На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Мировые города

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 14.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 17. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
 
Развитие крупных  городов мира всегда находилось в  поле зрения специалистов различных  областей знания. Менялись исторические эпохи и формации, трансформировалась территориальная организация и  приоритеты развития хозяйства, однако крупные города всегда оставались во главе прогресса, и интерес к ним никогда не угасал. В последнее время среди всего многообразия типов городов повышенное внимание широких научных кругов привлекает формирование их особой категории – мировых или глобальных городов (от англ. – world, global cities).  

Изначально понятие  мирового города в специальной литературе использовалось для обозначения  городов особого культурно-религиозного значения типа Рима или Парижа, а  также для столиц бывших империй, таких, как Лондон, Париж, Вена, Мадрид1. С течением времени понимание и трактовка феномена претерпевают кардинальные изменения. Современная теория мировых городов исходит прежде всего из особого участия ряда центров в архитектуре глобальной общественно-политической обстановки и мирового хозяйства. Такие центры выделяются не по величине людности или статусу столиц наиболее крупных стран, а по диапазону действий и степени политического влияния и экономической мощи. Они являются местоположением ключевых индивидуумов, учреждений и организаций, которые управляют, манипулируют, диктуют и определяют формирование и воспроизводство капитализма во всем мире. Эти города являются своего рода командными и контрольными пунктами глобальной экономической системы. Такая непропорциональная и исключительная важность отдельных агломераций позволяет говорить об их доминирующих позициях в городской иерархии планеты2. 

Существует немало трудностей на пути изучения мировых  городов. Часть из них обусловлена  динамичным развитием и усложнением  геополитического и геоэкономического пространства мира и стремительными трансформационными процессами в городах, другая часть тесно связана с определенными слабостями международной статистики и неотработанностью методической базы исследования. Авторы используют самые различные оценки и подходы к выделению и изучению мировых городов. Одним из прямых следствий такого положения является образование в геоэкономике довольно широкого спектра, с одной стороны, трактовки уровня значимости крупных городов, а с другой – используемых терминов для обозначения явления. В специальной литературе высока встречаемость таких наименований, как «мировой центр», «информационный город», «рефлексивный город», «космополис», «метрополис», «глобальный городской регион». Как бы то ни было, динамика количества тематических публикаций однозначно свидетельствует, что интенсивность исследования глобальных городов нарастает. К настоящему времени сложился целый ряд научных школ в разных странах мира по изучению этого явления. 
 

Формирование  теории мировых городов имеет  довольно большую историю (табл. 1). В качестве основоположника современного исследовательского направления глобальных городов в специальной литературе обычно упоминается британский урбанист П. Геддес, который в работе «Эволюция городов», опубликованной в 1915 г., впервые ввел в научный обиход категорию «мировой город». Хотя, следует подчеркнуть, что сам автор не относился к этому понятию как к новому научному термину, о чем, в частности, свидетельствует отсутствие упоминания о нем в глоссарии книги, и использовал его лишь для демонстрации особой роли в мире нескольких крупнейших центров того времени. Закономерно, что в начале ХХ в. главным основанием для выделения мировых центров служило сочетание трех критериев – политическое значение, экономическая мощь и людность города. Соответственно, в число мировых городов П. Геддесом были включены столицы ведущих стран Европы – Лондон, Париж, Берлин и Вена, а также ряд крупнейших городов США – Нью-Йорк, Бостон, Чикаго и Филадельфия. При этом важная заслуга П. Геддеса заключается в признании факта перспективного формирования аналогичных центров в других регионах мира, в частности, в Азии. Этому благоприятствовали успехи японской экономики и прогнозируемые им изменения в Турции, Иране и Китае3. 

Таблица 1. Хронологическая схема эволюции концепции мировых городов
Автор 
Основные труды 
Термин 
Определение 

П. Геддес (P. Geddes) 
«Эволюция городов», 1915. 
Мировой центр 
Города, играющие особую роль в мировом развитии. 

П. Холл (P. Hall) 
«Мировые города», 1966; 1984. 
Мировой город 
Крупный город  со сверxпропорциональной долей участия  в сфере мировой политики, хозяйства, культуры и искусства. 

Ф. Бродель (F. Braudel) 
«Материальная цивилизация, экономика и капитализм XV-XVIII в.», 1979. 
Метрополис 
Крупные города, выполняющие интернациональные экономические функции. «В них наблюдается постоянный приток и отток информации, товаров, капиталов, кредитов, людей и т.д.». 

Г. Рид (H. Reed) 
«Гегемония интернациональных  финансовых центров», 1981. 
Столицы капиталов 
Города как  международные или наднациональные финансовые центры. 

Дж. Фридман (J. Friedmann) 
«Формирование мировых городов», 1982 (в соавторстве  с Г. Вулфом); «Гипотеза возникновения  глобальных городов», 1986. 
Мировой город 
Центры с «явным доминированием в экономике, прежде всего, финансовой сферы и сектора услуг». «Они тесно связаны системой коммуникаций и финансовыми трансакциями и вместе составляют всемирную систему контроля над рыночной экспансией». 

С. Сассен (S. Sassen) 
«Глобальный город: Нью-Йорк, Лондон, Токио», 1991; 2001; «Города в мировой экономике», 1994. 
Глобальный город 
Центры, занимающие стратегическое положение в мировой  экономике за счет концентрации функций  управления и контроля, а также  специализирующиеся в области профессиональных бизнес-услуг. «Города, имеющие наиболее интернационализированную экономику и социальную структуру». 

М. Кастеллс 
«Информационный город: информационные технологии, экономические  преобразования и процесс формирования городских регионов», 1989; «Становление сетевого общества», 1996. 
Информационный  город 
Крупные экономические  и финансовые центры, как ключевые элементы глобальной системы потоков  информации, инноваций, капитала, людей, товаров и символов… 

К. Аббот (C. Abbott) 
«Гипотеза возникновения  международных городов», 1997. 
Международный город 
Очень широко дефинируемое понятие, в котором роль города не сводится к выполнению экономических  функций. Города должны обладать широкой  палитрой признаков экономического, политического и общественного  характера. 

П. Тейлор (P. Taylor) и группа GaWC 
Целый комплекс научных работ, начиная с середины 1990-х годов до настоящего времени. 
Мировой / глобальный город 
Города как  тесно взаимосвязанные центры корпоративных  услуг. 

А. Скотт (A. Scott) 
«Регионы в  мировой экономике», 1997. 
Глобальный городской  регион 
Значение глобального  города не ограничивается его административными  границами. Центр опирается на весь городской регион, который втянут в процессы глобализации и служит «пространственной платформой». 

