На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа ВВП и его измерение

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 14.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 18. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Министерство  науки и образования РФ
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение высшего  профессионального образования
Алтайский Государственный Технический Университет
Институт  Экономики и Управления Региональным развитием
Кафедра Экономики и организации производства 
 
 
 
 
 

Курсовая  работа
Тема: ВВП  и его измерение. 

Вариант 3 
 
 

                  Выполнил: студент группы М-52
                                                  Дзюбан А. Е.
                                         Проверил:
                                                Кузьмина О.Г. 
 
 
 

Барнаул, 2005.
 

Вариант расчетного задания. 

счета 1 год 2 год 3 год 4 год 5 год
Экспорт 80 90 110 110 130
Импорт 60 70 70 70 70
Нераспределённая  прибыль корпораций 120 160 210 210 210
Товары  длительного пользования 300 300 440 400 390
Государственные трансферты 140 110 120 120 130
Рента 80 80 90 90 90
Дивиденды 160 120 150 150 220
Амортизация 60 60 80 80 60
Налоги  на прибыль корпораций 150 210 165 170 185
Товары  кратковременного пользования 410 410 460 460 570
Заработная  плата работников 330 340 390 330 370
Процент за капитал 210 210 250 290 230
Косвенные налоги 362 362 470 470 395
Налоги  на личные доходы 260 300 280 295 295
Доплаты к зарплате наёмных работников - - 36 26 40
Поправки  к стоимости потребительских  товаров 10 15 20 20 10
Государственные закупки товаров и услуг у  частных предпринимателей 270 380 300 270 375
Плата за услуги 320 310 370 400 360
Стоимость нового оборудования 60 70 80 80 60
Доход индивидуальных собственников 359 359 359 359 490
Стоимость нового строительства 290 290 380 380 290
Сальдо  доходов и расходов от заграничной  деятельности 65 65 65 65 75
 
      Продолжение варианта расчетного задания 

Субсидии  государственным предприятиям 11 15 15 15 10
Взносы на соцстрах 210 320 260 260 220
Число занятых, тыс. чел. 55540 54630 53860 57520 60168
Число незанятых, тыс. чел. 1055 656 1023 2243 2166
Индекс  цен, %. 110 110 115 132 168
 


Содержание.
Введение……………………………………………………………………………………5
    ВВП и его измерение…………………………………………………………………..6
1.1Теоретические аспекты валового внутреннего продукта……………………….….. 6
1.1.1 Методы исчисления ВВП в экономике России………………………………..…..7
1.1.1.1 Метод конечного использования………………………………………………..........7
1.1.1.2 Распределительный метод………………………………………………….……..
1.1.1.3 Производственный метод………………………………………………………......10 
1.1.2 Проблемы исчисления ВВП………………………………………………………….12
1.2  Политика в области ВВП………………………………………………………………13
1.2.1 Анализ динамики ВВП РФ и основных его составляющих в период с 1998 по 2005гг………………………………………………………………………………….……13
1.2.2 Удвоение ВВП………………………………………………………………………...17
Заключение………………………………………………………………………………….25
2. Расчетная часть…………………………………………………………………………..27
2.1 Расчет ВВП доходным и затратным методом ………………………………………..27
2.2 Расчёт макроэкономических параметров…………………………………………….28
2.3  Динамика макроэкономических параметров………………………………………..30
2.4 Расчёт реального ВВП и дефлятора ВВП…………………………………………....30
2.5 Расчёт ВНП…………………………………………………………………………….31
2.6 Расчёт уровня инфляции и безработицы……………………………………………..32
2.7 Расчёт мультипликатора………………………………………………………………33
2.8 Расчёт ППС и ППП…………………………………………………………………….35
2.9 Определение равновесного ВВП……………………………………………………...36
2.9.1 График равновесия  на основе сбережений и инвестиций…………………………36
2.9.2 Равновесие  на основе потребления и инвестиций…………………………………38
2.9.3 Определение  уровня равновесного дохода…………………………………………40
2.10  Определение темпов экономического роста………………………………………..41
2.11  Анализ экономики рассматриваемой страны……………………………………….41
Список использованных источников……………………………………………………….46 
 

Введение. 

      В России после начала 1990-х гг. произошел  экономический спад, какого не знали  самые глубокие циклические кризисы. Поэтому проблема экономического роста, его оживления - после сокращения объема ВВП более чем в 2 раза и значительной структурной деформации - остается одной из самых актуальных в макрорегулировании экономики.
     Целью моей работы является исследование валового внутреннего продукта и его измерения.
     Этот показатель все чаще используется правительством не только для анализа экономического развития, но и в качестве ориентира при формировании соответствующей политики. Например, данные о ВВП применяются для разработки проекта государственного бюджета страны, прогнозирования темпов экономического роста. В этой связи большое значение имеет соотношение ВВП и дефицита (профицита) государственного бюджета, а также долга страны. Квартальные оценки ВВП применяются правительством России для учета изменений экономической конъюнктуры в течение года.
     Органы  государственного управления, принимающие  решения по вопросам экономической и социальной политики, все чаще используют такие индикаторы, как доли в ВВП национальных расходов на образование, здравоохранение, науку, оборону, защиту окружающей среды. Показатели ВВП по регионам, исчисляемые в России, применяются для анализа региональной экономики и при формировании политики межбюджетных отношений.
     Результаты  международных сопоставлений ВВП  используются для исследования относительных уровней экономического развития стран и определения их места в региональной и мировой экономике, что важно в контексте принятия соответствующих политических решений. К статистике ВВП все больше проявляют интерес представители деловых кругов, международных организаций, науки, средств массовой информации. Последние принимают решения по вопросам углубления экономической интеграции, координации экономической политики. 
 

 

    1. ВВП и  его измерение.
    1.1 Теоретические аспекты валового внутреннего продукта. 

