На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Анализ оборота розничной трговли

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 14.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 12. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


     Содержание 

Введение                  3
Глава 1. Характеристика оборота розничной торговли,
и методы его статистического анализа            5
1.1. Понятие  и сущность оборота розничной  торговли         5
1.2. Методы  статистического анализа оборота  розничной торговли      7
Глава 2. Динамика и структура показателей оборота розничной торговли
в России за 2005-2008гг.            15
2.1. Анализ  объема и динамики оборота  розничной торговли                             15
2.2. Анализ  структуры и состава оборота  розничной торговли      21
2.3. Влияние  цен на уровень товарооборота          25
Заключение               28
Список  использованной литературы          30 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение 

     Оборот  розничной торговли относится к  числу важнейших показателей  в экономике. Он отражает экономические и социально-экономические процессы, происходящие в жизни страны. Оборот розничной торговли тесно связан со многими показателями развития народного хозяйства, с государственным бюджетом, денежным обращением.
     В сфере товарного обращения оборот розничной торговли влияет на другие показатели торговли, в частности на товарные запасы и их оборачиваемость труда в торговле и т.д. Вместе с тем он сам испытывает известное воздействие товарных запасов, трудовых и денежных затрат, состояния материальной базы торговли и т. п.
     Актуальность  исследования данной работы обусловлена  тем, что в системе отраслевых статистических дисциплин важное место занимает статистика торговли, имеющая большое значение для характеристики материального и культурного уровня народа. Роль и значение торговли определяются еще и тем, что она выполняет важные функции организации товарных связей с производством и служит фактором экономического воздействия на сферу производства. Именно в сфере товарного обращения, где торговля выступает в качестве посредника между производителями и потребителями, спрос соприкасается с предложением, происходит удовлетворение потребностей населения, выявляется несоответствие требований потребителей и части товаров, поступивших из производства[7, с.80]. Последним звеном в продвижении товара от производителя к потребителю является розничная торговля. От эффективности деятельности предприятий розничной торговли зависит степень удовлетворения потребностей потребителей. При этом возникает необходимость в анализе и оценке развития объемов и структуры розничного товарооборота страны.
     Предмет исследования в работе – оборот розничной торговли.
     Объект  исследования – объем и состав оборота розничной торговли в России.
     Цель  работы - анализ изменений объема и состава оборота розничной торговли в России, за период 2005-2008гг.
     Для реализации поставленной цели разработаны  задачи:
     - изучить понятия и сущность оборота розничной торговли;
     - исследовать методы статистического  анализа объема и состава оборота  розничной торговли;
     - проанализировать изменения объема и состава оборота розничной торговли в России за 2005-2008гг.
     Информационной базой явились учебная литература, статистические сборники: "Российский статистический ежегодник"; "Россия в цифрах";
     Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и литературы и приложения. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава 1. Характеристика оборота розничной торговли, и методы его статистического анализа 

     1.1. Понятие и сущность оборота розничной торговли 

     Главная цель торговли потребительскими товарами – удовлетворение потребностей населения  в товарах и услугах. Достижение этой цели характеризуется общим  объемом реализации товаров населению. При реализации товаров потребителю  произведенный продукт находит свое выражение в общественном признании. Оборот торговых предприятий характеризует объем потребления материальных благ, выражен экономическими отношениями, возникающими в процессе движения товаров из сферы производства и обращения в сферу личного потребления. Сущность товарооборота проявляется в экономических отношениях, связанных с обменом товаров и услуг на рынке в процессе купли-продажи[1, с.10].
     Оборот торговых предприятий характеризует процессы, развивающиеся в сфере товарного обращения, и факторы, воздействующие на формирование спроса и предложения, и отражает экономические отношения между производителями и потребителями[1, с.10].
     Оборот торговых предприятий позволяет определить условия, при которых развивается соотношение между спросом и предложением на рынке. Это позволяет установить, как реализуются на конкретном рынке отношения между производителями и потребителями товаров, какие условия определяют тенденции формирования и развития спроса и предложения в последующий период и на перспективу.
     Оборот торговых предприятий является макроэкономическим показателем. Государство ведет сбор и обработку данных о товарообороте на разных уровнях управления с целью выявления общих закономерностей и тенденций, выявления места отдельных субрынков, анализирует межрегиональный обмен и социальные и региональные различия душевого уровня товарооборота.
     Оборот торговых предприятий осуществляется в различных видах и формах (рис. 1). Прежде всего, он отражает два уровня продажи товаров: розничный и оптовый товарооборот[13, с.24]. 

