На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Социальные права граждан

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 14.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 13. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
Реферат
Социальные  права граждан 
 

                                        
Содержание 

Введение………………………………………………………………………...3-5
 Глава I. Становление института социальных прав и гарантий в России….6-16
             1.1. Россия и Европейская социальная хартия……………………….6-9
             1.2. Социальные права граждан – важнейший ориентир становления социального государства в России…………………………………………… 9-16
 Глава  II. Социальные права граждан в  России………………………………17-32
             2.1. Трудовые права и свободы…………………………………….…17-22
             2.2. Основные права и гарантии  в современном обществе…………22-32
Заключение  …………………… …………………………………………….…33-35
Литература ……………………………………………………………….……..35-37
Приложение…………………………………………  …………………………38-40 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 

    Россия  переживает переходный период от тоталитарной к демократической общественно-политической системе, формируются гражданское  общество, основанное на свободе народа, и новая роль государства, признающая приоритет прав человека. Едва ли не самым динамичным в этих процессах является развитие конституционного права как важного условия для проведения глубоких реформ в экономике и политической системе и в то же время одной из гарантий против возврата страны к прошлому.
    Современное конституционное право - это отрасль права*, которая закрепляет основные принципы* демократии* и организации власти. Именно это порождает острую борьбу различных политических сил вокруг Конституции, законов, судебных решений и других правовых актов, составляющих источники конституционного права. Разобраться в этой борьбе - значит понять, кто ведет страну по пути прогресса, а кто тянет назад. Глубокое изучение конституционного права, таким образом, позволит "войти в политику" и почувствовать дыхание истории.
    Едва  ли не самым трудным в наше время является слежение за быстро меняющимся законодательством в области конституционного права. Такие изменения можно проследить и в тех статьях Конституции, где закреплены основные права и свободы* человека в области социально-экономических и культурных взаимоотношений между гражданами, а также гражданами и государством.
    Экономические, социальные и культурные права и  свободы имеют важнейшее значение для жизни человека. Конституция  РФ дает новые трактовки многих прав и свобод, входящих в эту группу, отражая проводимые в стране реформы, прежде всего экономические. В своей совокупности эта группа прав обеспечивает свободу человека в экономической, социальной и культурной сферах и дает ему возможность защитить свои жизненные потребности. В вопросах жизнеобеспечения большинство людей не могут положиться только на свои силы. Сохраняя свободу, они в то же время зависят от других людей, интересы которых часто совсем иные. Поэтому в интересах общества возникает необходимость защиты жизненных прав человека от экономического произвола и социальной несправедливости, а также - дать ему силы для духовного развития и проявления своих способностей.
    По  своему юридическому содержанию данные права не одинаковы. Некоторые (например, право частной собственности), по существу, являются бесспорными правами прямого действия, другие (право на отдых или на социальное обеспечение) представляют собой субъективные права, конкретное содержание которых вытекает из действующего отраслевого законодательства, третьи (право на труд, право на жилище и др.) порождают для государства* только общую обязанность проводить политику* содействия в их реализации. Различия в юридическом содержании порождают различную степень массовости пользования этими правами - те из них, которые лучше обеспечены, проявляют свое жизненное значение, а другие остаются на бумаге. Важная особенность этой группы прав состоит в том, что они закрепляются за каждым человеком, т.е. не зависят от гражданства их субъектов. Значительный вклад в изучение социальных прав внесли следующие исследователи: Голенко Е.Н.1, Зенков В.М.2, Каменецкий В.А.3, Никонов Д.А. 4, Сен  А. 5, Сырых В.М., Трубецкой Е.Н.  6.
    Целью данной работы является рассмотрение социальных прав в России, определения  их соответствия мировым стандартам, а так же степень их реализации в действительности.
    Для реализации цели определены следующие  задачи:
    1) Выяснить, какие существуют общемировые стандарты и международные организации в области социальной защиты.
    2) Определить важнейшие ориентиры становления социального государства в России.
    3) Рассмотреть основные социальные права в России.
    4) Определить степень реализации  социальных прав в России.
       Объектом данной работы является само состояние социальных прав в России, а предметом выступает нормативно-правовая база в этой сфере (российская и международная).
      В данном реферате были использованы  следующие научные методы: изучение  законодательства, которое позволило  определить основные права и  свободы граждан; анализ действительной ситуации в области социальных прав путем обращения к статистике.
        Данный реферат состоит из введения, двух глав, каждая из которых включает по два параграфа, заключения, литературы и приложения. В первой главе идет речь о международных стандартах в области социальных прав и свобод, а так же важнейшие ориентиры становления социального государства в России. Во второй главе рассматриваются существующие основные социальные права в России.
       Научная новизна данной работы  заключается в том, что проведена систематизация основных социальных прав, приведены международные стандарты в области социальных прав. Данная работа может служить в качестве методического приложения для студентов и преподавателей факультетов социальной работы и психологии, а так же для людей, интересующихся данным материалом.
       
