На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Государственное управление в РФ

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 14.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 6. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Государственное образовательное учреждение высшего  профессионального образования
Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского 

Факультет управления и предпринимательства
Кафедра государственного и муниципального управления 

Контрольная работа по дисциплине: Система государственного и муниципального управления 

Тема: Государственное  управление в РФ 
 
 
 

                                                                                          Выполнил: студент гр.12667-08
                                                                                                                        Петров А.И.
Проверила: доцент Фиалковская И.Д. 
 
 
 
 
 
 
 

Нижний  Новгород, 2010 

План
стр.
Введение                                                                                                                                                  3
Глава I.  Общетеоретические проблемы эффективности государственного управления            4-9
      Управление как социальное явление                                                                                           4-5
      Специфика государственного управления. Цель, функции, принципы.                                  5-6
      Недостатки существующей системы  государственного управления.                                     6-8
Глава II.   Исполнительная власть                                                                                                     8-13
2.1   Понятие, характерные черты и определение органа исполнительной власти.                     8-9  Принципы    организации и деятельности органов исполнительной власти РФ                       
2.2   Соотношение государственного управления с исполнительной властью                          11-13
Глава III.     Пути повышения эффективности государственного управления в РФ                  13-14
Заключение 15
Список литературы 16 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение
           Реалии существования нашего общества в настоящее время, суровая действительность, к которой все вынуждены приспосабливаться, находятся в прямой зависимости от эффективности государственного управления и неразрывно связаны с ней. В любом обществе между государством и обществом существует взаимодействие, качество и уровень которого определяется эффективностью политики в сфере управления. Если государственное управление стремится добиться  успеха, то оно должно обеспечить гражданам комфортные условия существования в соответствии с обещаниями, сделавшими это управление легитимным. Не секрет, что подобные действия в ситуации  ограниченности ресурсов (как кадровых, так и материальных) весьма затруднительны. Задача обеспечения потребностей всего общества, а в нынешней ситуации тем более, является почти неразрешимой. Безусловно, что данная проблема является  наиболее острой и  фундаментальной, а, как следствие, почти неразрешимой в контексте мировой политики. Люди страдали, страдают и будут страдать от неэффективности государственных организаций. Неоспоримым фактом является то, что в России нет стержневой мысли в организации структуры государственного управления или, вернее сказать, эффективного государственного управления. Система управления, распределения властных полномочий, в конце концов, наш основной закон - Конституция является квинтэссенцией  мирового опыта, но опыта неадаптированного к специфике нашей страны, такой опыт можно охарактеризовать как обычную, бездумную кальку. В данном контексте напрашивается весьма резонное умозаключение, и здесь уместно перефразировать слова гениального М. Булгакова, вложенные в уста профессора Преображенского - “разруха начинается с головы!”
Для достижения данной цели мною были поставлены следующие  задачи:
    Определить само понятие “управление”.
    Рассмотреть специфику государственного управления.
    Выявить составляющие эффективности государственного управления.
    Дать характеристику процесса формирования и факторам, исконно влияющим на государственное управление в Российской Федерации.
    Обозначить пути повышения эффективности государственного управления в Российской Федерации.
    Дать характеристику исполнительной власти
    Показать взаимосвязь между государственным управлением и исполнительной властью.
     Глава 1.   Общетеоретические проблемы эффективности государственного управления

1.1   Управление, как социальное  явление.

