На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Экономическая эффективность и пути развития научно-технологического потенциала предприятия

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 14.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 18. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Экономическая эффективность и  пути развития  научно-технологического потенциала предприятия  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

СОДЕРЖАНИЕ  
 

Введение 3
1. Понятие и содержание научно-технологического потенциала предприятия 5
1.1. Сущность  научно–технической политики и научно-технологического потенциала предприятия 5
1.2 Комплексная оценка внедрения мероприятий НТП 11
2. Исследование экономической эффективности научно-технологического потенциала 18
2.1 Организационно-экономическая характеристика ОАО «Лидский  мясокомбинат» 18
2.2 Анализ эффективности научно-технологического потенциала предприятия 20
3. Пути развития научно-технологического потенциала 31
Заключение 38
Список использованных источников 40
Приложение 41 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ

    Научно-технический  прогресс, признанный во всем мире в  качестве важнейшего фактора экономического развития, все чаще и в западной, и в отечестенной литературе связывается с понятием инновационного процесса.  Существует множество форм управления инновациями на самых разных уровнях: от подразделений корпораций до государства, в целом призванного в современных условиях осуществлять специальную экономическую политику. Как и практически всякая иная политика, она неодинакова в разных странах, хотя и  подчинена одной и той же цели: стимулированию инновационной активности и развитию научно-технического потенциала. Место и роль инновационной политики в структуре государственного регулирования экономики определяются  особенностями инновационного процесса как объекта управления. Он в большей степени, чем другие элементы НТП, связан с товарно-денежными отношениями, последующими все стадии его реализации. Это обстоятельство вполне убедительно проявляется в условиях регулируемой рыночной экономики. Основная масса инновационных процессов реализуется здесь частными компаниями разного уровня и масштаба, и такие процессы выступают, понятно, не как самостоятельная цель, а как средство лучшего решения производственных и коммерческих задач компании, добивающейся высокой прибыльности. В этих обстоятельствах инновация изначально нацелена на практический коммерческий результат.
    Вопросы инновационной  деятельности  являются   ключевыми   для большинства  индустриально  развитых стран мира.  Научно-техническая продукция  как  результат  интеллектуальной   деятельности   требует создания   системы  охраны  промышленной  собственности  и  является обязательным атрибутом развитых стран. Под инновациями в широком смысле понимается прибыльное использование новшеств в виде новых технологий, видов продукции и услуг, организационно-технических и социально-экономических решений производственного, финансового, коммерческого, административного или иного характера. Период времени от зарождения идеи, создания и распространения новшества и до его использования принято называть жизненным циклом инновации. С учетом последовательности проведения работ жизненный цикл инновации рассматривается как инновационный процесс.
    Инновационный процесс представляет собой подготовку и осуществление инновационных  изменений и складывается из взаимосвязанных  фаз, образующих единое, комплексное целое. В результате этого процесса появляется реализованное, использованное изменение – инновация. При этом инновациями, определяющими конкурентоспособность являются инновации, связанные с повышением качества, снижением цены, расширением ассортимента, улучшением дизайна, обеспечения доступности и известности торговой марки.
    Экономический рост компании можно обеспечить как  за счет экстенсивных факторов, т.е. привлечения дополнительных ресурсов (оборотных, основных, трудовых), так и за счет интенсивных факторов, таких как рост производительности и на ее основе повышение производственной активности. Актуальным является, конечно, интенсивный путь развития. На современном этапе развитии промышленности важнейшей составляющей экономического роста становится производительность, т.к. она оказывает прямое влияние на производстве иную активность предприятия.
    Предметом исследования работы является экономическая эффективность и пути развития  научно-технологического потенциала предприятия.
    Объектом  исследования является ОАО «Лидский  мясокомбинат».
    Целью работы является рассмотрение теоретических  и практических аспектов оценки Экономической эффективности и пути развития  научно-технологического потенциала на ОАО «Лидский  мясокомбинат», а так же разработка рекомендаций по ее совершенствованию. Основными задачами, обеспечивающими достижение поставленной цели, являются:
    - изучение теоретических основ  понятия и содержания научно-технологического потенциала предприятия;
    - анализ научно-технологического потенциала предприятия ОАО «Лидский  мясокомбинат»;
    -разработка рекомендаций по совершенствованию научно-технологического потенциала  на ОАО «Лидский  мясокомбинат».
    При написании работы использовались учебные  пособия,  статьи по исследуемой проблеме и материалы ОАО «Лидский  мясокомбинат».
    В процессе подготовки проекта  применялся метод экономического анализа, сравнения, графический метод.

1. ПОНЯТИЕ И СОДЕРЖАНИЕ  НАУЧНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО  ПОТЕНЦИАЛА ПРЕДПРИЯТИЯ

    1.1. Сущность  научно–технической политики и научно-технологического потенциала предприятия

