маркетинга составляется на год вперед. За  его  выполнением внимательно следят и вносят поправки с учетом изменения рыночной ситуации.
     Задача  маркетинга  - выявлять главные факторы,  как внешние, так и внутренние,  способствующие успешному завоеванию  рынка 
     К основным элементам  маркетинга относятся:  товар (услуга),  цена,  сбыт, реклама. Отсюда основные элементы плана маркетинга следующие: схема распространения товаров,  ценообразование,  реклама,  методы стимулирования продаж,  организация  послепродажного  обслуживания,   формирование общественного мнения о предприятии и товаре.13
     План  маркетинга сравнивают с дорожной картой при езде по незнакомой местности: как  и карта, он дает ответ на три главных  вопроса - где мы находимся?  - куда нам нужно попасть? - как туда добраться?
     Анализ  текущей ситуации дает ответ на вопрос: где мы находимся? Если будет производиться  новый продукт,  следует описать  идею его появления. Если  есть аналоги,  должно быть описание возможностей и  перспектив.
     Необходимо  провести  сегментацию рынка - это  его разбиение на более мелкие однородные участки или "подрынки".  Цель сегментации понять возможности  и выработать более прицельную стратегию  удовлетворения потребительских запросов.  Зная, из каких сегментов  состоит рынок, можно выбрать, на какие сегменты ориентироваться:
    на все,
    на некоторые,
    на конкретный сегмент.
         Выбрав сегмент,  следует  выяснить  преимущества и недостатки своего  продукта относительно выбранного  сегмента.
         Цели и  задачи  необходимо поставить перед собой прежде,  чем начать составление плана маркетинга.  Они должны дать ясное понимание того,  к чему следует стремиться, и выражаться в конкретных количественных (желательно) показателях:  доле рынка, рентабельности, объеме продаж, темпах, числе перспективных разработок, показателях,   характеризующих политику цен и рекламную компанию.
 Перечень  целей и задач не должен  быть слишком длинным (достаточно 6-8 пунктов).  Цели нужно выбирать  так,  чтобы  они  выражали  ключевые факторы успеха.
         Выбор стратегии  маркетинга  и  обеспечивающих  его  программ  представляет собой комплекс  решений, дающих ответ на вопрос, каким путем идти. Они должны быть достаточно конкретными и  подробными, чтобы давать надежные ориентиры для принятия решений в течение всего планового периода.14
         Необходимо назначить исполнителей, которые будут отвечать за  реализацию каждой программы  или мероприятия,  предусмотренного  планом.
         Если речь идет о вновь создаваемом  предприятии, то всю полноту ответственности за выполнение плана маркетинга, как правило, берет на себя предприниматель, поскольку он больше всех заинтересован в успехе своего предприятия.
         Финансовое обеспечение на стадии  маркетинга заключается в том,  чтобы постоянно просчитывать, во что обойдется то или иное мероприятие.
         Если для  уточнения  оценок  потребуется  ввести определенные  предложения, их нужно четко  формулировать,  чтобы каждый, кто  захочет ознакомиться с планом  маркетинга, смог понять, как была  получена та или иная цифра.
         Оценка затрат на реализацию  выбранной стратегии и обеспечивающих  ее программ послужит основой  для составления финансового   плана.
         Контроль за реализацией плана  маркетинга заключается в отслеживании  конкретных  показателей (объем продаж по видам и по продукции, по регионам,  торговым агентам и т.п.).
   Любой сигнал о неблагополучии,  полученный  в ходе контроля,  позволит вовремя  принять меры и перестроить свою стратегию.
    Организационный план.
        Суть данного раздела заключается  в  четком определении состава  руководящей группы и организационной структуры предприятия. Начинается организационный план со списка членов руководящей группы,  их  кратких биографических справок и предлагаемого круга обязанностей каждого. В биографической справке подчеркиваются прошлые заслуги кандидата, личный вклад в обеспечение эффективности   работы на прежнем месте работы,  его способности как руководителя и организатора. Деловые качества членов руководства и их верность избранному делу - один из главных критериев,  из которого исходят потенциальные инвесторы.
         Для сотрудников предприятия  организационный план имеет ценность, т.к. в нем наглядно и четко излагаются намерения руководства по вопросам кадровой политики, например уровень заработной платы сотрудников.
         В составлении организационного  плана можно выделить следующие  основные направления:15
    организационная структура,  в которой дается перечень  всех должностей с указанием для каждого исполнителя его круга обязанностей и связей с другими,  организационная структура обычно изображается в виде организационной схемы
    планирование,  целевые показатели и оценка  результатов  -  все это  составляется  в виде плана работ с определением круга важнейших показателей,  по которым можно будет судить о ходе выполнения плана и описанием метода оценки результатов;
    поощрение, в которое входит и продвижение по службе, и премии, и  благодарность  руководства,  система  поощрений должна быть тщательно продумана вместе с другими членами руководства и ее необходимо строго придерживаться;
    критерии  отбора  определяются в виде требований,  которые будут предъявляться к кандидатам на должности,  предусмотренные организационной структурой;
    обучение предусматривается в организационном плане  в  виде системы мер по повышению квалификации сотрудников с отрывом или без отрыва от производства.
         Организационная структура предприятия  зависит от его ориентации. Развитие  предприятия по пути превращения   его  в  организацию, ориентированную  на рынок,  может происходить по следующей схеме:
    ориентация  на  реализацию товаров и услуг:  главная забота руководителя - наращивание объемов реализации.
    ориентация на сбыт: предприниматель главное внимание уделяет вопросам сбыта и всячески старается убедить потребителя покупать реализуемые им товары и услуги.
    ориентация  на рынок:  главным для предпринимателя становится изучение потребностей и запросов потребителей, его задача - уловить эти потребности потребителя и  впустить на рынок такие товары,  которые бы им отвечали.
     Соответственно  различной  ориентации складывается организационная структура предприятия.
     Как уже  было  сказано,  для каждого  исполнителя определяется круг обязанностей, в этом предпринимателю поможет  составление должностных инструкций.
     Должностные инструкции - важный элемент организации. Это четкое определение круга обязанностей своего сотрудника. Должностная инструкция - подробное описание характера  выполняемой работы,  оговаривающее  все  особые  условия ее выполнения и требования к квалификации исполнителя.16
     Основные  правила составления должностной  инструкции:  сначала идут от общих  целей и задач к более конкретным.  Составив  подробный перечень видов  деятельности,  следует идти в  обратном направлении, то есть распределить эти виды деятельности по сферам ответственности (маркетинг,  производство, административные функции и т.п.). Это может служить основой для составления инструкций.
         Важным организационным  решением  является  обоснование места расположения  нового торгового предприятия.  Для этого учитываются  следующие факторы:17
    условия аренды;
    покупательский график
    близость к станциям метро, автомобильным остановкам;
    наличие складских помещений;
    наличие трудовых ресурсов.
 
