На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Аудит расчетов с персоналом по оплате труда

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 14.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 27. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

 
     В соответствии с изменениями в  экономическом и социальном развитии страны существенно меняется и политика в области оплаты труда, социальной поддержке и защиты работников. Многие функции государства по реализации этой политики возложены непосредственно на предприятия, которые самостоятельно устанавливают формы, системы и размеры оплаты труда, материального стимулирования его результатов. В ведении Правительства России остались также вопросы применения районных коэффициентов к заработной плате и надбавок за стаж работы на некоторых территориях. Одним из основных принципов организации заработной платы в современной экономике является принцип материальной заинтересованности работника в результатах своего труда.
     Целью написания данной работы является исследование существующих методик проведения аудита учета расчетов с персоналом по оплате труда для организации и проведения аудиторской проверки в ОАО «Поспелиха-Агротранс» и разработки рекомендаций по ее результатам.
     Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
     - раскрыть экономическую сущность, виды и формы оплаты труда;
     - ознакомиться с основными нормативными документами, регламентирующие учет труда и заработной платы;
     - обобщить и систематизировать  методические подходы к организации  и проведению аудита учета  расчетов с персоналом по оплате  труда;
     - ознакомится с организацией бухгалтерского учета расчетов по оплате труда в ОАО «Поспелиха-Агротранс»;
     - осуществить планирование и провести  аудиторскую проверку учета расчетов по оплате труда для разработки рекомендаций по устранению выявленных отклонений.
     Предметом исследования являются методические подходы к организации и проведению аудита учета расчетов по оплате труда.
     Объектом  исследования является ОАО «Поспелиха-Агротранс», на примере которого ведется аудит учета расчетов с персоналом по оплате труда. Период исследования 1 квартал 2011 года.
     При проведении исследования применялись  общенаучные методы исследования: анализ, синтез, моделирование, а также специальные методы и прием: наблюдение, инспектирование, запрос и т.д.
     Методологической  основой исследования явились монографии отечественных экономистов (Подольский В.И., Шеремет А.Д.), нормативно-правовые акты РФ, а также статьи специализированных печатных изданий.
     Информационной  основой исследования выступили  первичные документы, регистры бухгалтерского учета, а также бухгалтерская  финансовая отчетность ОАО «Поспелиха-Агротранс».
     Курсовая  работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений. В первой главе рассмотрены теоретические основы аудита расчетов с персоналом по оплате труда,  вторая глава посвящена раскрытию экономической характеристики и организация контроля в ОАО «Поспелиха-Агротранс», в третьей главе изложена методика аудита, составлен отчет аудитора. В заключении описаны итоги проведения аудиторской проверки. 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1. Теоретические основы аудита учета расчетов с персоналом по оплате труда