П. Маркузе, Р. ван Кемпен (P. Marcuse, R. Van Kempen) 
«Глобализирующиеся  города: новый пространственный порядок?», 2000. 
Глобализирующийся город 
Города в процессе глобализации. Мировой город понимается не как нормативная концепция, не как cтатус, которого можно достичь, а как направление развития, которому следуют многие города всего мира. 

Е. Исин (E. Isin) 
«Участие в  политике. Генеалогия гражданственности», 2002. 
Космополис 
Город мирового значения. Подчеркивается континуальность  городского развития, начиная с античного  полиса. Развитие города получает особое экономическое направление в условияx глобализации. 
 

Составлено по: Петров Н.В. Опыт постановки курса по глобальным городам в Макалестер-колледже // Проблемы урбанизации на рубеже веков. М., 2002. С. 223-240; Gerhard U. Global Cities Anmerkungen zu einem aktuellen Forschungsfeld // Geographishe Rundschau. 2004. № 56. Hefl 4. s.5; Hall P. Christaller for a Global Age: Redrawing the Urban Hierarchy // GaWC Research Bulletin. 2002. № 59; интернет-сайт группы GaWC 

Важной вехой на пути разработки современной концепции мировых городов стало появление трудов британского ученого П. Холла. В 1966 г. свет увидела его книга под названием «Мировые города», которые дефинировались на основе набора и масштаба выполняемых функций. Такой подход несколько позже использовался и рядом других авторов4. Согласно П. Холлу, мировые города представляют собой сравнительно ограниченный круг «мест, в которых осуществляется весьма непропорциональная часть всемирных наиболее важных дел». Они являются центрами, во-первых, политической власти одновременно национального и мирового уровня, а также местоположения правительственных и различных общественных организаций, торговых союзов, предпринимательских федераций, профсоюзов и т.д.; во-вторых, национальной и международной торговли и систем связи; в-третьих, банковских, финансовых и страховых услуг; в-четвертых, мощных транспортных потоков и коммуникаций, включая системы автомобильных и железных дорог, а также путей международного воздушного и морского сообщения5. 

Выполнение этих стержневых функций наполняет города «новым содержанием» и придает немало уникальных черт в их развитии. П. Холл отмечает, что ряд избранных центров  быстро превращается в ядра концентрации всех видов деятельности (в области  медицины, юриспруденции, высшего образования, науки и т.д.), требующих специалистов наиболее высокой квалификации; центры сбора и распространения информации, в том числе через печать и масс-медия; искусства, культуры и развлечений, а также в крупнейшие очаги потребления, как предметов роскоши (меньшинством населения), так и товаров массового производства (большинством). Особая среда, наличие необходимых ресурсов и деловая активность стимулируют ускоренное избавление этих городов от части рутинных видов деятельности, прежде всего, индустриального характера, и быстрого роста значимости, в том числе и транснациональной, вновь приобретенных функций. Более того, последние стимулируют перманентное генерирование и воспроизводство все новых видов деятельности, активно завоевывающих международную признательность. В итоге на основе проведенного функционального анализа П. Холлом были признаны в качестве ведущих мировых центров Лондон, Париж, Москва, Нью-Йорк и Токио, а также такие крупные урбанизированные ареалы, как Рандштад и Рейн-Рур. 

В конце 1970-х  – начале 1980-х годов в условиях разворачивания процессов транснационализации  и глобализации особое значение получил  фактор «вывоза капитала». Закономерно, что этот факт нашел отражение  в развитии концепции мировых  городов в виде их идентификации как международных финансовых центров. Одна из первых работ в таком ракурсе принадлежит перу Г. Рида. Под его руководством проведен анализ девяти банковских и финансовых переменных в увязке с географическими, политическими, экономическими и социокультурными особенностями формирования 76 городов в 40 странах за период 1900-1980 гг. По итогам исследования создана пятиуровенная иерархия международных финансовых центров, которую единолично возглавил Лондон. 

Наднациональными  финансовыми центра первого порядка признаны Нью-Йорк и Токио, второго порядка – Амстердам. В число сложившихся международных финансовых центров вошли 29 городов, а формирующихся – еще 39 центров6. Чуть позже на основе анализа уже шестнадцати компонент Г. Рид классифицирует города на две главные категории – глобальные и международные финансовые центры, в каждой из которых выделяются центры первого и второго порядка (табл. 2). 

Таблица 2. Иерархия глобальных финансовых центров по Г. Риду
Категории 
Финансовые центры 
Количество городов 

Глобальные центры 
первого порядка 
Лондон, Нью-Йорк 
2 

второго порядка 
Амстердам, Франкфурт-на-Майне, Париж, Токио, Цюрих 
5 

Международные финансовые центры 
первого порядка 
Базель, Бомбей, Брюссель, Вена, Гамбург, Гонконг, Дюссельдорф, Мадрид, Мельбурн, Мехико, Рим, Рио-де-Жанейро, Сан-Паулу, Сан-Франциско, Сидней, Сингапур, Торонто, Чикаго 
18 

второго порядка 
Бахрейн, Буэнос-Айрес, Кобе, Лос-Анджелес, Люксембург, Милан, Монреаль, Осака, Панама, Сеул, Тайбэй 
11 
 

Источник: Reed H. Financial centre hegemony, interest rates and the global political economy // International Banking and Financial Centres. London, 1989. P. 247-268. 

В дальнейшем выполнение городами банковских и финансовых функций  стало предметом, как самостоятельного направления исследования, так и одним из важнейших критериев в плане дефинирования и ранжирования глобальных центров. В частности, специальный обзор финансовых центров мира, названных «столицами капиталов», регулярно приводится в журнале «The Economist». Современную ситуацию его эксперты оценивают, как усиление поляризации между ведущими – Лондон, Нью-Йорк, Токио, Гонконг, Париж, Франкфурт-на-Майне, Сингапур – и прочими финансовыми центрами мира, к которым, например, относятся Чикаго, Цюрих, Сидней и другие7. 