    Финансовый  план.
     Финансовый  раздел бизнес-плана включает в себя три основных плановых документа: баланс организации, план прибылей и убытков и прогноз движения наличности.
     В данном разделе сообщаются материалы  предыдущих разделов и представляются их в стоимостном выражении. Финансовый  план  должен  дать  предпринимателю полную картину по следующим пунктам, таким как:
    откуда и когда предприятие должно получать деньги;
    на что они будут потрачены;
    как  соотносится  потребность  в  деньгах с денежной наличностью;
    каким будет финансовое положение предприятия к концу года.
     Финансовый  план составляется на год вперед с  разбивкой по месяцам для текущего финансового контроля.
     Потенциальные инвесторы требуют составления  плана на три года   вперед (первый год с помесячной разбивкой).
         Финансовый план состоит из  четырех разделов:
         - план доходов и расходов;
         - план денежных поступлений и  выплат;
         - балансовый план;
         - план по источникам и использованию  средств.
     Начинается  составление  финансового  плана  с прогнозирования   продаж.  Основой этого прогноза является план маркетинга.  Прогнозными прикидками занимаются со второго года планируемой деятельности, так как для начального периода уже точно известны будущие покупатели, имеется предварительная договоренность с ними о будущих  продажах.  И  поэтому  для первого данные в плане проводятся помесячно, для второго - поквартально, а для третьего года приводится общая сумма продаж за 12 месяцев.
     На  основании прогноза продаж составляется план доходов и расходов. Его задача - показать,  как будет формироваться и изменяться   прибыль от реализации продукции (для первого года - помесячно,  для   второго - поквартально, для третьего - в расчете на год).
     Обычно  план доходов и расходов предприятия  оформляется в виде таблицы.
         При создании нового предприятия необходимо знать, когда можно рассчитывать на получение первой прибыли. Иными словами, следует   оценить,  сколько денег потребуется, чтобы поддержать новое предприятие на начальном этапе его существования. Такая информация может   быть получена на основе  прогноза  точки  самоокупаемости:  сколько   единиц продукции  или  услуг  нужно будет продать или какого объема   продаж достичь,  чтобы доходы предприятия совпали с его  расходами,   то есть, чтобы оно окупилось.
     Точка самоокупаемости (условия достижения безубыточности)   рассчитывается по следующей формуле:18

