Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Инвестиционная политика государства

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 14.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 17. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):



Содержание 
 
 
 

Ведение 

      Актуальность  контрольной работы связана в первую очередь с тем, что любой переход государства к рыночной системе экономических отношений порождает множество связанных с этим проблем, среди которых одно из главенствующих положений занимают проблемы инвестирования. На современном этапе развития российской экономики многие экономисты ставят вопросы о продуманной экономической политике государства.
      Правильная  экономическая политика государства  является залогом успешного развития страны в целом, немаловажной её составляющей является и инвестиционная политика. Государство здесь выступает во многих ролях: кредитора, гаранта, законодателя, регулятора и многих других.
      Анализ  проблематики современного состояния  российской экономики приводит к  выводу о совершенствовании инвестиционной политики государства. Важность инвестиционной политики заключена в создании “будущего” экономики: определению приоритетных отраслей, восстановлению и совершенствованию основных производственных фондов.
      Одной из немаловажных проблем является наличие  у многих крупных компаний и олигархии, в основном занятых экспортом природных ресурсов, крупных денежных средств, не направленных на развитие российской экономики, а уходящих за рубеж, или “бегство капитала”.
      Также является проблема привлечения немалых  средств населения, а следовательно  и восстановления доверия к государству.
      Все сказанное выше подтверждает актуальность темы проведения правильной государственной  инвестиционной политики.
      Цели работы:
      Показать, что в настоящее время, государство (правительство, власть) - главный инструмент позволяющий реализовывать наиболее результативные меры инвестиционной политики.
      Проанализировать инвестиционную политику нашего государства начиная с посткризисного переиода и заканчивая нашим временем. На основе данного анализа, попытаться привести собственные меры по обеспечению наиболее правильного инвестиционного курса в нашей стране
    Для достижения поставленной цели решались следующие  задачи:
      Рассмотреть основные проблемы инвестиционной политики государства (в нашем случае РФ) (т.е. финансово - инвестиционная политика, состояние нормативно-правовой базы, состояние регионов, условия(законодательные и правовые) в которых находились(ся) как, государственные, так и частные предприятия и т.д.)
      В заключении привести предложить правильные (на свой взгляд) решения проблем в инвестиционной политике РФ.
      Основными задачами инвестиционной политики являются: формирование благоприятной среды, способствующей повышению инвестиционной активности негосударственного сектора, привлечение частных отечественных  и иностранных инвестиций для реконструкции предприятий, а также государственная поддержка важнейших жизнеобеспечивающих производств и социальной сферы при повышении эффективности капитальных вложений. Необходимость применения именно этих мер исходит из экономически благополучных стран, где видно, что финансовое благополучие страны напрямую зависит от правильной инвестиционной политики. 
 
 

    Понятие инвестиционной политики государства и  её значение
 
      Одной из форм экономической политики государства  является инвестиционная политика, которая включает регулирование всех сторон инвестиционного процесса, а именно: размеры, структуру, источники, эффективность инвестиций и др.
      Категория «инвестиции» выступает обобщающим макроэкономическим показателем.
      В самом общем виде инвестиции - все виды активов (средств), включаемых в хозяйственную деятельность в целях получения дохода.
      Инвестиции  - это понятие, охватывающее:
      1. Реальные инвестиции (инвестиции в землю, машины и оборудование, недвижимость и т.д.), близкие к термину «капитальные вложения». Капитальные вложения - затраты на создание новых, реконструкцию и расширение действующих основных фондов (основного капитала).
      Понятие "новые" (или "чистые") инвестиции означает, что увеличивается размер основного капитала. "Инвестиции в модернизацию" - это средства, направляемые на возмещение износа капитала. Сумма "чистых" инвестиций и "инвестиций на возмещение" называется "валовыми инвестициями".
      2. Финансовые (портфельные) инвестиции, т.е. вложения в акции, облигации, другие ценные бумаги, связанные непосредственно с титулом собственника, дающим право на получение дохода от собственности.
      На  сегодняшний день, располагая мощным инвестиционным потенциалом и соответствующими ресурсами российская экономика  не имеет устойчивой тенденции к  росту и это обусловлено многими причинами и в первую очередь тем, что за годы реформ практически была разрушена способность экономики формировать внутренние ресурсы для накопления. Необходимо также постоянно наращивать объем инвестиций в производственные фонды, в следствии их высокого износа. Остро стоит проблема утечки национального капитала за рубеж. Нельзя забывать о наличие большой денежной массы у населения, которую необходимо активно использовать в инвестиционных процессах. 