1.1.Экономическая сущность, виды и формы оплаты труда

     В странах с рыночной экономикой заработная плата рассматривается как цена, выплачиваемая работнику за использование  его труда, величина, которой определяется рынком труда, т.е. спросом на рабочую силу и ее предложением.
     Заработная  плата – денежное вознаграждение за труд, часть стоимости созданного трудом продуктом, дохода от его продажи, выдаваемая работнику [19, с.86].
     Работодатель  и работник вступают в договорные отношения, основанные на использовании способностей, навыков и свободного времени работника за определённое вознаграждение.
     Переход к рыночным отношениям предоставил  современным предприятиям и организациям различных форм собственности и хозяйствования максимальную самостоятельность в вопросах оплаты труда при условии, что оплата осуществляется за счет их собственных средств без выделения на эти цели ассигнований из бюджета.
     Предприятия самостоятельно разрабатывают и  утверждают формы и системы оплаты труда тарифные ставки и оклады на предприятиях могут использоваться в качестве ориентиров для дифференциации оплаты труда в зависимости от профессии, квалификации работников, сложности условий выполняемых ими работ.
     Система оплаты – это определенная взаимосвязь между показателями, характеризующими меру (норму) труда и меру его оплаты в пределах и сверх норм труда, гарантирующая получение работником заработной платы в соответствии с фактически достигнутыми результатами труда (относительно нормы) и согласованной между работником и работодателем ценой его рабочей силы.
     Формы и системы заработной платы являются необходимым элементом  организации оплаты труда. Выбор рациональных форм и систем оплаты труда работников имеет важнейшие социально-экономическое значение для каждого предприятия. Взаимодействуя с нормированием труда и тарифной системой заработной платы, они определяют порядок начисления заработков отдельным работникам или их группам в зависимости от количества, качества и результатов труда. Формы и системы оплаты труда создают на всех уровнях хозяйствования материальную основу развития человеческого капитала, рационального использования рабочей силы и эффективного управления персоналом. Вознаграждение за труд или компенсация работникам затрачиваемых умственных, физических или предпринимательских усилий играет существенную роль в привлечении трудовых ресурсов на предприятие, в мотивировании, использовании и сохранении необходимых специалистов в организации или фирме.
     При разработке систем оплаты труда на предприятии приходиться решать одновременно две задачи. Во-первых, каждая система должна направлять усилия работника на достижение таких показателей трудовой деятельности, которые обеспечат получение необходимого работодателю производственного результата: выпуска нужного количества конкурентоспособной продукции с наименьшими затратами. Во-вторых, каждая система оплаты труда должна предоставлять работнику возможность для реализации имеющихся  у него умственных и физических способностей, позволить ему добиваться в рабочем процессе полной самореализации как личности.
     Одним из принципиальных требований к системам оплаты на предприятии является то, чтобы они обеспечивали равную оплату за равный труд. Это, в свою очередь, требует, чтобы показатели, используемые для учёта результатов труда, давали возможность оценить как количество, так и качество труда наёмных работников и устанавливать соответствующие этим показателям нормы количества и качества труда.
     В практике организации заработной платы  имеется два вида нормирования труда: тарифное (устанавливающие нормы качества труда) и организационно-техническое (устанавливающие нормы количества труда при имеющихся организационно-технических условиях его осуществления). В РФ предприятия чаще всего используют систему тарифного  нормирования, сложившуюся ещё в прежней экономической системе.
     Организационно-техническое  нормирование обеспечивается каждым  предприятием самостоятельно, однако его методология должна быть общей, иначе принцип равной оплаты за равный труд будет обеспечен только в рамках предприятия, но не в рамках всего общества.
     Основой оплаты труда является тарифная система, представляющая собой совокупность нормативов, с помощью которых  осуществляется дифференциация и регулирование  заработной платы в зависимости от сложности выполняемой работы; условий труда (нормальные, тяжелые, вредные, особо тяжелые и особо вредные); природно-климатических условий выполнения работы; интенсивности и характера труда.
     Организации могут самостоятельно, в зависимости от своего финансового положения и возможностей, разрабатывать тарифную сетку, определить число ее разрядов, размер прогрессивного абсолютного и относительного возрастания тарифных коэффициентов внутри сетки.
     Разряды, присвоенные рабочим конкретные должностные оклады, установленные работникам, указываются в контрактах, договорах или в приказах по предприятию, организации. Эти документы следует обязательно довести до сведения бухгалтерии, так как они вместе с документами о выработке работника или табелем являются основанием для расчета заработной платы.
     Достоинство тарифной системы оплаты труда в  том, что она, во-первых, при определении  размера вознаграждения за труд позволяет  учитывать его сложность и  условия выполнения работы; во-вторых, обеспечивает индивидуализацию оплаты труда с учетом опыта работы, профессионального мастерства, непрерывного трудового стажа работы в организации; в-третьих, дает возможность учитывать факторы повышенной интенсивности труда (совмещение профессий, руководство бригадой и др.) и выполнение работы в условиях, отклоняющихся от нормальных (в ночное и сверхурочное время, выходные и праздничные дни). Учет этих факторов при оплате труда осуществляется посредством доплат и надбавок к тарифным ставкам и окладам.
     Бестарифная система оплаты труда ставит заработок работника в полную зависимость от конечных результатов работы коллектива, к которому относится работник. При этой системе не устанавливается твердого оклада или тарифной ставки. Применение такой системы целесообразно лишь в тех ситуациях, когда есть реальная возможность учесть результаты труда работника при общей заинтересованности и ответственности каждого коллектива.
     Все системы заработной платы в зависимости  от того, какой основной показатель применяется для определения  результатов труда, принято подразделять на две большие группы, называемыми формами заработной платы.
     Форма заработной платы  – это тот или иной класс систем оплаты труда, сгруппированных по признаку основного показателя учета результатов труда при оценке выполненной работником работы с целью его оплаты.
     Существуют  две основные формы заработной платы: повременная и сдельная.
     Повременная – форма оплаты труда, при которой заработная плата работнику начисляется по установленной ставке или окладу за фактически отработанное время.
     Сдельная – форма оплаты труда за фактически выполненный объём работы (изготовленную продукцию) на основании действующих расценок за единицу работы.
     Формы оплаты включают разные системы:
   Повременная форма оплаты труда подразделяется на две подсистемы: простую повременную и повременно-премиальную.
   Простая повременная система оплаты труда предусматривает выплату заработной платы в зависимости от количества отработанного времени и квалификации работника.
     Повременно-премиальная  система оплаты труда применяется с целью повышения материальной заинтересованности работников: в дополнение к ставке (окладу) выплачивается премия за своевременное и качественное выполнение работ.
     Недостатком повременной системы оплаты труда  является то, что должностной оклад  не в состоянии учесть различия в объёмах работ, выполненных работниками одной профессии и квалификации.
     Сдельная  система оплаты труда применяется, когда есть возможность учитывать количественные показатели результата труда и корректировать его путем установления норм выработки, нормы времени, нормированного производственного задания. При сдельной системе оплаты труда работников оплата осуществляется по сдельным расценкам в соответствии с количеством произведенной продукции. Основой сдельной оплаты труда является сдельная расценка за единицу продукции, работ, услуг Сдельная расценка, а соответственно и сдельная форма оплаты труда, может быть индивидуальной и коллективной.
     В зависимости от способа подсчета заработка при сдельной оплате различают несколько форм оплаты труда: прямая сдельная, сдельно-премиальная, сдельно-прогрессивная, косвенно-сдельная и аккордная.
   При прямой сдельной системе оплата труда рабочих осуществляется в зависимости от количества выработанной продукции или выполненных работ, исходя из твердых сдельных расценок, установленных с учетом квалификации.
   При сдельно-премиальной системе оплата труда включает премирование за перевыполнение норм выработки, достижение определенных качественных показателей рабочему, кроме заработка по прямым сдельным расценкам, выплачивается премия. Она служит основой мотивации работников в улучшении как количественных, так и качественных результатов труда.
   При сдельно-прогрессивной системе оплата труда рабочих в пределах установленной исходной базы (нормы) производится по прямым сдельным расценкам, а сверх этого по повышенным.
   Косвенно-сдельная система применяется для оплаты труда вспомогательных рабочих (наладчиков технологического оборудования, слесарей. ремонтников, помощников мастеров и других вспомогательных рабочих). Такая оплата может быть организована по сдельным расценкам, увеличивающимся на процент выполнения норм выработки в среднем по обслуживаемому участку.
   При аккордной системе величина оплаты устанавливается за весь объем работы, а не за каждое изделие или операцию. Эта система обычно сочетается с премированием за сокращение сроков выполнения аккордных заданий. Общая стоимость определяется на основе норм времени (выработки) и расценок. Аккордная система применяется на работах с длительным производственным циклом. Бригаде выдается аккордный наряд, предусматривающий весь комплекс основных и вспомогательных работ. В наряде указываются начало и окончание работ, а также суммы заработной платы и премий с учетом качества. Такая система оплаты труда эффективно применяется в строительстве (бригадный подряд), на автотранспорте и других отраслях.
   Труд  некоторых работников иногда оплачивается по смешанной форме, например, оплата труда руководителя небольшого коллектива (бригадир), который совмещает руководство коллективом (повременная оплата) с непосредственной производственной деятельностью, оплачиваемой по сдельным расценкам. [21]