     где  К -  количество  реализованных товаров,     при котором будет достигнута самоокупаемость (безубыточность) деятельности, шт. /ед.
     УПЗ - сумма условно - постоянных затрат, руб.;
     Ц - цена за единицу товара /услуги/, руб.;
     УППЗ - уровень условно - переменных затрат, руб.
         Одна из главных забот предпринимателя  - правильное планирование денежной  наличности. Вполне рентабельные  предприятия терпят банкротство  из-за того, что у них в нужный момент не хватило   наличных денег. Если предприниматель судит о мере своего успеха по   уровню прибыли, он рискует ошибиться, если прирост наличности отрицателен.
         Объем денежной наличности изменяется, когда предприятие получает платеж  или само его осуществляет. Продажа не всегда означает   поступление денежных средств,  так как оплата за товар может производиться не сразу (продажа в кредит), оплата счетов не совпадает с   моментом получения товаров,  чаще всего  осуществляется  в  заранее   обусловленные сроки. Наличность уменьшается при погашении предприятием долгов,  но они не входят в издержки  предприятия.  А   такие издержки,  как  амортизация основного капитала,  снижают прибыль, но на сумму денежной наличности не влияют.
         Планирование  денежной наличности осуществляется с помощью   плана денежных поступлений и выплат.  Этот план позволяет  оценить,   сколько денег  нужно  вложить  в проект создания нового предприятия   или в совершенствование действующего.  Главная его задача -  проверить синхронность  поступления  и  расходования средств,  а значит,   проверить будущую ликвидность (то есть постоянное наличие  на  банковском счете денежных сумм, достаточных для расплаты по обязательствам) предприятия при реализации его проекта.
     План  денежных  поступлений  и  выплат строится с разбивкой по   месяцам  на основе плана доходов и расходов с поправкой на ожидаемые   лаги (время оборота средств).
     Если  для какого-то месяца выплаты превышают  поступления и нет   наличности, необходимо  предусмотреть  кредиты,  если наоборот,  то   "лишние" деньги можно отдать в краткосрочную ссуду или положить  на   банковский счет. Кроме того, при составлении бизнес-плана проводится анализ чувствительности.
     Анализ  чувствительности - это метод изучения эффекта изменений текущей чистой стоимости (чистой дисконтированной стоимости) проекта в связи с изменением ключевых параметров проекта- затрат на исследование и
разработки, строительных издержек, размеров рынка, цены, издержек производства, затрат на рекламу и сбыт и т. п.
     Чистая  дисконтированная стоимость - это показатель эффективности инвестиций, предпринятых в рамках предпринимательского проекта.
     Дисконтирование стоимости - это определение текущей стоимости будущих денежных доходов предприятия, которые должны быть получены в результате реализации проекта. Чем выше дисконтированная стоимость проекта, тем он эффективнее.
     Формула, по которой рассчитывается дисконтированная стоимость, такова:19
PV=CF(1+r)n, 
 

Где:
PV- дисконтированная (текущая)стоимость проекта;
CF- cash-flow (поток наличности) в будущий период времени. cash-flow - это сумма чистого дохода и амортизации, то есть совокупные накопления, характеризующие денежное обогащение предприятия;
r- ставка  процента;
n- число  лет, за которое производится  суммирование дохода.
     Чистая  дисконтированная стоимость- это дисконтированная стоимость за вычетом первоначальных инвестиций.20
NPV=PV-II, 