    История развития инвестиционной политики в РФ
 
      Становление новой модели инвестиционной деятельности, адекватной рыночной системе хозяйствования, предполагало замену централизованного  распределения инвестиционных ресурсов рыночными формами инвестирования. Это в свою очередь, обуславливало необходимость разработки новой инвестиционной политики, отвечавшей изменившимся экономическим условиям. Инвестиционную политику в условиях развития рыночных отношений в России можно разделить на два этапа:
      1. Этап - инвестиционная политика начального периода рыночного реформирования. Меры государственной инвестиционной политики в рассматриваемый период были связаны в основном с комплексной программой стимулирования отечественных иностранных инвестиций в экономике России, Бюджетом развития на период 1997-2000 гг., концепцией среднесрочной программы развития российской экономики на 1997-2000 гг. «Структурная перестройка и экономический рост»
      Основные  направления государственной инвестиционной политики, изложенные в этих документах включали:
* проведение децентрализации инвестиционного процесса, перенос центра тяжести на частные инвестиции, повышение роли собственных и привлеченных средств предприятий посредством проведения новой амортизационной политики, использования прибыли, вторичной эмиссии ценных бумаг, средств банков, институциональных инвесторов, населения;
* переход от  безвозвратного финансирования  предприятий к кредитованию их  на платной и безвозвратной  основе;
* усиление государственного  контроля за целевым расходованием  средств федерального бюджета, направленных на инвестиции;
* сохранение  роли государства как стратегического  инвестора в области важнейших  жизнеобеспечивающих производств,  социальной сфере, общественно  значимых объектов, не привлекательных  для частных инвесторов
* использование  централизованных инвестиций на реализацию эффективных и быстро окупающихся объектов, расширение практики их долевого финансирования;
* стимулирование  частных и иностранных инвестиций, совершенствование нормативной  базы, предоставление гарантий и  страхование инвестиций
      В соответствии с принятым курсом экономических  реформ восстановление инвестиционного  процесса должно осуществляться при  минимальной роли государства. В  качестве основных предполагаемых источников рассматривались: возросшие возможности  предприятий за счет снижения налогового бремени и роста амортизационных отчислений, перелив кредита с рынка государственных обязательств в реальный сектор, мобилизация валютных сбережений населения, находящегося вне банковского оборота, приток иностранного частного капитала.
      Между тем, на базе рыночных методов регулирования  не удалось решить поставленные задачи, поскольку в российской экономике  не сложились условия, позволяющие  полностью отказаться от методов  государственного воздействия. В российских условиях воздействие монетарных импульсов на производство не принесло ожидаемых результатов, жесткие рестрикционные меры в области денежно-кредитной политики хотя и облегчили в определенной степени адаптацию предприятий к изменяющейся рыночной конъюнктуре, но обнаружили свою несостоятельность в плане структурной перестройки производства инвестиции экономического оживления. Ухудшающееся финансовое состояние предприятий препятствовало, с одной стороны, направлению собственных средств (прибыли и амортизации) на инвестиционные цели, а с другой – привлечению ресурсов фондового и кредитного рынков.
      Не  были созданы макроэкономические предпосылки для мобилизации сбережений населения в форме иностранной наличной валюты, притока отечественных инвестиции, иностранного капитала в реальный сектор экономики. В результате проводимой политики покрытия дефицита государственного бюджета путем расширяющейся эмиссии государственных обязательств, накопление государственного долга и превышение стоимости его обслуживания вело к прогрессирующему сокращению возможностей бюджетного финансирования, которое усугублялось ростом напряженности в бюджетно-налоговой сфере в условиях жесткой фискальной политики и деформации платежной системы.
      В поисках выхода из сложившейся ситуации осуществлялось постоянное урезание бюджетных расходов. Сокращение доходной части бюджета вело к перенапряжению инвестиции неупорядоченности государственного финансирования, необеспеченности финансовыми ресурсами запланированных инвестиционных расходов, хроническому невыполнению федеральных инвестиционных программ.
      Государственное финансирование инвестиционной деятельности было практически свернуто, между  тем масштабы частного инвестирования не смогли компенсировать снижение государственных  инвестиций. При повышении доли частных инвестиций в общем объеме источников финансирования (по формам собственности) совокупные инвестиционные ресурсы резко сократились. Если сокращение бюджетной поддержки производства по внешним признакам согласуется с сущностью рыночных преобразований, то почти полный отказ государственного инвестирования противоречит закономерностям развития рыночной экономики.
      2. Этап - инвестиционная политика в  посткризисный период. С целью  корректировки курса экономических  реформ и решения задач выхода  страны из острого экономического кризиса в ноябре 1998г. был принят совместный документ “О мерах Правительства Российской Федерации и Центрального банка Российского Банка по стабилизации социально-экономического положения в стране”, который исходил из необходимости усиления вмешательства в экономику, в том числе и её инвестиционную сферу. В нем было предусмотрено повышение организующей роли государства в обеспечении повышения эффективности производства за счет объединения “проблемных” организаций в крупные корпорации, в том числе с государственным участием, и оказания поддержки развитию мелкого и среднего бизнеса, создания конкурентной среды. Данный документ содержал ряд новых подходов к решению проблем оздоровления государственных финансов, банковской системы, восстановления рыночных механизмов реального сектора экономики, снижения налогового бремени, стимулирования экспорта, инвестиционной и инновационной активности, защиты внутреннего рынка, повышения эффективности управления государственным имуществом.
      Были  определены приоритеты программ развития, через которые должна была реализовываться структурная и производственная политика, но её реализация осложнялась сохранением существующих экономических условий; преодоление же сложившихся экономических проблем требовало использования действенных механизмов мобилизации ресурсов и инвестиционного роста.
      Так, продолжалось сокращение государственных  инвестиций и уменьшение доли средств, выделяемых на финансирование государственной  инвестиционной программы. Не получили поддержки инвестиционные программы конверсии оборонной промышленности, а также большая часть объектов производственных комплексов. Было приостановлено выполнение большинства федеральных целевых программ. Сокращение инвестиционных расходов осуществлялось без детального анализа различных инвестиционных программ и их оценки с позиций соответствия приоритетным направления экономического роста, также аналогичная ситуация наблюдалась и в области государственного финансирования инновационной деятельности. Необоснованность инвестиционной политики и противоречивость принимаемых мер обусловили невыполнимость целевых ориентиров и неэффективность их программного обеспечения.
      Новые программные правительственные  документы, официально отражающие экономическую  стратегию государства (план действий Правительства Российской Федерации в области социальной политики и модернизации экономики на 2000-2001 гг. в основе которой положена стратегия развития Российской Федерации до 2010 года), декларируют смену приоритетов экономической политики, усиление её направленности на модернизацию и развитие реального сектора. В качестве основных средств достижения поставленных целей рассматриваются: улучшение инвестиционного и предпринимательского климата, условий для развития финансовых рынков, методы денежно-кредитной, бюджетной и налоговой политики. 

    Финансово-инвестиционная политика РФ1
 
      Одной из таких проблем является сдерживание  финансового - бюджетного потенциала государства, хотя имеется огромный стабилизационный фонд, и это сказывается не только на финансовом положении государственного сектора и бюджетной сферы, но и на общей динамике уровня жизни населения, включая уровень заработной платы. Объем заработной платы определяет платежеспособный спрос в потребительском секторе страны и его низкий уровень является главным сдерживающим фактором удвоения ВВП в России.
      В стране остается невостребованным огромный инвестиционный потенциал, который  характеризуется большим разрывом между сбережениями и накоплениями, с одной стороны, и инвестициями — с другой. Он достигает почти 10% ВВП. Заметно снизилась инвестиционная роль федерального бюджета во взаимоотношениях с национальной экономикой: на строительство объектов производственного и социального комплексов, предусматривается только около 0,66% расходов федерального бюджета. Значительная часть бюджетных расходов направляется на развитие монопольных секторов экономики. В результате большая часть уплачиваемых монопольными структурами налогов к ним же обратно возвращается в качестве инвестиций.
      В настоящее время российская экономика нуждается в притоке инвестиций, в том числе иностранных. Это вызвано практически полным отсутствием финансирования реального сектора экономики (кроме монопольных структур) из средств государственного бюджета, в виду отсутствия у них достаточных средств, большого износа установленного на предприятиях оборудования, преобладания старого технологического уклада.
      Иностранный капитал, привлеченный в национальную экономику и используемый эффективно, с одной стороны, оказывает положительное  влияние на экономический рост, помогает интегрироваться в мировую экономику. Отсутствие существенной конкуренции со стороны российских хозяйствующих субъектов, дешевая рабочая сила, емкий рынок дешевого сырья и всепоглощающий рынок потребления делают отечественную экономику привлекательной для иностранных предпринимателей.
   С другой стороны, привлечение иностранных инвестиций накладывает определенные обязательства, создает многообразные формы зависимости, включая внешние финансовые источники и другие. Следовательно, большая зависимость от внешних иностранных инвестиций может иметь неоднозначные последствия для национальной экономики.
      Использование финансов стабилизационного фонда (СФ) в качестве инвестиционных ресурсов и использование иностранных  инвестиций в экономике для страны мало отличается друг от друга. В то же время правительство страны считает, что использование СФ — это источник раскрутки инфляции, а использование иностранного капитала — нет.
      В первом случае нет зависимости российской экономики от кого-либо, во втором — есть зависимость от иностранного капитала! Если в первом случае проценты за кредиты и дивиденды остаются в России, а во втором случае уходят заграницу! Но несмотря на это, иностранные инвесторы не торопятся вкладывать свои капиталы в российские предприятия.
      Многие  проблемы формирования инвестиционного  процесса в современных условиях обусловлены отсутствием четко  разработанной системы принципов  финансово-инвестиционной политики, которая  является стержнем развития экономики.
      В целом факторами, сдерживающими развитие финансово-инвестиционного процесса, были и остаются: слабое финансовое положение предприятий реального сектора экономики (значительная доля убыточных предприятий); низкая норма прибыли и нехватка собственных средств у субъектов экономики на инвестиционные цели; уменьшение доли инвестиций, финансируемых из бюджетных ресурсов; высокий уровень инвестиционных рисков; непривлекательность российского реального сектора экономики, кроме естественных монополий и авто-прома, для иностранного капитала; ограниченные возможности получения и использования кредитных ресурсов из-за сохранения высокой стоимости банковских кредитов (средняя рентабельность по стране меньше или равняется ставке рефинансирования ЦБР); нецелевое использование амортизационных отчислений, которые в большинстве случаев направляются на пополнение оборотных средств субъектов экономики. 
 

