На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Влияние мышления на развитие речи дошкольников 4-5 лет

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 14.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 19. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Министерство  образования и науки Российской Федерации
Федеральное агентство по образованию
Коми  государственный педагогический институт
Факультет педагогики и методики начального образования
Специальность «Дошкольная педагогика и психология»
Кафедра психологии развития
(заочное  отделение) 
 
 
 
 
 
 

Курсовая  работа
Тема: Влияние  мышления на развитие речи дошкольников 4-5 лет. 
 
 
 

                       Исполнитель:
                    Студентка 4 курса 3 группы
                       Евсеева Ю.С.
                       Научный руководитель:
                    к.псих.н., доцент        Аверин А.В  
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     

Сыктывкар, 2009 

Содержание
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава1. Теоретическое изучение……………….……………………………..….5
1.1.Общая характеристика мышления дошкольников……………………..…..5
1.2.Общая  характеристика развития речи  в дошкольном возрасте…..………11
1.3.Влияние мышления на развитие речи дошкольников……………….……………………………………………….…..18
Глава 2. Эмпирическое исследование влияния мышления у детей дошкольного возраста 4-5 лет на  развитие  речи…………………...…………………………………………………………..20
2.1. Констатирующий эксперимент исследования развития мышления и его влияние на речь………………………………………..……………………..….20
2.2 Контрольный эксперимент исследования развития связной речи………………………………………………………………………….…...34
Анализ  и  выводы…………………………………………..……………....…...41
Заключение…………………………………………………………………..….43
Список  использованной литературы……………………………… ……..…...45 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение
    Дошкольный  возраст характеризуется возникновением новой социальной ситуации развития ребенка.
    У дошкольника появляется круг элементарных обязанностей, с одной стороны, под руководством взрослого, который создает условия и обучает, а с другой – под воздействием «детского общества». Дошкольники общаются между собой, действуют совместно, в процессе этой деятельности создается их общественноt мнение. Совместная деятельность сменяется самостоятельным выполнением указаний взрослого. Взрослый в этот период очень авторитетен.
    Собственная внутренняя позиция дошкольника  по отношению к другим людям характеризуется  осознанием собственного Я, осознанием своего поведения и интересом к миру взрослых.
    Психическими  новообразованиями этого возраста являются:
      становление иерархии мотивов деятельности;
      возникновение потребности в общественно-значимой деятельности.(1,с.173-174)
    Целью данной курсовой работы является изучение влияния мышления на развитие речи дошкольников 4-5 лет.
    Теория  развития мышления и речи породила большие споры в психологии. В  связи с этим, исследование развития мышления и речи дошкольников достаточно актуально и может помочь доказать или опровергнуть некоторые основные заключения.
      Мышление  и речь были определены как объекты исследования, а мышление и речь детей дошкольного возраста предметом исследования. В ходе данной работы были сформулированы задачи исследования по определению уровня развития мышления, изучению словарного состава, грамматического и синтаксического строя речи, по изучению умения вычленять причинно – следственные связи в предложении.
      На  основе проделанного обзора литературы по данной теме предлагаю следующую  рабочую гипотезу для проведения исследования:  мышление влияет на развитие речи дошкольников в возрасте 4-5 лет.
      При написании работы была использована следующая литература:
    Волков В.С. Детская психология: Логические схемы: учеб. пособие для студентов учреждений среднего проф.образования, обучающихся по спец. пед. профиля/ Б.С.Волков, Н.В.Волкова.- 2-е изд., стереотипное – М.: Гуманитар.изд.центр ВЛАДОС, 2007.-252.
    Детская психология. Учебное пособие/Под ред. Я. Л. Коломинского, Е. А. Панько – М.: Инфра-М, 2000. - 386 стр.;
    Мухина В.С. Возрастная психология: феномен развития, детство, отрочество. Учебник., 7-е изд. - М.: Академия, 2003. - 456 стр.;
    Хрестоматия  по детской психологии: от младенца до подростка. Учебное пособие/Ред-сост П.В. Бурменская., 2-е изд. - М.: Московский психолого-социальный институт, 2005.- 656 стр.;
    Немов Р.С. Общие основы психологии. Кн.1. - М.: Просвещение, 1994 – 235 стр.;
    Болотина Л. Р. Дошкольная педагогика. Учебник - М.: Академия, 2004. - 232 ср.; и другие источники.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Глава 1. Теоретическое  изучение.
1.1.Общая  характеристика мышления  дошкольников.
    Дошкольный  возраст - это пора бесконечных детских  вопросов. Как отмечают Я. Л. Коломинский  и Е. А. Панько, у детей младшего дошкольного возраста преобладают  вопросы, вызванные любопытством. В четыре-пять лет ребенок начинает проявлять интерес к более "далекой" действительности, возникают вопросы по поводу своего появления на свет. В пять-шесть лет все чаще звучат вопросы, вызванные любознательностью, выражающие причинное отношение в форме "Почему?" Вопросы шести - семилетнего ребенка вызываются уже не столько любопытством, сколько потребностью убедиться в истине.(2, с.164)
    Ж. Пиаже считал центральной характеристикой  детского мышления его эгоцентризм. При решении любых задач точкой отсчета для ребенка является он сам. Дошкольник не в состоянии четко отделить свое существование и свои возможности от внешнего мира.(3,с.175)
    Одним из следствий эгоцентризма мышления Ж. Пиаже считал его синкретизм: когда  вместо объяснения ребенок связывает "все со всем" и дает не аргументы, а описание ситуации. Первоначально дети одухотворяют все, даже неживые предметы (если по камню ударить, ему будет больно), чуть позже - только те, которые движутся, затем - только предметы и явления, способные к самостоятельному движению (вода, ветер), наконец, приписывают способность думать и чувствовать только животным и человеку. Эту особенность детского мышления Жан Пиаже назвал анимизмом (от лат. animus – душа). Важной особенность мышления дошкольника - его "глобальность". Дошкольник может выделять в объекте форму, цвет, объем, но все это еще слито для него в один сложный, сплошной конгломерат, точная связь между разными свойствами объекта малышу еще непонятна. Ребенок-дошкольник отнюдь не всегда спешит перестроить свои практические действия на "научной основе", даже если такую основу ему удалось получить. Знание - знанием, а вернее все-таки полагаться на то, что кажется моему зрению (слуху, вкусу, осязанию). Это свойство детского практического мышления - склонность опираться не на знание об истинных отношениях вещей, а на их кажущиеся отношения -  феноменальность. (3,с.176)
    Мышление  ребенка связано с его знаниями. Н. Н. Поддьяковым обнаружены такие  тенденции в развитии знаний у  детей. Первая заключается в том, что в процессе мыслительной деятельности происходит расширение объема и углубление четких, ясных знаний об окружающем мире. Эти стабильные знания составляют ядро познавательной сферы ребенка. Вторая тенденция предполагает, что в это же время возникает и растет круг неопределенных, не совсем ясных знаний, выступающих в форме догадок, предположений, вопросов.(4,с.149)
    По  мере развития любознательности, познавательных интересов мышление все шире используется детьми для освоения окружающего мира, которое выходит за рамки задач, выдвигаемых их собственной практической деятельностью.
    Образное  мышление – основной вид мышления дошкольника. В простейших формах оно  появляется уже в раннем детстве, обнаруживаясь в решении узкого круга практических задач, связанных  с предметной деятельностью ребенка, с применением простейших орудий. К началу дошкольного возраста дети решают в уме только такие задачи, в которых действие, выполняемое рукой или орудием, прямо направлено на достижение практического результата, – перемещение предмета, его использование или изменение. (3, с.178)