1.2.Информационная база аудита учета расчетов по оплате труда

 
     В процессе аудиторской проверки учета  расчетов с персоналом по оплате труда  и соблюдению трудового законодательства используют следующие законодательные и нормативные документы:
  1. Главным законодательным документом, имеющим в своем составе статьи посвященные труду, является Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ). Конституцией РФ (ст. 37) закреплено право на вознаграждение за труд без какой-либо дискриминации и не ниже установленного федеральным законом  минимального размера оплаты труда.
     2. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001г. № 197-ФЗ: устанавливает права и обязанности работника и работодателя, регулирует вопросы охраны труда, профподготовки, переподготовки и повышения квалификации, трудоустройства, социального партнерства. Закрепляются правила оплаты и нормирования труда, порядок разрешения трудовых споров. Отдельные главы посвящены особенностям правового регулирования труда некоторых категорий граждан (несовершеннолетних, педагогов и др.).
   Выполнение  установленных в его статьях  правил является обязательным для всех руководителей и работников.
          3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994г. № 51-ФЗ;  (часть вторая) от 26.01.96г. № 14-ФЗ является основным источником гражданско-процессуальных норм. Регулирует отношения при заключении гражданско-правовых договоров.
          4. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998г., которой устанавливает общие принципы налогообложения от   № 146-ФЗ; (часть вторая) от 05.08.2000 г. № 117-ФЗ, в которой установлен порядок обложения каждым из установленных в стране налогов (сборов).
     НК  РФ устанавливает обязанность организации исчислить, удержать у налогоплательщика и, уплатить сумму налога на доходы физических лиц, исчисленную в соответствии со ст.224 НК РФ.
          5.  Федеральный закон от 19 июня 2000 г. N 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» (с изм. от 24.06.08г. № 91-ФЗ). Устанавливает гарантируемый государством размер месячной заработной платы за труд неквалифицированного работника, полностью отработавшего норму рабочего времени при выполнении простых работ в нормальных условиях труда.
     6. Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 21.11.1996 №129-ФЗ, который определяет правовые основы бухгалтерского учета, его содержание, принципы, организацию, основные направления бухгалтерской деятельности и составления отчетности. В Законе представлены основные требования к содержанию первичных документов и регистров бухгалтерского учета по учету труда и заработной платы, а также порядок проведения инвентаризации расчетов.
         7. Федеральный закон от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» с изменениями от 25.02.2011г. Закон регулирует правоотношения в системе обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, определяет круг лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию и виды предоставляемого им обязательного страхового обеспечения, устанавливает права и обязанности субъектов обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также определяет условия, размеры и порядок обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячным пособием по уходу за ребенком граждан.
         8. Постановление Правительства РФ от 24 декабря 2007 г. N 922 
"Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы" 
(с изм. от 11.11. 2009 г.) устанавливает особенности порядка исчисления средней заработной платы для всех случаев определения ее размера, предусмотренных Трудовым кодексом РФ.

