На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Управленческие решения: сущность, требования, механизм разработки, этапы и процедуры принятия

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 14.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 10. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
КУРСОВАЯ   РАБОТА 
 

      «Управленческие решения: сущность, требования, механизм
(название  темы)
      разработки, этапы и процедуры принятия» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2008 

    Содержание
    стр.
Введение…………………………………………………………………………..3
1. Управленческое  решение сущность, требования, механизм..........................5
     1.1.Сущность управленческого решения………………………………....5
     1.2. Требования к управленческим решениям……………………………8
     1.3. Механизм разработки…………………………………...…………….9
2. Этапы и  процедуры принятия решений……………………………………..10
3. Принятие  решения в сложных ситуация и трудности его
    осуществления…………………………………………………………….….19
     3.1. Проблемы уникального выбора……………………………………..19
     3.2 Организационные системы решения проблем выбора……………..20

4. Проблема  универсальности технологии принятия решений………………23

Заключение…………………………………………………………………….…28
Список литературы……………………………………………………………....30 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Введение 

    Процессы  принятия  решений,  понимаемые  как выбор одной из нескольких возможных альтернатив, пронизывают  всю человеческую жизнь. Большинство  решений  мы принимаем не задумываясь,  так как существует автоматизм поведения,  выработанный многолетней практикой. Есть решения,  которым мы придаем малое значение, и поэтому мало задумываемся при осуществлении выбора.  И,  наконец, существуют проблемы выбора,  решая которые, человек испытывает мучительные раздумья.  Как правило,  эти проблемы имеют исключительный неповторяющийся  характер  и  связаны  с  рассмотрением целого ряда альтернатив. В таких проблемах новым является либо объект выбора, либо обстановка, в которой совершается выбор. Такие проблемы принятия решений называются проблемами уникального выбора.
    Существует  множество различных проблем  уникального  выбора. Прежде всего, выделим проблемы, в которых в  принципе может быть найдено рациональное,  понятное другим людям изложение причин, приведших к  выбору одной из альтернатив (заметим,  что многие человеческие, "житейские" проблемы выбора не попадают под  это определение). Наиболее  характерными  проблемами рационального выбора являются проблемы, возникающие перед людьми, работающими в  разных административных службах, - при управлении организациями и совокупностью  организаций.  Любой  сотрудник  административного аппарата  обязан  быть  рациональным хотя бы для того, чтобы иметь возможность объяснить другим логические  основания своего выбора.
      Я считаю, что проблемы рационального выбора в  уникальных  ситуациях  существовали всегда,  но  по ряду причин в последние десятилетия важность их значительно возросла.  Прежде всего,  резко  возрос динамизм окружающей  среды и уменьшился период времени,  когда принятые раньше решения остаются правильными.  Во-вторых, развитие науки  и техники привело к появлению большого числа альтернативных вариантов выбора.  В-третьих,  возросла  сложность каждого из вариантов принимаемых решений.  В-четвертых, увеличилась взаимозависимость различных решений и их последствий. В результате всего  этого  резко возросли трудности рационального решения проблем уникального выбора.  Эти проблемы  существенно усложнились, и люди,  руководители организаций,  встречаются с ними все чаще. 
    Принятие  решений является важнейшей функцией управления, успешное осуществление  которой обеспечивает достижение организацией ее целей. Из-за неумения качественно и рационально осуществлять этот процесс, из-за отсутствия в организации механизма его осуществления, технологии, страдает большинство фирм и предприятий, государственных учреждений. Успех организации, в какой бы сфере она ни функционировала, во многом зависит от этого, где большинство организаций проходят первые этапы своего развития и очень важно какую технологию решения проблем они выработают.
    В работе будет дано определение понятию  управленческое решение, приведена классификация решений, подробно рассмотрены подходы к принятию решений, описаны методы, этапы и процедуры изучаемого процесса.
    Понимая всю важность и разнообразие этих аспектов, я попытаюсь сосредоточить  свое внимание как на теоретическом  рассмотрении, так и с точки  зрения практической пригодности технологий принятия управленческих решений.  
 