      
 
 
 

Глава I. Становление института социальных прав и гарантий в России. 

1.1. Россия и Европейская  социальная хартия. 

    Российское общество переживает  нелегкий период политических, экономических и социальных преобразований. Это требует огромных усилий во всех сферах* общественной жизни, в частности, в области правового обеспечения реформ*, создания законодательства, отвечающего новым социально-экономическим условиям и позволяющего обеспечить эффективную защиту прав граждан.
Взяв  курс на интеграцию в мировое экономическое  сообщество, наша страна неизбежно должна в своем развитии учитывать сложившиеся международные стандарты, использовать богатый опыт зарубежных стран. Большую роль в этом процессе играют международные организации, которые в своей деятельности вырабатывают нормы и рекомендации, применимые, как правило, в совершенно разных условиях с учетом национальных особенностей каждой конкретной страны.
    Одной из наиболее авторитетных  международных организаций, деятельность которых направлена на содействие экономическому, социальному и культурному развитию государств-участников, является Совет Европы. Он основан после Второй мировой войны 5 мая 1949 г. Наиболее важными документами Совета Европы в сфере обеспечения прав человека считаются Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г. и Европейская социальная хартия 1961 г.
     Европейская конвенция о защите  прав человека и основных свобод  является преимущественно инструментом  защиты гражданских и политических прав, в то время как Европейская социальная хартия посвящена формулированию и защите прав социальных. Эти два документа создают на европейском уровне неразрывный комплекс* международно-правовой защиты прав человека подобно тому, как на уровне Организации Объединенных Наций права, провозглашенные Всеобщей декларацией прав человека 1948г., защищены заключенными в 1966 году двумя раздельными международными договорами о защите основных прав личности: Международным пактом о гражданских и политических правах и Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах.
      Еще до вступления в Совет  Европы, Россия, постановлением Государственной Думы от 24 июня 1994 г. № 149-1 ГД. провозгласила обеспечение стандартов в области прав человека, установленных Европейской конвенцией о защите прав человека и основных свобод, в качестве задачи, к выполнению которой должны стремиться в рамках своих конституционных полномочий все органы государственной власти Российской Федерации.
      Европейская социальная хартия  была принята Советом Европы 18 октября 1961 года. Она нацелена на обеспечение гарантий реального осуществления таких фундаментальных социальных прав, как право на труд, право на профессиональную подготовку, право на справедливые условия труда, свободу* профессиональных объединений, право на заключение Коллективного договора, право работников на информацию, на участие в управлении предприятием; права детей, права подростков, трудящихся женщин, права матери и семьи, права инвалидов и лиц преклонного возраста, а также права рабочих-мигрантов и их семей на защиту; право на бесплатную медицинскую помощь и право на социальное обеспечение.
    С учетом развития трудового  права и социальной политики за прошедшее с 1961 г. время Советом Европы к 1996 году подготовлена новая редакция Европейской социальной Хартии. В соответствии с изменившимися за 35 лет жизненными стандартами расширен круг социальных прав, охраняемых Хартией, повышен по сравнению с Хартией 1961 г. уровень ряда гарантий*. Изменена редакция девяти статей, введены восемь дополнительных статей, расширяющих защищаемые Хартией права.
       Пересмотренная Европейская социальная  хартия была одобрена Комитетом  министров 3 апреля 1996 года и открыта к подписанию 3 мая 1996 года. По состоянию на январь 1997 года пересмотренная Хартия подписана девятью государствами: Бельгией, Кипром, Данией, Финляндией, Францией, Грецией, Италией, Португалией и Швецией. Пересмотренная Хартия вступит в силу после ратификации ее хотя бы тремя государствами, что ожидалось в 1998 году.
     Присоединение России к Европейской  социальной хартии может внести  неоценимый вклад в проведение  социальных реформ, начало которых  объявлено президентом и правительством нашей страны. Важно при этом ориентироваться на высокие международные стандарты, вошедшие в новую редакцию Хартии, и в полной мере использовать обобщенный опыт европейских государств, которые, безусловно, лидируют в сфере защиты социальных прав человека. К такому выводу пришли также участники организованной Советом Европы и МИД России конференции "Россия и Европейская социальная хартия: задачи и перспективы" (Москва, 25—26 ноября 1997 года). Они были единодушны во мнении, что Россия не только может, но и должна присоединиться именно к пересмотренной Европейской социальной хартии 1996 года.
      При изучении вопроса о возможности  ратификации пересмотренной Европейской социальной хартии следует иметь в виду, что в отличие от многих международных договоров Хартия может быть ратифицирована по частям, с учетом правил, установленных в части III Хартии (статья А, параграф 1). Таких правил три:
1) каждая  из сторон обязуется рассматривать  часть I Хартии, содержащую перечень защищаемых прав и принципов, как декларацию целей, к достижению которых она будет стремиться;
2) каждая  сторона должна быть связанной,  по крайней мере, шестью из следующих девяти статей части II Хартии, а именно ст.ст. 1, 5, 6. 7, 12, 13, 16, 19 и 20. Эти статьи называют обычно основными или наиболее важными статьями Хартии; в дополнение к указанным выше статьям каждая сторона должна взять на себя обязательства по соблюдению других статей и параграфов части II Хартии, которые она изберет при условии, что общее число статей и пронумерованных параграфов, с которыми сторона считает себя связанной, не может быть меньше соответственно 16 и 637.
     Из сказанного видно, что государствам-участникам  предоставляются широкие возможности для самостоятельного выбора принимаемых на себя обязательств. Причем в дальнейшем государство-участник может расширять свои обязательства по Хартии.
      Таким образом, очевидно, что первым  этапом изучения проблем,  связанных  с присоединением России к  Европейской социальной хартии  в редакции 1996 г., должен стать  анализ соответствия российского законодательства и правоприменительной практики в  социальной сфере* стандартам, закрепленным в основных статьях Хартии, то есть в статьях 1, 5, 6, 7, 12, 13, 16, 19, 20.
      Следует заметить, что для первого  этапа исследования авторы ограничились уровнем федеральных законов, указов Президента и постановлений Правительства России. Не принимались во внимание многочисленные нормативные документы федеральных органов исполнительной власти и законодательства субъектов Российской Федерации.
        В России строится социальное государство. Для этого необходимы определенные стандарты социальных гарантий. В связи с этим Россия взяла курс на принятие Европейской хартии, как важнейшего стандарта социальных прав и гарантий. Этот документ формирует высокие стандарты социальных прав и гарантий в государстве, что обеспечит высокий уровень жизни граждан.  
 