    Российский  банк как элемент  инвестиционной политики РФ
 
      С целью активизации инвестиционного  спроса и более эффективного использования  государственных инвестиционных ресурсов в 1999 г. созданы Российский банк развития и агентство по страхованию и гарантированию инвестиций.
      Российский  банк развития (РБР) должен обеспечить качественный прорыв в сфере производственного  инвестирования, важнейшими условиями которого являются наличие достаточного капитала, специальных каналов поддержки ресурсной базы, твердых государственных гарантий, коммерческих основ деятельности, четкая организация инвестирования и жесткий контроль за целевым использованием средств.
      Деятельность  РБР должна осуществляться на основе государственных инвестиционных программ, а его активы обеспечиваться государственными гарантиями. С целью повышения  эффективности использования государственных  инвестиций доминирующей формой их размещения должна стать система распределения инвестиционных ресурсов между различными инвесторами и инвестиционными проектами на конкурсных началах. Это, в свою очередь, обусловливает ключевую роль проектного инвестирования в государственном инвестировании, государственной поддержки конкретных инвестиционных проектов, реализация которых сопряжена с достижением необходимого эффекта.
      Таким образом, создание Российского банка  развития должно явиться важной составляющей целенаправленной политики государства  по мобилизации капитала для осуществления инвестиций в реальный сектор экономики. Если удастся обеспечить достаточность ресурсной базы РБР и направленность его деятельности исключительно на достижение заявленных целей, то банк может стать действительным ориентиром для потенциальных инвесторов, как западных, так и российских. 

    Инвестиции  в высшее образование2
 
      В современном обществе интеллектуальный капитал становится основой богатства. Способность экономики создавать  и эффективно использовать интеллектуальный капитал все в большей мере определяет экономическую силу нации, ее благосостояние, социально-экономическое развитие страны, региона.
      Интеллектуальный  капитал состоит из человеческого, организационного и потребительского капитала. Человеческий капитал можно определить как знания, навыки, компетенции и свойства индивидуумов, которые способствуют созданию личного, социального и экономического благосостояния.
      Исследования  в странах ОЭСР показывают, что  улучшение человеческого капитала является одним из ключевых факторов, лежащих в основе экономического роста в последние десятилетия во всех странах ОЭСР. Расчеты также доказали, что В формировании человеческого капитала более половины — 56% приходится на образовательный фактор.
      Кроме того, так как в большинстве стран ОЭСР все население охвачено начальным или даже средним образованием, постольку интерес представляет влияние на экономический рост именно высшего образования. Подобное исследование было проведено на примере стран ОЭСР и развивающихся стран В период 1960-1985 гг. Авторы пришли к выводу, что базовый уровень и последующее развитие высшего образования оказывают значимое влияние на рост дохода на душу населения в странах ОЭСР.
      С развитием моделей «нового роста» роль качественного образования  была существенно усилена. Новые разработки, созданные исследовательскими и наукоемкими секторами, вызывают повышение производительности физического капитала в других отраслях и областях экономики. Технологические изменения, открытия стимулируют рост выпуска продукции. Первоначальный запас человеческого капитала в предыдущем периоде создает дополнительные эффекты и позитивные сдвиги, которые воздействуют на другие фирмы, отрасли и страны. Часть этого первоначального запаса относится к базовым или прикладным научным знаниям, приобретенным благодаря высшему образованию.
      При оценке роли высшего образования  следует учитывать соотношение  различных отраслей знаний в высшем образовании, а также то, какая  часть специалистов с высшим образованием направляется работать в те сферы  экономики, где вклад в ВВП трудно измерим (например, государственное управление или сфера услуг).
      Также можно заключить, что платность  образования должна предусматриваться  на тех уровнях, где предполагается получать доход от инвестиций в него (платы за обучение), т е в послесреднем образовании, среднем профессиональном и высшем. Базовый уровень образования должен оставаться бесплатным.
      Исходя  из вышеприведенной формулы 2, можно  сделать еще один вывод для  образовательной политики. Норма  отдачи от высшего образования ниже, чем от обшего среднего. То есть вложения в общее образование с точки зрения инвестиционной целесообразности предпочтительнее. В России, например, с 2002 г. наблюдается значительный рост расходов на образование, причем доля расходов на высшее образование в общих расходах на образование увеличилась с 54,3% до 77,2 % в 2007 г. Из федерального бюджета финансируется в основном высшая и профессиональная школа, а самое массовое общее образование - муниципальными бюджетами. Именно из-за этой особенности расходы на образование субъектов Федерации (включая муниципальные бюджеты) в пять раз превосходят расходы федерального бюджета.
      В высшей школе возможности привлечения  средств населения за счет введения платности обучения существенно  больше, чем у школ. Только за 1995-2000 гг. число студентов, обучающихся в вузах на платной основе, выросло на 600%. Это при том, что число выпускников школ сокращается из-за демографических факторов. Несмотря на это, прием студентов на бюджетной основе в государственные высшие учебные заведения вырос за это же время почти на 20%. На настоящий момент доля студентов, обучающихся платно в государственных и негосударственных вузах, составляет более 50%. Законом о высшем образовании была введена норма: 170 студентов на 10 тыс. жителей. Эта норма превышена: на 10 тыс. жителей приходится более 190 студентов, обучающихся за счет бюджета. Всего же число студентов на настоящий момент более 450 на 10 тыс. жителей.
      Таким образом, рост расходов на высшее образование  на федеральном уровне наряду с ростом числа платных студентов вузов отражает приоритет развития высшего образования, с одной стороны, но с другой — является причиной следующих негативных последствий образовательной политики страны:
 - дополнительное финансирование вузов, особенно за счет платного обучения, не нацелено на повышение качества высшего образования;
 - с целью привлечения большего числа платных студентов снижаются требования к абитуриентам со стороны большинства российских вузов;
 - общее образование все более выпадает из сферы федеральной политики, что не соответствует целям единого образовательного пространства. Дополнительное бюджетное финансирование вузов осуществляется частично за счет уменьшения бюджетных ассигнований на общее образование, из-за чего снижается общий уровень подготовки основной массы школьников. 