 
 
 
 
 

1. Управленческое решение сущность, требования, механизм 

    1.1. Сущность управленческого решения 

      Решение — это результат мыслительной деятельности человека,  
приводящей к какому-либо выводу или к необходимым действиям. Например, полное бездействие, разработка какого-либо действия или выбор действия из набора альтернатив и его реализация. Решение может быть направлено на достижение разовых результатов, создание постоянно идущих процессов, поддержание идущих процессов, на прекращение какой-либо деятельности. На разработку и реализацию решений оказывает влияние множество факторов. В том числе личностные качества человека, отношения в семье, религия и др.

    Управленческое  решение — это концентрированное выражение процесса управления на заключительной стадии это выбор альтернативы руководителем в рамках его должностных полномочий, направленный на достижение целей организации. Выбор выступает как своеобразная формула управленческого воздействия на управляемый объект и предопределяет действия, необходимые для проведения изменений его состояния.
    Решения должны отвечать определенным требованиям. Главные среди них - это обоснованность, четкость формулировок, реальная осуществимость, своевременность, экономичность (определяемая по размерам затрат), эффективность (как степень достижения поставленных целей в сопоставлении с затратами ресурсов). Как правило, решения должны приниматься там, где возникает проблемная ситуация; для этого менеджеров соответствующего уровня необходимо наделить полномочиями и возложить на них ответственность за состояние дел на управляемом объекте. Очень важным условием положительного воздействия решения на работу организации является его согласованность с ранее принятыми решениями, как по вертикали, так и по горизонтали управления (если, конечно, очередное решение не направлено на кардинальное изменение всей политики развития).
    В организациях принимается большое  количество самых разнообразных  решений по содержанию, срокам действия и разработки, направленности и масштабам, воздействия, сроком принятия, информационной обеспеченности и т.д. Управленческие решения требуют различного подхода к организации процесса управления и методам принятия решений, а также неодинаковых по затратам времени и ресурсам1.
    Известно, например, что количество оперативных  решений, принимаемых в организациях, значительно (иногда многократно) превышает количество тактических и стратегических решений, однако по затрачиваемому времени самыми ресурсоемкими являются стратегические решения. Распределение затрат времени на принятие оперативных, тактических и стратегических решений в организациях крупного, среднего и малого размера также имеет особенности: в малых предприятиях основная доля затрат времени приходится на оперативные решения, но по мере роста предприятий существенно увеличивается время, затрачиваемое на выработку стратегии развития.
    Классификация решений на высоко- и слабоструктурированные позволяет более эффективно организовать процесс за счет разных подходов и действий, обеспечивающих движение к поставленным целям. Решения в высокой степени структурированные известны так же, как запрограммированные. Они являются результатом реализации определенной последовательности действий или шагов (подобных тем, которые предпринимаются при решении математического уравнения). При этом число альтернатив ограничено, и выбор делается в пределах направлений, заданных организацией, а также с учетом нормативов, стандартов, правил и т.д. В качестве примера можно привести задачу определения числа руководителей при заданной норме управляемости. Выделение класса запрограммированных решений позволяет разрабатывать стандартные процедуры и программировать решения под ситуации, повторяющиеся с определенной регулярностью. Слабоструктурированные решения (не запрограммированные) принимаются в ситуациях, отличающихся новизной, внутренней неструктурированностью, неполнотой и недостоверностью информации, многообразием и сложностью влияния различных факторов. Это не позволяет находить решения путем построения адекватных математических моделей, и основную роль в поиске играет человек и его способность разрабатывать соответствующую процедуру, ведущую к решению задачи. Слабоструктурированными являются решения, связанные с определением целей и формулированием стратегии развития организации, с изменением ее структуры, с прогнозами работы на новых рынках и т.п. Количество таких решений увеличивается по мере роста масштабов сложности организации; к такому же результату приводят современные тенденции к глобализации экономики, увеличению ее открытости, так как их прямым следствием становится рост числа связей между организациями, большая динамичность и изменения, как внешней среды, так и внутренней организации каждого предприятия. В то же время современные разработки в области исследования операций, развитие информационной технологии и компьютеризация позволяют значительно повысить долю программируемых решений, которые, как уже было отмечено» характеризуются большей точностью и в ряде случаев требуют меньших затрат времени и других ресурсов. [2]
    Между двумя видами решений — запрограммированными и незапрограммированными — находится множество их комбинаций, и именно это множество является реальностью, в которой принимаются управленческие решения. Программируемость решений повышается по мере продвижения сверху вниз по вертикали управления. Поэтому высшему звену управления приходится иметь дело в основном со слабоструктурированными решениями: на среднем уровне характер возникающих проблем требует принятия как запрограммированных, так и незапрограммированных решений (при этом надо отметить, что автоматизация труда в этом звене сопровождается ростом удельного веса решений, характеризующихся большей структурированностью), в нижнем звене преобладают решения, принятие которых осуществляется по заранее разработанным правилам и процедурам. Рассмотрим исследование процесса принятия управленческих решений.
    Если  проблема несложна, а ситуационные факторы ясны и управляемы, процесс  принятия решений может быть достаточно прост и скор. В этом случае после уяснения проблемной ситуации принимается решение которое оказывает на нее прямое воздействие и приводит систему (управляемый объект) в состояние, соответствующее заданному. Например, если произошла поломка станка, на котором планировалось изготовление партии деталей, и известны факторы, приведшие к его выходу из строя (например, высокий износ оборудования), то при наличии в цехе аналогичного станка в исправном состоянии проблемную ситуацию (срыв выполнения плана производства партии деталей из-за неисправности станка) можно разрешить путем замены вышедшего из строя оборудования на имеющееся в резерве.
  С точки зрения методики разработки и реализации решений их удобно разделить на три группы: социальные, технические и биологические. Это объясняется наличием трех основных подсистем земной цивилизации, на которые направлены решения.
    Руководителю  практически приходится разрабатывать  и реализовывать все три группы решений в компании. Однако наибольшее место в его деятельности занимают решения, принятые в социальной системе, — такие решения называют управленческими (УР). Они направлены на организацию работы персонала, осуществление внешних связей, стратегическое планирование, совершенствование системы управления компанией и др.  

