На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Понятие организации и ее признаки

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 14.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 17. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Министерство образования  и науки РФ
  Московский психолого-социальный институт 

Брянский филиал 

Государственное и муниципальное управление
  заочное отделение 
 

Специальность: 080507.65
Государственное и муниципальное управление 

Курсовая работа 
 

Предмет: « Теория управления » 

Тема: « Понятие организации и ее признаки»                                                        
 
 

                                             Студент: Лукьянов В.Ф. 

                                             Группа:  О8 / УЗУ - 21Т 

                                              Руководитель: Чернышов С.В.
                                                       
 
 
 
 
 

2009 г
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1  ПОНЯТИЕ ОРГАНИЗАЦИИ И ЕЁ ВИДЫ 5
1.1 Понятие и сущность организации   5
1.2 Признаки организации 9
1.3  Классификация организаций 12
2  ХАРАКТЕРИСТИКА ОРГАНИЗАЦИИ 18
2.1  Законы организации 18
2.2  Внутренняя и внешняя среда организации 20
2.3 Структуризация деятельности организации 24
3 СОВРЕМЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ И ИХ РАЗВИТИЕ 29
3.1 Новые типы организаций 29
3.2 Современные тенденции в развитии организаций 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 49 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ

 
     Общество  состоит из огромного количества различных организаций. Большинство  людей всю свою сознательную жизнь  связаны с теми или иными организациями, членами которых они являются или с которыми вступают в контакт. Подавляющее число членов общества входят в одну или несколько организаций.
     Основными составляющими любой организации являются: люди, входящие в данную организацию; задачи, для решения которых данная организация существует; и управление, которое формирует, мобилизует и приводит в движение потенциал организации для решения стоящих перед ней задач. Опираясь на данное понимание основных составляющих организации, ее можно определить как систематизированное, сознательное объединение людей, преследующих достижение определенных целей.
     В рамках своих отношений люди используют организацию для достижения тех целей, ради которых она была создана. В частности, они надеются, что организация сможет дать им возможность заниматься интересной, важной, престижной деятельностью, обеспечит нужной информацией, предоставит необходимые права, самостоятельность, власть, гарантии безопасности и социальной защищенности.
     Тема  данной курсовой работы актуальна, поскольку  изучение понятия организации, ее видов и структуры позволяет определить место организации в обществе, способствует ее укреплению и развитию, что в целом способствует скорейшему достижению поставленных целей и задач организации.
     Целью данной курсовой работы является обобщение и закрепление понятия организации, ее признаков, видов и структуры, а также изучение современных тенденций развития организаций.
     Исходя  из поставленной цели, курсовая работа предполагает решение следующих  задач:
    изучение теоретических и методических основ понятия организации, ее признаков и классификацию;
    рассмотрение характеристик организации: внутренней и внешней среды, законов и структуризацию деятельности;
    исследование новых типов организаций и современных тенденций в их развитии.
     В работе использованы следующие методы исследования: метод системного подхода, метод системного анализа.
     Информационной  базой для написания курсовой работы послужили:
     - труды отечественных и зарубежных  авторов: Веснин В. Р. «Менеджмент», Мухин В.И. «Основы теории управления», Холл Р.Х. «Организация: структуры, процессы, результаты» и т. д.
     - нормативные акты,
     - электронные ресурсы.
     Курсовая работа состоит из введения, трёх разделов, заключения и списка литературы. Работа выполнена на 50 страницах машинописного текста, содержит 1 рисунок и 1 таблицу. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1 ПОНЯТИЕ ОРГАНИЗАЦИИ И ЕЁ ВИДЫ