           Степень узости специализации образовательного проекта — следующий фактор, оказывающий влияние на развитие человеческого капитала. По данным Мирового банка, узость специализации образовательного проекта обратно пропорциональна его эффективности.
      Уровень внешней и внутренней эффективности. Внутренняя эффективность показывает соотношение между затратами  на образование и его качеством. Для повышения внутренней эффективности  необходимо обеспечивать качество образования. Однако средства, вложенные в образование, не станут капиталом приносящим доход, если человек окажется невостребованным на рынке труда. Таким образом, для оценки востребованности специалистов на рынке труда используется такой критерий, как уровень внешней эффективности. При этом низкий уровень внешней эффективности образования способен преуменьшать самые высокие показатели внутренней эффективности, поскольку высокие показатели качества знаний могут социально обесцениться низкой реальной востребованностью этих знаний в конкретном обществе.
      Необходимо  также отметить, что расходы влияют на качество образования, но в ограниченных пределах. На основе международных  данных о результатах знаний студентов  в период с 1970 по 1994 гг. американские исследователи сделали вывод о том, что эффективность обучения в девяти из одиннадцати исследуемых стран ОЭСР, по крайней мере, не возросла, несмотря на увеличение инвестиций в расчете на одного студента.
      Как правило, для оценки образования  используют следующие показатели: совокупный уровень охвата населения образованием; среднее количество лет завершенного образования для взрослого населения; оценки качества образования на основе результатов тестов или обследований учащихся. Для измерения человеческого капитала территории ООН рассчитывает индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП).
      Определить  полную эффективность инвестиций в  образование прямыми показателями достаточно сложная задача. Отдельные  элементы эффективности образования  могут иметь стоимостную или количественную оценку и отражаться в расчетах экономической эффективности, например региона: изменение количества рабочих мест в регионе; изменение условий труда работников; изменение структуры производственного персонала; изменение уровня здоровья работников и населения; экономия свободного времени населения и др.
      Можно заключить, что общий подход к  оценке инвестиций в человеческий капитал  методологически однотипен оценке эффективности инвестиций в другие виды активов. Однако отдельные ученые утверждают, что количественная оценка человеческого капитала проблематична. Например, некоторые исследователи считают, что охват населения образованием не имеет значимого положительного эффекта на экономический рост. Обобщая методы оценки эффективности человеческого капитала, выделим ряд существенных проблем:
- причинно-следственная  зависимость не всегда очевидна;
- невозможно  однозначно определить все затраты,  классифицируемые как инвестиции  в человеческий капитал;
- роль человеческого  капитала может быть скрыта из-за его взаимодействия с другими факторами: адаптацией к новым технологиям, совершенствованием организации труда, более эффективным размещением физического капитала;
- наличие продолжительного  лага между вложением средств  и получением результата;
- трудность определения того, какие результаты соответствуют конкретным вложениям, учитывая, что В масштабе национальной экономики процессы вложения капитала в отрасли социальной сферы и процессы получения отдачи от этих инвестиций непрерывны;
- завершенный уровень образования является крайне неудовлетворительным показателем с точки зрения роли знаний
" Существует  ошибка измерения из-за отсутствия  единства классификации завершенного  образования в разных странах,
- дифференциация  отдачи капитала от образования в зависимости от территории, стажа работы и прочих, непосредственно не относящихся к обучению факторов.
      Таким образом, ученые признают, что основным методом оценки эффективности инвестиций в человеческий капитал остается экспертный метод.
      Можно заключить, что инвестиции в высшее образование являются величиной, в основном определяющей рост человеческого капитала, а высшее образование – отраслью, составляющей главный вектор развития производства человеческого капитала. В этих условиях принципиальное значение приобретает поиск новых подходов к повышению эффективности организации и управления высшим образованием с ориентацией на его качественные аспекты. 

    Принципы, границы и нормы  участия государства  в инвестиционной деятельности
 
      Правительственными, независимыми структурами, коллективами ученых, отдельными специалистами разработаны различные концепции инвестиционной политики. Несмотря на значительное разнообразие, их объединяет позиция, согласно которой односторонний монетаристский подход, так же как и возврат к централизованной системе управления экономикой России, в современных условиях недостаточны.
      Действительно, анализ ситуации, сложившейся в российской экономике, приводит к принципиальному  выводу о неизбежности обеспечить решение  приоритетных задач инвестиционного развития только на основе саморегуляции рынка, который в российской экономике характеризуется весьма низкой степенью сформированности. Требуется усиления роли государства в инвестиционной сфере, корректировка экономической политики, поиск оптимального сочетания государственного и рыночного регулирования. При этом следует определить границы и принципы участия государства в инвестиционном процессе с учетом специфики переходного к рынку периода развития российской экономики.
      1). Условия усиления роли государства в инвестиционной сфере. При анализе возможностей усиления роли государства в инвестиционной сфере следует учитывать, что степень расширения государственного участия имеет объективные пределы. Эти пределы, с одной стороны, обусловлены реальными финансовыми возможностями, а с другой стороны, тем, что рост присутствия государства в экономике должен способствовать притоку частных инвестиций, а не их вытеснению. Оно предполагает повышение эффективности государственной долгосрочной политики и конкретных действий при сохранении рыночных свобод и стимулировании частных инвестиций.
      Вопрос  о принципах участия государства  в инвестиционной деятельности во многом связан с проблемой ограниченности финансового потенциала для инвестиционного  подъема. Примерные расчеты показывают, что только для восстановления дореформенных объемов инвестирования, с учетом глубины инвестиционного спада потребуется пятикратное увеличение инвестиций.
      При анализе данной проблемы возникает  также вопрос о критерии достаточности инвестиций. В среденесрочном периоде критерием достаточности инвестиций может служить такой объем инвестиционных ресурсов, который позволит обеспечить переход к устойчивому экономическому росту. С точки зрения макроэкономики это означает достижение стабильных положительных значений величины совокупных чистых инвестиций, соответствующих приросту объемов средств для обновления основного капитала, при увеличении эффективности использования инвестируемых ресурсов. В связи с этим необходимо стимулирование инвестиций до уровня, превышающего выбытие накопленных элементов производственного капитала. Этот ориентир обусловлен тем, что при более низких значениях инвестиций во вновь созданный продукт не будут скомпенсированы выбывающие элементы производственного капитала, в результате чего будут по-прежнему воспроизводиться условия экономического спада и продолжиться сокращение потенциала реального оживления производства.
      Между тем возможности обеспечения  приемлемой динамики экономического развития во многом ограничены низкими масштабами внутренних накоплений, снижением капиталоотдачи вложений в реальном секторе экономики. Очевидно, что это особенности российской экономики в ближайшее время будут определять принципы государственной инвестиционной политики. С учетом жестких ресурсных ограничений и несформированности рыночных механизмов инвестирования государственная политика в сфере инвестиционной деятельности должна базироваться на принципах выбора приоритетных направлений и “точечного инвестирования”, повышения степени управляемости инвестиционным процессом на основе усиления обоснованности, последовательности и комплексности разрабатываемых мероприятий.
      Данная  специфика воздействует и на формы  участия государства в инвестиционной деятельности. Как отмечалось в рыночной экономике роль государства как непосредственного инвестора сохраняется для основных жизнеобеспечивающих производств, социальной сферы и отраслей, имеющих особое государственное значение. Более важное значение приобретает регулирование инвестиционного процесса, направленное на создание благоприятного режима для деятельности частных инвесторов.
      В условиях, создавшихся в российской экономике, при ориентированности  инвестиционной стратегии в целом  на перенос центра тяжести с государственного инвестирования на формирование инвестиционной среды, благоприятной для частных инвесторов и перелива капиталов посредством совершенствования денежно-кредитных, налоговых, амортизационных и иных методов, обе составляющие государственной инвестиционной политики (как государственное инвестирование, так и государственное регулирование инвестиционной деятельности) должны быть направлены на поддержку приоритетных отраслей и производств, носить взвешенный и системный характер
      2). Определение стратегических приоритетов  инвестирования. При определении стратегических приоритетов необходимо исходить из имеющихся конкурентных преимуществ на мировом рынке, выражающийся в первую очередь в наличии разработок высоких технологий. В настоящее время к отраслям, где существуют серьезные технологические заделы и сохраняются потенциальные преимущества, можно отнести авиацию, металлургию, энергетику, машиностроение, станкостроение, биотехнологию и ряд других.
      Инвестиции  в производство инновационной продукции  будут способствовать формированию новых направлений перетока капитала, повышению его производительности и стимулированию экономического роста. Точечный характер этих инвестиций позволит добиться экономического оживления при ограниченности инвестиционных источников. Такой подход признан мировой практикой испытанным способом преодоления ограничителей экономического роста, обусловленных недостаточностью рыночных механизмов.
      Высокую степень приоритетности следует  придать эффективным программам развития жизнеобеспечивающих отраслей и сфер народного хозяйства, поддержки отечественных производителей и обеспечение внутреннего спроса в экономике. Вместе с тем следует учитывать, что в экономике, интегрирующейся в мирохозяйственные связи, инвестиции в производство товаров, являющихся конкурентоспособными лишь на внутреннем рынке, не могут быть источником стабильного растущего дохода.
      Важным  условием эффективности государственной  инвестиционной политики является разработка концепции структурной перестройки  производственного сектора, особенно в части приоритетных направлений, на базе которой должны быть определены стратегии и механизм инвестирования для различных групп предприятий, масштабы, формы и методы государственной поддержки, модели организации производственных структур с учетом реально сложившихся в российской экономики условий, в том числе и институциональных.
      В российской экономике традиционно  носителями конкурентных преимуществ  являются крупные производственные комплексы. Именно крупные корпорации, обладающие научно-техническим потенциалом, возможностями мобилизации ресурсов и эффективной интеграции в мирохозяйственные связи, могут выступить основой подъема и ускоренного развития экономики. Предприятия мелкого бизнеса, имеющие, несомненно, большое значение для функционирования рыночной экономики, в настоящее время характеризуются крайне низким техническим уровнем и отсутствием инвестиционных ресурсов, что вызывает необходимость поиска их места в цепочках крупных структур. 