    Младшие дошкольники решают подобные задачи при помощи внешних ориентировочных  действий, т.е. на уровне наглядно-действенного мышления. В среднем дошкольном возрасте при решении более простых, а  потом и более сложных задач с косвенным результатом дети постепенно начинают переходить от внешних проб к пробам, совершаемым в уме. После того как ребенка познакомят с несколькими вариантами задачи, он может решить новый ее вариант, уже не прибегая к внешним действиям с предметами, а получив необходимый результат в уме.
    Наглядно-образное мышление лежит в основе интеллектуальной деятельности. Это мышление связано  с правым мозгом. Основное назначение его – верно оценивать наглядную  ситуацию. При наличии наглядно-образного мышления мы знаем, с чем имеем дело, что представляет из себя этот предмет, умеем верно на него реагировать, но не знаем, как он называется. И без помощи левого полушария наглядно-образное мышление не в состоянии сформировать никакого полного высказывания.
    Мышление  ребёнка раннего возраста протекает  в виде отдельных умственных процессов  и операций, включённых в игровую  или практическую деятельность. В  отличие от этого дошкольник постепенно научается мыслить о вещах, которые  он непосредственно не воспринимает, с которыми он в данный момент не действует. Ребёнок начинает выполнять различные мыслительные операции, опираясь не только на восприятие, но и на представления о ранее воспринятых предметах и явлениях.
    Мышление  приобретает у дошкольника характер связного рассуждения, относительно независимого от непосредственных действий с предметами. Теперь перед ребёнком можно поставить познавательные, мыслительные задачи (объяснить какое либо явление, отгадать загадку, решить какую-либо головоломку).
    В процессе решения подобных задач ребёнок начинает связывать свои суждения друг с другом, приходить к определённым выводам или заключениям. Таким образом, возникают простейшие формы индуктивных и дедуктивных умозаключений. На ранних этапах развития у младших дошкольников, в связи с ограниченностью их опыта и недостаточным умением пользоваться умственными операциями, рассуждения часто оказываются очень наивными, не соответствующими действительности. Уже у ребёнка среднего дошкольного возраста можно наблюдать относительно сложные рассуждения, в которых он тонко учитывает все новые данные, обнаруживающиеся в процессе решения задачи.(5,с.224)
    Ребёнок приобретает ряд новых знаний об окружающей действительности и вместе с тем научается анализировать, синтезировать, сравнивать, обобщать свои наблюдения, т. е. производить простейшие умственные операции. Важнейшую роль в умственном развитии ребёнка играет воспитание и обучение.
    В возрасте от 3 до 7 лет у детей происходит формирование понятий и использование  символов. Эти понятия ограничены их личным непосредственным опытом. Дети познают мир в основном через собственные действия, не делают обобщений в целом классе объектов. При решении подобных задач с косвенным результатом дети четырех-пяти лет начинают переходить от внешних действий с предметами к действиям с образами этих предметов, совершаемым в уме. Так развивается наглядно-образное мышление, которое опирается на образы: ребенку необязательно брать предмет в руки, достаточно отчетливо представить его. В процессе наглядно-образного мышления идет сравнение зрительных представлений, вследствие чего задачка решается.(6,с.178)
    Возможность решения задач в уме возникает  благодаря тому, что образы, которыми пользуется ребенок, приобретают обобщенный характер. То есть в них отображаются не все особенности предмета, а только те, которые существенны для решения определенной задачи. То есть в сознании ребенка возникают схемы, модели. Особенно ярко модельно-образные формы мышления развиваются и проявляются в рисовании, конструировании и других видах продуктивной деятельности.
    Психологи отмечают, что наглядно - образное мышление является основой для образования  логического мышления, связанного с  использованием и преобразованием  понятий. Образные формы обнаруживают свою ограниченность, когда перед ребенком возникают задачи, которые требуют выделения таких свойств и отношений, которые нельзя наглядно представить. (6,с.179)
    Словесно-логическое мышление самое сложное, оно оперирует  не конкретными образами, а сложными отвлеченными понятиями, выраженными словами. В дошкольном возрасте можно говорить лишь о предпосылках развития этого вида мышления.(5,с.226)
    Слово начинает использоваться как самостоятельное  средство мышления по мере усвоения ребенком выработанных человечеством понятий - знаний об общих и существенных признаках предметов и явлений действительности, закрепленных в словах. Взрослые часто ошибаются, считая, что слова имеют для них и дошкольников один и тот же смысл. Для ребенка используемые слова - это слова-представления.
    К шести годам понятия детей становятся глубже, полнее, обобщеннее, в них включаются все более существенные черты предмета, явления. Чтобы слова превратились в понятия, требуется специально организованное обучение ребенка со стороны взрослого. Систематическое овладение понятиями начинается в процессе школьного обучения. Однако и специально организованные занятия со старшими дошкольниками позволяют им освоить некоторые понятия.
    В старшем дошкольном возрасте начинается овладение действиями с числами  и математическими знаками. Важно управлять этим и стремиться формировать у детей отвлеченное понятие числа как характеристики любых предметов, математических действий, без опоры на образы. Иначе это вызовет трудности при школьном обучении. В дошкольном возрасте ребенок овладевает некоторыми абстрактными понятиями: о временных отношениях, причине и следствии, пространстве и т. д. При этом понятия о конкретных предметах образуются, конечно же, легче и быстрее.
    Конец дошкольного периода психологи  характеризуют преобладанием наглядно - образного мышления или наглядно - схематического мышления. Отражением достижения ребенком этого уровня умственного развития является схематизм детского рисунка, умение использовать при решении задач схематические изображения.
    Изученная литература по данному вопросу представила нам много информации, которой в дальнейшем мы будем оперировать в процессе своей практической работы, при изучении уровня развития мышления дошкольников 4-5 лет.
    При развитии мышления большую роль играет речевая деятельность самого ребенка и речь взрослого. Речь взрослого, как известно любому родителю, направляет мыслительную деятельность ребенка. Ребенок при помощи взрослого лучше усваивает понятия.
    Хочется заметить, что в дошкольном возрасте дети легче усваивают понятия, связанные  с предметным миром, с его практической деятельностью, а труднее – абстрактные, моральные.
    Волков  Б.С. выделяет 4 этапа в формировании понятий:
      Восприятие отдельных предметов, явлений;
      Выделение множества признаков предметов и явлений:
      Выделение существенных признаков с переходом к обобществлениям;
      Обозначение их словом.(1,с.192)
    Умственное  действие происходит от практического  действия, проходя три этапа: практическое действие – речь - умственное действие. В 4-5 лет действие детей сочетается с речью. Когда ребенок что – либо делает, он рассуждает по поводу того, что он делает. Он осмысливает свой результат, а также может поставить перед собой новую задачу.
    Отношение взрослого к детским вопросам определяет во многом развитие мышления ребенка. Отвечая на них, необходимо предоставить ребенку возможность найти ответ, может быть, с помощью взрослого или сверстников. Главное – научить ребенка думать, рассуждать. Находить ответ. Взрослый должен развивать у ребенка самостоятельность мышления, любознательность. (1,с.194)
    Дошкольный  возраст сензитивен к обучению, особенно опирающемуся на образы.
    Зависимость развития ребенка, его мышления от обучения позволяет целенаправленно управлять  этим процессом, строить обучение так, чтобы оно совершенствовало способы  мышления, помогало приобретению новых типов его, заменяло и расширяло круг мыслительных задач.
    Итак, делаем вывод, что основным видом  мышления в дошкольном возрасте является наглядно-образное.
    1.2.Общая  характеристика развития  речи в дошкольном  возрасте. 