Розничный   Оптовый
                 
                         
По  организационным формам продажи По составу  конечных потребителей По срокам расчета за реализованные товары По формам денежных расчетов По составу  конечных потребителей По формам товародвижения По формам денежных расчетов
Продажа товаров в розничной  торговой сети 

Продажа
товаров
помимо
розничной
торговой
сети
Продажа товаров
непосредственно населению
Продажа
товаров
из розничной
торговой
сети предприятиям
для личного
потребления
Продажа товаров
с немедлен ной  их
оплатой 

Продажа
товаров
населению
в кредит
Продажа товаров за
наличный
расчет 

Продажа
товаров
по безналичному
расчету
Продажа оптовым
предприя тиям
Продажа
товаров
розничной сети
Продажа
товаров
промышленным
предприя тиям
Складской 
 
Транзитный
За наличный расчет 
 

По безналичному
расчету
     Рисунок 1 – Виды оборота торговых предприятий 

     Розничный оборот торговых предприятий является конечной стадией движения товаров от производства до потребителя. Розничная торговля завершает процесс обращения товаров: товар из сферы обращения переходит в сферу потребления. Розничный товарооборот – это количественный показатель, характеризующий объем продаж[13, с.25].
     Розничный оборот торговых предприятий характеризует объем продажи товаров населению для личного, семейного, домашнего использования; он означает завершение процесса обращения товаров на потребительском рынке и переход товаров в личное или коллективное пользование. Его величина учитывается в розничных ценах, т.е. в ценах фактической реализации, включая все налоги, входящие в состав розничной цены[12, с.84].
     Таким образом, экономическая сущность и значение оборота розничной торговли проявляется в обмене денежных доходов потребителей на товары и услуги в процессе купли-продажи и в экономических отношениях, связанных с этим обменом. 