     1.1 Понятие и сущность организации

 
     Организация представляет собой обособленное объединение людей для взаимодействия в достижении определенных целей и задач. Это открытая система, состоящая из множества взаимосвязанных частей, объединенных в единое целое. Центральное и основное место в организации занимает человек, владеющий, использующий и распоряжающийся техникой, технологией и финансами, принадлежащими данной организации. Организацию можно определить как систематизированное, сознательное объединение людей, преследующих определенные цели.
     Для того чтобы считаться организацией, некая группа должна отвечать следующим обязательным требованиям:
    наличие, по крайней мере, двух человек, которые считают себя членами этой организации;
    наличие, по крайней мере, одной цели, которую принимают как общую все члены группы;
    наличие членов группы, которые работают вместе для достижения цели (целей) [17, С.158].
       Каждую организацию можно представить как открытую систему. На входе она получает ресурсы из внешнего мира, на выходе - отдает созданный продукт. Поэтому любая организация осуществляет три процесса:
    получение ресурсов из внешнего окружения;
    изготовление продукции;
    передача ее во внешнюю среду.
     Данные процессы являются жизненно важными для организации. Причем для успешной деятельности организации необходимо поддерживать определенный баланс между ними. Ключевая роль в этом принадлежит управлению.
     Управление организацией в основном определяется ее предназначением, которое она призвана реализовывать. Во внутриорганизационной жизни управление играет роль координирующего начала, формирующего и приводящего в движение ресурсы организации для достижения ею своих целей.
     Деятельность любой организации состоит из большого количества различных процессов и подпроцессов. При этом руководство каждой группой процессов и подпроцессов можно рассматривать как определенный вид работы по управлению организацией в целом. Это относительно самостоятельные участки работы, которые выделились в процессе разделения труда в управлении, носящего объективный характер. Если существуют устоявшиеся границы организации и определено ее место в обществе, она принимает форму общественной ячейки и выступает в виде социального института (частные и государственные организации, учреждения, общественные формирования и т. д.) [3, С.190].
     По мнению одного из крупнейших специалистов в области менеджмента середины XX века Ч. Бернарда, людей побуждают объединяться в организации и взаимодействовать в их рамках физические и биологические ограничения, свойственные каждому человеку в отдельности. В организации люди дополняют друг друга, складывают свои способности, что делает их более сильными в борьбе за выживание. Без объединения в организации, самой примитивной из которых было, видимо, первобытное стадо, человеческий род не смог бы выжить и создать цивилизацию [17, С.159].
     Однажды возникнув, организация начинает жить самостоятельной жизнью, в значительной мере, а то и полностью не зависящей от создавших ее людей, вступая с ними в определенные отношения. В ее рамках люди используют организацию для достижения тех целей, ради которых она, собственно говоря, и создавалась. В частности, они надеются, что организация сможет дать им возможность заниматься интересной, важной, престижной деятельностью, обеспечит нужной информацией, предоставит необходимые права, самостоятельность, власть, гарантии безопасности и социальной защищенности.
     Организация, в свою очередь, использует возможности объединяемых ею людей для своего укрепления и развития. Поэтому она ожидает от своих членов наличия определенного опыта, знаний, квалификации, активного участия в делах, исполнительности, ответственности, дисциплины. В идеале взаимоотношения между человеком и организацией должны быть сбалансированы, но баланс может нарушаться в результате злоупотреблений с той или иной стороны, когда организация низводит людей до положения "винтиков", либо люди используют организацию в своих корыстных целях, нанося ущерб ее потенциалу и репутации. В том и другом случаях результат оказывается одинаковым - организация ослабевает и перестает нормально выполнять свои функции.
     Рассматривая наиболее распространенный жизненный цикл организации (рис.1), можно выделить следующие фазы. 

                                                        Зрелость
     
     1------------------------------------------------------------------------------------>
     Время 

     Рис. 1 Жизненный цикл организации 

     Первая фаза - создание организации, становление ее. Цели организации при этом являются еще нечеткими, творческий процесс протекает свободно, продвижение к следующему этапу требует стабильного обеспечения ресурсами. Основные задачи - выход на рынок, максимальное увеличение прибыли для дальнейшего развития.
     Вторая фаза - рост организации. Развиваются инновационные процессы, формируется миссия организации. Коммуникации и структура организации остаются в значительной мере неформальными. Члены организации затрачивают много времени на развитие контактов, демонстрируют высокие обязательства. Главная цель этой фазы жизнедеятельности организации - кратковременная прибыль и ускоренный рост, выживание за счет жесткого руководства.
     Третья фаза - зрелость организации. Структура ее стабилизируется, вводятся правила, определяются процедуры, процесс принятия решений становится формализованным. Упор делается на эффективность инноваций и стабильность. Возрастает роль высшего руководства организации. Основной целью организации при этом является повышение эффективности по всем направлениям.
     Четвертая фаза - упадок, старение организации. В результате конкуренции, сокращения рынка организация сталкивается с уменьшением спроса на свою продукцию или услуги. Руководители ищут пути удержания рынков и использования новых возможностей. Главной целью организации является обеспечение стабильности за счет сохранения существующих позиций.
     Можно выделить еще одну фазу жизнедеятельности организации. В зависимости от положения дел в организации и поведения менеджмента возможны следующие варианты: возрождение организации либо ее ликвидация. В большинстве случаев основной целью управления организацией является ее возрождение [17, С.163].  
 

      1.2 Признаки организации

 
     Главным признаком организации считается  наличие цели, к достижению которой стремятся её члены. Общая цель организации образует фундамент для разработки стратегии развития и установления ключевых целей по таким важнейшим функциональным подсистемам организации, как маркетинг, производство, НИР (научно-исследовательские разработки), персонал, финансы, менеджмент. Каждая из этих подсистем реализует свои цели, логически вытекающие из миссии, как общей цели организации [13, С.16].
     Маркетинг направлен на создание спроса, и  поэтому его целями являются: определение потребности населения и производства в продукции и услугах предприятия, разработка и спецификация параметров новой продукции, освоение рынков и т.д.
     Производство  охватывает такие виды деятельности организации, как получение, хранение и распределение средств производства, превращение входных ресурсов в конечный продукт, его хранение и распределение, а также послепродажное обслуживание.
     Подсистема, связанная с исследованиями и  разработками, реализует цели нововведений на предприятии.
     Подсистема  «Персонал» направлена на работу с  трудовым коллективом и формулирует  свои цели по найму, расстановке, обучению, продвижению и оплате труда работников предприятия. Важнейшей целью этой подсистемы является высокая заинтересованность сотрудников в решении общих задач предприятия и создание для этого благоприятного климата.
     Подсистема  «Финансы» нацеливает свою деятельность на организацию финансирования, кредитования, налоговых обязательств, составление бюджетов.
     Подсистема  «Менеджмент» имеет в качестве своей  ключевой задачи эффективное достижение целей организации, исключающее  нерациональные затраты времени, ресурсов, талантов. В соответствии с этим она устанавливает цели по активизации работников всех подразделений организации по контролю за движением и использованием всех его ресурсов и т.п. Для этого производится глубокий анализ проблем во всех сферах и областях деятельности организации, и выделяются те, которые требуют наибольшего внимания и усилий, т.к. являются главными факторами достижения желаемых результатов. Эти проблемы специфичны для каждой организации. В табл. 1 приведен пример ключевых целей, которые могут быть поставлены перед каждой подсистемой.  