     ВВП представляет собой валовую стоимость  всех продуктов и услуг, созданных  на территории данной страны в течение  определенного срока, за вычетом  стоимости их промежуточного потребления [6].
     Теоретические аспекты измерения ВВП связаны с определением подходов к отражению в его расчетах тех или иных экономических операций, с проведением различий между производственными и непроизводственными видами деятельности, между первичными и вторичными доходами, между конечными и промежуточными товарами и услугами. Они также касаются трактовки разных видов налогов и субсидий, методов оценки рыночных и нерыночных товаров и услуг. Многие теоретические проблемы обсуждаются в специальной литературе и на научных форумах более 60 лет — с момента возникновения СНС. По мере совершенствования статистики национальных счетов возникают новые дискуссионные вопросы.
     Практические  аспекты измерения ВВП — это методы и источники получения данных первичной информации, способы ее обработки для приведения в соответствие с концепциями и определениями СНС.
     Теоретические и практические аспекты измерения  ВВП, будучи универсальными, являются общими для большинства стран мира, но в СНГ они, пожалуй, имеют некоторую специфику, обусловленную переходным характером экономики, реформированием статистики для приведения ее в соответствие со структурой и механизмами рыночной экономики, сравнительно небольшим опытом разработки СНС. Рассмотрим подробнее эти аспекты измерения ВВП.
         Для расчета ВВП может быть использовано три метода:
    по расходам (метод конечного использования);
    по доходам (распределительный метод);
    по добавленной стоимости (производственный метод).
      Использование этих методов дает одинаковый результат, поскольку, как следует из модели кругооборота, в экономике совокупный доход тождественно равен величине совокупных расходов, а величина добавленной стоимости тождественно равна стоимости конечной продукции, при этом величина стоимости конечной продукции есть не что иное, как сумма расходов конечных потребителей на покупку товаров и услуг (совокупного продукта) [2]. 

     1.1.1 Методы исчисления ВВП в экономике России
     1.1.1.1 Метод конечного использования 

     ВВП, подсчитанный по расходам, представляет собой сумму расходов всех макроэкономических агентов, которая включает расходы домашних хозяйств (потребительские расходы); расходы фирм (инвестиционные расходы), расходы государства (государственные закупки товаров и услуг); расходы иностранного сектора (расходы на чистый экспорт).
     Потребительские расходы — это расходы домашних хозяйств на покупку товаров и услуг.
     Инвестиционные  расходы  — это расходы фирм на покупку инвестиционных товаров, т.е. товаров, которые поддерживают и увеличивают запас капитала.
     Особенность инвестиций в запасы состоит в  том, что в ВВП учитывается не величина самих товарно-материальных запасов, а величина изменения запасов, которое произошло в течение года. Если товарно-материальные запасы увеличились, то ВВП увеличивается на соответствующую величину. Если запасы уменьшились (это означает, что в данном году была продана продукция, произведенная и пополнившая запасы в предыдущем году), то ВВП уменьшается на величину сокращения запасов. Таким образом, инвестиции в запасы могут быть как положительной, так и отрицательной величиной.
     В СНС (и соответственно в макроэкономике) инвестициями считаются только расходы на покупку инвестиционных товаров (оборудования, промышленных зданий и сооружений, жилых домов) и на товарно-материальные запасы. Любые другие расходы, которые могут принести доход в будущем (например, покупка ценных бумаг, антиквариата, произведений искусства и т.п.), к инвестициям не относятся, поскольку означают лишь передачу прав собственности на уже существующие активы либо перепродажи.
     При подсчете ВВП по расходам под инвестициями понимают валовые частные внутренние инвестиции.
     Государственные закупки товаров и услуг включают:
         •   государственное потребление
         • государственные инвестиции, т.е. инвестиционные расходы 
    государственных предприятий.

     Чистый  экспорт представляет собой разницу между доходами от экспорта и расходами страны по импорту и соответствует сальдо торгового баланса.
     Таким образом,
             ВВП по расходам = С + tg + G + Хп                     (1)
      Инвестиции (I) отвечают примерно за 14% ВВП, расходы  правительства (G) - социальные выплаты, вооружение, проценты по государственным облигациям и т.п. - за 17%, и, наконец экспорт (X - M) - примерно за 13% [3].
      Доля  ненаблюдаемой экономики в расчетах ВВП, определяемая производственным методом составляет 22-25% [2]. 

      
           Распределительный метод.
 
      При этом методе подсчета ВВП рассматривается как сумма доходов собственников экономических ресурсов (домашних хозяйств), т.е. как сумма доходов от национальных и иностранных факторов. Национальные факторные доходы — это:
    заработная плата рабочих и   жалование служащих частных фирм - доход от фактора «труд», включающий все формы вознаграждения за труд: основную заработную плату, премии, оплату сверхурочных работ и т.п. Жалование государственных служащих не включается в этот показатель, так как оно выплачивается из средств государственного бюджета, является результатом перераспределения национального дохода и частью государственных 
    закупок, а не факторным доходом;

    арендная плата, или рентные платежи, — доход от фактора «земля», включающий платежи, получаемые владельцами недвижимости (земельных участков, жилых и нежилых помещений). Если домовладелец не сдает в аренду часть помещений, то в СПС 
    учитывают доходы, которые он мог бы получать, если бы предоставлял все помещения в аренду. Эти вмененные доходы называются условно начисленной арендно
    й платой и включаются в общую сумму рентных платежей;
    процентные платежи, или процент,    - доход от фактора «капитал», включающий все выплаты, которые делают частные фирмы домашним хозяйствам за пользование капиталом (в том числе и по своим облигациям). Проценты, выплачиваемые по государственным облигациям, не включаются в этот показатель, так как эти выплаты - результат перераспределения, а не создания национального дохода;
    прибыль -это доход от фактора «предпринимательство».
      Сумма национальных факторных доходов (заработной платы, ренты, процента и прибыли) представляет собой национальный доход.
     Кроме факторных доходов в ВВП, подсчитываемом по доходам, учитывают два элемента, которые не являются доходами собственников экономических ресурсов:
     - косвенные налоги на бизнес, представляющие собой часть цены товара или услуги. Поскольку ВВП - это стоимостной показатель, то, как в цену любого товара, в него должны быть включены косвенные налоги. Хотя налоги являются доходом государства, они не включаются в сумму факторных доходов, поскольку государство, являясь макроэкономическим агентом, не является собственником экономических ресурсов;
     - амортизацию (стоимость «потребленного» капитала), которую следует учитывать при подсчете ВВП, так как она также включается в цену любого товара. [6]
     Добавив к национальному доходу косвенные  налоги и стоимость потребленного капитала, получим валовой национальный продукт.
     Итак, 

