На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Понятие и сущность информационного общества

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 14.05.2012. Сдан: 20 И. Страниц: 10. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


      Министерство  образования и науки РФ
      ГОУ ВПО Саратовский государственный  технический университет
      Факультет экологии и сервиса
      Кафедра МТБ 
 
 

      Курсовая  работа
      по  дисциплине  «Теории организации» 

      на  тему: Понятие и сущность информационного общества 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                                Выполнила: студентка СКС- 4
                                      
                                                                Проверила: ассистент кафедры МТБ
      Керими  К.М. 
 

      Саратов 2011
 

       Содержание 

 

ВВЕДЕНИЕ
      На  рубеже  60-70 годов XX века в развитых странах становится очевидным, что информационные технологии и процессы начинают оказывать существенное влияние на развитие общества. Попытки осмыслить это влияние приводят к зарождению концепции  информационного общества – общества, в котором главной ценностью и структурообразующей основой является информация, и в  котором  все процессы тесно связаны с информацией и информационными технологиями (прежде всего, электронными). Такое общество обычно рассматривается как новая ступень эволюции человеческой цивилизации, как новая фаза общественного развития, при которой информационный сектор экономики начинает играть решающую роль в развитии отдельных стран и всего мирового сообщества.
     В настоящее время имеется большое  количество научных исследований, футурологических и публицистических работ, в которых с различных точек зрения исследуются проблемы взаимоотношения общества и личности с информационными технологиями, регулярно проводятся конференции и семинары.  Актуальность данной темы привлекает внимание большого числа ученых и общественных деятелей, и это неудивительно – информационная индустрия продолжает стремительно  развиваться, охватывая все новые и новые  направления.
      Далее предпринята попытка обобщить некоторые  взгляды на информационное общество, особенности его формирования, проблемы и перспективы развития. Для этого необходимо рассмотреть исторические предпосылки его возникновения, основные теоретические идеи и концепции. Кроме того, важно проследить современные тенденции развития общества, связанные с широким распространением информационных технологий, что позволит сделать вывод о том, как идет процесс развития информационного общества в настоящее время, и какие последствия эти процессы  будут иметь  для людей.   
 

1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОНЯТИЯ «ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО»