1.2. Социальные права  граждан – важнейший  ориентир становления  социального государства в России 

    Права человека представляют  собой ценность, принадлежащую всему международному сообществу. Их уважение, защита являются обязанностью каждого государства. Социальные права представляют собой совокупность норм права, определяющих условия жизнедеятельности людей, признанные международным сообществом в качестве оптимальных с позиций развития личности, социальных групп и общества в целом. В их современной систематизированной форме эти неотчуждаемые права каждого человека были выражены впервые в 1776 году в американской "Декларации независимости" и в 1789 году во французской "Декларации прав человека и гражданина".
      В этих классических формулировках  они приобрели всеобщие признание  и разделяются в качестве концептуальной  системы правовой мысли мировым  сообществом.
       Как основание гражданских свобод, неотчуждаемым правам человека и гражданина присущи три неизменных характеристики, в частности, они: не зависят от типа государственного устройства и обладают в известном смысле "экстерриториальным" свойством распространения в большинстве стран мирового сообщества; наделяют граждан полномочиями главного субъекта правоотношений в управлении страной, то есть обеспечивая для них возможность активного участия в жизни общества и государства, превращая тем самым (в идеале) всякое управление в самоуправление; расширяют сферу своего действия, дополняя к традиционным видам новые: например, в последнее столетие существенно расширился массив "основных социальных прав", что требует от государственной власти серьезных усилий по их реализации в практической жизни.                                 
      Сформировавшиеся представления  об естественных социальных правах  человека, основанные на идеях  равенства, свободы, справедливости  и солидарности, способствуют распространению  всеобщего убеждения в самоценности  человеческой личности и в наличии неотчуждаемых, присущих каждому человеку естественных прав. Всеобщая декларация прав человека гласит: "Каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благополучия его самого и его семьи, и права на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по не зависящим от него обстоятельствам".
К важнейшим социальным правам относятся:
    право на труд, свободный выбор места работы, на защиту от безработицы, на справедливое вознаграждение и равную оплату за равный труд;
    право на свободу передвижения и выбор места жительства в пределах государства;
    право на жизненный уровень, необходимый для поддержания здоровья и благосостояния человека и его семьи, на отдых и досуг, на образование, на социальную и медицинскую помощь.
 
