Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Сравнительные особенности зубной пасты

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 14.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 18. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 Введение. 

     Упоминание  об уходе за зубами и соответствующих  средствах встречается уже в  письменных источниках Древнего Египта в 5000-3000 лет до н.э. Так, например, в одном из найденных манускриптов описывается рецепт некоего средства, в состав которого входили следующие ингредиенты: пепел внутренностей быка, мирра, растертая яичная скорлупа и пемза. К сожалению, способ применения данного средства остался загадкой, но по предположениям ученых, полученная смесь должна была втираться в зубы пальцами, так как, насколько известно, специальные палочки, предшественницы зубных щеток, к тому времени еще не были изобретены. Но начало было положено.
     Соблюдение  гигиены полости рта было актуально  не только в Древнем Египте. В другой части мира, в Индии, это было даже частью философской системы. Как свидетельствуют исторические источники, Будда занимался не только активным продвижением всяких идей и учений в необразованные индийские массы, но и уделял внимание некоторым практическим аспектам, которые считал весьма важными, и в частности уходу за зубами. Например, он использовал "палочку для зубов" от бога Сакка как часть своего гигиенического ритуала.
     Но  заслуга дальнейшего совершенствования  непосредственно зубной пасты принадлежит  самым продвинутым в то время  народам грекам и римлянам ( 23 – 79 г. н.э.). О продвинутости римлян в вопросах стоматологии говорит, например, изобретение свинцового инструмента для удаления зубов. Греческие и римские врачеватели первыми научились связывать вместе расшатанные зубы и удерживать искусственные с помощью золотой проволоки. Внимание уделялось и таким моментам, как свежесть дыхания, для поддержания которой рекомендовалось употреблять козье молоко.
     Но  эффективность некоторых из рекомендаций по уходу за зубами вызвала бы у  нас сегодня большие сомнения:  

1) Втирание  пепла сожженных частей животных (мышей, кроликов, волков, быков и  коз) в десны поможет сделать  их здоровыми.
2) Ожерелье  из волчьей кости считалось  талисманом, защищающим от зубной  боли.
3) Полоскание  зубов кровью черепахи три  раза в год наверняка избавит  вас от всех зубных болезней.
4) Для  полоскания рта применялось чистое белое вино или настой мочи, хранимой специально для этой цели.
     Развитие  средств по уходу за полостью рта  после падения Римской империи  остается загадкой вплоть до 1000 года н.э.
     После свой вклад в совершенствование зубной пасты внесли персы ( 1000 г. н.э.) Найденные инструкции по уходу за полостью рта предостерегали против использования слишком жестких зубных порошков и рекомендовали применение порошка из оленьего рога, размельченных раковин улиток и моллюсков, а также обожженного гипса. Другие персидские рецепты включали составы из различных сушеных частей животных, трав, меда, минералов, ароматического масла и др.
     Петр  I велел боярам чистить зубы толченым мелом и влажной тряпочкой. А в народе был известен иной способ: угли из березовой древесины отлично отбеливают зубы. Вот только рот полоскать после такой чистки следует особенно тщательно.
     После этой знаменательной даты благое дело развития зубной пасты было отодвинуто на задний план, видимо, ввиду наступления  тяжелых для всего человечества темных, средних и других невеселых  веков в ожидании более благоприятного времени, которое наступило лишь в 18 веке.
     Зубной  порошок, а затем и зубная паста, наиболее приближенные к современным, впервые появились в конце 18 века в Великобритании. Это средство для чистки зубов продавалось в керамическом сосуде в двух формах в виде порошка и пасты. Люди хорошего достатка имели возможность использовать для его нанесения специальную щетку, а те, кто был победнее, делали это при помощи пальцев.
     Но, несмотря на то, что порошки составлялись врачами, дантистами и химиками, они  часто содержали чрезмерно абразивные вещества, которые могли нанести  вред зубам: кирпичную пыль, размельченный  фарфор и глиняные осколки, а также  в их состав входили мыло и мел.
     Самую старую зубную щетку в Европе обнаружили немецкие археологи, проводившие раскопки на месте бывшей больницы в городе Минден. Возраст предмета составляет 250 лет. Длина щетки - 10 см. Она сделана из кости животного. Щетка похожа на ту, что была найдена неподалеку несколькими месяцами ранее, поэтому специалисты предполагают, что в тех местах в середине 18 в. действовала мастерская по производству костяных щеток, оснащенных свиной щетиной. Именно в те времена в Европе началось распространение орудия для чистки зубов, в связи с тем, что богатые европейцы начали употреблять в пищу сахар.
     Большинство средств для чистки зубов оставалось в форме порошка ( 19 век). Теперь его цель состояла не только в удалении налета, но и придании дыханию свежести идея не такая уж старомодная. Делалось это в основном с помощью различных натуральных добавок типа экстракта клубники.
     Чтобы сделать эти средства более приятными  на вкус, в зубные порошки стали  добавлять глицерин. В конце 19 века стала применяться бура в качестве вспенивающего средства. Однако самым популярным народным средством был обычный уголь.
     В 1873 году компания Колгейт представила на американском рынке ароматизированную зубную пасту в банке. А в 1892 году был изобретён раскладной тюбик, а в 1984 – тюбик с насосной подачей, очень похожий на те, которыми мы пользуемся сегодня.
     До  второй мировой войны большинство  зубных паст содержало мыло, хотя и  было известно о его многочисленных побочных эффектах. С развитием химических технологий мыло постепенно заменялось такими современными ингредиентами, как  лаурилсульфат натрия и рицинолеат натрия.
     Все большую популярность приобретали  не только зубные пасты, но и средства для полоскания. Они часто содержали хлорофилл для придания свежего зеленого цвета. В 1915 году в состав средств начинают вводить экстракты из некоторых деревьев, растущих в юго-восточной Азии, например, эвкалипта. А также используются "натуральные" зубные пасты, содержащие мяту, клубнику и др. растительные экстракты. (Чем-то напоминает состав паст в начале 19 века.
     Внимания  обращается не только на болезни зубов, но и кровоточивость десен. Помимо этого, пасты все больше отличаются по цели применения и другим, менее важным характеристикам, таким как цвет, вкус, запах и т.п.
     И, наверное, наиболее важным открытием 20 века в этой области можно считать введение в состав зубных паст соединений фтора, которые способствуют укреплению эмали - в 1956 году компания Proctor & Gamble представила первую пасту (Crest) с фтором.
     Если  в 21 веке сохранятся тенденции века 20-го, мы будем пользоваться зубными  пастами, которые играют активную роль в профилактике заболеваний зубов  и десен, обладают отбеливающим или  другим дополнительным эффектом, не вызывают раздражения слизистой и превращают чистку зубов в настоящее удовольствие.
   Остается  только добавить, что, несмотря на всю  сложность истории развития зубной пасты и некоторый дух экспериментаторства, свойственный нашим предкам, зубы у людей продолжали расти, и это вселяет надежду. На то, что когда-нибудь человечество доживет-таки до того счастливого дня, когда мы забудем, что такое кариес.
   Зубная  паста - одна из групп товаров народного  потребления, относящаяся к категории "первой необходимости.
     На сегодняшний день на российском  рынке появилось огромное количество  новых товаров как отечественного, так и зарубежного производства. Вырос спрос на качественные  парфюмерно-косметические товары, а  значит и требования, предъявляемые  к ним. Всем известно, что косметические  товары придают красивый внешний  вид и здоровое состояние коже, поэтому имеют большое гигиеническое,  эстетическое и психологическое  значение. Интенсивная и не всегда  добросовестная реклама часто  вводит в заблуждение потребителей. Поэтому необходима оценка новых  товаров специалистами. 
    
