На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Конкурентоспособность предприятия и пути ее повышения

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 14.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 23. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


МИНИСТЕРСТВО  СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА  РФ
ФГОУ  ВПО « Оренбургский государственный  аграрный университет» 
 
 

Экономический факультет 
 

Кафедра экономики агробизнеса и внешнеэкономических  связей 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА 

на тему: КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ И ПУТИ ЕЕ ПОВЫШЕНИЯ (НА ПРИМЕРЕ ООО «МАЙСКОЕ» ТАШЛИНСКОГО РАЙОНА ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ)  
 
 
 
 

Выполнил: студент 34 гр. специальности
«Экономика  и управление
 на  предприятии АПК»
 Атаманова  А.П.
Проверила: к.э.н., доцент Белякова Е.А. 
 
 
 

Оренбург-2011
Содержание 

Введение…………………………………………………………………………………...3 

1 Теоретические  основы конкурентоспособности сельскохозяйственного  предприятия……………………………………………………………………………….5
  1.1 Понятие  конкуренции и конкурентоспособности………………………………..5
  1.2 Факторы,  влияющие на конкурентоспособность предприятия…………………9
 1.2.1 Конкурентоспособность предприятия  как фактор его коммерческого
   успеха……………………………………………………………………….…………14
  1.3 Сравнительный  анализ методов оценки конкурентоспособности 
  организации……………………………………………………………………………21
2 Анализ конкурентоспособности ООО «Майское»………………….……………….26
  2.1 Организационно-экономическая  характеристика предприятия………………..26
  2.2 Потенциал  предприятия и его конкурентоспособность………………………...38
2.3 Экономическая  эффективность производства основных  видов    сельскохозяйственной продукции……………………………………………………45
3 Пути повышения  конкурентоспособности предприятия……………..……………..50
  3.1 Определение конкурентоспособности (предприятия) организации….………..50
3.2 Повышение качества выпускаемой продукции…………………………………56
   3.3 Повышение конкурентоспособности молочного животноводства на основе интенсификации производства……………………………………………………….61 

Выводы и предложения…………………………………………………………….……64
Список использованных источников……………………………………………….…..65
Приложения………………………………………………………………………………67 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 

      В настоящее время термин «конкурентоспособность»  стал одним из наиболее употребляемых  в научной литературе. Политики, экономисты, представители бизнеса, журналисты также широко его используют, когда речь идет о необходимости интеграции экономики страны в систему современного мирового хозяйства.
      За  рубежом проблематика конкурентоспособности  занимает одно из центральных мест в экономическом анализе различных  видов хозяйственной деятельности различных субъектов. Прежде всего, это связано с объективным ростом международной и внутренней конкуренции в течение нескольких последних десятилетий.
      Фундаментальные изменения структуры мирового рынка, связанные с переходом группы стран от плановой к рыночной экономике, привели к драматичным последствиям в первую очередь для стран бывшего Советского Союза. Отсутствие последовательных шагов по реформированию внутреннего рынка привело к свертыванию национального производства и сокращению экспорта и как следствие потере сфер влияния этих стран на международных рынках.
      Обеспечение выпуска высококачественной и конкурентоспособной  продукции во всем мире рассматриваются  как важная проблема национальной экономики, от которой зависят темпы промышленного  развития страны и ее национальный престиж.
      В настоящее время в условиях либерализации  торговли, все более ощутимой для  России (в связи с интенсификацией  переговорного процесса о присоединении  страны к ВТО), сдерживание «нежелательной»  импортной экспансии будет ограничено принятыми международными правилами. Поэтому тема конкурентоспособности отечественной продукции приобретает особую актуальность.
      Цель данной работы: представить результаты механизма оценки конкурентоспособности продукции и предложить пути решения некоторых проблем в области совершенствования конкурентоспособности продукции на ООО «Майское».
      Для достижения цели необходимо решить следующие  задачи:
     -раскрыть сущность конкурентоспособности  товаров; 
   -показать основные подходы к оценке конкурентоспособности продукции;
     -изучить методы оценки конкурентоспособности продукции;
     -провести оценку конкурентоспособности  продукции ООО «Майское»  
   -дать  характеристику предприятия, указать перспективы в области качества.
       Объектом наблюдения было выбрано сельскохозяйственное предприятие ООО «Майское» Ташлинского района, Оренбургской области.
       Предметом исследования является конкурентоспособность сельскохозяйственного предприятия. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ  КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ   СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ 

      1.1  Понятие конкуренции и конкурентоспособности. 