     Таблица 1 - Примеры ключевых целей организации (промышленные предприятия) 

Функциональная  подсистема Ключевая цель
1 2
Маркетинг Выйти на первое место по продаже продукции на рынке.
Производство Достичь наивысшей  производительности труда при производстве всех видов продукции.
НИР Завоевать лидерские  позиции по вводу новых видов  продукции, используя на исследования и разработки определенный процент  доходов от объема реализации.
Финансы Сохранить и  поддерживать на необходимом уровне все виды финансовых ресурсов.
Персонал Обеспечить  условия, необходимые для развития творческого потенциала работников и повышение уровня удовлетворенности и заинтересованности в работе.
Менеджмент Определить  критические области управленческого воздействия и приоритетные задачи, обеспечивающие получение запланированных результатов.
 
     Другим  признаком организации является её обособленность, выражающаяся в замкнутости внутренних процессов, которая обеспечивает наличие границ, отделяющих организацию от внешнего окружения. Эти границы могут быть «прозрачными» или «непрозрачными», материальными в виде стен и заборов или «идеальными», основывающимися на различного рода предписаниях и запретах в отношении тех или иных действий.
     Третьим признаком организации можно считать осуществление её деятельности на основе принципа саморегулирования, который предполагает возможность в определенных рамках самостоятельно решать те или иные вопросы организационной жизни и по-своему с учетом конкретных обстоятельств реализовывать внешние команды.
     Такое саморегулирование осуществляется с помощью внутриорганизационного центра, координирующего деятельность членов организации и обеспечивающего их единство. Наличие этого центра является четвертым признаком организации. Также следует отметить, что в крупной организации центров может быть несколько, но один из них всегда будет выполнять функции главного, а остальные - периферийных. Полицентризм делает организацию более гибкой, а, следовательно, и устойчивой.
     В качестве еще одного признака организации следует назвать организационную культуру, представляющую собой совокупность установившихся традиций, символов, ценностей, верований, которые во многом определяют характер взаимоотношений и направленность поведения людей. Организационная культура включает как субъективные, так и объективные элементы. К первым относятся, например, различного рода ритуалы, мифы, связанные с историей организации и жизнью её замечательных членов, принятые нормы общения. Вторые в основном характеризуют материальную сторону жизни и деятельности организации.
     Сплав субъективных и объективных элементов формирует основу культуры управления, в которую можно включить стиль руководства, способы решения проблем, характер поведения менеджеров.
     Организационная культура является одним из важнейших элементов, создающих внутреннюю среду организации. 

     Следующий признак организации — системность, наличие связей между ее отдельными элементами, с помощью которых те взаимодействуют и влияют друг на друга. Связи могут быть экономическими, технологическими, административными, социальными, информационными и т.д.
     Характерной чертой современной организации  является ее устойчивость, т. е. способность функционировать и развиваться в условиях внешних и внутренних помех и вопреки им, либо возвращаться в прежнее, либо переходить в качественно более высокое состояние. Устойчивость относится к структуре организации и к ее функциям. Структурная устойчивость первична, ибо позволяет ей восстанавливать свои функции при их нарушениях.
     Устойчивость структуры достигается за счет: ее простоты; избыточности ресурсов; стабильности состава элементов и связей между ними (однако это усиливает организационную инерцию, консерватизм и требует высоких затрат на их преодоление); предприимчивости, самостоятельности участников (что составляет основу механизма саморегуляции), их постоянной готовности к изменениям.
     Еще одной особенностью современных  организаций является их сложность. Она обусловлена их масштабами, количеством и автономностью элементов, разнообразием функций и свойств организаций, связей между ними.
     Крупные фирмы включают в себя множество  самостоятельных подразделений, разбросанных по всем уголкам Земли, имеют десятки тысяч партнеров, на них заняты сотни тысяч работников, а объемы производства сопоставимы с величиной национального продукта целых государств [3, С.192].