1.1.Понятие, сущность информационного общества

      Начиная с конца  60-х годов XX века в развитых капиталистических странах (прежде всего, в Японии и США) становится очевидным, что информация и информационные ресурсы начинают играть особую самостоятельную роль, не привязанную более к материальному производству. При этом информационные ресурсы приобретают статус определяющего фактора развития материального производства, а не наоборот, как это было ранее.  Все это вызвало появление нового  подхода к оценке влияния информации и информационных процессов на общество – концепции информационного  общества, в котором  информация    занимает главенствующее   положение.  Изобретение термина приписывается Ю. Хаяши, профессору Токийского технологического института. Контуры информационного общества были обрисованы в отчетах, представленных японскому правительству рядом организаций, в частности  Агентством экономического планирования и  Советом по структуре промышленности. Показательны названия отчетов: «Японское информационное общество: темы и подходы» (1969 г.), «Контуры политики содействия информатизации японского общества» (1969 г.), «План информационного общества» (1971 г.). В этих отчетах информационное общество представлялось как такое, где процесс компьютеризации даст людям доступ к надежным источникам информации, избавит их от рутинной работы, обеспечит высокий уровень автоматизации производства. При этом изменится и само производство - продукт его станет более «информационно емким», что означает увеличение доли инноваций, дизайна и маркетинга в его стоимости. Именно тогда впервые была сформулирована ныне общепризнанная идея о том, что «производство информационного продукта, а не продукта материального будет движущей силой образования и развития общества»[21]. Значительное влияние  на развитие концепции информационного общества оказали также работы У. Мартина, М. Кастельса, М. Маклюэна, Й. Масуды, Т. Стоуньера и других исследователей.
        Позже термин «информационное  общество»  получил широкое  распространение, и настоящее время используется в различных контекстах. Часто также  употребляются близкие понятия «общество знания» и  «постиндустриальное общество».
      Несмотря  на многообразие взглядов различных  исследователей, все же можно выделить некоторые общие фундаментальные черты информационного общества:
    изменение роли информации и знания в жизни общества, выразившееся, прежде всего,    в    беспрецедентном    возрастании информационной    насыщенности хозяйственной, управленческой и других сфер деятельности, в превращении информации и знания в важнейший ресурс социально-экономического развития;
    превращение информационной индустрии в наиболее динамичную, выгодную и престижную сферу производства;
    возникновение развитой рыночной инфраструктуры потребления информации и информационных услуг;
      - нарастающая информатизация общества  с использованием телефонии, радио,  телевидения, сети Интернет, а  также традиционных и электронных  СМИ;
      - создание глобального информационного  пространства, обеспечивающего: эффективное информационное взаимодействие людей, их доступ к мировым информационным ресурсам и удовлетворение их потребностей в информационных продуктах и услугах;
      - глубокие изменения в моделях  социальной организации и сотрудничества, когда во всех сферах общества происходит замена централизованных иерархических структур гибкими сетевыми типами организации, приспособленными к быстрым изменениям и инновационному развитию.
      Таким образом, можно говорить о том, что  стремительное развитие и распространение  новых информационно-коммуникационных технологий несет с собой кардинальные изменения в информационной сфере на глобальном уровне. Их революционное воздействие касается государственных структур и институтов гражданского общества, экономической и социальной сфер, науки и образования, культуры и образа жизни людей. Как подчеркивается в Окинавской Хартии глобального информационного общества, информационно-коммуникационные технологии становятся важным стимулом развития мировой экономики. Они являются одним из наиболее значимых факторов, обеспечивающих функционирование мировых рынков информации и знаний, капитала и труда. В этих условиях известная фраза «кто владеет информацией - владеет миром», обретает совершенно новый смысл и становится актуальной как никогда раньше.

      1.2.Причины и  последствия информационных революций 

      Вплоть  до XVI века деятельность общества была направлена на овладение веществом, то есть познание свойств вещества и изготовление сначала примитивных, а потом более сложных орудий труда.
      Затем в процессе становления индустриального общества на первый план вышла проблема овладения энергией — сначала тепловой, затем электрической, наконец, в XX веке — атомной. Овладение энергией позволило освоить массовое производство потребительских ценностей и, как следствие, повысить уровень жизни людей и изменить характер их труда.                                                                             
      В то же время людям всегда была свойственна  потребность выразить и запомнить  информацию об окружающем мире.
        В истории развития цивилизаций произошло несколько информационных революций.
      Первая  революция связана с изобретением письменности. Появилась возможность распространения знаний и сохранения их для передачи последующим поколениям.
      Вторая  революция (середина XVI века) вызвана изобретением книгопечатания, которое радикальным образом изменило общественную культуру.
      Третья  революция (конец XIX века) обусловлена изобретением электричества. Появились телеграф, телефон, радио, позволяющие оперативно передавать информацию.
      Четвертая революция (70-е годы XX века) связана с изобретением персонального компьютера (ПК).
      Создание  персональных компьютеров было предопределено нараставшими объемами информации, с  которыми сложно справиться с помощью  традиционных технологий: бумаги и  ручки. Это противоречие стало негативно сказываться на темпах роста научно-технического прогресса (НТП). Стали говорить об «информационном взрыве», называя так бурный рост потоков и объемов информации.
      В результате в качестве средства для  хранения,  обработки и передачи информации научно-технический прогресс предложил обществу персональный компьютер.
 