      В условиях постоянно меняющегося  состояния маркетинговой среды  предпринимательские структуры  оказываются в сфере конкуренции.
      Конкуренция- соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке. [15]
      Конкуренция выступает также инструментом в  устранении и предотвращении монополий.
      Содержательная  характеристика конкуренции дана авторами И.Бернаром и Ж.-К. Колли в работе [1, с. 42-51], где эта категория рассматривается как состояние взаимоотношений, когда происходит свободное, полное и достоверное сопоставление всех хозяйствующих субъектов в плане, как предложения, так и спроса на товары и услуги. При проведении статистического анализа конкуренции принципиально важной является сформулированная здесь идея сопоставления.
       Конкуренция- процесс соперничества между субъектами рынка (юридическими или физическими), которые осуществляют предпринимательскую деятельность и заинтересованы в достижении аналогичной цели. Этой целью является максимизация прибыли за счет завоевания предпочтений потребителей. Смысл конкурентной борьбы заключается в завоевании конкретных потребителей, пользующихся услугами конкурентов, а не в действиях против предприятий-соперников. Конкуренция оживляет рынок, благотворно действует на цены, вызывает к жизни новые формы сервиса, заставляет производителей осуществлять активную инновационную политику. В известном смысле конкуренция- двигатель прогресса.
       В последнее время в России явно проявляется тенденция к обострению конкуренции между предприятиями, которые подвергаются нарастающему совокупному воздействию конкурентных факторов. Тем не менее, на многих предприятиях не проводится целенаправленная работа по анализу конкурентов, отсутствуют систематизированные представления о том, что является конкурентоспособностью предприятия, как ее создавать, поддерживать и как грамотно реализовывать.
      Конкурентоспособность производства продукции основывается на совокупности потребительских и  экономических характеристик товара, обеспечивающих в условиях конкурентного  рынка на основе удовлетворения потребностей покупателей получение прибыли в объемах, позволяющих вести расширенное воспроизводство. Покупателя на конкурентном рынке интересует совокупность потребительских и стоимостных характеристик товара с точки зрения эффективности потребления, а производителя – возможность его эффективного производства, общество – экологическая безопасность производства.
      Рассматривая  конкурентоспособность производства как целевую функцию формируемого экономического механизма, необходимо определить, как и в какой степени механизм в целом и его отдельные элементы воздействуют на результирующие факторы и показатели конкурентоспособности, что требует их формализации и количественного определения. Большинство требований к показателям будут общими для всех видов аграрного производства, однако некоторые зависят от специфики производственного процесса и производимой продукции.
      Основополагающим  свойством конкурентоспособности  производства любого вида сельскохозяйственной продукции является способность  сельхозпроизводителей и отрасли в целом устойчиво обеспечивать ее расширенное воспроизводство.
      Конкурентоспособность производства сельскохозяйственной продукции - это способность сельхозпроизводителей  производить продукцию, которая  реализуется на конкурентном рынке, при этом:
• цена реализации превышает полные издержки (включая альтернативную стоимость  ресурсов);
• уровень  рентабельности выше уровня инфляции и эффективной кредитной ставки;
• объемы прибыли достаточны для реализации инвестиционных программ, обеспечивающих интенсификацию производства на инновационной основе;
• выполняются  требования к безопасности продукции  и ее производству (в т.ч. экологической).
      Рассматривая  конкурентоспособность сельскохозяйственного  производства, необходимо учитывать  конкуренцию не только на рынке продукции, но и ресурсов, поэтому следует рассматривать конкурентоспособность относительно основных ресурсов (труд, земля, капитал). Так, конкурентоспособность производства молока на рынке капитала определяется инвестиционной привлекательностью молочного скотоводства, труда – уровнем оплаты животноводов, земли – возможностью получать доход путем альтернативного, в том числе несельскохозяйственного использования ее в других отраслях экономики. При этом следует различать конкурентоспособность потенциальную и реализованную, или актуализированную. Потенциальная конкурентоспособность свидетельствует о способности кон-курировать, определяется объективными факторами, базируется на абсолютных и сравнительных преимуществах и производственно-экономическом потенциале.  Потенциальный уровень конкурентоспособности производства продукции:
- характеризуется  показателями конкурентоспособности  при полной реализации абсолютных, сравнительных и максимальном  формировании конкурентных преимуществ;
- определяется  природно-климатическими, рыночными, демографическими и т.п. условиями производства, а также инновационным потенциалом: производственным, маркетинговым, финансовым, кадровым, научным, инфраструктурным (логистическим) и т.п. Реализованные инновации в сельскохозяйственном производстве способны трансформировать избирательные конкурентные недостатки в дополнительные конкурентные преимущества.
        Временной признак – важнейший  при оценке конкурентоспособности.  От того, является ли конкурентоспособность  производства продукции краткосрочной (оперативной, конъюнктурной), среднесрочной (тактической) или долгосрочной (стратегической), во многом зависит инвестиционная привлекательность, возможность осуществлять устойчивое развитие отраслей АПК.  Конкурентоспособность производства продукции в долгосрочном периоде – конкурентоустойчивость (по функциональным областям управления):
 -    маркетинговая (изменения на глобальном рынке);
-    логистическая (изменение потоков товародвижения);
    - технологическая (технологические изменения + изменения природно-   климатических условий, в т.ч. глобальное потепление);
    -    кадровая (кадровый резерв, способность сохранять кадры при быстром развитии других отраслей экономики);
    - финансовая (способность привлечения инвестиций (капитала) в условиях финансового кризиса, риски и т.п.).
        Важнейшим требованием к системе  показателей является отсутствие  противоречий между общими целями  государственного управления и  частными целями сельскохозяйственных  производителей как субъектов  рыночных отношений.  Ключевые показатели конкурентоспособности:
• прибыль  в расчете на единицу основного  производственного ресурса отрасли  ;
• уровень  рентабельности производства продукции.
      В расчетах показателей конкурентоспособности  необходимо учитывать как основную продукцию, так и сопряженную (в молочном животноводстве - затраты на воспроизводство стада).
      Принятие  управленческих решений на основе данных финансовых показателей предполагает усиленное внимание к методике их формирования.
        На момент принятия решения требуется актуальная информация о себестоимости продукции и финансовом результате. Поэтому система управленческого учета, построенная в соответствии с информационными потребностями пользователей, является необходимым условием принятия адекватных управленческих решений.
       Объективно  оценивая обстановку, складывающуюся в аграрном комплексе страны, следует  отметить, что несмотря на то, что  за последние 9 лет в этой сфере  удалось преломить ситуацию к  лучшему и обеспечить заметный рост производства основных видов продукции, тем не менее по прежнему сохраняются опасные тенденции, которые могут привести к сдерживанию его развития и снижению его конкурентоспособности. Среди основных тенденций можно выделить следующие: низкая доходность сельхозтоваропроизводителей в условиях диспаритета цен; нестабильность агропродовольственного рынка; засилье импорта продовольственных товаров; резкое колебание цен на сельхозпродукцию, сырье и продовольствие; неадекватная господдержка и кредитная система села.
       Для повышения доходности сельхозпроизводства следует установить прямые дотации на мясомолочную продукцию. В соответствии с ФЗ «О развитии сельского хозяйства» на основании мониторинга цен на продукцию сельского хозяйства и цен на промышленные товары и услуги, в случае диспаритета цен выплачивать компенсации сельхозпроизводителям.[4, с 15] 