     1.3 Классификация организаций

 
     Современные организации характеризуются значительным разнообразием и подразделяются по определенным критериям. Так, на основании критерия формализации выделяются:
     а) формальные организации - имеющие четко поставленные цели, формализованные правила, структуру и связи; в эту группу входят все организации бизнеса, государственные и международные институты и органы. Предметом данного изучения являются в основном формальные хозяйственные организации - юридические лица;
     б) неформальные организации - функционирующие без четко определенных целей, правил и структур; сюда относят все институты семьи, дружбы, неформальных отношений между людьми.
     По формам собственности на капитал российские организации подразделяются на:
     - государственные,
     - муниципальные,
     - частные,
     - общественные и религиозные,
     -организации с прочей формой собственности, включая смешанную российскую, иностранную, совместную российскую и иностранную
     Следует заметить, что на сегодняшний день в России лидирует частная собственность, а число занятых в частном секторе экономики неуклонно растет. При этом пропорции между секторами носят подвижный характер в зависимости от конкретной экономической ситуации [3, С.164].
     По целевому назначению хозяйственной деятельности или отношению к прибыли организации подразделяются на коммерческие и некоммерческие. Первые преследуют извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности, вторые не стремятся извлекать или распределять полученную прибыль между участниками, но могут осуществлять предпринимательскую деятельность, когда это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям.
     По принадлежности к той или иной отрасли экономики распределение российских организаций осуществляется следующим образом:
     - промышленные организации,
     - сельскохозяйственные предприятия,
     - предприятия лесного хозяйства,
     - транспортные организации,
     - организации связи,
     - торговля и общественное питание,
     - оптовая торговля продукцией производственно - технического назначения,
     - информационно-вычислительное обслуживание,
     - операции с недвижимым имуществом,
     - коммерческая деятельность по обеспечению рынка,
     - геология, геодезическая и гидрометеорологическая службы,
     - жилищно-коммунальное хозяйство,
     - непроизводственные виды бытового обслуживания,
     - здравоохранение, физкультура и соцобеспечение,
     - образование,
     - культура и искусство,
     - наука,
     - финансы, кредит, страхование, пенсионное обеспечение,
     - управление,
     - общественные объединения.
     По методам формирования организации можно разделять на:
     - формируемые сверху вниз;
     - формируемые снизу вверх;
     - формируемые по диагонали.
     Организации можно разделять по источникам образования. При этом выделять следующие источники образования:
           а) разгосударствление:
    приватизация;
    коммерциализация;
    самоорганизация.
           б) учредительство:
    частное лицо;
    юридическое лицо;
    государственный орган.
     Организации можно разделять по типам предпринимательства. При этом выделять следующие типы:
     - единоличный;
     - корпоративный:
     - объединение лиц;
     - объединение капиталов.
     Организации можно подразделять по формам присвоения капитала, выделяя следующие:
     а) индивидуальная:
     - личное подсобное хозяйство;
     - трудовое хозяйство;
     - индивидуальная трудовая деятельность;
     - личная собственность;
     б) коллективная (трудовая):
    семейная;
    товарищество;
    хозяйственное общество;
    кооперативная;
    собственность общественных организаций;
     в) государственная:
    общегосударственная;
    образований на территории государства;
    муниципальная.
     По степени жесткости (мягкости) организации можно разделить на:
     а) жесткие (иерархические) – не обладают самоорганизацией, адаптивностью, но имеют обратную связь с другими клиентами;
     б) гибкие (программно целевые) – имеют отдельные элементы адаптивности и обратные связи;
     в) мягкие (горизонтальные) – обладают самоорганизацией, адаптацией и игнорируют административное соподчинение элементов.
     По времени, на которое образуются организации, их можно разделить на:
    образуемые в расчете на перспективу;
    образуемые на определенное время.
     Следует заметить, что организации обычно создаются на длительный период и действуют традиционным образом. Обе группы организаций исходят из разных жизненных циклов выполняемых задач.
     Организации можно делить в соответствии с фазами жизнедеятельности, в которых они находятся, на следующие группы:
    создаваемые (организуемые) организации;
    растущие, развивающиеся организации;
    зрелые организации;
    стареющие (затухающие) организации.
     По организационно-правовым формам, в которых может осуществляться деятельность коммерческих и некоммерческих организаций классификация юридических лиц - предприятий и организаций приведена в Гражданском кодексе РФ [1, С.54].
     Кроме того, организации можно классифицировать по видам деятельности. Вид деятельности определяется как процесс, приводящий к получению однородного набора продукции (товаров или услуг). Один вид деятельности может состоять из одного простого процесса (например, ткачества) или охватывать целый ряд подпроцессов (производство автомобилей).
     При отнесении субъектов хозяйствования к виду деятельности различают:
     а) основную деятельность - это деятельность, которая вносит наибольший вклад в создание добавленной стоимости. Практически получить такие данные по отдельным видам продукции невозможно. Поэтому основной вид деятельности рекомендуется определять преобладающей долей валового выпуска, приходящейся на товары и услуги, связанные с этим видом деятельности
     б) подсобную деятельность - к ней относятся отдельные виды деятельности, при которых производятся продукты других отраслей. Подсобная деятельность учитывается в соответствующей группировке Общегосударственного классификатора видов экономической деятельности.
     в) вспомогательную деятельность - это деятельность, которая осуществляется для поддержки главных видов деятельности объекта. Она не отделяется от основной или вторичной - это деятельность по обслуживанию основного производства (перевозка, хранение, закупка, управление, снабжение, маркетинг, ремонтные и наладочные работы и т. д.).
     По размерам организации группируются на крупные, средние и малые.
     В нашей стране размеры средних предприятий по критерию численности занятых определяются в интервале от 100 до 300, крупных - от 300 (а в некоторых отраслях - от 500) и выше. Именно последним принадлежит ведущая роль в современной экономике, хотя их число относительно невелико.
     По масштабам деятельности организации можно подразделять на транснациональные, национальные, региональные, локальные, городские, районные, семейные и другие. 
 
