Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение оригинальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Предмет науки истории, ее место в системе исторических наук

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 14.05.2012. Год: 2011. Страниц: 5. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание:  

1. Предмет науки  истории, ее место в системе  исторических наук
2. Функции исторического  познания
3. Методология  науки и курса всеобщей истории
4. Принципы изучения  исторических фактов
5. Этапы развития  исторической науки
6. Варианты периодизации истории 

     1. Предмет науки истории и ее место в системе исторических наук.
     Изучение  гуманитарных дисциплин составляет важную часть общеобразовательной  и мировоззренческой подготовки современных специалистов и способствует интеллектуальному развитию личности и выработке творческого мышления. К важнейшим общественным наукам относится ИСТОРИЯ.
     История – это наука о прошлом человеческого  общества и его настоящем, о закономерностях  развития общественной жизни в конкретных формах, в пространственно-временных  измерениях. Содержанием истории  вообще служит исторический процесс, который  раскрывается в явлениях человеческой жизни, сведения о которых сохранились  в исторических памятниках и источниках. Явления эти чрезвычайно разнообразны, касаются развития хозяйства, внешней  и внутренней общественной жизни  страны, международных отношений, деятельности исторических личностей.
     Соответственно  и история – наука многоотраслевая, она слагается из целого ряда самостоятельных  отраслей исторического знания, а  именно: истории экономической, политической, социальной, гражданской, военной, государства  и права, религии и пр. К историческим наукам относятся также этнография, изучающая быт и культуру народов, и археология, изучающая историю  по вещественным источникам древности  – орудиям труда, домашней утвари, украшениям и др., а также целым  комплексам – поселениям, могильникам, кладам.
     История подразделяется и по широте изучения объекта: история мира в целом (всемирная  или всеобщая история), история континентов (например, история Азии и Африки), история отдельных стран и  народов или группы народов (например, история России).
     Существуют  вспомогательные исторические дисциплины, имеющие сравнительно узкий предмет  исследования, изучающие его детально и таким образом способствующие более глубокому пониманию исторического  процесса в целом. К их числу относятся: хронология, изучающая системы отсчета времени; палеография – рукописные памятники и старинное письмо; дипломатика – исторические акты; нумизматика – монеты, медали, ордена, денежные системы, историю торговли; метрология – систему мер; флаговедение – флаги; геральдика – гербы стран, городов, отдельных семей; сфрагистика – печати; эпиграфия – надписи на камне, глине, металле; генеалогия – происхождение городов и фамилий; топонимика – происхождение географических названий; краеведение – историю местности, региона, края.
     К наиболее значительным вспомогательным  историческим дисциплинам относятся  источниковедение, исследующее исторические источники, и историография, задача которой описание и анализ взглядов, идей и концепций историков и  изучение закономерностей в развитии исторической науки.
     История не только одна из двух тысяч существующих наук, служащих современному человечеству, но и одна из наиболее древних. История тесно связана с другими науками, в частности, с психологией, социологией, философией, юридическими науками, экономической теорией, математикой, математической статистикой, языкознанием, литературоведением и др. В отличие от них она рассматривает процесс развития общества в целом, анализирует всю совокупность явлений общественной жизни, все ее стороны (экономику, политику, культуру, быт и т.д.) и их взаимосвязи и взаимообусловленности. В то же время каждая из существующих наук (общественных, экономических, технических) за время развития человеческого общества прошла свою историю. И на современном этапе все науки и виды искусства обязательно включают исторический раздел, например, история физики, история музыки, история кино и т.д. На стыке исторических и других наук создаются междисциплинарные науки – такие, как историческая география, историческая геология и др.
     2. Функции исторического познания.
     История выполняет несколько социально  значимых функций. Первая – познавательная, интеллектуально развивающая, состоящая  в самом изучении исторического  пути стран, народов и в объективно-истинном, с позиции историзма, отражении  всех явлений и процессов, составляющих историю человечества.