 
    Потенциал в широком смысле - средства, запасы, источники, которые могут быть использованы для решения какой- либо задачи, достижения, определенной цели, возможности отдельного лица, общества, государства в определенной области. Понятия «научный потенциал» (НПл) и «научно-технический потенциал» (НТПл) используются с конца 60-х годов и сразу стали одними из центральных в изучении науки как сложной, относительно обособленной социально-экономической системы. Объективная необходимость появления и широкого использования указанных понятий обусловлена, в первую очередь, такими важнейшими факторами, как:
    - увеличение масштабов научной  деятельности, возрастание роли  науки и объема потребляемых  ею ресурсов. В эпоху научно-технической  революции научная деятельность  становится массовой, вследствие  чего возникает потребность в инструментарии для ее соответствующего научно-экономического анализа. К разряду подобных инструментов и относятся понятия НПл и НТПл;
    - нарастающая индустриализация сферы  НИОКР, что потребовало распространения на данную сферу понятий, родственных уже широко применявшимся в экономических исследованиях. Это обстоятельство является особенно актуальным для сферы прикладной науки и опытно-конструкторских разработок.
    Исходя  из общего определения понятия «потенциал (от латинского слова «potentia») как источники, возможности, средства, запасы, которые могут быть приведены в действие, использованы для решения какой-либо задачи, достижения определенной цели» в понятие НПл и НТПл какой-либо системы вкладывается смысл интегральных характеристик научных и научно-технических возможностей этой системы [4, с. 147].
    Научный потенциал (НПл) - способность научной  системы вырабатывать научные и  прикладные знания и определять основные направления их применения в производственной и социальной практике. Решающим средством повышения эффективности общественного производства, совершенствования структуры экономики, обеспечения экономического роста и решения социальных задач является научно-технический прогресс (НТП).
    Научно-технический  прогресс — это непрерывный процесс  приобретения и накопления научных знаний об окружающем мире и совершенствование на их основе действующих, создание и внедрение прогрессивных средств и предметов труда, технологических процессов и форм организации производства.
    Материально-технические  факторы связаны с использованием новой техники, прогрессивной технологии, новых видов сырья и материалов. Решение задач совершенствования производства достигается путём:
    модернизации оборудования;
    замены морально устаревшего оборудования новым, более производительным;
    повышения уровня модернизации производства: установки станков-автоматов, автоматизированного оборудования, использования автоматических линий, автоматизированных систем производства;
    внедрения новых прогрессивных технологий;
    использования новых видов сырья, прогрессивных материалов, и другими мерами [10, с. 182].
    Научно-технический  прогресс - главный источник всестороннего  и последовательного роста производительности. Поэтому для использования в производственном процессе достижений научно-технического прогресса в современных условиях требуется направление инвестиций в первую очередь на реконструкцию и техническое перевооружение действующих производств, внедрение прогрессивных технологий и новейшей техники, повышение доли затрат на активную часть основных производственных фондов- машин, оборудования.
    НТП рассматривается как цикл «наука—производство», включающий ряд стадий:
    фундаментальные исследования. Цель этой стадии — получить новые знания о закономерностях развития природы и общества и на их основе выявить новые пути прогресса техники, экономики, организации производства. В результате фундаментальных исследований появляются гипотезы, теории. Продукты труда исследователей, результаты деятельности коллективов и исполнителей фундаментальных исследований отражаются в авторских свидетельствах на открытие, изобретение, в монографиях, статьях, учебниках, учебных пособиях, отчетах, предложениях, используются для дальнейшего развития самой науки, подготовки специалистов с высшим образованием, специалистов высокой квалификации (кандидатов и докторов наук), в прикладном плане — для дальнейшего развития идей и предложений на стадии прикладных исследований с целью определения возможности овеществления получаемых результатов. Фундаментальные исследования проводятся силами и средствами институтов Академии наук и государственными университетами, отраслевыми научно-исследовательскими институтами и вузами страны;
    поисковые исследования. Это исследования по выбору идей, представляющих интерес для общества на современном этапе его развития, т.е. выявлению технико-экономических возможностей и конкретных путей практического применения в соответствующих областях экономики принципиально новых для них способов и средств производства продукции. Конечные результаты этих работ имеют вполне конкретный характер и выдаются в виде отчетов, технической документации, макетов экспериментальных и опытных образцов;
    прикладные исследования. На этой стадии проводятся теоретические и экспериментальные исследования, появляется информация о возможностях создания новой техники, технологии или продукта, создается схема конкретного образца изделия;
    опытно-конструкторские работы. Изготавливается опытный образец или установка для производства новой продукции, подготавливается соответствующая документация;
    освоение и внедрение в производство. Технология производства нового изделия приспосабливается к условиям предприятия. Проводятся проектные, строительно-монтажные и пусконаладочные работы [10, с. 168].
    Каждая  стадия характеризуется специфическими задачами, особым подходом к их решению, определенным составом и уровнем квалификации участников, выбором определенных средств и предметов труда, материальными и финансовыми ресурсами, различными формами объединения исполнителей и управления их деятельностью.
    Научно-технический  потенциал представляет собой совокупность научно-технических кадров, материальных, финансовых, информационных и иных ресурсов, необходимых для создания и реализации достижений НТП в народное хозяйство. Он является одним из объектов государственного регулирования, а следовательно, прогнозирования и планирования. Государство выступает как институтv финансирующий, организующий и управляющий его развитием.
    Структурная перестройка экономики, ориентированная  на использование интеллектуальных ресурсов и развитие высокотехнологичных производств в противовес материале- и энергоемким производствам, предполагает создание условий для непрерывного обновления технологий и продукции, роста образовательного уровня населения и совершенствования управления путем нововведений (инноваций), основанных на новейших научных знаниях.
    В широком смысле под инновациями  понимают новые технологии, виды услуг, продукции, новые организационно-технические решения производственного, административного, финансового и иного характера.
    По  существу, смысл всей экономической  реформы состоит в создании условий для повышения восприимчивости экономики к инновациям, развития инновационного предпринимательства и обеспечения экономического роста за счет использования достижений науки и техники. Это обусловливает необходимость активизации инновационной деятельности.
    Инновационная деятельность — это деятельность по разработке и освоению результатов исследований, повышающих эффективность способов и средств осуществления конкретных процессов, в том числе освоение производства новой продукции и технологий. Инновационная сфера охватывает, во-первых, непосредственно сам объект инноваций; во-вторых, ее субъекты — предпринимателей, а также систему, обеспечивающую продвижение инноваций до стадии их реализации (управление, инфраструктура, финансовая и инвестиционная поддержка).