    Проблемы  бюджетного финансирования инвестиций
 
      Бюджетное финансирование инвестиционной деятельности пока осуществляется на базе подходов, существенно ограничивающих воздействие государства на ход рыночных преобразований и структурную перестройку экономики. При этом данные недостатки связаны столько с ограниченными возможностями бюджетной системы, сколько с неопределенной или даже ошибочной стратегией распределения инвестиций, отсутствием действенного контроля за их использованием.
      Необходимость решения этой проблемы дополняется  тем, что перекосы в государственной  инвестиционной политике одновременно являются причиной отсутствия или существенного искажения ориентиров для частных инвесторов. Анализ свидетельствует о наличии определённой зависимости между государственными приоритетами и инвестиционными мотивациями частных инвесторов, которую необходимо учитывать при разработке перспективных направлений инвестиционной политики.
      В противном случае не удастся сформировать основу для проведения общегосударственной  инвестиционная политика и согласования интересов инвесторов различных  уровней, а предпринимаемые меры будут по-прежнему носить преимущественно пассивный характер и не обеспечивать запланированных результатов. Следует также учитывать, что недостаточная и бессистемная поддержка отдельных производителей или регионов понижает стимулы к накоплению и последующему самофинансированию и не способствует рыночному поведению хозяйствующих субъектов.
      При анализе вопроса о возможностях государственной инвестиционной поддержки  производителей нельзя учитывать крайнюю  ограниченность бюджетных средств. Вместе с тем в современных условиях не меньшее значение приобретают повышение качества обоснования и четкости реализации инвестиционной политики, учет степени проработанности и реальности бюджетного планирования.
      Использование международного опыта по реализации государственных инвестиций как приоритетного фактора экономического роста не может быть успешным без учета современного состояния российских государственных финансов и необходимости перестройки бюджетной системы. Так, одним из удачных примеров реформирования экономики за счет государственных инвестиций является опыт Германии, бюджетная система которой в отличие от российской характеризуется отлаженностью, что выражается в четком выделении текущих и инвестиционных расходов, контроле над целевым использованием бюджетных средств, установлении и соблюдении предельного объема финансирования бюджетного дефицита за счет кредитов суммой предусмотренных инвестиционных расходов.
      В российской экономике, как убедительно  показывают итоги реформ, возрастание государственных расходов непроизводительного характера не компенсировалось соответствующим увеличением инвестиционных расходов бюджета. Напротив оно выступало одним из факторов, обусловливающих сокращение государственных централизованных инвестиций, ослабление инвестиционной функции государства.
      В связи с этим использование государственных  инвестиций как фактора экономического роста предполагает необходимость  существенных изменений в бюджетной  политике инвестиции организации бюджетной  системы. При разработке бюджета должны быть использованы принципы определения приоритетных направлений, установления нормативов, определяющих уровень бюджетных средств по выделенным направлениям, разделения текущего и инвестиционного бюджета на нормативной основе, исключения возможности превышения расходов над доходами при планировании текущего бюджета, четкого определения покрытия дефицита инвестиционного бюджета. Определённые изменения следует внести и в технологию осуществления контроля за использованием средств обеих составляющих бюджета, усилив роль казначейского метода его исполнения.
      Важной  проблемой связанной с использованием государственных инвестиций, является их низкая по сравнению частными эффективность. Данные о реализации федеральных  программ подтверждают, что используемые при распределении государственных финансовых ресурсов подходы не способствуют росту эффективности инвестирования инвестиции реструктуризации национальной экономики.
      Отсутствие  системной основы в организации  инвестиционного процесса, недостаточная степень проработанности и реальности бюджетного планирования явились причинами постоянного недофинансирования государственных инвестиционных программ. Так, в 1999г. Проектируемые ресурсы бюджета составили 20,775 млрд. руб., но реально из запланированных сумм на инвестиционные проекты было выделено всего 6,3 млрд. руб.
      Данные  факты свидетельствуют о необходимости  усиления роли селективного подхода  при государственном инвестировании, концентрации государственных инвестиций на строго определённых приоритетных направлениях, ужесточения контроля за средствами Бюджета развития, отбором конкурсных проектов.
Сумма инвестиций из Федерального бюджета за последние  четыре года увеличилась всего на 17%, тогда как общий объем инвестиций за этот же период увеличился на 75%. 