 
 
 
 
 
 

     2 ХАРАКТЕРИСТИКА ОРГАНИЗАЦИИ

 
     2.1  Законы организации 

     Процесс жизнедеятельности природы и  общества предстает перед людьми в виде явлений, имеющих определенную взаимосвязь и обусловленность. Повторяющиеся, устойчивые и необходимые связи и отношения между явлениями считаются объективными законами и закономерностями.
     Жизнедеятельность организаций протекает так же, как и общества, подчиняясь действию законов, частных, общих и всеобщих (универсальных). Между этими группами законов есть определенная взаимосвязь и взаимообусловленность. Как общие, так и частные законы имеют определенную иерархию и взаимосвязь.
     Деятельность организации подчинена действию закона синергии (лат sinergos — вместе действующее). Сущность его проявляется в том, что возможности организации как единого целого превышают сумму потенциалов ее отдельных частей. Практическое подтверждение действия этого закона видно уже в простой кооперации труда, а впоследствии в возникновении фабрик, заводов, их объединений в еще более крупные организации — тресты, синдикаты, концерны. Созданы и сегодня действуют такие крупные межгосударственные организации, как Международный валютный фонд или Международный банк реконструкции и развития и др. Экономическая мощь подобных организаций может превосходить потенциал даже некоторых государств. Таким образом, существует реальный выигрыш от объединения в организацию для ее членов, который перекрывает потери, связанные с ограничением их самостоятельности. 
     Второй  закон организации - закон дополнения внутриорганизационных процессов и функций противоположно направленными. Например, разделение дополняется объединением, специализация - универсализацией, дифференциация - интеграцией и наоборот. Это позволяет одновременно использовать выгоды тех и других процессов, а, следовательно, существенно увеличить общий организационный потенциал.
     Третий  закон организации требует сохранения пропорциональности между ней и ее элементами при любых возможных изменениях, что позволяет в максимальной степени реализовывать их возможности. Пропорциональность организации проявляется как обязательное условие ее нормальной работы. Количество функциональных отделов, служб и управлений должно соответствовать предназначению этой организации, ее целям и задачам; численность машин, механизмов, производственного и обслуживающего персонала, сырья и энергии и т. д. могут эффективно действовать только тогда, когда есть необходимое количественное и качественное соответствие между ними.
     Закон пропорциональности в организации связан с планомерностью, т. е. конкретными действиями людей, поддерживающими необходимые для организации пропорции. Сотрудники организации рационально и научно обоснованно планируют поставки, производство и сбыт, финансовую деятельность, кадровые вопросы, занимаются стратегическим планированием и т. д. Если же их действия не соответствуют закону пропорциональности, то возникает угроза разрушения и даже гибели организации.
     Четвертый закон организации получил название закона композиции. Его суть состоит  в том, что функционирование всех без исключения организационных элементов в той или иной степени подчиняется общей цели, а индивидуальные цели каждого из них представляют собой ее конкретизацию и являются по отношению к ней  подцелями.
     Пятый закон организации - закон самосохранения. Он предполагает, что любая организация, равно как и ее отдельный элемент, стремятся сохранить себя как  целое, что требует соблюдения ряда условий. К ним можно отнести недопущение серьезных потрясений, которые могут привести к потере организационной устойчивости, например, конфликтов, перестроек, изменения границ, рангов ключевых фигур и т.п.; экономию и рациональное использования ресурсов; расширение сферы деятельности.
       Таким образом, самосохранение  обеспечивается за счет сочетания двух противоположных организационных начал: стабильности и развития. В организациях естественным или искусственным образом исключенных из конкурентной среды, например в монополиях, стабильное начало обычно берет верх, что приводит в конечном итоге к их застою и бюрократизации.
      Шестой закон организации - закон информированности. Он утверждает, что в организации не может быть больше порядка, чем у ее членов имеется информации о реальном положении вещей, позволяющей им принимать осмысленные решения. Наконец, седьмой закон организации - закон онтогенеза. В соответствии с ним жизнь любой организации состоит из трех основных фаз, последовательно сменяющих друг друга: становления, развития и угасания. Понятно, что задача руководства в свете этого состоит в максимальном сокращении первой фазы, продлении второй и отсрочке наступления третьей.     Применительно к организации закон онтогенеза действует в течение всех периодов ее жизни, начиная с создания и роста, потом процветания, достижения максимума возможностей своего потенциала и до упадка и разрушения. Таким образом, законы и закономерности жизни организаций проявляют себя с различной степенью интенсивности, неотвратимости и взаимосвязи. Быстрота, последствия разрушительных и созидательных явлений и событий в определенной мере зависят от видов организации и сфер их деятельности, форм собственности, методов управления и других хозяйственных и правовых условий [2, С.92]. 