    С целью активизации инновационной  деятельности разрабатывается инновационная политика, представляющая собой совокупность принципов и мероприятий, обеспечивающих создание благоприятного инновационного климата в стране. Инновационная политика является составной частью социально-экономической политики. Она должна объединять общими задачами науку, технику, производство, потребление, финансовую систему, образование и быть ориентирована на использование интеллектуальных ресурсов, развитие высокотехнологичных производств и приоритеты экономики. Инновационная политика базируется на таких важнейших принципах, как:
    признание модели инновационного развития экономики страны в качестве приоритетной;
    создание государством экономико-правовых условий и экономических механизмов, обеспечивающих превращение инноваций в существенный фактор экономического роста;
    максимальное использование рыночных механизмов активизации инновационной деятельности и предпринимательства, создание равных стимулов для всех субъектов хозяйствования независимо от форм собственности;
    эффективное развитие и использование собственного научно-технического потенциала и его реформирование в соответствии с целями экономической политики;
    оптимальное сочетание интересов разработчиков, производителей продукции и инвесторов, признание объектов интеллектуальной собственности в качестве источника доходов [4, с. 149].
    Реализация  этих принципов требует проведения экспертизы и формирования законодательства с точки зрения наиболее эффективного стимулирования инновационной деятельности и обеспечения развития инновационных процессов в основных сферах промышленности, сельского хозяйства и социального комплекса.
    Эффективное инновационное развитие предполагает широкий выбор инновационных идей и проектов. Источниками идей могут быть исследования и разработки, проводимые в стране, достижения мировых науки и технологий, привлекаемых путем закупки лицензий, приобретения или лизинга технологического оборудования (долгосрочная аренда машин, оборудования, сооружений или выдача оборудования напрокат), ноу-хау (технические знания, опыт, документация), передача которых оговаривается при заключении лицензионных договоров и других соглашений.
    Преимущества  в реализации идей должны получать те из них, которые в конкретных условиях обеспечивают наилучший результат  с наименьшими затратами. Важным является формирование инфраструктуры нововведений, способствующей продвижению инноваций на рынок.
    Первостепенное  значение имеет развитие малого научно-инновационного предпринимательства по следующим направлениям:
    создание структур, объединяющих малые и научно-инновационные предприятия, — бизнес-инновационных центров, инкубаторов бизнеса, технопарков;
    формирование сети институтов финансирования, кредитования, страхования (инвестиционные, инновационные и венчурные коммерческие фонды, страховые компании);
    развитие организаций материально-технического обеспечения (лизинговые, снабженческие фирмы, центры коллективного пользования приборами и оборудованием для проведения научных исследований и опытно-конструкторских работ (НИОКР));
    создание центров передачи технологий, информационных систем обмена проектами и поиска партнеров для реализации совместных проектов на основе доступа к банкам данных по проектам, инвесторам, рынкам сбыта;
    открытие торговых домов, ярмарок, бирж и иных структур, обеспечивающих взаимодействие разработчиков, производителей и потребителей новой продукции и технологий;
    образование структур, оказывающих различные услуги (маркетинговые, рекламные, аудиторские, сертификационные, консалтинговые, юридические) [1, с. 153].
    Должен  быть создан соответствующий уровень  стандартизации, метрологии и сертификации, эффективной патентной системы, обеспечивающей защиту прав на результаты интеллектуального труда.
    Механизм  реализации инновационных направлений  предполагает также использование различного рода регуляторов: льготного налогообложения в научной сфере, субсидирования, льготного долгосрочного кредитования разработчиков и потребителей научно-технической продукции, увеличения затрат на НИОКР, стимулирования труда научных работников, осуществления подготовки кадров.
    В современных условиях, когда развитие науки и техники достигло исключительно больших масштабов, ни одна из стран, даже таких, как США, Япония, Германия, Беларусь, с их огромным научным потенциалом, не в состоянии в равной степени обеспечить развитие всех направлений научно-технического прогресса. Требуются наличие широких связей с внешним миром, научно-техническая специализация, участие в мировом разделении труда, эффективное использование зарубежного научно-технического опыта.
    Для эффективного управления инновационными процессами необходимы мониторинг, оценка инновационной деятельности, прогнозирование НТП, разработка государственных, отраслевых, региональных и межгосударственных научно-технических программ и механизмов их реализации.
    Предприниматель воспринимает рынок как среду, охваченную постоянным движением. Высокая сложность и динамичность окружающего мира вызывают у того, кто занимается нововведениями, острое чувство неуверенности в завтрашнем дне. Именно она обуславливает необходимость новой инновационной политики государства и предприятий.
    Первая  причина этой неуверенности состоит  в нарастающей интернационализации, глобализации рынков. Деятельность предприятий распространяется на весь мир. Они не только осваивают рынки, но и заново размещают свои производственные и исследовательские подразделения. Государства же идут им на встречу, создавая большие пространства хозяйственной свободы, будь то европейский общий рынок, североамериканский или другие.
    Второй  причиной является процесс насыщения  новыми технологиями, который также требует новой инновационной политики предприятия и государства. Предприниматель оказался вовлеченным в новую для него технологическую конкуренцию. Для удержания своих позиций на рынке он обязан поспевать за быстрой заменой старой техники на новую, и замена эта все ускоряется. Воздействие новшеств ощущает и государство, ответственное за образование и фундаментальные исследования. Оно должно каким-то образом на них реагировать.
    Третья  причина заключается в смене  ценностей, сказавшейся, прежде всего, на поведении потребителей. Спрос переориентируется на новые товары — безопасные для окружающей среды и здоровья, удовлетворяющие индивидуальные потребности. Предприятия пытаются опередить конкурентов, быстро меняя предложение, — жизненный цикл продукции сокращается. Государство как защитник благосостояния и безопасности граждан и здесь не может оставаться  стороне, оно должно действовать, создавая для развития этого процесса соответствующие условия.
    Важной  политической задачей государства  является поддержание экономического роста. Государство обязано создавать благоприятные условия для такого роста, чтобы инвестиции частных предприятий нашли приложение именно в нашей стране, а не где-то за ее пределами.
    Поддержка экономического роста должна ориентироваться по инновационному процессу, играющему центральную роль в его объяснении. Структурные изменения как генератор роста находятся под постоянным воздействием новых технологических процессов и изделий. Движущими силами здесь служат следующие элементы: инноватор, организация и окружающая среда — при условии их взаимодействия, то есть увязки в единую систему [16, с. 147].