   Цель  курсовой работы -  проведение сравнительной  оценки качества зубной пасты российских и зарубежных товаропроизводителей.  
   Для выполнения работы  были поставлены следующие задачи:  

   1. Изучить  рынок зубной пасты  в России;
    2. Описать  составление рецептур и характеристики сырья   зунойпасты; 
    3.Изучить производство зубной пасты; 
    4. Изучить потребительские свойства, классификацию и требования к качеству зубной пасты;

    5. Определить  органолептические показатели и  качество зубной пасты;
    6. Определить  физико-химические показатели и  качество зубной пасты;
    7. Провести  сравнительную оценку  качества зуной пасты российских и зарубежных товаропроизводителей;
    8. Обсудить  полученные результаты. 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

 Обзор литературы.  

      Рынок зубной пасты в России.
   Объем продаж зубной пасты в России в 2002 – 2004 годах увеличивался примерно равными  темпами, составившими 12% в год (по оценкам  специалистов Procter & Gamble). В 2002 году объем продаж составил 600 млн. тюбиков в натуральном выражении и около 150 млн. долларов США в стоимостном выражении, в 2004 году объем продаж зубной пасты вырос до 750 млн. тюбиков или 190 млн. долларов США (см. отраслевой обзор «Рынок зубной пасты России»
Абсолютное  большинство россиян боятся зубных врачей и часто смотрят телерекламу. Чем иначе объяснить тот факт, что население страны стало чаще чистить зубы. Причем все более дорогими пастами. Объем продаж зубной пасты в России в 2002 году, по оценке экспертов рынка, составил порядка 600 млн. тюбиков (около $150 млн.), что на 12% больше, чем в 2001 году. По данным компании "ГФК-Русь", в первом полугодии 2003 года по сравнению со вторым полугодием 2002 года рост потребления зубных паст составил 7%. Тем не менее, в 2004 году, по оценкам специалистов Procter & Gamble, рост потребления сохранился примерно на уровне 2002 года.
 