           Заработ-        Арендная        процентные        Доходы
     ВВПпо доходам=  ная плата +    плата     +     платежи     +    собствен-     +
                                                  ников
    Прибыль         Косвен-         Амотиза-       Чистый фак-
корпора  -     ные на-    +         ция -             торный доход                                   (2)
      ций                   логи                   из-за границы   [2] 

 

      1.1.1.3 Производственный метод. 

     Этот  метод основан на том, что совокупная стоимость конечной продукции равна совокупной добавленной стоимости.
      Добавленная стоимость каждого производителя (фирмы), равна разнице между выручкой от продаж и стоимостью сырья и материалов (промежуточной продукции), купленной им у других производителей (фирм), и представляет собой чистый вклад каждого производителя (фирмы) в совокупный объем выпуска.
         Добавленная стой-  = Выручка       + Стоимость сырья и мате-
         мость фирмы от продаж риалов, купленных у других фирм                 (3)
     Все внутренние затраты фирмы (на выплату заработной платы, амортизацию, аренду капитала, аренду помещения и др.), а также прибыль фирмы включаются в добавленную стоимость.
     При этом методе валовой внутренний продукт  определяется суммированием добавленных  стоимостей по всем отраслям и видам  производств в экономике:
     ВВП = Сумма добавленных стоимостей [2]. 

 

       1.1.2 Проблемы исчисления ВВП 

     Важной методологической и практической проблемой определения ВВП является измерение так называемой ненаблюдаемой экономики, включающей теневую экономику (производство обычных товаров подпольным образом с целью уклонения от налогообложения), незаконную экономику (производство и продажа наркотиков и оружия, сутенерство и другие товары и услуги, реализация которых запрещена законом во многих странах мира) и неформальную экономику (деятельность некорпорированных предприятий, принадлежащих домашним хозяйствам). В настоящее время в России в ВВП не включаются товары и услуги, производимые в незаконной экономике. Однако Отдел статистики Европейского союза (Евростат) предпринимает меры, чтобы все страны - члены ЕС представляли ему данные о ВВП, в том числе оценки незаконной экономики, поскольку они служат основой для определения взносов стран в бюджет ЕС и поэтому важно обеспечить их международную сопоставимость.
     В России первый шаг к отражению  незаконной экономики в макроэкономической статистике сделан Банком России, который недавно начал проводить экспериментальные оценки внешней торговли наркотиками. Со временем совершенствование этих оценок позволит инкорпорировать их в официальные данные об экспорте и импорте, публикуемые в платежном балансе, и в национальные счета. Тем не менее в странах СНГ вопрос о включении незаконной экономики в ВВП пока остается открытым и требует обсуждения специалистами в области макроэкономической статистики, учеными-экономистами и представителями органов государственного управления, являющимися наиболее важными потребителями этой статистики.
     Вместе  с тем оценки всех элементов ненаблюдаемой  экономики не могут быть абсолютно точными, поскольку они опираются на косвенные методы, условные предположения и посылки. На сегодняшний день в РФ для оценки не наблюдаемой деятельности используются методы товарных потоков на основе: таблиц ресурсов и использования, межотраслевого баланса, баланса отдельных продуктов, а также косвенные методы на основе использования различных источников: данных обследований занятости, рабочей силы, данных сравнительного анализа соотношения затрат и выпуска у разных групп предприятий, данных административных источников (учета земли, жилищ, автомобилей и т.д.), данных опросов руководителей предприятий (о доле сделок, не оформленных договорами, мотивации утаивании доходов и др.)  [2].
     На  сегодняшний день для прогнозирования  будущего состояния экономики требуется  полное знание всех показателей, составляющих ВВП, особенно для возможности удвоения ВВП. Но для начала требуется анализ уже произведенного ВВП в периоды с 1998 по 2005.
     Исходя  из всего выше сказанного, можно  сделать вывод, что измерение ВВП в Российской Федерации можно произвести различными способами, используя каждый раз новые показатели, но итоговый баланс должен быть одинаков, независимо от того, каким методом мы воспользуемся. Исчисление ВВП дает возможность определить объем произведенного продукта в стране, но этот показатель не является точным, так как не учитывает ненаблюдаемую экономическую деятельность. Поэтому в РФ делаются соответствующие корректировки на ненаблюдаемую деятельность на уровне отраслевой статистики, данные которой используются для расчетов компонентов ВВП.  
 
 
 
 

 

       1.2. Политика в области ВВП
      1.2.1 Анализ динамики ВВП РФ и основных его состовляющих в период с 1998 по 2005гг. 

     По  данным Госкомстата, объем ВВП России за 2005г. составил в текущих ценах 3134,9 млрд.рублей, что на 7,2% выше показателя предыдущего года. Темп роста его реального объема относительно 2004года составил 107,2%. Индекс-дефлятор ВВП за 2003г. по отношению к ценам 2002г. составил 115,9%.
     В  целом за 2004г. объем ВВП в текущих ценах равен 13285,2 млрд.рублей, темп роста его реального объема относительно 2003 составил 107,4%, индекс-дефлятор - 117,6%. Это отражено в таблице 1 [5]. 

     Таблица 1- Динамика производства ВВП в период с 1998-2004 .
     