     Вторая  функция-практически-политическая. Сущность ее в том, что история как наука, выявляя на основе теоретического осмысления исторических фактов закономерности развития общества, помогает вырабатывать научно обоснованный политический курс, избегать субъективных решений. В единстве прошлого, настоящего и будущего – корни  интереса людей к своей истории. Русский историк В.О. Ключевский (1841-1911), определяя практическое значение знаний истории, исторического сознания, отмечал: «Каждому народу история задает двустороннюю культурную работу –  над природой страны, в которой  ему суждено жить, и над своею  собственной природой, над своими духовными силами и общественными  отношениями».
     Третья  функция – мировоззренческая. История  создает документально точные повести  о выдающихся событиях прошлого, о  мыслителях, которым общество обязано  своим развитием. Мировоззрение  – взгляд на мир, общество, законы его  развития – может быть научным, если опирается на объективную реальность. В общественном развитии объективная  реальность – это исторические факты. История, ее фактологическая сторона, является фундаментом, на котором зиждется наука об обществе. Чтобы выводы из истории стали научными, необходимо изучать все факты, относящиеся к данному процессу в их совокупности, только тогда можно получить объективную картину и обеспечить научность познания.
     История обладает огромным воспитательным воздействием. Это четвертая функция истории. Знание истории своего народа и всемирной  истории формирует гражданские  качества – патриотизм и интернационализм; показывает роль народа и отдельных  личностей в развитии общества; позволяет  познать моральные и нравственные ценности человечества в их развитии, понять такие категории, как честь, долг перед обществом, видеть пороки общества и людей, их влияние на человеческие судьбы.
     Изучение  истории приучает мыслить историческими  категориями, видеть общество в развитии, оценивать явления общественной жизни по отношению к их прошлому и соотносить с последующим ходом  развития событий.
Такой подход формирует  потребность осмысливать действительность не в статике, а в историческом процессе, в хронологической связи, в диалектике развития.
     3. Методология науки и курса  всеобщей истории. 
     Метод (способ исследования) показывает как происходит познание, на какой методологической основе, на каких научных принципах. Метод – это путь исследования, способ построения и обоснования знаний. Более двух тысячелетий назад возникли два основных подхода в исторической мысли, которые существуют и поныне: это идеалистическое и материалистическое понимание истории.
     Представители идеалистической концепции в  истории считают, что дух и  сознание первичны и более важны, чем материя и природа. Тем  самым они утверждают, что человеческая душа и разум определяют темпы  и характер исторического развития, а другие процессы, в том числе  и в экономике, вторичны, производны от духа. Таким образом идеалисты делают вывод, что в основе исторического процесса находится духовное нравственное совершенствование людей, а человеческое общество развивает сам человек, в то время как способности человеку даны Богом.
     Сторонники  материалистической концепции утверждали и утверждают противоположное: так  как материальная жизнь первична по отношению к сознанию людей, то именно экономические структуры, процессы и явления в обществе определяют все духовное развитие и другие отношения  между людьми. Для западной исторической науки более характерен идеалистический подход, для отечественной – материалистический. Современная историческая наука основана на диалектико-материалистическом методе, который рассматривает общественное развитие как естественно-исторический процесс, который определяется объективными закономерностями и вместе с тем находится под воздействием субъективного фактора посредством деятельности масс, классов, политических партий, вождей, лидеров.
     Существуют  также специально-исторические методы исследования:
- хронологический – предусматривает изложение исторического материала в хронологической последовательности;
- синхронный – предполагает одновременное изучение событий, происходящих в обществе;
- дихронный –  метод периодизации;
- историческое  моделирование; 
- статистический  метод. 
     4. Принципы изучения исторических  данных.
     Оъективность исторического познания обеспечивается и научными принципами. Принцип можно рассматривать как основное правило, которое необходимо соблюдать при изучении всех явлений и событий в истории. Основными научными принципами являются следующие.
     Принцип историзма требует рассмотрения всех исторических фактов, явлений  и событий в соответствии с  конкретно-исторической обстановкой, в их взаимосвязи и взаимообусловленности. Всякое историческое явление следует  изучать в развитии: как оно  возникло, какие этапы в своем  развитии прошло, чем в конечном счете стало. Нельзя рассматривать событие или личность одновременно или абстрактно, вне временных позиций.