   На  фоне снижения численности населения  нашей страны рост потребления зубной пасты позволяет сделать вывод, что россияне стали чаще чистить  зубы. Правда, по данным исследовательской компании "КОМКОН-Медиа", вообще отказываются чистить зубы 4,7% российских горожан старше 10 лет, а три раза в день и чаще зубную щетку берут в руки всего 3% городского населения РФ. Подавляющее же большинство (54,7%) традиционно чистят зубы два раза в день.
   В 2003 году, по данным маркетингового агентства  ACNielsen, на долю российских производителей пришлось 43,4% (в 2001 году - 47,7%) от общего объема продаж, на долю международных компаний - 27,5% (21,3%), на долю других зарубежных компаний - 29,1% (31%).
   Специалисты выделяют 4 сегмента рынка зубной пасты: экономичная ценовая категория (массовая) - до 15 рублей, средняя - от 15 до 35 рублей, премиум - от 35 до 50 рублей и суперпремиум - свыше 50 рублей.
   За  последние три года наибольший рост продаж, как по стоимостному, так  и по объемному выражению произошел  в дорогих сегментах (премиум и суперпремиум). По данным ACNielsen, в общем объеме потребления доля категории суперпремиум за период с мая 2001 по апрель 2002 года составила 7,4%, а за аналогичный период 2002-2003 годов - почти 10%.
   Дорогая паста в основном представлена продукцией международных производителей, аналогов которой в России практически  не производится. В Procter & Gamble эту ситуацию объясняют тем, что перенос дорогостоящего производства на территорию России экономически невыгоден.
   В экономичном и среднем ценовых  сегментах представлены отечественные  производители, которые конкурируют  с изделиями болгарского, турецкого, индийского и белорусского производства. Хотя в последнее время и международные компании начали проявлять интерес к продукции среднего ценового сегмента. Так, компания Unilever производит в России зубную пасту "Пепсодент", цена которой не превышает 25 рублей за упаковку.
   Собственно  же российских "пастных магнатов" не более 10, из которых крупных только три - "Невская косметика" (Санкт-Петербург), "Свобода" (Москва) и "Калина" (Екатеринбург). Именно на их долю в 2002 году пришлось более 90% суммарного объема производства пасты в России. Всего же, по данным Госкомстата РФ, объем производства зубной пасты в РФ за последние 3 года сократился на 6,5% (283 млн. тюбиков в 2000 году против 265 млн. в 2002 году). По прогнозам специалистов отрасли, в 2003 году производство зубной пасты в нашей стране сохранится примерно на том же уровне. На экспорт идет порядка 15-20% российской продукции - в страны Прибалтики, Молдавию, Украину, Казахстан.
   Что же касается импорта, то в 2003 г. в Россию было ввезено около 300 млн. тюбиков  на общую сумму порядка $100 млн. (на 15% больше, чем в 2001 году). Из этого объема на долю продукции класса премиум и суперпремиум пришлось чуть более 20% в объемном выражении и 40% в стоимостном.
   Увеличение  объемов продаж дорогой зубной пасты  в первую очередь можно объяснить  ростом доходов населения. Как считают представители Procter & Gamble, на рост потребления также значительно влияет и активная реклама продукции. Точных данных о затратах производителей на рекламу нет, но эксперты оценивают их в объеме от $20 млн. до $40 млн. в год.
   Отдельно  стоит сказать о вкусовых предпочтениях  россиян. Большинство наших соотечественников (около 70%) предпочитают пасту со вкусом мяты (ментола). Фруктовые вкусы, популярные в Европе и Азии, а также пасты со вкусом корицы, пользующиеся бешеным успехом в США, у нас продаются вяло.
   Факт  увеличения продаж зубной пасты на российском рынке, происходящего на фоне снижения численности населения  страны, позволяют экспертам сделать  вывод о том, что россияне стали  чаще чистить зубы.
   По  фактору своеобразия состава  на российском рынке зубных паст выделяют следующие основные сегменты :
      отбеливающие зубные пасты (содержащие абразивные элементы или имеющие в составе перекись водорода или активный кислород);
      пасты от повышенной чувствительности зубов (содержат в составе фтор, ликвидирующий гиперчувствительность путем реминерализации эмали);
      лечебно профилактические пасты (включает наиболее обширную группу паст разнообразных механизмов действия, по механизму действия внутри данного сегмента выделяют следующие подсегменты: пасты с антисептическим действием, с гомеопатическим действием, пасты смешанного механизма действия);
      лечебные пасты или гели (как правило, имеют высокую концентрацию антисептиков и применимы только в курсовой форме длительностью не более трех недель);
      освежающие пасты (включает значительное число паст, но действие их освежающего эффекта прямо пропорционально длительности пребывания пасты во рту);
      «экзотика» (включает различные «экзотические» пасты, например, содержащие компоненты, провоцирующие отвращение в случае курения после чистки зубов или компоненты, способствующие похуданию и подавлению аппетита).
 
    По  фактору цены российский рынок зубной пасты делится на четыре основных сегмента:
    экономичный сегмент, в котором представлены зубные пасты по цене менее 15 рублей, этот сегмент является наиболее массовым;
 
    средний сегмент, где представлены пасты по цене 15-35 рублей;
 
    премиум сегмент, образованный пастами по цене 35-50 рублей;
 
    сегмент суперпремиум, включающий пасты по цене свыше 50 рублей.
 