  1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004
Валовой внутренний продукт  2342,5 2629,6 4823,2 7305,6 8943,6 10834,2 13285,2
в том числе:              
Расходы на конечное потребление 1776,1 2003,8 3285,7 4476,8 5886,8 7461,2 8969,4
домашних  хозяйств 1235,2 1462,3 2526,2 3295,2 4318,1 5418,1 6561,1
государственных учреждений 493,5 492,6 703,2 1102,5 1469,9 1916,0 2246,8
некоммерческих  организаций, обслуживающих домашние хозяйства 47,4 48,9 56,3 79,1 98,8 127,1 161,5
Валовое накопление 514,8 393,5 715,3 1365,7 1963,1 2186,0 2737,4
валовое накопление основного капитала 1) 428,5 424,7 693,9 1232,0 1689,3 1943,4 2417,7
изменение запасов материальных оборотных  средств 86,3 -31,2 21,4 133,7 273,8 242,6 319,7
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
     Анализ  графика показывает, что, начиная  с 1999 года ВВП, растет. Своего наибольшего  значения показатель ВВП достиг в 2004 году – 143% от показателя 1998 года, а наименьшее значение этот показатель принял в 1998 году. По моим предположениям общее снижение ВВП в период с 1998 года по 1999 года связано с экономическим кризисом августа 1998 года.
     В I полугодии 2003 года наблюдается рост ВВП в рыночных ценах (6028 млрд. рублей.) по сравнению с 2002 годом (4790,5 млрд. рублей). Даже скорректированный с учетом инфляции в 8,3% , зарегистрированной Центробанком за данный период, в 2003 году объем ВВП оказывается выше этого показателя за 2002 год. (5566 млрд. рублей, что составляет 116% от объема ВВП за 2002 год). Прирост реального объема ВВП за I (106,8%) и II (107,2%) кварталы и в целом за I полугодие(107,0%) в 2003 году на 3-4% оказался выше, чем за соответствующие периоды в 2002 году (103,0; 104,1; 103,6%). Индивидуальные индексы производства ВВП поквартально (относительные величины динамики цепные) демонстрируют, указанное выше снижение объема ВВП в I квартале за оба года по сравнению с предыдущим периодом (10,5% в 2002 году и 9,1% в 2003 году), и увеличение в III квартале.
     Рост  экономики в 2004 году был на уровне 6,9%, в 2005 году рост ВВП запланирован в  6,3%.  В текущем году рост экономики ожидался на уровне 6,7%, но в первом полугодии, с учетом благоприятной экономической конъюнктуры и цен на нефть, рост увеличился и по итогам года рост ВВП ожидается на уровне 6,9%.
     На  прогнозы МЭРТ относительно экономического роста в правительстве смотрят не очень оптимистично – уже не первый раз министерские чиновники недотягивают по части амбиций. Вот и на днях, подводя итоги первого полугодия, МЭРТ посчитало, что ВВП вместо 6,6% должен увеличиться к концу года на 6,7%, исходя из среднего прогноза цен на нефть в пределах 26,5 долл. за баррель.
     Эта перспектива вызвала недовольство в правительстве. Оно и понятно: как с такими цифрами идти к  президенту, если экономика должна расти не менее чем на 7% в год, чтобы выполнить задачу пресловутого удвоения ВВП. В Белом доме посчитали, что средняя цена на нефть за январь–май составила 30,8 долл. за баррель, и решили, что это не предел, поэтому прогноз роста ВВП можно и повысить.
     В итоге Александр Жуков на совещании  у президента сообщил, что в 2004 году рост ВВП составит 6,9%, а в следующем году – 6,3, а не 5,9%. Повышение краткосрочного прогноза на 0,2% чиновник обосновал благоприятной экономической конъюнктурой. «В представлении этого прогноза мы учитывали прогноз цен на основные наши экспортные товары», – уточнил он. «Наш прогноз развития экономики пока сбывается, даже есть превышение некоторых показателей развития», – разделил оптимизм амбициозного вице-премьера Владимир Путин. 
Очевидно, что в деле роста ВВП опять сделана ставка на экспортно-сырьевую составляющую, против чего весьма решительно возражает руководство МЭРТ. Так, Герман Греф на одном из последних совещаний у премьера Михаила Фрадкова сообщил, что для увеличения темпов роста ВВП до 7% необходимо кардинально менять структуру экспорта. К примеру, экспорт обрабатывающей промышленности сейчас составляет 12 млрд. долларов в год, а его нужно удваивать. По мнению министра, если в ближайшее время не произойдет положительных сдвигов в национальной конкурентоспособности, темпы роста сократятся до 3–4%.