2. ИСТОКИ  ИНФОРМАЦИОННОГО  ОБЩЕСТВА

2.1. Информационное общество  как развитие идей  постиндустриализма

      Следует отметить, что идеи  информационного  общества берут начало в теории постиндустриализма, которая стимулировала интерес  исследователей к отдельным аспектам воздействия научно-технического прогресса  на социум,  что привело к появлению  широкого спектра концепций, в том числе концепции информационного общества. В этой связи следует упомянуть работы американского социолога и футуролога  Э. Тоффлера, в частности,  «Шок будущего» (1970 г.), «Третья волна» (1980 г.)  и другие. Важное место в его работах занимает так называемая  концепция трех волн.  Тоффлер выделяет  три основных стадии (волны) развития человечества - аграрную, индустриальную и  постиндустриальную. Основная метафора, используемая Тоффлером, - это столкновение волн, приводящее к переменам. По мнению автора, идея волны -  это не только способ организовать огромные массы весьма противоречивой информации, она помогает видеть то, что находится под «бушующей поверхностью перемен». С использованием этой метафоры, в частности, объясняется  возникновение различных глобальных конфликтов [2].
        Первую волну Тоффлер называет  «сельскохозяйственной цивилизацией».  Все древние цивилизации Китая,  Индии, Греции, Рима, Центральной  Америки обладали фундаментальными  общими чертами. Земля была  основой экономики, жизни, культуры, семейной организации и политики. Господствовало простое разделение труда и существовало несколько четко определенных каст и классов: знать, духовенство, воины, рабы или крепостные. Экономика была децентрализованной, а власть была жестко авторитарной,  социальное происхождение человека определяло его место в жизни.
      Промышленную  революцию Тоффлер называет «второй  волной», которая изменила сложившиеся  ранее общественные институты и  изменила образ жизни людей. В  первой половине XX века, по мнению Тоффлера,  окончательно установилась «индустриальная цивилизация», однако вскоре на мир начала «накатываться новая волна» (постиндустриальная), несущая с собой новые институты, отношения, ценности. Третья волна, несет новые взгляды на мир и новые научно-технологические достижения в области информатики, электроники, молекулярной биологии, которые позволяют выйти за пределы ограниченных жизненных и философских концепций индустриального периода и создают условия для устранения его главного противоречия - между производством и потреблением.
      Так, например, развитие компьютерной техники  и средств связи приведет, по мнению Тоффлера, к изменению структуры  занятости, а в сочетании с  усиливающейся интеллектуализацией  труда к появлению так называемых «электронных коттеджей», которые позволят перенести работу из офиса в жилище работника. Помимо экономии времени и сокращении транспортных расходов, затрат на обеспечение централизованных рабочих мест, внедрение «электронных коттеджей» приведет, по мнению Тоффлера, к укреплению семьи и усилит тенденции к возрождению привлекательности для жизни малых городов и сельских поселений.
      Рассматривая  тенденции развития средств массовой информации, Тоффлер отмечает повышение  их интерактивности благодаря внедрению  новых сетевых компьютерных технологий. Он утверждает, что наступает эпоха не массовых средств информации, при этом наряду с новой техносферой появляется новая инфосфера, и это будет иметь далеко идущие последствия во всех сферах жизни, включая наше сознание. Следует подчеркнуть, что Э. Тоффлер, помимо чисто технологических моментов, отмечает тенденции и перспективы создания новой интеллектуальной среды, основанной на компьютерных сетях [3].
      Описывая  тенденции неотвратимого внедрения  информационных технологий в каждодневную жизнь человека, Э. Тоффлер обозначает и важные социально-философские проблемы. «Не окажется ли, что интеллектуальные машины, особенно объединенные в коммуникационные сети, выйдут за пределы возможностей нашего понимания и станут недоступны для контроля над ними?»
      Рассматривая  структуру производства в новом  обществе, Тоффлер выделяет тенденцию  демассификации производства. По его  мнению, качественные изменения в  техносфере и инфосфере соединились, принципиально изменив способ производства изделий. Система производства постепенно движется от традиционного массового изготовления к сложной смеси массовой и уже не массовой продукции. Конечная цель этого процесса -  изготовление изделий только на заказ, которое осуществляется в результате автоматизированного непрерывного процесса под все возрастающим прямым контролем заказчика.
