На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Коммерческие риски и методы их снижения

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 14.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 7. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Томский Экономико-Юридический  Институт 

Предмет: Организации коммерческой деятельности предприятий (по отраслям и сферам применения) 

Курсовая  работа 
 

Тема: Коммерческие риски и методы их снижения. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Выполнила:
Студентка 4 курса, гр.71 кз 
 

Проверила:
Старший преподователь 
 

                                                                                    
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Томск, 2011 
 

ОГЛАВЛЕНИЕ 

 
Введение…………………………………………………………………... Глава I. Риски, как неотъемлемый элемент деятельности предприятия………………………………………………………………..
1.1. Понятие риска…………………………………………………...........  1.2.Классификация коммерческих рисков………………........................
1.3. Сущность коммерческого риска………………………………..   Глава II. Методы организации и управления коммерческим риском…           2.1. Методы выявления риска……………………………………….        2.2. Методы оценки риска…………………………………………….     2.3. Методы снижения риска……………………………………………..
Заключение………………………………………………………………...
Список  литературы………………………………………………………..
 
3 
6
6
7
15
20
20
24
26 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   
 
Введение
     Для любого предприятия, даже в самых благоприятных экономических условиях, всегда сохраняется возможность наступления кризисных явлений. Такая возможность ассоциируется с риском. Риск присущ любой сфере человеческой деятельности, что связано с множеством условий и факторов, влияющих на положительный исход принимаемых людьми решений. Исторический опыт показывает, что риск недополучения намеченных результатов особенно стал проявляться при всеобщности товарно-денежных отношений, конкуренции участников хозяйственного оборота.   В последнее время не только в России, но и во всем мире предпринимательство развивается огромными темпами. Во многом это связано с появлением и развитием высокотехнологичных и наукоемких отраслей промышленности и хозяйства. Сегодняшний уровень развития компьютерной индустрии привел к появлению абсолютно новых видов торговли, как, например, торговля через Интернет. Сегодня уже необязательно иметь большой офис и штат сотрудников, чтобы получать баснословные прибыли. В пользу этого говорит тот факт, что рейтинги небольших по размерам компаний могут взлететь до заоблачных высот за считанные дни. А могут и не взлететь, а наоборот – принести просчитавшимся предпринимателям огромные убытки.    Все это говорит о неопределенности ситуации и скоротечной изменчивости экономической среды. Вносит свое негативное воздействие и необходимость быстрого принятия решений, оперативной оценки ситуации. В таких условиях гораздо больше, чем прежде, должна быть гибкость хозяйственного механизма, его способность быстро и без потерь реагировать на смену направлений развития науки и техники, на структуру спроса. Это означает, что предпринимателям придется идти на риск. Основная задача в этом случае – выяснить степень его оправданности.      Не рискуя, предприниматель ничего не добьется. Перед тем как начинать какое-нибудь дело, заключать сделку предприниматель должен все просчитать, продумать. Он должен рассчитать прибыль от данной затеи, вероятность успеха, или другими словами рассчитать риск сделки. Главная сложность проблемы управления рисками заключается в том, что не существует каких – либо «готовых» рецептов. Каждому вопросу, требующему рассмотрения на предприятии, нужен свой уникальный подход. Предприниматель должен соблюдать следующие правила:              - нельзя рисковать больше, чем это может позволить собственный капитал;   - надо думать о последствиях риска;          - нельзя рисковать многим ради малого;          - положительное решение принимается лишь при отсутствии сомнения;    - при наличии сомнений принимаются отрицательные решения;      - нельзя думать, что всегда существует одно решение. Возможно, есть и другие.            Принятие предпринимателем оптимального решения – залог успеха деятельности предприятия, так как оно значительно снижает степень риска и позволяет получить высокий конечный результат.      Управление рисками - это возможность экономической деятельности, использовать разнообразные подходы, процессы, мероприятия, которые позволяют в определенной степени прогнозировать наступление рискованного события, ситуации, и за счет управленческого взаимодействия добиваться снижения его степени влияния.       Главными задачами управления риском являются: обнаружение областей повышенного риска; оценка степени риска; анализ приемлемости данного уровня риска для предпринимателя; разработка в случае необходимости мер по предупреждению или снижению риска; в случае, когда рисковое событие произошло, принятие мер к максимально возможному возмещению причиненного ущерба.       Конкретные методы и приемы, которые используются при принятии и реализации решений в условиях риска, в значительной степени зависят от специфики предпринимательской деятельности, принятой стратегии достижения поставленных целей, конкретной ситуации и т.п.   Главная цель курсовой работы заключается в подробном исследовании коммерческих рисков, а также методов их снижения.     В связи с этим можно выделить следующие основные задачи, поставленные в курсовой работе:         - изучить основные виды рисков;                 - рассмотреть сущность коммерческих рисков и возможные потери коммерсанта от риска;                    - определить методы выявления риска;         - исследовать методы оценки риска;        - рассмотреть методы снижения риска.        Структура работы составлена в соответствии с поставленными в ней задачами и полностью направлена на раскрытие выбранной темы, которая безусловно имеет огромное практическое значение. 
 