    Переход к дошкольному возрасту заключается в существенном изменении условий развития ребенка, и прежде всего в изменении его отношений к взрослым. На основе возросших возможностей ребенка и требований взрослых к его большей самостоятельности, а также на основе тенденций самого ребенка к самостоятельному осуществлению своей деятельности возникает реальная самостоятельная деятельность детей.
     Функции и формы речи на протяжении дошкольного  возраста становятся чрезвычайно разнообразными. Ребенок овладевает всеми основными  формами устной речи, присущими взрослым. Новые потребности общения и деятельности, приводящие к развитию новых форм речи, с неизбежностью ведут к интенсивному овладению языком, его словарным составом и грамматическим строением, в результате чего речь ребенка становится все более связной.
     Ситуативностью  на протяжении всего дошкольного  возраста отличается речь детей в  рассказах на темы из своего быта. Ситуативность  даже у самых младших детей  заметно снижается пересказах, воспроизводящих  прослушанные рассказы, а при введении в пересказы картинок речь вновь становится ситуативной в связи г тем что дети начинают опираться на них. У детей старшего дошкольного возраста ситуативность речи заметно снижается и в самостоятельных рассказах на темы из собственной жизни, и при опоре на картинки; при пересказах (с картинками и без них) речь в значительной степени носит контекстный характер.(3,с.192)
     Основной  специфической чертой ситуативной  речи является то, что она имеет  характер разговора. Будучи средством  непосредственного общения ребенка с близкими людьми, понимающими его с полуслова, она является грамматически менее оформленной.
     То, что Пиаже рассматривает как  недоучет точки зрения слушателя, и  то, что для него является доказательством  детского эгоцентризма, А. М. Леушина  рассматривает как отдельные моменты, характеризующие ситуативность детской речи. Последняя же является ярко выраженной формой социальной речи, служащей задачам общения.(3,с.194)
     К концу дошкольного возраста обе  эти формы речи сосуществуют, и  ребенок пользуется то одной, то другой формой, в зависимости от задач и условий общения.
     В ходе развития ребенка перестраиваются  формы связной речи. Переход к  контекстной – связной – речи стоит в тесной связи с овладением словарным составом и грамматическим строем языка; усвоение родного языка создает предпосылки для произвольного использования всех его средств.
     Значительное  уменьшение ситуативных моментов в  речи на шестом году жизни и одинаковая степень связности речи в высказываниях  по словесному образцу и без него свидетельствуют о ведущем значении усвоения языковых форм для развития связной, так называемой контекстной, речи. Именно усвоение форм языка делает возможным переход ко все более и более связным формам высказываний.
     А. Н. Гвоздев отмечает, что ребенок  до начала школьного обучения овладевает разговорно-бытовым стилем речи, но грамматические элементы книжного стиля остаются им не усвоенными. Усвоение характерных для литературного языка грамматических элементов падает на школьный возраст.(7,с.49)
     Общение в дошкольном возрасте носит непосредственный характер: ребенок-дошкольник в своих высказываниях всегда имеет в виду определенного, в большинстве случаев близкого человека (родителей, воспитателей, знакомых детей). Однако разговорно-бытовой стиль речи содержит в себе достаточно возможностей для формирования связной речи, состоящей не из отдельных, не связанных друг с другом предложений, а представляющей собой связное высказывание – рассказ, сообщение и т. п. В пределах разговорно-бытового стиля происходит уменьшение ситуативных моментов в речи и переход к пониманию на основе собственно языковых средств. Таким образом, в дошкольном возрасте происходит овладение основными средствами языка (его грамматическим строем), и это создает возможность для осуществления общения, опирающегося на собственно языковые средства.(7,с.50)
     По  сравнению с ранним детством словарь  ребенка-дошкольника увеличивается, как правило, в три раза  не только за счет существительных, но и  за счет глаголов, местоимений, прилагательных, числительных и соединительных слов. В период дошкольного детства усваивается морфологическая система родного языка, ребенок практически осваивает в основных чертах типы склонений и спряжений. В то же время дети овладевают сложными предложениями, соединительными союзами, а также большинством распространенных суффиксов (суффиксами для обозначения пола детенышей животных и т.д.).
    У старших дошкольников уже не встречается  случаев двойного склонения. Появление  у детей ориентировки на звуковую форму слов способствует усвоению морфологической системы родного языка. Фонематический слух формируется у ребенка на основе непосредственного речевого общения. Уже к концу раннего детства дети хорошо дифференцируют слова, отличающиеся друг от друга хотя бы только одним звонким или глухим, твердым или мягким звуком. Таким образом, первичный фонематический слух оказывается достаточно развитым очень рано. Однако производить звуковой анализ слова, расчленять слово на составляющие его звуки и устанавливать порядок звуков в слове ребенок не умеет и к концу дошкольного возраста.(8,с.103)
    Выделяются  две основные сферы общения дошкольника - со взрослыми и со сверстниками.
    У дошкольника ярко выражено потребность  в самопрезентации, потребность  во внимании сверстника, желание донести  до партнера цели и содержание своих действий. Но дети испытывают большие трудности в общении. Дети испытывают большие трудности в -усвоении родного языка - его звуковой системы, грамматического строя, лексического состава. Известно, не владея родным языком, ребенок не сумеет усвоить навыки диалогического общения. Так как диалог, как вид общения, предполагает знание языка, умение им пользоваться при построении связного высказывания и налаживании речевого взаимодействия с партнером.(9,с.46)
    В дошкольном детстве ребенок овладевает прежде всего диалогической речью, которая имеет свои особенности, проявляющиеся в использовании языковых средств, допустимых в разговорной речи.
    Дети  дошкольного возраста овладевают прежде всего разговорным стилем речи, который  характерен, главным образом, для диалогической речи.
    Период  «взлета» речи (в смысла разнообразия мотивов общения и языковых средств) - пятый год жизни. В старшем  дошкольном возрасте наблюдается известный  спад: однообразие мотивов общения  и простота их языкового выражения.(8,с.104)
    Для устной речи как монологической, так  и диалогической, характерны краткость  и простота построения предложений, бессоюзные соединения, эмоциональная  непосредственность, интонационная  и образная выразительность изложения: насыщенность поговорками, пословицами и так называемой «поговорочной мелочью».(10,с.66)
    Начиная с пятого года жизни, можно наблюдать  дифференцированное, в зависимости  от ситуации и темы высказывания, использование  языковых средств. Так, высказываясь о  явлениях природы, дети в 3-7 раз чаще, чем при описании явлений общественной жизни, пользуются прилагательными и наречиями. В высказываниях по поводу знакомых, понятных явлений общественной жизни активизируется в 2-2,5 раза употребление глаголов. В высказываниях о природе их мало (11-16%).(10,с.67)