     Где:
NPV- чистая  дисконтированная стоимость;
PV- дисконтированная  стоимость;
II- первоначальные  инвестиции.
     Критерием эффективности бизнес- проекта является  положительная величина чистой дисконтированной стоимости. Таким образом, анализ чувствительности позволяет определить, не приведут ли изменения ключевых параметров проекта к снижению чистой дисконтированной стоимости до отрицательной величины, то есть к утрате эффективности проекта. Другими словами, этот метод определяет, насколько чувствителен проект к изменениям. Предварительное применение анализа чувствительности в рамках бизнес-планирования позволяет снижать предпринимательских риск, избегать непроизводительных вложений капитала. Ещё одна важная составляющая финансового раздела бизнес- плана  это определение источников капитала (фондов), необходимых для деятельности предприятия. Эта часть финансового плана актуальна как для небольших, только вступающих в бизнес фирм, так и для крупных предприятий, нуждающихся в  дополнительном притоке капитала.
       При определении источников финансирования рекомендуется проводить активную политику поисков необходимого капитала, разнообразить способы их   получения - от обращения в банк, к венчурным капиталистам и выпуска акции и облигации до поиска помощи у федерального правительства и муниципальных структур через государственные субсидии, схемы финансирования малого бизнеса и т. д. 

    Юридический план.
     Данный  раздел дает оценку деятельности с правовой точки зрения.  Он представляет собой пакет юридических документов,  которые подтверждают форму собственности и правовой статус предприятия.
     Юридический план  особо  важен  для новых  предприятий и фирм. Есть три основные юридические  формы  предприятий: 21
     1) единоличное владение,
     2) товарищество, 
     3) акционерное общество.
     Отличаются  они друг от друга по следующем  признакам:
     - типу собственности;
     - ответственности владельцев;
     - издержкам, связанным с учреждением  предприятий;
     - срокам жизни предприятия;
     - возможности передачи прав собственности  другому лицу;
     - источникам финансирования;
     - формам управления;
     - формам распределения прибылей  и убытков;
     - возможностям привлечения нового  капитала.
     Вариант юридической  формы  создаваемого  предприятия  должен быть выбран  еще до представления бизнес-плана на суд потенциальных инвесторов. Чтобы сделать обоснованный выбор,  необходимо назначить приоритеты факторам,  которые  приведены выше.  Выбирая форму собственности, следует также учесть разницу в порядке налогообложения,   руководствуясь соответствующими законами.
     При осуществлении инновационной деятельности  на  действующем предприятии правовой характер ее подтверждают: авторское  свидетельство, патент, ноу-хау: лицензия и т.п.
     Оценка  риска, его прогнозирование, управление им, важная составная часть предпринимательской деятельности, к сожалению, малознакомая для наших предпринимателей. 
    Оценка риска и страхование.
     Риск - это угроза того,  что  предприниматель  понесет  ущерб вследствие занятия  каким-либо делом.  Виды возможных рисков чрезвычайно разнообразны, от пожаров землетрясений до забастовок и межнациональных конфликтов,  изменений в налоговом регулировании и колебаний валютных курсов.
     Полностью избежать  риска  невозможно,  даже при условии предельно осторожных действий.  Чрезмерная осторожность не  спасет  от потерь при тех или иных обстоятельствах, избежать которые предприниматель в силах, а если события сложатся благоприятно, то придется пожалеть об упущенных возможностях.
     Риск  связан  с  чисто человеческими чертами   (персональный   риск), с особенностями поведения менеджера в деловых ситуациях   (деловой риск) и с взаимодействием менеджеров в управленческой  команде (организационный риск).22
  Персональный риск зависит от того,  что  различные люди  по   разному оценивают вероятность будущих событий,  исходя из своего   большего или меньшего опыта.
     Деловой риск  обусловлен влиянием на предпринимательскую  деятельность изменения цен, спроса, уровня прибыли, действий конкурентов, экономических колебаний  и непредвиденных политических событий,   способных вызвать правовые изменения.
     Организационный риск вызывается сложностью взаимодействия людей в управленческой команде  и степенью соответствия их  персональных и деловых характеристик выполняемым обязательствам.
     Конечно, вероятность каждого риска различна. Главное при составлении бизнес-плана - это предугадать следующее:23
     - все типы рисков, с которыми  можно столкнуться;
     - источники этих рисков;
     - момент их возникновения.
     После этого следует оценить,  во что  могут вам обойтись риски   в случае их реализации,  и найти  способ уменьшения рисков и потерь.   В бизнес-плане эта задача решается двояко:  с одной стороны, указываются организационные меры профилактики рисков,  с другой,  дается   программа страхования от рисков,  в которой указывается, какие типы   страховых полисов и на какую сумму планируется приобрести.
     Существуют  различные методы просчета рисков: для крупных проектов - сложный математический аппарат теории вероятности, для проектов попроще и подешевле - экспертные оценки.
    Приложения
     В данный раздел включаются дополнительные документы, упомянутые в прочих разделах, с указаниями на них ссылками. Здесь  могут быть представлены какие-либо нормативные документы, регламентирующие деятельность предприятия, анализы маркетинговых агентств, взятых за основу написания маркетингового плана, и прочие.
     При формировании бизнес-плана особое внимание надо уделить языку и стилю изложения. В рамках подготовки плана правильно выбранный стиль изложения часто оказывается залогом успеха при привлечении инвесторов. Обратим внимание на двойственный характер бизнес-плана. С одной стороны, это серьезный аналитический документ, а с другой - средство рекламы. В соответствии с этой особенностью нужно выбрать и язык бизнес-плана. Он должен быть понятен всем, особенно финансистам и потенциальным партнерам. Часто специалист, составляющий бизнес-план, использует в тексте сленг своей профессиональной среды.
     При составлении бизнес-плана необходимо также помнить, что информация, представленная в нем, должна быть емкой, четкой и  в то же время краткой. Часто неопытные  предприниматели при составлении  бизнес-планов используют прилагательные весьма экспрессивной окраски, однако лучше избежать излишней эмоциональности при изложении, а вместо этого включить в план цифровые показатели. Рекомендуется, кроме того, приводить цитаты солидных авторов, которые подчеркнут идею, излагаемую в проекте. Конечно, ссылка на авторитетный источник не сможет заменить творческую мысль, но цитата может быть приведена, чтобы снять у читателя напряжение от восприятия потока новых идей, незнакомого материала или обильной цифровой информации.24
     Что касается полноты изложения бизнес-плана, то от ее уровня во многом зависит его успешное использование. Хотя состав разделов плана может варьироваться автором по его усмотрению, это не означает, что по желанию составителя могут быть выпущены важные разделы, касающиеся, например, цифровых значений доходов. Наоборот, чем больше и доказательнее будет такого рода информация, тем эффективнее будет воздействовать бизнес-план на потенциального участника бизнеса.25
     Таким образом, бизнес-план должен быть написан  деловым языком, доходчивым, живым, но не примитивным. Исключается использование профессиональных терминов, непонятных неспециалисту в данной области. Необходимо отметить, что банки и инвестиционные компании ежедневно рассматривают множество предложений. Поэтому бизнес-план должен быть подготовлен с учетом требований и стандартов организаций и лиц, которым предполагается представить этот документ. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     4. Пример бизнес-плана  торгового предприятия
           БИЗНЕС-ПЛАН магазина ТМ «Bibelots» 