 
      Приступая к изучению содержания и особенностей государственного управления, необходимо, прежде всего, определить, что же такое  управление? Этот термин стал универсальным  средством характеристики определенного  вида деятельности, т.е. совокупности действий, совершаемых ради достижения соответствующих  общественно значимых целей.
      В самом широком смысле управление означает руководство чем-либо (или  кем-либо). В подобном понимании оно  трактуется и в наши дни. Однако ограничиться такой констатацией недостаточно.  Возникает потребность раскрытия содержания этого руководства, его функционального значения. Общетеоретические позиции, включая кибернетические, дают достаточные основания для следующих выводов:
    Управление есть функция организованных систем различной  природы (биологических, технических, социальных), обеспечивающая их целостность, т.е. достижение стоящих перед ними задач, сохранение их структуры, поддержание режима их деятельности.
    Управление служит интересам взаимодействия составляющих ту или иную систему элементов и представляющих единое целое с общими для всех элементов задачами.
    Управление – внутреннее качество целостной системы, основными элементами которой является субъект (управляющий элемент) и объект (управляемый элемент), постоянно взаимодействующие на началах самоорганизации (самоуправления).
    Управление предполагает не только внутреннее взаимодействие составляющих систему элементов. Существует множество взаимодействующих целостных систем различного иерархического уровня, что  предполагает осуществление управленческих функций как внутрисистемного, так и межсистемного характера. В последнем случае система высшего порядка выступает в роли субъекта управления по отношению к системе низшего порядка, являющейся в рамках взаимодействия между ними объектом управления.
    Управление по своей сути сводится к управляющему воздействию субъекта на объект, содержанием которого является упорядочение системы, обеспечение ее функционирования в полном соответствии с закономерностями ее существования и развития. Это – целенаправленное  упорядочивающее воздействие, реализуемое в связях между субъектом и объектом и осуществляемое непосредственно субъектом управления.
    Управление реально тогда, когда налицо известное подчинение объекта субъекту управления, управляемого элемента системы ее управляющему элементу. Следовательно, управляющее (упорядочивающее) воздействие – прерогатива субъекта управления.
      Таковы  основные черты, характеризующие общее  понятие управления. Они полностью  приемлемы, и для понимания управления в  социальной (общественной) сфере, где в роли субъектов и объектов управления выступают люди и их различные  объединения (например, государство, общество, территориальное образование,  общественные объединения, производственные и непроизводственные объекты,  семья и т.п.).
        1.2    Специфика  государственного  управления.
        Многие авторы основанием видов управления признают природу и субстанциональную специфику субъектов управления, исходя из чего разграничивают государственное управление  (субъект управляющих воздействий - государство), общественное управление (субъект управляющих воздействий - общество и его структуры) менеджмент (субъект управляющих воздействий - предприниматель, собственник). Среди всех видов управления государственное управление занимает особенное место, так как характеризуется только ему присущими свойствами. Рассмотрим важнейшие из них:
           1. Государство, выступая в качестве субъекта управления, придает государственному управлению важное свойство, без которого оно не могло бы состояться. Это свойство системности. Как иначе, могло бы быть осуществлено управление огромными массами как человеческих, так и материальных ресурсов. Данное свойство принципиально ведь только при его наличии может осуществляться согласованность, координация, целеустремленность и эффективность.
             2. Определяющее влияние на характер воздействий, осуществляемых данным видом управления, оказывает его субъект, то есть государство, и заложенная в нем властная сила. Так, обратясь к современной "Краткой философской энциклопедии" государство понимается как "структура господства, которая постоянно возобновляется в результате совместных действий людей, действий, совершающихся благодаря представительству, и которая, в конечном счете, упорядочивает общественные действия в той или иной области". Государство, тем и отличается от общественных структур, что им реализуется по отношению к людям государственная власть, которая имеет в источнике правовую обусловленность (легитимность), а в реализации силу государственного аппарата, обладающего средствами принуждения. Это силовое давление, которое ведет к тому, что поставленные в управлении цели, содержащиеся в нем организационные моменты, и установленные им нормы должны быть исполнены. Следовательно, все проблемы, связанные с государственным управлением, носят исторический характер: каково государство, что и как оно делает, какие ставит перед собой цели.
           3. Это, безусловно, границы распространения государственного управления. Такие границы могут быть определены, как  проходящие не в рамках всего общества, а выходящие за его рамки и проявляющиеся во внешней политике данного государства. Нормальный вариант взаимосвязи государства и общества характеризуется тем, что общественная жизнь людей обладает большим объемом свободы и самоуправления, границы же данной автономии определяются как общественными институтами, так и государством. То есть, государство посредством законодательства устанавливает основные типы и нормы поведения людей во всех сферах жизни и обеспечивает их соблюдение своей властной силой. В данном контексте проблемой является  " распространенность государственного управления на общество", так как здесь уже пойдет речь не о технологических изменениях, а об анализе состояния самого общества, от способности его к само регуляции и адаптации к чему-то новому. Данная сентенция приводит нас к выводу, что государственное управление будет сохранять свое влияние на общество, но является вопросом глубина этого влияния. Важно отметить то, что это влияние будет призвано отражать и воспроизводить в себе состояние общества. Тем самым управление должно находиться в коррелятивной связи с тем процессом и явлениями, на которые оно направляет свои целеполагающие, организующие и регулирующие воздействия.   
