На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Проблема психологических состояний в психологии

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 14.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 8. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


ВВЕДЕНИЕ 

      Актуальность  проблемы. Изучение психических состояний  в современной психологии является особо актуальным, так как благодаря  интегрирующей функции состояний  обеспечивается единство психического, вследствие чего образуется целостная  психологическая структура личности, включающая свойства, состояния, процессы и их взаимосвязи. Для психологической  практики значимость исследований психических  состояний связана с их влиянием на эффективность всех видов жизнедеятельности  человека.
     Сама  «психология состояний» парадоксальным образом молодая ветвь психологии. Так, В.Н. Дружинин в предисловии к первой в России хрестоматии «Психические состояния» заключает: «несмотря на очевидное для большинства исследователей и практиков значение, которое имеет психология состояний, она до сих пор остаётся «золушкой» в семье психологических отраслей». До сих пор трудно найти учебник по психологии, включающий в себя хотя бы небольшую главу о психических состояниях». Однако, кроме освещённой в литературе проблемы исследования отдельных психических состояний, по нашему мнению, следует поставить и проблему рассмотрения состояния человека как целого, его психического состояния вообще. Очевидно, что без выработки таких общих представлений невозможна качественная и успешная разработка частных проблем. Несмотря на это, вопросы общего состояния человека, его отношений с личностью остаются совершенно неисследованными.
     Цель  работы – показать сумму существующих представлений о проблеме состояний  в психологии .
     Предмет работы – изучение психических состояний в психологии.
     Задачи  работы:
     1. Изучить исторический аспект  изучения проблемы психических  состояний
     2. Исследовать особенности психических  состояний личности.
     3. Дать характеристику основным  психическим состояниям личности.
     Методы  исследования – для решения поставленных задач в работе бал использован  метод анализа современной психологической  литературы.
     Объект  работы – психические состояния.
     Структура работы. Данная работа изложена на 29 листах, содержит введение, 2 главы, заключение и список литературы, одну таблицу. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