     1.2. Методы статистического анализа оборота розничной торговли 

     Предметом статистики товарооборота являются массовые процессы и явления перемещения товаров от производителя к потребителю и обмена товаров на деньги, поддающиеся количественной характеристике[9, с.75].
     Исходной  задачей анализа и оценки товарооборота является сбор и обработка данных, характеризующих процессы купли-продажи товаров. Основным источником информации о товарообороте служит отчетность, которую в установленные сроки представляют все торговые предприятия и организации, а также любые другие предприятия и организации, занимающиеся наряду со своей основной деятельностью торговой деятельностью.
     Конкретные  функциональные задачи статистики товародвижения и товарооборота, можно сформулировать следующим образом[4, с.85]:
     • сбор, сводка и обработка информации о товарообороте на уровне предприятий, фирм, каналов товародвижения (торгово-сбытовых систем), регионов и в целом по стране; сведения об общем объеме товарооборота и продаже отдельных продуктов и услуг;
     • оценки и анализ отдельных этапов товародвижения, его звенности, уровней и длины каналов товародвижения, а также форм сбытового и торгово-посреднического товарооборота, способы формирования и использования товарных ресурсов;
     • анализ объема товарооборота, его товарной структуры и ассортимента; анализ динамики товарооборота; анализ товарооборота на душу населения и процесса удовлетворения покупательского спроса; региональный анализ товарооборота.
     Естественно, эти задачи конкретизируются и дифференцируются при статистическом изучении подотраслей торговли (субрынков), в частности изучение данных статистики сбыта и продажи товаров производственного назначения, статистики оптового и розничного товарооборота продуктов народного потребления, статистики массового/общественного питания (ресторанной индустрии), статистики услуг.
     Современная методология изучения и анализа  розничного товарооборота достаточно разнообразна. В ее арсенале имеется большое количество сравнительно простых методов, не требующих сложных вычислений, но позволяющих получить важные результаты. Особенно широко в анализе розничного товарооборота используется метод группировки, а также индексный метод (индексная методология). Индексный метод сравнительно прост. Тем не менее, он позволяет идентифицировать влияние отдельных факторов на объем розничного товарооборота и получить аналитическую информацию, крайне ценную для практического руководства торговыми предприятиями и принятия хозяйственных решений.
     Все известные статистические методы анализа  розничного товарооборота отличаются своей универсальностью. Это означает, что их с равным успехом можно применять для решения задач на всех уровнях общей торговой системы, начиная с магазина и кончая торговлей как отраслью народного хозяйства.
     Товарооборот  измеряется в стоимостных единицах и в натуральном выражении. В стоимостных единицах величина товарооборота зависит от количества проданных товаров (q) и от цены единицы товара (р), т.е. в формализованном виде соответствует произведению[4, с.86]:
     Т = q*р       (1)
     Стоимостный характер товарооборота позволяет  обеспечить интеграционную оценку совокупности проданных товаров.
     С процессом товародвижения непосредственно  связан показатель, характеризующий участие в рыночном процессе торговых посредников, который называется валовым товарооборотом (Твал). Сумма всех продаж товара на пути движения от производителя к потребителю образует валовой товарооборот. Данный показатель, если на время абстрагироваться от цен, потерь и т.п. зависит от количества проданных товаров (Q) и числа перепродаж (N), т.e. звеньев товародвижения (Q/N). Размер валового товарооборота прямо пропорционален числу перепродаж, т.е. он включает повторный счет и не отражает реального объема проданных товаров. Реальный объем товаров, «путешествующих» по каналу товародвижения, характеризуется конечной продажей товара и называется чистым товарооборотом (Тчист). Чистый товарооборот освобожден от повторного счета, он равен конечной продаже товара.
     Для современной системы сводки данных использование валового и чистого товарооборота для характеристики звенности товародвижения по формуле[4, с.87]:
     К зв = Т вал /  Т чист      (2)
     Общий объем товарооборота представляет собой по существу среднюю арифметическую взвешенную величину из частных показателей товарооборота. Основные показатели товарооборота и его составляющие относятся к категории абсолютных показателей статистики. Исключение составляет розничный товарооборот на душу населения. Он представляет собой расчетный показатель уровня товарооборота, который позволяет исключить влияние численности населения и тем самым обеспечить межрегиональную и динамическую сравнимость уровня продажи товаров (продуктов и услуг). Он часто рассматривается как уровень удовлетворения покупательского спроса и показатель социальной эффективности рыночных процессов. Товарооборот на душу населения рассчитывается как отношение товарооборота к средней за период (обычно за год) численности населения. Он может быть исчислен в целом по розничному товарообороту, включая продажу услуг, и без нее, а также по каждому отдельному продукту или виду услуг. Данный показатель может быть исчислен как в стоимостных, так и в натуральных единицах. Он рассчитывается также в разрезе регионов. Для расчета товарооборота на душу населения применяется следующая формула:
     D = Т / S       (3)
     где D — товарооборот на душу населения; Т — общий объем товарооборота; S — средняя численность населения, сопоставимая во времени и пространстве с товарооборотом  [3, с.88].
     Тенденции изменения товарооборота во времени  относятся к важнейшим оценкам  состояния и развития рынка товаров  и услуг. Показатели динамики товарооборота входят в число главных характеристик деловой активности. Динамика товарооборота, с одной стороны, отражает (с некоторыми оговорками) основные закономерности покупательского спроса и тенденции его удовлетворения, с другой — определяет потенциальные возможности получения валового дохода, а затем и прибыли. Динамика товарооборота является проявлением действия рыночного механизма, следствием фактически сложившихся пропорций спроса и предложения.
     Индексный метод позволяет решить большую  часть задач, поставленных перед статистикой динамики товарооборота[3, с.144]:
     • оценить вектор и скорость развития товарооборота;
     • отразить количественные и ценовые  компоненты динамики товарооборота;
     • выявить и охарактеризовать место  демографического фактора в динамике товарооборота;
     • отразить роль регионов в формировании процесса общего изменения товарооборота;
     • обнаружить и оценить ассортиментные и структурные сдвиги в динамике товарооборота.