       Итак, Государственное управление - это практическое, организующее и регулирующее воздействие государства на общественную жизнедеятельность людей в целях ее упорядочения, сохранения или преобразования, опирающееся на его властную силу. 
1.3  Недостатки существующей системы государственного управления
          В настоящее время Российская Федерация столкнулась с рядом серьезных проблем экономического, политического, социального и культурного характера. Проблемы эти имеют в своей основе множество причин, среди которых одна из важнейших - несовершенство системы государственного управления, существующей на сегодняшний день. Таким образом, для перехода на новый уровень развития России необходимо реформировать, усовершенствовать свой государственный административный аппарат.
           Актуальность темы определяется сложностью и противоречивостью современного периода становления российской государственности, кризисными проявлениями во всех сферах российской действительности, обострением политической борьбы за влияние на институты власти и контроль за деятельностью правительственных структур. Многочисленные недостатки современной системы государственного управления хорошо известны не только специалистам, но и всем тем, кто сталкивается с работой бюрократического аппарата по долгу службы и в повседневной жизни. Именно поэтому реформирование государственного аппарата России представляет собой один из важнейших пунктов программы обновления российской системы управления. Российская Федерация, являясь страной с богатейшими природными ресурсами, обладая достаточным людским, научно-технологическим потенциалом, в последнее время потеряла свой вес на мировой арене. Экономическое и политическое могущество страны подорвано нерациональным экстенсивным развитием в течение долгого периода командно-административного управления, вследствие чего российская экономика переживает спад производства, потерю конкурентоспособности, утечку мозгов, отток капиталов за рубеж. Свободный рынок должен быть поддержан новым государственным регулированием, которое выступает краеугольным камнем в процессе оздоровления экономики страны, а также обретения Россией частично утерянного политического лидерства. России будет трудно идти по пути реформ, если будет сохраняться нынешнее положение, когда "обычному человеку противостоит огромная, жесткая и коррумпированная бюрократическая система, уродующая, подминающая под себя и рынок, и все общественные отношения". На государственное управление влияет множество факторов один из которых, так называемый бюрократизм.
           Бюрократизм имеет множество проявлений: коррупция, формализм, произвол, бумажная волокита, плановость, дублирование различными органами одной и той же работы, "борьба бюрократических клик с целью поглотить друг друга", обесценение принципа продвижения чиновников в зависимости от образования, достижений. Данный список можно продолжать бесконечно. Все эти негативные тенденции имеют место в российской бюрократической системе, и вопрос о методах их устранения остро строит перед государством.
            Неэффективность работы российского бюрократического аппарата выражается в формализме, волоките, бюрократическом произволе, присвоении прав и полномочий граждан, замещении нескольких должностей одним лицом, отсутствии гласности при решении вопросов. Недостаточный образовательный уровень значительной части государственных служащих является фактором, снижающим качество работы бюрократического аппарата.
             Отказ от командно-административной модели развития привел к глубоким изменениям в системе государственного управления, возникновению новых государственных органов. Новые условия функционирования предъявляют новые требования к государственным служащим. Между тем, резко ухудшившееся материальное положение чиновников, изменения морально-этических норм общества способствуют расцвету таких негативных явлений в бюрократическом аппарате, как коррупция, хищения, снижение престижа государственной службы, ухудшение качества работы.
          Необходимо обратить внимание на то обстоятельство, что существуют определенные трудности анализа современного состояния исполнительной власти в России в связи с тем, что отсутствует доступ к полной, достоверной информации. В связи с этим практически невозможно осветить изнутри исследуемую проблему из-за отсутствия практического материала.
1.4 Цель, функции и принципы  государственного управления.
      Итак, целесообразно остановиться на основополагающем и очень сложном этапе формирования целей государственного управления. Как известно, цели выполняют обширные побудительные, стимулирующие и  регулирующие функции. Цели государственного управления  возникают на основе целей лежащих в основе жизнедеятельности  данного общества. Они являются производными от целей общества.
Цели  государственного управления в современной  России.
    Обеспечение внутренней и внешней безопасности страны.
    Развитие и укрепление общественных институтов, обеспечивающих устойчивое и надежное демократическое развитие страны.
    Конституционная защита прав и свобод граждан РФ, общая административно-правовая регуляция.
    Формирование государственной политики, направленной на повышение благосостояния людей.
    Поддержание позитивной экологической обстановки.
    Поддержание рыночных механизмов.
    Грамотное, взаимовыгодное сотрудничество регионов и центра.
Функции государственного управления – это совокупная, общественно и объективно необходимая деятельность всей системы государственного управления по реализации функций государства, содержание которых имеет пространственно-временную форму выражения.
Принципы  государственного управления:
    Объективность
    Демократизм
    Правовая упорядоченность
    Законность
    Федерализм
    Разделение власти
    Публичность
 