   Дорогая зубная паста преимущественно представлена продукцией крупных международных  производителей, аналогов которой в  России практически не производится. В экономичном и среднем ценовых  сегментах широко представлены отечественные  производители, которые конкурируют  с продукцией белорусского, болгарского, турецкого, индийского производства.
   Крупных производителей зубной пасты в России насчитывается не более десяти. Среди них ведущее положение занимают три компании: ОАО «Концерн «Калина» (г. Екатеринбург), ОАО «Невская косметика» (г. Санкт-Петербург), ОАО «Косметическое объединение «Свобода» (г. Москва). Так, по результатам исследований ACNielsen, продукция концерна «Калина» в 2002 году составляла порядка 20% российского рынка зубной пасты. Доля ОАО «Невская косметика» оценивается в 17%. В целом на долю трех отмеченных компаний приходится до 90% объема производства зубной пасты в России (см. рисунок 1). 
 
 
 
 
 
 
 

    Рисунок 1.
   Совокупная  доля ОАО «Невская косметика», ОАО  «КО «Свобода» и ОАО «Концерн «Калина» в объеме производства зубной пасты в России, % в натуральном выражении* 

     
     
     

    * - По  материалам отраслевого обзора  «Рынок зубной пасты России»  medicus.ru/mprofilactics/spec/?cont=article&art_id=5802)  

   Также к числу крупных отечественных  производителей зубной пасты можно  отнести московскую компанию «Торн» – дистрибьютора парфюмерно-косметической  продукции, создавшего совместное производство с белорусским производителем зубной пасты «Модум» (совместное предприятие носит название Cosmetic Line). Предприятие выпускает около 60 млн. упаковок пасты в год, его доля на российском рынке составляет порядка 8%.
   Отличительной характеристикой продукции зубной пасты, выпускаемой и реализуемой  компанией «Торн» является схожесть торговых марок с брендами других компаний. В частности, это торговая марка «Кедровый бальзам», созвучная с брендом «Лесной бальзам», производимым концерном «Калина» (см. Сергей Рыбак, "Российско-белорусский альянс против кариеса", "Ведомости", 25.09.2003).
   Преимущественная  доля зубной пасты, представленной на российском рынке, производится отечественными производителями – доля российских производителей на рынке составляет около 55% в натуральном выражении  по отношению к 45%, остающимся за зарубежными производителями (см. рисунок 2). Примечательно, что на долю мировых лидеров в производстве зубной пасты (Colgate-Palmolive, Procter&Gamble, GlaxoSmithKline) приходится 18% российского рынка в натуральном выражении. На экспорт поступает порядка 15-20% российской зубной пасты, среди основных стран-импортеров отечественной продукции страны Украина, Казахстан, страны Прибалтики.  

    Рисунок 2.
   Доли  отечественных и зарубежных производителей на российском рынке зубной пасты, % в натуральном выражении ** 

     
     

   Среди основных особенностей динамики потребительского рынка зубной пасты в России экспертами отмечается рост «брендового» потребления. По данным исследований, проведенных компанией Gallup, увеличивается число россиян при выборе зубной пасты ориентирующихся на выбор из 2-3 марок и выбирающих только из знакомых марок. Другой значимой тенденцией потребительского спроса является рост веса фактора качества по отношению к фактору цены, приоритетное значение качества зубной пасты для все большего числа потребителей.
   В последние годы высокие темпы  роста продаж зубной пасты, как в  натуральном, так и в стоимостном  выражении, наблюдаются в сегментах  премиум и суперпремиум, так в 2003 году доля категории суперпремиум в общем объеме потребления зубной пасты россиянами составила порядка 10% (по материалам исследований компании ACNielsen). Эксперты связывают рост объемов продаж дорогой зубной пасты прежде всего с ростом доходов населения, а также с фактором активной рекламы этой продукции.
   Наиболее  популярными у россиян марками  зубной пасты, согласно результатам  исследований, проведенных компанией  «Комкон-Медиа», являются: «Жемчуг», Blend-a-med, Aquafresh, «Кедровый бальзам», «Лесной бальзам», «Новый жемчуг» (см. рисунок 3).  

    Рисунок 3.
Наиболее  популярные у россиян марки зубной пасты, доля потребления в %*** 
 


    *** - См. profile.ru/items/?item=1301  

   По  результатам исследований, проведенных  компанией Gallup, наиболее популярными марками зубной пасты, представленными на российском рынке, выступают: Blend-a-med, Colgate, Aquafresh, «Жемчуг», «Новый жемчуг». В отличие от исследований компании «Комкон», в данном случае популярность марок оценивалась не по доле потребления, а по представленности в точках розничных продаж (см. rada.ru/med_konkur3.html). 

   По  данным, приводимым компанией «Комкон-Медиа», большинство российских граждан старше 10 лет (54,7%) чистит зубы традиционно – два раза в день, три раза в день чистят зубы лишь 3% российских горожан, вообще не чистят зубы 4,7% жителей российских городов (см. profile.ru/items/?item=1301). 
 