    Влияние государства на развитие инвестиционных проектов
 
      В рыночной экономике, где основным критерием  инвестирования выступает эффективность  инвестиционных вложений, не могут  использоваться прежние технологии распределения централизованных капитальных вложений между предприятиями на безвозвратных началах, не стимулирующая предприятия к росту эффективности. Поскольку прямые государственные инвестиции менее эффективны, чем инвестиции частных инвесторов, рискующих своим капиталом, более оправданным подходом является государственная поддержка частных инвестиций.
      Государственная поддержка частных инвестиций осуществляется посредством долевого участия государства  в инвестиционных проектах, прошедших  конкурсный отбор. Размещение централизованных инвестиционных ресурсов на конкурсной основе ориентировано на повышение инвестиционной активности и мобилизацию капитала частных отечественных и иностранных инвесторов по приоритетным направлениям экономического развития, подъём коммерческой, бюджетной и народно-хозяйственной эффективности инвестиционных вложений по всем формам собственности.
      Первым  документом, регламентирующим порядок  финансирования инвестиционных проектов, явились «Методические рекомендации о порядке организации и проведения конкурсов по размещению централизованных инвестиционных ресурсов» (Утверждены Министерством экономики РФ, Министерством финансов РФ и Министерством строительства РФ 2 декабря 1994 г. и введены в действие с 1 января 1995).
      В Методических указаниях были определены условия участия инвестиционных проектов в конкурсе, этапы его реализации и проведения, функции федеральных органов власти и Комиссии по инвестиционным конкурсам при Минэкономики РФ, права и обязанности организаторов конкурса, даны рекомендации по подготовке пакета документов, в том числе и бизнес-плана в соответствии с общепринятыми в мировой практике принципами проектного финансирования, изложены основные требования к конкурсным предложениям, механизм рассмотрения инвестиционных проектов и оформления результатов конкурсов.
      Новый порядок финансирования инвестиционных проектов предоставлял инвесторам право  выбора формы участия государства  в финансовом обеспечении прошедшего инвестиционный конкурс проекта. Участие  государства в финансировании инвестиционного  проекта могло осуществляться в следующих формах:
* государственного  инвестиционного кредита со сроком  возврата в течении двух лет и уплатой процентов за пользование предоставленными ресурсами в размере ставки рефинансирования Банка России
* закрепления  в государственной собственности части акций создаваемого предприятия, реализуемых на рынке в течение двух лет с начала получения прибыли от реализации инвестиционного проекта, с направлением выручки от реализации в доход федерального бюджета.
      Начиная с 1997 г. получили развитие новые подходы в области государственной поддержки инвесторов, связанные с сертификацией инвестиционных проектов, предоставлением государственных гарантий, образованием бюджета развития.
      Сертификация  проекта удостоверяет его качество и определяет размер государственной поддержки: 

Вид проекта Размер государственной  поддержки (в % от стоимости проекта)
Производство  продукции (услуг), не имеющей аналогов в мире (при подтверждении Роспатентом) 50
Экспорт продукции (услуг) обрабатывающей промышленности 40
Импортозамещение (при более низкой цене) 30
Удовлетворение  платежеспособного спроса 20
 
      Сертификация  проекта позволяет проводить  аукционы по привлечению инвесторов. Контакты с зарубежными инвесторами  показывают, что проведение сертификации значительно повышает их доверие к проектам. Это позволит создать конкуренцию капиталов на инвестиционном рынке и будет способствовать снижению ставки процента коммерческого кредита, что в конечном счете обеспечит повышение эффективности инвестиций. 
 

    Государственное воздействие на инновационное развитие экономики3
 
     Необходимость достижения устойчивого экономического роста не за счет природных ресурсов, а путем перехода к инновационному типу воспроизводства уже отмечалась на самом высоком политическом уровне.
     У нашей страны по-прежнему велик природно-ресурсный потенциал. Он превышает ресурсы США примерно в 2 раза, в 5-6 раз Германию и 18-20 раз Японию. Существуют и другие мнения о запасах наших природно-ресурсных возможностях (главным образом углеводородных).
     Российский ТЭК уже принял на себя основную нагрузку по формированию государственных валютных ресурсов, по образованию доходной части государственного бюджета. К тому же отрасли топливно-энергетического комплекса имеют относительно высокую экономическую эффективность по сравнению с отраслями обрабатывающей промышленности. По экспертным оценкам, производительность труда в сырьевых отраслях в 5 — 7 раз выше, чем в машиностроении, сельском хозяйстве и легкой промышленности.
     Вместе  с тем ориентация на преимущественно сырьевую направленность как основной фактор экономического роста ведет к углубляющейся примитивизации структуры российской индустрии. Конкурентные преимущества современных экспортноориентированных отраслей на мировом рынке объясняются в значительной мере относительной дешевизной отечественного газа, электроэнергии, низким уровнем заработной платы. Со временем ожидается уменьшение значения данных факторов.
Наращивание добычи полезных ископаемых будет требовать  все больше инвестиций, что приведет к росту капиталоемкости. Мировой же рынок сырья довольно неустойчив.
Эксперты ИНП  РАН отмечали, что развитие сырьевых отраслей в интересах наращивания  экспорта не может быть очень динамичным.
     К тому же экспортная сырьевая ориентация имеет свою оборотную сторону  — зависимость от импорта технологий, машин, оборудования и т.п.
     Сложившееся понимание, что для нашей страны необходимы не только количественный рост — удвоение ВВП, но и инновационный  путь развития и повышения конкурентоспособности  национальной экономики выдвигает еще ряд проблем, например, вопрос о взаимоотношениях современного государства, в частности, нашего, с субъектами инновационной деятельности.
     Наша  страна, встав на путь рыночных преобразований, столкнулась с рядом дилемм. Например, государство в рыночной экономике — субъект экономических отношений или же сохраняются только его объектные функции. Должно ли государство разрабатывать экономическую политику, как для всей национальной экономики, так и поддерживать отдельные комплексы и отрасли или в условиях доминирования частной собственности и всеобщего развития товарно-денежных отношений эти обязанности с государства снимаются, они становятся лишними. Если все же государство несет ответственность за проведение экономической политики, то сама политика должна быть активной, т.е. выполняющей определенные регулирующие функции или лишь реагировать под воздействием рыночных сил.
     В нашей стране за несколько первых лет рыночных преобразований сменилось  несколько экономических концепций  государственной промышленной политики.
     Обязанности по разработке и проведению экономической  политики по существу определяются институцией  РФ (ст. 114).
     Конституцией  России правительство страны наделено полномочиями по формированию и расходованию государственного бюджета. В бюджетном  кодексе РФ бюджет трактуется как форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления. Кроме бюджета, к полномочиям правительства отнесено проведение единой финансово-кредитной и денежной политики, единой государственной политики в области науки, культуры, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии.
     Таким образом, государство в рыночной системе хозяйства, в том числе  и в отечественной переходной экономике, несомненно, проводит свою экономическую политику. Действует тенденция к сохранению за государством функций «выбора основного вектора движения не только централизованных, но и всех финансовых потоков в стране» для достижения «позитивных изменений структуры производства». Эта функция государства сохраняется даже в наиболее либеральных моделях рыночной экономики, когда возникает потребность защитить отечественных производителей, а также в целях повышения конкурентоспособности национального производства.
     Не  будем останавливаться на рассмотрении этапов промышленной политики в прошлом, а остановимся на нашем времени.
     В хозяйственной практике выработались два основных типа государственной  промышленной политики:
     1) общесистемный;
     2) селективный.
     Общесистемная промышленная политика направлена на создание общих институциональных экономических условий, которые бы максимально, соответствовали развитию реального сектора, она действует как бы по горизонтали. Ее меры не имеют какого-либо избирательного назначения (четкой нацеленности на отрасль, корпорацию, регион), а распространяют свое влияние более или менее равномерно на всех субъектов рынка, формируя экономическую и институциональную, организационную и правовую среду их активности, она является преимущественно макроэкономической.
     Общесистемная промышленная политика нацелена на создание формального равенства экономических  и правовых условий для всех экономических  субъектов рынка. Проводя данную политику, государство устанавливает  определенные правила их поведения. Так, общесистемная политика включает в себя законодательную деятельность государства в области трудовых отношений, осуществление налоговой и таможенной деятельности, введение и поддержание технологических и экологических стандартов, поддержание инновационной деятельности экономических субъектов.
     Так, основными направлениями государства  в инновационной сфере являются: разработка государственных программ развития, создание нормативно-правовой базы, прямое финансирование (включая  совместное) собственно инновационной деятельности, косвенное финансирование инновационной деятельности (налоговая и тарифная политика), организационно-институциональная поддержка (стимулирование кооперационных связей, прогнозирование инновационной деятельности на основе консультаций с частными инновационными фирмами и т.д.), а также деятельность по формированию кадрового потенциала инновационной деятельности.
     В качестве примера можно привести «План мероприятий по реализации Стратегии развития науки и новаций  в Российской федерации на период 2006-2008 годы». В этом плане в определенной мере обозначены задачи формирования рынка инновационной продукции. На стимулирование деятельности промышленности на рынок инновационного продукта нацелены документы: «Государственная промышленная политика» (разработана Торгово-промышленной палатой РФ) и «О новой промышленной политике».
      О мерах применимых к существующей налоговой системы РФ, будет сказано  далеее.
      Таким образом, НТР является важнейшим  средством достижения устойчивого  экономического роста, для чего необходима активная промышленная политика, основанная на выборе целей, определении приоритетных направлений при распределении ресурсов и новых методах ее реализации. 