        9. Постановление Государственного комитета РФ по статистике от 05.01.2004 N 1 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты". Данным постановлением утверждены согласованные с Министерством финансов РФ, Министерством экономического развития и торговли РФ, Министерством труда и социального развития РФ унифицированные формы первичной учетной документации по учету труда и его оплаты.
      10. Положение по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99 (утверждено приказом Минфина России от 06.05.1999 № 32н, ред. от 08.11.2010г. с изм.  и доп. вступающими в силу с 01.01.2011г.), устанавливает правила формирования в бухгалтерском учете информации о доходах коммерческих организаций (кроме кредитных и страховых организаций), являющихся юридическими лицами по законодательству РФ.
         11. Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99 (утверждено приказом Минфина России от 06.05.1999 № 33н, ред. от 08.11.2010г. с изм. и доп. вступающими в силу с 01.01.2011г.) устанавливает правила формирования в бухгалтерском учете информации о расходах коммерческих организаций (кроме кредитных и страховых организаций), являющихся юридическими лицами по законодательству РФ.
          К документам, регулирующим вопросы оплаты труда на данном уровне, законодатель относит:
     - локальные нормативные акты; - коллективный договор; - соглашения. Локальный нормативный акт – это документ, содержащий нормы трудового права, разрабатываемый работодателем в пределах своей компетенции в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами, коллективным договором, соглашениями и действующий «внутри» организации.
     Коллективный  договор - правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации или  у индивидуального предпринимателя  и заключаемый работниками и  работодателем в лице их представителей.
     Соглашение - правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения и устанавливающий  общие принципы регулирования связанных  с ними экономических отношений, заключаемый между полномочными представителями работников и работодателей  на федеральном, межрегиональном, региональном, отраслевом (межотраслевом) и территориальном уровнях социального партнерства в пределах их компетенции.
     Кроме того разрабатывают: положение о системе оплаты труда, положение о премировании, положение о вознаграждении за выслугу лет, штатное расписание и должностные инструкции.
     Каждый  гражданин, работающий по трудовому  договору, имеет право на труд с  оплатой без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.  
     Минимальный размер оплаты труда устанавливается  федеральным законом одновременно на всей территории Российской Федерации  и не может быть ниже размера прожиточного минимума трудоспособного человека.
     В минимальный размер оплаты труда не входят доплаты, надбавки, премии и другие поощрительные выплаты, а также повышения оплаты при отклонении от нормального рабочего времени (сверхурочной, ночной работы и др.), поскольку минимальная оплата относится к основной заработной плате, а указанные выплаты — к дополнительной (т. е. выплачиваются сверх этой заработной платы).   
     Источниками информации, т.е. объектами аудита по учету труда и заработной платы являются документы по зачислению, увольнению и переводу работников предприятия, первичные документы, регистры бухгалтерского учета и отчетность. Ведение первичного учета по унифицированным формам распространяется на юридических лиц всех форм собственности, осуществляющих деятельность в отраслях народного хозяйства. Так, по учету личного состава используются следующие формы:
     Приказ (распоряжение) о приеме на работу (ф. №Т-1) - составляется на каждого члена  трудового коллектива работником отдела кадров или лицом, ответственным за прием работников. В нем указывается разряд работника, его оклад, испытательный срок. После этого приказ визируется в соответствующей службе с целью подтверждения оклада и его соответствия штатному расписанию и подписывается руководителем организации. С приказом знакомят вновь принятого работника под его расписку.
     Личная  карточка (ф. №Т-2) - заполняется на каждого  работника в одном экземпляре. В ее разделах содержатся общие сведения о работнике (фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, образование и др.), сведения о воинском учете, назначении и перемещении, повышении квалификации, переподготовке, отпуске, аттестации и дополнительные сведения.
     Приказ (распоряжение) о переводе на другую работу (ф. №Т-5) - составляется в двух экземплярах в отделе кадров при оформлении перевода работника из одного подразделения в другое. Один экземпляр остается в отделе кадров, второй передается в бухгалтерию. Приказ визируется руководителями соответствующих структурных подразделений и подписывается руководителем организации.
     Приказ  о предоставлении отпуска (ф. №Т-6) - применяется для оформления ежегодного отпуска и отпусков других видов. Содержит все необходимые сведения для расчета отпускных сумм и  удержаний.
     Приказ  о прекращении трудового договора (контракта) (ф. №Т-8) - составляется в двух экземплярах в отделе кадров и подписывается руководителем организации. В нем указывают причину и основание увольнения.
     По  учету использования рабочего времени  и расчетов с персоналом по оплате труда применяются: табель учета использования рабочего времени и расчета заработной платы (ф. № Т-12), табель учета использования рабочего времени (ф. №Т-13). Необходимо отметить, что табельный учет охватывает всех работников организации. Каждому из них присваивается определенный табельный номер, который указывается во всех документах по учету труда и заработной платы. Сущность табельного учета заключается в ежедневной регистрации явки работников на работу, ухода с работы, всех случаев опозданий и неявок с указанием их причины, а также часов простоя и часов сверхурочной работы.
     К регистрам, которые подлежат проверке, относятся сводные ведомости  распределения заработной платы (по видам, шифрам затрат и др.), регистры по счету 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" в части расчетов по исполнительным листам и депонированной заработной плате, журналы-ордера № 8 и № 10 (при журнально-ордерной форме учета), Главная книга, баланс (ф. № 1). [20]

1.3. Методика аудита учета расчетов по оплате труда.

     Целью проведения аудита расчетов с персоналом по оплате труда является установление соответствия применяемой в организации методики учета и налогообложения операций расчетов с персоналом по оплате труда и действующим в Российской Федерации в проверяемом периоде нормативным документам, для того чтобы выявить имеющиеся ошибки или нарушения и степень их влияния на достоверность бухгалтерской отчетности.
     Проверка  носит комплексный характер и  включает контроль соблюдения нормативно-правовых актов, касающихся трудового законодательства, правильности начисления различных видов оплат и удержаний, правильности ведения бухгалтерского учета расчетов, как по физическим лицам, так и в целом по предприятию, а также начисления налогов и платежей с фонда оплаты труда (ФОТ) и выплат социального характера.
     По  методики Подольского В.И. к числу основных комплексов задач, которые необходимо проверить, относятся:
     - соблюдение положений законодательства  о труде, состояние внутреннего  контроля по трудовым отношениям;
     - учет и контроль выработки  и начисления заработной платы рабочим-сдельщикам;
     - учет и начисление повременных  и прочих видов оплат;
     - расчеты удержаний  из заработной  платы физических лиц;
     - аналитический учет по работающим (по видам начислений и удержаний);
     - расчет налогооблагаемой базы  с фонда оплаты труда, учет налогов и платежей с ФОТ;
     -расчеты  по депонированной плате.
     Рассмотрим  методики проверки аудиторской проверки оплаты труда.
     1) Проверка соблюдения положений  законодательства о труде, состояние  внутреннего контроля по трудовым  отношениям.
     Аудитор проверяет, как оформляется прием и увольнение сотрудников, учитывая рабочее время сотрудников, как строится система оплаты труда и др.
     Правильность  оформления работников (прием и увольнение) проверяется по приказам, контрактам, трудовым соглашениям.
     2) Проверка организации учета и  контроля выработки и начисления  заработной платы рабочим-сдельщикам. Сдельная оплата подразделяется  на два вида: прямую сдельную  и сдельно-прогрессивную. 
     Аудитор проверяет, как оформлены первичные  документы (наряды, маршрутные листы т др.), правильность применения норм и расценок, наличие подписей должностных лиц, заполнение соответствующих реквизитов; обращает внимание на имеющиеся исправления. Особое внимание уделяется расчетам сдельного заработка при бригадной форме оплаты труда, правильности переноса итоговых сумм по работающим в расчетно-платежные ведомости. Целесообразно проверить, нет ли случаев повторного начисления сумм по ранее оплаченным документам. Если расчеты по учету сдельной заработной платы выполняются с применением ПК, то целесообразно проверить алгоритмы расчетов, нормативно-справочные данные.
     Здесь применяются такие методы сбора  аудиторских доказательств, как  инспектирование документов, подготовленных на предприятии, пересчет (определение  сумм сдельной заработной платы).
     3) Проверка расчетов по начислению  повременных и прочих видов  оплат. В этом комплексе аудитор  проверяет, как производились  начисление повременной оплаты, расчеты по среднему заработку,  расчеты за дни пребывания  в отпуске, расчет премий и других видов оплат. Проверка начисленной повременной оплаты для работающих с установленным окладом ведется по формуле:
     Сзп =
,