Важный этап в развитии теории мировых городов тесно связан с творчеством американского исследователя Дж. Фридмана. Большой научный резонанс в 1980-е годы получила его совместная публикация с Г. Вулфом8, а затем и авторский труд «Гипотеза возникновения глобальных городов»9. Дж. Фридман попытался увязать процесс мировой урбанизации с развитием глобальной экономики по пути транснационализации и интернационализации капитала, и обосновать объективность становления системы мировых городов. Гипотеза мирового города Дж. Фридмана имеет политэкономический характер, относится к пространственной организации нового международного разделения труда, возникшего в конце 1970-х годов, и состоит из семи положений: (1) Форма и степень интеграции глобального города в мировую экономику, его функции в рамках нового международного разделения труда имеют решающее значение для любых изменений внутренних городских структур. (2) Ведущие города во всем мире используются глобальным капиталом как «основные узлы» пространственной организации производства и сбыта. (3) Функции контроля и управления мировой экономикой в глобальных городах получают непосредственное отражение в структуре и динамике городской экономики, занятости населения. (4) Мировые города служат главными центрами концентрации и накопления международного капитала. (5) Глобальные города привлекают большое число внутренних и международных мигрантов. (6) Глобальные города выступают носителями главных противоречий индустриального капитализма, включая социальную и пространственную поляризацию населения. (7) Рост мировых городов приводит к росту социальных издержек темпами, превышающими фискальные возможности государства. 

Как отмечает Э. Соджа10, с современных позиций  столь общие формулировки выглядят как констатация очевидного, но в  свое время они сыграли большую роль в кристаллизации подхода к глобализации с позиции города, на котором выросло целое поколение исследователей мировых городов, главным образом географов и планировщиков. 

Истинный мировой  город по Дж. Фридману должен отвечать целому ряду ключевых индикаторов. В их число входят: наличие относительно большой численности населения; город должен быть местом концентрации штаб-квартир крупнейших ТНК и международных экономических и геополитических организаций; являться мировым финансовым центром, важным в мировом масштабе центром обрабатывающей промышленности, крупным транспортным и коммуникационным узлом международного значения, а также располагать высокоразвитой сферой деловых услуг11. На основе разработанных критериев Дж. Фридман предложил ориентировочный список «мировой иерархии», который состоял из тридцати городов (табл. 3). Исходя из значимости и степени интеграции в мировую экономику, они были разведены на две группы – первичные и вторичные центры и по двум типам стран – наиболее индустриально развитые государства или страны Центра, и страны Полупериферии – развивающиеся государства с наиболее развитой рыночной экономикой. 

Таблица 3. Иерархия глобальных городов по Дж. Фридману
Развитые страны 
Развивающиеся страны 

Первичные центры 
Вторичные центры 
Первичные центры 
Вторичные центры 

Европа 
Африка 

Лондон 
Брюссель 
   
Йоханнесбург 

Париж 
Милан 

Роттердам 
Вена 

Франкфурт 
Мадрид 

Цюрих 
   

Северная Америка 
Латинская Америка 

Нью-Йорк 
Торонто 
Сан-Паулу 
Буэнос-Айрес 

Чикаго 
Майами 
Рио-де-Жанейро 

Лос-Анджелес 
Хьюстон 
Каракас 

   
Сан-Франциско 
Мехико 

Азиатско-Тихоокеанский  регион 

Токио 
Сидней 
Сингапур 
Гонконг 

Тайбэй 

Манила 

Бангкок 

Сеул 
 

Источник: Friedmann J. The World City Hypothesis // Development and Change. 1986. № 4. P. 12-50. 

Подавляющее большинство  так называемых первичных центров  закономерно «получило прописку»  в экономически наиболее развитых странах. Причем, если ситуация в Северной Америке  не вызывает сомнений, то ранжирование европейских городов, как отмечает автор, достаточно затруднено из-за их сравнительно скромных размеров и очень специализированных функций. В качестве главных первичных центров региона безоговорочно выделяются только Лондон и Париж, а классификация остальных городов требует проведения более детальных исследований. Включение в иерархию Роттердама Дж. Фридман аргументирует его особой ролью как главного порта Европы, Франкфурта-на-Майне как ядра германской экономики, а Цюриха как важнейшего финансового центра мирового значения. Еще более проблематична классификация вторичных центров. Так, например, Вена и Брюссель получают дополнительный вес как крупные геополитические центры, а Милан – как одно из ядер европейской индустрии. В развивающихся странах вторичные центры представлены, в основном, столицами, значимость которых во многом определяется мощью и жизнеспособностью национальных экономик. 

Дж. Фридман, признавая  строительство устойчивой городской  глобальной иерархии делом необходимым, но трудным, в последующих работах12 с готовностью подтверждал, что его первоначальный список центров представляется недостаточно полным и точным, роль отдельных городов переоценена (например, Роттердам, Торонто, Каракас), а некоторых, наоборот, недооценена (например, Гонконг), что перечень мировых городов может видоизменяться в зависимости от принятой системы «диагностики», а кроме того, активно дополняться в результате динамичного развития и появления новых экономических и геополитических центров. 
 

Продолжением  комплекса работ по изучению мировых  городов и своего рода определенной вехой на этом пути стало творчество профессора социологии Чикагского университета С. Сассен. Ее фундаментальные труды, увидевшие свет в 1990-е годы и имеющие немало общего с «идейным багажом» Дж. Фридмана, особенно важны для понимания специфичной природы современных глобальных городов15. В своем авторитетном исследовании «Глобальный город: Нью-Йорк, Лондон, Токио» С. Сассен концентрирует внимание на новом аспекте развития мировой экономики – интенсивного перехода основных задач менеджмента, координации и финансирования к фирмам-производителям наукоемких услуг. В условиях нового международного разделения труда размещение многих секторов коммерческой деятельности и профессиональных бизнес-услуг становится все более отдаленной от материального производства как такового. «За последние пятнадцать лет основной вес экономики в значительной степени переместился из производственных центров типа Детройта и Манчестера в центры финансов и высокоспециализированных услуг»16. Таким образом, имеют место противоположные тенденции: в то время как производство рассеивается по всему миру, услуги все в большей степени концентрируются в относительно небольшом количестве городов. В работах С. Сассен такие центры получили наименование «глобальных городов» и интерпретируются, прежде всего, как места производства высокоспециализированных производственных услуг, которые представлены крупными финансовыми институтами, консалтинговыми и аудиторскими компаниями, коллегиями адвокатов, рекламными агентствами и т.д. 

Как указывает  С. Сассен и подтверждают дальнейшие исследования мировых городов17, выделяются четыре ключевые группы высокотехнологичной  деятельности в сфере обслуживания:
«Финансовые и  деловые услуги»: банковское дело и  страхование, коммерческие деловые  услуги (юриспруденция, бухгалтерия, реклама и связи с общественностью), а также дизайнерские услуги (архитектура, гражданское строительство, индустриальный дизайн и мода);
 «Власть и  влияние» или «Управление и  Контроль»: органы национальных  государственных структур, наднациональные организации (такие как ЮНЕСКО, ОЭСР и другие), а также штаб-квартиры ТНК;
«Креативные виды деятельности»: массовые перфомансы (театр, опера, балет, концерты), музеи, галереи  и выставки, печатные и электронные  средства массовой информации;
«Туризм»: собственно деловой и познавательный туризм, а также соответствующая инфраструктура: средства размещения, система общественного  питания, объекты индустрии развлечений, транспорт и т.д. 