       По его мнению, есть и исключения. Если раньше, скажем, естественные монополии снижали инвестиции, то в прошлом году они начали их увеличивать, и это связано с серьезным износом основных фондов. «Но это не главные факторы, сейчас главное значение для России имеет благоприятная конъюнктура на внешних рынках. Рост цен на алюминий, никель, палладий, на нефть и все остальное», – заключил г-н Делягин.
     С начала 2004 года цены на нефть на мировых  рынках выросли на 35% относительно 2003года [1].
     Для того, чтобы исследовать все стороны  ВВП, нужно обратить пристальное  внимание на динамику таких показателей  как государственные закупки, инвестиции, экспорт и личный потребительские  расходы.
     Реальные  расходы на личное потребление, на долю которых приходится около 55% ВВП, рассчитанного по расходам, в 2003г. снизились на 7% по сравнению с 2002  г. и на 10% — по сравнению с 2001 г.
     Самый низкий уровень расходов на личное потребление был зафиксирован в I квартале 2004 г.; далее на протяжении года данный показатель возрастал в среднем менее чем на 1% в квартал.
     Сезонно скорректированный показатель личных потребительских расходов на продукты питания снижался на протяжении первых трех кварталов и увеличился только в последнем квартале 2004 г. Расходы на непродовольственные товары росли более-менее стабильными темпами на протяжении всего года.
     Согласно предварительным  оценочным данным, в 2005 г. расходы на государственное потребление в реальном выражении только на 1-2% превысили уровень 2004 г., когда они оставались без изменений по сравнению с показателем 2003 г. Увеличение расходов федерального бюджета и последующий рост расходов были компенсированы снижением доходов и расходов региональных бюджетов.
       В результате реальные расходы  консолидированного бюджета (без учета расходов, связанных с обслуживанием государственного долга) остались практически такими же, как и в 2003 г.
     По предварительным  оценочным данным, показатель валовых  инвестиций в основной капитал в  2005 г. увеличился на 1-2% по сравнению с 2004г., но остался на 6-7% ниже, чем в 2003 г. Реальные расходы на новое строительство и оборудование (показатель, приблизительно отражающий валовые инвестиции в основной капитал) росли на протяжении первых трех кварталов 2004 г. примерно на 1,52% в квартал, однако в последнем квартале года сократились на 3-4%.
     Зафиксированное в последнем квартале 1999 г. падение объема инвестиций явилось отражением сокращения выпуска продукции в промышленности и строительстве и последовавших вслед за этим финансовых затруднений, испытываемых предприятиями. 
     В 2004 г. показатель чистого экспорта в реальном выражении увеличился в 1,5-2 раза по сравнению с 2003 г. В номинальном выражении чистый экспорт в 1999 г. составил 15% ВВП, в то время как в 1999-2003 гг. он равнялся 3-4% ВВП.
     Прирост реального показателя чистого иностранного спроса произошел главным образом  в результате значительного сокращения импорта и соответствующего этому  роста показателя торгового баланса. В 2003 г. торговый баланс России был равен 14 млрд дол. (88 млрд дол. экспорта при 74 млрд дол. импорта). Ожидается, что в 2005 г. величина торгового баланса составит 25-30 млрд дол. (75-80 млрд дол. экспорта и примерно 50 млрд дол. импорта). В то же время нельзя не заметить, что увеличение показателя чистого спроса на экспортные товары, происшедшее вследствие сокращения импорта, уравновешивается падением показателя личного потребления импортных товаров [9]. 

 

      1.2.2 Политика в области удвоения ВВП 

     Восстановление после кризисов 1990-х годов и обеспечение роста объема производства, формирование адекватной потребностям экономики структуры роста возможны только на основе создания условий, активизирующих экономический подъем. В таком случае перевод экономики в качественно иное состояние позволит преодолеть системную деформацию воспроизводственных циклов, увеличить долю инвестиций в структуре ВВП, капитальных затрат в структуре расходов бюджетов всех уровней. Соответственно потребуется проведение определенных «маневров» в регулировании основных макроэкономических пропорций исходя из научных представлений о содержании роста.
     В настоящее время не отрицается, что  интегрирующим фактором роста является научно-технический прогресс, проникающий  во все "поры" процесса развития производительных сил. Однако недооценивается единство его воспроизводственных условий и факторов - базовых, с одной стороны, и динамично-результативной составляющей - с другой. Поэтому актуальна разработка концепции экономического роста, соединяющей содержательную (воспроизводственную) и результативно-динамическую составляющие.
      В России пока недостаточны условия даже для экстенсивного роста, в процессе реформ ухудшилось положение в реальном секторе экономики, предельно ограничено государственное кредитование предприятий, резкий скачок цен породил трудности с финансовым обеспечением производства и кризис неплатежей. В то же время развитие экономики требует повышения конкурентоспособности, расширения сбыта продукции, выхода на мировой рынок. Для этого должное значение следует придавать структурно-технологическим, экономическим, финансовым, демографическим, институциональным факторам экономического роста, возможности использования которых в экономической системе России в современных условиях явно недооцениваются. [7]
     «Удвоение внутреннего валового продукта страны» - такую задачу на ближайшее десятилетие поставил президент России В. В. Путин в своем Послании к Федеральному Собранию РФ.
     Удвоение  ВВП к 2010 г. при его качественном и структурном обновлении к этому сроку - вполне разрешимая задача с учетом современного уровня технических достижений и технологических знаний. Экономические результаты 2003 г. убеждают в готовности промышленников и предпринимателей многое сделать для модернизации заводов и фабрик, всех национальных производственных активов. Это продемонстрировано в таблице 1[5].  

     Таблица 2 -Структура произведенного ВВП
  2004г. 2003г.
млрд.рублей в % к итогу млрд.рублей в % к итогу
ВВП 3598,9 100 2892,1 100
в том  числе:        
производство  товаров1) 1202,1 33,4 936,7 32,4
производство  услуг1) 1978,8 55,0 1605,5 55,5
чистые (за вычетом субсидий) налоги на продукты 418,0 11,6 349,9 12,1
_____________________ 
1) Косвенно-измеряемые услуги финансового посредничества включены в промежуточное потребление и распределены между отраслями, производящими товары и услуги, условно.
 