     Таким образом, категория “социальное  государство” может рассматриваться с позиции права, как институциональная характеристика, определяющая конституционно-правовой статус государства и реальные его признаки, раскрывающиеся в практическом обеспечении социальных прав человека и гражданина с помощью законодательно закрепленных и соблюдаемых государством базовых гарантий жизнедеятельности населения. Другими словами государство является социальным при соблюдении ряда условий:
    если в нем законодательно определены и закреплены социальные права человека на уровне не ниже международно-признанных норм и стандартов;
    если в стране обеспечены приемлемые уровни социальной поддержки, помощи и защиты всех слоев населения;
    если государственная социальная политика направлена на динамичное повышение качества жизни всего населения, на принятие мер по выравниванию возможностей населения в основных сферах жизнедеятельности.
 
     Правовую основу социального  государства составляют внутригосударственные  и международно-правовые акты, провозглашающие  и гарантирующие социально-экономические, культурные, жилищные и другие права. Так, перечень прав и законных интересов граждан закреплен в статьях 2, 17 и 18 Конституции Российской Федерации. Его назначение состоит в признании, гарантировании и обеспечении реализации конституционных прав граждан на жилище, охрану здоровья, образование, социальное обеспечение, свободу научного и иного творчества, на пользование достижениями культуры.  При этом, приоритет прав человека означает признание человека высшей ценностью в обществе. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения8. Свободное и эффективное их осуществление является одним из основных признаков наличия развитого гражданского общества, правового и социального государства.
       Конкретизация конституционных прав и гарантий находит свое воплощение в отраслевом социальном и жилищном законодательстве, а также постепенное развитие в правоприменительной практике государственных и муниципальных органов и учреждений, организаций, например, в регулировании минимальных уровней заработной платы, пенсий, пособий и стипендий, минимальных гарантиях медицинской и социальной помощи и т.д.
     В системе механизмов, обеспечивающих  права человека, важной мерой  является активное участие общественности  и граждан в решении вопросов социального характера. Роль публичных институтов гражданского общества в обсуждении проектов законов, бюджетов всех уровней, в определении набора и уровня социальных услуг необходимо повышать.  В социальном государстве нормативно-правовые акты закрепляют определенные социальные стандарты, соблюдение которых составляет конституционную обязанность государства. Так, согласно положениям статьи 18 Конституции Российской Федерации именно права человека определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, органов местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
      Эффективная их реализация является  одним из основных признаков  правового и социального государства,  а также наличия гражданского  общества. В правовом государстве применяются механизмы повышающие ответственность государственных органов и должностных лиц перед гражданами за посягательство на их права и свободы. Эта ответственность обретает практическое применение только при наличии соответствующих нормативно-правовых актов, закрепляющих процедуру привлечения к ней должностных лиц, виновных в нарушении прав и свобод граждан. Например, в качестве соответствующих базовых конституционных положений является правовая норма, в соответствии с которой властные структуры государства обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы. В свою очередь, гражданин несет ответственность за свои незаконные действия перед государством в лице его органов. Создавая систему социального права, гражданское общество должно учитывать существующий уровень правосознания населения и на этой основе определять социальную политику как по целям, так и по механизмам. Социальное законодательство как база прав человека основывается на конституционных нормах и на международно-правовых актах, принимаемых и действующих в социальной сфере. Признание важности этой сферы в национально-государственном и международном плане во многом связано с концепцией прав человека, которая разработана в ХIХ в. и нашла широкое применение с середины ХХ в. при рассмотрении степени правовой "цивилизованности" той или иной страны.  За последние 50 лет в рамках ООН и ее специализированных организаций, Совета Европы, ОБСЕ и СНГ принят ряд значимых международных актов и в частности пактов о социальных и экономических правах.
     В качестве примера таких актов  можно привести Европейскую социальную  хартию, принятую Советом Европы  в 1996 году, уточненную (пересмотренную) в 1996 году и вступившую в силу в 1999 году.9 Следует отметить, что в части 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации закреплено правило, согласно которому общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью российского законодательства.  Европейская Социальная хартия провозглашает общие цели социальной политики для эффективного осуществления прав граждан, которые можно классифицировать по следующим группам: 10 труд и коллективные договоры (свободный труд, справедливые условия труда, вознаграждения); социальное обслуживание (социальная и медицинская помощь, услуги со стороны социальных служб); права на объединения; обеспечение доступа в высшему образованию, профессиональная подготовка; семейные отношения.
    Присоединение России к Хартии, а также ратификация важнейших  конвенций Международной организации  труда является важным и положительным  шагом в становлении России  как социального государства.
        Федеральные институты, обеспечивающие защиту прав и свобод человека:
  -Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации.
Должность Уполномоченного по правам человека в РФ учреждена в целях обеспечения  гарантий государственной защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и  уважения государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами.
Уполномоченный  способствует: восстановлению нарушенных прав; совершенствованию законодательства Российской Федерации о правах человека и гражданина и приведению его в соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного права; 
развитию международного сотрудничества в области прав человека; 
правовому просвещению по вопросам прав и свобод человека, форм и методов их защиты;