I. ПОНЯТИЕ  ПСИХИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ЛИЧНОСТИ В ПСИХОЛОГИИ 

      Исторический  аспект изучения проблемы психических  состояний
     Категория состояния вошла в широкий  психологический оборот сравнительно недавно, из других областей науки, в  которых разработана гораздо  тщательнее – из физики, биологии (особенно психофизиологии). Даже в философии  категория состояния проходит через  всю её историю словно вскользь, без специального отдельного изучения. Так уже со II тысячелетия до н.э. мы находим упоминания о специфических  состояниях «души», например, состояниях «нирваны», «самадхи», «сатори» в древневосточной  литературе, «десяти состояниях любви» описанных Ватсьяяной Малланагой (III-IV в.н.э.) в Камасутре [5, с.59].
     В Древней Греции, Гераклит (IV в.д.н.э.) отмечал «состояние» как устойчивый психический феномен, и полагал, что «состояния души» могут переходить из одного в другое, в одно время  являются и тем и другим. Алкмеон, Эмпедокл, Демокрит и др. полагали, что  состояния души обусловлены воздействием внешних и внутренних факторов, а  Сократ, Платон и др. - что состояния  души индетерминированы. Стоики, эпикурейцы и перипатетики выделяли отдельные  виды состояний души (страдания, страсти, напряжённости и т.д.) указывая на их детерминирующие свойства. В качестве одной из основных философских категорий  категория состояния впервые  возникает у Аристотеля, и в  своих психологических изысканиях он выделял психические состояния  как особые состояния души, подчёркивая  связь между ними и характеристиками телесного субстрата, разделял понятия  психического состояния и психической  деятельности [2, с.62].
     Позже его идеи развивали Галин, Плотин, Августин. Продолжая психофизиологический подход Аристотеля, Авиценна подчеркивал  связь эмоций и телесных изменений  в состоянии человека – в его  здоровье и болезни. Далее в истории развития понятия состояния можно отметить         Р. Декарта, В. Вундта, Ч. Дарвина, У. Джеймса. Затем, как указывает Т.А. Немчин, с выдвижением И.М. Сеченовым в середине XIX в. принципа обратной связи в формировании и течении психических состояний, открывается новый этап в эволюции учения о психических состояниях, уже не изолированных от внешнего мира и поведения. Благодаря его работам и трудам К. Бернара, У. Кеннона, Ф. Гальтона, Г. Гельмгольца, И.П. Павлова, В.М. Бехтерева, Г. Селье и др., с развитием концепции гомеостаза и рефлексологии, исследования психических состояний становятся на научную основу [3, с.40].
       Но, при всей длительности истории  развития категории состояния,  специальным предметом изучения  на философском уровне она  становится только в двадцатом  веке, в частности, в работах  В.И. Кемкина, Е.В. Сироты, Е.В.  Ситниковой, Б.Ф. Сорокина. Возможно, что именно самой истории применения  категории состояния в философии  психология обязана тем, как  поздно эта категория обрела  психологический статус и значение. По словам В.А. Ганзена, только  «после выхода в 1964 г. книги  Н.Д. Левитова «О психических  состояниях человека» термин  «психическое состояние» получил  широкое распространение. Если  раньше психологию определяли  как науку о психических процессах  и свойствах личности, то сейчас  в большинстве учебников психологии  встречается такая формулировка: психология – это наука о  психических процессах, состояниях  и свойствах личности», иногда  в определение психологии добавляют  «психические образования», т.е.  знания, умения, навыки, привычки [15, с.83].
     Такому  изменению в определении психологии способствовали исследования, в основном, последней половины двадцатого века, это работы Н.Д. Левитова, К.К. Платонова, А.О. Прохорова, В.А. Ганзена,                          В.М. Мясищева, Т.А. Немчина, Е.П. Ильина, Ю.Е. Сосновиковой, П.К. Анохина, В.В. Суворовой, Г.И. Акинщиковой и др., развивавших идею о делении психических явлений на процессы, состояния и свойства, по критерию динамичности, лабильности, скорости изменения самих явлений, где состояния занимают промежуточное положение по признаку динамичности.
     Поэтому нетрудно согласиться с мнением  В.Н. Мясищева, подчеркивавшего, что  «в современной психологии законно  много внимания уделяется эксперименту и методике, но недостаточно внимания уделено основным понятиям психологии». С публикацией в нашей стране хрестоматии «Психические состояния» можно начать отсчёт полномасштабных  не только практических, но и теоретических  исследований в области психологии состояния. Или, можно сказать, что  с этим шагом к теоретическим  проблемам вернулось то значение, которое придавалось им в трудах С.Л. Рубинштейна, Л.С. Выгодского, А.Н. Леонтьева и др. [7, с.131].
     По  справедливому утверждению И. Канта, «всё, что происходит, предполагает предшествующее состояние, за которым  оно неизбежно следует. Происшедшее  опять-таки предполагает предшествующее ему состояние, а это состояние  предполагает ещё более раннюю причину  и т.д.» [14, с.163]. Однако, причинность в отношении самих состояний не может быть только линейной. Она строится и по критерию обратной связи, и по критерию силы причины или причинного поля. Так Л.В. Куликов, указывает, что «в состояниях всегда есть и ситуативная, и трансситуативная составляющая. При этом здесь некорректно говорить о каком-либо статистическом балансе. Определённые события или условия текущей ситуации могут надолго «потеснить» трансситуативную составляющую и в значительной степени определить многие параметры состояния, ограничивая их возможное разнообразие. Например, заключение в тюрьме, концлагере, тяжёлая болезнь и т.д. являют собой ситуативное обусловливание, которое может охватить длительный период времени».
     В общем же, детерминантами состояния, которые определяют характеристики состояния, выделяются следующие факторы  и их соотношение: а) потребности, желания  и стремления человека; б) его возможности; в) условия среды и их субъективное восприятие.
     1.2 Основные подходы российских  психологов к проблеме психических  состояний 
 