    Инвестиции, валютный курс и национальная конкурентоспособность4
 
      Исключительное значение на приток прямых иностранных инвестиции (ПИИ) в российскую экономику оказывает политика валютного курса рубля, проводимая в стране в последние полтора десятилетия. При этом влияние данного фактора многогранно отражается как на мотивации зарубежных инвесторов, так и на эффективности привлечения ПИИ с позиций российской стороны.
      Несмотря  на декларированный т.н. «плавающий»  режим курсообразования, на самом  деле действующую систему установления курса рубля можно характеризовать  как «гибкую фиксацию», поскольку роль валютного рынка в режиме курсообразования больше формальная, чем решающая.
      Если  рассмотреть динамику движения валютного  курса рубля и цен на внутреннем российском рынке, то выявляется явно выраженная не параллельность развития этих двух параметров. При сохраняющемся или даже укрепляющемся курсе рубля внутренние цены, выраженные в тех же рублях, растут с годовыми темпами как минимум 18-20%, что ухудшает ценовую конкурентоспособность экспорта.
      Необходимо  подчеркнуть, что к началу 2000-х голов, завышенным курс рубля был не по отношению к паритету покупательной способности — в этом смысле курсовая оценка рубля на всем протяжении существования самостоятельной России оставалась как раз заниженной. «Завышенность» валютного курса рубля возникала потому, что поступательно уменьшалась степень его заниженности по сравнению со значением ППС, и фактический курс постоянно сближался с данным значением.
      При таких обстоятельствах экономисты, разделявшие представление о  возникшей переоценке рубля, выступали за существенное снижение его уровня. При этом они рассматривали такую меру не столько в контексте потребностей текущей валютной политики, сколько в качестве одного из компонентов стратегии привлечения ПИИ и экономического роста.
      Одним из двух подходов является ориентация на обеспечение в качестве главного приоритета максимально возможной устойчивости, или даже фиксирование, номинального валютного курса рубля, то есть, условно говоря, на «сильный рубль». Этот подход предполагает последовательное сближение обменного курса рубля со значением паритета покупательной способности и направлен главным образом на противодействие инфляционным процессам, использование валютного курса в качестве «номинального якоря инфляции».
      Мы  же полагаем, что использование валютного курса в современных условиях способствует отставанию изменения валютного курса от динамики изменения показателей инфляции на внутрироссийском рынке со всеми вытекающими последствиями, противодействующими развитию экспорта и импортозамещения, ухудшающими ценовые факторные условия притока ПИИ в российскую экономику.
      Согласно  другому подходу, основным ориентиром валютной и всей макроэкономической политики должна быть динамика реального  валютного курса рубля. Сторонники этой политики опасаются, что в случае дальнейшего укрепления рубля в реальном выражении Россия полностью утратит те курсовые конкурентные преимущества, которые она обрела в результате девальвации 1998 г. В основе данного подхода лежит представление: Россия, как и другие страны, которым приходится осуществлять политику активного привлечения ПИИ в рамках политики «догоняющего развития», в течение определенного времени не может позволить себе поддерживать номинальный курс рубля на уровне, близком к паритету покупательной способности. Необходимым условием обеспечения приемлемой степени конкурентоспособности национальной продукции является такая ситуация, при которой значение номинального курса доллара к рублю значительно превышало бы соотношение этих валют по ППС.
Данные международных  сопоставлений показывают, что для стран с экономикой переходного типа и формирующимися рынками в том числе для целей привлечения ПИИ типичным является превышение рыночного курса доллара США к национальной валюте над ППС в два и более раз, обусловленное низкой привлекательностью национальной валюты в качестве финансового актива. При этом соотношение «курс/ППС» на уровне двух (своего рода порогового значения данного показателя с точки зрения международной конкурентоспособности) наблюдалось во второй половине 90-х годов у та1 ких стран, как Чехия, Венгрия, Польша, Мексика и ряд других.
      Рост  значения как минимум параллельного  инфляции валютного курса связан с существенным расширением на мировом  рынке значения ценовой конкуренции  по мере роста интернационализации  производства и либерализации международной торговли. Отмена количественных ограничений и повсеместное снижение тарифных барьеров объективно повышают роль альтернативных инструментов защиты и стимулирования национального производства. Важнейшим среди них является валютный курс.
      При этом речь не идет о намеренно заниженном курсе национальной валюты. Более  того, многие экономисты не считают  понижение курса валюты лучшим способом повышения конкурентоспособности  хозяйства и его международной  ликвидности. Однако в последние годы начинает преобладать точка зрения о пользе относительно низкого и устойчивого валютного курса, который характеризуется как «наиболее эффективный инструмент промышленной политики»
      Низкие  темпы инфляции и умеренный уровень  ссудного процента превратились в еще один важный фактор роста конкурентоспособности. Ценовая конкурентоспособность и особенно уровень инфляции оказываются и важными элементами инвестиционной привлекательности. По мнению некоторых исследователей проблем ПИИ подтверждается гипотеза о том, что в крупных странах иностранный капитал является не столько фактором, сколько индикатором успешного экономического роста и дополнением к нему.
      Итак, исключительное значение на приток ПИИ  в российскую экономику оказывает  политика валютного курса рубля, влияние которой многогранно отражается как на мотивации зарубежных инвесторов, так и на эффективности привлечения ПИИ с позиций российской стороны. Ухудшение условий для национального экспорта через неблагоприятную динамику валютного курса рубля одновременно означает ухудшение перспектив импортозамещения в т.н. торгуемых отраслях и сокращение доли российских производителей на внутреннем российском рынке.
      Относительно  низкий и устойчивый валютный курс можно считать одним из наиболее эффективных перспективных инструментов российской промышленной политики и устойчивого экономического роста. Одним из инструментов восстановления параллельности валютного курса рубля и инфляции на российском рынке может рассматриваться дополнительная незначительная и контролируемая эмиссия. 