       1.2 Факторы, влияющие на конкурентоспособность  предприятия 

     Каждое  предприятие- участник рынка проводит сравнение себя с конкурентом  по различным параметрам, к которым  относятся и характеристики продукта. Предприятие учитывает также различия в ассортименте, в имидже предприятия, в силе маркетинга, совершенстве производства и персонала, в достигнутых результатах деятельности, в видах деятельности по формированию и расходованию ресурсов.
      Высокая конкурентоспособность предприятия обусловливается наличием следующих трех признаков:
1) потребители  довольны и готовы купить повторно  продукцию этой фирмы;
2) общество, акционеры, партнеры не имеют  претензий к фирме; 
3) работники  гордятся своим участием в деятельности фирмы, а посторонние считают за честь трудиться в этой компании.
      Для того чтобы стать конкурентоспособным предприятию необходимо:
    Обеспечить  конкурентоспособность выпускаемой продукции в целевых сегментах рынка. Под конкурентоспособностью товара подразумевается оцененное потребителем свойство объекта превосходить в определенный момент времени по качественным и ценовым характеристикам аналоги в конкурентном сегменте рынка без ущерба для производителя.
    Поднять потенциал конкурентоспособности предприятия, а следовательно, и его подразделений, до уровня мировых производителей в данной отрасли. Этот показатель  характеризует возможность успешной работы организации в будущем.  Анализ конкурентоспособности сельскохозяйственного предприятия предусматривает оценку возможностей конкурирующих организаций в производстве и поставке на товарный рынок продукции, которая может повлиять на снижение интереса со стороны покупателя к предприятию и его продукции.
        Важный аспект конкурентоспособности - наличие конкурентных преимуществ, то есть уникальных осязаемых и неосязаемых активов, которыми владеет предприятие, которые стратегически важны для бизнеса и позволяют побеждать в конкурентной борьбе. Чтобы предприятие стало лидером на рынке, ему необходимо опережать конкурентов в нововведениях в системе производства и сбыта, в установлении новых цен, снижении издержек. Поэтому конкурентоспособность не является постоянным признаком; преимущество над соперником может утрачиваться со временем как за счет факторов внешней среды, так и за счет внутренних факторов. Внешними факторами конкурентоспособности являются:
    Финансово-кредитная, инвестиционная и налоговая политика государства;
    Степень конкурентоспособности рынка;
    Величина платежеспособного спроса;
    Инфраструктура рынка;
    Протекционистская политика по отношению к отечественным производителям;
    Стандартизация и сертификация продукции;
    Уровень информированности о рыночной конъюнктуре;
    Природно-климатические условия.
Внутренние  факторы конкурентоспособности:
    Конкурентоспособность продукции;
    Финансовое состояние предприятия;
    Маркетинговая деятельность;
    Организация и управление производством;
    Инновационная деятельность и технологии;
    Размер предприятия.
     Предприятие, выступающее на рынке, должно изучить свое конкурентное окружение, т.е. конкурентные силы, воздействующие на нее, которые характеризуются известной моделью движущих сил конкуренции выдающегося американского маркетолога Майкла Е. Портера.
     На  рисунке 1.1 изображены пять конкурентных сил, определяющих привлекательность отрасли и позиции данной фирмы в конкурентной борьбе в этой отрасли, а именно:
     1. Появление новых конкурентов. 
     2. Угроза замены данного продукта  новыми продуктами.
     3. Сила позиции поставщиков.
     4.Сила  позиции покупателей. 
     5. Конкуренция среди производителей в самой отрасли.
     Кратко  рассмотрим эти конкурентные силы.
     При оценке угрозы появления новых конкурентов  необходимо руководствоваться понятием «барьер входа в отрасль», высоту которого следует учитывать как  организациям, находящимся внутри отрасли (для них чем выше барьер, тем лучше), так и организациям, которые предполагают осуществить вход в новую отрасль (для них чем он ниже, тем лучше). Высота барьера определяется следующими факторами.
      1. Экономикой масштабов. Обычно  организации, впервые появившиеся на рынке, начинают деятельность по сбыту нового продукта в масштабах, существенно меньших, нежели его традиционные производители. Поэтому их производственно-сбытовые издержки выше, что обусловливает при примерном равенстве рыночных цен получение меньшей прибыли, а может быть, и убытки.
      2. Привычностью марки товара. Потребители  конкретных товаров ориентированы  на приобретение товаров определенных  марок. Новым производителям необходимо  свою марку сделать популярной  среди новых потребителей. Зачастую  это очень сложная задача.
      3. Фиксированными затратами, связанными  со входом в новую отрасль  (следование новым стандартам, требованиям  дизайна и др.)
      4.Затратами  на новые основные фонды, которые  во многих случаях требуется  создавать для выпуска нового  продукта.
         5. Доступом к системе  товародвижения. Традиционные производители  данной отрасли могут создать  барьеры для новых производителей  на пути их проникновения в  функционирующие сбытовые сети. В этом случае новым товаропроизводителям  придется создавать свои каналы сбыта, что требует высоких затрат.
      6. Доступом к отраслевой системе  снабжения. В данной области  существуют те же барьеры, что  и в случае с системой товародвижения.
      7. Отсутствием опыта производства данного вида продукта, вследствие 
чего себестоимость продукта в общем случае выше, чем у традиционных 
производителей данной отрасли.
 


      Рисунок 1.1 - Модель движущих сил конкурентов М. Портера 

      Что касается угрозы замены данного продукта новыми продуктами, то имеется в виду производство новых продуктов, удовлетворяющих ту же потребность, но созданных на основе совершенно новых принципов. При оценке угрозы замены необходимо учитывать характеристики и цену продукта-заменителя по отношению к традиционным продуктам, цену переключения на использование нового продукта, которая может быть достаточно высокой из-за необходимости потребителям продукта-заменителя менять оборудование, переучивать кадры и др. Кроме того, необходимо принимать в расчет, предрасположен ли потребитель к замене традиционно покупаемых продуктов.
        Сила позиции поставщиков. Она во многом определяется типом рынка, на котором действуют поставщики и предприятия отрасли. Если это рынок поставщиков, когда они диктуют свои условия предприятиям отрасли, то последние находятся в менее выигрышной позиции по сравнению со случаем, когда они доминируют на рынке (рынок потребителей). Сила позиции поставщиков определяется следующими факторами.
    Разнообразием и высоким качеством поставляемых продуктов и
предоставляемых услуг.
    Наличием возможности смены поставщиков.
    Величиной затрат переключения потребителей на продукцию других 
    поставщиков, обусловленных необходимостью использовать новую технологию и оборудование, решать организационные и другие вопросы.

    Величиной объемов продукции, закупаемой у поставщиков. Большие 
    объемы закупки сырья, материалов, комплектующих, всего необходимого для ведения производства делают поставщиков более зависимыми от предприятий, осуществляющих масштабные закупки.

      Сила  позиции покупателей. Она, как и в предыдущем случае, во многом определяется типом рынка, на котором действуют предприятия отрасли и покупатели их продукции. Имеются в виду соответственно рынки производителя и покупателя. Сила позиции покупателей определяется в первую очередь следующими факторами.
    Возможностью переключиться на использование других продуктов.
    Затратами, связанными с этим переключением.
    Объемом закупаемых продуктов.
      На  уровень конкуренции внутри отрасли  влияют различные факторы:
      емкость рынка по каждому конкуренту;
      число конкурентов;
      финансовые, технологические, трудовые и другие возможности конкурентов;
      объединение, слияние, сговор;
      темпы роста отрасли;
      увеличение цены и риска выхода из отрасли.
      При многообразии методов и средств  конкурентной борьбы позицию предприятия  определяет конкурентное преимущество.
      Как показывает анализ по Портеру, конкурентное преимущество может достигаться  за счет более низких издержек (стратегия  доминирования по издержкам), или  за счет особенностей, неповторимости, уникальности товара (стратегия дифференциации). Если предприятие  конкурирует на узком сегменте рынка, то может использовать сочетание стратегий.
         Цель модели Портера - обеспечение оптимального управления портфелем фирмы и ее финансами, причем  в качестве главного фактора  рассматриваются конкурентные силы рынка.  