      По  мнению Н.Д. Левитова, психические состояния - это целостная характеристика психической  деятельности за определенный период времени, показывающая своеобразие  протекающих психических процессов  в зависимости от отражаемых предметов  и явлений действительности, предшествующего  состояния и психических свойств  личности.
     Раскрывая суть этого определения, Н.Д. Левитов  говорит о том, что всякое психическое  состояние есть нечто целостное, своего рода синдром. Например, состояние, называемое борьбой мотивов, обычно рассматривается в рамках волевых процессов, но содержит в себе значительные познавательные и эмоциональные элементы, причем все они не суммируются, а образуют целостную структуру. Весьма существенным для психического состояния является и то, что оно на некоторое время характеризует психическую деятельность, а характеристика всегда подчеркивает своеобразные и типичные черты. Например, состояние утомления достаточно своеобразно и типично, чтобы отличить его от противоположного состояния бодрости и работоспособности [8, c.443-444].
     Опираясь  на данное определение, Н.Д. Левитов  предпринял попытку классификации  психических состояний, хотя при  этом он отмечает, что эта классификация  во многом условна. По его мнению, основными  классами состояний являются следующие:
     1) состояния личностные и ситуативные.  Во-первых, прежде всего, выражаются индивидуальные свойства человека, во-вторых - особенности ситуаций, которые часто вызывают у человека нехарактерные для него реакции. То обстоятельство, что психические состояния часто бывают личностными, т. е. выражают ту или иную черту человека, не мешает определять их как временные характеристики психической деятельности. Если, например, человек склонен к аффектации, аффект же является временным целостным психическим состоянием, которое в определенной время начинается и кончается.
     2) состояния более глубокие и  более поверхностные, в зависимости  от силы их влияния на переживания  и поведение человека. Страсть  как психическое состояние гораздо  глубже настроения.
     3) состояния, положительно или отрицательно  действующие на человека. Такое  подразделение особенно важно  с практической и, в первую  очередь, с педагогической точки  зрения. Апатия может служить  примером отрицательного состояния,  а вдохновение - примером состояния,  положительно влияющего на деятельность  человека.
     4) состояния продолжительные и  кратковременные. Так, настроения  могут иметь разную продолжительность:  от нескольких минут до суток  и ряда дней.
     5) состояния более или менее  осознанные. Например, рассеянность  чаще бывает несознательным психическим  состоянием, решительность всегда  сознательна, утомление может  иметь разный уровень осознанности  [7, c.18].
     В.А. Ганзен предпринял попытку систематизации состояний. С этой целью были отобраны и подвергнуты анализу 187 терминов, определяющих психические состояния человека. При проведении анализа этих слов учитывалось, что, во-первых, целесообразно различать состояния, установившиеся и переходные, так как человек в каждый момент времени пребывает только в одном состоянии, а их смена осуществляется, как правило, в промежуточную, переходную стадию, и, во-вторых, что психические процессы, состояния и свойства личности разграничиваются по признаку динамичности (первые наиболее подвижны, вторые занимают среднее положение, третьи же наиболее стабильны).
     В результате проведенного анализа были выделены 63 понятия, обозначающие состояния  человека. Эти понятия распределились на две группы: 1) состояния, характеризующие аффективно-волевую сферу психической деятельности человека; 2) состояния сознания и внимания. Каждая группа имеет общие характеристики, отражающие наиболее типичные, стержневые особенности входящих в нее состояний: «напряжение—разрешение» для группы волевых состояний; «удовольствие—неудовольствие» для группы аффективных состояний; «сон—активация» для группы состояний сознания и внимания [8, c.444].
     Несколько иначе подходит к рассмотрению проблемы состояний     Е.П. Ильин. Он рассматривает состояния, которые развиваются у человека в процессе его общественно значимой деятельности и затрагивают как психологические, так и физиологические структуры человека. Такие состояния он называет психофизиологическими, чтобы отделить их от элементарных состояний возбуждения и торможения, развивающихся на определенных уровнях регулирования. По определению Е.П. Ильина, психофизиологическое состояние — это целостная реакция личности на внешние и внутренние стимулы, направленная на достижение полезного результата.