     Цель  проекта:26
     Обоснование экономической эффективности открытия магазина подарков ТМ «Bibelots» в городе Благовещенске
     Концепция магазина:
     Предполагается  продажа широкого ассортимента подарков, ориентированных на разнообразную  целевую аудиторию по франшизе ТМ «Bibelots».
     Магазин будет позиционироваться в среднем ценовом сегменте.
     Поставщиком магазина будет Компания Bibelots 

                                                                                                                                  Таблица 1.
     Резюме  бизнес-плана.
Название  проекта Магазин по франшизе ТМ «Bibelots» 
Тип проекта Создание нового магазина
 
Предприятие Индивидуальный  предприниматель  Ткачёв  Артём Сергеевич
Регион  г. Благовещенск, Амурская область,  Российская  Федерация
Начало  проекта март- апрель 2010 года
Длительность проекта долгосрочный
Участники проекта Ткачёв Артем  Сергеевич (владелец) Ткачёва Маргарита Сергеевна (совладелец, директор по продажам)
Контакты Тел. (924) 672-90-26 Тел. (4162) 55-41-24
e-mail: investgrant@rambler.ru
 
Необходимое финансирование 765 191 рубль 00 копеек
На  что требуется финансирование
    Оплата за техническую документацию
    Оплата товара
    Оплата доставки товара
    Оборудование  точки + оформление торговой площади (фирменный стиль)
    Арендная плата
    Канцелярия
    Оргтехника
    Заработная плата в первый месяц работы
Рентабельность  проекта  63,50%
Период  окупаемости  8 месяцев
Средняя чистая прибыль в месяц 96825 рублей 47 копеек
Чистая  прибыль в год 1161905 рублей 64 копейки
 
 
     2 МАРКЕТИНГ  
     2.1 РЫНОК ПОДАРКОВ  

     2.1.1. Основные параметры  рынка  
     Сейчас  в России одиночные подарочные магазины занимают около 75% рынка. Но эксперты прогнозируют уменьшение этой доли до 20% к 2010 году. Рост рынка будут обеспечивать крупные  сетевые магазины.
     Развитию  рынка подарков способствуют скорее требовательные запросы заказчиков. Клиент стал избалован. Большинству из них сложно угодить представленными в каталогах позициями. Сегодня любой аксессуар, имеющий достаточную поверхность для нанесения, может стать рекламным сувениром. Вообще изменилось само понятие «сувенира». Оно значительно расширилось.
     Середина 90-х, начало бума подарков.
     Искусство дарение - серьезная наука, которая  входит в свод протокольных мероприятий  и ритуалов корпоративной культуры. Ценность подарка определяется не его  стоимостью, а уникальностью обращения - согласитесь, что приятно получить недорогой подарок, который полностью совпадает с твоим характером или характером твоей компании. А если он еще и с юмором? Это дорогого стоит!
     В 2007 г. компания КОМКОН провела специальное  исследование, направленное на изучение существующей политики в области подарков. В опросе участвовали население городов России.
     Согласно  результатам опроса около 50% опрошенных дарят подарки своим близким, знакомым и др.
     

     Рис.3 Статистика подарков 

     Тройку  лидеров по популярности среди подарков составляют оригинальные сувениры (74%), алкоголь (72%) канцелярские товары (69%). Треть опрошенных компаний используют в качестве подарков собственную продукцию (27%) или скидки на свои услуги (30%).
     

Рис. 4 Статистика подарков (2) 