     Изменение товарооборота (стоимость проданных  товаров или денежная выручка  торгового предприятия) за какой-то промежуток времени характеризуется отношением двух денежных сумм: текущего (изучаемого) периода с базисным (любым прошлым) периодом. Этот показатель называется индексом товарооборота (иногда его еще называют индексом стоимости товаров в фактических ценах), так как в нем агрегируется в стоимостной форме продажа совокупности товаров с различными потребительскими свойствами, но его можно рассматривать и как темп роста однородной величины — денежной выручки. Индекс товарооборота — относительный показатель, который характеризует изменение стоимости совокупности проданных товаров (денежной выручки торговли или расходов покупателей на приобретение товаров) в текущем периоде по сравнению с базисным за счет совместного влияния изменении количества и цен. Текущий и базисный периоды должны быть равными по временной протяженности (месяц, квартал, полугодие, год и т.д.). Не менее важно обеспечить сопоставимость индексного отношения в территориальном и экономическом пространстве, т.е., товарооборот в текущем и в базисном периоде должен охватывать одну и ту же территорию и один и тот же крут предприятий (форм торговли, субрынков и т.п.). Выбор длительности периода, за который строится индекс товарооборота, диктуется целями исследования. Он может быть ограничен одним месяцем и даже его частью, но может охватывать квартал, полугодие, год. Более продолжительные отрезки времени в индексном анализе, как правило, не используются. Нередко этот выбор диктуется наличием необходимой информации. В качестве базы сравнения может быть избран любой предыдущий период (разумеется, сопоставимый по протяженности): предшествовавший период, соответствующий период прошлого года, или любой удаленный период прошлого. Используются как цепная, так и базисная системы индексов. Выбор определяется интересами и целями анализа. Как правило, изучается динамика чистого товарооборота, потому что в противном случае изменение валового товарооборота может вызываться звенностью товародвижения. Расчет индекса товарооборота осуществляется по следующей формуле агрегатного индекса:                                                                                                                                                                      
                                                           (4)
     где, и — цена i-го товара соответственно в базисном и текущем периодах;   и — количество проданного i-го товара соответственно в базисном и текущем периодах; n — число i-х товаров, вошедших в общую совокупность.
     Этот  индекс относится к категории  общих, он агрегирует некое число товарных единиц или товарных групп, но он же может поступать как однотоварный, объединяя какое-то число ассортиментных видов. Он подтверждает, что товарооборот — функция двух компонент (факторов) — количества и цены. Индекс товарооборота — интегральный показатель, обобщающий динамику товарооборота отдельных предприятий и регионов. По существу этот индекс представляет собой среднюю из соответствующих индексов по регионам, фирмам, предприятиям. Для товаров, измеряемых в натуральном выражении, задача сравнительно упрощается: строится однотоварный (индивидуальный) индекс количества проданных товаров по следующей формуле[3, с.146]:
                                                                    (5)
     Он  широко используется в статистике оптовой  торговли средствами производства и более ограниченно в оптовой торговле предметами потребления. Внедрение компьютерной техники в розничную торговлю, вероятно, расширит возможности учета продажи многих продуктов в розничной торговле и услуг в натуральных единицах, но в настоящее время его использование ограничивается преимущественно сферой рынка сельскохозяйственных продуктов и узкого круга товаров розничной торговли в сфере услуг. Этот индекс не избавлен от фактора неоднородности, поскольку часто строится не по одному виду товара, но объединяет ряд ассортиментных величин и маскирует (скрывает) явление ассортиментных сдвигов. Это затрудняет интерпретацию данного типа индекса. Многотоварный, или агрегатный, общий индекс, который должен отразить динамику количественного фактора товарооборота, представляет собой индекс стоимости товаров, где зафиксирован фактор цены. Такой индекс носит название индекса физического объема товарооборота. Индекс физического объема товарооборота — относительный показатель, который отражает влияние изменения объема продажи товаров (количества и ассортиментных сдвигов) на динамику товарооборота; рассчитывается как отношение стоимостей количества товаров текущего и базисного периодов, соизмеренных в ценах одного и того же периода. Агрегатная форма данного индекса представлена в следующем виде[3, с.146]:
            (6)
     где, — одинаковая для числителя и знаменателя индекса цена (неизменная, или сопоставимая цена) i-го товара/ассортиментного вида; и — количество проданного i-го товара соответственно в базисном и текущем периодах; n — число i-х видов товаров.
     Числитель и знаменатель данного индекса  представляют собой агрегированную стоимость совокупности i-x товаров (или ассортиментных видов какого-либо товара); такой индекс может строиться по любой совокупности товаров или их видов. По существу, индекс физического объема товарооборота, как и любой стоимостной индекс, не в состоянии отразить изменение количественного фактора (так же, как индекс цен — ценностного), он может только показать изменение товарооборота за счет количественного фактора. Эту тонкость статистического анализа необходимо принимать во внимание при интерпретации значения индекса[3, с.146].
     Итак, в оценке и анализе развития товарооборота  используются все методы статистического  исследования динамических процессов: построение динамических рядов (в натуральных и стоимостных единицах); расчет его показателей (базисные и цепные темпы роста и прироста, среднегеометрические темпы, абсолютные приросты и абсолютное значение 1 % прироста); построение трендовых и регрессионных моделей динамики; группировка отдельных предприятий, фирм, регионов по темпам роста товарооборота. Однако наиболее важное место в анализе динамики товарооборота занимает индексный метод (как самостоятельно, так и в комбинации с другими ранее названными методами) [4, с.88].
     Итак, розничный товарооборот тесно связан со многими показателями развития народного хозяйства, с государственным бюджетом, денежным обращением.
     В статистическом анализе развития оборота розничной торговли используются все методы статистического исследования динамических процессов: построение динамических рядов (в натуральных и стоимостных единицах); расчет его показателей (базисные и цепные темпы роста и прироста, среднегеометрические темпы, абсолютные приросты и абсолютное значение 1 % прироста); построение трендовых и регрессионных моделей динамики; группировка отдельных предприятий, фирм, регионов по темпам роста товарооборота. Однако наиболее важное место в анализе динамики товарооборота занимает индексный метод (как самостоятельно, так и в комбинации с другими ранее названными методами) [4, с.88]. 
 