    Также дифференцированно дети используют грамматический строй речи. Наиболее благоприятна для включения в  высказывания сложных предложений  ситуация, где надо партнеру по игре или взрослому что-то разъяснить, убедить его, доказать. Большое число  сложных предложений встречается в рассказах детей по сюжетной картине (17-20%)(11,с.73)
    Возросшая на пятом году активность и самостоятельность  в деятельности облегчает детям  освоение функций речи: общение со взрослыми и друг с другом, умения понятно выразить суждение, сопровождать речью свои действия. Благодаря этому на пятом году, как никогда в последующем, высока речевая активность. Ребенок произносит в среднем 180-210 слов в течение 30 минут игры. У детей большая потребность объяснить друг другу то, что они видят и знают - 40% от общего числа поводов возникновения высказываний. В этих ситуациях дети произносят так много сложных предложений, сколько не услышишь от них даже на очень насыщенных в познавательном отношении занятиях по родному языку. Морфологический строй высказывания (в смысле частоты использования глаголов, прилагательных, наречий) при этом не хуже, чем на занятиях.
    До  четырех лет у детей наблюдаются  случаи индукционных отношений между  речью и игровыми действиями. Ребенок  легко комментирует то, что видит, говорит о том, что собирается сделать или уже сделал, но молчит во время выполнения собственных действий. На пятом году желание и умение подтвердить речью свою деятельность усиливается. Так, ребенок старше 4,5 лет сопровождает речью в среднем каждое второе (бытовое, игровое) действие. Но в отличие от ситуации объяснения высказывания детей в этих случаях на 90% состоят из простых предложений. Однако отражение действий в громкий речи важно тем, что это один из этапов формирования умственных действий.
    Глаголы в процессе речевого общения дети употребляют преимущественно в  форме повелительного наклонения и  инфинитива. Но уже к середине года во 2-й младшей группе, а особенно в средней в их речи почти исчезают предложения типа: «Спать!», «Играть!». Обращаясь друг к другу, дети все чаще используют форму императива: «Давай играть! Давай вместе построим гараж!». Описанные формы заключают в себе призыв к совместной деятельности, элементы ее мотивации и планирования. Они наблюдаются, когда ребенок обращается к другу по поводу игры, характеризует чувства, состояния. О движениях дети говорят в форме короткого приказа: «Беги!», «Сядь!».(11,с.75)
    Ближе к пяти годам в высказываниях  увеличивается число глаголов, обозначающих состояния и переживания, а среди  существительных те, которые характеризуют нравственный облик («чистюля», «смельчак»).(13,с.56)
    Нравственный  словарь становится разнообразным  именно за счет глаголов и существительных. Употребляемые наречия и прилагательные довольно однообразны. Они характеризуют  выполнение правил и оценивают поведение (правильно-неправильно, плохо-хорошо). Это подтверждает, что правила деятельности, общения усваиваются в младшем дошкольном возрасте, а в 4-5 лет становятся регулятором поведения детей.
    Наречия и прилагательные, которые служат для характеристики действий, поступков (дружно, заботливо, без спросу, веселый, верный и др.) редко встречаются и в рассказах, и в повседневном общении детей. Поэтому уже в средней группе наряду с навыками общественного поведения у детей следует формировать и соответствующий словарь.
    У части воспитанников старших  и подготовительных групп в самостоятельных  высказываниях заметно возрастает по сравнении с пятым годом  жизни число глаголов. При определенных условиях, например, если дети любят  совместно со взрослыми или сверстниками рассматривать иллюстрации, картинки, это может совершенствовать пользование речью. И дело не только в том, что вокруг глагола, как активной части речи, легко группируются другие части речи, что естественно усложняет грамматический строй. С помощью глаголов дети нередко характеризуют поступки, выражают свое отношение к людям. (Например, из рассказа о почтальоне: «Он не забывает, кому какие журналы и газеты принести. Доставляет их в любую погоду. Почтальонов надо беречь, помогать им».)(9,с.49)
    Дети 5-7 лет, которые в самостоятельных  высказываниях употребляют достаточное  количество глаголов, легче домысливают  сюжет, т.е. выделяют скрытые связи, высказывают оценочные суждения.
    Можно сказать, что в самостоятельных  высказываниях детей 6-7 лет, по сравнению с воспитанниками средних групп, существенно не меняется ни морфологический состав, ни уровень сформированности признаков связной речи. Если же дети 5-7 лет пытаются о чем-то рассказать самостоятельно, соподчиненность частей может отсутствовать, мысль прерывается вставкой-перечислением.
    В старшей и подготовительной группах  речевая активность детей во время  игр и других видов самостоятельной  деятельности значительно (в 2-3 раза) снижается. Причину этого некоторые авторы склонны искать в совершающемся в этот период переходе внешней речи во внутреннюю.(8,с.105)
    Само  по себе снижение речевой активности можно и не считать отрицательным  явлением. Но в старшей и подготовительной группах в сравнении со средней  в 1,9 раза (с 40 процентов) уменьшаются случаи объяснения чего-либо товарищу, когда речь наиболее сложна в грамматическом отношении и совершенна в лексическом. Среди поводов самостоятельных высказываний в играх преобладают распоряжения, просьбы. Они, как и сами игровые действия, сопровождаются высказываниями, простыми по грамматическому выражению. Названия предметов излишне часто заменяются местоимениями, много частиц и модальных слов. Все это придает речи ситуативный характер. Оценка поступков, событий осуществляется с помощью постоянно используемых наречий («хорошо-плохо») и прилагательных «хороший»-«плохой»(12,с.78).
    Таким образом, речь детей среднего дошкольного возраста сочетается с действием, совершенствуется практическое употребление речи, наблюдается продолжение роста словарного запаса за счет местоимений, числительных, соединительных слов.
1.3.Влияние  мышления на развитие  речи дошкольников.
      В формировании связной речи  отчётливо выступает тесная связь  речевого и умственного развития детей, развитие их мышления, восприятия, наблюдаемости. Чтобы хорошо, связно рассказать о чём-нибудь, нужно ясно представлять себе объект рассказа, уметь анализировать, отбирать основные свойства и качества, устанавливать причинно-следственные, временные и другие отношения между предметами и явлениями. Но связная речь, а не процесс мышления, не размышления, не думанные вслух. Поэтому для
достижения  связной речи необходимо уметь не только отображать содержание, которое должно быть передано в речи, но и использовать для этого языковые средства. Особенности развития мышления во многом определяет особенности детского словаря.   Связная логическая речь-это производная, преднамеренная речь: говорящий выбирает языковые средства- слова и грамматические конструкции, чтобы точно высказать суждения, мысли и выразить свои чувства – отношения к предметам повествования.
      Обучение рассказыванию способствует  развитию логики мышления и воспитанию чувств.
      Речь ребёнка развивается в  единстве с формированием его  мышления. В период дошкольного возраста в мышлении детей происходят значительные изменения: расширяется их кругозор, совершенствуются мыслительные операции, появляются новые знания и умения, а значит, совершенствуется и речь. Однако мыслительные и языковые навыки детей приобретают в общении с окружающим. По мере того как ребёнок растёт, общение усложняется по своему содержанию, что в свою очередь влечёт за собой усложнение речевых форм, в которых оно протекает. В группах детского сада систематически проводят занятия по расcказыванию, содержание которых неразрывно связано со всеми аспектами жизни детей.
