На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Предмет науки истории, ее место в системе исторических наук

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 14.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 5. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание:  

1. Предмет науки  истории, ее место в системе  исторических наук
2. Функции исторического  познания
3. Методология  науки и курса всеобщей истории
4. Принципы изучения  исторических фактов
5. Этапы развития  исторической науки
6. Варианты периодизации истории 

     1. Предмет науки истории и ее место в системе исторических наук.
     Изучение  гуманитарных дисциплин составляет важную часть общеобразовательной  и мировоззренческой подготовки современных специалистов и способствует интеллектуальному развитию личности и выработке творческого мышления. К важнейшим общественным наукам относится ИСТОРИЯ.
     История – это наука о прошлом человеческого  общества и его настоящем, о закономерностях  развития общественной жизни в конкретных формах, в пространственно-временных  измерениях. Содержанием истории  вообще служит исторический процесс, который  раскрывается в явлениях человеческой жизни, сведения о которых сохранились  в исторических памятниках и источниках. Явления эти чрезвычайно разнообразны, касаются развития хозяйства, внешней  и внутренней общественной жизни  страны, международных отношений, деятельности исторических личностей.
     Соответственно  и история – наука многоотраслевая, она слагается из целого ряда самостоятельных  отраслей исторического знания, а  именно: истории экономической, политической, социальной, гражданской, военной, государства  и права, религии и пр. К историческим наукам относятся также этнография, изучающая быт и культуру народов, и археология, изучающая историю  по вещественным источникам древности  – орудиям труда, домашней утвари, украшениям и др., а также целым  комплексам – поселениям, могильникам, кладам.
     История подразделяется и по широте изучения объекта: история мира в целом (всемирная  или всеобщая история), история континентов (например, история Азии и Африки), история отдельных стран и  народов или группы народов (например, история России).
     Существуют  вспомогательные исторические дисциплины, имеющие сравнительно узкий предмет  исследования, изучающие его детально и таким образом способствующие более глубокому пониманию исторического  процесса в целом. К их числу относятся: хронология, изучающая системы отсчета времени; палеография – рукописные памятники и старинное письмо; дипломатика – исторические акты; нумизматика – монеты, медали, ордена, денежные системы, историю торговли; метрология – систему мер; флаговедение – флаги; геральдика – гербы стран, городов, отдельных семей; сфрагистика – печати; эпиграфия – надписи на камне, глине, металле; генеалогия – происхождение городов и фамилий; топонимика – происхождение географических названий; краеведение – историю местности, региона, края.
     К наиболее значительным вспомогательным  историческим дисциплинам относятся  источниковедение, исследующее исторические источники, и историография, задача которой описание и анализ взглядов, идей и концепций историков и  изучение закономерностей в развитии исторической науки.
     История не только одна из двух тысяч существующих наук, служащих современному человечеству, но и одна из наиболее древних. История тесно связана с другими науками, в частности, с психологией, социологией, философией, юридическими науками, экономической теорией, математикой, математической статистикой, языкознанием, литературоведением и др. В отличие от них она рассматривает процесс развития общества в целом, анализирует всю совокупность явлений общественной жизни, все ее стороны (экономику, политику, культуру, быт и т.д.) и их взаимосвязи и взаимообусловленности. В то же время каждая из существующих наук (общественных, экономических, технических) за время развития человеческого общества прошла свою историю. И на современном этапе все науки и виды искусства обязательно включают исторический раздел, например, история физики, история музыки, история кино и т.д. На стыке исторических и других наук создаются междисциплинарные науки – такие, как историческая география, историческая геология и др.
     2. Функции исторического познания.
     История выполняет несколько социально  значимых функций. Первая – познавательная, интеллектуально развивающая, состоящая  в самом изучении исторического  пути стран, народов и в объективно-истинном, с позиции историзма, отражении  всех явлений и процессов, составляющих историю человечества.