Все эти различные  отрасли единит несколько моментов. Во-первых, для каждой из них чрезвычайно важен очень высокий «уровень скорости» по сбору, передаче и потреблению информации. Во-вторых, данные виды деятельности тесно взаимодействуют и порождают ряд промежуточных или « совместных» видов деятельности. Так, использование гостиниц, конференц-залов, выставочных центров относится одновременно к деловым услугам и к туризму; музеи и галереи – неотъемлемая часть культурных отраслей и туризма; реклама является и творческой, и деловой услугой и так далее. В-третьих, в силу информационного характера и синергического эффекта не только каждой из отраслей, но и всем четырем блокам деятельности, присуща сильная тенденция к территориальной концентрации. 

В таком контексте  С. Сассен уделяет большое внимание внутренним аспектам развития глобальных городов на примере Нью-Йорка, Лондона и Токио. Концентрация управленческих функций ведет к существенному и однонаправленному изменению их структуры занятости и ВВП. Традиционный промышленный сектор неуклонно сужается, напротив, стремительно растет сектор услуг, а в нем – доля высокотехнологичных отраслей (high-tech). Особенно динамично развивается подразделение сферы производственных услуг, так называемый сектор FIRE (от сокр. англ . – finance, insurance, real estate), включающий банковское дело, страхование и торговлю недвижимостью. Это тесно связано с ускоренной транснационализацией экономики и офисным бумом. В результате растет контрастность и поляризация структуры занятости населения в глобальных городах. Одновременно увеличивается доля, с одной стороны, высококвалифицированного, высокопрофессионального и хорошо оплачиваемого персонала при некотором снижении удельного веса синих и белых воротничков, а с другой – низкоквалифицированных и низкооплачиваемых работников, которые трудятся в основном в сфере услуг. Значительную часть последних составляют иммигранты. 

Все рассмотренные  выше концепции мировых городов  основываются, прежде всего, на подходах геоэкономики. С позиций географической науки один из главных недостатков  этих классических работ заключается в том, что в них главный акцент направлен лишь на простое измерение характеристик глобальных городов, но при этом игнорируется пространственный аспект и такой важный системный компонент, как взаимосвязи между отдельными элементами городских сетей. Хотя и появляются утверждения, что глобализация может повлечь за собой потерю смысла понятий «пространство» и «география», но скорее надо говорить о постоянной переоценке и изменении структуры пространственных конфигураций по мере интенсификации транснациональных взаимосвязей18. Хотя в результате быстрого развития информационных технологий и коммуникаций виртуализировались многие сферы финансового сектора, это не привело к «исчезновению пространства»19. Напротив, например, в сфере высокоспециализированных наукоемких услуг наблюдается рост их территориальной концентрации и усиление взаимодействия между несколькими глобальными городами, что диктуется как агломерационными преимуществами, так и необходимостью контакта «лицом к лицу» при оказании услуг, символическим значением престижных штандортов и целым рядом иных факторов. Таким образом, тезис о «конце географии», сформулированный, например, О’Брайеном выглядит, по крайней мере, преждевременным20. 

Изучение взаимосвязей городов и попытка их классификации на этой основе предложены учеными британского университета Локборо (Loughborough) под руководством П. Тейлора, оформившимися со временем в научный коллектив «Исследовательская группа глобализации и мировых городов» (Globalization and World Cities Study Group, GaWC). Изначально группа предложила три различных метода измерения отношений между глобальными городами. Первый из них основывался на анализе ведущих деловых газет; второй – данных интервью с предпринимателями; третий – различных видов производственных услуг, включая такие, как юриспруденция и бухгалтерский учет21. В дальнейшем третий метод используется наиболее интенсивно. Хотя он не отражает отдельных операций, но дает общее представление о пространственных стратегиях ведущих фирм. Таким образом, GaWC пытается представить эмпирически постижимыми глобальные города, как составные части всемирной и взаимосвязанной системы. В данном случае применяется подход, при котором рассматриваются глобально функционирующие фирмы, занимающиеся предоставлением услуг, и их транснациональные организационные сети. На базе обработки колоссального объема корпорационной информации составлены модели внешних связей, позволяющие определить пространственные отношения между любой парой глобальных городов. 

При составлении сетевой модели GaWC исходит из следующих положений. Производители наукоемких услуг образуют ядро глобальной сферы услуг, предлагают ТНК по возможности «всемирный» сервис и агрессивно развивают международную сеть представительств, которую вряд ли может заменить Интернет. Только тот, кто способен быстро мобилизовать по всему миру компетентную команду пользуется спросом как консультант у крупных компаний. Ядрами этой сети выступают мировые города. Такой подход дает возможность формализации концепции в виде трехуровневой сети (рис. 1): уровень мировой экономики, на котором предлагаются услуги; города как узловые пункты, в которых производятся наукоемкие услуги; фирмы как действующие лица22. 
 
 

Рисунок 1. Часть  сети мировых городов. Офисы трех фирм-производителей услуг в десяти мировых 

Города в этой сетевой системе понимаются как  узловые пункты, в которых пересекаются штандортные сети глобальных фирм. Для выявления межгородских взаимосвязей GaWC использованы данные за 2000 г. о размещении офисных центров 100 крупнейших глобальных фирм-производителей услуг шести отраслей, с представительством как минимум в 15 городах и хотя бы одним офисом в пределах каждой из трех «арен глобализации» – в Северной Америке, Европе и Восточной Азии. В целом в исследование вовлечены материалы по 23 банкам, 11 страховым компаниям, 18 аудиторским компаниям, 16 фирмам из сферы юриспруденции, 17 консалтинговым фирмам и 15 рекламным агентствам. Сбор данных велся по 315 городам мира с целью охватить все потенциально важные центры услуг. Для приведения всех сведений в единый формат нашла применение шестиуровневая шкала: от 0 (нет присутствия) до 5 (правление компании). В результате возникла матрица данных для 315 городов и 100 фирм с 31500 «оценок услуг»23. 

Графическое изображение  итоговых результатов расчетов (рис. 2) наглядно иллюстрирует, во-первых, безоговорочное лидерство Лондона и Нью-Йорка по степени вовлеченности в глобальную сеть городов, а во-вторых, неравномерное распределение ключевых узлов сети. 
 