      1.2.1 Конкурентоспособность предприятия  как фактор его коммерческого  успеха 

      Производственная  деятельность аграрного предприятия  в современных условиях зависит  от того, насколько успешно решаются проблемы, связанные с конкурентоспособностью выпускаемой продукции. Только решив эту проблему, предприятие может эффективно функционировать и развиваться в рыночной среде.
      Известно, что в условиях рынка конкуренция  является действенным механизмом регулирования  экономики, способствует выживанию наиболее устойчивых в финансовом отношении предприятий. Конкуренция – это также и экономическая борьба предприятий, выпускающих аналогичную продукцию на рынок.
      Современная экономика базируется на стремлении людей удовлетворять свои личные интересы в сфере обмена товаров на рынке, что порождает конкуренцию. Наибольшее воздействие на конкурентоспособность предприятий аграрного сектора экономики оказывают, по мнению многих ученых, интегральные факторы и, прежде всего, инвестиционные, инновационные и финансовые. Это вполне оправдано, так как произвести и реализовать сельскохозяйственную продукцию более высокого качества и с меньшими издержками можно только используя новые технологии и достижения науки, т.е. только предприятие, систематически обновляющее свой экономический потенциал, способно повысить свою конкурентную устойчивость на рынке.
      Борьба  за потребителя – это, прежде всего, борьба за сферу влияния на рынке, а она в свою очередь зависит от низкой цены и качества производственной продукции, т.е. потребительной стоимости. В ходе конкуренции устанавливается общественная необходимость в данной продукции, дается оценка с определением уровня цен.
      Прочность положения предприятия на рынке  определяется конкурентоспособностью производимых ею продуктов и возможностями вести конкурентную борьбу.
      Конкурентоспособность отражает качественную сторону предлагаемой продукции.
      Конкурентоспособным является тот товар, комплекс потребительских  и стоимостных свойств которого обеспечивает ему коммерческий успех  на рынке.
      Конкурентоспособный товар – это товар, выгодно  отличающийся от аналогов-конкурентов  по системе качественных и социально-экономических  признаков.
      Индикаторами  конкурентоспособности товара являются:
- назначение (полезность товара);
- качественная характеристика товара;
- цена  товара.
      Главными  составляющими конкурентоспособности  являются: технический уровень товара, уровень маркетинга и рекламно-информационного  обеспечения, соответствие требованиям  потребителя, техническим условиям и стандартам, организация сервиса, гарантийного обеспечения, обучение персонала, сроки поставки, сроки гарантий, цена, своевременность появления данного товара на конкретном рынке, политико-экономическая ситуация в данном регионе.
      Конкурентоспособность означает высокое качество товаров при поддержании высокой заработной платы и жизненных стандартов. Важнейшим фактором, обеспечивающим конкурентоспособность, является повышение темпов производительности труда.
      Понятие конкурентоспособности тесно связано  с понятием «качество».
Параметры качества, как правило, определяются исходя из интересов производителя, а параметры конкурентоспособности  – прежде всего из интересов потребителя. Уровень качества и технический  уровень продукции задаются техническим  уровнем современного производства, а для оценки конкурентоспособности необходимо сопоставить его с уровнем развития потребностей.
      Для каждого товара необходимо оценить  его уровень конкурентоспособности  для того, чтобы в дальнейшем провести анализ и выработать успешную товарную политику.
      Оценка  конкурентоспособности включает в  себя следующие этапы:
- анализ  рынка и выбор наиболее конкурентоспособного  товара;
- определение  сравнительных параметров образцов  товара;
- расчет  интегрального показателя конкурентоспособности  оцениваемого товара.
      Конкурентоспособность товара определяет во многом конкурентоспособность  и самого предприятия, его финансово-экономическое  состояние и репутацию.
      В отличие от конкурентоспособности  товара, которая может измениться в короткий срок, устойчивая конкурентоспособность предприятия достигается в течение длительного периода.
      В связи с этим следует отметить тот факт, что сельскохозяйственное предприятие в силу специфики  аграрного рынка функционирует  в условиях совершенной (чистой) конкуренции. Это означает, что на таком рынке действует большое количество предприятий, производящих, распределяющих и продающих однородную (стандартизированную) продукцию, которая не отличается по своим химико-биологическим и физическим параметрам, органолептическим признакам. Рынок чистой конкуренции дает возможность новым производителям таких товаров относительно легко войти в данную сферу рынка.
      На  конкурентном рынке отдельные предприятия  не могут осуществлять должный контроль над ценой продукции. Это существенная особенность сельскохозяйственных товарных рынков. Объясняется этот факт тем, что в силу многочисленности аграрных предприятий, отдельные предприятия производят весьма незначительную часть продукта от общего его объема по данному товарному рынку. Предприятие вынуждено продавать товар по средней цене, сложившейся на данный момент в целом по рынку.
      Рыночная  конкуренция базируется на полной самостоятельности  предприятий, имеющих определенные средства для производства качественной, отвечающей требованиям рынка, продукции, что обеспечивает спрос на нее. Помимо этого конкуренция создает предпосылки к повышению заинтересованности предприятий в выпуске такого товара, который обеспечивал бы получение прибыли, достаточной для воспроизводства производственного процесса. Наряду с этим конкуренция требует функционирования стабильной кредитно-финансовой системы, способной обеспечивать деятельность большого числа производителей материальных благ.
      В современных условиях конкурентной борьбы придание аграрному предприятию  конкурентной устойчивости на рынке за счет предложенных направлений является актуальной проблемой как в краткосрочном периоде, так и в перспективе.
      Конкурентной  устойчивости предприятия способствует соответствие управления предприятием и его технологического уклада. Чем больше разрыв между организацией управления предприятием и техническим уровнем производства, тем быстрее оно теряет свою конкурентоспособность.
Производство  и реализация конкурентоспособных  товаров и услуг – обобщающий показатель жизнестойкости предприятия. Однако производство конкурентоспособной продукции может быть ресурсоемким и высокозатратным, что в условиях рынка неизбежно приведет к снижению эффективности, уменьшению прибыли, ухудшению финансового положения предприятия. В этом случае требуется дополнительное финансирование, что в результате понижает конкурентоспособность производителя.