    Основные  выводы: 

      Объем продаж зубной пасты в России в 2002 – 2004 годах  увеличивался примерно равными темпами, составившими 12% в год. В 2004 году объем продаж зубной пасты составил 750 млн. тюбиков в натуральном выражении и 190 млн. долларов США в стоимостном выражении (по предварительным оценкам).
      По фактору своеобразия состава на российском рынке зубных паст различают следующие основные сегменты: отбеливающие зубные пасты, пасты от повышенной чувствительности зубов, лечебно профилактические пасты, лечебные пасты или гели, освежающие пасты, «экзотические» пасты.
      По фактору цены российский рынок зубной пасты делится на четыре основных сегмента: экономичный сегмент (менее 15 рублей); средний сегмент (15-35 рублей); премиум сегмент (35-50 рублей); сегмент суперпремиум (свыше 50 рублей).
      Крупных производителей зубной пасты в России насчитывается не более десяти. Ведущее положение на российском рынке занимают три компании: ОАО «Концерн «Калина» (г. Екатеринбург), ОАО «Невская косметика» (г. Санкт-Петербург), ОАО «Косметическое объединение «Свобода» (г. Москва).
      Преимущественная доля зубной пасты, представленной на российском рынке, производится отечественными производителями – доля российских производителей на рынке составляет около 55% в натуральном выражении по отношению к 45%, остающимся за зарубежными производителями. На долю мировых лидеров в производстве зубной пасты (Colgate-Palmolive, Procter&Gamble, GlaxoSmithKline) приходится 18% российского рынка в натуральном выражении.
      Одними из основных особенностей динамики потребительского рынка зубной пасты в России выступают рост «брендового» потребления и увеличение значимости фактора качества по отношению к фактору цены (в том числе, рост спроса на дорогие зубные пасты).
 
 
        Характеристика  зубной пасты.
 
   Зубная  паста — желеобразная масса (паста  или гель) для чистки зубов. Ранее приготавливалась на основе мела, современные зубные пасты в основном основаны на силикатах.
   Самое раннее упоминание о зубной пасте  содержится в египетском манускрипте  IV века н. э., её рецептом была смесь порошкообразной соли, перца, листьев мяты и цветков ириса.
   Раньше  в качестве абразива в пастах использовался  карбонат кальция, но от него постепенно отказались, так как он не является химически инертным и вступает в  реакцию с другими компонентами пасты. К тому же кристаллическая структура карбоната кальция близка к игольчатой, а значит травматична для эмали зубов. Сейчас его заменили слабые абразивные реагенты — соединения кремния (аэросил, алюмосиликат, диоксид кремния, гидроксид кремния) дикальций фосфат.
   За  вспенивание пасты отвечают поверхностно-активные вещества (ПАВ). Наиболее распространены — лаурилсульфат натрия, лаурилсаркозинат натрия, бетаины. Введение ПАВ позволяет свести микроповреждения зубной эмали при чистке зубов к минимуму. К тому же, согласно многочисленным социологическим исследованиям, большинство людей являются приверженцами высокопенящихся зубных паст.
   Для образования однородной консистенции применяют связующие вещества —  препараты агара, пектин, декстран, глицерин, альгинат натрия, натрий карбоксиметилцеллюлоза.
   Активными компонентами зубных паст являются вещества, которые обладают лечебно-профилактическим действием — лактат алюминия, фториды, соединения с антимикробной активностью, отдельные микро-, макроэлементы и полиминеральные комплексы, экстракты лекарственных трав, ферменты, прополис и др.
   В качестве ароматизаторов выступают как натуральные, так и идентичные натуральным соединения. Из натуральных наиболее часто используют ароматные компоненты эфирных масел (терпеноиды) — ментол, тимол, корвакрол, лимонен, сквалены и др. Использование синтетических ароматизаторов позволяет снизить себестоимость конечного продукта.
     
      Создание и составление рецептура пасты.
 
   Основным  ингридиентом при производстве зубных паст является порошок очищенного мела в который добавлено небольшое количество мыльного порошка и углекислой магнезии. Также рекомендуется добавлять фиалковый корень, в связи с тем, что он придаёт пастам приятную мягкость. Все ингридиенты в виде порошка, должны быть просеяны через очень мелкое сито. В большинство зубных паст добавляется глицерин или мёд. Для ароматизации используют анисовое, мятное и розовое масло. В большинстве случаев пасты делаются светло-розового цвета, и для окраски используются кармин или розовая анилиновая краска, которая, должна быть абсолютно безвредной, как например родамин, фуксин и эозин. Кроме того, в зубные пасты необходимо добавлять лекарственные средства,  такие как тимол, хинозол, салициловая кислота, формалин и др.
     Для изготовления зубных паст  необходимо иметь для этого  машину для размешивания типа  тестомешалки, так как очень трудно  хорошо размешать вручную довольно  сухие пасты. Сначала тщательно просеивают через очень мелкое сито все отдельные порошкообразные ингридиенты зубной пасты, для отделения примесей. Жидкие ингридиенты, такие как глицерин, мёд и т.д., лучше немного подогреть, чтобы они не были густыми. Рекомендуется размешать сразу с жидкими составными частями краску, чтобы она равномерно распределилась в массе. Затем всыпают в машину немного смеси из порошков и начинают мешать небольшое количество, но потом сразу вливают жидкие составные части в машину и добавляют понемногу весь остальной порошок. Когда всё хорошо размешается, добавляют духи, закрывают крышкой и снова хорошо размешивают. Через непродолжительное время паста готова и её можно вынуть из машины, после чего ею наполняют тюбики при помощи специальной машины. 