     2.2 Внутренняя и внешняя среда организации 

     Совокупность  внутренних элементов организации (объектов, процессов), так называемых внутренних переменных, придающих ей специфическое лицо, образует ее внутреннюю среду.
     Речь  идет о целях, ресурсах, горизонтальном и вертикальном разделении труда, технологии, организационной структуре, системе коммуникаций и обмена информацией, поведении сотрудников и т. д.
     Такие элементы, как существующие изначально, так и возникающие в результате управленческих решений, могут (хотя и не полностью) контролироваться и корректироваться. Рассмотрим некоторые из них подробнее.
     Разделением труда является качественное разграничение и обособление различных его видов, закрепляемых за теми субъектами, которые их могут выполнить наиболее успешно. Оно служит основой дальнейшей специализации деятельности, ведущей к усилению зависимости участников организации друг от друга.
     Горизонтальное  разделение труда касается тех его видов и подвидов, которые организация осуществляет в соответствии со своим предназначением.
     Вертикальное  разделение труда существует между руководителями и исполнителями. Оно образует иерархию, т. е. подчиненность одних звеньев организации другим.
     Технология, или способ соединения отдельных видов работ, бывает складывающейся, последовательной, связанной, групповой.
     Складывающаяся  технология предполагает, что все работы в рамках организации слабо связаны друг с другом и завершенность им придает последняя операция. Например, участники процесса по отдельности изготавливают детали, которые объединяются в конечный продукт лишь на сборочном стенде.
     Последовательная  технология характеризуется тем, что работы по созданию продукции вытекают друг из друга и ни одна не может начаться раньше, чем закончится предыдущая. Так происходит, например, на конвейерной сборке автомобиля.
     Связанная технология означает, что операции взаимно обусловливают друг друга, но не обязательно в однозначной последовательности. Так, например, происходит работа над документом, который руководителем может неоднократно передаваться разным подчиненным на доработку, пока не будет создан нужный вариант.
     Наконец, групповая технология заключается в том, что работы выполняются на одном стационарном объекте (например, строящийся дом) последовательно или параллельно в зависимости от ситуации [3, С.194].
     Элементом внутренней среды являются отношения участников организации. По содержанию они могут быть либо деловыми (устанавливаются между должностями в соответствии с разделением труда), либо эмоциональными, основанными на симпатиях и антипатиях, по форме — отношениями силы или, наоборот, партнерства.
     Поскольку равновесие сил субъектов (отдельных  лиц, подразделений и неформальных групп) постоянно нарушается из-за их стремления добиться превосходства и укрепить свои позиции, власть, основанная на силовых отношениях, неустойчива. Партнерские отношения, базирующиеся на осознании субъектами зависимости друг от друга, более стабильны. Организации, где они господствуют, напоминают рынок, в то время как предыдущие - гладиаторскую арену.
     Важнейшим элементом внутренней среды является организационный порядок, т. е. совокупность социальных связей, правил и норм, позволяющих исполнителям действовать автоматически, не обращаясь за указаниями к руководителю. Такой порядок может формироваться стихийно, но чаще конструируется искусственно, особенно если его основы задаются технологией.
     Внутренняя  среда характеризуется степенью дифференциации и интеграции производственных и трудовых процессов.
     Дифференциация  означает такое распределение работ между отдельными субъектами, при котором каждая из них получает завершение в конкретном самостоятельном результате, не являющемся, однако, с точки зрения решения задач организации законченным целым (изготовление отдельной детали автомобиля). Поэтому дифференциация всегда должна дополняться интеграцией, предполагающей сотрудничество исполнителей. Ее необходимость обусловлена реальной взаимосвязанностью отдельных трудовых процессов.
     Внешняя среда организации представляет собой совокупность находящихся за ее пределами факторов (их число постоянно растет), с которыми та взаимодействует. Она сложна, иерархична, изменчива. Большинство современных управленческих теорий признает внешнюю среду главной организационной характеристикой.
     На  различные стороны организации внешние факторы оказывают неодинаковое влияние, но в целом та полностью зависит от среды (в то же время обратная ситуация является скорее исключением). Внешняя среда по-другому называется организационным окружением, которое бывает деловым (микроокружением) и фоновым (макроокружением).
     Деловое окружение образуют те явления, процессы и институты среды, с которыми организация непосредственно взаимодействует и может оказывать на них воздействие (например, поставщики, потребители, конкуренты). Оно постоянно меняется, в том числе и под влиянием деятельности самой организации.
     К фоновому окружению относятся политика государства, законодательство, конкуренция и многие другие обстоятельства, которые подавляющему большинству организаций неподвластны. На них нельзя влиять целенаправленно, а приходится либо им подчиняться, либо уходить от их воздействия, либо пытаться нейтрализовать негативные последствия.
     Организации всегда приходится действовать с  учетом особенностей окружения. Ее руководство должно быстро улавливать изменения в нем, правильно оценивать их последствия и выбирать наилучший вариант реакции в пределах имеющихся ресурсов (например, изменять направление или темпы развития).
     Так, при стабильном окружении у организации  преобладает консервативная ориентация на повторение прежних действий, принесших успех. При расширяющемся окружении имеет место производственная ориентация, характеризующаяся линейным ростом и экономией на масштабах деятельности. При плавно изменяющемся окружении преобладает рыночная ориентация (например, подстройка под изменение конъюнктуры). При неожиданных дискретных изменениях в окружении на первое место выходит стратегическая ориентация, ставящая во главу угла гибкость, адаптивность, освоение новых технологий, изделий, рынков [3, С.195].
     Поскольку ограниченность ресурсов трудноопределима, особенно в краткосрочном периоде, наделе организация может реагировать  лишь на незначительные изменения среды, а остальные игнорировать. 