          - Генеральная прокуратура Российской Федерации. Прокуратура Российской Федерации - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации. В целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет: надзор за исполнением законов федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов; надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций; надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие; надзор за исполнением законов судебными приставами; надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу;  
   уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации; координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью.

         -Верховный Суд РФ. Наиболее радикальным и действенным способом разрешения спорных вопросов, относящихся к сфере уголовного, гражданского судопроизводства, производства по делам об административных правонарушениях, является обращение в городской или районный суд. В случае несогласия с решением суда или допущенными там нарушениями, можно обратиться в Верховный суд. В отделе приема граждан Верховного Суда РФ сотрудники аппарата Суда принимают заявления и жалобы, дают разъяснения по вопросам, возникающим в связи с рассмотрением в Верховном Суда РФ жалоб и дел по 1 инстанции, в кассационном и надзорном порядке. Кроме того, принимаются жалобы, адресованные в Высшую Квалификационную Коллегию Судей РФ.    
         -Конституционный Суд. Нарушение Конституции рассматриваются в Конституционном Суде. Основания к рассмотрению обращения Конституционным Судом Российской Федерации; изложены в Федеральном конституционном законе "О Конституционном Суде Российской Федерации" от 21 июля 1994 года
       -Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации. Планы, программы, медицинская наука, правовые документы, пресс-релизы Министерства, план выставок.
       -Министерство юстиции
       -Министерство внутренних дел РФ. Занимается охраной правопорядка и борьбой с преступностью.
      -Комиссия по вопросам гражданства при Президенте Российской Федерации
      -Комиссия при Президенте Российской Федерации по реабилитации жертв политических репрессий.                                                              
        Для реализации социальной политики  существуют федеральные институты  защиты прав граждан.  Социальные права граждан, как важнейший ориентир становления социального государства в России, закреплены в российском законодательстве. Таким образом, подтверждается суждение из Конституции РФ (ст. 1) о том, что человек является высшей ценностью в государстве 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       Глава II. Социальные права в России
       2.1. Трудовые права и свободы 