     Таким образом, Е.П. Ильин выделяет особый вид состояний — психофизиологические состояния, которые связаны с психическими и физиологическими структурами человека. При этом любое психическое состояние человека оказывается связанным с физиологическими структурами человека (либо оно будет вызвано физиологическими процессами, либо будет способствовать возникновению определенных физиологических процессов). Учитывая это, подход Е.П. Ильина приобретает особую привлекательность при рассмотрении психических состояний в рамках общей проблемы адаптации человека.
     Данное  Е.П. Ильиным определение психофизиологического состояния предполагает, что оно — причинно обусловленное явление, реакция не отдельной системы или органа, а личности в целом, с включением в реагирование как физиологических, так и психических уровней (субсистем) управления и регулирования, относящихся к подструктурам и сторонам личности. Поэтому всякое состояние является как переживанием субъекта, так и деятельностью различных его функциональных систем. Причем оно выражается не только в ряде психофизиологических показателей, но и в поведении человека. Таким образом, но мнению Е.П. Ильина, состояние может быть представлено характеристиками трех уровней реагирования:
психического (переживаниями), физиологического (соматические структуры организма и механизмы  вегетативной нервной системы) и  поведенческого (мотивированное поведение).
     По  мнению автора данной концепции, в любом  психофизиологическом состоянии должны быть обязательно представлены все вышеперечисленные уровни, и только по совокупности показателей, отражающих каждый из этих уровней, можно сделать заключение об имеющемся у человека состоянии. Ни поведение, ни различные психофизиологические показатели, взятые в отдельности, не могут достоверно дифференцировать одно состояние от другого, так как, например, увеличение частоты пульса или уменьшение времени реакции могут наблюдаться при различных состояниях.
     Отличительной чертой данной позиции является и  то, что если         Н.Д. Левитов говорил о недопущении сведения состояний к переживаниям, то Е.П. Ильин считает, что исключать их из характеристики состояний тоже нельзя. Переживания, по его мнению, занимают ведущее место в диагностике состояния. Именно переживание чего-то (апатии, страха, отвращения, неуверенности и т. п.) позволяет достоверно судить о возникшем у человека психофизиологическом состоянии. Следовательно, психологические особенности личности играют, вероятно, ведущую роль в образовании психофизиологических состояний. Если это так, то механизмы регуляции психических состояний надо искать внутри самой личности.
     Таким образом, в концепции Ильина целесообразно  выделить несколько основных положений. Во-первых, состояние человека обусловлено воздействием факторов внешней среды и внутренних условий, к которым относятся структуры психического и физиологического уровня. Во-вторых, субъективная сторона состояний (переживания) играет одну из ведущих ролей в регуляции состояний [8, c.445].
     По  мнению М.И. Еникеева, психическое состояние - это временное своеобразие психической  деятельности индивида, обусловленное  содержанием и условиями его  деятельности, личностным отношением к этой деятельности.
     Психические состояния являются, как правило, реактивными состояниями - системой реакций на определенную поведенческую  ситуацию. Однако все психические  состояния отличаются резко выраженной индивидуальной особенностью - являются текущей модификацией психики данной личности.
     Психические состояния подразделяются на ситуативные  и личностные. Ситуативные состояния  характеризуются временным своеобразием протекания психической деятельности в зависимости от ситуативных  обстоятельств. Они подразделяются на: 1) общефункциональные, определяющие общую поведенческую активность индивида; 2) состояния психического напряжения в сложных условиях деятельности и поведения; 3) конфликтные психические  состояния.
     К устойчивым психическим состояниям личности относятся: 1) оптимальные  и кризисные состояния; 2) пограничные  состояния (психопатия, неврозы и  т. д.); 3) психические состояния нарушенного  сознания.
     Все психические состояния связаны  с нейродинамическими особенностями  высшей нервной деятельности, взаимодействием  левого и правого полушария мозга, функциональными связями коры и  подкорковых сьруктур, взаимодействием первой и второй сигнальных систем и в конечном итоге - с особенностями психической саморегуляции каждого индивида      [4, c.276-277]. 
 