    1.2 Комплексная оценка внедрения мероприятий НТП

 
    Для определения целесообразности внедрения  мероприятий НТП, принятия решений о предоставлении кредитов предприятиям и организациям на проведение научно-технических мероприятий, при технико-экономическом обосновании мероприятий, выполняемых по хозяйственным договорам, и установлении цен на научно-техническую продукцию должна осуществляться комплексная оценка мероприятий, направленных на ускорение НТП, а на ее основе - выбор наилучшего из возможных вариантов реализации мероприятий НТП и отражения их экономического эффекта в плановых показателях, характеризующих результаты производственно-хозяйственной деятельности предприятий.
    Для обеспечения подъема технического уровня отраслей экономики принятие решений должно осуществляться на основе обобщающих показателей, характеризующих эффективность НТП.
    Основным  обобщающим показателем является показатель экономического эффекта, в котором находят отражение частные показатели эффективности: производительность труда и фондоотдача, материало- и энергоемкость производства, показатели технического уровня производства и качества продукции.
    Исходные  принципы комплексной оценки мероприятий  НТП должны соответствовать общепринятым в мировой практике методам экономического обоснования принятия решений.
    К мероприятиям НТП относятся создание, производство и использование новых, реконструкция или модернизация существующих средств и орудий труда (машин и оборудования, зданий и сооружений, передаточных устройств), предметов труда (сырья, материалов, топлива, энергии) и потребления (продукции для удовлетворения потребностей населения), технологических процессов, в том числе содержащих изобретения, а также способов и методов организации производства, труда и управления.
    Показатель  экономического эффекта на всех этапах реализации мероприятий НТП определяется как превышение стоимостной оценки результатов над стоимостной оценкой совокупных затрат ресурсов на весь срок осуществления мероприятия НТП [4, с. 152].
    На  стадиях технико-экономического обоснования (ТЭО), выбора наилучшего варианта при формировании планов НИОКР должен соблюдаться народнохозяйственный подход, который предполагает:
    оценку эффективности мероприятий НТП по условиям использования продукции с учетом всех сопутствующих позитивных или негативных результатов в других сферах народного хозяйства, включая социальную, экологическую и внешнеэкономическую сферы;
    расчет экономической эффективности по всему циклу разработки и реализации мероприятий НТП за установленный для каждого мероприятия период, включая проведение НИОКР, освоение и серийное производство, а также период использования результатов осуществления мероприятия в народном хозяйстве;
    применение в расчетах системы экономических нормативов и других устанавливаемых ограничений, учет экономической неравноценности затрат и результатов, осуществляемых и получаемых в различные моменты времени, что достигается их приведением к единому расчетному году;
    применение сметной стоимости, тарифов, цен (действующих и перспективных), отражающих качество продукции и ее эффективность для потребителя [14, с. 157].
    Экономический эффект, определяемый по условиям использования продукции, отражает суммарный вклад всех стадий цикла «НИОКР—производство—использование» и рассчитывается до установления цен на научно-техническую продукцию и продукцию производственно-технического назначения.
    Величина  экономического эффекта, определяемая по условиям использования продукции, должна учитываться при установлении цен на соответствующую продукцию. Если в условиях использования повышается качество продукции, то расчет экономического эффекта проводится по ценам, учитывающим изменение эффективности использования этой продукции у потребителей.
    После принятия решений о ценах на продукцию  по всему циклу осуществления мероприятий НТП определяется величина экономического эффекта по условиям производства каждого вида продукции.
    Общий подход к выбору наилучшего варианта реализации мероприятий НТП на этапе  ТЭО сводится к следующему:
    отбираются варианты из потенциально возможных, каждый из которых удовлетворяет всем заданным ограничениям: социальным стандартам, экологическим требованиям, по времени реализации и др. В число рассматриваемых вариантов включаются наиболее прогрессивные, технико-экономические показатели которых превосходят или соответствуют лучшим мировым достижениям (не только освоенным в производстве, но и намечаемым к выпуску в перспективе). При этом должны учитываться возможности закупки техники за рубежом в необходимом количестве, организации собственного производства на основе приобретения лицензий и совместного производства с зарубежными странами;
    по каждому варианту из числа допустимых определяются (с учетом динамики) затраты, результаты и экономический эффект;
    лучшим признается вариант, у которого величина экономического эффекта максимальна либо при условии тождества полезного результата затраты на его достижение минимальны [3, с. 173].
    Экономический эффект мероприятия НТП рассчитывается по условиям использования продукции  за расчетный период. Суммарный по годам расчетного периода экономический эффект рассчитывается по формуле:
                                                    (1.1)
    где Эт — экономический эффект мероприятия  НТП за расчетный период;
    Ст — стоимостная оценка результатов осуществления мероприятия НТП за расчетный период;
    Зт  — стоимостная оценка затрат на осуществление мероприятия НТП  за расчетный период.
    Расчет  экономического эффекта проводится с учетом приведения разновременных затрат и результатов к единому для всех вариантов мероприятия НТП моменту времени — расчетному году.
    В качестве расчетного года обычно принимается  наиболее ранний из всех рассматриваемых  вариантов календарный год, предшествующий началу выпуска продукции или использования в производстве новой технологии, новых методов организации труда или управления.
    Приведение  разновременных затрат и результатов  всех лет периода реализации мероприятия к расчетному году осуществляется путем умножения их величины за каждый год на коэффициент приведения. Последний определяется исходя из нормативов приведения разновременных затрат и результатов.
    Стоимостная оценка результатов за расчетный  период определяется по формуле
                                                (1.2)