Компоненты входящие в состав зубных паст и их функции. 

Абразив: Очищение, полирование зубной эмали (химически осажденный мел, дикальцийфосфат и др.)
Связующие вещества: Влияют на структуру зубных паст, придают устойчивость, обусловливают  консистенцию (Натуральные: альгинат натрия, каррагинат натрия и др.)
Увлажняющие вещества: Сохраняют структуру зубных паст, понижают температуру замерзания, придают пластичность, задерживают  влагу (глицерин, сорбит, ксилит и др.)
Поверхностно-активные вещества: диспергируют твердые частицы абразива, предотвращают образование конгломератов, очищающие свойства (лаурилсульфат натрия и др.) 

Рецепты приготовления зубных паст: 

    Наименование Способ приготовления.
    Пемзовая  зубная паста.    Необходимо  смешивать 200 частей пемзы (в порошке) 600 частей очищенного мела, и меда до получения мягкой пасты. Для ароматизации необходимо добавить 8 частей мятного  или анисового масла, а для  окраски 0,5 частей эозина.
      Тимоловая зубная паста.
       Необходимо  смешивать 200 частей фиалкового корня, 600 частей очищенного мела, 200 частей мыльного порошка и  глицерина до получения  мягкой пасты. Для ароматизации необходимо взять 10 частей тимола, а для окраски 0,5 части родамина.
      Фиалковая зубная паста.
       Необходимо  смешивать 100 частей очищенного мела, 40 частей фиалкового корня 40 частей мыльного порошка и глицерина до получения  мягкой пасты. Для ароматизации необходимо взять 4 части фиалкового экстракта, а для окраски 0,5 части метилфиолета.
      Розовая зубная паста.
       Необходимо  смешивать 500 частей очищенного мела, 200 частей мыльного порошка и глицерина  до получения мягкой пасты. Для ароматизации необходимо взять 3 части розового масла, а для окраски 0,5 части фуксина или эозина
      Медовая зубная паста.
       Необходимо  смешивать 150 частей очищенного мела, 150 частей фиалкового корня и пчелиного  мёда до получения мягкой пасты. Для ароматизации берут 1 часть анисового масла.
      Формалиновая зубная паста.
       Необходимо  смешивать 8 частей формальдегида, 500 частей очищенного мела, 60 частей пемзы в  порошке и глицерина до получения  мягкой пасты. Для ароматизации необходимо добавить 5 частей мятного масла.    
      Ментоловая зубная паста.
       Необходимо  смешивать 10 частей углекислой магнезии, 40 частей очищенного мела, 20 частей мыльного порошка, и глицерина до получения  мягкой пасты. Для ароматизации добавляют 2 части ментола.
      Салициловая зубная паста.
       Необходимо  смешивать 20 частей салицилового натрия 150 частей талька, 150 частей мыльного порошка  и глицерина до получения мягкой пасты. Для ароматизации необходимо добавить 8 частей мятного масла.
      Пергидролевая зубная паста.
       Необходимо  смешивать 1 часть перекиси водорода 25 частей  очищенного мела, 5 частей мыльного порошка и пчелиного  мёда до получения мягкой пасты. Для ароматизации необходимо добавить 1 часть мятного масла.
      Салоловая зубная паста
       Необходимо  смешивать 20 частей салола, 700 частей очищенного  мела, 200 частей мыльного порошка, и глицерина  до получения мягкой пасты. Для ароматизации необходимо добавить 8 частей мятного масла
      Мятная зубная паста
      Необходимо  смешивать 500 частей очищенного мела, 200 частей мыльного порошка глицерина  до получения мягкой пасты. Для ароматизации необходимо добавить 10-15 частей мятного  масла. Для окраски берут 10 частей хлорафилла и 50 частей эфира.
 
 
       Технология производства и состав зубной пасты.
 