    Труд  – высший вид человеческой деятельности. Данная категория - это трудовые права и свободы. Она включает: свободу труда, право на труд и на защиту от безработицы, право на забастовку, право на отдых.
    Трудовые  права и свободы, в различных  комбинациях закреплены в большинстве конституции* мира, важны для лиц наемного труда, которые составляют основную часть работающего населения. Эти права распространяются на значительное число находящихся в России иммигрантов, т.е. лиц, не имеющих российского гражданства. Трудовые права и свободы защищают человека от произвола работодателей, дают возможность отстаивать свое достоинство и интересы.
    Рыночная  экономика существенно меняет правовое положение работников. При административно-командной экономике они были на словах полноправными, но отсутствие реального собственника создавало безразличное отношение к излишествам рабочей силы на предприятиях, низкой производительности труда и трудовой дисциплины. Как результат - низкая оплата труда, уравниловка, незаинтересованность работников в результатах труда при "полной занятости" и "неуклонном росте благосостояния трудящихся". Но жизненный уровень, организация труда все более и более отставали от общемировых стандартов, широковещательные права и свободы часто отстаивались на бумаге.
    Частный собственник организует работу своего предприятия по-другому. Он стремиться сократить ненужный персонал, заставить  работников трудиться интенсивно, но и оплачивать труд по достоинству. Однако его хозяйская власть, вытекающая из права частной собственности, объективно способна творить произвол и приносить интересы людей в жертву прибыли. Экономически общество в этом заинтересовано, но еще более оно заинтересовано в том, чтобы учитывался человеческий фактор, забвение которого способно привести к крупным социальным потрясениям (революции, трудовым конфликтам, массовому недовольству). Защите интересов человека на производстве служат трудовое и социальное законодательство, а также признаваемые государством договорные формы регулирования трудовых отношений (коллективные договоры и соглашения, индивидуальные трудовые договоры и контракты).
      Свобода труда провозглашена в ч.1 ст.37 Конституции РФ в соответствии со ст.23 Всеобщей декларации прав человека.
    Конституция РФ закрепляет свободу труда, раскрывая ее как право каждого свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. Человек вправе как работать, так и не работать, не может быть и речи о привлечении к административной ответственности за так называемое тунеядство*, бродяжничество (бомжи) и т.д. Конституционной обязанности трудиться, как в прошлые годы, теперь нет. Человек свободен как в поступлении на постоянную работу, так и в уходе с нее, в переходе на другую, более интересную или выгодную для него. Свобода труда реализует через индивидуальную трудовую деятельность, в занятии предпринимательской деятельностью и т.д.
    Свобода труда связана с запретом принудительного  труда. Запрет принудительного труда, предусмотрен ст.8 Международного пакта о гражданских и политических правах. Таким трудом считается не только откровенно рабский труд, что в наше время встречается крайне редко, но и любые формы принуждения человека работать на недобровольно принятых условиях или под угрозой какого-либо наказания.
    Вместе  с тем не считается принудительным трудом выполнение обязанностей, вытекающих из военной службы, в условиях чрезвычайного положения или по приговору суда. Принудительный труд запрещен Конвенцией Международной организации труда №29 (1930 г.), а также Трудовым кодексом РФ (ст.2).
    25 сентября 1992 г. в КЗоТ была включена  норма о запрете принудительного  труда (ст.2), а из числа мер  дисциплинарного взыскания исключено  такое наказание, как перевод  на нижеоплачиваемую работу или смещение на низшую должность.
       Каждый имеет  право на труд и защиту от безработицы. Право на труд не означает чьей-то обязанности предоставлять работу всем желающим. В рыночной экономике государство не в состоянии предписывать такую обязанность частному предпринимательству или брать ее на себя, поскольку оно уже не управляет всеми предприятиями. Поступление человека на работу в основном определяется договором с работодателем. Но наемный работник вправе требовать соблюдения определенных Конституцией условий, а именно: чтобы были обеспечены безопасные условия труда*, а вознаграждение за труд выплачивалось без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда11. Следовательно, если безопасность и гигиена не обеспечены и здоровью работника на производстве причинен вред, то работодатель несет за это материальную, а в определенных случаях и уголовную ответственность.
    Соответствующие нормы предусмотрены Правилами  возмещения работодателями вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением ими трудовых обязанностей. Действуют также федеральный закон об основах охраны труда в РФ, принятый 17 июля 1999 года, и ряд других нормативных актов.