      Добавим также, что Тоффлером  анализируется  трансформация власти и перспективы  развития демократических принципов, с той точки зрения, что новое  общество будет возможно только при сохранении и развитии демократии.
      В развернутом и детализированном виде концепцию информационного  общества (с учетом того, что в  нее почти в полном объеме включается разработанная им в конце 60-х - начале 70-х годов теория постиндустриального  общества) предлагает Д. Белл. Белл писал, что роль сельского хозяйства и промышленности будет неуклонно падать при возрастании значения и расширения сферы информационной индустрии. Революция в организации и обработке информации и знаний, в которой центральную роль играет компьютер, развертывается одновременно со становлением постиндустриального общества. Как утверждает Белл, «в наступающем столетии решающее значение для экономической и социальной жизни, для способов производства знания, а также для характера трудовой деятельности человека приобретает становление нового уклада, основывающегося на телекоммуникациях. Революция в организации и обработке информации и знаний, в которой центральную роль играет компьютер, развертывается одновременно со становлением постиндустриального общества». Причем, по мнению Белла, особенно важны три аспекта постиндустриального общества. Имеется в виду переход от индустриального общества к обществу услуг, определяющее значение кодифицированного научного знания для реализации технологических нововведений и превращение новой «интеллектуальной технологии» в ключевой инструмент системного анализа и теории принятия решения.
      Проблемы  информационного общества с точки  зрения постиндустриализма нашли также  отражение в работах американского  исследователя, профессора У. Мартина. Мартин предпринял попытку выделить и сформулировать основные характеристики информационного общества по следующим критериям:
      1) Технологический критерий: ключевой  фактор — информационные технологии, которые широко применяются в производстве, учреждениях, системе образования и в быту.
      2)Социальный  критерий: информация выступает  в качестве важного стимулятора  изменения качества жизни, формируется  и утверждается «информационное  сознание» при широком доступе  к информации.
      3) Экономический критерий: информация составляет ключевой фактор в экономике в качестве ресурса, услуг, товара, источника добавленной стоимости и занятости.
      4) Политический критерий: свобода  информации, ведущая к политическому  процессу, который характеризуется  растущим участием и консенсусом между различными классами и социальными слоями населения.
      5) Культурный критерий: признание  культурной ценности информации  посредством содействия утверждению  информационных ценностей в интересах  развития отдельного индивида  и общества в целом.
      Говоря  об информационном обществе, Мартин особо  подчеркивает, мысль о том, что  коммуникация представляет собой «ключевой  элемент информационного общества», а сам термин не следует принимать  в буквальном смысле, а следует  рассматривать как ориентир, как некоторую тенденцию. По его словам, в целом, эта модель ориентирована на будущее, для постепенного перехода к информационному обществу должен произойти ряд изменений. Прежде всего, изменения касаются  структуры экономики и распределения рабочей силы, возрастания роли информации, широкого распространения компьютеров, внедрения информационных технологий в образование и т.д.
      Мартин  определяет информационное общество как  общество, в котором качество жизни  так же как перспективы социальных изменений и экономического развития в возрастающей степени зависят от информации и ее эксплуатации. В таком обществе стандарты жизни, формы труда и отдыха, система образования и рынок находятся под значительным влиянием достижений в сфере информации и знания».
      П. Дракер в своих работах, посвященных информационному обществу, выдвигал  идею преодоления традиционного капитализма. Основными признаками происходящего сдвига он считал переход от индустриального хозяйства к экономической системе, основанной на знаниях и информации, преодоление капиталистической частной собственности, формирование новой системы ценностей современного человека и трансформация национального государства под воздействием процессов глобализации экономики и социума. Современная эпоха, по мнению Дракера,  представляет собой время радикальной перестройки, когда с развитием новых информационно-телекоммуникационных технологий человечество получило реальный шанс преобразовать капиталистическое общество в общество, основанное на знаниях.