    1.2. Требования к управленческим решениям 

    Разрабатываемое управленческое решение должно удовлетворять  определенным требованиям и включать условия их достижения. Эта информация представлена в таблице 1:
    Таблица 1. Требования к управленческим решениям
    Наименование  требования     Условия достижения
1. Соответствие  действующему законодательству  и уставным документам предприятия Контроль со стороны юриста, референта
2. Достижение  своевременности (нельзя спешить  или запаздывать). Знания и  интуиция руководителя
3.Наличие четкой целевой направленности и адресности (исполнителям должно быть ясно, на что направлено разрабатываемое решение и какие средства будут использоваться) Формирование  и доведение целей, сроков выполнения до каждого работника
4. Отсутствие  в тексте противоречивостей решения  самому себе или ранее реализованным Контроль со стороны юриста, референта
5. Возможность  организационной выполнимости Заключение  специалистов или экспертов     
6. Наличие  параметров для внешнего или внутреннего контроля его выполнения Составление рабочих  документов
7. Учет  возможных отрицательных последствий  при реализации решений в экономической,  социальной, экологической и других  областях. Заключение  внешних экспертов
8. Наличие  у руководителей соответствующих полномочий (прав и ответственности) для реализации управленческих решений. Контроль за соблюдением должностных инструкций и положений об отделах и цехах.
9. Наличие  возможности обоснованного положительного  результата Набор расчетов и предложений.
 