      Применение  интенсивных технологий, высокий  уровень механизации – это  необходимые условия для получения  дохода от произведенной продукции.
      В сельском хозяйстве эффективное использование производственных ресурсов, и особенно земли, возможно лишь на основе сочетания отраслей. Эту особенность необходимо учитывать и в условиях рынка при выборе наиболее экономически выгодных видов производства. Поэтому конкурентоспособность сельскохозяйственного производства целесообразно оценивать в целом, что позволяет сочетать экономический интерес собственника с производственными особенностями сельскохозяйственного производства.
      Основными требованиями для достижения конкурентоспособного производства являются: использование прогрессивной технологии, современных методов менеджмента, своевременное обновление фондов, обеспечение гибкости производства, пропорциональности, непрерывности и ритмичности процессов.
      Для того чтобы производить товар на уровне мировых стандартов, необходимы новые технологии и современное оборудование. Это требует значительных инвестиций, способных обеспечить не только высокое качество российских товаров, но и создать новые рабочие места.
      Процесс формирования конкурентоспособности представляет собой совокупность организационно-экономических мер по приведению производственных программ выпуска продукции определенного объема, ассортимента и качества в соответствие с имеющимся производственным потенциалом. Одним из главных факторов формирования конкурентоспособности является максимальное использование конкурентных преимуществ.
      Обеспечение конкурентоспособности предприятия  достигается благодаря соблюдению основополагающих принципов рыночной системы и разумного использования факторов, воздействующих на эффективность и конкурентоспособность производства.
      К основным принципам конкурентоспособности  предприятия относятся:
- принципы  превосходства качества товара  на рынке;
- принципы  преобладания товара на рынке;
- принципы  минимизации издержек труда и материально-денежных средств на единицу товарной продукции;
- принцип  экономической выгоды.
      Основными рыночными факторами, способствующими  повышению конкурентоспособности  отдельных видов сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, являются:
1) создание  инфраструктуры рынка;
2) сокращение  количества посредников в системе  реализации продукции и переход  преимущественно на кооперативные  формы организации торгово-закупочной  деятельности;
3) увеличение  вложений в сферу переработки продукции в целях расширения ее ассортимента и качества, позволяющих удовлетворять спрос потребителей.
      Оценка  конкурентоспособной продукции  отражает соответствующие функциональные задачи: изучение конъюнктуры (спрос, предложение, цены, емкость рынка, каналы сбыта), определение набора потребительских и экономических показателей конкурентоспособности (натуральные, стоимостные, относительные), выбор базы для сравнения конкурентов (анализ показателей конкурентоспособности, выбор объекта в качестве базы для сравнения, расчет интегрального показателя конкурентоспособности).
      В аграрном секторе производства предприятие  должно четко определить стратегию  своего конкурентного поведения  на соответствующем товарном рынке. Для этого предприятие должно найти свое конкурентное преимущество, что создаст для него определенное превосходство по сравнению с предприятиями-конкурентами.
      Известно, что конкурентное преимущество предприятия  может быть внешним, если оно основано на особых, отличительных качествах  товара. Особые свойства товара позволяют предприятию воздействовать на рынок, продав этот товар по более высокой цене. За счет качественных параметров товара цена будет выше, чем у конкурента, который не обеспечил получение товара соответствующего отличительного качества. Однако стратегия, обусловленная внешними конкурентными преимуществами, носит для аграрного предприятия ограниченный характер, и большого влияния на формирование цены не оказывает в силу объективных предпосылок, изложенных выше.
      Для сельскохозяйственного предприятия стратегия, основанная на внутреннем конкурентном преимуществе, – наиболее предпочтительна, ибо она основана на доминировании на рынке по издержкам производства. При такой стратегии преимущество предприятия будет проявляться в меньшей себестоимости продукта, чем у конкурента. Внутреннее конкурентное преимущество позволяет добиться более высокой эффективности производства, обеспечивающей предприятию большую рентабельность и более надежную устойчивость при снижении цен реализации товара, диктуемых рынком.
      Процесс формирования конкурентоспособности  представляет собой совокупность организационно-экономических  мер по приведению производственных программ выпуска продукции определенного  объема, ассортимента и качества в  соответствие с имеющимся производственным потенциалом. Одним из главных факторов формирования конкурентоспособности является максимальное использование конкурентных преимуществ.
      В теории существуют два основных типа конкурентных преимуществ товаропроизводителя.
      Суть  первого – более низкие издержки на производство за счет концентрации и лучшей технологии производства, а значит, возможности продавать по ценам более низким, чем конкуренты.
      Второй  тип конкурентоспособности основывается на удовлетворении особых потребностей покупателя, его запросов за премиальную цену. Применительно к аграрному предприятию это, прежде всего, означает производство продукции особо высокого качества, ее сортировку, упаковку, поставку в удобное для покупателя время и в особом виде и т.д.
      Конкурентоспособность выступает как часть воспроизводственного процесса относительно способов и методов хозяйствования на рынке товаров и услуг и оценивается массой прибыли в соотношении с потребленными и используемыми ресурсами.
      Конкурентная устойчивость предприятия будет зависеть от объема и ассортимента производимой продукции, размера и издержек производства этой продукции и цены товара. Анализ конкурентоспособности сельскохозяйственной организации, следовательно, должен быть осуществлен по следующим показателям:
- объем  производства продукции;
- стоимость  валовой продукции;
- валовые  издержки производства;
- совокупный  экономически чистый доход (прибыль  или убыток).
      Максимизация  прибыли при оптимизации объемов  производства продукции и издержек – это тот критерий конкурентоспособности аграрного предприятия, функционирующего в условиях совершенной конкуренции, когда цена за товар остается неизменной и зависит только от конъюнктуры рынка.
      В долгосрочной перспективе интерес  аграрного предприятия должен сосредоточиться  на устойчивости его функционирования. Для этого необходимо производить мониторинг показателей эффективности работы предприятия, которые в определенной мере служат индикаторами конкурентоспособности предприятия в будущем. 