 
 

Рисунок 2. Степень  вовлеченности в глобальную сеть 123 важнейших узлов в сети мировых городов (по Taylor, Catalano, Walker, 2002)
Обозначения (здесь  и далее): AB – Абу-Даби; AD –Аделаида; AK – Окленд; AM – Амстердам; AS –  Афины; AT – Атланта; AN – Антверпен; BA – Буэнос-Айрес; BB – Брисбен; BC – Барселона; BD – Будапешт; BG – Богота; BJ – Пекин; BK – Бангкок; BL – Берлин; BM – Бирмингем; BN – Бангалор; BR – Брюссель; BS – Бостон; BT – Бейрут; BU – Бухарест; BV – Братислава; CA – Каир; CC – Калькутта; CG – Калгари; CH – Чикаго; CL – Шарлотт; CN – Мадрас; CO – Кельн; CP – Копенгаген; CR – Каракас; CS – Касабланка; CT – Кейптаун; CV – Кливленд; DA – Даллас; DB – Дублин; DS – Дюссельдорф; DT – Детройт; DU – Дубаи; DV – Денвер; FR – Франкфурт-на-Майне; GN – Женева; GZ – Гуанчжоу; HB – Гамбург; HC – Хошимин; HK – Сянган; HL – Хельсинки; HM – Гамильтон (Бермудские о-ва); HS – Хьюстон; IN – Индианаполис; IS – Стамбул; JB – Йоханнесбург; JD – Джидда; JK – Джакарта; KC –Канзас-Сити; KL – Куала-Лумпур; KR – Карачи; KU – Эль-Кувейт; KV – Киев; LA – Лос-Анджелес; LB – Лиссабон; LG – Лагос; LM – Лима; LN – Лондон; LX – Люксембург; LY – Лион; MB – Мумбаи; MC – Манчестер; MD – Мадрид; ME – Мельбурн; MI – Майами; ML – Милан; MM – Манама; MN – Манила; MP – Миннеаполис; MS – Москва; MT – Монреаль; MU – Мюнхен; MV – Монтевидео; MX – Мехико-Сити; NC – Никосия; ND – Нью-Дели; NR – Найроби; NS – Нассау; NY – Нью-Йорк; OS – Осло; PA – Париж; PB – Питтсбург; PD – Портленд; PE – Перт; PH – Филадельфия; PN – Панама; PR – Прага; QU – Кито; RJ – Рио-де-Жанейро; RM – Рим; RT – Роттердам; RY – Эр-Рияд; SA – Сантьяго; SD – Сан-Диего; SE – Сиэтл; SF – Сан-Франциско; SG – Сингапур; SH – Шанхай; SK – Стокгольм; SL – Сент-Луис; SO – София; SP – Сан-Паулу; ST – Штутгарт; SU – Сеул; SY – Сидней; TA – Тель-Авив; TP – Тайбэй; TR – Торонто; VI – Вена; VN – Ванкувер; WC – Вашингтон (DC); WL – Веллингтон; WS – Варшава; ZG – Загреб; ZU – Цюрих. 

Наиболее интегрированные  в сеть города концентрируются в  Северной Америке, Западной Европе и  Восточной Азии. При этом историческое значение европейских городов как исходных пунктов всемирной экономической деятельности отражается в большом числе центров предоставления услуг с различной степенью вовлечения во всемирную сеть. Напротив, в Восточной Азии немногие города интегрированы в сеть, но при этом с высокой степенью вовлеченности. Вне трех доминирующих в мировой экономике регионов сильно интегрированных городов практически нет. 

Весьма любопытна  оценка властных связей в сети мировых  городов на основе анализа географии  главной и региональных штаб-квартир 100 вовлеченных в исследование компаний. Размещение головных офисов зачастую отражает историю возникновения фирмы, а система региональных представительств может рассматриваться как часть ее штандортной стратегии. В первом случае в число глобальных центров управления попадает лишь 21 город (рис. 3), 20 из которых находится в Западной Европе и Северной Америке (по 10 городов). При этом с большим отрывом лидируют Лондон и Нью-Йорк, далеко опережая следующий за ними Чикаго. Единственным представителем глобальных центров управления в «прочем мире» является Токио. Во втором случае круг региональных центров управления еще более узок (12 городов), а география шире (рис. 4). Единоличное первое место держит Лондон с 25 такими офисами. За ним следуют Гонконг, Нью-Йорк и Майами. Третий эшелон центров составляют Сингапур, Токио и Сан-Паулу. 
 
 

Рисунок 3. Глобальные центры управления в системе мировых  городов (по Taylor, Walker, Catalano, Hoyler, 2002) 

Сосредоточение  глобальных или региональных штаб-квартир  компаний не является единственным важным критерием для определения степени интегрированности города в глобальную сеть. Многие города приобретают особое значение за счет своего положения в сети, в частности в результате выполнения посреднических функций между глобальными и региональными рынками и потоками информации. Замечено, например, что Гонконг не входит в элиту управленческих центров, но имеет наивысшую степень вовлеченности во взаимосвязи между мировыми городами после Лондона и Нью-Йорка. Наиболее точное наименование таких центров соответствует термину «города-ворота». На рисунке 5 представлены наиболее тесно взаимосвязанные города, в которых нет штаб-квартир компаний, и которые не являются центрами управления. Здесь «власть» реализуется скорее с помощью стратегического позиционирования города в сети24. 
 
 

Рисунок 4. Региональные центры управления в системе мировых  городов (по Taylor, Walker, Catalano, Hoyler, 2002) 
 
 

Рисунок 5. « Ворота»  в системе мировых городов (по Taylor, Walker, Catalano, Hoyler, 2002) 

Предложенная GaWC методика открывает широкие возможности  для исследования мировой сети. Например, могут быть определены и показаны взаимосвязи в глобальной сети между  отдельными городами и выявлена функциональная специализация городов в сфере  услуг25. Осознанно выбранный в самом начале фокус исследования на небольшое ядро производственных услуг, может быть в дальнейшем расширен, как показывает ряд работ о средствах массовой информации26 и по сетевым структурам неправительственных организаций27. Кроме того, может быть выявлено изменяющееся значение отдельных узлов путем долгосрочного мониторинга сокращения или экспансии организационных сетей исследованных фирм28. 

Крупные города. Города-миллионеры.  