      В настоящее время индустрия подарков набирает обороты.  Рынок постепенно структурируется.
     В последнее время наблюдается  небольшой подъем в отечественном  производстве. Происходит постепенное  замещение иностранных производителей (в основном китайских) российскими. Появляются региональные компании со своим производством. Активно ведут себя фирмы с четко сфокусированными предложениями. Такой подход помогает им достичь хорошего результата, несмотря на небольшой ассортимент.
     Классификация подарков
     1. VIP – подарки, к таким подаркам относятся изделия из дорогих материалов: бронза, серебро, ценные породы дерева, полудрагоценные камни, изделия из дорогих сортов натуральной кожи.
     Большинство подобных изделий продается единичными тиражами, общая доля рынка элитных подарков составляет не более 10%.
     2. Промо-подарки. Предназначаются  для стимулирования спроса по  продвижению того или иного  товара. Решающим фактором в данном  вопросе всегда является цена  – от 50 до 150 рублей, так как тиражи  составляет десятки тысяч изделий и иногда даже сотни.
     Другие  требования к промо-подаркам: ассоциация и поддержка позитивного имиджа продукта, который он продвигает (по форме, цвету или содержанию). К  таким подаркам может относиться, например, ручка с плавающим логотипом  в виде рекламируемого товара, брелок в виде того же товара, шнурок для ношения мобильного телефона с логотипом продукта и т.д. В последнее время требования к таким подаркам у заказчиков ужесточаются.
     3. Подарки средней ценовой категории.  Предназначены не для массового потребления. Это огромное многообразие изделий – часы, радио, визитницы, кружки и т.д. В последнее время наметился рост количества подарков, связанных с компьютерами: флэшки, устройства, работающие от USB – web-камеры, колонки, освежители воздуха, мини-пылесосы, вентиляторы, устройства, позволяющие поддерживать в теплом состоянии чашку с кофе или чаем, usb-разветвители (хабы), объединенные с другой функцией, часами, ковриком для «мышки». Считается, что рынок подарков подвержен той же моде, что и рынок  товаров народного потребления. Появился сегмент бизнес-подарков специально для женщин. В разработке коллекций женских аксессуаров, делается упор на использование модных аксессуаров, расцветок и отделок.
     В наши дни ставки делают на подарки, несущие смысловую нагрузку. Чтобы без слов произвести впечатление на интеллектуала, как можно более точно передать смысл пожелания и выразить свое отношение к человеку.
     2010 год
     Что касается 2010 года, то здесь главенствуют принципы смелых решений, максимальной функциональности, дифференцированности и экономичности.
     Абсолютно новое предложение - игрушки и  подарки в национальном стиле.  Возникает потребность в традиционных русских сувенирах. К сожалению, многие традиции утеряны. Есть заводы, но они прибывают в упадке. Чтобы создать игрушку, может потребоваться труд пяти мастеров. Это самобытное предложение, оно идеально для людей, которым хочется чего-то принципиально нового.
     Аналитики считают, что в фаворите будет, желтый цвет, согласно символу 2010 года. Стихия 2010 года – металл, поэтому на высоте будут сувениры из металла. Цвета сезона - цвета компаний, в первую очередь. Прежде всего, при выборе цвета сувенира компании руководствуются не модой, а своими корпоративными цветами. Такие подарки позволяют создать свой особый стиль, который будет выделять компанию среди многих, выражая ее индивидуальность и формируя узнаваемость.
     2.1.2 Этапы формирования  рынка  
     Начальный этап
     Началом становления российского рынка  подарочной продукции  можно считать  открытие "железного занавеса". На смену старой плановой системы экономических взаимоотношений приходили ростки новой рыночной экономики. Здесь всё коренным образом отличалось от прежней системы. Поощрялись деловая инициатива, разумный риск и профессионализм. Процесс ломки старой структуры, доставшейся России по наследству от СССР, и начало формирования новых рыночных отношений происходил достаточно жёстко, а порой даже жестоко. Цивилизованная конкуренция практически отсутствовала. Это было время хаотичного развития рынка. Оставшиеся производства работали лишь по инерции и постоянно сокращали выпуск продукции. Отсутствовала законодательная база, регулирующая хаотический процесс массовой спекулятивной распродажи сырьевых ресурсов и других запасов, оставшихся от прежней системы. Капиталы зарабатывались из ничего в считанные дни и так же легко терялись.