II. ОСОБЕННОСТИ ПСИХИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ 

     2.1 Структура психического состояния 

      Психофизиологические  состояния и соответствующие  им структуры, для сравнения которых  возможна единая шкала – интенсивные состояния, а те состояния и структуры, для которых такое сопоставление невозможно - экстенсивными. Не допуская возможности делить состояния на интенсивные и экстенсивные, мы используем понятия интенсивности и экстенсивности для разделения характеристик психических состояний [1, c.69].
     Для интенсивных характеристик психических состояний типичной является классификация состояний коры И.П. Павлова. На одном конце стоит возбужденное состояние, чрезвычайное повышение тонуса раздражения, когда делается невозможным или очень затрудненным тормозной процесс. За ним идет нормальное, бодрое состояние, состояние равновесия между раздражительным и тормозным процессами. Затем следует длинный, но тоже последовательный ряд переходных состояний к тормозному состоянию. Из них особенно характерны: уравнительное состояние, когда все раздражители, независимо от их интенсивности, в противоположность бодрому состоянию, действуют совершенно одинаково; парадоксальное, когда действуют только одни слабые раздражители или сильные, но только едва, и, наконец, ультрапарадоксальное, когда действуют положительно только ранее выработанные тормозные агенты - состояние, за которым следует полное тормозное состояние. Эта шкала несет тонический "энергетический" характер. В психологии "энергетические" шкалы связаны в основном с проблемой функциональных состояний, имеется огромное количество методов, позволяющих оценить тонус человека [6, c.73].
     Второй  вид интенсивных характеристик  касается эмоциональных состояний. Во-первых - по степени активности аппарата эмоций. Во-вторых - по уровню удовлетворенности. Хотя в этом случае немаловажную роль играют экстенсивные характеристики [6, c.74]. В последнее время внимание биологов очень занимает проблема эндорфинов и энкефалинов - "эссенций счастья". К примеру, есть данные о выраженном влиянии эндорфинов на депрессию и шизофрению.
     В структуре подкорки выделены системы arousal-1 и arousal-2, отвечающие соответственно за возбуждение-торможение и за положительные  эмоции - отрицательные эмоции. Ниже приводится таблица, отражающая соотношение этих систем на примере четырех состояний (Таблица 1) [9, c.108]. 

Состояние Система  
  arousal-1 Arousal-2
Тревога + -
Депрессия - -
Гипоманиакальное  состояние + +
Эйфория - +
 
Таблица 1. Взаимоотношение систем неспецифической  активности мозга при разных эмоциональных  состояниях человека (по Г.Ю. Волынкиной, Н.Ф. Суворову). 