 
 
 
 
 

     Глава 2. Динамика и структура показателей оборота розничной торговли в России за 2005-2008гг. 

     2.1. Анализ объема и динамики оборота розничной торговли 

     Оборот  розничной торговли включает данные как по организациям РФ, для которых эта деятельность является основной, так и по организациям других видов деятельности, осуществляющим продажу товаров собственного производства населению через торговые заведения, находящиеся на их балансе, или с оплатой через свою кассу. Оборот розничной торговли, кроме того, включает продажу товаров индивидуальными предпринимателями, физическими лицами на розничных рынках.
     Розничная торговля являлась одним из наиболее динамично растущих секторов экономики  России, о чем свидетельствует сохранении на протяжении 2005-2008гг. темпов роста ее оборота в товарной массе на уровне почти в два раза выше темпов роста ВВП (таблица 1) [14].
     Таблица 1
     Динамика  реального ВВП, оборота розничной  торговли и реальных доходов населения  в 2005-2008гг., в %[11]
Показатели 2005 2006 2007 2008
Динамика  реального ВВП 6,4% 7,7% 8,1% 5,6%
Темпы роста оборота розничной торговли в товарной масса 12,8% 13,9% 16,1% 13,5%
Реальные  доходы населения 12,4% 13,5% 12,1% 2,7%
 
     В 2005-2008гг. номинальный ВВП, выраженный в долларах, увеличился в 3,4 раза, а оборот розничной торговли в 3,7 раза. В результате к концу 2008 года розничный рынок России стал одним из крупнейших в Европе. Следует отметить, что розничная торговля является одним из крупнейших работодателей и по итогам 2008 года на ее долю приходилось около 10,5% занятого в экономике населения.
     Проанализируем  объем и динамику розничного товарооборота  в РФ за 2005-2008г., по данным таблицы 2:
     Таблица 2
     Объем и динамика розничного товарооборота РФ за 2005-2008гг.
(в фактически действовавших ценах) [14] 

Годы Млрд. руб. В процентах к предыдущему  году (в сопоставимых ценах)
2005 7041 112,8
2006 8712 114,1
2007 10869 116,1
2008 13915 113,0
     Данные  таблицы 1 характеризуют устойчивый рост товарооборота розничной торговли в действовавших (фактических) ценах, но с учетом инфляционных процессов картина будет несколько иной. Поэтому в таблице 1 данные о товарообороте розничной торговли в РФ приведены также и в индексной форме, причем цепные индексы (в сопоставимых ценах) заимствованы из официальных справочников Росстата.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.