    где Ct — стоимостная оценка результатов в t-м году расчетного периода;
    tn — начальный год расчетного периода;
    tk — конечный год расчетного периода;
    at — коэффициент приведения к расчетному году.
    В качестве начального года расчетного периода принимается год начала финансирования работ по осуществлению мероприятия, включая проведение научных исследований. Конечный год расчетного периода определяется моментом завершения жизненного цикла мероприятия НТП, включающего разработку, освоение, серийное производство, а также использование результатов осуществления мероприятий в народном хозяйстве. Конечный год может определяться плановыми (нормативными) сроками обновления продукции по условиям ее производства и использования или сроками службы средств труда (с учетом морального старения). При отсутствии таких нормативов конец расчетного периода устанавливается с учетом специфики отрасли [5, с. 154].
    Стоимостная оценка результатов определяется как  сумма основных и сопутствующих результатов.
    Расчет  производится как по предметам труда, так и средствам труда.
    Для новых предметов труда стоимостная  оценка основных результатов мероприятий определяется по формуле:
                                                        (1.3)
    где - объем применения новых предметов труда в году t,
    — расход предметов труда на единицу продукции, производимой с их использованием в году t,
    — цена единицы продукции (с учетом эффективности ее применения), выпускаемой с использованием нового предмета труда в году t.
    Стоимостная оценка основных результатов мероприятий  для средств труда длительного пользования определяется следующим образом:
                                       (1.4)
    где — цена единицы продукции (с учетом эффективности ее применения), производимой с помощью новых средств труда в году t,
    - объем применения новых средств труда в году t,
      — производительность новых  средств труда в году t. Стоимостная оценка сопутствующих результатов включает дополнительные экономические результаты в разных сферах народного хозяйства, а также экономические оценки социальных и экологических последствий мероприятий НТП.
    Социальные  и экологические результаты осуществления мероприятия НТП определяются при оценке степени отклонения его социальных и экологических показателей от целевых нормативов, установленных в централизованном порядке, и масштабов воздействия на окружающую среду и социальную сферу. Нарушения нормативов при этом не допускаются. Стоимостная оценка социальных и экологических результатов может быть определена по формуле:
                                              (1.5)
    где — стоимостная оценка социальных и экологических результатов осуществления мероприятия в году t,
     — величина отдельного результата (в натуральном выражении) учетом масштаба его внедрения в году t;
     — стоимостная оценка единицы  отдельного результата в году t;
    n — количество показателей, учитываемых при определении воздействия мероприятия на окружающую среду и социальную сферу.
    Затраты на реализацию мероприятия НТП за расчетный период включают затраты при производстве и при использовании продукции:
                                                (1.6)
    где — затраты при производстве продукции за расчетный период;
     — затраты при использовании  продукции (без учета затрат на приобретение самой продукции) за расчетный период.
    Затраты при производстве (использовании) продукции  рассчитываются единообразно:
                                  (1.7)
    где — величина затрат всех ресурсов в году t ( включая затраты на получение сопутствующих результатов);
     — текущие издержки при производстве (использовании) продукции без учета амортизационных отчислений на реновацию;
     — единовременные затраты при производстве (использовании) продукции в году t,
     — остаточная стоимость (ликвидационное сальдо) основных фондов, выбывающих в  году t.
    В тех случаях, когда на конец расчетного периода остаются основные фонды, которые можно использовать еще ряд лет, величина Л, определяется как остаточная стоимость указанных фондов.
    После установления цен в централизованном или договорном порядке на каждый из видов продукции по всему циклу осуществления мероприятия НТП оценка его эффективности проводится раздельно по каждому звену: предприятию и научной организации. При оценке эффективности каждого звена получает отражение лишь та часть общего эффекта по условиям использования, которая учтена при установлении цены на данный вид продукции [8, с. 127].
    Экономический эффект от создания продукции по мероприятию НТП на отдельном предприятии или в научной организации образует часть финансовых средств предприятия (организации), формируемых за счет прибыли за расчетный период, остающейся в его распоряжении за расчетный период. Общий размер прибыли определяется с учетом принятой процентной ставки при хранении этих средств в банке, предоставлении коммерческого кредита и т.п.
    Прибыль от внедрения мероприятия НТП, остающаяся в распоряжении предприятия (научной  организации) определяется по формуле:
                                              (1.8)
    где выручка от реализации продукции (производственно-технического, научно-технического назначения) в году t но ценам, установленным в централизованном или договорном порядке;
      издержки (себестоимость продукции)  в году t;
      общая сумма налогов и выплат из балансовой прибыли в году t.
    Для определения прироста прибыли от внедрения мероприятия НТП величина прибыли, остающейся в распоряжении предприятия (научной организации) до реализации мероприятия НТП сравнивается с величиной прибыли, остающейся в его распоряжении после реализации :
                                                       (1.9)
    Результаты  расчетов по комплексной оценке эффективности мероприятий НТП используются при проведении экспертизы мероприятий, а также при разработке планов НИОКР и планов развития отдельных предприятий, целевых комплексных программ по энерго - и ресурсосбережению и другого рода научно-технических программ [6, с. 198].
    Таким образом, научно-технический потенциал НТПл - способность научно-технической системы решать текущие и перспективные проблемы научно-технического прогресса. Необходимо учитывать, что способность системы обеспечить получение научного результата понимается, в том числе, и как получение указанного результата в определенные сроки. 

2. ИССЛЕДОВАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ  ЭФФЕКТИВНОСТИ НАУЧНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО  ПОТЕНЦИАЛА

    2.1 Организационно-экономическая  характеристика ОАО «Лидский  мясокомбинат»

 
    Открытое  акционерное общество «Лидский мясокомбинат» создано на основании решения Лидского районного исполнительного комитета от 20 декабря 2007 года № 1005 путем преобразования коммунального производственного унитарного предприятия «Лидский мясокомбинат», зарегистрированного Брестским областным исполнительным комитетом 16 апреля 2001 года в Едином государственном регистре юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за № 200301991, в соответствии с законодательством о приватизации государственного имущества и законодательством об акционерных обществах.
    Коммунальное  производственное унитарное предприятие  «Лидский мясокомбинат» реорганизовано на основании решения Лидского районного исполнительного комитета от 30.05.2005 № 274 путем присоединения к нему коммунального унитарного сельскохозяйственного предприятия «Невель», зарегистрированного Брестским областным исполнительным комитетом 27.06.2001.
    На  сегодняшний день на предприятии в сутки перерабатывают до 50 тонн мяса и производят 18-20 тонн колбасных изделий. Ассортимент вырабатываемой продукции на предприятии составляет более 310 наименований. В частности ОАО «Лидский  мясокомбинат» производит и реализует:
    Колбасные изделия, в том числе вареные сосиски и сардельки, полукопченые, варено-копченые, сырокопченые, сыровяленые, ливерные, кровяные, зельцы, паштеты, ветчины, продукты из свинины копчено-вареные, копчено-запеченые, сырокопченые и сыровяленые, деликатесные мясные изделия прессованные,  мясо птицы копченое;
    Мясные полуфабрикаты, в том числе натуральные мякотные и мясокостные  мелкокусковые и крупнокусковые полуфабрикаты, котлеты, пельмени, мясной фарш, сырые колбасы, полуфабрикаты быстрого приготовления в маринадах с разнообразными композициями пряностей;
    Мясо говядина и мясо свинина, субпродукты 1 и 2 категорий, жиры пищевые топленые, в том числе фасованные, черный пищевой альбумин;
    Кожевенное консервированное сырье, эндокринно-ферментное и специальное сырье.
    Производство  основных видов продукции, а также  процентное соотношение годовых показателей к показателям предыдущих годов представлено в табл. 2.1
Таблица 2.1 - Производство продукции ОАО «Лидский  мясокомбинат» в натуральном выражении, тонн
Показатели 2007 2008 2009 Темп роста (снижения), %
Мясо  и субпродукты 1 кат. 8 099 8 655 9 732 120,2%
Жир пищевой из госсырья 215 289 376 174,9%
Альбумин 22 29 34 154,5%
Колбасные изделия, всего 5 293 4 457 5 019 94,8%
в т.ч. варенные 2 237 1 819 2 070 92,5%
    сосиски, сардельки
983 772 798 81,2%
    полукопченные
301 216 363 120,6%
    варено-копченные
493 484 488 99,0%
    копчености
470 379 537 114,3%
    сырокопчение
88 104 131 148,9%
    прочие
721 683 632 87,7%
Мясные  полуфабрикаты 1 132 1 152 1 475 130,3%
    в т.ч. пельмени
67 77 123 183,6%
    котлеты
12 15 33 275,0%
    мелкокусковые
326 306 337 103,4%
    крупнокусковые
386 368 455 117,9%
    фарши
146 196 255 174,7%
    наборы из субпродуктов и мяса.
195 190 272 139,5%
Итого 14 761 14 582 16 636 112,7%
Темп  роста, % - 98,8% 114,1% -
    П р и м е ч а н и е - Источник: собственная разработка   
    Как видно из таблицы 2.1 за три года объемы производства продукции в натуральном  выражении увеличились по четырем  основным ассортиментным группам. По такой  ассортиментной группе как колбасные  изделия объемы производства в период с 2007 по 2009 гг. уменьшились на 5,2%. Причем уменьшился выпуск варенной колбасы, сосисок, сарделек и варено-копченой колбасы, т.е. наиболее распространенных на первый взгляд колбасных изделий.
    Для улучшения качества выпускаемой  продукции постоянно проводится замена морально устаревшего оборудования на современное высокопроизводительное. Так, для улучшения товарного вида выпускаемой продукции, обеспечения санитарных правил и норм при производстве колбасных изделий и копченостей, установлены термокамеры с автоматическим режимом процесса термообработки. По мере укрепления производственной базы, пополнение научно- производственного потенциала, предприятие перешло к выпуску конкурентоспособной продукции высокого качества. Начиная с 1995 года предприятие постоянно наращивало объёмы производства, создана мощная техническая база, подобран высокопрофессиональный кадровый состав, накоплен интеллектуальный потенциал.
    Объем выпущенной товарной продукции в  фактических ценах составил             64 125,0 млн. руб. за 2007 год, 66131,0 млн. руб. за 2008 год, 101 776,0 млн. руб. за 2009 год (таблица 2.2). Объем выпущенной товарной продукции в сопоставимых ценах за 2009 год  увеличился к уровню 2007 года на 12 650 млн. руб.
Таблица 2.2 – Динамика рентабельности производственной деятельности и продаж ОАО «Лидского мясокомбината» за 2007 –2009гг.
Показатели 2007 2008 2009 Темп роста (снижения), %
1. Выручка от реализации продукции,  млн р. 73 057 76 944 113 400 155,2%
2. Полная себестоимость реализации  продукции, млн р. 60 187 66 419 100 907 167,7%
3. Прибыль от реализации, млн р. 3 664 -1 088 1 136 31,0%
4. Чистая прибыль от основной  деятельности, млн р. 1 968,0 -1 843,0 -211,0 -10,7%
5. Рентабельность производственной  деятельности, %: 
5.1. По прибыли от реализации  6,1% -1,6% 1,1% 18,5%
5.2. По чистой прибыли  3,3% -2,8% -0,2% -6,4%
6. Рентабельность продаж (оборота), %        
6.1. По прибыли от реализации  5,0% -1,4% 1,0% 20,0%
6.2. По чистой прибыли 2,7% -2,4% -0,2% -6,9%
     П р и м е ч а н и е -  Источник: собственная разработка   
    Рентабельность  производственной деятельности (окупаемость издержек) исчисляется путем отношения балансовой или чистой прибыли к сумме затрат по реализованной или произведенной продукции. Как видно из таблицы по итогам работы за 2008 год мясокомбинат имел 6% прибыли от реализации и 3,3% чистой прибыли с каждого рубля, затраченного на производство и реализацию продукции. В 2008 году предприятие понесло убытки, а в 2009 году мясокомбинат имел только 1,1% прибыли от реализации с каждого затраченного рубля.