     Вторая  функция-практически-политическая. Сущность ее в том, что история как наука, выявляя на основе теоретического осмысления исторических фактов закономерности развития общества, помогает вырабатывать научно обоснованный политический курс, избегать субъективных решений. В единстве прошлого, настоящего и будущего – корни  интереса людей к своей истории. Русский историк В.О. Ключевский (1841-1911), определяя практическое значение знаний истории, исторического сознания, отмечал: «Каждому народу история задает двустороннюю культурную работу –  над природой страны, в которой  ему суждено жить, и над своею  собственной природой, над своими духовными силами и общественными  отношениями».
     Третья  функция – мировоззренческая. История  создает документально точные повести  о выдающихся событиях прошлого, о  мыслителях, которым общество обязано  своим развитием. Мировоззрение  – взгляд на мир, общество, законы его  развития – может быть научным, если опирается на объективную реальность. В общественном развитии объективная  реальность – это исторические факты. История, ее фактологическая сторона, является фундаментом, на котором зиждется наука об обществе. Чтобы выводы из истории стали научными, необходимо изучать все факты, относящиеся к данному процессу в их совокупности, только тогда можно получить объективную картину и обеспечить научность познания.
     История обладает огромным воспитательным воздействием. Это четвертая функция истории. Знание истории своего народа и всемирной  истории формирует гражданские  качества – патриотизм и интернационализм; показывает роль народа и отдельных  личностей в развитии общества; позволяет  познать моральные и нравственные ценности человечества в их развитии, понять такие категории, как честь, долг перед обществом, видеть пороки общества и людей, их влияние на человеческие судьбы.
     Изучение  истории приучает мыслить историческими  категориями, видеть общество в развитии, оценивать явления общественной жизни по отношению к их прошлому и соотносить с последующим ходом  развития событий.
Такой подход формирует  потребность осмысливать действительность не в статике, а в историческом процессе, в хронологической связи, в диалектике развития.
     3. Методология науки и курса  всеобщей истории. 
     Метод (способ исследования) показывает как происходит познание, на какой методологической основе, на каких научных принципах. Метод – это путь исследования, способ построения и обоснования знаний. Более двух тысячелетий назад возникли два основных подхода в исторической мысли, которые существуют и поныне: это идеалистическое и материалистическое понимание истории.
     Представители идеалистической концепции в  истории считают, что дух и  сознание первичны и более важны, чем материя и природа. Тем  самым они утверждают, что человеческая душа и разум определяют темпы  и характер исторического развития, а другие процессы, в том числе  и в экономике, вторичны, производны от духа. Таким образом идеалисты делают вывод, что в основе исторического процесса находится духовное нравственное совершенствование людей, а человеческое общество развивает сам человек, в то время как способности человеку даны Богом.
     Сторонники  материалистической концепции утверждали и утверждают противоположное: так  как материальная жизнь первична по отношению к сознанию людей, то именно экономические структуры, процессы и явления в обществе определяют все духовное развитие и другие отношения  между людьми. Для западной исторической науки более характерен идеалистический подход, для отечественной – материалистический. Современная историческая наука основана на диалектико-материалистическом методе, который рассматривает общественное развитие как естественно-исторический процесс, который определяется объективными закономерностями и вместе с тем находится под воздействием субъективного фактора посредством деятельности масс, классов, политических партий, вождей, лидеров.
     Существуют  также специально-исторические методы исследования:
- хронологический – предусматривает изложение исторического материала в хронологической последовательности;
- синхронный – предполагает одновременное изучение событий, происходящих в обществе;
- дихронный –  метод периодизации;
- историческое  моделирование; 
- статистический  метод. 
     4. Принципы изучения исторических  данных.
     Оъективность исторического познания обеспечивается и научными принципами. Принцип можно рассматривать как основное правило, которое необходимо соблюдать при изучении всех явлений и событий в истории. Основными научными принципами являются следующие.
     Принцип историзма требует рассмотрения всех исторических фактов, явлений  и событий в соответствии с  конкретно-исторической обстановкой, в их взаимосвязи и взаимообусловленности. Всякое историческое явление следует  изучать в развитии: как оно  возникло, какие этапы в своем  развитии прошло, чем в конечном счете стало. Нельзя рассматривать событие или личность одновременно или абстрактно, вне временных позиций.