                                           
 
 
 
 
 
 

Глава I. Риски, как неотъемлемый элемент деятельности предприятия
      Понятие риска
     Деятельность организации всегда связана с определенным риском, т.е. потенциально существующей опасностью потери ресурсов или недополучения доходов по сравнению с запланированным уровнем, или с иной альтернативой. Но предприниматели идут на риск, так как его оборотной стороной является возможность получения дополнительного дохода.
     Под риском понимается возможная опасность потерь, вытекающая из специфики тех или иных явлений природы и видов деятельности человека.
     Риск можно рассматривать двояко. С одной стороны, это событие, которое может произойти или не произойти, вследствие чего возможен отрицательный, нулевой или положительный результат (технический, социальный, экономический и пр.) С другой стороны, риск – это субъективная оценка такого результата и обусловленных им дохода или потерь.
     Источником риска является неопределенность хозяйственной ситуации, возникающая из-за множества переменных факторов и случайностей, неполноты информации о хозяйственных процессах, а также особенностей личности предпринимателей. Иными словами, риск имеет объективное и субъективное происхождение. [5]      Несмотря на то что с риском в экономической сфере люди встречаются перманентно, его тeоретическая изученность явно недостаточна. Объясняется это, наверное, тем, что здесь долго не видели предмета для собственно теоретических исследований, полагая всю эту область относящейся лишь к практике.                    
     В последние десятилетия положение  стало изменяться, к этому предмету довольно активно обратились западные, а с началом экономических реформ - и наши исследователи, Тем не менее до сегодняшнего времени общепринятой трактовки экономического преломления понятия риск не выработано.      Впервые понятие риска в качестве функциональной характеристики предпринимательства было выдвинуто в ХVII в. французским экономистом шотландского происхождения Р.Кантильоном. Он рассматривал предпринимателя как фигуру, принимающую решения и удовлетворяющую свои интересы в условиях неопределенности. Развитие концепции риска прежде всего связано с исследованиями природы дохода предпринимателя. Последователи Р.Кантильона в оценке риска как существенной характеристики придерживались в принципе схожих взглядов, а именно: предпринимательский доход или его часть в той или иной форме являются платой за риск и качественно отличаются от дохода (прибыли) на авансированный капитал и заработной платы.     Представитель немецкой классической школы XIX в. И. фон Тюнен, пытаясь определить величину предпринимательского дохода, или "выигрыша", прямо связывал его появление с предпринимательским риском. Выявление дохода предпринимателя относительно теории риска впервые, хотя и в неявной форме, вводит в экономический анализ предпринимательской функции понятие вмененных потерь или прибылей в результате неиспользования альтернативного курса действий.    По Тюнену, ожидания предпринимателя отражают сознательный выбор в пользу неопределенной, чреватой риском потери, ситуации. В случае неблагоприятной для него ситуации он может потерять все в отличие от служащего. Таким образом, в описанной немецким экономистом ситуации выигрыш должен быть, кaк минимум, равен доходу служащего, однако предприниматель рискует, и чем больше этот риск, тем больше должен быть выигрыш по сравнению с возможными потерями, т.е. с минимальным доходом. [18]
1.2. Классификация коммерческих рисков                                                   По структурному признаку коммерческие риски делятся на:  
-имущественный;  
-производственный;  
-торговый;  
-маркетинговый;  
-деловой;  
-финансовый.          Имущественные риски - это риски, связанные с вероятностью потерь имущества предпринимателя  по  причине  кражи,   диверсии,   халатности, перенапряжения технической и технологической систем и т.п.       Производственные   риски   -    риски,    связанные   с     вероятностью (возможностью)    невыполнения   предприятием    своих  обязательств    по контракту или договору с заказчиком, риски реализации товаров и услуг, ошибки в ценовой политике, риск банкpoтства.      В производственной деятельности промышленного предприятия можно выделить следующие риски:  
- риск полной   остановки  предприятия   из-за невозможности  заключения договоров   на    поставку     необходимых     при     технологии    материалов,   комплектующих деталей и других исходных продуктов;  