     2.3 Структуризация  деятельности организации 

     Важнейшей характеристикой организации является разделение труда. Даже если два человека работают вместе для достижения одной цели, они должны распределить работу между собой. Такое распределение работы на составляющие компоненты называется горизонтальным разделением труда. Разделение большого объема работы на небольшие специализированные задания позволяет производить или реализовывать гораздо больше продукции, чем, если бы это количество людей работало самостоятельно, т. е. дает большую производительность труда.
     В небольших организациях горизонтальное разделение труда весьма слабо прослеживается. В крупных и средних организациях горизонтальное разделение прослеживается достаточно четко. Оно осуществляется путем образования подразделений, выполняющих специфические задания и добивающихся конкретных целей. Их называют отделами, службами, секторами и т. д. Как и организация, частью которой они являются, подразделения представляют собой группы людей, деятельность которых должна координироваться для достижения общих целей. Для этого служит вертикальное разделение труда, при котором руководитель одного уровня и соответственно подразделения координирует работу руководителей более низкого уровня и соответствующих подразделений, которые, в свою очередь, также координируют работу руководителей следующих подразделений или рядовых исполнителей. В результате такого вертикального разделения труда образуются уровни управления.
     Под подразделением понимается элемент организационной структуры, называемый иногда структурным подразделением, специализирующийся на выполнении комплекса однородных функций, определенной функции или части функции управления.
     Процесс развития организации, структуризацию ее деятельности можно представить в виде шести стадий.
     I стадия. Объем управленческих работ небольшой: управляющим является тот же работник, который выполняет производственные (коммерческие) функции.
     II стадия. Для выполнения объема управленческой работы 
требуется выделение специального работника, освобожденного 
от производственных (коммерческих) функций (мастер, заведующий секцией).

    стадия. Объем работы по управлению возрастает настолько, что появляется необходимость в координации деятельности управленческих работников, т. е. возникает линейная иерархия (начальник цеха).
    стадия. В связи с дальнейшим ростом объема управленческой работы требуется специализация управленческих работников по выполнению отдельных функций: появляются специалисты - плановики, контролеры и т. д.
     V стадия. Объем управленческой работы и число работников, занятых этой работой, увеличиваются, поэтому возникает необходимость в координации их действий (председатель ревизионной комиссии).
     VI стадия. Развитие управленческой деятельности приводит к необходимости объединения функциональной и линейной 
иерархий под общим руководством, которое становится специализированным видом деятельности (директор предприятия) [17, С.192].

     Эти стадии имеют определенное организационное оформление в виде разных организационных структур, должностей и подразделений.
     Организационную структуру организации (предприятия) можно определить как упорядоченную совокупность взаимосвязанных и взаимообусловленных элементов системы управления организацией, обеспечивающих целенаправленное функционирование и развитие ее.
     Оргструктура определяет состав и систему подчинения в общей иерархии управления организацией. Иерархия свойственна в той или иной мере практически всем современным организациям. В наибольшей мере она выражена в административных (формальных) организациях.
     В организации можно выделить несколько видов структур: технологическую, производственную, финансовую, социальную, информационную и организационную. При этом последняя занимает особое место: она упорядочивает взаимодействие элементов для получения интегрального эффекта по достижению поставленной цели, создает собственно организованное целое.
     Можно выделить внутренние компоненты организационных структур, определяющие их типологию, а именно:
    степень централизации (децентрализации) управления;
    степень сложности структуры;
    степень формализации управления;
    количество уровней управления;
    количество горизонтально расположенных уровней управления и т. д.
     Важной характеристикой организационной структуры управления организацией является управляемость, которую можно определить как:
    ответную реакцию, чувствительность управляемой подсистемы (объекта управления) на воздействия управляющей подсистемы (субъекта управления);
    количество (максимальное) вполне конкретных объектов управления, которым может эффективно управлять определенный субъект управления.
     В связи со вторым значением понятия "управляемость" целесообразно рассматривать также следующие понятия:
    масштаб управляемости - это количество работников или подразделений, фактически находящихся в непосредственном подчинении определенного менеджера или органа управления;
    норма управляемости - это количество работников или подразделений, которые целесообразно подчинить определенному менеджеру или органу управления при современных уровнях развития управленческих отношений и техники управления для обеспечения эффективного управления. Это, по существу, оптимальный масштаб управляемости.
     Нормы управляемости и другие компоненты (характеристики) организационных структур, степень выраженности в их сочетании в значительной мере определяют адаптивность организаций к внешней среде, тяготение структуры к механистическому или органическому типу организации.
     Организационные структуры управления предприятиями отличаются большим разнообразием, их определяют следующие основные факторы:
     - характер деятельности организации и ее особенности (номенклатура производимой или реализуемой продукции, оказываемых услуг, технология, техническая оснащенность);
      - размеры (объемы) производственной или коммерческой деятельности организации;
      - соответствие структуры аппарата управления иерархической структуре основной деятельности (производство, коммерция);
     - формы организации управления;
     - уровень информатизации и компьютеризации управленческих процессов в организации;
      - уровень технологических процессов в организации;
      - личностные особенности руководителей организаций;
     - уровень квалификации персонала организации;
     - цели деятельности, стратегия организации, а также ее производственные задачи (предметы хозяйственной деятельности).
      При формировании организационной структуры организации следует соблюдать следующие требования к ней:
     -   процесс изготовления или реализации продукции как результат функционирования структуры управления должен соответствовать требованиям пропорциональности, непрерывности, параллельности и ритмичности;
     -    организационная структура должна способствовать планомерному развитию организации;
      -   количество элементов структуры (подразделений) должно быть минимальным, но достаточным для нормального функционирования организации;
     -  организационная структура должна быть гибкой, с наименьшим количеством жестких связей, способной быстро переналаживаться в соответствии с происходящими изменениями, необходимостью выполнения новых задач, новых услуг и т. п.;
     -   организационная структура должна быть по возможности простой, для чего следует сокращать количество уровней управления, количество связей между компонентами организации, автоматизировать процессы производства и управления;
     - организационная структура должна способствовать внедрению в организации достижений науки и передового опыта;
     - оргструктура должна обеспечивать устойчивость организации к воздействиям факторов внешней среды;
      -  оргструктура должна обеспечивать заданную эффективность управления организацией при минимальных, но необходимых затратах на свое содержание;
     - оргструктура должна обеспечивать высокое качество производимых товаров или реализуемых услуг [17, С.200].