     Такое возможно только в условиях устойчивого  и быстрого роста. Роста, базирующегося  на использовании всех факторов, внутренних и внешних, традиционных и современных, отечественных и зарубежных».
     Базой для подобного заявления могли служить несколько факторов.
     Конечно же, главный  - это «благоприятная мировая конъюнктура», а именно –  высокие цены на нефть. Огромные доходы от нефтегазового сектора позволяют  Правительству строить достаточно оптимистические прогнозы развития страны.
     После официального объявления новой «десятилетки»  глава Правительства  Михаил Фрадков  поручил министру экономического развития и торговли Герману Грефу в  кратчайшие сроки разработать проект программы развития России. К концу 2004 года, когда появился на свет проект Программы социально-экономического развития России до 2008 года, всем стало ясно, что никакого удвоения ВВП ни к 2010, ни к 2012 году не будет.
     В целом среднесрочная программа, разработанная минэкономразвития, "предполагает выработку инструментов экономического роста, удовлетворяющего четырем критериям: осуществляется высокими темпами, обеспечивая удвоение ВВП за 10 лет; сопровождается прогрессивными структурными сдвигами (то есть обеспечивает диверсификацию экономики) и повышает конкурентоспособность страны; демонстрирует высокие темпы в среднесрочной и долгосрочной перспективе, то есть является устойчивым; обеспечивает сближение по уровню экономического развития с наиболее развитыми странами (то есть темп роста является более высоким, чем среднемировой или чем темп роста в наиболее развитых странах)".
     Причем, как полагают авторы документа, "нарастает  критическая масса факторов, которая  может привести к существенному  замедлению роста". К таким факторам они отнесли высокую долю нефтегазового  сектора в экономике, отсутствие незагруженных производственных мощностей, а также исчерпание запаса ценовой конкурентоспособности, возникшей после кризиса 1998 года.
     Следовательно, делается вывод в программе, "при  сохранении сложившейся структуры  экономики и ожидаемом падении экспорта российская экономика не сможет выйти на устойчивые темпы роста ВВП выше чем 4-5% в год, даже при высоких мировых ценах и благоприятной динамике импортозамещения".
     В документе рассмотрены три основных сценария экономического развития. Базовый или традиционный сценарий отражает сложившиеся тенденции изменения конкурентоспособности и эффективности экономики и не предполагает реализации новых масштабных национальных проектов или стратегий. Второй, инвестиционный и экспортно-ориентированный сценарий развития, опирается на реализацию ряда стратегических проектов в нефтегазовом секторе, транспортной инфраструктуре, а также в инновационной высокотехнологичной сфере. Третий, инновационно-ориентированный сценарий, характеризуется интенсивными структурными сдвигами в пользу высокотехнологичного информационного сектора и ослаблением зависимости от сырьевого экспорта. Темп роста ВВП в этом случае практически не уступает второму сценарию, однако показатели диверсификации экономики оказываются выше.
     Все три варианта исходят из одинаковых внешнеэкономических условий. В  базовом варианте рост ВВП в 2005-2007 годах будет на уровне 4,7% в год, в 2008--2011-г - 4,4%, затем 4,2. Этот вариант развития можно назвать бесперспективным, не удовлетворяющим требованиям удвоения ВВП. В двух других вариантах в 2005-2007 годах - 6,1%, затем наблюдаются незначительные расхождения. Так, в 2008-2011-м по второму варианту будет 6,2%, по третьему - 6,1%. Зато в более отдаленной перспективе третий вариант оказывается более оптимистичным - 7,2 против 7,1 во втором. Хотя среднесрочная программа ориентирована на 2005-2008 годы, многие из намеченных реформ и стратегий дадут свой результат уже после 2010 года, отмечают в МЭРТ.
     Таким образом, в случае воплощения проекта  в жизнь, Переломным рубежом, по оценке минэкономразвития, может стать период 2008-2011 годов, когда, с одной стороны, обнажатся барьеры, связанные с недостатком конкурентоспособных мощностей и продуктов и при этом завершится действие ряда защитных мер внутреннего рынка, предусмотренных переходным периодом в рамках вступления в ВТО. С другой стороны, отмечается в документе, может существенно ухудшиться мировая конъюнктура. "Если зависимость от экспорта сырья и топлива к этому времени в достаточной мере не ослабнет, неизбежной станет пауза роста, сопровождаемая значительными социальными издержками", - считают экономисты [8].
     Из  программы следует, что удвоение ВВП можно ожидать не раньше 2015 года и только в том случае, если в стране будут проведен ряд реформ, к которым относятся: административная реформа, ускорение реформирования отраслей естественных монополий, вступление в ВТО, реформа жилищно-коммунального хозяйства, а также реформирование сети бюджетных организаций, дерегулирование экономики, валютная либерализация, банковская реформа.
     Существует  две различные точки зрения на счет реальности выполнения министерства экономического развития и торговли.
     Первая  и, самая оптимистичная, говорит  о том, что ничего невыполнимого  в плане удвоения ВВП за 10 лет  нет. В принципе, это официальная точка зрения Правительства. Так министр финансов Алексей Кудрин считает, что поставленная президентом РФ задача по удвоению ВВП за десять лет достижима уже к 2010 году. Об этом он заявил журналистам, комментируя послание президента РФ Федеральному Собранию 2004 года.
     Он  заявил, что для удвоения ВВП к 2010 году, снижения инфляции и конвертации  рубля необходимо "создавать дополнительные стимулы роста экономики, и параллельно  укреплять финансовую систему страны". "Макроэкономическая политика должна вызывать доверие к рублю", - отметил министр. Он подчеркнул, что "к 2007 году инфляция будет остановлена".
     Кудрин  пояснил, что президент России предложил  считать десятилетний период работы по удвоению ВВП с 2000 года, то есть считать  период его президентства. «У нас есть такая возможность», - заявил он. Под «такой возможностью» видимо следует понимать планы Минфина по быстрому снижению уровня инфляции. Так, примерно в тоже время Кудрин отметил: «Снизить инфляцию быстро, в один год, до трех процентов можно». «Это связано со структурным изменением цен на энергоносители», - пояснил министр.
     «На один-два года сохранится рост цен  на энергоносители, превышающий инфляцию, - сказал министр. - Реструктуризация нефтяных цен завершится к 2007 году, что расчистит нам площадку для того, чтобы инфляция стала просто монетарным фактором, элементом настройки макроэкономической политики»[1].
     В свою очередь советник президента по экономическим вопросам Андрей Илларионов также подчеркнул, что удвоение ВВП  страны до 2010 года абсолютно реалистично. При этом он отметил, что речь идет не только о ВВП страны в целом, но и о его удвоении на душу населения.
     Однако  уже к концу 2004 года Кудрин признал, что не все так радужно, как  казалось раньше. "За последние пять лет наша экономика имела беспрецедентные исторические темпы развития, которые вряд ли удастся повторить в ближайшие пять лет", - признал главный финансист, выступая на конференции, посвященной пятилетию Центра стратегических разработок. Подводя итоги первого квартала 2005 года, Алексей Кудрин сообщил, что в этом году инфляция в первом квартале составила 5,3% против 3,5% прошлого года.  Как видно, ни о каких 3% инфляции речи не идет, и в сложившей ситуации идти не может.
     Как результат чрезмерных темпов инфляции Минэкономразвития предложило поднять цену отсечения (средства, полученные по нефтяным поставкам на экспорт сверх этой планки, направляются в Стабилизационный фонд) до 27 долларов за баррель, а не 22 доллара, как сейчас. Правда Кудрин уверял, что достаточно будет и 25 долларового уровня, но премьер-министр Михаил Фрадков поддержал предложение ведомства Германа Грефа.
     Таким образом, вторая точка зрения отражает мнение о том, что удвоение ВВП  в столь короткие сроки в условиях постепенного спада в экономике  страны и стремительного роста инфляции осуществить невозможно. Многие аналитики утверждают, что реальной точкой удвоения ВВП может служить 2017 или даже 2018 год. И только в случае успешного приведения в жизнь проектов и реформ министерства финансов и министерства экономического развития и торговли.