Со сверхкрупными  городскими агломерациями связано  формирование мегалополи-сов. Мегалополисы (от греческого megas большой, polis город) гигантское скопление агломераций и городов, слившихся друг с другом. Так назвал известный географ Жан Готман полосовидные скопления 40 соседних агломераций вдоль транспортных магистралей в северной части Атлантического побережья США (это название стало затем нарицательным, а произошло оно от Мегалополиса в Древней Греции центра союза аркадских городов, который возник около 370 г. до н.э. в результате слияния более чем 35 поселений. Современный мегаполис состоит из переходящих друг в друга агломераций Бостона, Нью-Йорка, Филадельфия, Балтимора, Вашингтона (отсюда его более позднее название Босвам) и некоторых других общей площадью 170 тыс.км2. Население этой главной улицы страны насчитывает около 50 млн. человек, здесь производят примерно ? промышленной продукции США. 

Другой мегалополис  Чипиттс (Чикаго-Питтсбург) сформировался  в США на южном побережье Великих озер в результате слияние 35 агломераций. Его площадь 160 тыс. км2, население примерно 35 млн. жителей. Наиболее молодой мегалополис на западе страны Сан-Сан протянулся от Сан-Франциско через цепочку центров Большой Калифорнийской долины до Лос-Анджелеса и далее до Сан-Диего. Он насчитывает 20 млн. жителей. 

Самый большой  на Земле по численности населения  мегалополис Токайдо (около 70 млн. человек) сложился на Тихоокеанском побережье  Японии (Токио-Осака). В нем сосредоточено  почти 60% населения этой страны и 2/3 ее промышленного производства. 

В Западной Европе выделяются своими размерами Английский мегаполис (объединяет агломерации  Лондона Бирмингема, Манчестера, Ливерпуля  и др.) и Рейнский (кольцевая агломерация  Рандстад в Нидерландах, Рейн-Рур и Рейн-Майн в ФРГ и др.). Каждый из них включает до 30 агломераций общей площадью около 50 тыс. км2 и с населением по 30-35 млн. человек. Все отчетливее намечается формирование межгосударственного мегалополиса в Северо-Западной Европе. Он охватывает сопредельные урбанизованные районы пяти стран. Юго-Восточную Англию, Рандстад, Рейн-Рур, Бельгийско-Французский (район Антверпен-Брюссель-Дилль) и Парижский. Своеобразный мегалополис складывается в 80-90 г.г. на юге Китая. Его основу составляют свободная экономическая зона Шеньчжень с населением3,3 млн. человек, Гонконг (5,6 млн), который 1 июля 1997 г. возращен Китаю и получил название Санган, Чжухай (1 млн. жителей), расположенный неподалеку от Макао, и крупнейшая агломерация Южного Китая Гуаньчжоу с населением более 4 млн. человек. В начале XXI века здесь, видимо сформировался достаточно мощный мегалополис с населением около 30 млн. человек. 

Мегалополисы  на базе быстрорастущих агломераций  складываются и в других развивающихся  странах. Это Сан-Паулу-Рио-де-Жанейро-Белу-Оризонте в Бразилии, Капр-Александрия в Египте, Калькутта-Асансол-долина р. Дамодар в Индии. 

6.2 Города агломерации.  

Одна из наиболее важных особенностей урбанизации усиление концентрации населения в крупных  городах, городских агломерациях. Сосредоточение населения в больших городах было характерно для второй половины XIX века (Северная Америка, зарубежная Европа, Латинская Америка) и еще более - для первой половины XX века. (Россия СССР, Африка, Азия, Австралия). 

С середины XX века на планете быстро растут города (обычно это городские агломерации) с населением более 1 млн. жителей. Их количество увеличилось в 1950 1990 г.г. с 77 до 281, а суммарная численность населения в них с 187 млн. человек до 800 млн. В результате в 1990 г. треть всех горожан мира проживала в агломераци-ях миллионерах . 

Крупнейшие агломерации  мира в 1990 и 2000 гг.  

Городская агломерация  скопление городов вокруг крупного города центра. Особенно быстро растут они в странах Азии, Латинской  Америки и Африки. В Азии в 1990 г. насчитывалось 118 таких агломераций, больше всего в Китае (38), Индии (24), Пакистане, Индонезии и Южной Корее (по 6 в каждой из них); в Латинской Америке 40; в Африке 25. 

С конца 70-х г.г. заметно растут сверхкрупные городские  агломерации с населени-ем более 10 млн. жителей, главным образом в развивающихся странах. 

В 1970 г. таких  образований было всего 3 (Токио, Нью-Йорк, Шанхай), а в 1990 г. уже 12 (список пополнили  Мехико, Сан-Паулу, Баибей, Лос-Анджелес, Пекин, Калькутта, Буэнос-Айрес, Сеул и Осака). По прогнозам, к 2000 г. число таких сверхкрупных агломераций достигает 21-25, главным образом благодаря странам Азии (Джакарта, Таньцзинь, Карачи, Дели, Манила, Дакка). Это еще более усилит юго-восточно-азиатский вектор в мировой урбанизации. Ведь сегодня в Азии сосредоточено около половины горожан земли, тогда как в 1950 г. - 1/3. 

Очень быстрые  темпы характерны для развития больших  городов, т.е. городов с населением более 100 тыс. человек. С 1800 по 1980 г. количество больших городов увеличилось примерно в 30 раз, численность населения в них в 51, а доля населения, проживающего в таких городах, во всем населении в 12 раз. Особенно быстрый рост больших городов происходил в XX веке. Еще более быстрыми темпами роста отмечаются крупнейшие города миллионеры. В 1800 г. в мире был только один город с населением более 1 млн. человек (0,1% населения Земли), в 1900 г. их было уже 10, а к началу 90-х г.г. около 320. Ожидают, что к 2000 г. в мире будет около 430 городов миллионеров, и они сосредоточат более 20% населения Земли. 

6.3 Столица государства  и её значение.  

6.3 СТОЛИЦА - главный  город государства, обычно место  пребывания высших органов государственной  власти, центральных учреждений  и ведомств. В некото-рых государствах  столицы нередко выделяются в самостоятельную административ-ную единицу, для нее устанавливается особый порядок управления. 

Значение столицы  очень велико, она выступает символом национальной гордости у населения  за свою страну. Вспомним вторую мировую  войну: Ни шагу назад. Позади Москва  

7. Урбанизация  и охрана окружающей среды.  

Города - из-за огромной концентрации в них людей, промышленных предприятий, транспорта, являются крупнейшими  потребителями всех видов природных  ресурсов - территориальных, энергетических, продовольственных и важнейшими источниками загрязнения окружающей среды. Нагрузка на природную среду резко возрастает не только в самих городах, но и за городской чертой.  

Разрастание городской  территории ведет к сокращению ценных сельскохозяйст-венных угодий, что  в условиях развивающихся стран еще более обостряет продовольственную ситуацию.  