     3 СОВРЕМЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ И ИХ РАЗВИТИЕ

 
     3.1 Новые типы организаций 

     Наблюдаемые в последние годы процессы в функционировании и развитии организаций находят конкретное проявление в формируемых новых типах организаций, имеющих органическую основу.
     К ним можно отнести, прежде всего, адхократические ("ад-хократия" - от лат. ad hoc - предназначенный для данного случая) организации. Они являются достижением американской школы менеджмента, отличаются хорошей адаптивностью к изменениям во внешней среде. Характеризуются также тем, что применимы к нестандартным и сложным работам. В такой организации средства достижения целей выбирают исполнители. Каждый непосредственно отвечает за свои действия. Здесь индивид испытывает сильное давление извне, которое несколько ослабляется групповой работой, создающей чувство общности.
     В адхократической организации формальности сводятся до минимума, что относится к иерархии, рабочим условиям и помещениям, льготам, одежде и т. п. Организации присуща высокая степень свободы в действиях работников, главное - качественное выполнение работы и умение решать проблемы. Ключевые элементы организаций:
    работники являются высококвалифицированными экспертами в своем деле, выполняют сложные операции и умеют коммуницировать друг с другом высокоэффективным образом;
    право принятия решений и власть основаны на экспертных знаниях и компетентности, а не на позиции в иерархии, финансовый контроль осуществляется сверху;
    система вознаграждения строится на экспертных знаниях, вкладе работника, его компетенции и степени участия в общей работе.
     Структура данной организации не имеет строгой иерархии подчиненности, почти не формализована, четко не определена. В ней преобладают неформальные и горизонтальные связи. Части структуры сохраняются в небольших размерах и постоянно меняются, у многих менеджеров нет жесткой привязки к какой-то одной работе. Такая структура обычно ассоциируется со схемой концентрической формы, в которой есть точка отсчета, от которой структура как бы расходится кругами по радиальным направлениям. Круг для такой организации является символом того, что все усилия ее работников ведут к одному - к успеху компании. Организации могут иметь разную степень адхократичности, что определяется уровнем технологии, качеством работников и подготовкой руководителей.
     Следует заметить, что в адхократических организациях непрерывное перераспределение прав, функций, полномочий и ответственности подчас вызывает хаос и анархию в деловых отношениях.
     Данные организации наиболее пригодны в сферах с высокой и сложной технологией, требующих творчества и эффективной совместной работы. В таких областях, как консультационно-нововведенческая, компьютерно-электронная, медицинская, исследовательская, опытно-конструкторская.
     Партисипативная организация - организация, предоставляющая всем ее членам возможность участия в управлении, тем самым адекватно мотивирующая их деятельность.
     Лежащее в основе партисипативной организации участие работников всех уровней в управлении предполагает:
    участие в принятии решений;
    участие в установлении целей;
    участие в решении проблем.
     Выделяются следующие степени участия в управлении:
     - выдвижение предложений;
     - участие в выработке альтернативных вариантов проектов решений;
     - выбор окончательного решения.
     В реальной практике все эти ступени (направления) осуществления партисипативного управления обычно используются в определенной комбинации, так как тесно связаны друг с другом и дополняют друг друга, и в комбинации друг с другом могут эффективно проявить себя.
     Первая степень - выдвижение предложений - не требует введения структурных и других изменений в традиционную организацию и может осуществляться руководителем. Такой подход широко применяется на предприятиях с централизованным руководством.
     Вторая степень - разработка альтернативных вариантов решений - требует уже появления в организации специальных структур, которые могли бы эффективно решать эту задачу. На практике это выражается в создании временных или постоянных комитетов или комиссий, которым поручается выполнять данную работу.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.