- риск   недополучения  исходных   материалов   из-за   срыва    заключенных договоров   о   поставке,   а   также     риск    невозврата   денежных средств, перечисленных поставщику в виде предоплат;  
- риск незаключения договоров на реализацию произведенной продукции, работ или услуг, т.е. риск полной или частичной нереализации;  
- риск  неполучения или несвоевременного получения денежных средств за отгруженную на реализацию продукцию;  
- риск отказа покупателя от полученной и оплаченной продукции или риск возврата;  
- риск   срыва     заключенных    соглашений    о    предоставлении     займов, инвестиций или кредитов;  
- ценовой    риск,    связанный     с    определением    цены    на    реализуемую   предприятием   продукцию и услуги, а также риск в определении цены на необходимые   средства   производства,  используемое  сырье,    материалы, топливо, энергию, рабочую силу и капитал (в виде процентных ставок по кредитам);  
- риск банкротства как   деловых   партнеров  (контрагентов,  реализаторов, поставщиков и т.п.), так и самого предприятия. [2]            Торговые риски  представляют собой риски, связанные с убытком по причине задержки платежей, отказа от платежа в период транспортировки товара, недоставки товара и т.п.       Маркетинговые  риски связаны с возможностью получения убытка по причине снижения   конкурентоспособности   продукции фирмы   в целом, ухудшения ценовой и ассортиментной политики и т.д.    Деловой риск определяется такими факторами, как  организационно-технический потенциал предприятия, эффективность производственной   и инновационной    деятельности,     устойчивость     финансового   положения, эффективность системы управления, сложность  выпускаемой  продукции и др. [8]            Финансовые   риски   связаны  с  вероятностью   потерь   финансовых ресурсов  (т.е. денежных   средств).    Особенностью   финансовых    рисков является вероятность наступления ущерба  в результате проведения какой-либо   операции,  которая    осуществляется   в   финансово-кредитных    или биржевых сферах.          Финансовые риски подразделяются на два вида:  
1) связанные с покупательной способностью денег;  
2) связанные с вложением капитала (инвестиционные риски).   К рискам, связанным с покупательной  способностью денег, относятся следующие разновидности рисков:  
- инфляционные    риски    (инфляция    означает   обесценивание   денег   и, естественно, рост цен);  
- дефляционные  риски  (дефляция - это  процесс,   обратный    инфляции, выражается в снижении цен и, соответственно, в увеличении покупательной способности денег);  
- валютные риски;  
- риски ликвидности.         Инфляционный    риск - это    риск   того,  что  при росте  инфляции получаемые денежные доходы обесцениваются   с   точки   зрения реальной покупательной    способности    более    быстрыми   темпами,   чем растут.  В результате предприниматель несет реальные потери.   Дефляционный   риск - это    риск  того,   что  при   росте дефляции происходят  падение  уровня    цен,    ухудшение   экономических    условий предпринимательства и снижение их доходов.     Валютные риски  представляют   собой опасность валютных потерь, связанных с  изменением курса одной иностранной валюты по отношению к другой,   при    проведении    внешнеэкономических,  кредитных    и   других валютных операций.           Риски ликвидности - это риски, связанные с возможностью потерь при реализации ценных бумаг или других товаров из-за изменения оценки их качества и потребительной стоимости. К ним могут относится:  
а) возможные потери, вызванные невозможностью купить или продать актив в  нужном  количестве  за  достаточно  короткий период времени   в  силу ухудшения рыночной конъюнктуры;  
б) возможность     возникновения      дефицита     наличных    средств     или высоколиквидных      активов    для      выполнения       обязательств    перед контрагентами.            Риски,   связанные   с   вложение   капитала   (инвестиционные  риски), подразделяются на:  
- риск упущенной выгоды;  
- риск снижения доходности;  