Города ряда стран Африки южнее Сахары окружены на многие десятки километров безжизненными  землями. Эти так называемые "бедленды" образовались из-за вырубки древесной  растительности для топлива и выпаса в окрестностях городов многочисленных стад, принадлежащих осевшим в городе кочевникам.  

Большие города являются крупнейшими потребителями  продовольствия, и, как правило, окружающая сельская территория не в состоянии  его поставлять.  

К числу важнейших проблем современности относится обеспечение водой горожан и промышленных предприятий и удаление сточных вод. Серьезными проблемами считаются вывоз мусора и утилизация отходов человеческой деятельности.  

Однако, воздействие  крупных городов на окружающую среду не ограничивается локальным уровнем, они не только нарушают гидрологический режим огромных территорий, климат и циркуляцию атмосферы, но и влияют на литосферу, вызывая тяжестью зданий и сооружений прогибы земной коры.  

В самих городах формируется особый микроклимат. Жилая застройка снижает скорость ветра, а застой воздуха способствует концентрации высокотоксичных промышленных загрязнителей. Смоги - смесь дыма, пыли и тумана, сокращая количество солнечного света, вызывают серьезные заболевания людей. Температу-ра воздуха в городах всегда несколько превышает среднюю температуру данного района. "Нагревание" городской атмосферы происходит из-за сгорания автомо-бильного топлива, отопления зданий и их последующего охлаждения, от отдачи радиационного тепла всеми городскими объектами. В городах умеренных широт раньше тает снег, зеленеют растения. Часто зимой из городов не улетают птицы, обычно зимующие в других краях; в городах формируются упрощенные сообщест-ва фауны и флоры.  

Урбанизация, с  одной стороны, улучшает условия жизни населения, с другой приводит к вытеснению природных систем искусственным, загрязнению окружаю-щей среды, повышению химической , физической и психологической нагрузки на организм человека. 

Крупный город  изменяет почти все компоненты природной среды атмосферу, растительность, почву, рельеф, гидрографическую сеть, подземные воды, грунт и даже климат. Процесс урбанизации, обусловленный в целом развитием обществен-ного производства и характером социальных отношений, сам оказывает все более разносторонне влияние на развитие и размещение производства другой сферы деятельности общества, изменяя его социальную и экономическую структуру, демографические показатели, условия развития личности. 

Человек постоянно  мечтает о лучшем будущем. С древних времен он или стихийно, или сознательно преобразовывал и совершенствовал облик населенных пунктов. Нисколько не удивляет жизнеспособность городов, ведь в них аккумулированы материальные ценности, которые часто просто нельзя оценить, - дома, обществен-ные здания, театры, стадионы, дороги, мосты, трубопроводы и парки. 

Город, в конечном счете отражает классовый характер общества, его противоречие, пороки и контрасты.  

Города являются центрами политической и культурной жизни. Они возникли во времена рабовладения, развивались при феодализме и капитализме. Процесс концентрации населения в городах проходит значительно быстрее роста общей численности населения. По данным ООН, городское население в мире ежегодно увеличивается на 4% в год. 

Появление мегалополисов означает стихийную реконструкцию больших районов Земли. При этом страдают воздушный и водный бассейны, зеленые массивы, нарушаются транспортные связи, что приводит к дискомфорту во всех отношениях. Многие города расширяются так, что не могут уже разместиться на суше и начинают сползать в море . 

Процесс концентрации населения в городах неизбежен  и в своей сущности позитивен. Но структура совершенного города, его индустриальный, градообра-зующий фактор пришли в противоречие с историческим предназначением города и его ролью в повышении жизненного уровня людей. 

Современные крупные  города, особенно мегалополисы, расширились  стихийно, включают в себя жилые  объекты, многочисленные научные и  общественные учреждения, промышленные предприятия и объекты транспорта, растут, ширятся, сливаются между собой, тесня и уничтожая живую природу Земли. Современные промышленные города, особенно некоторые супергорода в капиталистических странах, представляют собой в большинстве случаев массу бетона, асфальта, гари, отравляющих выбросов. 

8. Проблемы развития  урбанизации (на примере России)  

С наступлением экономического и политического  кризиса в конце 80-х начале 90-х  гг. значительно обострились проблемы урбанистического развития страны, которые  накапливались в предыдущие десятилетия. Это нашло выражение и в том, что численность городского (как и общего) населения России начала устойчиво снижаться с 109,2 в 1992 г. до 107,5 млн человек в начале 1995 г. Естественно, что и людность подавляющего числа городов также уменьшается. Такой перелом в динамике городского населения одно из свидетельств неблагополучия в развитии российских городов. Оно во многом связано с особенностями урбанизации в советский период. Укажем наиболее важные из них. 

1. Незавершённый,  ущербный, односторонний характер развития самого процесса урбанизации.  

Эта особенность  лежит в основе большинства других, о которых будет идти речь ниже. Она является прямым результатом  формирования урбанизации в качестве побочного продукта индустриализации, пренебрежения к потребностям человека в городе, социальной сфере на протяжении десятилетий специфических собственно городских проблем. 

Незавершённый характер урбанизации заключается  в том, что далеко не всё городское  население и поныне включено в  городской образ жизни по характеру занятости, уровню обслуживания, разнообразию досуга и. т. д. В общем приросте городского населения страны примерно 70% составляли вчерашние сельские жители. Чрезмерная в ряде районов миграция из села в город усугублялась часто непродуманными административными преобразованиями сельских территорий в городские. Это способствовало возникновению явления, известного в литературе как ложная урбанизация и характерного для многих развивающихся стран, а в СНГ особенно для стран Средней Азии. Всё это имело негативные последствия не только для города, не и для сельской местности. Число сельских населенных пунктов сократилось между переписями населения 1959 и 1989 гг. почти вдвое (с 294 до 153 тыс.), главным образом за счёт мелких сёл до 500 жителей, а числен-ность сельского населения с 55,0 до 39,1 млн человек. 

По производительности труда в 1990 г. советское сельское хозяйство уступало США в 11 раз, Нидерландам, Бельгии и Канаде в 10 раз и даже таким странам, как Греция и Португалия, в 2 раза. Поэтому соотношение доли городского населения в СССР (66% в 1989 г.) и доли занятых в сельском хозяйстве (20%) было далеко от нормального. 

2. Низкое качество  городской среды.  