      1.3 Сравнительный анализ методов  оценки конкурентоспособности предприятия 

      Существует  немало методов определения конкурентоспособности  организаций, однако единой концепции, позволяющей охватить все аспекты  конкурентоспособности, пока еще нет.
      Рассмотрим  наиболее известные методики оценки конкурентоспособности предприятия. П. Бакли, Л. Кристофер и К. Прескотт в основе своего способа измерения конкурентоспособности видели:
- результат  деятельности, который оценивается  показателями следующих величин:  прибыли, рентабельности. доли рынка,  баланса торговли, а также значение показателя сравнительного преимущества RCA (Revealed  Comparative Advantage);
- конкурентный  потенциал, определение которого  дает возможность выявить наличие  дешевых сырьевых ресурсов, современных  технологий;
- конкурентный  процесс, оценка которого дает возможность конкурентный потенциал перевести в конкурентные достижения.
      М. Портер определяет конкурентоспособность  предприятия как способность  успешно оперировать  на конкретном рынке (регионе сбыта) в данный период времени путем выпуска и реализации конкурентоспособной продукции и услуг. На основе выделенных им факторов и преимуществ проводиться анализ сильных и  слабых сторон, появляющихся возможностей и угроз, который объединяет SWOT-анализ. [9,с 124.]
      Развивая  и совершенствуя модель М. Портера, американская ассоциация управления (АМА) на основе SWOT-анализа разработала более систематизированную модель сравнительного анализа. С ее помощью можно оценить сильные и слабые стороны конкурентоспособности, которая оценивается по шести блокам: финансы, производство, организация, управление, кадровый состав, технология.
      Методика 4Р (от англ. product, price, promotion, place) дает возможность определить количественную  оценку конкурентоспособности предприятия как по отдельным показателям, так и по совокупности факторов в целом. Эта методика основана на сравнительном анализе организаций и предприятий конкурентов по следующим показателям: продукт, цена, продвижение на рынке, регионы и каналы сбыта. [10,с 256.]
      Метод, предложенный У.Г. Зиннуровым, объединяет SWOT-анализ со стратегическим балансом, где сильные стороны- это активы предприятия, а слабые- пассивы. [5,с. 152]
      Методика  функциональных карт основана на сочетании  метода 4Р и сегментации рынка. Оценка также ведется по отдельным  показателям конкурентоспособности с учетом их значимости для потребителей на основных сегментах рынка. [18,с. 369]
      Методика  Ж.Ж. Ламбена основана на определении  характеристик свойства товара или  торговой марки, которые создают  для организации определенное превосходство. Характеристики в данном случае могут быть совершенно различными и относиться как к самому товару (базовые услуги), так и к дополнительным  услугам, сопровождающим базовые, к формам производства, сбыта или продаж, специфичным для предприятия или товара.
      Данная методика группирует конкурентные преимущества в две категории: внутренние и внешние. Внешнее конкурентное преимущество основано на отличительных качествах товара, образующих его ценность. Внутренним считается конкурентное преимущество, прежде всего в издержках производства, что является базовой ценностью для самого предприятия. Эти два вида преимущества  являются несовместимыми, так как имеют разное происхождение и природу и при этом требуют различающихся навыков и культуры. Графически в данном методе на горизонтальной оси отображается цена, а на вертикальной- издержки в процентах по сравнению с аналогичными значениями для приоритетного конкурента. Можно определить границу безубыточности, провальную зону, идеальную зону. На основе этого выбирается одна из стратегий, главное здесь- чтобы показатели, соответствующие стратегии предприятия, находились правее (ниже) границы безубыточности.
      Автор этой методики считает, что одним  из важнейших вопросов анализа конкурентоспособности  организации является реакция конкурентов, в связи с чем предлагает вести анализ по трем позициям: снижение цены, усиление рекламного влияния и повышение качества. Создается матрица Эластичности конкурентной реакции, по которой сравниваются конкурирующие организации. матрица конкурентных реакций является удобным инструментом для прогнозирования поведения конкурентов. [6, с.144.]
      Методика  Р.А. Фатхутдинова определяет конкурентоспособность  организации на основе учета весомости  товаров и рынка, на котором они  реализуются.
      Методика  запланированных затрат строится на анализе затрат по отдельным процессам, согласно жизненному циклу продукции путем сравнения с наилучшими показателями результатов конкурентов. [10,с. 261]
      Метод оценки конкурентоспособности предприятия  базируется на теории равновесия фирмы и отрасли А. Маршала и на теории факторов производства. Равновесием считается такое состояние,, когда у производителя нет стимулов для перехода в другое состояние, то есть для изменения объемов производства (изменения своей доли рынка). В условиях равновесия, когда достигается максимальный объем производства и сбыта товара при неизменном характере спроса и уровня данного рынка, каждый из факторов производства используется с одинаковой  и одновременно наибольшей производительностью. Увеличить объем производства можно будет тогда, когда какой-нибудь фактор производства будет использоваться не полностью, и существующие размеры производства не будут обеспечивать минимума издержек. Критерием конкурентоспособности служит наличие у предприятия таких факторов производства, которые могут быть использованы с лучшей, чем у других конкурентов, производительностью.[19,с 26-28]
      Структурный и функциональный методы основываются на теории эффективной конкуренции  в приложении к рыночным позициям предприятия.
      Структурный метод основан на оценке положения организации на рынке, исходя из уровня монополизации отрасли, то есть концентрации производства и капитала, и барьеров для организаций, вновь вступающих на отраслевой рынок. Возможности специализации организации зависят не только от внутренних и внешних факторов, но и от других обстоятельств, складывающихся на рынке. При специализации достигаются снижение издержек и повышение рентабельности производства продукции.
      Функциональный  метод основан на оценке конкурентоспособности предприятия по таким экономическим показателям деятельности, как: соотношение издержек и цены, объемы выпуска продукции, норма прибыли и т.д. Он позволяет в определенных пределах делать заключения относительно всей отрасли, а не только в отношении отдельно взятой организации.
      Одним из универсальных методов- методом  «профилей», выявляются критерии удовлетворения запросов потребителей применительно к какому-либо продукту, устанавливается иерархия качественных показателей продукта, сравниваются показатели конкурентоспособности продукта с конкурирующими продуктами.
Матричный метод, разработанный Бостонской консалтинговой группой (BCG), основан на матрице 2х2, предназначенный для оценки многопрофильных крупных организаций (компаний). В нем рассматриваемые подразделения организации в символической форме в соответствии с рыночным ростом и рыночной долей вписываются в соответствующий квадрат.
На вертикальной оси отражается годовой темп роста  рынка, в котором подразделение  ведет свою деятельность. Среднее  значение, отличающее высокий и низкий рыночный рост, составляет 10%. На горизонтальной оси - относительная доля рынка, характеризующая соответствующие для подразделения рыночные доли, которые сравниваются в процентном соотношении с наиболее крупным конкурентом. Например, относительная доля рынка равна 0,1 означает, что объем продаж компании составляет 10% от рыночного лидера. Расстояния в матрице соответственно должны быть пропорциональны процентному росту.[19,с 26-28]
      Преимущества  и недостатки рассмотренных методов оценки конкурентоспособности предприятия обобщены и представлены в таблице 1 приложении А.
      Таким образом, с учетом преимуществ и  недостатков рассмотренных методов  для каждого конкретного предприятия  можно подобрать наиболее приемлемые метод и методику оценки его конкурентоспособности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      2 АНАЛИЗ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ  ООО «МАЙСКОЕ»
      2.1 Организационно-экономическая характеристика  предприятия. 