 
    1.3.Механизм разработки 

    Механизм  разработки управленческого решения  может состоять из следующих стадий:
    Выявление тенденций отклонения параметров ситуации от запланированных.
      Определение уровня отклонения новых параметров ситуации.
      Вычисление проблемы и ее отклонений от допустимых значений.
      Установление приоритетов отклонений ключевых параметров от допустимых значений.
      Согласование результатов с заинтересованными сторонами (потребителями, заказчиками).
      Определение и обоснование целевой технологии.
      Определение состава процессорных технологий.
      Формирование средств и методов уменьшения негативных тенденций развития проблемы.
      Прогнозирование ожидаемых результатов.
      Утверждение технологии РУР у вышестоящего руководства.
      Корректировка средств и методов РУР.
      Поиск новых подходов и решений для изменения ситуации.
      Выбор УР для реализации.
      Формулирование и представление УР.
      Юридическое оформление УР в виде приказа и т.п.
      Распределение прав, полномочий и ответственности среди исполнителей.
      Реализация УР.
      Промежуточный контроль.
      Составление отчета о выполненном УР и конечном состоянии проблемы.
      Архивирование данных об УР в базу данных компании.
 
    2. Этапы и процедуры принятия решений 

     Если проблемная ситуация не так очевидна, а ее решение неоднозначно, то процесс принятия решений требует структуризации, которая позволит определить этапы и процедуры, направленные на ее решение.
    При решении относительно несложных  проблем часто используется интуитивный подход, который характеризуется такими чертами:
      субъект решения держит всю проблему в голове;
      по мере развития проблемы подход к ее решению может радикально меняться;
      возможно одновременное рассмотрение нескольких вариантов; может не соблюдаться последовательность этапов;
      качество решения основывается на предыдущем опыте лица, принимающего это решение.
     Поэтому интуитивный подход не дает хороших результатов в тех случаях, когда опыт лица, принимающего решение, небольшой, а предыдущие ситуации не соответствуют новым. Кроме того, на качество интуитивных решений могут оказывать влияние недостаточно полное представление о текущей проблемной ситуации и неверная интерпретация ее сути.
     Если  проблемная ситуация не так очевидна, а ее решение неоднозначно, то принятие решения требует структуризации, которая позволит определить этапы и процедуры, направленные на ее решение. [4]
     Самая простая «идеальная» схема принятия решений (рис. 1) предполагает, что процесс представляет собой прямоточное движение от одного этапа к другому; после выявления проблемы и установления условий и факторов, приведших к ее возникновению, производится разработка решений, из которых выбирается лучшее. Количество разрабатываемых и рассматриваемых вариантов зависит от многих факторов и, прежде всего, от имеющихся в распоряжении разработчиков времени, ресурсов и информации. Главным ограничителем является время, в течение которого должно быть принято решение, поэтому параллельно с разработкой вариантов производится их оценка, а окончательное решение принимается путем выбора лучшего из тех, которые были подготовлены и рассмотрены в запланированный период времени. 

      
 
 
 

    Рис.1. Схема принятия решений 

      Эта схема предполагает, что процесс  представляет собой прямоточное  движение от одного этапа к  другому; после выявления проблемы  и установления условий и факторов, приведших к ее возникновению, производится разработка решений, из которых выбирается лучшее.
В таблице 2 представлена более детальная структуризация процесса принятия решения, в которой наряду с выделением четырех этапов показан состав процедур, необходимых для реализации целевых установок каждого этапа.
Таблица 2.  Процесс принятия решения 

    Этапы     Процедуры
 
1. Постановка проблемы
    Возникновение новой ситуации.     Появление проблемы.
    Сбор  необходимой информации.
    Описание  проблемной ситуации.
2. Разработка  вариантов решения.     Формулирование  требований и ограничений.     Сбор  необходимой информации.
    Разработка  возможных вариантов решений.
 
3. Выбор решения
    Определение критериев выбора.     Выбор решений, отвечающих критериям.
    Оценка  возможных последствий.
    Выбор предпочтительного решения.
4.Организация  выполнения решения и его оценка     План  реализации выбранного решения.     Контроль  хода реализации решения.
    Оценка  решения проблемы и возникновение     новой ситуации.
 