Глава II. Исполнительная власть
     2.1. Понятие, характерные черты и определение органа исполнительной власти. Принципы организации и деятельности органов исполнительной власти Российской Федерации. 

       Исполнительная власть как одна из ветвей государственной власти обладает рядом особенностей, что, безусловно, отражается на характере и определении органа исполнительной власти. Рассмотрим признаки такого органа, а затем сформулируем его определение и кратко охарактеризуем виды органов исполнительной власти для того, чтобы в дальнейшем исследовать принципы организации и деятельности ее органов. Приведем признаки органа исполнительной власти
      Орган исполнительной власти: 1) составная  часть механизма исполнительной власти; 2) действует в сфере исполнительной власти, а не какой-то другой; 3) выступает  по поручению и от имени Российского  государства; 4) осуществляет деятельность исполнительного и распорядительного  характера; 5) обладает собственной  компетенцией, имеет свою структуру, применяет присущие ему формы  и методы деятельности.
      Таким образом, орган исполнительной власти - составная часть механизма (системы) исполнительной власти; действует в  сфере исполнительной власти; выступает  по поручению и от имени государства (Российской республики в составе Российской Федерации); осуществляет деятельность исполнительного и распорядительного характера; обладает собственной компетенцией; имеет свою структуру, применяет присущие ему формы и методы деятельности.
      В определенном объеме в самой Конституции  содержится классификация органов  исполнительной власти. Это: 1) федеральные  органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации; 2) правительства, советы министров; министерства, комитеты; службы, главные  управления, департаменты, администрации, мэрии, отделы и др. (по организационно-правовым формам). В административно-правовой литературе различают органы общей  компетенции (правительства, советы министров); органы отраслевой компетенции (министерства, комитеты и др.), органы межотраслевой  компетенции (государственные комитеты по статистике, таможенный; по высшему  образованию и др.)
      Эти органы в свою очередь делят по порядку детальности: на коллегиальные  и единоначальные. К коллегиальным  относятся правительства, советы министров, государственные комитеты, комитеты, единоначальным — министерства, главныеуправления, департамент.
      В последние годы появилась и получила развитие такая форма как федеральная  служба: безопасности, по валютному  и экспортному контролю; занятости, миграционная и др.
      Итак, в систему принципов построения и деятельности органов исполнительной власти входят:
    принцип федерализма;
    принцип правового регулирования (правовой основы) органа исполнительной власти;
    принцип системности этих органов;
    принцип централизации и децентрализации функций и решения этой проблемы в самой системе;
    принцип дифференциации и фиксирования функций и полномочий;
    принцип законности;
    принцип профессионализма и компетенции;
    принцип гласности;
    принцип чередования функций и полномочий и передачи одной частью органов исполнительной власти другой её части некоторых своих полномочий;
    принцип взаимодействия и согласованного функционирования органов исполнительной власти с органами законодательной и судебной власти.
      Хотя  приведенная классификация несколько  условна, в ряде случаев она позволяет  по-новому взглянуть и на данную проблему в целом, и на систему, характер и специфику принципов, которые характерны именно для построения и деятельности органов исполнительной власти 