      Общество  с ограниченной ответственностью «Майское» было создано в 2006 году. Юридический и фактический адрес предприятия – Россия, Оренбургская область, Ташлинский район с. Майское, улица Школьная 22.
        Основным видом деятельности предприятия ООО «Майское» является производство сельскохозяйственной продукции. В связи с этим вся положительная экономика предприятия связана с производством и реализацией продукции, полученной в результате процесса производства.
         Хозяйственная деятельность ООО «Майское» представляет собой  единый производственный комплекс, осуществляющий производство продукции растениеводства в сочетании с животноводством (смешанное сельское хозяйство). Наряду с сельскохозяйственными общество занимается и прочими видами деятельности: переработка и реализация сельскохозяйственной продукции, транспортировка грузов.
      ООО «Майское» самостоятельно определяет форму и систему оплаты труда, устанавливает продолжительность рабочего времени и правила оплаты труда, порядок предоставления рабочих и выходных дней.
       Общая земельная площадь по данным бухгалтерского отчета за 2010 год составляет 16277 га, которая является собственностью ООО "Майское". Среднегодовое поголовье крупного рогатого скота молочного направления, по данным того же года, составляет 400 голов.   
       Финансовое состояние фирмы достаточно неустойчивое. На начало года был остаток нераспределенной прибыли в сумме 8229 тыс.руб. За прошедший год расход с фонда составил – 8954 тыс.руб. На конец отчетного периода дебиторская задолженность составила- 4272 тыс.руб.. в том числе покупатели и заказчики- 1716 тыс.руб. Кредиторская задолженность составила- 15994 тыс.руб.
      Главным в характеристике хозяйства является определение его размера и  специализации. Специализация сельскохозяйственного предприятия означает сосредоточение его деятельности на производстве одного или нескольких видов конкурентоспособной товарной продукции, для производства которых здесь имеются наилучшие условия. [20, c 395] Специализация сельскохозяйственных предприятий способствует сокращению количества товарных отраслей, увеличению объема их производства и повышению прибыли (чистого дохода). Увеличение объема производства одних товарных отраслей за счет сокращения других возможно до тех пор, пока этот процесс станет экономически невыгодным.
      Целью специализации является повышение  выхода товарной продукции и снижение ее себестоимости за счет более эффективного использования производственных ресурсов. В зависимости от видов производимой продукции, используемой техники, технологии, профессиональной подготовки работников и организации производства на предприятии формируются отрасли. На сельскохозяйственных предприятиях выделяют две крупные отрасли: растениеводство и животноводство. Для определения специализации ООО «Майское» рассмотрим таблицу 2.1. в которой представлена структура товарной продукции хозяйства. Все данные  для расчета необходимых показателей взяты из бухгалтерских отчетностей за 2008-2010 гг. (Приложение В)
      Таблица 2.1 – Состав и структура товарной продукции 

Отрасли и виды продукции 2008 2009 2010
тыс. руб. % тыс. руб. % тыс. руб. %
Растениеводство- всего 19144 60,988 5545 36,999 4836 31,452
в том числе:            
- зерновые  17222 54,865 5028 33,549 4626 30,086
- подсолнечник 640 2,039 510 3,403 168 1,093
- прочая продукция 1282 4,084 7 0,047 42 0,273
Животноводство-всего 12246 39,012 9352 62,401 10540 68,548
в том числе:            
Скотоводство- всего 2914 9,283 4066 27,130 3152 20,499
-молоко 6693 21,322 5004 33,389 6735 43,802
-мясо  КРС 2000 6,371 164 1,094 269 1,749
Свиноводство-всего 1 0,003 96 0,641 315 2,049
-мясо  свиней 142 0,452 14 0,093 23 0,150
Коневодство-всего 487 1,551 - - 37 0,241
-мясо 9 0,029 - - 9 0,059
Прочая  продукция животноводства - - 8 0,053 - -
Продукция прочих отраслей - - - - - -
Всего по предприятию 31390 100 14987 100 15376 100
 
 
 
      Для оценки специализации ООО "Майское" на основе данных, приведенных в данной таблице, необходимо рассчитать уровень и коэффициент специализации хозяйства. Уровень специализации ( ) определяется долей главной (основной) отрасли в структуре товарной продукции в процентах и рассчитывается по формуле (2.1). 

                                                            
,                                             (2.1)
 

      где - уровень специализации
          - стоимость товарной продукции  главной (основной) отрасли, руб.;
          - стоимость товарной продукции  сельского хозяйства, руб.
Специализация сельскохозяйственных предприятий  по структуре товарной продукции  учитывает только главные и основные отрасли. Применяя коэффициент специализации (формула 2.2) можно учесть все товарные отрасли хозяйства. 

                                                         
,                                                (2.2) 
 

      где - коэффициент специализации;
           - доля товарной продукции  отдельных отраслей;
      -  порядковый номер вида  товарной продукции в ранжированном  ряду по доле в сумме выручки  от реализации, начиная с наивысшего.
      Прежде, чем рассчитывать коэффициент и уровень специализации необходимо по данным таблицы определить стоимость товарной продукции главной (основной) отрасли, то есть проранжировать показатели стоимости продукции.
      За 2008 год получаем следующие показатели: 

      

        

      Показатель  уровня специализации равный 76,19% говорит  о том, что предприятие является специализированным, специализация  зерно-молочная. Коэффициент специализации 0,49 характеризует наше предприятие как высоко специализированное.
      Аналогичным образом рассчитываем и анализируем  показатели за 2009 и 2010 годы, соответственно: 


,   
 

      В 2009 году предприятие достигает высокого уровня специализации (коэффициент специализации равен 0,626), так как ведет смешанный тип деятельности и производит ведущие виды продукции (зерновые и молоко) практически в равных долях по отношению к общему объему продукции. Специализация предприятия при этом сохраняется: зерно-молочная.
      В 2010 году по сравнению с 2008 уровень специализации значительно возрос. В соответствие со значением коэффициента специализации (0,644) предприятие характеризуется как высоко специализированное. Важно отметить, что при этом меняется направление специализации предприятия с зерно-молочного на молочно-зерновое. Это может быть связано с ухудшением природно-климатических условий, которые привели к снижению урожайности (с 12,6 ц/га в 2008 до 8,0 ц/га в 2010 году), и как следствие к снижению валового сбора зерна.
      Для наглядного понимания структуры  товарной продукции составим диаграмму 2.1.
      Как видно из рисунка основную долю в  товарной продукции составляют молоко КРС и зерновые. Это еще раз  подтверждает смешанное направление специализации ООО «Майское», которое ориентируется на производстве и реализации молока и зерновых. 
 