          Примером экстенсивной характеристики  психических состояний может  служить разделение состояний  двух систем: низшей (ведающей анализом  и синтезом конкретной информации) и высшей (ведающей анализом и  синтезом абстрактной информации). При общем ослаблении нервной  системы у лиц с доминированием  низшей системы будет наблюдаться  картина истерии; с доминированием  высшей - психастении. 
     Согласно  концепции Е.П. Ильина  качественный характер состоянию придают особенности  личности (в первую очередь волевые  качества).  Особое значение придается вниманию, как наиболее глобальной характеристикой деятельного состояния человека [10, c.152]. 
     Интересную  концепцию предлагает Чирков В.И. С  диагностическими целями он выделяет в психических состояний пять факторов: настроение, оценка вероятности  успеха, мотивация (уровень), уровень  бодрствования (тонический компонент) и отношение к работе (деятельности). Эти пять факторов он объединяет в  три группы: мотивационно-побудительная (настроение и мотивация), эмоционально-оценочная (оценка вероятности успеха и отношение  к работе) и активационно-энергетическая (уровень бодрствования) [6, c.158].
     Особняком стоят классификации состояний  на основе системного подхода, разделяющие  психические состояния по тому или иному признаку.
     Некоторые психологи разделяют психические состояния на волевые (разрешение-напряжение), которые в свою очередь делятся на практические и мотивационные; на аффективные (удовольствие-неудовольствие), которые делятся на гуманитарные и эмоциональные; на состояния сознания (сон-активация) [6, c.160].
     Существует  также другая классификация психических  состояний, предложенная В.А. Ганзеном: параметры физического пространства вызывают положительные или отрицательные мотивационные состояния: энергетические параметры пространства - практические состояния, временные параметры пространства - эмоциональные состояния, информационные параметры пространства - гуманитарные состояния.
     1. Эмоциональные состояния - реакция  на меру удовлетворения потребностей  организма в жизненных ресурсах ( вызываемые влиянием материальных  факторов внешней среды и организменных  факторах внутренней среды - жажды,  голода, гипоксии, сексуального напряжения, страха, ужаса, паники и др.) [11, c.83]. Эмоциональные состояния включают в себя:
     - любопытство - скуку  (состояние, вызываемое привлекательностью материальных, человеческих или иных ресурсов);
  - готовность - растерянность (состояние, вызываемое ощущением меры собственных сил и средств, необходимых для получения ресурсов);
     - дружелюбие - враждебность (состояние, вызываемое формой своего включения в распределение материальных, информационных, управленческих, эстетических ресурсов);
     - сытость - голод (состояние, вызываемое мерой удовлетворения ресурсами различных органических потребностей человека).
     2. Практические - как реакция на объем расходования рабочей силы для достижения своих целей ( возникающие в процессе трудовой деятельности - утомление, напряжение, монотония, тревожность, стресс и т.д.). Практические состояния вызываются наличием целевого и материально-информационного обеспечения расходования рабочей силы в процессе трудовой деятельности:
     - энергичность - утомленность (состояние,  появляющееся при исполнении  работы с ясно определенными  целью и наличием средств деятельности, но результат которой требует  продолжительных усилий);
     - расслабленность - напряженность (состояние, появляющееся при исполнении работы с известной целью и очевидным результатом, но с неопределенными средствами ее достижения);
     - спокойствие - тревожность (состояние, появляющееся при исполнении работы с известным результатом, но с неясно определенной целью и средствами ее достижения);
     - хладнокровие - стресс (состояние, возникающее в деятельности, где точно определена ее цель, но ничего не известно о средствах ее выполнения и результате, который может быть опасным для работника) [11, c.84].
     3. Мотивационные - как реакция на  характер межличностных отношений  в обществе между участниками  политического процесса                (связанные с осознанием своей причастности, необходимости, полезности всему обществу и конкретному человеку).
     Психические состояния этого вида появляются в процессе межличностного взаимодействия и вызываются мерой гармонии, обнаруживаемой в его процессе. В группу мотивационных состояний входят:
     - симпатия - антипатия (состояние, вызываемое восприятием гармоничности партнера с точки зрения принципа уравновешенности: соотнесения статики и динамики проявления его природных и культурных характеристик с проявлением своих собственных характеристик );
     - синтония - асинтония (состояние, вызываемое восприятием гармоничности партнера с точки зрения принципа соразмерности его чувств, представлений, мыслей, восприятия действительности со своими собственными чувствами, представлениями, мыслями, восприятием);
     - восхищения - возмущения (состояние, вызываемое восприятием гармоничности партнера с точки зрения повторяемости в пластике его движений, мимики, речи, в манере держаться, со своей собственной пластикой и тональностью );
     - любовь - ненависть (состояние, вызываемое восприятием гармоничности партнера с точки зрения взаимной соподчиненности).
   4. Гуманитарные, как реакция на качества политической информации, сопровождающие процесс познания политической картины мира [11, c.85].
     Подводя итоги этого параграфа, можно  прийти к следующим выводам:
     1. Среди интенсивных характеристик  большинство авторов выделяют  следующие параметры психических  состояний: уровень бодрствования, уровень удовлетворенности, уровень эмоциональности, уровень мотивированности, уровень разрешения-напряжения.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.