    2.2 Анализ эффективности научно-технологического потенциала предприятия

 
    При проектировании, разработке и последующей  реализации конкретных организационно-технических мероприятий в рамках концепции своего развития ОАО «Лидский  мясокомбинат» делает и будет делать основную ставку на удешевление изделий, выпуск в больших объемах массовой, доступной, но непременно качественной продукции, снижение энерго- и материалоемкости, а также себестоимости продукции в целом, увеличение ее рентабельности, повышение производительности и поднятие уровня оплаты труда согласно поставленным президентом и правительством задачам. Планирование НИОКР на ОАО «Лидский  мясокомбинат» начинается с разработки детального методического плана выполнения темы. Методический план должен включать в себя перечень этапов выполнения работы, являющихся автономными объектами планирования, финансирования и контроля, на которые делится вся тема. В целях обеспечения высокого качества на ОАО «Лидский  мясокомбинат» выполнения НИОКР при определении количества этапов к каждому из них предъявляются определённые требования:
    получение конкретных законченных на данном этапе результатов;
    возможность контроля и оценки качества результатов;
    стабильность групп исполнителей;
    постоянство места и внешних условий проведения работы.
 
Рисунок 2.1 -  Пример этапов НИОКР по календарному плану

     П р и м е ч а н и е - Источник: собственная разработка   
    Проект  НИОКР  нового изделия содержит восемь этапов
    Разработка технического задания на выполнение темы;
    Проведение маркетинговых и патентно-информационных исследований;
    Выявление возможных вариантов, разработка и оценка их эффективности;
    Разработка чертежей опытного изделия;
    Изготовление опытного образца;
    Проведение испытаний опытного образца изделия;
    Обобщение и анализ данных испытаний;
    Корректировка чертежей изделия и сдача их в серийное производство.
    Для оценки трудоёмкости работ по каждому  этапу необходимо знать затраты времени на выполнение этапов. В условиях отсутствия нормативной базы продолжительность выполнения отдельных этапов НИОКР рассчитывается на основе вероятностных экспертных оценок.
    Предполагаемая  трудоёмкость их выполнения оценивалась  тремя экспертами на основе применения вероятностных оценок. Средняя  продолжительность этапов составляет:
    Разработка технического задания на выполнение темы - 21 день;
    Проведение маркетинговых и патентно-информационных исследований - 21 день;
    Выявление возможных вариантов, разработка и оценка их эффективности - 8 дней;
    Разработка чертежей опытного изделия - 20 дней;
    Изготовление опытного образца - 21 день;
    Проведение испытаний опытного образца изделия - 8 дней;
    Обобщение и анализ данных испытаний - 7 дней;
    Корректировка чертежей изделия и сдача их в серийное производство - 8 дней.
    Построим  ленточный план-график для разрабатываемого НИОКР. Масштаб графика по горизонтальной оси будим измерять в месяцах и декадах. НИР на ОАО «Лидский  мясокомбинат»  выполняют в научно-исследовательских подразделениях предприятия, а так же в некоммерческих организациях. Со сторонними исполнителями для выполнения этих работ ОАО «Лидский  мясокомбинат» заключают договора. Оптимальная постановка НИР предполагает поиск решения инновационной задачи среди множества вариантов. В результате выполнения НИР определяют количественные показатели разрабатываемой инновационной технологии, которые служат базой для выработки технического задания на опытно-конструкторские работы на ОАО «Лидский  мясокомбинат».
    В вопросе повышения эффективности  производства, совершенствования технологии изготовления продукции, методов испытаний, системы контроля качества изготовления, хранения, упаковки, транспортировки  на первый план выходит совершенствование  системы управления качеством на основе международных стандартов серии ИСО 9001, которые определяют особые требования к организации производства продукции (услуг), начиная от закупки сырья, материалов, комплектующих, инструментов и заканчивая доставкой и сервисным обслуживанием. Решение задачи сокращения производственного цикла и цикла разработки новых изделий позволят увеличить оборачиваемость ресурсов и повысит эффективность их использования.
Таблица 2.3 - План разработки и постановки продукции на производство на 2010 год
№ п/п Наименование  документа Кол-во рецептур Сроки разработки и постановки продукции
1 2 3 4 5 6 7
      I кв II кв III кв IY кв
1 Продукты из свинины по СТБ 335 копчено-вареные, копчено-запеченные, сырокопченые 4 Согласование  документов. Постановка  продукции на производство
- - -
2 Продукты мясные по–домашнему сырокопченые, сыровяленые 4 Согласование  и утверждение документов. Постановка  продукции на производство
- - -