     Цель  первого этапа — выявление и описание проблемы и проблемной ситуации. Второго этапа - поиск возможных вариантов решений. На третьем этапе производится оценка альтернатив и выбор окончательного решения, наконец, на последнем этапе целью работ является организация, контроль и оценка результатов выполнения принятого решения.
    Обязательными элементами процесса являются наличие поэтапного плана и методов решения, а также их информационное обеспечение.
    Цель  первого этапа – выявление  и описание проблемы и проблемной ситуации; второго этапа – поиск возможных вариантов решений; на третьем этапе производится оценка альтернатив и выбор окончательного решения; наконец, на последнем этапе целью работ является организация, контроль и оценка результатов выполнения принятого решения.
    Работа  по сбору, обработке и оценке информации проводится на всех этапах процесса принятия решений, но имеет особенности, отражающие специфику выполняемых действий и решаемых задач, а также, стиля работы лица, принимающего решение. Наибольшую потребность в информации испытывают субъекты решений, которых в управленческих кругах называют максималистами, так как они собирают и анализируют максимум возможной и полезной информации. Этот подход оправдывает себя в том случае, когда решается очень сложная проблема и нет дефицита времени, отпущенного для ее решения. Наряду с этим субъекты решения нередко ограничиваются лишь таким количеством информации, которое достаточно, чтобы выбрать один —два удовлетворительных варианта решений, после чего поиск и анализ но
вой информации прекращается. Это дает неплохие результаты при решении сравнительно несложной проблемы, но в условиях жесткого лимита времени.
     Необходимым элементом (и параметром) процесса принятия управленческих решений является оценка тех действий, которые предпринимаются на его различных этапах. На этапе постановки задачи принятие решений - это оценка границ, масштабов и уровня распространения проблемы и проблемной ситуации. На этапе решения — оценка различных вариантов, предлагаемых специалистами. На этапе принятия решения — оценка ожидаемых последствий его реализации. Для этой цели используются критерии.
     На  первом этапе в качестве критерия распознавания проблемы чаще всего используется целевая установка, по отклонению от которой судят о возникновении проблемы. Следовательно, руководители всех уровней должны иметь четко сформулированные цели и задачи своей деятельности, чему способствует применение системы управления по целям (или по результатам). В противном случае существование проблемы определяется чисто интуитивно или по мере поступления сигналов, что существенно усложняет последующий процесс принятия решений.
     Этап  формирования решений начинается со сбора и обработки информации, необходимой для выработки курса  действий. Как правило, при решении  сложных проблем не удается ограничиться только той информацией, которую предоставляют действующие системы отчетности; поэтому требуется время и ресурсы для информационного обеспечения решения проблемы.
     На  этапе выработки курса действий, т.е. разработки вариантов решения проблем, применяются различные критерии, позволяющие из множества проектных предложений выбрать допустимые, а из них — наиболее полезные или предпочтительные для решения целей организации. От того, насколько обоснованно они выбраны, зависит качество управленческих решений, а оно, в свою очередь, предопределяет конкурентоспособность организации, быстроту ее адаптации к изменениям хозяйственной ситуации и в конечном счете — эффективность и прибыльность.
     Наиболее  полно система критериев оценки решений разработана для структурированных проблем, позволяющих применять экономико-математические методы. С их помощью определяются лучшие решения, например, по таким параметрам, как сроки окупаемости капиталовложений, прирост доходов или прибыли, минимизация текущих издержек или максимизация производительности труда и т.п. Нередко в качестве критерия выбора решения применяется фактор времени, особенно важный в условиях переходного периода, для которого характерна неустойчивость состояния экономики и общества в целом. Задержка с принятием решения или выбор решения, которое связано с более длительным процессом реализации, могут существенно снизить ожидаемые результаты (из-за инфляции, изменения политики и прочих факторов внешней среды). Поэтому на этапе выработки курса действий менеджерам приходится анализировать большое количество вариантов решений, отличающихся различными комбинациями используемых ресурсов организации.