2.2. Сетевое общество и информационализм

      Значительное  влияние на развитие идей информационного  общества оказали работы М. Кастельса, посвященные анализу роли информации в современном обществе.  Кастельс избегает понятия «информационное общество», по его мнению, все общества так или иначе использовали информацию и поэтому были информационными, точно также как все общества в некоторой степени были индустриальными. Вместо этого Кастельс использует термин «информационная эпоха», который, по его мнению, имеет большую аналитическую ценность и позволяет описать некий период перемен, которые постепенно нарастали, начиная с 1970-х годов. Кастельс также  вводит новый термин - «информационализм», который определяет как «воздействие знания на знание как основной источник производительности». Развитие информационализма, по мнению Кастельса, приводит к появлению сетевого общества и «новой экономики». Только в современных условиях распространения электронных средств связи информация  становится структурообразующей основой развития общества нового типа. Исходя из постулата, что информация по своей природе является таким ресурсом, который легче других проникает через всяческие преграды и границы, он рассматривает информационную эру как эпоху глобализации. При этом  ядром новой формы коммуникационной организации общества является не информация сама по себе, а «сетевая логика его базисной структуры», придающая распространяемой информации особые качества и функции, системно преобразующие все основные сферы жизнедеятельности людей - от экономики и политики до образования и культуры. Сетевые структуры являются одновременно и средством и результатом глобализации общества. Именно сети, по мнению Кастельса, составляют новую социальную морфологию обществ, а распространение сетевой логики в значительной мере сказывается на ходе и результате процессов, связанных с производством, повседневной жизнью, культурой и властью.
     Называя новый тип общества сетевым, Кастельс стремится продемонстрировать ведущую роль компьютеризированных информационных линий связи, которые пронизывают общественную жизнь современного мира в различных направлениях - горизонтально и вертикально, внутри отдельных стран или регионов и транснационально, образуя разветвленную сеть коммуникаций, функции которых часто сравниваются с функциями нервной системы, управляющей организмами.
      Описывая  современность, Кастельс использует термин «информациональный капитализм», который  является особо безжалостной формой капитализма, поскольку сочетает в себе невероятную гибкость с глобальным присутствием. Информационный капитализм, по мнению Кастельса, характеризуется разделением труда на четыре основных категории, высшей из которых является производство высокой стоимости, основанное на информационном труде. При этом Кастельс, как и Тоффлер, подчеркивает определяющее значение знания для новой экономики, которая опирается на «капиталистическую форму производства», но имеет «информационную форму развития».
      Трансформационные процессы в экономике вызывают серьезные изменения на рынке труда. Происходит расчленение труда в глобальных масштабах — капитал и труд оказываются не связаны друг с другом, так как жизнь глобального капитала все меньше и меньше зависит от конкретного труда и все больше и больше от накопленного объема труда как такового, которым управляет «небольшой мозговой центр, обитающий в виртуальных дворцах глобальных сетей» Следует отметить, что трансформационные процессы на рынке труда, которые зафиксировал Кастельс, могут подорвать одно из важнейших достижений позднего индустриального общества — средний класс, как основу государства всеобщего благоденствия. При этом Кастельс, не говорит о закате капитализма, а даже наоборот, утверждает, что общество сетевых структур является буржуазным обществом. Однако эта разновидность капитализма существенно отличается от своих предшественников двумя основными признаками: глобальный характер и базирование на сети финансовых потоков, которые не знают границ и национальностей.
      Основным  противоречием (и соответственно движущей силой развития) формирующегося нового общества, основанного на сетевых структурах, является противоречие между глобализацией мира и идентичностью (самобытностью) конкретного сообщества. Кастельс, опираясь на концепцию французского социолога Алена Турена, вводит понятия «идентичность сопротивления» и «идентичность, устремленная в будущее». В обществе сетевых структур наряду с государством, глобальными сетями и индивидуумами существуют сообщества, которые объединяются вокруг идентичности сопротивления. Это сопротивление направлено против основной тенденции развития современного общества — глобализации.
      В своих работах Кастельс также  концентрирует внимание на трансформации  общественных отношений в различных  сферах под влиянием развития Интернета. Специфика трансформаций зависит от исторических, культурных и институциональных факторов, и эти процессы приносят как благоприятные возможности, так и негативные последствия. Он отмечает, что Интернет, как глобальная сеть сетей, становится телекоммуникационной основой сетевого общества и формулирует некоторые проблемы, препятствующие, по его мнению, развитию такого общества.
        В частности, существует опасность,  что инфраструктура Интернета  может оказаться в чьей-то собственности,  а доступ к нему – объектом контроля. Кроме того, неполный охват общества сетью в силу различных технических, экономических или институциональных причин, приводит к изоляции от него отдельных социальных групп.
      Также выделяются проблемы с развитием  способностей к обработке информации и генерации соответствующих знаний — т.е. приобретением интеллектуальной способности к обучению тому, чтобы учиться на протяжении всей жизни, нахождению и переработке информации, ее использованию для производства знаний. Появление сетевого предприятия и индивидуализация схем занятости приводит к изменению механизмов социальной защиты, на которых основывались производственные отношения индустриального мира. Новая экономика запаздывает с внедрением новых гибких процедур институционального регулирования. Сдвиг в сторону компьютеризированных глобальных сетей в качестве организационной основы капитала в значительной степени подорвал регулятивные способности, как национальных правительств, так и международных институтов, а следовательно нужны новые механизмы регулирования. Кастельс, как и Тоффлер, высказывает опасения относительно возможности выхода из-под контроля человека созданных им технологических устройств, а поскольку жизнь людей все больше зависит от техники, то может возникнуть опасность глобальных катастрофических последствий для всего общества [4].