    Конституция обязывает законодательный орган принимать законы о МРОТе*, а работодатель выплачивать вознаграждение за труд не ниже этого размера. Тем самым предполагается, что по договору (коллективному или индивидуальному) размер оплаты может быть больше, что и осуществляется на практике в соответствии с рыночной ценой  рабочей силы или по тарифным разрядам, установленным государственными органами для учреждений и предприятий, находящихся на госбюджетном финансировании. Многочисленные статьи Трудового кодекса и других актов развивают и детально регламентируют указанные конституционные положения. Трудовое законодательство запрещает какое бы то ни было понижение размеров оплаты труда работников в зависимости от пола, возраста, расы, национальности, отношения к религии, принадлежности к общественным объединениям (ст.77). В регулировании трудовых отношений на основе социального партнерства на двухсторонней основе (между работодателями и работниками) и трехсторонней основе (т.е. еще и с участием государственных органов) важную роль играет Закон о коллективных договорах и соглашениях от 11 марта 1992 г. (с изменениями и дополнениями, внесенными Федеральным законом от 30.12.2001).
    Следующей важной категорией трудовых прав и  свобод является право на забастовку. Право на забастовку увязывается с правом на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения. Забастовка - это остановка работы работниками для оказания давления на работодателя с целью удовлетворения их экономических требований. Забастовка не свидетельствует о желании работников разорвать трудовой договор. А потому неправомерный запрет забастовки рассматривается как форма принудительного труда. В соответствии с Конституцией РФ, а также с Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах право на забастовку реализуется в соответствии с законом. Поэтому закон вправе запретить забастовку в ряде отраслей хозяйства (транспорт, общественное обслуживание и др.). Однако этот запрет касается не всех работников отрасли, а только тех, кто по смыслу ч.3 ст.55 может нанести вред здоровью других лиц, безопасности государства и т.д. Устанавливать запрет на этих основаниях может только суд.
    Действующим законом запрещены также некоторые виды забастовок. Коллективный трудовой конфликт не обязательно приводит к забастовке, прежде чем объявить ее, требуется использовать примирительные процедуры, предусмотренные Федеральным законом о порядке разрешения коллективных трудовых споров. На предприятиях существуют также комиссии по трудовым спорам, рассматривающие индивидуальные трудовые споры. Но любая система разрешения споров предусматривает возможность для недовольной стороны обратиться в суд.
    В рыночной экономике нет абсолютной занятости, существует определенный процент безработных. Поэтому право на защиту от безработицы занимает важное место в политике государства. Право на защиту от безработицы предполагает обязанность государства проводить экономическую политику, способствующую, по возможности, полной занятости, а также бесплатно помогать гражданам, не имеющим работы, в трудоустройстве. Трудовой кодекс защищает работника от необоснованных увольнений. При отсутствии работы и возможности ее получить гражданам выплачивается пособие по безработице в размере 45-75% среднего заработка, но не ниже МРОТа, предоставляется возможность бесплатного обучения новой профессии или участия в оплачиваемых общественных работах, компенсируются* затраты в связи с добровольным переездом в другую местность. Эти нормы предусмотрены Законом о занятости населения в Российской Федерации от 10 января 2003г. Для реализации целей Закона создана Федеральная служба занятости России, имеющая отделения во всех субъектах Федерации, городах и районах страны.
    Право на отдых имеет каждый человек, но для тех, кто работает по трудовому договору (т.е. лиц наемного труда), Конституция гарантирует установление федеральным законом продолжительности рабочего времени, выходных и праздничных дней, оплачиваемого ежегодного отпуска (ежегодный отпуск предоставляется всем работникам с сохранением места работы (должности) и средней заработной платы продолжительностью не менее 24 рабочих дней ).
    Действующий Трудовой кодекс устанавливает максимальную продолжительность рабочего времени 40 часов в неделю. Для отдельных категорий работников с учетом условий и характера труда, возраста, состояния здоровья и иных факторов устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени без уменьшения заработной платы. Законом установлены все предусмотренные Конституцией виды отдыха, а коллективные договоры и соглашения часто вводят и более высокие стандарты.
       Таким образом, трудовые права дают возможность людям своим трудом обеспечить своё существование, а трудовые свободы предоставляют возможность выбора рода деятельности. Так же гарантируется право не трудиться вообще. Однако проблема существования теневой экономики является одним из основных сдерживающих факторов в области трудовых отношений. Это приводит к тому, что социальные и трудовые права не могут быть реально гарантированы и обеспечены. Механизмы и программы социальной защиты не обеспечивают поддержания минимального достаточного жизненного уровня населения как в сфере заработной платы, так и в сфере социальных пенсий и пособий. Наиболее актуальной и нетерпимой остается проблема задержек заработной платы бюджетных работников и социальных пособий. Широко распространена практика трудовой дискриминации по признаку пола, возраста, национальности, месту проживания, семейному положению, а также в связи с физическими и умственными ограничениями. Государство не предпринимает необходимых усилий для изменения этой ситуации. 
 