   Зубная паста – специальная лекарственная форма, предназначенная для гигиены полости рта, профилактики и лечения заболеваний. С помощью зубной пасты обеспечивается эффективное очищение полости рта и лечебно – профилактическое воздействие. Для этого в ее состав вводятся абразивные, антимикробные, бактериостатические, стимулирующие и поверхностно-активные вещества. Основные свойства зубной пасты — очищающие, антимикробные, органолептические и потребительские.
   Очищающее действие зубных паст необходимо для  устранения из полости рта пищевых  остатков, микробов и зубного налета. С этой целью в их состав включают мел, дикальций фосфат, натрия метафосфат, гидроокись алюминия, двуокись кремния и др.
   Антимикробные и бактерицидные вещества включают в состав зубных паст как для воздействия на микрофлору полости рта, так и для сохранения свойств зубных паст. Для снижения кариесогенного действия микрофлоры полости рта в состав ряда зубных паст включают антисептики, такие как хлоргексидин. В настоящее время появились и активно разрабатываются пасты, в состав которых входят ферменты, воздействующие на обмен веществ в полости рта, растворяющие мягкий зубной налет и пищевые остатки. Еще одним эффективным средством являются гелевые зубные пасты.
   Для улучшения органолептических и  потребительских свойств в зубных пастах используют вещества, повышающие пластичность, ароматизаторы, пищевые красители.
   Для лечения стоматитов, воспаления десен, заболеваний пародонта используются зубные пасты, содержащие растительные добавки, биологически активные вещества, витамины, регуляторы обмена веществ.
   Зубная  паста должна содержать фтор, кальций  и фосфор. Известно, что фтор предотвращает развитие кариеса. Однако стоит отметить, что многие соединения фтора токсичны, поэтому их содержание в зубной пасте строго ограничено. Оптимальным для профилактики кариеса и допустимым для бытового использования счита ется 150 мг/100 г в пастах для взрослых и 50 мг/100 г - для детей.
   Для облегчения удаления бактериального налета в композицию пасты вводят стимулирующие  образование пены поверхностноактивные вещества — тензиды. Обычно эти вещества используются в концентрации от 0,5 до 2%. Превышение этой нормы может вызвать раздражение десен.
   Зубная  паста не должна содержать сахар, так как он вреден для зубов. Поэтому в современные зубные пасты добавляют ксилит — заменитель сахара, который препятствует развитию микроорганизмов. К тому же ксилит признан профилактическим средством против кариеса. При этом для достижения ощутимого результата содержание ксилита должно приближаться к 10%.
   А вот присутствия в зубной пасте  триклозана стоит опасаться. Это соединение действительно убивает большинство микроорганизмов, в том числе и естественную микрофлору, присущую человеческому организму. А это грозит тем, что место «своих» микробов могут занять «чужие», средства для борьбы с которыми, возможно, еще не придумали.
   Детям обязательно покупайте специальную  детскую зубную пасту, которая ие содержит веществ, токсичных при проглатывании! Не забывайте, что дети, в отличие от взрослых, часто проглатывают около половины зубной пасты.
   А теперь остановимся подробнее на некоторых веществах, содержащихся в пастах. 

    Фторид.
   Пасты, содержащие фтор или фторид, теперь рекомендуется использовать не только детям, но и взрослым, так как фторид укрепляет зубы и уменьшает риск возникновения кариеса. Процентное содержание фторида в пасте по отношению к другим элементам должно составлять от 0,1 до 0,6%. Детям до 6 лет рекомендуется покупать пасты с меньшим содержанием фторида. 

    Пирофосфаты.
   Эти вещества используются для профилактики возникновения зубного налета и  зубного камня. Пасты, содержащие пирофосфаты, хорошо применять всем, а не только людям, страдающим от зубного камня. Но не стоит забывать, что если у вас уже образовался зубной налет или зубной камень, пасты вас от него не избавят, вам следует обратиться к специалисту и пройти чистку зубов. 

    Хлорид  стронция и азотный калий.
   Данные  элементы должны входить в пасту, если у вас чувствительные зубы. У многих взрослых людей после 35 лет в результате частых шлифовок зубов или слишком сильного нажатия на десны при ежедневной чистке зубов линия десен опускается, оставляя на поверхности участки корней. Естественно, что тогда ваши зубы очень остро реагируют на холодное, горячее и другие раздражители. Упомянутые вещества снижают чувствительность нервных окончаний. Уже в течение нескольких недель использования пасты с хлоридом стронция и азотным калием пациент почувствует облегчение и может перейти на использование обычной пасты. 

    Сода  и пероксид.
   Добавляются в пасту по одному или в комбинации. Не обладают лечебным действием. Используются для более комфортной чистки зубов, так как оставляют в ротовой полости ощущение свежести и чистоты. 
 
 

   Осветляющие компоненты.
   Удаляют налет, вызванный кофе, табаком и  некоторыми другими веществами, но не могут сделать ваши зубы светлее, если у вас цвет эмали желтый. Большинство этих веществ имеют абразивную структуру, то есть они попросту соскребают налет с ваших зубов, поэтому частое применение паст с осветляющими компонентами может вызвать повреждение эмали. Вы можете раз в день использовать осветляющую пасту, а другой раз обычную. 

    Лаурилсульфат натрия.
   Результаты  некоторых исследований показывают, что данный элемент может увеличивать  боли при стоматитах. Но эта информация до конца не подтверждена и нуждается в дальнейших эксперименталных исследовниях. Но на всякий случай все же если у вас стоматит, то лучше поискать зубную пасту без этого компонента. 

      Потребительские свойства зубной пасты.
 
      Функциональные: лечебно-профилактические, дезодорирующие, косметическое, очищающие.
      Эргономические: вкус, удобство пользования, оптимальность упаковки.
      Эстетические: внешний вид, цвет, запах, товарный вид упаковки.
      Надежность: срок годности, стабильность консистенции.
      Безопасность: клиническая, токсикологическая, микробиологическая, химическая.
 
       Классификация и ассортимент зубной пасты.
 