      Установлено, что в дошкольном  возрасте дети легче всего  осваивают правильное построение отдельных предложений и значительно труднее овладевают различными формами связи и словосочетания фраз и части рассказа. Зачастую ребёнок 4- 5 лет не закончив одной части высказывания, переходит к другой. С совершенно новым содержанием, то есть смысловые связи между фразами в его речи или выражены слабо, или совсем отсутствуют. Пересказ учит детей излагать постепенно, поочерёдно художественное произведение. Учит отвечать на вопросы, выделять основную мысль. Пересказ литературных произведений оказывает заметное влияние на речевую деятельность дошкольников. Дети приобщаются к подлинно художественной речи. запоминают образные слова, учатся владеть родным языком. Они более творчески начинают строить свои собственные рассказы – на темы из личного опыта на предложенный сюжет. Поэтому следует полнее использовать влияние пересказа на формирования связанной речи детей. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2. Эмпирическое исследование влияния мышления у детей дошкольного возраста 4-5 лет на  развитие  речи
2.1Констатирующий  эксперимент исследования  развития мышления  и его влияние  на речь
Постановка  проблемы и гипотеза исследования.
      Дошкольный  возраст характеризуется интенсивным развитием способности к мышлению и развитием внешней речи. В возрасте 4-5 лет совершается переход от наглядно- действенного к наглядно- образному мышлению, последний становится ведущим на протяжении всего дошкольного возраста. У 4-5 летних детей при формировании наглядно-образного мышления действия начинают воспроизводиться без опоры на реальные вещи, то есть на уровне представлений. Дети, как уже говорилось выше, быстро усваивают, что действия с моделью необходимо соотносить с оригиналом. О наличии таких связей в мышлении ребенка свидетельствует характер воспроизведения им материала, умении оперировать образами, представлять объект в разных положениях.
      Итак, во всех видах деятельности дошкольника  развиваются мыслительные операции. К ним относятся: классификация, установление причинно-следственных связей, обобщение, сравнение,  понимание взаимозависимостей, способность рассуждать. Так, ребенок может понять главную мысль предложения, текста, картинки, объединить несколько картинок на основе общего признака, разложить картинки на группы по существенному признаку.
      Что касается речи детей 4-5 лет, то следует  сказать, что словарный запас  значительно увеличивается за счет местоимений, числительных, количества соединительных слов, дети овладевают верным употреблением грамматических конструкций, усваивают строение родного языка, типы склонений, спряжений. При этом наблюдается большая активность ребенка. Это выражается в словообразованиях, словоизменениях, которые ребенок строит по образцам. Например: майонез - мамазик, носочки – носночки, котенок – мамонтенок, тепло – теплотаха, ева – королева. В этом возрасте ребенок проявляет наибольшую чуткость к языку.
      На  основе проделанного обзора литературы по данной теме предлагаю следующую  рабочую гипотезу для проведения исследования: мышление дошкольников 4-5 лет  влияет на  развитие  речи.
Цели  и задачи исследования
      Объект исследования: мышление,  речь.
      Предмет исследования: мышление и речь дошкольников 4-5 лет.
      Цель исследования: изучение  влияния мышления на развитие речи  у детей 4-5 лет.
      Задачи исследования:
    Определение уровня развития  мышления  у дошкольников 4-5 лет.
    Изучение уровня развития речи у 4-5-летних детей.
    Изучение  влияния мышления на развитие речи детей 4-5 лет. Раскрытие индивидуальных особенностей мышления и речи у детей дошкольников.
      Собственно  полевое исследование состояло из двух частей.
      База  исследования: МДОУ «Детский сад № 93 гор. Сыктывкара». Средняя группа № 1 и № 2.В эксперименте принимало участие 2 группы детей по 16 человек в каждой в возрасте от 4 до 5 лет.
Методика  проведения исследования:
    Для экспериментального исследования были выбраны методики при помощи, которых  определили уровень развития речи и  влияние обучения рассказыванию  по картинкам на развитие мышления  на   речь детей среднего дошкольного возраста.
      Методика  №1. Изучение словаря детей. Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина.
      Цель: Изучить словарь детей среднего дошкольного возраста.
      Подготовка  исследования. Подобрали предметы, хорошо знакомые детям, с которыми они  часто действуют, например мяч, ложка, лопатка, рукавицы.
      Методика  №2. Влияние  мышления на  развитие речи, словарного состава речи. Виды предложений. Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина.
      Цель: 1) Изучить  речь детей среднего дошкольного возраста.
                2)Изучить словарный состав речи.
                3)Выявить виды предложений, используемые при пересказе.
      Подготовка  исследования. За день до проведения исследования детям прочитали сказку «Репка»  без показа иллюстраций. Проведение исследования. Исследование проводили  индивидуально. Ребенка просили рассказать сказку «Репка». Установка на пересказ не давалась. Выводы об уровне развития: 3 балла - высокий уровень, 2 балла - средний уровень, 1 балл - низкий уровень. Данные оформили в таблицы №3, №4, №5
     По  мнению Ушаковой О.С. в средней группе расширяется круг грамматических явлений, подлежащих усвоению (и без наглядного материала).
     Продолжается  обучение образованию форм родительного падежа единственного и множественного числа имен существительных (нет  шапки, варежек, брюк); правильному согласованию имен существительных и имен прилагательных в роде, числе и падеже; развивается ориентировка на окончание слов при их согласовании в роде (добрый мальчик, веселая девочка, голубое ведро). Поэтому считаю необходимым провести третью методику по изучению употребления имен существительных в родительном падеже единственного и множественного числа, которую предлагает О.С. Ушакова, Е. М. Струнина.
        Проведения   исследования по  методике № 1.
      Исследование  проводили индивидуально. Ребенку  давали по одному предмету и предлагали с ним поиграть. В ходе игры задавали вопросы: «Что это? Для чего это нужно?»  Затем предлагали ребенку погладить  предмет, снять, надавить и т.п. и  спрашивали: «Какой...?», чтобы выяснить умение выявить качества предмета и назвать их. Если ребенок самостоятельно не обращал внимание на части предмета, то их показывали и просили назвать.
      Обработка данных. Подсчитывали правильность названия детьми предметов, их частей и свойств. Данные оформили в таблицу №1, №2, № 3.
      Выводы  об уровне развития:
      3 балла - высокий уровень
      2 балла - средний уровень
      1 балл - низкий уровень
      Данные  первой  средней группы
                                                                                                                            Таблица № 1
Имя ребенка Название  предмета Название  части Свойства Количество  баллов Уровень развития
1 Эдик  П. +   +
2 Максим  Р. +    
3 Катя  Г. +    
4 Саша  Г. +   +
5 Маша  М. +   +
6 Матвей  К. +    
7 Даша  С. +   +
8 Сережа  А. + +  
9 Вадим К. +   +
10 Лера  К. +   +
11 Никита  О. +    
12 Андрей  И. + + + зв
13 Алеша А +    
14 Света Ж + +  
15 Лена  К +   +
16 Анна  М +   +
 