     Принцип объективности предполагает опору  на факты в их истинном содержании, не искаженные и не подогнанные под  схему. Этот принцип требует рассматривать  каждое явление в его многогранности и противоречивости, в совокупности как положительных, так и отрицательных  сторон. Главное в обеспечении  принципа объективности – личность историка: его теоретические взгляды, культура методологии, профессиональное мастерство и честность.
     Принцип социального подхода предполагает рассмотрение историко-экономических процессов с учетом социальных интересов различных слоев населения, различных форм их проявления в обществе. Этот принцип (еще его называют принципом классового, партийного подхода) обязывает соотносить интересы классовые и узкогрупповые с общечеловеческими, учитывая субъективный момент в практической деятельности правительств, партий, личностей.
     Принцип альтернативности определяет степень  вероятности осуществления того или иного события, явления, процесса на основе анализа объективных реальностей  и возможностей. Признание исторической альтернативности позволяет по-новому оценить путь каждой страны, увидеть  неиспользованные возможности процесса, извлечь уроки на будущее.
     Только  при соблюдении и сочетании всех принципов и методов познания могут быть обеспечены строгая научность  и достоверность в изучении исторического  прошлого.
     5. Этапы развития исторической  науки.
     Превращение исторических знаний в историческую науку осуществлялось в течении длительного времени. Сейчас в развитии исторической науки выделяют следующие наиболее важные этапы.
     1. Исторические представления Древнего  мира. Сначала историческая мысль  развивалась в виде сказаний  и мифов. Особенностью мифологического  мышления, свойственного многим  древним народам, был исторический  пессимизм – идея о том,  что «то, что было раньше, –  лучше, чем сейчас». Так, древние  индийцы считали, что «золотой  век» человечеством уже пройден,  а впереди – только тяжелый  труд и всевозможные испытания.
     Кроме того, мифологическое мышление связывало  ход истории с деяниями богов. Так, в «Илиаде» Гомера причиной Троянской  войны послужила ссора богинь. Тогда же вырабатывается концепция, согласно которой герои творят историю  с помощью и по воле богов. В  целом история человечества представлялась им как проявление воли божества: Рок  определял судьбу народов.
     Древнегреческий философ Эпикур (341-270 до н.э.) считал, что развитие истории осуществляется благодаря открытиям и изобретениям гениев.
     Высшими достижениями исторической мысли в  эпоху Древнего мира были сочинения  античных авторов – Геродота и  Фукидида. Греческого историка Геродота (между 490 и 480-ок. 425 до н.э.) считали «отцом истории». Он описал Древнюю Грецию, а также народы и страны, в которых  побывал: Персию, Ассирию, Вавилонию, Египет, Скифию. Главный его труд – «История греко-персидских войн». Древнегреческий историк Фукидид (ок. 460-400 до н.э.) автор «Истории», включающей восемь книг, посвященной Пелопоннесской войне, и считающейся вершиной античной историографии. Великим античным историком был и Полибий (ок. 200-ок. 120 до н.э.), предпринявший попытку создать всемирную историю. Его труд «История» (40 книг) охватывает историю Греции, Македонии, Малой Азии, Рима и других стран периода от 220 до 146 до н.э.
     В Древнем Востоке также важную роль придавали культу прошлого. Так, в Китае при каждом удельном правителе (впоследствии после объединения  Китая – при дворе императора) находился историограф. Ко II в. до н.э. появилось множество летописей, анналов, в основном локальных. Обобщил  эти источники сын придворного  историографа Сыма Таня – Сыма Цянь (145 или 135 – ок. 86 до н.э.), прозванный «китайским Геродотом». Главным делом всей жизни Сыма Цяня стали «Исторические записки» («Ши Цэи»), оказавшие весомое влияние на развитие исторической науки в Китае. С того времени в Китае стали составлять истории всех правящих династий.
     2. Историческая мысль эпохи Средневековья 
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.