     где Сзп сумма начисленной заработной платы;
          Сокл оклад работающего;
          tр отработанное время в месяц по графику рабочего времени;
          tф месячный фонд рабочего времени.
     Начисленная повременная оплата для работников с оплатой согласно установленному разряду и тарифу проверяется  по формуле:
     Сзпi*tр,
     где Тi – тариф i-го разряда.
     При несовпадении данных, полученных аудитором, с бухгалтерскими записями необходимо установить причину расхождения, и если выяснится, что бухгалтер-расчетчик неправильно произвел расчеты, в отчете аудитора делаются соответствующие замечания. Бухгалтер-расчетчик должен произвести исправления и отразить их в соответствующих документах.
     При расчете начислений, которые определяются с использованием среднего заработка, прежде всего, необходимо установить, правильно ли определен средний заработок, а затем проверить правильность выполненных начислений по соответствующим видам оплат.
     Аудитор также проверяет правильность начислений по прочим видам оплат и доплат: оплата отпусков, работы в праздничные  дни, доплату за работу в ночное время  и др. Методика сводится к выверке  алгоритмов расчетов и исходных данных. Аудитор сообщает об обнаруженных ошибках бухгалтеру-расчетчику, который вносит необходимые исправления, пересчитывает начисления и удержания по работающим.
     4) Проверка расчетов удержаний  из заработной платы физических лиц. К основным видам удержаний относятся: налог на доходы физических лиц, удержания, удержания по исполнительным листам, прочие удержания ( за брак, за товары, купленные в кредит, и др.). Вначале необходимо проверить справочные данные (льготы по НДФЛ, размер удержаний по исполнительным листам и др.), затем установить соответствие  алгоритма законодательным документам и проверить сами выполненные расчеты.
     При проверке правильности исчисления НДФЛ необходимо уточнить количество льгот, величину налогооблагаемой базы, проверить правильность расчета налога.
     При проверке налоговой базы учитываются  все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в  натуральной форме. Если из дохода налогоплательщика  по его распоряжению, по решению  суда или иных органов производятся удержания, они не уменьшают налоговой базы.
     5) Проверка ведения аналитического  учета по работающим. Аналитический  учет расчетов с персоналом  по оплате труда ведется по  физическим лицам как состоящим,  так и не состоящим в списочном  составе предприятия по всем видам заработной платы, премиям, пособиям и другим выплатам и удержаниям. Необходимые данные для этой цели накапливаются в лицевых счетах (накопительных документах), расчетно-платежной документации, а при использовании ПК могут храниться в виде отдельных файлов. Аудит таких расчетов, как правило, проводится выборочно.
     Аудитор должен проверить, ведется ли такой  учет, обратить внимание на сохранность  аналитической информации и формирование на каждого работающего совокупного  годового дохода. Помимо прямых начислений в совокупный доход должны быть включены: стоимость натуральной оплаты работникам, вознаграждения по результатам за год, стоимость бесплатно предоставляемого питания и продуктов, единовременные вознаграждения за выслугу лет и др.
     6) Проверка сводных расчетов по оплате труда.
     Сводные расчеты по заработной плате выполняют  по данным счета 70 «Расчеты по оплате труда» и корреспондирующими с ними счетами.
     Аналитический учет по счету 70 «Расчеты по оплате труда» ведется по каждому работнику  организации.
     При журнально-ордерной форме учета  обороты по кредиту этого счета  проверяют по данным журналов-ордеров  ф.№1 «Касса», ф.№2 «Расчетный счет»  , ф.№8 – по счетам учета расчетов с бюджетом, депонентами и др.
     При автоматизированной форме учета  контролю подвергаются записи в ведомостях дебетовых и кредитовых оборотов. Кроме того, сводные данные проверяют по главной книге (счета 70 и 69). Сальдо по этим счетам должны быть тождественны показателям баланса ф.№1 по ст. «Кредиторская задолженность перед персоналом организации» и «Кредиторская задолженность перед государственными внебюджетными фондами» раздела V пассива и по ст. «Прочие дебиторы» раздела II актива (в части долгов за работающими и органами страхования).
     Для контроля расчетов по оплате труда  используются: первичные документы по учету выработки и заработной платы, расчетные ведомости, лицевые счета работающих, платежные ведомости.
     Прежде  всего, необходимо проверить соответствие итогов в отдельных ведомостях (цехов, отделов) с общими итогами по предприятию. Затем устанавливается правильность произведенных операций по отнесению начисленной заработной платы на соответствующие счета. Так, выплаты из фонда оплаты труда, включенные в себестоимость продукции, относятся в дебет счетов 20,23,25,26 (производственные затраты), 29 (на расходы непромышленных производств и хозяйств), 08 (вложения во внеоборотные активы).
     7) Проверка налогооблагаемой базы  для расчетов по счету 69. Для  проверки правильности формирования  базы налогообложения аудитор  руководствуется инструкциями соответствующих фондов.
     8) Проверка депонированных сумм  по заработной плате. Аудитор  проверяет, как организован аналитический  учет по счету 76, субсчет «Депонированная  заработная плата», устанавливает,  велись ли карточки по физическим  лицам и депонированным суммам, как производилась выдача сумм депонированной заработной платы. [20, с.514]
     Типичные  ошибки
№ п/п Вид ошибок Влияние на достоверность  бухгалтерской отчетности налогообложения  и соблюдения законодательной и  нормативной базы Нормативные документы
1 Не применяются  типовые формы первичных документов по оплате труда Затруднена  проверка данных Альбом унифицированных  типовых форм документов
2 Не ведутся  табели учета рабочего времени (Т-12) Нельзя проверить  правильность начисления повременных и других видов оплат Трудовой кодекс РФ
3 Включение в  себестоимость продукции (работ, услуг) для целей налогообложения оплаты труда за проведение строительных работ Завышение себестоимости  продукции, занижение налогооблагаемой прибыли ПБУ №10
4 Не включались в совокупный доход работающих сумм премий и выданных подарков Занижение базы налогообложения по НДФЛ и другим удержаниям Инструкции  об исчислении базы налогообложения
5 Неверно проводилась  начисление НДФЛ Занижение НДФЛ Налоговый кодекс ч.2 гл.23
6 Неверно рассчитывались суммы по прочим видам оплат Занижение базы налогообложения Трудовой кодекс РФ
 