      Рисунок 2.1- Структура товарной продукции  ООО «Майское» 

      Как было сказано выше, помимо специализации, размер предприятия характеризуют размеры производственных ресурсов (площадь сельскохозяйственных угодий, пашни, средства производства, работники) и размеры производства (валовая продукция, товарная  продукция, прибыль).
     Важным показателем является площадь земельных угодий предприятия, в том числе и сельскохозяйственных (пашни, пастбища, сенокосы и т.д.) Основным количественным показателем развития отраслей растениеводства является размер посевных площадей. Посевная площадь — площадь пашни, занятая под посев сельскохозяйственных культур. [20, c.324] От ее размера зависит производство продукции растениеводства, так как объем производства каждого вида продукции растениеводства представляет собой произведение урожайности на посевную площадь.
      Для того чтобы проследить в динамике изменение состава и структуры земельных угодий в ООО «Майское» рассмотрим таблицу 2.2, отражающую наличие земельных ресурсов на предприятии по данным бухгалтерской отчетности за 2008–2010 года. 
 
 
 

Таблица 2.2 – Состав и структура земельных угодий предприятия ООО "Майское" 

Виды  земельных угодий 2008 2009 2010
Площадь, га в % к итогу Площадь, га в % к итогу Площадь, га в % к итогу
Общая земельная площадь 16277 100,00 16277 100,00 16277 100,00
Сельскохозяйственные  угодья 15160 93,14 15160 93,14 15160 93,14
из  них: пашни 8048 49,44 8048 49,44 8048 49,44
сенокосы 501 3,08 501 3,08 501 3,08
пастбища 6611 40,62 6611 40,62 6611 40,62
насаждения - - - - - -
прочие  угодья - - - - - -
Площадь леса - - - - - -
Пруды и водоемы - - - - - -
Приусадебные участки, коллективные сады и огороды работников хозяйства - - - - - -
Прочие  1117 6,86 1117 6,86 1117 6,86
 
      По  данным таблицы видно, что в ООО "Майское" с 2008 по 2010 год количество земельных угодий не изменялось. Анализируя состав и структуру земельных угодий хозяйства, можно сделать вывод, что основной земельный массив занимают сельскохозяйственные угодья (более 93% от общей площади земель), в том числе почти 50%-пашни.
      Проанализируем  наличие ресурсов предприятия, с  помощью которых осуществляется предпринимательская деятельность. Во–первых, рассмотрим наличие и эффективность использования основных средств предприятия. 
      Основные  средства – отражённые в бухгалтерском или налоговом учёте основные фонды организации в денежном выражении. [7, c.108] Основные фонды – это средства труда, которые многократно участвуют в производственном процессе, сохраняя при этом свою натуральную форму. [7, c.108] Предназначаются для нужд основной деятельности организации и должны иметь срок использования более года. По мере износа, стоимость основных средств уменьшается и переносится на себестоимость с помощью амортизации.
     Осознавая важность основных фондов на предприятии, необходимо постоянно анализировать  в каком количестве и в каком  состоянии они находятся на предприятии, так как в случае необеспеченности или избытке может вызвать дополнительные затраты или упущенную выгоду, что неблагоприятно скажется на общем состоянии предприятия. Для этого рассмотрим таблицу 2.3.
     Таблица 2.3- Состав и структура основных фондов 

Виды основных фондов 2008 2009 2010 2010 г в  % к 2008г.
Стоимость, тыс.руб В % к итогу Стоимость, тыс.руб В % к итогу Стоимость, тыс.руб В % к итогу
Машины  и оборудование 5520 57,96 6648 50,27 11407 54,60 206,65
Транспортные  средства 198 2,08 198 1,50 1409 6,74 711,62
Рабочий скот 378 3,97 88 6,68 87 0,42 23,02
Продуктивный  скот 3428 35,99 6291 47,57 7990 38,24 233,08
Итого 9524 100 13225 100 20893 100 219,37
В том числе:              
производственные 9524 100 13225 100 20893 100 219,37
непроизводственные - - - - - - -
 
     Данные  таблицы 2.3  показывают, что стоимость  машин и оборудования, транспортных средств и продуктивного скота  в период с 2008 по 2010 значительно возросла. Это связанно с поступлением основных фондов на предприятие  в 2009 году Интерес  вызывает резкое снижение в период с 2008 по 2009 год поголовья рабочего скота. Выбытие в течение 2008 года составило 290 голов, в результате поголовье рабочего скота сократилось в 4 раза. Общая сумма основных средств в среднем за 2010 г. составила 20893 тыс. руб., что на 11369 тыс. руб. больше, чем в 2008 году.
     Для того чтобы наглядно представить динамику изменения структуры основных фондов за 2008-2010 гг. и построим диаграмму. Рассмотрим рисунок 2.2. 

     
     Рисунок 2.2- Динамика структуры основных фондов ООО «Майское»
      Анализируя  данный рисунок можно сказать, что  основную долю в структуре основных фондов занимают машины и оборудование, а также продуктивный скот. На протяжении анализируемых трех лет наблюдается  положительная динамика, количество основных  фондов из года в год увеличивается.
        Во–вторых, необходимо проанализировать наличие и эффективность использования оборотных средств предприятия.
     Оборотные средства, также называемые оборотным капиталом — те средства, которые компания использует для осуществления своей повседневной деятельности, целиком потребляемые в течение производственного цикла. Их обычно делят на товарно–материальные ценности и денежные средства.[7, c.131]
     Именно  по количеству потребляемых оборотных  средств можно определить масштабы производства предприятия. Для этого построим таблицу 2.4
     Таблица 2.4-Динамика наличия и структуры  оборотных средств 

Виды  основных фондов 2008 2009 2010 2010 г в  % к 2008г.
Стоимость, тыс.руб В % к итогу Стоимость, тыс.руб В % к итогу Стоимость, тыс.руб В % к итогу
Запасы, в т.ч. 14715 53,86 22930 76,36 25671 27,35 174,45
- сырье, материалы 6516 23,85 8622 28,71 3208
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.