2.2 Соотношение государственного управления и исполнительной власти
              Изложенные выше положения дают необходимую основу для решения вопроса о соотношении исполнительной власти и государственного управления. Ранее подобный вопрос не возникал, ибо государственное управление безоговорочно отождествлялось с исполнительно-распорядительной деятельностью. Сейчас он актуален в силу того, что термин «исполнительно-распорядительная деятельность» утратил свое универсальное значение, исчез из языка нормативно-правовых актов различной юридической силы.
      Тем не менее, сохранилась единая корневая основа — исполнение. Она (эта основа) в равной мере характеризует как  исполнительно-распорядительную деятельность (т.е. государственное управление в его «старом» понимании), так и деятельность по реализации исполнительной власти. При этом надо учитывать, что исполнительная власть в значительной степени — категория политико-правовая, в то время как государственное управление — организационно-правовая.
      Следовательно, государственное управление практически  осуществляется и в рамках системы государственной власти, базирующейся на началах разделения властей. Исполнительная власть как проявление единой государственной власти, приобретает реальный характер в деятельности особых звеньев государственного аппарата, в настоящее время именуемых исполнительными органами, а по существу являющимися органами государственного управления. В подобном смысле государственное управление, понимаемое как исполнительно-распорядительная 'деятельность, не противопоставляется реализации исполнительной власти, понимаемой как деятельность субъектов этой ветви власти.
      Следует, однако, иметь в виду, что понятие  «государственное управление» —более широкое по сравнению с исполнительной властью. Последняя в известном смысле производна от государственного управления. Она призвана определить объем и характер государственно-властных полномочий, реализуемых в процессе государственно-управленческой деятельности. С другой стороны, государственное управление — это и есть тот вид деятельности, который направлен на практическую реализацию исполнительной власти. Исполнительная власть по существу составляет содержание деятельности по государственному управлению, выражая, прежде всего ее функциональную (исполнительную) направленность.
      Соответственно  все субъекты исполнительной власти одновременно являются звеньями системы государственного управления. Однако далеко не все такого рода звенья могут быть субъектами исполнительной власти в ее конституционном смысле. В противном случае придется признать в качестве таковых, например, администрацию государственного предприятия, или учреждения, либо концерна и т.п., таких звеньев системы государственного управления, которые находятся за пределами действия принципа разделения властей.
      Изложенные  позиции нуждаются в определенных уточнениях, суть которых состоит  в следующем.
      Государственное управление — синоним государственно-управленческой деятельности в широком смысле и форма практической реализации исполнительной власти в ее собственном смысле.
      Сфера государственного управления — понятие, границы которого в современных условиях определяются не только практической деятельностью по реализации исполнительной власти, т.е. собственно работой субъектов этой ветви государственной власти, но и всеми иными проявлениями государственно-управленческой деятельности (например, деятельность управленческих по своему характеру звеньев, не являющихся непосредственными субъектами исполнительной власти).
      Государственно-управленческая деятельность — это есть функционирование субъектов исполнительной власти и иных звеньев государственного управления по реализации их задач и функций.
      Органы, государственного управления — субъекты исполнительной власти и иные звенья, осуществляющие в том или ином объеме государственно-управленческую деятельность.
      Исполнительные  органы — собирательный термин, который может быть использован для обозначения всех субъектов государственно-управленческой деятельности, включая субъекты исполнительной власти, а также органы управления, действующие за пределами практической реализации исполнительной власти (например, исполнительные органы системы местного самоуправления, органы управления жизнью предприятий, учреждений, общественных объединений, коммерческих структур). При этом налицо тождественность понятий «субъект исполнительной власти» и «орган исполнительной власти».
      Так, действующее законодательство Российской Федерации, наряду с широким использованием термина «органы исполнительной власти», нередко содержит упоминания об «исполнительных органах», о «государственных органах управления» и т.п. Таким образом, суть проблемы исполнительной власти и ее соотношения с государственным управлением не должна сводиться к подмене одних терминов другими. Таким образом в практическом понимании государственное управление - это деятельность субъектов исполнительной власти по осуществлению функций государственного управления.
Глава III. Пути совершенствования эффективности государственного управления в РФ 

              В сложившихся условиях очевидно, что необходимо повышать эффективность государственного управления через разработку специальных мер, в частности:
- проблема модернизации российской системы государственного управления должна исследоваться комплексно, как на уровне управлением персонала, так и с учетом воздействия на бюрократию других ветвей власти и общества.
-    принимать адекватные меры, направленные на поиск и преодоление глубинных причин дисфункций бюрократического аппарата
-    принимать решения по совершенствованию  системы государственного управления  на основе изучения опыта российских  регионов и зарубежных стран
- обеспечить преимущество бюрократической организации, которая подразумевает господство общеобязательных регламентированных процедур, исполнение которых не зависит от того, кто именно и по отношению к кому их выполняет. Унификация должна стать гарантией против недостатков конкретных служащих и возможных злоупотреблений.
-   необходимо провести существенное изменение структуры и функций аппарата высших органов государственной власти, ликвидировать излишний параллелизм и дублирование в государственном управлении.
-  усилить контроль общества над работой чиновников, который будет влиять на функционирование системы государственного управления.
-  ввести  эффективные методы позволяющие повысить уровень государственного управления - постоянное повышение квалификации и переподготовка госслужащих, ротация кадров.
-     необходимо ввести органы контроля  и аудита за работой государственного аппарата.
-     усилить  парламентский контроль за правительственной деятельностью.
-    ввести специальные контрольно -мониторинговые службы, которые специализировались бы на мониторинге государственных служащих.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.