     Объём наличной денежной массы циркулирующей  на рынке резко возрос. Одновременно происходила и перестройка банковской системы. Новые банки появлялись как грибы и также быстро исчезали. Доверие к банкам было подорвано. В этой ситуации было два выхода, либо вывозить капитал за границу, либо инвестировать в реальные проекты в России. Вывоз капиталов из России регулировался государством и был для многих затруднён. Следовательно, для многих, единственным выходом в данном случае, оставалось вложение капитала в краткосрочные проекты, сулящие быстрый оборот капитала. О долгосрочном вложении денег практически не было и речи. Полностью отсутствовал средний бизнес. Начиналось становление малого бизнеса.
     Опыта в ведении бизнеса не хватало  и наиболее активные бизнесмены активно  перенимали богатый европейский  опыт. В Европе, в сфере малого бизнеса, наиболее доходной отраслью считалась сфера подарочной продукции и, следовательно, наиболее пристальное внимание для подражания вызывала именно она.
     Таким образом, была создана почва для  создания индустрии и подарочного  бизнеса в России. Просто перенести  сложившуюся в Европе модель построения этой индустрии было не возможно. Это обуславливалось рядом объективных причин. Среди них наиболее существенные были:
     Объективный риск из-за невозможности реально  спрогнозировать реакцию потребителей на внедряемые новшества.
     Невозможностью просчитать реальную, а не гипотетическую прибыльность от внедрения сферы, состоящих из нескольких магазинов (сеть).
     Слабое  развитие банковской структуры.
     Невозможность привлечения западных партнеров, которые  могли бы вложить инвестиции в  развивающийся малый бизнес.
     Отказ ведущих европейских производителей подарков, ввиду непредсказуемости  российского рынка. Основная форма  взаимоотношений между иностранным  производителем и российскими торговыми  организациями строилась на модели полной предоплаты получаемого товара.
     География формирования рынка  и его структура 
     Исходя  из выше изложенного, география рынка  подарков, стихийно сложилась следующая: Основным местом концентрации подарков стали крупные города, такие как  Москва, Санкт - Петербург, Екатеринбург и т.д. Риск того, что вложения не окупятся, был достаточно велик. Магазин подарков устанавливался в торговых центрах, как новшество, в сфере подарочной индустрии способное прибавлять покупателей, а не как самостоятельный бизнес.
     Это были первые шаги малого бизнеса на рынке подарков, и следовательно сформировавшаяся структура на тот момент вполне соответствовала сложившейся обстановке.
     Организация сети магазинов подарочной продукции
     Приобретение  чего то нового в сфере подарочной продукции стало интересным для  потребителя. Спрос рождал предложения, и соответственно стали появляться мелкие торговые точки подарочной продукции.
     Логично было бы предположить, что торговые организации образовывались в местах наибольшего спроса на данный вид  товара и следовательно они появились в Москве и Санкт-Петербурге. Так как вначале подарков продавалось не слишком много, то в основном, это были мелкие торговые точки.
     Этап  насыщения рынка 
     Последние три года явились показательными для российского рынка подарочной продукции — в России сформировалась культура реализации подарков. Потребитель осознал необходимость подарочной продукции, производители и поставщики за счет этого существенно увеличили оборот. Обороты различных компаний за последний год выросли на 15—30%. Однако постепенно рынок подарочной продукции замедляет темпы развития, следуя по пути расширения границ своего влияния и качественного реформирования компании.
     Производители и поставщики подарков отмечают, что  на сегодняшний день подарочная продукция  занимает порядка 10% всего рынка.
     Региональный  рынок подарков, по словам экспертов, довольно сложен и многогранен.
     По  мнению экспертов, свои позиции на подарочном рынке страны укрепили порядка тридцати организаций. Появляющиеся новые резиденты  особой роли для рынка не играют.
     Среди поставщиков и производителей подарков можно выделить не более трех десятков серьезных компаний. Основные агенты находятся, безусловно, в столице (70% всего рынка представляют столичные  компании и 30% региональные). Если же говорить о наполняемости всего рынка, включая мелкие компании, то таких можно насчитать порядка трех с половиной тысяч. Вопрос в другом. Лидеры данного рынка работают на нем уже более 15 лет. Поэтому реальную конкуренцию им составить весьма сложно. Небольшие компании просто занимают определенную нишу и не претендуют ни на что большее.
     Сейчас  рынок подарочной продукции развивается  весьма динамично. Растет число компаний производителей подарочной продукции. Относительно низкие входные барьеры  позволяют входить на этот рынок  и фирмам из смежных отраслей. 