    Денежно-кредитные  методы стимулирования инвестиций
 
      Обеспечение устойчивого инвестиционного подъема прежде всего предполагает рост монетаризации экономики, ликвидацию диспропорций денежной массы, снижение процентных ставок, восстановлений платежной системы, дедолларизацию и повышение роли национальной валюты.
      Рост  монетаризации экономики может  достигнут путем ограничения  денежно-кредитной эмиссии. При определении  степени опасности её инфляционных последствий следует учитывать, что инфляция инициируется не только эмиссионными, но и другими факторами. Поэтому борьба с ней не сводиться только к ограничению эмиссии, она предполагает и иные направления, в первую очередь – обеспечение устойчивого функционирования производства. Рост уровня монетаризации реального сектора российской экономики выступает важнейшей предпосылкой оживления производства, которое, в свою очередь, является ключевым антиинфляционным фактором.
      Важным  инструментом целевого регулирования  денежных потоков является государственное воздействие на динамику процентных ставок. Так с целью активизации инвестирования поддержка производств и проектов, признанных приоритетными может производиться путем кредитования по льготным ставкам. При этом движение льготных кредитов должно осуществляться через систему государственных банков развития при установлении строгого контроля, исключающего нецелевое применение средств и финансовые спекуляции.
      Использование государственного регулирования характеризуется  определенной цикличностью. В условиях обострения структурных диспропорций, когда действие рыночных механизмов становиться недостаточным для  того чтобы обеспечить, с одной стороны, сдерживание развития избыточных производств и обесценения основного капитала, а с другой, наращивание инвестиционной активности, роль государственного воздействия на экономику, в том числе целевого регулирования денежных потоков, возрастает, при переходе экономики к устойчивому росту – уменьшается.
      Совершенствование структуры денежной массы связано  также со снижением доли наличных денег в обращении, для чего требуются  введение жестких ограничений на платежи наличными деньгами во всех сферах экономики, дальнейшая компьютеризация расчетов, расширение безналичных форм платежного оборота. Проведение этих мероприятий, позволяющих расширить экономическое пространство деятельности банковского сектора, будет способствовать увеличению инвестиционного потенциала банков.
      Создание  механизмов притока капитала в производственный сектор является важной составляющей эффективной организации денежного  предложения. В настоящее время  в российской экономике из всех присущих рыночному хозяйству каналов обеспечения производства инвестиционными источниками в наибольшей степени представлен лишь один – собственные средства предприятий. Роль кредитной сферы и фондового рынка в механизме трансформации сбережений в производственные инвестиции в настоящее время незначителен. 

    Формирование  эффективной инфраструктуры финансового рынка
 
      Воздействие на инвестиционную активность банков. Пересмотр прежней системы регулирования  в соответствии с заявленными  приоритетами экономической политики предполагает изменение форм и методов воздействия на банковский сектор, реструктурирование банковской системы с учетом реализации инвестиционных функций банков в экономике. Реструктурированная банковская система должна отвечать требованиям высокой надежности, управляемости и инвестиционной направленности, гарантировать необходимый уровень предложения кредитных ресурсов по доступным для производственной сферы процентным ставкам. Однако для того чтобы банковская система смогла обеспечить приток инвестиций в развитие производства, необходимо создание соответствующих макроэкономических условий.
      Важное  значение в повышении инвестиционной активности банковской системы имеет создание системы стимулирования и страхования инвестиций. Одним из условий предоставления банками долгосрочных займов на инвестиционные проекты при высоких кредитных и инвестиционных рисках производственной сферы является наличие государственных гарантий.
      К числу мер, способствующих возрастанию  производственных инвестиций коммерческих банков, можно также отнести снижение нормативов резервных отчислений и льготное налогообложение.
      Среди возможностей использования льготного  налогообложения для стимулирования инвестиций активности коммерческих банков, могут быть рассмотрены такие методы, как снижение налогооблагаемой базы на сумму инвестиционных активов, применение льготного налогообложения прибыли банков при условии выдачи долгосрочных кредитов по низким процентным ставкам, предоставление льгот по налогу на прибыль, возмещающее потери банков от выделения инвестиционных кредитных ресурсов.
      Создание  системы гарантирования депозитов. Мировой опыт подсказывает, что введение системы гарантирования депозитов  является необходимой составляющей комплекса мер, направленных на масштабную мобилизацию сбережений населения.
      Создание  системы гарантирования депозитов  является фактором существенного потенциального увеличения ликвидности как отдельных  кредитных институтов, так и целой кредитной системы, надежным средством против внезапного массированного оттока вкладов из банков.
      В принятом и вступившем в силу федеральном  законе “О страховании вкладов физических лиц”, предусматривался обязательный порядок внесения вступительного (0,5 % от собственных средств банка) и  календарных взносов (до 1 % от средней  хронологической ежедневных балансовых остатков вкладов за календарный год) для банков, осуществляющих привлечение средств физических лиц во вклады; частичное покрытие вкладов на основе прогрессивной шкалы.
      Создание  системы гарантирования вкладов  при осуществлении мер по реструктуризации банковской системы и повышению качества надзора, способствуя динамичному развитию банковского сектора, расширению его ресурсной базы, означает одновременно расширение потенциальных возможностей роста инвестиционной активности кредитных институтов. Введение системы, обеспечивающей предоставление твердых гарантий от возможных рисков, позволило бы шире вовлечь в инвестиционный процесс средства населения.
      Государственная политика должна быть направлена, с  одной стороны, на создание равных условий  для вложений в различные секторы экономики, обеспечение государственной поддержки и гарантий частных инвестиций, а с другой стороны, на повышение доверия частных инвесторов к обязательствам государства, институтам фондового рынка, банковским структурам. Для предложения конкурентоспособных реальных ставок по банковским депозитам должны не только укрепляться надежность и стабильность финансовых институтов, повышаться стандарты их экономической работы, но и снизиться риски в экономике, появиться новые инвестиционные проекты, возрасти экономическая отдача от инвестиций. 
 
 
 
 
 
 
 

    Налоговая политика5
 
      В области налоговой политики создание благоприятных условий активизации  инвестиционной деятельности в производственном секторе предполагает повышение  действенности налоговых льгот при осуществлении инвестиций. Налоговые льготы могут осуществляться в виде: освобождения от налогообложения части прибыли, направленной на финансирование капитальных вложений с целью развития собственной производственной базы и на финансирование жилищного строительства; скидок, действие которых связано с расходами, влияющими на результаты налогообложения; налоговых кредитов; налоговых каникул.
      В Налоговом кодексе льготы по налогообложению  существенно сокращены. В частности, в системе налоговых скидок не предусмотрена льгота по расходам на капитальные вложения. Это связано с тем, что данная льгота во многом не выполняла возложенной на нее роли стимулирования инвестиций в реальный сектор экономики из-за неконкретности механизма реализации, предусмотренного законодательством. Практическое применение существующих ограничений (данная льгота предоставляется при условии полного использования суммы начисленной амортизации) усложняло расчет налогооблагаемой прибыли и оставляло возможность для уклонения от налогов.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.