      Выводы  об уровне развития:
      Высокий уровень (В) - 1 ребенок (8,3%) Средний уровень (С) - 11 детей (58,35%) Низкий уровень (Н) - 4 ребенка (33,35%) 

                                                                                        Обработка таблицы №1
Дети Название  предмета Название  части Свойства
16 100% 16,70% 58,35%
 
 
      Данные  второй  средней   группы
                                                                                                                                          Таблица № 2
Имя ребенка Название  предмета Название  части Свойства Количество  баллов Уровень развития
1 Женя  Б. +    
2 Олеся Ж. +   +
3 Игорь Д. + + + зв
4 Саша  К. +    
5 Настя А. +   +
6 Данил Р. + +  
7 Никита  В. +    
8 Настя К. + +  
9 Вадим Ч. +   +
10 Таня  Ш. +    
11 Данил Я. +   +
12 Артем Ж. +    
13 Андрей  А + +  
14 Алена Ш +   +
15 Ника  М + +  
16 Оля  А  +    
      Выводы  об уровне развития:
      Высокий уровень (В) - 1 ребенка (8,3%) Средний уровень (С)- 9 детей (50%)
      Низкий  уровень (Н) - 6 ребенка (41,6%)
                                                                                       Обработка таблицы №2
Дети Название  предмета Название  части Свойства
16 100 
25% 41,6%
 