     Так, директор департамента стратегического  планирования компании ФБК Игорь  Николаев считает задачу удвоения ВВП  не более чем «высокой целью», инструментом более политическим, нежели реальным стимулом развития экономики страны.
     «Это  же нонсенс,»- говорит Николаев –  «когда есть четко поставленная цель - удвоение ВВП к 2010 году, и есть официальные  показатели прогноза социально-экономического развития Российской Федерации, по которому ВВП будет расти: в 2004 году на 3,8 проц., в 2005 году - на 4,8 проц., в 2006 году - на 4,9 проц. Сейчас уже всем понятно, что с такими темпами роста поставленная цель абсолютно недостижима. И вариации с более оптимистичными прогнозами (5,0 - 5,9 - 6,0 проц. соответственно) этот вывод поменять не могут».
     Впрочем есть и более пессимистические мнения. Так, выступая на четвертой сессии Российского  экономического и финансового форума в Швейцарии, начальник экспертного  управления администрации президента России Аркадий Дворкович дал  свой куда более драматичный прогноз. По мнению экономиста, уже в 2005 году Россия может опуститься до 4% роста ВВП. Инфляция же, напротив, останется на уровне 2004 года и составит около 12%.
     Эксперт Дворкович отметил, что многие макроэкономические показатели 2004 года оказались менее удачными, чем планировалось. «Особенно сложно было второе полугодие 2004 года, когда динамика экономического роста сильно замедлилась», – сказал эксперт. По мнению Дворковича, «пока нет оснований ожидать, что динамика изменится, и можно предположить, что в 2005 году темпы экономического роста упадут до 4–5%» [7].
       Как считает руководитель Высшей  школы экономики Евгений Ясин, демонстрируемые российской экономикой  во втором полугодии 2004 снижение  объемов промышленного производства  и рост темпов инфляции могут свидетельствовать о переходе к периоду долгосрочной стагнации. По его подсчетам, в 2004 году только 20% прироста денежного предложения (против 43% в 2003 году) поглощается экономикой. Снижение же спроса на деньги отражает снижение деловой активности, которое ведет к падению экономического роста.
     Сами  же авторы проекта Программы социально-экономического развития, все более укрепляя общие  и без того скептические настроения, говорят о том, что на пути решения  задачи удвоения ВВП лежат не только экономические барьеры. Заместитель министра экономического развития Андрей Шаронов честно признал, что проблемы с ростом - результат действий властных структур. С одной стороны, сказал чиновник, нельзя обвинять государство в том, что оно требует вернуть неуплаченные налоги. С другой - возникла своего рода презумпция виновности. Каждый предприниматель ждет, что следующим будет либо он, либо его партнер. Если правительство не сможет переломить эту тенденцию, то экономический рост скатится до 3--4%.
     С ним согласен и его недавний коллега по Минэкономразвития, научный руководитель Центра стратегических разработок Михаил Дмитриев. "Спад в экономике сейчас более глубок, чем когда-либо за последние четыре года, и если тенденция продлится еще 3-4 месяца (а анализ проводился на конец 2004 года), темпы роста ВВП снизятся в полтора раза". Он убежден, что экономику тормозит не неправильная политика, а неправильные сигналы бизнесу. "Для бизнеса главное - невовлеченность государства в управление ресурсами", - пояснил г-н Дмитриев. Когда бизнес видит, что государство наращивает свое влияние, он начинает воспринимать свою деятельность как более рискованную. "Иногда бездействие может быть более полезно, чем действие", - сказал эксперт.
     О проблеме преодоления «административных  барьеров» говорил Премьер-министр РФ Михаил Фрадков, выступая в Госдуме 9 февраля этого года.
     Он  отметил необходимость создания четких правил для работы бизнеса, которые  не должны постоянно изменяться. "Для  решения данной задачи правительство  сейчас готовит поправки в налоговое и антимонопольное законодательства". М.Фрадков добавил, что необходимо решать задачу повышения эффективности рыночных институтов, делая это на основе доверия между бизнесом и властью. Для этого "необходимо закрыть белые пятна", в сфере защиты прав собственности и антимонопольного законодательства.
     По  мнению М.Фрадкова, эффективность созданных  рыночных институтов сейчас можно оценить, как низкую, так как сейчас они  зачастую используются не для обеспечения  роста экономики, а для вывода капитала из страны и уклонения от налогов.
     Необходимо  также исключить возможность  использования государственных  институтов в интересах одной  из групп предприятий против другой. "Принцип равноудаленности государства  от бизнеса должен действовать не только в центре, но и на местах", - отметил премьер-министр.
     Впрочем, дальше «протокола о намерениях»  дело пока не пошло. И остается только надеяться, что все вышесказанное  со временем будет воплощено в  жизнь.
     Что интересует гражданина, когда он слышит об экономических задачах страны? Конечно же, как будут меняться его доходы. Так вот, с этой проблемой динамика ВВП связана крайне слабо. Просто потому, что сам по себе ВВП показывает лишь суммарную величину того, что производится или добывается в стране, но ничего не говорит о том, на какие цели направляются полученные от этого доходы.
     Иначе говоря, двукратный рост ВВП вовсе  не гарантирует гражданам, что их доходы удвоятся. Если даже при этом удвоятся доходы государственной казны - ничто не мешает правительству  направить эти доходы совсем на иные цели. Например, на досрочные выплаты внешнего долга, или на создание "финансового резерва", или на какие-нибудь "проекты века". А вовсе не на повышение благосостояния своих граждан...
     Поставь президент задачу вдвое увеличить  за 10 лет количество товаров, которые можно приобрести на зарплату среднего россиянина, - это было бы понятно. Или - задачу вдвое увеличить долю ВВП, направляемую на выплату пенсий. Или - задачу как минимум вдвое увеличить долю фонда заработной платы в прибыли российских предприятий (сейчас в России этот показатель составляет около 10 процентов против 50 - 60 процентов на Западе). Или - задачу вдвое снизить налоговую нагрузку. Или - задачу вдвое уменьшить разрыв в доходах между богатыми и бедными (все последние годы этот разрыв между "верхними и нижними децилями" является примерно 14-кратным). Или - задачу вдвое увеличить долю доходов, остающихся в распоряжении регионов, которые ежегодно "обрезаются" в пользу федерального центра...
     Кроме того, стоит повторить, что Программа социально-экономического развития страны требуют проведения целого ряда реформ. И, как показывает практика, ни одна реформа, проведенная в нашей стране за последние 10 лет не прошла безболезненно. Кроме того, опасению вызывает и то, какой характер будут носить реформы.
     Около трети населения России живет  за чертой бедности. Конечно государство  компенсирует часть затрат малоимущим через сферу социальной поддержки  населения, но навряд ли это будет  покрывать все более увеличивающиеся  расходы. Любое увеличение доходов рядового гражданина, будь то увеличение пенсии или заработанной платы государственного служащего, немедленно поглощается стремительно растущей инфляцией.
     Отток капитала на новые проекты не будет  оказывать значительного влияния  на социальный сектор, но лишь до тех пор пока не будет достигнуто «дно финансирования монетизации», которое фактически на прямую зависит от мировых цен на нефть. Однако цены на «черное золото» нестабильны и многие эксперты предвещают их скорое падение [1].
     Таким образом, удвоение ВВП не должно быть самоцелью, увлекшись погоней за цифрами, можно забыть о других проблемах: административной реформе, сложной демографической ситуации, структурной и пенсионной реформе, силовом давлении на бизнес, банковской реформе и так далее. Только решив эти задачи, требующие значительных усилий всех ветвей власти, страна сможет достичь внушительных экономических показателей, о необходимости которых говорил Президент.
 