Низкое качество городской среды прямое следствие  сказанного выше; оно связано во многом со слишком высокими темпами роста городского населения страны и низкими доходами горожан. Недостаточное развитие социальной сферы, уровня благоустройства городов, однообразие, а порой унылость архитектурного облика, неразвитость городской культуры всё это характерно не только для подавляющего большинства малых городов, особенно в России, но и для многих крупных центров с населением свыше 100 тыс. жителей, в том числе созданных в последние десятилетия. 

3. Экологическое  неблагополучие городского развития.  

Проблемы экологии за последние два-три десятилетия  приобрели особую остроту в связи  с резко возросшим загрязнением воздушного бассейна и водных ресурсов городов. Почти все большие города бывшего СССР, а некоторые специализирован-ные  промышленные центры и с населением менее 100 тыс. жителей подошли к экологическому пределу своего роста из-за отсталой технологии развития промышленности и автотранспорта основных загрязнителей (роль последнего в загрязнении крупных городов достигает 70-90%). 

К началу 90-х  гг. в СССР насчитывалось около 100 городов с критическим экологическим состоянием. Неблагополучие городской среды связано не только с величиной города, но и с особенностями его функциональной структуры, микропо-ложения, местных условий и т. д. Рекордсменами по суммарному выбросу вредных веществ в атмосферу тогда являлись Норильск (2,4 млн т в 1986 г., население 173 тыс. человек в 1990 г.), Кривой Рог (1,6; 717), Экибастуз (1,6; 137), Москва (1,25; 9100); Новокузнецк (1,1; 601); Темиртау (1,1 млн т; 213 тыс. человек). Ещё 8 городов отличались значительным превышением ПДК по отдельным веществам или высоким содержанием пыли; среди них не только крупные, но и небольшие города с населением около 50 тыс. жителей (Кириши, Благовещенск в Башкирии). 

В России, по официальным данным, выделяются (на 1994 г.) 40 городов с наиболее неблагоприятной экологической ситуацией, исходя из объёма выбросов загряз-няющих веществ только от стационарных источников. Среди них Москва и половина городов-миллионеров . 

Важно отметить, что среди городов России с тяжёлой экологической ситуацией (по данным опроса населения летом 1990 г.) оказались не только традиционные центры металлургии и химии (Челябинск, Уфа, Липецк), но и многие новые крупные города Тольятти, Набережные Челны, Нижнекамск, Новокуйбышевск, Волжский и др. 

4. Асимметричность  городского расселения.  

Между европейской  и азиатской частями страны, между  её югом и севером наблюдается  асимметричность городского расселения. В европейской части в 1990 г. были расположены около 4/5 всех городов СССР; там находилось 127 из 165 больших городов России (77%). В этой наиболее освоенной части СССР и России лишь крайние северные территории и район Прикаспия на юге неблагоприятны для жизни населения и трудны для освоения. 

В азиатской  же части основная полоса расселения сильно сужена и отжата к югу. Её отличают также меньшая зрелость и сформированность сети расселения, более низкое качество городской среды, сферы обслуживания, культуры. 

5. Деформация  функциональной структуры городов,  преобладание монопро-фильных узкоспециализированных центров.  

Это одно из следствий  тоталитарной (военно-промышленной урбанизации), для которой характерно обилие городов  одной отрасли при слабом развитии централь-ных функций (связей с окружающей территорией), культурного потенциала, городской среды и т. д. Даже крупные города нередко остаются всего лишь огромными посёлками при предприятиях-гигантах. Поэтому и в крупнейших столичных и региональных центрах, которые по своей природе обычно многофунк-циональны, чрезмерное преобладание промышленности наблюдается повсеместно. Даже в Москве по доле занятых промышленность занимает первое место (24%). 

Все отмеченные выше особенности способствовали обострению проблем развития урбанизации России.  

6. Большие города: возрастание их роли как социально-культурных очагов урбанизации.  

Динамика урбанизации  в России связана со значительным повышением в структуре расселения роли больших (с населением свыше 100 тыс. жителей) и крупнейших (свыше 500 тыс.) городов, а в последние десятилетия и городов-миллионеров. 

Урбанистическая структура России в 1939-1995 гг.  

В 1995 г. 168 больших  городов сосредоточили 68% городского и 46% общего населения страны. Они  отчётливо выделяют основную полосу расселения России и важнейшие звенья её территориально-экономического развития столичные районы (Московский, С.-Петербургский), основные экономические оси и линии (Волга, Урал, Транссиб), морские побережья и т. д. Города с населением свыше 300 тыс. жителей (63 в 1995 г.) и их окружение составляют строгоорганизованные пространства (термин Е. Е. Лейзеровича), которые подверглись наиболее сильному антропогенному воздействию и являются основной ареной урбанизации в России. На другом полюсе слабоорганизованные пространства (9/10 всей территории), редко заселённые (средняя плотность около 3 чел./кв. км) и слабоосвоенные с редкой сетью коммуникаций. 

Большие города главная фигура расселения страны во второй половине ХХ в. И только по страшному  недомыслию их судьбы на протяжении многих десятилетий определяла пресловутая формула ограничение роста больших городов и развитие малых и средних, кочевавшая систематически из одного партийно-государственного документа в другой. К сожалению, не одно поколение советских градоведов и градостроителей присягало на верность этой формуле. По меткому выражению Л. Б. Когана, она, по существу, стала проверкой на благонадёжность, лояльность режиму. Фактически же политика ограничения роста больших городов (этих основных очагов урбанизации) и развития малых и средних (в большинстве не располагавших для этого необходимыми ресурсами) означала сдерживание процесса урбанизации в стране, особенно качественных параметров его развития, и во многом способствовала нарастанию негативных особенностей советской урбанизации, о которых говорилось выше. Одностороннее функциональное развитие, индустриальная доминанта в ущерб социальной сфере, недостаточность социально-культурного потенциала, низкое качество городской среды, плохая экологическая обстановка и другие проявления недостаточного внимания к человеку в городе всё это плюс трудности переходного периода и кризиса в последние годы определили незавидное положение этой ведущей группы россий-ских городов, а с ними и урбанистической ситуации в целом. 

В связи со сказанным  можно наметить следующие первоочередные проблемы развития больших городов  на обозримую перспективу, имея в виду в качестве общей основы коренной пересмотр теории и практики государственного отношения к ним: 

 резкое наращивание  социально-культурного потенциала, акцент в развитии больших  городов на потребности человека  в городе; 

 значительное повышение качества городской среды;  

 расширение  функциональной структуры больших  городов исходя прежде всего  из местных потребностей;  

 резкое улучшение  экологических условий больших  городов, особенно столич-ных  и крупных промышленных центров;  

 разработка новых методов управления большими городами путём учёта закономерностей их самоорганизации;
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.