- риск прямых финансовых потерь.        Риск   упущенной    выгоды   -    это   риск   наступления  косвенного (побочного)     финансового  ущерба   (неполученная прибыль) в результате неосуществления   какого-либо  мероприятия или остановки хозяйственной деятельности.            Риск снижения доходности может возникнуть в результате уменьшения размера процентов и дивидендов по портфельным инвестициям, по вкладам и кредитам.              Риск   снижения   доходности   включает  следующие разновидности: процентные риски и кредитные риски.        К процентным рискам относится опасность   потерь   коммерческими банками,   кредитными  учреждениями,  инвестиционными  институтами   в результате  повышения    процентных    ставок,    выплачиваемых  ими   по привлеченным средствам, над ставками по предоставленным кредитам.     К процентным рискам относятся также риски потерь, которые могут понести инвесторы в связи с изменением дивидендов по акциям, процентных ставок на рынке по облигациям, сертификатам и другим ценным бумагам.  
Рост рыночной ставки процента ведет к понижению курсовой стоимости ценных бумаг, особенно облигаций с фиксированным процентом.   При   повышении  процента   может   начаться   также массовый сброс ценных бумаг, эмитированных под более низкие фиксированные проценты и по    условиям    выпуска,   досрочно   принимаемых     обратно   эмитентом. Процентный риск несет инвестор, вложивший средства в среднесрочные и долгосрочные ценные бумаги с фиксированным процентом   при текущем повышении   среднерыночного   процента  в   сравнении   с  фиксированным уровнем. Иными словами, инвестор мог бы получить прирост доходов за счет повышения процента, но не может высвободить свои средства, вложенные на указанных условиях.          Процентный     риск   несет   эмитент,    выпускающий    в  обращение среднесрочные и долгосрочные ценные бумаги с фиксированным процентом при    текущем   понижении   среднерыночного   процента   в  сравнении с фиксированным уровнем. Иначе говоря, эмитент мог бы привлекать средства с рынка под более низкий процент.        Этот вид риска при быстром росте процентных ставок в  условиях инфляции имеет значение и для краткосрочных ценных бумаг.   Кредитный риск - опасность неуплаты заемщиком основного долга и процентов, причитающихся кредитору. К кредитному риску относится также риск такого события, при котором эмитент, выпустивший долговые ценные бумаги, окажется не   в   состоянии   выплачивать  проценты   по   ним   или основную сумму долга. Кредитный риск может быть также разновидностью рисков прямых финансовых потерь.           Риски       прямых     финансовых     потерь     включают       следующие разновидности:  
- биржевой риск;  
- селективный риск;  
- риск банкротства;  
- инновационный риск;  
- системный риск;  
- кредитный риск.           Биржевые риски представляют собой опасность потерь от биржевых сделок. К этим рискам относятся риск неплатежа по коммерческим сделкам, риск неплатежа комиссионного вознаграждения брокерской фирмы и т.п. Селективные риски - это риск неправильного выбора видов вложения капитала, вида ценных бумаг для инвестирования в сравнении с другими видами  ценных  бумаг  при   формировании  инвестиционного    портфеля.  
Риск банкротства представляет собой опасность в результате неправильного выбора вложения капитала, полной потери предпринимателем собственного капитала    и   неспособности   его     рассчитаться    по   взятым    на     себя обязательствам.          Инновационный    риск   связан с тем, что нововведение, на разработку которого были затрачены значительные средства, нe найдет спроса на рынке. Системный    риск      заключается     в     возможных     изменениях     в экономической системе, которые могут повлиять на финансовое состояние заемщика (например, изменение налогового законодательства). [7]    По степени риска выделяют:  
- допустимый риск;  
- критический риск;  
- катастрофический риск.         Допустимый   риск - это угроза полной потери прибыли от реализации того или иного проекта или от предпринимательской деятельности в целом. В  данном   случае  потери  возможны,   но  их  размер   меньше ожидаемой предпринимательской       прибыли.      Таким       образом,     данный        вид предпринимательской   деятельности или конкретная сделка,  несмотря на вероятность риска, сохраняют свою экономическую целесообразность. Критический риск - риск, который связан с опасностью, потерь в размере      произведенных     затрат   на     осуществление    данного     вида предпринимательской деятельности или отдельной сделки.    При этом критический риск первой степени связан с угрозой получения нулевого    дохода,   но   при возмещении произведенных предпринимателем материальных затрат.         Критический риск второй степени связан с возможностью потерь в размере     полных     издержек     в     результате   осуществления     данной предпринимательской     деятельности,    т.