 

  2.2. Основные социальные права граждан
    Кроме трудовых прав и свобод существуют и другие социальные права граждан, такие как: защита материнства, детства и семьи; право на социальное обеспечение; право на жилище; право на охрану здоровья и медицинскую помощь; право на благоприятную окружающую среду; право на образование; свобода творчества; право на участие в культурной жизни.
            Важной категорией прав и свобод человека является защита материнства, детства и семьи. Всеобщая декларация прав человека констатирует: "Семья является естественной и основной ячейкой общества и имеет право на защиту со стороны общества и государства". Из общего конституционного положения вытекают семейные права граждан, и, прежде всего - определенные права матери и ребенка. Государство защищает эти права, развивая охрану здоровья матери и ребенка, социальное обеспечение, охрану труда работающих матерей, законодательство о браке и семье и др.
         Законом предусмотрены меры, обеспечивающие  сочетание труда с материнством: использование труда женщин, имеющих  детей, на работе с неполным рабочим днем или неполной рабочей неделей. Трудовые льготы и гарантии, предоставляемые женщине в связи с материнством, распространены на отцов, воспитывающих детей без матери, а также на опекунов (попечителей) несовершеннолетних. Охрана материнства и детства осуществляется и другими отраслями права. Семейный кодекс содержит основания для лишения родительских прав в случаях злостного нарушения прав ребенка (ст. 69).
    Государство всемерно содействует укреплению семьи, устраняя дискриминацию при вступлении в брак, утверждая равенство прав мужчины и женщины, основывающих семью. Этому способствует Семейный кодекс, Жилищный кодекс и другие нормативные акты.
    Забота  о детях, их воспитание объявлены  Конституцией «равным правом и обязанностью родителей»12. Следовательно, родители не в праве перекладывать на государство функцию заботы о детях и их воспитании, эта функция является их обязанностью.
    В то же время государство, как и  любые лица, не может лишать родителей  аналогичного права, кроме случаев, указанных в законе. Родители имеют равные права и равные обязанности по воспитанию детей, обеспечению их здоровья, обучения и материального положения. Все вопросы воспитания ребенка (в браке и при его расторжении) разрешаются отцом и матерью совместно. В случае спора они разрешаются органом опеки и попечительства или судом. Родительские права не могут осуществляться в противоречии с интересами детей. Родители, злоупотребляющие своими правами или не выполняющие своих родительских обязанностей, не могут рассчитывать на защиту их прав, но могут быть по суду в них ограничены или полностью их лишены.
    Наконец, Конституция закрепляет обязанность  трудоспособных детей, достигших 18 лет, заботиться о нетрудоспособных родителях. При отказе в помощи необходимые  средства могут быть взысканы по суду, а при злостном уклонении от уплаты алиментов наступает уголовная ответственность. Однако суд может принять решение об освобождении детей от этой обязанности, если будет установлено, что родители уклонялись от родительских обязанностей13.
    Семейное  право, опирающееся на ст.38 Конституции  РФ, детально регулирует брачно-семейные отношения, защищая многочисленные права их участников.
    Непререкаемым принципом демократического общества является то, что каждый человек  обязан обеспечить свое существование сам. Но в любом обществе живут люди, которые от рождения, в силу болезни или старости не в состоянии делать это. Поэтому следующей важной категорией является право на социальное обеспечение (ст.39 Конституции).
    Согласно  Конституции, каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Каждый из этих случаев (социальных рисков) характеризуется утратой заработка или его недостаточностью для жизнеобеспечения человека и нетрудоспособных членов его семьи. Закон устанавливает наступление пенсионного возраста для мужчин с 60 лет, а для женщин с 55 лет, связывая размер пенсии со стажем работы. Подробно регламентируются основания для получения пенсий по инвалидности, под которой понимается потеря трудоспособности на длительный срок или постоянно, а также в связи с потерей кормильца. Все эти формы социального обеспечения строятся на закреплении субъективных прав граждан на получение пенсий и пособий при наличии соответствующих оснований. 
    Государственные пенсии для отдельных категорий  граждан установлены также Законами о занятости населения Российской Федерации, о социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, о государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
    Пенсионное  законодательство весьма детализировано. Оно устанавливает два основных вида пенсий: трудовые (связанные с наличием определенного стажа работы) и социальные (назначаемые престарелым и нетрудоспособным при отсутствии права на трудовую пенсию). Пенсия по труду состоит из трех частей: базовой, страховой и накопительной.
    В ст.39 Конституции РФ есть очень важный и новый по характеру пункт: о поощрении добровольного социального страхования, создания дополнительных форм социального обеспечения и благотворительности.  Развитию благотворительности и созданию благотворительных фондов служит Федеральный закон "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях", подписанный Президентом РФ 11 августа 1995 г.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.