     Заключение. 

     Анализ  методов  вычисления и политики в  области ВВП показал, что в наше время реальный подсчет ВВП по всем параметрам не возможен, т.к. не происходит учет деятельности теневой экономики. Данная проблема имеет различные способы решения, но ни один из не дает 100% результат.
     Согласно  приведенным в программе самым оптимистическим проектировкам, ВВП к 2008 г. вырастет не более чем на 55% уровня 2000 г. Это подразумевает, что в 2009-2010 гг. он должен увеличиваться на 14% ежегодно, чтобы достичь намеченной планки, т. е. в 2 раза быстрее, чем в самые лучшие предшествующие годы. Реальность такого ускорения маловероятна. По сути, остается вопрос о том, как будут обеспечены хотя бы заложенные в прогнозе весьма умеренные темпы роста, которые на самом деле должны в среднем быть не менее 8% в год, что заметно выше, чем определено в программе.
     Да  и обоснованность этих скромных ожиданий сомнительна при нынешней экономической политике, особенно в области фискальных претензий государства. К тому же некоторые другие общеэкономические предпосылки действуют не в пользу быстрого роста ВВП и инвестиций. 
 

 

      2. Расчетная часть
      2.1 Расчет ВВП доходным и затратным  методом 

      На  основе полученного варианта задания  провести расчёт ВВП двумя методами. Полученные данные занести в таблицу 1. 

     Таблица 1.1 – Исчисление ВВП затратным  методом
Счета по расходу 1 2 3 4 5
год
Экспорт 80 90 110 110 130
Импорт 60 70 70 70 70
Товары  длительного пользования 300 300 440 400 390
Амортизация 60 60 80 80 60
Товары  краткосрочного пользования 410 410 460 460 570
Гос. закупки товаров и услуг у  частных предпринимателей 270 380 300 270 375
Сальдо доходов и расходов от заг деят. 65 65 65 65 75
Плата за услуги 320 310 370 400 360
Стоимость нового оборудования 60 70 80 80 60
Стоимость нового строительства 290 290 380 380 290
ВВП: 1795 1905 2215 2175 2240
 
     ВВП по расходу = Экспорт - Импорт + Товары длительного пользования + Амортизация + Товары краткосрочного пользования + Гос. закупки товаров и услуг у частных предпринимателей + Плата за услуги + Стоимость нового оборудования + Стоимость нового строительства + Сальдо доходов и расходов от заг деят.
     ВВП1=80-60+300+60+410+270+320+60+290+65=1795
     ВВП2=90-70+300+60+410+380+310+70+290+65=1905 

     Таблица 1.2 – Исчисление ВВП доходным методом
Счета по доходу 1 2 3 4 5
год
Нераспред. прибыль корпораций 120 160 210 210 210
Рента 80 80 90 90 90
Дивиденды 160 120 150 150 220
Амортизация 60 60
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.