     Методика  Касьяновой С.А.:
     1. Инспектирование первичных документов:
     - проверка правильности учета  рабочего времени;
     - проверка правильности оформления  расчетно-платежных документов;
     - проверка правильности депонированной  заработной платы;
     2. Арифметическая проверка сумм  начисленной заработной платы:
     - проверка обоснованности начисления  работникам за особые условия  труда (сверхурочная работа, ночные  часы работы, работа в выходные и праздничные дни);
     - проверка правильности расчета  среднего заработка для исчисления дополнительной заработной платы (пособий по временной нетрудоспособности, отпускных и др.);
     - проверка правильности расчета  совокупного дохода работников.
     3. Аудит обоснованности налоговых  льгот по НДФЛ:
     - проверка правомерности налоговых  вычетов;
     - проверка обоснованности применения  налоговых ставок.
     4. Проверка правильности удержаний  по исполнительным листам.
     5. Аудит тождественности показателей  бухгалтерской отчетности и данных регистров бухгалтерского учета.
     Основные  виды нарушений:
     - отсутствие коллективных и трудовых договоров;
     - отсутствие заявлений работников о предоставлении им льгот по НДФЛ;
     - необоснованное списание на себестоимость продукции для целей налогообложения расходов на обучение, подготовку и переподготовку кадров;
     - начисление доплат, надбавок и иных выплат работникам, не указанных во внутренних локальных актах и трудовых договорах;
     - невключение в базу для расчета страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, ФСС, ФФОМС, ТФОМС выплат работникам, производимых за счет собственных средств организации (материальная помощь, премии, доплаты, оплата питания и т.д.);
     - оформление отпуска, выплаты суточных  и компенсаций работникам, выполняющим обязанности по договорам гражданско-правового характера;
     - многократное заключение гражданско-правовых  договоров с одни и тем же  физическим лицом на оказание  одной и той же услуги в  течении длительного времени.  [18, с.128]
     В данной работе при проведения аудита расчетов с персоналом по оплате труда на примере предприятия используется методика В.И.Подольского. 
 
 
 
 
 

     Глава 2. Организация  аудиторской проверки учета расчетов по оплате труда в ОАО «Поспелиха-Агротранс»

2.1. Экономическая характеристика ОАО «Поспелиха-Агротранс»

 
       Открытое  акционерное общество «Поспелиха-Агротранс» зарегистрировано 11.08.1993 г.
       Открытое акционерное общество «Поспелиха-Агротранс» Правовое положение общества определяется Гражданским кодексом РФ, Федеральным законом «Об акционерных обществах» и прочими законами РФ, иными правовыми актами РФ, а также Уставом общества.
     Основной  государственный регистрационный номер общества: 1022202524112, дата регистрации: 18.10.2002.
     Общество  является юридическим лицом, имеет  обособленное имущество, имеет печать со своим наименованием, фирменный знак, расчетный и иные счета в рублях и иностранной валюте в учреждениях банка.
     Уставный  капитал предприятия на момент его  организации согласно учредительным  документам 110 тыс. руб. 100% уставного капитала принадлежит директору Основной целью деятельности общества, является получение прибыли. Общество применяет специальные налоговые режимы: единый налог на вмененный доход и упрощённую систему налогообложения.
     К основному виду деятельности общества относится – организация перевозок грузов (ОКВЭД- 63.40.) К дополнительным видам деятельности относятся: производство изделий из бетона; техническое обслуживание и ремонт легковых автомобилей; оптовая торговля зерном; прочая розничная торговля вне магазинов.
     Структура органов управления:
     Органами управления Обществом являются:
     - Общее собрание акционеров;
     - Совет директоров;
     - Генеральный директор.
     Высшим  органом управления общества является общее собрание акционеров. Один раз в год Общество проводит годовое общее собрание акционеров.
     Генеральный директор избирается собранием акционеров Общества простым большинством голосов от количества присутствующих на собрании акционеров. Срок полномочий Генерального директора 5 (пять) лет. Генеральный директор общества является единоличным исполнительным органом Общества.
       