3 Фарши мясорастительные 8 Разработка  задания, выбор рецептур. Экономическое обоснование, Разработка проектов ТД. Изготовление образцов, испытание опытных образцов. Дегустация.
Подготовка  документов для утверждения, согласования Утверждение. Согласование документов. Постановка  продукции на производство
-
4 Полуфабрикаты быстрого приготовления из свинины 2   Разработка  задания, выбор рецептур. Экономическое обоснование. Разработка проектов ТД. Изготовление образцов, испытание опытных образцов. Дегустация. Подготовка  документов для утверждения и согласования Утверждение. Согласование документов. Постановка  продукции на производство
    П р и м е ч а н и е - Источник: собственная разработка   
    Одним из средств обеспечения стабильного  качества и конкурентоспособности продукции является внедрение системы качества на базе международных стандартов серии ИСО 9000. Вопросы ее создания на предприятии стали для нас первостепенными ввиду того, что условия работы на рынке стали жестче, появились многочисленные конкуренты, существенно изменилась психология и требования покупателей, которые желают получить продукцию высокого качества и по приемлемым ценам.
    Основной  целью стратегии маркетинга является увеличение объемов продаж. Основным направлением этой цели является увеличение объемов продаж колбасных изделий. В настоящее время нами реализуется колбасных изделий 350 – 400 тонн  в месяц. Задача максимум – продажа 500 тонн в месяц, задача минимум – 350 тонн. Для выполнения поставленных задач необходимо тесно взаимоувязать четыре важных инструмента маркетинга: качество товара, цена, организация сбыта, продвижение товаров. В последнее время добавляется пятый инструмент: эксклюзивность, неповторимость товара его декоративное оформление. Так, практика показывает при наличии деликатесных видов товаров на складе – сыровяленных продуктов, сырокопченых деликатесов способствует продвижению товаров массового производства, таких как вареные колбасы.
    Внедрение ресурсосберегающих технологий позволяет - увеличить производство продукции с сокращенным технологическим циклом (с/к, с/в, вяленые колбасы, подкопченные). Внедрено в производство интенсивное охлаждение колбасных изделий, что позволило сократить расходы воды, энергозатраты, сокращение потерь при термообработке и хранении колбасных изделий. Камера холодного копчения сырокопченых и сыровяленых колбас, копченостей. Освоены в производстве колбасы и полуфабрикаты (пельмени) с заменителем мяса - натуральной пшеничной клетчаткой – Витацель WF-200, WF-400, WF-600, применение которой обогатило вышеуказанные продукты балластными веществами и дает возможность оздоровить пищу, улучшить моторику кишечника и очистить пищеварительную систему от вредных веществ. Колбасы, фарши с заменителем мяса – экструзионной обогащенной мукой «Экстра».
    Кроме этого, была проделана определенная работа по улучшению внешнего вида готового продукта. Налажен выпуск колбасных изделий упакованных под вакуумом в прозрачные газонепроницаемые пакеты (сервировочная нарезка). Применение в производстве Лактат (PURASAL) позволило увеличить сроки годности колбасных изделий в натуральной оболочке до семи суток и продуктов из свинины и говядины до десяти суток, а в порционную упаковку до 20 суток. Поставлены на производство полуфабрикаты высокой степени готовности в маринадах и в обсыпках, рубленые полуфабрикаты с использованием экструзионной муки «Экстра»; рубленые полуфабрикаты профилактического назначения (фрикадельки, котлеты, шницель) с использованием ламинария, для повышения полезных качеств. 
    Техническое перевооружение на предприятии позволит расширить ассортимент, повысить качество и конкурентоспособность продукции, снизить собственные затраты и энергозатраты на производство, увеличить выхода и сроки годности, улучшить потребительские свойства.  Создание и внедрение принципиально новых технологий, обеспечивающих комплексную безотходную переработку сырья и вторичных ресурсов для производства экологически безопасных, конкурентоспособных пищевых продуктов с учетом потребностей различных возрастных и социальных групп населения.
Таблица 2.4 - Мероприятия по техническому развитию и повышению эффективности производства
Наименование  мероприятий Цель  приобретения, внедрения
Куттер  КU 300 V в колбасном цехе - увеличение объёма  выпускаемой продукции
Куттер  SM 200.1 в ливерном отделении - качество выпускаемой  продукции; - расширение ассортимента
Клипсатор КН-23 М в ливерном отделении - увеличение производительности; - качество выпускаемой  продукции;
- экономия оболочки
Ручной  клипсатор в отделении  по выработке копченостей - увеличение производительности; - качество выпускаемой  продукции;
Автомат для изготовления скрепок МАПИ 1.000.000 - создание новых  рабочих мест
Пила  РЗ-РРП для распиловки туш в убойном  цехе - замена полностью  выработавшего свой ресурс
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.