е.   вероятны   потери намеченной выручки и предпринимателю приходится возмещать затраты за свой счет. Катастрофический риск - риск, который характеризуется опасностью, угрозой   потерь в размере, равном  или превышающем все имущественное состояние предпринимателя.        Катастрофический    риск,    как    правило,    приводит   к банкротству предпринимательской фирмы,  так как  в данном случае возможна потеря не только всех вложенных предпринимателем в определенный вид деятельности или в конкретную сделку средств, но и его имущества. Это характерно для ситуации,  когда предпринимательская фирма получала внешние займы под ожидаемую     прибыль.    При    возникновении    катастрофического    риска предпринимателю приходится возвращать кредиты из личных средств. [8] Риски   могут  быть    классифицированы  и  по  иным признакам. Так, например, выделяют следующие риски:  
- динамические и статистические;  
- абсолютные и относительные.        Динамический риск - это риск непредвиденных изменений вследствие принятия   управленческих   решений    или  изменений,    произошедших  в экономической,   политической   и   других  сферах   общественной жизни.  
Такие  изменения  могут  привести   как к потерям, так и к дополнительным доходам.             К этой  категории   относятся,   например,  риски   изменения   вкусов потребителей, реализация  которых   порождает  потери фирмы вследствие сокращения   объема   продаж.  Несмотря   на  то,  что  динамические риски затрагивают  большое количество экономических агентов, предсказать их довольно трудно, так как они возникают нерегулярно.   Статистический риск - это вероятность необратимых потерь вследствие нанесения    непоправимого   ущерба    субъекту    экономики,     вызванного непредвиденными    изменениями   многочисленных   факторов   внешней и внутренней среды.             Статистические  риски могут возникнуть и при отсутствии изменений в экономической   ситуации. К ним относятся,   например, риски   стихийных бедствий или недобросовестного поведения партнеров по бизнесу.   Такие риски, как правило, неблагоприятны для общества и его конкретных членов, однако предсказать их гораздо легче.       Отличие динамических рисков от  статистических заключается в том, что  последние   могут  проявиться,  как  правило,  только   однократно  на протяжении срока   инвестирования. Их   действие   означает  прекращение инвестиционного проекта или финансовой операции, тогда как динамические риски могут реализовываться неоднократно за время реализации проекта, не приводя при этом к его прекращению.       Абсолютный риск оценивается в денежных единицах (рублях, долларах и т.д.); относительный риск - в долях единицы или в процентах. Например, риск в   предпринимательстве  можно   измерить   абсолютной   величиной - суммой убытков  и  потерь (относительной величиной - степенью риска, т.е. мерой     вероятности    неосуществления    намеченного    мероприятия или недостижения намеченного уровня прибыли, дохода, цены. [10]    Все   предпринимательские   риски   можно также   разделить на   две большие группы в соответствии с возможностью страхования: страхуемые и нестрахуемые.          Предприниматель    может   частично   переложить    риск   на  другие субъекты  экономики,     в     частности    обезопасить    себя,    осуществив определенные затраты в виде страховых взносов. Таким образом, некоторые виды риска, такие как риск гибели имущества, риск возникновения пожара, аварий и др., предприниматель может застраховать.      Риск страховой - вероятное событие или совокупность событий, на случай наступления которых проводится страхование. В зависимости    от источника опасности страховые риски подразделяются на две группы:  
1) риски,   связанные   с   проявлением   стихийных  сил   природы (погодные условия, землетрясения, наводнения и др.);  
2) риски, связанные с целенаправленными действиями человека. Приведенные   классификации  наглядно   свидетельствуют о том,   что к настоящему  времени    в    экономической     науке    еще   не разработано общепринятой классификации рисков.        Во  многом   это   связано  с   тем,  что   на практике существует очень большое число различных проявлений риска, причем в силу традиции один и тот  же   вид   риска может обозначаться разными терминами. Кроме того, зачастую оказывается весьма сложным четко разграничивать отдельные виды риска. [18]                    