     2.1.3. Сезонность рынка  подарков  
     Сегодня, по оценкам специалистов, на подарочную продукцию тратится в среднем 10%.
     Можно сказать, что потребителями подарочной  продукции сейчас являются практически  все.
     Одной из особенностей рынка подарочной продукции является его сезонность. Именно в преддверии Рождества и Нового года русских людей одолевает подаркомания. Связано это с тем, что многие дарят подарки раз в год. И в последние месяцы года компании, занимающиеся реализацией подарочной продукцией, получают до 40% всех годовых продаж. Кроме того, активно развиваются продажи в преддверии 23 февраля, 8 марта, Дня Святого Валентина. Весной и летом наступает некоторый спад.
     Причем  со временем сезонность на подарочном рынке становятся не такой явной. Подарки становятся частью общения, и многие находят новые поводы для того, чтобы преподнести подарки своим близким, друзьям: празднуются юбилеи и т. п.
     Рынок подарков существенно отличается от других отраслей, связанных с продажей потребительских товаров. Подарочный бизнес требует от поставщика не только грамотно выстроить систему дистрибуции, но и создать так называемые продажные легенды, заинтересовать покупателя, объяснить, чем именно привлекательны те подарки, которые предлагает магазин. Менеджер магазина подарков должен хорошо знать ассортимент, понимать, что можно рекомендовать покупателю.   

     Спрос на подарки в 2008 году
     До 150 руб. - 33%
     От 150 до 1000 руб. - 48%
     Больше 1000 руб. - 19 %
     Спрос на подарки в 2009 году
     До 150 руб.-31%
     От 150 до 1000 руб. -52%
     Больше 1000 руб.-17%  

     3.1 КОНКУРЕНЦИЯ НА  РЫНКЕ ПОДАРКОВ 
     3.1.1 Классификация магазинов  подарков 
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.