     В практике менеджмента часто возникает  необходимость решения слабо структурированных проблем, не дающих возможности оценивать варианты с помощью математического аппарата. В этом случае для оценки решений может применяться система взвешенных критериев, а сам процесс оценки осуществляется в три этапа. На первом формируются самые важные критерии, необходимость выполнения которых не вызывает сомнений. Альтернативные варианты оценивают по этим критериям (которые, в сущности, являются критериями ограничения) и разделяют на группы: соответствующие требованиям, не соответствующие и «сомнительные». На втором анализируются варианты по остальным критериям.
     Одной из наиболее важных задач при формировании структуры управления является задача проектирования (оптимального распределения) управленческих решений по уровням системы управления. Важность и необходимость решения этой задачи продиктованы рядом обстоятельств.
     Во-первых, в условиях концентрации производства функции руководителя все больше сводятся к непосредственной организации принятия решений, которая рассматривается не только как акт, завершающий любую стадию управленческого воздействия, но и как процесс, требующий изучения ситуации в управляемой системе и разработку мер для ее целенаправленного изменения. В этом смысле принятие решений выступает уже как процесс труда, который нуждается в организации и четкой систематизации распределения решений в пределах каждого уровня.
     Во-вторых, решение — это основная форма управленческой деятельности, в которой выступает содержание труда руководителя. Следовательно, качество принятого решения в значительной степени влияет на эффективность и экономию труда в управлении.
     В-третьих, каждое подразделение должно выполнить свои определенные функции, а руководители этих подразделений — гибко и оперативно решать вопросы, входящие в их компетенцию с тем, чтобы не загружать верхние уровни руководства различного рода мелкими делами, отвлекающими их от решения стратегических задач.
     Перечисленные факторы подчеркивают необходимость постановки задачи оптимального распределения решений по уровням управления. Сущность этой задачи заключается в том, чтобы выбрать такое разделение управленческих решений, при котором в наибольшей степени достигается оперативность и гибкость управления, четкое разграничение функций и ответственности в действиях взаимосвязанных подразделений с целью исключения их дублирования, параллелизма. В связи с этим задача распределения управленческих решений по уровням является наиболее важной и ответственной в разработке общей методики проектирования структуры управления. Постановка ее вытекает также из определения оптимальной структуры управления, которой мы руководствуемся в своих исследованиях. Кроме того, руководителю, стоящему во главе современного предприятия, успешно решать задачу комплексного управления достаточно сложно. Поэтому необходимо исследовать и выявить:
• решения, которые имеет право принимать  только высший руководитель, начиная  от постановки проблемы и заканчивая выработкой управляющего воздействия;
• решения, для реализации которых руководитель предоставляет часть полномочий своим подчиненным, оставляя за собой право координации и контроля за их действиями;
• решения, которые уполномочены принимать руководители более низших уровней.
     При этом необходимо учитывать еще два момента. Во-первых, принятие решений в системе управления рассматривается как иерархический процесс, который построен по принципу взаимоподчиненности. Во-вторых, существует круг решений, уровень принятия которых регламентирован вышестоящей организацией (как правило, это уровень директора). В связи с этим распределение управленческих решений начинается с самого высшего уровня.    Необходимо также отметить, что данная задача решается для уровней, количество которых регламентировано. Исходя из второй теоретической предпосылки считаем, что перечень управленческих решений, принимаемых в организации, а также группы решений по каждому уровню в матрично-штабной структуре являются величиной заданной. [7]
     Итак, под оптимальным распределением управленческих решений будем понимать такое, при котором каждый руководитель принимает решения, соответствующие его компетенции. Для решения этой задачи предлагается методика, в основе которой лежит исследование загрузки руководителей, принимающих управленческие решения. Содержание и последовательность работ, предусмотренных методикой, отражены на рис. 2. В общем виде задача оптимального распределения управленческих решений сводится к следующему.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.