1.3. Сущность коммерческого  риска      Коммерческие риски представляют собой опасность потерь в процессе финансово-хозяйственной    деятельности.   Они означают неопределенность результата от данной коммерческой сделки.        Сущность      коммерческого      риска      определяется       спецификой коммерческой деятельности, которая характеризуется как целенаправленная деятельность, учитывающая  требования   рынка  и   связанная   с   поиском, выбором, продвижением товаров от производителей к потребителям и их реализацией.           Чтобы   свести  неопределенность  при осуществлении коммерческой деятельности   к  минимуму, необходимо выбрать то ее направление или тот вариант    инвестирования,    который    позволит    получить    более высокие результаты.          Коммерческо-посредническая деятельность интегрирует в себе многие направления, а именно:                    - планирование объемов закупки и ее организация, т.е. посреднику важно, что купить, у кого именно, в каком количестве, по какой цене и в какое время;              - организация перепродажи приобретенного с учетом намеченного объема прибыли;                  - поиск и выбор наилучшего партнера среди поставщиков и покупателей для торговой сделки;             - прогнозирование   и  оперативный  учет  рыночных   изменений,  активное использование      совокупных     факторов,      влияющих   на максимальное удовлетворение     запросов    потребителей,  получение    дохода, с учетом интересов партнеров;            - выполнение     широкого    круга   услуг   в  области   подготовки рыночной информации, организации сервиса при конечном потреблении товаров,   а также по использованию транспортных средств, обеспечению финансовых, страховых и многочисленных других операций в системе товародвижения. Коммерческая деятельность без рисков невозможна,   однако   при ее планировании важно предусмотреть влияние   коммерческого  риска.   Для того чтобы риск был «взвешенный», необходимо использовать максимально возможный объем информации, всесторонний анализ коммерческой деятельности, финансовых результатов, эффективности партнерских связей, всестороннее исследование рынка, тщательный подбор персонала. [9]   Коммерческий риск является неотъемлемой чертой всех аспектов предпринимательства – личностного, экономического, организационно-управленческого. Готовность к риску – устойчивая характеристика предпринимателя, связанная с его естественно-психологическими качествами:             - активностью, импульсивностью, предрасположенностью к новациям;  - стремлением к успеху, лидерству;         - ориентацией на независимость, экономическую свободу и творческую продуктивность;             - умением оперативно находить и анализировать информацию, трезво оценивать свои возможности, состояние окружающей среды, параметры настоящих и будущих потребителей и контрагентов;      - повышенной интуицией и ответственностью за принятие и реализацию не гарантирующих успеха решений.                Не случайно родоначальники теории предпринимательства (Р. Контильон, И. Тютен и Ф. Найт) источником предпринимательского дохода считали реализацию в процессе воспроизводства способности предпринимателя к обоснованному риску. [4]    Коммерческий риск представляет собой образ действий в неясной, неопределенной обстановке. Причинами риска являются неопределенность, случайность и противодействие. Неопределенность – следствие незнания, т.е. неполноты, недостаточности знания законов деятельности. Случайность – невозможность предугадать то, как будет протекать явление в сходных условиях. Противодействие – проявление неопределенности, например, в отношении договорных обязательств и т.п.     Сегодня нет однозначного понимания сущности коммерческого риска. Это объясняется, в частности, многоаспектностью этого явления, практически полным игнорированием его нашим хозяйственным законодательством в реальной экономической практике и коммерческой деятельности. Кроме того, коммерческий риск – это сложное явление, имеющее множество несовпадающих, а иногда противоположных реальных основ. Это обуславливает возможность существования нескольких определений понятий коммерческого риска с разных точек зрения. [11]  Рассмотрим некоторые подходы, определения и расшифровки понятия «коммерческий риск».                   Как отмечает Беляевский И.К., «… коммерческий риск – это вероятная опасность потерпеть поражение на рынке (не суметь продать товар, не получить запланированную прибыль или понести убытки, быть вытесненным с рынка и обанкротиться)». [1]       Балабанов И.Т., Кочетков В.Н., Шипова Н.А. считают, что «коммерческие риски представляют собой опасность потерь в процессе финансово-хозяйственной деятельности. Они означают неопределенность результата от данной коммерческой сделки».     Бычкова С.М., Растамханова Л.Н. и Гранатуров В.М. предлагают следующее определение: «… коммерческий риск – риск, возникающий в процессе реализации товаров и услуг, произведенных или закупленных предпринимателем». Причинами коммерческого риска являются: снижение объема реализации вследствие изменения конъюнктуры или других обстоятельств, повышение закупочной цены товаров, потери товара в процессе обращения, повышение издержек обращения и др. [4]  Горфинкель В.Я. под коммерческим риском понимает риск, возникающий в процессе реализации закупленных предпринимателем товаров и оказания услуг. В коммерческой сделке необходимо учитывать такие факторы, как невыгодное изменение (повышение) цены закупаемых средств производства, снижение цены, по которой реализуется продукция, потеря товара в процессе обращения, повышение издержек обращения. Хохлов Н.В. считает, что «… коммерческие риски – риски, связанные с возможностью недополучения прибыли или возникновения убытков в процессе проведения торговых операций, могут проявляться в виде следующих событий: неплатежеспособность покупателя к моменту оплаты товара; отказ  заказчика от оплаты продукции; изменение цен на продукцию после заключения контракта; снижение спроса на продукцию». [16]  Исходя из этих определений понятия «коммерческий риск» приходим к следующим выводам:           - коммерческий риск – это возможные убытки в коммерческой работе. Он может быть определен как сумма ущерба, понесенного вследствие неверного решения и расходов до его реализации;         - коммерческий риск может возникнуть вследствие инфляции (в связи с падением покупательной способности денег), с ухудшением финансового положения предприятия, а также в результате заключения рискованной сделки, невыполнения договорных обязательств контрагентами, связанных с действиями конкурентов, от стихийных бедствий, от возможной нечестности работников предприятия, по причине нестабильности социально-политической ситуации;           - коммерческие риски делятся на имущественные, производственные, торговые, транспортные, маркетинговые,  инновационные. [19]  
 