       Классификация зубных паст.
     В зависимости от того, введены ли подобные добавки, пасты их делят на: гигиенические и лечебно-профилактические.
   Гигиенические зубные пасты оказывают только очищающее и освежающее действие и не содержат специальных лечебных и профилактических добавок.
     Основными компонентами любой  гигиенической пасты отечественного  производства являются химически  осажденный мел (23—43%), глицерин (10--33%), натриевая соль карбоксиметил целлюлозы (1-"1,8%), парфюмерное масло (1--1,5%), лаурилсульфат натрия, отдушка, вода и консервант.
     Гигиенические пасты, выпускаемые  некоторыми предприятиями, не  содержат антисептиков и не  влияют на микрофлору. Однако пасты, производство которых начато в последнее время, оказывают достаточно выраженное антисептическое действие плюс хорошие вкусовые свойства детских гигиенических паст— их главная особенность. Это помогает быстрее приучить детей к каждодневной чистке зубов, превращая необходимую процедуру в приятную.
      Лечебно-профилактические зубные пасты кроме известных компонентов содержат биологически активные добавки: витамины, экстракты, настои лекарственных растений, соли, микроэлементы, ферменты. Подобные пасты предназначены как для повседневного ухода за полостью рта с профилактической и гигиенической целью, так и для целенаправленной профилактики кариеса зубов, заболеваний пародонта, некариозных поражении, заболеваний слизистой оболочки полости рта.
     В свою очередь все лечебно-профилактические  пасты можно разделить на 5 групп  в зависимости от компонентов  входящих в их состав:
 1) пасты, содержащие растительные препараты;
2) солевые зубные пасты;
4) зубные пасты, содержащие различные биологически активные добавки;
5) противокариозные зубные пасты.
   Следует отметить, что все лечебно-профилактические пасты рекомендуются для широкого использования в комплексном лечении заболеваний пародонта и слизистой оболочки полости рта.
   1) Пасты, содержащие растительные препараты, улучшают обменные процессы, стимулируют регенерацию тканей, способствуют уменьшению кровоточивости десен, обладают прекрасными дезодорирующими свойствами.
   2) Солевые зубные пасты содержат различные соли и минеральные компоненты, которые улучшают кровообращение, стимулируют обменные процессы в пародонте и слизистой оболочке полости рта, вызывают усиленный отток тканевой жидкости из воспаленной десны, оказывают некоторое обезболивающее действие. Соли способствуют растворению слизи, препятствуют образованию мягкого зубного налета, способствуют откреплению микроорганизмов с поверхности эмали зубов.
  3) Зубные пасты, содержащие ферменты, относятся к средствам гигиены с высоким очищающим действием, они растворяют мягкий зубной налет, остатки пищи, никотиновый налет, улучшая тем самым гигиеническое состояние полости рта.
   Именно зубные пасты, содержащие ферменты, рекомендуется применять для гигиены полости рта при лечении заболеваний пародонта и слизистой оболочки полости рта в фазу обострения.
   4) Зубные пасты, содержание различные биологически активные добавки (витамин В,, бороглицерин), обладают противовоспалительным и регенераторным действием, что позволяет применять их при лечении гингивита, пародонта и заболеваний слизистой оболочки полости рта.
     5) Противокариозные зубные пасты укрепляют минеральные ткани зуба и предупреждают образование зубного налета. Это достигается путем введения в состав зубных паст соединений фтора, фосфора и кальция. Из соединений фтора в зубных пастах используют монофторфосфат натрия, фторид натрия, фторид олова, органические фторсодержащие соединения.
     При создании фторсодержащих  зубных паст большое внимание  уделяется концентрации в них  фтора. Считают, что для насыщения твердых тканей зуба ионами фтора необходимо использовать слабые концентрации фтора, не превышающие 2% в тубе. Эффективно действуют зубные пасты, содержащие 1—3 мг фтора в 1 г пасты.   Противокариозное действие зубных паст объясняется прежде всего тем, что фториды, применяемые местно, увеличивают резистентность эмали к неблагоприятным воздействиям.   Проникновение фтора в структуру эмали создает более прочную систему фторапатита, способствует фиксации фосфорнокальциевых соединении в твердых тканях зуба, кроме того, препараты фтора подавляют рост микрофлоры мягкого зубного налета.   Наиболее активно противокариозные действие фтора и паст. содержащих его. проявляется в период созревания эмали чубов- т.е. в детском возрасте. Позднее противокариозная эффективность фторсодержаших паст значительно снижается. Таким образом. целесообразно использовать их для предупреждения кариеса зубов, преимущественно в детском возрасте.   Использование фторсодержащих зубных паст в нашей стране связано с некоторыми особенностями.
    Огромное пространство с различными климатогеографическими условиями и неодинаковым содержанием фтора в питьевой воде и пищевых продуктах в тех или иных районах страны не позволяет широко и повсеместно применять фторсодержащие зубные пасты, так как они могут попасть в такие области и районы, где на организм человека, не без того поступает достаточное или большое количество фтора. В этом случае фторсодержащие зубные пасты не только бесполезны, но применение их может принести вред. В связи с этим фторсодержащие зубные пасты должны назначаться врачом индивидуально в зависимости от указанных условий региона страны.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.