     Принцип объективности предполагает опору  на факты в их истинном содержании, не искаженные и не подогнанные под  схему. Этот принцип требует рассматривать  каждое явление в его многогранности и противоречивости, в совокупности как положительных, так и отрицательных  сторон. Главное в обеспечении  принципа объективности – личность историка: его теоретические взгляды, культура методологии, профессиональное мастерство и честность.
     Принцип социального подхода предполагает рассмотрение историко-экономических процессов с учетом социальных интересов различных слоев населения, различных форм их проявления в обществе. Этот принцип (еще его называют принципом классового, партийного подхода) обязывает соотносить интересы классовые и узкогрупповые с общечеловеческими, учитывая субъективный момент в практической деятельности правительств, партий, личностей.
     Принцип альтернативности определяет степень  вероятности осуществления того или иного события, явления, процесса на основе анализа объективных реальностей  и возможностей. Признание исторической альтернативности позволяет по-новому оценить путь каждой страны, увидеть  неиспользованные возможности процесса, извлечь уроки на будущее.
     Только  при соблюдении и сочетании всех принципов и методов познания могут быть обеспечены строгая научность  и достоверность в изучении исторического  прошлого.
     5. Этапы развития исторической  науки.
     Превращение исторических знаний в историческую науку осуществлялось в течении длительного времени. Сейчас в развитии исторической науки выделяют следующие наиболее важные этапы.
     1. Исторические представления Древнего  мира. Сначала историческая мысль  развивалась в виде сказаний  и мифов. Особенностью мифологического  мышления, свойственного многим  древним народам, был исторический  пессимизм – идея о том,  что «то, что было раньше, –  лучше, чем сейчас». Так, древние  индийцы считали, что «золотой  век» человечеством уже пройден,  а впереди – только тяжелый  труд и всевозможные испытания.
     Кроме того, мифологическое мышление связывало  ход истории с деяниями богов. Так, в «Илиаде» Гомера причиной Троянской  войны послужила ссора богинь. Тогда же вырабатывается концепция, согласно которой герои творят историю  с помощью и по воле богов. В  целом история человечества представлялась им как проявление воли божества: Рок  определял судьбу народов.
     Древнегреческий философ Эпикур (341-270 до н.э.) считал, что развитие истории осуществляется благодаря открытиям и изобретениям гениев.
     Высшими достижениями исторической мысли в  эпоху Древнего мира были сочинения  античных авторов – Геродота и  Фукидида. Греческого историка Геродота (между 490 и 480-ок. 425 до н.э.) считали «отцом истории». Он описал Древнюю Грецию, а также народы и страны, в которых  побывал: Персию, Ассирию, Вавилонию, Египет, Скифию. Главный его труд – «История греко-персидских войн». Древнегреческий историк Фукидид (ок. 460-400 до н.э.) автор «Истории», включающей восемь книг, посвященной Пелопоннесской войне, и считающейся вершиной античной историографии. Великим античным историком был и Полибий (ок. 200-ок. 120 до н.э.), предпринявший попытку создать всемирную историю. Его труд «История» (40 книг) охватывает историю Греции, Македонии, Малой Азии, Рима и других стран периода от 220 до 146 до н.э.
     В Древнем Востоке также важную роль придавали культу прошлого. Так, в Китае при каждом удельном правителе (впоследствии после объединения  Китая – при дворе императора) находился историограф. Ко II в. до н.э. появилось множество летописей, анналов, в основном локальных. Обобщил  эти источники сын придворного  историографа Сыма Таня – Сыма Цянь (145 или 135 – ок. 86 до н.э.), прозванный «китайским Геродотом». Главным делом всей жизни Сыма Цяня стали «Исторические записки» («Ши Цэи»), оказавшие весомое влияние на развитие исторической науки в Китае. С того времени в Китае стали составлять истории всех правящих династий.
     2. Историческая мысль эпохи Средневековья 
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением оригинальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.