 

     
       

       
 

     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
       

     
       
 

     Организационная структура ОАО «Поспелиха-Агротранс» представим на рис.1
     Организационная структура управления является линейно-функциональной. Каждый исполнитель подчиняется  только одному руководителю. Все указания и решения по функциям управления исполнитель получает от непосредственного руководителя.
     Генеральный директор имеет право распоряжаться средствами и имуществом предприятия, заключать договоры, открывать счета и распоряжаться ими, издавать приказы по предприятию, принимать и увольнять работников, применять к ним меры поощрения и налагать взыскания. Вместе с тем, генеральный директор отвечает за правильное и эффективное использование материальных и трудовых ресурсов предприятия, улучшение условий и охрану труда. Генеральный директор организует работу коллектива предприятия, а также несет полную ответственность за состояние предприятия и его деятельность.
     Бухгалтерский учет на предприятии осуществляет бухгалтерия, являющаяся самостоятельным структурным подразделением, возглавляемым главным бухгалтером.
     Ответственность за организацию бухгалтерского учета  на предприятии, соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций несет руководитель организации. Главный  бухгалтер, возглавляющий бухгалтерскую  службу, подчиняется руководителю предприятия и несет ответственность за ведение бухгалтерского учета, своевременное предоставление полной и достоверной бухгалтерской отчетности. Главный бухгалтер подписывает денежные документы и расчетные документы, финансовые и кредитные обязательства. К финансовым и кредитным обязательствам относятся документы, оформляющие финансовые вложения, договора займа, кредитные договора.
     Отдел во главе с главным бухгалтером проводит учет наличия средств, их сохранности и уровня использования, проверяет финансовое состояние предприятия, проводит оперативную работу по организации расчетов с клиентурой, поставщиками и финансовыми органами, организует первичный учет расходования материальных ресурсов и денежных средств.
     Бухгалтерский учет на предприятии ведется в  соответствии с едиными методологическими основами и правилами, установленными Федеральным законом «О бухгалтерском учете» от 21 ноября 1996 года №129-ФЗ, Положением о ведении учета и отчетности в РФ, Планом счетов бухгалтерского учета и положениями по бухгалтерскому учету, регулирующими порядок учета различных объектов бухгалтерского учета, а также Учетной политикой организации.
     Главный бухгалтер формирует Учетную  политику на очередной год, несет  ответственность за ведение бухгалтерского учета, своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской и финансовой отчетности.
     Численность бухгалтерии составляет 5 человек – главный бухгалтер, заместитель главного бухгалтера, бухгалтер расчетной группы, бухгалтер материальной группы, бухгалтер-кассир.
     Для обработки всех хозяйственных операций при ведении бухгалтерского и налогового учёта в бухгалтерии используется компьютерная технология обработки данных.
     Бухгалтер расчетной группы на основании первичных документов выполняет все расчеты по заработной плате и удержания из нее, ведет учет расчетов по отчислениям во внебюджетные фонды;
     Бухгалтер материальной группы ведет учет приобретенных материальных ценностей, расчетов с поставщиками материалов, поступления и расходования материалов в разрезе мест их хранения и использования.
       Эффективность работы предприятия можно определить путем анализа его финансово-экономического положения за ряд периодов хозяйственной  деятельности. Основные показатели деятельности общества представлены в таблице 2.1. 
 
 

     Таблица 2.1
     Основные  технико-экономические показатели ОАО «Поспелиха-Агротранс» за 2008 - 2010 гг.
Финансовые  показатели предприятия (тыс.руб) 2008г. 2009г. 2010г. Изменение в 2009/2008 Изменение 2010/2009
Выручка 31018 44888 41332 +13870 -3556
Себестоимость 19979 35900 34056 +15921 -1844
Валовая прибыль 11039 8988 7276 -2051 -1712
Управленческие  расходы 1955 2441 2927 +486 +496
Прибыль (убыток) от продаж 9084 6547 4349 -2537 -2198
Проценты  к получению 5 6   +1 -6
Проценты  к уплате          
Прочие  доходы 6529 20289 1309 +13760 -18980
Прочие  расходы 4955 18116 1194 +13161 -16922
Прибыль(убыток) до налогообложения 10663 8726 4464 -1937 -4262
Чистая  прибыль 10339 7969 4140 -2370 -3829
     В настоящее время результаты деятельности предприятия стабильны. Финансовое положение предприятия зависит от объема выручки.
     Среднесписочная численность работающих 56 человек.
     Выручка предприятия за 2010 год снизилась на 7,9% по сравнению с 2009 годом. Вместе с тем, показатель себестоимости снизился на 5,1 Значительно на величину себестоимости в 2010 году повлияли расходы, связанные с приобретением сырья и материалов.
     Среди основных негативных факторов, влияющих на основную деятельность, следующие: ·усиление конкуренции на отраслевом рынке; рост цен на основные энергоносители, сырье и материалы;·изменение законодательства.
     Основные  способы, направленные на снижение негативного  эффекта факторов, влияющих на деятельность общества: внутренний контроль, высокий профессиональный уровень персонала, техническое оснащение.
     В организации используется повременная и сдельная оплата труда. Выплата заработной платы производится в денежной форме и обязательно в рублях. Оплата труда работников осуществляется из единого источника – фонда оплаты труда.

2.2. Планирование аудиторской проверки  учета расчетов по оплате труда в ОАО «Поспелиха-Агротранс».