      Сравнительная таблица результатов первой и  второй средней групп.
                                                                                                                                             Таблица № 3
Имя ребенка Оценка  результатов первой  средней группы Имя ребенка Оценка  результатов второй  средней группы
1 Эдик  П. 1 Женя  Б.
2 Максим  Р. 2 Олеся Ж.
3 Катя  Г. 3 Игорь Д.
4 Саша  Г. 4 Саша  К.
5 Маша  М. 5 Настя А.
6 Матвей  К. 6 Данил Р.
7 Даша  С. 7 Никита  В.
8 Сережа  А. 8 Настя К.
9 Вадим К. 9 Вадим Ч.
10 Лера  К. 10 Таня  Ш.
11 Никита  О. 11 Данил Я.
12 Андрей  И. Зв 12 Артем Ж.
13 Алеша А 13 Андрей  А
14 Света Ж 14 Алена Ш
15 Лена  К 15 Ника  М
16 Анна  М 16 Оля  А 
Выводы об уровне развития первой  средней  группы:
 Высокий уровень  (В) - 1 ребенок (8,3%)
Средний уровень (С) - 11 детей (58,35%)
Низкий  уровень (Н) - 4 ребенка (33,35%)
Выводы  об уровне развития второй средней   группы:
Высокий уровень (В) - 2 ребенка (16,65%)
Средний уровень (С) - 9 детей (50%)
Низкий  уровень (Н) - 5 ребенка (33,35%)
      При сравнении исследуемых групп  получаем следующие результаты:
      Вывод: Результаты анализа изучения словаря  детей на начало эксперимента показали, что правильно называют предметы все дети в обеих группах, вызывает затруднение выделение частей предмета; свойства предметов дети первой  средней  и второй  средней группы знают лучше.
      Проведение  исследования по методике № 2.
      Подготовка  исследования. За день до проведения исследования детям прочитали сказку «Репка»  без показа иллюстраций. Проведение исследования. Исследование проводили  индивидуально. Ребенка просили рассказать сказку «Репка». Установка на пересказ не давалась. Выводы об уровне развития: 3 балла - высокий уровень, 2 балла - средний уровень, 1 балл - низкий уровень. Данные оформили в таблицы №4, №5.
      Данные  первой средней группы.
                                                                                                                               Таблица № 4
Имя ребенка Словарный состав речи Виды  предложений
Существительные Глаголы Прилаг. Нареч. Местоимения Междометия простые сложносочиненн сложноподчиненн Уровень
собст. нариц.          
Эдик  П.   + + +   +   +     С
Максим  Р.   +   +       +     Н
Катя  Г.   + +         +     Н
Саша  Г.   + + + +       +   С
Маша  М. + + + +       +     С
Матвей  К.   +   +       +     Н
Даша  С. + + + +   +   +     С
Сережа  А.   + + +   + + +     С
Вадим К.   + + + +     +     С
Лера  К.   + + +       +     С
Никита  О.   + +         +     Н
Андрей  И.   + + + + + + +   + В
                       