 
 
 
 

Глава II. Методы организации и управления риском       2.1. Методы выявления риска         Для принятия оптимального решения по управлению риском важно иметь четкую информацию о том, какой объект подвергается риску. Прежде чем оценить риск и принять соответствующее решение, необходимо собрать исходную информацию об объекте — носителе риска. Данный процесс называется выявлением риска и включает два основных этапа:       1)      сбор информации о структуре объекта риска;        2)      выявление опасностей или инцидентов.     Опасность является одним из факторов риска, но не единственным. Риск представляет собой наступление определенного события. Каждое неблагоприятное событие обладает такими свойствами, как вероятность наступления, частота наступления и ущерб, выражаемый в натуральном или стоимостном выражении. Ущерб — это ухудшение или потеря свойств объекта. В качестве объекта, обладающего риском, могут выступать: человек (персонал, руководитель предприятия, население), имущество (различные объекты, информация, нематериальные активы) и имущественный интерес (прибыльность, рентабельность, финансовая устойчивость). Риск определяется в абсолютном и относительном выражении. Абсолютная величина риска — это возможные потери в материально-вещественном или стоимостном выражении. Для определения относительной величины риска возможные потери относят к некоторой базе, в качестве которой целесообразно принимать стоимость основных и оборотных средств предприятия, или общие затраты, или ожидаемый доход. Для определения источников риска и его видов необходимо наличие надежного информационного обеспечения. Вся информация о характеристиках отдельных рисков может быть получена из различных источников: разовых и постоянных, официальных и неофициальных, приобретенных и полученных, достоверных и сомнительных и др. В то же время, информация, используемая в риск-менеджменте, должна быть достоверной, качественно полноценной и своевременной.

        Источники информации

   
Внутренние   Внешние
   
- Данные производственного процесса - Бухгалтерский учет и отчетность
- Материалы ревизий и аудита
- Данные маркетинговых исследований
- Личный опыт руководителя
- Каталог факторов риска
  - Статистические данные - Прогнозная информация
- Экономическая, политическая, демографическая ситуация
- Сведения о конкурентах, партнерах, поставщиках, потребителях в СМИ

     Рис. 1. Источники информации

   Каждое предприятие  имеет свою информационную среду  для определения источников хозяйственного риска, и одна из функций риск-менеджера как раз и заключаются в своевременном выявлении, группировке и ранжировании опасностей. [12]       Важной составной частью организации работ по сбору информации и выявлению рисков является разработка специальной программы по контролю и выявлению новых рисков, которая имеет собственный бюджет и экономическое обоснование.          Итак, к основным методам получения исходной информации и выявления опасностей относятся:        1. Опросные листы. Существует два типа — стандартизированные и специализированные. Стандартизированные, или универсальные, листы разрабатываются и используются международными ассоциациями консультантов или страховщиков для унификации статистических данных и применимы для большинства предприятий. Опросный лист включает несколько разделов, каждый из которых содержит перечень вопросов, позволяющих составить полное представление о структуре и количественных показателях описываемого объекта. Специализированные
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.