     Порядок планирования аудита определяется Федеральным правилом (стандартом) аудиторской деятельности № 3.
     Планирование, являясь начальным этапом проведения аудита, включает в себя разработку аудиторской организацией общего плана аудита с указанием ожидаемого объема, графиков и сроков проведения аудита, а также разработку аудиторской программы, определяющей объем, виды и последовательность осуществления аудиторских процедур, необходимых для формирования аудиторской организацией объективного и обоснованного мнения о бухгалтерской отчетности организации.
     Планирование  аудитором своей работы способствует тому, чтобы важным областям аудита было уделено необходимое внимание, чтобы были выявлены потенциальные  проблемы и работа была выполнена с оптимальными затратами, качественно и своевременно.
     Получение информации о деятельности аудируемого  лица является важной частью планирования работы, помогает аудитору выявить  события, операции и другие особенности, которые могут оказывать существенное влияние на финансовую (бухгалтерскую) отчетность.
     Основной  целью аудитора при проверке является определение сильных сторон контроля, чтобы убедиться, что существенные ошибки отсутствуют.
     Аудитору  необходимо понимание систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля, достаточное для планирования аудита и разработки эффективного подхода к проведению аудита.
     Аудитор оценивает эффективность системы  бухгалтерского учёта и системы  внутреннего контроля, действующей  у экономического субъекта, и производит оценку самой систему внутреннего контроля и бухгалтерского учёта.
       В соответствии с Федеральным правилом (стандартом) № 8 «Оценка аудиторских  рисков и внутренний контроль, осуществляемый аудируемым лицом» по результатам проведенного тестирования осуществим первичную оценку эффективности системы внутреннего контроля (СВК) ОАО «Поспелиха-Агротранс». 
      Произведем первичную оценку надежности и эффективности системы внутреннего контроля ОАО «Поспелиха-Агротранс» с помощью тестового метода (Приложение 1).
       Оценка системы внутреннего контроля определяется процентным соотношением положительных ответов к общему количеству вопросов, включенных в тест:
       Оценка  СВК = 32/38 *100% = 84%
     По  данным заполненного теста можно  охарактеризовать организацию системы  внутреннего контроля в ОАО "Поспелиха-Агротранс" на высоком уровне. Для учета операций по оплате труда применяются ПК, что значительно повышает возможность сопоставления данных.
       На  основании первичной оценки СВК  произведем оценку по  каждому разделу (Приложение 2):
стиль управления = 5/5*100% = 100 % - оценка высокая;
организационная структура = 2/3*100% = 60 % - оценка средняя;
разделение  ответственности и полномочий = 4/4*100% = 100 % - оценка высокая;
контроль = 9/12 *100% = 75 % - оценка высокая;
учет  и отчетность = 7/9*100% = 78 % - оценка высокая;
кадры = 5/5*100% = 100 % - оценка высокая.
     Изучение  системы бухгалтерского учета на предприятии предполагает изучение и оценку основных принципов организации бухгалтерского учета изучаемых операций и документооборота, закрепленных в положениях учетной политики, роли средств вычислительной техники в ведении учета.
     На  основании данных о системе бухгалтерского учета произведем оценку эффективности  бухгалтерского учета (Приложение 3.). При формировании оценок эффективности системы учета используется следующая градация:
     У1 – низкий уровень;У2 – ниже среднего уровня; У3 – средний уровень.
     Количественные  значения указанных градаций оценок: У1 = 0,3; У2 = 0,4; У3 = 0,5.
     Оценка  надежности и эффективности системы  бухгалтерского учета осуществляется по формуле: Эсбу=(?У/n) *100, где n – количество вопросов в тесте.
     Эсбу=((0,5)/4)*100=50%.
     Следующим этапом планирования аудита является оценка аудиторского риска. Аудиторский риск рассчитывается по формуле: АР = НР*РК*РН,
     где НР - неотъемлемый риск. Неотъемлемый риск – риск возникновения ошибки в бухгалтерском учете при совершении операции или в бухгалтерской отчетности при ее составлении до прохождения процедур внутреннего контроля.
       РК - риск средств контроля, РН - риск  необнаружения ошибок.
     Оценка  неотъемлемого риска приведена  в Приложении 4. При формировании оценок неотъемлемого риска используется следующая градация: Н1 – низкий уровень; Н2 – средний уровень; Н3 – высокий уровень.
     Рассчитаем  следующие показатели для определения неотъемлемого риска:
  4.1.Финансовое положение аудируемого лица.
     Коэффициент финансовой устойчивости = (собственный  капитал + долгосрочные обязательства)/валюта баланса;
     Кфин уст = 20750/27757 = 0,74
     Этот  показатель относится к низкому классу риска – Н1.
4.2.Уровень собственного оборотного капитала (обеспеченность собственными средствами).
    Ур. собст. кап = собственный капитал + долгосрочные обязательства – внеоборотные активы / оборотные активы
    Ур.собств. кап = (20750-5791)/ 21966 = 0,68.
    Этот  показатель относится к низкому классу риска – Н1.
4.3.Текущая ликвидность.
    Тек. лик.  = оборотные активы / краткосрочные  обязательства
    Тек. лик.  = 21966/7007 = 3,13.
    Этот  показатель относится к низкому классу риска – Н1.
4.4.Вероятность банкротства.
    Для того чтобы определить вероятность банкротства воспользуемся формулой Альтмана.
    Zc = 1,2K1 + 1,4K2 + 3,3K3 + 0,6K4 + K5
     К1 = оборотные активы / активы = 21966/27757 = 0,79;
     К2 = нераспределенная прибыль / активы = 17731/27757 = 0,63;
     К3 = прибыль от продаж / активы = 4349 /27757 = 0,16;
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.