Алеша А   + +     +   +     С
Света Ж   + + +             С
Лена  К   + +     + +       С
Анна  М   + +   +   + +     С
 
      Выводы  об уровне развития первой  средней группы: Высокий уровень (В) - 1 ребенок (8,3%)
      Средний уровень (С) - 11 детей (58,35%)
      Низкий  уровень (Н) - 4 ребенка (33,35%)
                      Обработка   таблицы № 4             
Имя ребенка Словарный состав речи Виды  предложений
Существительные Глаголы Прилаг. Нареч. Местоимения Междометия простые сложносочиненн сложноподчиненн
собст. Нариц.          
     
16 16,65 100 100 83,4 25 33,35 8,5 91,6100 8,3 8,3
 
 
      Данные  второй средней группы.
                                                                                                                                           Таблица № 5.
Имя ребенка Словарный состав речи Виды  предложений
Существительные Глаголы Прилаг. Нареч. Местоимения Междометия простые сложносочиненн сложно-подчиненн Уровень
собст. нариц.          
Женя  Б.   + + +       +     Н
Олеся Ж.   + +         +     Н
Игорь Д.   + + + + + + +   + В
Саша  К.   + + + +     +     C
Настя А.   + + +   +   +     C
Данил Р. + + + +   +   +     С
Никита  В.   + +         +     Н
Настя К.   + + + + + + + + + В
Вадим Ч.   + + +   +   +     С
Таня  Ш. + + + + +     +     С
Данил Я.   + + + +     +     С
Артем Ж.   +   +     + +     Н
Андрей  А +       +            
Алена Ш   +       +     +    
Ника  М       +             +
Оля  А  +   +   +     +      
 
 
                                                                         Обработка данных таблицы № 5
Имя ребенка Словарный состав речи Виды  предложений
Существительные Глаголы Прилаг. Нареч. Местоимения Междометия простые сложносочиненн сложноподчиненн
собст. Нариц.          
     
16 16,7 100 91,6 83,3 25 33,35 8,3 100 8,3 8,3
 
 
      Проведя методику в первой  средней и  во  второй средней  группе,  был сделан вывод, что развитие  речи в основном среднего и низкого уровня.
      У детей обеих групп возникли трудности в использовании сложносочиненных и сложноподчиненных предложений. Это умение сформировано на низком уровне.
      При пересказе отмечается однообразие  словарного состава речи. Средний  и низкий уровень развития этого  умения, как в первой  средней  так и во  второй средней группах.
      Проведение  исследования по методике № 3.
        Цель: Изучить употребление имен существительных в родительном падеже единственного и множественного числа.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.