2.3. Идеи  «электронного  общества» и «общества  знания»

      Еще на заре возникновения идей  информационного  общества было понятно, что с технической точки зрения основой его формирования будет являться развитие вычислительной и информационной техники. Назывался и ряд других признаков:
      - информация приобретает глобальный  характер;
      - на движение информационных потоков  уже не оказывают существенного влияния государственные границы и различные барьеры; попытки ограничить свободное распространение информации наносит вред стране, стремящейся внести такого рода ограничения; значительно выросли возможности сбора, обработки, хранения, передачи информации, доступа к ней;
      - увеличивается воздействие информации  на развитие различных сфер  человеческой деятельности; углубляется  процесс децентрализации общества; происходит переход к новым  формам занятости; идет процесс  формирования новых трудовых  ресурсов за счет увеличения количества занятых в информационной индустрии. 
      Так,  например, философ и социолог М. Маклюэн  рассматривал технологии коммуникации в качестве решающего фактора  процесса формирования той или иной социально-экономической системы. Еще  в 1962 г. М. Маклюэн вводит, в качестве основного, понятие «электронное общество», подчеркивая стремление изучать развитие современной культуры, прежде всего, исходя из места в ней электрических, или электронных средств общения, а также процессов коммуникации. Основной тезис Маклюэна - «сообщением, передаваемым средством коммуникации, является само это средство» («The Medium is the Message»). Внимание Маклюэна было сконцентрировано, прежде всего, на телевидении, однако оно выступало как бы представителем всей глобальной электронной реальности - говоря о воздействии телевидения, он стремился выявлять тенденции характерные для всех СМИ. В качестве эстетико-психологического и социального объекта телевидение привлекает внимание, поскольку оно «вбирает» в себя другие масс-медиа (радио, кино, прессу), и тем самым является определяющим элементом информационных технологий и информационных сетей — т.е. «электронного общества». Маклюэн указывает на два основных аспекта телевидения:
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.